Софийский кафедральный собор вологды: адрес, расписание богослужений, история

Достопримечательности и святыни Софийского собора в Вологде

Ходят про Вологду разные истории, особенно про Ивана Грозного и его страхи в отношении дурных знаков.

Даже если никогда и не падала ему на голову штукатурка при строительстве Софийского собора, который он сам и заказал сотворить, на самое древнее каменное сооружение города стоит глянуть.

Ну хотя бы, чтобы проверить, правда ли купол звонницы Вологодского собора напоминает профиль Грозного, и убедиться, что у царя были свои причуды при выборе места для алтаря.

Контакты

  • Адрес Софийского собора: Вологда, ул. Сергея Орлова, 15.
  • Телефон для справок: 8 (817) 272-25-11.

Не так велика Вологда, чтобы топать на остановку и настраиваться ехать городским транспортом, да и что-то интересное из достопримечательностей можно проглядеть.

  • Так что вариант 1 – идти пешком, собор в центре города, и все дороги в Вологде, как в старину, ведут к центральной площади.
  • Вариант 2. Троллейбусом № 4. Этот вариант подойдет, если ехать со стороны вокзала. Выходить на ост. «Проспект Победы», откуда купола сразу заметны.
  • Вариант 3. Автобусом. Недалеко от собора остановки «Проспект победы», «Торговая площадь» и «Ленинградская». Ищите автобусы с номерами 4, 7, 8, 11, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 37Э, 38, 42.

Посещение Софийского собора

  1. Можно сказать, что визит в собор предскажет погода. Будет она хорошей и не сырой – будет вам экскурсия, будет, наоборот, пасмурной и ненастной – открытые двери Софийского собора вам не светят. Видимо, так берегут старинные фрески внутри.
  2. Кроме того, у собора есть выходные дни: это понедельник и вторник.

  3. А вот со среды по воскресенье режим работы собора 10:00–17:00.
  4. За вход в собор придется заплатить 200 руб. (он наполовину действующий). Если повезет с экскурсией (ее проводят трижды в день), можно услышать, что такого особенного в интерьере и почему его так берегут.

  5. Расписанные фресками своды, стены, старинный иконостас – можно просто походить по собору, как по музею. Естественно, ничего не трогая руками.
  6. Отдельного внимания достойна колокольня Софийского собора в Вологде. Она принимает гостей в теплый период года, начиная с мая и заканчивая сентябрем, в том же режиме работы, что и сам собор.

    Это значит, что в первые два дня недели колокольня выходная.

  7. И билет за подъем по деревянным ступенькам тоже платный (дешевле пенсионерам и студентам). Зато путь наверх не скучный: по дороге попадутся колокола, которые, к сожалению, не толкнешь (их охраняет решетка), а также старинные снимки, изображающие хронологию звонницы и собора.

    Вид с колокольни перекроет любые недовольства: как на блюдечке, вся Вологда с окрестностями, да еще и купола Софийского собора почти рукой достать!

Расписание богослужений

Постоянного графика богослужений в Вологодском соборе не существует. Попасть на службу внутрь можно только при условии, что совпадет время года (теплые весна и лето) и значительный церковный праздник. Тогда в Софийском соборе служат утреннюю службу, в 9:30, которой предшествует ночное бдение.

Интересные факты о соборе

  • Своим отъездом из Вологды Иван Грозный оттянул окончание строительства на 17 лет.
  • Колокольня выше собора на 19,5 м. Правда, она может взять только ростом: собор ее старше. Нынешняя колокольня взамен деревянной возведена была в XIX в. Колокола на ней, кстати, не все русского отлива и почти все старше самой звонницы.
  • Фрески собора писались с середины XVII в., а в XIX в. даже были переписаны коллективом иконописцев из Ярославля. Пара мастеров не справилась бы, фрески занимают примерно 5000 кв. м.
  • С XVI в. собор стал приютом для останков архиереев. Несмотря на разрушения интерьера после 1924 г., склепы и таблички восстановили, и обновленный некрополь у стен собора можно опять изучать. Сегодня там лежат 11 архиереев, первый из которых умер в 1587 г, а последний – в 1802 г.
  • В соборе установлен деревянный иконостас в пять ярусов (начало XVIII в.), 45 икон для которого написал польский художник Максим Искрицкий. Иконы нижнего ряда – в основном, копии тех, что украшали два предыдущих иконостаса собора. Настоящие образа находятся в музее Вологодского кремля.
  • За 400 лет Вологодский собор не раз менял обличье: это были то купола, то покрытие, то иконостас, то колокольня, то крыльцо, то притворы, то окна, то цвет.
  • В 1929 г. в соборе выставлялся маятник Фуко.

Фото Софийского собора (Вологда)

  • Нынешний облик собора – результат многолетних реставрационных работ, которым предшествовали долгие часы исследований.
  • На звоннице могут даже дать «поколоколить». Обязательно попробуйте и расспросите, почему колокол зовут «Малая Лебедь».
  • Немудрено, что с таким обилием работы на стенах и на сводах фрески заказывали целым артелям художников!
  • В 11 склепах покоятся архиереи. Теперь захоронения одинаковые, а раньше были один пышнее другого.

Софийский собор в Вологде — видео

В этом видео вы сможете увидеть Софийский собор внутри и полюбоваться его красотой. Приятного просмотра!

Аккуратный храм-музей – иначе и не скажешь о Вологодском Софиевском соборе. Ходи себе с экскурсией, слушай об Иване Грозном, архиереях, истории икон… для религиозного здания суховато как-то. Впрочем, можно звуков добавить, там, на колокольне. Но, может, есть секреты, куда смотреть, или вы знаете другие особенности этого собора? Смело рассказывайте в комментариях!

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/sofijski-v-vologde.html

Софийский собор в Вологде

Адрес: улица Сергея Орлова, 15, Вологда, Россия. Телефон: +7 (817) 272-22-83. Режим работы: с 10:00 до 17:00, понедельник и вторник – выходные. Как добраться: любым городским транспортом, идущим до остановки “Улица Ленинградская”.

Еще во времена Ивана Грозного в Вологде было построено крупное сооружение, ставшее Софийским собором. Оно служило людям в качестве православного храма, но сегодня является музеем.

Впрочем, здесь отлично сохранились иконостас и разные фрески, созданные много веков назад.

История Софийского собора

По некоторым данным, Иван Грозный хотел иметь в Вологде образец Успенского собора, находившегося в Москве. Он лично наблюдал за строительными работами, много времени проводил в городе. Основное строительство закончилось в 1570 г., но тогда царь уехал из Вологды и собор был заброшен. Лишь спустя 17 лет его начали доделывать.

После Смуты в XVII столетии здание было разгромлено, крыша и главы сгорели.
Уже в 1612 г. храмовый комплекс отреставрировали и вновь освятили. Сделали это в честь Софии Премудрости Божией Слова, поскольку ее олицетворяли с мудростью Бога. Такое посвящение являлось традиционным еще со времен Византии. Во многих городах мира были Софийские соборы.

Возможно, таким образом хотели продемонстрировать некую независимость Вологды от Великого Новгорода.

Архитектурные особенности

Софийский собор в Вологде имеет вид прямоугольника с шестью столпами и пятью главами. Каждая из них накрыта серебристым куполом. Колокольня имеет высоту больше 75 м, что делает ее высочайшим зданием в местной епархии.

Что касается внутреннего устройства, то храм разделен на 3 нефа с помощью столпов, имеющих крестчатую форму. Главы с крестовыми сводами дают упор на подпружные арки, находящиеся между столпами. Освещение обеспечивается окнами, расположенными в два яруса.

Все они практически одинаковы по ширине, отличаются лишь высотой.

Находящиеся на верхнем ярусе окошки установлены на достаточно большой высоте. Окна в барабанах также дают свет, что делает верхнее освещение лучшим, нежели нижнее. Войти в здание собора можно по открытым порталам и через двухарочное крыльцо.

Реставрация храма

За свои годы Софийский собор пережил множество переделок. Например, самыми значительными стали изменения в покрытии кровли и растеске оконных проемов, но их снова сделали оригинальными во время реставрации, проведенной в ХХ веке.

Считается, что главы в самом начале были шлемовидными, но после пожаров они переделались на лучинистые, с железным покрытием. 1670-е гг. ознаменовались установкой новых глав, покрытых чешуей, но уже в конце столетия им вернули былую форму с большими размерами.

В результате этого центральная глава несколько осела, чем повредила другие главы. После восстановления меньших глав, их больше не меняли.

Еще при советской власти велись работы по восстановлению входов, отремонтирована штукатурка снаружи, стены побелили, а внутри собора закрепляли старинную фресковую живопись.

В начале XXI века снова началась комплексная реставрация. Лицевая кладка восстанавливалась, цоколь обработали влагонепроницаемыми материалами. Собор теперь имеет теплые полы с вентиляцией.

Не оставили без внимания и иконостас.

Стенная роспись

Такой вид оформления был впервые использован в Вологде именно в описываемом Софийском соборе. Случилось это в 1686 г. – под руководством Дмитрия Плеханова. Площадь под роспись составляла около 5 тысяч кв. м.

Интересно, что над этим работали люди, отвечающие за отдельные этапы: процарапывание росписи на еще влажной штукатурке, нанесение рисунка на стенах, пр.
Разные специалисты писали одеяния святых, рисовали растительность, наносили надписи и орнаменты. Над созданием ликов трудился личник.

Все это заняло два года, но практически через 200 лет все фрески решили обновить и дополнить, что сильно изменило внутренний вид храма. В 1963 г. начали устранять неудачную переделку и восстанавливать первоначальную роспись.

Гордость Собора – фреска Страшный суд

Фреска с таким сюжетом на стене Софийского собора является самой большой во всей России, занимая 400 кв. м. Вверху создан образ Бога, как Вседержителя, совершающего Суд. Ниже можно увидеть сцены, где на весы возлагают грехи и добрые деяния человека.

Слева изображены праведники с апостолом Петром, у которого есть ключ к вратам рая. Грешники стоят с правой стороны, около них вьется змей с пороками и грехами.

Огромная по размерам композиция свидетельствует о высоком статусе сакральной достопримечательности.

Побывать в Софийском соборе сегодня представляется возможным в качестве посещения музея. Службы же здесь проводятся достаточно редко – на большие религиозные праздники и только в летний период.

Источник: http://lions-guides.ru/Vologda-oblast/sights-of-Vologda/Saint-Sophia-Cathedral-in-Volog

Расписание богослужений в Софийском Успенском кафедральном соборе на май 2015 г

Службы возглавит глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий.

Дата/день недели Время Служба
3 маявоскресенье 9:30 Божественная литургия
10 маявоскресенье 9:30 Божественная литургия
17 маявоскресенье 9:30 Божественная литургия
20 маясреда 17:00 Всенощное бдениеВознесение Господне
21 маячетверг 9:30 Божественная литургияВознесение Господне
24 маявоскресенье 9:30 Божественная литургия
30 маясуббота 17:00 Всенощное бдениеДень Святой Троицы
31 маявоскресенье 9:30 Божественная литургияДень Святой Троицы

В этом году богослужения в Софийском кафедральном соборе будут совершаться по согласованному графику.

В договоре о сотрудничестве между Вологодской епархией и Вологодским государственным историко-культурным и художественным музеем-заповедником определен график совершения богослужений в 2015 году в Софийском Успенском кафедральном соборе.

Напомним, 15 октября 2014 г. издан указ Святейшего Патриарха Кирилла №У-01/170 о присвоении Софийскому Успенскому собору Вологодского кремля статуса кафедрального собора г. Вологды.

Наименование Дата
1 Пасха Христова 11-12 апреля 2015 года
2 Литургия в воскресные дни (с 8:00 до 13:00),накануне вечером Всенощная (с 16:00 до 21:00) с 1 мая по 30 сентября2015 года
3 Вознесение Господне(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 21 мая 2015 годачетверг
4 Память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла(накануне вечером Всенощная 16:00 до 21:00) 24 мая 2015 годасуббота
5 Рождество Иоанна Предтечи(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 7 июля 2015 годавторник
6 Память новомучеников Вологодского благочиния(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 16 июля 2015 годачетверг
7 День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 28 июля 2015 годавторник
8 Преображение Господне(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 19 августа 2015 года среда
9 Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 21 августа 2015 годапятница
10 Успение Пресвятой Богородицы(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 28 августа 2015 годапятница
11 Усекновение главы Иоанна Предтечи(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 11 сентября 2015 годапятница
12 Рождество Пресвятой Богородицы(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 21 сентября 2015 годапонедельник
13 Покров Пресвятой Богородицы(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 14 октября 2015 годасреда
14 Казанской иконы Божией Матери(накануне вечером Всенощная с 16:00 до 21:00) 4 ноября 2015 годасреда

Источник: http://vologda-mitropolia.ru/mnews/item/869-v-sofijskom-kafedralnom-sobore-bogosluzheniya-budut-provoditsya-po-soglasovannomu-grafiku

Система информирования об объектах культурного наследия вологодской области

Переход к мобильной версии

Датировка: 1568–1570 гг.

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия федерального значения.

Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Указ Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года.

Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Вологда, ул. С. Орлова, 15.

Входит в ансамбль: ансамбль Вологодского кремля.

Престолы: главный в честь Софии Премудрости Божией.

Краткое описание.

Софийский собор – одно из значительных произведений русского зодчества. Он принадлежит к числу больших холодных пятиглавых шестистолпных соборов, общим прототипом которых является главный храм Московской Руси – Успенский собор Московского Кремля. На протяжении XVI в.

несколько соборов такого типа возвели в крупнейших монастырях и в качестве главных храмов в городах. Вологодский собор выделяется экономностью декорирования и достигнутой за счёт этого скульптурной целостностью облика.

Софийский собор – важнейший объект почитания и музейного показа в Вологде.

Состояние: хорошее.

Современное использование: совместно используется Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией Русской православной церкви.

ИСТОРИЯ

Построению собора предшествовало закладка в Вологде в 1566 г. по воле и под личным надзором царя Ивана Грозного каменной крепости. Поскольку прежний деревянный Воскресенский собор оказывался за пределами новых укреплений, то царь решил строить новый собор и архиерейский двор на новом месте – внутри кремля. Строительство собора интенсивно велось в 1568–1570 гг.

Материалом для собора послужили припасы, заготовленные для строительства стен города: привезённый издалека серый и белый камень, кирпич. Летописец свидетельствует, что работали с особой тщательностью. На ночь кладка закрывалась лубьём для предохранения от дождя и холода. К 1571 г.

собор был практически достроен, но внимание Ивана Грозного оказалось отвлечено от работ в Вологде: в это время на Руси разразилась эпидемия, а на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Последовавшая отмена опричнины полностью изменила замыслы царя в отношении своей северной резиденции.

Вологодский кремль долго оставался недостроенным, а собор – неосвящённым, не была закончена и его отделка. Известно, что лишь 1 октября 1588 г., уже после смерти Ивана Грозного, святителем Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящен первый придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (небесного патрона Ивана Грозного).

Летописец сообщает, что через некоторое время после Предтеченского придела и вся «церковь была освящена» – очевидно, и главный престол собора, получивший посвящение Софии – Премудрости Слова Божия. Третий престол собора был освящён в честь Фёдора Стратилата – святого, на день памяти которого приходились именины царствовавшего тогда Фёдора Иоанновича. 22 сентября 1612 г.

на Вологду напали «польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры». Город был разграблен и сожжён, сильно пострадал и Софийский собор. После ухода захватчиков был объявлен сбор денег и церковной утвари для восстановления собора. Главный престол собора вновь был освящен в декабре 1613 г. архиепископом Сильвестром, а Предтеченский придел – в июне 1614 г.

Но собор оставался обгорелым, с временными главами и крестами, и поэтому в 1613 г. был объявлен ещё один сбор денег с церквей епархии «по полтине с клира». На собранные деньги в 1615–1616 гг. устроены деревянная крыша, главы и кресты, обитые «белым» (лужёным) железом и укреплённые железными цепями. В 1686 г. было начато «стенное писание» в соборе.

Эту работу осуществил за два года знаменитый ярославский иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов с тридцатью помощниками. Масштабные фрески собора исполнены в декоративной манере, свойственной ярославской стенописи второй половины XVII в. В куполах изображены Пантократор, Богоматерь Знамение, Иоанн Предтеча, Отечество; в барабанах – праотцы.

Западную стену занимает «Страшный суд». На сводах и разделённых на шесть ярусов стенах помещены росписи с евангельскими сюжетами и изображениями Вселенских соборов. На столпах изображены святые воины и князья. Стенопись алтаря состоит из четырёх ярусов. В 1688 г.

собор снаружи был отремонтирован, на главы собора установлены железные прорезные кресты, выкованные Ульяном Омельяновым по образцу креста не сохранившейся до наших дней церкви Николы Явленного в Москве. После пожара 1698  г., уничтожившего кровлю и шлемовидные завершения глав, новые купола для собора были увеличены и сделаны уже в форме луковиц.

Так они выглядят и сегодня: это видоизменение пришлось собору «к  лицу». В ходе ремонтов XVIII–XIX вв. собор окружили невысокой каменной оградой, позакомарное покрытие заменили на четырёхскатную кровлю, ко всем входам пристроили тамбуры. Эти перестройки сделали силуэт собора приземистым.

Высокая значимость собора определяется и его мемориальной функцией: в нём в период с конца XVI до начала XIX в. были похоронены 12 вологодских архиереев, один из которых, впервые освятивший собор святитель Антоний (правил в 1585–1588 гг.), почитается как святой (его мощи в 1998 г. перенесены в церковь Николы во Владычной слободе в Вологде).

В соборе были приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II. В соборе сохранился третий по счёту иконостас, построенный в 1724–1737 гг. мастером Арсением Борщевским. Это монументальное пятиярусное сооружение в стиле барокко завершено Распятием с предстоящими. Иконы для нового иконостаса написаны в 1730-х гг. Максимом Искрицким. В 1765 г.

в соборе был сделан не сохранившийся доныне пол из чугунных плит. В 1923 г. храм был закрыт и передан краеведческому музею, который разместил в нём небольшую экспозицию, посвящённую истории религии и атеизма, центром которой несколько десятилетий был маятник Фуко. Это позволяло сохранить интерьер собора и показывать его экскурсантам. В 1988 г. в соборе после долгого перерыва снова начались праздничные службы. В августе 1992 г. впервые в истории Вологды в соборе состоялось патриаршее богослужение. В июне 2007 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь служил в обновлённом соборе.

Ныне при храмах Воскресенский и Софийский Успенский кафедральный собор действует ПРО Архиерейское подворье Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды Вологодской Епархии РПЦ МП. Богослужение совершается в Софийском соборе по расписанию в теплое время года.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Софийский собор играет определяющую роль в ансамбле исторического центра Вологды. Он находится к северу от Архиерейского двора и расположен недалеко от реки Вологды. Необычной особенностью Софийского собора является его ориентировка в направлении юг–север, которую восприняли и строители соседних храмов.

Это принято связывать с топографическими особенностями местности и изначальной включённостью собора в план ориентированной таким же образом крепости. Размеры собора впечатляют: длина – 38,5 м, ширина – 25,9 м, высота до верха сводов – 38,4 м, высота до вершины креста центральной главы – 59,65 м. Гладкие беленые стены собора практически лишены декора.

Стены делятся мощными лопатками простого профиля на широкие гладкие прясла, завершённые полуциркульными закомарами. Собор имеет три входа: это перспективные порталы с характерным для северной архитектуры килевидным завершением.

Пространство храма выглядит как единый зал: это впечатление достигнуто устройством крестовых сводчатых перекрытий на одном уровне и отсутствием членений стен карнизами и лопатками. Освещение помещения храма осуществляется через узкие высокие окна, расположенные на втором и третьем ярусах собора строго по осям прясел; окна третьего яруса находятся в закомарах.

Три алтарные апсиды освещаются узкими окнами во втором ярусе. Кровля собора позакомарная. Мощные луковичные главы установлены на высоких цилиндрических барабанах, центральный барабан шире и выше четырёх остальных. В  каждом из барабанов имеется по восемь высоких узких окон.

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

В 1959–1970 гг. по проекту архитектора В.С. Баниге произведена архитектурная реставрация собора.

Были удалены поздние пристройки-тамбуры и ограда, восстановлено позакомарное покрытие собора и первоначальные размеры окон, поставлен один упавший крест, главы обиты оцинкованным железом. В 1962–1978 гг. под руководством художника-реставратора Н.В.

 Перцева произведена реставрация фресок и живописи иконостаса. В 1999–2007 гг. проведена реставрация стен и кровли, для обеспечения сохранности стенописи проведён дренаж и нормализована температура.

А.В. Суворов

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Баниге В., Перцев Н. Вологда. М., 1970. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/ban/ige/index.htm.
  2. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 1966.
  3. Вздорнов Г.И. Вологда. 2­е изд. Л., 1978. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/vzdornov/index.htm.

  4. Вологда в воспоминаниях и путевых записках: конец XVII – начало XX в. Вологда, 1997. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/rem/emb/erv/olo/gda/index.htm.
  5. Вологда в минувшем тысячелетии : очерки истории города / гл. ред. Ю.К.Некрасов. 2­е изд. Вологда, 2006.
  6. Вологда в минувшем тысячелетии : человек в истории города / гл. ред. Ю.К.Некрасов.

    Вологда, 2007.

  7. Вологда: самое интересное : справочник­-путеводитель / сост. М.В.Васильева, М.А.Крутиков, А.В.Суворов. 2­е изд. Вологда, 2011.
  8. Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г.В.Судаков. Вологда, 2006. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/vol_enc/3.htm.
  9. Дунаев Б. Северно­русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. М., 1914.

    URL: http://www.booksite.ru/fulltext/dunaev/index.htm.

  10. Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда, 1920. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/sever/index.htm.
  11. Железняк В.С. Вологда: краткий путеводитель по мемориальным, архитектурным и живописным памятникам. Вологда, 1947. URL: http://www.booksite.

    ru/fulltext/orthodox/zeleznyak/index.htm.

  12. Касьяненко Т.В. Вологда : путеводитель. Тула, 2007.
  13. Коновалов Ф.Я., Панов Л.С., Уваров Н.В. Вологда, XII – начало XX века : краеведческий словарь. Архангельск, 1993. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/kon/ova/lov/index.htm.
  14. Куропатников Ф. Маятник Фуко в Вологде // Спутник краеведа. 1929. № 2.

  15. Истории старых улиц г. Вологды : сборник : машинописная рукопись / Бюро историко­революционной секции при Вологодском краеведческом музее, конец 1960­х гг. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/sbor/nik/ulic/index.htm.
  16. Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб, 1914. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/lou/kom/sky/6.htm.
  17. Малков В.М. Улицы Вологды.

    Вологда, 1977. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/uly/tsy/index.htm.

  18. Москва­-Вологодчина : времён связующая нить / гл. ред. Г.В.Судаков. Вологда, 2009.
  19. Непеин С.А. Вологда прежде и теперь. Вологда, 1906. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/nep/ein/vol/ogda/index.htm.

  20. О ремонте вологодского кафедрального Софийского собора и перестройке его колокольни к 300­летию собора // Вологодский государственный историко­архитектурный и художественный музей­заповедник. Отдел письменных источников. Ф. 1. Д. 218.

  21. Описание памятников русской архитектуры по губерниям : Вологодская губерния // Известия императорской археологической комиссии. 1915. Вып. 59.
  22. Пахолков Хр. Город Вологда и окрестности. Вологда, 1896. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/pah/olk/ov/index.htm.
  23. Петрова Т.Г. Вологодский Софийский собор : путеводитель.

    Вологда, 2011

  24. Послужить Северу : историко-­художественный и краеведческий сборник. Вологда, 1995. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/pos/luzh/ity/index.htm.
  25. Рыбаков А.А. Художественные памятники Вологды XIII – начала XX века. Л., 1980. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/ribakov/index.htm.
  26. Сазонов А.И. Вологда: каменная летопись.

    2­е изд. Вологда, 2011.

  27. Сазонов А.И. Моя Вологда: прогулки по старому городу. Вологда, 2006.
  28. Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930­-х годов // Вологда : краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 250–287. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/3vo/log/da/8.htm#21.

  29. Старая Вологда, XII – начало XX века : сборник документов и материалов / гл. ред. Ф.Я.Коновалов. Вологда, 2004. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/sta/raya/vol/ogda/index.htm.
  30. Степановский И.К. Вологодская старина : историко­археологический сборник. Вологда, 1890. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/ste/pan/ovs/kyv/olo/gda/index.htm.

  31. Суворов И.Н. Церкви города Вологды 240 лет назад // Вологодские епархиальные ведомости. 1916. №15. С.298–302. URL: http://www.booksite.ru/vev/1916/1916_15_P.pdf.
  32. Суворов Н.И. Вологодский Архиерейский дом. Вологда. 1898. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/volarx/index.htm.
  33. Фехнер М.В. Вологда. М., 1958. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/phe/hner/index.htm.
  34. Храмы Вологды: фотоальбом. Вологда, 2011.

В 2013 году на средства партнёра проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на соборе была установлена информационная табличка c QR-кодом.

Источник: http://qr35.ru/en/en/o3510063013

В день святой троицы иерархи вологодской митрополии совершили литургию в софийском успенском кафедральном соборе

27 мая 2018 года, в день Пятидесятницы, глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий возглавил Божественную литургию в Софийском Успенском кафедральном соборе Вологды.

Воскресным утром с троицкой зеленью в руках жители областной столицы пришли на первую в этом году праздничную архиерейскую службу в Софийский кафедральный собор.

За Божественной литургией в Софийском соборе митрополиту Игнатию сослужили: правящий архиерей Череповецкой епархии епископ Флавиан, правящий архиерей Великоустюжской епархии епископ Тарасий, настоятель кафедрального собора протоиерей Алексей Ольховников, первый проректор Вологодской духовной семинарии протоиерей Александр Юшкин, руководитель Службы протокола иерей Алексей Булеков, проректор по развитию Вологодской духовной семинарии иерей Александр Бородовицын, ключарь кафедрального собора иерей Сергий Зяблицкий, проректор по общим вопросам Вологодской духовной семинарии иеромонах Никандр (Пилишин) секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин) и клирики Вологодской епархии.

Пятидесятницей этот праздник именуется так потому, что именно на пятидесятый день после Воскресения Господня свершилось сошествие Святого Духа на учеников Христовых и Он соединил их в единую Церковь – Церковь, созданную на все времена, и которую не одолеют врата ада. День Святой Троицы является днем рождения Церкви, объединившей верующих всех времен и народов, вошедших в нее.

Дух Святой сошел на апостолов не только для того, чтобы просветить и вдохновить их на труды и подвиги. Он сошел, чтобы остаться в Церкви Христовой до скончания века.

Апостолы не только получили право и власть раздавать дар Духа Святого верующим, но и передавать то право преемникам, епископам, священникам, а те — своим, и так в Церкви эта наследственность продолжается и поныне.

На Троицу храмы украшаются растительностью: цветами, ветвями деревьев, травой. И это тоже имеет свой символический смысл: зеленая трава, так же как и цвет облачений священников, напоминает, что Дух Святой, как и поется в тропаре этого Великого Праздника, является подателем жизни.

Литургические песнопения на праздничном богослужении исполнил Архиерейский хор кафедрального собора под управлением Наталии Киселевой.

За богослужением митрополит Игнатий рукоположил диакона Александра Малоземова во священники.

После Божественной литургии Преосвященные архиереи вместе с сослужащим им духовенством совершили Великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв, в которых испрашивалось ниспослание благодати Духа Святаго на всех, ныне живущих, для подкрепления их немощных сил.

По окончании богослужения владыка Игнатий обратился к верующим с приветственным словом.

Митрополит Игнатий поздравил всех с праздником Святой Троицы и поблагодарил за участие в первой в этом году Божественной литургии в Софийском кафедральном соборе Преосвященных владык Вологодской митрополии: епископа Флавиана и епископа Тарасия, и всех тех, кто молился за Литургией в Софийском соборе.

С приветственными словами к верующим также обратились епископ Флавиан и епископ Тарасий.

В заключение митрополит Игнатий преподал всем собравшимся верующим архипастырское благословение.

Источник: http://ustug-eparhia.ru/42-arkhierej/sluzheniya/471-v-den-svyatoj-troitsy-ierarkhi-vologodskoj-mitropolii-sovershili-liturgiyu-v-sofijskom-uspenskom-kafedralnom-sobore

Вологда. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

История храма начинается с основания кладбища. В 1760-1770 годы полоса эпидемий долгое время опустошала Россию. Одной из причин непрекращающегося мора посчитали кладбища внутри городов, и в 1772 году указом Екатерины Великой было предписано учредить новые кладбища в удобных местах за городом.

В 1782 году землемер Неелов так охарактеризовал Богородицкое кладбище: “Находится… по течению реки Вологды, вверх по левой стороне, против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала, в трехстах саженях”.

Первоначально отпевания проводились в Глинковской церкви, поэтому и кладбище называли Заглинковским Николаевским. Захоронения на нем велись с 1781 года.

Первая церковь, каменная, была построена не поздее 1790 года и получила название Рождества Пресвятой Богородицы, что на Глинковском кладбище. Позднее кладбище становится главным в городе. Но храм уже не удовлетворял вологжан из-за малых размеров.

Строительство нового храма, здание которого стоит и поныне, началось в 1832 году, его возглавил церковный староста, мещанин Александр Иванович Попов-Тестов. Церковь была построена и освящена в 1836 году. “Зданием каменная, с таковою же колокольнею, устроенной в куполе над холодной церковью – двухэтажная, крепкая…

” В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж. С этого времени церковь получила современные очертания.

После революции начинается государственная борьба с религией, которая шла по двум направлениям: разобщить верующих и закрыть храмы. Политика “разделяй и властвуй” была в полной мере использована большевиками: появилось несколько обновленческих течений, которые пытались приспособить православие к марксизму. В 1927 году при Богородицкой кладбищенской церкви была открыта обновленческая община.

Здание храма поделили: вверху – обновленцы, внизу – “староцерковники”. Власти искусно натравливали верующих друг на друга. Раздельной описи ценностей составлено не было, и поэтому постоянно провоцировались имущественные споры. Местная газета того времени констатировала: “общины…предъявляют одна другой требования убираться из здания…

” Постоянное закрытие храмов в городе привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объеденились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о.Константин Богословский из Благовещенского храма, о.Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о.Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о.Александр Садоков из Покрово-Казанской (на Торгу).

Вологжане особенно любили служение протодиакона Михаила Попова.

Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний “обновленческий” храм, т.к. не стало прихожан: люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД.

В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о.Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и о.Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме.

Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о.Николая увезли в больницу, где он и скончался. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца найден новый священник – о.

Анатолий Городецкий.

В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города.

В эти годы лихорадачно подыскивался “хозяин” собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец – картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором.

18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе.

Святыни: мощи прп. Иосафа Каменского, список иконы Божией Матери “Скоропослушница”, список иконы Спасителя “Обыденная” из Всеградского собора, икона княгини Анны Кашинской с частицей мощей. Особо чтимые праздники: 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма.

31 октября – Всемилостивого Спаса. Этот праздник установлен в память об избавлении г. Вологды от моровой язвы в 1652 году. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю. После литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии).

27 мая – иконы Божией Матери «Скоропослушница» – в память о принесении иконы в г. Вологду.

Источник:http://vologda-eparhia.ru/

Источник: http://sobory.ru/article/?object=08247

Cофийский собор в Вологде

0 1623

Один из старейших русских городов расположен в 500 км от Москвы на живописных берегах небольшой спокойной реки. До конца 17 в. Вологда сохраняла роль форпоста на севере России. Вологжане сражались на Куликовом поле, отражали нападение польско-литовских захватчиков. Царь Иван Грозный стремился превратить город в свою северную резиденцию.

Во время своего третьего приезда в Вологду он повелел построить соборную церковь. В 1568 г. в центре Вологды началось грандиозное строительство Софийского собора – первого каменного храма в городе. Строители были обеспечены всем необходимым материалом.

Им было разрешено пользоваться тем каменным припасом, который с большим трудом был заготовлен для постройки кремля, оборонительных укреплений и сторожевых башен.

Софийский собор в Вологде

Строили Софийский собор так тщательно и бережно, что вся сложенная их кирпича часть: стены, своды, барабаны, простояли почти четыреста лет и ни разу не потребовали переделки.

Архитектурно София похожа на Успенский собор в Москве.

Но строгий и скромный облик вологодского собора ближе к памятникам Новгорода: массивные стены почти без декора, узкие окна и монументальное арочное крыльцо у главного входа.

Софийский собор и колокольня в Вологде

Спустя 2 года после начала строительства, когда храм ещё не был полностью доделан, собор посетил сам Иван Грозный. Вошёл царь в прекрасное здание, осмотрелся и остался очень доволен. И тут на беду с кровли возьми да упади камень прямо Ивану Грозному на голову.

Что тут началось! Сильно ушибся царь, рассердился и велел собор разобрать. Но, сменив гнев на милость, передумал. А вскоре Иван Грозный уехал из Вологды, отправился оборонять Москву от нападения крымского хана.

О стройке Софийского собора забыли на 17 лет и только при сыне Грозного – Фёдоре, вспомнили о храме и освятили его.

Софийский собор много раз горел, был разорён во время войн, неоднократно перестраивался, обновлялся и украшался. Долгие годы храм расписывали искусные мастера. Великолепные, прекрасно сохранившиеся фрески, бесценны. Это один из лучших памятников русской живописи 17 в. Сейчас вологодский Софийский собор отреставрирован и открыт для посетителей.

Прекрасный вид открывается от собора на противоположный берег реки Вологды. Здесь есть столь характерное для старых городов русского севера сочетание сельского и городского пейзажей. Несказанно красивые берега, поросшие зеленью с разбросанными лодками. Спокойно течёт река, в которой отражаются храмы и колокольни.

Небольшие дома вдоль реки и возвышающиеся над ними стройные церкви образуют гармоничный архитектурный ансамбль.

Источник: http://Mos-Holidays.ru/sofiiskiy-sobor-v-vologde/

Описание Софийского собора в г. Вологда | Православные паломничества

Софи́йский собо́р (Собор Софии Премудрости Божией) – православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими).

Сооружён в 1568 – 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год – кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы – вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев.

В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.

Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке.

Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного.

Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору.

Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560-70-ми годами.

В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля.

Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде.

Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением:

Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена.

Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Фёдоре Иоанновиче приступили к его достройке. Отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее.

Раньше, чем главный престол был освящён южный придел собора. В 1587 году он был освящён Антонием, епископом Вологодским и Великопермским во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, патронального святого царя Иоанна IV Грозного, крещённого в день памяти святого. Придел располагался в дьяконнике собора вплоть до капитального ремонта интерьера 1848-1850 годов.

В 1612 году, во время того как «польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры» захватили Вологду, собор был разгромлен и повреждён пожаром: сгорели крыша и главы с крестами.

После ухода захватчиков начались доделки и исправления собора. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности были временно взяты из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей.

В 1612-1613 годах отремонтированный собор, в том числе и главный престол, освятили повторно.

В 1639 году Михаил Фёдорович пожертвовал в собор Софии медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет в Архангельске для собора были куплены ещё три паникадила заграничной работы.

При епископе Гаврииле в 1686-1688 году собор был расписан артелью ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева. Перед росписью были растёсаны пять окон четверика и прорублены окошки в нижней части апсид. Оконные откосы были также расписаны артелью Дмитрия Григорьева.

В 1698 году и 1724 году собор подвергался разрушительным пожарам. После пожара 1724 года, в 1737-1744 годах был установлен новый пятиярусный иконостас, существующий и сейчас.

До 1776 года, то есть до постройки тёплого Воскресенского собора, богослужения в Софийском соборе проходили круглый год.

При капитальном ремонте 1848-1851 годов ко всем входам были пристроены каменные притворы, были расширены оконные проёмы, крышу покрасили в зелёный цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора была поставлена каменная ограда.

Собор посещали императорские особы: в 1724 году – Пётр I, в 1824 году – Александр I, в 1858 году – Александр II.

В 1923 году собор был закрыт и передан краеведческому музею. В Софийском соборе была размещена экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. С 1935 года Софийский собор является памятником федерального значения.

В 1966-1968 годах Всесоюзные научно-реставрационные мастерские (ВСНРМ) под руководством архитектора В. С.

Баниге были проведены реставрационные работы, в результате которых собору вернули вид, соответствовавший XVII веку: устроено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, установлены новые купола, восстановлены узкие окна в соборе, разобраны каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н. В. Перцева проводились работы по закреплению старинной фресковой живописи.

С 1999 по 2007 год была проведена комплексная реставрация собора. Сейчас Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в соборе проводятся службы.

В июне 2007 года в Софийском соборе совершил торжественную литургию Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Паломнические поездки к Софийскому собору в г. Вологда

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g03/vologda/sofiysky-sobor.htm

Кафедральный Софийский собор

(Извлечено из описания Н. Суворова. Издание 1863 года. Москва)  

Первоначальным кафедральным собором в Вологде была церковь Воскресения Христова, что на Ленивой площади, древнейшая из церквей Вологды, современная самому ее началу.

Это значение получила она с того времени, как Вологда от новгородской митрополии была причислена в конце XV века к пермской епархии и епископы пермские, по разным причинам, стали жить более в Вологде, нежели в Устьвыме, своем первоначальном месте жительства.

Церковь этаоставалась бы соборной, может быть, и доныне, если бы царь Иоанн Васильевич Грозный не изменил ее назначения, построив в Вологде новый кафедральный собор, на новом месте, с другим наименованием. Три раза Грозный посещал Вологду. В третий раз царь жил в Вологде долго, начиная с 1568 года. К этому последнему времени относится построение Софийского собора.

Построению собора предшествовало заложение царем каменной крепости в Вологде в 1567 году.

Так как в план этой крепости не входил кафедральный Воскресенский собор, то царь, намеревавшийся, как говорит предание, надолго основать в Вологде свою резиденцию, определил перенести и собор и архиерейский дом в новую крепость, в которой уже находился деревянный дворец государев.

Постройка собора производилась с удивительной заботливостью, о какой в нынешнее время и не думают, а именно: сделанное днем всякий раз закрывалось на ночь, в предохранение от дождя и других перемен воздушных.

При таких предосторожностях здание не могло не быть весьма прочным; и оно действительно оказывается таковым: доселе, по прошествии около 300 лет от своего построения, собор не оказал никаких повреждений.

Вологодский Софийский собор построен в древнем византийском вкусе, по образцу московского Успенского собора.

Главный корпус здания представляетпараллелограмм, длиной 13, шириной 12 сажень, увенчанный пятью огромными на круглых фонарях главами, из которых средняя имеет в поперечнике около 6, а боковые около 4 сажень. Крестовые своды храма поддерживаются четырьмя четвероугольными столбами.

Собор освещается узкими, длинными окнами в фонарях и такими же в стенах в два света. Окна верхнего света находятся под самыми сводами, от земли на 9 сажень; окна нижнего света на 3 сажени; первоначальная ширина всех окон ? аршина. Наружные стены, кроме пилястр (лопаток), никаких украшений не имеют.

Алтарь выдается тремя полукружиями; отделяется от храма каменной стеной одинаковой вышины с первым ярусом иконостаса и освещен длинными и узкими, как и в церкви, окнами, три на среднем полукружии и по два на боковых; снаружи, между полукружиями алтаря и по краям его помещены четыре круглые полуколонны.

В храм ведут три входа: с южной, северной и западной сторон. Входные двери, равно и окна в соборе, все с дугообразными перемычками. Вышина собора внутри от полу до свода главного фонаря 18 сажень, а от фундамента до вершины креста 28 сажень.

Оставив в 1571 году Вологду, царь Иоанн Васильевич уже более не возвращался в нее, и собор оставался без всякого устройства. Но лишь только настало царствование Феодора Иоанновича, то и приступлено было, конечно, с царского разрешения к устройству собора, спустя 17 лет после его сооружения.

Но и тогда, или по неимению средств, или по другим причинам, устроен был в южном отделении алтаря и освящен 1 октября 1587 года преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, один только придельный престол во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, в день памяти которого было тезоименитствоГрозного. 

После сего о Софийском соборе нет никаких известий в продолжение 24 лет до 1613 года.

В летописи, после того, как сказано об освящении епископом Антонием Предтеченского придела, замечено только: «а соборная церковь еще в то время была не освящена; но последи чрез несколько времени учинена в освящении».

Выражение «чрез несколько времени» – дает основание думать, что и главный престол в соборе не долго оставался без освящения.

В 1612 году в сентябре во время бедственного нашествия на Вологду поляков и литовцев, говорит летопись, Софийский собор пострадал наряду с другими церквами от грабежа и пожара, и по уходе из Вологды мятежников оказалось нужным его возобновление и освящение в нем обоих престолов.

В том же году в декабре освящен был архиепископом Сильвестром главный престол в соборе. Обгорелая внешность собора, лишенного крыш, глав и крестов, требовала более времени и средств для возобновления.

На собранные с епархиальных церквей деньги устроены были в 1615 и 1616 годах деревянные крыши и главы на соборе; кресты на них были обиты белым железом и укреплены железными цепями.

В 1621 и 1622 годах главный иконостас в соборе был или весь сделан новый или старый заново исправлен и восполнен новыми украшениями. Пред царскими дверьми поставлен новый, необыкновенного устройства, амвон, с резьбой и столбцами, на которых и между которыми помещены были иконы с изображениями пророков и праздников. В тех же годах возобновлен был и придел Предтеченский.

В 1622 же году построена при соборе деревянная колокольня «о осьми стенах».

В 1624 и 1625 годах главы на соборе покрыты железом.

В 1627 году сделаны в соборе новые слюдяные окончины, а над северной частью алтаря, т. е. над жертвенником, устроена железная глава.

В 1634 году вычищен и покрыт олифой иконостас в соборе.

В 1635 году к западным дверям собора приделана деревянная паперть.

В 1636 году сгорела при соборе колокольня и несколько повреждены на нем крыши и главы.

В 1638 году куплены для соборной колокольни часы боевые.

В 1639 году царь Михаил Федорович пожаловал в Софийский собор паникадило медное, весом 28 пудов, 30 фунтов.

В 1642 году устроена икона Богоматери Одигитрии (доныне существующая), обложена серебряным окладом и поставлена в соборе перед каменным шатровым архиерейским местом в особом киоте. На место сгоревшей в 1636 году построена при соборе новая, деревянная колокольня.

В 1643 году починены и покрыты олифой оба иконостаса в соборе, главный и придельный. Куплены для соборной колокольни четыре колокола; сверх того, из старого, битого колокола, с прибавкой меди, вылит колокол во 122 пуда (доныне существующий).

В 1644 году устроен в соборе, между пономарскими дверьми и северной стеной храма, другой придел, во имя Феодора Стратилата. Куплены два колокола немецких.

В 1645 году в главном алтаре собора над престолом сделана деревянная, шатровая сень на четырех точеных, золоченых столбцах с подзором.

В 1647 году сделана деревянная ограда вокруг собора.

В 1648 году в фонари (шеи) глав соборных сделано 40 новых окончин с проволочными решетками: таковые же устроены и в верхние окна самого храма.

В 1651 году возобновлены иконы в верхних ярусах главного иконостаса.

Между 1654 и 1659 годами построена при соборе каменная, ныне существующая, колокольня, для фундамента которой царским указом дозволено было употребить бутовый, серый и белый, камень из начатой царем Иоанном Грозным, но не оконченной в Вологде, крепости.

В 1658 году собор покрыт белым железом.

В 1659 году починены и перенесены на новую колокольню боевые часы.

В 1661 году вычищен, починен и покрыт олифой главный иконостас в соборе.

В 1662 году в приделе Предтеченском починены и покрыты олифой все иконы. Присланы от Димитрия Строганова в дар собору: плащаница и палица, шитые шелками, золотом и серебром, из которых плащаница существует доныне.

В 1663 году, по смерти вологодского архиепископа Маркелла, составлена была подробная опись Софийского собора.

Эта опись, древнейшая из сохранившихся в архиве консистории*[Опись эта составляет книгу в 4 долю листа, толщиной в два пальца, писана старинной скорописью.

Заглавие ее:”Книги переписные Софийскаго дому после архиепископа Маркелла 7171 году”. Кроме описи собора в ней содержится опись и архиерейского дома с домовыми церквами].

В 1667 году сделаны переделки в главном алтаре Софийского собора.

В 1668 году починена на соборе большая глава. Внутри собора у архиерейских гробниц сень и столбцы расписаны красками.

В 1671 году разобраны обветшавшие главы на соборе.

В 1672 и 1674 годах деланы на соборе новые главы, обитые чешуей.

В 1679 году поновлены обветшалые иконы в Феодоровском приделе.

В 1680 году над полуденными входными дверями собора снаружи поставлена писанная на дереве икона Вседержителя.

В 1685 году куплены для соборной церкви в Архангельске три медные, заморской работы, паникадила.

Источник: http://Nason.ru/sofiiskisobor

Ссылка на основную публикацию