Собор владимирской божьей матери в санкт-петербурге, расписание, история, адрес

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Собор Владимирской Божьей Матери в Санкт-Петербурге, расписание, история, адрес

Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга Владимирской площади и на одноименной станции метро. Рядом находится дом-музей Достоевского и памятник этому великому классику.

Храм построен и освящен в честь иконы Божией Матери, Защитнице русской земли. Историки полагают, что благодаря ее покровительству, собор остался невредимым до наших времен. Сегодня здесь проходят богослужения, таинства крещения и венчания.

История собора

Изначально храм был основан на месте деревянной церкви, также освященной в честь иконы Божией Матери. Его строительство началось во второй половине XVIII века и имело первый на то время в городе архитектурный проект, разработанный по подобию Успенского собора в Москве.

Храм представляет собой пятиглавое двухэтажное здание в стиле барокко, с крестами на куполах, 3 притворами и апсидой. Если его обойти, можно заметить, что он имеет форму квадрата с усеченными углами. Также собор играет важную архитектурную роль.

Он является апогеем Загородного проспекта и главным памятником Владимирской площади. На фоне остальных зданий он выглядит величественно.

Желтые стены и черные купола в сочетании друг с другом создают необыкновенный образ, пришедший с давних времен и несущий огромную энергетику.

Все последующие церковные строения Санкт-Петербурга будут воздвигаться по подобию этого собора.

В 1930 году его закрыли и его отдали в распоряжение Государственной Публичной Библиотеке. В послевоенное время в здании храма расположилось трикотажное производство. Ровно 60 лет собор Владимирской иконы Божией Матери не имел возможности принимать прихожан и проводить службы. Но в 1990 году благодаря Льву Гумилеву и Дмитрию Лихачеву он вновь стал собственностью ленинградской Епархии.

С тех пор в качестве восстановительных работ были установлены 8 позолоченных крестов, покрыты медью купола, осуществилась реставрация верхнего храма и фасадов часовен. В 2000 году церковь получила официальный статус собора.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона “Нерукотворный спас” с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы. 

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей – верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Источник: http://Peterburg.center/maps/sobor-vladimirskoy-ikony-bozhiey-materi

Владимирский собор

В Санкт-Петербурге много храмовых построек, которые сегодня помимо своей духовной миссии также являются великолепными памятниками церковного зодчества.

Я хочу познакомить вас с собором, располагающимся в центре города и находящимся под покровом Владимирской иконы Божией Матери. Он так и называется — Владимирский.

Как добраться

Храм находится по адресу Владимирский проспект, д. 20.

Попасть в этот храм очень просто. Вам нужно лишь доехать до станции метро «Владимирская».

При выходе на Большую Московскую улицу вы сразу увидите этот величественный собор.

Вход и режим работы

Вход во Владимирский собор, как в большинство православных храмов в России, свободный. При посещении только не стоит забывать о правилах внешнего вида.

Собор открыт ежедневно с начала утреннего и до конца вечернего богослужения. Расписание служб здесь.

В понедельник, четверг и воскресенье здесь исполняются Акафисты Серафиму Саровскому, Святителю Николаю Чудотворцу, Иисусу Христу и Божией Матери. Это очень красивые службы.

Кстати, слово «акафист» означает «неседальная песнь», то есть он исполняется непременно стоя. Вы можете в любое время заказать здесь молебны о здравии свох близких и службы по усопшим — панихиды, литии, отпевания.

История Владимирского собора

Эта церковь, выполненная в стиле перехода от барокко к классицизму, появилась на месте своей деревянной предшественницы, которая существовала с 1747 года в районе речки Фонтанки, где располагались Придворные слободы (Это место так называлось в силу того, что поначалу здесь в основном проживала дворцовая прислуга). Новая церковь строилась пятиглавой по волеизъявлению Елизаветы Петровны.

Императрице хотелось видеть все каменные храмы Санкт-Петербурга подобными Московскому Успенскому собору. Средства на сооружение новой Владимирской церкви собирались под началом священника Иоанна Кирикова, который был убит грабителями в 1770 году и не дожил до её открытия.

При праздновании столетия собора в память об этом иерее на его могиле, расположенной в ограде церкви, был установлен памятник.

Период до революции 1917 года

В апреле 1783 года митрополит Гавриил освятил готовую церковь. В этом же году было также завершено строительство величественной колокольни (архитектор Д. Кваренги). Вот только имени создателя самого собора архивы для нас не сохранили. Первоначальный проект принято считать принадлежащим знаменитому мастеру Б. Ф. Растрелли. А воплощение идеи — архитекторам Х. Кнобелю или П. Трезини.

Но достоверных сведений сегодня, к сожалению, не имеется.

В XIX веке благоустройство собора продолжилось. В 30-ых годах трудами архитектора А. И. Мельникова создан трапезная и притвор с лестницами, ведущими на 2 этаж храма.

В 1948 году двухъярусная колокольня обрела дополнительный третий ярус, благодаря усердию архитектора Ф. И. Руска, который также сооружает подле церкви ограду и две барочные часовни.

Вокруг церкви располагался сад, остатки которого существуют и в наше время.

Собор имел несколько престолов. На первом этаже центральный из них был освящен в честь Иоанна Дамаскина, а боковые — в честь Священномученника Харлампия и Святого пророка Илии.

В верхнем храме главный престол был посвящен самой иконе Владимирской Божией Матери, северный — иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость», а южный — великомученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.

Этот величественный собор и его почти семидесятиметровая колокольня завершали перспективу Загородного проспекта. И в наши дни они являются архитектурной доминантой на Владимирской площади Санкт-Петербурга.

Сама церковь в имперские времена была одной из самых богатых в столице. Сюда приходили горожане для поклонения трём великим святыням: Владимирской иконе Богоматери, Образу «Нерукотворный Спас», который был освящен преподобным Иоанном Кронштадтским, и иконе Серафима Саровского (с частицами его мощей).

Именно здесь совершилось отпевание Арины Родионовны — незабвенной няни великого русского поэта А. С. Пушкина. Также в данном храме и поныне ежегодно совершаются панихиды по Ф. М. Достоевскому, который был его прихожанином.

Советское время

В 1930 году храм, как духовное здание, был закрыт. Сюда перебрались фонды Государственной публичной Библиотеки для открытия именно в церкви глумливого филиала антирелигиозной литературы. Также помещения были отданы и стройтресту.

Но Божия Матерь хранила свою удивительную церковь, которая выстояла в грозное военное время.

После Победы в храме вновь размещается книгохранилище только теперь уже Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году здесь устроили вдобавок ко всему ещё и производство трикотажной продукции.

Конец XX века — наши дни

В августе 1989 года собор был возвращен Русской православной церкви. Кстати, этому способствовали писатель-патриот Лев Гумилёв и академик Дмитрий Лихачёв, предок которого был когда-то старостой этого храма.

Храм был передан в весьма плачевном состоянии — без оконных стёкол, крестов, с повреждённой кровлей.

В 1990 году в Светлый день Благовещения (7 апреля) собор был освящен будущим Патриархом России, а в ту пору — митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером). Владыка становится настоятелем этого храма, открывая в нём традицию настоятельства Петербургских митрополитов. (Следом за ним назначаются митрополиты Иоанн (Снычев) и Владимир (Котляров)).

С 1991 года по наши дни в соборе непрерывно ведётся ряд восстановительных работ. На куполах самой церкви и её часовен установлены позолоченные кресты, а купола покрыты медными листами. Отреставрированы фасады зданий. Вновь восстановлена могила первого настоятеля храма отца Иоанна Кирикова. Продолжается реставрация нижнего храма.

В настоящее время завершается золочение малых соборных куполов.

Статус собора эта церковь получила в 2000 году. Сегодня это один из самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга.

Архитектура и внутреннее убранство

Об архитектурных особенностях Владимирской церкви подробнее можно прочитать здесь.

Иконостас верхней церкви

Я думаю, что в этом соборе ваше внимание непременно привлечет к себе замечательный иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, находящегося в верхнем храме.

Это настоящий шедевр церковного искусства. Он был создан под началом знаменитого Б. Ф. Растрелли лучшими архитекторами эпохи императрицы Елизаветы Петровны. До наших дней он сохранился почти в изначальном своем виде. Это образец искусства петербургской школы барокко.

С обеих сторон, с приходской и алтарной, этот иконостас украшен иконами.

Миссионерское служение Владимирского собора в наши дни

Воскресные школы

При Владимирском соборе сегодня существует детская воскресная школа, которая называется «Логос». Занятия в ней проходят по субботам и воскресеньям. Одной из её целей является стремление возродить утраченные семейные традиции и приобщить детей к красоте православной культуры.

Обучение чаще всего строится в форме диалога, происходящего во время беседы со священником. Здесь мальчики могут попробовать себя в качестве алтарников, а девочки, кроме непременных предметов — храмоведения, изучения Нового Завета и др., занимаются в кружках рукоделия.

также здесь есть театральная студия и занятия по изодеятельности.

Родители зачастую присутствуют на занятиях своих чад, а также сами посещают воскресную школу для взрослых.

Школа звонарей

Да-да, в этом замечательном соборе в 2000 году открыта школа именно с таким вот названием! Сюда приглашаются все желающие постигнуть эту старинную науку.

Читайте также:  Икона «моление о чаше» в чем помогает

Меня не удивляет, что при храме появилось подобное направление. Ведь его величественная колокольня достигает 68 метров в высоту и является одним из самых высоких зданий центра Санкт-Петербурга.

Звонари часто принимают участие в различных церковных и светских мероприятиях, среди которых можно перечислить звоны в храмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, освящение церквей, концерты и фестивали, масштабные выставки и презентации.

Обучение происходит 2 раза в неделю в самой колокольне на своеобразном тренажере-звоннице. План занятий содержит в себе ознакомление с уставом колокольных звонов, их видами и так далее, сольное и ансамблевое исполнение, занятия по ритму, развитию слуха и нотной грамоте.

Начать заниматься здесь вы можете в любое время года. Правда, необходимо благословение настоятеля собора и рекомендации от церковного прихода, который вы посещаете.

Но, я думаю, что главное — само желание! Кстати, здесь применяется индивидуальный подход к каждому ученику, и нет какого-то жесткого учебного плана или единой методики.

Всё строится на личном взаимодействии с наставником и на постоянной практике.

Здесь ежегодно проходят обучение до 40 человек всех возрастов. Преподавателями являются звонари Владимирского собора под руководством Владимира Степановича Кайчука — старшего звонаря и начальника реставрационных мастерских храма.

За годы существования школа вырастила целую плеяду профессиональных звонарей, которые сегодня служат в церквях Санкт-Петербурга, других городов России и СНГ.

Ученики участвуют в поездках на фестивали и конкурсы в другие города, что помогает им постоянно совершенствовать своё мастерство и делиться опытом.

Особенно торжественно в Санкт-Петербурге проходит Пасхальный фестиваль, который открывают колокола Петропавловского собора.

Далее их песнь подхватывают и продолжают благовествовать остальные храмы Санкт-Петербурга. И этот звон длится всю Светлую Седмицу.

Приходская газета

При храме выпускается своя газета. С архивом выпусков можно ознакомиться здесь.

Библиотека, социальная и юридическая службы

Во Владимирском соборе есть своя библиотека и приходская социальная служба. С её разноплановой и очень полезной в наше время деятельностью подробнее можно ознакомиться здесь.

Мне лишь непременно хочется отметить, что с 2015 года именно эта служба организовала еженедельную благотворительную раздачу горячей пищи, необходимых вещей и медикаментов для нуждающихся.

Это происходит каждый четверг в 16:00

При необходимости для прихожан при Владимирском соборе оказывается и бесплатная юридическая помощь.

Тёплая пристань

Я очень люблю этот уютный и вместе с тем грандиозный собор Санкт-Петербурга. Когда входишь в него, на душе даже в пасмурные дни сразу становится светлей. Именно сюда не так давно привозили удивительную Феодоровскую икону Богородицы из Костромского монастыря.

Считается, что этот Образ принадлежит, подобно образу Владимирской Богоматери, евангелисту Луке.

«Феодоровской» икона названа в честь отца святого князя Александра Невского — великого князя Ярослава Всеволодовича, который в крещении был наречен Феодором (в честь святого Феодора Стратилата). Этой иконой Ярослав-Феодор и благословил своего сына при его супружестве.

Интересен этот чудотворный Образ тем, что он двухсторонний. На её обороте изображена святая великомученица Параскева, облаченная в дорогое княжеское одеяние (её появление связывают с супругой Александра Невского).

Я вновь встретилась с этой удивительной иконой совершенно неожиданно для себя, когда, оказавшись в центре города, случайно зашла во Владимирскую церковь.

До этого видела её в Москве во время православной выставки и в самой Костроме при праздновании Преображения Господня.

Вот уж действительно, права православная поговорка, что «случай — это псевдоним Бога, который просто не оставил своего автографа»…

И, быть может, вы тоже прочитали мою статью о замечательном Владимирском соборе не случайно…

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/vladimirskiy-sobor

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Недалеко от Невского проспекта на оживленной Владимирской площади Вы увидите величественный храм, это собор в честь Владимирской иконы Божьей матери, защитницы русской земли. Многие историки полагают, что именно благодаря этой иконе храм сохранился до наших дней.

Владимирский собор известен тем, что в нем часто бывал Федор Михайлович Достоевский, живший совсем рядом – в Доходном доме почт-директора Пряничникова. В этой церкви отпевали няню А.С. Пушкина Арину Радионовну, а старостой храма был один из предков выдающегося русского мыслителя и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Посещение храма Вы можете совместить с осмотром других достопримечательностей Санкт-Петербурга. Рядом расположены площадь Пяти углов, дворик Изумрудный город, Музей бабочек, а также Музей Арктики и Антарктики. 

Владимирский собор – краткое описание

Автор проекта Владимирского собора точно не известен, но скорее всего, им был Пьетро Антонио Трезини. Пятиглавый двухэтажный храм построен в классическом стиле. Грандиозное здание является памятником архитектуры второй половины XIX века.

При оформлении фасадов церкви и колокольни использованы типичные элементы барокко – коринфские колонны и лепной декор, лучковые (на четверть окружности) арки и изобилие скульптуры на фасадах.

Нижний теплый храм освящен во имя настоятеля Валаамского монастыря Иоанна Дамаскина.

Верхняя церковь Владимирская – холодная. Главным ее святыней является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудом сохранившийся до нашего времени.

Он создан группой мастеров под руководством Бартоломео Франческо Растрелли. Это святыня является уникальным произведением церковного искусства, число которых не превышает и десяти на всей территории России.

Иконостас является образцом искусства петербургской школы барокко.

Икона Божией Матери написана в XII веке в Константинополе и подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Образ Девы Марии известен тем, что она много раз помогала во время сражений с иностранными захватчиками.

Колокольня высотой в 68 метров завершается куполом с фонарем. Первоначально звонница была трехъярусной, позже она была надстроена четвертым ярусом по проекту, выполненному архитектором Франса Руска.

Из истории

Трудно себе представить, что история такого величественного здания начиналось в 1746 году даже не с деревянного храма, а с временной церкви в частном доме.

Храм был организован за Фонтанкой, в Дворцовых или Придворных слободах в доме Фёдора Якимова, где был установлен походный тканевый иконостас.

Временная церковь существовала около года. Чтобы не тратить деньги на сооружение храма, новая церковь была возведена из старой разобранной часовни. Ее престол был освящен во имя Владимирской иконы Божьей матери.

Интересно, что эта деревянная церковь стала первой возведенной после нашумевшего указа Елизаветы Петровны о сооружении пятиглавых храмов, подобных Успенскому собору в Москве.

Вскоре церковь обветшала и с разрешения императрицы начался сбор средств на возведение новой каменной постройки. В 1761 году каменный храм был заложен. Полностью он был завершен через 22 года, то есть работы шли достаточно долго. В 1783 году была возведена и колокольня, выполненная по проекту архитектора Джакомо Антонио Кваренги.

Строительство Владимирского собора сопровождалось перестройкой всей прилегающей территории. Именно в это время возникла Владимирская площадь.

В годы борьбы с религией храм был закрыт. С 1932 года его помещения использовались под архив, библиотеку и трикотажное производство. Все убранство первого этажа было утеряно.

В 1990 году, благодаря стараниям Дмитрий Сергеевича Лихачёва и ученого Льва Николаевича Гумилёва, храм возвращен Ленинградской Епархии, а через 10 лет ему был присвоен статус собора.

В настоящее время церковь шестипрестольная.

При храме работает Детская воскресная школа, открыта школа звонарей. Детский хор Владимирского собора объездил всю Россию, пережил минуты служения у Гроба Господня в Иерусалиме и в Вифлееме в пещере Рождества Христова. Пение детей этого хора поистине ангелоподобное и целомудренное.

Надо отметить, что Владимирский собор в Санкт-Петербурге владеет копией Владимирской иконы Божьей матери. Оригинал с 1999 года хранится в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее.

Войти в этот храм-музей можно только через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка. Икона находится в особом пуленепробиваемом киоте, внутри которого поддерживается необходимая температура.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21124.htm

Владимирский собор

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Православный храм в честь одной из самых почитаемых на Руси икон был построен в 1761-1769 годах по проекту П. А. Трезини или Х. Г. Кнобеля на месте одноименной деревянной церкви. Сегодня это действующий православный храм в составе Центрального благочиннического округа.

Интересные факты:

Точное авторство архитектора собора до сих пор не установлено, храм на месте одноименной деревянной церкви могли спроектировать два человека — П. А. Трезини или Х. Г. Кнобель, однако не только они приложили руку к этому архитектурному памятнику.

В 1791 году архитектор Джакомо Кваренги пристроил двухъярусную отдельно стоящую колокольню, в 1830-1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведен притвор, а в 1850—1853 годах архитектор Ф. И.

Руска соорудил возле Владимирского собора две часовни и ограду.

Стиль двухъярусного крестово-купольного пятиглавого храма демонстрирует переходный этап от барокко к классицизму, наружное убранство храма решено в стиле барокко (коринфские колонны, декорирующие фасады, лепной декор, разорванные лучковые арки северного и южного фасадов), а вот фасады колокольни решены в стиле классицизма. Собор имеет в плане форму квадрата со срезанными углами, высокие барабаны венчаются изящными главками-луковицами, над центральным барабаном возвышается высокий колоколоообразный купол. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. Собор включает в себя верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (теплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесенный сюда в 1808 году из церкви Аничкова дворца.

Высота звонницы колокольни — 40,5 метров, основания креста — 64,1 метра. В градостроительном отношении собор сохраняет значение архитектурной доминанты района, замыкая перспективу Загородного проспекта. Церковь дала название Владимирской площади Владимирскому проспекту.

В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина), поэт самолично присутствовал на отпевании.

Владимирская церковь в 1887-1888 годах принимала на своей территории часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси. Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М.

Достоевский, теперь здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя, а недалеко расположен его именной музей.

С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.

В советское время Владимирская церковь была закрыта, в ее здании разместилась фабрика «Ленмашучёт». Храм был возвращен верующим только в 1989 году, а в 2000 году эта церковь получила статус собора.

Здание Владимирского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

.

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/worship-places/vladimirskaya-church/

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор Владимирской иконы Божией Матери или просто Владимирский собор — действующий православный храм на Владимирской площади в Санкт-Петербурге. Посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон.

От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади.

Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в Центральный благочиннический округ. Настоятель — митрополит Владимир (Котляров), ключарь Собора — протоиерей Георгий Шмид.

История

Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.

Церковь была освящена 9 апреля 1783 года.

В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни.

В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор.

В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850—1853 годах он же соорудил часовню и ограду.

С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.

В 1883—1885 годах архитектором А. Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.

После реставрации 1887—1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.

В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина). Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский и в настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.

Читайте также:  Святой пророк божий илия: житие, молитвы, акафист

В 1932 году Владимирская церковь была закрыта, а в здании разместилась фабрика «Ленмашучёт».

В августе 1989 года она была возвращена верующим и освящена 7 апреля 1990 года после первоочередного внутреннего ремонта. Реставрация интерьера храма заняла много лет.

В мае 2000 года Владимирская церковь получила статус собора.

Архитектура и убранство

Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (теплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви.

Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви были утрачены в середине XX века.

Духовенство

Настоятели собора за всю историюДатыНастоятель
1746-… священник Григорий Матвеев
1763 — 20 октября (1 ноября) 1770 священник Иоанн Кириков (…—1770)
1770—1783 священник Иаков Иванович Граевский
1783—1789 протоиерей Иаков Илларионов (…—1789)
1789—1798 священник Филипп Васильев
1790—1808 священник Иоанн Фёдорович Башилов
1808—1810 протоиерей Иоанн Никитич Голубев
1810—1825 протоиерей Павел Петрович Свиязев (…—1825)
1826—1831 протоиерей Симеон Яковлевич Платонов (…—1831)
1831 — 22 января (3 февраля) 1864 протоиерей Михаил Никитич Малеин (1788—1864)
1864—1892 протоиерей Александр Николаевич Соколов (1817—1903)
1892—1893 протоиерей Димитрий Александрович Приселков (…—1909)
1893—1895
1895—1902 протоиерей Николай Михайлович Вирославский
1902—1903 протоиерей Димитрий Александрович Приселков (…—1909)
1904—1917 протоиерей Александр Алексеевич Владимирский
1917 — июнь 1922 протоиерей Павел Антониевич Кедринский (1863 — после 1935)
октябрь 1922 — август 1923 протоиерей Иоанн Яковлевич Соколов (… — после 1937)
август 1923 — июнь 1932 протоиерей Павел Антониевич Кедринский (1863 — после 1935)
1932—1990 храм не действовал
1990 митрополит Алексий (Ридигер)
1990—1995 митрополит Иоанн (Снычев)
1996 — настоящее время митрополит Владимир (Котляров)

Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/vladimirskiy-sobor

Князь-Владимирский собор Санкт-Петербург

Князь-Владимирский собор — пожалуй, самое величественное культовое сооружение Санкт-Петербурга эпохи раннего классицизма. Колокольня возвышается на 57 метров. Парящее на 30-метровой высоте мощное пятиглавие хорошо видно со стороны Зимнего дворца. Два придела собора, Успенский и Никольский, — это своего рода напоминание о двух предшествовавших нынешнему храму церквях.

Князь-Владимирский собор входит в число самых посещаемых храмов Петербурга.

Князь-Владимирский храм менее известен, чем, например, петербургский Исаакиевский собор или московский собор Василия Блаженного. Но для русского зодчества он представляет собой, безусловно, знаковое явление, обозначая целый явленный в камне архитектурный период, который называют либо «ранним екатерининским классицизмом», либо — условно — «переходом от барокко к классицизму».

Интересно отметить применение барочных элементов (еще не архаизирующих, а, скажем так, «преемствообразующих») в этом здании, в целом уже принадлежащем следующей эпохе.

Итак, при всей строгости и сдержанности декора — можно сказать, утрированной строгости и сдержанности! — наметанный глаз сразу отмечает барочный лучковый фронтон на плоскости фасада вместо обязательного в классицизме треугольного фронтона над портиком, и такие же сандрики, которые уже через десять-двадцать лет будут казаться немыслимо фривольными.

Вытянутая по горизонтали овальная люкарна над входом — тоже типичное барокко. Но фасады Князь-Владимирского собора уже строго членены, барабаны увенчаны полусферами куполов — добро пожаловать в классицизм.

Таким образом, на примере всего одного здания хорошо видно, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице.

Можно с какими-то допущениями считать это временем «междустилья», хотя вернее будет охарактеризовать период шестидесятых — семидесятых годов XVIII века как стилистический поиск русского классицизма на фоне изживания барокко.

Дело в том, что классицизм появился на нашей почве не столько в результате долгого ее «возделывания», сколько в результате разового социально-политического «заказа».

Новая эпоха — отечественное Просвещение, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нем, нарастающее могущество империи — плюс, разумеется, обращение к опыту прогрессивного западного искусства, «припавшего» к идеалам античности. Вот что породило новый для России архитектурный стиль.

«Техзадание» было дано, форма определена изначально, и дальше зодчие занялись ее наполнением по факту, выработкой чего-то своего в рамках предложенной им данности. Логическая ясность, регулярность, ордерность, монументальность — это все уже присутствует в самых ранних произведениях русского классицизма, еще находящегося в той или иной степени под влиянием барочной стилистики. Екатерине II удалось то, чего не удалось Петру: волевым усилием изменить архитектурный облик страны.

Источник: http://posmotrim.by/article/knyaz-vladimirskij-sobor-sankt-peterburg.html

Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская) – службы в церкви «Помни Всегда»

В БОГЕ СПАСЕНИЕ МОЕ И СЛАВА МОЯ; КРЕПОСТЬ СИЛЫ МОЕЙ И УПОВАНИЕ МОЕ В БОГЕ.

56:2 ПСАЛТИРЬ

В честь Пресвятой Богородицы, святой Заступницы и Покровительницы земли русской, в Санкт-Петербурге воздвигнут великий Собор Владимирской иконы Божией Матери.

Это святилище Её – одно из самых любимых петербуржцами святых мест города, где дано прибежище молитвам искренним, где благость Божественная врачует души человеческие, где снисходит к нам Пресвятая Матерь из невидимого для нас вездесущего…

Владимирский Собор в Петербурге является высокодуховным творением человеческим и принадлежит к величайшим архитектурным памятникам 18-го века.

Он воздвигнут недалеко от Фонтанки, ныне – Владимирского и Загородного проспектов, на месте ранее находившейся там деревянной церкви, которая, в свою очередь – ведёт истоки от простого русского иконостаса, установленного в доме представителя ведомства дворцовой канцелярии – Ф. Якимова в далёком 1746 году.

По указу императрицы Елизаветы Петровны, на месте этого походного иконостаса была возведена деревянная церковь, которая и стала прототипом нынешнего Собора владимирской иконы Божией Матери. В 1748 году в церкви впервые был освящён престол во имя Святой Заступницы нашей.

А ещё через год здесь были освящёны три дополнительных престола: во имя благочестивого Иоанна Дамаскина – святого мученика за веру православную, во имя священномученика Харалампия, загубленного язычниками за проповедование веры Христовой и во имя святого Илии, величайшего ревнителя Слова Господня.

Стараниями верующих из придворных слобод и усилиями прихожан, под руководством иерея – отца Иоанна Кирикова, были собраны средства для воздвижения белокаменного Владимирского Собора в Петербурге на месте деревянной церкви.

Сама великая императрица, Елизавета Петровна, почтившая церковь своим присутствием, воздала молитву во славу Пресвятой Богородице, пожертвовала церкви немалые средства и издала указ на воздвижение на её месте каменного собора. Церковь не раз была закрыта во времена советского атеизма, не раз перестраивалась и подвергалась запустению…

Но, стараниями истинно верующих просвещённых петербуржцев, историков, писателей и православных горожан, собор был вновь возвращён к жизни и заблистал Божественным светом для всех страждущих милости Божьей. В великий церковный праздник, святое Благовещение, в 1990 году Собор владимирской иконы Божией Матери был вновь освящён патриархом Московским и Всея Руси.

«Об умирении вражды между ближними» поставить свечу перед иконой Владимирской Божией Матери

Возжечь свечу за умирение вражды между ближними и помолиться перед образом Владимирской Божией Матери – первый шаг для обретения мира в наших семьях.

Почему мы не бережём тех, кого любим? Почему так часто обижаем их и сами на них обижаемся? Можно много об этом рассуждать, но нет ответа чёткого на эти вопросы… Многие считают, что не имеет значения, перед какой иконой ставить свечи и просить о сокровенном.

Однако имеются свидетельства, когда сама Богородица являлась страждущим и говорила им, перед какой Её иконой лучше возжигать свечи и молиться. Следуя указаниям Богородицы, полученным во сне или наяву, люди шли молиться к указанному образу и получали желаемое, по силе веры своей.

«За избавление от обид и угнетения» поставить свечу перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»

Перед святым ликом Богородицы «Всех Скорбящих радость», возжигают свечи и возносят молитву обиженные и оскорблённые, скорбящие, неправедно наказанные и болящие.

В летописях древних повествуется, что Матерь Святая явилась неизлечимо больной Евфимии, дочери патриарха Иоакима в далёком 1688 году и призвала больную помолиться и возжечь свечу в церкви Преображения Господня на Ордынке перед иконой «Всех Скорбящих радость». Евфимия исполнила указание Богородицы и исцелилась.

С той далёкой поры люди, после возжжения свечи перед образом «Всех скорбящих радость» и молитвы искренней, получают исцеление и избавление от различных напастей, по силе веры своей.

«О душевном спокойствии» поставить свечу перед образом Богородицы «Троеручница» в приделе Иоанна Дамаскина

Вспомните всех, кого вы обидели, мысленно попросите у них прощения и поставьте свечу перед образом Пресвятой Богородицы «Троеручница» с мыслями добрыми и искренними. Огонь свечи вашей сольётся с огнём божественным, и обретёте вы спокойствие душевное.

По преданию, Божия Матерь свершила великое чудо, недоступное человеческому разумению, летопись гласит так: Иоанн Дамаскин умолял Богородицу исцелить его руку, писавшую правду в защиту православной веры и отрубленную по велению Дамасского халифа. После долгой молитвы Деве Святой, преподобный Иоанн задремал, а очнувшись, увидел руку свою исцелённой.

В благодарность за это чудо, он изготовил руку серебряную и приложил её к иконе Богородицы, отчего она и получила название «Троеручница».

По преданиям, создание первоначального облика Владимирского Собора в Петербурге принадлежит величайшему архитектору, знаменитому Франческо Растрелли, его стиль тектонического декора, прослеживается во внешнем убранстве храма.

Великие творцы своего времени, архитекторы: Мельников, Руско и Гольма внесли свой вклад в оформление храма плавным переходом от растреллиевского стиля барокко к стилю элегантного классицизма. Нынешний Собор Владимирской иконы Божией Матери представляет собою пятиглавое двухэтажное здание с полукруглой апсидой и святыми притворами.

Фасады собора оформлены декоративными колоннами и лучковыми арками, проёмы окон украшает великолепный лепной декор. Рядом с основным зданием расположены две каменные часовни и купольная колокольня. Внутреннее убранство Владимирского Собора в Петербурге радует глаз своим благолепием.

Благостным местом для сокровенной молитвы является основной престол собора с уникальным иконостасом – освящённый во имя Владимирской иконы Божией Матери. Иконостас представляет собою собрание древнейших икон, чудесным образом сохранившихся до наших дней в своём первозданном виде.

Молитвы перед этими иконами имеют огромную духовную мощь и великую исцеляющую силу для человека искренне верующего. Служители проекта: «Помни Всегда» принимают ваши прошения на молитву в этом богоугодном святом месте – Соборе Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Молитесь, и да пребудет с вами Всевышний.

Главная святыня Владимирского Собора в Петербурге – икона Владимирской Божьей Матери. Перед этой святыней земли русской преклоняются не только петербуржцы, но и православные со всех концов нашей огромной России.

Божий промысел в том, что святая икона с изображением лика Пресвятой Богородицы с Младенцем на руках, как луч Божественного света, освещает наши души в этом святом месте города на Неве. Поэтому и воздаём мы благодарения Деве Святой в главный церковный праздник собора – день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, празднуемый 8 сентября.

Северный предел Владимирского Собора в Петербурге освящен в честь иконы Богородицы – Всех скорбящих радость, пред которой свершилось немало чудесных исцелений. Южный придел освящен во имя святых мучениц, девочек Веры, Надежды, Любови и их многострадальной матери Софии, замученных палачами императора Андриана, но не отступивших от веры православной.

Вечная память святым мученицам и вечное наше поклонение их святым образам… В соборе находится икона Спасителя, Нерукотворный Спас, как повествует Священное Писание – самый первый образ Иисуса Христа, оставленный Им людям ещё при жизни Его на земле. Этот лик святой в Соборе Владимирской иконы Божией Матери почитается как драгоценнейшее духовное сокровище города.

«Я увидел человеческое лицо Господа нашего, и душа моя была спасена», – так писал об этой иконе преподобный Иоанн Дамаскин.

Повествуя о святынях Владимирского Собора в Петербурге нельзя не затронуть исцеляющую силу нетленных мощей Серафима Саровского, с благоговением хранящихся в храме, к которым с молитвой об исцелении прикладываются верующие и получают помощь Святого по силе молитвы и веры своей.

Читайте также:  Софийский кафедральный собор вологды: адрес, расписание богослужений, история

Перед святыми образами икон Владимирского Собора молились многие светочи нашего Отечества: великий поэт Некрасов, композитор Римский-Корсаков, писатель Куприн и иные достойные люди. Собор Владимирской иконы Божией Матери славен и своими культурно-духовными ценностями.

Здесь имеется воскресная школа для детей, где ученики, помимо непосредственного обучения азам христианской религии, имеют возможность принимать активное участие в церковной жизни. Есть уникальная школа звонарей – единственная в Санкт-Петербурге. Радует и духовная сокровищница Владимирского Собора в Петербурге – библиотека книг религиозного содержания, которые может заказать для прочтения каждый желающий. В приходе собора действует благотворительная социальная служба, девиз которой: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, а сорадуется истине, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». Ап. Павел (1 Кор. 13, 4-7).

Источник: https://sluzhba.pomnivsegda.ru/sobor_vladimirskoj_ikony_bozhiej_materi

Святыня казанского кафедрального собора

03 ноября 2016

Особо почитаемой святыней в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга является чудотворная Казанская икона Божией Матери, являющаяся списком (размером 13 х 12 вершков) с оригинала (размером 6 х 5 вершков), явленного во граде Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю (ныне 21 июля по новому стилю, или по григорианскому календарю).

Повествование об обретении иконы в Казани, случившемся через 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства, мы находим в рукописи 1594 года Казанского митрополита (в будущем патриарха) Ермогена, установившего в 1595 году местное празднование 8 июля Казанскому образу Божией Матери (с 1649 года оно стало всероссийским). В повести описывается чудесное обретение иконы девицей Матроной на пепелище их дома. Матрона с матерью раскопали указанное Богородицей девочке во сне место, где они обрели чудный образ Божией Матери, весь сияющий. Призванный священнослужитель из Гостинодворской церкви Казани святителя Николая Чудотворца священник Ермолай, ставший в 1606-1612 гг. священномучеником патриархом Московским Гермогеном, отнёс её в храм. Впоследствии Ермолай (в монашестве Ермоген, Гермоген) составил тропарь иконе: «Заступница Усердная…».  На месте обретения иконы был построен Богородицкий монастырь, где приняли постриг девица Матрона и её мать.

От Казанской иконы Божией Матери происходили и происходят чудеса. С оригинала явленной иконы, доступного для поклонения до его исчезновения в 1904 году, а также с первоначальных списков Казанской иконы делались более поздние списки, расходящиеся по всей Руси. Один из первоначальных списков был отослан в Москву царю Иоанну Грозному. Этот образ хранился в Московском Кремле.

Упомянутый список Казанской иконы Божией Матери, находящийся ныне в Казанском кафедральном соборе, Пётр I повелел Прасковье Федоровне, вдове своего старшего единокровного брата – царя Иоанна V (1682-1696), привезти в 1708 году в новостроящийся на Неве город Санкт-Петербург.

В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Пётр I, объезжая войска, потребовал от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…».

Полтавская победа, которую Пётр I именовал «русским воскресением», «началом нашего спасения и благополучия», была запечатлена Петром постройкой корабля «Полтава» и Сампсониевской церкви (позже перестроенной в Сампсониевский собор).

В Акафисте Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская», о тех событиях говорится так: «Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави».

Казанская икона Божией Матери первоначально была помещена в часовне на Посадской улице на Петроградской стороне, недалеко от домика Петра I.

При императрице Анне Иоанновне (1730-1740) была в 1733–1737 годах построена первая церковь на Невском проспекте – храм Рождества Богородицы, который стал предшественником Казанского собора.

Ко дню освящения новопостроенного храма для Казанской иконы Божией Матери была изготовлена новая риза стоимостью до 100 000 рублей – из червонного золота с драгоценными камнями, что подчеркивало особое почитание святыни.

В 1737-1811 годы этот список иконы находился в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; храм этот, стоящий между современным фонтаном перед Казанским собором и Невским проспектом, был разобран в 1811 году.

Император Павел Петрович, взойдя на престол, пожелал возвести в столице империи, граде святого апостола Петра, величественный собор, который поставил бы Петербург в один ряд с главными христианскими столицами Европы.

15 сентября (ст.

стиля) 1811 года новый собор, строящийся с 1801 по 1811 год по проекту выдающегося архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, был освящён и назван Казанским по имени перенесенной сюда из храма Рождества Богородицы Казанской иконы Божией Матери: в честь Богоматери и Ея Казанской иконы был освящен престол в главном приделе собора, престол в южном приделе собора освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, северный придел собора – в честь прпп.Антония и Феодосия, игуменов Киево-Печерских. Позже появился в крипте собора и нижний храм в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, для которого святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, посещая Петроград в июне 1918 года, передал настоятелю Казанского собора сщмч. Философу Орнатскому (+ авг. 1918) ковчежец с частицей мощей сщмч. Ермогена.

Весной 1922 года из собора была изъята вся драгоценная утварь, был разграблен и разрушен уникальный серебряный иконостас, изготовленный по проекту Константина Тона из церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили.

 В 1923 году власти отняли собор у православных и передали его обновленческой общине. С принятием закона “О религиозных объединениях” (08.04.

1929), по которому вся жизнь последних окончательно ставились под контроль государства, было решено закрыть Казанский собор, в феврале 1932 года в его здании был оборудован Государственный Музей истории религии и атеизма.

Находившиеся прежде в храме иконы частично были переданы Государственному Русскому музею.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери, главная святыня храма, которую верующим удалось сберечь, некоторое время пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор.

Там она находилась до своего возвращения в середине июля 2001 года в Казанский собор, в котором с 1991 года, тогда ещё музее истории религии и атеизма, разрешили на несколько часов по отдельным дням проводить богослужения: в декабре 1999 года собор получил статус кафедрального собора Санкт-Петербурга и на следующий год музей окончательно покинул здание Казанского собора.

Множество важных событий в истории России связано с памятью о чудесном заступничестве Царицы Небесной за Россию и её многонациональный народ.

Общенациональная известность и почитание Казанской иконы Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Так в XVII веке, когда русские люди, уповая на Господа и молитвы Его Матери, взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с Казанской иконы Богородицы.

22 октября (ныне 4 ноября) 1612 года православное воинство, ободренное молитвою и помощью Божией Матери, сломило сопротивление поляков, захвативших московский Кремль, тем самым положив начало почитанию этого дня победы, посвящённого также и Казанской иконе, перед которой молились об освобождении Москвы и России от иноземных захватчиков и о преодолении Смуты.

Рождение сына — первенца у царя Алексея Михайловича Романова в 1648 году (22 октября по юлианскому календарю, ныне 4 ноября по григорианскому календарю) совпало с местным осенним праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. По указу царя Алексея Михайловича этот день с 1649 года стал общероссийским праздником и до 1917 года этот день был выходным.

После победы России в Северной войне и подписания 30 августа (ст.ст.) 1721 года Ништадтского мирного договора со Швецией Сенат и Синод, закрепляя новый реальный военно-политический вес России в западном мире, решили преподнести Петру титул императора всероссийского.

22 октября (ст. ст.) 1721 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, во время торжественной службы в Троице-Петровском соборе (кафедрального с 1714 до 1733), в день объявления народу об окончании Северной войны и торжественного прочтения условий Ништадтского мира, Петру I поднесли Акт о присвоении ему титула «Императора Всероссийского» и звание «Отец Отечества» и «Великий».

С этого дня формально начался новый этап в жизни Российского государства — Московское Царство окончательно превращалось в Российскую Империю, вскоре заставившую Европу принять Россию как могущественную европейскую державу.

И ещё одно событие связано с 22 октября (ст.ст.) 1812 года. Война с Наполеоном. Сражение под Вязьмой. Авангард Русской армии генерала Михаила Андреевича Милорадовича и атамана Донского войска Матфея Ивановича Платова разбили французский корпус.

Отбили у французов обозы с церковным серебром, награбленном в Москве. Михаил Илларионович Кутузов приказал передать его в Казанский собор, в котором 11 августа (ст.ст.

) 1812 года он молился перед святым Казанским образом Божией Матери, накануне своего отъезда в действующую армию, незадолго до Бородинского сражения (26 августа ст.ст.).

В Казанском соборе у западной стены северного придела находится склеп, в котором 13 июня 1813 года был погребен главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года, великий русский полководец М.И. Кутузов (он скончался 16 апреля 1813 г.

в прусском городе Бунцлау). Близ могилы победителя Наполеона в консолях, изготовленных по рисункам А. Воронихина, хранились трофеи Отечественной войны: 113 знамен, штандартов и орлов, 28 ключей от покорённых крепостей и городов и жезл французского маршала Даву (А.И.

Геккель. Трофеи войн 1812-1813-1814 гг., хранящиеся в Казанском соборе. С.-Петербург, 1909). В 1837 году перед собором были установлены памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли.

Отныне Казанский собор стал и храмом русской воинской славы.

В наше время осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери стал и государственным праздником (установлен 27 декабря 2004 года в память о преодолении Смуты и восстановления российской государственности). Начиная с 2005 года 4 ноября празднуется не только как день Казанской иконы Божией Матери, но и как День народного единства, как день воинской славы России.

  Этот день напоминает нам о важном уроке российской истории, как россияне разных вер и национальностей, с Божией помощью обретя единство и преодолев разделение, сумели преодолеть нестроения Смутного времени, сумели освободить Россию от иноземных захватчиков, от посягательств на власть доморощенных алчных группировок всех мастей, сумели укрепить государственную власть и привести страну к стабильному гражданскому миру.

Казанская икона Богородицы – особая в русской истории, даже по сравнению с другими величайшими святынями: Владимирской, Смоленской, Донской, Иверской иконами Божией Матери.

Божественная помощь в ответ на молитвы перед теми иконами Божией Матери не раз спасала страну, и особенно Москву, от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, поэтому и в честь этих событий были также установлены соответствующие церковные праздники.

Но ни при одном из этих набегов не стояло под угрозой само существование России – как государства.

То, что мы празднуем в День народного единства, в день осеннего праздника Казанской иконы Божией Матери – это по молитвам Пречистой Богородицы проявленная милость Божия к России и оказанная народу нашему благодатная помощь в разрешении исторического вопроса: быть или не быть России. Будем всегда помнить, что сила России во многом определяется духовным и политическим единством её многонационального народа и его нравственным состоянием. Будем бережно относиться к святыням нашим!

Протоиерей Павел Красноцветов,  

настоятель Казанского кафедрального собора

Источник: http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/67

Ссылка на основную публикацию