Православие » Основы » Нырять или не нырять? Священники — о крещенских купаниях | Православие все о вере

Нырять или не нырять? Священники — о крещенских купаниях | Православие все о вере

Фото: tver24.com
После гибели женщины в купели на реке Оредеж разгорелся спор о том, нужны ли православным крещенские купания. «Правмир» спросил у священнослужителей, как они относятся к этой традиции.

«Купания — это замечательный миссионерский повод»

Протоиерей Максим Первозванский:

— Я считаю, что в крещенских купаниях есть глубокий, серьезный смысл, и причем вполне литургический. В этот день Господь входит в Иордан и Собой освящает воду. Собственно, смысл литургии — это наше соучастие в жизни, страдании, смерти и воскресении Иисуса Христа. Это очень важное мироощущение, когда мы не просто стоим в храме и о чем-то своем молимся Богу, а переживаем Евангельские события как события своей собственной жизни.

Поэтому именно с такими мыслями и чувствами мы сходим в воду на Крещение — и не обязательно в нашу русскую прорубь, это может быть море где-нибудь в Австралии. Купание, конечно, не является обязательным ни в коем случае. И по-моему, я не встречал ни одного человека, который бы считал, что это какое-то обязательное действо, без которого человек не может стать настоящим христианином. Это чушь.

Но есть очень ярые противники купаний, которые, видимо, желают достичь совершенства в православии. Я сравниваю их психологию с движением Black Lives Matter и вообще с логикой левой западной повестки, когда сам факт присутствия белого цисгендерного мужчины-христианина уже оскорбителен. Так и с купаниями: «Мы не купаемся, поэтому будем бороться с теми, кто купается».

Более того, на мой взгляд, купания — это замечательный миссионерский повод. 

Люди приходят на купель, видят крест, священника. Я знаю тех, кто в этом году у крещенской купели раздавал Евангелие, говорил о Боге.

Стоит громадный крест, замечательное освещение, от храма идет крестный ход — что может быть лучше, красивее и выразительнее для человека, далекого от Церкви?

Неправильное обращение с чем-то часто приводит к трагедиям. Без таких инцидентов, как гибель женщины в проруби на реке Оредеж, не обходится много чего. В Пасху на крестный ход тоже приходит много пьяных, поэтому иногда случаются драки и поножовщины. Прохор Мошнин упал с колокольни, давайте снесем все колокольни. Он, правда, не убился, но сколько людей попадало! А сколько тонет на льдинах во время зимнего лова? Никто же не запрещает зимний лов. Самолеты падают, но это не значит, что не надо летать на самолетах.

Самое неприятное в том, что люди, которые еще до трагедии выступали против купаний, теперь говорят: «Вот, я был прав!» Я столько комментариев получил! «Вот, посмотрите, до чего довела ваша пропаганда. А вы не чувствуете себя виноватым в смерти этой женщины?» Люди откровенно манипулируют этой темой и на ней пиарятся.

Фото: tver24.com

Вы посмотрите, как готовились в этом году к крещенским купаниям, например, в Москве. Я сам купался в 4 часа дня в Тушинском парке. Измерялась толщина льда. Народу было очень мало. Две купели, у каждой — два спасателя. Здесь же машина МЧС, машина скорой помощи, теплая палатка, все застлано сеном и соломой. Что в этом плохого? Но подчеркиваю, что не надо никого загонять силой.

Я бы и не включался в эту полемику, если бы в ней не фигурировала такая формулировка: не имеют крещенские купания никакого отношения к Празднику Крещения. Это неправда. В журнале Московской Патриархии как раз накануне была опубликована статья нашего знаменитого священника и литургиста Михаила Желтова, где подробно описано, что с древности люди освящали воду и погружались в нее.

Я сейчас слышу заявления от священников — и раньше неоднократно слышал, — что надо всячески отмежеваться и откреститься от этого непонятного обычая. На мой взгляд, это полнейшая ерунда. Мы просто должны делать выводы.

«В крещенских купаниях ни смысла, ни красоты нет»

Священник Димитрий Агеев: 

— Мое абсолютное убеждение, что все эти крещенские обряды за стенами храма и все, что не касается освящения воды в обычной чаше как упоминания и благословения праздника, конечно, не имеют никакого смысла.

Что еще меня всегда поражало в этих обрядах с самого детства — их абсолютная некрасивость, убогость. Литургия прекрасна, это небо на земле. И вдруг все священники поверх облачений натягивают тулупы, шапки-ушанки, шарфы, идут в этих облачениях по снегу, укутываясь и падая, освящать прорубь. Алтарники стоят в стихарях и куртках, мерзнут, натягивают шарфы на уши. Потом зачерпывают какую-то грязную воду и начинают ею брызгать людей, которые тоже стоят в шубах и шапках… Это просто дикость.

Все-таки христианская вера — она в том числе и про красоту. В религиозной практике должны быть две составляющие — смысл и эстетика. В крещенских купаниях ни смысла, ни красоты нет.

И второе: я понимаю, что так многие священники хотят привлечь внимание людей, чтобы донести до них что-то главное. Но это обман. 

Если мы посмотрим на молодого человека, который ищет Бога, то поймем, что увиденное его оттолкнет, потому что это безумие.

Никому оно понравиться не может и ни о чем задуматься не заставит.

Современному человеку уже не нужны многие ритуалы и церемониалы, которые раньше были частью нашей религиозной культуры. Я считаю, что современная Церковь — хотим мы того или нет — должна и будет их пересматривать, потому что жизнь другая и люди другие, и не нужно этого пугаться.

«Нужно радоваться не только духовной радостью, но и телесной»

Священник Стахий Колотвин:

— Любые традиции — национальные, народные и даже те, которые есть в жизни Церкви, — временны. Ход службы в III веке отличается от хода в XV и в XXI, хотя в них и есть что-то общее. Что же говорить о том, что непосредственно не касается богослужебной жизни, то есть относится к области народных празднований?

Откуда пошла традиция окунаться на Крещение, проследить сложно. Есть научная историческая теория о том, что она связана прежде всего с паломничеством в Святую землю. Для христианских паломников — что первых веков, что времени, когда христианство достигло русских пределов, — это было событием всей жизни. И если человек добирался до Святой земли, то в память о крещении Господнем он омывался в реке Иордан. 

Люди отмечают личные памятные даты, светские и церковные праздники по-своему, и какие-то национальные традиции не являются ни в коем случае обязательными для спасения души. Но, тем не менее, это не значит, что мы должны от них избавляться.

Если мы окинем взглядом свою квартиру, то увидим множество вещей, которые нам не нужны для того, чтобы прожить просто физически, и уж тем более не нужны, чтобы наследовать Царство Небесное. Нужна ли нам микроволновка или полочка для книг, если мы спасемся и без них?

Крещенские купания — это вещь, без которой спокойно можно обойтись. Другое дело, что это такое же празднование, как и любое другое. Мы знаем, как относится к празднованиям Господь. Свое самое первое чудо Он совершил на свадьбе в Кане Галилейской, претворив воду в вино. Причем не во время религиозной иудейской церемонии, а именно на застолье, где люди веселились, пели песни и танцевали. Господь этот праздник благословил. Но в Писании говорится и другое: «И не упивайтеся вином, в немже есть блуд».

Торжества и гуляния, которые не несут ничего дурного, — это прекрасно. Христианство — не мрачная религия, где все время что-то запрещают. Нет, нужно как раз веселиться и радоваться не только духовной радостью, но и радостью телесной. Но любая крайность неправильна.

Отсюда вывод: в празднике души мы должны участвовать обязательно, в празднике тела — по желанию.

Если участвуем в празднике тела — дополнительных национальных традициях, — это должно приносить радость.

Я окунался дважды в жизни: один раз в детстве и один во взрослом возрасте. В принципе, бодрит, а в детстве было вообще хорошо — идеально засыпаешь и просыпаешься перед утренней литургией.

Господь сказал, что всякое дерево познается по плоду своему. Если ты окунулся и у тебя в душе поселились любовь, радость и мир, а потом сохранились хорошие воспоминания, которые будут тебя согревать, то это значит, что вырос добрый плод. А если плод — ущерб здоровью, значит, ты растил не то, что нужно.

«Бог не придумывал для человека трюков для спасения»

Священник Андрей Мизюк: 

— Дело в том, что не совсем ясно, почему эти купания вообще начались. Но у них на самом деле нет ничего общего с праздником Крещения и Церковью. Оговорюсь. Речь идет не о молебнах на водоемах, не об освящении воды на источниках, а именно ныряниях в прорубь после. Это не имеет отношения к празднику. К чему имеет?

К суеверию имеет, желанию хватануть адреналина, чего-то там себе или другим доказать. Никакого отпущения грехов и никакой благодати лихое ныряние в ледяную воду даже в праздник Крещения не дает. Зато может дать много чего другого неприятного: пневмонию, инфаркт, инсульт, может привести к гибели.

И дело не в молебне, не в воде, а в отсутствии здравого смысла. Неподготовленному, не занимающемуся закаливанием или же специально практикующему много лет моржевание человеку делать в ледяной воде нечего. Тем более в нетрезвом состоянии. А по отношению к празднику и освященной воде это и вовсе кощунство.

Наконец, вспомним, что и приходящим на Иордан иудеям Предтеча Господень Иоанн ясно обозначил условия спасения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Не ныряйте, не прыгайте в воду для омовения от грехов, а покайтесь. Совершите труд. Бог не придумывал для человека трюков для спасения.

А ныряние в ледяную воду иначе как неоправданным риском назвать нельзя.

И очень печально, что голос Церкви, которая не призывает нырять в ледяные купели, а кроме того, еще и предупреждает, что это опасно и не имеет отношения к Таинству покаяния и вообще к Таинствам, до сих пор не слышат или слышать не хотят. Про то, что на водоемах вынуждены дежурить бригады скорой, особенно теперь, в условиях пандемии, я и вовсе умолчу. Но и не дежурить им там нельзя. Понятно же, почему.

«Человек нездоровый при купании может получить проблемы»

Иеромонах Феодорит Сеньчуков:

— Крещенские купания — это народный обычай, который распространен в православных странах. Думаю, на Руси он укрепился, потому что у нас это связано с определенным экстримом: искупаться в Средиземном море зимой — это все-таки немножко не то, что искупаться в российской проруби.

Мы освящаем воду, в нее можно погружаться, и в этом нет ничего плохого, но это не является каким-то церковным обрядом, это просто народная традиция.

Когда окунается здоровый человек, это совершенно нормально — при условии, что это погружение безопасно технически. Вспомним недавнюю гибель женщины: прорубь была не оборудована, да еще и располагалась в месте, где быстрое течение.

Человек нездоровый при купании может получить проблемы — например, рефлекторную остановку сердца. Когда он вылезает из такой проруби, он может получить какие-то простудные заболевания, легочные проблемы и так далее, если его сразу не согреть.

Но в целом для здорового человека погружение в холодную воду ничем страшным не обернется. Я сам сейчас не окунаюсь, потому что не очень здоров. В Средиземном море, наверное, окунулся бы.

ОТЗЫВЫ НА Нырять или не нырять? Священники — о крещенских купаниях | Православие все о вере (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Регистрация
Вход
Авторизация