Софийский собор в полоцке: адрес, история, расписание
Софийский собор в Полоцке фото история описание Полоцкой Софии
На фото: Распятие из Софийского собора. На нем ноги Христа пробиты каждая отдельным гвоздем. Такие изображения в католическом искусстве встречаются гораздо реже, но они, как видим, есть.
Теперешний статус Софийского собора таков, что никаких святынь в нем, конечно, нет. Не приходится говорить и о древних реликвиях: все это пропало в минувшие века. Тем не менее в качестве экспонатов в соборе-музее представлены весьма интересные объекты — и, в частности, Распятия, относящиеся к униатскому периоду и дающие возможность рассмотреть связь грекокатолического церковного искусства с собственно католическим
Декларативно Брестская уния представляла собой переход православной западнорусской Киевской митрополии в подчинение Папе Римскому с сохранением восточного (византийского) обряда.
На деле чаемое идеологами унии единство конфессий (сочинение одного из главных насадителей унии иезуита Петра Скарги так и называлось — «О единстве Церкви Божией под единым пастырем») на территории Речи Посполитой достигнуто не было. «Настоящие» католики относились к униатам только лишь терпимо, считая их «недоверками»; не удалось ликвидировать и православие.
А вот весь обиход церковной жизни греко-католиков постепенно «облатинивался». Их храмы с течением времени все более уподоблялись костелам по архитектуре и внутреннему устройству, церковное искусство ориентировалось на западные образцы.
Примером дрейфа в сторону католической изобразительной традиции могут служить предметы, представленные в качестве экспонатов в интерьерах Софийского собора, — скульптуры святых и, прежде всего, Распятия – Униатские кресты.
Отличия между Православным и Католическим Распятием
В первые века христианства крест обыкновенно изображался без распятого на нем Спасителя. Первые Распятия появляются в V—VI веках, а после XII века уже возможно проследить различия между Распятиями восточного и западного «стилей». К началу Контрреформации в Западной Европе (XVI век) они являлись — идеологически — полными противоположностями друг друга.
Для православного искусства характерно «безэмоциональное», символически-бесстрастное изображение распятого Спасителя. Он на кресте — и Распятый, и уже Воскресший. Крестом побеждена смерть, и Христос распростер руки, призывая «все концы земли» (Ис. 45, 22). Именно поэтому ладони Христа на православных Распятиях всегда изображаются раскрытыми.
Католическое искусство изначально стремилось к созданию чувственных образов (здесь имело бы смысл упомянуть об апофатизме и катафатизме, однако за недостатком места отсылаем интересующихся к соответствующим словарным статьям), и к XVI столетию это стремление нашло свое наиболее полное выражение. Широкое распространение в Западной Европе получают «Откровения» католической святой Бригитты Шведской (1303—1373), предельно натуралистично рисующие крестные страдания Спасителя:
Именно такими были католические Распятия: тело Господа изображалось бессильно повисшим на руках, окровавленным, исполненным смертной муки.
Еще один признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздем ноги Спасителя — связан с тем, что в Риме хранятся три гвоздя, которыми именно, по утверждению католиков, и пригвоздили ко кресту Сына Божия, и отсюда постепенно проросла идея, что гвоздей было всего три. Но этот признак не является безусловно обязательным, встречаются (хотя и крайне редко) католические Распятия с четырьмя гвоздями.
По всем приведенным выше особенностям Распятия, находящиеся в Софийском соборе, принадлежат католической традиции. Исполненные в XVIII—XIX веках, они отчетливо демонстрируют полную латинизацию грекокатолического сакрального пространства к этому времени.
Источник: http://posmotrim.by/article/sofiyskiy-sobor-v-polocke.html
Софийский собор в Полоцке: история, фото, интересные факты
Софийский собор в Полоцке — один из самых ранних храмов древней Руси, и самый старый на территории Беларуси. Он был построен в 1044 – 1066 годах по распоряжению Полоцкого князя Всеслава Чародея. Для строительства были приглашены мастера из Византии.
История
Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.
Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.
Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен.
Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов.
После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески.
В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.
Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.
Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины.
Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки.
Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.
Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.
Интересные факты
- Софийский собор — древнейшая каменная постройка на территории Беларуси
- Ежегодно в концертном зале Софийского собора проходит более 300 концертов органной и камерной музыки
- Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.
Фото
Музей истории архитектуры Софийского собора
Музей располагается прямо в здании Софийского собора. Впервые он открыл двери для посетителей в 1987 году, а еще раньше, в 1983 году был открыт концертный зал, в котором ежегодно проходят фестивали органной музыки. Самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сaфii».
Экспозиция музея расскажет о судьбе собора, его многочисленных перестройках и реставрациях. Здесь можно увидеть сохранившийся фундамент и древние фресковые росписи одиннадцатого века.
Адрес Софийского собора в Полоцке
Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Замковая, 1
Официальный сайт:
http://sophia.polotsk.museum.by/
Время работы:
Музей работает с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме понедельника.
В летнее время (c 1 июня по 31 августа) с 10.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника
Источник: http://belarusgid.by/sofijskij-sobor-v-polotske/
Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии
Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
Дата первоначального строительства: 1030 – 1060 годы
Дата разрушения собора: 1710 год
Дата восстановления: 1738 -1750 годы
Архитектор: Иоганн Глаубиц
Координаты: 55°29'10.9″N 28°45'30.7″E
В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.
Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта
Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св.
Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии. С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св.
Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.
Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина
В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.
В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии.
В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.
Вид на фасад собора
Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам.
Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.
Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.
Фрагмент фасада собора
Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора
Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.
Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.
В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.
Главный вход в собор
Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.
Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.
Рейтинг достопримечательности
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/154-sofiiskii-sobor-v-polotcke
Софийский собор в Полоцке
Интерьер Софийского собора в Полоцке
Софийский собор в древнем Полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.
Этот старинный памятник представлен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке. В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.
Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.
Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – Витебске.
История Софийского собора
Каменный собор в Полоцке появился после своих “старших сестер” в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.
Греческое слово “софия”, означающее “мудрость, мастерство”, полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.
Впервые храм упоминается в “Житии преподобной Ефросинии Полоцкой” и “Слове о полку Игореве” ХII века.
Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.
Построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.
Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.
В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.
Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен.
В XVIII веке благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко.
Во время войны 1812 года в стене собора в специально сделанной нише хранилась священная православная реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой.
В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.
Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.
Архитектура Софийского собора
Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:
- вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
- семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).
В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.
В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике “утопленного” ряда.
Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.
Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.
До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”.
Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.
Софийский собор сегодня
В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.
Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.
Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.
В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.
Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:
- Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);
- Международный фестиваль органной музыки “Званы Сафіі” (ноябрь-декабрь).
Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).
Где находится Софийский собор
Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке. Адрес – улица Замковая, 1.
Достопримечательности вблизи Софийского собора
Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.
В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:
В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:
- домик Петра I (ул. Нижне-Покровская, д. 33), где в начале XVIII века останавливался император;
- лютеранская кирха (ХIX – н. XX вв.) – сейчас в необычном здании бывшей церкви, построенном в стиле неоготики, находится старейший в городе Полоцкий краеведческий музей;
- памятник букве “Ў” (буква “у краткое” встречается только в белорусском языке);
- памятник кривичам;
- памятники знаменитым историческим личностями Полоцка – князю Всеславу Чародею, святой преподобной Евфросинии, славянскому первопечатнику Франциску Скорине, Симеону Полоцкому…
- памятный знак “Полоцк – географический центр Европы” (проспект Ф. Скорины), где каждый гость города может получить сертификат о том, что он побывал в самом сердце Европы.
версия для печатисделать стартовойдобавить в избранное
Источник: http://www.belarus.by/ru/travel/belarus-life/sophia-cathedral-in-polotsk
Софийский собор в Полоцке
Главная » Беларусь » Достопримечательности » Церкви, костелы, монастыри
АдресВитебская область, г. Полоцк, ул. Замковая, 1 |
Третья София
Полоцкая София – живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор – душа города, а душу уничтожить не так уж просто.
Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами. Полоцким князем в это время был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое – на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города – Полоцк.
София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях – после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.
Строительство Софии в Полоцке было связано с переносом центра города со старого городища.
К сожалению то, что мы видим сейчас – не оригинальное здание, от древней Софии остались только фрагменты нижних стен и столпов, а также апсид высотой примерно 11 метров.
Собор был схож с аналогичными соборами в Киеве и Новогороде – пятинефный крестово-купольный храм имел выделенную алтарную часть в центральной апсиде с синтроном и купол диаметром 5,85 метра.
Возле храма были построены крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. Летописи свидетельствуют, что полоцкая София имела семь куполов. Главный купол был размещен в центре, его окружали четыре меньших купола.
Крещальня и лестничная башня тоже имели свои купола. Не смотря на схожесть с киевским и новгородским храмами, полоцкая София имела свои особенности.
Например, в ней отсутствовали галереи, кроме того храм имел три апсиды, а не пять.
Храм в Полоцке был расписан только фресками, в этом он повторял новгородскую Софию. Киевский собор мог похвастаться еще и мозаикой. Есть мнение, что все три храма строили одни мастера, приглашенные из Константинополя.
Софийский собор стал центром общественной и культурной жизни древнего Полоцка. Здесь была расположена библиотека и архив, находилось казначейство и магистрат. Кроме того в храме хранились религиозные святыни, а еще здесь принимали послов из других земель.
Иногда в официальных документах вместо названия города использовали название «Святая София».
У собора была непростая судьба, он много раз горел и разрушался. После 1569 года православный собор отдали униатам. Известный униат Иосафат Кунцевич тоже имел отношение к полоцкому собору.
Он восстановил и перестроил храм после пожара 1607 года. Во время русско-польской войны Полоцк взяли войска царя Алексея Михайловича.
Софию вернул православным верующим, но в 1667 году она снова стала униатской.
Страшная трагедия произошла во время Северной войны – святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий.
По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича.
Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину.
У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты.
Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным.
Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины.
Другая версия связывает этот роковой взрыв со шведским королем Карлом. Он потерпел поражение под Полтавой и вел переговоры с русскими о возвращении домой через земли Речи Посполитой. На прощание шведы устроили в городе несколько пожаров, один из которых и спровоцировал взрыв в соборе.
Некоторые ученые придерживаются третьей точки зрения. Они считают, что борьбу униатов и православных использовал в своих целях Ватикан.
Полоцкая София была настоящим символом православья на этих землях, а католической церкви это было очень невыгодно. Подговорить кого-нибудь из оскорбленных униатов не составило бы труда.
Тем более что многие знали о наличии пороха в храме. Одна искра – и Софии нет.
Какая из этих версий правдива, сейчас уже не узнаешь. В каждой из них есть логика. Но это не главное, главное – чудовищное разрушение святого храма. Древняя София лежала в руинах, и все споры, чей это храм, стали бессмысленны.
Только в 1740-х года началось восстановление собора. Его возглавил униатский священник Флориан Гребницкий. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную бизилику в стиле виленского барокко. Это был уже совсем другой храм, просто построенный на «костях» старой Софии.
Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим. Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах.
Правда, уже через десять лет церковь закрыли – началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей.
Во время Великой Отечественной войны ( с 1942 по 1944 гг) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.
В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.
Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.
Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.
Источник: http://probelarus.by/belarus/sight/church/sofiyskiy_sobor_v_polocke.html
Полоцк. Часть 1: собор Святой Софии
?varandej (varandej) wrote,
2011-01-24 13:26:00varandej
varandej
2011-01-24 13:26:00Полоцк – древнейший город Белоруссии (862 год), а может и всей Руси. В 9-10 веках – столица кривичей, самого крупного из восточно-славянских народов, чьи земли простирались от Смоленска до Пскова (точнее, Изборска).
Его история очень сложна и противоречива, самые яркие ее события происходили более 1000 лет назад, когда во всей Руси не было ни единой каменной постройки, и поэтому являются ныне не более чем гипотезами. Возможно, Полоцк был мощной крепостью уже в 5-6 веках, а Балтийское море на самом деле транскрипция “Полоцкое море”.
Возможно, здесь еще до призвания Рюрика существовало централизованное государство, которым правил другой варяжский род. О колонизации Полоцка Киевом помимо реальной истории существует и легендарная, но придуманная еще до нашествия монголов. Здесь сложно понять, где факты, где гипотезы, где легенды. На первый взгляд, Полоцк сохранил лишь осколки былого величия.
В январе 2007 года, когда я был здесь прошлый раз (а это кстати первый город Беларуси, который я видел), он меня не слишком впечатлил – но лишь потому, что я не знал его истории. Вникнув в эту историю поглубже, в Полоцке начинаешь видеть чудеса за каждым камнем. Мой рассказ об этом городе будет состоять из трех частей: центр, Софийский собор и Спасо-Ефросиньин монастырь.
Начнём с Софии Полоцкой, и здесь же я попробую рассказать о древней истории Полоцка.
Софийский собор расположен слегка на отшибе – в конце Нижне-Покровской улицы (бывшая улица Ленина), являющейся фактически набережной Западной Двины. На этой же улице много всего интересного, и ее стоит пройти из конца в конец, что я и делал в оба приезда.
А вот со стороны центра идти к собору не очень удобно, найти путь от Софии к главной площади легче, чем наоборот. На вводном кадре – вид собора с Нижне-Покровской улицы:
История Полоцка буквально теряется в глубине веков. В “Повести временных лет” он упоминается под 862 годом в связи с призванием варягов, как и еще десяток древнерусских городов: Киев, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Муром.
Но все эти города старше минимум на 2-3 века и известны по европейским и арабским хроникам.
В книге “Деяния данов”, 16-томном труде по истории датских викингов, написанном в конце 12 века Саксоном Грамматиком, есть глава “Не сила города берёт”, в которой повествуется, как конунг Фродо Первый (а имя-то какое!) хитростью взял город Палтиски – крепость была не по зубам даже викингам, и хитрый Фродо мастерски сымитировал свою гибель в бою, после чего во время пира в Палтиски пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины. Датами этот эпизод не снабжен, но из родословной Фродо Первого можно сделать вывод, что все это происходило около 1500 лет назад. В то же время, несложно представить, на каком уровне была историография в 12 веке, так что совсем не факт, что этот Фродо Первый вообще был, не говоря уж о датировке. Тем более не факт, что Палтиски – это Полоцк, хотя если так – получается даже интереснее: ведь это значит, что название Балтийского моря – переиначенное Полоцкое море.
Более достоверно то, что земли Полоцкого княжества населяли кривичи – один из крупнейших и древнейших восточно-славянских племенных союзов. Кривичами были основаны Изборск, Полоцк и Смоленск. Почти все древнейшие русские города (кроме Мурома, Ростова и Ужгорода) находились на периферии кривичской земли.
Интересно, что в латышском языке русских по-прежнему неофициально называют “криевас”, а Россию – Криевия. Полоцкое княжество, ставшее государством кривичей, располагалось в верховьях Днепра и Западной Двины, которые сами по себе образовывали “путь из варяг в греки” – причем более прямой и короткий, чем через Новгород.
Есть гипотеза, что именно Полоцкое княжество, полумифическая Криевия была первым централизованным восточно-славянским государством, расцвет которого пришелся на “тёмные века”, а упадок в 9-10 веках сопровождался усилением вассалов – таких как Новгород и Чернигов.
Главным врагом Полоцкого княжества были викинги, постоянно пытавшиеся отвоевать балтийское побережье, и не было ли призвание варягов в Новгород заключением союза против Полоцка? Всё это лишь не подтвержденные предположения – об истории Руси до 862 года известно катастрофически мало.
На холме перед входом с Софийский собор лежит Борисов камень – ледниковый валун около двух метров в поперечнике. Борисовы камни с выбитыми на них крестами и надписями 12 века – одни из интереснейших памятников Полоцкой Руси. Это были межевые камни князя Бориса, то есть что-то вроде пограничных столбиков.
Примерно то, перед чем в былинах чесал репу Илья Муромец:(2007)
В советское время “святые камни” (даже просто отмеченные крестами) разрушались еще активнее, чем церкви. Сколько Борисовых камней было, я не знаю, но сохранилось всего четыре. Один в Полоцке, второй в городке Друя на границе с Латвией, третий в деревне Камено (север Минской области), а четвертый в 1888 году был вывезен в Москву и ныне его можно видеть в Коломенском – причем он совсем небольшой:
До 980 (или 978) года Полоцким княжеством правила своя династия, не имевшая отношения к Рюриковичам, и по одной из версий основанная другими варягами. Последним князем был Рогволд, к чьей дочери Рогнеде сватался Владимир. Имя князя происходит то ли от славянского “владеющий рогом” (то есть скипетром – “власть имущий”), то ли от варяжского Рёнгвальд.
Вообще, в Полоцкой земле были особые имена вплоть до 12 века – Всеслав, Брячеслав, Предслава и т.д.
История о том, как прервался княжеский род, хорошо известна: Владимир посватался к Рогнеде, получил отказ (так как законным наследником киевского престол был Ярополк), одолел Ярополка в междоусобной войне и вернулся в Полоцк уже великим князем, где убил Рогволда и насильно взял Рогнеду в жены, а в 987 году сослал вместе с малолетним сыном Изяславом в Заславль, откуда Рогнеда вернулась в Полоцк, а с Изяслава началась полоцкая ветвь Рюриковичей.(мост через Двину, с которого тоже отличные виды на собор)Эта история еще в домонгольские времена оформилась в легенду, впервые записанную в 1128 году. Здесь Владимир полюбил Рогнеду, а Рогнеда отказала ему со словами “не буду рабича розувати” – “не желаю за сыном раба ухаживать” (ведь Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши). Владимир победил Ярополка чуть ли не чтобы заполучить Рогнеду, в Полоцке сначала изнасиловал ее на глазах у Рогволда, которого убил только после этого. И в Заславль ее сослал не потому, что крестился и с многоженством надо было завязывать (естественно, в пользу византийской принцессы), а потому, что все эти годы он Рогнеду может и любил, но она-то его ненавидела и в 987 году попыталась убить. В упомянутой легенде говорится, что Владимир взял меч и велел Рогнеде наряжаться в лучшее платье – мне страшно представить, что он собирался с ней сделать… но за мать вступился 8-летний сын Изяслав, зачатый в том самом изнасиловании на глазах Рогволда. Мальчик, угрожавший князю его же мечом, видимо стал последней каплей, и князь выслал проклятых аборигенов в дальнюю резиденцию Изяславль (в честь сына и названную). Это конечно легенда, но факт в том, что вскоре постаревшая Рогнеда и повзрослевший Изяслав вернулись в Полоцк.(иезуитский коллегиум начала 18 века и кирха конца 19 века).
В Полоцке же в период отсутствия Рогнеды тоже не скучали: в 986 году здесь обосновал варяжский миссионер Торвальд Кондрассон, более известный как Торвальд Путешественник – родившись в Исландии, он служил в Дании, Норвегии, Англии, неудачно пытался крестить родную Исландию (закончилось все конфликтом с язычниками, одного из которых он убил – после чего уже не мог проповедовать), жил в Иерусалиме и Константинополе, откуда был командирован на Русь с миссионерской целью. В Полоцке им был основан монастырь, здесь же Кондранссон и умер в 1002 году – и вероятно, что именно он крестил Полоцк. Кроме того, есть версия, что Торвальд (Турволд) основал Туров – древнее сердце Полесья.
(Курган Славы за Двиной)С середины 11 века Полоцкое княжество вновь отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (правил в 1044-1100 годах), которого современники считали колдуном и чуть ли не оборотнем – этакий Волх Всеславич, превращавшийся то в сокола, то в тура. В 1065 году Всеслав начал войну за Киев с тремя сыновьями Ярослава Мудрого, в 1067 году был разбит в битве на Немиге (в связи с чем впервые упоминается Минск), полгода (1068-69) провел в темнице-срубе (то есть постройке без дверей, которая строилась прямо вокруг заключенного), а затем в Киеве случилось восстание против Ярославичей, и Всеслав на полгода таки стал Киевским князем. Затем Ярославичи вернулись с поддержкой Польши, и Всеслав решил благоразумно уйти. В родном княжестве он правил свободно, и Полоцк достиг расцвета, после которого начался упадок и дробление. Последний князь Брячеслав выдал свою дочь Александру в 1239 году за Александра Невского. В 1248 году Полоцк вошел в Литовское государство (первым князем был Товтивилл), и окончательно утратил самостоятельность в 1386 году (со смертью князя Скиргайло Ольгердовича). Но это, как говорится, совсем другая история, которую я расскажу в следующей части.Три деревянных Софийских собора были заложены в год Крещения Руси в трех главных городах: Киеве, Новгороде и Полоцке. Посвящение они получили в честь Софийского собора в Константинополе. София, если кто не знает – в данном случае не имя, а греческое слово “мудрость”. Полное название так и звучит: собор Софии Премудрости Божьей. В середине 11 века, по случаю победы над печенегами соборы начали перестраивать в камне. В 1037 году была освящена новая Киевская София, в 1050 – Новгородская, а в 1067 – Полоцкая. Судьбы трех храмов сложились по-разному, и ныне Полоцкая София выглядит так:Это типичный белорусский храм в стиле виленского барокко. Построил его в 1738-50 годах сам Иоганн Глаубиц, и София считается его шедевром. Предыдущее здание было разрушено в Северную войну (как – расскажу чуть позже), но и оно было не изначальным. Первый раз собор был сильно перестроен в 15 веке, став храмом-крепостью. В 1596 году собор передали униатам, а в 1602 он был разрушен пожаром и восстановлен к 1618 году униатским епископом Иосафатом Кунцевичем (позднее убитом повстанцами в Витебске, так как несколько перегнул палку в насаждении греко-католичества). То есть, к Северной войне Полоцкая София уже не была древнерусским храмом. К чему я подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что в разрушении ДРЕВНЕЙ Софии традиционно обвиняют Петра Первого.А дело было так: в 1705 году русские войска вошли в союзнический Полоцк, и в соборе случился конфликт между Петром и монахами-базилианами. Поляки говорят, что пьяная скотина Петрище нажрался вхлам, вломился в собор, попытался надругаться над мощами Кунцевича и лично поубивал вступившихся за святыню монахов. Наши же говорят, что Петр просто пришел в собор, и поинтересовался у базилиан, чьи это мощи, на что те ответили: это Иосафат Кунцевич, убитый еретиками (то есть православными). Петр разозлился и приказал монахов арестовать, они оказали сопротивление и были убиты при задержании. В документах сказано только, что причиной конфликта стал гнев Петра, спровоцированный дерзким поступком монахов.Далее то ли в самом соборе, то ли в одной из ближайших построек был устроен пороховой склад, который вскоре рванул. Сейчас уже вряд ли кто-то наверняка скажет, насколько аутентичен был храм, уничтоженный этим взрывом, и насколько восстановимы были его руины.Как бы то ни было, с 11 века уцелела только правая (если стоять ко входу лицом) апсида:Это древнейшее здание в Белоруссии. Участок древней кладки с вмурованными валунами похож на кладку Коложской церкви в Гродно. Как это понимать? Я не архитектор и не искусствовед, поэтому не буду высказывать своих предположений.Ныне в соборе музей с платным входом. Вестибюль отделен от зала плотными шторами, а зал очень величественен – интерьер в стиле “виленского барокко” работы Глаубица:Вот только нет алтарей, стоявших не только в апсиде, но и у каждого столпа. Зато орган на месте:В этом же зале и небольшая экспозиция. Католические (униатские) скульптуры:Изразцы и прочая керамика:Уже показанный макет Софии 11 века и камень с надписями:
А написано на нём “Давид, Тума, Микола, Копесь, Воришко” – примерно то же, что “Саня, Дима, Серый и братва”. Кто они были, эти пятеро, жившие без малого тысячелетие назад? Что за историю скрывают эти надписи? У меня с трудом укладывается в голове, что и в те века жили ЛЮДИ – почти такие же, как мы.
А так изнутри выглядит древняя апсида:Фрагменты кладки и росписей:Древний пол на два метра ниже нынешнего – культурные слои… Купюры с трехзначными числами пусть не пугают: один российский рубль равен примерно 100 белорусским (плюс-минус 2-3), да еще и здесь нет металлической монеты.
Фрагменты древней штукатурки с остатками фресок:Под залом собора – подвал с остатками кладки 11 века:Основания столпов:Кирпичи. Интересно, что означает пентаграмма и какого она века? То ли 11, то ли 21, со всеми промежуточными вариантами…
Осколки фресок:Украшения и надписи:А за деревянными опорами – Тьма Веков:Но древностью история Полоцка не исчерпывается – это был важный город и в Великом княжестве Литовском, и в объединенной Речи Посполитой, и в губернской России.
В следующей части – центр города и его польско-литовская история.
БЕЛАЯ РУСЬ-2011
Вступление.
Витебская область.
Глубокое. Родина “виленского барокко”.Полоцк. Софийский собор.Полоцк. По центру.Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.Витебск. Задвинье.Витебск. Улица Ленина.Витебск. Старый город.Орша.
Могилёвская область.
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.Могилёв. Николаевский монастырь.Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.
Источник: https://varandej.livejournal.com/344782.html
Софийский собор
9 голосов
Софийский собор — кафедральный собор города Полоцка. Первоначально построен между 1030—1060 годами. Разрушен в 1710 году и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко.
Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.
В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них – фестиваль «Званы Сaфii», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.
В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).
Адрес: Полоцк, ул. Замковая, дом 1
Как добраться
пешком: от площади Свободы пройти по Замковому проезду до Софийского собора.
автомобилем: координаты GPS: 55.486136, 28.758556
Видео о Софийском соборе
Фотографии Софийского собора
Отзывы и комментарии
Андрей Петров, 2015-01-30 03:08:48
Были здесь с женой ночью. В Полоцке то ночью и не на что смотреть. Глухомань, даже кафе нормального не найти.
Светлана Богославцева, 2015-01-14 03:28:54
Собор – это католический храм, построенный на фундаменте разрушенного православного Софийского Собора.В свое время на Руси было построено три Софийских Собора: в Киеве , в Новгороде. и в Полоцке.
Впоследствии Полоцкие земли отошли из русских земель к западным странам: в “Литовское княжество” и позже к полякам. Софийский Собор в Полоцке – это концертный зал с органом, поэтому служб нет бывает. В Соборе каждый год проходят органные фестивали.
Хозяйка органа Ксения Погорелая /органистка /.
Достопримечательность города: святые мощи Евфросинии Полоцкой /в женском монастыре/.
Петрова Валентина, 2014-11-13 02:27:51
Да, действительно, красивый собор. Нужно как-то посетить город Полоцк и его достопримечательности.
Юленька Муравлева, 2013-12-27 10:23:59
Собор действительно замечательный. С очень мощной энергетикой. Когда заходишь внутрь, начинает кружится голова от такой красоты. И обязательно постарайтесь совместить посещение собора с вечером органной музыки. Впечатления незабываемые!
Lilia Vinogradova, 2013-12-26 18:43:04
Скажите, а это католический храм? И вообще, в нем службы проходят? Очень строгая в своей красоте архитектура.
Dmitry Marchuk, 2013-12-26 18:37:02
Собор ооочень красивый, прекрасно построен. Сразу видно архитектор постарался.
Источник: https://www.tuda-suda.by/countries/europe/belarus/polock/sofijskij-sobor
Софийский собор в Полоцке
Средневековый Полоцк, был одним из крупнейших центров Киевской Руси. Материальным олицетворением особого статуса города, был Софийский собор, построенный в середине XI века. Два других Софийских собора, как известно, находились в Киеве и Новгороде.
Строили храм по всей видимости византийские мастера. Архитектурное решение, собора было аналогично с одноименными храмами Киева и Новгорода. Подобно овгородскому храму, Софийский собор Полоцка был расписан только фресками, без мозаичной декоративной отделки. Согласно летописям храм был семиглавым и в отличие от соборов Новгорода и Киева не имел галерей.
Предполагаемый образ первоначального Софийского собора
На протяжении веков, Софийский собор был оплотом православия на полоцкой земле. Даже в 1579 году, когда войска польского короля Стефана Батория отобрали Полоцк у Ивана Грозного, храм оставался единственной православной церковью города.
Только в 1596 году Софийский собор был отдан униатам. В XVII веке, храм два раза страдал от пожаров (в 1607 и 1642 года) и оставался предметом спора между православными и униатами. Знаменитый униатский архиепископ святой Иосафат Кунцевич перестроил церковь в 1618 году.
В 1654 году, после взятия Полоцка московскими войсками, Софийский собор посетил царь Алексей Михайлович. До 1667 году, храм оставался в руках православных, а потом снова перешел к униатам. 11 июля 1705 года, Софийский собор посетил царь Петр I.
Согласно униатским источником нетрезвый царь потребовал ключи от царских врат храма, а когда услышал, что на одной из икон изображен Св. Иосафат убитый схизматиками-православными, Петр выхватил саблю и стал рубить монахов. Тела убитых были утоплены в Двине.
Документы Кабинета Петра лакончино сообщают, что причиной инцидента было дерзкое поведение униатских монахов преступно спровоцировавших царя. Далее Софийский собор был ограблен русскими войсками. В его стенах были устроены конюшни, а затем и пороховой склад. 1 мая 1710 года в храме прогремел взрыв.
Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года. От первоначального здания сохранились только апсид высотой около 11 метров, а так же фрагменты нижних стен и столпов. Восстановление Софийского собора началось в середине XVIII века по инициативе униатского архиепископа Флориана Гребницкого.
На сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко по проекту архитектора Яна Криштофа Глаубица. Высота храма теперь достигала 50 метров. Второй и первый ярусы церкви были расписаны и украшены деревянной скульптурой.
До наших дней дошли копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный. Новый Софийский собор освятили в честь Сошествия Святого Духа. В годы войны 1812 года французские войска использовали храм в качестве конюшни. В 1839 году власти передали Софийский собор православным. В 1911-1914 года в храме был проведен капитальный ремонт. С 1924 году церковь была закрыта, а в помещение собора открылся краеведческий музей.
С 1985 года, когда в Софийском соборе был смонтирован орган чехословацкой фирмы «Rieger Kloss», в храме стали проходить органные концерты.
Под древними стенами выступали такие известные органисты как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия). Туристы могут послушать звучание органа в Софийском соборе каждое воскресенье.
По праздникам в одном из пределов храма совершаются православные богослужения.
Источник: http://www.iPetersburg.ru/sofiyskiy-sobor-v-polocke/
Софийский собор в Полоцке 2
Софийский собор в Полоцке, который сейчас все видят и посещают, был отстроен в 1750 году, талантливым архитектором Иоганном Глаубицем. Тому собору, что стоял здесь ранее, пришлось пережить очень многое.
В 10 веке, в месте впадения реки Полота в Западную Двину, Всеслав Чародей построил собор святой Софии. И это была самая первая каменная постройка на территории Беларуси. За образец был взят Софийский собор в Константинополе.
В 1607 году во время сильного пожара в Полоцке, пострадал и сам Софийский собор. Дальше, после многих притязаний, восстаний и грабежей, уже в 1738 году взорвались пороховые боеприпасы, которые хранились в закрытом храме Софии Полоцкой. Ну, а потом он стал таким, как выглядит и сейчас, в стиле виленского барокко.
Это все история, а что сейчас увидит турист, приехавший на экскурсию в город Полоцк? Это действительно красивый собор, возвышающийся на видном месте, а внутри расположен музей и проводятся экскурсии по Софийскому собору. Также, там можно взять и аудиогида.
Стоимость билета в музей: взрослые 2$, дети и студенты 1,5$
Время работы:
- вторник – воскресенье 10.00 – 17.00
- с 1 июня по 31 августа: 10.00 – 18.00
понедельник выходной
Адрес: город Полоцк, ул. Замковая, 1
Высота башен 50 метров каждая….
Внутри очень красиво, и цветовое решение, и фигурные карнизы, и лепнина.
Вот так выглядел Софийский собор изначально.
Апостол Пётр, статуя середины 18 века, сделана из дерева липы.
Распятие.
Распятие и фрагмент композиции воскрешение.
Апостол Фама.
Если спуститься вниз, можно увидеть фундамент собора и различные археологические находки.
Ну и самое главное, здесь, каждое воскресенье проходят концерты органной музыки, на самом настоящем органе.
Недалеко от Софийского собора находится огромный валун – Борисов камень. Это один из четырех сохранившихся камней, по приказу полоцкого князя Бориса на них выбиты надписи с его именем и кресты. По легенде, камень обладает магической силой, и если загадать желание и прикоснуться к валуну, то желание обязательно сбудется. Я загадала
Сейчас Полоцк один из туристических объектов обязательный для посещения, и он включен в многие экскурсионные программы по Беларуси. Но добраться можно и самим. Из Минска каждый час ездят маршрутки, отправление от ж/д вокзала в течение всего дня.
Но это еще не все, ведь кроме Софийского собора в Полоцке есть музей-библиотека Симиона Полоцкого и музей белорусского книгопечатания, Спасо-Евфросиниевский монастырь и дом Петра I, и еще много чего интересного, ради чего стоит приехать в этот замечательный город!
P.S. Будет интересно прочесть и другие отзывы о поездке в Беларусь, и в частности в Полоцк.
Источник: http://krugosvetka.biz/sofijskij-sobor-v-polocke/
- Жанры: Иконы