Спасо-преображенский монастырь в ярославле – православные иконы и молитвы

Спасо-Преображенский монастырь (Ярославль)

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле - Православные иконы и молитвы

Спасо-Преображенский мужской монастырь (Спасский монастырь) основан в XII веке. Старейший мужской монастырь Ярославля. На территории монастыря расположен Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

История Спасо-Преображенского монастыря

Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря до сих пор не установлена.

Никоновская летопись указывает на то, что монастырь был основан в 1216 году ростовским князем Константином Всеволодовичем: «Князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения».

Однако многие исследователи считают, что 1216 год – это дата закладки первого каменного храма, сам же монастырь был основан раньше – в 1186 году, на эту дату указывают некоторые источники.

Монастырь был построен на левом берегу реки Которосль, у переправы, за стенами города и занимал важное место в системе оборонительных сооружений города, защищая подступы к нему с запада. Первоначально все постройки монастыря были деревянными.

В 1216 году по велению князя Константина был заложен первый каменный храм обители – Спасо-Преображенский собор, строительство которого было закончено в 1224 году.

В 1218 году построена небольшая Входоиерусалимская церковь у юго-восточного угла Спасо-Преображенского собора, по преданию, возведенная в честь образования Ярославского княжества.

В этот же период в монастыре открыли первое на северо-востоке Руси Духовное училище, правда, вскоре переведенное в Ростов Великий. С тех пор здесь формировалась богатая библиотека, жемчужиной которой был единственный сохранившийся экземпляр «Слова о полку Игореве», обнаруженный в 1790-х гг. А. И. Мусиным-Пушкиным.

В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев – Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. В 1463–1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы были причислены к лику святых.

Спасо-Преображенский собор

В 1501 году в Ярославле разразился сильнейший пожар, во время которого выгорела значительная часть города. От пожара пострадали и главный храм Ярославля – Успенский собор, и строения Спасского монастыря. Значительный ущерб был нанесен Спасо-Преображенскому собору, который пришлось разобрать.

В 1506 году на старом фундаменте был заложен новый каменный храм. Строили собор по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля мастера, присланные князем Василием III из Москвы. В 1516 году строительство было закончено, и в том же году храм был освящен.

По мнению некоторых исследователей, строительными работами руководил итальянец Иван Фрязин.

Сегодня Спасо-Преображенский собор является древнейшим сооружением города и представляет собой четырехстолпный трехглавный храм с позакомарным покрытием, на высоком подклете, с открытыми двухъярусными галереями. Храм занимает центральное место в монастырском ансамбле.

Из-за несимметрично поставленных трех глав, разной ширины арок открытой галереи с запада и закрытого в XVII веке гульбища с севера собор выглядит неповторимо с каждой стороны. В подклете расположена усыпальница ярославских князей. В 1563–1564 гг.

по указу Ивана Грозного артель московских и ярославских мастеров выполнила роспись собора.

Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря

В 1516 году, одновременно со Спасо-Преображенским собором, были возведены Святые ворота – первая и наиболее мощная каменная крепостная башня монастыря. Над воротами – дозорная вышка, охранявшая переправу через Которосль, откуда на протяжении столетий ждали неприятеля. На вышке башни располагался набатный колокол и часы.

Существует легенда, согласной которой механизм часов был куплен монастырем при одной из замен часов на Спасской башне Московского Кремля. Венчала Святые Врата церковь Введения в храм Богородицы, построенная в начале XVII века. Внизу башни – два сводчатых проема: широкий парадный (для проезда) и узкий (для прохода).

С южной стороны к воротам примыкал захаб – особое оборонительное сооружение с воротами, преодолев которые враг оказывался в каменном мешке, перед еще одними воротами уже в теле башни. Сверху нападавших можно было закидывать камнями и лить на них кипяток и горячую смолу.

К XVIII концу века захаб сильно обветшал и был разобран.

Внутри Святые ворота расписаны фресками на темы Апокалипсиса, выполненными московскими и ярославскими мастерами в 1564 году. Через Святые ворота входили все русские самодержцы, начиная Ивана Грозного и до Николая II.

Колокольня и Трапезная палата с Крестовой церковью

В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью. Колокольня – самое высокое монастырское сооружение, ее возводили на протяжении трех столетий: с XVI века выстраивались ярусы звонов, а в 1823 году завершено строительство часовой башни-ротонды со смотровой площадкой.

Часы, отбывающие каждые пол часа, слышно во всей центральной части Ярославля.Трапезная палата, Крестовая церковь и настоятельские покои, построенные в XVI – XVII вв., в последующие столетия были значительно изменены, храм утратил свое завершение.

На втором этаже трапезной в зале со сводами, опирающимися на центральный столп, проходили трапезы за чтением молитв. В трапезной также принимали высоких гостей. Поварня располагалась на первом этаже. Верхнее помещение отапливалось снизу через воздуховоды от печей.В 1550–1580 гг.

возведены каменные стены Спасо-Преображенского монастыря вместо старых деревянных. Монастырь стал самой укрепленной частью города, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стен.

Спасский монастырь в XVII веке

К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупнейшим собственником. Первые жалованные грамоты обители известны с XIV века. Кроме денежных вкладов, они даровали монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, давали право игумену на собственный суд. Только Иван Грозный к концу 1560-х гг.

пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот, дававших во владение 245 сел и деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Сын Ивана Грозного, Федор I Иванович, пожаловал монастырю 12 грамот.

Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Сначала во главе братии стоял игумен, затем архимандрит.

В XVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 бельцов (светских людей).

В период Смутного времени, в мае 1609 года Спасский монастырь был осажден польско-литовскими войсками. Захватчики заняли весь город, но обитель выдержала 24-дневную осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова. В 1612 году в монастыре пребывали Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.

В Ярославле был создан «Совет всея земли» (временное правительство Руси), который, как полагают некоторые исследователи, располагался в Спасо-Преображенском монастыре.

После напутственного молебна в Успенском соборе 28 июля 1612 года русское ополчение под предводительством Минина и Пожарского выступило от стен Спасского монастыря на освобождение Москвы.

С 21 марта по 16 апреля 1613 года в стенах монастыря останавливался будущий царь Михаил Романов, находившийся в Ярославле проездом из Ипатьевского монастыря в Москву. Отсюда он отправил свою первую грамоту Земскому Собору о согласии на царский престол. В последующие годы Михаил Федорович покровительствовал монастырю, дал обители 18 жалованных грамот.

В 1621–1646 гг. монастырские стены, значительно пострадавшие во время осады в период Смутного времени, были перестроены. Были возведены новые башни: Богородицкая, Угличская, Глухая, Михайловская, Водяные ворота.

Новые стены стали гораздо мощнее и выше, завершались они машикулями и зубцами и имели три яруса обороны: верхний – для мушкетов, средний – для литья на нападавших вара, нижний – для стрельбы из пушек. Длина стен достигала 820 м, высота – от 7,5 до 10,7 м, толщина – от 2,8 до 3 м. Снаружи пред стенами проходил глубокий ров.

На стенах и башнях имелось хорошее вооружение – 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.

Во второй половине XVII века построены двухэтажные монашеские кельи. В каждой секции, в которую вело отдельное крыльцо, на первом и втором этажах располагались сени.

Из них в разные стороны выходили по две кельи на каждом этаже. Устья печей также располагались в сенях, чтобы служки, затапливая их, не нарушали уединения монахов.

Монастырь в XVIII и XIX вв.

В 1747 году в Спасо-Преображенском монастыре открылась Ярославская духовная славяно-латинская семинария – одна из первых в России.

Она была основана по инициативе ростовского митрополита Арсения (Мацеевича) и располагалась в стенах обители до 1875 года.

В 1764 году Спасский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея огромными землями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.

В 1787 году в Ярославль из Ростова была перенесена кафедра митрополита.

Спасо-Преображенский монастырь был упразднен в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель и преобразован в Ярославский архиерейский дом.

В его стенах разместилась резиденция архиепископов ярославских и ростовских. Дальнейшие перестройки проводились уже в соответствии с потребностями и вкусами Архиерейского Дома.

В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова была перестроена, увенчана купольной кровлей и заново освещена в Воскресенскую. В 1827–1831 гг.

на месте разобранной Входоиерусалимской церкви XVII века построена большая церковь Ярославских чудотворцев в стиле классицизма по проекту губернского архитектора П. Я. Панькова.

Главной святыней храма были мощи святых князей Федора с чадами Давидом и Константином.

Во второй четверти XIX века построено двухэтажное здание, в котором разместились ризница и библиотека. Первоначально они занимали небольшое помещение в Спасском соборе, но книг и драгоценной церковной утвари было так много, что для их хранения было решено возвести отдельный корпус. Проект здания разработал архиепископ Авраамий Шумилин.

Спасо-Преображенский монастырь в XX веке

Сооружения Спасского монастыря были повреждены во время боев при подавлении Ярославского мятежа 1918 года. В этом же году Архиерейский дом был закрыт. В 1920–1923 гг. проводились реставрационные работы под руководством архитектора П. Д. Барановского. Масштабная реставрация монастыря была проведена также 1950-х – 1960-х гг.

, работы по реставрации продолжаются и сейчас.

С 1959 года в памятниках архитектуры Спасо-Преображенского монастыря располагается Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЯИАХМЗ) – крупнейшее в Ярославской области хранилище произведений искусства и предметов старины.

Собрание музея насчитывает более 250 000 экспонатов.

Здания и сооружения монастыря

Храмы:

  • Спасо-Преображенский собор
  • Церковь Ярославских Чудотворцев (Входа Господня в Иерусалим)
  • Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Звонница с церковью Богоматери Печерской
  • Трапезная с церковью Рождества Христова (Крестовой)
  • Трифоновская часовня

Здания:

  • Настоятельские покои
  • Ризница
  • Дом ризничего
  • Кельи (северо-восточный корпус)
  • Кельи у западных ворот (северный корпус)
  • Кельи у западных ворот (южный корпус)
  • Корпус «На погребах»
  • Семинарский корпус
  • Хозяйственный корпус у Угличской башни
  • Хозяйственный корпус у Михайловской башни
  • Баня

Стены и башни:

  • Богородицкая башня
  • Богоявленская башня
  • Михайловская башня
  • Угличская башня
  • Водяные ворота
  • Западные ворота
  • Северные ворота

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/spaso-preobrajenskii-monastir

Достопримечательность Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь — это уникальный памятник архитектуры, это выдающаяся достопримечательность не только Ярославля, но и России в целом.

Он является одним из первых образцов ярославской архитектурной традиции и монументальной живописи 16 – 1 половины 17 века.

Его фрески от 1563—1564 годов эпохи Ивана Грозного сохранились только в двух местах: в Ярославле и в Свияжске Богородице-Успенском мужском монастыре.

Читайте также:  Молитва анастасии узорешительнице - православные иконы и молитвы

Дата основания древнейшего каменного сооружения в Ярославле не является однозначной. По одним источникам он заложен 1186 году (так утверждают летописи), по другим — в 1216 году. В 13 веке на территории монастыря были сооружены первые каменные сооружения (1216-1224 гг.). Правда, сегодня от храма 13 века ничего не сохранилось из-за пожара 1501 года.

По указу московского князя Василия III в 1506-1516 году храм возводится московскими мастерами заново на старом фундаменте, повторяя размеры своего «предшественника» и напоминая формы зданий Московского Кремля. На протяжении всего времени своего существования собор много раз перестраивался, а его территорию неоднократно пополняли новые здания и сооружения.

В результате на территории Спасо-Ярославского монастыря располагаются:

  • Собор Спаса Преображения,
  • Церкви: Воскресения Христова, Ярославских Чудотворцев Фёдора, Давида и Константина, Печерской иконы Божией Матери,
  • Корпуса (Келейный — 17 века, Семинарский — 17-19 веков, Хозяйственные — 18-19 веков),
  • Монастырская звонница,
  • Часовня Трифона,
  • Водяные, Святые ворота (16 век),
  • Трапезная палата,
  • Башни (Богородская, Угличская — 17 век, Юго-западная, Михайловская — 19 век),
  • Настоятельские покои (17 век) и другие.

Сегодня ярославцы нередко называют весь комплекс сооружений — кремлем.

Со дня основания и по настоящее время он всегда играл важную роль в жизни города и страны. Храм пользовался покровительством первых лиц государства, местных князей, владел огромными землями, насчитывал большое число крепостных крестьян, именно сюда стекались многочисленные паломники со всей страны. Монастырь знаменит следующими событиями и моментами:

  1. В 13 веке под покровительством ярославского князя Константина было создано первое духовное училище на Руси — Григорьевский притвор.
  2. В 1-ой половине 18 века была образована великолепная библиотека со множеством рукописных русских и греческих книг. Именно здесь в нач. 90-х годов 18 в. А.И. Мусин-Пушкин обнаружил знаменитейший памятник древнерусской литературы — список “Слова о полку Игореве”.
  3. Данный собор был отмечен частым посещением Ивана Грозного. Здесь произошло исцеление его первой жены от тяжелой болезни. По этой причине монастырь был освобожден от общего тягла. Он стал получать особые привилегии и дары (239 деревень, 6 сёл, соляные варницы, рыбные ловли др.). При Иване Грозном храм получил 55 жалованных грамот, при его сыне Федоре — 12 грамот.
  4. Во время Смутного времени Ярославский кремль и Спасский собор выстояли и выдержали осаду войск Лжедмитрия 2-го. Не смотря на то, что сам город был взят. Именно отсюда отправилось ополчение К.Минина и Д.Пожарского на освобождение Москвы. Здесь также пребывал молодой царь Михаил — первый из династии Романовых.
  5. Спасо-Преображенский собор стал усыпальницей для многих знатных и богатых ярославцев, князей и бояр. В подклете в 17в. были обнаружены мощи ярославских князей Федора Черного, Давида и Константина. Чудотворные мощи по праву считаются одними из самых главных святыней Ярославской земли.
  6. В 18 веке (1747 год) здесь была открыта одной из первых в стране — духовная славяно-латинская семинария.

С конца 18 века собор по указу Екатерины 2-ой упраздняется и превращается в Архиерейский Дом. В советское время здания комплекса имели различное назначение. В них располагались: военкомат, тюрьма, учебные заведения, жилье и даже керосиновая лавка.

В настоящее время (с 1950-го года) на территории Спасо-Преображенского монастыря находится сокровищница русского искусства и культуры — Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Источник: https://www.yarcom.ru/sights/yaroslavl/place/1

Весенний Ярославль, часть 2: Спасо-Преображенский монастырь

Главная страница » Россия » Ярославская область » Ярославль » Весенний Ярославль, часть 2: Спасо-Преображенский монастырь

Продолжу свой рассказ о поездке в Ярославль 15-17 мая 2015 года. После утренней прогулки по Волжской и Которосльской набережным и поездке по городу мы встретились с друзьями. Время было уже к обеду, поэтому отправились искать, где бы поесть.

♦ Начало рассказа: Весенний Ярославль, часть 1: дорога и утренняя прогулка

Остановились на «Алёша Попович двор» — в самом центре, очень симпатичное здание в русском стиле. Кухней остались довольны: поели сытно и по московским меркам совсем недорого. Перед ним установлена статуя медведя — того самого, которого поборол Ярослав Мудрый и который стал с тех пор символом города.

Туристический комплекс «Алёша Попович Двор»

Пообедав, отправились в Спасо-Преображенский монастырь, в стенах которого сейчас располагается Ярославский историко-культурный музей-заповедник. Монастырь был основан в XII веке.

На его территории расположены Спасо-Преображенский собор (1216-1224), церковь Ярославских Чудотворцев (30-е гг XIX века), звонница (построена в XVII и реконструированная в XIX вв), с которой открываются потрясающие виды на Ярославль, Трапезная палата (XVI век), Келейный корпус и др.

Вход в Ярославский музей-заповедник

Купили входные билеты. В музеи на территории монастыря решили не заходить — погода была хорошая, поэтому хотелось побольше походить по городу. Билеты на все экспозиции, кстати, надо покупать сразу в кассе.

План Спасо-Преображенского монастыря (Ярославский историко-культурный музей-заповедник)

Келейный корпус

А вот на смотровую площадку, расположенную в Звоннице, я не могла не залезть. Мои спутники остались ждать меня внизу. Погода была превосходная: показалось голубое небо, солнце эффектно подсвечивало здания. Словно по заказу!

Высота звонницы Спасо-Преображенского монастыря — 32 метра. Отсюда открывается великолепный вид на Ярославль, Волгу и Которосль.

Её нижняя часть была построена во второй половине XVI века и представляет собой мощную стену с двумя приземистыми арками звона на втором ярусе и двумя широко поставленными каменными шатрами.

В нижнем ярусе располагалась церковь во имя Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня, в 1860 году переосвященной во имя Печерской Богоматери. В южной части в конце XVII века был устроен придел Александра Свирского.

В 1808-1809 годах шатры разобрали и надстроили новый ярус звона в виде трехпролетной аркады, перекрытой сводами. В 1824 году звонницу надстроили классической беседкой-ротондой с восемью столбами-опорами и круглым куполом (проект губернского архитектора П.Я. Панькова), на которую установили часы, перенесенные со Святых ворот.

Звонница сильно пострадала во время белогвардейского восстания в июле 1918 года. После реставрационных работ 1920-х и 1950-х годов она была открыта для посещения.

В 1991 году на Звонницу вновь подняли колокола. Сейчас на ярусе звона находятся 18 старинных колоколов (XVI – начало XX веков) ярославского, псковского, петербургского и голландского литья.

Самый большой колокол–благовестник весит 113 пудов.

Звонница

Наверх ведет весьма крутая и узкая лестница. Да, разойтись на ней двум людям будет непросто.

Лестница в Звоннице

Выхожу на первую открытую площадку. Наверх ведет деревянная лестница.

Лестница на следующий ярус Звонницы

Святые ворота с Введенской церковью

Ярус Звонницы

По мере того, как я поднимаюсь наверх, передо мной открываются все новые и новые панорамы города.

Купола

Колокола в Звоннице

Далее мне вновь предстояло подняться по узкой каменной лестнице. Мысль была одна: лишь бы никто не спускался сверху!

Ступени в Звоннице

Двери

Вид из окна на Святые ворота и Которосль

Колокола Звонницы в верхнем ярусе

И вот, я наверху. Отсюда открываются фантастические панорамы города. Без сомнения, сюда стоило лезть, чтобы увидеть эту картину.

Панорама Ярославля — вид на Которосль

Панорама Ярославля — вид на Которосль

Церковь Воскресения Христова и Настоятельские покои

Панорама Ярославля — Церковь Ильи Пророка

Панорама Ярославля — Успенский кафедральный собор

Неподалеку от Спасо-Преображенского монастыря находится храм Архангела Михаила. Нынешнее здание было построено в XVII веке, строительство продолжалось почти 25 лет. А первый храм на этом месте был построен в 1216 году по приказу ростовского князя Константина Всеволодовича.

Храм Архангела Михаила

Церковь Ярославских Чудотворцев и Спасо-Преображенский собор

Панорама Ярославля — храм Сретения Господня, Казанский собор

Ярким пятном выделяется церковь Богоявления Господня, построенная в 1684-1693 годах на средства купца А.А.Зубчанинова. Она — прекрасный образец ярославского зодчества конца XVII века. Внутри сохранились росписи 1692-1693 годов, выполненные ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева.

По мнению некоторых исследователей, роспись сводов храма проводилась под руководством известного костромского мастера Гурия Никитина. Во время белогвардейского восстания 1918 года она была сильно повреждена от обстрела и позже отремонтирована.

В 1926 году храм был передан ярославскому музею, с 2000 года он находится в совместном владении РПЦ и музея.

Панорама Ярославля — Церковь Богоявления Господня

Панорама Ярославля — храм Архангела Михаила и Успенский кафедральный собор

Уходить сверху не хотелось. Но меня заждались мои спутники, поэтому надо было поторапливаться.

Спуск вниз

Лестница в Звоннице

Лестница в Звоннице

Лестница в Звоннице

Колокола

Звонница

Храм Архангела Михаила

Семинарский корпус и Святые ворота

Церковь Ярославских Чудотворцев

Перекрытия в Звоннице

Лестница в Звоннице

Лестница в Звоннице

Лестница в Звоннице

И вот, я внизу. Идем гулять по территории музея.

Святые ворота с Введенской церковью

Около церкви Воскресения Христова первой половины XVI века постройки — красивый цветник.

Цветник

Звонница

Звонница

Церковь Воскресения Христова и Настоятельские покои

Церковь Ярославских Чудотворцев и звонница

Полное название церкви Ярославских Чудотворцев — церковь Феодора, Давида и Константина Ярославских в Спасо-Преображенском монастыре. Другое название, напоминающее о храме, прежде стоящем на этом месте — церковь Входа Господня в Иерусалим.

Нынешний храм в стиле классицизма был построен в 1827-1831 годах по проекту губернского архитектора П.Я.Панькова. В прежней, Входоиерусалимской церкви, в 1463 году были обретены мощи Ярославских Чудотворцев − Святого Благоверного князя Федора и сыновей его Давида и Константина.

Фрагменты второго храма Входа Господня в Иерусалим, построенного в 1617-1619 году, находятся в кладке существующей ныне церкви.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы

Обелиск «Клятва князя Пожарского» подарен городу на 1000-летие со дня основания. Архитектор В.Нестеренко. Напомню, что здесь, в ярославском Успенском соборе в 1612 году митрополит Кирилл благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.

Обелиск «Клятва князя Пожарского»

Настоятельские покои, примыкающие к церкви Воскресения Христова, были построены не ранее 1520 года. Сейчас здесь размещается естественно-исторический отдел музея.

Настоятельские покои

Парк

Хозяйственная постройка

Территория монастыря

Собор Преображения Господня был возведен в 1505-1516 гг. на фундаментах храма 1216-1224 годов. Работы проводили столичные мастера великого князя Василия III . В XVIII-XIX веках собор был перестроен. В ходе реставрационных работ 1920-х и 1950-х годов храму был возвращен облик XVI века.

Внутри сохранились росписи 1563-1564 годов. По большим церковным праздникам в храме, приписанному к Федоровскому собору, проводятся богослужения. В книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря, которая находилась в северной паперти собора, в XVIII веке была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве».

Спасо-Преображенский собор

Дом ризничего и Келейный корпус

Памятник копейке 1612 года был поставлен в 2013 году в память о копейке, выпускавшейся в Ярославле народным ополчением Минина и Пожарского. Копейка опирается на два зубца — Спасо-Преображенского монастыря и Московского Кремля.

Памятник копейке 1612 года

Кузнец

Колодец

Северная стена и Михайловская башня Спасо-Преображенского монастыря

Вход в храм

Как я уже писала в начале, на территории Спасо-Преображенского монастыря расположено немало музеев. Но мы торопились дальше. А вот в вольер к медведице Маше даже и не было мысли идти.

Читайте также:  Икона "почаевская" в чем помогает, от чего защищает - православные иконы и молитвы

Стрелы

Выйдя через Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря, мы отправились к набережной Которосли. Продолжение: Весенний Ярославль, часть 3: набережные и улицы

Источник: https://anashina.com/vesennij-yaroslavl-2/

Ярославская Спасо-Преображенская мужская монастырская обитель

Спасо-Преображенская мужская монастырская обитель — одна из главных святынь и архитектурных ценностей города Ярославля. Богатая история и красивейшие строения сделали это место интересным для туристов, приезжающих сюда со всего мира, чтобы посетить территорию исторического и архитектурного художественного музея-заповедника.

История появления обители

Точная дата возведения святого места неизвестна, предположительно первый храм был построен в 12 веке, а именно в 1186 году, о чем свидетельствуют летописи тех времен.

Церковь была построена из прочного дерева, а спустя 3 десятка лет был заложен фундамент для нового храма из камня и монастыря по приказу князя Константина. В дальнейшем вокруг стали появляться духовые училища, хозяйственные постройки, библиотеки с рукописями, школы, трапезные и т.д.

Территория Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле быстро расширялась, поэтому вскоре он стал культурно-религиозным центром этого края.

Стены обители были настолько крепки, что служили прекрасной защитой от нападений захватчиков со стороны западной оборонительной линии. Безопасная часть города пользовалась большой популярностью у князей Москвы, Ярославля и даже самого Иоанна Грозного, который не раз посещал стены храма, каждый раз оставляя жалованные грамоты.

Спасо-Преображенская ярославская обитель процветала, превращаясь в настоящего «феодала», ведь ее владения включали в себя несколько больших поселков и около 200 деревень, соляные варницы и прочие места, приносящие большой доход.

Несмотря на это, монастырь не выплачивал денежные повинности, ведь когда-то супруга Иоанна Грозного здесь избавилась от серьезных недугов.

Смутные времена принесли разорение Ярославлю, и только Спасо-Преображенский монастырь оставался нерушимым. После этих событий глава города приказал укрепить оборону обители и выстроить десятиметровые стены, достигающие в ширину 1000 метров.

Примечательные места и строения

С момента основания обители ее территория не раз расширялась, а строения подвергались перестройке. Несмотря на это монастырь святого Преображения до сих пор остается самым посещаемым местом в Ярославле. На его территории можно увидеть постройки различной архитектуры, принадлежащей разным эпохам:

  • Соборы, храмы и церкви;
  • Главная звонница монастыря и колокольни;
  • Большие и малые часовни;
  • Палата для проведения трапез;
  • Башни и прочие оборонительные построения.

Чтобы обойти всю территорию Спасо-Преображенского монастыря не хватит и дня, поэтому тем, у кого выделено мало времени на посещение святыни, обязательно стоит подняться на монастырскую звонницу, откуда открывается превосходный вид на сельские пейзажи и заповедную зону, а расписные стены сооружений с изображениями в византийском стиле поражают своей красотой и величием.

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, дом 25.

Телефон: 8 (485) 230-40-72

Источник: https://vseikony.ru/news/spaso-preobrazhenskiy-monastyr/

Успенский Кафедральный Собор

Успенский собор в Ярославле был заложен в 1215 году Князем Константином Всеволодовичем (Мудрым) , старшим  сыном Всеволода Большое Гнездо, и освящен в честь престольного праздника  Успения Пресвятой Богородицы  .Н а протяжении своей истории горел и перестраивался. В 1937 году собор был взорван. 72 года на этом месте росли  садовые деревья, а в  XXI веке к 1000-летию города Успенский собор в Ярославле вновь отстроен.

С западного входа  сияет своей красотой изразцовая арка . Она уникальна тем, что изразцов таких размеров в храмах Ярославской области до настоящего времени еще не делали. Уникальную и почти забытую технологию ярославских мастеров по изразцовому украшению соборов планируют использовать в дальнейшем, работая по всему периметру Успенского собора.

Над входом в собор установлена изразцовая икона Успения Пресвятой Богородицы, высота которой   более восьми метров, а ширина – семь. На ее изготовление ушло   более 600 изразцов

Образ Покров Божьей Матери разместился   над северными воротами храма. Размер  изразцовой иконы – 37 квадратных метров, состоит она из 600 фрагментов. Автор  – ярославский художник Евгений Тарабин.

На иконе изображена Богородица, которая в окружении ангелов раскрывает свой покров над храмами Ярославского края.

На иконе изображены :  Спасо – Преображенские собор Переславля, Горицкий  монастырь  , Успенский собор Ростова и Успенский Собор Ярославля. 

По инициативе Ярославского  художественного музея  были написаны копии древних икон  : домонгольская икона «Спас Вседержитель» первой четверти XIII в., икона «Богоматерь Ярославская» XVI в., а также величественные иконы-рамы к иконам «Богоматерь Ярославская» (1803 г.

) и «Богоматерь Толгская» (конец XVIII в.). Этот выбор не случаен. Оригиналы икон висели в Успенском соборе XVII века, разрушенного в 1937 году, а сейчас находятся в собрании Ярославского художественного музея. Работа проходила в Митрополичьих палатах в Ярославле.

Иконописцы работали рядом с оригиналами, кропотливо перенося изображения древних памятников на их современные копии.

В храм возвращены и древние иконы «Спас Вседержитель», «Божией Матери Смоленская» в серебряных ризах, «Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», «Святителя Николая с житием» и многие другие.

Святыни храма

Главными святынями собора на протяжении веков являлись мощи благоверных князей Василия и Константина. Особо почиталась Ярославская икона Божией Матери, по преданию принадлежавшая святым князьям.  

Из Федоровской церкви перенесена рака с мощами 2-й Княжеской династии Ярославских князей Федора, Давида и Константина. Потомки Фёдора Чёрного правили Ярославским княжеством до присоединения  его в XV веке  к Московскому княжеству.  Мощи хранятся  в большой раке под сенью, рядом  с мощами князей Василия и Константина. 

5 мая 2013 года положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после исследования археологами строительной площадки.

Сегодня ансамбль колоколов возле Успенского собора находится на временной звоннице. Они вернулись в Ярославль из Данилова монастыря Москвы .

Их всего пять: два колокола  в сто пудов, и два относительно маленьких — по 200 и 400 килограммов соответственно. И самый большой, в две с половиной тонны весом. Его родной брат висит на колокольне Спасо-Преображенского монастыря. Летом 2010 года на тутаевском заводе Николая Шувалова  под Ярославлем , был отлит еще один колокол — колокол тысячелетия.

Рядом с Успенским собором находится  скульптура «Троица» – единственное в России изображение Святой Троицы в камне.  Поставлена она была  на месте алтаря взорванного  в 1937 году Успенского собора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и украшением древнего  Ярославля.

Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей Ярославской земле.

Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов .

Ни одна наша экскурсия не обходится без посещения этого собора. Вы можете заказать пешеходную экскурсию по историческому центру Ярославля, или более обширную,  на которой вы проедите по следам 1000 рублевой купюры.   

Источник: http://xn—-8sbech8aalcxbcufhch0a2n3a8ch.xn--p1ai/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B8-%D1%8F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F/114-uspenskij-kafedralnyj-sobor

Спасо-Преображенский монастырь – Музей-Заповедник Ярославля

Есть в мировой культуре алмаз необыкновенной ценности – «Слово о полку Игореве». Кем оно было написано – доподлинно неизвестно. А вот где найдено – в том нет тайны – в жемчужине православной архитектуры – Спасо-Преображенском монастыре. В Ярославле.

Величественному архитектурному ансамблю, в котором и сегодня чувствуется первозданный дух, мощь ярославской земли уже более восьми веков. Сегодня здесь государственный музей-заповедник, доступный всем тем, кому небезразлична родная культура, и кто просто, любопытства ради, заглянул в приветливо открытые двери заповедника.

А посмотреть здесь и полюбоваться есть на что. Русские зодчие строили с любовью. 

Три главных храма

Как только переступаешь ворота бывшего мужского монастыря, время совершает невообразимый кульбит: величественные храмы, уникальная роспись, многоярусные аркады галерей, аскетичные щелевидные окна… – XIII-XVI века обступают тебя со всех сторон. Три брата с мудрым спокойствием взирают с высоты золоченных куполов:

– Собор Спаса Преображения;

– Церковь Ярославских Чудотворцев;

– Церковь Рождества Христова (Крестовая).

Собор Спаса Преображения

Главным величают собор Спаса Преображения – древнейший храм, купола которого взметнулись в небо в первые два десятилетия XIII века. К сожалению, на ту пору он был деревянным и сильно пострадал от жесточайшего пожара XVI века.

И на его фундаменте был построен белокаменный храм с круглыми окнами на полукруглом прясле стен, широким орнаментом портальных откосов, открытой лоджией-галереей с западной стороны фасада. Восточная же сторона полна монашеского аскетизма – окна-щели, глухие стены.

Есть в нем черты Благовещенского Собора Московского Кремля, по образу которого и возводился, и своя особая харизма некой двойственности стилей.

Ярусное чередование объемов, ряды однотипных арок, что опираются на колонны, цветистые росписи добавляет собору изящную живописность.

Роспись собора, дошедшая в наше время со средних веков – живой свидетель искусности своих создателей (московских иконописцев Лариона Леонтьева сына, Третьяка, Федора Никитина детей, ярославских художников Афанасия и Дементия Исидоровых – их доподлинные имена и сегодня отчетливо читаются в «клейме» северо-западного столпа): сюжеты Страшного суда с автентичным изображением иноземцев чужой веры в инородных для веры православной культуры чалмах, остроконечных меховых шапках; фрески, где достоверные копии семи вселенских храмов, со высокими звонницами, многоглавыми церквями, восьмискатные кровли моноглавных соборов; аскетичный образ, предсказавшего появление Мессии Ионна Предтечи – сына праведной Елисаветы и пророка Захария; полуфигура Всевластителя, что окружена своими прародителями – невесомая, изящная, поэтичная и вместе с тем экспрессивно насыщенная; живописное изображение прядущей кудель служанки, всадников, несущих благую весь во все города и веси, купание младенца; фрески с изображением небесного покровителя Ярославля – князя смоленского и ярославского Федора Ростиславовича Черного (историческая личность) и сыновей его…

А подле крестом раскинувшегося Собора Спаса Преображения – высочайшая и красивейшая ярославская звонница с церковью Печерской Иконы Богоматери, с расписанным прямо на стене иконостасом. Беседки-ротонды, перекрытые своды аркад, круглый купол – классика церковной архитектуры.

На ее звонном ярусе – 18 уникальных колоколов, старшему из которых уже пять веков.

А в благовестном колоколе ярославской звонницы более 100 пудов веса! Тому, кто преодолеет сотни ступенек славного столпообразного четырёхъярусного строение, в ротонде и третьем уровне которой с легкостью узнается дух архитектурного романтизма, откроется потрясающий вид на музейный комплекс и город.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Церковь Ярославских Чудотворцев – Феодора, Давида и Константина – которую также величают церковью Входа Господня в Иерусалим. Причина двойственного названия – тот же страшный пожар, что разрушил Собор Спасо-Преображения.

До него храм был посвящен Входу Господнему в Иерусалим. После – в подклете нашли мощи святых покровителей Ярославля. Построили на старом фундаменте новый храм и именовали его по-новому.

Цоколь же входоиерусалимской церкви сохранился, его и сейчас можно увидеть в подклете

Она – образец классицизма: циркулярные перемычки окон, что окаймлены колонками из белого камня и нарядными кокошниками, просторная трапезная, трехступенчатый полукруглый выступ здания, увенчанный монументальным куполом, парадная белокаменная лестница, крытая галерея, поддерживающаяся шестью точенными колоннами. Церковь примыкает к Собору – северной частью своего фасада. Кстати, с этой же стороны особо внимательные посетители музея с легкостью заметят отголоски XVII века – фрагменты кладки и «катушек».

Крестовая церковь

Крестовая церковь, или церковь Рождества Христова на сегодняшний день – обезглавленный храм. Беда случилась с ней во времена гражданской войны – в 1918 году – строение изрешетили пули и снаряды. Изначально же она была построена в XVI веке, позже здесь появились новые пристройки.

В свое время она была составным элементом трапезной монастыря – до вкушения еды и после нее монахи читали в ней молитвы.

Читайте также:  Как правильно молиться, чтобы бог услышал? узнаем!

Несмотря на то, что когда-то в ее нижнем этаже были кладовые и кухня «поварня», церковь имеет вид непреступной крепости с маленькими окнами-бойницами – времена её возведения были суровые и жизнь монахов – далеко не сахар.

Веру православную защищали порой с оружием в руках. Полукруглые уступы стен, уходящие вглубь, поддерживают ощущения защитного сооружения.

И все же при всей ее архитектурной строгости есть особый вид украшений, искусно созданный не изразцовым, а обычным кирпичом – своеобразный орнамент кладки. Кроме того средину и углы цельных, монотонных стен прорезают выступы в виде пилястр, отдаленно напоминающие бревенчатые выступы (очень необычное для каменного здания дополнение по нынешним временам).

Церковная трапезная была искусно выложена фресками (фрагменты которой можно увидеть и сегодня).

Интересна она еще и своим комфортным обустройством: тепло от кухонного очага по отдушинам поднималась на второй этаж церкви (а он был жилой), еда для монахов и именитых гостей монастыря подавалась через специально проделанные люки-лифты – гениальное техническое решение средневековья!

Здания музея-заповедника

Настоятельские покои – пышный дворец родом из XVII века, не смотря на то, что на нижнем этаже его были когда-то хозяйственные службы.

Когда-то здесь останавливались практически все монархи Руси-матушки, что частенько навещали Ярославль. Сегодня здесь выставочные залы и аура таинственности.

Кстати, в прошлом веке, во время реставрации церкви был найден клад: не утвари и посуды, летописей и икон, а серебряных монет!

Башни

Кроме трех храмов-братьев, в Спасо-Преображенском монастыре сохранились аскетические кельи монастырской братии, отстроенные в XVII веке (сегодня здесь изумительная по своей красоте и значимости культурная экспозиция) , Западные, Северные, Водяные и Святые ворота (возведенные в XVI веке), Семинарский корпус, Дом ризничего, Трифоновская часовня, башни XVI-XVII веков.

Кстати, изначально последних было шесть. Сегодня их четыре:

– Богородицкая;

– Михайловская;

– Богоявленская;

– Угличская.

В Богородицкой глухой, без ворот башне, что была построена в XVII веке в виде неприступной каменной крепости, и сегодня можно увидеть подвал с потайным ходом, по которому монахи беспрепятственно могли передвигаться во время осады монастыря по всему его периметру и надежно укрыться от врагов. Мощные стены с угловыми и срединными выступами, пирамидальный купол, сторожевые вышки, окна бойницы – монахи были не из робкого десятка.

Михайловская башня – восьмигранное строение с лжеокнами. На сложной барочной кровле – золоченный шпиль. Ранний провинциальный классицизм. Функция её скорее декоративная, чем практично-боевая. Но было так не всегда. Когда-то юго-восточный проход к монастырю перекрывала проездная башня Михайло-Архангельского храма.

Богоявленская башня – мини-фортификационное двухярусное строение в псевдоготическом стиле. Двойные ряды стройных высоких окон. Со всех сторон её округлых стен – каменные готические конической формы башенки – контрфорсы с пинаклями.

Глубоко врезавшиеся в стену экседры, рустованные стены второго уровня, Появилась она уже в XIX веке – на месте первоначальной, что в XVII веке защищала западные ворота в монастырь-крепость и была, кстати, построена самой первой из ныне сохранившихся.

Угличская башня очень похожа на Богородицкую. Та же мощь, те же сторожевые башни, но она была проездной. Построена она на месте деревянной, что перекрывала дорогу на Углич.

Несколько боевых уровней, верхний из которых мушкетный, нижний – пушечный. Средина – место для кипятка или кипящей смолы.

И все же суровая мощь дополнена своеобразным мужественным изяществом – крыша галереи, что проходит по всей монастырской стене, опирается на стремительно возносящиеся вверх ярусные ряды.

Святые ворота

Святые ворота тоже относятся к фортификационным сооружениям. Над ними – дозорная вышка, где висел когда-то колокол-набат (и остатки надвратной церковки – до нас дошли только её галереи), внизу два прохода: широкий для конной процессии, узкий – для пеших воинов.

С одной стороны – захаб (специальное оборонительное строение, попадая в которое враг оказывался в каменном глухом мешке – со всех сторон глухие стены, сверху – обжигающий кипяток или стрелы). К сожалению, сейчас о нем остались только воспоминания.

Внутренняя роспись Святых ворот была украшена фресками, заставляющими каждого вошедшего в монастырь задуматься о суетности бытия: сцены Страшного суда. Эпизодические фрагменты апокалипсиса и сегодня выглядят весьма впечатляюще.  А еще здесь стела-памятник «Клятва князя Пожарского» – прорубленное арочное окно в славное прошлое русской истории.

Отсюда Пожарский выступал на защиту родной земли. И места, в которых закалялось мужество русского духа стоит навестить сегодня. Каждый уголок музея пропитан историей.

Экспозиции и Музеи

Практически в каждом здании здесь расположилась постоянная экспозиция, либо проходит интересная выставка. Список постоянных экспозиций:

– “Слово о полку Игореве” – экспозиция древних и уникальных книг X — XVIII веков.

– “Природа Ярославского края” – природоведческий музей Ярославской области. Основная часть экспонатов это восковые фигуры и небольшие панорамы, изображающие местную природу.

– “Иконы Ярославля XVI — XVIII веков” – огромная экспозиция икон

– “История Ярославского края” – коллекция предметов, обнаруженных при раскопках в Ярославле. В экспозиции представлены уникальные предметы, которые полностью раскрывают историю города.

– “ЯрмаНка” – экспозиция различных интересных предметов XIV – XIX веков, которые можно было приобрести или повстречать на ярмарке

– “Княжество, уезд, губерния”- эта экспозиция рассказывает о политической, экономической и культурной истории Ярославского края в период с XVI по XIX вв.

– “Сокровища Ярославля” – уникальное собрание ювелирных украшений, а так же предметов роскоши XIV – XIX веков

– “Шестиногие хозяева планеты” – экспозиция, посвященная насекомым, населяющим нашу планету. Огромное собрание самых интересных образцов не только России, но и всего мира.

История Спасо-Преображенского Монастыря

Спасский монастырь считается древним мужским упраздненным монастырем, который был построен в Ярославле и отыграл в нем огромную роль.

Непосредственным местом расположения монастыря является Богоявленская площадь возле Московского моста. Он славится сохранившимся на его территории архитектурными памятниками 16-19 веков.

Именно здесь обнаружили известное «Слово…» – древнерусское литературное наследие. Покровитель монастыря – князь Константин из Ростова.

– первая половина 13 века

Спасо-Преображенский монастырь для Ярославля сыграл важную роль, ведь очень долго был духовной, культурной и экономической составляющей города. Его основали в 12 веке. В летописях о монастыре речь идет с 1186 года.

Изначально он был выполнен из дерева. С 1216 по 1218 года в монастыре впервые функционировало духовное училище, которое позже перевели в Ростов.

С 1216 по 1224 года для монастыря ознаменовались строительством Спасо-Преображенского собора, инициатором чего выступил князь Константин.

Образовавшееся Ярославское княжество стало толчком для возведения в 1218 году в юго-восточном углу собора миниатюрной Входоиерусалимской церкви. К сожалению, увидеть ее в наши дни не представляется возможным. Кроме того, в первой половине века монастырь обзавелся собственной большой библиотекой. В связи с этим начались работы по переписыванию рукописных книг.

– 14-15 века

Власти Спасо-Преображенского монастыря духовно наставляли всех князей Ярославля. Такое положение духовников разрешало им оказывать влияние на дела князей, их политические взгляды и при этом удовлетворять свои личные интересы.

В подклете Спасо-Ярославского монастыря неоднократно хоронили удельных князей. В этом месте покоится не только Федор Черный и его дети – Давид с Константином, но и Василий Грозные Очи и местный правитель – князь Александр. Последний был погребен в 1471 году после того, как Ярославль присоединили к Москве.

С 1463 года подклет Входиерусалимской цервки хранит мощи Чудотворцев Ярославля. К их числу относится Святой Благоверный князь Федор с Давидом и Константином. В этом же году Иван ІІІ с митрополитом Филиппом заказали у московских умельцев житие Федора Черного.

Благодаря житию ярославские чудотворцы  оказались в пантеоне всех русских святых и стали самой важной святыней города.

– 16 век

В 1501 году монастырь был разрушен из-за воспламенившегося пожара. Через пятнадцать лет после трагедии монастырь построили снова. В качестве образца были взяты Благовещенский и Архангельский соборы кремля, находящегося в Москве.

Сейчас Спасо-Преображенский монастырь считается самым старым строением Ярославля. Его фрески писались с 1563 по 1564 года. Они выступают в качестве древнейшего памятника стенописи в Ярославле, который сохранился со времен Ивана Грозного.

В то время возвели первую башню из камня, которую назвали Святыми воротами.

Московские и местные художники для обновленного собора создали огромный иконостас, шестнадцать икон с храмовым образом которого можно увидеть и в двадцать первом веке.

В этом же время возвели звонницу, Трапезую палату и Крестовую церковь, а стены из дерева заменили каменными. После этого монастырь стали считать очень укрепленной частью Ярославля.

Особое расположение к памятнику архитектуры имел Иван Грозный. Им было пожаловано монастырю 55 грамот, а его сыном – 12.

– 17-18 века

В первой половине 17 века Спасскому монастырю совместно с Ярославским кремлем пришлось выдержать осаду, которую организовал пан Будзило с воеводами Наумова. Длилось это около одного месяца. В 1612 году именно с монастыря отправилось ополчения Минина и Пожарского освобождать Москву.

Весной 1613 года в монастырь радостно принял Михаила Романова, который держал путь из Ипатьевского монастыря в Москву. Будущий царь с этого места отправил грамоту с согласием на престол. Через некоторое время именно он даст монастырю около двадцати жалованных грамот.

 С 1621 по 1646 год монастырь обзавелся каменными башнями – Богородицкой, Угличской, Глухой, Михайловской и Водяными воротами. Последняя четверть века ознаменовалась постройкой Келейного корпуса. К концу 17 века монастырю принадлежала огромная территория, и вырос ряд слобод. Спасский монастырь обрел небывалое ранее влияние.

В 18 веке в монастыре открыли Ярославскую духовную славяно-латинскую семинарию. По истечению 30 лет она обучала 300 человек. Во второй половине века  монастырь стали называть Ярославским архиерейским домом.

Это произошло из-за того, что в Ярославль перенесли кафедру ростовского митрополита.

В это время появляются такие постройки, как Семинарский корпус с Церковью ярославских чудотворцев, Смоленской часовней, ризницей.

– 19 век – наше время

В начале 19 века было завершено возведение келейного корпуса, а немного позже отремонтированы святые ворота со стенами. К монастырю по проекту Панькова была пристроена звонница.

Именно этот человек занимался реконструкцией одной из стен монастыря. Он хотел сделать грозные укрепления более «благообразными». Благодаря Панькову, грозные башни со стенами стали ложноготическими конструкциями.

Они стоят и в наши дни, выполняя декоративную функцию.

Ярославское восстание 1918 года негативно повлияло на целостность монастыря. Через два года было принято решение о реконструкции поврежденных частей монастыря, а несколько позже была разобрана главная часть древних пристроек. В 1918 году прекратил свое существование Архиерейский дом.

Территорию монастырь отвели для разных организаций, а некоторые помещения переоборудовали под жилье. Здесь были заведения, в которых проводилось обучение, с военкоматом. Вторая половина 20 века является началом  работ, которые предполагали проведение реставрации.

С 1959 года и по наш час здесь находится Ярославский историко-архитектурный музей. Сейчас музей посещает большое количество людей.

Адрес: Ярославль, Богоявленская пл., 25

Источник: http://yaroslavl-tur.ru/muzei/44-spaso-preobrazhenskij-monastyr

Ссылка на основную публикацию