Храм косьмы и дамиана в шубине: адрес, расписание, икона

Храм Космы и Дамиана в Шубине

Храм Космы и Дамиана в Шубине впервые упоминается в церковных документах в 1625 году.

Тогда речь шла о деревянном храме с двумя приделами: Николая Чудотворца и святого Поликарпа, расположенном в местности некогда принадлежавшей русскому воеводе Иакинфию Шубе. В 1626 году, бич деревянной Москвы — пожар —  полностью уничтожил храм.

Так как приход храма был небольшим и состоял в основном из крестьян, средств на оперативное восстановление храма не хватало, в связи с чем оно длилось до середины 17 века.

Несмотря на то, что новый храм был выполнен из камня, время и постоянная нехватка денег, привели к тому, что к началу 18 века он уже требовал серьезной реконструкции.

С 1703 года начинается новый этап в истории храма: старое здание было разобрано, а строительство нового по известным причинам начало продвигаться крайне медленно.

В 1714 году, когда вышел указ Петра I «О запрете каменного строительства» во всех городах, кроме Петербурга, сооружение храма Космы и Дамиана было и вовсе прекращено.

Возобновление строительства относится уже к 1722 году. В целях экономии было решено покрыть храм деревянной кровлей.

Это сыграло скверную шутку, так как в 1733 году, когда начался очередной большой пожар, храм начал гореть именно с этой части, в результате чего сгорела и кровля, и хозяйственные помещения.

Еще не раз пожары расстраивали работу прихода: последний сильный пожар произошел во время нашествия на Москву наполеоновской армии в 1812 году, тогда храм снова поднимали из руин.

В 1816 году соседняя с храмом церковь была упразднена, а ее приход и утварь были переданы Храму Космы и Дамиана.

А затем туда же был перенесен и престол из упраздненной церкви, который решено было установить в новом северном приделе храма, освященном во имя Воскресения Словущего. Благодаря увеличившемуся числу прихожан и, соответственно, пожертвований, в 1820-е гг.

в стиле классицизма была пристроена колокольня, обновлены апсиды (полукруглые выступы здания), а также сооружен домик приходского священника.

В 1910-ее гг. Храм Космы и Домиана в Шубине стал известен тем, что в нем служил знаменитый церковный композитор П. Г. Чесноков.

С 1920 года по требованию властей храм закрывается, а его помещения передают Министерству Культуры и используют как хранилище иностранной литературы и типографию одновременно. В 1933 году была разобрана колокольня, а вплотную к ней пристроен жилой дом.

Только с 1970 года начинается длительная реставрация, затянувшаяся до 90-х гг. В 1991 году в храме возобновляются богослужения. В 1997 — произошло возвращение главной храмовой иконы —  святых Космы и Дамиана. В настоящее время решается вопрос о восстановлении разрушенной колокольни.

Источник: http://mos-churches.ru/blog/2012/09/25/hram-kosmyi-i-damiana-v-shubine/

Церковь Космы и Дамиана в Шубине

Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году.

Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В.

Маяковского есть замечательные строчки: Люблю Кузнецкий (простите грешного!), потом Петровку, потом Столешников; по нимв годураз сто или двести яхожу из «Известий»и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского.

В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М.

Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно.

Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М.

Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы.

В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами.

Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих.

К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества.

В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.

Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных.

Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением.

Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов.

Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне: Матушка, Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу, Крепко-накрепко, До седой головушки, До долгой бородушки! Кузьма-Демьян, По сеням ходила, Гвозди собирала, Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел».

Читайте также:  Молитва святому спиридону тримифутскому отзывы - православные иконы и молитвы

Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния.

В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную.

Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет.

А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок.

Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей.

Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют.

В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем.

В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка.

В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали.

В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя.

Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта.

В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен.

В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р.

Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г.

Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли.

Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен.

Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось.

Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века.

В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография.

На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г.

Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Читайте также:  Венчание в православной церкви правила таинства, как проходит

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу.

Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт.

Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко.

В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма.

Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос.

Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Церковь Космы и Дамиана в Шубине интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

Источник: https://places.moscow/interesting/cerkov-kosmy-i-damiana-v-shubine/cerkov-kosmy-i-damiana-v-shubine.html

Москва. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Космы и Дамиана) в Шубине

В архивных документах впервые упоминание храма Святых Чудотворцев Космы и Дамиана, что в Шубине, встречается в 1625 году. В ту пору Храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа. В апреле 1626 года Храм был уничтожен пожаром, истребившим и соседние церкви Воскресения на Вражке и пророка Елисея.

В 1626 году на месте сгоревшего стали строить новый, каменный Храм. С этого года он и числится в приходно-расходных книгах Патриаршего приказа.

Несмотря на то, что главный престол нового храма был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, среди москвичей он по-прежнему был известен как храм Космы и Дамиана — по перенесенному сюда из сгоревшего деревянного храма престолу, посвященному этим святым. Космодамианский престол до 1858 года располагался в трапезной части церкви.

И, хотя в официальных документах храм некоторое время именовался как “Благовещения Богородицы в Шубине между Тверской и Большой Дмитровкой”, но уже к ХVIII столетию обычной стала формулировка “Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения”.

Вероятно, строительство первого каменного храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой ХVII века. Тем не менее, к 1657 году здание уже было достроено. К началу ХVIII столетия здание храма обветшало и в 1703 году началась его капитальная перестройка.

Средств на строительство, однако, не хватало и работы затормозились. Недостроенное здание церкви пострадало от пожара в 1712 г., а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого “каменного строения” в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено.

Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства: “1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить”.

В ту пору в приходе церкви числилось всего 7 дворов. Для быстрейшего завершения строительства и в целях экономии средств храм был покрыт деревянной кровлей, которая “без остатка” сгорела в 1773 г. во время сильного пожара в Тверской части. Сгорела и вся застройка — дома причта, хозяйственные помещения. В 1785 г.

в церкви был произведен ремонт, заново расписаны стены, старый иконостас был заменен новым.

Новым переделкам храм подвергся в 1857-1858 гг.

В 1932-33 годах до второго яруса была разрушена колокольня. Рядом, вплотную к храму, пристроен высокий жилой дом с рестораном “Арагви”. А в конце 1950 — х гг. церковь предполагалось снести полностью. В 1977 — 1979 гг.

в храме проводились реставрационные работы (автор проекта реставрации — архитектор Череватая О.В.). Был частично восстановлен облик главного храма, реставрировано его завершение с барочной главкой и золотым ажурным крестом.

В северном портале церкви уцелели кованые железные двери, относящиеся, как полагают, к первой четверти ХVIII века — времени строительства храма. К востоку от южного портала в наружной стене сохранилась белокаменная закладная доска. Ограда церкви, появившаяся в ХVIII в.

, неоднократно заменялась при очередных ремонтах. Во время реставрации она была частично восстановлена в своем последнем варианте.

damian.ru

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02276

О храме

Первое упоминание о деревянной церкви относится к концу XVI века. В 1608-1609 годах храм был полностью уничтожен. Новый каменный храм усердием графа Никиты Зотова был построен за четыре года и освящен в 1730 г.

В 1820 году, после разорения французскими войсками, храм был обновлен и вновь освящен. В 1888 году был пристроен зимний придел во имя святого благоверного князя Александра Невского.

После революции решением Мособлсовета в 1940 году храм был закрыт. В разоренном и перестроенном храме последовательно размещались клуб, типография и ремонтные мастерские.

Новая жизнь храма началась в январе 1992 года, когда была зарегистрирована православная община. В 1993 году здание было передано Церкви, в 1994 году была отслужена первая Божественная литургия. В 2000 году была построена колокольня, а к 2005 году храм был полностью расписан.

11 октября 2015 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском и Божественную литургию в новоосвященном храме.

На Приходе с 1996 г. действует Воскресная школа. Более 10 лет назад создано и по сей день осуществляет служение Православное сестричество во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Сестры милосердия окормляют Пансионат № 1 для Ветеранов труда; Военный клинический госпиталь №3 им. А. А. Вишневского; Дом ребенка в Мытищах и другие лечебные заведения.

В настоящее время к Приходу относятся следующие приписные храмы:

  • Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Пансионате для Ветеранов труда № 1;
  • Святого Георгия Победоносца в Военном клиническом госпитале №3 им. А. А. Вишневского
  • Храм-часовня во имя святого равноапостольного князя Владимира на Химкинском кладбище.

Праздник Преображения Господня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском

19 августа 2018 года в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском состоялась Божественная литургия в двунадесятый праздник Преображения Господня.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу изменяющая судьбу за 40 дней - православные иконы и молитвы

Далее…

Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года (журнал № 42).

Далее…

Престольный праздник в храме святых Космы и Дамиана в Космодемьянском

14 июля 2018 года храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы отметил свой престольный праздник.

Далее…

Пасхальный концерт Воскресной школы

13 мая 2018 года, в воскресенье,  состоялся пасхальный концерт Воскресной школы храма святых Космы и Дамиана в Космодемьянском.

Далее…

Торжественный митинг, посвященный празднованию 73-й годовщине Великой Победы

Торжественный митинг, посвященный празднованию 73-й годовщине Великой Победы состоялся в Пансионате №1 ветеранов труда г. Москвы!

Далее…

Пасхальный праздник в детском саду №56

В пятницу 13 апреля 2018 года в детском саду № 56 г. Химки состоялся пасхальный концерт. Ребята пели песни, читали праздничные стихотворения, танцевали и отгадывали загадки.
На празднике поздравили Ольгу Давидовну Козлову с 20-летием основания православной группы в этом детском саду, в открытии которой она приняла непосредственное активное участие.

Далее…

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Далее…

Источник: http://kosmaidamian.ru/

Храм Космы и Дамиана на Маросейке: расписание богослужений и точный адрес

Косьма и Дамиан — братья, святые римские мученики. Будучи врачами по профессии они, по Божьему благоволению, обладали даром врачевания. Следуя Божьему завещанию: даром получили — даром отдавайте, они всю свою жизнь посвятили служению Богу и людям.

Исцеляя людей от телесных, душевных недугов, братья не брали плату за свою помощь, за это в народе их прозвали «бессребрениками». Издревле почитают этих святых на Руси, они считаются устроителями семейного брака, покровителями супружеской жизни, святости.

В Москве действует церковь Косьмы и Дамиана, расположенная на Маросейке, однако история ее создания и возрождения связана с тяжелыми испытаниями и трудностями.

Месторасположение

В Китай-городе находится славный Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, последователей веры Христовой.

Космодамианская церковь дала наименование одному из переулков, находящемуся вблизи, до семнадцатого века он назывался Шубиным.

Одна из версий относительно этого названия гласит, что именно на этом месте проживал знатный боярин, в честь которого получил название переулок: другие источники говорят, что здесь жили купцы, торговавшие мехами, шубами.

До этого времени, примерно в шестнадцатом–семнадцатом столетии, по преданиям, на месте современного Храма Косьмы и Дамиана на Китайгородском переулке проживали польские паны. Упоминание о них датируется еще 1508 годом.

Около панского двора существовала деревянная церковь, однако вскоре она сгорела, здесь была выстроена другая – каменная. Сейчас церковь на Маросейке ценится за то, что чудом ей удалось уцелеть в тяжелые времена 1930-х, когда царила «социалистическая реконструкция».

История

Существующая сегодня церковь Косьмы и Дамиана в Москве была возведена в 1793 году. Сооружена она была на месте старой, существовавшей в начале семнадцатого века. Точных сведений о том, кто возводил первую постройку, нет.

Известно только то, что она была одноэтажной, каменной, с двумя престолами. Один из них освящен во имя Николая Чудотворца, а другой – святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

Космодамианская церковь изначально была обустроена скромно, она не имела даже колокольни.

Только в конце семнадцатого столетия на средства боголюбивой княгини Куракиной был выстроен второй ярус, где устроили церковь, носившую наименование иконы Божьей Матери «Казанская».

Долгое время храм святых содержался благодаря финансовым вложениям княгини, затем стал приходским.

Конец 18 века – тяжелый период для этой святой обители. Постройка полностью обветшала, стала непригодной, однако по ходатайству истинных христиан летом 1790 года было решено на месте старого здания соорудить новое, с главным престолом в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

На значительные пожертвования прихожан через 3 года строительство церкви было завершено, освящение его пределов состоялось в два этапа, это 1795, затем 1803 год. Проект был составлен известным русским архитектором Матвеем Казаковым.

Особого внимания заслуживает устроение приделов храма, они, так же, как части алтаря, имеют форму круга.

Впоследствии производились крупные строительные работы по сооружению печи для обогрева холодного помещения, обновлялось внутреннее убранство.

После нашествия врагов в 1812 году святая обитель во имя Косьмы и Дамиана на Маросейке была разорена, исчезли старинные иконы, дорогие украшения, ценная церковная утварь. 

Оправиться от этой потери так и не удалось.

Начало тридцатых годов храм Косьмы и Дамиана постигло другое несчастье: приход разогнали, а ценные святыни бесследно исчезли. Было принято решение о взрыве храма, однако, по милости Божьей, он остался невредимым.

Здесь основались художественные классы, склады, архивные помещения и другие общественные организации.

Шестидесятые годы – период, когда было снесено несколько церковных зданий. На этом месте выстроили административный объект. Частично производилась реставрация церкви, однако из-за различных перепланировок основание дало уклон.

Только 22 июня 1993 года было принято решение о реконструкции Храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, уже 14 ноября состоялась первая Литургия в честь славных бессребреников.

Известно несколько случаев исцеления, зафиксированных в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке. Больные, молившиеся перед чудотворной иконой Спасителя, получили благодать Божью, после этого болезни отошли от них.

Святыни

Храм Косьмы и Дамиана в Москве хранит множество ценных реликвий. Прихожане могут прийти и поклониться следующим святыням:

  1. Иконе Иисуса Христа, исцелившего расслабленного, находящейся в главном приделе.
  2. Почитаемой иконе Косьмы и Дамиана Ассийских, содержащей частицу мощей.
  3. Мощам, иконе великомученика Вонифатия.
  4. Иконе святителя Николая Чудотворца.
  5. Иконе архангела Михаила.
  6. Иконе святителя Луки с частичкой мощей.
  7. Иконе всех святых, почитаемых на Русской земле.

Расписание богослужений

Храм Косьмы и Дамиана открыт ежедневно для посещения прихожан, расписание богослужений зависит от дня недели и от праздничного события, в честь которого совершается Литургия.

Ежедневно Церковь Косьмы и Дамиана открыта с 8:00 до 20:00, в воскресные дни зайти в храм святых можно с восьми утра до семи вечера.

По воскресеньям совершается молебен святым угодникам, начиная с восьми утра. К 8:30 собираются верующие на исповедь, а в девять часов утра начинается Божественная Литургия. По праздникам часы исповеди с 8 до 9 утра, затем служится Литургия. Накануне праздников, воскресений совершается Всенощное бдение, начинается служба в 17:00.

По средам утренняя служба начинается с восьми часов, прихожане могут исповедоваться, в 17:30 читается акафист во славу святых бессребреников Косьмы и Дамиана, совершается освящение воды, молебен о болящих людях. По четвергам расписание остается таким же, однако акафист с водосвятным молебном читается святому мученику Вонифатию.

По пятницам водосвятный молебен совершается Иоанну Златоусту, акафист читается перед чудотворной иконой Божьей матери «Знамение». Пятничный молебен служат по адресу: Малый Златоустинский переулок, 5, второй этаж.

По субботам помимо Литургии и утрени служится панихида, начало – в 8:00. Желающие могут исповедоваться.

Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/kak-popast-v-hram-bessrebrenikov-kosmy-i-damiana-na-marosejke-adres-i-raspisanie.html

Ссылка на основную публикацию