Православие » Молитвы » Что такое заговенье на рождество, великий пост, мясо и т.д. - православные иконы и молитвы

Что такое заговенье на рождество, великий пост, мясо и т.д. - православные иконы и молитвы

13 августа у православных верующих заговенье перед Успенским постом, который начнется 14 августа

Реклама

Заговенье – это последний день перед длинным постом, в который пока еще разрешается вкушение скоромных продуктов – мяса, молочных продуктов, рыбы.

В этот же день обычно принято готовиться к начинающемуся посту: планировать свои дела на постное время таким образом, чтобы выделить больше времени на молитву, чтение Писания и святоотеческой литературы, на посещение богослужений в храме.

Кроме того, в этот день желательно посоветоваться со своим духовником о мере строгости поста, если это не было сделано ранее.

В этот же день вечером во многих храмах будет совершаться Всенощное бдение под праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. С этого праздника начнется Успенский пост и продлится он до 27 августа.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Этот пост призван помочь нам подготовиться к двум великим праздникам — Преображения Господня и Успения Божией Матери.

Продолжается он две недели — c 14 до 28 августа
Хотя Успенский пост длится всего две недели, но по строгости воздержания приравнивается к Великому.

Согласно строгим монастырским уставам, в течение его полагается вкушать только растительную пищу, причём без постного масла. Растительное масло разрешается употреблять лишь в субботу и воскресенье.

Питание в Успенский пост по дням

Понедельник, среда и пятница

Придерживайтесь сухоедения, то есть разрешено принимать пищу без термической обработки, без добавления большого количества специй, растительного масла.

Запрещено есть мясо и рыбу.

Вторник и среда

В эти дни Успенского поста можно употреблять горячую пищу.

Суббота и воскресенье

В рацион можно добавлять растительное масло и пить немного сухого красного вина (оно считается растительным продуктом).

На период Успенского поста выпадает несколько праздников, один из которых Медовый Спас, который отмечается 14 августа. В этот день принято приносить в церковь мед и мак для освящения. В этот праздник допускается употреблять в пищу плоды нового урожая.

На Яблочный Спас, которой празднуют 19 августа, после освящения в церкви плодов их можно есть сырыми и готовить из них различные блюда.

Заканчивается Успенский пост праздником Успения Богородицы 28 августа. В этот день можно употреблять блюда из рыбы. Если же Успение выпадает на среду или пятницу, то выходить из поста можно только на следующий день.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Источник: http://c-ib.ru/else/67131.html

Заговенье на Великий пост 2018

Заговенье на Великий пост 2018 по традициям православной церкви — это последний день перед многодневным, длительным Великим постом.

В этот день православным христианам ещё разрешается употреблять скоромную пищу, то есть питаться продуктами животного происхождения, а также избегать работы и веселиться в ожидании ограничений.

В обрядах славян заговенье на Великий пост встречается чаще всего, поскольку этот пост выделен среди остальных, хотя бывает перед каждым из четырех знаменательных постов.

Самое важное значение в любом заговенье имеет пища. В день перед многодневным воздержанием допускаются очень обильные трапезы, различные увеселения и обильные угощения гостей при застольях. Именно с пищей связано много обрядов и традиций у православных славян.

Например, в Белоруссии на заговенье первыми к столу подходят женщины. Это, по поверью, способствовало размножению скота женского пола. В Македонии на любое заговенье хозяйки бесплатно раздают сыр, вина и хлеб.

В России же в день перед самым длинным постом принято задабривать домового. Считалось, что капризный дух останется доволен, если на чердаке для него оставить немного свежего молока и хороший кусок мяса.

После этого хранители жилья более рьяно занимаются своими обязанностями и берегут дом от злых сил.

Несмотря на то, что это связано с народными поверьями больше, чем с религиозными традициями, люди до сих пор стараются защитить свой дом всеми возможными способами. И это помогает благодаря человеческой вере.

Помимо этого, в веселый день молодые люди обменивались подарками, в которых также преобладали продукты питания.

Заговенье 2018 года. Обряды и истоки

Масленичное заговенье на Великий пост 2018 года, или Прощеное воскресенье, пройдет 18 февраля. В этот день, следуя традициям предков, остаткам скоромной пищи можно найти применение в народной хозяйственной магии, например: сжечь блины, молоко и мясные блюда на ритуальном масленичном костре. День заговенья обязательно нужно встретить как следует и съесть как можно больше вкусных блюд.

Сложилось так, что в нашей православной культуре народные поверья тесно переплелись с церковными праздниками и традициями. Заговены – значимая дата в Православной церкви совпадает со славянским праздником весны, семьи и благополучия.

В это время можно угадать, каким выдадутся грядущие весна и лето. Так, если крышу покрывает снег, то и Пасха обещает быть снежной, а вот непогода и сырость обещали хороший урожай яровых. Солнечный же день обязывал раньше начинать посевную.

На заговенье можно было способствовать увеличению урожая. С этой целью молодежь собирала весёлый «поезд». Все садились в сани и объезжали поля, на которых уже посеяли озимые. Проделанный с лёгкой душой ритуал обязательно помогал зерновым расти.

А если кому-то во время поездки удавалось упасть из кортежа в сугроб, то и лён уродится высоким и не поддастся ветру, когда его разложат на поле. Сегодня подобные поверья в некоторой степени устарели.

Но можно их немного переиначить: урожай означает денежный доход, а проезжать по полям – совершить путешествие, например, в памяти.

Соприкосновение с землей, по поверьям литовцев, обеспечивало невероятный прилив сил. Ведь человек и планета пребывают в связи. Их непосредственный контакт помогает как людям, так и земле, которая успела ослабеть к концу зимы. В этот период внимание и помощь человека ей очень нужны. Если передать земле-матушке силы, то она расцветет, зазеленеет и отблагодарит вас небывалым урожаем.

Сегодня заговенье больше именно «пищевой» день, но обряды с солнцем, домовым и другими «языческими» вещами, могут иметь свою силу. Иисус воскресает тогда, когда близится весеннее равноденствие, он – Солнце. Вся природа – помощник ему и человеку. И если обряды несут хорошее настроение, веру в светлое будущее и совершаются во имя Господа, — это самый лучший способ заговеть.

Источник: http://velikij-post.ru/velikij-post-i-dlya-chego-postitsya/zagovene-na-velikij-post.html

Рождественский пост в 2018 году

27 ноября. ПРАВМИР. У православных христиан 28 ноября начинается Рождественский пост.

Рождественский пост в 2019-2020 году: 28 ноября – 6 января 2020 года

Рождественский пост в 2020-2021 году: 28 ноября – 6 января 2021 года

Как был установлен Рождественский пост?

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Читайте также – Церковный православный календарь постов и трапез на 2018 год

Когда начали праздновать Рождество Христово?

Начало этого праздника относится к временам Апостолов.

В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri).

Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.

], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью.

Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни.

В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг.

Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

Читайте также:  Александр свирский где находятся мощи, житие, о чем просить

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Вы прочитали статью Рождественский пост в 2018 году. Возможно, Вам будет интересно узнать:

Источник: https://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-post/

Православные посты и сплошные седмицы. Православие простыми словами

Пост – дни воздержания, в том числе от скоромной пищи. Постное меню полностью исключает следующие продукты: мясо, молоко и любые молочные продукты, яйца и блюда, включающие их в свой состав. Не забываем, что постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно.

В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от услаждения наших пороков, оставление грехов и прегрешений и упражнение в добродетелях. Духовный пост состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога.

 То есть, не есть животной пищи, но ругаться матом, осуждать всех, развлекаться, думать о удовлетворении похотных мыслей и т.д. – постом не считается. « бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям.» Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Главное в посте – не только постная пища, но борьба со страстями. Надо и не есть животного, и вести более правильную жизнь, конечно же чаще посещая церковь.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Также в посты нельзя играть свадьбы (в т.ч. венчаться).

Сплошная седмица – неделя без поста. Сплошные седмицы (неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Постные дни и сплошные седмицы в Православии на 2017 год:

Каждая среда и пятница (за исключением сплошных седмиц).

Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.

Пост считается строгим, то есть нельзя никакую животную пищу. В эти дни иногда (летом и осенью) разрешается рыба – т.е. следите за православным календарем.

07 января – 17 января Сплошная седмица! Святки – двенадцатидневный период от Рождества до Богоявления. Принято радоваться празднику Рождения Иисуса Христа. Святочные дни хорошо посвятить семье: родителям и детям, а также людям одиноким, у кого нет родных и близких.

Кроме того, православные христиане на святках всегда уделяют время свершению милосердных дел. В этот период особенно радостно поделиться счастьем Рождества Христова с другими людьми, сделав для них что–то нужное и доброе.

Много людей на Святки посещают детские дома и больницы, устраивают благотворительные концерты, поздравляют с Рождеством сирот и неимущих. А вот проводить святочные дни за бездарным просмотром телевизора не стоит – такое поведение означало бы растрату дара, которым наделил людей Господь.

Чем нельзя заниматься в святочные вечера – это устраивать гадания, церковь категорически запрещает не только святочные, но и любые иные гадания.

18 января. Пост 1 день! Крещенский сочельник (Навечерия Крещения Господня) – вечер перед тем, когда Иоан Креститель (Предтечи) крестил Иисуса Христа.

В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром (примерно 11 утра) и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды.

Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления.

Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

6 февраля – 12 февраля. Сплошная седмица! Мытаря и фарисея.

(уничтожение в себе гордости и фарисейского самомнения – наихудших из страстей, а также увеличение молитвы мытаря ««Боже, милостив буди мне, грешному!»
Это первая подготовительная неделя к Великому посту.

Эту седмицу именуют также «предвозвещение» — начинается подготовка к великой битве с собственными страстями и грехами, которая предстоит каждому постящемуся.

 20 февраля – 26 февраля Сплошная седмица! (Сырная) Масленичная (Сыропустная) неделя. Седмица – это неделя, завершающая подготовительный период к Великому Посту. Это ответственное время для каждого православного, ведь в эти семь дней идёт приготовление к самому значимому посту в году.

Сыропустную Седмицу уже нельзя есть мясо, но разрешается вкушать молочную (сыр, масло) пищу и яйца. Нельзя идти на поводу у своих соблазнов: переедать, устраивать гуляний и обжорства. Следует воздерживаться от участия во всевозможных языческих традициях и обычаях. Православные христиане в Сыропустную Седмицу просят друг у друга прощения.

В среду в храме читают великопостную молитву Ефрема Сирина. Если вам не приходилось читать эту молитву — изучите ее, потому, как это молитва для вас будет основной во время Великого Поста.

  Смысл Сырной седмицы— примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту— время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

26 февраля Праздник перед постом!– Масленица (изгнание Адама из Рая).

27 февраля – 15 апреля 2017 ПОСТ! Великий пост (меняется каждый год в дате начала и конца)- важнейший из многодневных постов. Святая Четыредесятница (40 дней) —
27 февраля – 09 апреля — подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане.

Также дни Великого поста – это дни покаяния
8 апреля – Лазарева суббота (Иисус воскресил Лазаря)
9 апреля – вербное воскресенье (Вход Господен в Иерусалим)
10 апреля – 16 апреля — Страстная седьмица. Неделя перед Пасхой
С рассветом (после Литургии) 16 апреля – Пасха.

Кто пренебрегает Четыредесятницей… тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого

17 апреля – 23 апреля Сплошная седмица! Светлая Пасхальная Седмица — каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота. В эти дни православные красят яйца и дарят друг другу.

Поста во время Светлой седмицы нет. Так же запрещено самовольно налагать на себя пост. Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. В Субботу после литургии артос торжественно благословляется. После кусочки раздаются верующим.

Молящиеся, получив часть артоса, сохраняют ее в течение всего года.

Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! » и ответом «Воистину Воскресе!»

5 июня – 11 июня Сплошная седмица! Троицкая седмица — это, седмица после празднования Святой Троицы. Первый день сплошной седмицы следует сразу же после Троицы и зовется «День Святого Духа».

Он учрежден и благословен Церковью в честь сошествия Святого Духа.

Церковь не рекомендует работать в этот день, однако этот день понедельник — является официально трудовым и здесь верующий должен для себя решить, может ли он нарушить церковный запрет.

12 июня 2017 – 11 июля 2017. ПОСТ! Петров пост (пост Пятидесятницы). —

сошествие святого духа на апостолов

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную (по правую руку) Отца (Бога), ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников.

14 до 27 августа.

ПОСТ 14 дней! Успенский пост — установлен перед великими праздниками Преображения  Господня (Иисус Христос показал себя, как истинный сын Бога, когда засиял ярким светом) 19 августа и Успения Божией Матери (земная смерть для Богородицы–её переход из земного тела в вечную жизнь с неограниченной возможностью помогать людям) 28 августа. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

14 августа — медовый Спас (освящается мед, но яблоки и виноград нового урожая есть нельзя)

19 августа В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. Освящаются яблоки – яблочный Спас. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

11 сентября. Пост 1 день! Усекновение главы Иоанна Предтече (Крестителя). В этот день казнили Иоанна Предтечи. Он пострадал за веру – после смерти стал могущественным молитвенником и святым.

27 сентября . Пост 1 день. Воздвижения Креста Господня. В этот день в 300 году Византийский император Константин с его матерью равноапостольной Еленой.

28 ноября -06 января Пост 40 дней!– Рождественский пост. Поскольку заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют также Филипповым.

Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих.

А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Читайте также:  Акафист иверской иконе божьей матери, текст акафиста

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Делимся!

Источник: http://vcerkvi.ru/pravoslavnye-posty-i-sploshnye-sedmicy.html

Рождественский пост 2016: 28 ноября — 6 января

Прожить долгую и холодную зиму в России и не предаться унынию – настоящий подвиг. Христианам это дается проще, потому что их зимнюю дорогу освещает яркая звезда, праздник, до которого с замиранием сердца считаешь дни, – Рождество Христово.

Вершина зимы, а перед ней – испытаение для тела и духа – строгий Рождественский пост. Мы собрали самые распространенные вопросы об этом посте, ответы на которые помогут православному человеку подготовиться к Рождеству.

Даты Рождественского поста

Время Рождественского поста – это ровно 40 дней. Пост начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 6 января включительно. В ночь на 7 января христиане заканчивают поститься и встречают вершину поста, его главную цель и смысл – Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

В каждом посте, в том числе в Рождественском, существует заговенье, иначе – канун поста. Оно приходится на 27 ноября, это день, в который Православная Церковь вспоминает жизнь святого апостола Филиппа. Именно в честь него Рождественский пост еще именуют Филипповым (по-народному Филипповки).

Если заговенье попадает на однодневные посты (среду или пятницу), то оно перемещается на предыдущий день – 26 ноября.

Зачем нужен Рождественский пост

Рождественский пост — это время для возрастания в Боге, для усердной молитвы и добрых дел.

Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно — гастрономический пост, отказ от развлечений — нужны не как самоцель, не как своеобразное аскетическое упражнение, а как подготовка к великому празднику — Рождеству Христову.

Радостному дню, когда Иисус Христос родился от Девы Марии, когда весь мир ликует, приветствуя Спасителя. Мы постимся, чтобы войти в этот день чистыми, свободными от суеты и всего, что вредит нашей душе.

Календарь питания: что можно есть в Рождественский пост

Рождественский пост — строгий. В этот период православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продуктов и от яиц. По поводу вкушения рыбы есть правила разной строгости. Согласно самому мягкому уставу, рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы.

В среду и пятницу также нельзя пить вино, а пищу надо есть без масла — это называется сухоядение. На Рождественский пост приходится Новый Год. Православным христианам лучше в этот светских праздник не отходить от поста. При это ни в коем случае не надо осуждать родных и друзей, которые, в отличие от вас, не постятся.

Лучше поставить на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры. Кроме того, даже соблюдая все гастрономические строгости поста, надо не забывать, что эти сорок дней в первую очередь — для духа, а не для тела.

И одни ограничения в еде — без духовной работы, без искренней молитвы, без помощи ближним — не принесут добрых плодов.

История Рождественского поста

Рождественский пост христиане начали выделять как отдельный и многодневный с IV века. Мы находим упоминания об этом посте в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого. Сорокадневным пост стал после собора 1166 года, который состоялся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле.

Что такое Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называют Сочельник. Это слово произошло от названия блюда — сочиво.

Сочиво готовится из зерен пшеницы, чечевицы или риса в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан 1, 8).

Этих святых православные христиане молитвенно вспоминают как раз перед праздником Рождества Христова. По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня.

До какого события продолжается Рождественский пост?

О том, до какого события продолжается Рождественский пост, мы можем догадаться из самого его названия. Рождество — вот точка, в которой заканчивается этот долгий сорокадневный период.

Длится этот пост с 28 ноября до 6 января включительно. 7 января Православная Церковь празднует Рождество Иисуса Христа, великий праздник, который напоминает нам о дне, когда Спаситель пришел в мир — родился от Девы Марии в городе Вифлееме.

Народные традиции Рождественского поста

На Руси Рождественский пост называли также Филипповки. Дело в том, что заговенье (последний день вкушения мясной пищи перед началом одного из трех — Рождественского, Петрова, Успенского — многодневных постов) выпадало на день памяти святого апостола Филиппа — 27 ноября по новому стилю.

У Филиппова дня были и другие названия: Куделица, Заговенье, Запусты или Запуски у белорусов, Филипп. Куделица — первая неделя прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу и приговаривали: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

«Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», «Не ленись прясть, хорошо оденешься». На Куделицы в деревнях играли последние перед постом свадьбы: жениться и выходить замуж во время поста Церковь не благословляла.

С Филиппова дня начинается «волчий месяц»: волки сбивались в стаи и подбирались близко к избам.

Подготовка к Причащению в Рождественский пост

Подготовка к Причащению в Рождественский пост, по сути, не отличается от обычной подготовки к этому Таинству. Но есть в ней и свой, особый смысл.

Когда христианин находится в процессе подготовки к великому празднику, когда он день за днем настраивается на духовный лад, когда ограничивает себя в еде и удовольствиях, Причастие часто становится еще глубже, еще важнее для него.

О Причастии Рождественский постом прекрасно сказал в проповеди митрополит Сурожский Антоний: «Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного.

Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно.

А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни».

Cуть рождественского поста

Суть Рождественского поста, безусловно, состоит не только в органичениях в еде, хотя они тоже важны. Начиная с поста гастрономического, телесного, христианин продвигается в духовном делании – учится быть ответственным за свою жизнь через сознательное самоограничение.

Пост в еде – не самоцель, а лишь средство к возрастанию во Христе, еще один шаг к Господу и исполнению Его заповедей. Рождественский пост еще называют Филипповым, а в просторечии Филипповки. Почему Филиппов? Дело в том, что канун поста (который называют заговенье) выпадает на день памяти святого апостола Филиппа – 27 ноября по новому стилю.

Это православный пост, который был установленн в честь одного из величайших событий в истории нашей веры – Рождества Христова, дня, когда Спаситель пришел в мир, чтобы раз и навсегда преобразить его и каждого из нас. Рождественский пост длится с 28 ноября по 6 января включительно – по новому стилю.

Это последний многодневный пост в году, который завершает календарный год и готовит нас к Рождеству. Этот пост продолжается сорок дней, как и Великий пост. Кстати, именно по этой причине его тоже, как и Великий, называют Четыредесятницей.

Чтобы лучше понять суть Рождественского поста, каждому христианину стоит прочитать тропарь и кондак праздника Рождества Христова, а еще лучше – изучить всю праздничную службу, не забыв про перевод с церковнославянского – чтобы, действительно, понимать, о чем поется в храме.

Тропарь, глас 4-й:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Источник www.foma.ru

  

Источник: http://teotokos.ru/nash-xram/poleznoe-chtenie/rozhdestvenskij-post

Рождественский пост

Зимний период для православных христиан всегда связан со вступлением в сорокадневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября (15 ноября ст. ст.

) и заканчивается в день великоторжественного праздника Рождества Христова.

Этот пост установлен для того, чтобы, очистившись покаянием, молитвой и постом и просветившись, таким образом, душой и сердцем, могли мы достойно приветствовать явившегося в мир Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес».

Содержание

Из истории Рождественского поста известно, что установлен он был во времена раннего христианства и уже начиная с четвертого века был принят к соблюдению.

Однако окончательный устав о продолжительности поста был сформирован только в середине ХII века, в 1166 году, когда по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, при императоре Мануиле, он повсеместно стал сорокадневным. 

По словам прп. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

По имени святого апостола Филиппа, на день памяти которого часто выпадает заговенье, Рождественский пост именуют также «Филипповым» или, в просторечье, «Филипповки». Уместно будет вкратце упомянуть здесь и житие святого апостола.

Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним.

Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин.

12, 21 – 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8). После Пятьдесятницы апостол проповедовал Евангелие в Галилее, сопровождая проповедь дивными чудесами. Затем он просвещал иудеев в Греции и многих обратил ко Христу. Из Эллады св.

апостол отправился в Сирию, Лидию, Мисию, Фригию, всюду проповедуя Евангелия и терпя всевозможные скорби и лишения от своих гонителей. Ему сопутствовали сестра его Мариамия и св. ап. Варфоломей. В г. Иераполе (Фригия) было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Св.

Филипп силой молитвы умертвил ехидну, а так же исцелил пострадавших от укусов змей. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель приказал схватить апостолов и распять их стремглав. Началось землетрясение и многих язычников засыпало землей. Св.

Читайте также:  Миро от мощей святителя николая чудотворца: как использовать, применение, где купить

Филипп молился о спасении мучителей. Многие уверовали во Христа и требовали прекращения казни. Ап. Варфоломей, снятый с креста, был жив, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Св. ап. Филипп предал дух свой, скончавшись на кресте.

Сам Рождественский пост можно было бы разделить на три периода. Первые три недели, до 19 декабря — памяти свт. Николы, архиеп. Мир-Ликийских чудотворца, устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам есть разрешение на рыбу.

Понедельник, вторник, среда — пища без масла (или с растительным маслом, в зависимости от дня памяти святого). Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям, а последние 5 дней, в Предпразднество Рождества Христова, устав по своей строгости совпадает с Великим постом.

Подробные указания о пище на каждый день следует смотреть в церковном календаре, так как ради памяти нарочитых святых могут встречаться некоторые послабления.

Особый день накануне великого праздника — 24 декабря, Рождественский сочельник. По сложившейся благочестивой традиции многие христиане этот день блюдут особенно строго и не садятся за трапезу до появления «первой звезды».

Так с благоговением вспоминаем мы явление чудесной Вифлеемской Звезды, проводившей восточных волхвов к яслям рожденного Богомладенца. Сочиво — это постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня — сочельник.

«Сочивом» называли раньше не только кашу и всякую постную пищу, но еще и сок; или, как говорили, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие.
 

Богослужебный церковный устав имеет также некоторые отличительные указания, последовательно подводя и готовя нас встретить Рождество Спасителя.

Начиная с 21-го ноября, когда празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы и до отдания Рождества Христова, на Утрени, когда поется великое славословие, поем катавасию Рождеству («Христос рождается…»). В предшествующие Празднику воскресные дни два раза полагаются свои особенные уставные службы.

От 11-го декабря включительно поется служба Недели святых праотец, а следом за ней идет Неделя святых отец, когда мы чествуем древних прародителей Христа: «Праотец совокупление, празднолюбцы приидите псаломски восхвалим. Адама праотца. Еноха, Ноя, Мельхиседека. Авраама, Исаака и Иакова. По законе, Моисея, и Аарона и Исуса. Самуила и Давыда.

С нимиже Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, и Даниила, и оба надесяте. Вкупе Илию, и Елесея, и всех. Захарию и Крестителя. И проповедавшие Христа, жизнь и воскресение роду нашему» (стихера Празднику).

Служим здесь по минее и трем святым отрокам, которые ради поста, целомудрия и прочих богоугодных добродетелей одни среди множества народа смогли противостоять беззаконному царскому повелению о поклонении золотому идолу и не побоялись войти в огонь за свою веру. Как знаем из Писания, Господь сохранил их в горящей раскаленной печи, хотя вырывавшееся из нее пламя сумело попалить даже стоящих поблизости нечестивых язычников.

С 20-го декабря начинаются особые дни — Предпразднества Рожества Христова.

Здесь (и до 14 января — Отдания Богоявления включительно) опускается Октай (кроме воскресной службы), причем в воскресные дни, если нет памяти нарочитого святого, опускается полиелеос.

На утрени в будничные дни читаются две кафизмы, а на павечернице, вместо привычного Богородичного канона, указан Трипеснец в минее на ряду.

24-го декабря служатся Царские Часы, по образу службы часов Богоявленского сочельника и Великого Пятка.

Это особого рода служба, когда на всех часах, помимо псалмов, читаем еще паремии, Апостол и Евангелие, а также поем стихеры, посвященные событиям Праздника.

«Царскими» часы называются, как говорят, ради обычая первых Византийских царей, непременно посещавших подобного рода богослужения.
 

В святоотеческих поучениях очень много сказано о пользе и необходимости христианского поста: «Как облако скрывает свет солнца, так чревоугодие затмевает ведение ума и отгоняет Духа Святаго»; «Если для Бога алчешь, жаждешь и смиряешься, то вскоре будешь прославлена Богом»; «Кто здесь для Бога алчет и жаждет, тому, в день воздаяния, Он явит истинное богатство»; «Столп и утверждение всякого добра есть пост с безмолвием, а нерадящий о нем теряет всякое добро». («Митерикон»).

Но при воздержании от брашен необходимо соблюдать также и «пост духовный», чтобы «поститься» от зависти, клеветы, осуждения и пр., как о том поется в стихерах Триоди Постной.

В одной из самых известных и читаемых старообрядческих книг, «Златоусте», перед началом Рожественского поста, в неделю 22-ю по памяти Всех святых, сказано также особое слово о том, как должно нам упражняться в постном подвиге, чтобы пост этот был действительно добродетельным и богоугодным:

«Днесь возлюбленнии, Врачеви душевному поклонимся, призывающему нас на исцеление невидимых наших язв, и не гнушающихся наших душевных страстей. Се бо наставает время алкания, душам и телесем нашим спасенное здравие подавая. Постом бо и молитвами, и духовными труды, повелевает помазатися подвижником.

Молитва и алчба победа на диавола. Молитва и пост богатство благочестия. Молитва и пост смерти вторыя по воскресении избавляета. Молитва и пост добра воина на безплотнаго ратника еста.

Но егда пост и молитва с милостынею будет, тогда делатель благочестия богатство с Богом обрящет. Даяй бо убогим милостыню, Бога одолжает, иже за милостыню к убогим воздает Царство Небесное, и наслаждение райское.

Сего ради ко июдеом, яко не творящим алчбы с милостынею, пророком глаголет: не такого поста Аз избрах, глаголет Господь, но еже всякому человеку смирити душу свою.

Кая бо польза алкати плотию своею, а ины утесняти, и имения наполнятися; кая польза от ядения воздержатися, а на блуд совокуплятися; кая польза есть умовену быти, а нага не одеяти; кая польза есть плоть изсушати, а алчнаго не накормити; кая польза есть уды сокрушати, а вдовиц не помиловати, и сирот в бедах томимых не избавляти.

Кая есть польза человеку християнином нарицатися, а дела поганска творити; не по званию бо человецы от Бога честь восприимут, но по делом.

Того ради потщимся братие убежати ярости и гнева Божия, истинным покаянием, постом и слезами, не воздающе никомуждо зла за зло, ни клеветы за клевету, соблюдающе слово Господне, еже рече нам: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молите за творящие вам обиды, и взаим дайте от них же не чаете прияти, да будет мзда ваша многа на небесех и сынове Вышнего наречетеся.

Того сыновства братие чающе прияти, вящше подвигнемся, не возвращатися к студным делом и богомерзским деянием нашим: но да преплывше постную пучину, дойдем вышних обителей, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком».
(«Златоуст», «Поучение святаго Иоанна Златоустаго о посте»).

Источник: http://ruvera.ru/rojdestvenskiiy_post

Идейно-жаркое заговенье на Рождественский пост | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Ноябрь 27th 2013 –

Последний день заговенья перед Рождественским постом Алчевская православная молодёжка посвятила обсуждению и подготовке ближайших проектов – начало зимы обещает быть идейно-жарким.

Следующая неделя будет посвящена проведению мероприятий, посвященных Дню инвалида. Так, 2 декабря, старшая группа подопечных Алчевской духовной лечебницы посетит свою первую школу – отделение социально-педагогической коррекции, где совместными усилиями педагогов отделения и лечебницы, ребятам приготовлен интересный незабываемый праздник.

3 декабря в самой лечебнице будет организован сладкий стол и подарки, но основные мероприятия на городском уровне пройдут 5 декабря, когда во дворце культуры им.Химика состоится концерт с участием приглашённой музыкальной группы с участием священнослужителей из Запорожья и планируется множество дополнительных сюрпризов.

К этим мероприятиям непосредственно причастны добровольцы лечебницы и актив православной молодёжки.

Понимая, что предстоят весьма напряженные дни, после праздничной недели сразу же нужно будет продумывать мероприятия ко Дню Николая Чудотворца, а там рукой подать но новогодних и рождественских праздников.

В таком режиме нас как всегда, сопровождают различные искушения.

И потому мы приняли решение – с первого дня поста возобновить молитву по соглашению и о примирении, к которой все ребята могут присоединиться каждый день в период с 21.00 до 21.30.

Молитва по соглашению, читается Алчевской молодёжкой ежедневно в 21.00-21.30.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их».

Неприложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (Алчевской православной молодёжки), согласившимся просить Тя (о мире в душах людей, о сохранении жизни рождённых и не рождённых детей и умножении любви Христовой), исполнения нашего прошения.

Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля твоя. Аминь.

Молитва о мире всего мира

Господи, даруй мир Твой людям Твоим.
Господи, даруй рабам Твоим Духа Твоего Святого, чтобы Он согревал сердца их любовью Твоею и наставлял их на всякую истину и добро.

Господи, даруй им благодать Твою, чтобы они в мире и любви познали Тебя, и возлюбили бы, и сказали бы, подобно Апостолам на Фаворе: «Добро нам, Господи, быть с Тобою». Согрей печальные сердца людей; пусть они в радости славят Тебя, забывая скорби земли.

Утешителю Благий, слезно прошу Тебя, утешь скорбные души людей Твоих. Дай всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою. Аминь.

Молитва о примирении враждующих:

Владыко человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отыми вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Будем рады всем молитвенно присоединившимся к нам!

Чтобы настроиться на духовный лад, вторую часть своей встречи мы посвятили обсуждению глубоких цитат протопресвитера Александра Шмемана из свежего номера нашего любимого журнала «Отрок».

Удивительные слова, раскрывающие смысл главных вещей и отвечающие на самые частые и мучительные вопросы. Как важно помнить их и повторять себе снова и снова – чтобы свет руководил разумом, а не туман поднимающихся из мятежного сердца страстей.

… Ведь «Человек хочет быть любимым – и потому страдает. А разрешение в том, чтобы полюбить».

Действительно, можно ждать и требовать всю жизнь, так и не решившись зажечь в своем сердце не пожирающий все эгоистичный огонь, а мудрую свечку, которая осветит мир, «превосходящий всякое разумение».

Реализация сокровищ сердца – задача каждого человека и задача наших активистов. Ведь на них будут равняться ищущие альтернативу современным молодежным «радостям», у них, идущих иным путем, рано или поздно спросят: «Почему?» И ответить нужно будет достойно.

И готовым нужно быть ко всему. И помнить самое главное: Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о господе…» Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не «освобождают» от мира и его соблазнов.

Радость – основа свободы, в которой мы призваны «стоять».

Актив Алчевской молодёжки.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/duxovnaya-lechebnica/idejno-zharkoe-zagovene-na-rozhdestvenskij-post.html

ОТЗЫВЫ НА Что такое заговенье на рождество, великий пост, мясо и т.д. - православные иконы и молитвы (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация