Кириллово-белозерский монастырь: история, иконы, фото, где находится

Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря – 58 икон (+ 60 ФОТО)

В Московском Кремле проходит экспозиция иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 58 икон из 4 музеев – Третьяковки, Русского музея, музея Андрея Рублёва и музея Кирилло-Белозерского монастыря собраны в иконостас и выставлены в Кремле.

«Русская иконопись XIV-XV веков есть достигнутое совершенство изобразительности, равного которому или даже подобного не знает история всемирного искусства», – писал отец Павел Флоренский в своей книге «Иконостас».

Найти подтверждение словам русского мыслителя сможет каждый, посетив Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля, где до 26 августа будет находиться шедевр древнерусского искусства – иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Почему экспозиции одного-единственного произведения придаётся такое большое значение? В чём уникальность иконостаса? Почему на протяжении десятков и даже сотен лет широкая публика не могла лицезреть шедевр во всём его величии? На пресс-конференции, посвящённой открытию выставки, прозвучали ответы на эти, а также на многие другие вопросы.

В атмосфере духовной свободы

Кирилло-Белозерская обитель, основанная в конце XIV столетия Преподобным Кириллом, учеником Сергия Радонежского, была настоящим духовным центром древнерусской культуры. Сюда стекались лучшие умы своего времени – книжники, богословы, люди искусства.

Здесь, вдали от больших городов, на лоне задумчивой северной природы, первые наши интеллигенты ощущали атмосферу удивительной творческой и духовной свободы. Иконостас, украсивший 1497 году Успенский собор монастыря, в полной мере отражает эту атмосферу, а главное – передаёт её сегодняшнему зрителю.

Елена Анатольевна Моршакова, заведующая отделом Оружейной палаты Московского Кремля, считает большим достоинством экспозиции то, что она посвящена одному шедевру и не вмещает в себя других произведений.

– Мы имеем уникальную возможность увидеть иконостас так, как его видели наши предки с XV по XVII век, ведь настенная роспись в Успенском соборе появилась только в XVII веке; то есть этот иконостас был некогда единственным элементом храмового убранства.

В XVIII веке иконостас был разобран и заменён витиеватой конструкцией, выполненной согласно художественным веяниям того времени. О бесценных сокровищах надолго забыли.

От зрителя требуется работа

Сегодняшний главный хранитель большинства икон, составлявших великий иконостас, – Михаил Николаевич Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Он рассказал, что в настолько полном виде (из почти 60 икон мы недосчитываемся только двух) иконостас, иконы которого «рассеяны» по нескольким музеям страны, ещё не представал перед зрителем ни разу.

– В опубликованных в советское время изданиях по истории русского искусства о нём практически не пишут. В то время он ещё не был отреставрирован, не был собран, поэтому студенты моего поколения об этом уникальном комплексе ничего не знали. И сейчас важно вернуть его нашей культуре.

Попытка собрать иконостас была предпринята во время Олимпиаы 1980, однако тогда выставка прошла незамеченной. Это вторая выставка, и теперь иконы можно увидеть отреставрированными

Каждого, кто видит иконостас впервые, поражает глубина небесной лазури на некоторых иконах. Кажется, краска была наложена только вчера современным мастером. Не верится, что в «тёмном» средневековье уже умели добывать такой яркий, насыщенный цвет.

Шаромазов поясняет:

– Реставраторам удалось сохранить лазурит, который под слоем олифы и пыли утратил звучание и стал блекло-зелёным. И вот представьте себе, этот невероятный цвет когда-то встречал каждого входящего в храм!

Директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника признаёт, что экспозиция древней церковной живописи требует большой «отдачи» от зрителя. – В последнее время зритель привык, чтобы за него «жевали», «клали в рот» и даже «проглатывали». Если ты не хочешь работать над собой, внутренне расти, выставка ничего не даст.

Темперамент в темпере

Имена многих наших великих иконописцев, как сказал Михаил Николаевич, «Один Господь знает». Причина тут ясна, и в ней кроется ещё одна уникальная черта древнерусской живописи. Художник не заботился о славе и даже избегал её. «Не от меня, а от Бога», – так мыслили наши иконописцы и никогда не подписывали своих произведений.

Авторы Кирилло-Белозерского шедевра не стали исключением, и поэтому одно время специалисты считали, что иконы написаны прп. Андреем Рублевым. Иконописцев было трое, и писали они по строгим канонам своего искусства. Однако в представленных иконах явно различим почерк каждого из них.

Куратор выставки, кандидат искусствоведения Татьяна Евгеньевна Самойлова отзывается о мастерах с нежной улыбкой, почти как о людях, лично ей знакомых.

– Вот икона «Явление ангела женам-мироносицам».

Смотрите, какие нежные сочетания цветов, плавность и нечёткость линий. Это писал настоящий лирик. Его иконам свойственны «напевность», «музыкальность звучания».

А вот, смотрите, «математик». Академичен, по-византийски строг.

Философия иконостаса

Татьяна Самойлова рассказала о роли иконостаса в православном храме. Почти в любой энциклопедии мы в первую очередь прочтём, что функция иконостаса – РАЗДЕЛЯТЬ молящихся (мир видимый) и алтарную часть (мир невидимый, горний). Но если бы этим его значение исчерпывалось, эту «стену» можно было бы построить из досок и кирпичей.

– В восточном христианстве, – говорит куратор выставки, – иконостас понимается гораздо глубже. Это прозрачное окно, открывающее верующим доступ к тайнам алтаря.

«Если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы». (Священник Павел Флоренский)

Христос перед Пилатом. Икона из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Вознесение Господне

Воскресение Христово

Деисусный чин иконостаса

Св. пророк Иоанн Предтеча. Деисусный чин иконостаса

Митрополит Петр. Деисусный чин иконостаса

Воскрешение Лазаря Четверодневного

Преображение Господне

Рождество Христово

Сретение Господне

Архангел Михаил

Пресвятая Богородица

Святитель Петр, митрополит Московский

Вознесение Господне

Пятидесятница

Вход Господень в Иерусалим

Пятидесятница. Фрагмент

Успение Богородицы

Успение Богородицы

Воскрешение праведного Лазаря. Фрагмент

Святитель Григорий Богослов

Благовещение

Введение во храм

Крещение Господне

Источник: https://www.pravmir.ru/ikonostac-kirillo-belozerskogo-monastyrja/

Кирилло-Белозерский монастырь

Адрес: Россия, Вологодская область, город Кириллов
Дата основания: 1397 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Евфимия Великого, церковь Иоанна Лествичника, церковь Иоанна Предтечи, церковь Кирилла Белозерского, церковь Спаса Преображения
Координаты: 59°51'26.8″N 38°22'02.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Как видно из названия, основателем данного архитектурного сокровища является старец Кирилл. На тот момент мужчине было уже около 60 лет. Достаточно почтенный возраст, особенно для Руси XIV века. Ферапонт, преподобный из Симонова монастыря, из того самого, откуда пришел и сам Кирилл, был опорой и поддержкой для старца во всех его раздумьях, мыслях и начинаниях.

Кирилло-Белозерский монастырь с высоты птичьего полёта

Место, где сейчас располагается монастырь, в годы основания было совершенно не обустроенным и пустым, да и вообще леса, густые и не проходимые, окружали Вологду на много километров.

Постепенно это превратилось в почитаемое и любимое место для монахов, которые пытались найти уединение в пустынном месте, ведь это исторически сложившаяся традиция.

Она берет свои истоки от святых отцов, которые проводили свое бытие в пустынях, вдалеке от людей и греха.

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь

Происходило это все в тот момент, когда монашество только начало зарождаться. Но местность была привораживающей и ослепляющей своей красотой: берег Сиверского озера, тишина и спокойствие. Из многих источников стало известно, что именно это место видел старец с горы в своем видении, где к нему якобы пришла Богородица.

Жизнь духовного центра Северной части Руси была очень насыщенной на события. Но ничего не смогло сломить мощи и силы прекрасного сооружения. Да, были и нашествия, и попытки захвата врагами – поляками и литовцами, но это не помешало просуществовать величественному святому объекту целых 700 лет!

Вид на монастырь с противоположного берега Сиверского озера

Многие цари, князья, различные правители лично посещали Кирилло- Белозерский монастырь с разнообразными побуждениями: раскаяние, просьба о появлении здоровых наследников, победа в войне и так далее.

Здесь побывали Петр I, Александр I, Иоанн Васильевич Грозный. Безусловно, все это оставило отпечаток на развитии святыни. Денежные средства на ее становление выделялись в немалом объеме, благодаря чему появлялись новые соборы.

Многие церкви сохранились и до нашего времени.

Достопримечательности Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло- Белозерский монастырь – это настоящее сокровище России. Он является самым большим по площади не только в нашей стране, но и по всей Европе. Практически все постройки святыни по отдельности являются памятниками архитектуры и художественного дела, даже стены, которые окружают этот мужской монастырь.

Вид на Кузнечную башню

Фундаментальным основанием подворья является Успенский собор – самая первая постройка, которая была возведена из дерева еще при жизни старца Кирилла. Но, к великому сожалению, церковь исчезла в результате пожара 1497 года. Здесь же был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы из камня.

Прохор Ростовский – важное лицо в истории возведения построек монастыря. Именно ему во многом принадлежит заслуга возведения прекрасного Успенского собора. Под его началом трудились 20 человек, не жалея сил и времени.

Успенский Собор открыл череду каменных построек, он был в этом плане одним из первых в северной части Руси. За основное направление возведения церкви архитекторами были взяты московские традиции знаменитых по всей стране памятников и зданий.

Внутреннему содержимому церкви была присуща ступенчатость, которая очень выразительно была подчеркнута зодчими снаружи.

Монастырские стены, Глухая (Котельная) башня, Свиточная башня

В XVII в. на монастырском подворье появилась деревянная церковь, чествующая Казанскую икону Божией Матери. Новенькая деревянная постройка предназначалась только для сбора пожертвований от всех желающих. Первые отклики о данном сооружении специалисты обнаружили в документах 1668 года как о составляющей части монастыря.

Альтернативой старого деревянного здания стала каменная церковь, воздвигнутая в 1700 году. Историки считают, что с этого момента данный храм вошел в общину монахов в качестве первого приходского собора. Однако в 1776 году церковь перешла в собственность недавно появившегося города Кириллов.

Ферапонтовская (Московская) башня

В середине XIX века данное здание было преобразовано и расширено, ведь оно играло чрезвычайно значимую роль в жизни населения: тут проводились различные обряды, недоступные для выполнения в условиях храма. Кроме того, здесь же находилась и главная площадь города, на которой устраивались ярмарки. Даже в XX веке, после разрушения части церкви, тут все так же шумели базары, оживленно проходила торговля.

Трапезная палата монастыря была сооружена в 1519 году. Это огромное помещение квадратной формы с большим общим столом. Здесь же обосновалась церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Позднее обеим постройкам пришлось пережить многочисленные преобразования и реконструкции.

Казанская башня со Святыми воротами

В середине XVI века подворье монастыря украсила церковь во имя архангела Гавриила – полная противоположность Успенского собора в плане архитектурного оформления. Непривычный итальянский стиль был присущ новому зданию.

Церковь святого равноапостольного князя Владимира также была построена в середине XVI столетия. Расположилась она к северу от Успенского собора.

Многие обращали внимание, что церковь князя Владимира внешне очень походит на соседний упомянутый собор, но намного меньше размером.

Церковь была обустроена в качестве придела над могилой Владимира Ивановича Воротынского. С годами она превратилась в усыпальницу всех поколений князя.

Внутренний двор монастыря

Стены и башни – защитники монастырского подворья

Общая длина всех стен, которые окружают мужской монастырь, составляет 2 километра. Стены монастыря долгое время не поддавался атакам, которых, кстати говоря, за все время существования святыни было совсем не мало. Крепость духовного комплекса была одной из самых мощных не только на севере, но и по всей стране.

Читайте также:  Молитва матроне московской об исцелении от болезней - православные иконы и молитвы

Первоначально стены, окружающие святыню, были сделаны из дерева. Но пожар привел к уничтожению ограждения. В середине XVI века началось строительство Святых ворот. Это и положило начало сооружению каменной крепости, которая прекрасно защищала пустынь на протяжении нескольких столетий.

Церковь Евфимия Великого

Завершение строительства ограждений закончилось уже в XVII веке. Но столь немалые временные затраты оправдались. Для того времени стены монастыря были сделаны очень качественно, достигали 5 метров в высоту и прослужили долгое время. По углам стены были сооружены 4 башни. Только одна из них сохранилась до наших дней благодаря колоссальным стараниям специалистов.

Новый город начали возводить в середине XVII века. Основной целью построения этой составляющей монастыря стала возможность соединения всех сооружений, окружающих подворье, в единое целое.

Церковь Спаса Преображения

Архитекторами были применены самые новейшие методы и технологии в строительстве. Благодаря этому новая крепость Кирилловского монастыря стала одной из самых мощных в России. Толщина стен нового ограждения достигла 7 метров, высота – 11.

Не удивительно, что крепость Нового города была высокопрочной и крепкой, с такими-то параметрами и с 6 башнями. Стена, которая окружала комплекс соборов и церквей со стороны озера, не была подвергнута изменениям. Архитекторы просто присоединили ее к новым ограждениям.

Испытать новую крепость в бою необходимости не было.

Кириллов монастырь: значимость для современных верующих

Великий мужской монастырь – ценный музей и исторический памятник, находится в Вологодской области. Несколько столетий данный объект был центром духовной и культурной стороны Руси, но затем он пришел в упадок. И лишь в 1924 году властями было по-настоящему обращено внимание на такую важную составляющую жизни русского человека.

Слева направо: Церковь Кирилла Белозерского, собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Владимира равноапостольного, церковь святого Епифания Кипрского

В конце XX века «Северная Лавра» была включена в Государственный перечень особо ценных объектов культурного наследия народов нашей родины. В тот же период было принято решение о передаче части этого замечательного мужского монастыря Вологодскому епархиальному управлению (в честь юбилея основания святыни).

Современный Кириллов – небольшой провинциальный городок, в котором жизнь идет своим чередом, тихо и спокойно. Пустынь на берегу Сиверского озера отлично вписывается в природную обстановку. Здесь царит удовлетворение и спокойствие. Конечно, в наше время пустынь функционирует практически исключительно как музей. Принимают посетителей только Сергиевский и Кирилловский монастыри.

Церковь Иоанна Лествичника

Каждый год здесь проходит крестный ход. Случается это осенью, 15 сентября. Только для того, чтобы полностью обойти стены, которые окружают «Северную Лавру», паломникам необходимо не менее часа времени.

Можно представить, как широко раскинулась эта мужская обитель – вдалеке от города, шума, проблем и духоты.

Наверное, отдаленность от мирских сует и привлекает многочисленное количество желающих посетить этот замечательный музей, хотя состояние дорог и количество гостиниц в небольшом городке оставляют желать лучшего.

Особенно остро трудности с устройством на проживание чувствуются в теплый период года, ведь очень много людей хотят увидеть красивые сооружения, помолиться, побыть наедине с собой и своими мыслями. Именно это придает некоторую особенность и романтику поездкам на святую землю.

Келарский корпус

Стоит отметить, что на территории Вологды практически каждый год проходит определенное количество мероприятий, связанных с духовной жизнью страны. К примеру, с 15 июня 2002 года ежегодно открывается научно-практическая конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): духовное наследие и современность».

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/697-kirillo-belozerskij-monastyr

Достопримечательности и святыни Кирилло-белозерского монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь славится не только благодаря своим святыням и духовному подвижничеству, но и обладает огромной культурной и исторической ценностью.

Даже не знаю, что завораживает тут в первую очередь – особая атмосфера или же красота и великолепие старинных средневековых построек, превосходно сохранившиеся архитектурные ансамбли храмов и крепостей.

Побывать здесь действительно стоит, и, дабы рассеять ваши сомнения на этот счет, хочу рассказать подробнее о достопримечательностях и святынях Кирилло-Белозерского монастыря – одного из самых крупных и старинных монастырей России.

Где находится Кирилло-Белозерский монастырь?

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся в г. Кириллове Вологодской области на ошеломляющей площади 12 га!
Контактные телефоны: +7(81757)31637, 31735.

Важно! Заказать экскурсию можно по тел.: +7(81757)31479, +7(921)7227584.

Как можно доехать в Кирилло-Белозерский монастырь

Самолетом. Вы можете долететь до Вологды, отсюда – с помощью другого транспорта добраться до Кирилло-Белозерского монастыря.
Автомобилем

  • От Вологды по трассе Вологда-Медвежьегорск проехать 130 км до Кириллова.
  • От Череповца через Волго-Балт 120 км по новому мосту у д. Иванов Бор.
  • От Белозерска по понтонной переправе у д. Вогнема.

Автобусом. Из Вологды либо Череповца (подробную информацию о расписании автобусов можно узнать по телефону автовокзала).
Ж/д транспортом

  • Из Москвы от Ярославского вокзала ходят поезда на Вологду (в пути – около 8 часов).
  • Из Санкт-Петербурга путешествие поездом займет около 12 часов.

Важно! В Вологде нужно будет пересесть на автобус и доехать до Кириллова.

Водным транспортом. Летом из Москвы и Санкт-Петербурга регулярно отправляется теплоход до с. Горицы. Отсюда – автобусом.

Особенности посещения монастыря

Двери монастыря открыты для паломников и туристов ежедневно. Вы можете приехать для осмотра достопримечательностей, молитв либо заказать познавательную экскурсию по территории монастыря.

Знаете ли вы? Кирилло-Белозерский музей-заповедник, в состав которого входит монастырь, также открыт каждый день с 9:00 до 18:00, билеты на посещение его объектов можно приобрести в кассах до 17:00.

Важно! Во время посещения Кирилло-Белозерского комплекса обязательно помните, что вы находитесь на святых местах, сохраняйте уважение к их чистоте и традициям.

Расписание богослужений в монастыре

Богослужения происходят в храмах монастыря ежедневно, первые молитвы читаются с 7:00 в будние дни и с 8:00 в выходные. Последние – в 17:00.

Знаете ли вы? Все богослужения происходят на церковнославянском языке.

Расписание богослужений меняется в зависимости от церковного календаря. Актуальное расписание на каждую новую неделю можно посмотреть на сайте монастыря либо узнать по указанным выше контактным телефонам.

Где можно остановиться рядом с монастырем?

  • Возможно размещение паломников в Странноприимном доме монастыря (для групп до 6 человек).
  • Также действует много частных гостиниц и коттеджей в Кириллове и его окрестностях, рассчитанных на разный уровень комфорта и материальных возможностей.

История создания Кирилло-Белозерского монастыря

  • История монастыря началась в далеком 1397 году со строительства Успенского монастыря. Основали его монахи Ферапонт и Кирилл Белозерские.
  • Долгое время монастырь расстраивался, процветал и в XV веке стал крупнейшим хранилищем рукописей на территории России. Продолжая расширяться, к XVI веку монастырь достиг внушительных размеров и среди каменных строений уступал только Троице-Сергиевому монастырю.
  • В XVII веке монастырю удалось выстоять множество набегов. Успешно отбив все нападения, монастырь приобрел также статус важного фортификационного сооружения, здесь начали достраиваться крепостные стены и башни.
  • Как и многие другие церковные строения, монастырь пострадал после прихода советской власти, в 1918 г. большевики расстреляли наставника монастыря епископа Кирилловского Варсонофия.
  • В Советские времена монастырь сохранял свою ценность только как культурный и исторический объект, здесь начали развивать активную музейную деятельность. С 1997 года весь монастырский комплекс включен в Кирилло-Белозерский музей-заповедник.
  • В 1998 году здесь снова расцвела монашеская жизнь.

Архитектурные и культурные достопримечательности монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь во многом привлекает туристов именно большим количеством архитектурных достопримечательностей.
Очутившись здесь, кажется, что попал в маленький, но очень величественный и красивый средневековый город. На его территории вы увидите:

  • Успенский собор – одну из главных достопримечательностей Кирилло-Белозерского монастыря, которая является настоящим комплексом памятников культуры Древней Руси, построенных в течении многих веков;
  • Храм преп. Кирилла Белозерского – красивый кирпичный храм, который был построен над гробницей основателя Кирилла, предположительно в 1585-87 гг.;
  • Часовню с крестом преп. Кирилла, которая является памятником тому месту, откуда монастырь начал свою жизнь;
  • Церковь преп. Сергия Радонежского, находящуюся на территории Горнего монастыря, который тогда входил в Кирилло-Белозерский комплекс. Считается, она была построена в 1560 году на вклады Ивана Грозного и его сыновей;
  • Церковь Ризоположения – памятник деревянного зодчества России, который является самым старым из точно датированных. В 1957 году она была перевезена сюда из с. Бородава, а построена была в 1485 году;
  • Церковь Преображения Господня, знаменитую благодаря своим водяным вратам;
  • Церковь Усекновения Иоанна Предтечи, построенную в 1531-34 гг. при помощи вклада кн. Василия ІІІ;
  • Церковь преп. Иоанна Лествичника, сооруженную в 1569-72 гг. при помощи вклада сыновей Ивана Грозного;
  • Церковь преп. Евфимия Великого, построенную в 1653 году, которая является одной из первых больничных церквей на территории монастыря;
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, возведенную в 1519 году на месте бывшей деревянной трапезной;
  • Церковь Арх. Гавриила, построенную в 1531-34 гг. при помощи кн. Василия ІІІ ростовскими мастерами;
  • Хлебную башню, входящую в состав Старого города, которая была построена в XVII веке;
  • Стены Успенского монастыря, которыми был укреплен монастырь в конце XVI-XVII вв.;
  • Крепость Нового города, окружающую монастырь с 3 сторон, которая была построена на вклад царя Романова в конце XVII века;
  • Стены Ивановского монастыря, датируемые XVI-XVII вв.;
  • Свиточную башню, которая является самой высокой в Кирилло-Белозерском монастыре;
  • Поваренную башню, которая являлась частью стен Старого города;
  • Московскую башню – красивую, 16-гранную башню, самую высокую из башен Нового города;
  • Малую Мереженную башню, которая сохранилась только частично;
  • Кузнечную башню – многогранную, многоэтажную башню на берегу Сиверского озера;
  • Косую башню, которая являлась караульной;
  • Казанскую башню – необычную квадратную башню высотой 17 м;
  • Глухую башню, в которой некогда изготовляли свечи и котлы;
  • Вологодскую башню, которая была построена самая первая в Новом городе;
  • Большую Мереженную башню, строительство которой началось в 1667 году;
  • Архимандричьи кельи, построенные в 1647-48 гг.;
  • Трапезную палату, которая имела огромный общий зал;
  • Священнические кельи – одни из самых простых строений на территории монастыря;
  • Поварню – одно из самых значительных хозяйственных помещений;
  • Поваренные кельи, от которых в наше время осталась лишь одна палата;
  • Монашеские кельи, имеющие необычную и сложную планировку;
  • Здание монастырского архива, внутренняя планировка которого была немного изменена;
  • Малую больничную палату, построенную в 1730-е годы с помощью императрицы Анны;
  • Колокольню – одно из самых монументальных сооружений монастыря;
  • Казенную палату – одно из самых необычных зданий, которое постепенно достраивалось и увеличивалось соразмерно с ростом богатств монастыря;
  • Здание духовного училища, расположенное между крепостными стенами и церковью Евфимия;
  • Домик келаря – небольшой уцелевший 2-этажный домик, который является примером монастырских келий давних времен;
  • Большие больничные палаты, появившиеся здесь в 1643-44 гг.

Святыни монастыря

  • Одной из главных монастырских святынь являются мощи преп. Кирилла, которые находятся в Храме, посвященном основателю Обители под спудом.
  • Также на территории монастыря находится часовня и крест, поставленные лично основателем, а в 6 км от монастырского комплекса, на горе Мауре, расположен поклонный крест.Знаете ли вы? Он стоит на том месте, где преп. Кирилл увидел Богородицу, которая подсказала ему место для строения монастыря.
  • В Успенском соборе возле алтаря находятся мощи преп. Иакова Кирилловского с мраморным памятником.
  • Недалеко от монастыря по ул. Строителей, 56, расположена часовня Новомучеников Кирилловских, построенная на месте их расстрела.
  • Большую культурную и церковную ценность представляют также выдающиеся иконы Кирилло-Белозерского монастыря, которые ныне собраны в Музее икон, находящемся при монастыре.
  • Также вы имеете возможность увидеть весь иконостас Кирилло-Белозерского монастыря, который расположился в Успенском соборе.

Фото и видео Кирилло-Белозерского монастыря

Удобная схема монастырских владений.
Одна из башен и прекрасно сохранившееся крепостные стены монастыря.

Настоящий средневековый город, сохранившийся в центре России.
Знаменитый иконостас в Успенском соборе монастыря.Красотой архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря хочется любоваться вновь и вновь. Тот, кто однажды побывал здесь и ощутил непередаваемую атмосферу святых мест, гармонично и величественно раскинувшихся на фоне красивейшей природы, никогда не забудет этого ощущения.

А посчастливилось ли вам побывать в Кирилло-Белозерском монастыре, и какие у вас остались впечатления?

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/kirillo-belozerskij.html

История Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь – это действующий православный мужской монастырь, расположенный на берегу Сиверского озера в Вологодской области.

Вся история Кирилло-Белозерского монастыря неразрывно связана с важными событиями в Русском государстве.

Он был крупнейшим религиозным и культурно-экономическим центром Русского севера, местом политической ссылки и центром паломничества, а до XVII века имел важное стратегическое значение.

При Кирилле Белозерском монастырь называли Домом Пресвятой Богородицы, а после его смерти – Домом Пресвятой Богородицы и чудотворца Кирилла.

Обитель никогда и никем не была осквернена: ни татарами, ни литовцами, ни поляками, ни немцами.

Во время польско-литовского нашествия на нее трижды нападали, осаждали и пытались взять приступом, но проникнуть за крепостные стены захватчикам не удалось.

Все храмы и сооружения пережили и трудное советское время, когда шла борьба с религией. Большинство икон также дошло до наших дней.

Белозерская обитель – это город с мощнейшими крепостными стенами и башнями, с огромной территорией, площадь которой – самая большая в Европе. Чтобы обойти ее во время крестного хода, у монахов уходит полтора часа.

Из истории

Кирилл Белозерский (в миру имел имя Козьма) принадлежал к знатному московскому боярскому роду Вельяминовых. Когда ему было 30 лет, он пришел в московский Симонов монастырь, основателем которого был ученик и племянник Сергия Радонежского – архимандрит Феодор.

Козьма был пострижен в монашество с именем Кирилл.

В обители он работал у раскаленной печи на монастырской кухне, затем ему поручили переписывать книги, а когда архимандрит Феодор получил ростовскую кафедру епископа, преподобному Кириллу был доверен этот важный пост. Однако, из-за недоброжелательства некоторых иноков Кирилл уже через год отказался от власти. Всего он пробыл в обители Симона около 30 лет.

Основание Кирилло-Белозерского монастыря

В это время в Симонов монастырь из северного Белозерского края прибыл постриженик этой же обители старец Ферапонт. Впечатлённый его рассказами преподобный Кирилл решил покинуть обитель и отправился жить в далекий северный край.

Так, в возрасте 60 лет он пришел в Белозерье и поселился в том месте, где речка Свияга впадает в Сиверское озеро. Здесь, на склоне крутого холма, он устроил себе хижину, построил часовню и в одиночестве стал жить в лесной глуши.

Весть о его подвижнической жизни стала известна не только в окрестных поселениях, но и в Москве. Вскоре иноки из других обителей, а также миряне, искавшие пути спасения, стали приходить в Белозерский край.

В новой обители были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, все было общее, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания, вино в обители не держалось, а уличенные в питии вина безжалостно изгонялись.

Не смотря на строгий устав и необходимость постоянно преодолевать трудности, число иноков в обители постоянно увеличивалось.

Про старца Кирилла складывали легенды:

  • По одной из них однажды своей пламенной молитвой он остановил на озере бурю и, тем самым, спас от гибели монахов-рыболовов
  • В неурожайные года хлеб в монашеских амбарах чудесным образом не уменьшался и монахи делились им с голодающими крестьянами.

Первый храм здесь был поставлен в 1397 году, это была деревянная церковь Успения.

Преподобный Кирилл Белозерский управлял обителью в течение 30 лет и, не смотря на суровые условия жизни, умер в 1427 году в возрасте 90 лет, а через 21 год после смерти он был причислен к лику святых.

Развитие и процветание обители после смерти Кирилла

Преподобный Кирилл наладил монастырскую жизнь так, что и после его смерти обитель продолжала расти и увеличивать свое влияние в государственном масштабе. Особый авторитет и уважение она приобрела после событий 1446 года:

В первой половине XV века в Москве шла упорная борьба за власть. В 1445 году, когда на престоле находился Василий II, князь Дмитрий Шемяка, совершил государственный переворот и заставил экс-князя целовать крест и дать клятву перед крестом, что он не будет больше претендовать на престол. Кроме того, он ослепил Василия II и сослал его в Вологду.

Вскоре Василий Темный (так его стали называть за слепоту) отправился в Кириллов монастырь, настоятель которого освободил его от “крестного целования” и благословил к возвращению на княжение.

В феврале 1446 года Василию II удалось возвратиться в Москву и занять престол, в связи с чем он проникся любовью и уважением к обители и щедро отблагодарил ее.

Дмитрий Шемяка бежал в Великий Новгород, где через несколько лет, в 1453 году был отравлен и погиб.

Со временем иноки обители стали отходить от заветов ее основателя относительно строгой, подвижнической жизни. Часто, вступая в братию, богатые миряне делали большие вклады, на которые настоятели покупали большие земельные участки.

Часть монахов выступала против такой предприимчивости и в знак протеста покидала обитель. Более того, в конце XV века возникло движение заволжских старцев-нестяжателей, идеи которых поддерживал и Нил Сорский. Однако, в результате, восторжествовало направление, выступившее за сильную и богатую церковь.

Московские правители уделяли монастырю большое внимание. Так, в 1528 году князь Василий III с княгиней Еленой Глинской молились здесь о даровании им наследника, а их родившийся сын, ставший царем Иваном Грозным, считал себя обязанным монастырю своим рождением. Как и его отец, он делал большие вклады на развитие обители.

Надо отметить, что перед смертью и Василий III, и Иван Грозный были пострижениками обители.

На средства Василия III и его сыновей Ивана и Федора в монастыре было построено несколько храмов.

Со второй половины XVI века обитель владела огромными земельными угодьями, соляными и рыбными промыслами, также имела собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, и Вологде, Ярославле и других городах. Монастырь бурно застраивается, скоро превращается в городок и по числу храмов превосходит даже Троице-Сергиеву обитель.

Структурно он включает в себя Большой Успенский и Малый Ивановский монастыри, а также Новый город.

В Большом Успенском монастыре расположены основные монастырские строения. Это Успенский собор, построенный в 1497 году, и церковь преподобного Кирилла Белозерского, церкви преподобного князя Владимира и святого Епифания Кипрского, Трапезная палата и Колокольня, церковь Архангела Гавриила и другие храмы.

Среди построек Малого Ивановского монастыря можно выделить церкви Гавриила и Иоанна Предтечи, надвратные церкви Преображения и Ивана Лествичника.

К началу XVII века обители принадлежало 11 сел и 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей.

Кирилло-Белозерский монастырь как место заточения

Как и многие другие северные монастыри, обитель использовалась как место ссылки неугодных представителей знати. Особенно много высокопоставленных людей сюда было сослано в период царствования Ивана Грозного.

Некоторые из них сами укрывались здесь по своей воле. В этот период особенно заметен отход от прежней строгой монашеской жизни.

Часто находившиеся в заточении аристократы не утруждали себя чтением молитв, не держали пост, а в кельях устраивали целые пиры.

Среди сосланных в обитель был приближенный Ивана III боярин Василий Косой-Патрикеев, московский митрополит Иоасаф Скопицин и священник московского Благовещенского собора Сильвестр.

В 1534 году здесь был заточен полководец Иван Воротынский, а также его сыновья военноначальники Владимир и Михаил Воротынские, которые погибли в стенах обители. Сюда был сослан князь Иван Петрович Шуйский, умерший насильственной смертью, а в XVII веке здесь был заточен патриарх Никон.

Центр культурной жизни

На первых этапах своего существования Кирилло-Белозерский монастырь имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещении этого края.

В обители собирались и переписывались книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство – это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы.

Здесь создавались церковные песнопения, иконы и предметы церковного убранства, обитель была центром культурной жизни в самом широком его понимании.

Обитель в период польско-литовской оккупации

К 1601 году оба монастыря были обнесены каменными стенами с восемью башнями, причем стены Успенского монастыря имели два яруса бойниц, а Ивановского – один. Внутри стен находились девять каменных церквей, колокольня и различные хозяйственные постройки.

Кроме того, в 1610 году было завершено строительство дополнительной каменной стены – Острога, которая защитила наиболее уязвимый участок обители на стыке стен двух монастырей.

Построенная крепость в 1612-1617 годах благополучно выдержала несколько наступлений польско-литовских интервентов.

Первый раз польско-литовские отряды напали на обитель в августе 1612 года, затем предпринимались попытки захватить крепость в декабре того же года. В последующем они несколько раз подходили к стенам крепости, но увидев ее готовность к обороне, не решались предпринять штурм.

Почти шесть лет крепость находилась в осаде и все это время польско-литовские интервенты грабили и сжигали монастырские деревни, расположенные вокруг, убивали крестьян. Обитель терпела большие убытки, не хватало денег и продовольствия, а население монастырских сел к 1617 году сократилось на 90%.

Осада крепости прекратилась только в 1618 году.

Строительство новых укреплений

В 30-х годах XVII века стены крепости, пострадавшие во время боев, вновь укрепляются, а в 1653 году по указу и на средства царя Алексея Михайловича начинается строительство грандиозной стены.

Царь хотел создать в северных краях сильную крепость, в которой можно было бы укрыться от врагов во время войн и в период внутренних волнений.

С весны 1653 года начались строительные работы, продолжавшиеся около тридцати лет. Возведенные укрепления, ставшие вторым кольцом оборонительных сооружений, по своей величине не имеют равных в России. Высота башен составляет более 50 метров, длина стен – два километра триста метров, по их галереям можно свободно проехать на четверке лошадей.

Вместе с тем, построенные укрепления не использовались для защиты обители.

Упадок монастыря

Закат монастыря начался при Петре Первом, когда в России появились северные порты и торговля через Архангельск значительно сократилась. Кроме того, крепость утратила свое фортификационное значение.

При Петре Первом деньги на монастырские постройки не выделялись, а рабочие руки больше были нужны на строительстве Санкт-Петербурга.

В 1864 году Екатерина II отобрала у обители крестьян и угодья, а вскоре, по ее указу, монастырская слобода была преобразована в город Кириллов.

С приходом Советской власти в 1918 году был расстрелян настоятель монастыря, епископ Кирилловский Варсонофий.

В 1924 году обитель была закрыта, а на ее территории был создан краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Возрождение

В 1997 году, в год 600-летия основания монастыря был подписан договор между музеем и Вологодским епархиальным управлением, в соответствии с которым на территории Малого Иоанновского монастыря возобновлялась монашеская жизнь. Более чем через 70-лет в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского совершилась Божественная литургия, а 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь был передан Церкви.

С 1998 года Кирилло-Белозерский монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России.

Источник: https://TripGuide.ru/page_331.htm

Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро

pamsik… Кирилло-Белозерский монастырь находится в маленьком городке Кириллове Вологодской области.… Лучшее украшение Кириллова – это монастырь и Сиверское озеро.

…Если по внутренним настенным галереям дойти до самой крайней приозёрной Кузнечной башни, которая является самой лучшей точкой панорамного обзора монастыря – то отсюда получаются лучшие снимки.…Мне кажется, что в монастырь этот едут люди, чтобы и увидеть, наконец, Небо.

Потому что здесь, над этим монастырём, над Сиверским озером оно особенное…Лучшее украшение Кириллова – это монастырь и Сиверское озеро.Главное чем впечатляет этот монастырь – это длинные-предлинные трехъярусные, с арками и галереями на внутренней стороне, стены, которые надёжно окружают-обнимают его со всех сторон.

Стены, действительно, поражают воображение – длиной в полтора километра, высотой 10 метров, а толщиной 7; башни с 8-миэтажный дом.

Внутри этих мощных стен и спрятан сам монастырь, а вернее сказать два монастыря.

Самый первый, самый древний и тот самый, который основал на Ивановской горке сам преподобный Кирилл Белозёрский – Ивановский монастырь (Малый) и рядом второйУспенский монастырь (Большой). Но – эти монастыри тоже спрятаны за внутренней оградой, не такой впечатляющей, но тоже приличной.

Это – Старый город.

А Новые стены – те самые длинные, с арками, галереями и башнями охватывают и сам Старый город, и плюс ещё большую площадь земли. И всё вместе называется Новый город или Кирилло-Белозёрский монастырь. Монастырь раньше был военной крепостью, поэтому укрепился вот такими двойными стенами.

Неподготовленному человеку сначала достаточно сложно разобраться, что к чему.Когда вы входите в главные центральные ворота через Казанскую башню, то вы попадаете на территорию Нового города.

Здесь вы начинаете растерянно крутить головой, ошеломлённо рассматривать огромный периметр необычной кладки стен и соображать куда идти – прямо вперёд по аллее или налево по тропинке.

Сворачивайте на левую тропинку, она ведёт прямо к Вологодской башне, где находятся кассы, чтобы купить билеты и подняться на галереи.

В галереях, длинных и гулких, стоят резные деревянные скамейки, цветы в соломенных корзинках и на стенах висит очень интересная информация в виде стендов. Мы читали с огромным наслаждением про историю монастыря, и сколько потом я не перелистывала книжицы на лотках в поисках подобного изложения – попадались совсем не такие. По галереям вы прогуливаетесь не просто так.

Во-первых, привыкаете и рассматриваете окружающий пейзаж: деревянные церквушку и ветряную мельницу, расположенные здесь на монастырской территории в качестве традиционного уже «музея под открытым небом». Отсюда же сверху хорошо видно вторую внутреннюю стену, за которой и начинаются собственно монастыри. Тот, что вы видите прямо перед собой – это Малый Ивановский монастырь.

Перед вами находится розоватая церковь Иоанна Предтечи и белая более миниатюрная церковь Сергия Радонежского с трапезной. Первая церковь стоит прямо на холме и считалась главной в Ивановском монастыре.

Если хорошо присмотреться, то чуть ниже её видны две каменные сени-беседки, одна построенная прямо над местом первой кельи-землянки и крошечной древней бревенчатой часовни, где молился сам преподобный Кирилл Белозёрский, в другой находится макет первоначального креста, установленного также самим старцем.

Во-вторых, по галерее вы доходите до самой крайней приозёрной Кузнечной башни. А это самая лучшая точка панорамного обзора монастыря и отсюда получаются лучшие снимки.

После прогулки по галереям вы возвращаетесь по той же тропинке к аллее, которая ведёт к Святым воротам с надвратной церковью Иоанна Лествичника и через них попадаете на территорию Большого Успенского монастыря. Эта надвратная церковь строилась на деньги двух сыновей Грозного – Иоанна и Фёдора, и поэтому посвящена их святым тёзкам Иоанну Лествичнику и Феодору Стратилату.

Из-за того, что два монастыря существуют практически единым целым организмом, на их общей территории очень много разнообразных церквей, которые скомпонованы либо группой, например:

Cразу перед собой, чуть левее центра – Успенский собор, церковь Владимира, церковь Епифания и церковь Кирилла;

Cразу прямо перед вами – Колокольня, церковь Архангела Гавриила, церковь Введения с трапезной.
Либо постройки раскиданы по одиночке, например:

Сразу слева от ворот – Монашеские кельи,

Сразу справа от ворот – Казённую палату,
Напротив Успенского собора – Архимандричьи палаты,
Налево наискосок – церковь Евфимия,
За Колокольней ближе к озеру – чудные старинные домик келаря и Водяные ворота с надвратной церковью Преображения Господня.Уф. Всего здесь целых 11 церквей. Действительно можно легко запутаться, поэтому надо обязательно купить тоненькую карту-путеводитель по монастырю на входе или открыть сам путеводитель со схемой.Мы побродили по монастырю, увидели гигантские пни от спиленных дубов, видимо, когда-то здесь монахи бродили по роскошной дубовой аллее.Полюбовались низеньким, стареньким, но чудным своей старинной исторической осанкой домиком келаря и соседней надвратной трёхглавой церковью Преображения.Глаз радовала их явно выделяющаяся на фоне более современных построек почти идеальная гармоничная архитектурная форма и через распахнутые Водяные ворота под церковью вышли прямо на берег Сиверского озера.Это тоже главное впечатление от Кирилло-Белозерского монастыря, кроме поражающих длиной и мощью крепостных стен. Вся узкая береговая линия выложена огромными валунами. Раньше Водяные ворота служили парадным входом в монастырь, здесь находится до сих пор небольшая бухта для речных судов.Мы бродили вдоль стен, изучали башни, искали их названия по карте-путеводителю. Сидели на камнях; смотрели на завораживающую рябь серых волн; утиный выводок, качающийся на волнах; на белых сильных чаек, рассекающих небо; пытались рассмотреть островок патриарха Никона в центре озера. Было очень красиво и очень спокойно. За нами мощнейшие монастырские стены из красного кирпича, перед нами – морщинистое от ветра зеркально-стальное огромное Сиверское озеро, под нами – большущие круглые валуны, подпирающие и охраняющие берег от размыва волнами и над нами – бескрайнее в ширину и глубину, с плотными косматыми облаками небо…. Вот мне кажется, что в монастырь этот едут люди, чтобы и увидеть, наконец, Небо. Потому что здесь, над этим монастырём, над Сиверским озером оно особенное…Не думайте, что на валунах сидели одни мы, и только мы любовались этим озером и небом. Нет. Много людей. Вот картина – люди сидят на облюбованных камнях, ма-а-ленькие такие фигурки на фоне огромных стен, и смотрят вдаль.

Правда, наше созерцание и умиротворение один раз нарушил какой-то турист, который с гиком: «Эхма, хочу омолодиться в вашем озере», скинул с себя одежду и нырнул в озеро. Холодное, кстати. Молодец. Муж, напомнив мне про мой подвиг купания в леденющем Дивеевском источнике, предложил мне его повторить, но я неее… забоялась.

Если сравнивать свои впечатления от Ферапонтова и Кириллова, и делать это честно, то скажу, не кривя душой.

Ферапонтово – это что-то потрясающее, хватающее за душу, цепляющее сердце, память, мысли, а по Кирилло-Белозерскому монастырю мы ходили с более приземлённо-туристическим настроением.

Может быть потому так, что мы не попали ни в одну церковь? Зато увидели Озеро и Небо. Чего ещё надо?Да, и для тех, кто любит не романтику, а математику. Длина Сиверского озера – 6,6км, наибольшая ширина – 1,5км, наибольшая глубина – 26м.

А Сиверко это холодный северный ветер.

Кирилл Белозерский был 30 лет игуменом своего монастыря и оставил нам потомкам такие слова: всё будет хорошо, «только любовь имейте между собою». Его мощи находятся в церкви Кирилла, примыкающей сзади к Успенскому собору

Кирилл ввёл в своём монастыре чрезвычайно жёсткие и аскетичные правила – «Правила святых отец». Солгал – ешь всухомятку в течение недели и бей 60 поклонов каждый день. Клевету возводил – сиди 40 дней на сухоядении и ежедневно бей 80 поклонов. Злопамятничал – вот тебе две недели такого поста и по 100 поклонов каждый день.

А ежели «похулил что-либо: дождь или снег, тварь божию, – имай епитимию: 3 дний сухо да ясть, поклона 25». Основной заповедью монастыря было: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром», т.е. подумай о совести брат, о том, как ты относишься к Богу и людям.

Сам старец выполнял самые тяжёлые послушания и ходил в «разодранном и много швенном» рубище.

Зато преподобный лично переписывал и заставлял монахов учить уникальные для 15 века книги! Монахи монастыря изучали главы из «Физики» Галена, «О происхождении грома и молнии», «О падающих звездах», «Об устройстве земли», «О землетрясениях», «О четырех стихиях и о морях» и многие другие. Это было невероятно для того времени.

А какая библиотека была в монастыре! Это было одно из богатейших книгохранилищ на Руси! Здесь не только берегли, описывали, переплетали и читали книги, но и писали их, при этом сочиняя и редактируя. Переписывание книг являлось главным иноческим послушанием. Не думайте, что где-то за печкой сидел монашек и при тусклом свете лучины корябал старую телячью кожу гусиным пером. Отнюдь нет. В монастыре была целая, если можно так сказать, индустрия книгоделания.

А какие были кирилловские распевы! Они воспринимались тогда и распространялись как высочайшие образцы церковного пения.

Здесь в Кирилло-Белозерском монастыре содержался патриарх Никон.

Великий царь Всеа Руси Иван Васильевич Грозный чрезвычайно жаловал эту обитель. Щедро одаривал, подарил Славянский волок вместе с землями и крестьянами. На дарственные деньги были построены две церкви: Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила. На деньги сыновей Грозного – надвратная церковь (о ней писала). В 16-17в. в монастыре шло очень активное строительство.

Но Смутное время добралось и до Белозерья. Поляков и литовцев выгнали из Москвы, и они двинулись на Север, взяли Вологду, Белозёрск, Тотьму, Сольвычегодск. Летом 1612 года остановились перед стенами Кирилло-Белозёрского монастыря. На 6 лет. Потому что всё это время монастырь держал осаду, сопротивлялся, отбивался, защищался и нападал.

После того, как интервентов всё-таки разогнали, в монастыре решили строить Новые стены или Новый город. Возводили – стены, башни – 30 лет. Руководил работами русский мастер Кирилл Серков. Так монастырь стал крепостью. Вернее не успел стать.Мощные стены, только что построенные, стали не актуальными: Екатерина II провела секуляризацию церковных земель.Из монастыря стали ввозить книги.

Кельи и башни стали сдаваться в аренду. Они превратились в склады соли, хлеба и даже вина. Стены монастыря со стороны озера были завалены брёвнами, здесь был дровяной склад. В одном из помещений монастыря даже был городской острог. Руководство монастыря, конечно, сопротивлялось и прилагало все усилия, чтобы возродить, поднять, поставить обитель на ноги.

Но время наступало уже Советское. И тогда монастырь стоял почти в руинах, из монастыря утащили практически всё ценное, а знаменитые кирилловские колокола, которые раньше пели искусно подобранными звонами, сдали в металлолом. Советское государство, таким образом, обогатилось на 31 298кг колокольной бронзы и 2 855кг железа из колокольных языков.Сейчас монастырь возрождается.

Усилиями энтузиастов. Медленно. Но верно.

Рассказ «Кириллов и Ферапонтово. Звёзды Русского Севера»

Посты о Русском Севере:

Мини-путеводитель по Вологодской области: Ферапонтово, Горицы и гора МаУра
Вологодский Кремль …и Либерея Ивана Грозного
Вологда и Николай Рубцов

Посты по русским монастырям:

Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь
Тихонова Пустынь (Калужская Свято-Тихонова Пустынь)
Вознесенская Давидова Пустынь
Кострома. Ипатьевский монастырь
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)
Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область)
Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место

Источник: https://ru-travel.livejournal.com/32666410.html

Ссылка на основную публикацию