Дивеевский монастырь, история, как добраться

Как добраться из Москвы до Дивеевского монастыря?

Дивеевский монастырь, история, как добраться

Если вы планируете ехать в Дивеево из Москвы, добавьте эту страницу в закладки или сделайте репост в соцсетях, чтобы подробная инструкция была всегда под рукой!

Многие паломники из Москвы хотят попасть в село Дивеево на отдых, религиозный праздник или просто посетить святые источники и Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Их интересует вопрос, как быстро и недорого добраться до Дивеево из Москвы. Существует несколько маршрутов, по которым можно попасть в святое село.

Ниже мы расскажем о том, как из Москвы в Дивеево добраться на поезде, самолете или автомобиле.

Как добраться до Нижнего Новгорода

Лететь на самолете или ехать на поезде через Нижний Новгород — это самый долгий способ добраться в Дивеево из Москвы, однако у него есть свои преимущества. Нижний Новгород — это крупный город с богатой историей, большим количеством достопримечательностей, уникальных храмов и монастырей.

Если позволяет время, можно посвятить день прогулкам по улицам города перед тем как отправиться в святое село. Кроме того, Нижний Новгород находится всего в 170 км от Дивеево, поэтому его можно использовать как перевалочный пункт. Например, приехать вечером, переночевать в гостинице, а потом утром поехать в Дивеево на автобусе или такси.

Так вы сможете осмотреть Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, канавку Серафима Саровского и другие достопримечательности села свежими и отдохнувшими.

На самолете

Авиационный маршрут из Москвы в Нижний Новгород является очень популярным. Он обслуживается всеми четырьмя аэропортами столицы и главным аэропортом Нижнего Новгорода. Между городами регулярно летают прямые рейсы. Время в пути составляет от 70-90 минут. Стоимость билетов составляет приблизительно 2400 рублей в одну сторону. Самолет прибывает в аэропорт Стиригино.

На поезде

От Москвы в направлении Нижнего Новгорода постоянно отправляются как прямые, так и проходящие поезда. Среднее время в пути на проходящем поезде составляет 6 часов. Кроме того, между Москвой и Нижним Новгородом регулярно курсируют прямые поезда «Стриж» и «Ласточка». Это самый быстрый способ добраться по железной дороге: длительность поездки составляет около 4 часов.

Билет на поезд до Нижнего Новгорода обойдется от 599 рублей за сидячее место, 1153 -1880 рублей* плацкартный, 2039-3758 рублей* купе.

*Цены указаны на март 2017 года по данным официального сайта РЖД.

Автобусы из Нижнего Новгорода в Дивеево

Дивеево — популярное туристическое направление, поэтому билеты на автобус из Нижнего Новгорода лучше бронировать заранее. Забронировать билеты, получить подробную информацию о расписании автобусов и уточнить особенности маршрута вы можете по телефонам:

Источник: http://DivSloboda.ru/diveevo/kak-dobratsya-iz-moskvy

Дивеевский монастырь

Адрес обители: Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с.Дивеево. Координаты: Latitude: 55.0399 и Longitude: 43.2463 Телефоны: монастырской канцелярии 8(83134)30015 и паломнического центра 8(83134)43445. Центр – здание в два этажа напротив западных ворот рядом с Казанским собором. В нем можно получить консультацию по поводу ночлега, питания и др. вопросам.

Село Дивеево, расположенное в южной части Нижегородской области, уже два столетия остается местом паломничества для множества людей. Их цель – посещение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, одного из четырех мест, находящихся под особым покровительством Пресвятой Богородицы.

Считается, что каждый день она осеняет обитель своим присутствием и ночь, проведенная в ней, подарит благословение Божьей Матери.

Как добраться до Дивеево

На автомобиле из Москвы: — М-7 по направлению на Владимир, через Муром, Навашино и Кулебаки. Расстояние около 500км. — М-7 через Владимир на Нижний Новгород, далее через г. Арзамас (весь путь почти 600км).

На поезде: 

— из Москвы (Казанский вокзал) до ст.Арзамас-2. Поезда ежедневные. — до Арзамас-2 идут поезда из разных городов, от Казани до Улан-Уде. Междугородние автобусы или поезд до Нижнего Новгорода. Далее 180 км рейсовыми автобусами от городского автовокзала (ул. Лядова, тел. справочной 8831433-55-98) до с.Дивеево. Расписание автобуса: понедельник-пятница 6.30, 14.25, 15.25. Суббота-воскресенье 7.00, 14.25, 15.25. Автобусом или поездом до Арзамаса (ст. Арзамас-2), далее 65 км рейсовым автобусом от автовокзала (тел. 8314741814) с 5.30 до 17.30. Можно воспользоваться такси или вечерним монастырским автобусом, прибывающим на ж/д вокзал Арзамас-2 в 20.30. От вокзала Арзамас-1 прямых маршрутов в Дивеево нет. Не стоит включать в свой маршрут Саров, самый близкий из городов остается закрытым.

От некоторых храмов в разных городах несколько раз в год отправляются организованные группы паломников, к которым можно присоединиться.

Где остановиться

В этом выбор путешественника ограничен только финансовыми возможностями – от съема комнаты в частном секторе села и монастырской гостиницы до номеров отелей (примерно от 2тыс.руб.) и гостевых домов (1500-3000), которых много в Дивеево.

Аренда дома или просторных апартаментов обойдется в несколько раз дороже. В недалеко расположенной «Дивеевской слободе» (гостиничном комплексе) кроме проживания с питанием предлагают баню, бильярд и охраняемую парковку. Комплекс составляют стилизованные под старину красивые бревенчатые дома.

Предложения о сдаче недорогого жилья можно посмотреть на ВК, группа «Дивное Дивеево».

Чтобы попасть в монастырскую гостиницу следует заранее обратиться в монастырский паломнический центр. Пребывание в ней и питание оплачивается трудом – так называемым послушанием.

Паломники-трудники выполняют порученную работу, от помощи на кухне, в коренном цеху (чистка овощей), в трапезных до уборки храмов, территории, ухода за садом и Святой Канавкой.

Многих привлекает возможность оказать посильную помощь обители.

Дивеевский «общепит»

В селе несложно выбрать заведение с подходящим меню для разных вкусов и бюджета. Наибольшее разнообразие ждет посетителей ресторана и кафе в «Дивеевской слободе». В «Охотничьем домике» подают запеченных кур, поросят и даже баранов, целиком зажаренных на вертеле.

Есть там и традиционные шашлыки. В ресторане «Малиновый звон» и «Раздолье» имеется отдельное детское меню, специально для маленьких гостей. Цены там не ниже столичных. В «Пельменной» специализируются на традиционных блюдах русской домашней кухни.

Кроме обязательных вареников и пельменей разных сортов можно заказать супы, разные блюда из рыбы и мяса. Есть в меню много постных блюд. В гостевых домах постояльцам предлагаются завтраки, а по желанию и трехразовое питание.

В некоторых есть общая кухня, где можно приготовить что-то «на скорую руку», закупив продукты в сельском «Магните» и на рынке.

В кафе, блинной и чайной, расположенных в обители, меню более скромное, да и посетителей всегда много.

Полезные советы

Дресс-код Вход на территорию монастыря разрешен только в строгой одежде (для женщин платок, длинная юбка, для мужчин – брюки, рубашка). Декольте, шорты, мини-юбки не допускаются, женщины в брюках тоже. Если в вашем багаже не оказалось подходящих вещей, то их можно приобрести в лавках у монастыря. Для маленьких девочек исключений не делают, платок обязателен.

Разрешение на фотосъемку

Его можно получить в паломническом центре и в самом монастыре (свечная лавка, где записывают требы). Там же выдают талоны на бесплатный обед в трапезной.

Послушание

Если в монастыре к вам обратились с просьбой выполнить поручение, а по каким-то причинам вы к этому не готовы, то отказ будет принят абсолютно нормально. Любая помощь в работе принимается с благодарностью. Считается, что за труды на благо монастыря преподобный Серафим обязательно вознаграждает.

Парковка

Она имеется рядом с монастырем. Если на стоянке не оказалось свободных мест, можно оставить автомобиль рядом с ближайшими домами. Их жители оказывают такую услугу за скромное вознаграждение.

Из истории обители

Небольшое село, появившееся в середине VI века, своим названием обязано мурзе Дивею, своему первому хозяину. Эти земли были пожалованием Ивана Грозного и дополняли княжеский титул. Через них проходили пути паломников, шедших к святым местам. Через два столетия в селении выстроят небольшую бревенчатую церковь (Св.

Николая Чудотворца), место посещаемое странниками. Обитель будет основана позже, примерно в 1760 годах овдовевшей помещицей Агафьей Семеновной Мельгуновой. Кончина супруга оттолкнет ее от мирских радостей и приведет к принятию пострига.

Монахиня Александра соберет оставленное ей имущество, чтобы заложить в Дивеево церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Один из приделов храма был освящен во имя первомученика архидьякона Стефана, другой – Николая Чудотворца. Сохранились слова Серафима Саровского предрекавшего храму великую судьбу.

Помещица Жданова пожертвует обширный участок рядом с церковью для строительства обители. Маленькая монашеская община сначала состояла из матушки Александры и всего четырех послушниц.Она получила название в честь Казанской Божьей Матери. Монахини соблюдали всю строгость Саровского устава.

Через несколько лет Серафим Саровский даст свое благословение на создание Мельничной общины. Через 16 лет их объединят в Серафимо-Дивеевскую общину. Монастырский статус будет дан в 1861 году, руководство доверено матушке Марии (Е.А.Ушаковой). Монастырь процветал и в 1917 году в нем постоянно жили почти 1500 послушниц и более 260 монахинь.

Но начавшаяся революция едва не уничтожила обитель – через два года на территории организуют трудовую артель. Но монастырь просуществует до 1927 года. Знаменитую на всю Россию Казанскую церковь закроют спустя десять лет.

Вернуться к жизни Свято-Дивеевскому монастырю удастся лишь в конце восьмидесятых годов. Еще одно важное событие произойдет летом 1991 – перенесение мощей Серафима Саровского долгое время считавшихся утраченными.

Святые места Дивеевской обители

Первым обычно называют один из двух соборов – Троицы Живоначальной
Его строительство было начато в 1848, закончено в 1875 году. Автором проекта храма был А.И. Резанов, ученик создателя русско-византийского стиля храмового зодчества К.А.Тона.

Хотя собор закладывали после кончины преподобного, но сбылось его предсказание, сделанное монахиням о грандиозности и великолепии будущего храма. Он превзошел Саровскую обитель. Колокольню из пяти ярусов пристроили позже (конец XIX – начало XX вв.).  Паломники стремятся побывать там из-за раки с мощами Св.

Серафима Саровского. К ним всегда стоит очередь, особенно длинная в праздничные дни и по выходным.
Приложиться к святым мощам: как правильно
Нужно подойти к раке, сделать два поклона перекрестившись, затем приложиться и, поклонившись, отойти.

Принесенные для освящения на мощах иконы, а так же четки, крестики, пояса «Живый в помощи» передаются стоящей рядом монахине. Она прикладывает их к раке.

Спасо-Преображенский собор
Он был построен позже, уже в 1916 году. Бурные события тех лет не позволили освятить новый храм, в нем не проводилось богослужений. Его использовали сначала как стрелковый тир, затем гараж и склад.

Прекрасное здание постепенно ветшало, пока не было передано обители. Освящение состоялось только в начале девяностых годов. С того времени это действующий храм, в котором можно побывать на службе.

В нем сохраняются два ковчега с мощами (блаженной Паши (Параскевы) Саровской и преподобной Марфы Дивеевской).

Казанская Какими величественными не казались бы соборы, но история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря началась со скромной церкви иконы Казанской Божьей матери.

В 1773-1779 годах шло строительство большого трехпрестольного храма заменившего маленькую деревянную церковь. Один из его пределов был зимним, два других – летними. За ходом работ присматривала и первая настоятельница — матушка Александра.

Именно ей удалось тогда выкопать первый из источников.

Преподобный Серафим благословил пристройку еще двух церквей (Рождества Богородицы и Рождества Христова) при храме. В церкви Рождества Христова, освященной вновь уже в 1991, можно видеть старинные фрески, прекрасно сохранившиеся до нашего времени.

Святая Канавка Уникальной святыней Дивеевского монастыря считают Святую Канавку, вырытую монахинями по завету преподобного Серафима. Он открыл свое видение в ноябре 1823 года – Богородица указала ему место для будущего монастыря. Обитель должна быть обязательно окружена земляным валом, канавой и насыпать его должны монахини.

Читайте также:  Как правильно называть грехи на исповеди

Закончить долгую работу удалось перед смертью старца в 1833. Канавка, проложенная по пути Пресвятой Богородицы, обегала обитель, очерчивая семиугольник и как бы отделяя его от мирской суеты.

Но через несколько лет после кончины преподобного отношение к Канавке стало почти пренебрежительным – перестали поддерживать в чистоте, ходили и ездили через нее, часть строений возводилось снаружи. Только через двадцать лет вспомнили о словах и заветах Святого Серафима, и Канавка была очищена. Ежевечерне по ней проходили молящиеся сестры.

А слава о необыкновенном месте разошлась по стране. Даже растущая тут трава считалась чудотворной, исцеляющей хвори. Осень1927 года стала роковой для святой обители – монахинь вышлют по поселениям и лагерям, а здания займут под разные цели. После закрытия монастыря Канавка была засыпана, через нее были проложены трубы коммуникаций.

Восстанавливать ее первозданный вид начали лишь летом 1997 года. Благоустройство завершилось к июлю 2006 года. Сегодня, как и столетия назад, люди проходят по Канавке, читая сто пятьдесят раз молитву «Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою..». По преданию, просьба молящегося обязательно будет услышана.

В церковной лавке продается «Богородичное правило» — небольшая книжечка с этой молитвой.

Пустынька Блаженной Параскевы (Паши) Саровской Дом, превращенный в музей — одно их мест, посетить которые интересно любителям отечественной истории. Блаженная Паша (мирское имя Ирина Ивановна) вела отшельническую жизнь, погрузившись в молитвы и благочестивые труды на благо обители.

Родившаяся в крестьянской семье и много пережившая, она получила благословение старца Серафима и прожила сначала в вырытой ею пещере, а затем в маленьком домике-келье в Дивеево более 30 лет. Ей приписывали необычную способность предвидеть будущее. Могилу блаженной Параскевы можно увидеть у Троицкого собора.

Музей совсем небольшой, всего три маленьких зала. Один из них полностью посвящен жизни Серафима Саровского. Кроме сохранившихся старых фото и документов тут хранится вышитый руками последней российской царицы Александры Федоровны покров. Этот дар предназначался для украшения ковчега с мощами святого.

Здесь же посетители увидят точно воссозданный фрагмент кельи преподобного. Мебель в ней некогда сделана самим старцем. Другой зал оформлен так, как было при его блаженной хозяйке – со всей обстановкой, куклами, столом с чайным прибором и собранием старинных икон.

В третьем коллекция монашеской одежды, праздничный наряд Прасковьи Ивановны, портреты, фотографии и много личных вещей игумений — основательниц монастыря и его попечителей. В пустыньке монахини читают неусыпаемую Псалтирь, как это было до революции.

Источник: http://lions-guides.ru/Nizhny-Novgorod-region/article/Diveevo-monastery

Дивеево. Святая Канавка. История, особенности, советы путешественникам

О Дивеево писать очень трудно. Это столь глубокая тема, что я ловлю себя на мысли, мне ли рассказывать об этом особенном месте… И все-таки…

 
Цель этой статьи ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос — зачем вообще приезжают в Дивеево?

Мы приехали в Дивеево 11 мая 2013 года.

Это была моя первая поездка сюда, поездка очень короткая по времени, достаточно сумбурная. Но даже  учитывая мой немаленький опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (таким, как Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим.

А я оказалась к нему совсем не готова.
Изначально я знала про Дивеевский монастырь очень мало — то, что это особое, очень намоленное место, связанное с именем Серафима Саровского, и то, что здесь очень красиво. Ну и, пожалуй, все. Для приезжающих сюда этого очень мало…

Дивеево — место массового паломничества. В первую очередь сюда приезжают помолиться и попросить у Господа для себя самого насущного на данный момент.

Приезжают, думаю, люди разные — и глубоко верующие с целью паломничества, и туристы, путешественники с познавательной целью — приобщение к отечественной истории.

Паломникам проще — они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.

Туристам сложнее. Теперь я убеждена, что к приезду в Дивеево надо готовиться, чтобы лучше осознать, в каком месте ты находишься и что ты видишь перед тобой. А иначе все не имеет смысла.

Не зная сути, что здесь можно увидеть? Несколько храмов, красивую ухоженную территорию, толпы народу, странно бредущих по вымощенной плиткой дорожке, что-то бормочущих под нос людей. А это ничего. Не за этим едут в Дивеево.

Я долго думала, как написать о нашей поездке в Дивеево. Фоторепортаж, хронологический рассказ о том, что мы увидели здесь? Почему бы и нет. Но сначала будет не это.
Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я — тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает.

Исправляю свою запоздалую ошибку.Итак, расскажу коротко об истории Дивеевской обители и главной его святыне — Канавке.
В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три — Иверия, Афон и Киев), т.е.

одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места.

Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери.

Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.

Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка.

Канавка «представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».* 

«Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!».» (Отец Василий Садовский).*

После смерти Серафима Саровского для Дивеевской обители настали не лучшие времена. Уход за канавкой был заброшен, мельницу перенесли, часть строений сломали, через канавку стали ходить, не почитая ее должным образом. Даже ездили по ней на экипажах. Строительство новых построек монастыря стало вестись за пределами Канавки.

Возрождение обители согласно заповедям преподобного Серафима началось уже только в 1850-е годы. Канавку очистили, мосты через нее убрали. Каждый вечер здесь сестры ходили, читая по 150 раз «Богородице Дево, радуйся».

Из воспоминаний паломника ХХ века: «По Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями.

Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались ак святыня.» При этом читали полтораста раз «Богородице Дево, радуйся», а на каждом десятке — «Отче наш» и  поминали живых и усопших».

*

Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными. К началу 20 века о Канавке Царицы Небесной знала вся Россия. Тысячи людей ехали сюда, прослыша об исцелениях и на Канавке, и у иконы «Умиление», и в Преображенской церкви.

Интересно, но и сейчас, в 21 веке, на Канавке вы увидите то же самое, что было сотню-две лет назад — дорожка на холме,  в форме ломаного незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище для тех, кто не молится. Кажется, что люди погружены в легкий или не очень транс.

 
Что же читают молящиеся? «Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». 

В сентябре 1927 года Дивеевский монастырь был закрыт, сестры высланы кто в лагеря, кто на поселения. В монастырских постройках  устроили квартиры, разместили учреждения. Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена.

Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.

Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского.

Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.

В наше время внутри ее находятся: Богадельня с домовой церковью, сестринский корпус, больничная церковь. И сейчас здесь строится Благовещенский храм.

И в заключение хочу озвучить слова дивеевского священника иерея Павла Павликова: «Известно, что в детстве человек по-особому чувствует и воспринимает окружающий мир. С годами мировоззрение меняется и навсегда уходят от вас незабываемые картины детства. То, что так радовало и утешало тогда, сейчас уже не радует и не утешает.

А вот когда идешь по Канавке Пресвятой Богородицы, то в сердце возвращаются детские впечатления — не воспоминания, а именно впечатления. Как будто ты вновь становишься ребенком.  Запах цветов, земли, травы, росы — все воспринимается по-детски. И такая от этого на душе радость — тихая, тонкая.

И хочется, чтобы это ощущение продлилось по-дольше, чтобы душа ожила, утешилась».*

Для себя я ответила, зачем люди едут и едут в Дивеево. Человек всегда ждет чуда — счастья, любви, защиты, исцеления, процветания, душевного мира и покоя. Если верить тем, кто приезжает сюда ежегодно много лет подряд (а таких людей очень много!), то люди здесь это находят.

Не могу оставить без советов тех, кто собирается ехать в Дивеево впервые.

  1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
  2. Для автомобилистов — бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
  3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
  4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
  5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
  6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
  7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
  8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе «Дивное Дивеево» ВКонтакте. Уровень цен 300-400 руб./место. Предложений очень много. Много и другой полезной информации.
  9. Для путешественников: поездка в Дивеево хорошо вписывается в маршрут «Нижний Новгород — Арзамас — Дивеево — Муром». Где остановиться на этом маршруте, можете прочитать в статье по этой ссылке.
  10. Дивеевский монастырь — с одной стороны, место святое, намоленное, с другой, серьезно вставшее на коммерческие рельсы предприятие. Современные нравы и здесь могут достать. Не обижайтесь на грубость от особо бойких, если что не так сказали или не так сделали. Просто будьте к этому готовы.
Читайте также:  День ангела евгения по церковному календарю - именины

Читайте фоторепортажи о поездке в Дивеево — Анны Садовской и мой.
Архитектуру Дивеевской обители я покажу в отдельном посте, не огорчайтесь, что здесь не увидели. 

* В статье использованы материалы книги «Канавка Царицы Небесной» (Свято-Троицкий Дивеевский монастырь, 2009. — 80 с. — ил.) 
 

Источник: https://galina-lukas.ru/article/522

Поездка в Дивеево, история обители и личные впечатления

Главная страница » Россия » Нижегородская область » Поездка в Дивеево, история обители и личные впечатления

В Дивеево, или, как его часто называют, Дивное Дивеево, я стремилась давно. Но все как-то не складывалось.

И поэтому когда моя коллега по работе предложила мне поехать туда, я ни минуты не раздумывала. Конечно же! Тем более, многие рассказывали о том, какие чудесные изменения происходили с ними после посещения этой обители.

Поездка в Дивеево состоялась в мае 2013 года, во время большого путешествия в Нижний Новгород, Дивеево, Муром и другие города.

План Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

История Дивеево

Село Дивеево расположено в 180 км от Нижнего Новгорода и в 65 км от Арзамаса, почти на границе с Мордовией. Возникло оно в 1559 году. Согласно одному из преданий, первым его владельцем был мурза Дивей, от которого и пошло это название. Иван Грозный за особые заслуги даровал Дивею княжеский титул и наградил землями.

Дивеево оказалось на пересечении паломнических дорог. Во второй половине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. В ней паломники и странники находили кров и приют.

В 1760-х годах сюда пришла странница Агафья Семеновна Мельгунова (кон. 1720/нач. 1730 — 1789), урожденная Белокопытова, вдова богатого владимирского помещика. После смерти мужа она приняла монашеский постриг под именем Александры.

Она-то и стала основательницей Дивеевской обители.

На собственные средства она заложила  храм во имя Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами — Святителя Николая и первомученника архидьякона Стефана. Преподобный Серафим Саровский предрекал:

В 1788 году на землях, пожертвованных местной помещицей Ждановой, поблизости от Казанской церкви началось строительство. Здесь поселились матушка Александра и четыре послушницы. Именовались они Казанской общиной и жили по строгому Саровскому уставу. Также по благословению Серафима Саровского в 1826 году была устроена Мельничная община.

В 1842 году обе общины были объединены и стали называться Серафимо-Дивеевской. В 1861 году община получила статус монастыря, первой игуменьей которого стала матушка Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В 1848 году по проекту архитектора А.И.Резанова началось строительство Троицкого собора, освященного 28 июля (9 августа) 1875 года.

К 1917 году в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы. После революции для монастыря, как и других храмов и монастырей по всей России, настали трудные времена. В 1919 году на базе монастыря была зарегистрирована трудовая артель, а в 1927 году монастырь был закрыт. В 1937 году был закрыт Казанский храм.

С 1988 года началось возрождение монастыря. 31 июля 1991 года в Свято-Дивеевский монастырь были перенесены мощи преподобного Серафима Саровского.

→ По святым местам: в Дивеево и Арзамас

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: фотографии и впечатления от посещения

Село Дивеево

Итак, мы приехали в Дивеево. Само село, население которого около 6,5 тысяч человек, кажется, все ориентировано на паломников. Около монастыря расположились торговцы, вернее, торговки, торгующие тем, что необходимо паломнику. Продаются платки, юбки — в Серафимо-Дивеевском монастыре с этим строго, женщины обязательно должны быть в юбке/платье и с покрытой головой.

Проблема с парковкой около монастыря

Около монастыря есть парковки для машин. Однако к нашему разочарованию, там висела надпись, что мест нет. Учитывая, что я была за рулем Mitsubishi L-200 огромных размеров, это несколько огорчило. Впрочем, как выяснилось, места все-таки есть — наши знакомые, которые ехали на второй машине, запарковались спокойно. Оказалось, что мест нет только для тех, кто приезжает с ночевкой.

Но мне, видя надпись, как-то не пришло в голову поинтересоваться, есть ли все-таки парковочные места или нет. Проездив несколько кругов по Дивеево и не найдя свободных (была суббота Пасхальной недели, поэтому народу было много), в результате поставила машину у местных жителей около дома, прямо напротив обители. Все удовольствие — 100 рублей. Правда, помогли развернуться в узком месте.

Как получить разрешение на фотосъемку?

Дальше нужно было получить разрешение на фотосъемку. Меня отправили в паломнический центр. К работающему окошку была очередь. Второе окошко было открыто, но около него никого не было.

Однако там сидела суровая монахиня, которая не удосужилась ответить, можно ли получить разрешение. В результате, отстояв очередь, я получила разрешение на фотосъемку, заплатив то ли 30, то ли 50 рублей.

Попутно выяснилось, что то же самое я могла сделать и на территории монастыря, там, где оформляют требы.

Колокольня

Здание на территории монастыря

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор в Дивеево

И вот, мы внутри монастыря. Перед нами два огромных собора. Первый, зеленого цвета — собор Троицы Живоначальной, построенный между 1848 и 1875 годами учеником Тона А.И.Резановым, который также принимал участие в строительстве Храма Христа Спасителя в Москве. В Троицком соборе находится рака с мощами Серафима Саровского.

Чуть дальше расположен красивый белый храм — Спасо-Преображенский собор. Его начали строить еще до революции, но освятить не успели. В советские годы в нем помещался тир, потом гараж. Достроен он был в 90-е годы и освящен 3 сентября 1998 года. Увидеть Преображенский собор изнутри нам не удалось — он был закрыт на уборку

Источник: https://anashina.com/diveevo/

Как доехать до Дивеево на поезде, на машине и общественным транспортом

Одним из самых популярных паломнических направлений в России несомненно является Свято-Троицкий-Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Он входит в каталог большинства туристических фирм, специализирующихся на внутренних маршрутах. Дивеево также занимает почетное место и в паломнических службах, организованных храмами.

Но как быть, если у вас нет возможности или желания путешествовать с шумной толпой туристов, а посетить святое место хочется?

В нашей статье мы подробно рассмотрим самые популярные направления, расскажем, как добраться до Дивеево, и дадим рекомендации для паломников.

Железнодорожное сообщение

К сожалению, непосредственно в Дивеево железнодорожных путей нет. Но в 60 км от села находится провинциальный город Арзамас с крупной транспортной железнодорожной развязкой.

В Арзамасе находятся два вокзала (Арзамас–1 и Арзамас-2).

Арзамас–2 находится на Транссибирской магистрали, по которой можно добраться от Москвы до Владивостока. Соответственно, поток поездов, проходящих через этот вокзал, просто огромный.

Арзамас-1 –осуществляет связь с городами, находящимися на южном направлении, вплоть до Адлера и Сочи.

Теперь давайте рассмотрим все более подробно.

Москвичам повезло: для них удобны оба варианта, так как поезда с Москвы следуют и до станций Арзамас-1, и до Арзамас-2. Все они являются проходящими, и стоянка на самом вокзале занимает от 2 до 15 минут (хотя случаются и исключения). Вот маршруты поездов, курсирующих через нужные нам станции (об изменениях в расписании спрашивайте на Ж/Д вокзалах и официальном сайте железных дорог России).

  • Москва – Йошкар-Ола
  • Москва – Петропавловск
  • Москва – Чебоксары
  • Москва – Челябинск
  • Москва- Улан уде
  • Москва – Новокузнецк
  • Москва – Первомайск

Как добраться в Дивеево из Санкт-Петербурга

Для жителей северной столицы выбор тоже неплохой. Поезда, проходящие через Арзамас, курсируют по следующим маршрутам:

  • Санкт- Петербург – Самара
  • Санкт- Петербург – Уфа
  • Санкт- Петербург – Самара
  • Санкт- Петербург – Оренбург

Как доехать до Дивеево из Тольятти и Самары

Вы смело можете покупать билеты на два поезда:

  • Самара – Санкт- Петербург
  • Тольятти – Санкт- Петербург

Как добраться в Дивеевский монастырь из Мурома

Многие поезда из Москвы на своем маршруте делают остановку в городе Муроме. Кроме того, между станциями Арзамас-2 и Муром-1 следует электричка (расписание уточняйте в железнодорожных кассах).

Как попасть в Дивеево из Владимира

От Владимира до станции Арзамас-1 следует поезд, проезжающий через Нижний Новгород.

Как ехать в Дивеево из Кирова

У жителей Кирова тоже имеется достойный выбор из 4 маршрутов, что позволит подобрать себе поезд по душе.

  • Воркута – Новороссийск
  • Киров – Адлер
  • Киров – Анапа
  • Воркута – Адлер

Как добраться до Дивеева из Екатеринбурга

Следует отметить, что поезда, следовавшие по маршрутам

  • Москва – Петропавловск
  • Москва – Новокузнецк
  • Москва – Нерюнгри

проезжают город Екатеринбург.

Хотим заметить, что все перечисленные места (и многие другие города) имеют связь с Дивеево лишь благодаря железнодорожному сообщению в Арзамасе.

Большинство поездов прибывают в город ночью или рано утром следующего. И это, как ни странно, предпочтительнее.

Как добраться в Дивеево из Арзамаса – автомобильный транспорт

Дело в том, что из самого Арзамаса до Дивеево можно уехать только автотранспортом, и варианта всего два: или муниципальный автобус, или частные извозчики (такси). Последний рейсовый автобус отправляется в Дивеево в 17.

00 и после этого цены на частные перевозки возрастают. Если днем в частной машине можно уехать практически по цене билета на автобус, то вечером придется раскошелиться.

А некоторые дневные поезда, как правило, приезжают в Арзамас уже после 17.00 часов.

Кроме того, оба железнодорожных вокзала размещены в значительной удаленности, и чтобы добраться до автостанции, следует воспользоваться городским транспортом. Автобус № 1 следует от станции Арзамас-1 до станции Арзамас-2 и останавливается на соборной площади, недалеко от которой и находится автовокзал. Время поездки в среднем не превышает 20-30 минут.

На всякий случай размещаем здесь расписание муниципальных автобусов, чтобы желающие могли подгадать и совместить прибытие поездов и время отправления автобуса.

Расписание автобусов Арзамас – Дивеево

  • Арзамас – Дивеево       5.30 8.10 12.10 14.00 15.30 17.10
  • Арзамас – Вознесенское (проходящий через Дивеево)     13.10 (пт., вс.)

Цена билета колеблется от 180 до 200 рублей

На городском автовокзале можно увидеть и частников. Еще издалека завидев потенциальных клиентов, они выкрикивают населенные пункты, по которым курсируют.

Многие относятся к ним недоверчиво, и это можно понять. Но в реальности зарабатывают частным извозом на протяжении многих лет одни и те же люди, местные – арзамасцы и дивеевцы (или жители других населенных пунктов). А так как они сами живут в своих селах, им совершенно ни к чему портить свою репутацию.

Читайте также:  Молитва ксении петербургской о замужестве, о любви, о благополучии, о здоровье и др. - православные иконы и молитвы

Обычно они набирают полную машину, и стоимость проезда или равняется цене билета на автобус, или незначительно ее превышает. Но могут взять и одного человека по цене автобуса, если им срочно надо возвращаться домой.

Если вызывать на автовокзал такси, то цена будет взыматься за поездку вне зависимости от количества человек, что для одиночных путешественников может оказаться не приемлемым.

И все-таки, бывают ситуации, когда других вариантов, кроме как необходимость заказа такси, просто не остается. Если вы путешествуете с маленькими детьми или пожилыми людьми, а поезд на вокзал пребывает только ночью, то вряд ли у вас возникнет желание ночевать в зале ожидания, а с утра добираться городским автобусом на автовокзал и еще полтора часа ехать на рейсовом автобусе.

Вызвать машину мы вам можем порекомендовать непосредственно в Дивеевском такси «Ямщик». Встречу на Арзамаском ж/д вокзале можно организовать предварительным заказом по телефону. Вас встретят с поезда и привезут в Дивеево (или отвезут на вокзал к поезду).

Машину выгодно заказывать заранее и произвести 50% оплаты на телефон диспетчера. Тогда вам не грозят неожиданные сюрпризы – оплата будет производится по условленной цене.

Вообще, все интересующие вас вопросы стоит обговаривать с диспетчером по телефону, у него же узнавать, какая машина будет вас встречать.

Цены на перевозки на праздник батюшки Серафима поднимаются во всем Дивеево, и «Ямщик» не исключение. Но клиентов об этом предупреждают.

Телефон диспетчера 8 910 130 76 76, поездка до Дивеево из Арзамаса будет стоить 1000 руб. (об изменениях цены узнавайте у диспетчера).

Как доехать до Дивеева из Москвы – автомобильный транспорт

Если вы являетесь владельцем автомашины, не любите поезда или вас не устраивает сам факт пересадки с поезда на автобус в Арзамасе, вы можете воспользоваться автомобильными дорогами.

Как добираться на своей машине, вам подскажет навигатор и атласы автодорог России. А для остальных есть два варианта: BlaBlaCar и саровские Транспортные компании: «Попутчик» и «Пассажир».

На официальном сайте BlaBlaCar (или BlaBlaCarVK) вы можете оставить свою заявку как попутчик и связаться с автовладельцем, который отправляется в Дивеево.

Источник: http://mydiveevo.ru/kak-doehat-do-diveevo-na-poezde-na-mashine-i-obshhestvennym-transportom/

Серафимо-Дивеевский монастырь — четвёртый земной удел Богородицы

Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с.

Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02'24.2″N 43°14'44.0″E

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом. Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв.

сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами.

Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами.

В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде.

В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой.

В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря.

В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Святая канавка

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь — в гостях у Серафима Саровского

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником.

По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!».

Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой.

Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы.

В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/349-serafimo-diveevskii-monastyr

Дивеевский монастырь

В преданьях Серафимо Дивеевской обители хранится вся хронология события монастыря, начиная с его возникновения.

Летопись начинается с того, что в примерно в тысяча семьсот шестидесятом году, когда жена покойного полковника Семенова Агафья выехала из Киева в Саров.

Вдова ехала помимо деревни Дивеево, и она приняла решения заехать в село и передохнуть немного. Остановилась вдова в сельском храме.

Тут ночью в сновидениях вдове полковника и предстала Дева Мария. Пречистая сказала Агафье, что ей надо остаться в этой деревне жить и возвести храм из камня, в котором будет создан женский монастырь. По Святому писанию здесь в селе Дивеево Владычица Небес приняла решение построить свой последний удел, после Афона, Киева и Иверии.

В те года деревня представляла собой не деревню, а скорее рабочий поселок. В этом селе не существовало религиозного духа, и потому сперва Агафья со своей дочерью жила вблизи села. Через несколько лет дочка Агафьи тяжело занедужила и скончалась. Однако невзирая на все свое горе, вдова приняла решения исполнить волю Богородицы и стала строить храм.

Сперва Агафья решает вернутся домой и распродать все свои вещи. А на полученные средства возвести церковь. Она была создана во имя Казанской Пресвятой Девы Марии. Затем как только стройка храма была окончена, Агафья стала начинать строить обитель. Однако для монастыря требовался земельный участок.

Требующую землю никак не могли отыскать, однако в 1780 году случилось чудесное событие – Дивеевский феодал Жданов принес участок земли, который располагался недалеко от храма в качестве пожертвования для женской обители.

На нем после освящения Владимирской христианской церкви женщина возвела три домика, которые обнесла забором. В одном поселилась она, в другом поселились ученицы, а третий служил для гостей. Женщина постоянна приходила в храм и слушала рекомендации преподобных.

Агафья жертвовала очень большие денежные средства для в возведения Успенской церкви в Саровской обители.

Монах обители Пахомий стал духовным руководителям монахинь и принял решение в их новопостроенный монастырь поставлять еду из обители. Монахини со своей ж стороны увлекались рукоделием и отдавали священникам одежду. Спустя Агафья серьезно заболела. И в пятьдесятипятилетнем возрасте скончалась.

Необходимо заметить, что первый раз упоминают о Дивеевской обители Серафима Саровского в начале 1808 году. В то время инокиней обители избрали Анастасию Кирилловну и требования к сёстрам стали очень суровыми. Анастасия преследовала довольно строгий образ жизни. Настоятельница максимально четко следовала правилам обители, и хотела чтоб все следовали ее примеру.

Через несколько лет Серафим Саровский пришел с обращением к Ксении для того чтоб она чуть-чуть изменила правила для жителей Свято Троицкой Серафимо Дивеевской обители.

Однако не взирая на обращения Серафима Ксения ответила отказом. Через время к Серафиму в сновидениях пришла Дева Мария и сказала, что необходимо построить новый монастырь.

Также Богородица сказала какие монахини должны уйти в новый монастырь.

Так и получилось. С того времени в деревне было построено два женских монастыря. Примечательно, что они были под строжайшем присмотром полиции. Контроль за монастырями велся по тому, что обе этих обители не были законно зарегистрированные. Официальная регистрация этих монастырей произошла лишь в 1839 году.

И только в начале сороковых годов два монастыря объединили в одну обитель и дали название «Свято Троицкая Серафимо Дивеевская Женская обитель».

Источник: https://www.o-vere.ru/diveevskij-monastir.html

Ссылка на основную публикацию