Дмитриевский собор во владимире: описание, интересные факты, адрес

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире: описание, интересные факты, адресАдрес: улица Большая Московская, д.60. Телефон: +7 492 232-24-67.
Время работы: понедельник и четверг с 11:00 до 17:00,
вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00.
Как добраться: на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28;
на троллейбусе №1 или №5 – выйти на остановке “Соборная площадь”.

В период феодальной раздробленности, которая в XI веке охватила Киевскую Русь, удельные княжества стали укрепляться, создавать собственные династии и проводить самостоятельную внешнюю политику.На северо-восточных рубежах тщательному переоснащению поверглось Владимиро-Суздальское княжество, которым с 1176 по 1212 гг.

правил Всеволод Большое Гнездо. Княжеский трон он унаследовал от отца Юрия Долгорукого и брата Андрея Боголюбского, после смерти последнего и начал править в княжестве. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло пика расцвета и развития. Связано это с удачными внутренними реформами и военными походами против внешних врагов.

Историки считают, что князь в честь своих успехов во внутренней и внешней политике решил построить церковь. Хотя новое сооружение возводилось не для массового посещения, а только для княжеской семьи и ее приближенных.

Следовательно, место для нового сакрального сооружения выбиралось недалеко от резиденции князя, близ древнего Успенского собора.

Собор в честь святого Дмитрия

Точная дата начала строительства церкви не установлена. Историки – благодаря архивным документам и археологическим данным – установили, что приблизительно в середине 90-х гг. XII столетия был заложен первый камень.

Новый храм получил имя святого Дмитрия Солунского, в честь которого назван сын князя Дмитрий, да и сам Всеволод при крещении получил это же имя.
Святой Дмитрий являлся реальной исторической личностью, погиб в борьбе с язычниками.

Он был схвачен во время обороны города Солуни (нынешние Салоники) во время нападок варварских племен. В тюрьме его убили из-за проповедования основ христианской веры. Его останки похоронили недалеко от города, позже на этом месте императором Константином была основана небольшая церковь.

Князь Всеволод лично ездил на место погребения, привез оттуда икону и часть одежды святого. Считается, что образ создавался прямо на гробе Дмитрия, поэтому является чудодейственным.

Особенности архитектуры

Дмитриевский Собор строился по канонам византийских храмов, что нашло отражение во внешнем и внутреннем оформлении. Его здание имеет четыре столпа, три полукруглых апсида, купол из золота и крест, сделанный из меди. Наверху последнего находится небольшой флюгер, который представлен фигуркой птицы мира – голубя.

Фасад храма имеет три яруса, каждый из которых уникален по-своему. Самый нижний ярус вообще не имеет никакого оформления- только порталы, украшенные резьбой. Второй оформлен в виде арок, опирающихся на колонны. Между ними находятся вырезанные из камня фигуры и орнамент. На самом верху – на третьем ярусе – расположены узкие окна и уникальный резной орнамент.

Купол довольно-таки пологий, сделанный как шлем воина-дружинника. Он был позолочен, как и крест, который его венчает. На южном фасаде здания вырезана картина, которая рассказывает о вознесении на небеса Александра Македонского. В своих руках царь держит львят, за которыми охотятся грифоны.

Северный фасад также украшен нетипичными для православия сюжетами из светской жизни. Здесь вырезан сам князь Всеволод с сыновьями.
Внутри сакральный комплекс имеет довольно высокие своды и арки, поддерживающие купольный барабан. В отличие от богатой наружной резьбы внутри он практически был не украшен.

К сожалению, до наших дней сохранились лишь фрагментарные части фрески про Страшный суд.
Изначально архитекторы сделали вокруг храма крытые галереи, соединившие его с княжеской резиденцией. Во время татаро-монгольского набега, во время которого в 1240 г. был разрушен Киев и другие города, Дмитриевский собор также сильно пострадал.

Реставрация храма началась в конце 1830-х гг. – по приказу Николая I. Тогда же разрушены галереи, а орнаментальные картины сильно повреждены. Их частично восстановили после повторной реставрации.

Византийские и балканские мотивы

Князь Всеволод для возведения собора пригласил искусных зодчих, которым помогали лучшие мастера из Болгарии, Сербии, Далмации и Греции. Благодаря этому в архитектуре и художественном оформлении Дмитриевского храма появились византийские мотивы, нехарактерные для православных религиозных объектов.

Кроме того, балканские мастера придали строгости строению, сосредоточившись на духовном содержании фресок и резных композиций. Они инициировали появление фигуры царя Давида на каждом фасаде. Зодчие считали, что князь Всеволод воплощал мудрость и силу этого библейского героя.

Всего на внешних фасадах балканские и владимирские мастера создали свыше 560 резных орнаментов. Зодчие соединили христианские мотивы с мифологическими и литературными элементами, поэтому вокруг святых были созданы животные и растительные образы. Интересно, что вся резьба выполнена на белом камне, из которого возведен собор.

Орнаментальное украшение Дмитриевского собора является всемирным достоянием, поскольку находится под эгидой ЮНЕСКО.

Источник: http://lions-guides.ru/Vladimir-region/Attractions-Of-Vladimir/Demetrius-Cathedral

Дмитриевский собор во Владимире — белокаменная поэма

Адрес: Россия, Владимир, ул. Большая Московская, 60
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1197 год
Координаты: 56°07'45.2″N 40°24'39.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны.

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.

Общий вид на собор

Между 1194 — 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя — Дмитрия Солунского.

В те времена князья носили два имени: княжеское и христианское, данное при крещении. Всеволоду досталось имя Дмитрий. За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо».

Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название — Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство.

Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру.

Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.

Юго-восточный фасад собора

Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 — 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского.

Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии.

В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя.

Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец».

Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.

Северно-восточный фасад собора

Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 — 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I.

Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами.

На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон.

Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.

Юго-западный фасад собора

На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно.

Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд», выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев.

Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/295-dmitrievskiy-sobor

“Каменная поэма”: Дмитриевский собор во Владимире

Главная страница » Россия » Владимирская область » Владимир » «Каменная поэма»: Дмитриевский собор во Владимире

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

Дмитриевский собор

История строительства Дмитриевского собора

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами.

Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя.

Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус.

В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы.

Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда».

В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня.

В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

♦ По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»

Дмитриевский собор, южный фасад

Читайте также:  Храм иконы тихвинской божией матери в алексеевском - православные иконы и молитвы

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован.

Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол.

Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями».

Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа.

По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Львы

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

«Страшный суд»

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Дмитревский собор изнутри

Деталь ворот Дмитриевского собора

Напоминание молодоженам

Адрес и режим работы

Адрес: Владимирская область, город Владимир, ул.Большая Московская, 60. Телефон: (4922) 32-42-63.

Режим работы: ежедневно, с апреля по октябрь с 10.00 до 17.00, с ноября по март с 10.00 до 16.00, кроме вторника и последней среды месяца.

Официальный сайт: www.vladmuseum.ru

Источник: https://anashina.com/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/

Дмитриевский собор: фото и описание, интересные факты, адрес и отзывы посетителей

Дмитриевский собор – древний белокаменный храм во Владимире. Историки относят его постройку к XII веку, однако годы строительства определены весьма приблизительно. Церковь является достоянием культуры России, находится под охраной ЮНЭСКО.

Экскурс в историю

В летописях нет точной даты строительства собора. Первое упоминание о нем встречается в перечне построек, которые оставил после себя князь Всеволод Большое Гнездо. Храм был посвящен его небесному покровителю – Дмитрию Солунскому.

В оставшихся письменных свидетельствах сказано, что церковь строилась в период 1194-97 годов. В 1990 году были найдены летописи 1191 года, в которых упомянут белокаменный храм Владимира.

Споров вокруг даты строительства нет, но уточнения будут происходить и дальше, по мере прочтения новых документов.

Основным строительным материалом для здания стал известняк. Считается, что над церковью трудились исключительно русские мастера, научившиеся к этому моменту всем премудростям возведения больших храмовых построек.

Но вмешательство иностранцев все же прослеживается. Эксперты считают, что участие в работах принимали болгары и сербы.

В пользу этой теории говорят общие черты в убранстве собора, характерные для Средневековья, объединяющие Византийскую и Балканскую школы архитектуры.

В 1197 году Дмитриевский собор во Владимире получил великую святыню – из Солунской базилики святого Дмитрия прибыла большая икона с изображением святого, а также серебряный кованый ковчег, где хранилась частица одежды, окропленная кровью мученика. В 1237 году собор постигла участь почти всех храмов на территории Руси – он был разграблен и осквернен татарами. В 16 и 17 веках храм сильно пострадал от пожаров.

Первоначально, после строительства, собор выглядел совершенно по-другому. Центральный храм с трех сторон окружали каменные галереи, богато украшенные резьбой.

Впервые ремонтные работы в храме были проведены в 15 веке, храм сохранял свое великокняжеское значение, но позднее привилегии были утеряны. В 16 и 17 веках проводились косметические работы.

Усилия по сохранению уникальности храма не предпринимались, с каждым «улучшением» он терял часть индивидуальности – терялись декоративные детали и части конструкции, утрачивались фрески внутри помещения.

Самый большой урон, по мнению современных историков, был нанесен собору в 19 веке. С визитом во Владимир прибыл император Николай I, случилось это в 1834 году, осмотрев храм, он заметил его крайнюю ветхость.

По его распоряжению церковь привели в «первобытный вид». За дело взялись рьяно, в результате была разобрана древняя галерея.

Так же варварски избавились от северной и южной башен с внутренними лестницами, проложенными на хоры.

После всех трудов Владимирский собор безвозвратно утерял часть своей идентичности, также был нанесен урон конструкции здания. В 1840-47 годах произошло еще одно “обновление”, теперь внутри храма древние фрески погибли, на их месте появилась новая роспись. Также был опущен пол, установлен новый иконостас, а для прохода на хоры внутри помещения установили винтовую лестницу.

Архитектура

Дмитриевский собор во Владимире до наших дней дошел в виде одноглавой церкви с четырехстолпной конструкцией и тремя полукруглыми аспидами. При строительстве церковь окружали галереи с башнями. Галерейные переходы соединяли храм с княжеским дворцом, по ним князь с семейством отправлялись на богослужения.

Фасад собора разделен на три яруса. Нижняя часть лишена декора – ранее ее скрывали галереи. На втором уровне расположены аркатурные колонны, создающие единый пояс, дополненные фигурами святых, мифических животных и стилизованными растительными орнаментами.

На верхнем, третьем ярусе, прорезаны узкие окна, вся внешняя поверхность стен покрыта искусной резьбой по камню.

Купольный барабан также украшен каменной резьбой и увенчан золоченым куполом, формой напоминающим шлем русского витязя с массивным крестом, выполненным из позолоченной меди.

Южный фасад отдан под композицию «Вознесение Александра Македонского», сюжет был популярен для времени строительства храма, хоть и не характерен для национальных традиций. Центральной фигурой всех частей фасада является царь Давид.

Его руки заняты гуслями, вероятнее всего, он поет псалмы. Дмитриевский собор в 12 веке выполнял функции домовой церкви княжеской четы и потому невелик размерами, но производит огромное впечатление.

Фасады храма украшают более 600 уникальных рельефов.

Частично украшения собора были утеряны, подлинники сохранились лишь на западном фасаде, частично на пряслах центрального и северного фасадов. Большая часть утерянной резьбы была восстановлена в 19 веке. Фундамент глубиной более 1 метра состоит из двух ярусов.

Для верхней части использован грубо отесанный камень, нижняя часть выложена булыжником, туфовым ломом. Камни скреплены известковым раствором, смешанным с песком.

Ширина стенок основания шире стен собора на 68 сантиметров и выступает на внешнюю сторону в виде высокого цоколя.

После 1917 года

В 15 веке собор почти не посещался и стал бесприходной церковью. После проведенной реконструкции в 1847 году он вновь обретает приход. В 1883 году в храм проводят отопление, с южной части возводится звонница, на данный момент утерянная.

После 1917 года храм закрывают и передают на баланс владимирскому музею. В 1918 году трудами реставраторов внутри храма были обнаружены фрески 12 века. В 1919 году в соборе полностью прекратили отправлять службы.

Реставрационные работы начались в 1937 году и не прекращались даже в годы войны.

Архитекторы и реставраторы долгое время бились над решением проблемы сохранения белого камня, ее удалось развязать только в наше время. К 2004 году в ходе очередного этапа реставрации белый известняк покрыли пластической смесью. Также были установлены водоотводы и водосточные трубы. Купол увенчали новым крестом.

Внутри собора создан микроклимат, позволяющий сохранить открывшиеся фрески и небольшую, но ценную экспозицию. В алтарной части находится копия древнего креста. На каркас 18 века в 1957 году закрепили латунные листы. Высота всей конструкции более 4 метров, размах перекладины креста – 2,7 метра. В экспозиции находится несколько фрагментов позолоченной меди от первоначального креста 12 века.

Дмитриевский храм был закрыт на длительную реставрацию, посетить музей стало возможно с 2005 года. Из сохранившихся фресок сегодня можно увидеть изображения 12 апостолов и ангелов позади них, композиция написана в центральном своде собора. Под хорами находится роспись со сценами рая. Главные особенности Дмитриевского собора – это его многочисленные резные украшения и древность постройки.

При храме нет некрополя, но есть единственное захоронение – здесь покоится граф Воронцов. Он был первым губернатором Владимира и завещал похоронить свои останки в соборе, из уважения к его заслугам его воля была выполнена. В соборе хранятся несколько реликвий – икона Дмитрия Солунского и ковчег-мощевик. Эти экспонаты являются копиями, оригиналы находятся в музеях Москвы.

В Дмитриевском соборе Владимира пять раз в году проводятся богослужения. Главным праздником по-прежнему остается день памяти Дмитрия Солунского – 8 ноября. В остальное время это музей, где главным экспонатом является сам храм.

Время работы экспозиции:

  • Понедельник – четверг – 10:00-16:00.
  • Пятница, воскресенье – 10:00-17:00.
  • Суббота – с 10:00 до 18:00.

Адрес – улица Большая Московская, строение 60.

Добраться можно общественным транспортом до остановки «Соборная площадь»:

  • Автобусы маршрутов № 28, 12С, 22, 26, 15 или 25.
  • Троллейбусом маршрутов № 5, 1.

Успенский собор

Во Владимире стоит еще один древнейший православный храм – Успенский собор. Первый камень был заложен князем Андреем Боголюбским еще в 1158 году.

Он высится на берегу Клязьмы и когда-то был способен вместить все население города.

После пожара 1185 года его значительно расширили с тем, чтобы одновременно его могли посетить свыше 4000 прихожан, приказ об этом отдавал Всеволод Большое Гнездо.

На протяжении трех веков (12-14 в.) Успенский собор главенствовал на Руси, был одним из ее символов и резиденцией нескольких митрополитов. Именно в нем хранилась чудотворная икона Божией Матери – самая почитаемая русская православная святыня.

Расписан собор был в 1161 году, от первоначальных фресок осталось лишь несколько фрагментов. Повторное нанесение фресок провели в 15 веке, мастерами, трудившимися в соборе, были Андрей Рублев и Даниил Черный. Их работы также сохранились фрагментарно. Большая часть сохранившихся росписей относится к 19 веку.

В настоящее время Успенский и Дмитриевский соборы считаются жемчужинами русского зодчества, они хранят память поколений мастеров и символизируют историческое единство Руси. В Успенском соборе проводятся богослужения в выходные и праздничные дни, он является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии.

Отзывы

Дмитриевский собор век за веком подтверждает свою уникальность и значимость для русской культуры. К нему ежегодно приезжают тысячи туристов, и для всех белокаменный храм становится некоторым откровением. Посетители рассказывают, что резьба на стенах необыкновенно красива и почти нигде больше не встречается. Рассматривать ее можно бесконечно, настолько ее много на каждом из фасадов.

Некоторые посетовали, что экспозиция внутри храма очень скромная, но компенсируется архитектурой и красотой постройки. Не всем удалось попасть внутрь собора, но рядом расположена смотровая площадка, откуда открывается вид на реку и окружающий пейзаж. Большинство туристов рекомендуют посетить Дмитриевский собор, чтобы лично ощутить дыхание времени и связь поколений.

Источник: https://www.nastroy.net/post/dmitrievskiy-sobor-foto-i-opisanie-interesnyie-faktyi-adres-i-otzyivyi-posetiteley

Достопримечательности и святыни Дмитриевского собора во Владимире

Княжеские символы, мифические сюжеты и исторические фигуры, рукотворные каменные шедевры, прошедшие десятки реставраций – таково краткое описание Дмитриевского собора во Владимире. А место Дмитриевскому собору во Владимире абыло определено на реке Клязьме, входившей в важный торговый судоходный путь. Но и это не спасло собор от превращения в музейный памятник.

Контакты

  • Искать Дмитриевский собор во Владимире нужно по адресу: ул. Большая Московская, 60.
  • Телефон для справок: (4922) 32-42-63.
  1. Обладая большим запасом времени, можно позволить себе неторопливое созерцание местных красот на пути следования к собору.

    Тогда можно сесть на троллейбус № 1, 5 и выйти на остановке «Соборная площадь».

  2. Есть и более быстрый способ: поехать автобусом до той же «Соборной площади» (12С, 15, 22, 25, 26, 28).

  1. Советую планировать посещение этой владимирской достопримечательности на летний период, потому что часы работы тогда продлеваются: попасть внутрь получится с 10:00 до 18:00.
  2. Посещение храма-памятника платное, есть аудиоэкскурсии.

  3. Графика проведения служб в Дмитриевском соборе просто-напросто не существует. Являясь частью музея, который отвечает за памятники и Владимирского, и Суздальского края, собор не используется церковью.

Останавливаться где-то поблизости с собором, планируя долго его изучать, нет смысла.

От былого блеска средневековья почти ничего не осталось, поэтому времени на его осмотр уйдет немного. Паломнических гостиниц во Владимире нет. Разве что частные и мини-отели, если есть в мыслях осмотреть прочие достопримечательности края.

История Дмитриевского собора во Владимире

Подлинная дата основания собора неизвестна, несмотря на летописные свидетельства: там фигурирует период с 1194 по 1197 гг.

Заказчиком придворного храма выступил князь Боголюбский Всеволод, по прозвищу «Большое Гнездо» (князь-то был многодетным). А заказ для него выполняли талантливые русские мастера – немецкие банально не доехали.

Над названием собора долго не мудрили: Дмитрием звали святого, покровителя Всеволода, а также одного из его сыновей, поэтому собор-дворец и окрестили Дмитриевским.

Хотя сооружение у зодчих и вышло величественным, толком выполнять свое предназначение ему не пришлось. Начиная с XIII в., собор натерпелся многого: он пострадал от татаро-монгольского ига, не раз горел и даже получал повреждения от горе-реставраторов, которые почти ничего не оставили от первоначального облика Дмитриевского собора во Владимире внутри и снаружи.

После Октябрьской революции собор попал в руки Владимирского музею, который и сегодня его курирует. Затем последовала новая волна реставраций, целью которых было сохранение белокаменной основы собора и сотен его фасадных рельефов.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Когда рассматриваешь рельефы Дмитриевского собора во Владимире, словно переносишься в фантастический мир, в котором реальные мотивы переплетаются с фантазией. Сложно отыскать на 566 резных камнях привычную и обыденную символику православных сооружений. Это неудивительно, ведь к появлению этих шедевров в камне приложили руку заезжие зодчие с Балкан. Опытный глаз сможет разобрать, где распространенные византийские или западно-европейские мотивы, а где – типично русские. Разнообразие мотивов в скульптурах поражает: тут есть и исторические (фигуры А. Македонского и князя Всеволода), мифологические (подвиги Геракла) и библейские (царь Давид, воплощающий образ идеального правителя). Представленные в резных изображениях звери и птицы позднее перекочевали в гербы местной знати.
  • Фрески Дмитриевского собора во Владимире представляют собой особую ценность, так как их почти не осталось «благодаря» реставраторам XIX в. К сожалению, сегодня имеем жалкие остатки картины «Страшный суд» (XII в.), над которой, предположительно, трудились двое: чувствуется почерк византийского и русского мастеров. Мрачную атмосферу суда разбавляет картина небесного блаженства и райского сада с фигурами, в которых узнаются ангелы, Богоматерь и апостолы.

Святыни

Главной реликвией Дмитриевского собора признаны икона, изображающая святого мученика Дмитрия в полный рост, и покрытый серебром ларец, в котором содержится кусок ткани с кровью погибшего святого.

Тот факт, что святыни были получены собором из далеких греческих Фессалоник в 1197 г., подтверждают летописные источники.

Вопреки ожиданиям посетителей эти святыни не являются подлинниками: московские музеи оставили оригиналы у себя.

Интересные факты о Дмитриевском соборе во Владимире

  • В 1992 году Дмитриевский собор пополнил охраняемый список ЮНЕСКО.
  • Созданный для демонстрации княжеской власти, собор в итоге отошел обычному приходу.
  • К потере большинства древних фресок и нарушению первоначальной конструкции собора привели «благие» намерения монарха, Николая I.
  • До наших дней не дожили галереи с лестницами в башнях, созданные специально для визитов в храм княжеской семьи.

Фото Дмитриевского собора во Владимире

  • На куполе известнякового собора виднеется полумесяц с крестом, являющийся также символом власти.
  • Именно это обилие изображений ревностно сохраняет музей при помощи особого покрытия.
  • Один из наиболее частых мотивов в резных камнях – библейский царь Давид, в котором угадывается Христос.

Дмитриевский собор во Владимире

Во Владимире есть и другие храмы, соборы, например Успенский собор, но и этот вам точно понравиться. Приятного просмотра!!!

Есть много тайн и вопросов, связанных с Дмитриевским собором. Равно как и немых вопросов вроде: зачем поручать реставрацию столь неумелым рукам? Сколько несчастий и столько потерь… А что, жалость или восхищение, чувствовали вы у стен собора во Владимире? Поделитесь своими историями.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/vladimir/dmitrievskij.html

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире: описание, интересные факты, адрес

Белокаменная поэма или ковёр из каменно-узорчатых кружев – такими эпитетами награждают Дмитриевский собор во Владимире туристы, историки, искусствоведы, не только российские, но и зарубежные – в 1992 году храм пополнил перечень достопримечательностей Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор – блистательный образец владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода, ярчайший шедевр древнего зодчества, созданного, как утверждают летописи, исключительно руками русских мастеров, без привлечения немцев.

Специалисты, правда, считают, что над сооружением храма трудились представители Балканского полуострова – много деталей в оформлении фасада перекликается с византийскими культовыми зданиями и обладает общими чертами средневековых европейских соборов.

Немного об истории храма

Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.

Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания.

Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского.

Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь.

Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика. 

Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения.

Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма.

После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно.

Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.

После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею.

Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году.

Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.

Архитектурные особенности Дмитриевского собора

Стройной белокаменной элегией взметнулись ввысь стены храма, величайшего шедевра неизвестных древнерусских зодчих. Яркий образец классического четырёхстолпного трёхапсидного одноглавого собора когда-то был центром всего великокняжеского дворцового комплекса и символизировал могущество власти правителя и всей Руси.

Всё сооружение разделено на три яруса: нижний, скрытый когда-то внутри галерей, лишён всяких украшений; средний – аркатурно-колончатый пояс с богатым резным узором; верхний – сплошной ковёр из каменной резьбы, витиевато украшающей и цилиндр главы, накрытый, словно богатырским шлемом, золочёным куполом, над которым водружён крест с воздушным кружевным узором из золочёной меди.

Фасады храма богаты скульптурными рельефами – их насчитывают свыше 550. Основные темы – христианские образы, сюжеты языческой мифологии, эпизоды древней европейской литературы. Стены южного фасада заняты большой размерами композицией – «Вознесением Александра Македонского на небеса». Короб с Александром несут грифоны, тянущиеся за приманкой – маленькими львятами на руках царя.

На северном фасаде – скульптурное изображение великого князя Всеволода и его 12 сыновей. Западный фасад заполняют три скульптурные миниатюры, представляющие подвиги Геракла – распространённый сюжет для церковной архитектуры средневековой Европы.

На всех фасадных рельефах присутствует фигура царя Давида-псалмопевца, хотя некоторые исследователи, в частности Г. Вагнер, автор издания о владимиро-суздальской скульптуре, считают, что на стенах Дмитриевского собора изображен Соломон, сын Давида, мудрейший из правителей, поэтому Всеволод и поместил его силуэт для украшения своего храма.

Внутреннее убранство собора не поражает таким великолепием и скорее покажется аскетически простым – и неудивительно, ведь церковь создавалась для узкого круга княжеской семьи, а не для большого скопления прихожан.

Главная ценность интерьера – древние фрески, восхищающие воображение совершенной красотой ангельских образов, реалистичностью их лиц, а также удивительно необычное изображение райского сада с пышными пальмами, буйными виноградными лозами, среди которых затерялись птицы, срывающие плоды. 

Достопримечательности рядом с Дмитриевским собором

Владимир – одна из жемчужин популярного туристического маршрута Золотое Кольцо, город-музей, где большинство строений сооружены много веков назад и представляют собой памятники архитектуры.

Сердце города – Соборная площадь, получившая наименование от расположенных над Клязьмой соборов – Дмитриевского и Успенского. На площади вблизи Дмитриевского собора воздвигнуты несколько памятников, в самом центре – монумент в виде трёхгранной пирамиды из белого камня в честь 850-летия основания города.

Между Дмитриевским собором, центральной улицей Владимира Большой Московской и зданиями Присутственных мест, или «Палатами» раскинулся старейший парк города – Липки, названный из-за липовой аллеи, насаженной прежде других деревьев.

В советские времена зелёная зона в центре Владимира стала именоваться Парком А. С. Пушкина, популярным у туристов и владимирцев местом отдыха. Совсем недавно у самого входа в парк появился памятник Андрею Рублёву, известному на весь мир иконописцу.

В конце парка находится Смотровая площадка, из которой открывается великолепная панорама города.

Безусловно, всем гостям города демонстрируют триумфальную арку – Золотые ворота, открывающие дорогу в центр, одну из основных достопримечательностей Владимира, которая, как и Дмитриевский собор, занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где остановиться

Владимир – гостеприимный город с развитой туристической инфраструктурой, рассчитанной на миллионные посещения.

В десятку лучших гостиниц и отелей по рейтингу некоторых интернет-ресурсов попали парк-отель Жемчужина Золотого кольца, гостиницы У Золотых ворот, Эрлангенский Дом, Русская деревня, Амакс Золотое кольцо, Князь Владимир, Клязьма, Заря, Доброе, мотель Очаг.

Ценовой диапазон – от 1880 до 5600 рублей в сутки за номер. Более экономное размещение в хостелах Эверест, Пилигрим, Самовар, Воздух, Вау – от 500 до 1990 рублей в сутки.

Как добраться до Дмитриевского собора

Россия, Владимирская область, г. Владимир, Соборная площадь

Ежедневно от Курского вокзала столицы до Владимира отправляются электрички, продолжительность поездки – около 3 часов, стоимость проезда – 300-400 рублей. 

Путешествие на фирменном поезде или на скоростном «Сапсане» окажется дороже – от 1000 до 2000 рублей.

Достаточно часто от Центрального автовокзала у метро Щёлковская во Владимир курсируют автобусы, на дорогу уходят те же три часа, что и на электричке, стоимость билетов порядка 320 рублей.

Источник: https://putevojdnevnik.ru/rossia/centr/592-dmitrievskij-sobor-vo-vladimire

Дмитриевский собор Владимира

В двенадцатом веке, когда Владимиро-Суздальским княжеством правил великий Владимирский князь Всеволод, княжество было на вершине своего развития.

В это время Великий князь возводит собор для прославления Владимирской земли.

Величайший памятник архитектуры, истории и культуры Дмитриевсий собор является подлинной ценностью не только города Владимира, России, этот памятник – достояние человечества.

К сожалению, древние летописи не сохранили точной даты строительства собора. Учёные полагают, что собор возведён в период с 1194 по 1997 год. Строили его русские мастера. В 1237 году собор был разграблен и повреждён татарами, после этого он ещё несколько раз горел.

В 1839 году по величайшему повелению Николая Первого в соборе были проведены «реставрационные работы», чтобы придать храму первозданный вид.

В результате такого рода работ Дмитриевский собор был изуродован до такой степени, что уже ничем не напоминал первоначальный вариант.

Храм был задуман как церковь во дворце князя Всеволода. В то же самое время во Владимире было построено несколько выдающихся строений, но среди них Дмитриевский собор занимает центральное и почётное место. Специалисты считают его настоящим шедевром.

Дмитриевский собор во Владимире – воплощение гармонии и меры. Идеальные пропорции и благородство форм делают его совершенно уникальным. Он прекрасен. Каждый его уголок пронизан духом торжественности.

Все достижения русских мастеров в технике гравировки, эмали, скани и, главное, деревянной резьбы нашли своё место в мотивах собора.

Его стены украшены резьбой из белого камня, поэтому его часто называют каменной поэмой, каменным ковром, драгоценным ларцом.

Авторами кружевной резьбы считаются резчики из Владимира, но рядом с ними работали болгары и сербы, поэтому в белокаменной резьбе множество мотивов, которые использовались по всей Европе.

566 резных камней на фасаде храма представляют оригинальную картину мира, в которой образы христианства переплетаются с образами народной мифологии.

Найти истоки Владимирской храмовой резьбы пытались в Киеве, Галиче, и поиски завели исследователей во многие страны мира.

На фасаде Дмитриевский собор имеет несколько крупных композиций. На южном – «Вознесение Александра Македонского». Казалось бы, несколько необычный сюжет для христианского собора, но историки утверждают, что в средние века этот сюжет был очень популярен не только в России, но и во всей Европе.

Северный фасад украшен композицией, изображающей сцену из семейной жизни князя Всеволода. На этом рельефе князь Всеволод восседает на троне с новорожденным сыном на руках, окружённый другими сыновьями. Он был счастливым отцом двенадцати детей.

Главная фигура в убранстве Дмитриевского собора – царь Давид, изображение которого расположено по центру всех трёх фасадов.

Внутренние стены собора расписывали мастера из Греции, которых пригласил Великий князь. Греки создали такие фрески, что при взгляде на них захватывает дух. Дмитриевский собор хранит эпизод из « Страшного суда». Историки считают, что над композицией работали русский и греческий мастера.

Настоящим произведением искусства учёные всего мира считают Дмитриевский собор. Владимир, в котором находится памятник, богат историческими достопримечательностями, но собор князя Всеволода – его белоснежная жемчужина.

Источник: http://fjord12.ru/article/57357/dmitrievskiy-sobor-vladimira

Достопримечательности Владимира за один день

Расскажем, какие интересные места Владимира надо обязательно посмотреть за один день. Фотографии города с пояснениями прилагаются. Почитайте.

История

Владимир на Клязьме находится в 176 километрах на восток от Москвы. Какую информацию о нем можно прочитать в официальных источниках? Древний город, часть туристического маршрута по «Золотому кольцу». Сухо и скучно – прочитал и забыл.

На самом же деле – это город, дерзнувший в Средние века противопоставить себя Киеву и ставший центром административного притяжения Северо-Западной (Залесской) Руси.

С 1240 – после разорения Киева войском Батыя – и до 1365 года он был русской хоругвью, символом власти. В нем русских князей сажали на Великий стол и наделяли верховной властью над русскими княжествами.

Там же находилась кафедра православного патриарха, духовного лидера Русской земли.

Город заложен на левом берегу Клязьмы по одним летописным источникам в 1108 году Владимиром Мономахом, а по другим – в 990 киевским князем Владимиром Святославовичем.

Первоначально находился в подчинении Суздаля, расположенного в 30 километрах севернее.

Тогда он был центром освоения славянами-переселенцами так называемого Ополья, природного феномена в виде лесостепи с черноземной почвой посреди бескрайних лесов.

Начало расцвета и возвышения Владимира относится к 1157 году, когда князем Суздальским стал Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого.

В связи с более выгодным положением города, столицу княжества перенесли сюда. Плодородное Ополье и прямой выход в Волгу по Клязьме дали амбициозному князю, который по тогдашним законам престолонаследия не имел прав на Киевский престол, повод к тому, чтобы попытаться соперничать с официальной столицей.

Город строился и украшался с таким расчетом, чтобы он стал больше и богаче Киева. Кроме того, из киевского Вышгородского монастыря Андреем Боголюбским была вывезена икона Богородицы, впоследствии названная иконой Владимирской Божией Матери. Это давало князю право претендовать на то, чтобы город стал духовным центром страны.

Свои планы он реализовал в 1167 году, когда взял Киев и верховную власть силой, став Великим князем киевским. При этом продолжая жить во Владимире, совершив тем самым своеобразную политическую революцию.

После 1240 года, когда князь Всеволод Большое Гнездо был признан ордынским ханом Бердибеком старейшим и главным. Он правил городом самым богатым и большим. Княжение во Владимире стало признаком верховной власти в стране. И оно стало переходящим знаменем, за которое боролись удельные князья.

После окончательного укрепления Москвы в 1365 году и изменения принципа передачи престола (от отца к сыну, а не от брата к брату) Владимир перешел под ее юрисдикцию и тем самым сделал легитимным сам факт того, что Москва стала столицей государства.

С конца XIV века Владимир, потеряв столичный статус, стал приходить в упадок. К началу XX века он стал небольшим губернским городом. Лишь несколько древних храмов и монастырей свидетельствовали о его былом величии.

Вам обязательно надо пройтись по его древним улицам и почтить его святыни, ведь без этого сложно понять большинство великих и трагических эпизодов истории России.

Интересно: Необычные места Владимира

Центр города

Он расположен на трех холмах, вытянутых в линию с юго-запада на северо-восток между левым берегом Клязьмы и правым ее небольшого притока – реки Лыбедь, на месте которой сейчас построена автотрасса.

Каждый холм заселялся и укреплялся по мере роста города. Центральным является так называемый Печерский град – цитадель, заложенная Мономахом. Западнее его находится Новый город, плоды трудов Андрея Боголюбского, а восточнее – Ветошный, место расселения ремесленников и людей низкого сословия.

Центральной улицей является Большая Московская, тянущаяся через весь исторический центр от Золотых ворот до Молодежного сквера – восточной черты города, где в незапамятные времена находились Серебряные ворота (не сохранились). Большая часть интересных мест расположена вдоль нее, на протяжении чуть более километра.

Имеющаяся застройка сформировалась не ранее середины XIX века, но планировка улиц, включая Ерофеевский спуск, разделяющий Печерный и Новый город, сохранилась с XII века.

Золотые ворота

Единственное сохранившееся с XII века оборонительное сооружение – парадный въезд с запада. Массивное четырехугольное здание из белого камня-известняка с круглыми контрфорсами-башнями по углам и одностолпной (один купол) надвратной церковью на втором ярусе.

Ворота построены в 1164 году по повелению князя Андрея Боголюбского. С правой стороны к ним примыкает сохранившаяся часть оборонительного вала, называемого Козловским.

Внутри здания работает музей, где представлены исторические артефакты – металлические наконечники стрел и копий, трофейное оружие XVII–XIX веков. Функционирует небольшая диорама, рассказывающая о штурме города войском Батыя в 1238 году, она сопровождается дикторскими пояснениями и музыкой.

  • Адрес: улица Большая Московская, дом 1А.
  • Музей открыт с 10 до 18:00 во все дни, кроме среды и последней пятницы месяца.
  • Цена билета 100 рублей. Дошкольникам бесплатно. Студентам и пенсионерам за вход 50 рублей.

Успенский собор

Белокаменный пятиглавый храм. Стены украшены каменным кружевом. Памятник русского домонгольского зодчества. Построен в 1161 году, задумывался Андреем Боголюбским как главный храм страны для перенесения митрополичьей кафедры из Киева во Владимир. Соответственно этому украшался и расписывался.

За свою девятисотлетнюю историю неоднократно горел, разрушался и перестраивался. В XV веке собор расписывался Андреем Рублевым. Его фрески и изначальные росписи 1161 года сохранились лишь фрагментарно, но и они производят впечатление.

С момента монгольского нашествия в XII веке и до момента перехода к Москве статуса столицы в конце XVI века был местом, где венчались Великие князья владимирские, получая статус верховного правителя Русских княжеств. А также местом патриаршей кафедры, духовным центром страны. До постройки Санкт-Петербурга в нем сохранялись мощи Александра Невского.

Четырехъярусная колокольня построена в XVIII веке, когда императрица Екатерина II выделила 14 тысяч рублей на ремонт обветшавшей святыни. Тогда же был воздвигнут иконостас в стиле барокко, закрывший большую часть изначальных росписей.

Успенский собор отнесен ЮНЕСКО к памятникам, имеющим статус мирового исторического наследия. В настоящее время он передан Русской православной церкви. В нем ведутся богослужения.

  • Адрес: Соборная площадь, 1 (Большая Московская, 56).
  • Собор открыт для туристического посещения во все дни года, кроме понедельника, с 13:00 до 16:45.
  • Вход бесплатный.

Памятник князю Владимиру и святителю Федору

Находятся на смотровой площадке, расположенной в ста метрах от Успенского собора.

От памятника открывается почти круговой обзор на исторический центр и пойму реки Клязьма. Есть смотровые бинокли. Они платные – 50 рублей за 5 минут пользования.

Памятник Андрею Рублёву

Памятник великому иконописцу. Установлен в 1995 году.

Находится на соборной площади, рядом с местом, где разворачиваются туристические автобусы. Поблизости парк культуры и отдыха «Липки».

Дмитриевский собор

Белокаменный собор XII века. Бывшая домовая церковь на великокняжеском дворе. Классический одноглавый, крестово-купольный храм. Его стены украшены затейливой резьбой, среди персонажей есть и люди, и мифические звери.

Основным мотивом резьбы на фронтоне главной апсиды является вознесение Александра Македонского. И это не случайно, ведь храм строили мастера с Балканского полуострова. Собор отнесен ЮНЕСКО к объектам мирового исторического наследия. Богослужения не проводятся, внутри расположен музей.

  • Адрес: улица Большая Московская, 60.
  • Храм открыт для посещения летом (апрель – октябрь) с 10 до 17:00, а зимой (с ноября по март) до 16:00. Выходные дни по вторникам и в последнюю среду месяца.
  • Рядом с Дмитриевским Собором, со стороны Клязьмы, есть смотровая площадка.

Исторический музей

Краснокирпичное здание в псевдорусском стиле с высокой шатровой крышей. Музей открыт в 1906 году. Экспозиция повествует об истории края с древнейших времен до наших дней. Вы узнаете, как создавалось княжество, что происходило в Смутное время, эпоху преобразований Петра I и как в городе появились промышленные производства.

  • Адрес: улица Большая Московская, 64.
  • Музей открыт во все дни, кроме вторника и последнего четверга месяца, с 10 до 16:00.
  • Цена билета 50 рублей.

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь

Находится на территории так называемого Нового города, к северу от Большой Московской улицы.

Обитель основана в XII веке по желанию княгини Марии, жены князя Всеволода Большое Гнездо. Фактически является усыпальницей женщин древних знатных родов. В том числе жены и дочери Александра Невского.

Главный храм обители – Успенский собор – построен в конце XVI века на фундаменте собора 1200 года. Его убранство очень красиво, в нем можно увидеть фрески середины XVII века.

Главной святыней обители является список чудотворной иконы Богоматерь Боголюбская XII века.

  • Адрес: улица Княгининская, 37А.
  • Обитель действующая, на ее территории действует епархиальное женское училище и детский приют. Посетить ее можно в любой день, бесплатно.
  1. Фирменный поезд «Ласточка» отправляется с Курского вокзала пять раз в день: 7:15, 9:30, 16:35, 18:35 и 21:07. Время в пути 2,5 часа.
  2. С площади у Курского вокзала ежедневно, с 9:00 до 20:00, ходят коммерческие автобусы. Билет стоит 200 рублей, но вам придется подождать наполнения салона. Полупустые машины в рейс не отправляются.
  3. Если вам больше по вкусу регулярные рейсы, не зависящие от загрузки пассажирами, отправляйтесь на Щелковский автовокзал. Автобусы отправляются каждую четверть часа, в пути они около четырех часов. Билет стоит около четырехсот рублей. Однако это направление очень популярное, поэтому в летние месяцы стоит позаботиться о бронировании билетов.
  4. Древний город можно посетить и как часть экскурсии по Золотому кольцу, и как самостоятельный маршрут. В любом случае прогулка по его улицам будет полна впечатлениями и запомнится надолго.

Источник: http://lhtravel.ru/vladimir.html

Ссылка на основную публикацию