Православие » Иконы » Собор спаса-на-крови в санкт-петербурге, история, расписание, адрес

Собор спаса-на-крови в санкт-петербурге, история, расписание, адрес

История Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. И дело здесь не только в красочной архитектуре, не свойственной для Петербурга, но и во множестве символичных совпадений, мистицизме, пронизывающем всю историю существования храма.

Спас на Крови: история создания

Яркий и необычный для стольного Петербурга храм располагается непосредственно над Грибоедовским каналом, близ Михайловского сада. 1 марта 1881 года здесь произошла трагедия – в результате теракта погиб император Александр II.

А на месте его трагической гибели было решено возвести храм, вот почему Спас на Крови получил свое название раньше, чем началось строительство. Несмотря на быстрое принятие решения Городской думой, реализация проекта долгое время откладывалась.

Причиной тому служило отсутствие подходящего проекта, к которому новый император, Александр III предъявлял очень серьезные требования: собор должен был соответствовать чертам традиционной русской архитектуры, напоминать соборы Москвы и Ярославля, а один из его приделов обязательно должен увековечить память императора, погибшего мученической смертью.

Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен – Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку проекта.

Все черты русской архитектуры в одном соборе

Спас на Крови архитектор Парланд задумал грандиозным: он должен был объединить все черты традиционного русского зодчества – изразцы и керамическую черепицу, купола и шатры, мозаику и живопись Васнецова и других художников.

Пять из 9 куполов было решено покрыть эмалью, которая доселе применялась исключительно в ювелирном искусстве. Площадь покрытия составила более 1000 квадратных метров – это рекорд использования горячей эмали, который никто смог повторить и поныне.

Именно яркие, многоцветные купола, декорированные ювелирным составом, нередко приводят к сравнению Спаса на Крови с Собором Василия Блаженного в Москве.

Благодаря оригинальному декору фасадов храма, строительство продлилось еще на 10 лет. Использован в нем был целый ряд художественных техник:

  • Керамические изразцы в квадратных углублениях стен;
  • Примыкающие к фасаду сени в виде резных теремов;
  • Окна фасадов и шатров получили удлиненную форму с кокошником сверху и были украшены резными наличниками;
  • Главенствующее место заняла в декоре фасадов Спаса на Крови мозаика, созданная в частной мастерской Фролова по эскизам художников 19 века.

Высоко, под самым куполом колокольни ею выложены слова молитвы Василия Великого, а перед входом в храм разместились мозаичные иконы из мрамора, посвященные святым, хранившим императора Александра II – Зосиму Соловецкому и Евдокии.

Над ними и сводом полукруглого окна расположилась грандиозная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном». Мозаикой выложены и гербы всех областей Российской Империи, и изображения святых у каждого из входов в храм.

Всего на фасад Спаса на Крови в Питере было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики.

Она и стала причиной долгого пребывания собора в окружении лесов, с которыми связана и еще одна городская легенда: достраивался храм во времена гибели императорской власти в России, а когда леса сняли во второй раз – развалился СССР.

Спас на Крови стиль русского зодчества не просто выдержал, а соединил в себе культуру и особенности архитектуры сразу четырех столетий. Яркий и необычный, словно резной терем с изразцами, он и сегодня издалека привлекает внимание среди однообразного строгого классицизма петербургской архитектуры.

Иконы Спаса на Крови

Внутреннее убранство собора не уступает его великолепной «внешности». Это настоящий музей камня и мозаики, поражающий великолепным убранством и искусностью работы мастеров:

  • Над местом гибели императора в соборе стоит сень, выполненная из алтайской яшмы;
  • Спас на Крови внутри еще больше поражает искусством мозаики – своды храма и проемы окон, самые масштабные библейские сюжеты здесь выполнены из миниатюрных мраморных и золотых пластинок;
  • Иконы приделов выложены мозаикой, а рамы покрыты позолотой.

Удивителен и тот факт, что Спас на Крови в Санкт-Петербурге, история которого выпала на самые тяжелые для христианства годы, сумел сохранить всю эту роскошь. Собственно, это объясняют еще одной городской легендой.

В день, когда в стенах храма были высверлены отверстия под взрывчатку и власти собирались уничтожить собор, началась Великая Отечественная Война.

Перемещение крестов на дно Грибоедовского канала позволило отвлечь внимание фашистов и атеистов и сохранить первозданную красоту собора.

По одной из легенд, в Спасе на крови хранится чудесная икона, на которой отображены самые значимые для России даты – падение царской власти, начало Великой Отечественной Войны, распад СССР. Самым мистическим образом на ней недавно стали проявляться и новые цифры, которые священнослужители связывают с будущим и хранят в секрете.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/istoriya-spasa-na-krovi/

История храма Спаса на крови

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики.

Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого – двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови, стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова.

Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам.

Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх.

Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови, поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким.  когда он направлялся на парад войск на Марсово поле.

Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие.  Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови».

Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях.

Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества».

Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью.

Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования.

После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова.

если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере, можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении.

место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала.

В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью.  Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

 Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты.

Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова.

Читайте также:  Храм иконы тихвинской божией матери в алексеевском - православные иконы и молитвы

В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры.

Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Особенности оформления

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ, посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами.

Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала.

За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души.

Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец – композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ, объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора.

  Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга.

Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Churches/Spas-na-krovi/

Санкт-Петербург: Собор Спаса-на-Крови

Собор Спаса-на-Крови, или по-другому Собор Воскресения Христова на Крови является одним из красивейших храмов Санкт-Петербурга. Сооружен он был в память о покушении на императора Александра II, который был смертельно ранен на этом месте 1 марта 1881 года.

Этот замечательный храм находится в центре города, недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади, на набережной Грибоедова канала.

Высота храма – 81 м, а вместимость – более 1500 человек.

История храма Спаса-на-Крови началась с сооружения временной часовни на месте покушения на императора. Проект этой часовни был разработан архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года часовня была освящена, и открыта для памятных панихд.

Тем временем разрабатывался план строительства будущего храма.

В результате сложного конкурса, был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия Малышева.

Закладка храма произошла осенью 1883 года. Строительство длилось долго, и освящение храма произошло только 19 августа 1907 года митрополитом Антонием Вадковским в присутствие Николая II.

Основой храма является четверик увенчанный пятиглавием. Центральное место занимает шатер высотой 81 м, а всего собор венчают 9 глав, которые создают живописную ассиметричную композицию. Часть куполов покрыта цветной эмалью, а часть позолочена.

Архитектурный стиль храма является образцом позднего «русского стиля». Очень много в архитектуре Спаса-на-Крови взято от собора Василия Блаженного в Москве, а в целом этот замечательный питерский храм является собирательным образом русских православных храмов.

Во внешнем декоре храма использован мрамор, кирпич, гранит, позолоченная медь, эмали и мозаика.

Внутреннее убранство храма – настоящая сокровищница мозаики. Площадь мозаичных панно составляет 7065 м². Создавались эти произведения искусства по эскизам более чем 30 художников, среди которых были такие метры, как В. М. Васнецов, А. П. Ряпушкин и М. В. Нестеров.

В 1931 году храм было решено разобрать, но к счастью исполнение этого решения было отложено. В дальнейшем во время Великой Отечественной войны в храме размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра.

В таком состоянии храм Спаса-на-Крови дотянул до 1968 года, когда был взят под охрану инспекцией по охране памятников. Здесь решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор».

Реставрационные работы в храме Спаса-на-Крови начались в 1970-х годах, и не завершены по сей день.

С 1997 года памятник архитектуры был открыт для посетителей, а в 2004 году митрополитом Владимиром Котляровым здесь была совершена торжественная литургия, первая после 70 лет перерыва.

Источник: http://priroda36.ru/goroda-mira/492-sankt-peterburg-sobor-spasa-na-krovi.html

Собор Воскресения Христова на Крови

Адрес: набережная канала Грибоедова, д.2. Телефон: +7 (812) 315-16-36. Как добраться: станции метро “Невский проспект”, “Адмиралтейская”, “Гостиный двор”. Время работы: ежедневно, кроме среды, с 10:30 до 18:00. Стоимость посещения: 250 руб.

Санкт-Петербург богат уникальными по красоте сооружениями.

В каждое из них непременно хочется зайти! Уникальный шедевр архитектуры – Собор Воскресения Христова на Крови. Это невероятно красивое здание, привлекающее внимание пестрящими оттенками, объемными рельефами, внушительными размерами.

Жизнь Спаса-на-Крови довольно интересна, богата трагическими и радостными событиями.

История создания Собора Воскресения Христова на Крови

Идея создания возникла после трагических событий, произошедших 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала. Здесь произошел взрыв, учиненный народовольцем Гриневицким. В результате трагедии императору Александру II оторвало обе ноги, а через несколько часов после покушения он скончался. На следующий день после случившегося появилась идея поставить часовню на месте трагедии. 

Возведение часовни

2 марта состоялось заседание Городской думы. Получивший власть Александр III предложил построить церковь в память о трагедии. Однако, это предполагало проведение довольно долгих работ, поэтому решение было принято в пользу часовни. Над ее проектом работал Л.Н. Бенуа. Финансовую часть взяли на себя купцы Громов и Милитин.

К середине апреля все было готово – часовню освятили и начали проводить в ней панихиды. Простояла она на своем месте недолго, до начала строительства собора. Место, где предполагалось возвести церковь, сразу же огородили, там круглосуточно стояли часовые. Часовню переправили на Конюшенную площадь, а немногим позже разобрали совсем.

Конкурс архитектурных проектов

Несмотря на то, что на берегу Екатерининского канала уже появилось сооружение для поминовения погибшего императора, Александр III все-таки не забыл о своем желании соорудить церковь. Сразу после трагедии был объявлен конкурс архитектурных проектов нового православного храма.

Задача для архитекторов оказалась очень интересной и многие знаменитые зодчие стали участниками конкурса. Было подано 26 заявок, все они были анонимными, таким было условие конкурса. В первом заочном туре выбрали 8 лучших работ. Среди лидеров оказались проекты А.И. Томишко, И.С. Китнера и А.Л. Гуна и Л.Н. Бенуа.

Именно они были презентованы Александру III. К удивлению многих, ни один из них не произвел впечатление на императора. Он хотел, чтобы построенный храм был образцом русской архитектуры XVII столетия, при этом одно из главных условий – наличие придела на месте трагедии. Был назначен второй конкурс.

Количество участников, в том числе и именитых, возросло до 31. И снова никто не смог угодить императору. Лишь после разработки еще целого ряда работ была выбрана совместная работа зодчего Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия из Троице-Сергиевой пустыни. Несколько лет проект дорабатывался с участием профессора Д.

И. Гримма и лишь в 1887 году окончательно согласован.

Строительство Собора

Первоначально идея А. Парланда предполагала создание церкви с пятью куполами, а на другой стороне Екатерининского канала – возведение колокольни. Звонницу и храм хотели соединить галереей, имеющей вид крытого моста через канал.

На территории храма планировалось возвести еще ряд сооружений: галереи с образами регионов, внесших свои пожертвования на строительство, в этих галереях должен был разместиться музей в память о погибшем императоре. Место его смерти зодчий хотел оформить сенью в виде балдахина с четырьмя колоннами в стиле традиционной русской архитектуры.

Руководителем Комиссии по возведению собора назначили великого князя Владимира. Работы выполняли многие известные архитекторы, Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, И. В. Штром. Строительство началось по еще не завершенному проекту, который дорабатывался несколько лет.

Архимандрит Игнатий предложил назвать собор в честь одного из главных библейских событий – Светлого Воскресения Христова. Мероприятие, посвященное закладке первого камня, состоялось осенью 1883 года. Присутствовали не только простые люди, но и семья нового императора.

Первое, что сделали перед началом строительства – извлекли гранитную плиту и булыжники в мостовой, на которых сохранилось пятно крови, появившееся в результате ранения императора. Сняли и часть чугунной решетки около этого места. Их поместили в часовню, которая к тому времени располагалась на Конюшенной площади.

 Процесс строительства собора был очень долгим и невероятно сложным. Проблемы возникли уже на начальном этапе. Основная из них – рыхлость почвы из-за близости водоема. Единственно возможным вариантом стала установка свай. В непосредственной близости от Екатерининского канала забили 3 ряда свай, расстояние между которыми заложили качественной глиной.

Читайте также:  Акафист амвросию оптинскому

Она должна была выполнять функцию гидроизоляции. Под стенами здания соорудили деревянные перемычки, также соединив их глиной. Замок из глины создавал надежную защиту от попадания воды из канала, сточных и подземных вод в котлован. Именно такая технология позволила создать защитный барьер и существенно укрепить котлован для будущего грандиозного сооружения.

Парланд решил применить новую для того времени технологию – поставить сооружение не на свайный фундамент, а на бетонную площадку. Стены и пилоны выполнены из кирпича, цоколь снаружи облицован гранитом, а остальная часть – особым кирпичом, доставленным из Саксонии. Обустройство собора осуществлялось с учетом последних новинок науки и техники.

К 1890 году планировалось достроить собор. Но этого не случилось. К 1893 году строители дошли лишь до создания сводов и арок. Шатер собора выполнен из металлического каркаса, конструкции куполов также имеют основу из металла. Купола и кресты изготавливались на фабрике в Москве. Впервые было решено покрыть главы пластинами из эмалированной меди. Цвета были выбраны самые яркие – желтый, голубой, белый и зеленый.

Фасады было решено украсить мозаикой. Однако, в группе архитекторов, строителей, работающим над собором, не нашлось опытных мастеров мозаичного искусства. Объявили конкурс. Среди участников оказались не только русские мастера, но и немецкие, итальянские специалисты. Исполнителем выбрали мастерскую А. Фролова.

Конкурсная комиссия посчитала, что именно работы этого частного предприятия отличаются не только мастерством исполнения, но и высоким качеством, надежностью, короткими сроками изготовления и, самое главное – имеют минимальный вес. Мозаичные работы существенно задержали срок сдачи объекта.

Выполнялись они около 10 лет.

Наряду с мозаикой, фасады украшены досками из специального гранита темно-красного цвета, на которых изобразили основные “громкие” дела императора Александра II. 20 изображений распределены по всему периметру здания. В 1897 году на основной купол подняли крест. Его высота составляет 4,5 метра.

Этому событию посвятили отдельное мероприятие. Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Палладий провел обряд освящения креста, в этот же день состоялся праздничный молебен. Через два года на звонницу подняли колокола.

Отливали их в Финляндии, особенное участие в их изготовлении и настройке принял церковнослужитель из Ростова Аристарх Израилев (по слухам – ему очень доверял Александр III). Основной колокол весил более 1000 пудов, еще три колокола – чуть меньше, а также было несколько маленьких.

Уже было сказано, что одним из условий строительства храма было наличие оформленного места, где произошли трагические события – ранили императора Александра II. Проект Парланда предполагал установку сени из камня. Это должен был получиться настоящий шедевр в технике резьбы по камню.

К моменту освящения собора сень еще не была установлена на свое место, однако, работы над ней были практически завершены.

Внутренние работы

Внутреннее убранство храма по-настоящему роскошно. Над ним трудились не только архитекторы, художники, скульпторы. Оказываясь внутри собора, любой человек не устанет восхищаться.Создается впечатление нахождения в волшебном месте. Окна в соборе раньше были выполнены из разноцветного стекла.

Сверху – голубые, а ниже – прозрачные. Это создавало иллюзию всегда ясной погоды за стенами храма.
Спас-на-Крови называют “Музеем мозаики”. Это неслучайно. Богатые мозаичные работы, которыми насыщено внутреннее убранство, по площади составляют более 7000 квадратных метров.

Как показала дальнейшая история храма, именно мозаичный интерьер во многом послужил сохранению оформления в сложные для религиозных сооружений времена. Мозаикой украшены не только стены, но и подкупольные пространства. Среди изображений – множество библейских сюжетов.

Особенностью росписи храма является то, что западная стена, расположенная со стороны участка набережной, где ранили императора, посвящена Александру III. Окно со обрамлено работами “Ангел Хранитель” и “Святой князь Александр Невский”.Образы символизируют двух воинов, которые несут почетный караул.

Материалы для отделки изготавливались в лучших зарубежных и российских мастерских. В частности, иконостас и мозаичный мраморный пол были привезены из Генуи. Иконостас выполнен по проекту Парланда, работы над ним продолжались вплоть до 1907 года. При первом взгляде невозможно поверить в то, что выполнен он целиком из мрамора.

Создается впечатление, что все узоры вырезаны из натурального дерева. Очень долго оформляли киоты – более 12 лет. Царские врата выполнены из драгоценных материалов, декор изготовили ювелиры из Москвы.

Несколько лет трудились над созданием уникального мозаичного пола. Его рисунок составлен из кусочков мрамора толщиной 5 мм самых различных оттенков. Чтобы обеспечить его идеальную сохранность, сразу после освящения собора, пол покрыли коврами.

Оснащение собора

При строительстве собора были продуманы даже такие особенности, о которых раньше архитекторы не задумывались. В частности, выполнен громоотвод, представляющий собой заземление с южной и северной сторон колокольни, идущее от купола (креста) центральной части и самой звонницы.
В храме работала уникальная система отопления. Представляла она собой паровую систему.

В стенах имелись несколько каналов, которые позволяли теплому воздуху из паровых котлов, расположенных в подвальном помещении, проходить в интерьер самого собора. Внутри собора в стенах имелись квадратные отверстия, оформленные декоративно специальными решетками. Именно через них тепло проходило в основной зал собора.

Вытяжки были предусмотрены под скамьями из камня, расположенными вдоль стен. Своя система обогрева имелась и внутри куполов. В самом крупном куполе тепло подавалось через паропровод, сделанный из меди, который проходил сквозь большую апсиду и завершался чугунной батареей. В системе было продумано все до мелочей.

Дым, получающийся в результате топки котлов, уходил через специально сооруженное котельное здание, находящееся в Михайловском саду. Подвал собора и это здание были соединены трубопроводом. В этом же здании была предусмотрена специальная емкость, в которой хранили нефть. Отдельно следует отметить решение архитектора относительно создания водоотводной системы.

На крыше собора сооружены специальные желоба, через которые вода и снег должны поступать в специальные чаши в углах кровли. Далее вся вода стекала вниз по медным трубам и поступала в водоотводный коллектор в тротуаре. Внутри храма существовала еще одна интересная система – система отведения конденсата.

Зодчий уделил свое драгоценное время и этому важному делу: под окнами он расположил специальные емкости для сбора жидкости, образовывающей в результате конденсации. Из этих резервуаров влага уходила все в тот же трубопровод, ведущий к водоотводным коллекторам.

На чердаке подкупольного пространства предусмотрено сооружение для закрепления люльки, чтобы можно было выполнять различного вида работы – мыть окна, стены, менять лампочки в огромных люстрах.

Это доказывало, что Парланд с душой подходил к строительству собора, обратив внимание даже на такие, казалось бы, мелочи. Освещение внутри храма было решено сделать электрическим, что в то время считалось роскошью и принципиально новой технологией.

После проведения работ в соборе включались более 1500 лам. Освещение разделили на три типа: праздничное, обыденное и дежурное. В обычные дни церковных служб в соборе включали несколько светильников: 6 больших люстр и по 4 бра и фонаря.

В большие православные праздники богослужения проводили при включенном парадном освещении, основное внимание уделяли подсветке чтимых образов и алтарных апсид.

История действующего собора

Долгожданное освящение собора состоялось 19 августа 1907 года. На церемонии присутствовала семья императора Николая II, великие князья, представители ведомств, министерств и Высшего духовенства. Простых людей внутрь не пропускали.
В Петербурге было всего 2 собора, находящихся на полном государственном обеспечении – Исаакиевский и Спас-на-Крови.

Последний не принимал прихожан – для основной массы людей он был закрыт. Здесь совершались проповеднические службы, а также поминовения умершего Александра II. В 1917 году финансирование из государственной казны прекратилось. Настоятель Петр Лепорский был вынужден просить о помощи народ. Все желающие смогли оказать посильную помощь.

Храм никогда не был приходским, однако в 1920 году, вопреки мнению настоятеля, он становится таковым. В разные годы храм принадлежал к старообрядческому, иосифлянскому течениям в Русской Церкви. В 1930 году его закрыли. Несколько раз обсуждалось предложение о том, чтобы разобрать собор. Но в данном случае верна поговорка “Не было бы счастья, да несчастье помогло”.

В 1938 году решено начать разбирать по частям сооружение. Однако, скорое начало Великой Отечественной войны помешало этому. Такое масштабное сооружение повышенной прочности могло пригодиться городу. В военные годы здесь был морг, куда свозили умерших людей. В послевоенные годы здание отдали в аренду Малому оперному театру, который использовал его как складское помещение.

В 1961 году произошло непредвиденное событие, которое могло в одночасье лишить Ленинград великолепного памятника архитектуры. В главном куполе обнаружили огромный фугасный снаряд. По-видимому, в одну из бомбежек в годы войны он попал сквозь своды купола внутрь и остался в стропилах. Невероятно опасные работы проводились осенью 1961 года.

Читайте также:  Таинство соборования: что это такое, суть, соборование на дому

Рискуя жизнью, мастера-верхолазы и саперы извлекли снаряд, вывезли его за городскую черту и уничтожили. В 1970 году храм передан музею “Исаакиевский собор”. С этого времени у него начинается новая жизнь. Сразу планируется проведение реставрационных работ как внешних фасадов, так и внутреннего убранства.

В 1997 году состоялось «второе рождение» собора – через 90 лет после церемонии первого освящения, его открыли вновь. Теперь сюда могут зайти все желающие. Сейчас в соборе проводят церковные службы.

Побывать в Санкт-Петербурге и не побывать в музее-памятнике “Спас-на-Крови” – настоящее преступление! Невероятной красоты мозаичные шедевры, богатый внешний декор выделяют храм из миллионов других, поэтому зайти сюда нужно обязательно!

Светлана Воробьева специально для lions-guides.ru

Источник: http://lions-guides.ru/St-Petersburg/sights-of-St-Petersburg/Temple-pass-on-the-Blood

Храм Спаса на Крови – несокрушимая святыня Санкт-Петербурга

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II.

В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878).

Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи…

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.

Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое.

Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется…

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас — самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спаситель). А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Источник фото: skyscrapercity.com

Несокрушимый храм

Судьба храма была непростой. Петербуржцы и экскурсоводы при упоминании храма обожают употреблять слово «заговоренный» или несокрушимый, и этому есть свое объяснение.

Сразу после революции, как и все православные храмы, а также объекты символизирующие царскую эпоху правления, его предполагалось взорвать или разрушить. Но по непонятным причинам он был всего лишь разграблен — серебро и эмалевые росписи были украдены, а большая часть мозаики пострадала от рук вандалов.

В ноябре 1931 года.

комиссией по вопросам культов было принято решение разобрать храм по частям, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», однако это решение по необъяснимым причинам было отложено, вплоть до 1938 года, когда этот вопрос был снова поднят этой же комиссией. Решение было принято — взрыв храма было запланировано на лето 1941 года. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже — как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

Следующая попытка советских властей избавиться от храма была предпринята в 1956 году. Причина — он мешает строительству новой магистрали. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход. Но и это попытка не увенчалась успехом, очевидно уникальный памятник архитектуры отстояли историки и архитекторы.

В 1970 году советскую власть удалось окончательно разубедить раз и навсегда сносить один из самых исторически важных и культурно значимых объектов Санкт-Петербурга. В 1971 году храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор». В это же время началась реставрация храма, растянувшаяся на десятилетия. Горожане и туристы привыкли к виду храма, окружённого лесами.

В 1986 году была очень популярна песня Александра Розенбаума «Налетела грусть», воспевающая Питер. В ней упоминается также и храм Спас на Крови, и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

В середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

В 1997 году Спас-на-Крови открылся для посещения, а в 2004 году в нём была отслужена литургия, восстановившая его православную сущность. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

В этом храме все пронизано символикой, историей. Предлагаю вашему вниманию замечательный рассказ, наполненный удивительными историями и фактами о несокрушимой святыне Санкт-Петербурга. Очень интересно. Рекомендую!

Источник фото на превью: vladorlando

Рекомендуем также:

Источник: https://moiarussia.ru/hram-spasa-na-krovi/

Музейный памятник: Спас на крови

Храм Спас на крови

В 1907 году в память о мученической смерти русского царя Александра II в Санкт-Петербурге был построен храм Спас на крови. Здание возвели на том самом месте, где первого марта 1981 года люди, назвавшие себя идейными представителями воли народа, смертельно ранили императора. Собор увековечил память Александра II и стал символом покаяния россиян. Облик памятника определило не только его архитектурное решение, уникальность ювелирных эмалей, камня, коллекций мозаик, но и его подчиненность внутренним ведомствам. Музейный памятник Спас на крови с 1918 года был культовым объектом, а на протяжении четырех десятилетий, с 1930 года по 1970 год, храм использовали в качестве склада. Собору даже пришлось одно время выполнять функцию филиала музея «Исаакиевский собор». Только в 1997 году храм, восстановив статус музея, принял первых посетителей.

Каждому, кто входит в Музейный памятник Спас на крови, в первую очередь бросается в глаза восхитительное убранство — мозаичный ковер икон и орнаментов, наполняющий все внутреннее пространство, от главного купола до цоколя. В мире нет другого православного собора, мозаичное убранство которого превышает семь тысяч квадратных метров.

Территория, находящаяся рядом с храмом, является старейшей частью Петербурга, его ядром, сформировавшимся в начале восемнадцатого века. В этот период была заложена система коммуникаций Санкт-Петербурга. Тогда Малая и Большая Конюшенные улицы являлись транспортным каналом между Невским проспектом и Придворным конюшенным ведомством.

На территории, прилегающей к храму, собрана великолепная историко-культурная среда, включающая такие сокровищницы духовной культуры, как Малый оперный театр, Большой зал филармонии, Русский музей и храмы нескольких конфессий.

Наверное, в историческом центре Санкт-Петербурга не найдется другого подобного сооружения, так выгодно противопоставленного архитектурно-пространственной среде своей композицией, силуэтом, роскошным декоративным убранством. Колокольню Храма украшают мозаичные гербы губерний и городов Российской империи.

Собор поражает количеством декора, пышностью форм: фигурными кокошниками, изразцами, наличниками, поясками, цветной глазурованной черепицей.

Храм Спас на крови — это уникальный памятник истории и архитектуры, которому досталась непростая судьба, но сегодня он открыт для всех желающих.

Несмотря на богатство убранства и выдающиеся особенности архитектуры, храм Воскресения Христова не стал диссонирующим объектом окружающего пространства.

Он гармонично вписался в городской ландшафт, чему также способствовала реконструкция Петербурга в данной части города, выполненная по проектам архитекторов Р.Ф.Мельцера, А.А.Парланда и инженеров Н.Н.

Митинского, Г.Г.Кривошеина, Н.А.Житневича.

Храм Спас на крови

Стоит заметить, что вопрос о разборе храма в период эпохи СССР поднимался не раз. После того как Секретариат Центрального совета Общества политкаторжан в 1930 году отдал разоренный собор музейной секции, некоторое время храм пустовал. Новые хозяева страны решили, что Спас на крови не имеет ни художественной, ни исторической ценности, поэтому предприняли попытки к его уничтожению. Областная комиссия по вопросам культов в ноябре 1931 года принимает решение о необходимости разборки Спаса на крови по частям. Но по неизвестным причинам вопрос был снят с повестки дня на неопределённое время. К проблеме Спаса на крови вновь вернулись только в 1938 году. Казалось, будущее храма-памятника решено. Но назначенный на 1941 год снос культурной ценности так и не состоялся — началась Великая Отечественная война. Всех взрывников практически от стен собора направили на фронт. В тяжелые блокадные годы в храме организовали морг, сюда свозили многочисленные трупы умерших от голода и погибших от бомбежки горожан.

Война закончилась, и жизнь вновь вернулась в стены храма. Малый театр арендовал помещение собора, устроив в нем склад для хранения декораций.

На протяжении нескольких десятилетий здание продолжало разрушаться.

После снятия блокады Музейный памятник Спас на крови так и остался стоять с разбитыми стеклами окон, отверстиями от снарядов в кровле и куполах, через которые внутрь здания свободно проникала влага.

В очередной раз Спас на крови решили снести в 1956 году. Тогда руководство города приняло решение о строительстве транспортной магистрали. Лишь в 1968 году Государственная инспекция по охране памятников взяла храм под охрану.

В 1970 году, когда Спас на крови находился в крайне плачевном состоянии, Г.П.Бутиков доказал чиновникам из Министерства культуры, а также властям города, что объект имеет историческую и художественную ценность. Но реставрация храма началась только в 1980 году.

И лишь девятнадцатого августа 1997 года Музейный памятник Спас на крови принял первых посетителей.

Интересно, что в 1997 году завершилась реставрация Спаса на крови, и с этого времени храм открыт для посетителей — побывать в нем может любой из нас — было бы желание.

Источник: http://www.pogodaspb.info/sovety/saviour-on-blood.html

ОТЗЫВЫ НА Собор спаса-на-крови в санкт-петербурге, история, расписание, адрес (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация