Надпись на кресте ника что означает

Что значит надпись «НИКА» на кресте?

Что значит надпись «НИКА» на кресте?

  • Христианская православная религия отрицает наличие каких-либо богов кроме триединого Бога, поэтому надпись НИКА на крестике не имеет отношения к древнегреческой богине победы, а вот к победе — самое прямое. Иисус смерть победил. Вот и написано НИКА (победа).
  • Вот этот крест с которого все началось.

А вот то что этот крест обозначает и как все расшифровывается на нем.

Очень красочно об этом еще писал философ Платон. И об этом писали и отцы церкви.

А вот что еще писали об этом первом восьмиконечном кресте с надписью Ника.

  • Действительно, на многих крестах помимо традиционной и обязательно надписи IСХС, которая располагается в верхней части крестика, имеется еще и надпись НИКА, обычно либо в районе перекладин, либо внизу под изображением Главы Адамовой — черепа с костями.

    Само слово Ника видимо греческого происхождения, по крайней мере Никой звали греческую богиню победы и корни этого слова можно встретить например в имени Никита, которое также переводится как Победитель.

    Вот и надпись Ника на крестике долженствовала обозначать Победу Христа над смертью, возможно именно поэтому пишут эту надпись часто под символом тлена.

  • НИКА по гречески имеет значение победа. Это слово, расположенное на православном крестике говорит о воскрешении Христа, победившего смерть.

    Могут быть размещены на кресте и другие надписи, но количество их и расположение могут меняться.

    По преданию Понтий Пилат на табличке собственноручно написал IНЦI, сокращенное

    Она была прибита на Голгофском кресте над головой Иисуса. Так она стала маленькой верхней перекладинкой в нательных крестиках.

    Для опоры ногам Христа было прибито подножие, которое потом перекосилось, так оно стало нижней скошенной перекладиной.

    Внизу располагается голова Адама, символизирующая Воскрешение Господа.

    А вот на этом крестике надписи НИКА совсем нет.

  • С одной стороны, Ника — это женское имя. Но появление его на кресте абсолютно не связано с какой-либо женщиной и красивой историей любви.

    Здесь — другое.

    Само слово quot;Никаquot; обозначает, в переводе с греческого языка, слово quot;победаquot;. А победа во все времена имела одинаковое значение — значит, это возвышение кого-то над чем-то или кем-то и неважно, какой ценой.

    История донесла до наших дней, каким образом слово quot;Никаquot; появилось на православном кресте.

    **

    Оказывается, первым, у кого появилась идея внести это слово на крест, был Константин Великий. Когда он одержал очень важную для него победу, он увидел знамение — на фоне неба появился крест. И тогда он связал свою победу с покровительством Иисуса Христа и распорядился на золотых крестах сделать надпись на греческом языке

    В переводе это означает:

    Я думаю, что Иисус Христос, воскресший после жестокой казни, действительно, является для верующих Победителем, возвысившимся над смертью, и примером того, как нужно жить.

  • quot;Никаquot; — это победа.

    На крестах обычно пишут quot;Никаquot; вспоминая о подвиге Иисуса Христа.

    Если вы читали библию или слышали, Иисус победил смерть, он возродился, а в то время не было слова quot;Победаquot;, было слово quot;Никаquot; вот и осталось до нашего времени.

    Сейчас, в моем городе, есть магазин такой quot;Никаquot; и не многие понимают его символичное название.

  • Греческое слово Ника переводится, как = победа.Надпись Ника на кресте обозначает-победил,либо-победитель.

    Написанным этим словом на кресте,церковь говорит о том,что Иисус Христос на самом деле победил смерть и остался вечно живым после того, как он был распят на кресте.И победитель в данном случае имеется в виду над смертью и своим воскрешением.

    Вот фрагмент древнего русского креста с надписью Ника от 1512 года.

    Данный фрагмент из Ярославского российского музея икон.А эта фотография была сделана в 2004 году.

    Слово ника пишется на кресте ниже перекладины.Вот такая интересная история у данного слова на кресте.

  • На данном крестике надпись НИКА означает quot;Побеждай!quot; или quot;Побеждаешьquot; (см. тут).

    Слово НИКА происходит от древнегреческого глагола — — побеждать (см. тут). Форма будет повелительным наклонением.

    Часто пишут, что на крестиках надпись quot;НИКАquot; символизирует победу Христа над смертью:

    На самом деле появление такой надписи на крестике связано с победой Константина Великого над римским императором Марком Аврелием Максенцием в 312 году. Перед битвой Константин увидел на небе крест (гало). И прочитал рядом с ним надпись: (с ним побеждай!). И это придало ему сил.

    После победы он стал почитать изображение креста и установил в Константинополе, который при Константине назывался Византием, 3 креста с надписями: IC — на кресте на триумфальных воротах, XС — на римской колонне, NIKA — на высоком мраморном столбе. Надпись IC.XC.NIKA означает — Иисус Христос побеждает. Эта надпись по древней традиции печатается на просфорах.

    И с этой победы Константина началось всеобщее почитание изображения Креста Христова.

    Другие надписи на приведенном фото (на церковнославянском):

    Царь славы

    Иисус Христос

    Сын божий

    Копь Трость

    Глава Адама

    Побеждает

    По теме см. также тут, тут и тут.

  • Надпись НИКА внизу христианского распятия так обычно называют крест означает,что Распятый на нем Иисус Христос своим воскресением является -Победителем( смерти-зла).

    Как в первом человеке Адаме побежденным смертью- все люди умирают нет ниодного безсмертного,поскольку смерть началась от его падения,так в Богочеловеке Христе Распятом все оживут.

    Перевод взят с греческого языка как-Победитель и пишется обычно в нижней части перекладины либо по обоим сторонам перекладины.

  • Иногда на православном крестике с распятием внизу имеется надпись, состоящая всего из четырх букв, Ника. Христианство пришло в древнюю Русь из Византии.

    Это греческое слово nike переводится как победа. Так звали в Древней Греции богиню Победы в сражениях и состязаниях. Она изображалась в виде женщины с крыльями и с лавровым венком (символом победы) на голове.

    В римской мифологии ей соответствовала Виктория.

    На православном кресте слово quot;никаquot; означает победу Иисуса Христа над смертью.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/filosofiya-nepoznannoe/chto-znachit-nadpis-quotnikaquot-na-kreste/

    Что означают буквы на православном кресте?

    Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (Ин. XIX, 19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.

    Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. XIX, 34).

    «Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины.

    «Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися…»

    Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛРБ» — «место лобное, распят бысть».

    По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек ― Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы…» «ГА» — глава Адама.

    Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом.

    Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею: «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения ― титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель). 

    Большие многофигурные композиции Распятия — тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого.

    Отдельный иконографический вариант композиции — «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

    Интересно сравнить и различия в изображении Распятия в западной (католической) и восточной (православной) церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа.

    Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились.

    Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…» В Распятии работы Грюневальда (Маттиаса Нитхардта) (см. илл.

    ) воплотились откровения Бригитты.

    Источник: http://www.taday.ru/text/28230.html

    Многие ли знают что значит этот знак? | Гравировка по камню

    Его после освящения наносят на машины и в домах на стены. «М.Л.Р.Б.» – расшифровывается: место лобное распятъ бысть,

    «Г.Г.» – ГораГолгофа, (?голгофа? с евр. – «лобное место») «Г.А.» – Голова Адамова; «К» и «Т«– означаютъ копіе сотника и трость съ губкой: «» «ХС«– аббревиатура Имени Сына Божія: Iисусъ Христосъ; «НИКА» – с греческого «Ника» переводится,как «Победитель»; «СНЪ» «БЖIЙ» – аббревиатураслов: «Сынъ Божій». «I.Н.Ц.И.» – расшифровывается: «Iисусъ Назорей Царь Iудейскій»; «ЦРЬ» «СЛВЫ» – Царь Славы. Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). NИКА- Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями символизирует падшего Адама (включая его потомков).Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.

    С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — “лобное место”), где и был распят Христос. “На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп”, — пророчествовал Адам.

    Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения “Голгофы” следующие обозначения: “ М.Л.Р.Б.” — место лобное распят бысть, “ Г.Г.” — гора Голгофа, “ Г.А.

    ” — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

    Буквы “ К” и “ Т” означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

    Над средней перекладиной помещаются надписи: “ ” “ ХС” — имя Иисуса Христа; а под ней: “НИКА” -Победитель; на титле или около нее надпись: “СНЪ” “БЖIЙ” — Сын Божий или аббревиатура “I.Н.Ц.И.” — Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: “ЦРЬ” “СЛВЫ”

    Читайте также:  Вознесенский собор новочеркасска, история, адрес, расписание

    — Царь Славы.

    Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

    Крест “Голгофа” (рис. 55) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.

    В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

    “Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва”, — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

    Источник: http://obeliski.ru/mnogie-li-znayut-chto-znachit-etot-znak

    Что означают буквы на кресте?

    Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает множество. Попробуем разобраться, что означают детали креста на изображениях.

     Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (Ин. 19,19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.

    Н.Ц.И.). Нижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.

    Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. 19,34).

    «Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19,34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины.

    «Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися…»

    Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛРБ» — «место лобное рай бысть».

    Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому Лобное место (Голгофа) стало раем. Мысль эта нашла выражение в церковном песнопении: «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный» (Октоих, глас 5.

    В среду утра, по 1-м стихословии, седальны крестны). По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек – Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы…» «ГА» — глава Адама.

    Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. Кстати, еще здесь еще часто пишут совмещено: ГГГА – «Гора Голгофа голова Адама».

    Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. 3, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения — титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель).

    Большие многофигурные композиции Распятия — тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов.

    Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции — т. н. «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах.

    По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

    Источник: http://dishupravoslaviem.ru/chto-oznachayut-bukvy-na-kreste/

    Восьмиконечный православный крест: фото, значение, пропорции | Христианство на 4-women.ru

    Святой крест является символом Господа нашего Иисуса Христа.

    Каждый истинно верующий человек при виде его невольно исполняется мыслями о предсмертных муках Спасителя, принятых им во избавление нас от вечной смерти, ставшей уделом людей после грехопадения Адама и Евы.

    Особенную духовную и эмоциональную нагрузку несёт в себе восьмиконечный православный крест. Даже если на нём нет изображения распятия, оно всегда предстаёт нашему внутреннему взору.

    Христианский крест – это изображение орудия казни, которой был подвергнут Иисус Христос по вынужденному приговору, вынесенному прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Впервые такой вид умерщвления преступников появился у древних финикийцев и уже через их колонистов – карфагенян попал в Римскую империю, где получил широкое распространение.

    В дохристианский период к распятию на кресте приговаривались главным образом разбойники, а затем эту мученическую кончину принимали последователи Иисуса Христа. Особенно частым такое явление было во времена правления императора Нерона. Сама же смерть Спасителя сделала это орудие позора и страданий символом победы добра над злом и света вечной жизни над мраком ада.

    Восьмиконечный крест – символ православия

    Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.

    В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение «крест святого Лазаря», это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.

    Внешние особенности православного креста

    Его особенность заключается в том, что кроме двух горизонтальных поперечин, из которых нижняя — большая, а верхняя — малая, имеется ещё и наклонная, называемая подножием. Она небольшого размера и размещена в нижней части вертикального отрезка, символизирует собой перекладину, на которую опирались ноги Христа.

    Направление её наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определённая символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники — по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращён левый.

    Согласно Евангелию над головой Спасителя прибили доску, на которой рукой Понтия Пилата было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была выполнена на трёх языках – арамейском, латинском и греческом. Именно её символизирует верхняя малая перекладина.

    Она может размещаться как в интервале между большой поперечиной и верхним концом креста, так и на самой его вершине. Подобное начертание позволяет с наибольшей достоверностью воспроизвести внешний вид орудия страдания Христа. Вот почему православный крест восьмиконечный.

    О законе золотого сечения

    Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону золотого сечения. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.

    Одним из её примеров может служить человеческое тело.

    Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618.

    Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.

    Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.

    Закон построения православного креста

    На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного христианского символа. Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.

    Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.

    Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела.

    Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту.

    Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.

    Крест Голгофа

    Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа».

    Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп.

    Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.

    Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости.

    Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха.

    Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета — с Ветхим.

    Смысл изображения копья на кресте Голгофа

    Восьмиконечный православный крест на монашеских облачениях всегда сопровождается изображениями трости с губкой и копья.

    Знакомые с текстом Евангелия от Иоанна хорошо помнят полный драматизма момент, когда один из римских воинов по имени Лонгин пронзил этим оружием рёбра Спасителя и из раны потекла кровь и вода.

    Этот эпизод имеет различное толкование, но наиболее распространённое из них содержится в трудах христианского богослова и философа IV века святого Августина.

    В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь.

    Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства – Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой.

    Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.

    Значение изображения трости и губки

    Столь же важное значение имеют изображения трости и губки. Из повествований святых евангелистов известно, что распятому Христу дважды предлагалось питьё. В первом случае это было вино, смешанное со смирной, то есть дурманящий напиток, позволяющий притупить болевые ощущения и тем самым продлить казнь.

    Во второй же раз, услышав с креста возглас «Жажду!», ему поднесли губку, наполненную уксусом и желчью. Это было, безусловно, издевательством над измученным человеком и способствовало приближению конца.

    В обоих случаях палачи использовали губку, насаженную на трость, так как без её помощи не могли дотянуться до уст распятого Иисуса.

    Несмотря на столь мрачную роль, отведённую им, эти предметы, так же как и копьё, вошли в число главных христианских святынь, и их изображение можно увидеть рядом с крестом Голгофа.

    Читайте также:  Молитва анастасии узорешительнице - православные иконы и молитвы

    Символические надписи на монашеском кресте

    У тех, кто впервые видит монашеский восьмиконечный православный крест, часто возникают вопросы, связанные с начертанными на нём надписями. В частности, это IC и XC на концах средней перекладины.

    Эти буквы обозначают не что иное, как сокращённое имя – Иисус Христос.

    Кроме того, изображение креста сопровождается двумя расположенными под средней перекладиной надписями – славянским начертанием слов «Сын Божий» и греческим НИКА, что в переводе означает «победитель».

    На малой перекладине, символизирующей, как было сказано выше, табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, обычно пишется славянская аббревиатура ІНЦІ, обозначающая слова «Иисус Назарей Царь Иудейский», а над ней — «Царь Славы».

    Возле изображения копья вошло в традицию писать букву К, а около трости Т. Кроме того, примерно с XVI века стали писать в основании креста буквы МЛ слева и РБ справа.

    Они также являются аббревиатурой, и означают слова «Место Лобное Распят Бысть».

    Помимо перечисленных надписей, следует упомянуть две буквы Г, стоящие слева и справа от изображения Голгофы, и являющиеся начальными в её названии, а также Г и А – Голова Адама, написанные по сторонам черепа, и словосочетание «Царь славы», венчающее монашеский восьмиконечный православный крест. Значение, заложенное в них, полностью соответствует евангельским текстам, однако сами надписи могут варьироваться и заменяться другими.

    Бессмертие, дарованное по вере

    Важно также уяснить, почему название восьмиконечного православного креста связано с именем святого Лазаря? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах Евангелия от Иоанна, где описывается чудо его воскресения из мёртвых, совершённое Иисусом Христом, на четвёртый день после смерти. Символика в данном случае вполне очевидна: как Лазарь был возвращён к жизни верой его сестёр Марфы и Марии во всемогущество Иисуса, так и каждый, уповающий на Спасителя, будет избавлен от рук вечной смерти.

    В суетной земной жизни людям не дано воочию узреть Сына Божьего, но им дарованы его религиозные символы.

    Одним из них является восьмиконечный православный крест, пропорции, общий вид и смысловая нагрузка которого стали темой данной статьи. Верующему человеку он сопутствует на протяжении всей жизни.

    От святой купели, где таинство крещения распахивает ему врата церкви Христовой, вплоть до могильного надгробия его осеняет восьмиконечный православный крест.

    Нательный символ христианской веры

    Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.

    Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб.

    По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти.

    После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.

    Два вида нательных крестов в Древней Руси

    На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида нательных крестов. Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.

    Наряду с ними появились и так называемые энколпионы – также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в наперсные кресты священников и митрополитов.

    Главный символ гуманизма и человеколюбия

    За тысячелетие, минувшее с той поры, когда днепровские берега озарил свет Христовой веры, православная традиция во многом претерпела изменения. Незыблемыми остались лишь её религиозные догматы и основные элементы символики, главным из которых является восьмиконечный православный крест.

    Золотой и серебряный, медный или выполненный из любого иного материала, он хранит верующего человека, оберегая его от сил зла – видимых и невидимых. Являясь напоминанием о жертве, принесённой Христом во спасение людей, крест стал символом высочайшего гуманизма и любви к ближнему.

    Источник

    Источник: http://4-women.ru/religiya/hristianstvo/vosmikonechnyi-pravoslavnyi-krest-foto-znachenie-proporcii.html

    О формах и символе креста

    «Возьми крест свой, и следуй за Мной»
    (Мк. 8, 34)

    О том, что Крест в жизни каждого православного человека играет большую роль известно всем.

    Это касается и Креста, как символа крестных страданий православного христианина, которые он должен переносить со смирением и упованием на волю Божью, и Креста, как факта исповедания христианства, и великой силы, способной защитить человека от вражьих нападков.

    Стоит отметить, что Крестным знамением совершались многие чудеса. Достаточно сказать, что одно из великих Таинств совершается Крестом — Таинство Евхаристии.

    Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан, Спиридон Тримифунтский превращал змею в золото, крестным знамением исцеляли больных и бесноватых. Но, пожалуй, самое главное чудо: крестное знамение, наложенное с глубокой верой, ограждает нас от власти сатанинской.

    Сам Крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства.

    Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (…

    ) только крестом Господа нашего Иисуса Христа»

    Крест сопровождает православного человека в течение всей жизни. «Тельник», так назывался нательный крест на Руси, возлагается на малыша в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

    Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека. В одних случаях это глубокая христианская вера, в других — формальная, внешняя принадлежность к христианской Церкви.

    Это желание часто не является виной наших сограждан, а лишь следствием их недостаточной просвещенности, годами советской антирелигиозной пропаганды, отступничества от Бога.

    А ведь, Крест — это величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

    С нательным крестом сегодня связано очень много различных непониманий и даже суеверий, мифов. Давайте попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе.

    Нательный крест потому так и называется, что его носят под одеждой, никогда не выставляя напоказ (снаружи крест носят только священники).

    Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв.

    В минуту опасности или когда на душе тревожно, не лишним так же будет поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани»

    Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением.

    Полагая на чело три большие перста, нужно говорить: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое: «и Святого Духа».

    Сделав на себе это святое знамение креста, заключить словом «Аминь». Можно так же во время наложения Креста произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».

    Канонической утвержденной соборами формы нательного креста не существует. По выражению прп. Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест».

    Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью, Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».

    Православная традиция знает бесконечное разнообразие видов крестов: четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу, лепестковые, каплевидные, криновидные и другие.

    Каждая линия Креста имеет глубокое символическое значение. На обороте креста чаще всего делают надпись «Спаси и сохрани», иногда встречаются молитвенные надписи «Да воскреснет Бог» и другие.

    Восьмиконечная форма православного креста

    Классический восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

    Над длинной средней перекладиной такого креста находится прямая короткая перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя.

    Нижняя косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, а нижний — на юг — символизирует подножие, призванное служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается мучение.

    Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, потому один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

    Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех без исключения людей под властью греха.

    Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого.

    Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны.

    Второй вид представляет взору образ страдания Христа ради нашего спасения; здесь видно страдающее в муках человеческое тело Спасителя. Такой образ более характерен для католического Распятия. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий.

    Смысл этот заключен в словах самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

    Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина, но смысл вкладывается несколько иной: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

    Четырехконечная форма креста

    Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня.

    Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста».

    В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев».

    Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «„Византийский“ четырехконечный крест на самом деле есть крест „русский“, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве.

    Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св.

    Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

    Энколпион — крест-мощевик

    Мощевики, или энколпионы (греч.), пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь.

    Иногда энколпион использовался для сохранения Святых Даров, которые первые христиане в эпоху гонений получали для Причащения в своих домах и имели при себе.

    Самыми распространенными были мощевики выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди.

    Крест-мощевик состоит из двух половинок с углублениями на внутренней стороне, которые образуют полость, куда помещаются святыни. Как правило, в таких крестах находится кусочек ткани, воска, ладана, либо просто пучок волос. Будучи заполненными, такие кресты обретают великую защитную и целительную силу.

    Крест схимнический, или «Голгофа»

    Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.

    С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или Причащении. По преданию Адам был погребен на Голгофе (по-евр.

    Читайте также:  День ангела светланы по церковному календарю

    — «лобное место»), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения «Голгофы» следующие обозначения:

    • «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть
    • «Г.Г.» — гора Голгофа
    • «Г.А.» — глава Адамова
    • Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

    Над средней перекладиной помещаются надписи:

    • «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа;
    • а под ней: «НИКА» — Победитель;
    • на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий,
    • но чаще «I.Н.Ц.I» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
    • надписание же над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — означает Царь Славы.

    Такие кресты положено вышивать на облачении монахов, принявших схиму — обет соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.

    Крест «Голгофа» также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при Крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.

    При освящении храмов и домов также используется изображение Креста «Голгофа» на стенах здания по четырем сторонам света.

    Как отличить православный крест от католического?

    Католическая церковь использует только один образ Креста — простой, четырехугольный с удлинением нижней части. Но если форма креста чаще всего не имеет значения для верующих людей и служителей Господу, то положение Тела Иисуса является принципиальным разногласием этих двух религий.

    В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела, по лицу и с ран на руках и ногах струится кровь.

    Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Православная же традиция изображает Спасителя символически, облик Его выражает не крестную муку, а торжество Воскресения.

    Ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он Бог, и весь его образ говорит об этом.

    Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии. Дело в том, что среди православных святынь имеются четыре гвоздя, которыми предположительно и был пригвождён Иисус Христос к кресту. А значит, руки и ноги были прибиты по отдельности.

    Католическая церковь не согласна с этим утверждением и хранит свои три гвоздя, которыми был закреплен на кресте Иисус. В католическом Распятии ноги Христа сложены вместе и прибиты одним гвоздем.

    Поэтому когда Вы приносите крестик в храм на освящение, его будут внимательно рассматривать на предмет количества гвоздей.

    Отличается также и надпись на табличке, прикрепленной над головой Иисуса, где должно было быть описание его проступка.

    Но так как Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском.

    Соответственно на католических крестах Вы увидите надпись на латыни I.N.R.I., а на русских православных — I.Н.Ц.I. (встречается также И.Н.Ц.И.)

    Освящение нательного крестика

    Еще один очень важный вопрос — это освящение нательного крестика. Если крест приобретен в храмовой лавке, то он, как правило, освящен.

    Если крест куплен в другом месте или имеет неизвестное происхождение, то его надо отнести в церковь, попросить кого-то из служителей храма или работницу за свечным ящиком передать крест в алтарь. После осмотра креста и при соответствии его православным канонам священник отслужит положенное в этом случае чинопоследование.

    Обычно священник освящает кресты во время утреннего водосвятного молебна. Если речь идет о крестильном крестике для младенца, то возможно освящение и во время самого Таинства Крещения.

    При освящении креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов и от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

    В завершение, хочется отметить, Крест нужно почитать своим правильным, православным к нему отношением. Это не просто символ, атрибут веры, но и действенная защита христианина от сатанинских сил.

    Крест нужно почитать и поступками, и своим смирением, и посильным, насколько это возможно для ограниченного человека, подражанием подвигу Спасителя.

    В чинопоследовании монашеского пострига сказано, что монах всегда должен иметь перед глазами страдания Христовы — ничто так не заставляет человека собраться, ничто так ясно не показывает необходимость смирения, как это спасительное воспоминание.

    Неплохо и нам бы к этому стремиться. Именно тогда в нас через изображение крестного знамения на самом деле будет действовать благодать Божия. Если мы будем совершать его с верой, то воистину почувствуем Божию силу и познаем Божию премудрость.

    Материал подготовила Игнатова Наталья

    Источник: https://www.krestilnoe.ru/poleznoe/formy-simvol-kresta/

    Какой нательный крест является правильным?

    Какой нательный крест является правильным? Допустимо ли ношение нательного креста с изображением Спасителя?

    Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

    Мужской нательный крест

    Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

    Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически.

    В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически. Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще.

    Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания.

    Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

    Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” — копие, “Т” — трость, “ГГ” — гора Голгофа, “ГА” — глава Адама. “МЛРБ” — место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

    Женский нательный крест

    Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

    Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования ее не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определенное отношение к священнику. Священство – это образ Христов.

    А нательный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распятия там быть не должно.

    Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

    Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества.

    К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту («Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…»), или только первые слова.

    Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов.

    Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

    Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).

    (частично взято из «Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – М., 2005») 

    Обновлено (10.06.2010 21:56)

    Источник: http://www.starovereya.ru/faq/31-general/33-the-rood

    Какие знаки бывают на православном нательном крестe

    В день, когда человек принимает Крещение, т.е. становится христианином, ему вручается нательный крест. Это символ преданности Богу, благодарности за его крестную жертву и готовности нести собственный крест – все те жизненные испытания, через которые христианину придется пройти.

    Содержание статьи

    • Крест и Спаситель
    • Другие знаки

    Христианский нательный крест – это целый комплекс символических смыслов. Очень важно правильно понимать все знаки, все изображения и надписи, имеющиеся на нем.Самый главный символ – это, конечно, сам крест. Обычай носить крест возник только в 4 в.

    , до этого христиане носили медальоны, изображающие агнца – жертвенного ягненка, символизирующего самопожертвование Спасителя. Были и медальоны с изображением распятия. Крест – изображение орудия смерти Спасителя – стал естественным продолжением этой традиции.

    На нательных крестах первоначально не было никаких знаков, только растительный орнамент.

    Он символизировал Древо Жизни, которое утратил Адам и возвратил людям Иисус Христос.

    В 11-13 вв. на крестах появляется изображение Спасителя, но не распятого, а восседающего на троне. Это подчеркивает образ Христа как Царя Мироздания, которому «дана всякая власть на Небе и на Земле».

    Но еще в более ранние эпохи изредка появляются кресты с изображением распятого Спасителя.

    Это имело особый смысл в условиях борьбы с монофизитством – представлением о полном поглощении человеческой природы в личности Иисуса Христа природой Божественной. В таких условиях изображение смерти Спасителя подчеркивало его человеческую природу.

    В конечном итоге именно такое изображение Спасителя на нательном кресте одержало верх.

    Голову распятого окружает нимб – символ святости – с надписью на греческом языке «ООН», что значит «Сущий». Это подчеркивает божественную сущность Спасителя.

    В верхней части креста расположена дополнительная перекладина с четырьмя буквами, которые расшифровываются как «Иисус Христос – Царь Иудейский». Дощечку с такой надписью прибили к кресту по приказу Понтия Пилата, поскольку многие последователи Христа действительно рассматривали его как будущего царя.

    Римский наместник таким способом хотел подчеркнуть тщетность надежд иудеев: «Вот он – ваш царь, предан самой позорной казни, и так будет с каждым, кто посмеет посягнуть на власть Рима».

    Возможно, не стоило бы вспоминать об этой выходке римлянина, тем более – увековечивать ее в нательных крестах, если бы Спаситель действительно не был Царем, и не только иудеи, но и всей вселенной.

    Нижняя перекладина изначально имела утилитарное значение – поддержание тела на кресте. Но она имеет и символический смысл: в Византии, откуда на Русь пришло христианство, на изображениях благородных и царственных особ всегда присутствовало подножие.

    Вот и подножие креста – это еще один символ царского достоинства Спасителя.Правый конец перекладины приподнят, левый опущен – это намек на судьбу разбойников, распятых вместе с Христом. Тот, что был распят справа, покаялся и отправился в Рай, другой же умер, так и не раскаявшись.

    Такой символ напоминает христианину о необходимости покаяния, путь к которому открыт для всех.

    Под ногами распятого изображен череп. Согласно преданию, на Голгофе, где был распят Иисус Христос, находилась могила Адама.

    Спаситель как бы попирает ногами череп, символизирующий смерть – следствие того рабства греха, на которое обрек человечество Адам. Это графическое выражение слов из пасхального гимна – «Смертию смерть поправ».

    На обратной стороне нательного креста обычно располагается надпись: «Спаси и сохрани». Это маленькая молитва, обращение христианина к Богу – просьба защитить не только от несчастий и опасностей, но и от искушений и грехов.

    Источники:

    Распечатать<\p>

    Какие знаки бывают на православном нательном крестe

    Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-865217-kakie-znaki-byvayut-na-pravoslavnom-natelnom-kreste

    Ссылка на основную публикацию