Софийский собор в новгороде: звонница, иконы, расписание богослужений, адрес

Паломничество в Великий Новгород. Часть 2. София Новгородская

Софийский собор в Новгороде: звонница, иконы, расписание богослужений, адрес

Из Юрьева монастыря мы поехали в самый центр Новгорода. Снова обращали внимание на названия улиц: Сенная, Московская, Розважа. Название последней происходит от древнего русского имени “Развад”, что, как легко догадается читатель, устанавливается с помощью “Яндекса”, но, согласитесь, непонятность от этого лишь увеличивается.

Вот что примечательно. В советское время улица Розважа была переименована в “Садовую”, но, несмотря на нейтральность такового названия, городские власти в 1991 г. вернули старое непонятное имя.

Оно, кстати, упоминается в летописи, в связи с одним из городских пожаров, в 1143 году – это поражает воображение, как и то, что в современных новгородцах живет, очевидно, историческая память. Ни одного другого города не вспомнить, где бы так решительно восстанавливались названия улиц.

Скорее вспомнишь Екатеринбург, где Храм-на-Крови стоит на проспекте Карла Либкнехта, а к нему от вокзала идешь по проспекту Свердлова… Еще одно удивительное название в Новгороде: улица Газон, бывшая при советской власти улицей Горького.

Приезжаем в такое место, где сразу бросается в глаза: кольцо сувенирных палаток. Стоят и еще автобусы, возникает («антипаломническое») ощущение туристической индустрии. Отец Максим говорит: “На сувениры отведем только десять минут и только после того, как вернемся к автобусу”. Идем Кремлевским парком. Много гуляющих, день выходной.

  Мальчик лет четырех-пяти, слышно, спрашивает у мамы: “А что это за дяди в черных платьях?” – он, очевидно, не подозревал о существовании священников и спрашивал про наших отца Максима и отца Дионисия .Зеленый ров и красные стены Кремля. Только цветом стен и напоминает новгородский Кремль наш московский.

Здесь нет чужеродных зданий, вход на территорию свободный и разрешен, как потом мы узнали, с шести утра до двеннадцати ночи.

Отец Александр

Вот оно – сердце города: где София, там и Новгород. Входим в храм и встречаем в притворе отца Александра Ранне, который будет знакомить нас с этим святым местом. Два слова об отце Александре. Он – штатный клирик Софийского собора г.

Новгорода, историк, доцент Санкт-Петербургской духовной академии, председатель епархиального (Новгородской епархии) Отдела по религиозному образованию и катехизации.

Отец Александр (и мы это живо почувствовали) открыт для общения, а его беседы и публикации показывают, какую активную общественную позицию он занимает и как умеет выразить необходимость ответственности каждого русского церковного человека за Церковь. Приведем несколько публикаций отца Александра и ссылку на беседу на телевидении:

1) интервью 2012 г. (после памятного «весеннего антицерковного обострения»)

2) статья о патриотизме:

3) слово памяти митрополита Никодима:

(прот. Александр в молодости был иподиаконом митр. Никодима Ротова, его воспоминания ценны для нас и автобиографическим материалом);

3) беседа на телевидении о пути современного русского человека к Богу через таинства Церкви (видеозапись)

Не будет преувеличением сказать, что мы буквально заслушались отца Александра. И если б не намеченная программа, готовы были бы слушать его и слушать. Говорит он просто и ясно, и не в ярких фигурах речи заключается его красноречие. Но в той особой, не «информативной» только, основательности, которая чувствуется за его словами.

Говоря, например, о частых пожарах в древнем Новгороде, о том, что город был построен из деревянных домов, и храмы были деревянные, говорит отец Александр о дубовых рощах, окружавших Новгород, и так произносит слово «дубы», что ты чувствуешь и мощь этого дерева, и крепость построек из него. «А когда случался пожар, жителям казалось, что наступил конец света.

Вот представьте, лопаются горящие дубовые балки и перелетают на другой конце Вохова, так что и там начинается пожар…» – говорит отец Александр, и мы – представляем! Связь времен осуществляется в человеческом сердце, и удивительно, когда это чувство – сообщается, когда ты заражаешься им… Такое впечатление (думаю, многие со мной согласятся), что до знакомства с отцом Александром Ранне ты был «Иваном, не помнящим родства», а теперь о корнях своих живым образом вспомнил.

Даже просто перечислить и лишь кратко рассказать обо всем, чего коснулся отце Александр в часовой беседе с нами, не представляется здесь возможным. И мы обратимся только к самому важному.

Собор

Освященный в 1051 году, Софийский собор был построен, скорее всего, теми же мастерами, что строили и собор св. Софии в Киеве. Но украшать его мозаикой, как предполагалось поначалу, было слишком дорого, и решили – расписывать фресками. Святитель Никита (ум. 1108 г.

) долго копил деньги на роспись, но только при епископе Нифонте (на новгородской кафедре 1130 – 1147 гг.) роспись была осуществлена. В конце XIX собор был реставрирован, и новую роспись (как уже отмечалось, когда речь шла о Георгиевском соборе Юрьева монастыря)  нельзя считать удачной.

Но она бесконечно ценна для нас тем, заметил отец Александр, что по сюжетам в точности соответствует росписи XII века. Так в притворе храма росписи относятся к сюжетам только Ветхого Завета.

Почему? Потому что здесь стояли, как и в первые века христианства, те, кто готовился ко святому крещению, также и те, кто каялся в серьезных грехах.

Лишь после отпущения грехов, а для оглашенных – после крещения, можно было войти в центральную часть храма, туда, где принимал пришедшего сам Христос:  «Неслучайно мы проходим как бы через образ Христа. – говорит отец Александр –  Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Пройдемте» – и мы проходим в центральную часть храма, в какой-то степени (так действует рассказ нашего вожатого) заново переживая обращение ко Христу.

Отец Александр с отцом Максимом прошли в алтарь, царские врата были открыты, и нам показали престол Софийского собора. Престол напрямую связан – с Гробом Господним. Один из новгородских паломников XIII века, будущий архиепископ Новгородский Антоний был в Константинополе (в 1200 г.

) незадолго до его разрушения крестоносцами (в 1206). Существует известие, что будущий святитель привез из Константинополя «гроб Господень»… «Как это так? – вопросил отец Александр – привезти гроб Господень?».

И разъяснил, что мраморная плита, находившаяся в древности на месте погребения Спасителя, была со временем перенесена в Константинополь, и скорее всего (так соглашается большинство ученых), была привезена мера этой плиты, «мера Гроба Господня», что подтверждается и тем, что в библиотеке Софийского собора хранилась лента с печатью: «Мера Гроба Господня». И престол Софийского собора был сделан «в меру Гроба Господня». Сохранились древние столпы, на которых лежала та плита, что служила престолом – они видны внизу под стеклом священникам, совершающим богослужение. Недавно был восстановлен, а точнее, воспроизведен, тот древний престол «в меру Гроба Господня», и, хотя он непохож на канонические  православные престолы в наших храмах, стоило так поступить, считает отец Александр, чтобы сохранять память о древней церковной традиции.

Отец Александр обратил также наше внимание на мозаику на стенах алтаря – на главной апсиде. Это мозаика, большей частью,  XI века, так же, как и епископское место. Пол храма был на два метра ниже (вот столпы древнего престола и видны внизу), но епископское место поднималось

Икона «Знамение»

Одна из главных святынь собора – икона «Знамение» Божией Матери, она относится к XII веку, т.е. времени, когда церковное искусство в Новгороде достигло высочайшего уровня. Предание, связанное с этой иконой никого не оставит равнодушным. Но, чтобы обратиться к нему, отцу Александру пришлось напомнить нам, как Новгород получил свои привилегии.

Ярослав Мудрый поссорился со своим отцом, равноапостольным князем Владимиром и вынужден был бежать к варягам. Потом, уже после смерти отца, он возвратился на Русь со своей дружиной, и новгородцы помогли получить ему киевский престол. Вероятнее всего, в то самое время князь Ярослав и дает особые привилегии Новгороду, которыми долгое время тот и пользовался.

Привилегии были довольно широкими, относились они и к торговле. Город богател, а новгородские купцы (которые были агрессивными и несговорчивыми) без стеснения завоевывали рынок по всей Руси – с чем, естественно, другие города не могли согласиться.

И вот, однажды Новгород нарушил торговые соглашения с Торжком, что дал повод суздальский князю Андрею Боголюбскому  собрать огромное войско, со всей Руси, со всех княжеств – чтобы наказать новгородцев. Была зима 1169 года, февраль, начало Великого поста, когда город был осажден войсками князя Андрея.

Исторически доказано, что в это время новгородской дружины в городе не было – защиты никакой. В те времена, если, в порядке междоусобицы, город оказывался захвачен, то поступали с ним очень жестоко – отдавали на разграбление. «Ну вот представьте себе, – говорит отец Александр. – Огромное войско, ему надо платить, его надо кормить.

А за счет чего? За счет тех, кого пришли грабить. Новгородцев должны были не только разорить, но еще и на Восток продать в рабство». Новгородский святитель Иоанн, очень почитаемый в то время, молился усердно в Грановитых палатах перед иконой Спаса Нерукотворного.

И ему был голос: пойти в церковь Спаса на Ильине, взять эту икону и идти с ней крестным ходом к стенам города. Так и было сделано. Крестным ходом прошли к церкви Спаса Преображения, взяли икону и пошли с ней обратно, через Кремль, к Десятинному (древнейшему – к сожалению, от него остались теперь только стены) монастырю.

Вышли с иконой на стену… «Они шли просить мира! – рассказывает отец Александр. – Мол вы православные и мы православные, давайте мириться. Но какое уж тут мириться. Полетели стрелы. И одна из стрел попала прямо в икону.  Вот смотрите, прямо над глазом утрата краски». – отец Александр аккуратно показал это место концом мизинца. Удивительно было смотреть.

А отец Александр продолжал: «Икона отвернулась от суздальцев, из глаз ее потекли слезы, и епископ Иоанн, встав на колени в своих священнических одеждах, собирал слезы Богоматери. Впоследствии возникла красивая легенда о том, что слезы эти превращались в крупные грушевидные жемчужины. И был драгоценный оклад с такими жемчужинами – во время революции он был утрачен.

Помутилось сознание у суздальцев, видимо, стали они спорить, мириться или нет, и как это так, что стрела попала в икону, стали они драться между собой, небольшой отряд новгородцев вышел из-за стен и погнал суздальцев по разоренной ими же дороге. А ведь было начало Великого поста.

Так что летописец восклицает: «Тако наза их Господь, что Великим постом вынуждены были есть мясо их павших коней». Но наказание было не только в этом: новгородцы захватили много пленных, и потом за копейки продавали их здесь, на Ярославом дворище, в рабство. За что и новгородцев Господь наказал: через полтора года случился такой пожар в Новгороде, что выгорело полгорода.

Для этой иконы был построен Знаменский собор рядом с церковью Преображения Господня на Ильине». 

Мы узнали от отца Александра, что тип иконы «Знамение» возник еще в римских катакомбах, и получил большое распространение впоследствии – и в Византии, и в Италии (в Равенне и Венеции).

Икона «Знамение» новгородская – двусторонняя, на противоположной стороне изображены два лица.

А надписи утр4чены, и невозможно установить уже, кто изображен: может быть, Иоаким и Анна, а может быть, апостол Петр и мученица Анастасия.

Икона «Знамение» была написана, как подчеркнул отец Александр, в лучезарном ключе. Под слоями темноватой живописи можно видеть лучезарно голубой оттенок или розовый, или зеленоватый.

Эти оттенки говорят об очень оптимистичном христианстве того времени. Верхний же слой – это слой XVI века, времен митрополита Макария, более аскетическое восприятие.

Отец Александр рассказал, что монашеское, аскетическое влияние проникает в церковное искусство постепенно, постепенно преобразуя иконографический канон.

Как зарождался иконостас

Размышляя о том, где в храме находилась икона «Знамение», когда пребывала еще в церкви Преображения, отец Александр выразил уверенность, что икона была выносная и что находилась она перед алтарем. Историк с легкостью перенесся в Константинополь, во времена Юстиниана Великого.

«Когда император входил в храм, – придавая голосом бОльшую значимость словам, рассказывал отец Александр, – перед ним гвардейцы несли свои знамена; какие же знамена? – иконы! и с пением  «Единородный Сыне» император, на колеснице, въезжал в Софийский собор, представляете? (мы представляли!) , они ставили эти иконы-знамена перед алтарем.

И некоторые исследователи говорят, что это и было началом формирования иконостаса перед алтарем.

Вот и в новгородском Софийском соборе иконостас появляется только к XVI веку.

Икона Софии Премудрости Божией

«Это храмовая икона Софийского собора, – рассказывает отец Александр. –  Иконостас вывозился перед немецкой оккупацией, потом возвращался, иконы реставрировались, но, тем не менее, это та самая икона, XV века. К тому времени тема софийности была уже очень распространена. И в Фессалониках был храм Софии Премудрости Божией, и в Падуе. Но в Новгороде к этой теме относились особенно бережно.

Перед этой иконой размышлял Владимир Соловьев, может быть, именно через этот образ он пришел к своему учению о Софии. Икона позволяет взглянуть как бы со стороны на всю Богочеловеческую историю.

Что здесь изображено? О чем говорит нам эта икона? Что в центре всего – Божественная Сила, в виде огненного ангела. Его крылья говорят о духовной субстанции.

Крылья ведь можно приделать и к тельцу, и ко льву, но это будет говорить не о крылатых животных, а о духовной силе.  Так и здесь мы видим Духовную Энергию, созидаюшую мир.

Иоанн Креститель символизирует мир Ветхого Завета, Пресвятая Богородица со Спасителем символизируют мир Нового Завета, а над этим Ангелом – воплощенное Слово Божие, а надо всем – небесный мир Царствия Божия, над которым Престол Божий с Евангелием. Таким образом это весь мир, мир Божий».

Сближение традиций

Мы посетили в Софийском соборе еще несколько значимых мест.

Поклонились святителям новгородским – в частности, святителю Иоанну, собиравшему слезы Божией Матери с иконы «Знамение», и святителю Никите, при котором прибыл в Новгород на камне («на камне веры» – выразился отец Александр) преподобный Антоний Римлянин. Когда они встретились, то ничего не могли сказать друг другу, только плакали и низко каждый другому кланялись.

Мы были в небольшом музее, в котором хранятся те или иные дорогие для историков предметы, которые находят реставраторы в процессе реставрационных работ. Мы видели так называемый «Алексиевский крест» (названный по имени архиепископа Алексия, возглавлявшего новгородскую кафедру с 1360 г.

по 1388 г), который находился долгое время над входом в Софийский собор. Считалось раньше (и так учили в школах), что новгородцы не принимали участие в Куликовской битве, из-за разногласий с Дмитрием Донским.

Читайте также:  Молитва за упокой души усопшего - православные иконы и молитвы

Но когда этот крест был снят, была прочитана надпись на нем, гласившая, что установлен он в честь новгородцев, павших на Куликовом поле.

Но закончить рассказ о Софийском соборе и знакомстве с отцом Александром хотелось бы одним из тех рассказов-размышлений, которые так естественно возникали в беседе с нами у отца Александра.

Мы узнали, что до подчинения Новгорода Москве престольным праздником в Софийском соборе был праздник Крестовоздвижения (на который когда-то был освящен собор), но после присоединения Новгорода к Москве престольным праздником стал праздник Успения Божией Матери. Вот и икона слева от царских врат – это икона Успения.

Дело тут было, по мнению отца Александра, чисто политическое: вспомним, что главный собор в Москве – Успенский; вот власти и стремились к тому, чтобы сблизить московские традиции с новгородскими.

А традиции у Новгорода и Москвы были, действительно, весьма различными. Яркий тому пример связан с историей Варлаамо-Хутынского монастыря.

Когда Иван Третий, рассказывает отец Александр, приехал в завоеванный им Новгород  и прибыл в Хутынский монастырь, то стал спрашивать, где мощи преподобного Варлаама (почитание которого в новгородской земле можно сравнить с почитанием в центральной России преподобного Сергия Радонежского). Ему говорят: «Под спудом».

Он возмущается: «Как это под спудом?! У нас в Москве наверху, а у вас под спудом? Копать!». Стали копать, и пошел огонь, пошел дым оттуда, так что бросили все и побежали, и царь побежал, и посох свой бросил – этот посох до революции находился на могиле преподобного Варлаама, потом пропал. Так что мощи святых в Новгороде поднимают начиная с XVI века.

Здесь, в Кремле, был построен храм преподобного Сергия, а в Москве был построен храм преподобного Варлаама, и во многих храмах Москвы есть почитаемые иконы преподобного Варлаама. «Это очень мудрая попытка, – сказал отец Александр. – Не ломать ничего друг у друга, а постепенно сближать святыни, чтоб они становились общими».

Такое впечатление, что от этих слов что-то «в нужную сторону» в голове поворачивается, даже слово «политика» обретает положительный смысл, и привычные клише в мыслях об отношениях между Москвой и Новгородом заменяются живым содержанием.

Продолжение следует!

Источник: http://www.st-serafim.ru/?p=2559

София Новгородская – легенды древнего храма

Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.

Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.

В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.

С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:

1. Голубь на кресте

Софийский собор, голубь

Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода.

В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты.

«Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»

Голубь на кресте Софийского собора

Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.

2. Чудеса иконы

Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.

Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!

Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола.

Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал.

Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы

3. Правая рука Иисуса

Согласно летописям,  в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону.

Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой.

На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:

Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…

4. «Безухий» колокол Святой Софии

Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов

Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню.

Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку.

Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.

5. Радуга над собором

Источник: https://moiarussia.ru/sofiya-novgorodskaya-legendy-drevnego-hrama/

Звонница Софийского собора (Великий Новгород)

Звонница Софийского собора (Софийская звонница) – один из самых интересных архитектурных памятников Новгородского кремля.

Выстроенное в XV столетии в виде стенообразной конструкции и предназначавшееся для размещения колоколов сооружение неоднократно перестраивалось на протяжении веков.

В настоящее время является объектом культурного наследия России и памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Новгородская колокольница в XI–XV веках

В наши дни невозможно представить себе Новгородский Детинец без удивительного сооружения, возвышающегося над кремлёвскими стенами более пяти столетий – звонницы Софийского собора.

А ведь было время, когда соборные колокола, предположительно, размещались либо рядом с собором на перекладине, поддерживаемой двумя врытыми в землю массивными столбами, либо в специальном арочном помещении в галереях соборного храма.

Предположения о раннем размещении колоколов подкреплены отчасти тем, что во-первых, в XI веке обустройство храмов колоколами в домонгольской Руси только начиналось и постройка специального отдельного помещения для них была маловероятной, а во-вторых – в тот период в Древней Руси традиционным средством для оповещения и созыва людей служили специальные доски (била), в которые ударяли молотком или колотушкой. К тому же, никаких сведений о колокольне или звоннице Новгородского детинца в летописях XI–XIV веков не сохранилось, а единственные упоминания о колоколах Софийского собора датируются в летописях второй половиной XI столетия в связи с нападением на Великий Новгород войска полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Древний летописец, подробно описавший, как в 1066 год князь Всеслав вывез из собора колокола, иконы и церковную утварь, ни словом не обмолвился о самой колокольне, поэтому вопрос о её существовании в тот период остаётся открытым и сегодня.

О судьбе Софийской звонницы вплоть до первой половины XIV столетия ничего не известно. Возможно, её выстроили в 1333 году одновременно с крепостными стенами, опоясавшими Детинец. Больше никаких сведений о постройке звонницы не сохранилось.Следующие упоминания о звоннице в летописных источниках связаны с наводнением, случившемся в 1437 году.

Тогда часть восточной стены, к которой примыкала Софийская колокольница, обрушилась и упала в Волхов.

Вместе со стеной была разрушена и звонница, но уже спустя два года по благословению архиепископа Новгородского Евфимия II, много времени и сил уделявшего восстановлению новгородских храмов после стихийных бедствий (пожаров и наводнений), её восстановили в камне на прежнем месте – на крепостной стене.

И хотя подробных описаний звонницы тех лет не сохранилось, известно, что она была чуть меньшего размера, чем настоящая и в верхней части имела четыре массивных столба, образовывавших три пролёта для подвески небольших колоколов.

 

В последней четверти XV столетия, когда Великий Новгород потерял свою независимость и был присоединён к Московскому царству, по указу Великого князя Ивана III Васильевича в Детинце были проведены масштабные работы по благоустройству строений и укреплению крепостных стен. Так, у западной и восточной стен звонницы мастера сделали большие одноэтажные кирпичные пристройки, а стены Детинца полностью перестроили, подняв их на значительную высоту, в результате чего некогда высокая колокольница оказалась скрытой за новыми крепостными укреплениями. 

Судьба звонницы в XVI–XIX столетиях

Уже в начале XVI века назрела острая необходимость в капитальной реконструкции Софийской звонницы, и не последней причиной её перестройки в 1530–1540-х годах стала необходимость размещения на колокольнице новых колоколов, по весу и размерам значительно превосходивших старые.

 Именно в первой половине XVI века на Руси начало стремительно развиваться колокололитейное производство и московские мастера отлили для звонницы новгородского Софийского собора целый комплект колоколов.

Стоит отметить, что самый большой колокол для Софийской звонницы – Благовестник – был отлит по благословению архиепископа Новгородского Макария и весил 4 тонны.

Вес остальных, немного меньшего размера колоколов, всё же был достаточно велик, поэтому на массивное основание звонницы мастера, предварительно заложив первоначальные пролёты, поставили шесть более высоких столбов, что в свою очередь, увеличило количество пролётов с трёх до пяти.

Над соединявшим все пролёты общим кирпичным карнизом появились пять восьмигранных шатров, оббитых оцинкованным листовым железом, а на восточной и западной пристройках – множество декоративных деталей.

И хотя документальных описаний звонницы тех лет не сохранилось, о её внешнем виде можно судить по новгородской иконе «Видение хутынского пономаря Тарасия», где звонница изображена пятипролётной.

 Размеры звонницы (длина – 22,5 метра, ширина – 3,4 метра) с тех пор не менялись, лишь во второй половине XVII века для установки более массивных колоколов были растёсаны столбы яруса звона, над западной пристройкой появился второй этаж с окнами, украшенными белокаменной резьбой наличниками и открытое каменное крыльцо с южной стороны.

К южной стене звонницы мастера пристроили домик для звонарей, называемый «Домиком при звоннице», фасады богато украсили цветными изразцами, а венчавшие строение пять шатров заменили на пятищипцовое навершие.

 Следующие перестройки Софийской звонницы в XVIII столетии уже не были столь кардинальны, как в предыдущие века, и сводились лишь к поддержанию строения в нормальном состоянии и обустройству яруса звона для новых колоколов. Только к середине столетия верх звонницы в духе архитектурных предпочтений тех лет был перестроен и в центральной части увенчан главой на цилиндрическом высоком глухом барабане. Видимо, тогда же каменное крыльцо XVII века сделали тёплым, богато декорировали белокаменными деталями и заменили его обветшавшее покрытие. 

В XVIII–XIX веках Софийская звонница украсилась новыми колоколами, отлитыми новгородскими мастерами-колокололитейщиками. Эти колокола были самыми мелодичными в Новгороде, а их густой звон, слышимый на расстоянии более 50 километров, навсегда врезался в память будущего великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, родившегося в конце XIX столетия в одном из уездов Новгородской губернии. 

У каждого из старинных колоколов, украшавших звонницу к началу минувшего столетия, было не только своё место на колокольнице, но и своя история. Три из них специально для звонницы Софийского собора в разные годы отливали новгородские мастера.

Так, колокол «Праздничный» весом более 26 тонн отлил колокололитейщик Ермолай Васильев в 1659 году; «Вседневный благовестник» весом 4,9 тонны в 1677 году отлили Яков, Фёдор и Василий Леонтьевы; «Зазвонный» в 1783 году был отлит на заводе Никифора Калинина в Москве.

Самым последним в 1839 году был отлит 9,66-тонный «Воскресный» колокол. 

Остальные колокола – Годуновский весом 1,63 тонны (1589 год), Полиелейный благовестник весом 3,27 тонны (1599 год) – были отлиты для Духова и Хутынского монастырей.

Помимо этого на колокольне были установлены и колокола меньших размеров, отлитые для других новгородских храмов и монастырей в XVII–XVIII веках и в XVIII–XIX столетиях перенесённые на звонницу Софийского собора.

Звонница в XX веке и в наши дни

Старинная звонница со временем обветшала и в начале минувшего столетия в ней были проведены ремонтные работы – заменено перекрытие (устроены два плоских кирпичных свода с асфальтовой кровлей, что значительно облегчило вес конструкции) и в одной из пристроек убран свод и частично переложена стена.

 Домик при звоннице долгое время использовался звонарями и сторожами Софийского собора как жильё, но после прихода к власти большевиков и передачи всего комплекса Новгородского кремля в ведение музея-заповедника жильцов выселили.

 Уникальные старинные колокола, украшавшие звонницу долгие столетия, в 1930-х годах большей частью были сняты для переплавки, а некоторые проданы за рубеж, как не представлявшие для новой власти никакой художественной и исторической ценности.

Но малую часть колоколов всё-таки удалось сохранить благодаря работникам музея-заповедника и почти до самой оккупации Новгорода немцами в 1941 году колокола находились на ярусе звона, после чего были сняты со звонницы.

Небольшие колокола были вывезены из города, а пять самых больших колоколов вывезти не удалось – баржу, на которую грузили колокола, сильно повредило при бомбёжке и три меньших колокола опустились на дно Волхова, а два колокола пришлось зарыть в землю вблизи Новгородского Детинца.

Читайте также:  День ангела галины по церковному календарю

 Пострадало и здание звонницы – при одном из авиабомбовых ударов было частично разрушено её крыльцо. Уже в 1948 году крыльцо восстановили, звонницу отремонтировали, а уцелевшие колокола установили на специальные площадки-пьедесталы у колокольницы, где они находятся и сегодня.

 В 1992 году Софийская звонница вместе с другими памятниками Новгородского кремля была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и в настоящее время в ней размещается постоянно действующая выставка «Древние колокола Великого Новгорода», экспонатами которой являются 14 отлитых в разные века колоколов разных размеров, от самого маленького, весом всего 24,5 килограмма да самого большого, вес которого равняется 327 килограммам. А со смотровой площадки, оборудованной в верхнем ярусе звонницы, открывается живописный вид на город с многосотлетней историей. В сентябре 2009 года, когда Великий Новгород праздновал свой 1150-летний юбилей, на Софийскую звонницу был поднят новый колокол, отлитый воронежскими мастерами к этой знаменательной дате и освящённый архиереем Новгородской епархии Львом (Церпицким). 

Информация для посетителей

  • Софийская звонница находится на территории Новгородского Детинца у Тайничных ворот. 
  • Экспозиция колоколов в звоннице и смотровая площадка открыты для посетителей с понедельника по четверг с 10.00 до 18.00 часов, с пятницы по воскресенье с 10.00 до 20.00 часов. Перерыв с 14.00 до 15.00 часов. Выходной день – среда. 
  • При планировании посещения звонницы Софийского собора стоит учесть, что смотровая площадка работает только в летний период – с мая по октябрь. 

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/zvonnica-sofiiskogo-sobora

Достопримечательности и святыни Софийского собора в Новгороде

Храм, к строительству которого приложил руку знаменитый мудрый князь, а другой знаменитый, но грозный не сумел разрушить, храм-копия Киевской Софии почти 1000-летней выдержки – вот что такое собор святой Софии в Новгороде. Служа символом старинного города, собор заодно – хранилище легенд и тысяч тайн. Причем писаны они прямиком на его стенах.

Где находится Софийский собор в Новгороде

  • Расположен храм на Софийской стороне реки Волхов, на территории Новгородского кремля (можно встретить прежнее название «детинец»).
  • Связаться с ним можно по тел. (88162)77-35-56.
  1. Сразу стоит учесть, что часть пути придется преодолеть пешком: в детинец транспорт не пускают. Вопросом парковки личного авто нужно озаботиться заранее.

  2. Не проблема добраться до собора, если едете из другого города, например из Москвы (ночной поезд) или Питера (экспресс «Ласточка), – рядом с детинцом ж/д станция.
  3. С легкостью доставят до кремля, а точнее до Сенной площади, и автобусы пяти маршрутов – № 7, 7а, 17, 17а и 26.

Попасть внутрь собора Софии можно в 8:00, и открыт он до 20:00. Таков ежедневный график работы религиозного сооружения (оно ведь действующее), но весь комплекс детинца и храм снаружи осматривать разрешают с 6:00 до 00:00 (вход на звонницу платный).

Учтите, что входить нужно в северные двери.

Как и повсюду в православных святых местах, приветствуются строгая закрытая одежда, головные уборы для женщин, и не разрешено делать снимки (увидите большущую надпись об этом).

Расписание богослужений Софийского собора

Что довольно удобно для посетителей, расписание богослужения в Софийском соборе Новгорода практически не зависит от дней недели:

  • утренние службы начинаются в 10:00;
  • вечерние службы начинаются в 18:00 (исключение – понедельник и вторник);
  • вечер четверга – служба с молебном Никите Новгородскому (если нет прочих праздников в пятницу);
  • вечер воскресенья – служба с молебном у иконы «Знамение».

Где рядом остановиться

  • У Софийского собора своей паломнической гостиницы нет, но можно заночевать в пределах 500 м – 5,5 км от собора.
  • В округе свои услуги предоставляют около 30 гостиниц/отелей/гостевых домов/хостелов. Цены варьируются от 390 руб./сутки за постояльца в хостеле «Ярослав» до 6 000 руб./сутки в гостевом доме «Валерия».

История Софийского собора в Новгороде

Датой создания Софийского собора в Новгороде можно считать 1052 г. (или 1050 г. по другой летописи), когда храм был освящен в честь мудрой Софии. А вот время создания Софийского собора в Новгороде начинает свой отсчет с 1045 г.

, когда по совету своего отца, Ярослава Мудрого, князь Владимир поручил на берегу Волхова возводить новый храм вместо деревянного (кстати, на то время он был единственной каменной постройкой во всем городе).

До посвящения храма Владимир не дожил и был захоронен в его стенах.

Софийский собор, по мнению новгородцев, всегда защищал их от нашествий врагов (выпадает из этого ряда варварство Ивана Грозного, вывезшего колокола, драгоценности и ворота храма).

Бывали впоследствии и перестройки, и новые хищения в жизни собора, и даже музей в советское время. Реставрации собор видел, будучи частью Новгородского музея, а 1991 г.

стал праздничным для верующих: храм вернули православным для богослужений.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом. 
  • Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке). Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику.Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г. новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.
  • Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.
  • Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора. 
  • Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

Святыни

  • Есть среди икон Софийского собора в Новгороде особо почитаемая и чудотворная, по общему мнению православных верующих. Это икона «Знамение» Богородицы. Считается, это ей обязан Новгород спасением от захвата города Андреем Боголюбским в XII в.: во время крестного хода с ней тьма накрыла вражье войско, и они отступили. Даже праздник такой ввели в Новгороде и до сих пор отмечают. Расположена эта икона над Успенским иконостасом. А вот на втором, Рождественском, выделяются два старинных образа – «Тихвинская Богоматерь» (копия, XV в.) и «Спас на престоле» (XI в.)
  • Мощи святых. К ним относятся останки лиц голубых кровей: Владимира Ярославовича, отдавшего приказ строить собор, Ирины (его мать и супруга Ярослава Мудрого), Мстислава (дед Александра Невского), Федора (брат Александра Невского), архиепископов Никиты и Иоанна. Кроме этой шестерки, в соборе немало других почетных захоронений.

Фото собора святой Софии в Великом Новгороде

Софийский собор в Новгороде зимой выглядит именно так.
Софийский собор в Новгороде летом.
Софийский собор в Новгороде осенью выглядит очень красочно.

Видео о Софиивском соборе

Символ Новгородского края, очередную память мудрой Софии приезжают разглядывать со всех уголков России то ли в поисках новых тайн, то ли за вдохновением столетий, а мне слышались голоса тех первых зодчих, художников и литейщиков дверей.

А о чем из секретов Софии Новгорода в статье не было рассказано? Поделитесь в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/novgorod/sofijskij.html

Звонница Софийского Собора

Адрес: Кремль, Великий Новгород, Новгородская область, 173007

Телефон:

+7 (816 2) 77 37 38

WWW:

http://novgorodmuseum.ru

Режим работы:

10:00 – 18:00Перерыв: 14:00 – 15:00Выходной: СрС 1 октября: 10:00 – 18:00 (Сб, Вс)Перерыв: 14:00 – 15:00С 6 ноября: закрыто на осенне-зимний период10 a.m. – 6 p.m. Break: 2 p.m.– 3 p.m.Closed: Wed.From October 1: 10 a.m. – 6 p.m. (Sat., Sun.):Break: 2 p.m.– 3 p.m.From November, 6 closedfor the autumn and winter time

Входная плата:

взрослый – 170 руб.студенты ВУЗов – 120 руб. дети до 16 лет — бесплатно250 roubles (adults)180 roubles (students)children under 16 – freeединый билет на посещение Звонницы и Боевого хода: 300 руб.

(взрослые),200 руб. – учащиеся120 руб.

– учащиеся до 16 летentire ticket for the Bell Tower and the Battle Course: 450 roubles (adults)320 roubles (students)180 roubles (children under 16)

GPS-координаты:

58.52147100, 31.27753200

В музее есть аудиогиды на русском, английском, немецком и французском языках! (100 рублей)

Это грандиозное сооружение возвышается над Кремлем в виде стены с пятью пролетами в верхней части. Этот тип сооружений был изобретен при новгородском архиепископе Евфимии II и повторен на Руси затем лишь дважды.

У подножия звонницы — шесть старинных монументальных колоколов, наверху же висят колокола современного литья, в том числе и колокол, подаренный к 1150-летию Великого Новгорода Дмитрием Медведевым.

Каждый день их звон разносится далеко над городом.

Первые сведения о сохранившемся здании звонницы относятся к 1437 году, когда весенний разлив реки Волхова обрушил это сооружение. Через два года архиепископ Евфимий II на старом месте соорудил новую звонницу.

Она неоднократно перестраивалась, и  лишь архитектурно-археологические исследования и изображения на древних иконах дают возможность представить ее первоначальный облик. Но любые перестройки не меняли сущности этого сооружения как «главных звонов» Новгорода.

Некогда Софийские звоны были слышны за 50 верст и отличались особой мелодичностью. Именно эти звоны навсегда запомнились великому композитору Сергею Рахманинову, родившемуся на Новгородчине. Увы, сегодня колокола стоят на земле.

Во время Великой Отечественной войны их пытались эвакуировать на барже, но в двигатель судна попал снаряд – попытка эвакуации не удалась, колокола были повреждены.

Но не исключено, что однажды их звон снова раздастся над Новгородом: недавно открытая технология позволяет «лечить» эти уникальные инструменты.

в праздничные дни 

Сейчас в Софийской звоннице находится выставка «Древние колокола Великого Новгорода», на которой представлено 14 колоколов.

Самый большой из них весит более 20 пудов (около 320 кг), а самый маленький — более 1,5 пуда (около 24 кг).

Расположенная в Звоннице смотровая площадка открыта для посещения в теплое время года ежедневно. С нее открывается впечатляющая панорама на Великий Новгород.

Репортаж Новгородского областного телевидения. 

Источник: http://www.visitnovgorod.ru/sights/bell_tower_sophia_cathedrale.html

Софийский собор Великого Новгорода

Со времени основания, это начало 11 века, и до наших дней Софийский собор является символом Великого Новгорода. Величественное сооружение считается наиболее выдающимся памятником древнего зодчества. Каменный храм возносится к небу пятью куполами. Они похожи на шлемы древних богатырей.

Четыре из них стального цвета, а последний, самый высокий, сверкает в лучах солнца золотом. Новгородская София повторила своим блеском и великолепием Софийский Собор в Киеве, но и отличалась некоторыми архитектурные особенностями, меньшими размерами, более строгими формами.

Она сама стала эталоном для местных храмов.

У храма есть предшественник. Очень давно, ещё в 989, искусные плотники Великого Новгорода над рекой Волховом возвели из дерева 13-тиглавый храм в честь Святой Софии. Он простоял только лет пятьдесят. Очередной пожар полностью уничтожил многокупольное сооружение.

Тогда князь Владимир решил построить каменную церковь, подобно киевскому храму. Он хотел, чтобы церкви были похожи, так как Ярослав Мудрый (его отец) очень любил киевский Софийский собор. Местные мастера не имели опыта работы с камнем, больше работали с деревом, поэтому строителей вызвали из Киева.

Строительство завершилось в 1050 году. Эта была первая каменная постройка Великого Новгорода.

Старые легенды рассказывают, что в каменных стенах храма скрыты сокровища. Может, они хоронятся там до сих пор. Хозяева этих кладов и тайников богатые новгородцы, да и сам князь Креститель.

В тайных местах также хранили городскую казну. Князь Иван Грозный в своё время нашёл один из спрятанных кладов и перевёз в Москву.

Он откуда-то узнал точное месторасположение, где был замурован тайник с сокровищами.

На самом верху, на кресте золотого купола пристроилась фигурка голубка — духа Святого.

По преданию, когда с жителями города Иван Грозный учинил расправу жестокую, то прилетел голубь, уселся отдохнуть и застыл от ужасных картин.

А местному монашку Богородица открылась с вестью, что это птичка — посланник бога. Что она дана всем в утешение, и покуда птица божья здесь с жителями больше ничего не случится».

На западном портале красуются Магдебургские ворота из бронзы с прекрасными скульптурами и горельефами. Их открывают только в праздничные дни. Ещё они имеют название Корсунские или Сигтунские ворота. Когда новгородцы завоевали в Швеции Сигтуну, то взяли их в качестве трофея.

Мастера художественного литья немецкого города Магдебурга искусно отлили на пластинах из бронзы сюжеты из Библии. Над картинками имеются пояснительные надписи на латинском языке, а ниже — на русском. Перед установкой в храм ворота составил и дополнил мастеровой из Новгорода.

Читайте также:  Архангел гавриил

В нижней части есть его изображение вместе с фигурками немецких литейщиков.

Другая замечательная реликвия — Васильевские ворота. Их заказал архиепископ Василий Калика. Его портрет можно увидеть на воротах. Также там изображены различные библейские картинки и Китоврас — любимый герой художников древнего Новгорода. Ворота выполнены из меди и разукрашены золотом. Они считаются великолепным образчиком удивительного мастерства умельцев Средних веков.

Стены храма сложены были из известняка разного цвета и ракушечника. Камни соединены известковым раствором. Они были отёсаны только со стороны выхода на поверхность стен. Своды собора выложены из кирпича и покрыты фресками. В 12 веке стены оштукатурили.

Внутреннее убранство храма блистало искусно разукрашенными окладами икон и драгоценной утварью. За долгую историю он пережил немало перестроек и изменений, даже был не раз разграблен.

Известные опричники Ивана Грозного в своё время увезли из храма ионы, колокола… и знаменитые немецкие ворота, вероломно выломав их.

Много разрушений претерпел храм во время Второй Мировой. Уничтожили фреску «Пантократор» главного купола, сбили при бомбёжке главный крест с символом Святого духа — голубем. Этот крест в виде военного трофея был отвезён в Испанию. В фашистскую Германию увезли иконостас, резные сени из дерева. Всё это позже вернули храму.

Когда-то в Софийском храме была собрана богатая библиотека. Она состояла из исторических повествований, определителей различных растений, сборников рецептов, трактатов о математике. Некоторые книги из этой библиотеки сохранились по сей день.

На стенах, сохранивших старую штукатурку, были обнаружены интересные надписи прихожан или древние граффити, нацарапанные писалом. Они датируются 11–13 веком. Это автографы, тексты молитв, обращения к богу и святым, записи о разных событиях того времени, донёсшие до нас живые отголоски тех далёких времён.

При реставрации найдены образцы мозаики, которая раньше украшала фрагменты пола и столбы перед алтарём.

Последний приют в новгородском храме нашли многие знатные люди того времени — князья, епископы, архиепископы. Среди них есть те, кто считается святым. Это архиепископы Иоанн, Григорий, Василий Калики и др., епископы Аркадий, Никита, Лука и др., брат Александра Невского Фёдор и его дед Мстислав, князь Владимир и его жена Александра, княгиня Анна. Их мощи всегда находятся в храме.

Когда в стране к власти пришли большевики, тогда службы прекратили. В 20-х годах там открыли музей. Он был посвящён антирелигиозной пропаганде. В качестве экспонатов выставили драгоценности, хранившиеся в ризнице. Это был пример церковного богатства.

После окончания войны восстановили все причинённые разрушения храму. Он стал относиться к музею-заповеднику города. Там разместился один из его отделов. А в 1991 году храм вновь был возращён православной церкви.

В торжественной остановке великий патриарх Московский и всея Руси Алексий заново освятил Софийский собор.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/velikiy_novgorod/temples/24241

Великий Новгород. Собор Софии Премудрости Божией

Статью добавил(а): Василий Шелёмин,  3 февраля 2003

Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича.

Действует.

Софийская звонница построена в 1439 г.

Статью добавил(а): Сколот,  11 марта 2003

К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей “колокольницы”.

Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной.

В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава – в 18-19 веках.

В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей.

Статью добавил(а): Наталия,  19 июня 2006
В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину – в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи – к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье – в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения – 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор – пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые. Все своды, на которые опираются хоры, цилиндрические, повернутые осями по линии север-юг. В первом ярусе галерей в средней части западного и южного фасадов проемы были открытыми, а на остальных участках, так же как и на всем периметре второго яруса галерей, закрытыми. Вход на хоры идет из юго-западной части собора через лестничную башню на западную галерею второго яруса, а оттуда внутрь храма. Каменная лестница несколько раз обвивает круглый столб, размещенный в центре. Ступени лестницы имеют большую ширину, между ними часто встречаются площадки. Минуя проход на хоры, лестница продолжается до верха башни, откуда имеется выход на крышу собора. Восточные членения первого яруса галерей заняты приделами-часовнями, имеющими большие самостоятельные полукруглые апсиды. Придел в южной галерее – Рождества Богородицы, в северной – Иоанна Богослова. Западные стены этих приделов не совпадают с общей разбивкой столбов храма, а сдвинуты к западу аналогично стенам над ними во втором ярусе, выделяющим в восточных концах галерей замкнутые помещения. Замкнутые помещения образует также угловое юго-западное членение галерей в обоих ярусах. Западное членение северной галереи в первом ярусе представляет собой еще один придел – Усекновения главы Иоанна Предтечи – с очень плоской дугообразной апсидой, размещенной западнее входного пролета. Средняя часть южной галереи называется Мартирьевской папертью, а западной – Корсунской папертью. В восточном членении южного нефа был сделан придел Иоакима и Анны. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над их перекрестьем и в диагональных членениях возвышается 5 глав. Кроме того, еще одна глава венчает башню. Крайние северный и южный нефы, так же как и западный поперечный, перекрыты чередующимися цилиндрическими сводами и сводами треугольного сечения; в северном и южном нефах они повернуты осями в направлении север-юг; в западном поперечном нефе так повернут только крайний с юга свод. Первый ярус галерей (кроме северной) перекрыт цилиндрическими сводами, опирающимися на аркбутаны. Во втором ярусе южной галереи своды полуцилиндрические, в западной – цилиндрические. Кровля собора имеет посводное двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые – закомары, другие двускатные – щипцы. На золоченом кресте центрального золоченого купола покоится свинцовый голубь. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникла легенда. Легенда гласит о том, что “летел голубь над Новгородом и новгородцами. Увидел голубь зверства опричников, муки лютые, на которые царь Иван Грозный обрек новгородцев и… окаменел. А когда слетит голубь с креста, тут и Новгороду конец”. Маковицам глав придан вид древнерусских шлемов. Декоративные элементы фасадов собора очень скромны: они ограничиваются зубчатым поясом в архивольтах закомар и участками декоративной кладки. Все барабаны глав завершаются поясом, украшенным полосками зубцом, без горизонтального карниза. Центральная апсида оформлена тонкими полуколонками, не доходящими до земли. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями (XVI – XVII вв.) Первоначальный пол был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими. До конца XIV века не было высоких иконостасов. С хор открывался вид на главный алтарь. Оттуда хорошо можно было наблюдать за богослужением. Внутреннее пространство Софии из-за массивных столбов, а также из-за узких межстолпных сводов, кажется несколько стесненным и не гармонирующим со строгой простотой внешних форм здания. Но достаточно немного присмотреться, чтобы изменить первое ошибочное впечатление. Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет ничего лишнего, не оправданного конструктивными надобностями. Единственным декоративным элементом во всем внутреннем архитектурном убранстве можно назвать лишь прокладные плиты столбов, установленные через промежутки в три ряда. Арки хор, кажущиеся снизу легкими, не являются декоративными, а несут тяжесть сводов второго этажа. В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры. Размер основного объема собора (без галерей): длина 27 м, ширина 24.8 м; вместе с галереями: длина 34.5, ширина 39.3 м, азимут 120 градусов. Размер сторон подкупольного квадрата 6.19-6.28 м. Толщина стен собора 1.2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м. Стены собора сложены из камней. Использованы известняк различных пород и булыжники. Местами имеются пояса – прокладки нескольких рядов кирпичей в технике со скрытым рядом. Софийский собор сложен из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков. Камни скреплены между собою известковым раствором с примесью толченого кирпича (цемянкой). Камни не обделаны, за исключением подтески сторон, выходящих на поверхность стен. Подтеска была необходима для получения отвесной линии стен. Разнообразная расцветка камня натолкнула исследователей на мысль, что первоначальная София не была покрыта снаружи цемяночным раствором, и камни в своей богатой красочной гамме оставались обнаженными. Эти известковые и валунные камни с гладкой затертой между ними цемянкой розовато-коричневого цвета придавали стенам собора, отличающегося простой и художественно лаконичной общей формой, исключительную живописную насыщенность. Переливающаяся прозрачная расцветка камней с подрезкой в виде фаски затирочного слоя цемянки вокруг каждого из них, как больших, так и самых малых, иногда доходящих до величины с грецкий орех, создает впечатление самоцветов, вставленных в оправу не менее колоритной цемянки. Но об этом можно говорить лишь по отношению прямолинейных в плане стен. В арках и сводах уложено больше кирпичей в той же технике скрытого ряда. Кирпич был использован при кладке всех арок и арочных перемычек над оконными и дверными проемами, а также в кладке сводов. Своды куполов выложены из одного кирпича. Во внутренних сводах употреблен камень. Внутренняя поверхность кладки забутована более мелкими камнями и кирпичами со значительным количеством раствора. Характер кладки в разных частях здания не вполне одинаков. Встречаются участки декоративной фигурной кирпичной кладки. В стенах проходит несколько ярусов дубовых связей. В некоторых участках в кладке широко использованы горшки местного производства. Фундаменты собора ленточные, из валунов на растворе. Первоначальный цемяночный пол собора лежал на уровне более чем на 2 м ниже современного. Выше обнаружены остатки еще двух полов из каменных плит, относящихся к XI-XII вв. В центральной апсиде найдены остатки мозаичного пола, сделанного, по-видимому, в XII в., – небольшие фрагменты мозаичного набора в цемяночном грунте и обломки серых известняковых плит с мозаикой. Несколько каменных плит с мозаичной инкрустацией уцелело в облицовке нижней части стен апсиды вокруг горнего места. В центральной апсиде выявлены остатки престола, столбиков деревянного кивория, основы запрестольного креста. Первоначально горнее место было двухступенчатым с фресковой росписью; позднее оно переделано в трехступенчатое с облицовкой мозаикой. Встречены также следы деревянной алтарной преграды. В Рождественском приделе первый пол был из поливных плиток, а более поздний – мозаичный. Конструктивной особенностью Софии, не встречающейся в других русских памятниках XI века, является наличие четверть-циркульных арок (аркбутанов) в южном притворе (Мартирьевской паперти). Они были и в северном притворе, но исчезли при восстановлении северной стены в последней четверти XIII века. Аркбутаны, входившие в Софии в состав наружной галереи, хорошо известны в романской архитектуре. На южной паперти можно видеть фреску “Константин и Елена”, ниже её сохранилась композиция “Деисус”; кроме того, древняя роспись находится в центральном куполе храма. Остальная живопись собора относится к 1890-м годам. Главный иконостас Софии состоит из икон, написанных в XIV-XVII веках и в основном сложился к 1528 году. Ныне в соборе находится чудотворная икона XII столетия “Знамение Богородицы”. Помимо главного, существует ещё иконостас в Рождественском приделе. Большая часть икон Рождественского иконостаса написана одновременно в первой половине XVI века. В придел ведут медные Корсунские врата, являющиеся самым древним памятником прикладного искусства в храме. Они изготовлены византийскими мастерами XI века. Еще одни вели- колепные врата украшают главный, западный вход в Софийский собор. Это Магдебургские врата. Они отлиты в середине XII столетия немецкими мастерами в Магдебурге. Это воинский трофей новгородцев, захваченный в боях за шведскую крепость Сигтуну еще в 1187 г. София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода. В 1930 г. Софийский собор стал музеем. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) он был варварски разграблен и разрушен: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана. Многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно. В послевоенные годы храм был восстановлен. В нем разместили выставки “Рукописная и старопечатная книги”, “Софийский дом в экономике и культуре Новгорода”, “Софийские граффити”. 14 августа 1991 г. сессия областного совета утвердила решение облисполкома о передаче Новгородской епархии русской Православной церкви Софийского собора в постоянное и безвозмездное пользование. 15 августа был подписан акт о передаче, а на другой день состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Софийский собор вновь стал действующим, однако ценнейшие раритеты, такие как Успенский и Рождественский иконостасы с иконами XV-XVII вв., гробницы с мощами основателя собора – новгородского князя Владимира Ярославича, святых Никиты и Федора, икона XII в. – хранительница города – “Знамение Божьей Матери”, паникадило, подаренное собору Борисом Годуновым и другие, доступны для осмотра.

По книгам: Брюсова В.Г. София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001. Никитина Ю.И. Софийский собор. Л., 1980

Статью добавил(а):

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00314

Ссылка на основную публикацию