Cобор казанской иконы божией матери на красной площади, воссоздание, иконы

Казанский собор — Москва

cобор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, воссоздание, иконыГлавная страницаСтраны и городаМосква/РоссияКазанский собор — Москва

Собор Казанской Иконы Божией Матери на Красной Площади. История православного храма…

История Казанского собора, тесно связана с именем князя Дмитрия Петровича Пожарского. При выходе ополчения из Ярославля, русские воины перед собой несли шесть списков иконы Казанской Божьей Матери, когда же князю удалось обратить неприятеля в бегство и пройти по Красной площади, он дал торжественный обет построить собор.

В 1579 году в городе Казани была обретена, одна из самых почитаемых в России, чудотворная икона. По легенде, в новой Казанской епархии, девочке десяти лет от роду, три раза явилась Богородица, повелев взять схороненную икону. Образ Богоматери, завёрнутый в сукно, обнаружили именно в том месте, где и было указано.

Вскоре, благодаря этой иконе, стали случаться чудесные исцеления, в связи с чем, на месте, где являлся образ, Иван IV Грозный повелел построить монастырь. А в 1594 году казанским священником Гермогеном, в честь иконы, была написана служба.

Вскоре он был переведён на патриаршую кафедру в Москву, забрав с собой чудотворный образ, оставив Казани список.

В начале XVII века на средства князя Дмитрия Пожарского был построен деревянный храм. В 1625 году патриархом Филаретом собор был освящён, и Пожарский лично внёс в него образ Казанской Богоматери. Однако в том же году храм сильно пострадал от пожара. Восстанавливали Казанский собор в 1635 — 1637 годах, но уже из кирпича.

Освещал храм  патриарх Иосиф в присутствии царя Михаила Федоровича и князя Пожарского.В 1721 году Петр I перевёз икону в санкт-петербургский кафедральный Казанский собор. Оставшийся в Казани список с иконы украден в 1904 году.

Казанский собор известен ещё и тем, что в нём, служил протопоп Аввакум, не принявший реформу церкви патриарха Никона, которая расколола русскую православную церковь. В итоге Аввакум был сослан в Тобольск, где после пятнадцатилетнего заточения был сожжён заживо.

День 26 апреля 1755 года стал историческим днём для Казанского собора, в этот день в нём прошел молебен в связи с открытием Московского университета и собор становится его приходским храмом. В этом соборе, в 1812 году получает благословение Михаил Илларионович Кутузов. Так собор становится первым памятником Отечественной войны в Москве.

В 1936 году советская власть полностью разрушила храм и потому сегодня перед нами недавно отстроенная церковь, без реликвий.С Казанским собором, тесно связано имя выдающегося историка архитектуры двадцатого столетия — Петра Дмитриевича Барановского (1892 — 1984).

Именно благодаря его усилиям было спасено от неминуемого уничтожения множество храмов в те времена, когда шел снос древних строений. Ученый спас сооружения в Коломенском, не позволил разрушить собор Василия Блаженного. Он даже лег у дверей собора, объявив голодовку, заявив, что погибнет вместе с храмом.

Его поступок возымел эффект: Василия Блаженного оставили на Красной площади, однако Барановский был сослан в Мариинск. История Казанского собора довольно печальна. А дело всё в том, что перед революцией храм выглядел совсем иначе, он был достаточно сильно перестроен, утратив первоначальный облик.

В1927 году, под непосредственным руководством Барановского, по старинным документам, храм начали воссоздавать, но в 1930 году реконструкция была заморожена, Барановский был  отправлен на строительство БАМа, церковь же в 1936 году благополучно снесли.

С 1990 по 1993 год была проведена реставрация Казанского храма, по точным зарисовкам и обмерам всё того же Барановского, что привело к открытию церкви для в 1993 году.


Адрес и координаты


Адрес:  
Москва, Никольская улица 3

Координаты:

Широта: 55°45′19.6″N (55.755444)Долгота: 37°37′9″E (37.619166)

телефон:

+7 (495) 698-19-96

Ближайшее метро

● Площадь Революции120 м● Театральная230 м● Охотный Ряд240 мЧасы работы:

08:00-20:00

Собор Казанской Иконы Божией Матери — № 35 на карте Москвы

Источник: https://redhit.ru/articles/48

Казанский собор на Красной площади

0 687

Название «Казанский собор» вызывает, наверное, у большинства путешественников ассоциации с величественным красавцем-храмом, который находится на одноименной площади в Санкт-Петербурге.

Однако и в Москве, на Никольской улице, совсем рядом с Красной площадью стоит собор с таким же именем и не менее богатым прошлым. Название оба храма получили от иконы Казанской Божией Матери, с которой связаны многие события истории России.

О ее обретении существует такая легенда: через 27 лет после взятия Казани Иваном Грозным в городе случился пожар, в результате которого сгорело много домов, в том числе, и стрельца Онучина. Его маленькой дочери Матроне во сне явилась Богородица и попросила откопать икону под развалинами дома. Эта просьба была выполнена.

Так и явилась свету чудотворная икона, которая стала в некотором роде спасительницей земли русской. С нее было сделано множество списков (копий), с одним из которых ополчение князя Пожарского отправилось освобождать Москву от поляков. 4 ноября (22 октября) 1612 года был отслужен молебен перед этой иконой, и начался штурм Китай-города, завершившийся триумфом.

13 лет спустя князь Пожарский в знак благодарности чудотворному образу за дарованную победу на собственные средства построил деревянный собор, который и стал называться Казанский. Однако вскоре очередной московский пожар его уничтожил, и с 1635 по 1636 год храм восстанавливали, используя в качестве стройматериала кирпич.

В итоге получился небольшой собор. Украсили его своеобразными кокошниками, благодаря им он выглядел нарядно и торжественно.

Цветовая гамма храма (сочетание золотого, красного и белого цветов) была выбрана согласно византийской православной эстетике. В ней золото символизирует Божественное сияние, красный цвет – очищающий от греха огонь, белый – чистоту и святость.

Это в полной мере отражало главный смысл Казанского собора – храма воинской доблести православной Москвы. Чудотворная икона помогла изгнать польских интервентов, перед ней молился Петр I в преддверии Полтавской битвы, а Кутузов – перед решающим сражением с Наполеоном.

В этом соборе свято чтится память всех воинов, сложивших головы за русскую землю.

Однако судьба храма оказалась воистину мученической, его переделывали, сносили и восстанавливали. Так в конце XIX века под руководством архитектора Н. Козловского был изменен фасад, убраны кокошники, в результате чего получилась стандартная, по словам митрополита Леонтия, «сельская церковь».

Эта переделка пришлась не по вкусу не только духовенству, но и прихожанам, которые собрали средства на возвращение храму первоначального вида. С 1925 по 1930 г. архитектор П.

Барановский произвел реконструкцию, однако 6 лет спустя Казанский собор снесли, построив на его месте сначала павильон в честь Интернационала, а затем общественное отхожее место.

В 1990-1993 г. по фотографиям и чертежам П. Барановского собор был восстановлен. Чудотворная икона Казанской Божией Матери вернулась в него и продолжает оберегать Россию от бед.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/kazanskij-sobor/

Казанский собор на Красной площади

Фото Казанского собора

Казанский собор на Красной площади – это действующий православный храм, построенный в память освобождения Москвы от польских интервентов русским войском под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. История Казанского собора трагична и, вместе с тем, счастливая: он был разрушен до основания, а затем возродился, как птица феникс из пепла.

Храм освящен во имя Казанской Божией матери, с иконой которой в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву занятую польскими интервентами.

В благодарность за помощь и заступничество Казанской иконы Божией Матери в 1625 году князь на свои средства построил деревянный собор во имя этой святыни.

В 1636 году на месте сгоревшего храма был возведен каменный собор, ставший одним из главных храмов Москвы.

При советской власти под руководством архитектора Петра Барановского Казанский собор был отреставрирован, но вскоре по распоряжению властей его закрыли, в здании храма разместили столовую, а затем склад.

В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания.

На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет.

В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.

Казанский собор на Красной площади – это первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных при Советской власти святынь. В нем находится особо чтимая икона Казанской Божией Матери с мощехранительницей. Ранее здесь также хранился список чудотворной иконы, который в 1930 году был передан в Богоявленский собор Москвы.

Адрес Казанского собора

109012, Москва, ул. Никольская дом №3.

Как добраться до Казанского собора

Станции метро «Охотный ряд», «Площадь Революции» и «Театральная».

Икона Казанской Божией матери — из истории

Икона Казанской Божией матери была обретена в Казани 8 июля 1579 года.

Согласной легенде, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона несколько раз видела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и действительно нашла икону в указанном месте.

Икона сразу была признана чудотворной — возле нее исцелялись больные и увечные. Впоследствии на месте ее обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала сама Матрона.

С чудотворной иконы было сделано несколько списков, один из которых был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, а другой при Петре Первом был доставлен в Санкт-Петербург. Начиная с Ивана Грозного и до Екатерины II, золотой её оклад украшался все новыми драгоценными камнями, а Екатерина Великая собственноручно водрузила на нее бриллиантовую корону.

Ночью 29 июня 1904 года вор по фамилии Стоян, звавшийся Варфоломеем Чайкиным и ограбивший несколько православных храмов, украл из Богородицкого монастыря в Казани две иконы – Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери. Сыщики задержали вора по горячим следам, но грабитель успел продать оклады с икон, а святыни порубил топором и сжег.

Вместе с тем, в Казанской епархии сохранилась легенда, согласно которой игуменья Казанского Богородицкого монастыря во избежание кражи святыни каждый вечер подменяла под окладом подлинную икону точным ее списком, который и украл Чайкин, а подлинник сохранился и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви ни одна не распространена в таком количестве, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, ей посвящены сотни храмов и монастырей, расположенных по всей России.

К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались во время всех переломных исторических событий:

  • В марте 1612 года с этой иконой II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими интервентами. Икону, как знамя, несли войска ополчения, освобождавшие Москву от захватчиков. После длительной осады Китай-города было решено взять его штурмом. Перед Казанской иконой отслужили молебен и 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались
  • Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед иконой Божией матери
  • В 1812 году, оставляя Москву французам, сам Кутузов просил покровительства Богородицы и вынес икону из храма, завернув в свою шинель.

Во время Великой Отечественной войны весь православный люд молился и просил святыню о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.

Церковный праздник, посвященный Казанской иконе Богоматери, отмечают дважды в году — 21 июля и 4 ноября. Первая дата связана с обретением святыни 8 июля 1579 года, а вторая – с освобождением Москвы от польских захватчиков 22 октября 1612 года.

На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери считался своего рода границей между осенью и настоящей зимой и с этого дня ждали наступления морозов.

Телефон

+7 (495) 698-27-26

Официальный сайт Казанского собора на Красной площади

kazanski-sobor.ru

Казанский собор на Красной площади, является одним из самых заметных шедевров московской храмовой архитектуры, а Казанская икона Божией Матери — одна из самых чтимых в Русской православной церкви.

Источник: https://www.msk-guide.ru/page_19878.htm

Церковь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

В 1993 году был восстановлен храм Казанский иконы Божией Матери на Красной площади. Эта церковь не просто с богатой историей, она – один из символов истории Москвы в целом. Сам князь Дмитрий Михайлович Пожарский выделил средства на строительство Казанского храма.

Неудивительно, что церковь была освящена в честь Казанской иконы, ведь именно этот образ стал главной святыней народного ополчения Минина и Пожарского. Икону торжественно вносили в каждый освобожденный город, в том числе и в Москву.

Читайте также:  Даниловское кладбище могила матроны адрес, как добраться

После победы над польскими захватчиками Пожарский выступил инициатором строительства Казанского храма недалеко от кремлевских стен. Деревянный храм появился в 1632 году.

Через три года церковь сгорела в пожаре, и по приказу царя Михаила Федоровича на ее месте был сооружен новый каменный Казанский храм. На освящении присутствовали государь и князь Пожарский.

Церковь Казанской иконы Божией Матери сразу стала главной святыней Китай-города и частью грандиозного ансамбля, спаянного единым идейно-образным и историко-мемориальным содержанием. От него до Лобного места сделали гладкую деревянную мостовую, которую называли «Красный мост».

По одной из версий, именно поэтому площадь перед храмом тоже стала называться Красной. Получается, есть вероятность, что именно Казанская церковь дала название главной площади нашей страны.

К середине XVII века перед храмом были построены новая паперть и колокольня, а в конце столетия появилось великолепное парадное крыльцо, увенчанной главкой. До XVIII века Казанская церковь представляла собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырехъярусной горкой килевидных кокошников.

Это был яркий образец так называемых «огненных» храмов, кокошники которых являлись символами небесных сил и пламенной, огненной, веры. В течение XVIII и XIX веков церковь Казанской иконы Божией Матери несколько раз перестраивалась.

Храм лишился декора и колокольни XVII века, галерей и южного придела Гурия и Варсонофия.

Храм находился в самой гуще оживленной московской торговли, и купцы его обстроили лавками. Во время нашествия на Москву Наполеона, по сообщениям очевидцев, в алтарь храма втащили мертвую лошадь и положили возле престола. При взрыве Никольской башни французами церковь была частично разрушена.

Но, в отличие от многих других московских храмов, Казанский собор уцелел в огне французского пожара. В 1818 году в центре Красной площади установили памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Церковь при этом получила новый акцент, наметилась новая важная ось – от памятника к Казанскому храму.

В 1860-е годы колокольню надстроили третьим ярусом.

После революции планировалось проведение реставрации под руководством прославленного реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который хотел вернуть Казанской церкви предполагаемый первоначальный облик.

Однако в 1930 году храм был закрыт, Барановского арестовали, а в 1936 году, спустя триста лет после первого освящения, церковь Казанской иконы Божией Матери снесли. На ее месте по проекту архитектора Бориса Иофана был выстроен павильон в честь Третьего Интернационала. На его участке устроили туалет.

После Великой Отечественной войны павильон убрали, но туалет сохранялся до 1980-х годов.

В 1990 году состоялась закладка нового Казанского собора. К счастью, перед разрушением Барановский успел сделать обмерные чертежи старого храма. Символично, что Казанская церковь была восстановлена учеником Барановского архитектором Олегом Игоревичем Журиным.

Сегодня храм предстает перед нами в своих старинных живописных формах и с прежней глубокой символикой. Казанский храм – первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Восстановление церкви Казанской иконы Божией Матери – это возвращение памяти о важнейших событиях в истории нашей страны.

Источник: https://moscowsteps.com/tserkov-kazanskoy-ikony-bozhiyey-materi

Собор Казанской иконы Божией Матери

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — восстановленный православный храм, расположенный на углу Красной площади и Никольской улицы рядом с Историческим музеем. Имеет достаточно витиеватую историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов.

Первый деревянный храм на этом месте был построен ещё в 1625 году на деньги Дмитрия Пожарского, затем отстроен в камне в 1636 году. Пройдя через ряд реконструкций разных лет, в 1936 году был снесён. Современное здание храма построено в 1990-1993 годах по проекту архитектора Олега Журина, предположительно храм воссоздан в первоначальном облике.

Однокупольный храм включает 2 придела (северный — в честь святых Гурия и Варсонофия, южный — священномученников Ермогена и Тихона, патриархов Московских), повторяющих формы основного объёма в миниатюре, и изящную шатровую колокольню, которые соединяются галереей, опоясывающей здание с 3 сторон.

Фасады оформлены в духе русского узорочья; особенно привлекают внимание ряды килевидных кокошников разного размера, которые скрывают переход от основного объёма здания к барабану главы. Над главным входом со стороны Красной площади размещены мозаичные иконы Богородицы и Христа, на фасадах со стороны Никольской улицы — Богородицы и Ермогена, патриарха Московского.

Киот на восточном фасаде украшен мозаичным образом Георгия Победоносца.

История Казанского собора

Храм имеет славную историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов Вторым народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Список с иконы Казанской Божией Матери сопровождал ополчение при походе на Москву, и когда его войска сумели взять Китай-город и отбить Кремль у польско-литовских интервентов, Дмитрий Пожарский, согласно городской легенде, дал обет построить в честь победы храм.

Первый деревянный храм был построен на этом месте в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. В 1636 году его отстроили в камне по указу и на средства царя Михаила Фёдоровича; несмотря на достаточно скромные размеры, храм стал одной из главных церквей Москвы.

В 1760-х годах Казанский собор реконструировали на средства княжны Марии Долгоруковой, были снесены приделы, а в 1802 году по резолюции митрополита Платона была снесена шатровая колокольня, взамен которой возвели новую двухъярусную.

В 1865 году здание «обновили»: фасады переоформили в классическом стиле по проекту архитектора Николая Козловского, а колокольню надстроили третьим ярусом.

Изменения в облике храма пришлись по душе далеко не всем — современники сравнивали его с «типовыми» сельскими церквями, отмечая, что его внешний вид не соответствует роли одного из главных московских соборов.

После Революции 1917 года и установления советской власти, в 1925-1929 годах храм начали реконструировать по проекту архитектора Петра Барановского с целью воссоздания его изначального вида, однако, в 1929 году было принято решение о сносе, так как культовое сооружение не соответствовало новому назначению Красной площади как месту торжественных мероприятий светского Советского Союза. Узнав о сносе, Барановский поручил провести тщательные обмеры здания, чтобы в будущем оно могло быть восстановлено; в 1936 году собор снесли. На его месте был возведён павильон в честь III Интернационала, затем здесь разместился общественный туалет.

В 1989 году Моссовет постановил восстановить «памятник воинской славы», и в 1990-1993 годах Казанский собор был вновь возведён по проекту архитектора Олега Журина, одного из учеников Барановского, став первым из полностью утраченных в советские годы храмов, воссозданных в первоначальных формах. Храм был открыт 4 ноября 1993 года, уже после распада СССР.

В настоящее время Казанский собор — действующая православная церковь, в стенах которой проходят службы. Тем не менее, будучи частью ансамбля Красной площади и одной из популярных городских достопримечательностей, церковь хорошо известна в том числе и сторонникам других религиозных течений — как восхитительный памятник архитектуры.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади находится по адресу Никольская улица, 3 (на углу Красной площади и Никольской). Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Театральная» Замоскворецкой и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.

Источник: http://mosprogulka.ru/places/sobor_kazanskoj_ikony_bozhiej_materi

Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва) / Организации / Патриархия.ru

Иверское благочиние Московской городской епархии

История

Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.

На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.

В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

Собор был восстановлен в 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г.

храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.

Престолы

Главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придел — свт. Гурия, архиепископа Казанского, и свт. Варсонофия, епископа Тверского. Южный придел в честь сщмчч. Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси (не освящен).

Святыни

Чтимая Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Воспитание».

Богослужение

Ежедневно — часы и Литургия в 9.00, начало вечернего богослужения в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 17.00, по пятницам после окончания вечерни — молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери с водосвятием.

Храм открыт ежедневно с 9.00 до окончания вечернего богослужения.

***

Настоятель — протоиерей Николай Иноземцев.

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:109012, г. Москва, ул. Никольская, д. 3Телефон:+7 (495) 698-19-96Web-сайт:www.kazanski-sobor.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/272950.html

Казанский собор — возродившийся из пепла

Адрес: Москва, Красная площадь
Первое упоминание: 1625 год
Начало строительства: 1990 год
Окончание строительства: 1993 год
Автор проекта: О. И. Журин, Г. Я. Мокеев
Святыни: Казанская икона Божьей Матери
Координаты: 55°45'19.5″N 37°37'09.0″E

Содержание:

Небольшой по размеру собор обладает особым статусом среди храмов, которые окружают Московский кремль. Он появился, благодаря князю Дмитрию Пожарскому — национальному герою и одному из руководителей народной борьбы против захвативших Москву поляков. В 1930-е годы Казанский собор полностью разрушили, но спустя 60 лет отстроили заново.

Собор на фоне Государственного исторического музея и Никольской башни

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

История строительства

В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.

Вид собора от Красной площади

Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы.

После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы.

Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.

Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм.

Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания.

Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.

Читайте также:  Архангельский собор в москве, история, расписание, как добраться

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона.

Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом.

Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус.

Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах.

После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик.

К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор.

Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора.

В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Возрождение храма

С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.

Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери

Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.

Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Собор Казанский иконы Божией Матери — это одностолпный храм. Его опоясывают ряды живописных кокошников, которые делают одноглавую церковь очень нарядной. С северо-востока расположен придел, посвященный святому Аверкию Иерапольскому, а северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня.

Внутри храма можно увидеть почитаемую икону и мощехранительницу. Все побывавшие в соборе отмечают красоту его интерьеров и прекрасное исполнение церковного хора.

Современное состояние собора и режим посещения

Православный храм – действующий. Верующие и туристы могут попасть в него с 8.00 до 18.30. Церковные богослужения здесь проводятся в 8.30 и 16.50.

Как добраться

Собор стоит возле северо-восточного угла Красной площади, рядом со зданиями ГУМа и Государственного исторического музея. Сюда легко дойти пешком от станций московского метрополитена «Театральная», «Площадь Революции» и «Охотный ряд».

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/930-kazanskij-sobor-v-moskve

Казанский собор на Красной площади

Как доехать до Казанского собора в Москве

Метро ст. «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь революции», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад», «Арбатская».
Автобус ост. «Манежная площадь», № 101, 144, 904, К, м10, м2, м3, Н1, Н2; ост. «Красная площадь», № 158, м5.

Казанский собор на углу Красной площади в Москве — восстановленный к 1993 году православный храм, выполненный в характерном для XVII века историческом виде. Находится на Никольской улице.

Главная святыня храма — икона Божией Матери «Казанская», почитаемая чудотворной, с мощехранительницей.

Первый московский храм Казанской иконы был создан деревянным в 1625 году, просуществовал предположительно до 1634 года.

Каменный Казанский храм в Москве построен и освящен в 1636 году, был весьма компактным, но почитался как один из наиболее значимых в Москве. В дальнейшем собор неоднократно реставрировали и перестраивали, практически полностью изменив его облик. Во время последней крупной реставрации храма было принято решение о его сносе, здание сровняли с землей в 1936 году.

Архитектор-реставратор П. Д. Барановский успел произвести замеры архитектурного памятника и сохранить их. В начале 90-х годов XX эти сведения пригодились для его полного восстановления с исторической точностью: одноглавым и бесстолпным, основание в плане — квадрат.

Почитаемая чудотворной икона в Казанском соборе на Красной площади — Божия Матерь «Казанская».

Расписание богослужений в Казанском соборе на Красной площади

Службы в соборе проходят ежедневно. Подробное расписание регулярных и праздничных богослужений обновляется на месяц.

В режиме онлайн расписание богослужений доступно на официальном сайте Казанского собора на Красной площади.

Как добраться до Казанского собора в Москве

Собор располагается примерно в 120 метрах от выхода № 7 со станции метро «Охотный Ряд».

Добираться также можно до станций «Театральная», «Площадь Революции», узла станций «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад», «Арбатская».

Пешком близко от автобусных остановок «Манежная площадь» и «Красная площадь», от всех кремлевских объектов, главных музеев и других центральных столичных достопримечательностей, а также от Китай-города и Лубянки.

Тем, кто добирается на машине, искать парковку придется самостоятельно. Ближайшие и наиболее удобные варианты платные — у Охотного Ряда либо у ГУМа.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11842

Елена Лебедева. Казанский собор в Москве / Православие.Ru

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве.

Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.

Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери.

В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками.

В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен.

По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.

Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству.

Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.

Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии -царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора.

Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей.

Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья».

Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию».

Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.

В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества.

Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.

В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима.

Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву.

Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч.

Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.

Читайте также:  Игумен даниил житие и хождение, поломничество

В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.

В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем.

Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм.

И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот.

Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.

Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона – карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым.

Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.

Ростопчиным – жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.

В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.

Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы мученик и подвижник русской культуры архитектор П.Д.

Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры.

Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.

Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.

По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.

В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой.

В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству.

Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.

В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной Державной иконы Божией Матери, явленной в Коломенском в 1917 году.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/210.html

Казанский собор (Красная площадь)

Один из самых красивых соборов Москвы, расположенный на углу Красной площади и улицы Никольской рядом с монетным двором. Православный храм Иверского благочиния Московской епархии, отстроенный заново в конце XX века на месте древнего собора II четверти XVII столетия.

История обретения Казанской иконы Божьей Матери

Почитание Казанской иконы на Руси началось в конце XVI столетия. Предшествовало этому покорение татарской Казани в октябре 1552 года, благодаря которому свет православия стал распространяться на присоединенные к Московскому царству земли волжских магометан. Трудно находило дорогу к душам язычников и мусульман Евангельское слово.

Видя тщетные попытки проповедников обратить в православную веру татарский народ, помощь им в этом богоугодном начинании оказала сама Богородица, явившая свою чудотворную икону.

Согласно древнему преданию, сделала она это с помощью маленькой девятилетней девочки Матроны – дочери царского стрельца Даниила Онучина, которой неоднократно являлась во сне и указывала место, где под развалинами одного из домов был спрятан чудотворный образ.

Матрона с матерью рассказали об этом священнику Ермолаю, ставшему впоследствии патриархом Московским Гермогеном, и 8 июля 1579 года икона была обретена.

С крестным ходом, возглавляемым архиепископом Казанским Иеремией чудотворный образ был торжественно перенесен в первый православный храм, построенный в завоеванной Казани – Благовещенский собор.

Во время прохождения процессии мимо двух слепых – Иосифа и Никиты – они чудесным образом исцелились от своего недуга.

С чудотворной иконы сняли список и вместе с изложением деталей обретения святого образа и описанием случаев исцеления возле него отправили в 1579 году в Москву Иоанну Грозному. По велению царя в Казани был возведен храм в честь Казанской иконы, и чудотворный лик занял в храме самое почетное место.

Спустя некоторое время Казанская икона стала одной из главных русских православных святынь – Путеводительницей и Заступницей в трудах праведных и Помощницей в делах ратных.

В скором времени после обретения иконы казачий атаман Ермак совершил свой легендарный поход за Уральские горы, в результате чего к русскому царству была присоединена Сибирь.

Святой образ Богородицы Казанской вел русских землепроходцев все дальше и дальше на восток осваивать новые земли и приобщать к православной вере окрестные народы. Расширялись границы царства Московского, укреплялись и богатели города русские.

Но в начале XVII столетия пришла на Русь беда – Смутное время, когда иноземные захватчики – поляки, шведы и литовцы, как коршуны, слетелись на ослабленное голодом и политической нестабильностью царство. Тогда с новой силой проявилось заступничество Богородицы, и русичи одержали победу над врагом, надругавшимся над Отчизной.

История возведения храма

С 1605 по 1612 год в русских городах хозяйничали интервенты. Патриарх Московский Гермоген, свидетель обретения Казанской иконы Богородицы в 1552 году, призвал русский народ встать на защиту государства и освободить его от иноземных захватчиков.

Призыв Гермогена услышали нижегородцы, и, создав второе народное ополчение под началом земского старосты К. Минина и князя Д. Пожарского, осенью 1612 года двинулись походом на Москву.

Путь ополченцев пролегал через Ярославль, куда из Казани по велению патриарха Гермогена для поднятия духа ратников была доставлена чудотворная икона.

Моля Божью Матерь о небесном заступничестве и незримой помощи, возле ее иконы перед сражением за Китай-город отслужили молебен, и 22 октября 1612 года эта часть древней Москвы была освобождена, а 26 октября последние польские отряды, занявшие Кремль, сдались на милость победителей.

В благодарность о заступничестве и помощи Божьей Матери в войне с поляками, опираясь на сведения из «Исторического путеводителя по Москве» 1796 года, князь Д. М.

Пожарский на свои средства возвел в 1625 году деревянную церковь, освященную впоследствии в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Чудотворный образ, сопровождавший ополченцев в их освободительном походе на Москву, в присутствии царя Михаила Федоровича Романова и огромного количества людей с крестным ходом был торжественно внесен в новый храм.

Деревянная церковь сгорела в 1634 году, а уже в следующем году по велению царя Михаила Федоровича на месте старого храма московские мастера Наум Петров и Семен Глебов, а по другим источникам – Абросим Максимов, возвели каменный храм.

Осенью 1636 года патриарх Иоасаф освятил его во имя Казанской иконы Богородицы. Через год к храму пристроили северный придел во имя епископа Иерапольского Аверкия, в день памяти которого – 22 октября был освобожден в 1612 году от поляков Китай-город.

Спустя одиннадцать лет, в годы правления Алексея Михайловича к Казанской церкви пристроили южный придел во имя казанских святителей – чудотворцев Гурия (епископа Казанского) и Варсонофия (епископа Тверского), на церемонии освящения которого 3 октября 1647 года присутствовал самодержец и его ближайшее окружение. С северо-западной стороны возле Казанского храма возвели шатровую колокольню.

Несмотря на довольно небольшие размеры Казанского храма, его настоятели всегда занимали видные места среди представителей московского духовенства.

В Казанском храме в середине XVII столетия служили бунтари-старообрядцы – протопоп Аввакум (Петров) и архимандрит Григорий (Неронов), воспротивившиеся церковной реформе патриарха Никона, что послужило поводом для раскола русской православной церкви на старообрядцев и никонианцев.

Именно в Казанский храм прислал патриарх Никон свою первую грамоту о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное, оттуда же оба ревнителя старой веры – Аввакум и Григорий были отправлены в ссылку.

Почитание Казанской иконы к началу XVIII столетия было так велико, что император Петр I, основав в 1703 году Санкт-Петербург и перенеся туда столицу государства Российского, возвел в городе на Неве Казанский собор, еще красивее и величественнее московского, установив в новом храме список чудотворной Казанской иконы.

Свой внешний облик Казанский собор менял несколько раз. В 1760-х годах за ветхостью был разобран южный придел святителей Варсонофия и Гурия; в начале 1802 года по указанию митрополита Московского Платона (Левшина) старая шатровая колокольня была разобрана и в 1805 году возведена двухъярусная, чуть далее от прежней.

В 1755 году богослужения в Казанском соборе посещали преподаватели и студенты только что открытого Московского университета, который вначале не имел своей домовой церкви. К слову, торжественный молебен по случаю открытия университета отслужили именно в Казанском соборе.

В октябре 1812 года, когда в Москве хозяйничали французы, Казанский собор не избежал печальной участи московских храмов – разграбления и поругания святынь. Верхом вандализма стало изъятие из алтаря Казанского собора престола, на место которого французские оккупанты втащили мертвую лошадь.

Только благодаря протоиерею Иоанну Машкову, успевшему спрятать Казанскую икону, чудотворный образ сохранился.

XX век принес новые потрясения, ставшие роковыми для древнего Казанского собора.

В середине 1920-х годов богослужения в храме еще продолжались, на средства прихожан архитектор и реставратор Петр Барановский даже начал масштабную реставрацию памятника русского зодчества, воссоздав внешнюю отделку стен и кокошники.

Но у руководства молодого советского государства было свое видение исторического центра Москвы – Красной площади, в интерьер которого Казанский собор не вписывался. И в начале 1930-х годов его решено было снести. Архитектор П. Барановский, трепетно относившийся к уникальным памятникам древнерусского зодчества, занялся обмерами собора и северного придела. В 1928 году снесли колокольню, в 1936 году такая же участь постигла старинный храм, а его место занял выстроенный в честь III Интернационала павильон.

Возрожденный храм

Как начало XX столетия стало тяжелым временем для русской православной церкви, так конец XX века стал временем возрождения духовности и веры. В 1980-х годах москвичи внесли предложение восстановить в первоначальном виде древний Казанский собор.

В июне 1990 года исполнительный комитет Московского городского совета принял постановление о восстановлении собора и сразу начался сбор пожертвований.

В день празднования Казанской иконы Божьей Матери – 4 ноября 1990 года, патриарх Московский Алексий II, совершивший Божественную Литургию в кремлевском Успенском соборе, вместе с огромным количеством прихожан крестным ходом отправился к месту будущего храма и освятил закладной камень и крест, поставленный на месте строительства.

Работами по возведению собора руководил ученик архитектора П. Барановского Олег Игоревич Журин, который благодаря обмерам учителя смог в первоначальном виде воссоздать внешний облик православной святыни. Средства на возведение Казанского собора, кроме собранных пожертвований, выделило правительство Москвы.

Ровно через три года – 4 ноября 1993 года патриарх Алексий II освятил воссозданный храм, передав ему Казанскую икону Божьей Матери, расположенную сейчас в местном ряду главного иконостаса. Расписали собор в 1996 году художники из Брянска и Палеха, строго придерживаясь тем росписей, найденных историком Сергеем Смирновым.

В настоящее время Казанский собор – действующий православный храм Москвы, богослужения в котором проходят ежедневно, а причт собора состоит из шести священнослужителей.

Главный престол – в честь Казанской иконы Богородицы, северный придел – во имя святителей Гурия (епископа Казанского) и Варсонофия (епископа Тверского).

Самая чтимая святыня – Казанская икона Божьей Матери, ковчег с мощами святых и икона Богородицы «Воспитание».

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/kazanskii-sobor-krasnaya-ploshhad

Ссылка на основную публикацию