Казанский собор в санкт-петербурге, где находиться, расписание богослужений

Казанский собор — самый главный и торжественный собор Санкт-Петербурга

Казанский собор в Санкт-Петербурге, где находиться, расписание богослужений

В России много святых мест, памятников, в которых отразились многострадальная история страны, духовные и героические подвиги народа, великих деятелей государства и церкви. Но особое сакральное значение среди них имеет Казанский собор в Санкт-Петербурге, ставший важной вехой в развитии европейского стиля в русской архитектуре.

Казанская икона – символ защиты на войне

Его создание связано с главной святыней Руси – иконой Казанской Божьей матери, явление которой миру иначе как настоящим чудом не назовёшь.

Осенённые её святым образом русские воины совершили немало ратных и гражданских подвигов, в числе которых важнейший из них – освобождение страны от поляков в 16 в.

Именно перед ликом Казанской Божьей Матери молились ополченцы перед наступлением на осаждённую Москву, с ней прошёл крестный ход в октябре 1612. Велика роль иконы в победе над шведами в Полтавской битве (1609 г) и под Вязьмой (1812 г) в войне с французами.

История строительства

Памятная доска на стене собора извещает о начале строительства храма по велению Павла I в 1801 году вместо разрушающейся церкви Рождества Богородицы.

Именитые европейские архитекторы принимали участие в конкурсе проектов будущего храма, но за основу были взяты разработки не участвовавшего в конкурсе талантливого архитектора-самородка Воронихина, рекомендованного графом Строгановым.

Закладка первого камня состоялась после трагической кончины Павла 1-го 8 сентября 1801 г в торжественной обстановке.

Собор – воплощение священной памяти

10 лет (1801-1811г) ушло на возведение знаменательной святыни северной столицы. На создание архитектурного шедевра было потрачено почти 5 млн. рублей.

Бывшего крепостного графов Строгановых архитектора Воронихина, блестяще осуществившего идею императора, наградили почётным орденом святого Владимира. После освящения Казанского собора (15.09.

1811 г) старую церковь снесли, и новый храм стал объектом молитвенного поклонения народа и своеобразным памятником военным победам России.

Архитектура и внутреннее убранство

Непревзойдённый шедевр архитектуры выполнен в стиле ампир и повторил во многих чертах знаменитый римский собор св. Петра, как хотел Павел 1. В облике храма воплотились формы римских базилик и православных купольно-крестовых церквей.

Грандиозное здание собора, сложенное из пудожского камня (известкового туфа), в виде вытянутого 4-конечного латинского креста в центре венчает стройная купольная башня. Величественная фасадная колоннада повторяет архитектурную стилистику римского святилища.

Снаружи фасад храма украшен бронзовыми изваяниями православных святых и изящными барельефами. Северный вход (врата), оформленный по типу «Райских дверей» флорентийского собора, выполнен из бронзы.

Внутренняя конструкция также соответствует параметрам и формам римской базилики: 4 ряда монолитных коринфских колонн из гранита делят пространство на 3 нефа (коридора). Великолепие внутренних интерьеров, декорированных отечественными природными камнями, поражает воображение.

Художники-декораторы и скульпторы (Пименов, Мартос, Демут) по замыслу Воронихина использовали яшму, карельский мрамор, порфир, известковый туф.

Именитые художники Брюллов, Бруни, Боровиковский, Кипренский, Шебуев украсили стены восхитительными росписями на религиозные сюжеты, подлинными живописными шедеврами.

Колоннада Казанского собора

По религиозным канонам вход в собор должен быть с запада, алтарь – на востоке. Соблюдение этого правила делало храм повёрнутым боком к Невскому проспекту.

Чтобы создать парадный вход с севера, Воронихин спроектировал монументальную колоннаду полукруглой формы из 96 колонн 13-метровой высоты.

Каждая коринфская колонна из известкового туфа, оканчивающаяся затейливой капителью, в отдельности – также архитектурный шедевр, воплотивший в себе филигранный труд строителей.

Что не удалось воплотить

Идеи Воронихина не осуществились полностью – не установлена южная колоннада, зато северная стала несомненным украшением Невского проспекта.

Отсутствуют скульптуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах с обеих сторон колоннады и запланированная ограда у западного входа перед сквером.

Несмотря на это, колоннадное сооружение Казанского храма не уступает величием и красотой петровскому собору Рима.

Святыни

Ставший первым в России европейским аналогом религиозных объектов собор Казанской Божьей матери сразу же после Отечественной войны 1812 года превратился в памятное хранилище святынь и реликвий, символизирующих важные исторические события государства, подвиги выдающихся военачальников.

Памятники

Побывав на торжественном молебне в честь открытия храма, сразу отсюда М. В. Кутузов уехал принимать командование действующей армией, навек связав с ним свою судьбу.

Именно в Казанском соборе захоронено тело великого фельдмаршала (июнь 1813 года).

Спустя 5 лет Александр I издал указ о воздвижении памятников гениальным полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, полностью исполнить который смогли лишь в 1837 г.

В создании проектов памятников принимали участие скульпторы Орловский, Гальберг, архитектор Монферан и президент Академии художеств Оленин.

Лучшими были признаны эскизы Орловского, сумевшего воплотить в скульптурах полководцев их весомый вклад в победу над французами, суть характеров каждого из них и портретное сходство.

Оба монумента воздвигнуты на гранитные пьедесталы, на которых золотом «написаны» имена военачальников.

Священные реликвии

Главной святыней не только Казанского собора, но и всего русского народа является чудотворная Казанская икона, по преданию найденная 8-летней Матрёной в земле под сгоревшим домом.

О месте нахождения иконы, позже увековеченном монастырём, девочке сообщила Божья Матерь, явившаяся к ней во сне.

Помимо Казанской иконы, в соборе поклоняются иконам Николая Чудотоворца, Спасителя, Воскресения Христова с частицей Господня Гроба.

За невысокой бронзовой оградой, украшенной золочёными венками, стойками и угловыми столбами в виде стволов пушек находится священная могила Кутузова. Она окружена завоёванными трофеями, символизирующими победу русских над французами и освобождение Европы: маршальский жезл Наполеона, знамёна и штандарты, ключи от европейских городов и крепостей.

Расписание богослужений

Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, приходящими на богослужения, проходящие каждый день. Открывается собор по будням в 7 часов утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.

Богослужения по будням

  • Первая (Божественная) литургия – 07.00. Начало исповеди – 7.30.
  • Вторая (Божественная) литургия – 10.00. Исповедь (начало) – 10.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

По воскресеньям и праздникам

  • Первая литургия – 7.00. Исповедь (начало) – 7.30.
  • Вторая литургия – 10.00. Начло исповеди – 9.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

Ежедневно в соборе между литургиями проходят торжественные обряды крещения, венчания. Совершаются молебны, служатся панихиды по предварительной договорённости.

Воскресная школа для детей и взрослых

Казанский собор – центр религиозного просвещения, где организована деятельность воскресных школ для детей и взрослых. Взрослый просветительский курс составляет 3 года, но стать учеником можно в любое время.

Преподавание ведётся высоко эрудированными клириками в форме живых диалогов, научно-познавательных лекций по основным вопросам православия.

В программу входит знакомство с основами Закона Божьего, Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, истории РПЦ и др.

Режим занятий: по субботам (сентябрь-май), 16.00-18.00.

Программа воскресной школы для детей

Ученики детской воскресной школы делятся на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-11), старшая (12-17).

В программу входит изучение Закона Божьего (основа нравственного воспитания), обучение церковному пению (духовно-эстетическое воспитание).

Дети имеют возможность проявить свои таланты в пении, художественном изобразительном искусстве, участвуют в различных концертах, праздничных мероприятиях, совершают паломничества к святым местам. Для учеников ежемесячно организуется воскресная литургия.

Расписание занятий:

  • воскресенье – с 12.00 до 15.30
  • вторник- 1630 – занятия по вокалу (индивидуально)
  • суббота – занятия по Изоискусству – 15.30, алтарное дело (мальчики) – 17.00

Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора

В наше прагматичное, довольно циничное время молодым людям нелегко определиться с нравственными ориентирами, найти правильный путь в жизни. Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора объединяет ищущую, неравнодушную православную молодёжь, стремящуюся найти ответы на насущные вопросы бытия в процессе общения между собой и представителями церкви.

Организация деятельности клуба

Программа клубных встреч включает следующие виды деятельности:

  • дискуссионные обсуждения различных тем, лекций
  • встречи с неординарными людьми, интересными современниками
  • презентация проблемных фильмов с последующим обсуждением
  • волонтёрские рейды, паломнические путешествия
  • богословское просвещение
  • участие в проведении православных праздников

Время работы

Казанский собор как хранитель главной святыни русского народа даёт возможность каждому человеку, желающему поклониться иконе Казанской Божьей Матери, сделать это в любой день.

Он открыт для посещений:

  • В будничные дни – с 7 часов утра до 20 вечера
  • В воскресные и праздничные дни – с 6.30 утра до 20 вечера (конец вечерней службы)

Где находится собор и как до него добраться

Казанский собор находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 25.

Добраться к собору можно на метро, со станции «Невский проспект» или «Гостиный двор». Выйти на остановке «Канал Грибоедова», где на противоположной стороне расположен собор. Также можно доехать на общественном наземном транспорте: троллейбус N 17, маршрутное такси N 306, автобус N 100.

Источник: https://GuruMustSee.ru/kazanskij-sobor-samyj-glavnyj-i-torzhestvennyj-sobor-sankt-peterburga/

Казанский собор

В начале XVIII века на Невском проспекте появилась небольшая деревянная церквушка Казанской Божьей Матери. В последующие годы на её месте построили каменный храм, названный Рождественским. В храм доставили Казанскую икону Божьей Матери, в честь которой его назвали Казанским.

В эпоху царствования императора Павла I старое здание нуждалось в реконструкции, а посему решили возвести в столице Российской империи храм, обладающий не меньшими достоинствами, чем римский собор Святого Петра. После рассмотрения многих предложений выбор пал на проект Андрея Никифоровича Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова.

Постройка собора завершилась в 1811 году, а Воронихина удостоили ордена Анны. Работы по возведению храма выполняли русские крепостные, а строительные материалы привозились из разных уголков России.

Совершенно потрясающим творением архитектора стала колоннада, состоящая из 96 расположенных полукругом 13-ти метровых колонн, подчеркивающих центральную часть собора.

На прилегающей к Казанскому собору территории появились четыре скульптуры — князь Владимир, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный и Александр Невский. Двери храма скопированы с дверей флорентийского крестильного дома.

Внутреннее убранство собора схоже с роскошными дворцовыми помещениями, причем падающие из оконных просветов солнечные лучи визуально увеличивают высоту купола.

Находящиеся в соборе иконы созданы кистью великих русских художников.

Казанский собор неотделим от всех значительных исторических событий. Именно здесь проводился молебен, после которого на место сражений отправился Михаил Кутузов, а после смерти великий русский полководец был погребён в Казанском соборе в склепе, рядом с которым развешаны военные трофеи. Также в соборе находятся памятные скульптуры Кутузова и Барклая де Толли.

В советское время богослужения в Казанском соборе прекратились, а в самом здании был открыт музей истории религии. Знаменитую икону Казанской Божьей Матери переправили в Князь-Владимирский собор.

Казанский собор пострадал и во время Великой Отечественной войны – в годы блокады часть здания была разрушена снарядами. В послевоенные годы строение подверглось реконструкции и капитальному ремонту.

После распада Советского Союза богослужения в крупнейшем соборе Петербурга возобновились, на куполе вновь установлен снятый после революции крест, а икона Божьей Матери возвращена на своё исконное место.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/kazanskij-sobor/

Казанский собор

Казанский собор – это вершина храмового зодчества и главная православная святыня северной столицы, в которой проводятся торжественные богослужения. Храм тесно связан с судьбой России и воинской доблестью. Вместе с народом он прошел через предначертанные ему испытания и выстоял.

Читайте также:  Акафист божией матери всех скорбящих радость

Казанский собор с XVIII века и до наших дней

По проекту русского архитектора Земцова в Санкт-Петербурге было начато в 1733 году строительство храма Казанской Божьей Матери из камня с деревянным куполом.

На его освящении в 1737 году и на богослужении присутствовала императрица из династии Романовых Анна Иоановна. За один день до знаменательного события из Троицкого собора в Санкт-Петербурге была доставлена Казанская икона Божией Матери.

В честь всенародно чтимого образа церковь назвали Казанской. Много раз она даровала православному русскому воинству победы над врагом.

К концу XVIII столетия было принято решение императором о возведении нового храма в Санкт-Петербурге. По желанию Павла I он должен был напоминать собор св. Петра (Рим). Знаменитые архитекторы Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Джакомо Тромбаро и Чарлз Камерон участвовали в конкурсе, объявленном на создание лучшего проекта собора.

Их работы не были одобрены императором, так как архитекторами в них не была предусмотрена постройка колоннады, подобной римской. Через год был утвержден проект Воронихина А.Н., бывшего крепостного графа Строганова и в 1785 году отпущенного им на волю. Граф предложил императору ознакомиться с работой талантливого архитектора.

В 1801 году в Санкт-Петербурге был заложен Храм Казанской иконы Божией Матери. Присутствовали Александр I, Великие князья, императрица Мария Федоровна.

Торжественное богослужение и освящение Казанского собора, возглавляемое митрополитом Амвросием, состоялось 15 сентября 1811 года. Автор проекта архитектор Воронихин А.Н. был пожалован орденом святой Анны II степени и пенсией.

Через 2 года была разобрана старая церковь Рождества Богородицы, находящаяся рядом с новым собором в Санкт-Петербурге

Храм казанской Божьей Матери – особенности архитектуры

Казанский собор в Санкт-Петербурге по праву считается одним из самых знаменитых памятников изобразительного искусства и архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. Перед архитектором Воронихиным стояла очень сложная градостроительная задача.

В соответствии с православными традициями алтарь должен находиться с восточной стороны, а вход в храм – в его западной части. В этом случае собор Казанской иконы Божией матери в Санкт-Петербурге должен был располагаться боком к Невскому проспекту.

Решение архитектора возвести колоннаду в виде полукруга, состоящую из 96 колонн, было единственно правильным. Скрыв за собой основное здание Казанского собора, она стала украшением проспекта.

Колоннада в Санкт-Петербурге имеет сходство с собором св. Петра (Рим), как и желал император Павел I. В то же время римское сооружение, возведенное по проекту архитектора Джованни Лоренцо Бернини, является самостоятельной архитектурной формой.

В отличие от него творение Воронихина – неотъемлемая часть Казанского собора, составляющая с ним единое целое. По плану архитектора такая же колоннада должна была возводиться и с южной стороны храма.

Перед центральным входом, расположенным с западной стороны Казанского собора в Санкт-Петербурге, две колоннады по плану соединились бы оградой. Но, эта часть плана не была реализована.

Казанский собор в Санкт-Петербурге – одна из вершин архитектуры позднего классицизма. Иногда он носит название «русский ампир». В этом стиле возводилось большинство зданий в Санкт-Петербурге в период со второй половины XVII по первую половину XIX столетия.

Ему присущи такие черты, как:

  • монументальность;
  • простота и ясность силуэта;
  • торжественная парадность;
  • величественность образов.

Кафедральный Казанский собор в Петербурге над уровнем земли возвышается на 71,5 м. Его длина в направлении с востока на запад составляет 72,5 м. В основе строения по проекту архитектора лежит латинский крест, увенчанный куполом изящной формы.

Его диаметр около 17 м. Он состоит из двух сводов – верхнего и нижнего, хорошо видного изнутри собора. По окружности купола Казанского собора расположено 16 окон. Архитектор придавал особое значение свету, льющемуся из них.

Создавалось впечатление парения купола в воздухе.

Архитектор Казанского собора в Петербурге А.Н. Воронихин впервые в мире использовал:

  • конструкцию купола из металла;
  • большепролетные перекрытия.

Внутри в Казанском соборе установлены колонны, изготовленные из гранита. Они разделяют пространство на три нефа. Центральный из них перекрыт сводом полуцилиндрической формы. Его ширина превышает ширину боковых нефов в 4 раза. Архитектором предусмотрено, что ряды высоких колонн гармонизируют пространство зала. В нем хорошая акустика, это придает особую торжественность богослужениям.

Казанский собор – гармония архитектуры, живописи и скульптуры

Для строительства использовались только отечественные материалы. Казанский собор в Санкт-Петербурге Википедия называет музеем российского природного камня. В нем собраны лучшие в России образцы минералов. Полы амвона и алтаря облицованы порфиром уникального малинового цвета. Его называют также шокшинским кварцитом.

В деревне Пудость Гатчинского района неподалеку от Санкт-Петербурга добывали пудостский камень. Он похож на травертин, которым был облицован собор св. Петра в Италии.

Пудостский камень в зависимости от освещения и погодных условий может изменять цвет от желтовато-серого до глубокого серого цвета. За это свойство его ценил архитектор Воронихин. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге облицован этим необычным материалом.

Из него по проекту архитектора были выполнены многие элементы: фриз, капители наружных колонн и другие элементы.

В центральном нефе рисунок напольного покрытия из мрамора выполнен в виде чередующихся полос, состоящих из плиток красного, черного и серого цветов.

По замыслу архитектора так подчеркивается удлиненность пространства.

Храм Казанской иконы в Санкт-Петербурге восхищает гармоничным сочетанием различных по цвету и структуре минералов: шунгита, яшмы, мрамора, финского гранита. Его добыча велась под Выборгом в районе Пютерлакса.

Снаружи и внутри Казанский храм украшен скульптурами работы талантливых мастеров Демут-Малиновского, Пименова, Мартоса, Рашетта, Гордеева, Прокофьева и других. Над оформлением Казанского храма в Санкт-Петербурге трудилось 11 самых известных скульпторов.

Наружная поверхность Казанского собора в Санкт-Петербурге украшена четырнадцатью барельефными панно разного размера, высеченными из пудостского камня.

Скульптурную композицию по замыслу архитектора дополняют бронзовые фигуры великих полководцев Барклая де Толли и Кутузова М.И.

Иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге был расписан такими известными живописцами, как:

  • Брюллов,
  • Бессонов;
  • Угрюмов;
  • Боровиковский и др.

Внимание посетителей Казанского собора привлекает образ «Взятие Богородицы на небо» (К.П. Брюллов). Не менее известны иконы с изображениями Царицы Елены и св.Екатерины кисти Боровиковского. Все работы написаны в академическом стиле и напоминают живопись мастеров итальянского Возрождения.

Казанская икона – чудотворная святыня Санкт-Петербурга

День чудесного явления иконы (8/21 июля) отмечается как большой православный праздник. Проводятся торжественные богослужения.

Явление Богородицы во сне 8-летней девочке Матроне Онучиной после пожара в Казани, уничтожившего большую часть города в 1579 году, стало знаменательным событием для всех православных.

Тогда же в Казани основали монастырь Пресвятой Богородицы, куда была помещена найденная в земле на пепелище Казанская икона Божией матери, к которой обращались верующие во время богослужений.

С нее был сделан список, признанный чудотворным, который принадлежал царице Прасковье Федоровне. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Пресвятой Богородицы и ей поклонялись во время богослужений.

С 1811 года Казанская Божья Матерь находится в новом соборе в Санкт-Петербурге. В истории Российского государства происходило много важных событий, связано с заступничеством Богородицы.

Перед этим образом в Санкт-Петербурге проводились богослужения, молились царственные особы дома Романовых и простые горожане.

До сих пор она помогает всем, кто с глубокой верой обращается к чудодейственному образу. Богослужения в Санкт-Петербурге совершаются при участии большого количества верующих.

В ее честь был учрежден общенародный праздник 22 октября. Православные христиане во время богослужений не раз имели возможность убедиться в чудодейственной силе иконы.

Они уверены: пока икона-покровитель в соборе – Санкт-Петербург под защитой.

Казанский собор в Санкт-Петербурге, фото которого представлены на нашем сайте, является местом упокоения великого русского полководца М.И.Кутузова. Он возносил молитвы перед Чудотворной Казанской иконой о даровании победы над врагом. В храме в Санкт-Петербурге находятся боевые знамена поверженной армии Наполеона и ключи от крепостей, взятых русской армией во Франции.

Как посетить собор

Казанский собор в Санкт Петербурге официальный сайт которого знакомит с расписанием богослужений и главными событиями в деятельности кафедрального собора, открыт для посещений каждый день.

Все желающие могут поклониться святому образу в Санкт-Петербурге и оценить бессмертное творение архитектора Воронихина. Богослужения в Казанском соборе совершаются ежедневно. Время открытия храма в будни – 7.00, в праздничные дни и в воскресенье – в 6.30.

Постоянно (не только во время богослужений) в храме находится священник. Закрывается кафедральный собор после завершения вечернего богослужения.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/kazanskiy-sobor/

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге

Адрес: Невский проспект, д. 25. Время работы: в будние дни с 08:30, а в выходные дни с 06:30 до окончания службы. Как добраться: станция метро «Невский проспект» или «Гостинный двор» (выхд к каналу Грибоедова).

Одно из красивейших, грандиозных сооружений расположено на центральном проспекте Санкт-Петербурга. Первоначально храм создавался как основное хранилище чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Сегодня здесь находятся не только ценнейшие военные трофеи, но и покоится тело Великого полководца — фельдмаршала М.И. Кутузова.

История сооружения Казанского собора в Санкт-Петербурге

В начале XVIII века на центральном проспекте Петербурга решили заложить церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Планировалось возвести строение из камня в стиле барокко по проекту известного зодчего Михаила Земцова. Церковь построили всего за 4 года, освятив новое христианское сооружение в 1737 году. На церемонии присутствовала императрица Анна Иоанновна.

К первому богослужению подготовили уникальную икону Казанской Божией матери, которая являлась списком с церковной реликвии XVI столетия из Казани. Новая церковь стала местом проведения важных для государства обрядов. Здесь проходили службы в честь громких побед русской армии на фронтах.

Находилась она в том месте, где сейчас разбит сквер у современного Казанского собора.

К концу XVIII столетия церковь изрядно обветшала. Необходим был ее ремонт. Павел I, для которого храм имел большое значение (именно здесь он венчался), издал указ об объявлении конкурса проектов придания более парадного вида. В данном конкурсе приняли участие как начинающие, так и известные архитекторы.

В частности, Семен Волков предложил сделать церковь пяти-купольной и возвести колокольню.Этот и многие другие проекты не получили одобрения. Результат конкурса стал неожиданным и сильно осуждался знатными зодчими. Негодование было объяснимо, ведь среди тех, кто подал свои работы для участия, наблюдались такие громкие имена, как Камерон, Кварнеги, Гонзаго и другие.

Павел долго не мог выбрать победителя. По истечении некоторого времени, граф А.С. Строганов, резиденция которого располагалась неподалеку, внес предложение не перестраивать старую церковь, а возвести новый храм. Тем более, бывший его крепостной – молодой зодчий А.Н. Воронихин уже разработал проект.

Основной задачей было не только гармонично вписать храм в существующий ансамбль Невского проспекта, но и учесть все каноны строительства религиозных сооружений. Сделать это оказалось довольно сложно. Согласно правилам, алтарь должен был располагаться с востока, а главный вход – с запада.

В этом случае самая красивая часть собора оказалась бы не совсем там, где это было необходимо. Главный фасад в этом случае обратится на Казанскую улицу (в те времена – Большую Мещанскую). Существовало еще одно препятствие. Павел I мечтал увидеть в результате нечто, идентичное собору Святого Петра в Риме.

Римский храм имеет длинную колоннаду в форме круга, а разработанный проект Казанского был несколько иным. Его 4-рядная колоннада стала отличной находкой архитектора и позволила удивительно гармонично вписать Казанский собор в существующий облик Невского проспекта.

Читайте также:  Икона святая наталья

Современный Казанский собор

В 1801 году заложен первый камень в основание нового храма. Главным участником данной церемонии стал Александр I, который, вопреки опасениям Строганова и Воронихина, не отказался от идеи строительства собора после смерти своего отца.

Для нового императора это стало первым важным делом, которое подняло его авторитет среди народа. Через 10 лет состоялся торжественный ритуал освящения храма. Сразу после начала богослужений, старую церковь убрали.

Собор с самого своего основания воспринимался петербуржцами как символ побед русской армии и некий «талисман», помогающий совершать великие подвиги и добиваться героических побед. Не случайно именно сюда после завершения Отечественной войны 1812 года привезли добытые в сражениях трофеи – знамена разбитых французских армий.

Немногим позже здесь обрел вечный покой прах фельдмаршала Кутузова. Создание внутреннего оформления продолжалось довольно долго, вплоть до 1829 года. Отделочные работы выполнялись под руководством О. Монферрана.

Жизнь сооружения связана со многими историческими событиями. В конце XIX века в храме проходил обряд отпевания композитора П.И. Чайковского. Чуть позже здесь же отмечали большую дату – 300-летие дома Романовых. Кстати, это событие омрачено досадной трагедией. В момент проведения торжества произошла давка, в результате которой более 30 человек погибли.

Годы советской власти были очень непростыми. В 1920-х годах по всей стране начали изымать ценности, так или иначе относящиеся к религии. Внутреннее убранство и фасады собора пострадали, но богослужения в храме продолжались вплоть до 1932 года. Затем здесь открыли Музей истории религии и атеизма, как, впрочем, и во многих храмах страны. В 1950-1960-х годах собор отреставрировали сначала внутри, затем снаружи. Полноценно работать вновь он стал в 1998 году, после торжественного освящения. В 2000 году ему придали статус Кафедрального собора.

Архитектурные особенности Казанского собора

Мало кто знает, что современный Казанский собор задумывался зодчим Воронихиным несколько другим. Полный проект так и не был реализован. Согласно задумке, масштабная колоннада должна была украсить и южный фасад, находящийся с противоположной стороны. Однако, незаконченность строения совсем не испортила его внешний вид.

Само сооружение имеет форму продолговатого креста, продолговатая его часть параллельна проспекту. С северной стороны, фасад которой смотрит на Невский проспект, оно оформлено полукруглой колоннадой. С юга, запада и севера в собор ведут входные ворота, украшенные портиками с колоннами. Перед ними устроены широкие ступени. Купольная часть очень оригинальна.

Барабан купола имеет ступенчатую структуру, сужается постепенно, с увеличением высоты. Он поделен на сектора, в каждом из которых имеются прямоугольные окна. В основании самого купола также есть окна, но они круглые, обрамленные выступающими вперед наличниками.

Стены собора не совсем типичны: здесь нет больших по ширине простенков, на всех фасадах в два ряда расположены большие окна. Между ними во всю высоту стена украшена пилястрами. Собор оформлен множеством декоративных деталей: рельефными композициями, резными карнизами, высеченными из камня фигурами.

Само здание собора совсем не «бросается в глаза», ведь с Невского проспекта открывается потрясающий вид на главную колоннаду, состоящую из 96 колонн. Их высота достигает 13 метров, располагаются они на постаменте, отделанном сердобольским гранитом. Композиционное решение архитектора удивительно гармонично вписалось в окружающее пространство.

Массивные колонны придает зданию неподдельную легкость, в то же время невероятно подчеркивает его грандиозность. Единство с купольной частью создается портиком, расположенным в центре колоннады. Создается иллюзия, что купол находится на пьедестале, сооруженном над портиком.

Стоит отметить, что с южного, западного и восточного фасадов само здание и купольная его часть также сочетаются удивительно гармонично.
В отличие от традиционных православных храмов, Казанский собор привлекает внимание не купольной частью, а именно не совсем традиционной для русского зодчества колоннадой.

Не очень обычным является и цветовая обработка стен и колонн. основной материал, используемый при их обработке — пудостьский светло-желтый камень, подчеркивает нежную, природную цветовую гамму, сочетающуюся с синевой неба и серебристым куполом. Существует и еще одно отличие: в Казанском соборе нет колокольни, однако звонница все равно имеется, расположена она в западной части колоннады.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство православных соборов оформлялось так, чтобы прихожан от молитвы ничего не отвлекало. Архитектор немного отошел от этих принципов, он был воодушевлен созданием неповторимого городского ансамбля. Внутри собор напоминает дворцовый зал, со всех сторон обрамленный колоннами.

Свет, поступающий внутрь из небольших окон в купольном барабане, добавляет эффекта торжественности и умиротворения. Сооружение поражает своими внутренними размерами: ширина – более 70 метров, глубина – более 55. В плане собор представляет собой вытянутый крест, это послужило определяющим условием создания внутреннего оформления.

Основным пространством внутри является подкупольная часть. Она очень органично сочетается со сводами, удивительно лаконичная связь достигается с помощью арок. Оформление купольного барабана, арок и сводов выполнено в виде утонченного рисунка из кругов и полукругов. Здесь очень красиво оформлен пол, его очертания повторяют линии сводов.

Декор выполнен элементами мозаики в форме уменьшающихся по диаметру кругов. Цвет деталей подобран так, что выделяется эффект рельефности картинки. Внутри храма в общей сложности 56 колонн. Они выполняют две функции: дизайнерскую и конструктивную. Основная их задача – поддерживать своды.

В западной части собора велика их роль в зонировании пространства. С помощью рядов из колонн удалось разделить помещение на 3 нефа. В боковых нефах своды значительно ниже, чем в центральном. Это позволило выделить преимущество центральной части. Подобным образом устроена и алтарная часть.

Архитектор гениально продумал пропорции элементов внутреннего убранства. Буквально каждая мелочь важна в создании общего впечатления. Размеры колонн, окон, высота сводов, габариты самого помещения идеальны по пропорциям. Пол в храме выполнен методом мозаики.

Для изготовления ее использовался камень трех оттенков мрамора и темно-красный кварцит. Рисунок в каждой отдельной части здания создан в соответствии с принципом создания целостности в сочетании с оформлением стен и сводов.

Особенно интересным получилось световое оформление естественным источником света. Благодаря количеству и размерам оконных проемов, внутрь храма поступает свет, который волшебным образом устремляется вверх, в купольную часть. Это создает иллюзию нахождения в красивом дворцовом зале, где неповторимо сочетаются легкость, строгость, пышность и простота.

В середине XIX столетия в соборе появились уникальные люстры, выполненные Шопеном. Они имели бронзово-золоченое покрытие и огромное количество свечей. Рассеивающийся свет, исходящий от них, придает общему интерьеру мягкость, торжественность и особую изысканность.

Собор не похож на другие православные храмы еще в одном: он не украшен иконами сверху до низу. Здесь существовало три алтаря, которые были отделены друг от друга иконостасами. Главный из них несколько раз видоизменялся. Архитектор Воронихин, в 1811 году соорудив центральный иконостас, увидел некое несоответствие в его размерах и габаритах алтарной части.

Еще два иконостаса, Рождество-Богородицский и Антонио-Феодосиевский, были возведены в южной и северной части помещения. Их декор был пышным, рельефным. Он выделялся из общего оформления собора. В 1836 году решено создать новый главный иконостас, более массивный и строгий. Над ним трудился зодчий К.А. Тон, создав действительно потрясающее творение.

Выполнив колонны из малахита, выполнив посеребрение основной части, добавив строгих рельефов и орнаментов, архитектор внес изменения и в боковые иконостасы.

Оформление Казанского собора сочетает в себе несколько различных видов искусства. Все детали настолько продуманы, что вряд ли кто-то может усомниться в том, что что-то сделано неправильно.

Сразу видно, что молодой, но очень талантливый архитектор вложил всю свою душу в главное творение своей жизни

Светлана Воробьева специально для lions-guides.ru

Источник: http://lions-guides.ru/St-Petersburg/sights-of-St-Petersburg/Kazan-Cathedral

Казанский собор

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге (СПб) является одним из самых красивых религиозных сооружений в Европе. История строительства главного храма нового города неразрывно связана со становлением Российской империи.

Православная святыня – икона Казанской Божией Матери, хранящаяся в соборе, выражает духовные чаяния православного русского народа, является зримым носителем событий, связанных с судьбоносными поворотами в истории становления государства Российского. Казанский собор является хранилищем воинских артефактов – свидетелей величия русского оружия.

Под сенью собора упокоен фельдмаршал Кутузов, под командованием которого была разгромлена армия Наполеона во время Отечественной войны 1812 года.

Следует обратиться к истокам. Икона Божией Матери была явлена во время взятия Казани русскими войсками после опустошительного пожара города в 1579 году в период царствования Ивана IV Грозного. Есть сведения, что сакральный смысл этого образа определяется как Одигитрия – охранительница.

Эта православная святыня была столь важна для России, что по повелению царя Ивана Грозного в Казани был построен монастырь Пресвятой Богородицы, в котором была помещена обретенная чудотворная икона.

В этот период было выполнено несколько списков, которые также обрели изначальную охранительную чудотворную силу.

Во времена смутного времени чудотворная икона была перевезена в Москву. Явление святыни перед русскими ополченцами объединило русских людей и одарило небывалым воинским духом в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

При царе Алексее Михайловиче икона Казанской Божией Матери приобрела всероссийское почитание и приобрела новый смысл – как покровительница дома Романовых.

В это время икона принадлежала родственнице Петра I Прасковии Федоровне.

Царь Петр I привозит Казанскую икон в Санкт-Петербург. Будучи человеком широких взглядов, открытым своими помыслами ко всем прогрессивным достижениям Европы и всего мира, был глубоко религиозным православным отцом своего народа. История отечества для него были не пустые слова.

Церковь Рождества Богородицы, предназначенная для хранения Казанской иконы, появилась на месте Переведенской слободы на пересечении Невской першпективы и речки Кривуши. В 1733 году при императрице Анне Иоанновне на этом месте была построена каменная церковь, своим обликом напоминающая Петропавловский собор (автором проекта возможно был архитектор Доменико Трезини).

По высочайшему повелению императора Павла I в 1800 году рядом с церковью Рождества Богородицы на расчищенной предварительно площади начинается строительство грандиозного Казанского собора.

По высочайшему пожеланию государя новый храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме, созданного великим скульптором и зодчим эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти.

В результате конкурса право на строительство собора выиграл архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Строительство храма продолжалось 10 лет. За эти годы на Российский престол взошел император Александр I.

В результате победоносной Отечественной войны России с наполеоновской Францией Казанский собор приобрел свое новое мемориальное назначение.

Под сенью храма были собраны исторические артефакты, явившиеся зримыми символами величия русской воинской славы. В стенах собора похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

Архитектурный облик Казанского собора уникален. Храм в соответствии с православными канонами сориентирован с востока (Канал Грибоедова) на запад (Казанская улица) и расположен вдоль Невского проспекта.

Читайте также:  Молитва петру и февронии о любви и замужестве - православные иконы и молитвы

В плане он представляет собой латинский крест, в центре пересечения основного и поперечных объемов сооружен купол, наполняющий через проемы равномерным волнующим светом все внутреннее пространство храма.

В восточной части иконостас и святыня русской православной церкви – икона Казанской Божией Матери являются центром и главным духовным смыслом собора. Напротив иконы упокоены останки фельдмаршала М. И. Кутузова.

Северный фасад, выходящий на Невский проспект, оформлен торжественным портиком.

Полуциркульная двойная колоннада, фланкированная выразительными классическими порталами, образует Казанскую площадь, открытую в сторону Невского проспекта. В центре площади устроен фонтан в стиле французского классицизма.

В створах восточного и западного порталов установлены памятники героям Отечественной войны 1812 года: фельдмаршалу М. И. Кутузову и генералу Барклаю де Толли.

Андрей Никифорович Воронихин – автор проекта и создатель Казанского собора – мирового шедевра архитектуры, обладал удивительными качествами.

Изучив лучшие образцы архитектуры Европы (собор Святого Петра в Риме, колоннада Бернини на площади Святого Петра; бронзовые барельефы на дверях входа в Баптистерий (крестильный дом) во Флоренции работы Лоренцо Гиберти XV века), молодой зодчий сумел соединить лучшие традиции архитектуры эпохи Возрождения и осуществить новаторские приемы строительного дела 19-го века. Градостроительный гений Воронихина также поражает. Соблюдя все условия религиозных канонов, он виртуозно вписал в существовавший на ту пору городской ландшафт грандиозный архитектурный ансамбль, во многом сформировавший облик всего Петербурга. Изысканная по своим пропорциям и одновременно торжественная в своем архитектурном ритме колоннада, покрытая классическим аттиком, зримо притягивает ко входу в храм божий.

Колоннада из красного гранита (колонны были вытесаны русскими мастерами из цельных скальных глыб, добытых под Выборгом) является главным конструктивным элементом и великолепным украшением внутреннего пространства собора.

Все элементы интерьера выполнены из отделочных материалов, добытых в России. Особой благодарности заслуживает беспримерный трудовой подвиг российских мастеров и работников.

Именно их природному таланту и усердию столь грандиозное архитектурно-инженерное сооружение было возведено всего за 10 лет.

Казанский собор в Санкт-Петербурге (СПб) является зримым олицетворением единых корней, из которых выросли лучшие духовные и культурные традиции Европы и России.

Автор Надежда Лебедева.

  • Действующий собор.Храм открыт ежедневно с 7:00 (начало Божественной литургии) до 20:00 ориентировочно (окончание Вечерней)
  • Есть специальные приспособления для посетителей с ограниченной подвижностью
  • Доехать до станции метро «Невский проспект», выйти на Канал Грибоедова и Вы перед Казанским собором.

Источник: http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/hramy/912-kazanskiy-sobor.html

Расписание служб

15 сентября    10 час.   Божественная Литургия

суббота            17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

16 сентября     10 час.   Божественная Литургия

19 сентября    10 час.   Божественная Литургия

среда

20 сентября    17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

четверг

21 сентября   РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

пятница           10 час.   Божественная Литургия

                         17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

22 сентября    10 час.   Божественная Литургия

суббота           17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

23 сентября    10 час.   Божественная Литургия

воскресенье

26 сентября     17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

среда

27 сентября                  ВОЗДВИЖЕНИЕ

                         КРЕСТА ГОСПОДНЯ

четверг           10 час.   Божественная Литургия

                        17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

28 сентября    10 час.   Божественная Литургия

пятница          17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

29 сентября    10 час.   Божественная Литургия

суббота           17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

30 сентября      мцц. ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ

воскресенье                  и матери их СОФИИ

                         10 час.   Божественная Литургия

3 октября        17 час.   Вечерня. Утреня. Исповедь

среда

4 октября        10 час.   Божественная Литургия

четверг            17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

5 октября        10 час.   Божественная Литургия

пятница           17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

6 октября        10 час.   Божественная Литургия

суббота            17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

7 октября        10 час.   Божественная Литургия

воскресенье     17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

8 октября         прп. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

понедельник   10 час.   Божественная Литургия

11 октября      17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

четверг

12 октября       10 час.   Божественная Литургия

пятница           17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

13 октября       10 час.   Божественная Литургия

суббота            17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

14 октября    ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

воскресенье    10 час.   Божественная Литургия

17 октября       17 час.   Вечерня. Утреня. Исповедь

среда

18 октября       10 час.   Божественная Литургия

четверг            17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

19 октября       10 час.   Божественная Литургия

пятница           17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

20 октября       10 час.   Божественная Литургия

суббота            17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

21 октября       10 час.   Божественная Литургия

воскресенье

24 октября        17 час.   Вечерня. Утреня. Исповедь

среда

25 октября       10 час.   Божественная Литургия

четверг            17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

26 октября   ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

пятница            10 час.   Божественная Литургия

                          17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

27 октября       10 час.   Божественная Литургия

суббота            17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

28 октября        10 час.   Божественная Литургия

воскресенье

1 ноября         17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

четверг

2 ноября        10 час.   Божественная Литургия

пятница          17 час.   Заупокойная утреня. Исповедь

3 ноября   ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

суббота            10 час.   Божественная Литургия

                          по окончании – ПАНИХИДА

                          17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

4 ноября          КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

воскресенье    10 час.   Божественная Литургия

7 ноября         17 час.   Вечерня. Утреня. Исповедь

среда

8 ноября         10 час.   Божественная Литургия

четверг            17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

9 ноября         10 час.   Божественная Литургия

пятница           17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

10 ноября        10 час.   Божественная Литургия

суббота           17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

11 ноября        10 час.   Божественная Литургия

воскресенье

14 ноября        17 час.   Вечерня. Утреня. Исповедь

среда

15 ноября         10 час.   Божественная Литургия

четверг             17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

16 ноября         10 час.   Божественная Литургия

пятница            17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

17 ноября         10 час.   Божественная Литургия

суббота            17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

18 ноября         10 час.   Божественная Литургия

воскресенье

20 ноября         17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

вторник

21 ноября     СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА

среда                10 час.   Божественная Литургия

22 ноября         17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

четверг

23 ноября         10 час.   Божественная Литургия

пятница            17 час.   Вечерня с акафистом. Исповедь

24 ноября         10 час.   Божественная Литургия

суббота            17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

25 ноября         10 час.   Божественная Литургия

воскресенье

28 ноября   НАЧАЛО РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА

среда               мчч. ГУРИЯ, САМОНА и АВИВА

                          10 час.   Божественная Литургия

29 ноября         17 час.   Вечерня. Утреня. Исповедь

четверг          

30 ноября         10 час.   Божественная Литургия

пятница            17 час.   Вечерня. Утреня. Исповедь

1 декабря        10 час.   Божественная Литургия

суббота            17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

 2 декабря           10 час.   Божественная Литургия

воскресенье

3 декабря           17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

понедельник

4 декабря             ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ

вторник          ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

                          10 час.   Божественная Литургия

5 декабря        17 час.   Всенощное бдение. Исповедь

среда

6 декабря      святого благоверного великого князя

                                 АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

четверг             10 час.   Божественная Литургия

Источник: http://krest-sobor.ru/raspisanie_sluzhb

Казанский кафедральный собор

Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Один из крупнейших храмов города, выполненный в стиле ампир, был построен в 1801-1811 годах по проекту А. Н. Воронихина. В 1813 году, после окончания Отечественной войны 1812 года, приобрел значение памятника русской воинской славы.

Интересные факты:

Собор был построен для хранения списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Сначала на этом месте находилась придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где с 1737 года и пребывала ценная икона. Со временем маленькая церковь перестала отвечать внешнему виду Невского проспекта.

Инициировал возведение нового парадного храма император Павел I в 1799 году, но годы строительства собора пришлись уже на время царствования Александра I. В конкурсе проектов участвовали многие известные архитекторы, но победил молодой и малоизвестный тогда зодчий — А. Н. Воронихин, бывший крепостной графа А. С.

Строганова, который и оказал протекцию талантливому архитектору.

Прежняя Рождество-Богородичная церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии. Новый Казанский собор также перенял эту почетную традицию храма воинской славы. После войны 1812 года сюда был доставлен и захоронен прах фельдмаршала М. И.

Кутузова, а в соборе помещены военные трофеи, знамена поверженных армий и ключи от взятых городов. В 1837 году перед Казанским собором были торжественно открыты памятники русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли работы В. П. Стасова и Б. И.

Орловского.

Казанский собор задумывался как аналог римского Собора Святого Петра, потому его главным элементом архитектурного оформления стала грандиозная 4-рядная колоннада из 96 колонн (каждая из которых весит около 30 тонн).

Эта колоннада также помогла сохранить традиционное для церквей позиционирование с запада на восток, фактически собор стоит боком к Невскому проспекту, но выгнутая вдоль улицы колоннада делает северную, боковую часть собора, парадной.

Первоначально подобную дугу хотели возвести и с южной стороны, но идея не была реализована.

Фасады собора оформлены скульптурами — «Источение Моисеем воды в пустыне», «Воздвижение медного змея», «Вход в Иерусалим», «Благовещение», «Поклонение пастырей» и «Бегство в Египет». В особых нишах стоят 4 бронзовые статуи — Святой Владимир, Александр Невский, Иоанн Креститель и Андрей Первозванный.

У собора нет звонницы, колокола расположены в западном крыле колоннады. Также впервые в архитектуре того времени купол собора был выполнен из цельного кованого железа.

Внутреннее убранство трехнефного храма — это 56 гранитных колонн коринфского ордера, несколько барельефов («Шествие на Голгофу» и «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду»), живопись и покрытый серебром главный иконостас.

Перед Казанским собором устроен небольшой парк, главный элемент которого — гранитный фонтан — был перенесен с дороги на Царское Село.

Размеры собора — 72,5 метра в длину, 56,7 метра в ширину, 71,6 метра в высоту. Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века.

В годы советской власти в соборе находился Музей истории религии и атеизма, пока в 1991 году храм не был возвращен в лоно православной церкви.

От Казанского собора произошли названия Казанской площади, Казанской улицы, Казанского острова и Казанского моста.

Здание Казанского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/worship-places/kazan-cathedral/

Ссылка на основную публикацию