Православие » Основы » Как определяется день пасхи у православных, от чего зависит, как посчитать

Как определяется день пасхи у православных, от чего зависит, как посчитать

❶ Как вычислить дату Пасхи

Инструкция

В России 19-м и в начале 20 века, когда религия в значительной мере определяла жизнь общества, даже неграмотные крестьяне могли без труда определить дату Пасхи. Но поступали они просто: отсчитывали 48 дней от начала Великого Поста, который соблюдали практически все. Сейчас же пользуются только числовыми данными.

Исходя из привязки даты Пасхи к дням весеннего равноденствия и полнолуния, для ее точного определения вы должны сначала определить день весеннего равноденствия. Затем высчитываете, когда после него наступает полнолуние. А праздник Пасхи отмечается в воскресенье, следующее за полнолунием.

Учеными определено, что самая ранняя дата Пасхи – 22 марта и самая поздняя – 25 апреля по юлианскому календарю, что соответствует у нас, по грегорианскому календарю, периоду с 4 апреля до 8 мая.

Поскольку система расчетов даты Пасхи достаточно сложна и требует специальных знаний, вы можете пользоваться пасхалиями – уже готовыми специальными таблицами, которые составлены православной церковью. Их легко найти как в любом храме, так и в интернете.

Для определения даты Пасхи в домашних условиях принято пользоваться наиболее простой системой, предложенной немецким математиком Гауссом еще в 19 веке.

Чтобы произвести правильный расчет Пасхи, вам необходимо определить значение нескольких математических величин. Обозначим их для наглядности буквами А, Б, В, Г,Д и попробуем высчитать искомую дату на 2012 год.

Считайте и записывайте:

А равно остатку от деления года на число 19 (2012:19=[17])

Б равно остатку от деления года на число 4 (2012:4=[0])

В равно остатку от деления года на число 7 (2012:7=[3])

Г равно остатку от деления на число 30 выражения 19А+15 ((19х17+15)/30=[8])

Д равно остатку от деления на число 7 выражения 2Б+4В+6Г+6 ((2х0+4х3+6х8+6)/7=[3]

Вам для расчета нужны значения Г и Д. Если сумма Г+Д меньше числа 9, то Пасху будем праздновать в марте (по старому стилю). Конкретно эта дата высчитывается как сумма 22+Г+Д.

Если же сумма Г+Д больше числа 9, то Пасха отмечается в апреле (расчет по старому стилю). В этом случае расчет даты следующий: Г+Д-9.

Итак, рассчитывайте дату Пасхи для 2012 года: 8+3-9=2, т.е.

2 апреля по старому стилю, или 15 апреля по новому (2+13).

Этот расчет универсален, и только в 2101 году будет несколько изменен: разница между стилями, старым и новым (юлианским и грегорианском календарями), будет составлять не 13 дней, как сейчас, а 14.

Источники:

  • как рассчитать день пасхи
  • Как вычислить день Пасхи в любом году

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-114115-kak-vychislit-datu-pashi

Как рассчитывается дата празднования Пасхи?

Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю, — сообщает «irusalimprayer.blogrus.ru».

Расчет даты Пасхи сложен. Общее правило формулируется так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

В расчете, таким образом, участвуют следующие факторы:

• обращение Земли вокруг Солнца (солнечный календарь);

• обращение Луны вокруг Земли (лунный календарь);

• установленный день праздника — воскресенье.

Если полнолуние наступает раньше 21 марта (день весеннего равноденствия), то пасхальным считается следующее полнолуние. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Но поскольку Православная и Католическая Церкви используют разные календарные системы, то и даты Пасхи и связанных с нею праздников, как правило, бывают разными.

Дата Пасхи в Православии определяется в соответствии с 7-ым апостольскими правилом ( «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 г в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…» ) и 1-ым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

Из этих постановлений следует, что это празднование должно совершаться не ранее иудейской пасхи и не одновременно с ней; однако они не указывают ни календарной системы, ни месяцев, ни чисел — в них нет точного технического правила для определения времени празднования Пасхи.

В 1054 году Православная и Католическая Церкви окончательно разделились. Сложившаяся к тому времени православная пасхалическая традиция получила следующее запечатление в «Синтагмах» Матфея Властаря (XIV в.):

«Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания.

• Первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия.

• Второе — не праздновать вместе с иудеями в один день.

• Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия.

• И четвертое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы

(то есть в воскресенье)».

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь.

В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц, что противоречит православной традиции.

За Римской Церковью последовали и западные протестанты.

В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных».

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями — специальными таблицами, которые составляет церковь.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской пасхалии:

• Полнолуние (Y) = 21 марта + [(19•[Y/19] + 15)/ 30],

где [m / n] — остаток от деления нацело m на n.

• Если значение Полнолуние (Y) < 32, то дата полнолуния будет в марте;

• Если значение Полнолуние (Y) ≥ 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

• От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, даты которых меняются каждый год. Это переходящие праздники:

• Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — за неделю до Пасхи;

• Вознесение Христа — сороковой день после Пасхи;

• Троица (Пятидесятница) — пятидесятый день после Пасхи;

• День Святого Духа — следующий день после Троицы.

• В Православной Церкви день Пасхи в ХХ — ХХI вв. выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д.

Каждая буква равняется следующему значению:

а — остатку от деления числа года на 19;

б — остатку от деления числа года на 4;

в — остатку от деления числа года на 7;

г — остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;

д — остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в + 6г + б.

Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи.

• Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель.

• Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а ее день будет равен 22 + г + д.

• Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д — 9.При расчете не следует забывать, что в 1918 году Россия перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.

Таким образом, получаются следующие даты православной Пасхи:

И так далее…

Источник: http://kvedomosti.ru/news/71125.html

Как рассчитывается Пасха?

Информация о том, почему каждый год христианская Пасха отмечается в разное время, а светлое Воскресенье Христово празднуется у католиков и православных то в один день, то нет, интересует многих.

1

Особенности Юлианского и Григорианского календарей

Григорианский календарь называют католическим, а юлианский календарь – это православный. Но это не совсем правильно. В октябре 1582 года был принят григорианский стиль. Назван так в честь папы Григория 13.

Согласно григорианского стиля «живут» некоторые православные церкви, такие как Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и другие. Старому стилю верны Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская (часть) церкви.

Переход на новый стиль многими приверженцами юлианского стиля воспринимается не охотно.

2

Как рассчитывают дату празднования Святой Пасхи?

Не была принята и идея конкретной даты наступления Воскресенья Христового. Ближневосточные и малоазийские общины отмечали ветхозаветную Пасху.

А вот в Римской, Александровской и других церквях отмечали Пасху на следующей неделе после иудейской Пасхи. При этом дата рассчитывалась исходя из даты весеннего равноденствия, а не от даты полнолуния.

Вопрос о дате празднования Пасхи стал спорным для иудеохристиан и язычников. Такие споры и разногласия продолжались около полтора века. На первом Вселенском Соборе попытались найти компромисс и урегулировать споры.

Приняли следующие нововведения: светлый праздник Пасхи – это первое воскресенье после весеннего равноденствия и последующего полнолуния. Тогда новозаветная Пасха уже не была привязана к иудейской Пасхе.

Кроме того, Собор разработал специальные таблицы, с помощью которых можно рассчитать день пасхи в любом последующем году. Этими предписаниями пользуются и ныне.

На расчет даты празднования Пасхи оказало влияние разлома православия на западную и восточную ветви. Это поспособствовало переходу на григорианский календарь западной церкви.

Это происшествие во многом усложнило процесс расчета дня празднования Пасхи.

Хотя благодаря тому, что некоторые принципы расчета схожи в разных календарях, возникают изредка дни, когда Пасху одновременно отмечают иудеи и католики.

3

Можно ли подсчитать день празднования Пасхи самостоятельно?

Подсчитать самостоятельно дату светлой Пасхи можно, но для этого требуется терпение и упорство. Итак, стоит воспользоваться следующей формулой: 4+c+d апреля. В случае, если получается сумма больше 30, то применяют: 4+c+d мая.

4

Переменные даты для расчета Пасхи узнают следующим образом

С – год, который разделяют на 19. Остаток, полученный при делении, умножают на 19. Затем к полученному результату добавляют 15 и делят сумму на 30. В таком случае остаток будет соответствовать с.

D будет равен остатку 2а+4d +6с+6, разделенные на 7. Остаток, после разделения необходимого года на 4 – это а, остаток от разделения года на 7 – это d.

Такую процедуру расчетов выявили группа ученых, которые работали над изучением соотношений между солнечным календарем и иудейским 12-летним циклом.

5

Самый простой способ рассчитать дату праздника

21 марта – день весеннего полнолуния. До этой даты отмечать святую Пасху нельзя. Как известно, день, когда отмечается праздник, это воскресенье. Когда известна дата Масленицы, можно подсчитать день Светлого Воскресения Христова. От дня Масленицы отсчитывают 39 дней, а 40-1 день это и будет Пасха.

Святой праздник Пасха – это важнейшее событие для каждого христианина. К этому дню готовятся ни один день, соблюдают правила поста и готовят вкуснейшие праздничные калачи. Ждем этого праздника в этом году 1 мая.

Источник: http://SovetClub.ru/kak-rasschityvaetsya-pasha

Как вычисляется день празднования Пасхи? – Православный журнал “Фома”

В основе построения двух календарей лежит вопрос о пасхалии, то есть правилах празднования Пасхи.

Решение о праздновании Пасхи было принято на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, но это решение не было каноном, это была некая договоренность.

С предложением рассмотреть вопрос о дате празднования Пасхи выступил святой равноапостольный император Константин. Он считал, что необходимо выработать собственные правила вычисления для установления дат празднования Пасхи.

Причина: Нежелание праздновать христианскую Пасху одновременно с иудеями, которые устанавливали сроки празднования своей Пасхи – христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после еврейской Пасхи, дату которой высчитывали сами иудеи. Таким образом, существовала прямая зависимость от иудеев. Эту зависимость было необходимо разорвать.

Правила вычисления еврейской Пасхи с ветхозаветных времен:

— основа вычислений — лунный календарь

— основная единица – месяц

— длительность месяца – 29 или 30 дней

— полнолуние – 14-ый день любого месяца

— продолжительность года в 12 месяцев – короче на 10 дней солнечного года

— если год из 13 месяцев, то год на 20 дней длиннее солнечного

— для фиксирования праздников за определенными датами – корректировка лунного и солнечного календарей – это делалось методом периодического добавления 13-го месяца. Решение о добавлении месяца принимал первосвященник. Год должен был начинаться весенним месяцем, когда появляется первый урожай ячменя — месяц нисан.

Для разных мест в среднем начало месяца нисана запаздывало по отношению к равноденствию на срок от 8 до 20 дней. Разница в этих оценках связана с тем, что урожай ячменя в горных местах созревает позже, чем в долинах. Нужно подчеркнуть, что в любом случае речь идет о запаздывании в среднем. Были годы, когда евреи праздновали свою Пасху раньше равноденствия, в другие годы – значительно позже.

Для римлян и греков весна всегда наступала после весеннего равноденствия.

О точной дате этого астрономического события были разногласия, но практически все были согласны принять некую постоянную дату юлианского календаря, пренебрегая колебаниями реального астрономического равноденствия в пределах четырехлетнего високосного цикла. Евреи стали интересоваться календарем, связанным с астрономическими явлениями и датой весеннего равноденствия, только после разрушения Иерусалима Титом.

Правила вычисления дня христианской Пасхи:

Метонов цикл (в греко-римском мире)

По имени афинского астронома Метона. Предварительные расчеты показывали, что через каждые 19 лет (при несоизмеримости лунного месяца с годом) сумма лунных периодов совпадала с солнечным годом.

Если полнолуние совпадало с днем весеннего равноденствия, то через 19 лет снова происходило такое совпадение. Этот цикл был очень точным – ошибка в один день нарастала за 302 года.

Таким образом, используя данный цикл, можно было определять даты полнолуния на протяжении многих сот лет.

Метонов цикл был разделен на месяцы продолжительностью 29 и 30 дней.

Однако полнолуния здесь не были астрономическими, то есть 14-ая луна каждого месяца могла отличаться от момента, когда наступало астрономическое полнолуние на 1-2 суток.

Это было важно, так как, на первый взгляд, то правило, которое было принято на I Вселенском Соборе, казалось бы, исключало возможность совпадения христианской и еврейской Пасх. Должно было соблюдаться правило, чтобы христианская Пасха праздновалась бы после иудейской Пасхи, так как Христос воскрес после еврейской Пасхи.

Поэтому в правиле говорилось, что если полнолуние (то есть еврейская Пасха) совпадали с воскресеньем, то праздновать надо в следующее воскресение. Полнолуние не астрономическое, а расчетное.

В первое тысячелетие таких совпадений было несколько. Дело в том, что можно было использовать Метонов цикл, но выбирать первый его год каждый мог сам. Выборы этих дат у разных народов не совпадали.

В связи с этим, в некоторых Церквах могло происходить празднование Пасхи в один день с иудеями. Последнее такое совпадение произошло в конце VIII века. Тогда этого никто не боялся.

Строгого запрещения праздновать Пасху в один день с иудеями — нет.

Метонов цикл более точен, чем юлианский календарь. В юлианском календаре за период в 400 лет накапливается ошибка в 3 дня.

Все возникающие вопросы по календарю мог разрешить только Вселенский Собор, однако, начиная с IX века, по политическим причинам собрать его уже было невозможно.

Правило I Вселенского Собора днем празднования Пасхи является первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

 Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия.

Днем весеннего равноденствия считается 21 марта по юлианскому календарю.

Для отцов I Вселенского Собора, прежде всего, было важным единство и согласие в Церкви, а не строгие астрономические выкладки. Желание праздновать Пасху всем православным Церквам в один день. Введение этого правила должно было быть постепенным. Это правило помогало каждому епископу самостоятельно рассчитать дату празднования Пасхи.

Римская (Западная) Церковь имела свои правила празднования Пасхи:

— ссылка на указание апостола Петра — не праздновать Пасху после 21 апреля. Как считают историки – это было нежелание того, чтобы день празднования Пасхи выпадал на день основания Рима.

Святой Афанасий Великий предлагал праздновать Пасху в 346, 349 гг. вместе с Римом – ради единства Церкви во времена смуты.

Папа Лев Великий предложил праздновать Пасху в 444. 455 гг. вместе с Востоком, также ради единства.

Никейские правила, касающиеся дней празднования Пасхи, были приняты Римской Церковью к концу V — началу VI веков.

Источник: https://foma.ru/kak-vyichislyaetsya-den-prazdnovaniya-pasxi.html

Когда в этом году будет Пасха? Как определяется дата Пасхи?

Когда в этом году будет Пасха? А когда масленица? Когда начинается Великий пост? Такие вопросы люди задают друг другу из года в год. Многие удивляются: почему одни церковные праздники из года в год отмечаются в один и тот же день, а другие всякий раз выпадают на разные даты? Как определяются эти даты? Давайте разберемся.

Пасха в Ветхом Завете

Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1).

В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным, бездрожжевым хлебом) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14).

После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.

Пасха у первых христиан

В христианской церкви Пасха праздновалась уже с первых веков, но в силу местных традиций, особенностей календаря и вычислений в общинах разных городов дни празднования Пасхи не совпадали.

Поэтому на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено принять единый для всего христианского мира способ определения даты Пасхи. Тогда же было решено, что христианам не следует придерживаться обычая иудеев в определении дня этого святейшего празднования.

На Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».

Когда в этом году будет Пасха?

В 2018 году православные христиане будут праздновать Пасху 8 апреля, а в 2019 – 28 апреля. Дату празднования Пасхи определяют по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией.

Пасхалия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года.

Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII.

Он обычно именуется «новым стилем». Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г.

, Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. После вычисления даты Пасхи составляется календарь остальных переходящих церковных праздников.

Церковные праздники

Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Самый главный день церковного года – праздник Светлого Христова Воскресения, или Пасхи.

Следующие по значимости – 12 великих двунадесятых праздников (само название – двунадесятые – указывает на их число). Затем по значению Церковь выделяет 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений.

Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию Воскресения Господа и именуются “Малой Пасхой”. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие.

Даты непереходящих праздников год от года не изменяются; переходящие праздники каждый год выпадают на разные даты и зависят от того, на какой день в текущем году приходится празднование Пасхи. От даты Пасхи зависят также начало Великого поста, всенародно любимая масленица, Вербное воскресенье, а также Вознесение и день Святой Троицы.

Двунадесятые праздники делятся Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания.

Двунадесятые переходящие праздники:

Светлое Христово Воскресение. Пасха Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи) Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)

День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые непереходящие праздники:

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. 27 сентября – Воздвижение Креста Господня. 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. 7 января – Рождество Христово. 19 января – Крещение Господне. Богоявление. 15 февраля – Сретение Господне. 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. 19 августа – Преображение Господне. 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

Великий пост

Пасхе предшествует Великий пост – самый строгий и продолжительный из всех православных постов. Когда начинается Великий пост? Это зависит от даты, на которую приходится в текущем году праздник Пасхи.

Пост всегда длится 48 дней: 40 дней собственно Великого поста, называемые Четыредесятницей, и 8 дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой Субботы и до Великой Субботы накануне Пасхи.

Поэтому начало поста легко определить, отсчитав 7 недель от даты Пасхи.

Значение Великого поста состоит не только в суровых правилах воздержания от пищи (предписывается вкушение только растительных продуктов, рыба разрешается лишь дважды – на Благовещение и на Вербное Воскресенье), и уклонении от различных развлечений и увеселений, но и в очень глубоком по своему содержанию богослужебном строе. Службы Великого поста совершенно особые, ни на что не похожие. Каждое воскресенье посвящается своей особой теме, а все вместе они настраивают верующих на глубокое смирение перед Богом и покаяние в своих грехах. Подробнее о посте читайте здесь »»

Как вычисляется дата Пасхи?

В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето – зимой, новолуние – полнолунием.

Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее. Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг – это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником – вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.

В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый – високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…).

То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года – пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница. То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года. «Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.

) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам. Равноденствие – это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.

Солнечный год (иначе называемый «тропическим») – это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток).

Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м – 7-го-8-го марта). Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») – это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).

Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) – это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток). Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, – накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет).

Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) – 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.

На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год. Более подробно способ вычисления указан здесь.

Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи: «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855).

Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е».

Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6.

Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1 апреля (Юлианского календаря – старого стиля – прим. редакции)».

Когда бывает Пасха у католиков?

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

Католическую пасху можно рассчитать по следующему алгоритму: 1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний) 2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века) 3. X = 3*C/4 – 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный) 4.

Z = (8*C + 5)/25 – 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу) 5. D = 5*Y/4 – X – 10 (в марте день ?D mod 7 будет воскресенье) 6. E = (10*G + 20 + Z – X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния) 7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1 8. N = 44 – E (N-е марта — день календарного полнолуния) 9.

ЕСЛИ N < 21 ТО увеличить N на 30 10. N = N + 7 - (D + N) mod 7 11.ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N ? 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Фото – фотобанк Лори

Дата публикации 11.02.2018

Источник: https://materinstvo.ru/art/kogda-v-etom-godu-budet-pasha

Как определяется дата православной Пасхи: история и современность

Содержание:

Православная Пасха является «праздников праздником, торжеством из торжеств» для нашей Церкви. От нее зависит ряд других дат церковного календаря: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, которые образуют так называемый Пасхальный круг. Эти праздники называются переходящими. От чего зависит дата главного христианского праздника и как она вычисляется, мы расскажем в этой статье.

Еврейский Песах

Традиция отмечать Пасху восходит еще к ветхозаветным временам. Только тогда она имела другой смысл и значение, да и название звучало несколько иначе. Еврейский Песах переводится как «миновать, проходить мимо» и связан с событиями избавления израильского народа от порабощения Египтом.

Обычай ежегодно вспоминать и чтить Исход еврейского народа из рабства установил Сам Бог через пророка Моисея. Из Писания мы знаем, что Господь Иисус Христос, пришедший не нарушить закон, но исполнить, тоже принимал участие в этом празднике — после иудейской Пасхи Он и был распят.

Дата празднования Песаха приходилась на период с 14 по 21 число месяца нисана, что приблизительно соответствует нашему марту. Этот месяц был первым в еврейском календаре, ориентиром для определения его начала служил момент созревания колосьев. После разрушения Иерусалима этот ориентир был утрачен, поэтому иудеям пришлось перейти на лунный календарь.

Пасхальный спор

После Воскресения Иисуса Христа, как свидетельствуют историки, первые христиане вначале особым постом отмечали «Пасху крестную», которая по времени совпадала с еврейской. Она продолжалась до следующего воскресенья, в которое отмечалась уже «Пасха радостная», или воскресная.

Со временем второе празднование стало главным, уже ко II столетию оно обретает значение ежегодного главного торжества для всех христиан. Большинство верующих отмечало Воскресение Христово в следующее воскресенье после еврейского Песаха. Но не все.

Христиане Ассирии пользовались собственным календарем. Церкви Малой Азии, ссылаясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, придерживались иудейского обычая. Празднование Пасхи у них всегда приходилось на 14 день нисана, за что их еще прозвали четыренадесятниками, или квадродециманами.

Наиболее распространенными среди всех верующих были Александрийские пасхалии. Западный мир отмечал Пасху в следующее воскресенье после еврейской, последнюю определяя как полнолуние после дня весеннего равноденствия.

Такая разница в определении даты празднования главного события, от которого зависели многие другие даты, не могла не вносить сумятицу в церковную жизнь, в результате чего возникли так называемые «пасхальные споры». Решить их был призван I Вселенский собор, который прошел в 325 году в Никее.

Постановление Вселенского собора

Вселенский собор единогласно постановил отмечать Воскресение Господне всем поместным церквям в один день. Что касается самой даты, то это правило звучало следующим образом:

Под весенним полнолунием подразумевается то, которое наступает после дня весеннего равноденствия. Таким образом, дата определяется из соотношения лунного (полнолуние) и солнечного (день весеннего равноденствия) календарей — на основе солнечно-лунного календаря. Этот принцип и по сей день применяется при вычислении даты православной Пасхи.

Было также согласовано время самого праздника. Собор установил время празднования «в средние часы ночи», что в целом сохраняется и сегодня.

Кроме того, Собор строго запретил совершать праздник «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». Историки, правда, свидетельствуют, что часть малоазийцев не отказалась от своей традиции, за что была отлучена от Церкви как «иудействующие» еретики.

В основу исчисления постановили взять Александрийские пасхалии как наиболее простые и удобные. К этому времени как в западных, так и в восточных церквях крестная и воскресная Пасхи уже были объединены. Празднование первой из них длилось неделю до воскресенья (соответствует нашей Страстной седмице), второй — неделю после воскресенья (современная Светлая седмица).

Однако название Пасхи для обозначения именно — и только — Воскресения Христова закрепилось в христианском мире лишь в V веке. Тогда же этот день получил название «праздника праздников», или «царя дней», и постепенно стал центром богослужебного круга.

Проблема календарных стилей

И все было бы хорошо, мы бы так и отмечали главный праздник со всем христианским миром в один день, если бы с тех пор ничего не изменилось. Но изменения произошли. И связаны они с именем папы Григория XIII. В 1582 году он ввел новый календарный стиль, впоследствии названный его именем — григорианский (или «новый стиль»).

С чем это было связано? Все с тем же желанием упорядочить Пасхалии, внести в них большую точность. И здесь нужно сделать небольшое отступление и объяснить, что же до этого было не так.

Дело в том, что до этого времени весь европейский мир жил по юлианскому календарю. Его в 46 году до Рождества Христова составил император Юлий Цезарь по египетскому образцу. В основе этого календаря лежит солнечно-лунная система, по которой год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического.

Из-за несоразмерности солнечного и лунного циклов день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад. Сразу скажем, что и сегодня время празднования православной Пасхи определяется по юлианскому (старому) стилю.

Недовольная этим Римско-католическая церковь провела реформу и ввела свой календарь, основанный исключительно на солнечной системе отсчета. Так она хотела сделать дату праздника фиксированной. Летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стала дата 21 марта.

Сегодня большая часть поместных православных церквей, за исключением Автономной Финской, дату празднования Воскресения Господня определяет по юлианскому календарю. В то же время другие праздники, не привязанные к этой светлой дате (как например, Рождество Христово), многие церкви отмечают по новому стилю. Разница между ними сегодня составляет 13 дней.

Пасха православная и католическая — чья правильнее?

Закономерно возникает вопрос: какой же стиль для определения дня Христова Воскресения лучше? Справедливости ради нужно сказать, что с астрономической точки зрения григорианский календарь, конечно, точнее. Если лишний день по юлианскому летоисчислению появляется через каждые 128 лет, то согласно григорианскому стилю он возникнет только через 3200 лет.

Однако с точки зрения хронологии Евангельских событий новый стиль уступает старому. Это связано с тем, что по григорианскому календарю Пасха может совпадать с еврейской.

Иногда она совершается даже раньше, как получилось и в этом, 2016 году: католическое Воскресение Христово пришлось на 27 марта, еврейское торжество начинается только с 22 апреля. В нашей Церкви Пасха 2016 года выпадает на 1 мая.

Поскольку Сын Божий Иисус Христос воскрес после еврейского Песаха, то и празднование этого события не может совершаться раньше — это нонсенс. Именно поэтому его запретил Вселенский собор вплоть до анафемы. О том же гласит и седьмое апостольское правило:

Это объясняет, почему Православная Церковь не отказывается от старого стиля. Еще одним неоспоримым фактом истинности этой традиции исчисления является то, что Благодатный Огонь в Храме Гроба Господня сходит именно в день празднования по юлианскому стилю.

Почти в половине случаев католический Светлый праздник Воскресения бывает раньше православного. Приблизительно в 30 процентах случаев они совпадают, что мы будем наблюдать в следующем 2017 году 16 апреля. Обычно разница между двумя традициями празднования составляет более месяца.

Дата православной Пасхи колеблется в пределах с 22 марта по 25 апреля4 апреля по 8 мая по новому стилю). Если она выпадает на 7 апреля (совпадает с праздником Благовещения), ее называют Кириопасхой (Господней Пасхой).

Новые попытки реформации

Уже в XX веке неоднократно предпринимались попытки привести к единообразию празднования главного христианского торжества. В 1923 году на Всеправославном конгрессе Константинопольским патриархом Мелетием IV была предпринята попытка ввести новоюлианский календарь, совпадающий с григорианским до 2800 года.

Хотя восточные церкви не поддержали эту идею, спустя год на этот календарь все же перешла Румынская Церковь. Еще позже Антиохийская, Константинопольская, Элладская, Александрийская и ряд других православных церквей под влиянием того же Мелетия тоже перешли на новоюлианский стиль.

В Москве в 1948 году на Совещании Церквей было принято решение, что православная Пасха и все привязанные к ней переходящие праздники должны вычисляться по юлианскому календарю, а непереходящие праздники — по тому, который принят в данной поместной церкви. Полностью юлианским календарем сегодня пользуются лишь Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская православные Церкви, а также Святая гора Афон.

В 1997 году Всемирный совет церквей в Сирийском городе Алеппо предложил зафиксировать дату «торжества торжеств» в солнечном календаре или утвердить одну Пасхалию для всех христиан. Но эта реформа не была поддержана всеми участниками Совета.

Подробнее о разнице между григорианским и юлианским календарями можно узнать из видео:

Источник: http://megapoisk.com/pravoslavnaja-pasha-po-kakomu-kalendarju-opredeljaetsja-data

Пасхалия. Религии — Путеводитель по Израилю

В начале эры большинство христианских церквей имели собственные пасхалии.

На I Вселенском Соборе в Никее было предложено отмечать всем христианам Пасху в один день.

С этого момента в христианском мире стала распространяться александрийская пасхалия как наиболее простая система, удовлетворяющая требованию: Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия).

В VIII в. эту пасхалию целиком приняла и Римская Церковь.

В 1583 г. Римско-католическая Церковь при папе Григории XIII произвела реформу календаря, перейдя на т.н. григорианскую пасхалию. Эта пасхалия является более точной астрономически, но много более сложной чем Александрийская.

Расчёт даты Пасхи

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

  • Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);
  • Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);
  • Установленный день празднования — воскресенье.

Правило звучит так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

Обе Пасхалии — Александрийская и Григорианская — основаны на этом принципе.

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти круг Луны — её положение в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н.э. круг Луны равнялся 2, соответственно в год Y от Р. Х.

Круг Луны = остаток от (Y— 2)/19;

Основание Луны — число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями равна 11. Число дней лунного месяца равно 30. Для расчёта используется золотое число Метонового цикла — G=круг Луны + 3;

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 — Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресение, то Пасха празднуется в следующее воскресение.

Однако православная и католическая Пасха используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Вычисление даты православной Пасхи

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии.

Полнолуние(Y) = 21 марта + [(19·[Y/19] + 15)/ 30].

где [m / n] — остаток от деления нацело m на n.
Если значение Полнолуние(Y)< 32, то дата полнолуния будет в марте; Если значение Полнолуние(Y)>= 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу вычисления Пасхи ([m / n] — остаток от деления нацело m на n)

  • a = [(19·[Y /19] + 15) / 30] (например, [2007/19] = 12, а = [(19·12 + 15)/30] = 3, Полнолуние(2007) = 21 марта + 3 = 24 марта)
  • b = [(2·[Y /4] + 4·[Y /7] + 6·a + 6) / 7] (например, [2007/4] = 3, [2007/7] = 5, итак для 2007 года b = 1)

Если (a + b) > 9, то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае — (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX—XXI вв. это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю).

Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Российский инженер-конструктор Константин Чайкин в 2007 г. впервые в мире разработал и создал механические часы, автоматически (вечно) вычисляющие дату православной Пасхи на каждый год по юлианскому календарю.

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

Вычисление даты католической Пасхи

Католическая Пасха рассчитывается по Григорианской Пасхалии.
В XVI в. Римско-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было ввести новый способ пасхальных расчётов. Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI в. Католическая Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, 5% — разница в 4 недели, и 20% — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Католическую пасху можно рассчитать по следующему алгоритму:

  1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
  2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
  3. X = 3*C/4 − 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосные)
  4. Z = (8*C + 5)/25 − 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
  5. D = 5*Y/4 − X − 10 (в марте день — D mod 7 будет воскресенье)
  6. E = (11*G + 20 + Z − X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
  7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
  8. N = 44 − E (N-е марта — день календарного полнолуния)
  9. ЕСЛИ N < 21 ТО увеличить N на 30 10. N = N + 7 − (D + N) mod 7 11. ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N − 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта
  10. N = N + 7 − (D + N) mod 7
  11. ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N − 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Источник: https://guide-israel.ru/religions/12815-pasxaliya/

Как определяют дату, когда Пасха будет?

В принципе, Пасхальное правило сформулировано Первым Никейским собором в 325 году и гласит:

День Христова Воскресения, Христовой Пасхи – праздновать в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (наступления иудейского Песаха), которое наступает сразу после весеннего равноденствия (в 4 веке это было определено как 21 марта).

Александрийские астрономы в течение 4-8 веков довольно точно рассчитали эти астрономические даты и определили даты Пасхи, зафиксировав их в Пасхальних таблицах в датах действующего тогда Юлианского календаря (старого стиля).

Однако они совершили 2 глобальных ошибки, анализируя округленные данные таблиц, когда решили, что:

1.Юлианский календарь абсолютно точно совпадает с Солнечным годом и лунными месяцами;

2.Каждые 532 года дата Пасхи снова начинают выпадает в одном и том же порядке ежегодно на одну и ту же самую воскресную дату.

Поэтому после 8 века считать даты Пасх “по астрономии” астрономы-пасхалисты посчитали вовсе не нужным делом – ведь достаточно просто перенести все даты ранне высчитанных Пасх на 532 года вперед (этот постоянный период назвали Великий Индиктион),- и получить сразу даты Пасх на пол-миллениума вперед для потомков.

Именно этот принцип Православной Пасхалии и восторжествовал, и сама она превратилась в неизменяемый канон и почти “Божественный догмат” – никто уже много веков (и ныне) Пасху Христову в Православии не высчитывает по “Солнцу и Луне”, а просто берут её из ветхой Пасхалии, из дат Пасх 4-8 века с неизменно повторяющимся периодом в 532 года :

Например, Пасха Христова в 421 году выпала на первое после первого весеннего полнолуния воскресенье 3 апреля (ст.ст.). Значит, она по старому стилю будет и в воскресенье 3 апреля 953 года (+532 года), и 1485 года (+532 года). И – в воскресенье 3 апреля 2017 года (+532 года) по старому стилю – или 16 апреля по новому стилю.

(Полностью таблицу Вечной Православной Пасхалии, фрагмент которой приведен ниже, можно открыть, посмотреть и скачать тут (рисунок 16,5 Мб).

Выбрать год, справа в строке будет дата православной Пасхи по старому стилю (м=март, а=апрель), для 20 и 21 века, для перехода к датам нового стиля – прибавить 13 суток.)

Однако Юлианский календарь оказался неточным, и за время с 4 века он стал запаздывать как по Солнечному году на 13 дней, так и по Лунным фазам на 4-5 дней ныне.

Идея Великого Пасхального Идиктиона в 532 года тоже оказалась ошибочной – даты Пасх в Пасхалии неумолимо сползали с ранней весны на позднюю, и всё дальше отходили от реального весеннего равноденствия, которое наступало все раньше и раньше весной.

Например, к 16 веку реальное равноденствие и солнечная астрономическая весна наступали не 21 марта, а уже 11 марта, но в древней Пасхалии Пасха по-прежнему отсчитывалось от “равноденствия 21 марта”, из-за чего Воскресение Христово часто стало праздноваться и после второго реального полнолуния, и даже во второе воскресенье после него – что нарушало Никейское Правило 325 года.

Поэтому в 1582 году Католическая Церковь (к тому времени окончательно отмежевавшаяся от Православных Церквей) в лице Папы Григория 13 ввела новый, более точный по солнечному тропическому году григорианский календарь, при этом перепрыгнув на 10 дней вперед (после четверга 4 октября наступила пятница 15 октября).

Равноденствие весеннее вернулось снова на 21 марта нового стиля, а в расчетах Пасхи папой Григорием было принято важное решение – отказаться от устаревшей и ошибочной православной Пасхали, и высчитывать дату Пасхи для Католической Церкви согласно Никейским правилам на каждый год строго по астрономическим расчетам: определять первое астрономическое весеннее полнолуние после астрономического равноденствия 21 марта, и праздновать Пасху Христову в следующее воскресенье после этой “первой весенней полной Луны”.

С тех пор две даты Христианской Пасхи разошлись:

православные (впрочем, и некоторая часть греко-католиков или униатов) определяют дату Пасхи по древним, пусть и неверных уже астрономически, таблицам Пасхалии в датах юлианского, всё более отстающего от обоих светил календаря);

римо-католики и новостильные греко-католики (к которым постепенно примкнули почти все протестанты, армяне и даже православные финны) используют дату Пасхи, рассчитанную по астрономически выверенному Никейскому канону 325 года. В век компьютеров и суперточных астрономических расчетов движения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли – эти данные давно расчитаны на годы вперед и сведены также в пасхальные григорианские таблицы.

Исходя из этого остается заметить, что даты обеих христианских Пасх в настоящее время никак не привязаны к иудескому Песаху, поскольку он расчитывается ныне по реформированному в 10 веке календарю и никак не привязан к более ранней Пасхалии.

Например, в некоторые годы Песах празднуется в конце марта, а православная Пасха – более чем через месяц, в начале мая, например, как это было в 2002, 2013 и будет в 2021, 2032 и 2040 годах.

Также Песах иногда празднуется не в первое, а во второе весеннее полнолуние, в апреле, а не в марте, тогда Пасха мартовская у католиков оказывается раньше апрельской иудейской, и вовсе не по их вине.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/58222-kak-opredeljajut-datu-kogda-pasha-budet.html

ОТЗЫВЫ НА Как определяется день пасхи у православных, от чего зависит, как посчитать (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация