Православие » Другое » Сретенский монастырь: история, где находиться, иконы

Сретенский монастырь: история, где находиться, иконы

Экскурсия по Сретенскому монастырю. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Сретенский монастырь: история, где находиться, иконы?Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
2017-10-08 21:57:00Екатерина Москвина
katya_husky
2017-10-08 21:57:00«Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской.
26 августа / 8 сентября Русская Православная Церковь отмечает светлый праздник, установленный в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы при перенесении ее из Владимира в Москву. Этот чудотворный образ Царицы Небесной был написан Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет», – сказала Богородица, когда увидела эту икону.

В благодарность Заступнице Небесной за чудесное избавление Москвы от полчищ хана Тимура-Тамерлана на месте встречи 26 августа / 8 сентября 1395 года чудотворной иконы был основан Сретенский мужской монастырь. В субботу, 30 сентября, благодаря Юле rijaya_koshka я вновь побывала на экскурсии по обители и узнала о важных вехах в ее истории и житии святых подвижников благочестия.

Наш замечательный экскурсовод из паломнической службы Сретенского монастыря – Мария
В 13-15 веках Русь страдала от разорительных набегов татаро-монгольских орд. Важнейшую роль в начале борьбы с иноземным игом и укреплении значения Москвы как центра объединения русских земель сыграл поединок схимонаха Александра Пересвета и воина хана Мамая Челубея на Куликовом поле. Вооружившись одной лишь схимой и горячей верою во Христа, инок Троице-Сергиевой лавры одержал великую духовную победу над ордынским богатырем, принеся себя в жертву и исполнив тем самым данную Спасителем заповедь Любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин. 15:13]. 8 (21) сентября 1380 года в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы войско святого благоверного князя Димитрия Донского одержало знаменательную победу над полчищем хана Мамая, положив этим начало освобождения земли Русской от золотоордынских угнетателей.

В Сретенском монастыре

Но еще около века с тех пор Русь страдала от набегов ордынских ханов. Так, спустя 15 лет после победы князя Димитрий Донского на Куликовом поле, над Москвой зависла новая страшная угроза – хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

В Сретенском монастыре

Великий князь Василий Димитриевич, старший сын Димитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки в ожидании врага. Великий князь, митрополит Московский Киприан и весь народ горячо молились Спасителю, Пресвятой Богородице и всем святым угодникам Божиим о милости и защите от иноверца. Василий Димитриевич попросил митрополита доставить из Владимира в Москву чудотворный образ Царицы Небесной. Крестный ход с Владимирской иконой Богоматери длился десять дней, и 26 августа по старому стилю городское духовенство, семья великого князя, знать и весь честной люд от младенцев до старцев в слезной молитве встречали на Кучковом поле (современная территория между Лубянской площадью и Сретенскими вратами) образ Пречистой. Моля о помощи Всевышнего, они крестным ходом проводили святыню до Успенского собора Кремля.

Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Царица Небесная вняла обращенным к ней молитвам и заступилась за взывающий через Нею ко Спасителю народ. В тот самый час, когда в Москве встречали чудотворную икону Пречистой, хану Тамерлану во сне было явлено видение. С высокой горы спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и окружении Ангелов парила Лучезарная Жена. Ордынский хан в страхе проснулся. Он обратился к своим старейшинам и мудрецам с просьбой растолковать, что означает увиденное, на что ему было сказано, что это есть Матерь Бога и Заступница православных, сила которой неодолима. Хан Тамерлан убоялся и приказал развернуть свои войска. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!», – гласит летопись.

Владимирская икона Божией Матери в соборном храме монастыря

В 1397 году память о заступлении и предстательстве Божией Матери на месте встречи ее чудотворного образа был основан Сретенский монастырь. И еще много раз Царица Небесная защищала христолюбивый народ от разных бед и скорбей. И по сей день Пресвятая Богородица продолжает ходатайствовать перед Всемилостивым Своим Сыном обо всех, кто с верою и покаянием в сердце взывает ее о помощи.

Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Первоначальные монастырские строения не сохранились до наших дней. Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с посещения которого началась наша экскурсия, был построен в 1679 году царем Феодором Алексеевичем. В храме находится список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Сам сей святой образ появился на Руси около 1131 года, когда Константинопольский патриарх Лука Хризоверх (Хрисоверг) прислал икону в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Князь Юрий Владимирович поместил образ в женский Вышгородский Богородичный монастырь под Киевом.В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукого – князя Андрея Юрьевича по прозвищу Боголюбский. Молодой князь, решив переселиться в Ростово-Суздальские земли, без ведома отца взял с собой из Вышгородского монастыря чудотворный образ. Боголюбивый князь по пути непрестанно молился перед иконой Пречистой. Добравшись до Владимира, князь хотел двигаться дальше в Суздаль, но тогда Царица Небесная чудесным образом явила ему свою волю. В нескольких верстах от Владимира княжеские кони встали и, несмотря на многие понукания, отказались продолжать путь. Во время ночной молитвы князю Андрею явилась Богородица и сказала, что Ее икона должна быть в городе Владимире. Так князь понял, что столицей его княжества отныне будет город Владимир. Чудотворную икону Царицы Небесной доставили в город, где поместили в выстроенный для нее Успенский собор. С тех пор эту икону стали именовать Владимирской. А на месте чудесного явления по приказу князя был основан Боголюбский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

После  революции 1917 года монастырская звонница была утрачена. Самый древний колокол сейчас находится на колокольне нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

После чудесного спасения москвичей в 1395 году от войск хана Тимура-Тамерлана святой образ вернул во Владимир, где пребывал еще около ста лет. Событие, которое стало поводом для окончательного перенесения иконы в Москву, вошло в историю под названием «стояние на Угре». На реке Угре встретились войска великого князя Ивана III и хана Ахмата. И вновь Царица Небесная защитила горячо молящийся к ней народ и отвела от Москвы страшную беду. Войска хана Ахмата обратились в бегство, и этот исход противостояния русских и ордынских войск в калужских пределах имел величайшее значение – с этот момента Русь перестала быть данником Орды. В память этого события в Москве ежегодно стал совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, а река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы. Чудотворная Владимирская икона Богородицы с 1480 по 1918 год икона находилась в Успенском соборе Кремля, а в настоящее время святыня находится в Москве, в Третьяковской галерее, а в Сретенской обители пребывает ее чудотворный список.

В храме в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Справа от Царских Врат находится старая рака, в которой до 2017 года покоились мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. После освящения нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской честные мощи святого были перенесены в него. Верующие, горячо почитая владыку, по-прежнему с благоговением прикладываются и к старой раке в храме Сретения, и по вере своей и Божиему Промыслу получают всякое утешение. О житии святителя Илариона мы услышали чуть позже, когда посетили новый храм, а пока Мария обратила внимание группы на необычную икону в иконостасе – «Снятие пятой печати».

Старая рака, в которой покоились честные мощи священномученика Илариона (Троицкого)

Икона “Снятие пятой печати”

Сюжетом образа послужили слова из Откровения апостола Иоанна Богослова (Апокалипсиса): «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). На иконе изображены царственные страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. До церковного прославления их имена на иконе не надписаны, но после прославления Царственных Страстотерпцев в 2000 году икона была завершена.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси и святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский

Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских

Сретенский монастырь основан на месте, где ранее находилась церковь в честь Марии Египетской. В память об этом в соборе устроен придел в ее честь. Главная святыня – рака с частицей мощей святой подвижницы. Супруга царя Алексея Михайловича, Мария Ильинична, чьей небесной покровительницей была Мария Египетская, очень почитала «свою» святую. Государыня ходатайствовала о том, чтобы в обители появилась частица мощей Марии Египетской. Однако, доставить святыню в обитель удалось только после смерти царицы. Случилось это около 1700-го года. После закрытия монастыря и разрушения храма в 30-е годы XX века ковчег со святыней был перенесен в Государственный исторический музей, где он до сих пор и находится.

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской

Начавшееся в 90-х гг. возрождение Сретенского монастыря возобновило и почитание в обители святой Марии Египетской. Из-за исторической ценности самого ковчега, в котором пребывает частица мощей Марии Египетской, святыню решили не возвращать в обитель из фондов музея. Тем не менее, промыслительным образом греческие монахи узнали об этой несправедливости и пожелали ее исправить. 25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос был доставлен ковчег с мощами преподобной. Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. В Великую среду 15 апреля 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери. Святая преподобная мати Мария Египетская, моли Бога о нас!Житие преподобной Марии крайне поучительно для всех нас. Мария была великой грешницей. В юном возрасте она покинула отчий дом и стала вести крайне распутную, греховную жизнь. Однажды, все еще находясь в плену страсти, она отправилась вместе с другими людьми в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. И на Святой Земле Мария не оставила своего порочного занятия. Когда же народ стал входить в храм, чтобы поклониться Животворящему Кресту, Божия Сила не позволила женщине вместе со всеми переступить порог в Дом Божий. Несколько раз Невидимая Рука выталкивала Марию из притвора храма. Окончательно выбившись из сил, грешница отошла в сторону.И вдруг благодать Божия коснулась сердца женщины, Мария залилась горькими слезами покаяния, осознав всю черноту своей жизни. Она увидела икону Пресвятой Богородицы, пред которой начала горячо молиться о милости Всевышнего и просить наставить ее на путь покаяния и исправления. Когда Мария почувствовала, что молитвы ее услышаны, она вновь осмелилась попробовать войти в храм. В этот раз ничто не помешало женщине подойти и поклониться Кресту Господню. Выйдя из храма, Мария обратилась к своей Заступнице с благодарностью и просьбой указать ей путь, на что услышала глас: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Так, взяв с собой три хлеба и причастившись Святых Христовых Таин, Мария удалилась в пустыню.Долгие 47 лет Мария подвизалась в уединенной пустыне, моля Всевышнего о милости и смиренно претерпевая многие тяготы. И вот однажды Господом была устроена встреча Марии со старцем Зосимой из Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи. По древнему обычаю инок отправился за Иордан для проведения в посте и молитве дней святой Четыредесятницы. В пустыне Господь явил ему великую подвижницу, поразившую старца своей святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел, как во время молитвы Мария поднялась в воздухе на локоть от земли. В другой раз авва встретил праведницу идущей через реку Иордан, как по суше.Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год вновь прийти в пустыню, чтобы причастить ее Святых Христовых Таин. Старец в назначенное время вернулся и исполнил благочестивое желание преподобной. Отправляясь в пустыню в третий раз, старец надеялся вновь пообщаться со святой и научиться от нее духовному деланию, но Богом было уготовано для него иное послушание. В указанном Марией месте встречи Зосима обнаружил святую мертвой. Старец омыл своими слезами останки преподобной Марии и стал готовиться к их погребению. И вновь авве Зосиме было явлено свидетельство угодности Богу раскаявшейся грешницы. Когда старец пытался выкопать в сухой, неподдающейся земле могилу, пришел лев. Однако, хищник не набросился на инока, но начал облизывать ноги преподобной. Тогда авва Зосима, помолившись, приказал льву вырыть яму, что царь зверей тут же смиренно исполнил. В выкопанной львом могиле Зосима похоронил святую.

Читайте также:  Икона божией матери «милующая» - значение, в чем помогает - православные иконы и молитвы

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния. (Полное житие преподобной Марии Египетской читайте ЗДЕСЬ).

Во время рассказа жития преподобной Марии мне вспомнилась беседа с иеромонахом Александра из Феодоровского Городецкого монастыря, который я посетила во время паломнической поездки «Во славу святого благоверного князя Александра Невского» с мотоклубом «Ночные Волки». Отец Александр поговорил с нами о вере, истинном пути ко Христу и призванию каждого к святости.Из придела преподобной Марии Египетской паломническая группа отправилась в крипту – подобие первых пещерных христианских храмов.

В крипте

В крипте Сретенского монастыря с 1997 года находится точная копия Туринской Плащаницы. Всего в мире насчитывается пять ее копий. Сама Плащаница – большое полотно длиною 4,3 метра и шириною 1,1 метра, в которое обернули тело Спасителя праведные Иосиф из Аримафеи и Никодим – хранится в католическом соборе в итальянском городе Турине.Святое Евангелие гласит следующее о смерти Иисуса на Кресте и Его погребении:

«Иисус же, возгласив громко, испустил дух.И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» [Мк. 15:37-47].

Копия Туринской Плащаницы

Вместе с копии Туринской Плащаницы в крипте находится ее негатив, на котором отчетливо виден Иисус Христос в первые мгновения после Его погребения. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран Спасителя: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Сретенский монастырь хранит свидетельства о совершенных чудесах по молитвам перед святыней.Нам невероятно повезло – группе благословили не только пройти экскурсией по соборному храму и территории обители, но и побывать в семинарии и храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, но чтобы не перегружать вас информацией, я продолжу свой рассказ в следующем посте.

Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Источник: https://katya-husky.livejournal.com/130457.html

Сретенский монастырь – память о гонениях на церковь

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: XIV век
Основные достопримечательности: Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери в колокольне
Координаты: 55°45'56.0″N 37°37'49.0″E
Объект культурного наследия России

Содержание:

В самом центре столицы, неподалеку от пересечения Бульварного кольца и Большой Лубянской улицы стоит старинная Сретенская обитель. В ее соборном храме можно увидеть удивительные по красоте настенные росписи начала XVIII века, которые по праву считают одним из шедевров древнерусского искусства.

Общий вид на монастырь

История обители в XIV-XVII веках

Согласно летописям, монастырь основали в 1397 году во время правления старшего сына Дмитрия Донского – великого князя Василия I. Деревянные храмы и кельи построили неподалеку от Китай-города в честь избавления москвичей от нашествия войск безжалостного Тамерлана.

На протяжении столетий обитель играла важную роль в духовной жизни горожан. Монастырь лежал на дороге в Сергиев Посад, поэтому в нем останавливались все, кто шел на богомолье в Лавру.

Ежегодно 26 августа совершали крестный ход, и икону Владимирской Богоматери из кремлевского Успенского собора несли в монастырь. Многолюдное шествие было очень значимым, и в нем принимали участие великие князья, а позже – российские цари. Кроме того, дважды в год через монастырь проходили крестные ходы, посвященные избавлению города от нашествий крымских татар.

Как и в других монастырях Москвы, каменное строительство в обители началось, когда у власти был великий князь Иоанн III Васильевич. В годы его правления две древние церкви – иконы Божией Матери «Владимирская» и Марии Египетской построили из кирпича.

В 1552 году дружина Иоанна IV Грозного с триумфом возвращалась в столицу из Казанского похода. Русский царь сделал остановку в стенах монастыря, участвовал в благодарственном молебне и наградил обитель щедрыми дарами.

Общий вид на собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови

Монастырь отличился и в непростое для страны Смутное время. Когда Москва была захвачена польско-литовскими войсками, в обители размещались русские ополченцы. В начале весны 1611 года Дмитрия Пожарского тяжело ранили в бою. Обессилевшего князя привезли в монастырь, и иноки оказали ему необходимую помощь.

Монастырь на новом месте

В XVII веке из-за возведения каменной стены Китай-города обитель перевели в ту часть Москвы, где она располагается сегодня. Все началось со строительства каменной часовни, но монастырь быстро разросся. Он получал щедрые пожертвования из царской казны, поэтому за короткое время здесь выросли храмы и братские корпуса.

Потом ситуация изменилась. В 1737 году в центре города случился сильный пожар, и огонь уничтожил несколько монастырских зданий. В 1764 году российская императрица Екатерина II провела церковную реформу. Обитель объявили заштатной, прекратили финансирование из казны, и разрешили жить в стенах монастыря не более чем семи монахам.

В XIX столетии московские митрополиты предприняли немало усилий по возрождению монастырской жизнь.

Когда началась война с французами, в монастыре ежедневно проходили церковные службы, а в день Бородинского сражения из обители провели многолюдный крестный ход.

Потом в монастырь привезли раненых русских солдат. Больных выхаживали, а те, кто умирал от ран, находили последний приют на кладбище монастыря.

К началу прошлого века обитель была широко известна, благодаря великолепным колокольным звонам. На монастырской территории существовали гостиница для паломников и церковно-приходская школа, а на здешнем кладбище хоронили представителей известных дворянских родов.

С приходом советской власти старинный монастырь закрыли не сразу. В начале 1920-х годов из храмов вывезли всю ценную богослужебную утварь, серебряные оклады и старинные иконы. Настоятеля монастыря епископа Иллариона арестовали и этапировали в ссылку под Архангельск. Потом его вернули в Москву, но вскоре опять заключили под стражу, судили и отправили на Соловки.

Монастырь ликвидировали в 1926 году. В стране шла активная антирелигиозная кампания, и были уничтожены все монастырские храмы, за исключением Сретенского собора. Верующие очень сожалели об утраченной церкви Марии Египетской – одной из самых древних в Москве.

Чтобы добротное здание бывшего собора не пустовало, его приспособили под общежитие для сотрудников НКВД. Потом в храме располагался гараж, а после него – мастерские реставраторов. В 1950-е годы на бывшем монастырском некрополе, где находились могилы участников войны 1812 года, выросло здание средней школы.

С 1958 по 1962 год фасады Сретенского храма отреставрировали. Тогда церковь еще не была восстановлена в правах, поэтому на обновленном храме не установили православные кресты. До 1990 года внутри храма находились реставрационные мастерские, и посторонних в здание не пускали.

В начале 1990-х годов старинный собор вернули верующим. Поначалу его сделали приходским, и здесь собирались члены возрождающейся церковной общины. Спустя два года храм получил статус подворья знаменитой Псково-Печерской обители.

Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Летом 1996 года на базе собора восстановили мужской монастырь. Постепенно на территории появились колокольня и ограда. А с 1999 года в обители открыли училище, которое вскоре переросло в духовную семинарию.

Сретенский храм

Красивая старинная церковь стоит в центре монастырского двора. Она появилась в 1679 году по указу русского царя Федора Алексеевича и была построена на месте более древнего храма, существовавшего с конца XIV века.

После освящения церковь было решено расширить, и с трех сторон к ней пристроили арочные крыльца.

В начале XVIII века западное крыльцо переделали в паперть, а возле южного фасада появился придел, посвященный Рождеству Иоанна Предтечи.

Несмотря на ремонты и реконструкции, внешний облик старинной постройки изменился незначительно. Сретенский собор представляет один из лучших образцов московско-ярославского храмового зодчества. Он состоит из разделенного на три нефа двухсветного четверика и трех абсид. Несколько лет назад к храму пристроили галерею с небольшой изящной звонницей.

Наружные стены собора оформлены тремя арками, и в просветах между ними можно увидеть большие иконы. Четверик увенчан пятью луковичными куполами. Массивный барабан, поддерживающий центральную главу, световой, а остальные украшены декоративными окнами.

Вид собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения с тыла

Внутри находится тябловый пятиярусный иконостас, изготовленный в 1995 году. Нижняя часть или крипта оформлена белым мрамором и мозаикой. В ней хранится точная копия знаменитой Туринской плащаницы, выполненной в натуральную величину. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться перед старинными иконами и частицами мощей христианских святых.

Уникальные фрески Сретенского храма были выполнены в 1707 году, в период перехода к барокко. Заказчиком настенных росписей стал стольник Семен Федорович Грибоедов, а расписали храм талантливые изографы, приглашенные из Костромы и Ярославля.

Обитель в наши дни

Сегодня в действующем монастыре постоянно живет около 40 насельников. Здесь находится крупнейшее в России православное издательство, а монастырский хор выступает на праздничных концертах в разных уголках страны и за рубежом. Церковные службы в обители проходят ежедневно в 6.30 и 18.30.

Монастырь имеет два скита, сельскохозяйственный кооператив и ведет опеку над детским домом города Михайлова. Постепенно в его владение перешли здание школы, гостиница и несколько помещений, расположенных по Рождественскому бульвару.

Совсем недавно в обители был освящен новый храм, посвященный Новомученикам Российским. Его часто называют «храмом на крови» или «храмом примирения» и считают данью памяти всем, кто был репрессирован и погиб в годы активных церковных гонений. К сожалению, для того, чтобы масштабная постройка заняла свое место, пришлось снести несколько исторических зданий монастыря.

Колокольня собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Как добраться до монастыря

Монастырская территория находится в 1,5 км к северо-востоку от Московского Кремля. За 15 минут до нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Цветной бульвар», «Трубная», «Лубянка» или «Кузнецкий мост». До монастыря также можно доехать на автобусах № Н6, М2 и М9. Выходить нужно на остановке «Сретенские Ворота».

Читайте также:  Уныние смертный грех, как бороться, молитва

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/947-sretenskij-monastyr-v-moskve

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария – высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.   Особенностью семинарии является непосредственное участие всех воспитанников в жизни Сретенской обители.

Для будущего пастыря важно постигать богатство и глубину подлинной церковной жизни, а также получать знания, опыт научной работы и практической деятельности. Именно поэтому уклад семинарской жизни построен так, чтобы у воспитанников была возможность и учиться, и участвовать в монастырских богослужениях: петь на клиросе, исполнять послушания чтецов или пономарей.

Также студенты посещают братские полунощницы, принимают участие в чтении Неусыпаемой Псалтири. Всё это призвано научить их тому, что станет основой их будущего пастырского служения: молитвенному предстоянию перед Господом за свою паству. Молитвенное служение неотделимо от других церковных послушаний: духовного просвещения и милосердного попечения о нуждающихся.

Для того чтобы воспитанники семинарии смогли почувствовать, как велика ответственность пастыря и как значимо и важно для людей его служение, они имеют возможность участвовать в интереснейших просветительских и культурных проектах, которые осуществляются трудами насельников Сретенского монастыря, в значимых общецерковных событиях.

Встречи с интересными духовными и светскими людьми, которые проводятся в семинарии, также способствуют всесторонней подготовке будущего священника. 

 Жизнь семинарии

Современное высшее духовное образование имеет два уровня подготовки: бакалавриат и магистратуру. Не является исключением и Сретенская семинария. На сегодняшний день в духовной школе обучается около 200 воспитанников.

Большинство из них – студенты бакалаврита, которые за 4 года призваны освоить учебную программу, состоящую из множества самых разных дисциплин богословской, церковно-исторической, общегуманитарной направленности, столь необходимых пастырю в его служении.

Те учащиеся семинарии, которые почувствовали в себе способности и стремление к научной деятельности, переходят на следующую ступень духовного образования, – в магистратуру. Подготовка по магистерским программам проходит в семинарии с 2012 года, основными ее направлениями в свое время стали исследования по пастырскому богословию и церковной истории.

В 2015 году учебные планы магистратуры были значительно изменены,  а подготовка магистров стала осуществляться по трем профилям: «Пастырское богословие», «Христианское учение о государстве и обществе» и «Церковнославянский язык: история и современность». Срок обучения по магистерской программе – 2 года.

За годы существования Сретенской духовной школы в ее стенах сформировался семинарский хор, который поет на богослужениях в обители, а также участвует в международных концертах и фестивалях. Руководит хором А.В. Амерханов, выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова.

Преподаватели

В Сретенской семинарии преподается более 40 дисциплин, среди которых Священное Писание Нового и Ветхого Завета, богословие (догматическое, сравнительное, основное, нравственное и пастырское), литургика, патрология, аскетика, история России, история Русской Церкви, общецерковная история и история Поместных Православных Церквей. Также в рамках учебного процесса преподаются гуманитарные науки: древнерусская, русская и зарубежная литературы, история философии, риторика, психология, стилистика русского языка. Особое внимание уделяется изучению языков. Обязательными являются церковнославянский, латинский, древнегреческий, а также один из современных языков по выбору студентов: английский, немецкий, греческий, арабский, китайский и другие. Ректор СДС – епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря.  Преподавательская корпорация Сретенской семинарии состоит из ученых различных профилей. Лекционные курсы ведут преподаватели Московской духовной академии (профессор протоиерей Владислав Цыпин, профессор А.К. Светозарский, профессор А.И. Сидоров), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Н.Н. Трухина, П.В. Кузенков), Литературного института им. А.М. Горького (профессор А.Н. Ужанков), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (профессор Л.И. Маршева). Преподавателями семинарии являются ученые и специалисты других московских вузов (кандидат богословия священник Михаил Желтов, доктор исторических наук, профессор О.Ю. Васильева), а также представители столичного духовенства и насельники Московского Сретенского монастыря.

Миссионерская деятельность

Семинаристы принимают участие в разнообразных просветительских и миссионерских проектах Московского Сретенского монастыря. Ежегодно на протяжении последних лет студенты семинарии участвуют в качестве организаторов и экскурсоводов Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь».

Эта выставка – одно из самых массовых и ожидаемых культурных событий России. Основной темой выставки последних лет стала русская история. Первой  выставкой, посвященной исторической тематике, стала экспозиция «Моя история. Романовы» (2013).

Попытка постичь закономерности исторического процесса, обратиться от настоящего через прошлое к давно минувшему была предпринята на выставке, посвященной началу и формированию русской государственности – «Моя история. Рюриковичи» (2014).

Осмыслению недавнего исторического прошлого, новое внимательное и вдумчивое прочтение написанных в ушедшем веке станиц истории посвящена выставка «Моя история. 1914-1945 гг. От великих потрясений к Великой Победе».

Участие в выставках дает студентам семинарии уникальный опыт живого общения, а также ведения дискуссии при столь частом столкновении различных позиций и мнений, обусловленных разным восприятием исторического процесса. Особое внимание уделяется в семинарии подготовке студентов к просветительскому служению.

Так, семинаристы регулярно посещают находящуюся под патронатом Сретенского монастыря школу-интернат в городе Михайлове Рязанской области, директором и духовником которой является выпускник Сретенской семинарии священник Владимир Щетинин; проводят миссионерские занятия в «Первом Московском Образовательном Комплексе» г. Москвы.

Многие семинаристы трудятся в качестве вожатых в Сретенском детском православном лагере «Княжеская Русь».

Вот уже много лет студенты Сретенской семинарии во время каникул выезжают в Архангельскую и Вологодскую епархии для реставрации храмов Русского Севера, что дает им возможность непосредственно познакомиться и полюбить жизнь российской провинции. В процессе обучения студенты приобретают навыки работы в крупнейшем в нашей стране православном издательстве Сретенского монастыря, на сайте «Православие.Ru», имеют возможность участвовать в работе Патриаршего совета по культуре. За время обучения в семинарии все студенты хотя бы раз бывают в паломничестве на Святой Земле, а многие участники студенческого хора – и в Бари у мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

 Особые даты и праздники

Особый праздник для обители и семинарии – день памяти священномученика Илариона (Троицкого) – небесного покровителя Сретенского монастыря, который отмечается 28 декабря н. ст.

Этот день является окончанием первого семестра. За всенощным бдением накануне праздника студенты 1-го курса получают благословение на ношение подрясников.

Престольный праздник обители – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября н. ст.).

Торжественно отмечается воспитанниками духовной школы  и другой день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 3 июня н. ст. – для выпускников семинарии это не просто окончание учебного года, а день торжественного вручения дипломов. 

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/sretenskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Сретенский монастырь, или загадка Страны чудес в центре Москвы

Прогулка по Рождественскому монастырю оставила во мне неприятный осадок, об этом я уже написал в предыдущей заметке «Рождественский монастырь – история повторяется».

Однако следующий пункт моего путешествия по старым улочкам Москвы полностью реабилитировал испортившееся настроение, а неприятный осадок, словно рукой сняло!По соседству с Рождественской обителью, на ул. Большая Лубянка, находится Сретенский монастырь, который основал в 1397 году сын Дмитрия Донского Великий князь Василий.

Соседствующие монастыри чудом сохранились до наших дней. Обе обители начали действовать практически в одно время, за 700 лет их судьбе неоднократно грозила смертельная опасность. Последнее серьезное потрясение Сретенский монастырь пережил в начале ХХ века.

После Октябрьской революции монашескую обитель упразднили, в 1928-1930 годах большую часть ее построек полностью снесли. При этом большевики уничтожили два храма из трех, в монастыре чудом сохранились лишь собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери, построенный в 1679 году, и кельи монастыря, относящиеся к XVII-XVIII векам.


Северная стена собора                                                       Восточная часть собора – апсиды

 

После посещения Рождественского монастыря, я не предполагал, что маленькая территория Сретенского монастыря будет настолько ухоженной, аккуратной и светлой, способной создать максимальные условия для уединения человека и его комфортного душевного состояния. В обители я испытал неземной комфорт на душе и умиротворение!  Аналогичные ощущения я испытывал в Иерусалиме, когда посещал святые места иудейской, христианской и мусульманской культур.Колокольня собора Сретения иконы Владимирской Божьей матери
 

В Сретенском монастыре складывалось впечатление, что находишься не в центре Москвы, в самом сердце шумного и динамичного города, а совершенно в ином мире – тихом, уютном, уединенном, неземном.

Хотя, за стенами обители в оживленном состоянии пребывает улица Большая Лубянка, гудят машины, двигаются люди, но их почему-то неслышно и невидно. Невысокие монастырские стены, узкая калитка в воротах, обвитых плющом, наглухо отгородили обитель от внешнего мира.

Ворота и монастырские стены, обвитые плющом

  Стоит переступить калитку, как вспоминается Льюис Кэрролл и его Алиса в Стране чудес. Вот и я невольно представил Алису, которая пыталась открыть маленькую дверцу и проникнуть в чудесный сад с причудливыми растениями. В Сретенском монастыре ухоженный сад оказался не менее чудесным, чем в выдуманной Кэрроллом стране. Таких розовых кустов с огромными бутонами разного цвета и оттенков, я еще не встречал.Причем в монастырском саду помимо роз цветет множество других прекрасных растений, возвышаются деревья с густыми кронами, отбрасывающими тень, разбит замечательный неглубокий пруд, в него с журчанием стекает вода, скользящая по террасам. В пруду плавают яркие и довольно крупные рыбки, их можно потрогать руками, вода прозрачная и прохладна.

И все это великолепие скрывается на оживленной улице, по которой я много раз проходил и проезжал на машине, но ни разу не замечал калитки, ведущей в Страну чудес. А ведь история этой «страны» уходит в далекое прошлое, когда на Москву двинулась армия самого Тамерлана.

Вот историческая справка, взятая с сайта http://monastyri.narod.ru

«По преданию, монастырь возник на месте, где москвичи встречали икону Владимирской Божьей матери, перенесенной из Владимира в Москву в 1395 году. Именно в это время войска Тамерлана, шедшего на Русь, неожиданно повернули вспять, что и было связано с привнесением иконы в Москву. В честь этого события и был основан монастырь Сретения (т.е. встречи) иконы Божьей матери».

В ходе изучения исторических и религиозных памятников на территории Сретенского монастыря, я заинтересовался тем, где сейчас находится подлинник иконы Владимирской Божьей матери. С этим вопросом я обратился к старшей монахине, которую встретил внутри собора.

Она сказала, что святейшая икона давно перевезена в Третьяковскую галерею, где пребывает в специальных условиях, сохраняющих реликвию от губительного внешнего воздействия.

В монастыре таких условий, к сожалению, создать не смогли, но точная копия иконы установлена на внешней стене, над западным входом в храм, где ее могут видеть все прихожане.

Монахиня также поведала мне о страшных временах, которые пережила обитель в годы советской власти. Оказалось, что в 20-30-х годах в уцелевших помещениях собора и монашеских кельях размещалось общежитие для чекистов, а потом казармы НКВД.

Все фрески на стенах храма были замазаны штукатуркой, которая, кстати, уберегла некоторые древние росписи от вандализма и уничтожения. Многие фрески в соборе в настоящее время восстановлены, а на внутренней западной стене храма реставраторы написали трагическую историю монастыря, пережитую в советский период.

Причем современный текст выполнен в древнеславянском стиле и хорошо вписывается в интерьер собора.

Внимательно исследуя внутреннее пространство собора, в северной его части, я обнаружил странную лестницу, ведущую глубоко вниз, куда-то под фундамент храма. Первоначально мне показалось, что это вход в какое-то служебное помещение, скорее всего, предназначенное для хозяйственных нужд.

Однако это предположение быстро исчезло, так как я заметил, что по лестнице спускаются и поднимаются не служители монастыря, а обычные прихожане. Никаких табличек с информацией или указателей о том, куда ведет эта лестница, я не обнаружил, поэтому решил самостоятельно исследовать таинственный подвал.

Обнаруженная в подвале находка меня потрясла!

Читайте также:  Почему собака нечистое животное в православии

Спустившись вниз, я оказался в маленьком «предбаннике» – это квадратное помещение с низким потолком, а в нишах стен установлены иконки. Из «предбанника» можно было попасть в какое-то другое темное помещение, куда вел узкий и низкий проход, напомнивший мне вход в египетскую пирамиду.

Я зашел в это таинственное помещение и остолбенел. Напротив входа, в мраморной стене под арочным сводом, установлена рамка с Туринской плащаницей, в которую, как предполагается, был завернут Иисус Христос после того, как его сняли с распятия.

Эта одна из самых священных реликвий христианской веры, вызывает споры много сотен лет, как в научных, так и в религиозных кругах. Результаты многочисленных исследований плащаницы до сих пор не пролили свет на истину, выпущено множество книг на эту тему, а споры все не утихают.

Ортодоксальные христиане уверены, что подлинная Туринская плащаница хранится в Ватикане, раз в год ее выносят на всеобщее обозрение, чтобы верующие смогли своими глазами увидеть священную реликвию и поклониться ей.

В той же комнате, на противоположной стене, я обнаружил рентгеновскую копию Туринской плащаницы, где очень четко вырисовывается силуэт человека, его бородатое лицо и ниспадающие на плечи длинные волосы, скрещенные руки, соединенные вместе ноги.

Причем, рентгеновская копия, также как Туринская плащаница, выполнена в полный рост, полотно установлено вертикально в тяжелой раме так, что прихожане могут точно определить рост Иисуса Христа.

Чтобы усилить впечатление людей от просмотра Туринской плащаницы и ее рентгеновской копии, помещение погрузили в полный мрак, который нарушают два луча направленного света. Один луч падает на саму плащаницу, а другой – на рентгеновское полотно. Ощущения очень сильные!

Находясь в одной комнате с ликом Иисуса Христа, невольно испытываешь чувство страха, тревоги и восхищения.

Я заметил, как некоторые люди, заходившие в темную комнату с плащаницей, вначале столбенели, потом быстро перекрестившись, кланялись и выбегали обратно в «предбанник».

А я, воспользовавшись удобным случаем, решил сделать пару кадров плащаницы и рентгеновского полотна, ведь никаких табличек или объявлений «Фотосъемка запрещена» у входа в помещение я не обнаружил.

Выходя из собора, я вновь встретил старшую монахиню и спросил: каким образом в Сретенском монастыре появилась Туринская плащаница? Она ответила, что эту копию из Ватикана привез бывший настоятель монашеской обители, лет 10-ть назад.

По словам монахини, в мире существуют всего 5 официальных копий, сделанных в Ватикане, и одна из них хранится в Сретенском монастыре.

Странно, что никаких сведений о нахождении копии христианской реликвии в центре Москвы в интернете и других информационных источниках я не обнаружил.

Честно говоря, покидая поздним вечером Сретенский монастырь, мне захотелось вернуться в эту чудесную обитель, чтобы вновь ощутить атмосферу уединения, умиротворения и комфортного душевного состояния. Ведь эти волшебные ощущения жителям Москвы могут только сниться…

Источник: https://anar-gasimov.livejournal.com/9093.html

Московский сретенский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Общий вид Московского Сретенского монастыря по Большой Лубянке. В центре кадра надвратная колокольня, правее – Никольская церковь. Слева от ворот виден вход во Владимирскую часовню.

На заднем плане – главы Сретенского собора.

1881 год

Московский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.

По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы.

Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в.

называлась «Встретенской»).

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича – первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители.

В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.

В XVIII веке в обители производили значительный ремонт и перестройки. Хорошо сохранились фрески 1707 года – последний шедевр древнерусского искусства в Москве.

В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы.

В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре.

Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник.

В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и “по-старому”, обновленческий епископ Антонин (Грановский).

Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД.

На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь.

В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.

В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.

Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.

В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.

Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария.

Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми.

В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям.

При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал “Православие.Ru”. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз “Воскресение”.

В 2003 году кооператив “Воскресение” получил государственную Столыпинскую премию как “самый эффективный землепользователь в России”.

Храмы монастыря

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас – времени Александра I.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Храм находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Б. Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV – XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова». В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.

Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Настоятели, наместники

Использованные материалы

[1]  Исследователи называют разные года основания: 1379, 1395, 1397.

[2]  У Строева – его фамилия Иванов, но правильная – Уваров, См. Мартынов А.А. Московские колокола // Русский архив. 1896, №2, с. 555-556, http://www.pravoslavie.ru/31362.html

[3]  Иоанн (Лудищев), иером., “Сретенский монастырь в 1759–1771 годы”, портал Православие.Ru, 22 января 2010, http://www.pravoslavie.ru/33669.html

[4]  Алла И. Осипова, “Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880)”, портал Православие.Ru, 30 января 2014, http://www.pravoslavie.ru/67954.html

[5]  Иоанн (Лудищев), иером.,”Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)”. Часть 1, портал Православие.Ru, 2 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31770.html

[6]  Иоанн (Лудищев), иером.,”Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)”. Часть 2, портал Православие.Ru, 3 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31793.html

[7]  Осипова А.И., “Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904”, портал Православие.Ru, 25 октября 2011, http://www.pravoslavie.ru/49450.html#_ftn8

[8]  Иоанн (Лудищев), иером., “Архимандрит Сергий (Плаксин) – последний Наместник Сретенского монастыря в годы революционной смуты”, портал Православие.Ru, 11 ноября 2014, http://www.pravoslavie.ru/sm/75028.htm

[9]  “Назначен и.о. наместника Сретенского ставропигиального монастыря”, официальный сайт Русской Православной Церкви, 19 мая 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5206672.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17241.html

ОТЗЫВЫ НА Сретенский монастырь: история, где находиться, иконы (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация