Как стать батюшкой в православной церкви

Как стать священником | Про профессии.ру

Как стать батюшкой в православной церквиСтать священнослужителем и помогать ближним — это значит, полностью посвятить себя вере и религии. Но чтобы получить сан и работать в приходе, нужна соответствующая подготовка.

Не только изучение наук, грамматики и письма позволят стать служителем церкви, но и духовная готовность к принятию сана.

Обучение в семинарии является первоначальной задачей для достижения сана.

Но поступающий должен подходит по следующим требованиям:

  •  мужской пол, возраст от 18 до 35 лет;
  •  семейное положение: холост или состоящий в первом браке;
  •  наличие законченного среднего образования;
  •  рекомендация от служителя церкви.

Помимо стандартных для набора условий имеются требования по начальным знаниям семинариста. Это должно быть умение хорошо излагать свои мысли, уметь передавать библейские рассказы в точности с вложенным смыслом.

При поступлении комиссией также будут проверяться умение читать Псалтырь и вокальные данные для выступления в хоре.

Общая длительность обучения составляет 5 лет. При этом студенты получают стипендию. Иногородним семинаристам предоставляется не только место для проживания, но и питание.

Проживание в общежитие предполагает соответствие многим правилам. Например, в ночное время каждый семинарист должен находиться в своей комнате. Кроме того посещения студентов посторонними запрещено.

Исключение составляет лишь общение с родными, приехавшими встретиться с будущим священнослужителем.

Сдача экзаменов для поступления в семинарию начинаются с середины августа. Полноценное обучение поступивших осуществляется с 1-го сентября, как и в любом обычном ВУЗе.

После окончания обучения семинаристы отправляются к своему приходу, к которому они будут прикреплены. По мере длительности и исправности службы возможно получение нового сана. Согласно нынешнему званию священнослужитель может или просто присутствовать на таинствах, или проводить их.

Наиболее важным вопросом является семейное положение на момент окончания семинарии. Будущий священнослужитель должен стать монахом, жениться или же отложить принятие сана.

Как стать священником РПЦ

Стать священнослужителем Русской Православной Церкви можно только после обучения в специализированном учебном заведении. К ним относятся университеты, семинарии, институты и академии. Обучение в них сложное и требует полной отдачи и точного соблюдения правил.

После завершения обучения новоиспеченный священнослужитель поступает в один из приходов, закрепленных за отдельным учебным заведением. Затем по мере получения новых санов возможен переход в один из приходов, относящихся к РПЦ.

Расположенные по всему миру церкви и соборы РПЦ принимают только тех священнослужителей, которые имеют высокий сан и за все время своего служения приходу помогли в развитии церкви и наставлении прихожан.

Как стать священником без семинарии (без образования)

Человеку, не имеющему семинарского образования, стать священнослужителем можно только в том случае, если глава его прихода произведет рукоположение. Но данное получение сана практикуется исключительно в немногих церквях, поэтому семинаристское образование является обязательным условием для становления священнослужителем.

Как стать православным священником

Теоретически стать православным священником может любой человек мужского пола, крещенный в православии и получивший соответствующее образование.

Практически же к служению надо готовиться с раннего детства. Эта профессия нередко переходит от отца к сыну.

Получить первоначальное православное образование можно не только в семье, но и в воскресных школах, которые сейчас открыты при многих храмах.

Получить специальное образование будущий священник может в семинарии или духовном училище, а также – в духовной академии или духовном университете. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан.

Таинство рукоположения

До того, как его принять мужчине приходится сделать еще один жизненно важный выбор: решить будет ли он обзаводиться семьей. Если не мыслит себя без семьи, то жениться, причем по церковному канону, он должен до рукоположения.

В этом случае он будет принадлежать к так называемому «белому духовенству». «Черное духовенство» – те, кто принял монашество и отказался от плотских утех, жениться уже не смогут. Однако именно для них открываются все карьерные перспективы.

Епископом, архиепископом, митрополитом и патриархом могут стать исключительно представители «черного духовенства».

Как стать католическим священником

Путь в католические священники еще более суров. В католицизме нет «белого духовенства», поэтому, только собираясь вступить на этот путь, надо быть готовым к обету безбрачия.

Духовное образование католические священники получают в семинарии, куда могут поступить либо после гимназии, либо после вуза. В первом случае учиться придется 8 лет, во втором – 4 года.

После окончания обучения будущему священнику дается полгода испытательного срока на службе в церкви для того, чтобы он окончательно решил, верный ли путь избрал. После окончания этого срока состоится обряд рукоположения в сан.

Как можно убедиться, священничество – это не только выбор профессии, но и выбор всей дальнейшей жизни. Поэтому он требует особой ответственности и зрелости.

Возможно Вас заинтересуют:

Источник: http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/kak-stat/kak-stat-svyashchennikom

«Прежде чем стать священником, нужно испытать свое сердце»

Кто может быть священником? Как возник институт священства? Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний — митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Кто посредник?

— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то.

Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям.

Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

— Что же тогда священство?

— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе.

Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно.

В Послании к Римлянам апостол Павел  пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15).

Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.

— А как возник институт священства?

— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23).

Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня.

Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем.

Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства.

Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения.

Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками).

Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии).

  В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом.

Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

«После принятия сана вступать в брак запрещено»

— Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?

— Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого — это запрещено каноническими правилами.

— С чем связан этот запрет?

— Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения.

Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви — Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом.

Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.

— Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?

— Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.

— А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?

— В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно.

Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты.

Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.

После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы — не ранее 30-летнего.

Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных. Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.

Быть образцом

— Светское общество тоже предъявляет к священникам высокие требования в области морали. Почему же их поведение порой разочаровывает людей?

— Прискорбно слышать о таком недостойном поведении. Мы живем в информационном обществе. И поэтому проступок священника практически моментально может стать достоянием гласности.

Но самое печальное, что в таких случаях пятно позора ложится не только на самого нерадивого пастыря, но и на всю Церковь. Такова закономерность общественного сознания.

Недостатки священника автоматически переносятся на всю Церковь.

Читайте также:  Икона "остробрамская" в чем помогает - православные иконы и молитвы

Каждый священник должен помнить о том, какая ответственность на него возложена. Ведь ему вручается крест, на обратной стороне которого написаны важные слова: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4: 12).

В этих словах как раз и выражено главное нравственное требование, предъявляемое священнику. Он должен быть, в первую очередь, образцом для своих прихожан.

Те нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть именно образец.

Христос в Нагорной проповеди называет своих учеников светом мира: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Всякий христианин должен светить миру своей добродетельной жизнью. Но для пастыря Церкви это требование актуально вдвойне.

При этом мы должны понимать: и диакон, и священник, и епископ – тоже люди, которые борются с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с недостойным поведением священника, прежде всего, не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу об этом человеке, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение.

— А есть ли такие виды деятельности, которые не рекомендованы или запрещены священникам?

— Каноны запрещают те виды деятельности, которые не совместимы с высоким служением. Священник не может предаваться пьянству и участвовать в азартных играх. Ему нельзя устраивать алкогольный пир и посещать места, в которых распивают спиртное.

В постановлениях древних церковных Соборов также встречаются запреты для священников на участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, использованием масок.

В Византии священнику запрещалось посещать ипподром или присутствовать на других подобных общественных увеселениях. Также нельзя посещать общественные бани, поскольку в них еще с языческих времен мужчины и женщины мылись вместе.

Могут быть ограничения и по участию в свадьбе: если там происходят непристойные игры, оттуда следует удалиться. Также священнику строго запрещено поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Не разрешаются любые занятия, связанные с пролитием крови (не только человека, но и животного).

Это касается не только охоты, но и врачебной практики, особенно хирургии. Ведь в случае смертельного исхода (во время операции) хирурга могут обвинить в невольном убийстве, а это влечет за собой извержение из сана.

Со священнослужением несовместимы и другие занятия (профессии): исполнение общественных и государственных должностей, пребывание на военной службе, ростовщичество и торговля (особенно винная). Что касается внешнего вида, то нельзя носить щегольскую и пышную одежду: она должна быть скромной и пристойной. Главная цель таких требований — оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.

Отвечать не только за себя

— Наличие семинарского образования – обязательное условие для принятия сана?

— От кандидата в степень пресвитера и особенно епископа требуется и наличие основательных знаний, и умение передавать эти знания другим. Еще апостол Павел писал, что епископ должен быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1: 9). Поэтому в Церкви существует специальная система подготовки кандидатов в священство.

До революции для рукоположения необходимо было успешно пройти курс обучения в духовной семинарии, а для епископа считалось обязательным окончание духовной академии. Хотя бывали случаи, когда высоких иерархических степеней достигали и без духовного образования. Яркий пример — духовный писатель XIX в.

святитель Игнатий (Брянчанинов), сочинения которого вошли в золотой фонд православной аскетической литературы.

После революции система духовного образования была разрушена. В условиях жестоких гонений на Церковь получить духовное образование было просто невозможно. Потому к рукоположению допускали и тех, кто не имел образования. Но сегодня мы имеем достаточное количество учебных заведений для подготовки пастырей.

Поэтому рукоположение кандидатов, не обучавшихся в семинарии, допускается лишь в виде исключения.
Те, кто обучается на дневном отделении духовных семинарий, могут принимать сан диакона, начиная с третьего курса.

А к принятию пресвитерского сана мы обычно допускаем тех, кто учится на последнем (четвертом) курсе семинарии.

— Вам часто приходится совершать рукоположение своих студентов. Интересуетесь ли дальнейшей судьбой бывших воспитанников?

— Наши выпускники, как правило, возвращаются для служения в те епархии, откуда они были направлены на учебу. Мы стараемся поддерживать их в пастырском служении. Однако отследить судьбы всех выпускников едва ли возможно… В связи с этим хотел бы напомнить: еще до революции, когда Киевская духовная академия готовилась отметить свой 300-летний юбилей (в 1915 г.

), профессор протоиерей Федор Титов решил собрать сведения о всех выпускниках, окончивших академию в течение XIX – начала ХХ вв. Он трудился несколько лет, собрал массу материала, но так и не смог решить столь масштабную задачу. Сейчас мы тоже занимаемся изданием материалов, собранных отцом Федором.

Работая над ними, мы видим сколь неожиданно порой складывались судьбы наших выпускников…

— Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии?

— Разумеется, в духовной школе нужно получить всестороннюю подготовку: и теоретическую, и практическую, и общегуманитарную. Поэтому создать сбалансированный учебный план очень непросто.

Мы регулярно корректируем учебные программы, исходя именно из современных нужд Церкви.

Для нас крайне важны и обратная связь с выпускниками, и постоянное общение с правящими архиереями, которые прекрасно знают нужды своих епархий.

— Сколько священников служат в Украинской Православной Церкви?

— Более 11 тысяч. Они несут служение на приходах, количество которых превышает 12 тысяч. В разных регионах — разная ситуация. В одних епархиях практически нет священнических вакансий, а в других — ощущается нехватка духовенства.

Как показывает статистика, количественный рост священнослужителей Церкви (который начался еще после падения атеистического советского государства) продолжается и по сей день: создаются новые общины, возводятся новые храмы и монастыри.

— О чем должен думать человек, которому впервые пришла мысль о священстве? Какой мотив должен присутствовать в таком желании?

— Желание стать священником обязательно должно быть связано с решимостью отдать всего себя на служение Богу и людям.

Стремление к священству – это стремление к самоотвержению, а не к власти, карьерному росту или материальному обогащению. Принятие священства – принятие добровольного бремени.

Ведь на Страшном суде священник будет отвечать не только за себя, но и за тех людей, которых ему вверил Господь. Прежде чем стать священником, нужно испытать свое сердце…

Записал протоиерей Владислав Софийчук
 

Источник: https://pravlife.org/ru/content/prezhde-chem-stat-svyashchennikom-nuzhno-ispytat-svoe-serdce

Как стать священником? Что для этого нужно? — База ответов на любые вопросы

Решение стать священником – ответственный шаг, ведь само понятие «священнослужитель» подразумевает не просто профессию или работу, а жизненный путь, связанный с постоянным служением Богу и людям.

Такой человек должен иметь стремление к духовной жизни и полностью посвятить себя религии. Как же получить священнический сан?

Как стать православным священником?
Как стать католическим священником?
Как стать священником без семинарии?
Как стать священником в 40 лет?
Как стать священником в 50 лет?

Путь к богослужению начинается с получения необходимых знаний. Обучение православных священнослужителей проводится в духовных семинариях, куда зачисляют мужчин в возрасте от 18 до 35 лет с законченным средним образованием.

Для того, чтобы быть допущенным к вступительным экзаменам, помимо основных документов, следует предоставить благословение епископа в письменном виде, свидетельство о прохождении таинства крещения, а также рекомендацию одного из священнослужителей.

Женатые абитуриенты дополнительно прилагают свидетельство о венчании.

Учение в семинарии длится 5 лет. В течение этого времени студенты изучают не только богословские науки, но и много других предметов, таких как литература, философия.

После окончания семинарии будущий священнослужитель проходит таинство рукоположения в иподиаконы и приступает к церковной службе.

В дальнейшем он может быть рукоположен в диаконы, затем – в священники и архиереи. Возможность стать епископом или митрополитом существует только у тех выпускников семинарии, которые приняли решение сохранить безбрачие.

Путь к католическому служению более трудный, чем в православной церкви. Принимая решение посвятить себя Богу, человек должен осознавать, что в католицизме не допускается возможность создания семьи.

Обучение тоже проходит в семинариях, но поступить в них можно только после окончания гимназии или получения высшего образования в других учебных заведениях.

Важное условие для допуска к экзаменам – активное участие в церковных службах не менее 2 лет перед поступлением.

После окончания обучения выпускники семинарий на протяжении полугода служат в чине диакона и только после этого рукополагаются.

Согласно Определению Архиерейского Собора от 2011 года, рукоположение в диаконы допускается для тех людей, которые окончили не менее двух курсов семинарии, в священнический сан – после получения полного высшего образования.

По этому же Собору всем действующим священнослужителям, которые не получили образования ранее, рекомендуется пройти полный курс обучения в семинарии.

Если у вас по каким-либо причинам нет возможности поступить в учебное заведение, стоит попробовать стать священником без обучения.

Для этого необходимо, чтобы глава прихода самолично провел обряд посвящения.

Следует заметить, что подобная практика применяется в редких храмах, поэтому в большинстве случаев без образования не обойтись.

Как говорилось выше, в семинарию принимают лиц до 35 лет, а это значит, что после окончания обучения священнослужитель достигнет возраста не более 40 лет. Некоторые мужчины начинают испытывать тяготение к духовной жизни намного позже представленных сроков.

В таком случае можно поступить на заочное обучение в семинарию – возрастной предел здесь достигает 55 лет. Непременным условием учебы заочно выступает параллельное духовно-приходское послушание в одном из храмов, которое ежегодно следует подтверждать характеристикой, заверенной у правящего архиерея.

С одной стороны – чем старше человек, тем он мудрее, а с другой – тем сложнее ему стать священником. Получить сан в 50 лет можно только после заочного обучения в семинарии или личного рукоположения главой прихода.

В любом случае, решение о посвящении в священнослужители после установленного срока принимается индивидуально в отношении каждого человека.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/kak-stat-svyashhennikom-chto-dlya-etogo-nuzhno/

Как стать священником?

Просмотров: 5070     Комментариев: 0

Принято считать, что важнейшим шагом в личном самоопределении является выбор профессии. Каждая профессия связана с определенным видом деятельности, которая несет определенную нравственную нагрузку. Несомненно, профессии врача, школьного учителя по своему характеру отличаются от многих других.

В основе их деятельности лежит самоотдача, любовь, сострадание. Специфика работы учителя или врача заключается в том, что здесь необходима не только сумма профессиональных знаний, но и доброе любящее сердце.

Именно оно помогает делать невозможное: неотступно сидеть у постели больного, переживать и сорадоваться, терпеть и восхищаться.

Есть еще одна область человеческой деятельности, которая требует большей самоотдачи, большей любви и сердечной чистоты — это служение священника. И подобно тому как представители светских профессий однажды приняли важное решение в выборе образа своей деятельности, так и священнослужитель решил раз и навсегда связать свою жизнь со служением Богу и людям.

Когда происходит этот выбор? Наверное, у каждого по-разному. Но есть один момент, который и является определяющим — это внутренний Божественный призыв.

В момент этого призыва человек чувствует, как Тот, Кто является Источником жизни возлагает на него особые надежды в плане соработничества в деле добра.

Он как бы слышит Божественный голос: «кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис. 6, 1).

Это служение непростое, и подобно тому, как профессиональной работе предшествует получение образования, так и пастырская деятельность предполагает процесс подготовки. В чем он заключается? В христианской богословской терминологии этот процесс называется «духовным образованием».

Духовное образование специфично. В основе его лежат две составляющие: интеллектуальное и нравственное совершенствование. И эти два аспекта неотделимы друг от друга. Цель светского образования — приобретение суммы знаний, необходимых для той или иной профессии.

Однако для пастырского служения требуется не только это. Священник должен быть, прежде всего, нравственно совершенным. Чем отличается лучший выпускник светского учебного заведения? — Высоким уровнем образования.

Напротив, лучшим выпускником духовного учебного заведения будет тот, кто стремился в процессе обучения стяжать доброе и любящее сердце, твердую и незыблемую веру в Бога.

Традиционно в Церкви духовное образование приобретается в духовных школах. Их можно разделить на три группы: Духовные Училища (средне-специальное), Духовные Семинарии (высшее профессиональное) и Духовные Академии (высшее богословское).

Читайте также:  Икона равноапостольной княгини ольги

Основная учебная и воспитательная нагрузка ложится на Духовные Семинарии, на деятельности которых мы и остановим наше внимание. На канонической территории Русской Православной Церкви насчитывается около тридцати Духовных Семинарий. Численность подобных духовных школ составляет от восьмидесяти до пятисот человек.

Целью деятельности Семинарий, несомненно, является духовное образование будущих пастырей Церкви.

Что такое духовное образование? Ответ на этот вопрос корнями уходит глубоко в христианское богословие.

Согласно Библии, человек призван к Богоподобию, то есть весь смысл его бытия заключается в постоянном стремлении к совершенствованию и в этом движении существует лишь один ориентир — Божественный образ.

Следовательно, в основе духовного образования в первую очередь лежит личное нравственное совершенствование человека, и лишь потом интеллектуальное познание.

К сожалению, в светской системе образования аспект нравственной подготовки практически опускается. Несомненно, подобное явление есть следствие той культуры, которая и определяет общественное сознание. Идеалом современного общества служит образ материально преуспевающего человека.

Можно сказать, что в основе отношений современного человека к окружающему миру лежит принцип «иметь». Именно он, как неотъемлемый аспект потребительской культуры, формирует отношение молодого поколения к образованию.

Поэтому в современном обществе популярны те профессии, которые обеспечивают беззаботный и беспечный образ жизни.

Христианская философия предлагает смотреть на мир иными глазами. Человек существует на земле не для того чтобы потреблять, а для того чтобы отдавать свои силы для служения другим. При этом качество данного служения зависит от степени сформированности самой личности.

Поэтому система духовного образования не мыслится без внутреннего нравственного совершенствования. Человек должен в основу своих отношений к окружающему миру положить не принцип «иметь», а принцип «быть», но для этого необходима продолжительная и упорная борьба со своим эгоизмом.

Если нет этой борьбы, деградация личности неизбежна. Подобно тому, как мышцы человека атрофируются при полной бездеятельности, так и силы души, при отсутствии стремления к самосовершенствованию, делают её неспособной сопротивляться злу и творить добро.

Именно этот важный аспект образования утрачен в светских учебных заведениях, но традиционно существовал и существует в духовных учреждениях — духовных школах.

Итак, основа человеческого бытия, согласно христианскому богословию, есть стремление к совершенству. Само же совершенствование невозможно без Божественной помощи. Это и является определяющим ориентиром духовного образования.

Как осуществляется это совершенствование? Начало данного пути лежит во встрече со Христом. Собственно христианами называются не те, кто признает уникальность личности Христа, а те, кто нуждается в Нем, кто чувствует Его участие в своей личной жизни.

Согласно христианской антропологии, Божественная благодать не является чем-то внешним по отношению к человеку, она есть сила, без которой человек лишается основы своего бытия. И эта благодатная сила, некогда утраченная Адамом и Евой, была вновь возвращена благодаря Личности Христа Спасителя. Здесь подчеркивается уникальность христианской религии.

Если в буддизме — Будда, а в мусульманстве — пророк Мухаммед, являются лишь учителями-проповедниками, то в христианстве основной акцент делается на важности мистического единения с Личностью Христа, вне Которой человек не способен к совершенствованию.

Христос говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 15).

Где проходит встреча со Христом? Конечно, в храме. Поэтому здесь и находится основная «аудитория» семинариста. Участие в богослужении, в таинствах Церкви, пост, молитва — все это главные составляющие духовного образования.

В связи с этим, именно критерий церковности служит основанием для зачисления в Семинарию.

Абитуриент должен знать не только основные особенности последовательности богослужения, но и принимать в нем непосредственное участие, не только регулярно посещать церковные службы, но и любить их атмосферу, их внутреннюю суть.

Таким образом, духовное совершенствование имеет две составляющие — личное стремление воли и помощь Божественной благодати. Личное стремление воли, в отличие от действия Божественной благодати, характеризуется своей нестабильностью.

Человек, будучи слаб в выборе добра, нуждается во внешней поддержке, внешних условиях, которые способствуют его внутреннему становлению.

В духовных учебных заведениях подобные условия существуют, и одним из их аспектов является строгая внутренняя дисциплина.

Семинария, внутренний уклад её жизни, часто напоминает армию. Здесь существует четкий распорядок дня, действует система поощрений и наказаний, студенты имеют одинаковую форму одежды. Образ воина не случайно заимствован христианством.

Древняя Церковь отождествлялась с военным станом, постоянно находившимся в полной боевой готовности. Да и сами священнослужители часто называются воинами Христа. Разумеется, все эти аналогии имеют символический смысл.

И образ воина, и образ военного стана отражает дух сплоченности, постоянной готовности к атаке врага и, конечно же, хорошую внутреннюю подготовку, закалку и мужество.

Жизнь христианина — это борьба. И эта борьба, по словам апостола Павла, «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12).

В подобной борьбе священник является военачальником, от которого зачастую зависит исход битвы.

Поэтому в бою враг старается поразить именно его, и в связи с этим именно ему, как никому другому, необходимо быть особо бдительным, особо подготовленным.

Нечто подобное происходит и в христианской жизни. Церковная община концентрируется вокруг священника. Он является руководителем духовной жизни членов своего прихода. В нем они видят пример для подражания и молитвенника пред Богом. Безусловно, это очень высокое служение, требующее особых внутренних дарований, особых внутренних сил.

Учитывая высоту пастырского служения, Церковь уделяет особое внимание нравственной жизни студентов духовных школ. Преподаватели и воспитатели несут косвенную ответственность за того, кто будет продолжателем дела Христа.

Что, если этот человек окажется не пастырем, а наемником, что, если по его вине люди отвернутся от Бога? Цена ошибки слишком велика — это жизнь многих людей, ввергнутых в погибель по вине нерадивого пастыря.

Вот поэтому в духовных школах существует тщательный отбор, строгая дисциплина. И воспитатели, и преподаватели чувствуют особую ответственность за тех, кто изъявил желание стать священнослужителем.

И если молодому человеку не по силам то, к чему он приступил, если он не соответствует столь высокому званию, то его исключают из числа воспитанников Духовной школы.

Это исключение не из Церкви, оно вызвано не личным осуждением и презрением: в этом случае все прекрасно понимают, что от нравственной жизни священника зависит не только его личное спасение, но и спасение тех людей, которые ему поручены Богом на том или ином приходе.

Ситуация в современных Духовных школах непростая. Сюда поступают молодые люди разной степени нравственности и религиозности. Как правило, это ребята восемнадцати — двадцати лет, которые воспитывались в обществе, где доминируют материальные и гедонические ценности.

И именно в их мир проник луч Божественного призыва, на который они откликнулись, благодаря которому поступили в Духовные школы. Теперь перед ними ставится трудная задача — личное совершенствование.

Трудность данной задачи заключается в том, что вся современная культура лишает человека опыта стремления к нравственному идеалу, поэтому они приходят в духовную школу не вполне подготовленными.

Здесь, в Семинарии, воспитанникам приходится усваивать азы аскетического образа жизни и приобретать первые навыки духовной борьбы со своими страстями.

Учитывая эти обстоятельства, не стоит питать иллюзий относительно идеальной атмосферы семинарского общества. Кто-то из пришедших сюда усваивает мир Церкви, кто-то, напротив, продолжает жить прежними ценностями, противоречащими христианскому духу. Кто-то справляется с собой, кто-то терпит поражения. Это нормально.

Главное не потерять стремления, не утратить желания, не сделаться теплохладным, равнодушным к своему состоянию, то есть просто не сдаться. Ведь Церковь называется святой не потому, что её члены обладают абсолютной святостью, а потому что они стремятся к святости.

Так и семинарское общество это общество не совершенных, а совершенствующихся, как в интеллектуальном, так и в нравст-венном плане.

Да, идеал священника высок. Путь к нему очень трудный. Здесь человек преодолевает самые главные препятствия — собственные страсти и эгоизм.

Но необходимо всегда помнить, что нет более высокого служения, чем служение доброго пастыря, и нет более достойного звания, чем звание священника.

Ибо в этом служении человек становится другом и соработником Бога, как в деле собственного спасения, так и в деле бескорыстного и самоотверженного служения другим людям.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/kak-stat-svyashhennikom

Почему Вы решили стать священником?

Познакомиться с жизнью Саратовской православной духовной семинарии, ее воспитанниками я приехала в полдень. В это время обычно в светских учебных заведениях занятия завершаются, а в духовной семинарии учебный процесс в самом разгаре. Впрочем, он здесь никогда не прекращается.

Строго регламентированный распорядок дня — непременное условие жизни воспитанников семинарии. Закрытость от внешнего мира дисциплинирует будущих батюшек, воспитывает терпимость, уважение друг к другу, братские отношения. Поэтому и называют семинаристов не студентами, а воспитанниками.

Главная аудитория — храм

От прошлой жизни здесь осталась лишь широкая металлическая лестница с коваными перилами, в остальном трудно узнать здание бывшей кузницы педагогических кадров. Сейчас здесь все по-другому: красиво, просторно, идеальная чистота и множество икон.

Для духовного образования священнослужителей есть все необходимое, но главная аудитория — храм, в котором семинаристы проходят навыки литургической жизни, несут пономарское и певческое послушание, получают первый опыт пастырского служения и церковной проповеди.

В церковном вузе все не так, как в других учебных заведениях. Педагоги уважительно обращаются к студентам в рясе не просто по имени, а «отец». На любом курсе можно встретить священников, служащих на приходах, настоятелей храмов, хотя до получения диплома им еще далеко. Критерии посвящения в сан, т. е. в профессию, здесь другие — духовные.

Хочу служить Богу и людям

Второкурснику священнику Артемию Добрынину, настоятелю храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Приволжское Ровенского района, руководителю миссионерского отдела Покровской епархии, я задала традиционный вопрос, который при поступлении в семинарию задают всем абитуриентам: «Почему Вы решили стать священником?»

— Этот же вопрос мне задал Владыка перед благословением на учебу. Я ответил, что хочу послужить Богу и людям. У меня был перед глазами замечательный пример такого служения. Я тогда жил в Марксе и часто наблюдал, как наш местный батюшка, протоиерей Валерий Генсицкий, общался с прихожанами — как отец родной. Это произвело на меня огромное впечатление и зародило желание тоже стать священником.

Даже мне самому эта мысль казалась тогда невероятной, потому что у меня было все, о чем может мечтать молодой человек. Подростком я уже профессионально занимался баскетболом, был мастером спорта, хорошо зарабатывал, играл за сборную России. Словом, никаких проблем не было.

Но не было и понимания: зачем живу? Однажды, сломав ногу во время игры, я надолго засел дома и решил почитать Евангелие. Книгу, подаренную мне когда-то крестным, никогда до этого не открывал. И был буквально ошарашен тем, что мне открылось: я понял, что живу неправильно, и так живет большинство моих сверстников.

Я стал ходить в храм, читать духовную литературу, больше узнавать о Православии.

Помню свою первую исповедь: очень волновался, но отец Валерий меня поддержал, сказав: «Ты приходи почаще». С тех пор я не пропускал ни одной службы, но и спорт не бросал.

Наступил Великий пост, и впервые я постился по-настоящему, по-христиански. Мои товарищи по команде смотрели на меня, как на сумасшедшего, они не понимали, зачем я это делаю, ведь соревнования требуют большой физической отдачи.

А я, постясь, чувствовал себя в прекрасной физической форме.

Когда пришла мысль об учебе в духовной семинарии, я поделился ею с отцом Валерием, потом написал письмо Владыке, и он при встрече благословил меня на учебу.

Родители до последней минуты, пока я не сел в автобус, не верили, что я так резко переверну свою жизнь. Учеба в семинарии убедила в правильности выбора. Я нашел свое место, и на втором курсе был рукоположен в священнический сан.

Господь так управил, что сейчас и вся моя многочисленная родня воцерковилась. Половина нашего прихода в Марксе — мои родственники.

— Вы семейный человек, должны содержать семью. Скажите, священство для вас — это работа?

— Если сказать одним словом, то это радость. Как только начинаешь ощущать храм Божий как место своей работы, ты уже просто исполнитель различных треб, а не священник.

Читайте также:  Софийский собор в новгороде: звонница, иконы, расписание богослужений, адрес

…Кстати, со спортом молодой священник окончательно не простился. В своем селе отец Артемий намерен тренировать ребят, так что будет скоро православная баскетбольная команда.

В храме продолжается наше обучение

Четыре года назад к священнику Виктору Тихонову, ключарю Свято-Троицкого кафедрального собора, подошел молодой человек и попросил разрешения служить в алтаре, тут же раскрыв свои планы на будущее: он намерен поступить в духовную семинарию и стать священником.

Его взяли, служил пономарем, потом иподиаконом, через год поступил сразу на второй курс семинарии — у будущего священника уже было высшее юридическое образование. Еще через год семинарист Шматко стал отцом Георгием.

Вот так все быстро произошло в его жизни, хотя шел к своей цели молодой батюшка долго, преодолевая сомнения и непонимание своих близких.

— Это был, конечно, не спонтанный шаг.

Уже в старших классах я стал читать духовную литературу, задумываться о смысле жизни и все больше склонялся к мысли о том, что не может человек из поколения в поколение приходить на эту землю только для того, чтобы есть, пить, производить потомство, и опять все по одному и тому же кругу. Мне казалось это бессмысленным. Есть такое понятие — богоискательство. Так вот я занимался этим довольно долго, увлекался многими философскими и религиозными идеями, пока не осознал, что истина в Православии.

— Кто повлиял на Ваше мировоззрение?

— Этот путь я прошел самостоятельно.

В моем окружении в то время не было ни одного верующего человека, поэтому никто меня не поддерживал в моих исканиях, наоборот, отношение ко мне становилось все более отрицательно-подозрительным.

Вроде был обычным человеком, мог сделать приличную карьеру, хорошо зарабатывать, и вдруг для всех окружающих стал инопланетянином. Прошло время, я сделал самый важный в своей жизни выбор, и все встало на свои места.

— Ваша жизнь сильно после этого изменилась?

— Поменялось все, даже друзья и знакомые. В Церкви я обрел новую семью, здесь встретил свою будущую жену. С нашим храмом, куда меня когда-то маленьким мальчиком приводила изредка мама, связана теперь вся моя жизнь.

— Жизнь священника спокойной не бывает, Вы никогда не сможете полностью принадлежать себе, своей семье.

— В этом и состоит смысл нашего служения. Священник призван приводить людей к Богу, к вечной жизни. Ответственность колоссальная. Нужно постоянно помнить о своем священстве, в любую минуту идти туда, где ждут твоей помощи, нужно всегда оставаться священником, в том числе и выйдя за двери храма. Только так можно стать хорошим батюшкой, которого будут слушать и любить прихожане.

— Вы недавно стали священником. Не сложно ли учебу в семинарии сочетать с церковной службой, семейными заботами?

— Сейчас я служу обязательный для вновь рукоположенных сорокоуст, это значит в течение сорока дней ежедневные Литургии и вечерние богослужения. Батюшка и должен служить не когда захочет, а сколько нужно его прихожанам, так что надо привыкать. С учебой, конечно, сложновато, успеваю только на половину занятий. В семинарии идут на встречу, ведь в храме продолжается наше обучение.

Священство — нескончаемый труд

Воспитать из вчерашних школьников пастырей — дело непростое, поэтому при приеме в духовную семинарию обращают внимание не только на багаж необходимых знаний, но, главное, на духовное состояние будущих батюшек. Далеко не каждому можно доверить предстать перед Престолом Божиим, быть проводником между Богом и людьми.

Сегодня на приходах служат много молодых священников. Открывающиеся храмы нуждаются в священнослужителях, их не хватает. И кадровый дефицит, и Промысел Божий, незримо действующий в жизни тех, кто готов его принять, — видимо, все сошлось воедино. Дорога в семинарию Андрея Касимова, несущего послушание старшего иподиакона, во многом схожа с тем путем, который прошли его товарищи по семинарии.

Андрей вырос в семье, в которой о религии вообще не говорили. Но школьная учительница по истории, казашка по национальности, часто любила повторять: «Историю надо знать, как “Отче наш”». Мало кто в классе понимал, что это такое.

Любознательный парень выяснил, что с этих слов начинается молитва Господня. Начал самостоятельно читать Евангелие, втайне от родителей поститься.

В поселке Трудовой Питерского района храма не было, но к тому времени тема Православия присутствовала во многих СМИ, и Андрей все чаще стал задумываться о вере.

Поступив учиться в СГУ на факультет журналистики, он стал прихожанином саратовского Свято-Троицкого собора, в котором и принял Таинство Крещения. Первое послушание — чтение на клиросе — Андрей получил от бывшего настоятеля храма, нынешнего Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

Молодой человек оказался в ином мире, с другими человеческими отношениями, и уже не хотел возвращаться в прежнюю среду. Настал момент, когда нужно было решить: продолжать учебу в университете или посвятить себя Церкви.

Нелегким испытанием стало для молодого человека категорическое неприятие родителей его решения учиться в духовной семинарии. Он вынужден был уйти из дома, тяжело переживал этот конфликт, но настоял на своем.

Сейчас Андрей учится уже на последнем курсе.

— Не тяжел ли для воспитанников семинарии армейский режим, жесткие рамки, в которых вы живете все пять лет обучения? Можно ли привыкнуть молодому человеку к жизни, в которой все совершается по звонку?

— Выдерживают не все, почти половина семинаристов по разным причинам уходит, так и не доучившись. Но я бы не стал называть нашу жизнь в семинарии «жесткими рамками». Это те условия, которые необходимы человеку, если он христианин и тем более готовится к пастырскому служению.

Нас учат понуждать себя во всем, при этом помнить, что та планка, к которой мы стремимся, всегда будет оставаться недостигаемой. Священство — нескончаемый труд, и к нему нас готовят в семинарии. Царство Небесное силой берется, как сказано в Евангелии.

А с мамой своей я помирился, слава Богу!

В одном из интервью Ректор духовной семинарии Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин признался, что во время бесед с поступающими на учебу абитуриентами пытается понять, что внутри у человека, зачем он переступил порог семинарии. А в начале нового (2016–2017) учебного года в традиционном обращении к семинаристам пожелал им за годы учебы развить в себе самое главное — любовь к богослужению, Богу и людям.

Ольга Стрелкова

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/863

Профессия Православный священник

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 02.01.2018

В преддверии православного Рождества расскажем о такой необычной профессии, а вернее сказать, призвании, как священник.

Священником (иереем, пресвитером) называют священнослужителя второй степени священства (выше дьякона и ниже епископа), который рукоположен епископом на совершение таинств и проведение богослужения.

Священник работает в храме – служит общие и частные богослужения (требы), помогает людям вести праведный образ жизни, приобщает к вере в Бога, а также заботится о вверенном ему храме. Прихожане обращаются к священнику «батюшка» или «отец».

Говорить о священнике как о профессии не принято, ее не встретишь на сайте вакансий, тем не менее отнести ее к профессиям терминологически верно.

Трудовая деятельность священника оплачивается, как и другие специальности, и для того, чтобы стать священником, необходимо духовное образование.

Поэтому сегодня мы разберемся, как в России можно стать священником, какие качества нужны ему для служения людям и Богу и как устроены его профессиональные будни.

Обязанности священника Работа священника заключается в проведении церковных обрядов, к ним относятся:

Общие богослужения. Суточный круг богослужений может состоять из 9 служб, хотя в современном ритме жизни обычно служат только 2-3 в течение дня — литургия, вечерня, утреня. В отдельные дни батюшка служит панихиды и молебны.

Частные богослужения — «требы», так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан. Если человек хочет крестить ребенка, освятить квартиру или машину, причаститься на дому, то он обращается к батюшке. К требам относятся обряды венчания, погребения, молитвы, которые священник совершает по просьбе частных лиц.

Кроме богослужений, у батюшки могут быть следующие обязанности в храме или монастыре:

✔ Исповедь прихожан
✔ Причащение
✔ Проведение огласительных бесед — разъяснения учения церкви для желающих креститься
✔ Ведение просветительской деятельности и, в том числе, организация работы воскресной школы и церковного хора
✔ Организация и поддержка крестных ходов и паломничеств
✔ Организация помощи нуждающимся
✔ Организация выставок, походов на природу, спортивных состязаний для молодежи
✔ Публикация газет и ведение сайтов в интернете для распространения христианского вероучения

Жизнь священника не назовешь спокойной, он выполняет множество задач, свойственных другим специальностям, и рабочий график у него не нормирован.

Сегодня, кроме забот о пастве, батюшки часто занимаются строительством приходского храма, церкви, ремонтом в монастыре. То есть, выполняют роль прораба.

Поэтому, если у него есть своя семья (то есть, он относится к белому духовенству), то уделить ей внимание получается не всегда.

Какие качества нужны священнику?

В первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям.

И чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимы: ✎ Доброжелательность ✎ Терпимость ✎ Эмоциональный интеллект ✎ Умение слушать ✎ Владение вербальной и невербальной коммуникацией (жесты, мимика) ✎ Умение выступать на публике ✎ Наставничество

Батюшка должен быть и педагогом, и психологом, и просто мудрым человеком. Ему приходится общаться с разными людьми: ведь в церковь приходят, в том числе, люди с ограниченными возможностями и пережившие физические или психологические травмы. К каждому необходимо найти свой подход, уделить время и подобрать успокаивающие слова.

Средняя заработная плата

Зарплата священника зависит от доходов храма, в котором он служит. Средняя зарплата батюшки:

от 25 до 45 тысяч рублей в месяц.

Существенным подспорьем к окладу в храме оказываются требы, которые оплачиваются частными заказчиками.

Как стать священником

В профессии священника есть важные ограничения для принятия сана.

Обучаться на священника может: ✎ Мужчина ✎ В возрасте от 18 до 35 лет ✎ Холостой или состоящий в первом браке ✎ С наличием законченного среднего образования ✎ Имеющего рекомендации от служителя церкви ✎ Не имеющий умственных или физических отклонений (считается недопустимым, чтобы батюшка уронил икону во время богослужения)

Где учиться

Получить специальное образование будущий священник может в семинарии, духовной академии или университете. Обучение в этих заведениях, в отличие от светских вузов, требует полной самоотдачи, веры и желания служить Богу. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан, которое осуществляет епископ. Случаи получения сана без обучения в семинарии редки. Получить сан можно человеку, если глава его прихода произведет рукоположение.

Высшее духовное образование в Москве и Московской области можно получить в духовных вузах и богословских факультетах светских вузов:

1. Московская духовная академия (МДА) 2. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) 3. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ) 4. Российский православный университет святого Иоанна Богослова 5. Московская духовная семинария (выпускает бакалавров)

Чтобы стать священником, необходимо выбирать специальность «Теология». Однако православные вузы готовят самых разных специалистов: богословов, религиоведов, преподавателей, экономистов, системных администраторов и специалистов PR-служб.

Где работать

✔ В храмах
✔ В церквях
✔ В монастырях
✔ В семинариях
✔ В духовных университетах и академиях
✔ В больницах, тюрьмах, домах престарелых

Востребованность и преимущества

Профессию священника не отнесешь к востребованной. Человек, который выбирает путь служения Богу, должен быть готов к лишениям и самоограничениям. Священнику не положены отгулы, соцпакет, а по праздникам и выходным он обычно работает. Священник не принадлежит себе и не оставляет работу, уходя домой.

Построение карьеры доступно только монашествующему (черному) духовенству. К тому же моральные требования к священнику со стороны паствы выше, чем к другим людям. Чтобы выбрать этот профессиональный путь, желание стать священнослужителем должно преобладать над всеми внешними обстоятельствами. Тем не менее, если вера велика, то профессия сама выберет человека.

С Рождеством Христовым! Желаем найти свое призвание.

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/detail.php?ID=9967

Ссылка на основную публикацию