Храм гроба господня в иерусалиме: где находится, камень миропомазания, история, иконы

Камень миропомазания, как важнейшая христианская реликвия

Храм Гроба Господня в Иерусалиме: где находится, камень миропомазания, история, иконы

01.12.2015 Достопримечательности

Израиль является местом, где собраны все святейшие реликвии мира, именно здесь можно увидеть и потрогать те предметы, которые были прямыми свидетелями событий, связанных с Иисусом Христом.

Не секрет, что со всего мира собираются паломники, чтобы отдать свое почтение предметам древнейшей ценности. Именно в этой стране расположен храм, который несет важность для всех христиан, он называется Гробом Господним.

Одной из его важнейших составляющих является камень миропомазания, имеющий, как историческую, так и религиозную ценность.

Стоит сразу сказать, что каждый желающий может увидеть данный предмет при входе в святыню. Именно там лежит камень, а точнее плита, на которую было положено тело Христа, после распятия.

Согласно рассказам из Библии, тело Христа было снято его последователями Никодимом и Иосифом Аримафейским, они положили его сначала на камень, чтобы провести обряд Миропомазания, а уж потом тело Иисуса было перенесено в гробницу.

Особенности размещения

Храм Гроба Господня

При описании особенностей размещения следует начать с главного входа в храм Гроба Господня. Фасад входа изготовлен в стиле романской архитектуры XII века. Далее идет Колонна Святого Огня, которая слева выражена в мраморных колоннах.

Стоит сказать, что данная часть была расколота в 1634 году в Великую Субботу. В одном из углов двора находится часовня Богоматери Скорбящей. В Иерусалиме в храме Гроба Господня камень миропомазания находится при самом входе в святое место.

Особое внимание следует уделить двору достопримечательности, ведь там находится множество интереснейших помещений и зданий. Так, необходимо сразу сказать, что практически вся территория принадлежит Иерусалимской патриархии. По левую сторону двора находится колокольня, которая создавалась еще в 1160-1180 годах.

Под данной колокольней размещена церковь, являющаяся склепом для иерусалимских патриархов. Рядышком с ней находится другая, которая называется церковью жен-мироносиц. Кстати, данное сооружение не имеет крыши, лишь небольшое укрытие обустроено для находящихся здесь икон.

Посреди данной церкви находится мраморный киворий, который говорит о том, что здесь Воскресший Христос явился Святой Марии Магдалене. Также здесь можно увидеть Авраамиев монастырь, размещенный, как на первом, так и на втором этажах. Нижний этаж полностью принадлежит православной власти, и имеет три престола.

На самом деле, во дворе можно увидеть массу святых мест, которые каждый паломник старается посетить.

Чтобы было немного понятнее, следует уточнить, что камень Миропомазания в храме Гроба Господня покрыт мраморной плитой, которая имеет толщину в 30 см, она полностью отполирована и имеет на боковых панелях тексты, которые написаны на греческом языке.

Для полного соответствия религиозным традициям данный текст написан в евангельском формате и помещен на мраморную доску справа от самого экспоната. Также позади камня размещено мозаичное панно, на котором изображены действия снятия Христа и умащение его тела благовониями.

Эта работа была выполнена в 1990 году, и также показывает процедуру захоронения Иисуса Христа.

Важно! Ежегодно в Великую Субботу проводятся целые обряды, связанные с камнем помазания в храме Гроба Господня, они играют особую роль в праздновании.

Чудодейственные возможности камня

Наверное, самую большую важность играет тот факт, что этот экспонат имеет только положительную энергетику. Благодаря чудодейственным действиям, большинство паломников со всего мира считают своим долгом посетить данную местность.

Даже самый обычный верующий человек верит в то, что данная реликвия имеет святое происхождение и обладает эффективной силой. Замаливание грехов, благословение души и тела, это то, за чем идут многие путешественники сюда.

Считается, что освящение на камне миропомазания происходит вполне естественным путем, без воздействия священнослужителей, к тому же здесь можно благословить те вещи, которые были освящены заранее.

Камень Миропомазания

Верующие люди советуют при освящении вещей в обязательном порядке изымать их из упаковки, таким образом, эффект будет более заметен. Кстати, на святыню нельзя садиться, может по этой причине большинство женщин трут его своей косынкой, которая в последствии становится праздничной, ее также впредь не стирают.

Так как храм Гроба Господня делится между шестью церквями, то и камень не может принадлежать всем. О камне миропомазания в храме Гроба Господня можно прочитать в Википедии, там имеется полная информация о нем.

Что касается религиозных направлений, которым принадлежит святыня, то они становятся собственниками определенных помещений и предметов, о распределении которых все оговорено заранее и записано в древних статутах.

Данный камень относится сразу к владениям четырех церквей, которые имеют в своей собственности определенные предметы:

  • греческая церковь. Данному направлению вероисповедания принадлежит четыре лампады, которые находятся возле камня миропомазания;
  • армянская церковь. Ей принадлежит две лампады;
  • католическая церковь, которая имеет в своих владениях одну лампаду;
  • коптская церковь. Также в своем арсенале имеет одну лампаду.

Стоит сразу уточнить, что вся собственность, которая относится к той или иной церкви, является общественным имуществом. И никогда не будет такого, что добавление или удаление любой иконы, лампады или другого предмета, пройдет без уведомления членов религиозного общества.

Исторические моменты

В Иерусалиме камень миропомазания имеет большую ценность, поэтому история его прослеживается с давних времен. Интересным моментом является тот факт, что он в разные периоды относился к различным церквям. Так, в византийское время, святыня находилась на территории часовни Св.

Марии, в итоге часовня была снесена крестоносцами. Было время, когда этот экспонат был стопроцентной собственностью католического ордена Святого Франциска Ассизского, это длилось ровно до 1810 года. Сегодня, как уже говорилось, данная реликвия является собственностью четырех церквей.

Рекомендуем также:

Источник: https://sunnyisrael.ru/blog/kamen-miropomazaniya-kak-vazhnejshaya-hristianskaya-relikviya.html

Камень миропомазания: место живительной силы

В иерусалимском храме Гроба Господня, неподалеку от входа, находится единственное в мире место, где каждый христианин может самостоятельно, не прибегая к услугам священнослужителя освятить крестик, иконку или другой предмет религиозного или домашнего обихода. Место это  – Камень Помазания, который также называют Камнем Миропомазания, Камнем Умащения или даже совсем просто — Доской Господней.

Для паломников, прибывших в Иерусалим, чтобы пройти по Виа Долороса (Скорбному Пути), Камень Миропомазания  — одна из остановок, этого, возможно, самого главного для всех христианских пилигримов маршрута. И всё же лучше всего прийти к Камню особо — рано утром, когда в храме еще почти нет паломников — чтобы на всю жизнь сохранить в памяти ощущения, которые оставляет это удивительное место.

Строго говоря, сам Камень Помазания находится под спудом мраморной плиты, положенной сверху в целях сохранности. Но благодать, присущая ему, без труда проникает сквозь толщу мрамора, незримо распространяясь вокруг. Как и миро, микроскопическими каплями которого которым чудесным образом покрывается поверхность плиты.

Чтобы лучше понять, это за место, обратимся для начала к Священной истории Нового Завета. Согласно Евангелию, один из тайных учеников Христа, богатый и родовитый член Синедриона Иосиф Аримафейский попросил у Понтия Пилата позволения снять с креста тело Спасителя, подготовить его нужным образом к погребению и затем предать земле.

Пилат не мог отказать одному из иудейских старшин. Иосиф вместе с другим последователем Христа, также тайным, по имени Никодим, кладут тело Спасителя на камень, умащают его драгоценным миром и алоэ,  а затем оборачивают в саван — в полном соответствии с иудейской погребальной традицией.

При совершении ритуала рядом находятся Пресвятая Богородица и жены галилейские, которые оплакивают Христа.

Вот как о помазании и последовавшем затем погребении тела Иисуса Христа говорит любимый ученик Господа, евангелист Иоанн:  «После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.

Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.

Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19: 38–42).

Как известно, построенный несколько веков спустя по указанию матери императора Константина Великого, царицы Елены, иерусалимский храм Гроба Господня объединил  в единый архитектурный ансамбль места, связанные с крестной смертью, погребением и воскресением Спасителя. Камень Миропомазания также оказался в числе этих мест.

В византийский период над Камнем Миропомазания стояла часовня Святой Марии, входившая в комплекс храма. Во времена Иерусалимского королевства  крестоносцы кардинально реконструировали застройку: вместо архитектурного ансамбля, состоявшего из многих отдельных объектов, здесь появилось монументальное сооружение, объединившее под одной крышей все здешние святыни, включая и Камень.

Вплоть до начала позапрошлого века Камень Миропомазания был в собственности у католических монахов из ордена Францисканцев. Только в 1810 году католики, православные, а также древние апостольские церкви — Армянская и Коптская — пришли к соглашению о совместном владении Камнем.

За святыней была построена стена, которую затем украсила искусная мозаика. Она представляет собой величественный триптих, выполненный мастером Власисом Цоцонисом. Первая его сцена изображает снятие с креста, вторая — помазание миром, а третья — погребение.

  Иосиф Аримафейский на мозаике предстает седобородым старцем в одеяниях красного цвета.

Все прошлые века, в которые Иерусалим был доступен для паломников-христиан, к храму Гроба Господня тек нескончаемый поток пилигримов. Каждый из них стремился прикоснуться к Камню — а то и отколоть от него хоть самую малую часть, чтобы затем благоговейно увезти её с собой. Для защиты от такого разрушительного благочестия Камень покрыли черным мрамором.

Позже эту облицовку сняли — сегодня святыню покрывает плита бледно-розового цвета, также мраморная. Длина защитной плиты — 2,7 метра, ширина — 1,3 метра, толщина  —  30 сантиметров.

На особой перекладине над камнем висят восемь лампад, пламя в которых поддерживают служители шести церквей, представленных в Храме Гроба Господня: греческой православной, католической, армянской, коптской, эфиопской и сирийско-маронитской.

Слева от Камня Помазания, на полу, отмечен — также мрамором — круг. Согласно Преданию, именно на этом месте стояла Пресвятая Дева Мария, когда тело Её Сына приготовляли к погребению.

Как уже было сказано, у Камня за исключением разве что самых ранних часов утра, всегда много верующих. Камень источает микроскопические частицы мира — и верующие спешат прикоснуться к покрытой им плите губами, лбом, руками и даже прикладывают к ней платки и края одежды. Крестики, нательные образки, свечи — чего только не освящают здесь.

Как верят христиане, живущие в разных концах земли, положенные на короткое время на Камень предметы с этого момента обладают особой, ни с чем не сравнимой благодатной силой, освящая не только сами объекты, но и того, кто ими владеет.

Именно поэтому иконка, нательный крестик, свеча или платок, освященные на Камне Миропомазания, для верующих, принадлежащих к преемственным христианским церквям — всегда долгожданный подарок.

Сомневаться в реальности действия здесь особой божественной силы не приходится: каждый, кто хоть однажды преклонил колена у Камня Миропомазания, подтвердит, что всё обстоит именно так.

А мы в заключение нашего короткого рассказа о Камне Миропомазания приведем короткий отзыв одного из многих и многих тысяч побывавших здесь паломников, опубликованный в «Живом журнале» пользователем под ником chugoj – даже не весь отзыв, а наиболее яркий его фрагмент.

«Приблизившись к камню, я склонился, коснулся лбом поверхности и явственно, чуть ли не резко ощутил источаемый камнем запах, в котором угадывались звуки розового масла, еще чего-то пряного и хвойного. Приложив и отняв руки, ощутил, что запах идет теперь и от них – явственно, чуть ли не резко чувствовалось, что и лоб мой горящий источает его.

Ощущение было почти шоковым – по необычному соединению простоты и незатейливости чуда и настоятельного голоса бытовой рациональности, услужливо подсовывающей “разоблачения” в духе примитивных атеистических агиток сталинских или хрущевских времен… Если плиту служители Храма умащивают благовониями – то когда? Ведь на ночь храм запирают и ключи у потомственных хранителей-мусульман. Если это делают в открытом Храме – то как это возможно? Недоверчиво всю дорогу назад в машине я то и дело подносил руки к лицу и ловил удивительное ощущение, когда невидимые поля этого запаха, исходящего от рук и ото лба будто объединялись, сливались в целое, щеки начинали гореть и мыли возвращались туда, к камню, на котором когда-то лежало тело Его.

Мне казалось, что жизнь послала мне внешне простую, но почти неразрешимую задачу, перед которой я просто робел.

Ночью я несколько раз просыпался, подносил ладони к лицу и ощущал их жар и этот запах — неразделимо — розы, пряной хвои, еще чего-то…
Сознание и память человека как-бы “культурного”, а посему – отличающего “Фаренгейт” от “Кензо”, а “Тед Лапидус” от “Красной Москвы” внятно, если не назойливо требовало дальнейшей идентификации запаха, его составляющих, а что-то иное – останавливало, заставляя сконцентрироваться, вслушаться в то внутреннее, что исподволь формировалось и потребностью прийти в храм, и всем прочувствованным в нем, и этим запахом, будто унесенным мной от камня на лбу и на ладонях.»

Две тысячи лет назад люди, жившие на Святой Земле, достигли огромных для своего времени успехов в создании оригинальных благовоний и ароматических веществ — об этом свидетельствуют многие исторические источники.

Читайте также:  Иосифо-волоцкий мужской монастырь - православные иконы и молитвы

Но, конечно же, ни одной из созданных ими субстанций, даже самой стойкой, не под силу благоухать почти два тысячелетия подряд. Возможно подобное лишь под действием благодатной силы, которая незримо распространяется вокруг Камня, на котором готовили к погребению тело Спасителя мира.

Объяснить этого рационально нельзя — но, возможно, своего рода ключом к пониманию этого феномена могут стать слова любимого многими поэта: «Бог сохраняет всё…»

Источник: https://ru.santosepulcro.co.il/kamen-miropomazanija-mesto-zhivitelnoj-sily/

Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий  по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Внешнее убранство 

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу. 

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу.

Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам.

На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара.

 Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии.

Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме  работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле. 

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/

Храм Гроба Господня

eimage

Иерусалимский храм Воскресения Христова, больше известный в мире, как Храм Гроба Господня – величайшая святыня христианского мира. Храм построен на том месте, где, согласно Евангелию, был распят, погребен и воскрес Христос.

История Храма Гроба Господня – это история двух тысяч лет самого Иерусалима. Прежде место распятия Христа находилось за городской стеной, но память о нем была потеряна первыми христианами. После разрушения Иерусалима в 70 г.н.э.

императором Титом, несмотря на пронесшиеся десятилетия запустения, место погребения и воскресения Христа по-прежнему оставалось священным. Уже в 135 году на месте пещеры, где находился Гроб, был возведен языческий храм Венеры.

Византийская эпоха правления в Иерусалиме, начавшаяся в 4 веке, ознаменовалась строительством большого числа храмов, соборов и монастырей.

В это время были воздвигнуты и архитектурные сооружения вокруг места распятия, погребения Христа, Голгофы, Камня Помазания, а также вдоль всего Пути Скорби, Виа Долороза, где, согласно Писанию, пролегал путь Христа к месту распятия.

Комплекс тогда получил название «Садовые сады». Тогда же над гробницей Иисуса Христа была воздвигнута Кувуклия.

С течением времени комплекс неоднократно перестраивался, особенно крестоносцами, пришедшими сюда в 11-12 веках.

Согласно историческим хроникам, именно слухи о разграблении и уничтожении Иерусалима и, в частности, Храма Гроба Господня халифом Эль-Хакимом, правителем Фатимидского халифата, и привели сюда, в Иерусалим, носителей христианской веры.

Постепенно главная святыня Иерусалима приобрела современный вид – в середине 12 века крестоносцы полностью обновили внешний и внутренний вид Храма, выстроив величественное сооружение в романском стиле, объединившее под одной крышей все святые места, связанные со смертью и воскресением Спасителя.

Пройдя через большой каменный двор, вы подходите к фасаду храма с двумя арками. Одна из них замурована, вторая — вход.

Сегодня Храм Гроба Господня – это целый комплекс зданий и сооружений – церквей, монастырей, приделов. Шесть религиозных конфессий собираются здесь, под одной крышей, чтобы принести молитвы Богу. Храм Гроба Господня – место паломничества верующих со всего мира.

Камень омовения (миропомазания), на котором Иосиф и Никодим омывали Христа после снятия с распятия смирной и алоэ. Камень по сей день мироточит.
Первая молитва, входя в храм — здесь.

Кувуклия-часовня над Гробом Господним.Это самое священное место во всем храмовом комплексе – здесь находится каменное ложе (лавица), где покоилось тело Христа после Крестной смерти в Страстную пятницу и до Его Воскресения. Именно на этом каменном ложе чудесно возгорается Благодатный огонь.

Самое раннее упоминание о схождении Святого огня в канун Воскресения Христова датируется IV веком. Церковная церемония получения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов. По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию.

Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств. Кувуклию осматривает и опечатывает полиция.

Вскоре в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, сидя на плечах друг у друга и скандируя «нет веры, кроме веры Православной, Христос – истинный Бог», просят Господа даровать верующим Благодатный огонь.

Считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.

В полдень от Иерусалимской Патриархии, расположенной неподалеку от храма Гроба Господня, начинается Крестный ход, который завершается перед входом в Кувуклию. В пещеру вносят большую лампаду, в которой должен возгореться главный огонь и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).

Иерусалимский Патриарх войдет внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике – чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-то, способное зажечь огонь. Затем вход в часовню опечатают – и наступит напряженная тишина в ожидании чуда появления Благодатного огня. В это время в храме выключается свет.

Ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов. Благодатный огонь паломники, прибывшие из разных стран, доставят в свои храмы.Вторая часть часовни, Гроб Господень, представляет собой маленькую пещерку, где с трудом могут поместиться 3-4 человека. Это каменное погребальное Ложе, высеченное в природной скале.

По еврейскому обычаю, тело Христа было положено головой на запад, а ногами на восток.Чтобы предотвратить попытки молящихся отколоть и унести с собой кусочки камня, Ложе было закрыто плитой из белого мрамора. 

Читайте также:  Почему самоубийц не хоронят на кладбище

Храм Воскресения. В его центре на мраморном полу на небольшом возвышении установлена каменная ваза, символизирующая «пуп земли».

В подземелье, к месту обретения Креста Господня, ведет многоступенчатая лестница. Считается, что именно здесь царица Елена обнаружила деревянный крест с гвоздями.

 К вершине горы, где был распят Иисус ведут мраморные ступени. Голгофский храм разделен на две части. Место, куда был врыт крест, помечено серебряным кругом, а предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, казненных с Иисусом на Голгофе, обозначены двумя черными кругами. В застекленном окошке можно увидеть трещину в скале, которая образовалась при последнем вздохе Иисуса.Также в состав Храма Гроба Господня входят многочисленные приделы, часовни и монастыри, принадлежащие разным конфессиям.Ежедневно в Храме Гроба Господня совершаются три литургии. Первыми служат литургию православные с 11 вечера до 3 часов утра. Армяне служат литургию с 3 до 6 часов утра.

Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

Источник: https://eimage.livejournal.com/225107.html

Путеводитель по Иерусалиму: Храм Гроба Господня

Церковное предание повествует, что во времена римского правления на этом месте находился храм богини Венеры. Прибывшая в Иерусалим святая Елена, мать императора Константина, повелела разрушить языческое капище и обнаружила под ним древние захоронения, среди которых был найден и “Святой Гроб” – погребальная пещера, принадлежащая Иосифу Аримафейскому, тайному ученику Иисуса.

Погребальные пещеры того периода вырубались в мягких породах и служили семейными усыпальницами богатым жителям Иерусалима. Внутри пещеры находилось ложе, на которое укладывали тело умершего, обвитое пеленами, обильно пропитанными бальзамами и благовониями.

Вход в пещеру закрывался круглым или прямоугольным камнем. Тело умершего должно было пролежать на таком ложе в течение года, пока душа его, по иудейскому поверию, находилась в Шеоле (в христианстве – “чистилище”).

Через год приходили родственники, истлевший скелет разбирали на части и укладывали в специальные каменные урны-оссуарии, которые устанавливали в нишах, вырубленных внутри пещеры. На территории Храма Гроба Господня сохранились остатки подобной пещеры.

Ее традиция связывет с могилой Никодима, еще одного тайного ученика Иисуса (см. п.7).

Тело Распятого пролежало в пещерном гробу с пятницы до исхода субботы, который начинался с наступлением темноты. По еврейской традиции начало первого дня недели отсчитывается именно с этого времени, а не с 0 часов, как это принято сегодня в мире. Поэтому и отсчет дней недели в Израиле ведется не с понедельника, как во всем мире, а с вокресенья, которое считается рабочим днем.

Ранние христиане прекрасно разбирались в иудейском исчислении времени, поэтому Великая Суббота, когда на Пасху в Храме Гроба Господня сходит Благодатный Огонь, считается одним из главных христианских праздников на Святой Земле.

Но пора уже нам поспешить к этой старинной часовне, внутри которой находится плита, символизирующая Святой Гроб.

Дело в том, что к ней обычно выстраивается очередь, в которой иногда можно простоять и целый час! Особенно, если в это время в Храме Гроба Господня проходит служба одной или даже более конфессий.

В Кувуклии и на Голгофе служат православные греки, армяне католики-францисканцы, иногда – копты. Остальные две конфессии: эфиопы и сирийцы – лишены этой привилегии. Остояв очередь, вы попадаете внутрь часовни, в помещение, именуемое “приделом Ангела».

Названо оно так в соответствии с евангельским стихом от Матфея (28:2), где говорится, что «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем…”. Камень этот, вернее то, что от него осталось, вы увидите под стеклом в свете горящей над ним свечи.

За приделом Ангела – пещера Святого Гроба с мраморной плитой, к которой прикладываются верующие. Она символизирует погребальное ложе, на котором лежало тело Иисуса. На эту плиту кладут различные ритуальные предметы (нательные кресты, иконы, флаконы с маслом и др.). Посмотрите. как это делают люди перед вами, и следуйте их примеру.

Служители Храма Гроба Господня просят не задерживаться с освящением ваших предметов, и не раскладывать их по отдельности. Совершив ритуал поклонения Святому Гробу, на выходе из Кувуклии справа от вас, вы увидите место обжигания свечей от Благодатного огня.

Подожгите одновременно все 33 свечи в пучке, дайте им немного погореть и затушите под колпачком.

В марте 2017 года были завершены работы по ремонту и реставрации Кувуклии, которая долгое время находилась в аварийном состоянии. Те из вас, кто бывал ранее в Храме Гроба Господня, будут приятно удивлены, увидев обновленную Кувуклию.

Теперь можно отправиться на экскурсию по Храму Гроба Господня и посетить еще несколько его святых мест.

Источник: http://jerusalem-guide.ru/hram-groba-gospodnya.php

Храм Гроба Господня и Голгофа: мое поломничество

Приветствую вас, дорогие читатели блога! Недавно описала вам Крестный Путь, который я прошла в Иерусалиме, а сегодня хочу подробнее остановиться на главном месте всех верующих — Храм Гроба Господня и Голгофа — цель Крестного Пути.

Гроб Господень

Храм Гроба Господня (или храм Воскресения Христова) – конечная точка Крестного пути. Считается, что христианская святыня расположена на том самом месте, где был распят и погребен Иисус. Здесь же Он и воскрес. И в честь этого радостного для всех христиан события в храме каждый год проводится очень красивая церемония схождения Благодатного огня.

Могу себе представить, что там творится на Пасху, если даже в сентябре, когда мы были, людей было просто море! К каждой  святыне нужно было выстоять приличную очередь. Слава богу наш гид там «свой человек» и мы почти нигде не стояли более получасаСлышала, люди стоят там и целыми днями(!)

Немного истории о Храме Господа

В начале нашей эры римляне возвели на месте распятия Христа свой языческий храм. Только в 325 году император-христианин Константин I и его мать Елена снесли его, провели раскопки и построили на том же месте огромную церковь. Легенда гласит, что во время тех раскопок и были найдены три креста, гвозди с места казни и сам Гроб Господень.

К сожалению, да наших дней сохранилась лишь небольшая часть того потрясающего комплекса – с мраморной облицовкой, драгоценным литьем и мозаикой. Наверняка было очень красиво…

Естественно, после Константина I Храм много раз разрушался и восстанавливался заново. Говорят, что слухи об очередном разорении Храма стали основной причиной крестового похода!

А что сейчас?

Современная версия Храма представляет собой много часовен, пару монастырей, старую ротонду с часовней с Гробом Господним (это место называется Кувуклия), Голгофу с местом Распятия и подземный храм Обретения Животворящего Креста.

Кувуклия. храм Гроба Господня

С удивлением для себя я узнала, что Храм поделен между шестью (!) церквями: католической и греко-православной (что логично) плюс сирийская, армянская, коптская и даже эфиопская! У каждой из служб есть свой собственный «график» для молитв и служб. И никто никому не мешает…

Вообще этот Храм просто потрясает своим величием. Меня поразило, что электрического света там нет — только от свечей и лампад, поэтому там всегда полумрак. Православный зал очень большой и красивый.

Однажды, когда мы были на литургии в этом Храме ночью, я решила выйти на улицу погулять и …

заблудилась! Я вышла из православного зала и из главного, где Гроб Господень, и не поняла я на улице нахожусь или еще внутри — настолько он большой и темный, особенно ночью там не разгуляешься

О, а еще мне ужасно понравилась история про лестницу! К правому окну фасада Храма Гроба Господня приставлена обычная деревянная лестница.

Я была уверена, что наша группа просто попала на очередные реставрационные работы.

Но оказалось, что эта невзрачная строительная стремянка стоит на этом месте уже около 100 лет! И поставил ее туда какой-то каменщик (сейчас уже даже никто не помнит его имени).

В общем, эта лестница опирается на карниз одной церкви, а приставлена к окну другой. И таким «наглядным» способом символизирует «мир и дружбу» между шестью конфессиями. Оказывается, без согласия каждой из них в храме нельзя ничего ремонтировать, менять или переставлять!

А еще в Храме Гроба Господня хранится… пуп Земли! Прямо под куполом на специальной подставке висит мраморная полусфера. Сейчас «пуп» (раньше Иерусалим считался центром земли) прикован к потолку мощной цепью – боятся, что кто-то подвинет или унесет чашу с собой!

Ну, и моя любимая история про ключи от Храма. Еще в XII веке решили, что ключи от Храма Гроба Господня будут храниться в одной мусульманской (!) семье, а открывать и закрывать двери Храма имеет право другая (опять-таки мусульманская) семья!

Так вот, и ключи, и право на «открытие-закрытие» уже сотни лет передаются в этих семьях от отца к сыну. И каждый день глава семьи Нусейна торжественно отпирает двери Храма на рассвете и запирает их на закате.

Мне интересно, а  как сами представители этих семей относятся к своей почетной обязанности?

Голгофа

Сразу за центральным входом в Храм Гроба Господня видны две лестницы, которые ведут вверх – на Голгофу. Это страшное место представляет собой небольшой холм или скалу, на которой и был распят Иисус Христос. По легенде именно на Голгофе был похоронен Адам! Да-да, тот самый, что попробовал запретное яблочко из райского сада.

Алтарь Голгофы

Наверху находится Голгофа в Храме Гроба Господня. Все пространство Голгофы поделено между тремя алтарями.

Алтарь Распятия принадлежит греко-православной церкви. Он расположен над скалой  — прямо над тем местом, где распяли Христа. Под стеклом возле алтаря видна поверхность этой жуткой скалы.

А если опустить руку в отверстие – можно прикоснуться к Голгофе в том месте, где стоял крест с распятым на нем Иисусом. Я тоже просунула руку со своим нательным крестиком через это отверстие и дотронулась к Голгофе.

Кстати, возле Алтаря Распятия делается двенадцатая остановка Крестного пути.

Алтарь Гвоздей уже принадлежит францисканскому католическому ордену.  Считается, что здесь с Христа сорвали одежды, разыграли их в кости, а после – пригвоздили Иисуса к кресту. Здесь мы делали десятую и одиннадцатую остановку Крестного пути.

Алтарь «Стабат Матер» (Стояния Богородицы) отмечает место у основания Креста, где стояла мать Иисуса во время его распятия. Здесь мы останавливались в тринадцатый раз.

Над алтарем висит очень красивая (я бы даже сказала «живая») деревянная статуя Богоматери с мечом в сердце. Как нам объяснили, статуя иллюстрирует цитату:

А рядом со статуей — горы драгоценностей, которые пожертвовали Храму паломники со всего мира!

Камень Помазания (Камень Умащения, Доска Господня)

Напротив входа в Храм Гроба Господня лежит Камень Помазания – еще одна древнейшая христианская реликвия. Именно на этом камне тело Христа, снятое с креста, Никодим и Иосиф Аримафейский подготовили для погребения, помазали миром и завернули в плащаницу.

Все эти печальные события (снятие с креста, миропомазание и положение в гроб) изображены на гигантском мозаичном панно. Над самим камнем постоянно горит восемь лампад – по нескольку от разных конфессий.

Камень миропомазания в Храме Гроба Господня

Многие верят, что одно прикосновение к мраморной плите способно исцелить от всех болезней. Кстати, я дотронулась до камня голой ладошкой, и весь день моя рука источала тонкий аромат миры!

Еще на Камень Помазания можно класть вещи для благословения (чаще всего – это нательные крестики, свечи и иконки). Гид сказал, что некоторые паломники даже покрывают камень цельным белым полотном. В завещании они просят, чтобы после смерти их завернули именно в это полотно, и в таком виде похоронили…

Конечно, Храм Гроба Господня и Голгофы — это место, куда стремится попасть каждый верующий.

Израиль

Источник: https://prekrasny-mir.ru/golgofa-i-hram-groba-gospodnya/

Храм Гроба Господня

Храм Воскресения Христова — главная святыня христианства, в нем находится Кувуклия Гроба Господня, поэтому его так и называют — храм Гроба Господня.

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Он состоит из нескольких приделов, связанных с тем или иным моментом Распятия Христа. Благолепие храма соответствует его высокому значению. Иконы в иконостасе украшены ризами, пожертвованными до революции из России, пол выстлан мраморными плитами.

Камень помазания миром. (см. номер на карте 11)

При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Иисуса по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили Плащаницей.

Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад и подсвечников.

Перед взором входящих в храм предстоит великолепная мозаичная икона «Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб», помещенная на стене.

Голгофа (5)

Направо от святых врат храма Воскресения и камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 28-ми ступеням на святую Голгофу. 

Во время жизни Христа эта гора была местом казни преступников, которых здесь предавали распятию, считавшемуся самой позорной смертью.

В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры: там стерегли преступников, приводимых на распятие. В этой пещере был и Христос. Это место называется «Темница Христова».

Она располагается в северной части храма Воскресения, на противоположной стороне от Голгофы.

Читайте также:  Молебен нечаянная радость иконе божией матери

У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии вертоград, принадлежащий Иосифу Аримафейскому.

Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Туда же был повергнут и Крест Господень. Враги Креста засыпали его землей, забросали камнями. На самой же Голгофе во II в.

 император Адриан построил капище Венеры.

В 326 году мать императора Константина царица Елена отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освященные событиями жизни Спасителя. Она обратилась к жителям с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень.

Ей помог престарелый еврей по имени Иуда, который привел царицу к большому холму с языческим храмом наверху.

Когда храм разрушили, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место — место распятия Спасителя.

Голгофа в переводе и означает «Лобное место». Это название было дано по нескольким причинам. По мнению одних, так она называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. По мнению других, — из-за множества находившихся там черепов преступников.

Но главное, что, согасно иудейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама. Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого роды происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале.

Эта расселина образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа, и ее можно увидеть под стеклом рядом с местом Распятия.

Вблизи Лобного места, в пещере, святой Еленой были найдены кресты, гвозди и та дощечка с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Она лежала отдельно от крестов и поэтому было невозможно определить, на котором из крестов был распят Христос.

Тогда Епископ Иерусалимский Макарий предложил провести испытание: на место обретения крестов принесли тело умершей женщины. Все присутствующие горячо помолились о том, чтобы Крест Христов был указан через ее воскрешение. Во время прикосновении к одному из крестов женщина воскресла.

Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели большое впечатление не только на христиан, но и на иудеев.

Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он  претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике.

В память о событии обретения Креста в Православной Церкви был установлен праздник Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).

Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был Животворящий Крест Господень. Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением страстей Христовых. 

С правой стороне от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Богочеловек испустил Свой дух.

В это же время завеса в храме Соломона разодралась сверху донизу. По этой трещине Кровь Спасителя стекала вниз до черепа Адама, омывая его, поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.

Эта трещина и теперь просматривается донизу, где находится придел Адама.

Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Православный Престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы, который расположен справа от православного.

Между католическим и православным престолами расположен францисканский алтарь Скорбящей Богородицы (лат. Stabat Mater — «Стояла Матерь», названный так по первым строкам католического гимна францисканца Якопоне да Тоди, ХIII в.). Здесь также видны остатки древних византийских мозаик. Престол является реконструкцией архитектора Антонио Барлуцци.

На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя к Кресту (Мф. 27:33-36). Серебряный католический престол был пожертвован в храм Фердинандо Медичи в XVI в.

Стены придела украшены мозаичными картинами, на одной из которых изображено библейское событие жертвоприношения Авраама, который по повелению Бога, благодаря своей любви к Богу и вере в Его Промысл, готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака.

Это событие является прообразом Жертвы Христовой, когда Небесный Отец ради любви в человечеству отдал Своего Единородного Сына на Распятие.

Над Голгофой пронеслось бесчисленное множество кровавых событий, но она и до наших дней осталась и всегда будет священным прибежищем для всех с благоговением поклоняющихся Освятившему ее Своею Животворящею Кровью.

Придел Адама (4)

Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел, устроенный под Голгофой. Это придел Адама. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской расселины. В притворе этого придела у входа, по преданию, была погребена глава Адама.

В этом приделе располагается Санктуарий Храма Гроба Господня — хранилище святынь, где можно в определенное время припасть к частице Животоврящего Древа (в окладе византийского импрератора Мануила) и мощам великих святых Церкви.

Придел Тернового венца (23)

Выйдя из предела Адама и пройдя направо, паломник подходит к пределу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из Претории — Верховного Судилища, где происходило осуждение Христа на смерть. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. Этот придел принадлежит Греческой Церкви.

Придел обретения Животворящего Креста (25)

От этой часовни паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную церковь св. Елены, принадлежащую армянам (24), а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень (25). На месте обретения Креста, в самом углублении пещеры, на самом полу устроен греческий престол.

В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время распятия Христа. Здесь же устроен и католический престол, а вверху в скале видно окно, из которого, по преданию, святая царица Елена смотрела на работавших при откапывании Креста Господня.

Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой Юдолью мертвых, куда после распятия сбрасывали тела и кресты.

Придел разделения риз Господних ('10)

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к Приделу разделения воинами риз Господних (22).

Еще Богодухновенный псалмопевец Давид, пророчески изображая обстоятельства страданий Спасителя, говорил: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс 21:19).

Это пророческое указание буквально исполнили воины у Креста Господня на этом месте: «Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что» (Мк 15:24). Они разделили между собой, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части.

Хитон (рубашка) был тканым, то есть без швов, и они не пожелали рвать его, а, оставив целиком, согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию.

Этот придел принадлежит Армянской Патриархии. Сами армяне считают ег приделом Лонгина сотника, потому что некогда под престолом хранилось копье Лонгина. На лицевой стороне престола есть иображение копья.

Придел Лонгина сотника (21)

Далее по галерее паломник подходит к греческому Приделу святого мученика Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений.

«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27:54).

Предание говорит, что Придел этот устроен на месте обретения слепой женщиной головы святого Лонгина, впоследствии пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.

Темница Христова (20)

Далее по галерее, на противоположной стороне храма от Голгофы, в северной части храмового комплекса, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя.

У этой темницы стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту. Ранее в одной из ниш Темницы Христовой была помещена икона Пресвятой Богородицы, очень темная, которая в одно время на Страстной седьмице плакала.  Сегодня эта икона отреставрированная монахинями монастыря св.

Марии Магдалины в Гефсимании, находится в Санктуарии храма (у Придела Адама).

Придел Марии Магдалины (15)

Шагах в десяти от Темницы Христовой находится место, обозначенное мраморным кругом, над которым горят неугасимые лампады. Здесь явился Господь по Воскресении Своем Марии Магдалине. Сейчас здесь находится католический придел с современным стилизованным скульптурным изображением события.

Гробница Иосифа Аримафейского (3)

В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находятся гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста тело Спасителя положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в другой, более скромной гробнице.  

На этом месте бывшего вертограда Иосифа расположен католический придел, в котором находится часть каменного столба. К нему Иисуса Христа привязывали в темнице во время мучений. С ужасом смотрели мы на этот столб. В оцепенение повергает воспоминание этой картины злобы человеческой. Как она страшна и ненасытна! Как беззаконна и безумна деятельность человеческой страсти!

Кувуклия Гроба Господня (1-2)

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится  в Ротонде храма Воскресения.

Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (кувуклия), обложенная желтым мрамором с украшениями по стенам и куполом посередине. Внутри находится скала, к которой можно прикоснуться, открыв икону Божией Матери в окладе из серебра.

В этой скале заключено бесценное сокровище христиан — Животворящий Гроб Христов.

Перед входом в Кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники; множество лампад — вне и внутри Кувуклии. По карнизам установлены драгоценные старинные иконы. Перед иконой Воскресения (она расположена над входом в кувуклию) висит лампада императора Николая II в память великого князя Сергея Александровича.

По существующему на святых местах status quo точно определяются права и владения всех вероисповеданий. Над Святым Гробом Господним обычно горят тринадцать серебряных  лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать — католических, тринадцать — армянских и четыре — коптских.

Лампады эти отличаются друг от друга формой. Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба.

Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

Вход в предел Гроба Господня очень низкий и узкий, высотой 112 см., шириной 72 см. Сама пещера тоже мала (длина и ширина около двух метров), так что перед Гробом могут стоять одновременно не более трех человек.

Три стороны его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии.

Над Гробом располагается множество лампад, подсвечников, ваз с цветами.

Ввиду особого благоговения к этой величайшей Святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и Гроба Господня лицом ко Гробу. Благословенный трепет охватывает душу христианина при одном приближении к этой святыне.

Эта маленькая пещера временно была вместилищем Необъятного. Здесь бездыханным и безжизненным лежал Тот, Кто дает жизнь всему творению, Кто был Создателем всего мира.

Здесь совершилось то, что составляет нашу славу, здесь произошла победа Христа над дьаволом, торжество добра над злом, здесь воскрес Христос…

На стенах Кувуклии, как снаружи, так и внутри,  выгравированы тексты пасхальных песнопений: «Воскресение Христово, видевше…», «Яко Живоносец…» и др.

На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд три Божественных Литургии: в 12 часов ночи — греческая Православная, за ней — армянская и третья — католическая.

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники  участвуют в Чине Святого Огня, который смволизирует Свет Воскресения Христова, воссиявший из Гроба во время Воскресения Спасителя. Этот Чин уже много веков сопровождают явления нерукотворного сошествия Огня га Гроб Господень или на свечи верующих и потушенные лампады. В XVI в.

, когда армяне при помощи турок, надеясь получить Благодатный огонь самостоятельно, не пустили православного Патриарха в храм Воскресения в Великую Субботу, Огонь исшел из колонны у входа в храм, где стоял православный Патриарх. И теперь, прежде чем зайти в храм, верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну, свидетельницу истинности православного вероучения.

Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Кафоликон (8)

Посередине храма Воскресения находится его главный Придел — Кафоликон, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви. У входа в центральную часть храма, со стороны Гроба Господня стоит мраморная ваза с крестом на изображении глобуса, которая обозначает духовный центр земли, соответственно словам Псалма Давида: «Спасение соделал еси посреди земли, Боже».  

Алтарь храма Воскресения Христова возвышен. Большой престол храма осенен величественным позолоченным балдахином. Из алтаря направо вверхпо ступеням — вход на Голгофу, налево — в ризницу.

11 сентября 2015

Источник: https://rusdm.ru/guide/511

Ссылка на основную публикацию