Александр свирский где находятся мощи, житие, о чем просить

Где находится икона чудотворца Александра Свирского, как читать икону, житие и чудеса

Александр Свирский где находятся мощи, житие, о чем просить

Русская земля обладает большим количеством преподобных — в древности они защищали людей от атак вражеских войск, наставляли и учили верить, напоминали о значении праведного существования.

Главное место среди святых занимает Александр Свирский. Он был известен не только своими предсказаниями и даром исцелять, но также тем, что мог видеть Святую Троицу.

Где находиться икона, как её читать?

Александр Свирский: биография

Монах был рождён среди простых людей, его мать долгое время не могла забеременеть, но вымолила у Христа долгожданного ребёнка. При появлении дитя на свет она дала ему имя Амос, в честь одного библейского пророка.

Он с самого раннего возраста учился плохо – Господ дал ему не земной разум, а свой небесный. В мальчике быстро возникло увлечение к духовности и вере, один раз он познакомился с монахом, они разговаривали долгое время.

Вскоре он переехал в Валаам, а в возрасте 26 лет постригся в монахи.

С течением времени, как описано в житие Александра Свирского, он возвратился в свои родные земли, в Новгород, на реку Свирь.

Некоторое время он проживал в полном одиночестве, употребляя лишь травы и сильно болея и страдая инфекциями. Но, по утверждению святого, скоро к нему пришёл один муж, который смог его исцелить.

После нахождения кельи, возле святого стали сгруппировываться братия, так на этом месте со временем возник настоящий монастырь.

Святой чудотворец Александр вместе с собой принёс на земли не только мирный дух, но и стал его просветителем. В это время он доставил сюда каменные жернова, что по тому времени было неслыханным делом.

В его земли часто приходили представители царского рода, так как инок считался молитвенником о русском императорском жилье.

Для родственников монах являлся самым мудрым учителем, даже сам император Иван Грозный обращался к нему за помощью и особым советом.

Александр Свирский чудеса

  1. В 1507 году жильё святого озарилось светом – возле Александра Свирского появилось три мужа в красивых и светящихся одеяниях. До него такое ведением посещало лишь Авраама. На этой земле вскоре была построена часовня, вокруг которой в скором времени и был воздвигнут храм в честь Святой Троицы.
  2. Также праведника посетила чудо-явление Божией Матери.

    В её имя на этих земля также был воздвигнут храм, но на сегодняшний день он полностью разрушен.

  3. Один раз монах помог одному рыбаку убрать преследование судьбы. Поймав большого осетра, он продал его кому-то без права на это. Тогда святой сказал рыбаку отправиться на рыбалку, а улов вернуть судье. Рыбак заявил, что так делать нельзя, но всё же исполнил рекомендации Александра.

    В этот момент он поймал очень крупную рыбу.

Хотя слухами и рассказами об Александре Свирском наполнялась вся русская земля, он считался очень скромным и добрым, ходил по городу в дырявой одежде. Никто и не мог подумать, что перед ними стоит игумен. Вокруг него появилось большое количество святых людей.

Святой монах создал несколько молитв, которые отличаются сильным покаянием различным духам.

Иконография Александра Свирского

Главный образ монаха возник после обретения мощей, поэтому на этом образе он находится в лежачем положении. Икона, которая дитарированна ещё в XVI веке, является житийной — преподобный на ней виден по пояс, в монашеской одежде.

Правая его рука благословляет, а в левой имеется свиток. Возле расположены клейма, которые означают какие-то сцены из жизни монаха, и их очень много – больше одной сотни.

Иконография продолжала появляться и в последующее время, сегодня есть большое число разновидностей икон.

  1. Святой изображён во время явления к нему Святой Троицы – Ангелы в белых одеяниях смотрят на коленопреклонённого старца. Он тянет к ним свою правую руку, левая же прижата к его груди. Взор Ангелов смотрит прямо на святого. На нём одеяния чёрного цвета – это означает человеческую тленную природу.
  2. Преподобный в одежде схимника, правая рука развёрнута ладонью в сторону верующих людей, в левой руке расположен свёрнутый свиток. Волосы у монаха седые, слегка закрученные, а также борода круглой формы.
  3. Монах стоит, опираясь на свой посох, в правой руке у него находится Троица Рублёва. Голова святого покрыта капюшона для монахов, взор смотрит вперёд, прямо перед собой, но как бы вглубь, словно он видит что-то, что недоступна простому человеку.

Мощи Александра Свирского

Дата смерти Александра – 1533 год. Он ушёл из мира в возрасте 86 лет. Сразу же, как говорят летописи, на месте его могилы стали происходить необычные вещи. Признание монаха состоялось ровно через 14 лет – это довольно небольшой срок, но в этом случае особые доказательства были не нужны.

По прошествии 100 лет монахи решили вскрыть гроб священника. Монах, с суждений братии, выглядел так, как будто он просто спит. Мощи было решено отправить в монастырский храм, туда стало приходить большое число паломников.

Святые люди много раз просили у него благополучия и исцеления, а потом получали то, что хотели.

Во время революции был издан указ об изоляции музея, в 1918 году на территорию монастыря вторгся отряд красноармейцев. Церковь была полностью разграблена, а несколько монахов убито. При этом мощи вывезли намного позже.

Во время вскрытия большевики застыли на месте от ужаса. Мощи святого Александра Свирского сохранились так хорошо, как будто он всё это время просто спал, а не был захоронен много лет назад.

Вместо мощей большевики подложили на место захоронение восковую куклу, а останки монаха забрали с собой в неизвестном направлении.

Розыск мощей проходил в 90-х годах, когда в монастыре началась новая жизнь монахов.

Тело святого было найдено в Военно-медицинской академии, где его скрывали на протяжении многих лет, чтобы не произошло уничтожения из-за строгих властей, выступающих против всего церковного.

Сохранённые ткани до сих пор удивляют специалистов и учёных – ничего такого раньше они не видели. Тело святого было отдано церкви, сегодня оно вновь располагается на территории обители.

Храм Александра Свирского

Монастырь Александра Свирского продолжает существовать уже около 500 лет. Ранее на этой земле было расположено несколько заводов, своя пристань, а также подворье. В XIX веке это место считалось центром духовной жизни всего города.

О каких чудесах просят Александра Свирского?

Большое количество людей продолжают совершать паломничества в древний храм. Чудотворный Сергей продолжает нести свои обязанности и после ухода в иной мир. Молитвы Александру Свирскому гласят о многом:

  1. Исцеление тела и своей души.
  2. Обретение либо усиление веры.
  3. Просят благословение на жизнь монаха.
  4. Молятся о своих родственниках и близких, которые свернули с верного праведного пути.

Православна церковь обычно упоминает о монахе несколько раз в год — в день, когда он ушёл из жизни (святой буквально ушёл к Господу во время сна), и в годовщину получения мощей святого. Пуская прекрасный пример жизни, священник поможет осуществлять вам праведные подвиги.

Когда Амос достиг совершеннолетия, родители собрались женить его, он же хотел лишь одного оставить мир для спасения души. Рано он узнал о Валаамском монастыре и часто в последующем думал о нём и в конце концов, по воле Господа, он повстречал Валаамских иноков.

Долгое время проходила их беседа о святом монастыре, об их уставе, о трёх родах жизни монаха. И тогда он, воодушевлённый темой разговора, решил пойти на северный Афон.

Перейдя через речку, на берегу Рощенсукого озера, святой услыхал чей-то странный голос, который сказал, что на своём месте он сделал обитель. Ивеоликий свет чудесно осветил его.

В то время когда он пришёл на Ваалам, игумен принял его и постриг, дав ему имя Александр в 1474 году. В это время ему было около 26 лет. Ревностно и долго инок стал трудиться, поститься и молиться.

В это время на Ваалам вернулся искавший его отец, святой смог не только успокоить злого отца, но и убедить его постричься совместно с матерью в монахи. Родители решили принять предложение сына. Стефан постригся и приобрёл имя Сергий, а мать получило имя Варвара.

Их захоронения до наших дней почитают в действующем Введено-Оятском храме.

Александр продолжал всё время подвизаться на Валааме, сотворяя чудеса и удивляя жестокостью своего бытия самых строгих иноков Ваалама.

С первого времени он подвязался в общежитии, а потом в безмолвии на острове, который сейчас назван Святым, он провёл там около десяти лет.

На святом острове и по наши дни имеется узкая и сырая пещера, в которую с трудом может залезть даже один человек. Здесь сохранилась и созданная себе же Александром могила.

Один раз, располагаясь на могиле, святой услышал зовущий его таинственный голос — Александр, уйди отсюда и возвращайся на прежнее место, на нём ты и сможешь спастись. Великий свет показал ему место, расположенное на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это произошло в 1485 году. Своё жилище святой возвёл на берегу Рощинского озера.

На полверсты от него можно было заметить Святое озеро, которое отделялось от него Стремниной горой. В этом месте он провёл в одиночестве несколько лет, употребляя не хлеб, а растения, которые произрастали поблизости.

Монах решил открыть своё святое место боярину Андрею Завалишину, а через него потом и большому количеству людей. Обитель стала стремительно увеличиваться, а слава о ясновидении и исцелении страшных болезней, данными ему настоятелем, облеталась в скором времени по всей округе.

Православные верующие люди ещё при своей жизни ублажали Александра Свирского как святого.

Явление Святой Троицы

На 23 году жизни монах увидел большой свет, а за ним трёх мужчин, вошедших к нему в жилье. Они были одеты в светлые одежды, и освещены небесным светом.

На месте появления Святой Троицы в скором времени была воздвигнута часовня, и до этого времени на этой территории содрогается душа людей, помышляя о близости Господа к святым.

В образе жизни монаха поражает и удивляет-то, что при большом количестве поданных ему божественных посещений, он всё время оставался простым иноком, который во всём хотел послужить братии и приходящим на территорию обители простым людям.

За несколько лет до своей смерти Господ вложил монаху в душу хорошее дело – создание каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

И один раз ночью, когда заклада уже кончилась, по концу молитвенного правила Преподобный увидел необычный свет, который озарил всю территорию монастыря, а в основании Покровский церкви, на месте алтаря в царственной славе сидела Пречистая Богородица с предвечным Младенцем, окружённая большим числом бесплотных сил небесных.

Монах упал лицом на землю возле величественной Богородицы, так как не мог увидеть сияния этого яркого света. Тогда Владычица приказала ему встать и утешила его обещанием стать неотступную от Обители и помогать ему во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и после неё.

За один день до своей смерти монах призвал к себе своих собратьев и сказал им, что в скором времени произойдёт его преставление от временной этой прискорбной и печальной жизни в другую вечную жизнь, безболезненную и постоянно счастливую, а потом назначил после себя четырёх святых: Никодима, Иродиона, Исайю и Леонтия для избрания одного из них в игумена. После до самого момента своей смерти святой не переставал учить своих братьев богоугодной жизни. Умер преподобный Александр 30 августа 1533 года на 85 году своей жизни и, согласно завещанию, погребён в отходной пустыни, рядом с церковью Преображения Господня, по правую сторону от алтаря. В 1547 году его причислили к лику святых.

Все люди, обладавшие разными болезнями, приходя к гробу святого и обращаясь к нему, получали от него большие чудеса: слепые начинали видеть, расслабленные укреплялись духом, страдавшие другими заболеваниями получали крепкое здоровье, из бесноватых уходили все тёмные силы и демоны, бездетным дарились дети.

Преподобный Александр – это один из немногих святых, который был канонизирован вскоре после своей гибели, а именно по пришествии 14 лет.

Источник: https://pravoslavie.guru/biografii/aleksandr-svirskij-zhitie-chudotvortsa.html

«Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче!»

 Первый раз,когда услышала о том, что святому преподобному Александру Свирскому было явление Святой Троицы, даже возмутилась: “Ну какое это явление! Как это – Троица и наш святой! Да быть такого не может !” – такие проносились мысли. Вера тогда во мне только -только очнулась после Крещения, а опыт безбожный еще всю  душу окутывал. Свет едва-едва теплился под веками… Господь сподобил и через год оказалась в монастыре Александра Свирского.

Сам преподобный перед кончиной просил братию, что бы его не хоронили, а бросили в болото его тело. Александр Свирский был вепс по национальности. Эти коренные жители Приладожья очень плохо принимали Православие. Уходили в леса, что бы уйти от Крещения.

Начинался его духовный путь с протеста воле родителей: они хотели его женить, а он ушел на Валаам и начал служение Богу. Сами его родители тоже прославлены в лике святых: Сергий и Варвара Оятские .

Такие маленькие штрихи воспринимаются при первом знакомстве с житием святого подвижника.

А потом происходит встреча.

Приехали в Александро Свирский монастырь, а там просят заплатить за экскурсию. У меня последние 50 рублей, так как перед этим целые сутки были в поездке.  Все идут на экскурсию по монастырю, а я сижу на скамеечке перед входом в собор. И горюю от неловкости. Группа проходит мимо, предлагают денежку, что бы мне со всеми войти. Я не могу сдвинуться с места от волнения.

Потом вхожу с другой группой. Когда прикоснулась к открытым ручке и ножкам преподобного, как будто облако, поток тепла хлынул, окутал всю меня! Задохнулась от счастья: этой встречи я ждала и меня ждали и радость общая ! Сама я долго не рассказывала, что именно пережила тогда.

В прошлом году прочла книжку о монастыре, где описание прикосновения к мощам преподобного оказалось очень похожим на мое и вот теперь рассказываю.

Не от меня это – но это было!

 “

23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения – в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Троицкая колокольня монастыря

Спасо-Преображенский собор, где покоятся мощи преподобного Александра Свирского.

Введено- Оятский монастырь, где покоятся святые родители преподобного -Сергий и Варвара.

Из истории второго обретения мощей святого:

Святый преподобне отче Александре ! Моли  Бога о нас!

Источник: http://blogs.pravkamchatka.ru/mesyatseslov/?p=395

Мощи святых

В 2000 году с празднованием Пасхи, Светлого Христова Воскресения совпадала память преподобного Александра Свирского — день первого обретения его мощей в 1641 году.

30 июля 1998 года, мощи святого Александра Свирского были обретены повторно — после 80-летнего пленения и вывоза из древней обители представителями богоборческой власти.

Дата этого важного для нашей Церкви события пока не обозначена в православном календаре. И это не случайность.

Не без препятствий обретались мощи святого Божия избранника, которому Господь Сам явился в виде трех Светоносных Ангелов.

В ходе поисков честных мощей тайновидца Святой Троицы по архивным документам была восстановлена история изъятия святыни из монастыря в 1918 году.

Мощи преподобного Александра были первыми из пострадавших от новоявленных богоборцев.

Официально кампания по ликвидации мощей началась только через три месяца после того, как в Александро-Свирский монастырь в первый раз вошел отряд под командованием латышского стрелка Августа Вагнера.

В задачу отряда входило реквизировать монастырские ценности и изъять главную святыню — нетленные мощи Преподобного. Однако тогда только был произведен осмотр мощей — их вынимали из раки, но не увезли. Согласно архивным документам, изъятие мощей Преподобного произошло спустя два месяца – 20 декабря 1918 года.

На протяжении всего 1918 года шесть раз подходили большевики к монастырю и только на шестой раз “арестовали” мощи и увезли их под конвоем ЧК “в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли”.

Поиск мощей святого преподобного Александра Свирского осуществлялся путем изучения материалов следующих архивов: ЦГАСПб., ЦГАЛИ, Архива ЛОИИ РАН, Архива АИМК, Фотоархива СПб., Фотоархива АИМКСПб., РГИА, Архива РАН, Госархива РФ, Архива ВМА, Архива СМЭС, библиотечных архивов БАН, Национальной публичной библиотеки, библиотеки Института истории РАН.

Были тщательно проверены фонды музеев: Истории религии (Казанский собор), Исаакиевского собора, Музея этнографии, Музея антропологии и этнографии.

При проведении архивной работы важно было найти ответы на следующие вопросы: могли ли мощи оказаться в одном из музеев Петербурга и каков внешний вид мощей Преподобного.

В результате проведенного поиска было установлено, что мощи святого были действительно вывезены из монастыря 20 декабря 1918 года согласно распоряжению Зиновьева и за подписью местных губернских уездных властей от 19 декабря. Последний прямой документ о месте нахождения мощей свидетельствует, что мощи еще в январе 1919 года находились в больничной часовне Лодейного Поля, опечатанные чекистами.

Ясно, что по собственной инициативе Зиновьев не решился бы на такой серьезный шаг, как изъятие, а тем более уничтожение мощей.

Согласно обнаруженным нами архивным документам судьбу мощей преподобного Александра отслеживали: Совнарком, наркомат юстиции, контрольно-ревизионная коллегия, Всесоюзная чрезвычайная комиссия, а также церковные власти: Всероссийский Поместный Собор и лично Святейший Патриарх Тихон, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, а также Олонецкое Епархиальное управление.

Из документов Совнаркома (ГАРФ) явственно следует, что о событиях, происходивших в монастырях, докладывали Председателю Совнаркома Ленину, так как уничтожение Русской Православной Церкви уже в 1918 году стало одним из важнейших направлений политики советской власти.

Кампания по ликвидации мощей ставила своей целью “разоблачение” святынь: для этого надо было показать, что мощи святых — это не нетленное тело, а просто “кучка полуистлевших костей”.

Каково же было разочарование Августа Вагнера, вошедшего в монастырь Александра Свирского с вооруженным отрядом и произведшего вскрытие мощей! Но поставленную ему задачу скомпрометировать мощи Преподобного Вагнер все-таки выполнил: в прессе появилось сообщение, согласно которому вместо нетленных мощей в гробу лежала “восковая кукла”. Цвет кожи (желтый) и необыкновенная сохранность лица родили эту аналогию с восковой куклой. Так и пошло это кощунственное определение распространяться по всем многочисленным газетам того времени. Многих тогда это привело в смущение, но для нас теперь очевидна соотнесенность даже этого кощунственного освидетельствования с историческими свидетельствами.

При первом обретении мощей в 1641 году освидетельствование мощей по указу Государя Михаила Феодоровича производил Новгородский митрополит Аффоний в сопровождении архимандрита Хутынского монастыря Пафнутия, игумена Духова монастыря Евфимия, игумена Вяжицкого монастыря Иосифа.

Освидетельствование осуществлялось путем сличения лица преподобного Александра с его изображением на “древней иконе XVI века, поставленной у мощей”. Подобный метод освидетельствования мощей возможен только при хорошей сохранности черт лица. О сохранности тела Преподобного из тех же источников узнаём, что “тело цело, ничем же рушимо”.

Монолитность и мягкость тела подчеркиваются сообщением о переносе мощей в серебряную раку.

Архивные материалы и устный опрос работников музеев Петербурга, подведомственных в 1919-1922 годах Наркомпроссу, позволили установить, что мощи святого Александра Свирского никогда не были в распоряжении этой структуры. Дальнейший поиск осуществлялся по документам Наркомздрава.

Архивные данные позволяют заключить, что каждое конкретное действие по отношению к мощам святого строго предварялось конкретными распоряжениями, исходящими из Центра и исключающими произвол в действиях местных властей; документов на уничтожение мощей преподобного Александра Свирского в архивах не обнаружено.

Политическая обстановка в крае была в 1919 году такова, что мощи уже не могли оставить в Лодейном Поле, не могли их увезти и в районный центр: положение большевиков на Севере вообще в то время было очень шатким. Один из документов свидетельствует о той растерянности, которую испытывали местные власти: “…

оба председателя (губ- и уездчрезвычкомов) прочли мне дело об экспертизе мощей со всеми показаниями монахов и свидетелей, причем просили меня выяснить, не найдет ли Центр останки преподобного исторической реликвией” – так пишет в отчете от 31 января 1919 года сотрудник Отдела охраны и регистрации памятников старины и искусства А. А.

Крутецкий (АИМК. Ф. 67. Д. 5). Ответ Наркомпросса также имеется в этом деле – заведующий Археологическим отделом Удаленков писал: “…признавая мощи преподобного Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в храме… просит принять меры по охранению этой народной исторической ценности”.

Резолюция эта датирована 21 февраля 1919 года.

В архиве ЦГА имеется документ из Комиссариата здравоохранения от 18.02.1919, свидетельствующий о том, что мощи преподобного Александра Свирского дважды проходили судмедэкспертизу в Петрограде

Источник: http://tainadiveevo.ru/aleksandr-svirskiy-obretenie2-moshchey

Александро-Свирский монастырь

(рус. Александро-Свирский монастырь; англ. Alexander-Svirsky Monastery)

        Как добраться: из Санкт-Петербурга на электричке, а из Петрозаводска –на поезде можно доехать до Лодейного Поля, оттуда местным автобусом добраться до деревни Старая Слобода (посёлок Свирское).

       Или: из Санкт-Петербурга, с 1-го автобусного вокзала сесть на автобус по маршруту «Санкт-Петербург – Питкяранта» или «Санкт-Петербург – Петрозаводск», проехать город Лодейное Поле и выйти на развилке «Свирское» (249-ый км Мурманского шоссе), оттуда можно добраться пешком (5 км) или на попутке до деревни Старая Слобода.

       Часы работы: посещение монастыря возможно ежедневно с 8.00 утра и до окончания вечернего богослужения, примерно до 20:00.

 Осмотр внутреннего убранства монастыря экскурсионными группами паломников и туристов возможен только во внебогослужебное время, и ограничен внутренним распорядком жизни монастыря.

 Посещение храма, где находятся Святые мощи Преподобного Александра Свирского, возможно с понедельника по субботу с 10.00 до 17.00, и в воскресенье с 12.00 до 17.00.
     

       Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь – православный мужской монастырь в Ленинградской области, в 21 км от города Лодейное Поле. Куда ни кинь взгляд – везде окружает, белоснежные стены монастыря, бархатно-зеленая полоса хвойного леса.

Ещё при жизни её основателя, обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями, и Преображенского – рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая рядом с Рощинским озером.

       Укрепление православной веры, в этом крае, стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Святая обитель основана в 1508 году Преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря близ устья реки Свирь.

Карта Александро-Свирского монастыря

         Преподобный Александр родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Аммоса, именем которого и был назван. Когда ему исполнилось 19 лет, он узнал о намерении родителей женить его и тайно ушел на Валаам. После семи лет, проведенных на Валааме послушником, в 1474 году Аммос принял постриг с именем Александр.

       В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

       До революции бесценная для всей России святыня – нетленные мощи Преподобного Александра Свирского почивали в приделе храма Преображения Господня, покоясь в драгоценной серебряной раке, подаренной царем Михаилом Фёдоровичем. Рака была изготовлена мастерами Оружейной палаты в Москве, крышка раки сохранилась и находится в Русском музее Петербурга.

В монастырской ризнице, кроме того, хранились часть посоха преподобного Александра, обретённая вместе с мощами его во гробе, сам гроб, железные вериги, холстинная риза и поручи, а также покровы на раку, присланные в дар от царя Фёдора Иоанновича.

Здесь же хранились жалованные грамоты монастырю от московских царей (большинство грамот принадлежало Борису Годунову).

       В 1918 году монастырь разделил судьбу многих православных обителей России.

Мощи преподобного Александра были увезены в Военно-медицинскую академию, как экспонат, монахи разогнаны, часть их, во главе с настоятелем – архимандритом Евгением (Трофимовым), расстреляна.

В 1918 году в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей, который впоследствии был обнаружен. Олонецкая губернская Чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск.

       Во время погрома Свирского монастыря, окончательно закрытого лишь в 1925 году, были потревожены мощи Преподобного Александра. Мощи из раки вынули, трогали их. Хотели увезти с собою, но братия упросила оставить, и оставили.

Но мощи недолго оставались в монастыре. В декабре 1918 года их перевезли в Лодейное Поле. После этого останки святого были выставлены на обозрение в больничной часовне.

Все это делалось для «беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».

       Край Преподобного Александра превратился в «Свирьлаг». В годы Великой Отечественной войны оба монастыря значительно пострадали – недалеко пролегала линия фронта. В 1953 году «Свирьлаг» был расформирован и вышло постановление переделать его в психбольницу, причем для безнадёжных больных. Лагерная охрана и часть расконвоированных устроились санитарами.

       22 сентября 1998 года монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

       Второй раз мощи Преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 году, 28 июля того же года, они были переданы Русской Православной Церкви и находились сначала на подворье Покрово-Тервинического монастыря в церкви Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра были, наконец, перенесены на место их последнего упокоения – в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

       В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому – Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС, во время молебна.

Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного мёда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ.

Само миро потоками стекало по ступням Преподобного, покрывая их, при высыхании, очередным блестящим маслянистым слоем.

Было отмечено, что в вечерние часы, после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина, после большого многолюдья, наступало то благодатное время, когда, также, можно было видеть вновь усиливающееся мироточение –отдельные капельки миро появлялись между пальцами Преподобного. К Преподобному, у святых мощей которого совершается множество чудес и исцелений, приезжают многочисленные паломники.

Схема Александро-Свирского монастыря

       Монастырь, как единое целое сложился в XVI – XVII столетиях, и состоит из двух самостоятельных ансамблей – Троицкого и Преображенского. До сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквям. Один из них называется Троицким, а другой, где была отходная пустынь Преподобного – Преображенским.

       Древние постройки Александро-Свирского монастыря не сохранились – следствие разорения обители поляками и шведами в 1618 году.

Первой каменной постройкой монастыря, сохранившейся до наших дней, является церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, начатая еще при жизни самого Преподобного Александра.

Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 году, и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 – 1620 годах.

       В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырёхугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроёны «боевые» часы, разобранные в XIX веке, при перестройке звонницы.

       Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля – уже четвертый, выстроенный на том месте, где первоначально построена была Преподобным Александром, по велению Божию, церковь во имя Святой Троицы.

       В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров, под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века.

Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов.

Фрески сохранились, правда, в 1960-х годах они отставали от стены на 50 сантиметров, и реставраторы прибивали их специальными левкасными гвоздями.

       Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная», построена в 1716 году к северу от Троицкого собора.

        Эти храмы находятся в Троицкой части монастыря, келейные корпуса которой были приспособлены в 60-х годах ХХ-го столетия под больничные палаты (по проекту архитектора А. Н.

Наумовой), и до сих пор заняты психиатрической больницей.

Преображенская же часть, в настоящее время, полностью принадлежит монастырю, и на ее территории, как и прежде, в Преображенском соборе почивают святые мощи Преподобного Александра Свирского.

        Нынешний Преображенский собор построен в 1641 году, при игумене Авраамии, а придел во имя Преподобного Александра Свирского – в 1716 году. В 1856 – 1857 годах инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия металлическими.

Тогда же, под руководством архитектора Тухтарева, были расширены некоторые дверные и оконные проёмы. В 1900 году, архимандритом Агафангелом, была сделана пристройка к западной стороне собора с хорами для братии, отделанными деревянными точёными перилами.

Особую нарядность придают собору соединённые с ним колокольня и Захарьевская церковь.

        Церковь Святого пророка Захарии и Елизаветы построена в 1668 году при игумене Макарии. После пожара 1784 года, и ремонта в 1833 году церковь сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном.

        Есть в монастыре колодец, который вырыт руками Преподобного. Он восстановлен, но в данный момент воду пока из него пить нельзя, потому что много лет рядом с ним находилась бензоколонка.

        Подворье Александро-Свирского монастыря, на сегодняшний день, располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга.

       Официальный сайт Александро-Свирского монастыря: www.svirskoe.ru

Источник: http://best-trip4you.ru/aleksandro-svirskij-monastyr

Геннадий Дорофеев. Подарок от преподобного / Православие.Ru

В августе 2014 года автор побывал в паломнической поездке в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре в Санкт-Петербургской митрополии. Во время пребывания в монастыре произошла необычная встреча, связанная с памятью преподобного Александра, оставившая глубокое впечатление, о чем и повествуется в рассказе «Подарок от преподобного».

***

Троицкий комплекс Александро-Свирского монастыря    

Говорят, если человек особенно почитает какого-либо святого, то через некоторое время обязательно замечает, что и святой этот начинает о нем заботиться, опекать, участвовать в его жизни.

Это не удивительно: ведь святые – это наши помощники и проводники на пути к Богу.

Убедиться в этом просто: достаточно вместо заграничного курорта, вместо клуба или дискотеки поехать куда-нибудь за тридевять земель, возможно, в глушь, по бездорожью – к святыням и к святым, оставившим наш мир века назад.

А потом еще раз, и еще… И ведь ездят люди, колесят по Святой Руси большими группами и в одиночку, на автобусах, в поездах, на своих машинах, а где и пешком. Едут как раз за этим – за указанием пути в Царство Небесное. Надо полагать, получают искомое, иначе зачем бы собирались снова и снова в эти непростые путешествия?

Приходит месяц август, и вот, как уже много лет в это время, мы собираемся в паломничество к древней святыне Русской Православной Церкви – в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, посещая по пути соседние с ним обители и скиты Русского Севера.

И каждый раз эта поездка сопровождается необычными (хочется даже сказать: чудесными) событиями. Свирский монастырь для нас давно стал родным местом; мы приезжаем туда, как приезжают к родителям взрослые дети, уже живущие своей самостоятельной жизнью: там их дом, там всегда ждут и всегда рады, всегда поймут, простят, помогут и утешат.

Останавливаемся в гостинице неподалеку и первым делом торопимся поклониться великому святому, мощи которого почивают в Преображенском соборе.

Сколько же теплой радости и необычных переживаний у нас было связано с этими путешествиями, и несомненными были радушие, помощь, забота; а однажды, возвращаясь домой, по молитвам преподобного Александра (мы верим в это!) чудом избежали на дороге большой беды; но это уже другой рассказ.

Мощи преподобного Александра Свирского    

В этом году начало августа испытывало нас необычной жарой и сушью, поездка по северным святыням была нелегкой, к тому же дали себя знать проблемы со здоровьем, в связи с чем программу паломничества пришлось заметно сократить.

Но тот, кто хоть немного знаком с законами духовной жизни, знает: ничто не происходит без воли Божией; что бы ни случилось, не стоит роптать и унывать, и Он с лихвой возместит потери, вознаградит за терпение и труды. Так было с нами и на этот раз.

Во второй день пребывания в монастыре Господь послал нам удивительную встречу, память о ней как драгоценная жемчужина, из которых и составляется небесное сокровище человеческой души.

Вечером мы с сестрой вышли немного прогуляться, подышать прохладным воздухом. Времени было уже около одиннадцати, жара спала, в низинках кое-где даже начинал собираться туман; предполагали, как обычно, пойти ненадолго, минут на десять. Мы всегда гуляли по дороге вдоль нашей гостиницы, а тут будто что-то потянуло нас в другую сторону, к монастырю.

Он располагается на окраине поселка, занимает большую территорию и состоит из двух частей: сначала Троицкая, в своей ограде, от нее дорога, метров триста, ко второй части, Преображенской. Обе стоят на высоком берегу Рощинского озера, которое обычно называют Святым.

А перед ними, еще ближе к поселку, подворье Покрово-Тервенического монастыря, несколько новых деревянных построек.

Преображенский комплекс Александро-Свирского монастыря. Собор Спаса Преображения с церковью свв. Захария и Елизаветы    

Мы дошли до подворья и, глядя на купола монастырских церквей, четко очерченные на фоне угасающего неба, пожалели о том, что сегодня не удалось попасть в Троицкую часть.

А сейчас уже поздно, одиннадцать часов, в монастыре, вроде бы, всё в девять закрывается… И всё же решили просто пройти туда, хотя бы постоять рядом на берегу озера. Вот так, не спеша, беседуя о том о сем, доходим до ворот Троицкой части монастыря и видим, что они открыты нараспашку.

Мы тихонечко зашли внутрь, постояли, посмотрели; там тишина полнейшая, никого не видно и не слышно, древние могучие стены, звонница, Троицкий собор и церковь Покрова Божией Матери, которая еще не восстановлена внутри, пока не действует. На всем печать величия и вековой святости (монастырь недавно отметил свое 500-летие).

Мы притихли; сестра шепотом в который раз вспомнила, как они были здесь еще в 1980-х годах, случайно совершенно: ездили на машинах за грибами (там, вблизи берегов Ладожского озера, потрясающие грибные и ягодные места) и набрели на развалины монастыря, зашли как раз сюда – здесь была тогда психиатрическая больница для буйных (окончательно ее перевели в другое место только пару лет назад, я еще застал это) – и даже поднялись на полуразрушенную звонницу. Тогда, конечно, ни колоколов, ни крестов, ни монахов не было, одни руины да вопли больных.

    

И вот мы робко постояли-постояли, да и вышли за ворота, остановились рядом, на высоком берегу. Смотрим на озеро: картина, просто требующая кисти Архипа Ивановича Куинджи.

Представьте себе: плотные сумерки; берега, поросшие лесом, едва угадываются в них, а на горизонте, над водой – яркое багровое закатное зарево! Я чуть не заплакал с досады – ну почему я не взял с собой фотоаппарат! Такая бы фотография была… Но – чего нет того нет. Погоревали немного и собрались возвращаться.

Чудо пришло, как и положено, неожиданно. Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура. Идет быстро, но как-то не по-земному, шагая, а будто бы плывет над дорогой. И направляется прямо к нам.

Я почувствовал странную неловкость: двенадцатый час ночи, почти полная темнота, мы у ворот монастыря, и тут – это видение; как будто я нахожусь… не то чтобы там, где нельзя, а как бы – не по чину быть рядом с тем, кто сюда идет.

Подходит: женщина, высокая, очень стройная, в темноте не угадать, молодая или старая, лица не видно. И сразу спрашивает:

– Вы были в келье преподобного?

Дорога в Преображенскую часть    

А голос – ровный, четкий, совершенно не окрашенный эмоциями; спросила, как будто продолжая давно начатый разговор. Я растерялся: десять лет мы ездим в Свирский монастырь, и я никогда не слышал ни о какой келье. Что-то бормочу в ответ: как это, где… А она тем же ровным голосом просто говорит:

– Идите за мной, – и направляется к воротам, даже не пытаясь посмотреть, идем ли мы следом.

Мы, конечно, устремляемся за ней, хоть мной и владеет какое-то мистическое ощущение нереальности, нездешности, что ли, происходящего: ночь, темнота, полная тишина, ни души, звезды на небе, неизвестно откуда появившаяся женщина, куда-то нас зовущая, этот ровный, приветливый и в то же время повелительный голос… И тут я вспоминаю, даже не то чтобы вспоминаю, а меня буквально осеняет (именно осеняет – как окутывает облаком!) евангельское: «…и дивился народ словам Его, ибо говорил Он не как книжники и фарисеи, а как имеющий власть…» Именно такое впечатление было от этих нескольких слов.

И вот мы идем за ней в ворота, и опять я удивляюсь: мы с сестрой люди не мелкие и достаточно энергичные, спешим чуть ли не вприпрыжку, но едва поспеваем за ней, даже отстаем, хотя она, кажется, и не торопится вовсе, но идет, как парит над землей.

И идет она в сторону Покровской церкви, белокаменной, самой древней в монастыре, большой, с мощными стенами; огибает ее слева… И тут я вижу в стене черный проем, как бы небольшую арку, высотой ниже моего плеча. И она, пригнувшись, ныряет в эту темноту. Я, преодолевая трепет, – за ней, сестра следом.

Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. В левом углу чуть теплится огонек лампадки. Женщина зажигает от нее две свечи, и я вижу, что мы находимся в маленькой келье, размером, может быть, метра два с половиной на полтора. Каменные пол, стены и потолок, всё беленое.

Слева у короткой стены невысокий церковный подсвечник с лампадой и только что зажженными свечами; они освещают вделанную в стену икону, изображающую молящегося на коленях старца – преподобного Александра Свирского. Мы замираем в благоговении.

Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим, это как вода в сравнении с воздухом, ее можно пить, в ней можно плыть, и, подумалось мне под перезвон колотящегося сердца, ее можно не выдержать…

Келья преподобного Александра Свирского    

Женщина прикладывается к иконе и пропускает нас. Потом буквально в нескольких словах – ничего лишнего – рассказывает об этом месте.

Меня переполняет радость, совершенно детская, абсолютно совершенная (!), когда уже больше нечего желать и представить большее невозможно; это ощущение неожиданного, драгоценного и при этом вовсе не заслуженного подарка, который, однако же, не отберут назад.

Мы сбивчиво пытаемся благодарить нашу проводницу, выразить радость и признательность, говорим, что это чудо для нас – попасть в такое святое место, как здорово, что она нас сюда привела… А она тем же спокойным и величественным голосом говорит:

– Это преподобный вас водит. Вы ведь приехали к нему? Вот он вас встретил и привел сюда.

Затем нагибается и выходит из кельи, и мы за ней, переполненные своей радостью. Но бывает так, что если уж Господь дает, то дает не одной рукой, но сразу двумя. Уже на улице мы слышим:

Преподобный Александр Свирский– Идемте, я покажу вам место, где преподобному явилась Матерь Божия.

Мы с сестрой переглядываемся: кажется, это уже невозможно вместить! А женщина тем же летящим шагом обходит следующий угол церкви, и там в стене открывается еще один темный проем, несколько больше первого.

Мы снова проходим через толщу стены и попадаем в довольно большое и высокое помещение, наподобие шатра, из-за темноты пока разглядеть его невозможно, но справа тоже угадывается слабый свет лампады. Следуя за нашей провожатой, оказываемся возле небольшой ниши – углубления в стене высотой в мой рост; на подсвечнике теплится лампадка.

Женщина зажигает неизвестно откуда взявшиеся две свечи, ставит их на подсвечник, две другие дает нам и еще одну берет сама. Всё пространство вокруг заливает теплый церковный свет. В стене ниши прямо в камень врезана икона явления Пресвятой Богородицы преподобному Александру, внизу наклонная мраморная плита с надписью, говорящей об этом чуде.

Мне наконец удается на мгновение увидеть лицо нашей незнакомки: совсем молодая, точеный безупречный профиль, сама прямая как свеча.

Мы, будто сущие дети, в восторге и благодарности лепечем, что никак не ожидали такого чуда и такой милости, вот, просто вышли погулять перед сном… А она своим удивительным голосом, в котором нет ни превосходства, ни снисходительности, ни поучения, коротко отвечает:

– Это невозможно запрограммировать или предугадать. Господь один знает, когда послать это.

Мы прикладываемся к мраморной плите, а женщина со свечой выходит на середину большой шатровой залы и вдруг начинает петь «Достойно есть…» Боже, я никогда не слышал такого пения! Ни в церковном хоре; ни в академическом театре; ни у монахов, которые здесь же, в соседнем Троицком соборе восхитительно поют божественные песнопения. Я слышал голос неземной: сильный как ветер, чистый как родник, ясный как небо в горах. Мотив был мне совершенно незнаком, и я не мог угадать следующей ноты, поэтому, чтобы не нарушить восхитительной стройности этой молитвенной песни, я тихонечко подпевал просто словами.

Мы вышли в темноту уже совсем сошедшей на землю ночи. Наша провожатая снова полетела вперед, сразу оставив нас позади, и вдруг остановилась у стены церкви, очевидно, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли.

– Здесь иногда находят камешки в форме сердца. Это вам подарок от преподобного и Божией Матери, – и протянула нам два небольших камешка, действительно напоминающих сердечко.

Поспешая, мы вышли за ней из ворот монастыря. Она перекрестилась трижды на церковные купола.

– Доброй ночи, храни вас Господь, – и своим поразительно неспешным и стремительно-летящим шагом удалилась в сторону Преображенской части монастыря, исчезнув через несколько секунд в темноте.

Я посмотрел на сестру: она светилась от счастья и не могла сдержать радости. Неужели и я выглядел так же?

Это было чудо; кто понимает – тот поймет.

Даже не пытаюсь рассуждать об этом, не стараюсь объяснить: как, почему, за что? Была ли это просто женщина, служащая в монастыре? Но как она не боялась ходить там одна в ночи, какую веру должна была иметь, какой силой духа обладать, чтобы так говорить в темноте с незнакомыми людьми? Или был это Ангел Божий, посланный нам для укрепления и утешения? Но чем я это заслужил и чем должен ответить на этот дар? Не приснился ли мне сон? Почти невозможно поверить в реальность этого видения, но свеча и камешек в форме сердца со мной, и мое маловерие согревается этими материальными свидетелями случившегося.

Роспись в куполе Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря    

Это было просто. Просто как премудрость, как чудо Божие. Многословие и восторг не помогут достойно описать это переживание.

И я желал бы уметь говорить, как эта женщина: просто, ясно, ни одного лишнего слова.

Но как передать дивную атмосферу этой встречи тому, кто не был там? А мне так хотелось поделиться этим чудным подарком!

Ведь каждый дающий знает: кто делится, у того обязательно прибавляется…

Источник: http://www.pravoslavie.ru/73548.html

Преподобный Александр Свирский

12 сентября (30 августа ст. ст.) Церковь чтит память преподобного отца нашего Александра Свирского, чудотворца. Александру Свирскому молятся об укреплении христианской веры и исцелении от болезней.
 

Содержание

Преподобный Александр Свирский родился в деревне Мандера Сермакского (Введенского) погоста Обонежской пятины, на берегу реки Ояти, напротив Введено-Оятского монастыря (XIV-XV вв.), в семье крестьян Стефана и Вассы.

Будущий подвижник был предположительно вепсом по происхождению. Согласно житию, Васса долго молила Бога о рождении ребенка и родила сына после долгих лет бесплодия. Младенец был наречен Амосом.

Будучи подростком, Амос был отдан для обучения грамоте, но житие сообщает, что учился он «косно и не скоро». В 19 лет Амос тайно ушел на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял иноческий постриг с именем Александр.

Затем он удалился на уединенный остров, где подвизался около семи лет в пещере. На этом острове ныне находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр отправился на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель. Согласно агиографической литературе, инок Александр прославился многими чудесами и праведным житием.

Он воспитал много учеников в монастыре и привел к вере многих мирян. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр был удостоен явления Святой Троицы. Как-то раз он удостоился увидеть Самого Бога, который явился ему в трех Лицах, и инок Александр беседовал с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию.

Потом инок молился о том, где поставить церковь, и тогда ангел Господень указал ему место для нее. На месте подвижничества Александра через некоторое время возникла обитель. В 1506 году Александр был поставлен игуменом Троицкого монастыря (впоследствии Александро-Свирский монастырь) Новгородским архиепископом Серапионом (ум. 1516 г.).

Скончался 12 сентября (30 августа ст. ст.) 1533 года.
 

В 1545 году ученик Александра Свирского — Иродион (Кочнев) по указанию архиепископа Новгородского Феодосия составил житие преподобного Александра. Почитание преподобного Александра началось вскоре после его смерти, в 1547 году, в правление Ивана Грозного (1530 — 1584 гг.), скорее всего, по инициативе митрополита Макария (ок. 1482 — 1563 гг.).

По указанию царя памяти святого был посвящен один из приделов храма Покрова-на-Рву. Объясняют это тем, что в день памяти преподобного Александра Свирского русские войска одержали в 1552 году победу над казанским царевичем Епанчой. Макарьевский собор 1547 года установил общецерковное почитание Александра Свирского, ему была составлена церковная служба.

Нетленные мощи святого были обретены 30 апреля (17 апреля ст. ст.) 1641 года.
 

Тропарь, глас 4

Иже от юности Богомудре, желанием духовным в пустыню вселися, и Единаго Христа вожделел еси усердно стопам ходити, тем и Ангельстии чини зряще тя удивишася: како с плотию к невидимым кознем подвизася премудре, и победил еси полки страстей воздержанием, и явися раноангелен на земли Александре преподобне, моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 8

Яко многосветлая звезда, днесь во странах Руських восиял еси отче, вселився в пустыню, и Христовым стопам последовати усердно вожделел еси, и Того святое иго на рамо взем, Честныи Крест, и умертвил еси труды подвиг твоих телесная взыграния; тем вопием ти: спаси стадо свое, еже собра мудре, да зовем ти: радуися, преподобне Александре отче наш!

Как известно, толчком для начала кампании по вскрытию в России мощей святых стал отчет VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, опубликованный в журнале «Революция и церковь».

22 октября 1918 года при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». По мнению председателя православного общества писателей Санкт-Петербурга Н. М.

Коняева, cохранность тела преподобного настолько изумила чекиста Августа Вагнера, отряд под командованием которого был направлен в Александро-Свирский монастырь, что он не придумал ничего лучшего, чем назвать мощи «восковой куклой». Мощи вынимали из раки, но не увезли.

Незадолго до вскрытия мощей властями 19 декабря 1918 года, монастырская братия 5 октября или 18 ноября 1918 года, при освидетельствовании останков Александра Свирского, пришла к выводу о том, что за прошедшие 300 лет тело имело серьёзные разрушения: рёбра грудной клетки упали, а кости стоп и пальцы ног рассыпались.

19 декабря 1918 года Президиум Исполнительного комитета Северной области поручил народному комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей. Комиссия была создана и установила, что мощи преподобного Александра Свирского — нетленная человеческая плоть.

Из архивных документов известно, что 20 декабря 1918 года мощи преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».

Мощи были доставлены в Лодейное Поле и помещены в часовне, которая была опечатана властями.

По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской Академии, «мумифицированное тело неизвестного мужчины» в их музее появилось не позднее 1940-х годов. Попытки установить историю его происхождения и поступления на кафедру по существующим каталогам и журналам оказались безуспешными.

Незарегистрированный «экспонат» в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, — это явление исключительное, что подчеркнули работники музея. Главным организатором поисков мощей преподобного стала инокиня Леонида (Сафонова).

Поиск в различных архивах привел инокиню Леониду в Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии. На протяжении шести месяцев шли основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов.

Прибегали к консультативной и практической помощи сотрудников и специалистов различных музеев, архивов и институтов, в частности Государственного Русского музея, Эрмитажа, Кунсткамеры РАН, Музея истории религии, Академии истории материальной культуры, Института палеонтологии РАН, Государственной Публичной библиотеки, центральных исторических архивов, а также архивов Новгорода и Петрозаводска. Согласно «Акта освидетельствования мумифицированного тела», «нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому». Распоряжение о передаче мумифицированного тела Церкви подписал начальник Военно-медицинской академии Ю. Л. Шевченко. Однако есть исследователи, которые считают, что найденные в музее останки не являются мощами преподобного Александра Свирского. Историк А. Е. Мусин считает, что «сохранившееся мумифицированное тело» из Военно-медицинской академии отличается от состояния мощей Александра Свирского, записанного в монастырском акте 1918 года, а также на документе, свидетельствующем об уничтожении мощей в 1919 году по распоряжению председателя Олонецкой губернской чрезвычайной комиссии Оскара Кантера. В этом вопросе на два лагеря разделились и старообрядцы: часть из них не признает мощами Александра Свирского останки, обнаруженные в музее.

Сообщение о преставлении Александра Свирского в Новгородской летописи под 1539 годом сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек.

Одна из первых икон Александра Свирского была написана к прославлению преподобного и находилась у его раки.

Наиболее ранняя из сохранившихся икон Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес,1547-1554 гг.

В небольшом среднике — поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой Александр Свирский благословляет, в левой — развернутый свиток. Вокруг средника — 129 клейм (по 4 ряда с каждой стороны), подробно иллюстрирующих текст жития.

Иконография Александра Свирского складывалась на протяжении второй половины XVI века в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

В 1644 году была создана серебряная рака. Одновременно развивались 2 типа изображения Александра Сирского: поясное и ростовое.

Существуют отдельные иконографические изводы, возникшие на основе жития святого: «Явление Богоматери преподобному Александру», «Явление Святой Троицы преподобному Александру», Образ Александра Свирского встречается в ряду избранных святых, как, например, икона Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий Радонежский и Александр Свирский, с видом Соловецкого монастыря, XVII век.

Изображения святого получили в XVI-XVII вв. широкое распространение в различных видах искусства: иконописи, книжной миниатюре, шитье, памятниках декоративно-прикладного искусства.

Изображение преподобного Александра Свирского написано на крышке раки преподобного, которая была выполнена в 1644 году мастерами Оружейной палаты под руководством Гаврилы Овдокимова. На крышке представлен Александр Свирский в рост с развернутым свитком в руке.

Надпись на свитке повествует о конце жизни преподобного и является его обращением к братии. Нимб украшен двумя изумрудами и горным хрусталем, жемчужная обнизь утрачена. По сторонам нимба — две фигурные накладки с надписью чернью: преподобный Александр//Свирский чудотворец.

Фон покрыт чеканным орнаментом.

На полях крышки, окантованных валиками, по орнаментированному полю размещены фигурное клеймо с изображением Троицы, а также шесть медальонов со святыми, соименными членам семьи царя Михаила Федоровича: Михаил Малеин, Алексий человек Божий, преподобная Евдокия, мученица Ирина, мученица Анна, мученица Татиана.

В Ленинградской области располагается Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, основанный преподобным Александром Свирским. С середины XVII века к монастырю был приписан Введено-Оятский монастырь.

В 1764-1786 годах Троицкое отделение монастыря служило резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских, викариев Новгородской епархии.

С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом.

Осенью 1918 года монастырь был разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец. В годы советской власти обитель использовали под исправительно-трудовой лагерь Свирьлаг, детский и инвалидный дома.

Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 по 2009 года находилась Свирская психиатрическая больница. Восстановление обители началось в 1997 году.

Во имя преподобного Александра Свирского освящен придел собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известного как собор Василия Блаженного (между 1555 и 1561 гг.), придел церкви Всемилостивого Спаса (1595 г.) в селе Нуча и церкви Спаса Преображения (между 1622 и 1625 гг.) в селе Пурех Нижегородской области.

Во имя преподобного Александра Свирского освящен «пещерный» храм при Христорождественском подворье Александро-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге, где находится Людмиловский единоверческий приход г. Санкт-Петербурга.

Источник: http://ruvera.ru/aleksandr_svirskiiy

Ссылка на основную публикацию