Иосифо-волоцкий мужской монастырь – православные иконы и молитвы

Публикации / Монастырский вестник

Игумения Ангелина (Нестерова)

4 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня мученической кончины священномученика Макария (Гневушева), первого епископа Вяземского. По благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия к этой дате издана брошюра о Преосвященном Макарии, ныне пребывающем в сонме святых новомучеников и исповедников Российских. Материал для издания подготовлен игуменией Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Ангелиной (Нестеровой). В нашей сегодняшней публикации – некоторые факты и документы, повествующие о последнем периоде жизни владыки Макария, до конца мужественно исповедовавшего свою веру и неустанно призывавшего паству к миру, любви и единению во имя Христа и Его Церкви.                                

Сергей Григорьев

Подворье Новоспасского монастыря в Милюково

Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Игумения Викторина (Перминова)

В 2018 году исполнилось 25 лет возрожденному Богородице-Рождественскому женскому ставропигиальному монастырю в Москве.

В преддверии престольного праздника обители «Монастырский вестник» напоминает читателям беседу с игуменией Викториной (Перминовой), которая была опубликована на нашем сайте 19 июля.

Именно в этот день Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря.

Игумения Домника (Коробейникова)

23 января 2017 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось заседание пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

На заседании был рассмотрен ключевой документ, касающийся жизни монастырей Русской Церкви, – «Положение о монастырях и монашествующих».

Это первый в истории возрождающегося русского монашества общецерковный документ, который подробно и четко определяет все основные моменты устроения монастырской жизни: взаимоотношения монашествующих и архипастырей, роль игумена в монастыре, особенности духовного делания и служения монашествующих, внутреннего уклада монастырей и другие.

Игумения Домника (Коробейникова)

Сайт «Монастырский вестник» уже не раз знакомил читателей с беседами, которые проводит для сестер своей обители игумения Домника, настоятельница Ново-Тихвинского Александро-Невского женского монастыря в Екатеринбурге. Рады вновь предложить вашему вниманию размышления матушки Домники о красоте, любви и милосердии.

Схиигумен Серафим (Покровский)

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов)

Князь Даниил Московский – славное имя в истории Москвы, Святой Руси и Русской Православной Церкви, сын благоверного князя Александра Невского, отец великого князя Ивана Калиты.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

На богослужении в монастырях мы слышим, как Церковь молится «о братии святыя обители сея».

Наши обители святы, потому что были основаны святыми людьми, а это означает, что к святости должны стремиться и братия, которые сегодня подвизаются в ангельском чине.

Данилов монастырь был основан святым благоверным князем Даниилом Московским, обретение его святых мощей мы отмечаем 12 сентября.

Игумен Тихон (Борисов)

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Игумен Тихон (Борисов)

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

01 января 2016

Январский выпуск посвящен одному из крупнейших монастырей Русской Православной Церкви. Серафимо-Дивеевская женская обитель – Четвертый удел Пресвятой Богородицы на земле – один из самых популярных центров паломничества.

Для Дивеева 2016 год богат на юбилеи: монастырь отмечает 190 лет со дня основания Мельничной общины, 25-летие возрождения обители и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Также в 2016 году празднуется 25-летие игуменства настоятельницы Сергии (Конковой). «В Дивееве всем управляет Царица Небесная», – отмечает Матушка Сергия.

В интервью «МВ» матушка Сергия рассказала о своем пути в монашество, о том, как, бывши в миру врачом телесным, стала врачом духовным для душ, вверенных ее попечению, дивеевских сестер…

01 декабря 2015

01 ноября 2015

01 сентября 2015

01 августа 2015

22 апреля 2015

Патриарх Кирилл

Проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастырях (2017–2018). – М.: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви; Данилов мужской монастырь. 2018. – 160 с.: ил.

ISBN 9785891016811 © Синодальный отдел по монастырям и монашеству, составление, 2018

© Религиозная организация «Данилов ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», оформление, верстка, 2018

16 октября 2017

Источник: http://monasterium.ru/publikatsii/stati/1208-iosifo-volotskij-monastyr-istoriya-i-sovremennost/

Посещение Иосифо-Волоцкого монастыря

Памятник преподобному Иосифу

Перед монастырскими вратами стоит памятник Иосифу Волоцкому.

Преподобный благословляющим жестом руки встречает и провожает посещающих его обитель.

Монастырская беседка

Беседка паломника

Это монастырская беседка, где экскурсовод Елена начала рассказ о преподоб-ном Иосифе и основании монастыря.

Беседка паломника на территории монастыря

Основание монастыря

14 июня 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин) в 20 верстах от города Во-локоламска обрел среди вековой чащи леса расчищенную чудесным ураганом большую поляну, которая была определена Промыслом для осуществления сокровенного желания его сердца – основания нового монастыря.

Преподобный пришел на родину, будучи уже опытным аскетом и духоносным наставником, трепетно неся с собой чудотворную икону Смоленской Божией Матери — бла-гословение на самостоятельный путь своего почившего к тому времени учителя преподобного Пафнутия Боровского.

Святой образ Пречистой Богородицы он водрузил на месте, освященным в тот самый день ударившей среди ясного летнего неба благодатной молнией.

Волоцкому подвижнику последовали 7 верных старцев, оставивших почти 20 лет бывшую местом иноческих подвигов и послушания святого Иосифа Рождественскую обитель на Бору, в поисках бо-лее совершенной монашеской жизни.

В отличие от многих других российских монастырей, собиравшихся вокруг уединенной келии основателя, Успенская обитель создавалась сразу как обще-жительный монастырь, в котором усердная молитва, сопровождалась обяза-тельным трудом братии на самых различных, подчас физически тяжелых по-слушаниях.

Идея учреждения иноческого общежития на Волоколамской земле пришлась по душе боголюбивому князю Борису, который с самого начала стал деятельным участником в его судьбе, первым жертвователем, другом и сорат-ником преподобного Иосифа.

Так закладывалась основа для духовного и ма-териального процветания монастыря, ставшего за неполных 10 лет своего су-ществования одним из крупнейших и богатейших в стране.

Возникший в без-людных болотистых лесах чудом святых молитв и Божией милости монастырь стал центром хозяйственного развития и духовного возрождения края, выпол-няя к тому же функцию стратегического форпоста на Северо-западных под-

пушки на территории монастыряступах к Московскому княжеству,  неодно-кратно оправдав это свое назначение в столкновениях с татарами, поляками, лит-вой и иными врагами Отечества.  

Архитектурный ансамбль монастыря

Крепостная ограда и мно-гочисленные постройки были первоначально деревянными. Ещё при жизни преподобного Иосифа с восточной стороны был вырыт большой пруд, впоследствии названный Иосифовским.

В 1543–1566 гг. вокруг обители вместо деревянной возводится каменная крепостная стена с девятью башнями, из них три круглых и шесть четырёх-гранных.

Башни мастера Трофима Игнатьева – это подлинные шедевры русского зодчества. 

Успенский собор

Успенский собор

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, дере-вянная одноглавая, была заложена пре-подобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. Храм был пятиглавый с деревян-ными крестами.

Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокоху-дожественные шитые пелены, велико-лепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был ра-зобран, а на его месте в 1692 году возведён новый. Он отличался от прежнего гранди-озными размерами и величественными формами.

 В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погре-бены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новго-родский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпаль-ницы устроен храм.

Колокольня

Макет монастырских построек. Самое высокое здание слева — колокольня «свеча».

Сейчас звонница находится в этой башне

Возле северо-западного угла Успенского собора была построена каменная восьмигранная четы-рёхъярусная столпообразная звонница с шат-ровым куполом.

В третьем ярусе колокольни иждивением волоцкого князя Бориса Василь-евича и его детей был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, где была поставлена икона, полученная преподобным Иосифом в благословение от его наставника Пафнутия Боровского. На верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами.

В начале Великой Отечественной войны, 19 ноября 1941 года, колокольня была взорвана отступавшими Советскими войсками.

 Надвратная церковь Петра и Павла

 В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель.

Наша группа перед монастырскими воротами. В верхней части постройки — церковь Петра и Павла.

Изразцы

Почти все сооружения Иосифо-Волоколамского монастыря украшены различ-ными изразцами. 

Изразец – это специальная керамическая плитка для облицовки печей или стен. С XV века изразцы стали использовать на Руси для убранства зданий.

В даль-нейшем керамические изразцы стали покрывать прозрачной зелёной свинцо-вой глазурью (“муравой”).

Муравленые изразцы украшают многие храмы и монастырские ансамбли, но изразцовое убранство Иосифо-Волоколамского монастыря представляет особую ценность. Почти ежегодно на протяжении всего строительства в монастырь поступали изразцы из Москвы.

Волоколамская икона Божией матери

Волоколамская икона Божией Матери

История появления иконы в стенах монастыря удивительна и не похожа на хрестоматийные рассказы о прочих иконах Пресвятой Девы.

«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начина-ется Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоко-ламский монастырь.

«Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богоро-дицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пре-чистой».

Икона была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, это был точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером.

«Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необы-чайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».

Кто же был этот «некий вельможа», заказавший специально для Иосифова монастыря столь драгоценную икону? Чуть ниже Сказание сообщает нам его имя: «Прежде названному вельможи Григорию, так чудно икону украсив-шему…» А исследователи церковных древностей установили, что им был Гри-горий Лукьянович Бельский, вошедший в историю России как Малюта Ску-ратов, глава опричнины, потаковник немыслимым по жестокости злодеяниям Ивана Грозного, которому приписывается даже убийство Предстоятеля Русской Церкви святителя Филиппа II. Впрочем, есть основания говорить и об искрен-нем покаянии Малюты…

 Храм в Иосифо-Волоколамском монастыре, для которого была написана икона, посвящался празднику Сретения Владимирской иконы, в этом событии вос-поминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана.

Григорий Бельский (Малюта Скуратов) дал обет о строи-тельстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем.

Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного.

И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Бого-родицы и Московских святителей Петра и Ионы.

…О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим.

Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь (ужасы опричнины к 1572 году канули в прошлое), Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил».

Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна). Насколько правдивы слова Священного Писания: «Бог всем желает спастись и в разум истины прийти».

Икона, отправленная Малютой в обитель со слезами покаяния, в первый же день пребывания в монастыре прославилась чудотворением. От неё исцелился один из слуг Малюты, некий дьяк Пётр. Другой сопровождавший икону, по-номарь Фёдор, видя это чудо, остался в обители и принял монашеский постриг…

*************************************************************************

Читайте также:  Молитва от всех проклятий

 Отвлекись ненадолго от суетных дел:  в мире место иным есть вещам.          Приезжай в монастырский старинный придел поклониться священным мощам.

Рака с мощами преподобного Иосифа (Успенский собор)

   Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

     О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехо-любиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от на-падений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посра-мивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и сму-щений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

 По материалам www.iosif-vm.ru

Источник: http://bogolepovapustin.ortox.ru/?p=1350

Иосифо-Волоцкий Монастырь |

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены.

И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре.

И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв.

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд.

Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом.

Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами.

В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время.

Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих  стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады.

В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.

Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.

Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.

Таких людей никогда не было много, их всегда не хватало нашему обществу. Но в силах каждого человека стать именно таким, чтобы противостоять антихристианским вызовам нашего времени. Личность хозяина Волоколамской Земли является чётким ориентиром того, как прожить жизнь временную, чтобы удостоиться жизни вечной.

Источник: http://iosif-vm.ru/

Сестры обители и прихожане подворья посетили Иосифо-Волоцкий монастырь и поклонились Волоколамской иконе Пресвятой Богородицы

  25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, сестры обители и прихожане подворья посетили Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. В этот день в монастырь была доставлена чудотворная Волоколамская икона Пресвятой Богородицы, хранящаяся в музее имени прп. Андрея Рублева.

Подворье нашей обители в селе Федоровское находится за городом Волоколамском, далее Иосифо-Волоцкого монастыря, за Яропольцом. Матушка Игумения благословила трудящихся на подворье сестер побывать в обители и поклониться чудотворному образу Царицы Небесной.

К насельницам обители присоединились постоянные прихожане подворья.

  Наши сестры и прихожане приложились к Волоколамской иконе Пресвятой Богородицы, к мощам основателя обители преподобного Иосифа Волоколамского и другим монастырским святыням Успенского собора, побывали в нижнем храме, где  главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы, услышали интересный рассказ монахини Евфимии о святынях монастыря.

  Около Успенского собора, где встречающие ожидали прибытие чудотворной иконы, сестры встретили наместника Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрита Сергия и получили его благословение.

  Также  с ними побеседовал ректор Славяно-Греко-Латинской академии насельник Иосифо-Волоцкого монастыря С.Н. Храмешин.

  Затем наши сестры и прихожане посетили находящийся в монастыре уникальный музей Библии, где услышали увлекательный рассказ хранителя музея Ольги Ивановны об учредителе этого  начинания митрополите Питириме (Нечаеве), первом директоре музея Библии архимандрите Иннокентие (Просвирнине) и обо всех экспонатах выставочных залов. 

  Сестры сердечно поблагодарили экскурсовода и написали в книге отзывов теплые слова о том, что не только узнали здесь много интересного, но и получили духовную пользу.

  Сердечно благодарны нашей Матушке Игумении за данное благословение, отцу-наместнику, братии и тем, кто подвизается и трудится при обители за оказанное гостеприимство. В наших сердцах остались благодатные впечатления от посещения древней Иосифо-Волоцкой обители.

25 мая 2017 г.

  Фотогалерея:

Казначея и сестры обители вместе с монахиней Евфимией около Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Вознесение Господне. 25 мая 2017 г.Волоколамская икона Пресвятой Богородицы. Изображение взято с сайта Иосифо-Волоцкого монастыря.Прихожане обители прикладываются к чудотворной Волоколамской иконе. 25 мая 2017 г.
Сестры обители в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря.

25 мая 2017 г.Сестры и прихожане выходят из нижнего храма, находящегося в подклете Успенского собора.Казначея и сестры обители вместе с монахиней Евфимией около Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Вознесение Господне. 25 мая 2017 г.
Казначея и сестры обители вместе с монахиней Евфимией около Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Вознесение Господне.

25 мая 2017 г.Наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий благословляет сестер Богородице-Рождественской обители. 25 мая 2017 г.Наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий беседует с сестрами Богородице-Рождественской обители . 25 мая 2017 г.

Наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий беседует с сестрами Богородице-Рождественской обители. 25 мая 2017 г.В ожидании прибытия чудотворной иконы.Ректор Славяно-Греко-Латинской академии Сергей Николаевич Храмешин беседует с сестрами Богородице-Рождественской обители.
Наши сестры и прихожане идут в музей Библии.

Хранитель музея Библии Ольга Ивановна проводит экскурсию для сестер и прихожан нашей обители. 25 мая 2017 г.Хранитель музея Библии Ольга Ивановна проводит экскурсию для сестер и прихожан нашей обители. Витрины, посвященные памяти митрополита Питирима (Нечаева). 25 мая 2017 г.
Хранитель музея Библии Ольга Ивановна проводит экскурсию для сестер и прихожан нашей обители.

25 мая 2017 г.Хранитель музея Библии Ольга Ивановна проводит экскурсию для сестер и прихожан нашей обители. 25 мая 2017 г.Сестры обители и прихожане нашего подворья на экскурсии в музее Библии в Иосифо-Волоцком монастыре. 25 мая 2017 г.
Сестры обители и прихожане нашего подворья на экскурсии в музее Библии в Иосифо-Волоцком монастыре. 25 мая 2017 г.

Сестры нашей обители в Иосифо-Волоцком монастыре. 25 мая 2017 г.Сестры обители и прихожане нашего подворья в Иосифо-Волоцком монастыре. 25 мая 2017 г.

  Краткая справка:

Волоколамская икона Пресвятой Богородицы. Изображение взято с сайта Иосифо-Волоцкого монастыря.

Волоколамская икона Пресвятой Богородицы была явлена в Иосифо-Волоцком монастыре во второй половине XVI века. Она стала именоваться Волоколамской, до ныне почитается в стенах обители и является покровительницей всего Волоколамского края. На сайте Иосифо-Волоцкого монастыря приводятся следующие сведения:

“Искусствоведы однозначно сходятся во мнении, что образ был написан в начале семидесятых годов XVI века художником из круга царских мастеров и принадлежит к числу лучших произведений московского церковного искусства того времени.

История появления иконы в стенах монастыря удивительна и не похожа на хрестоматийные рассказы о прочих иконах Пресвятой Девы.

«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь.

«Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой».

Икона была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, это был точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером.

«Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».

Кто же был этот «некий вельможа», заказавший специально для Иосифова монастыря столь драгоценную икону? Чуть ниже Сказание сообщает нам его имя: «Прежде названному вельможи Григорию, так чудно икону украсившему…» А исследователи церковных древностей установили, что им был Григорий Лукьянович Бельский, вошедший в историю России как Малюта Скуратов, глава опричнины…, которому приписывается убийство Предстоятеля Русской Церкви святителя Филиппа II. Впрочем, есть основания говорить и об искреннем покаянии Малюты впоследствии…

На полях иконы изображены архангелы, склоняющиеся в ликующем славословии, а так же святые митрополиты Московские Пётр и Иона, и это – отличительная особенность Волоколамской иконы от прочих изображений Богоматери.

Читайте также:  Икона "млекопитательница" в чем помогает - православные иконы и молитвы

Выбор этих покровителей Москвы не случаен, именно они в глазах москвичей XVI века были молитвенниками о безопасности стольного града при нашествиях иноплеменников.

Храм в Иосифо-Волоколамском монастыре, для которого была написана икона, посвящался празднику Сретения Владимирской иконы, в этом событии воспоминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана.

Григорий Бельский (Малюта Скуратов) дал обет о строительстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем.

Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и Московских святителей Петра и Ионы.

…О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим.

Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь (ужасы опричнины к 1572 году канули в прошлое), Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил».

Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна). Насколько правдивы слова Священного Писания: «Бог всем желает спастись и в разум истины прийти».

Икона, отправленная Малютой в обитель со слезами покаяния, в первый же день пребывания в монастыре прославилась чудотворением. От неё исцелился один из слуг Малюты, некий дьяк Пётр. Другой сопровождавший икону, пономарь Фёдор, видя это чудо, остался в обители и принял монашеский постриг…

На протяжении веков Волоколамская икона Божией Матери почиталась верующими, день принесения её в обитель стал праздничным в общецерковном календаре, и тысячи верующих столетие за столетием стекались к образу Всемилостивой, ища утешения, исцеления, вразумления и не были посрамлены в своём уповании. Находят православные христиане заступничество у Божией Матери и сейчас, правда, перед иным, современным списком Волоколамской иконы.

Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована В.Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве.

16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым.

Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века”.

О Музее Библии на сайте Иосифо-Волоцкого монастыря содержатся следующие сведения:

“27 апреля 1991 года было официально объявлено об открытии Музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре.

Учредителем Музея был митрополит Волоколамским и Юрьевским Питирим (Нечаев), который своим указом назначил директором Музея Библии архимандрита Иннокентия (Просвирнина), автора Библейского проекта, определившего научную организацию дела. Решением № 551/18 от 30.10.91 г. Музей Библии был зарегистрирован в государственных органах. Наряду с Библейским проектом Музеем велась и другая издательская и просветительская работа…

После кончины Владыки музейная деятельность приостановилась, а бесценные музейные фонды, собранные митрополитом Питиримом сохраняются в хранилищах монастырской библиотеки.

14 июля 2009 г. Святейший Патриарх КИРИЛЛ благословил возрождение Музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре.

В фондах временного хранения имеется около 400 экспонатов. Фонды музея представляют собой уникальное собрание литературных памятников, раскрывающее основополагающую роль Священного Писания в общемировой истории и культуре.

Это и факсимильные издания самых ранних и знаменитых книг Св.Писания (Ассеманиево и Остромирово Евангелие Х-ХI вв., и Сборник Святослава 1073 г.

), и оригинальные экземпляры Библии, начиная со знаменитого первого полного славяно-русского издания, напечатанного Иваном Федоровым в 1581 г. на средства князя К.К.Острожского.

В коллекции так же представлено первое издание Библии на русском языке, а так же более ста изданий текстов Библии и отдельных книг Писания XVII-XXI вв. Значительную ценность представляют московские издания Евангелия 1618, 1648 г., знаменитое своим роскошным оформлением издание 1681 г., Апостол 1630 г., изданный в Киево-Печерской лавре и многое другое.

В фондах хранятся многочисленные знаменитые иллюстрированные Библии и альбомы иллюстраций к библейским текстам. В том числе: Библия с иллюстрациями Гюстава Дорэ, редкий альбом рисунков на Библейские темы С.

Дали, миланское иллюстрированное издание Библии в семи томах, иллюстрированное издание «Библия Московской Патриархии к тысячелетию Крещения Руси» и десятки других иллюстрированных текстов Писания, а так же альбомы живописных полотен, фресок и скульптур на библейские темы.

Имеются издания библейских книг на многих языках народов России, факсимильные издания Библии на языка народов мира, детские и семейные Библии, много справочной и энциклопедической литературы и пр.”

 Изображение иконы и материалы краткой справки взяты с сайта: 

http://iosif-vm.ru/

Источник: http://mbrsm.ru/2017/05/27/sestry-obiteli-i-prixozhane-podvorya-posetili-iosifo-volockij-monastyr-i-poklonilis-volokolamskoj-ikone-presvyatoj-bogorodicy/

Описание Иосифо-Волоцкого монастыря | Православные паломничества

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, Иосифово-Волоцкий монастырь – православный, мужской общежительный монастырь в Московской области России. Расположен в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.

Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божий Матери. Принадлежал Новгородской епархии, затем, после распри игумена с Новгородским архиепископом Серапионом, Московской.

В 1543 году игуменом обители стал Гурий, впоследствии первый Казанский архиепископ. При нём в монастыре принял постриг святитель Герман, ставший его учеником и преемником на казанской кафедре.

Основные сохранившиеся постройки относятся к XVI-XVII векам.

Первый каменный собор построен в XV веке. На его месте сейчас находится соборный храм во имя Успения Божией Матери (1688-1696 годы), выстроенный в стиле московского барокко.

Из других сооружений: Трапезная палата с церковью Богоявления (1504 год), надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1679 год), скит с храмом Всех Святых (1856-60 годы).

Над создании изразцовых украшений работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Солотчинском монастырях.

Колокольня с храмом Смоленской Одигитрии (1495 год) взорваны в Великую Отечественную войну.

Средства на постройку монастыря давал князь Борис Васильевич Волоцкий.

Монастырь приобрёл особую знаменитость в XVI веке. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.

В монастыре были заточены многие знаменитые в истории: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек, царь Василий Иванович Шуйский.

Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года – пленные французы. С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников.

В монастыре покоятся мощи преподобных Иосифа; также погребены князья Иоанн и Федор Борисовичи Волоколамские и митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным, архиепископ Новгородский Феодосий, Скурат Бельский , Малюта Скуратов, помещица села Ярополец Наталья Ивановна Гончарова (теща А. С. Пушкина).

Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.

До революции 1917 года монастырь был местом проведения ярмарок.

В 1922 году монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находится в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге – в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.

[править] Возрождение. Современная жизнь

Возвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального.

До ноября 2003 года настоятелем обители был митрополит Питирим (Нечаев).

12 июня 2003 года мощи прп. Иосифа были торжественно обретены и положены в раку в нижнем храме Успенского собора.

14 июня 2004 монастырь, отмечавший 525-летие со дня основания, посетил Патриарх Алексий II, совершивший Божественную литургию в Успенском соборе монастыря.

Паломнические поездки к Иосифо-Волоцкому монастырю

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g20/teriaevo-mo/iosifo-volotsky-monastery.htm

О современной истории иосифо-волоцкого монастыря / исторические справки / патриархия.ru

27 сентября 2015 г. 15:47

Современная история Иосифо-Волоцкого монастыря началась в 1989 году, когда, после вывода с его территории школы и музея, 15 мая Мособлисполком издал постановление о передаче комплекса памятников архитектуры Московской Патриархии.

Совершившееся событие было плодом усилий митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), который включил возвращение  монастыря Православной Церкви в свою депутатскую программу и сумел успешно это осуществить. Святейший Патриарх Пимен назначил митрополита Питирима, бывшего тогда председателем Издательского отдела Московской Патриархии, игуменом монастыря, а вскоре Иосифо-Волоцкий монастырь стал ставропигиальным.

Постепенно полуразрушенная обитель преображалась: восстанавливались жилые помещения, началась реставрация храмов. В первые же годы было подписано соглашение с немецкой землей Рейнланд-Пфальц о совместном финансировании реставрационных работ. Содружество намечалось не только в строительной сфере, но и в культурной.

Совместно с организацией «Вилла Музика» было запланировано устройство при монастыре молодежного лагеря, куда могли бы приезжать и давать совместные концерты немецкие и российские музыканты.

Часть этой программы удалось осуществить: немецкой фирмой был отреставрирован Ново-братский корпус, поставлено все необходимое оборудование, в рамках молодежной программы был организован ряд концертов.

Наряду с реставрацией постепенно налаживалась хозяйственная деятельность. Были устроены огороды, скотный двор, птичник, посажены плодовые деревья и кустарники.

В небольшом молочном цехе стали делать сыр, творог, сметану. Впоследствии была заведена пасека, которая в настоящее время насчитывает около 30 ульев, налажено свечное производство.

 В монастырском скиту была организована выпечка хлеба.

Одной из главных своих задач в качестве игумена митрополит Питирим считал возрождение просветительской миссии монастыря.

Еще до передачи монастыря Церкви здесь уже была проведена первая научно-практическая конференция «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель», организованная совместно Издательским отделом Московской Патриархии и областным краеведческим музеем. Впоследствии это мероприятие планировалось как ежегодное.

Был осуществлен еще один важный проект, призванный вернуть монастырю былую славу центра книжности, — создание единственного в нашей стране Музея Библии.

Основу фондов музея составило собрание книг митрополита Питирима, а практической реализацией этой идеи занимался сотрудник Издательского отдела, член археографической комиссии РАН архимандрит Иннокентий (Просвирнин).

Но после кончины архимандрита Иннокентия деятельность музея была приостановлена.

Митрополит Питирим стремился глубоко и всесторонне исследовать историю обители, привлекая для этого лучших специалистов.

В последние годы жизни владыки были осуществлены масштабные археологические работы, в частности, в пределах территории, занимаемой Успенским собором монастыря.

Важнейшим итогом этих работ стало обретение мощей преподобного Иосифа Волоцкого, состоявшееся 31 октября 2001 года.

Не обошел своим вниманием митрополит Питирим и возрождение традиции благотворительности, социального служения монастыря, которая прослеживается во все периоды его истории — от первых лет существования до закрытия вследствие революции. При монастыре стал действовать летний лагерь для детей военнослужащих и детей из неблагополучных семей. Несмотря на собственные немалые трудности, стали оказывать помощь всем нуждающимся.

По инициативе митрополита Питирима в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) была образована кафедра теологии, лекции студентам читал сам митрополит.

В этот период началось возрождение студенческих строительных отрядов.

Читайте также:  День ангела вероники по церковному календарю

В качестве базы для одного из таких отрядов МИИТа был предложен Иосифо-Волоцкий монастырь, куда ежегодно летом стали приезжать студенты, чтобы помочь братии в хозяйственных работах и одновременно приобщиться к традициям Православия.

После кончины митрополита Питирима, в 2004 году наместником монастыря был назначен игумен Сергий (Воронков) из братии Саввино-Сторожевского монастыря, который и по сей день возглавляет монастырь, теперь уже в сане архимандрита.

В первую очередь, в соответствии с благословением Святейшего Патриарха, была налажена богослужебная жизнь. Службы стали совершаться ежедневно — утром и вечером. По воскресным дням служится ранняя Литургия в надвратной церкви во имя апостолов Петра и Павла, а затем поздняя — в Успенском соборе. Каждое воскресенье читается акафист преподобному Иосифу Волоцкому.

После передачи монастырю Всехсвятского скита там не только начались восстановительные работы, но и возродилась духовная жизнь, начавшаяся чтением Псалтири. Вскоре был освящен домовый храм в честь святителя Николая, где каждую субботу совершается Божественная литургия.

Особые усилия приложил архимандрит Сергий к тому, чтобы молитва в монастыре не прекращалась ни на минуту, для чего было учреждено чтение Неусыпаемой Псалтири. При этом особо поминаются благотворители монастыря.

Учеными были обнаружены древние синодики, составленные еще самим преподобным Иосифом, по которым теперь здесь продолжают молиться за тех людей, которые своими трудами и вкладами помогали становлению обители.

Больше стало братии в монастыре, стали совершаться постриги. В настоящее время в обители 13 монахов, большинство в священном сане.  Множество людей, причем не только верующих, привлекает монастырь.

Значительную часть посещающих монастырь составляют люди образованные, начитанные, поэтому немаловажно, что почти все духовенство обители наряду с церковным имеет еще и высшее светское образование, ученую степень.

Насельники монастыря активно продолжают воплощать те идеи и планы, которые были положены митрополитом Питиримом в основу возрождения обители. Возобновляются не только «стены» — одновременно восстанавливаются духовные и культурные традиции.

Множество паломников собирается в монастыре в Неделю 6-ю по Пасхе, в день, когда в Волоколамске совершался крестный ход в монастырь с чудотворной иконой святителя Николая в память о чудесном заступничестве Николая Чудотворца и преподобного Иосифа во время мора, а потом и в благодарность за изгнание французов. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возобновлено совершение крестного хода. Теперь он проходит из села Спирово, где в Введенском храме находится древний образ Николая Чудотворца, в монастырь и после молебна с акафистом святителю Николаю возвращается назад в Спирово.

В праздник Крещения Господня много людей из ближних и дальних мест приезжают в монастырь, чтобы не только помолиться, но еще и окунуться в освященные воды древнего Иосифова пруда.

С 2006 года продолжилась традиция проведения в монастыре совместно с музеем «Новый Иерусалим» научно-практических конференций по теме: «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель», участие в которых принимают крупнейшие ученые из разных городов страны. Очередная конференция была проведена в монастыре в 2015 году, в день основания обители — 14 мая. 15 мая конференция состоялась в Троице-Сергиевой лавре совместно с преподавателями Московской духовной академии.

Благодаря сотрудничеству с профессором МГУ им. Ломоносова И.В. Поздеевой успешно была осуществлена многолетняя кропотливая работа по созданию новой экспозиции Музея Библии, фонды которого за это время пополнились новыми интересными изданиями. Музей готов принимать посетителей.

В монастыре особо чтится память преподобного Максима Грека, который в качестве узника по обвинению в ереси провел здесь пять лет. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Германовой башне монастырской ограды устроен храм-часовня во имя преподобного Максима Грека. В дни памяти прп. Максима в этом храме совершается Божественная литургия.

Богатым на события оказался 2009 год, когда отмечалось 20-летие возрождения обители. В самом начале года монастырю был возвращен Всехсвятский скит, где начались восстановительные работы. Ежегодно, в Неделю всех святых, после Литургии из монастыря в скит совершается крестный ход.

14 июня 2009 года, в день празднования 530-летия основания обители, у входа в монастырь был открыт памятник преподобному Иосифу Волоцкому.

В день обретения мощей преподобного Иосифа, 31 октября, монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который после Божественной литургии освятил памятник.

А 25 ноября, в день памяти святого патриарха Иоанна Милостивого, день рождения преподобного Иосифа Волоцкого, в Москве состоялось первое заседание Попечительского совета, созданного по решению Святейшего Патриарх Кирилла для содействия восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря.

За прошедшие годы проведены большие реставрационные работы по выведению из аварийного состояния Успенского собора и древней Трапезной палаты с храмом Богоявления. Значительную помощь монастырю оказывают члены Попечительского совета.

В частности, с их помощью и на их средства сооружена газовая котельная, проведены коммуникации, ведется реставрация Успенского собора, в том числе заново написан ряд икон, а также полностью восстановлено здание монастырской гостиницы.

На средства попечителей специально для монастыря был выполнен список Волоколамской иконы Божией Матери, освященный у подлинной чудотворной иконы, хранящейся в музее Андрея Рублева.

Большую поддержку монастырю на протяжении многих лет оказывал губернатор Московской области Б.В. Громов.

Благодаря его содействию финансировались реставрационные работы, к монастырю был подведен газ, осуществилась передача скита. В настоящее время председателем Попечительского совета является губернатор Московской области А.

Ю. Воробьев. В частности, с помощью областных организаций осуществлено благоустройство дорог внутри монастыря.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла преподобный Иосиф Волоцкий стал покровителем православного предпринимательства. Многие предприниматели уже почувствовали помощь преподобного Иосифа в ведении дел.

Общероссийская организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» в 2013 года провела в монастыре заседание круглого стола по теме «Духовно-нравственные ценности в ведении предпринимательской деятельности» и свою выездную сессию по вопросам семейного бизнеса.

Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4231756.html

Иосифо-Волоцкий монастырь

Адрес: село Теряево, Волоколамский район, Московская область. Телефон: +7 (499) 559-98-42, +7 (496) 363-21-02. Как добраться: из Волоколамска на автобусе, следующем до села Теряево; на электричке от Рижского вокзала до станции Чисмена, далее автобусом 23, “остновка Теряево”; по Ново-Рижскому шоссе (поворот на Чисмена) – 110 км от МКАД.

Иосифо-Волоцкий монастырь был популярен среди жителей Волоколамска не только в XXI веке, но и в советское время. Даже в то время, когда православные верующие были вынуждены скрывать свою принадлежность к христианству, обитель эта не пустовала. Если верить рассказам многочисленных паломников, молитвы их никогда не оставались не услышанными.

История становления обители

Заслуга по ее основанию принадлежит Иосифу Волоцкому, считающемуся святым. Произошло строительство святыни во владениях князя Волоцкого Бориса Васильевича в конце XV столетия, в один из православных праздников. Монастырь, названный вначале Успенским, прежде чем стать собственностью московского митрополита, находился в подчинении у новгородской епархии.

Первоначально он был полностью деревянный, но через 6 лет после основания на его месте построили комплекс из камня – это произошло еще в годы жизни Иосифа. Позднее православный святой по праву игумена упорядочил проводящиеся тут богослужения, ввел особые правила, которым должны были следовать местные монахи.

Но порядок, установившийся тут, был разрушен с появлением в его стенах агрессивно настроенных шляхтичей из Литвы и Польши. И даже мощные крепостные стены не защитили обитель от разорения.
В XVI-XVII вв. Иосифо-Волоцкий монастырь сильно изменился. По распоряжению властей в него стали ссылать провинившихся представителей духовенства и государственных преступников.

Тут побывали такие известные исторические личности, как Максим Грек, митрополит Даниил, Василий IV Шуйский, Василий Курицын, еретик Матвей Башкин. В обители были заточены и военнопленные поляки – в XVII столетии, французы – во время Отечественной войны 1812 г. В XVIII веке комплекс служил школой для будущих церковных чиновников, правда, просуществовавшей недолго.

По количеству земельной собственности с Иосифо-Волоцким монастырем не могла сравниться ни одна другая церковь в регионе. В его владения входили многие деревни, пустоши и сельские населенные пункты. Однако ситуация изменилась после изъятия государством некоторых земель. Площадь принадлежащей храму земли уменьшилась до 305 га в Клинском и Волоколамском уездах.

После церковные чиновники приняли решение приобрести еще 350 га плодородной земли.

Многие иконы, хранящиеся на территории обители, создавались руками известного иконописца, приверженца традиций Андрея Рублева, Дионисия, работающего вместе со своими сыновьями. Последний начал рисование образов по инициативе Иосифа.

В конце XVIII столетия молитвы святого Иосифа спасли множество человек от разразившейся в городе чумы.

Благое деяние не было позабыто местными жителями, среди них появился обычай на сретение устраивать крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь с иконой святого в руках.

В 90-х гг. XX века Иосифо-Волоцкий монастырь стал неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В нем был сделан ряд преобразований. Главный храм отреставрирован, в нем начал работу православный музей. Обитель святого Иосифа обрела свое первоначальное назначение мужского монастырского комплекса.

Важные монастырские святыни

Иосифо-Волоцкий монастырь славится своими святынями, кое-каким из них не одна сотня лет.

Например, полотну с изображением Иисуса Христа, украшенному драгоценными каменьями и переданному церкви княгиней Ефросиньей и ее мужем, князем Старицким, или крестам с мощами, расположенным на престоле.

Из числа церковных образов наиболее почитаемы иконы Святого Иосифа, Черниговской Пресвятой Богородицы и располагающаяся в главном соборном иконостасе Владимирская икона Матери Божьей.

Усыпальница при обители

Умер Иосиф Волоцкий в 1515 г. Как святой, он был увековечен только в конце XVI века. Его останки надежно скрыты в укромном месте Успенского соборного храма, укрыты специальным ковчегом.

Нижняя церковь собора хранит в себе гробницы, где покоятся епископы Нифонт, Савва, Лаврентий, Иеремия, Феодосий, митрополит Москвы Даниил и князья из Волоколамска. Там же обрел свое вечное пристанище и небезызвестный Малюта Скуратов, живший при Иване III.

Кладбище при монастыре послужило усыпальницей и многим дворянам и князьям: Безобразовым, Шаховским, Голицыным, Гончаровым и Муравьевым.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоцкого монастыря являет собой классический образец искусства Древней Руси. Во второй половине XVII века он был дополнен элементами итальянского архитектурного стиля барокко и стал еще более помпезным и роскошным. Уже в 1504 г.

в нем сооружена палата для трапез и церковь Божьего явления. Через несколько лет после постройки благодаря финансированию князя Бориса Волоцкого в убранство были внесены новшества. Осуществлялось строительство храма Смоленской Одигитрии в первом ярусе колокольни. Преобразования продолжались долго.

Вскоре была построена новая церковь в память о преподобных апостолах Павле и Петре. Монастырские настоятели жили в комнатах, располагающихся в ограде православной обители. Чуть дальше находились братские корпуса, где проводили время монахи, отдел для казначейства и постройки для хозяйственных нужд.

Все это в комплексе и составило Иосифо-Волоцкий монастырь. Жившие в обители монахи должны были позаботиться и об укреплении избранного ими для себя жилища. Крепостные стены были построены в XVI столетии. Однако их пришлось перестроить в 1650 г.

Примерно через 100 лет были воздвигнуты высокие башни вокруг этой православной святыни.

Монахи при возведении обители не забыли о православных, которые хотели бы побывать здесь. В 1865 г. закончилось строительство гостиничного заведения, где могли скоротать время паломники. Неподалеку от него расположились постройка для бедных и нетрудоспособных, а также больница.

Иосифо-Волоцкий монастырь – это чрезвычайно интересное место для туристов. Оно впечатляет своей богатейшей историей и изысканностью архитектурного ансамбля. Как и всякая православная святыня, оно заряжает энергией и позволяет немного отвлечься от будничной суеты.

Источник: http://lions-guides.ru/Moscow-region/interesting-places-of-Volokolamsk/Joseph-Volokolam

Ссылка на основную публикацию