Земной поклон в православии как делать, правила и значение

Как делать земной поклон по правилам?

Земной поклон в православии как делать, правила и значение

Человек — творение духовно-телесное. Положение тела в молитве влияет на душу, помогая настроиться на нужный лад. Без труда невозможно достичь Царствия Божия, очиститься от страстей и грехов.

Земной поклон — это молитва тела, которая способствует смирению, терпению и сокрушению внутреннего человека перед Создателем. Сам Господь наш Иисус Христос молился с коленопреклонением, а уж нам тем более нельзя пренебрегать таким полезным духовным упражнением.

Важно знать, как делать земной поклон правильно, по канонам Церкви.

Творим поклоны земные как велит Церковь

Земные поклоны не разрешаются Церковью:

  • в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения (Святые дни);
  • в дни двунадесятых праздников;
  • воскресные дни. Но есть исключения, когда благословляется земной поклон на литургии в воскресенье: после фразы священника «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
  • день причастия до вечернего богослужения.

Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.

В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: “Господь повергался на колени во время молитвы Своей — и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли — наше искупление”.

Земной нужно делать не спеша, со вниманием и сосредоточенностью. Встать прямо, благоговейно перекреститься, опуститься на колени, положив ладони впереди, и коснуться лбом пола.

Затем встать с колен прямо и повторить при необходимости. Творить поклон принято с краткой молитвой, например с Иисусовой, «Господи помилуй» или своими словами.

А также можно направить слово к Царице Небесной или Святым.

Важно уяснить, что земной поклон — это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос “Как делать земной поклон?” будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1178351333513628193/kak-delat-zemnoj-poklon-po-pravilam/

Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?

Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку – на небо, которое, однако, находится на земле.

Здесь все несет в себе стройность, глубокий смыл и великую духовную красоту. Каждая церковная атрибутика и утварь соблюдает свой чин и порядок. Священнодействие и молитва перед алтарем совершается по строгим древним канонам.

Все это вполне логично и понятно, но есть и то, что требует тщательного разъяснения.

Например, многие священнослужители часто сталкиваются с таким вопросом: земной поклон – как делать? Просто и однозначно на него ответить невозможно, но он не настолько и сложен, если внимательно его изучить.

Сразу надо сказать о том, что поклон – это символическое действие, совершаемое еще с самых древних библейских времен и выражающее великое почтение Творцу всего земного и небесного – Господу Богу.

Поэтому любые поклоны нужно делать очень неторопливо и со словами молитвы. Чтобы выяснить для себя, как правильно делать земной поклон, надо определиться в том, какие вообще бывают поклоны.

Оказывается, есть великие – земные поклоны, а есть малые – поясные. А есть и простое преклонение головы.

При земном поклоне надо пасть ниц на колени и коснуться лбом пола. При поясном поклоне наклоняется голова вниз так, чтобы пальцы руки касались пола. Так молились Соломон при освящении Храма Господня, Даниил, когда был в плену вавилонском, и другие праведники Ветхого Завета. Этот обычай был освящен Самим Христом и вошел в практику Святой Церкви Христовой.

Коленопреклонение

Самая большая часть коленопреклонений делается во время Великого Поста. По объяснению святителя Василия Великого, коленопреклонение символизирует падение человека во грехе, а потом восстание – прощение его по великой милости Господа.

И опять возникает вопрос: 40 земных поклонов – как правильно делать? Поклоны делаются в любое время, кроме особых дней, о них поговорим ниже. В остальное время не нужно лениться, а лучше добровольно ввергнуть себя в поклон, означающий собственное падением в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.

От количества поклонов и поста ничего не зависит, если сердце и душа не будут очищаться от дурных помыслов и меняться в лучшую сторону. А если человек хоть чуточку искренне покается, то любящий Отец обязательно протянет ему Свою святую десницу.

Опыт епископа Афанасия Сахарова

Не всегда можно найти правильный ответ на то, как делать земной поклон в православии. Но попробуем обратиться к известному ревнителю Церковного Устава –исповеднику Афанасию (Сахарову).

Прежде всего разберемся с тем, когда нельзя делать земные поклоны, а когда можно. Во время богослужения земные поклоны, как в принципе и поясные, совершаются совсем не по желанию. Их делают по будничным и по постным покаянным дням. В воскресные дни и, конечно же, в великие праздники, согласно постановлению Святых Отцов, они отменяются.

В период Пасхи и до Троицы, а также от Рождества и до Крещения земные поклоны тоже не полагаются. В 90-м правиле VI Вселенского собора написано, что в воскресные дни не надо преклонять колен ради чести Христова Воскресения. А вот малые поклоны надо делать в определенные минуты в соответствии со смыслом молитвословий.

Поясные и земные поклоны

Итак, на любом богослужении положено:

  • Три малых поклона при чтении и пении: «Святый Боже», «Придите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно», трехкратного «Аллилуйя».
  • Три малых поклона на стих из 118 псалма.
  • Малый поклон и крестное знамение на всех ектеньях (возгласах священника), при пении «Господи, помилуй» и «Подай, Господи».
  • Малый поклон на молитвах и стихирах, только после слов «припадем», «молимся», «поклонимся».
  • Малый поклон всегда перед и после чтения Евангелия «Слава Тебе, господи».
  • Малый поклон при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе, на 13 кондаке, трижды читаемом – поясной поклон или земной поклон, в зависимости от дня.
  • Малый поклон в конце службы после песнопения «Честней Херувим» и слов молитвы «Именем Господним благослови, Отче».
  • Малый поклон с освящением себя крестным знамением после слов священника: «Мир всем» и ответа хора: «И духови твоему».
  • Малый поклон с обязательным крестным знамением при осенении Евангелием, Крестом или иконой.
  • Малый поклон без крестного знамени при благословении рукой священника, осенении свечами или при каждении. Только вот при каждении на Пасху на приветствие «Христос Воскресе», крестясь, отвечают: «Воистину Воскресе».
  • Малый поклон без выполнения крестного знамения на отпустах при благословении священника рукой и поясной поклон с выполнением крестного знамения при благословении крестом.

Церковный устав

Поклоны на службах (вечерня, утреня, всенощное бдение):

  • Земные поклоны прекращаются после молитвы «Сподобови, Господи» на вечерни праздничного или воскресного всенощного бдения до вечерни следующего дня.
  • Малый поклон совершается после каждого величания на утрени, при пении величания.
  • Малый поклон при пении «Хвалим, благословим, кланяемся и превозносим Тя».
  • Малый или земной поклон при пении «Честнейшую Херувим» (в зависимости от дня), после возгласа «Богородицу и Матерь Света».
  • Земной поклон на непраздничной утрени после богослужебной молитвы «Достойно есть».

Особые правила поклонов

Итак, мы рассматриваем, что такое земной поклон. Как делать его правильно? Стоит учесть, что на службах могут присутствовать сестры-монашки. Многие прихожане, не зная правил, начинают подражать им и так же, как они, совершать поклоны. Или, наоборот, смотрят на них и смущаются.

Все дело в том, что монахи подчиняются своему особому уставу, а прихожанам надо придерживаться устава Отцов Святых, предназначенного для всей Церкви, чтобы постепенно раскрывался и познавался весь смысл богослужения.

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего – тихо встать на место и вернуться к молитве.

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Литургия – особая служба, которая состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. В первых двух частях поклоны совершаются по уставу вышеописанных обычных служб, а вот третью часть – самую главную – опишем подробнее. Когда и как совершаются малые и великие поклоны? Давайте разберемся, когда делать земные поклоны на Литургии, а когда поясные.

Священник на Великом ходе выходит на амвон в руках держит Чашу и дискос, а хор в это время поет «Херувимскую песнь»:

  • Малый поклон во время окончания первой половины «Херувимской», в это время священник находится на амвоне.
  • Стоять с преклоненной головой во время поминовения священников.
  • Три малых поклона при троекратном «Аллилуйя».
  • Великий поклон по дню (если не в праздник) при возгласе священника «Благодарим Господа».

Когда совершается Евхаристический канон, Святейшее Таинство надо соблюдать полную тишину и ум держать во внимании.

  • Малый поклон совершается при возгласах «Приимите, ядите, пийте от Нея вси».
  • Малый поклон по дню совершается по окончанию «Тебе поем» и «И молим Тис я, Боже наш». Это очень важная минута для молящегося человека.
  • Малый поклон по дню совершается после «Достойно есть».
  • Малый поклон при словах «И всех, и вся».
  • Малый поклон по дню в начале общенародной молитвы «Отче наш».
  • Великий поклон (если не праздник) при возгласе священника «Святая-святым».
  • Малый поклон по дню выносимым дарам перед причастием со словами «Со страхом Божиим и верою приступите».
  • Положить земной поклон и сложить крестообразно руки на груди после молитвы священника перед причастием. (Перед чашей не креститься и не кланяться, чтобы ни в коем случае не столкнуть ее).
  • Причастникам до вечера не надо делать земных поклонов. Поясной поклон для причастников при появлении Святых Даров при возгласе «Всегда, ныне и присно».
  • Преклоняется голова, когда звучит заамвонная молитва, и священник, заканчивая литургию, выходит из алтаря и встает перед амвоном.

Многих верующих интересует вопрос о том, можно ли после причастия делать земные поклоны. Священники предупреждают, что не надо делать коленопреклонение после причастия, это делается ради святыни, которая внутри человека, принявшего Святое причастие, и чтобы случайно не вытошнило.

Заключение

Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником.

С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности Святые Отцы создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда − тоже описано выше достаточно понятно и подробно.

Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/hristianstvo/zemnoi-poklon-kak-delat-pravilno-v-pravoslavii-kogda-delat-zemnye-poklony-na-lityrgii-kogda-nelzia-delat-zemnye-poklony-mojno-li-posle-prichastiia-delat-zemnye-poklony.html

Когда и как делать поклоны. Устав о поклонах

Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся,  но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.

По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме.

Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании  узнать самые простые правила поведения в храме.

А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).

Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится.

 Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое.

Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.

I. Крестимся без поклонов

  1. В начале и конце чтения Св. Писания.
  2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
  3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…».

    сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»

  4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.

  5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».

  6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Крестимся с поясным поклоном

  1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  2. При каждом прошении ектеньи.
  3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

  4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
  6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».

  7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
  8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
  9. На каноне на каждом припеве.
  10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».

  11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
  12. При окончании отпуста.
  13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
  14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.

  15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X

  1. При входе и выходе из алтаря трижды.
  2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
  3. При первом и втором явлении Святых Даров.
  4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».

В дни великого поста многие поясные поклоны заменяются земными

  1. При входе и выходе из храма.
  2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
  3. На каждом припеве Песни Богородицы.
  4. На «Достойно есть…».
  5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
  6. На вечерне и часах при пении тропаря.

  7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
  8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
  9. На молитве св.

    Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Наклонение головы

  1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
  2. На Великом входе.
  3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения делается

  1. При словах «Мир всем».
  2. При словах » Благословение Господне на вас…»
  3. При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
  4. При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
  5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).

  6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.

  7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения

  1. Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
  2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».

IX. Стоять на коленях положено

  1. Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
  2. Великим постом при пении «Да исправится…».
      На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».

На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях.

Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

  1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
  2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).

  3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
  4. В дни причащения Святых Тайн.

  5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (5429)

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2017/04/04/kogda-i-kak-delat-poklony-ustav-o-poklonax/

Правила совершения поклонов

Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу – Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен.

Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные).

При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных – наклонить голову и коснуться пола пальцами.

То есть поклон – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения

Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.

О ПОКЛОНАХ НА БОГОСЛУЖЕНИИ

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на «Отче наш…» (в начале) — поклон;
— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
— на каждом иерейском возгласе — по поклону.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
— после целования – 1 поклон;
— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;
– на всех иерейских возгласах — по поклону;
— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;
— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;
— на Трисвятом – 3 поклона;
— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;
— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;
— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;
— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;
— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;
— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;
— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;
— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;
— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;
— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;
— на «Отче наш», в начале — земной поклон;
— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;
— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;
— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;
— при втором явлении Святых даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;
— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;

— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;

— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;

— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/pravila-soversheniya-poklonov/

Зачем делать земные поклоны и как их правильно совершать

Человек – существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства.

Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро.

В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого.

И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается.

Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

31:9: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».

Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

108:24:

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).

И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял.

Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом.

Вот в чем заключается жестоковыйность.

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон.

Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь.

Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, – будете несчастны.

Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута – и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.

Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление…»

Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью.

Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо.

Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй».

Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны.

На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии – после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения – пресуществление Святых Даров.

Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ.

В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (2054) раз

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2016/04/12/zachem-delat-zemnye-poklony-i-kak-ix-pravilno-sovershat/

Ответы на вопросы

Положение тела при молитве. Позы и жесты молящегося

Важность участия тела в молитве

Труд в молитве

Как читать дома молитвы – стоя или сидя?

Коленопреклонения на литургии в православии

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Молитвенные жесты

Фото: Фотобанк Лори

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году – во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

Как читать дома молитвы – стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство…»

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

– вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос…» совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, – это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

Для этого жеста

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

Источник: http://rublev.com/molitvoslov/otvety-na-voprosy/polozhenie-tela-pri-molitve-pozy-i-zhesty-molyashegosya

Как делать земной поклон в православии » Против УЭК

В православии есть большое количество определенных обрядов, таинств и ритуалов, выполнение которых несет в себе определенный смысл. Среди таких выделяют поклоны.

Они несут некоторое символистическое значение и передают некий посыл от верующего к Богу. Есть определенные правила того, как делать земной поклон в православии, а также уместность его выполнения.

Зная тонкости совершения определенных действий мы всегда будем чувствовать себя уверенно и избегать неприятных ситуаций.

Что такое поклон, разновидности

Поклоном называют символическое действие, которое характеризуется наклоном тела и головы, которые показывают смирение и покорность перед Господом. Есть несколько разновидностей поклонов:

  • Великие или земные. При них молящийся становится на колени и касается головой земли.
  • Малые или поясные. При его выполнение наклоняется только голова и тело.

Обычай совершать поклоны пришел к нам еще с древних библейских времен.

Есть определенные случаи, когда поклоны не предусмотрены. Многие также путают такие понятия как поклоны и неправославный обычай стояния на коленях.

При выполнении земного поклона мы показываем свое смирение и благоговение перед Творцом вселенной. После поклона мы встаем, показывая тем самым, что Господь дал нам все необходимое для спасения.

Делать великие поклоны нельзя:

  • в дни от Рождества до Крещения,
  • в воскресные дни,
  • в дни великих праздников,
  • от Пасхи до Пятидесятницы,
  • в праздник Преображения,
  • запрещено причастникам в день первого причастия и последующие.

Есть еще и такой вид как великие постовые поклоны. Такими называют троекратные земные поклоны, которые сопровождаются наложением православного крестного знамения и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, которая поделена на три стиха.

Как правильно класть земные поклоны

Священники говорят о том, что в Церковном Уставе говорится о неспешном, своевременном, чинном, неторопливом и истовом выполнении. Поклоны и коленопреклонения стоит совершать после каждого кратного прошения ектении или молитвословия. Запрещается делать это во время чтения или пения. Также не разрешается совершать поклоны вместе с крестным знамением.

Как правильно делать земные поклоны? Перед совершением необходимо наложить на себя крестное знамением. После этого встаньте на колени и поклонитесь, руки и голова должны касаться пола. Перед тем, как приложиться к иконе или распятию необходимо снова дважды перекреститься поклониться, приложиться, а потом еще раз перекреститься и поклониться.

Когда можно совершать

Уже было сказано о том, когда не нужно совершать поклоны, но многие люди не знают и те моменты, когда это делать необходимо.

Если даже по незнанию Вы совершите земной поклон во время праздника, то это не будет считаться ошибкой.

Многие священнослужители говорят и о том, что часто необходимо смотреть еще и на традиции того храма, который Вы посещаете. Бывает такое, что существуют и определенные местные традиции.

Земной поклон в воскресение вызывает массу споров. Прежде всего это заключается в том, что по Церковному Уставу запрещено совершение земных поклонов в воскресные дни и праздники.

Но многие литургисты говорят о том, что совершать земные поклоны необходимо всегда перед престолом, независимо от дня недели или праздника.

Кроме того, есть определенная практика, когда земные поклоны заменяются на поясные.

Есть такое понятие как Литургия. Еще Иоанн Кронштадский говорил о совершении земных поклонов во время Литургии. Он говорил, что совершать поклоны необходимо независимо от времени проведения Литургии. Делать стоит три поклона во время ее проведения:

  1. На входных перед Престолом.
  2. При положении Даров.
  3. Непосредственно перед причащением.

Но опять же таки о том, если Вы не знаете, когда делать земной поклон на Литургии, можно посоветоваться с церковнослужителями или просто наблюдать за их поведением.

Так как постигнуть все тонкости совершения всех ритуалов и обрядов достаточно сложно, то не стоит стесняться просить о помощи, а также консультироваться со знающими людьми.

Это позволит Вам избежать неприятных и неловких ситуаций в храме.

Помните о том, что совершение любого действия не должно идти из-за необходимости или по принуждению. Все действия должны исходить от чистого сердца и только по добрым побуждениям. Ведь наше обращение к Господу будет услышано и одарено благодатью только в том случае, если у нас будут чистые помыслы и искренняя вера.

Все зависит только от Вас, ведь с какими желаниями мы придем к Богу, то и получим взамен. Необходимо не только просить, но и благодарить. Для этого наиболее лучше подойдут благодарственные молитвы. И будьте очень осторожными, чтобы пословицу «Заставь дурака молится, он и лоб себе расшибет» не возможно было применить к Вам.

Господь всегда с Вами!

Как делать земной поклон в православии

————————————————————-

          Поддержка сайта Protivkart.org

          Яндекс-деньги 410011074881635

Источник: http://protivkart.org/main/12086-kak-delat-zemnoy-poklon-v-pravoslavii.html

К вопросу о земных поклонах в воскресные дни – одигитрия

Вся же благообразно и по чину да бывают.» (1Кор.XIV,40).

В наше время, к сожалению, можно наблюдать, как православный народ, воцерковившийся в своём подавляющем большинстве в постсоветский перестроечный период и, не имеющий глубокого укоренения в церковных традициях, не всегда правильно совершает поклоны во время богослужения в воскресные и праздничные дни.

Речь пойдёт исключительно о земных поклонах, так как именно их не в должное время совершение является наиболее заметным и явным нарушением уставного богослужебного чина, вызывающим немалое смущение у старых и духовно опытных прихожан и священнослужителей.

Однако вопрос о поклонах не такой простой, как это может показаться на первый взгляд…

Существует ряд канонических и уставных правил (I Всел. 20; Трул. 90; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Никифора Исп. 10; Типикон, гл.

2, 48, 49; Триодь Постная, во Святую и Великую Среду вечера) (1), которые запрещают коленопреклонение во все воскресные дни и в период Пятидесятницы (От Святой Пасхи до Троицы).

Но тут возникает вопрос: полностью ли отменяются земные поклоны в эти дни или бывают какие-то исключения из правил?

Некоторые современные литургисты канонические запрещения на земные поклоны относят только к когда-то существовавшим в древности (до 4 века) коленопреклонным ектениям, а в наше время как будто уже никаких ограничений в отношении земных поклонов в воскресные дни не существует (2).

Но с этим довольно трудно согласиться, так как чем принципиально отличаются древние коленопреклонные ектении от прочих земных богослужебных поклонов?.. Представляется, что святые отцы Церкви — составители канонов — имели в виду другое. Отнюдь не только одни коленопреклонные ектении.

Скорее всего, 91-е правило святого Василия Великого имеет в виду как раз все без исключения богослужебные поклоны, которые обычно совершаются на будничных богослужениях.

Тем более, что 90-е правило Трульского Собора было написано в конце 7 века, когда коленопреклонные ектении уже давно вышли из богослужебного употребления, а священные каноны, как известно, имеют непреходящее значение в Церкви.

То есть, видимо, все положенные обычные богослужебные земные поклоны (3) в указанные дни заменяются поясными, чтобы, таким образом, отделить воскресное богослужение от будничного. Однако кроме обычных ежедневных богослужебных поклонов имеются ещё и особые, неординарные земные поклоны, которые специально оговариваются Уставом.

Они, по всей видимости, составляют некоторое исключение из общего правила.

К таким поклонам, например, относятся земные поклоны Честному Кресту в конце всенощного бдения на Крестопоклонной Недели Великого поста, а так же земные поклоны ставленника пред престолом в алтаре во время хиротонии, совершаемой в воскресный день, — которые никогда не отменяются (4).

Напрямую об исключениях, собственно, говорит и 10-е правило святого Никифора Исповедника: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам». То есть и внебогослужебные (так как по Уставу к иконам прикладываются до или после богослужения) земные поклоны святым иконам и мощам так же не запрещается совершать в воскресные дни. Да это и понятно. Евангелие от Матфея нам говорит, что в самый день Воскресения, когда Мария Магдалина и другая Мария поспешили от гроба возвестить апостолам о воскресении Христа, то «когда… шли они… и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.XXVIII,9). Ясно, что ухватились за ноги и поклонились — это означает, что совершили земной поклон.

Итак, полностью разрешать все земные поклоны в указанный период будет являться прямым нарушением канонических правил. Но и полностью запрещать земные поклоны в воскресные дни тоже нельзя (5). В таком случае, в связи со всем вышесказанным, представляется правильной следующая уставная схема.

Во все воскресные дни (каждое воскресенье — это малая Пасха), в период от Великой Среды до праздника Святой Троицы (период Пятидесятницы), а так же в приравниваемые к ним Господские двунадесятые праздники и в период Святок (6) — ординарные (ежедневные, обычные) земные поклоны во время богослужения отменяются и заменяются поясными (в том числе отменяется и земной поклон во время пресуществления Святых Даров в алтаре служащим священником, что соответствует и традиции Афонских монастырей (7)). Неординарные же земные поклоны (особые) разрешаются. К неординарным земным поклонам, как уже было выше сказано, относятся уставные поклоны после выноса Креста на Крестопоклонной Недели Великого поста и праздника Крестовоздвижения, поклоны ставленников при хиротонии, поклоны пред святой Плащаницей, а так же связанные с проявлением личных благочестивых чувств: стояние на коленях во время таинства исповеди, внебогослужебные поклоны перед святыми иконами и мощами, поклоны в кувуклии Гроба Господня и прочие. Всё это касается в равной степени, как непосредственно служащих в алтаре священнослужителей, так и мирян, молящихся в храме. Что касается Богородичных двунадесятых праздников и прочих меньших праздников, то устав поклонов для них остается будничный, если они не совпадают с воскресным днём (8). На келью такое правило не распространяется, устав кельи может быть по благословению духовника иной (9).

«Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех умыслиша Святии Отцы и Церкви устав предаша, но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем» (10).

Примечания.

  1. I Всел. 20: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу»;

Трул. 90: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова.

Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу.

Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение»;

Петра Алекс. 15: «Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли»;

Василия Вел. 91: «Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века.

Почему, яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт.1:5): аки бы един и тот же день многократно круговращался.

И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осмый день, о котором и псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век.

И так основательно церковь научает питомцев своих бывающия в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному прославлению. Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке.

Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятидесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь.

Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы преселяямысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко, человеколюбием создавшаго нас, паки воззваны на небо»;

Никифора Исп. 10: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам»;

Типикон, гл. 2.

«Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о панагии»: «И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един: [не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник, и в Пятдесятницу всю, колена не приклоняют.]»;

Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях»;

Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»: «На Буди имя Господне: поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются»;

Триодь Постная. Страстная Седмица. Во святую и великую среду вечера: «И по пренесении честных Даров поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиах же даже и до Великаго Пятка совершаются».

  1. Матеос Х. «Развитие византийской Литургии». http://azbyka.ru/razvitie-vizantijskoj-liturgii
  2. Граббе Ю.П. «Как подобает стоять во храме православному христианину»:

Креститься с земным поклоном.

— В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.

— В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

— В начале пения: «Достойно и праведно».

— После «Тебе поем».

— После «Достойно» или Задостойника.

— При возгласе: «И сподоби нас, Владыко» (перед «Отче наш…»).

— При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз при словах: «Всегда, ныне и присно».

— В Великий Пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при пении «Богородице, Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерни три поклона.

— В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

— В пост, при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем». Всего 3 земных поклона.

Как подобает стоять во храме православному христианину

  1. Коленопреклонные молитвы в день Пятидесятницы к данному вопросу вообще не имеют отношения, так как совершаются не во время литургии, а во время великой вечерни, которая уже относится к Духову дню – т.е. к понедельнику, а не к воскресенью.
  2. Сахаров А. «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». Прим. 257. http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi/3#note257
  3. Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».
  4. Вообще говоря, практика совершения земных поклонов в воскресенье имеет латинское происхождение. См. «Вопросы и ответы о Восточных Церквах от архимандрита Роберта Тафта»: http://vselenstvo.com/library/asktaft9.htm

На православном Востоке такого никогда не было. «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен» (прп. Пахомий Великий).

  1. Согласно Марковым главам Типикона только Господские двунадесятые праздники при совпадении с воскресным днем полностью отменяют и замещают собой воскресную службу Октоиха, Богородичные же двунадесятые праздники не отменяют воскресную службу, но соединяются с ней по Уставу (причем воскресные песнопения Октоиха исполняются первыми). На этом основании представляется невозможным приравнять Богородичные двунадесятые праздники (и прочие бденные праздники) к Воскресению. Так же см. Типикон, гл. 2 (прим. 1).
  2. Типикон о земных поклонах в кельях говорит довольно скудно (см. прим. 1, 6). «Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев», том 2. Поклоны: «Спрашиваете, можно ли в Пасху класть земные поклоны в келье и справлять правило? — То и другое запрещается в Пятидесятницу. Впрочем, келейное правило по желанию можно справлять, но поклоны лучше класть малые, по уставу церковному. Если кто имеет разрешение от старца или от духовного отца класть земные поклоны, то пусть кладет. А я пишу свое мнение» (прп. Иосиф Оптинский). http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnyh-optinskih-startsev-tom-2/18
  1. Типикон, гл. 49. Понедельник 1-ой седмицы Великого поста. «О поклонех и молитве церковное законоположение».

Протоиерей Игорь Белов

Источник: http://www.odigitria.by/2016/11/18/k-voprosu-o-zemnyx-poklonax-v-voskresnye-dni-i-v-period-pyatidesyatnicy/

Ссылка на основную публикацию