Православие » Иконы » Хоронят ли в воскресенье православные, мнение церкви

Хоронят ли в воскресенье православные, мнение церкви

Суеверия на похоронах христиан

Хоронят ли в воскресенье православные, мнение церквиКакие бывают суеверия и что НЕ надо делать на христианских похоронах

С древних времен ритуальные обряды были окружены мистическими суевериями и приметами.

Считается, что суеверия сохранились с первобытных времен, когда ритуалы представляли собой попытку человека задобрить мир в котором он жил. Можно привести множество похоронных примет и суеверий, связанных со смертью и погребением.

В каждом местечке существуют свои традиции погребения. Суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение различных форм похоронных обрядов, объясняются недостатком знания о них. Приняв Православие, мы до конца не изжили языческие обычаи.

Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать

Назовем некоторые похоронные обычаи и суеверия, которые православные христиане не должны принимать во внимание:

  • класть в гроб деньги, вещи и продукты; даже если по какой-то причине были куплены лишние принадлежности для погребения;
  • класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
  • считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба, чтобы не повлечь череду смертей в семье.
  • верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
  • верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
  • верить, что человек, идущий перед гробом последует за умершим;
  • считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
  • считать, что давая на поминки столы и стулья, приведешь в свой дом смерть;
  • на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб и сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
  • лить водку в могильный холм;
  • произносить: «Да будет тебе земля пухом»; А вместо этого, помолитесь кратко:”Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное”.
  • верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
  • верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
  • верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
  • верить, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом;
  • верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;
  • верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день. Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной).

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением, – проблема не только нашего времени.

И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Например, существует не православный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу.

Плакальщицы о покойном – тоже не церковная традиция. Есть еще много примет и суеверий. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. Вот некоторые похоронные обычаи:

  • закрывать в помещение где находиться покойный окна и форточки. Держать входную дверь или дверь в комнату с покойником закрытой;
  • закрывать тканью зеркала. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы. На самом деле этот обычай пошел из далеких  времен, когда в богатых домах драпировались черными тканями зеркала и хрустальные люстры, дабы они своим блеском не отвлекали молящихся от заупокойной молитвы;
  • на время похорон убирать из квартиры животных (собак, кошек), особенно собак. Считается, что вой или лай собаки пугает душу усопшего. Плохой приметой считается, когда кошка запрыгивает в гроб с покойным;
  • после выноса покойного из дома обязательно моют полы. Таким образом вымывают из дома смерть. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями;
  • дважды остановиться по дороге от дома до кладбища. Это связано с религиозным уставом, по которому положено дважды служить литию: при выходе из поселка и при входе на кладбище. Церковный обычай забыт, а то, что гроб с покойником должен быть поставлен в двух местах, — помнят;
  • не приносить с кладбища живые или искусственные цветы. Считается, что сделавший это будет долго и тяжело болеть;
  • не примерять одежду для умершего при её покупке. Считается, что человек, даже не зная для кого покупается одежда, примеряет свою смерть;
  • класть в гроб очки или протез, принадлежащие умершему. Современные похоронный обычай, никак не связанный с правилами христианского погребения;
  • ничего не брать с кладбища, какой бы  ценной и красивой, не была бы эта вещь, чтобы не взять на себя чужие беды и болезни;
  • чтобы не накликать в дом новую смерть на поминальном столе не должно гореть больше одной свечи;
  • если кто-то на поминках захохочет или запоет, тот скоро будет выть от горя. Этот погребальный обычай понятен – неуважение к горю должно быть наказано;
  • у того, кто на поминках сильно напьется, дети будут пьяницами.

В XX веке, эти погребальные суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански.

Источник: https://pravoslavrazgovor.mirtesen.ru/blog/43355106325

Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией.

Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных.

Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии.

Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация.

Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация.

Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше.

Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане.

Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах.

О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее.

Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ.

Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими.

И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так.

Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

Читайте также:  Дмитриевский собор во владимире: описание, интересные факты, адрес

В ногу со временем?

     Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России.

Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших».

Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

     Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого.

Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших.

В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре.

Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают.

Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад.

Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье.

В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

     Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

     Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу.

Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков.

Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

      Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел.

Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни.

Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют.

Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/221610

Ритуалы на православных похоронах

Пожалуй, ни одно событие в жизни семьи не связано с таким количеством суеверий, примет и предрассудков, как со смертью кого-либо из близких людей.

Смерть родного человека, особенно если она внезапная, выбивает из колеи, сделать все правильно получается не всегда, особенно если рядом нет опытных помощников.

Да еще различные недоброжелатели, маги и колдуны пытаются использовать ситуацию в каких-то своих нехороших целях. Что делать в таком случае, как должен выглядеть ритуал православных похорон?

Даже если вы никогда и никого раньше не хоронили, не отчаивайтесь, и не бойтесь сделать что-то не так. Считается, что Бог исправляет все ошибки людей, и направляет их на верный путь, главное – молиться, и просить его о помощи. Молитва в такое время нужна и душе умершего, и тем, кто провожает ее в иной мир.

Если человек умер дома

По существующим законам, когда кто-то умирает дома, нужно сразу же вызвать полицию, которая осматривает тело и выдает заключение о том, что человек умер не в результате преступления, а от болезни или по возрасту. Тело человека, умершего в возрасте до 60 лет забирают в морг для вскрытия и установления точной причины смерти.

Приезд полиции и специальной машины, как правило, не задерживается. Что нужно сделать до этого? Закрыть глаза покойному, если они были открыты, занавесить простынями или покрывалами зеркала – считается, что иначе душа может уйти в зазеркалье и заблудиться там.

Многие родственники, присутствующие во время смерти человека, говорят о том, что чувствуют присутствие его души рядом, ощущают ее страх и неуверенность. Особенно, если при жизни человек не верил во все эти «выдумки». Теперь его душа наблюдает за своим телом и за происходящим со стороны, и не знает, что делать, и куда идти. Успокойте ее – зажгите церковную свечу, напряжение немного спадет.

Сейчас пока не до молитв, но когда тело увезут, и вы останетесь наедине со своим горем, можно прочитать «Отче наш», «Трисвятое», «Господи, помилуй», канон «Последование по исходе души от тела». Если позволяет время, можно сразу же пойти в церковь и заказать сорокоуст за упокой.

На следующий день нужно отвезти в морг одежду и обувь для покойного, если это мужчина – понадобится бритва и другие приспособления для бритья.

Зайдите в церковь, купите набор для погребения, в который входит все необходимое – крест, записка с молитвой на лоб, покрывало, икона, для мужчин – образ Иисуса Христа, для женщин – Богоматери.

Читайте также:  Значение цветов куполов православных храмов россии

Работники морга знают, что нужно делать, и как собирать покойника в соответствии с существующими традициями.

Из морга тело нужно забирать уже в гробу, как правило, ритуальные магазины находятся рядом с моргом. Везти его можно домой, или прямо на кладбище, если там уже все готово.

Православные христиане долго прощаются с покойниками, тело предается земле на третий день после смерти, тогда же совершается отпевание и поминки.

Хотя в последнее время и эта традиция не всегда соблюдается, хоронят и на второй день, особенно, если умирает пожилой человек, и родственники уже готовы к этому.

Если морг и вскрытие не нужны

Если умирает человек старше 60 лет, не важно, по какой причине, нет оснований подозревать кого-то в его смерти, и вскрытие не нужно, тело омывают водой, для этого приглашают чужих людей. Кто-то из присутствующих при этом должен читать молитвы.

Затем покойника одевают, как правило, пожилые люди заранее готовят свое «смертное», если ничего заранее заготовлено не было, выбирают из гардероба подходящую одежду. Затем тело помещают в гроб, накрывают погребальным покрывалом, купленным в церкви вместе с другими предметами. Гроб перед этим опрыскивают святой водой.

Голову кладут на подушку, которая обычно продается вместе с гробом, лицом вверх. На лоб помещают записку с молитвой, венчик, в народе ее называют «пропуском в рай».

Глаза закрывают, нижнюю челюсть подвязывают полотенцем или платком. Руки складывают крестом, правая должна быть сверху.

Обязательно надевают нательный крест, икону помещают на грудь, еще один крест – погребальный, дают и в руки покойного.

Гроб ставят на скамейку или на другие подставки, головой к образам. Когда все будет готово, нужно зажечь свечу или лампаду, и читать каноны и молитвы. Лампада может гореть до похорон или даже до 9 дней, а свечи зажигают несколько раз.

Православные христиане для отпевания приглашают священника на дом, или везут покойного в церковь, а потом сразу на кладбище. Священник сам читает необходимые молитвы и каноны. Гроб из помещения и из церкви выносят ногами вперед, под пение «Трисвятое».

В народе существует поверье, что гроб должны нести чужие люди, однако согласно правилам церкви, несут его близкие родственники или друзья умершего. Только священнослужителей миряне нести не могут, это поручают монахам или другим священникам.

Похоронную процессию должен возглавлять священник, как духовный проводник и пастырь, затем несут венки, крышку гроба, затем сам гроб, покойника перемещают так же – вперед ногами.

Могилу копают с таким расчетом, чтобы покойный лежал лицом на восток. Могилу освящают святой водой, читают «Трисвятое», опускают гроб, затем каждый присутствующий бросает на крышку по горсти земли. Крест устанавливают в ногах, чтобы покойник видел его на фоне восходящего солнца.

Считается, что на похороны православных не приглашают духовой оркестр, но это требование соблюдается не всеми.

Похороны не совершают в день Пасхи и на Рождество. Традиционно, христиане не хоронят своих умерших и в день Радуницы – поминальных дней после Пасхи, когда на кладбище очень много людей.

У нашего народа существует традиция на второй день после похорон нести на могилу угощение – завтрак новопреставленному. Но это скорее дань язычеству, которая не имеет ничего общего с христианством. Лучше зажечь дома свечу или лампаду.

Об отпевании отдельно

По канонам православной церкви, отпевание проводят на третий день после смерти, но если похороны проходят раньше или позже – в день похорон. Не проводят отпевание на Пасху и на Рождество.

Отпевание проводят всего один раз, затем на 9-й и 40-й дни нужно заказывать в церкви панихиды, сорокоусты и бескровные – в церкви подробно расскажут что это такое и что для этого нужно. Эти службы можно заказывать несколько раз.

Не отпевают в церкви некрещенных, людей другой веры, отошедших от веры, а так же самоубийц. Но родственники могут молиться за них сами, и подавать милостыню.

По благословению архиерея, церковь может молиться о самоубийцах, но лишь в том случае, если человек покончил с собой в состоянии невменяемости, страдал психическими заболеваниями и в некоторых других случаях по усмотрению священнослужителей.

Поэтому в церкви обязательно потребуют справку о смерти, или заключение после вскрытия, в которых указана причина смерти. Кроме того, некоторые люди со злым умыслом пытаются заказать отпевание за живого человека, с целью навести порчу и погубить его. Иногда это действительно срабатывает хотя бы наполовину – человек после такого ритуала начинает болеть.

Поминовение

У многих народов мира сохранилась традиция, согласно которой поминальное угощение в дом умершего приносят родные, соседи и близкие. Но в нашей традиции поминки устраивают сами родственники похоронившие близкого человека.

Поминки делают сразу после похорон, на 9-й и на 40-й день, а потом в полгода и год. Поминовение должно проходить и в день рождения покойного.

Накануне, перед поминками, в церкви заказывают панихиду – варят кутью из риса и изюма, складывают в тарелку, украшают конфетами или кусочками фруктов, и несут в церковь на панихиду. Кутью после панихиды забирают домой – ее в первую очередь пробуют на поминках присутствующие.

Кроме нее в церковь несут и другое угощение – конфеты, фрукты, печенье, хлеб, масло, муку для выпечки просвирок. Иногда вместо этого просто дают немного денег.

Во время поста, а так же в постные дни – среду и пятницу, пища на столе должна быть постной. В Великий пост поминки не совершают в будние дни, ограничиваются панихидой в церкви, поминки переносят на субботу или воскресенье.

Если поминки выпадают на первую неделю после Пасхи – Светлую седьмицу, их тоже переносят на Радуницу.

Церковь против употребления спиртного на поминках, считается, что душе это приносит вред, а не пользу. Однако, мало кто из нас прислушивается к таким советам, язычество в нас пока сильнее христианства.

Церковь предписывает поминать умершего первый год после смерти, в дальнейшем – по желанию и возможностям родственников.

Как правило, к первой годовщине родственники заменяют погребальный крест на могиле памятником, приводят могилу в порядок, делают ограду.

Приметы, проверенные временем

Кроме предписаний православной церкви в народе существует немало примет и суеверий, связанных со смертью и похоронами. Их очень много, все учесть и выполнить все равно не возможно. Но кое-что нужно знать, ведь по сути, они являются результатом многовековых наблюдений, и многие из них действительно работают. Лучше не рисковать. Итак, что говорят на эту тему в народе?

Сначала расскажем о приметах, предвещающих смерть – если птицы стучат в окно, или даже влетают в дом – к смерти. Бытует мнение, что это душа покойного родственника, вселилась в тело птицы, и прилетела, чтобы предупредить о несчастье.

Увидеть во сне выпавший зуб – к покойнику. Если зуб в сновидении выпадает с кровью, скорее всего, умрет кровный родственник. Если нет – чужой вам человек.

Если мыши погрызли одежду – ее хозяин может вскоре умереть.

Недопустимо отпевать еще живого человека, даже если он уже при смерти. Лучше всего – пригласить священника для проведения обряда маслособорования, пока он еще жив. Считается, что если смертельно больной после этого обряда умирает в течение недели, значит, на небесах ему простили все прегрешения, и после смерти он попадет в рай.

Покойника не оставляют одного ни в доме, ни в комнате. Нельзя пускать к нему животных. Известен случай, когда кошка пыталась отгрызть кусочек носа у своего бывшего хозяина. Бывает и такое. А вообще, кошка, запрыгнувшая в гроб – плохая примета.

Если в доме покойник, нельзя выносить сор из дома, и устраивать стирку. Это делают после похорон. Мусор после поминок обязательно нужно сжечь.

Постель, на которой умирал человек, сжигают. Одни делают это сразу, другие выносят ее в курятник, и оставляют на три дня, чтобы петух отпел ее три раза.

После того, как покойника вынесли, кто-то должен остаться дома и помыть полы, тряпку и веник после этого выбрасывают или сжигают.

Считается, что если заколотить гроб прямо в доме, скоро здесь будет еще один покойник, поэтому крышкой его накрывают на улице или уже на кладбище.

Если, отправляясь на кладбище, вы что-то забыли дома, кто-то один может вернуться за этой вещью, но при этом, нужно прочитать три раза «Отче наш».

Сейчас в ритуальном магазине можно купить гроб нужного размера, ведь вы знаете рост своего умершего родственника, но если его делают по заказу, мерку снимать должен чужой человек. Затем эту мерку кладут в гроб.

Первая неделя после похорон очень важна, в этот период ничего нельзя отдавать из дома.

Во время похорон нельзя оглядываться, чтобы не привлекать мир живых в мир мертвых.

Беременным не следует приходить на похороны и нельзя смотреть на покойника – ребенок может родиться больным. Маленьких детей тоже не приносят на похороны, это мероприятие не для них.

Нельзя хоронить человека в одежде, принадлежащей живому человеку, он начнет болеть и может уйти следом.

Нельзя класть в гроб одежду живых людей, фотографии, волосы и прочие предметы, энергетически связанные с живыми людьми.

Воду после мытья покойника, выливают в такие места, где никто не ходит. И никому ее не отдают. Считается, что если вылить ее на дорогу или перед воротами дома, первый, кто наступит на это место, вскоре умрет.

Иногда свечи в доме, где есть покойник, ставят в смесь соли и зерна – после похорон их тоже нужно выбросить, или сжечь так, чтобы никто не наступил, и не заболел.

Расческа, которой причесывали покойника, сжигается, или ее кладут в гроб. Эзотерики советуют  выбросить ее в реку, вода смоет с нее всю негативную энергетику, и поможет живым быстрее забыть о горе.

Не следует идти навстречу похоронной процессии, а так же переходить покойнику дорогу, лучше подождать, чтобы не навлечь беду.

Если вы сомневаетесь в том, правильно ли вы что-либо делаете, прочитайте с верой «Отче наш», молитва сведет на нет весь негатив ошибок или чьих-то намеренно непонятных или нехороших действий. Чаще ставьте дома или в церкви свечи за упокой умерших, и за здравие живущих – разумеется, разные свечи. И все будет хорошо, и у вас, и у них.

Источник: http://masterritual.ru/pohorony/ritualy-na-pravoslavnyh-pohoronah/

Православная традиция погребения

Погребение усопших — важнейший христианский обряд. Церковь смотрит на земную жизнь, как на приготовление к жизни вечной, в которой будет участвовать и тело. С православной точки зрения, смерть человека — «успение», засыпание, переход в мир иной, рождение в вечность. Умерших христиан принято называть усопшими, то есть уснувшими.

Читайте также:  Акафист божией матери экономисса, текст акафиста

Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства — Догматом о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. По учению православной церкви со смертью человек не исчезает, не уничтожается, он засыпает телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом.

Мёртвый спит, оставаясь при этом человеком, отсюда покойник — спокойный человек, тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога». Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению, заботясь о достойном погребении человека, православные выражают свою веру в воскресенье. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Иисуса Христа.

Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его, положении во гроб.

Подготовка к православным похоронам

После того, как душа покинула тело, но пока оно еще не остыло, надо обязательно произвести обряд обмывания. Это делается не только с целью подготовки к похоронам, но также из религиозных убеждений: умерший предстанет перед Богом в чистоте и непорочности.

Сейчас, с соблюдением всех христианских традиций, эту процедуру проводят в морге. Раньше тело обмывали старушки-обмывальщицы – пожилые женщины, не находящиеся в кровном родстве с усопшим.

Эта процедура всегда признавалась богоугодным делом, а людям, ее производившим, прощалось по одному греху.

При обмывании читаются молитвы «Господи, помилуй», «Трисвятое». Вещи, которые снимают с покойного, сжигают, а тело облачают в новую, специально купленную одежду нужного размера, желательно, светлых тонов. Все это указывает на духовную чистоту и обновление человека при воскрешении.

Перед тем, как положить умершего в гроб, гроб и тело окропляют святой водой. Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут специальную подушку. Уста усопшего должны быть сомкнуты, глаза – закрыты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой.

В руках располагают погребальный крест, на грудь кладут освященную икону (женщинам – образ Божией Матери, мужчинам – Спасителя). Умерший должен иметь нательный крестик и венчик (тканевая или бумажная полоска). По традиции, венец славы ожидает праведника в царствие Божьем. Усопшего покрывают погребальным покрывалом (на нем изображены образы святых и характерные надписи).

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи суть пережитки язычества.

Христианские традиции требуют, чтоб вплоть до погребения над умершим непрерывно читались Псалтири. В одной или нескольких церквях заказывают Сорокоуст: это надо сделать еще до погребения, также не следует забывать, что Сорокоуст заказывают по истечении 40 дней, а также на годовщину смерти, день рождения усопшего и на день ангела.

Отпевание

Православные похороны обычно назначаются на третий день (в первой его половине). Не хоронят только на Святую Пасху и Рождество Христово. Отпевают всех, кроме самоубийц; это можно производить как в храме, так и в доме умершего.

Служба отпевания – это целый ряд песнопений, в которых просят простить усопшему его грехи, освободить от запрещений и принять в Царство Небесное; читается Разрешительная молитва, а после ее текст вкладывается в правую руку покойного.

Затем с усопшим последний раз прощаются, обходят с поклоном гроб, просят прощения, родственники и знакомые прикладываются губами к венчику, иконе на груди. Надгробный крест кладут в ноги умершему, обращая его на западную сторону, так, чтоб лицо было направлено на него.

Священнослужитель навсегда накрывает умершего покрывалом, крестообразно посыпает его землей и произносит специальные слова. Гроб заколачивают, и ни при каких обстоятельствах его уже нельзя открывать.

К слову, надо следить, чтоб в гроб никто не положил ничего лишнего или не взял оттуда.

Погребение на православных похоронах

Фиксируя канатами или длинными полотенцами, гроб опускаются в могилу. Священник (при его отсутствии это может сделать благочестивый мирянин) крестообразно бросает в могилу горсть земли; за ним все присутствующие повторяют эту операцию. Родные и близкие покойного поют Трисвятое, пение может продолжаться до тех пор, пока над могилой не образуется холмик.

На могильный холмик, как символ Спасения, устанавливается восьмиконечный крест, который может быть сделан из любого подходящего материала, единственное условие – его правильная форма. Позже можно установить памятник, но такой, чтобы на нем был изображен такой же крест. На могилу устанавливают венки, укладывают цветы, и процессия направляется в дом покойного, помянуть его.

Поминки

Православные похороны заканчиваются поминками – своеобразной милостыней-трапезой для всех собравшихся.

Поминки устраиваются после погребения, в тот же день, а также – на девятый, сороковой дни, через полгода и через год со дня смерти, в день рождения умершего и в день его ангела. На поминальной трапезе не рекомендуется ставить спиртное, т.к.

оно вредит душам усопших. Существует ряд правил, в какие дни нельзя устраивать поминки и рекомендации, на какие дни их переносят.

В соответствии с исконно русскими традициями, православные похороны подразумевают именно захоронение умершего в землю. Веря в воскрешение, церковь не советует проводить кремацию тела.

Источник: http://nrk-nn.ru/information.html/pravtradicia.html

Почему нельзя хоронить в воскресенье?

Обновление, возрождение и воскрешение — все это значения одного и того же слова, которым называют седьмой день. Даже воскресная служба, которая является началом предстоящей недели, отличается торжественностью и пышностью проведения.

В этот день православные христиане должны отречься от мирских забот и проблем, чтобы посвятить его Богу. Именно с этой традицией многие связывают тот факт, почему нельзя хоронить человека в воскресенье. Но так ли это, на самом деле, не знает достоверно никто.

Почему считают, что нельзя хоронить и кремировать в воскресенье

Мнения по поводу таинства погребения и сожжения покойного у представителей церкви расходятся. Но ни в Библии, ни в церковных канонах нет оснований, почему нельзя хоронить в воскресенье. Для распространённого сегодня утверждения предлагаем рассмотреть отрывок из Евангелии от Иоанна. Ищем 5 главу, 28-29 стихи.

Внимательно читаем: «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия … в воскресение жизни … — в воскресение осуждения». Значит, что и в седьмой день все равны. И грешники, и праведники одинаково предстанут перед Божьим судом. Главное — это организовать и провести похороны православному человеку.

✔ Открой Секрет ➔   Почему нельзя хранить сухие розы дома?

  1. Первый этап — подготовка к погребению. Включает в себя омовение и облачение усопшего. Делать это могут, как родственники, так и работники морга. Если омовение происходит дома, обязательно читают три раза «Господи, помилуй». Одежду выбирают только новую, желательно светлого оттенка. Руки складываются в виде креста. Специальный бумажный «венчик» выступает, как символ веры и предстоящего перехода в мир иной. Далее проводится Церковное отпевание. И, наконец, погребение.
  2. Отдельно стоит рассмотреть вопрос о том, как церковь относится к кремации. Являясь альтернативой традиционному обряду перед погребением, случаи сожжения тела были зарегистрированы еще в период Древней Греции. В США стала приобретать популярность с 1972 года, на территории России появилась в 1920 году.
  3. В настоящее время, кремировать тело не запрещают, но и не одобряют, в соответствие с меморандумом «О христианском погребении усопших» 2015 года. Сама процедура занимает 1-1,5 часа. В комплексе крематория специально оборудован зал для прощаний, где располагают гроб с телом усопшего. После сожжения родственники получают прах в урне с возможностью дальнейшего погребения.

✔ Открой Секрет ➔   Почему нельзя праздновать 33 года мужчине?

Если со стороны православия нет запретов, почему же нельзя хоронить в воскресенье, а в некоторых случаях, это невозможно сделать и в понедельник. С этой целью надо посетить бюро и уточнить режим работы организации, узнать, когда ее сотрудники оказывают ритуальные услуги.

Почему нельзя хоронить и отпевать в воскресенье

Чтобы определить сроки для проведения того или иного обряда, следует обратиться за помощью к православной литературе. Ученик Иоанна Златоуса, преподобный Исидор Пелусиотский подробно описал, когда можно хоронить и отпевать православного. Он сказал: «В пятницу Господь испустил дух … один день».

Начинаем отсчет с точной даты и момента смерти. «С наступлением воскресенья Он восстал». Этот отрывок, доказывает, что можно хоронить и отпевать в воскресенье. Но, к сожалению, в последней просьбе церковь может отказать, так как поминовение усопших по уставу не проводится на Рождество, Крещение, в дни памяти святых угодников Божьих, Успения Богоматери, во время Пасхи.

Источник: https://pochemy-nelzya.info/horonit-v-voskresene/

Можно ли хоронить в воскресенье

Похороны для православной религии являются одним из самых устойчивых из традиций и ритуалов. Им предначертано подготовить переход души усопшего в иной мир. Поэтому тщательности соблюдения всех похоронных ритуалов уделяется столько внимания. В этой связи люди, чтобы что-нибудь не нарушить спрашивают о возможности проведения похорон в воскресенье.

Почему нельзя хоронить в воскресенье

Некоторые миряне считают, что имеется запрет на проведение погребального обряда в воскресенье. При этом никто не может ответить на вопрос: «А почему?». Возможно, это объясняется тем, что у православной церкви имеется запрет на проведение похорон в два дня:

  • В день святой Пасхи.
  • В Рождество.

Можно ли хоронить в воскресенье — мнение церкви

Священнослужители заявляют, что церковь не устанавливает ограничений на похороны по выходным дням, так же, как и на время суток. Их мнение таково:

  • Возможность проведения обряда погребенья не зависит ни от дня недели, ни от времени суток. Желательно только чтобы это был именно третий день с момента смерти. Хотя допускается перенос и на четвертый или пятый дни, если так складываются обстоятельства.
  • По-видимому, объяснением для появления таких слухов является то, что по воскресеньям не работают многие официальные учреждения, что существенно затрудняет оформление всех необходимых документов.
  • Также в качестве причины может выступить наличие на кладбищах по воскресеньям большого количества людей.
  • Нельзя хоронить только на Пасху и Рождество.

Что говорится по этому вопросу в православной литературе

Для того, чтобы определится со сроками, установленными для проведения какого-нибудь конкретного обряда следует поднять источники в православной литературе. Описание сроков захоронения есть у Исидора Пелусиотского, который был учеником Иоанна Златоуста. Им сказано: «В пятницу Господь испустил дух … один день».

Начинается отчет с конкретной даты и момента наступления смерти. «С наступлением воскресенья Он восстал». На основании этого отрывка можно сделать вывод, что в воскресный день можно и хоронить, и отпевать.

Но есть все-таки дни в которые от церкви будет получен отказ в поминовении усопших. В соответствии с уставом нельзя отпевать:

  • На Крещение.
  • На Рождество.
  • В дни поминовения святых угодников Божьих.
  • На Успение Богоматери.
  • На светлый праздник Псахи.

Почему считается что в воскресенье нельзя хоронить

Хоть такое утверждение и ходит среди людей, но ни в церковных канонах, ни в Библии ничего подобного нет. Обратимся к отрывку из Евангелии от Иоанна. Там нам надо найти пятую главу и стихи с двадцать восьмого по двадцать девятый.

Главное, чтобы были правильно организованы и проведены похороны православного человека. Начинать следует с подготовки к погребению. На этом важном этапе усопшего омывают и облачают. Это может быть сделано как работниками морга, так и родственниками. Если все это происходит дома, то следует три раза прочесть «Господи помилуй».

Источник: https://ProPohoroni.ru/nuzhno-znat/mozhno-li-horonit-v-voskresene.html

ОТЗЫВЫ НА Хоронят ли в воскресенье православные, мнение церкви (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация