Благовещенский кафедральный собор в харькове, адрес, история, иконы

Кафедральный (Благовещенский) Собор

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор подобен драгоценной жемчужине не только Слобожанщины, но и всего православного мира. Наряду с Успенским собором и Покровским монастырём он образует ожерелье главных духовных и архитектурных доминант города и входит в тройку соборов, составляющих семь чудес Харькова.

Благовещенская церковь — древнейший храм города

Первоначальная история её создания восходит к истории основания Харькова. Первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы построена в 1655 г., почти в одно время с основанием Харькова.

Деревянный однопрестольный храм был выложен в традиционно украинских трехкупольных формах с отдельной деревянной рубленой звонницей и обнесен плетеным штакетником.

Прихожане того Благовещенского храма были небогатыми, что отразилось и на устроении самого храма, но бурное развитие приходской жизни дало толчок к перспективе расширения прихода. Этот храм сгорел при пожаре 1738 г. Вместо него был сооружен другой, тоже деревянный, копия предыдущего.

Достоверно не известно, почему этот деревянный храм был заменён на каменный, построенный по проекту архитектора П. Ярославского — известного харьковского зодчего. В 1836 г.

святителем Мелетием была начата перестройка придельных храмов в честь св. влкмч. Варвары и св. влкмч. Иоанна Воина. Главным устроителем этих приделов был купец А. Скрыпник, церковный староста.

По своему стилю новая церковь представляла собой образцовый пример раннего классицизма.

Стремительное развитие Харькова  конца XIX в. обусловило необходимость постройки совершенно иного по архитектурному решению храма. По инициативе небольшой группы состоятельных и именитых прихожан и с разрешения Владыки Амвросия состоялось расширенное собрание, на котором единогласно было решено возвести новый храм.

С целью управления всеми делами по строительству был учрежден Строительный комитет и тут же было собрано 34 тыс. рублей пожертвований. Зодчим будущего кафедрального Благовещенского собора Строительным комитетом был избран один из прихожан, опытный строитель, профессор архитектуры М.И.

Ловцов, принесший самоотверженный труд своего таланта и своей любви к подножию алтаря храма Божьего и тем прославивший зодчее искусство, которому отдал всю свою жизнь.

Строительство храма продолжалось без малого 20 лет, на него была затрачена огромная сумма и труд лучших мастеров своего дела, привлеченных на строительство. Обильно подавались пожертвования не только харьковских благодетелей, но и жителей других городов (особенно москвичей).

Во всё время возведения нового храма богослужения проходили в старой церкви, которую после окончания строительства разобрали. Окончательно постройка храма была завершена в 1901 г., тогда же его торжественно освятили. Сумма, пошедшая на сооружение церкви и внутреннее убранство, составила 400 тыс.

рублей, только кирпича было израсходовано около 7 млн. штук!

Талантливый архитектор смело экспериментировал с актуальным русско-византийским стилем и элементами эклектики, придав храму, увенчанному характерными московскими пятиглавыми куполами, древневизантийские полусферические очертания и противопоставив его массивному объёму (34 млицевого фасада и59 мвысоты до основания креста главного купола) лёгкость псевдоготической ярусной 80-метровой колокольни. Полихромное решение фасада с обилием деталей и чередованием горизонтальных рядов светлой штукатурки и красного кирпича создают оригинальный запоминающийся внешний вид храма. Размеры новой церкви поражали своим размахом: длина 71 м при вместимости около 4 тыс. чел.

Говоря о внутреннем убранстве нового храма, следует особо выделить иконостас, выточенный из нежно-белого наррского мрамора, работы московского мастера В.И. Орлова.

Над фресками храма трудилась целая группа известных живописцев: иконы главного иконостаса выполнил художник Петербургской Академии художеств А.И. Данилевский, а иконы боковых иконостасов — московский художник М.Д. Михайлов.

Вся настенная живопись выполнена талантливыми харьковскими художниками И.Святенко и Н.Марченко.

Главные иконографические мотивы навеяны киевским Владимирским собором и отчасти храмом Христа Спасителя в Москве. Весь архитектурно-художественный ансамбль нововозведенного храма впечатлял зрителя как своими внушительными размерами, так и внешним великолепием и неописуемой красотой.

В исторических хрониках сохранился любопытный факт:

после железнодорожной катастрофы царского поезда под Борками (Харьковская обл.) в 1888 г. горожане решили, по случаю спасения Императорской семьи, помимо постройки храма Христа Спасителя, отлить серебряный колокол. Задумали сделать 10-ти пудовый колокол, а пожертвований собрали намного больше — и отлили 20-ти пудовый.

Этот великолепнейший колокол с изображением Императорской семьи и посвящённой надписью торжественно укрепили на первом ярусе соборной колокольни в специально построенной для него часовне. Кронштейн на наружной стене колокольни был обращен на запад к магистрали Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, где произошла катастрофа.

Звонили в царский колокол ежедневно в 13 часов дня, в самое время свершения чуда спасения Императорской семьи. Сразу же памятный серебряный колокол прослыл городской достопримечательностью, но во время гражданской войны колокол исчез.

Кто его демонтировал и увез (немцы, добровольческая армия, большевики) неизвестно, а вместе с этим оригинальным колоколом исчезло и памятование об этом уникальном памятнике Императорской семье.

После революции история Свято-Благовещенского собора приобрела трагическую окраску и в1930 г. он был закрыт, а помещения должны были использоваться для различных культурных целей. Собор вновь открыли лишь в 1943 г. и с тех пор уже не закрывали.

По инициативе архиепископа Стефана в собор из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Пателароса). С 1946 г. Благовещенскому собору присваивается статус «кафедрального», который сохраняется и поныне.

В 90-е к святыням собора прибавилась еще одна — мощи свщмч. Александра (Петровского), принявшего мученическую смерть в1937 г.

В последние годы Кафедральный Благовещенский собор претерпел несколько неприятностей: в 1974 г. сильным ураганом сорвало крест с колокольни и унесло в Лопань. Спустя 22 года снова был сильный ураган и снова пострадал крест — его погнуло. Но самый страшный случай произошел в 1997 г.

: из-за нарушений правил техники безопасности загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни. Несмотря на все материальные и технические трудности, сгоревший купол колокольни был восстановлен и над собором был воздвигнут крест, а высота купола после пожара даже несколько увеличилась. В 2007—2008 гг.

вокруг храма устроена новая ограда, подчеркнувшая его монументальность  и придавшая соборному ансамблю логическую завершенность.

В 2011 г. Благовещенский Собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с первым в истории УПЦ официальным визитом в Харьков.

Адрес, карта, как добраться

г. Харьков, площадь Карла Маркса 1

P.S. Как вам статья? Советую получать свежие статьи на e-mail, чтобы не пропустить информацию о новых событиях и интересных местах в Харькове!

Хочу получать свежие статьи

LifeKharkov — Куда пойти в Харькове

Источник: http://lifekharkov.com/kafedralnyj_blagoveshhenskij_sobor/

Благовещенский собор: Харьков, пл. Благовещенская, 1 — отзывы, адреса и телефоны

Если Вы спросите у жителя Харькова про самый необыкновенный храм, то он без колебаний отправит Вас на Благовещенскую улицу.

Там расположился величественный Благовещенский Кафедральный собор, центр Харьковско-Богодуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата.

А просящие милостыню у стен собора утверждают, что если долгое время провести у стен святого места, то можно услышать всю историю Харькова…

Те немногочисленные исторические справки, которые сохранились на дубовых полках архивов, датируют его появление 1650-ми годами.

Получается, что собор приходится ровесником Харькову! Только первые камни его, а точнее, первые балки деревянного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, были заложены в районе поселка Залопанский.

Спонсировали ее богатые купцы, церковь стремительно расширялась и развивалась, однако архитектура ее ничем не отличалась от других церквей.

История этого храма обрывается в 1738 году, так как здание ее сгорело дотла в пожаре. И тогда начинается жизнь нового Благовещенского Собора, построенного уже на нынешнем месте, тогда называемом Купеческим спуском. Он был идентичен сгоревшему, однако выполнен уже из камня. К 1901 году храм был окончен, освящен и принял форму, известную сегодня каждому харьковчанину.

Благовещенский Собор стал особенным среди православных храмов, немногие могли похвастаться таким богатством убранств, количеством икон, мастерством фресок и картин. На тот момент он был одним из наибольших православных храмов, вмещал до 4 тысяч прихожан. А особое внимание привлекал уникальный иконостас, выполненный из белого каррарского мрамора.

Историческая справка рассказывает, что все внутреннее убранство стоило около 400000 рублей, а в основе здания заложено около 7 миллионов кирпичей. 3 июля 1914 года храм официально признан «градским собором».

Тяжелым испытанием для собора стали советские времена. Большевики закрыли храм, пообещав, что на его территории будут проводиться культурные мероприятия и заседания деятелей культуры и спорта. Однако, по словам жителей города того времени, ничего, кроме конюшни и склада в соборе не было. Во время Великой Отечественной войны храм возобновил службы.

Весь период оккупации Харькова не прекращалась работа собора, а когда город был освобожден – ему присваивается звание кафедрального.

К началу пятидесятых собору переданы мощи харьковского святителя Мелетия и святого Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского.

А уже в девяностые собору были переданы мощи священномученика Александра (Петровского), харьковского архиепископа, который был репрессирован в 1938 году.

Сегодня собор представляет собой величественное здание, обнесенное расписной каменной изгородью, вечером подсвечиваемый сотнями ламп. Стиль собора характеризуют как смешение русских, неовизантийских и готических традиций.

Известный русский архитектор начала ХХ века, харьковчанин Михаил Ловцов, известный своей тягой к экспериментам, смело сочетал разнообразные традиции в одном здании.

Он не жалел купеческих денег, красок и материалов и в результате собор стал уникальным архитектурным памятником, обещающим простоять еще долгие годы.

Нельзя не рассказать о том, что Благовещенский Кафедральный собор в 2011 году посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит стал первым в Харьков, и принимал Патриарха в своих стенах ни кто иной, как Благовещенский Собор.

Интересным фактом стала история колокольни собора, к слову сказать, одной из самых высоких по тем временам – 80 метров. Она несколько раз подвергалась нападкам природы и, к сожалению, не выдерживала их. Дважды обрушивалась, один раз из-за сильного урагана, а второй – из-за пожара.

Однако это сделало колокольню только сильнее и выше – новая конструкция, которую можно увидеть из разных точек города, представляет собой практически девяностометровый купол, который стал достойным украшением столь величественного собора.

Главные праздники собора:

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы,

17 декабря — св. вмц. Варвары,

12 августа — св. вмч. Иоанна-воина,

12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери.

Как добраться:

Станция метро «Центральный рынок».

Автобусом: любым маршрутом, проходящим через Центральный рынок.

Трамваем: №7, 12, 20 до остановки «Центральный рынок».

Источник: https://MyKharkov.info/catalog/blagovecshenskij-kafedralnyj-sobor.html

Благовещенский собор Харькова

Благовещенский собор Харькова – это один из трех храмовых комплексов, входящих в семерку чудес Первой столицы Украины. Это один из самых старых храмов города, который поражает величественностью своей архитектуры и в наши дни остается действующим.

Как появился Благовещенский собор?

Еще во времена основания Харькова, была заложена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — 1655 г., в то время как Покровский собор был основан уже только в 1689 году.

Обычный деревянный однопрестольный храм с отдельной звонницей и простой плетеной оградой привлекал под свои своды простых людей из народа. Церковь имела традиционную для украинской архитектуры того периода трехкупольную форму.

Со временем количество прихожан увеличивалось, но когда был поднят вопрос о расширении прихода, храм полностью сгорел. Сразу же, в 1738 году на пепелище был отстроен новый храм, являющийся полной копией предыдущего.

Позже по неустановленным причинам деревянный храм был перестроен в каменный собор — работы велись под руководством известного зодчего Ярославского. В 1836 году были достроены два новых придела. Общий стиль сооружения являлся ярким примером раннего классицизма.

В конце XIX века Харьков уже являлся крупным и развитым городом, соответственно, общий стиль городской застройки требовал изменения внешнего облика храма. Как только было принято решение перестроить Благовещенский собор, в рекордно-короткие сроки было собрано 340 тысяч рублей пожертвований.

На собрании попечительского совета был выбран и новый зодчий, М. И. Ловцов.

Современная история Благовещенского собора

Строительство нового храма продолжалось около 20 лет. Торжественное открытие храма для прихожан и его освящение состоялось в 1901 году. Затраты на строительство и внутреннее убранство церкви составили 400 тыс. рублей.

Новый храм получился с традиционными для московской архитектуры пятью куполами. При этом очевидно смешение византийского и русского стилей. Колокольня выполнена в псевдоготическом стиле, ее высота — 80 метров.

Оригинальное оформление фасада с большим количеством мелких деталей, и чередованием красного кирпича и полос светлой штукатурки.

После 1923 года было предпринято несколько попыток закрытия собора, и в 1930 году на его территории (и в помещениях) существовали конюшня и несколько складов.

Церкви здание собора было возвращено в годы Великой отечественной войны – оккупационные власти разрешили проведение в нем всех служб, но и после освобождения Харькова в 1943 году больше попыток закрыть храм не предпринималось – более 70 лет в Благовещенском соборе Харькова ежедневно проводятся церковные службы.

Читайте также:  Молитва киприану от колдовства, от порчи самая сильная - православные иконы и молитвы

Внутреннее убранство храма так же поражает своим богатством и красотой. Мотивы икон во многом пересекаются с тематикой московского храма Христа-Спасителя и киевского Владимирского собора. В ночное время храм и прилежащие территории подсвечиваются, благодаря чему сооружение выглядит еще более таинственно и монументально.

Храмовый комплекс является действующим, посетить его и прилежащую территорию может любой желающий. А поселиться можно в одной из комфортных гостиниц Харькова недалеко от собора. Наиболее интересны праздничные службы, причем одновременно возможно выполнение всех церковных обрядов в Верхнем и Нижнем ярусе Благовещенского Кафедрального Собора Харькова.

Благовещенский собор Харькова на карте Харькова

Источник: https://planetofhotels.com/ukraina/harkov/blagoveshchenskiy-sobor-harkova

Харьковский Свято-Благовещенский собор — великолепие единственного в мире православного храма в византийском стиле

Адрес: Украина, г. Харьков
Начало строительства: 1888 год
Окончание строительства: 1901 год
Архитектор: Ловцов Михаил Иванович
Координаты: 49°59'25.8″N 36°13'26.9″E

Содержание:

Крупнейший украинский город Харьков до определенного момента можно было редко встретить в туристических проспектах, предназначенных для любителей достопримечательностей и памятников истории и архитектуры.

Благовещенский собор с высоты птичьего полёта

Дело все в том, что первая столица Украины – промышленный и образовательный центр страны, в котором главное внимание еще со времен его основания уделялось строительству фабрик, заводов и лучших учебных заведений.

О его достопримечательностях мало кто знал в Европе. Так продолжалось ровно до того момента, когда в Харьков прибыли гости из европейских стран для просмотра матчей в рамках чемпионата Европы по футболу 2012 года.

Именно после футбольных матчей, прошедших на одном из лучших стадионов Украины, на Харьков и его достопримечательности обратили внимание многие туристические агентства Старого Света.

Оказывается, среди многоэтажных жилых домов, крупнейших предприятий, и поражающих своими размерами учебных заведений, скрываются настоящие шедевры архитектуры.

Об одном из таких шедевров, носящем название Харьковский Свято-Благовещенский собор и пойдет речь в этом материале.

Возле этого собора, расположенного неподалеку от центра города, всегда можно встретить гостей Харькова с фотоаппаратами. Фото Благовещенского собора в Харькове удивительны и уникальны. «Почему уникальны?», — может задать вопрос неосведомленный турист.

Дело все в том, что Харьковский Свято-Благовещенский собор считается единственным православным храмом в мире, построенным в византийском стиле.

К слову, в его архитектуре тесно переплелись и византийский стиль, и собственное видение русских архитекторов романских храмов.

Вид на восточный фасад собора

Глядя на Благовещенский собор в Харькове, невольно создается двоякое впечатление от увиденного: массивный храм, «устремляющийся в небо», кажется легким и даже «воздушным». При этом невозможно избавиться от ощущения, что этот храм Господень нерушим. Ему не страшны ни природные катаклизмы, ни механические повреждения.

Вид Благовещенского собора ночью способен ввести в немой шок от открывшейся красоты даже искушенного путешественника: уникальная в своем роде подсветка делает храм поистине фантастическим зрелищем.

Особенно, атмосферой мистицизма все пропитано в ту ночь, когда с его колоколен раздается на весь центр города звон, а священник выходит к своим прихожанам с новостью: «Христос Воскрес!».

Благовещенский собор является не просто прекрасной и удивительной, «нехарактерной» для православной церкви достопримечательностью: за его стенами покоятся нетленные мощи святых и происходят самые настоящие чудеса, которые призваны доказать атеистам существование высших сил и бессмертной души.

В Свято-Благовещенском соборе можно прикоснуться и вознести молитвы к одной из самых значимых православных святынь: сидящему на троне Афанасию III Цареградскому, который покинул наш грешный мир еще в 1654 году. Его мощи нетленны, что признано одним из чудес, являемых человечеству Богом.

Кстати, это единственные в мире нетленные мощи, которые находятся в сидячем положении.

Собор в ночной иллюминации

Свято-Благовещенский храм в Харькове — история строительства

Увы, многочисленные документы, которые могли бы пролить свет на дату возникновения храма Благовещения Пресвятой Богородицы, были безвозвратно утеряны. Существуют данные, что архив, в котором хранились летописи, был варварски уничтожен во время оккупации Харькова фашистскими войсками.

Первое упоминание о Благовещенском соборе встречается в «Куряжских записях», которые датируются 1720-м годом. Сохранилась также книга 1727-го года, в которой описано таинство крещения. О том, как выглядела церковь в 16-м веке можно сделать вывод по чудом уцелевшей описи, которая была составлена священниками в 1775-м году.

Среди историков и архитекторов до сих пор не утихают споры о том, когда же впервые на «месте силы» был возведен православный храм. Подавляющее большинство специалистов утверждают, что Благовещенская церковь была построена приблизительно в то время, когда на карте мира возник и сам город. Однако эта версия не имеет под собой веских оснований.

К слову, довольно трудно дать ответ на вопрос: «Когда появился сам город Харьков, и от какого слова происходит его название?».

Самая первая Благовещенская церковь находилась в окружении домов, сделанных по большей части из глины. Из этого можно сделать определенный вывод: подавляющая часть прихожан была людьми бедными.

В 1738-м году в результате сильнейшего пожара, охватившего Залопаньскую часть города, церковь выгорела дотла.

В кратчайшие сроки церковь была полностью восстановлена и представляла собой деревянный храм с тремя башнями и колокольней: православный храм был отделен от города тыном.

Вид собора с ул. Красные ряды

В одной из описей внутреннего убранства церкви рассказывает о том, что, в тогда еще скромном храме, находилось православная святыня: казанская икона Божьей Матери, написанная в 1776-м году и оправленная великолепной ризой, отлитой из серебра и покрытой позолотой.

В 1789-м году вместо деревянной церкви строится каменный храм, который был закончен уже к сентябрю 1794-го года, когда и произошло его освящение. Каменная церковь была построена благодаря пожертвованию полководца Батезатула, который выделил чистое золото на позолоту иконостаса и величественного купола.

Огромный вклад внесла и Анастасия Петровна Дупина, которая в те далекие времена являлась полноправной владелицей главного базара города, носящего название «Благовещенский». Удивительно, но несмотря на многочисленные пожары и постоянные бомбардировки фашистской авиации, некоторые здания Благовещенского базара, построенные еще в конце 1770-хх годов, сохранились нетронутыми.

После проведенной реставрации в них и по сей день ведется бойкая торговля.

Благовещенская церковь в Харькове из-за большого количества прихожан лишь в 1914-м году получит официальный статус собора. В 19 веке население Харькова стремительно растет, развивается промышленность, в городе одно за другим открываются учебные заведения.

В результате этого принято решение о перестройке Благовещенского собора. Зимой 1888-го года у Харьковской городской думы приобретается огромный участок, и архитектор Михаил Ловцов разрабатывает уникальный в своем роде проект православного храма в византийском стиле.

Вид собора с Рождественской улицы

Построить массивное сооружение, которое способно привести в неописуемый восторг любого православного христианина и гостей города из стран Европы, удалось лишь за двадцать лет. Никаких технических трудностей во время строительства не возникало.

Такое длительное время понадобилось строителям и зодчим для того, чтобы в мире появился уникальный православный храм, который, по мнению многих авторитетных экспертов, «составляет достойную конкуренцию» храму Василия Блаженного в Москве.

Деньги на строительство нового Благовещенского собора в Харькове, в прямом смысле слова, лились рекой. Основные пожертвования выделяли богатейшие люди Харькова и Москвы. В работах приняли участие более 1 000 специалистов из городов Украины и России.

По приблизительным данным церковь построена из более чем 7 миллионов кирпичей, а ее стоимость исчислялась в полмиллиона рублей (царских, а значит, золотых).

Когда был сдан Свято-Благовещенский собор в Харькове, он вызвал чувство неописуемого восторга даже у самых авторитетных архитекторов. Высота до креста главного купола составляла практически 60 метров, длина церкви – более 70 метров, а высота колокольни вместе с православным крестом составила 80 метров. Благовещенская церковь в Харькове рассчитана на 4 тысячи человек.

Вид на северный фасад собора

Ее не посмели тронуть большевики после Великой Октябрьской революции, хотя есть данные о том, что в нижнем храме они хранили горюче-смазочные материалы. Вплоть до 1940-го года советские власти, несмотря на распространяемый в народе атеизм, позволяли прихожанам заходить в церковь и даже устраивать в ней концерты духовной музыки.

В 1930-м году Благовещенский собор все же закрыли, и сделали его своеобразным музеем. Иконостас, выполненный из драгоценного наррского мрамора, был не тронут. Сохранились и древнейшие иконы, которые ранее находились в деревянной церкви.

Не пострадала и роспись, которая чем-то напоминает мотивы росписи Московского храма Христа Спасителя.

В 1943-м году после очередного освобождения Харькова, Благовещенский собор был открыт для прихожан и продолжает функционировать и до наших дней. По какой причине большевики решили открыть храм и по сей день остается загадкой. Наверное, фашистские захватчики были выгнаны из стратегически важного города не без помощи высших сил.

Свято-Благовещенский собор в Харькове — наши дни

В 1946-м году в Свято-Благовещенский собор передаются чудотворные нетленные мощи единственного в мире сидящего на троне святого — Афанасия Цареградского.

В 1654-м году во время одного из путешествий он умер прямо на троне и был захоронен в сидячем положении. В 1662-м году Святой Афанасий явился во сне митрополиту. Практически сразу же были извлечены из-под земли его мощи, которые оказались нетленными.

Довольно трудно определить дату, в какой период времени Святой Афанасий Цареградский был причислен к святым.

Соборная колокольня

Неоднократно священнослужителями описывались чудеса, которые являли его нетленные мощи. Увы, трон святителя Афанасия в 1922-м году был разграблен. Дело все в том, что трон был выполнен мастерами из чистого серебра и украшен драгоценными камнями. Благодаря стараниям реставраторов, кресло, на котором покоятся мощи Афанасия Цареградского, практически восстановлено.

К слову, чудеса продолжаются и по сей день: одеяние Святого Афанасия и его тапочки в течение двух-трех недель полностью изнашиваются.

К его трону ежегодно совершают паломничество тысячи православных христиан и монахов.

Не так давно к мощам Святого Афанасия прибыли монахини из Почаевского монастыря, которые выставили на время своего пребывания в Благовещенском соборе чудотворную икону Почаевской Божьей Матери.

Внутреннее убранство Свято-Благовещенского собора в Харькове поражает своим великолепием. После реставрационных работ, во время которых были обновлены росписи, декоративные элементы и алтарь, храм стал настоящим «ограненным бриллиантом» всего православного мира.

Кроме нетленных мощей Афанасия Цареградского, сидящего на троне в главном помещении храма, в кафедральном соборе Харькова хранятся мощи Александра Петровского, умершего в 1940-м году, Мелетия Леонтовича, преставившегося в 1840-м году.

Кроме этого, совсем недавно в харьковском Благовещенском соборе был захоронен митрополит Харьковский Никодим, который прославился своими добрыми делами не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Купол собора

Харьковский Свято-Благовещенский собор — памятка туристу

Приезжая в Харьков чтобы увидеть великолепный православный кафедральный собор, построенный в византийском стиле, следует знать, что это не музей, а действующий храм, который ежедневно посещают тысячи прихожан.

Для того чтобы запечатлеть все великолепие архитектуры харьковского Благовещенского собора, лучше всего подняться на Университетскую горку, с которой открывается поистине роскошный вид на храм. С Университетской горки прекрасно получаются и ночные фото Благовещенского собора.

Съемка в верхнем и нижнем храмах ведется только с разрешения и благословения настоятеля. Подойти к нетленным мощам Святого Афанасия, приложиться к кресту, находящемуся на его правом плече, может каждый православный христианин. Неподалеку от трона находится небольшой ящик для сбора пожертвований на одеяния Святого Афанасия.

Практически каждый посетитель Благовещенского собора оставляет в этом ящике приемлемую для него сумму. Как говорилось выше, одежду и обувь на мощах Святого Афанасия приходится менять раз в две-три недели.

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/369-kharkovskii-sviato-blagoveshchenskii-sobor

Святині

■ В числе святынь храма – чтимые списки иконы «Спас Нерукотворный» (прославленной в Свято-Борисо-Глебском монастыре Харьковской епархии) и Озерянской иконы Божией Матери, мощи свтт. Афанасия Пателария, Мелетия (Леонтовича), сщмч. Александра (Петровского).

Мощи свт. Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского (память – 15 мая н.ст.), пребывают в храме с 1940-х гг. В 1654 г. свт. Афанасий, возвращаясь из поездки в Москву и будучи тяжело болен, остановился в Мгарском монастыре возле г. Лубны на Полтавщине.

В том же году он преставился и был погребен в этой обители. Тело архипастыря почивало в склепе в сидячем положении – по обычаю погребения восточных патриархов. В 1662 г. склеп открыли ради гостившего в монастыре Газского митрополита Паисия (Лигарида), который сказал, что в пути удостоился видения свт. Афанасия.

Читайте также:  Молитвы перед, во время и после операции - православные иконы и молитвы

Мощи вятителя оказались нетленными. Их подняли из усыпальницы и оставили в монастырском храме. При мощах начали совершаться чудеса исцелений, и народ прозвал святителя «Афанасием Сидящим» и «Лубенским чудотворцем». В связи с упразднением Мгарской обители, в 1936 г.

мощи были увезены в Харьков и до перенесения в собор находились в Историческом музее.

Мощи свт. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского (память – 25 февр. н.ст.), переносили в собор в 1929 (когда он был временно занят «обновленцами») и 1948 гг. До 1929 г. они находились в усыпальнице главного храма Покровского монастыря, в 1935 г.

– были перенесены в городской Трехсвятительский храм (где оставались и после закрытия 1939 г. – до возвращения в собор). Свт. Мелетий, в миру Михаил, родился в 1784 г. в с. Новые Санжары на Полтавщине, в семье «дворянина из казаков». Михаил рано потерял отца и пережил с матерью большие лишения.

В годы учебы в начальных и средних духовных школах он также терпел нужду, однако учился весьма прилежно и был направлен для высшего образования в Петербургскую духовную академию.

Пережитые испытания детства и юности на всю жизнь ослабили телесное здоровье подвижника, но, с другой стороны, привили ему особое милосердие к бедным, которых он всегда опекал как мог. После окончания академии Михаил несколько лет был ее преподавателем, а затем стал инспектором Киевской духовной академии, где в 1820 г. принял монашество. Позже свт.

Мелетий был ректором Могилевской и Псковской духовных семинарий, в 1824-1828 гг. – Киевской духовной академии, с 1826 г. – викарным епископом Киевской епархии, в 1828-1835 гг. служил в Сибири в сане епископа Пермского и Иркутского, а в последние годы земного пути был Харьковским архиепископом.

Основатель Харьковского Университета Василий Каразин писал о нем: «Все христианские добродетели украшали сего мужа. Он был точным подобием архиереев первобытной Церкви. Усердие к высокому своему званию, необыкновенное трудолюбие, смирение, воздержание, добровольная нищета, приветливость, правота, соединенная с доброжелательством каждому».

Могила святителя в Покровской обители была почитаема харьковчанами. Когда, при ремонте, гробы других погребенных архиереев замуровали, – гроб свт. Мелетия был помещен в металлическую раку и поставлен отдельно, а сверху над ним водрузили сень. При пожаре 1875 г. огонь уничтожил весь интерьер усыпальницы и распаял раку свт. Мелетия, но гроб с мощами остался невредим. В 1978 г. архипастырь причислен к лику святых.

Мощи сщмч. Александра (Петровского), архиеп. Харьковского (память – день кончины, 24 мая, и празднование в честь Озерянской иконы Божией Матери 12 нояб. н. ст. – в воспоминание перенесения мощей), перенесены в собор в день их обретения – 23 окт. 1993 г. Сщмч. Александр родился в 1851 г. в г. Луцке на Волыни, в семье диакона.

Окончив 4 класса Волынской духовной семинарии, он поступил на юридический факультет университета и получил хорошее светское образование. После кончины родителей вел рассеянный образ жизни, но однажды, поздно вернувшись домой и прилегши отдохнуть, вдруг увидел почившую мать, которая сказала: «Оставь все это и поступай в монастырь!» Александр изменил свою жизнь, в 1900 г.

принял монашество в московском Донском монастыре, где прошел путь до наместника в сане архимандрита, с 1903 г. служил в Туркестанской епархии экономом и казначеем архиерейского дома, членом консистории и учительского совета, с 1906 г. – казначеем Жировицкого монастыря, с 1910 г. – настоятелем Мгарской обители, с 1917 г. – настоятелем Псково-Печорского монастыря, с 1919 г.

служил в скиту Козельщинской обители, с 1932 г. был викарным епископом Киевской епархии (с титулом «Уманский»), с 1933 г. – епископом Винницким, в 1934 г. – членом Временного Патриаршего Священного Синода, с 1937 г. – архиеп. Харьковским. Открытость и ласковое отношение к людям архипастырь сочетал с глубокой мудростью и выдержкой, умением вдохновлять и мирить.

Он любил вдохновенно-торжественное храмовое служение, обладал прекрасным тенором. Однажды, научая паству молиться от всего сердца, владыка Александр сказал о просительной ектении: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал. Разве так холодно просят? Пойте все: «Подай, Господи!» Арестованный в 1938 г. и обвиненный в антисоветской деятельности, подвижник умер в тюрьме 24 мая 1940 г.

По преданию, вывезти его тело из тюрьмы на Залютинское кладбище помог доктор тюремного морга – в прошлом иподиакон.

Источник: http://kharkiv-sob.church.ua/svyatyni/

Харьковский благовещенский собор — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Харьковский Благовещенский собор

Харьковский собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Харьковской епархии

О времени основания первой деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилось мало достоверных сведений, да и сохранившиеся отличаются случайным характером и дают мало исторического материала [1] Возникновение первой Благовещенской церкви относят ко времени основания Харькова.

Сложно назвать точную дату основания храма, однако с уверенностью можно сказать, что он построен не позже 1655 г., одновременно с церквями Николаевской, Рождественской, Вознесенской. Эту дату называют большинство историков и исследователей [2]. Церковь эта находилась в поселении, которое впоследствии стало Залопанью или т.н. залопанской частью города.

Тогда это было селение в несколько улиц с хатами-мазанками в низкой болотистой местности, окруженное многочисленными левадами (низинными затопляемыми лугами). Люди, составляющие приход Благовещенского храма, были не очень богатыми в материальном отношении, что сказалось и на устроении самой церкви. Она была деревянной, однопрестольной.

При храме был один священник во главе небольшого прихода. Но бурно развивавшаяся приходская жизнь дала толчок к возможности расширения прихода. И по «Куряжской записи» от 1720 г., мы видим уже «за рекою Лопанью парафию Благовещенскую», т.е. большой приход и уже с двумя священниками.

Архитектура первой Благовещенской церкви была простой, по своему художественному типу сходной с другими церквями Слобожанской Украины. Эта церковь сгорела от крупного пожара в 1738 г.

Вместо нее была сооружена другая, тоже деревянная церковь — копия предыдущей. По «описи» 1775 г. о ней говорится как о деревянном 3-х-главом храме, с рубленной деревянной колокольней. Вместо ограды она была обнесена тыном.

Из церковного убранства этого храма можно особо выделить икону Божией Матери «Казанская» в прекрасной серебряной позолоченной ризе, написанную в 1776 г. Достоверно не известно по какой причине (так, по крайней мере, об этом пишут Багалей и Миллер) эта деревянная церковь была заменена на каменную, которая была заложена 10 июля 1789 г.

, а освящена 8 сентября 1794 г. Она была построена по проекту архитектора П.А. Ярославского — известного харьковского зодчего, ученика В.И. Батепова.

В 1836 г. при святителе Мелетии (Леонтовиче) началась перестройка придельных храмов во имя св. великомученицы Варвары и св. великомученика Иоанна Воина, т.к. храм не мог уже вместить всех прихожан. Постройка их окончательно была завершена в 1839 г. В ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г. об этом храме говорится так:

«Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. Утварью достаточна. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков — 2 и пономарей — 2. Земли при сей церкви никакой нет.

На содержание священнослужителей жалованья не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан. Приписаний к сей церкви нет. Домовая в сем приходе церковь во 2-й Харьковской мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского (основана она в 1851 г., зданием тоже каменная). Настоятель — протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский.

Число прихожан: мужчин — 484 чел., женщин 568″.

По своему архитектурному решению этот храм представлял собой типичный пример раннего классицизма. Эта каменная Благовещенская церковь по сравнению с другими древними церквами г.

Харькова особенно отличалась по своему благоустройству, украшению, богатству, и вместимости и даже с 1846 г. она некоторое время называлась собором». Статус «собора» Благовещенская церковь имела вплоть до 1863 г.

В дальнейшем упоминание об этом статусе теряется, и лишь 3 июля 1914 г. уже последняя Благовещенская церковь официально возводится на степень «градскаго собора».

Бурный рост Харькова в конце XIX в. обусловил необходимость построения совершенно нового по своему архитектурному решению храма. Впервые вопрос об этом был поднят в 1858 г., однако он остался открытым, и прежняя церковь была только несколько расширена. По инициативе небольшого кружка именитых и зажиточных прихожан и с разрешения вл. Амвросия (Ключарева) 22 ноября 1887 г.

состоялось расширенное собрание прихожан, на котором единодушно решено было соорудить новый храм. Для заведования всеми делами по постройке был организован особый «строительный комитет» и сразу было собрано 34 000 рублей, добровольно пожертвованных. 16 февраля 1888 г. Строительный комитет исходатайствовал у Харьковской городской Думы новый большой участок земли под постройку храма.

Зодчим будущего харьковского кафедрального собора Строительный комитет избрал своего прихожанина, опытного строителя, профессора архитектуры Михаила Ивановича Ловцова. 2 октября 1888 г. была совершена торжественная закладка новой церкви архиепископом Харьковским Амвросием.

Во все время строительства нового храма богослужение проходило в старой церкви, которая после окончания строительства была снесена.

Окончательно храм был завершен в 1901 г., в этом же году он был торжественно освящен. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов. Размеры нововозведенной церкви поражали своим величием: лицевой фасад — 34 м., высота до основания креста главного купола — 59 м.

, длина церкви 71 м., высота колокольни с крестом — 80 м. Вместимость — около 4000 чел. Иконостас был выполнен из белого нежного наррского мрамора, работы московского мастера Василия Ивановича Орлова. Над живописью храма потрудилась целая группа живописцев. Иконы главного иконостаса выполнены художником С.

-Петербургской Императорской Академии художеств Андреем Ивановичем Данилевским, а иконы боковых иконостасов — московским художником Михаилом Дмитриевичем Михайловым. Вся стенная живопись исполнена харьковским художником И.Н. Святенком и отчасти художником Марченко.

Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве.

16 ноября 1919 г. с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина, а с северной стороны, у колокольни, с выходом на запад, имелась часовня во имя св. Архистратига Михаила и пророка Моисея. В часовне, осенью 1921 г. была устроена церковь во имя преп. Сергия Радонежского, которая перебралась сюда из 2-й мужской гимназии.

С 1922 по 1924 годы за собор шла усиленная борьба разноконфессиональных церковных групп и были даже попытки закрытия храма (например 22 марта 1923 г.). Но к 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась и с 1925 по 1926 гг. в здании собора, с разрешения советской власти, проводились даже концерты духовной музыки.

14 февраля 1930 г. постановлением секретариата ВУЦИК Благовещенский собор г. Харькова был закрыт, а его помещение должно было быть использовано для культурных целей. Однако из воспоминаний очевидцев известно, что на территории собора расположилась конюшня, а в подвальных помещениях — склад нефтепродуктов.

Собор был вновь открыт лишь в 1943 г. и уже не закрывался.

В 1948 г. по инициативе архиепископа Стефана (Проценко) в собор из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Пателлария), патриарха Константинопольского.

С 1946 г. собору присваивается звание «кафедрального».

В ночь на 2 июля 1974 г. сильным ураганным ветром сорвало крест с колокольни.

12 ноября 1995 года в собор перенесены мощи священномученика Александра (Петровского) (+ 1940)

В конце июля 1996 г. снова был сильный ураган и снова пострадал крест — его погнуло.

Вечером 2 июня 1997 г. из-за нарушений правил безопасности загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни собора. Позднее сгоревший купол колокольни был восстановлен и над собором вновь был воздвигнут православный крест.

Святыни

Настоятели

Использованные материалы

[1]  Главнейшими источниками этого периода Благовещенской церкви могут служить «Куряжские записи» (от 1701 — 1720 гг.), «Метрические книги» (начинающиеся с 1727 года) и «Опись церкви», составленная в 1775 г.

[2]  например Багалей, Миллер, архиеп. Филарет (Гумилевский), свящ. Иван Филевский

Источник: https://drevo-info.ru/articles/26233.html

Благовещенский Собор Харькова

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенский Собор) — самый торжественный и монументальный собор Харькова

Читайте также:  Молитва о сыне матери - православные иконы и молитвы

XVII—XIX вв

Первая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была заложена около 1655 года, одновременно с Николаевской и Рождественской. Деревянный храм был выполнен в классических украинских трёхкупольных формах с отдельно стоящей деревянной рубленной колокольней.

Вместо ограды собор был обнесён плетнём. Бурное развитие поселения способствовало расширению прихода: согласно Куряжским актам 1720 года в штате церкви находились уже двое священников. После крупного пожара в 1738 году церковь восстановлена в оригинальном виде.

Изображение сохранилось на плане города 1787 года.

В 1789 году был заложен новый каменный однокупольный Благовещенский собор в стиле раннего классицизма по проекту Ярославского, освящённый 8 сентября 1794 года. Как и остальные церкви Харькова, он был однопрестольным до 1830-х годов, когда рост населения потребовал расширения старых харьковских храмов. В 1836—1838 гг.

были пристроены приделы во имя св. великомученика Иоанна Воина и св. великомученицы Варвары. Идейным прародителем был церковный староста купец Александр Дмитриевич Скрыпник.

В 1844—1846 годах осуществили капитальный ремонт и реставрацию собора, в ходе которой иконостас, жертвенник и сень над престолом были покрыты позолотой

В 1846—1863 годах церковь являлась «градским собором». Вот выдержка из ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г.:

В этом же году в связи со всё более увеличивавшимся ростом прихожан остро стал вопрос о кардинальной реставрации храма. Но ее так и не провели, церковь была только немного расширена.

22 ноября 1887 года по инициативе группы именитых и зажиточных прихожан и с разрешения архиепископа Амвросия состоялось крупное собрание прихожан, на котором единодушно принято решение о строительстве нового храма

Новый Благовещенский храм

Торжественная закладка новой церкви была совершена 2 октября 1888 года рядом со старым храмом, действовавшим во время двенадцатилетнего строительства. По поручению строительного комитета проект был разработан архитектором Харьковского технологического института профессором М. И.

Ловцовым, членом Благовещенского прихода. Финансирование строительства осуществлялось в основном за счёт многочисленных и щедрых пожертвований купцов, как харьковских, так и других городов.

Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов.

Смело экспериментируя в модном византийско-русском стиле с элементами эклектики, архитектор придаёт храму, увенчанному традиционным московским пятиглавием, древневизантийское полусферическое очертание и противопоставляет его массивному объёму (34 м лицевого фасада на 59 м высоты) лёгкость псевдоготической ярусной колокольни (80 м). Обилие деталей и полихромное решение фасадов с чередованием горизонтальных рядов красного кирпича и светлой штукатурки создают своеобразный запоминающийся облик храма.

Церковь была окончена и освящена в 1901 году. Тогда же снесён старый храм, из которого в новый были перенесены наиболее чтимые иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Воина, великомученицы Варвары. Один из крупнейших храмов Российской империи вмещал около 4000 человек.

Иконостас из белого каррарского мрамора был выполнен московским мастером В. И. Орловым. 29 икон главного иконостаса — А. Д. Данилевский (Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств), иконы боковых иконостасов — М. Д. Михайлов, стенная роспись И.Н. Святенко (Харьков).

Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве. Боковые апсиды, как и в прежней Благовещенской церкви, во имя святого великомученика Иоанна Воина и святой великомученицы Варвары.

В цокольном крестильном храме престол в честь Всех Святых.

3 июля 1914 года церкви вновь присваивается статус «градского собора».

Советские годы

16 ноября 1919 года с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина. Осенью 1921 года в часовню с северной стороны колокольни была перенесена бывшая домовая церковь Второй мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского.

14 февраля 1930 года постановлением секретариата ВУЦИК собор был окончательно закрыт. Согласно постановлению, помещение храма должно было быть использовано для культурных целей.

Однако, по свидетельству старожилов, некоторое время в его помещениях находились конюшня и склад нефтепродуктов.

Как и другие харьковские церкви, собор был открыт для богослужений в годы фашистской оккупации. После освобождения Харькова остаётся действующим храмом. В 1946 г.

становится кафедральным собором, епархиальным центром, которым остаётся и поныне. В 1948 г. сюда были перенесены из Покровского монастыря мощи харьковского святителя Мелетия, а из музея — мощи свт.

Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского.

Благовещенский собор в настоящее время

  • В 1993 году в соборе были помещены мощи священномученика Александра (Петровского), харьковского архиепископа, репрессированного в 1938 г.
  • В июле 1996 года сильным ураганом погнуло крест на колокольне. Год спустя, 2 июня 1997 года восстановленный крест вместе с верхней частью купола колокольни был уничтожен пожаром, возникшим в верхней части подкупольного помещения при проведении сварочных работ. При восстановлении купола после пожара его высота несколько увеличилась.
  • В 2007—2008 годах возводится новая ограда вокруг храма, усиливающая его торжественность и монументальность.

На фото Благовещенский собор ночью

Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=170

Traveler

Все кто слышал о Харькове, слышали и о кафедральном соборе этого города. Собор поистине жемчужина этого красивого города.

Храм расположен так, что его видно издалека, и любой турист посетивший Харьков непременно захочет сфотографироваться на фоне этого архитектурного шедевра.

А чтобы найти подходящий ракурс не надо быть фотохудожником, ведь с любого места вид на собор прекрасен.

Для верующих людей Благовещенский собор это величайшая святыня, кроме того здесь хранятся мощи святых Православной Церкви. Сама история собора начинается задолго до его закладки и строительства в 1888 -1901 годах. Почти вместе с городом возникает и небогатый Залопанский приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Первая, тогда еще деревянная церковь, была построена в 1655 году. Это был однопрестольный храм выполненный в традициях украинского зодчества – три купола над храмом и отдельно стоящая рубленная колокольня. В 1738 году, после пожара церковь восстановили в том же виде. Но уже в 1789 году было принято решение о постройке новой каменной церкви.

И через пять лет был воздвигнут храм по проекту Петра Анатольевича Ярославского (1750 – 1810).

Но приход был мал, пока улицы города в сороковые годы 19-го века не стали застраиваться богатыми домами купцов и чиновников – стало ясно: церковь мала для такого объема населения.

И в 1836 году святителем Мелетием Харьковским была организована пристройка двух приделов во имя святых великомученика Иоанна Воина и великомученицы Варвары.

Главным устроителем был церковный староста Александр Дмитриевич Скрыпник.

В 1844 – 1846 годах храм капитально ремонтируют, старанием подполковника М. И. Батезатула купола, иконостас и некоторые части алтаря были вызолочены «лучшим червонным золотом». И с этих пор до 1863 года храм носит статус собора.

В 1858 году в ведомостях по харьковскому градскому благочинию храм описывался так: «Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. Утварью достаточна.

Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков – 2 и пономарей – 2. Земли при сей церкви никакой нет. На содержание священнослужителей жалования не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан. Приписаний к сей церкви нет.

Домовая в сем приходе церковь во 2-й Харьковской мужской гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского (основана она в 1851 году, зданием тоже каменная). Настоятель протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский. Число прихожан: мужчин 484 человек, женщин 568». В том же году церковь для большей вместительности перестраивают.

Но храм не может вместить всех желающих, и в 1887 году по инициативе зажиточных и именитых прихожан, с разрешения архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева), проводится расширенное собрание прихожан на котором единодушно утверждается: новому собору быть!

#6#

1888 год для Благовещенского собора, да и вообще для Харькова, становится памятной датой: 2 октября происходит торжественная закладка новой церкви, рядом со старым действующим храмом, которому оставалось просуществовать еще 12 лет. На строительство было собрано 34 тысячи рублей пожертвований. А потрачено за все строительство храма 400000 рублей.

Проект нового храма разработал верующий архитектор Михаил Иванович Ловцов (1850 – 1907) – в будущем главный архитектор Харькова. На постройку храма ушло 7 миллионов кирпичей. А огромную сумму на постройку собирали не только в Харькове, даже москвичи пожертвовали немало средств на этот храм-гигант.

Ловцов смело экспериментировал с популярным в то время русско-византийским стилем и внес в него элементы эклектики.

Для работы с которой мало дерзкой смелости, надо уметь прочувствовать где стили смешиваясь подчеркнут и украсят строение, а где лишь выведут на чистую воду дилетанта и шарлатана. М. И. Ловцов смог раскрыть красоту русско-византийского стиля.

Пятиглавие, характерное для московского стиля соединено с древневизантийскими полушариями на куполах, а массивности храма противопоставлена легкость 80ти метровой псевдоготической колокольни.

Чередование красного кирпича и желтой штукатурки придают храму незабываемый внешний вид. Поражают и размеры храма: до основания креста главного купола – 59 метров, лицевой фасад собора – 34 метра, длина его 71 метр, вместительность до 4 тысяч человек.

#8#

Внутри храм был отделан весьма щедро. Иконостас был выточен из белого наррского мрамора, работал над ним московский мастер В. И. Орлов. Расписывали храм множество талантливых живописцев. Центральный иконостас был расписан художником Петербургской академии художеств А. И.

Данилевский, а боковые иконостасы московский мастер М. Д. Михайлов. Стены собора расписали харьковские мастера-живописцы И. Святенко и Н. Марченко.

Расписан храм был в академическом стиле, и имел некое подобие росписи Владимирского собора в Киеве, а также храма Христа Спасителя в Москве.

В новый храм были перенесены наиболее чтимые иконы из старого храма, который разобрали. Боковые приделы также остались в честь святых Иоанна Воина и мученицы Варвары. В цокольном крестильном храме был престол в честь Всех Святых. В 1913 году хаму вернули статус «Городского собора».

Довольно долгое время после революции храм действовал.

Кроме того 16 декабря 1919 года с право с правой стороны собора была освящена церковь во имя преподобного Антония Римлянина, а осенью 1921 года в часовню северной стороны колокольни была перенесена бывшая домовая церковь Второй мужской гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского.

В 1921-1922 годах за собор идет борьба: обновленцы Введенского и украинские националисты пытались отобрать храм у канонической Русской Церкви. 22 марта1923 года храм пытались закрыть, что повторялось неоднократно.

В 25 году ситуация несколько стабилизировалась, в 25 и 26 годах власти разрешили проводить в здании собора концерты духовной музыки. Но 14 февраля 1930 года собор уже окончательно закрывают, согласно постановлению о закрытии здание собора предназначалось для культурных целей, но очевидцы утверждали, что здесь находились конюшня и склад нефтепродуктов.

#1#

Собор вновь ожил во времена фашистской оккупации, и после освобождения Харькова Красной Армией собор остался открытым. После войны собор получил статус кафедрального в Харьковской епархии, и остается таким по сей день.

В 1996 году сильный ураган погнул крест на колокольне, а через год пожар, случившийся при проведении сварочных работ, уничтожил верхнюю часть купола вместе с новым крестом. После ремонта высота собора немного увеличилась.

7 мая 2011 года Благовещенский собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И в том же году скончался митрополит Харьковский Никодим (Руснак) – человек долгое время руководивший Харьковской епархией и служивший в Благовещенском соборе. Погребли его в нижнем храме. В храме находятся мощи святителя Афанасия 3 Пателлария, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца.

Этот святой ездил к русским князьям за милостыней для бедствующей Греческой Церкви, и возвращаясь домой скончался в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны. Погребен был, по восточному обычаю сидя в полном облачении. Когда мощи были обретены он так и оставался сидеть, за что и получил свое наименование Сидящий.

Позже мощи были перенесены в Благовещенский собор где пребывают и по ныне.

Смелость и решительность архитектора Ловцова в сочетании с изысканным вкусом дали Харькову прекраснейший и красивейший собор.

Жемчужину города легко запомнить и узнать, он впечатляет своими размерами и оригинальным, хорошо запоминающимся видом. Благовещенский собор внесен в список семи чудес Харькова.

Бесспорно – это одна из красивейших построек не только Харькова и Украины, но и всей Руси, ведь строили собор всем миром!

Автор Виктор Чугаев специально для www.nice-places.com

Источник: http://www.nice-places.com/articles/ukraine/kharkov/671.htm

Ссылка на основную публикацию