Как выбрать духовного отца в православии

Как правильно выбрать духовника

Как выбрать духовного отца в православии

Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина» (издание АО «Скит». Москва. 1993 г.), сборника, который очень полезно прочитать каждому православному христианину.

«Руководителем в духовной жизни для всякого христианина обязательно должен быть священник-духовник, к которому должно прибегать не только для исповеди, но и на учение«.

«Постарайся всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему свои грехи и мысли, немощи и искушения, пользуйся его советами и наставлениями – тогда удобно обрящещь Царство Небесное«.

«Без ближайших руководителей нельзя свято прожить на земле. Ты найдёшь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного духовника в час нужный, и без спроса твоего он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что угодно Богу«.

«Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе«.

Вот, лишь немногие высказывания святых отцов, относящиеся к взаимоотношениям православного христианина с его духовным руководителем.

Великое счастье для христианина – найти себе достойного духовника, который возьмёт на себя ответственность перед Богом за духовную жизнь своего «чада», будет молиться за него, следить за его духовным ростом, руководить им во всех случаях его жизни, направляя на путь добродетели, ведущий в Жизнь Вечную.

Для христианина, имеющего духовника, путь разрешения встающих перед ним жизненных проблем совсем иной, чем у людей «мира сего», живущих без Веры, вне Церкви и потому блуждающих в потёмках неведения относительно вещей и явлений настоящей жизни.

Когда перед такими «нецерковными» людьми встают различные жизненные проблемы, они вынуждены решать их, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт, или на совет таких же, как они сами, «нецерковных» людей. Как правило, в таких случаях, проблемы остаются неразрешенными, или разрешение их влечёт за собой другие, не меньшие проблемы.

Это происходит потому, что причина всех бед и проблем человека находится в нём самом, в отделённости его души от Бога, в нарушении внутренней душевной гармонии вследствие накапливаемых в течение жизни грехов.

Нельзя без последствий нарушать Заповеди Божии!

Если в двигатель автомобиля, вместо моторного масла, вы нальёте подсолнечное – он испортится. Если ёлочную гирлянду, рассчитанную на 127 вольт, вы включите в розетку на 220 вольт – она «перегорит».

Потому что создатели двигателя и гирлянды, разрабатывая их, предусмотрели для своих изделий определённый режим работы, нарушение которого влечёт за собой выход их из строя.

Также и Бог, создавший человека, дал ему Заповеди Свои как правила, выполняя которые человек поддерживает свою душу в «нормальном», гармоничном состоянии.

Разумный человек, если у него сломался телевизор, обращается к мастеру, человеку, который специально обучен и знает, как этот телевизор починить.

Неразумный – начинает сам ковырять микросхемы отвёрткой или зовёт соседа, который, не будучи специалистом, лишь помогает хозяину доломать этот телевизор.

Подобно тому и люди «мира сего», сталкиваясь с жизненными проблемами, являющимися следствием их грехов, пытаются решить их сами либо, что ещё хуже, бегут к «соседям» – колдунам, экстрасенсам, гадалкам.

Результат неизбежно печален.

Христианин, старающийся соблюдать Заповеди Божии, имеет чистую совесть и мир в душе; происходящие с ним события внешней жизни не разрушают его внутренней гармонии, но способствуют ещё большему совершенствованию духа; так же, как огонь и вода, закаляют железо, делая его прочной сталью.

Православный христианин, столкнувшись с какой-либо жизненной проблемой, идёт за советом к духовнику, зная, что он просит ответа на свой вопрос не у человека, пусть даже праведного и духовно опытного, но у Бога, Который видит его Веру, и подаёт ему через духовника необходимый совет и благословение.

Получив благословение духовника на какое-либо дело, христианин, не сомневаясь, исполняет его как послушание, и Господь непременно подаёт ему в этом Свою Благодатную Помощь.

Церковь устами старцев учит: «Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вопрос: Как начинающему христианину найти себе духовного руководителя?

Ответ: Церковь предоставляет христианину право самому избрать себе духовного наставника. Прекрасно, если им станет священник из ближайшего храма.

Но, так как устроение души каждого христианина сугубо индивидуально, священники же по складу характера, духовному опыту также различны, то очень важно найти такого духовника, чтобы между христианином и избранным им духовником был сердечный контакт, взаимопонимание и полное доверие.

Тогда духовное руководство даст добрые плоды.

Можно дать несколько практических советов людям, желающим найти себе духовного наставника:

Прежде всего помолитесь усердно Богу, прося Его даровать вам рассудительного и доброго наставника. Как попросите – так и получите.

Пойдите в ближайший храм, во время богослужения обратите внимание на священников.

Постарайтесь сердцем почувствовать – к кому оно расположится.

Подойдите к этому священнику на исповедь, покайтесь в грехах, задайте волнующие вас вопросы (только не отнимайте у него время на пустословие, говорите кратко и о действительно важном).

В зависимости от того: внимательно или равнодушно, с участием или безразлично отнесётся к вам священник, определите сами – доверить ли ему решение своих наболевщих проблем или ограничиться исповедью и разрешением от грехов, и потом искать другого духовника.

Но, уж если доверили и получили от него совет и благословение, – свято выполняйте, как полученное от Самого Господа, и не бегайте потом от одного священника к другому в надежде на изменение не понравившегося вам наставления.

Через всех священников равно действует один и тот же Христос, и потому дважды обращаться с одним и тем же вопросом к разным священникам (если в первый раз вам дали конкретное благословение – как поступать) – грех.

Если в ближайшем храме вам не удалось найти священника, которому вы решились бы доверить свою душу для духовного руководства, не переживайте.

Ещё в дореволюционной России многие ездили решать важные вопросы своей жизни в Оптину Пустынь к великим старцам, в Дивеево, в другие места, где находились прославленные высотой духовной жизни священники.

По мере того как вы начнёте посещать храмы и вступите в общение с другими православными христианами, вы услышите, в каких храмах, какие священники пользуются авторитетом и любовью среди прихожан, и ваши возможности найти себе духовного руководителя значительно расширятся.

«Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь». (Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина. Издание А.О».Скит» Москва. 1993.)

Желающим обрести духовного наставника нужно помнить слова Господа Иисуса Христа: «Просите и дано будет, ищите и найдёте».

Главное – не переставайте усердно молить Господа, и Он дарует вам наставника во Спасение.

священник Александр Торик

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kak-pravilno-vybrat-duxovnika/

Как выбрать для себя духовного отца

Добрый день, дорогие наши посетители!

Духовный отец – в православной Церкви, это священник, который духовно окормляет свое духовное чадо. У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом».

Духовник не только руководит духовной жизнью чада, утешает в скорбях и советом помогает ему разрешить различные житейские вопросы, но обычно также молится о своём чаде. Основные качества духовника, по учению Православной Церкви — это смирение, рассудительность и любовь.

Предлагаем Вашему вниманию поучительное слово архимандрита Рафаила (Карелина) о том, как правильно выбрать для себя духовного отца.

«Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о выборе духовного отца нужно усердно молиться Богу, чтобы на него указал Сам Господь. Здесь, кроме личных достоинств духовного отца, есть еще нечто, не поддающееся объяснению, — это духовное родство.

Вот бывает, что человек весьма добродетелен, но мы чувствуем, что у него другое душевное устроение, и мы остаемся чужими. А духовный отец и духовное чадо должны понимать друг друга с полуслова; между ними должна существовать постоянная духовная связь. Преподобный Антоний Великий говорит: «Открывай свое сердце тому, кому оно само открывается».

Если Вы увидите в своей душе доверие и полную откровенность к духовному отцу, что вы можете, ничего не скрывая, всегда говорить ему то, что находится в тайниках вашей души, притом говорить совершенно свободно, без всякого внутреннего колебания и сомнения, — то это уже будет один из знаков, что такой человек может быть вашим духовным отцом.

Если у вас какая-то скорбь на душе, вы придете к нему и уйдете не отягощенным, а утешенным, — то это второй признак того, что этот человек может поддержать вас, что он может быть вашим духовным отцом, и в-третьих, а может быть, это и во-первых, что духовный отец должен исповедовать чистое Православие.

Между духовным отцом и духовным чадом еще образуется некое духовное сходство, похожее на сходство между плотскими родителями и детьми. Именно в духовном отце мы хотим видеть, хотя бы отчасти, тот пример, тот образец, которому мы можем подражать.

Некоторые считают, что одно рукоположение во священника уже дает ему возможность быть духовным руководителем. Это не так, когда мы говорим не об общем, так сказать, духовном руководстве Церкви, не о проповеди, которую читает священник во время богослужения, а когда мы говорим о личном руководстве, связанном с послушанием и отвержением от воли.

Только тот, кто прошел духовный путь, может дать другому то, что приобрел сам. Если человек ничего не приобрел – дать ничего не может; он остается сам с пустыми руками. Неопытный духовный отец – как неопытный врач: не знаешь, вылечит или повредит».

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2013/10/23/kak-vyibrat-dlya-sebya-duhovnogo-ottsa/

Как выбирать духовника и приход – Православный журнал “Фома”

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое.

Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем.

Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

1

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки.

А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе.

Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом.

Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться.

Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции — верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

2

Свобода

Материал по теме

Духовный отец — кто это?

С таким вопросом мы обратились к протоиерею Владиславу СВЕШНИКОВУ, настоятелю Московского храма Трех Святителей на Кулишках

Приход — не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения.

Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком.

Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка — прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю  не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Читайте также:  Молитва "споручница грешных" божьей матери - православные иконы и молитвы

Православие — это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

3

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками».

Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование — один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника.

Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора.

В такой ситуации  один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

4

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, — доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества.

Однако, во-первых, Церковь — не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо».

А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы».

Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков.

В то же время его оппонент — монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

5

 Выше партий

Церковь — вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду.

Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода — это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера.

Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Источник: https://foma.ru/kak-vyibirat-duxovnika-i-prixod.html

Как выбрать духовного отца?

Что нужно знать и делать, чтобы правильно выбрать духовного отца? Господь дал человеку право выбора и в этом вопросе. И этой возможностью необходимо воспользоваться при принятии решения в таком важном деле.

В статье “Как найти духовного наставника в Православной Церкви?” уже затрагивалась тема поиска пастыря. Но там говорилось о действии, что называется, по наитию. В этой статье ссылаясь на рекомендации служителей Церкви расскажем, как подойти к решению этого вопроса более осознанно.

Вот что об этом в своей проповеди говорит отец Владимир Головин – протоиерей Свято-Аврамиевской церкви.

  • Во-первых, и это главное, самому верующему необходимо молиться Господу, чтобы Он указал на нужного человека и дал возможность исповедоваться у него. Если прихожанин будет полагаться в этом вопросе только на себя, высока вероятность ошибки.
  • Во – вторых, при выборе духовника необходимо обращать внимание на наличие в нём мирного душевного устроения. “Как дым отгоняет пчелу, так раздражительность – Духа Святого от человека”, – говорит протоиерей Владимир Головин. Без этого нет возможности подсказать вам правильное направление на вашем духовном поприще.

Также духовный отец должен регулярно молиться и основывать свои советы на мнении святых отцов. В противном случае в наставлениях он будет озвучивать свои хорошие мысли, но не волю Божью. Молитвенность в пастыре должна присутствовать, кроме всего прочего и для того, чтобы он испрашивал у Всевышнего милости для своего чада, то есть для вас.

Кто-то скажет, что последнее утверждение об обязательных молитвах звучит как-то странно. Ведь все священники это делают обязательно. Но, как говорит о. Владимир, духовником может быть не обязательно служитель Церкви. Подробнее об этом – чуть позже.

Также о. Владимир обращает внимание на то, что настоящий духовник никогда не настаивает и не приказывает. Он всегда только советует. К священнику, который ведёт беседу со своим чадом в приказном тоне, можно испытывать уважение. Но не обижаться и быть от него на расстоянии.

Ещё о нескольких важных личностных качествах духовного отца, о которых необходимо знать, – в видеообращении о. Андрея Ткачёва.

Как молиться о даровании духовного отца?

О. Владимир Головин говорит, что у верующего имеется возможность молиться о даровании духовного отца.

В Свято – Авраамиевской церкви каждый понедельник в 20.00 часов читается акафист Архангелу Михаилу. Такую молитву по соглашению можно совершать и самостоятельно в домашних условиях. Дополнительно подготовить себя можно через чтение деяний святых отцов.

Перед тем, как начать поиски духовника, необходимо уяснить, что в этой роли может выступать не обязательно батюшка. Им может быть духовно опытный мужчина, но не священник. А также, и обладающая перечисленными качествами женщина.

Примером тому – монахиня мать Синклитикия, почитаемая в Христианской церкви как преподобная. Святитель Афанасий Александрийский принял решение выбрать её в качестве своего духовного отца. Для многих, в том числе и священников, архиереев и монахов, духовником была Матрона Московская.

Источник: https://www.adamzdorovie.ru/prayers-to-you-in-the-help/viborduhotec.html

Кто такой духовник Духовник, духовный отец, старец

Ты когда-нибудь задумывался: есть ли различия между духовником, духовным отцом и старцем?

Давай с тобой сразу определимся в терминах и уточним, кого называют духовником, духовным отцом и старцем. Церковный народ и церковные писатели эти термины часто используют как синонимы. И нередко всеми ими именуют одного и того же священнослужителя.

В дальнейшем и я буду придерживаться такой же традиции, однако сейчас нам с тобой важно определить узкий смысл этих понятий: духовник, духовный отец и старец.

Тем более, что некоторые церковные писатели проводят четкое разграничение между этими наименованиями.

Духовник.

Кто же такой духовник? Духовниками являются все священники. При рукоположении каждому из них дается право принимать исповедь и давать наставление людям, обращающимся к ним за советом.

При этом священники, сознавая свое несовершенство, конечно, не должны дерзновенно брать на себя права и обязанности святых старцев.

Наставничество священника заключается в том, чтобы точно излагать людям вероучение Церкви.

Как-то раз к старцу Паисию Афонскому приехал адвокат из Афин. Во время беседы он вынул книгу и открыл ее. Старец, сидевший напротив, спросил:

− Что это у тебя?

− Священное Писание, геронда. Хочу спросить вас о некоторых вещах.

− Возьми, чадо, бумагу, карандаш и пиши! − молвил отец Паисий.

Когда адвокат приготовился к записи, прозорливый старец сказал:

− Напиши на этой бумаге все свои грехи, ступай к духовнику твоему, исповедуйся и очисти свой ум от греха. И после того как очистишь и будешь понимать больше, приходи сюда, спросишь, что хочешь.

Адвокат растерялся и тихо признался:

− У меня нет духовника.

− Знаю, поэтому и говорю тебе это.

Однако адвокат захотел оправдаться:

− Знаете, геронда, у нас в Афинах нет хороших священников-духовников. Может, вы имеете в виду кого-либо, посоветуйте мне.

− Послушай, чадо, − твердо сказал старец Паисий, − все священники-духовники хорошие, потому что носят епитрахиль. На них − Божественная благодать, и когда они читают разрешительную молитву, Бог все прощает. Итак, иди в церковь и исповедуйся!

Старец Паисий часто подчеркивал своим собеседникам, что во время исповеди через священника действует Сам Бог. Поэтому каждый из них имеет возможность принимать исповедь и прощать людям грехи. Однако при этом старец пояснял:

− Если кто нуждается в духовном наставнике, то ему не следует идти наудачу. Наставлять могут только те, кто прежде сам позаботился о своем очищении. Обретя опыт через делание, они получают заповедь и учить.

Ты понимаешь, о чем говорил старец Паисий? Малоопытный в духовном отношении священник в своих проповедях может прекрасно излагать евангельское учение и церковные догматы, однако он неспособен решить конкретную проблему. Он преподаст тебе общие правила, но у него может не получиться применить их в твоем частном случае.

Что же делать, если рядом нет опытных пастырей? За неимением опытных вполне можно обращаться за советом к любому священнику. Однако при этом надо соблюдать благоразумную осмотрительность, которая должна основываться на знании Священного Писания и наследия Святых Отцов.

− Изучай Божественные писания и писания Святых Отцов, − наставлял преподобный Симеон Новый Богослов, − чтобы с ними сличать то, чему учит тебя твой учитель, и чтобы как в зеркале видеть, насколько они согласны между собою. Согласное с писаниями надо усваивать и удерживать в мысли, а несогласное необходимо отвергать, дабы не прельститься: «Ибо знай, что во дни сии много явилось прелестников и обманщиков»13.

Если тебя окружают только духовно незрелые священники, то это, конечно, печально. Когда Петр Александрович Брянчанинов оказался в подобной ситуации, он получил от своего знаменитого брата, епископа Игнатия, письмо.

Святитель писал: «Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе.

Советуйся с книгами святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних − Златоуста; говори духовнику грехи твои − и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность».

Когда ты попросил у священника наставления, а затем у тебя возникло сомнение в его словах, можно посоветоваться по интересующему тебя вопросу и с близкими тебе благочестивыми христианами. Конечно, это не означает, что тебе надо относиться подозрительно к священникам и обсуждать все их наставления.

Просто здесь уместна пословица: «Доверяй, но проверяй». Как это делать? При проверке, разумеется, ни в коем случае не называй имя священника и то, что он тебе сказал, чтобы не оказаться заурядным сплетником. Вопрос, который задавал ему, задай другим, выслушай их ответы и, помолившись, сделай выбор.

Духовный отец.

Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник − это священник, у которого исповедуются, духовный отец − тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни. «Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться необходимо советами кого-то одного», − говорил замечательный подвижник XX века архимандрит Серафим (Тяпочкин).

Поискам духовного отца собственно и посвящены мои письма к тебе. Как найти духовного отца и жить под его руководством − цель нашего с тобой разговора.

Не ожидай, что духовный отец будет каждый день вещать тебе пророчества и совершать перед тобой чудеса. Его задача совсем другая: он должен постоянно руководить твоей жизнью. Для этого совсем не требуется человек, достигший святости.

Конечно, было бы замечательно, если бы ты обрел такого наставника. Однако святых во все времена было немного, тем более их мало в современном мире.

Поэтому для тебя вполне подойдет благочестивый и духовно опытный пастырь, каких немало на нашей православной Руси.

Если человек ставит перед собой цель найти только святого наставника, он может оказаться на своем жизненном пути и вовсе без духовного руководства. Будь смиренным в своих стремлениях, и Господь пошлет тебе истинного духовного отца. Если для твоего спасения будут необходимы чудеса и пророчества, Спаситель даст тебе и то и другое через самого простого и скромного священнослужителя.

Хочу сказать тебе, что история старчества и духовничества насчитывает много столетий. Об этом церковном явлении написано немало книг. Если есть желание, можешь их прочитать. Отмечу только, что современное духовничество является преемником древнего старчества, зародившегося среди монахов египетских пустынь.

Читайте также:  Сколько святых в русской православной церкви, чудотворцы, список

В Византии, а затем и у нас на Руси, центрами старчества были монастыри! В Древней Руси духовные отцы, служившие на приходах, по своему влиянию на своих духовных чад почти ничем не отличались от монастырских старцев.

В наше время, когда многое в церковной жизни изменилось, большинство приходских и монастырских священников, конечно, старцами не являются.

Жизнь под их руководством во многом напоминает «жительство по совету», когда духовный отец выступает для своей паствы в качестве более духовно опытного брата во Христе.

Расскажу тебе о том, как искала духовного руководителя одна православная христианка.

Ольга Михайловна Чавчавадзе в молодости очень хотела найти духовного отца. Когда девушка услышала, что в Гжатске живет игумен Никон (Воробьев; 1894-1963), известный своей духовностью пастырь, она с надеждой отправилась в этот город.

Отец Никон очень доброжелательно принял Ольгу Михайловну, но сказал, что будет ее духовником, а не духовным отцом − так он никогда себя не называет.

Ольга Михайловна вспоминала: «Кроме того, отец Никон почти сразу заметил, что неполезно жить рядом с человеком, который знает, как надо жить, но не живет так. Он говорил это по великому смирению, но с большой простотой.

− Вот поделиться с Вами, просто в силу своего возраста и жизненного опыта, это было бы можно. Но того духовного руководства, в котором и я, и вы одинаково нуждаемся, сейчас нет, − это он очень часто повторял, особенно вначале. − Не ищите этого, в наше время этого нет».

Игумен Никон руководил духовной жизнью многих людей. При этом его представления о духовничестве были настолько высоки, что он не находил себя вправе называть духовным отцом кого-либо.

В одном из своих писем игумен Никон объяснял: «У Вас должно было бы напечататься в сознании мое мнение, что я не могу никак руководить в духовной жизни, потому что не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел никого способного к этому, также не видел ни одного «чада», способного к послушанию и к жизни под руководством духовного «отца». Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей».

Несмотря на весь свой благодатный опыт и духовный авторитет, отец Никон до конца жизни старался быть для своих многочисленных духовных детей не отцом, а братом. Желаю тебе, чтобы в поисках духовного отца ты ориентировался на такие личности, как приснопамятный игумен Никон.

Старец.

Известный церковный писатель Иван Михайлович Концевич писал, что один опытный священник, говоря о духовном руководстве и оттеняя различие между старчеством и духовничеством, выразился так: духовный отец направляет на путь спасения, а старец ведет по этому пути.

Ты хочешь узнать, каким образом строятся отношения старца и его ученика? Между ними, можно сказать, заключается духовный договор: старец берет на себя обязанность спасти душу ученика, а тот отдает себя в полное послушание старцу, отсекая свою волю во всех жизненных обстоятельствах.

Старец руководит каждым шагом ученика, сделанным им в своей жизни. Ученик должен беспрекословно и без рассуждения выполнять все распоряжения своего наставника, так как непосредственно через него открывается воля Божия.

Старец принимает исповедь ученика, который рассказывает ему обо всех своих мыслях, чувствах и делах без исключения. Старец наказывает и поощряет ученика сообразно своей воле, движимой Духом Святым. Поэтому, как ты понимаешь, для старца мало быть человеком праведным.

Для выполнения своей миссии ему необходимы особые дары Божии.

Иван Михайлович Концевич отмечал, что «старчество − это особое благодатное дарование, харизма, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости».

Наверное, ты уже немало наслышан о старцах и о том, что многие христиане полагают за счастье жить под их руководством?

Иногда люди, прочитав в книгах о старцах, начинают искать для себя подобных духовных руководителей.

При этом часто они не отдают себе отчета в том, что сами неспособны по своему духовному развитию преклонить свою душу под благое и беспрекословное иго послушания.

Поэтому Господь и не дает незрелым христианам старцев. Да где же и взять старцев, когда не хватает людей, готовых к послушничеству.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что послушание старцам в том виде, в котором оно существовало в среде древнего монашества, не дано нашему времени. Истинное послушничество есть высокое духовное Таинство. «Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное, благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его».

Если человек неразумно упорствует в поисках старца, он может принять за такового лжестарца, к которому приведут его нечистые духи.

Советую тебе пока не помышлять о старце. Если будет необходимость, Сам Господь пошлет тебе истинного старца. Сейчас же ищи хорошего духовного отца. Послушание ему не является безусловным. Поэтому, если вдруг твой наставник окажется неискусным в духовном руководстве, ты не понесешь большого вреда. При полном же послушании лжестарцу урон, принесенный тебе, может оказаться непоправимым.

Ты можешь спросить: почему, рассказывая тебе в основном о духовном отце, я часто привожу примеры из жизни различных знаменитых старцев? Потому что эти случаи очень яркие и поучительные. Взаимоотношения между истинным старцем и настоящим учеником − идеальны. В отношении к своему духовному отцу ты должен ориентироваться именно на них.

Протоиерей Вячеслав Тулупов

источник

Назад к списку

Источник: http://nicolaslud.prihod.ru/2015/01/23/kto-takoj-duhovnik-duhovnik-duhovnij-otetc-staretc/

Как найти духовного отца?

Можно ли самой читать акафисты – или для этого нужно обязательно взять благословение священника?

Татьяна

Однозначно на ваш вопрос ответить нельзя. Акафист можно читать и по благословению, и без него. Если вы возымели желание прочитать акафист, например, после утренних молитв празднику этого дня или святому, чья память отмечается в этот день, то не откладывайте это свое благочестивое намерение, прочитайте, это будет очень хорошо.

Бывает же и так, что возникла какая-либо нужда – к примеру, кто-либо молится за своих врагов, которые на него клевещут, и читает при этом акафист образу Божией Матери “Семистрельной”, или в семье кто-то пьет, и родственники читают акафист иконе Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, – тогда принято брать благословение на постоянное чтение акафиста. И в этом случае вся Церковь молится за вас.

Посоветуйте, как выбрать духовника. Я понимаю, что это очень ответственный шаг, и поэтому не тороплю себя. Моя свекровь попала в Оптину пустынь. Ей очень понравилась обитель, там она нашла себе духовного отца. Спустя некоторое время она определила к тому же духовному отцу и моего мужа, детей, второго сына. По ее мнению, и я должна стать его духовным чадом, а я не могу решиться на этот шаг, считаю, что еще не готова. Думаю, что духовный отец должен быть близко, чтобы можно было обратиться к нему с вопросом или за благословением. А если он далеко, то это невозможно…

Ольга

Выбор духовного отца – очень ответственное дело, и в этом вопросе нельзя ни спешить, ни откладывать надолго. Во-первых, конечно, надо запастись твердым сознанием того, что вам необходим духовный отец. Возложив твердое упование на волю Божию, надо молиться о том, чтобы Господь помог вам его найти.

Для мирянина духовник – это священник, у которого этот мирянин исповедуется. Таким образом, духовник, зная своих духовных чад лично, зная душу (не побоюсь этого слова) каждого, своевременно помогает советом и молитвой идти путем спасения, бороться со страстями и грехами.

Ясно, что для более успешной духовной жизни необходимо регулярное, частое общение с духовником. Важно и то, чтобы он был опытен, молитвенен, учителен, лучше если немолодого возраста. Святитель Игнатий Брянчанинов дает некоторые советы, как выбрать духовного отца.

Прежде всего надо познакомиться с учениями Святых Отцев и потом выбрать такого священника, который учит согласно с Отцами.

Не поймите это как рекомендацию “оценивать” священников и что некоторые из них учат неподобающему, – нет! Этот совет Игнатия Брянчанинова нужно понимать так, что вы должны найти такого духовника, который уже всей своей жизнью воспринял святоотеческое Предание и, опять же, который опытен в духовной жизни.

Такой священник, для которого учение Святых Отцев не остается лишь начитанной теорией, а именно воспринято и реализовано в жизни. Нельзя искать духовника по внешним качествам, симпатиям и так далее. В своем письме вы правильно размышляете о духовнике. Он, конечно, должен быть рядом, чтобы вы могли к нему безпрепятственно обращаться.

Не стремитесь искать его где-то далеко, ищите рядом с собой.

Еще хочу сказать, что между духовным отцом в монастыре и духовным отцом в миру существует большая разница. В обители монах находится в полном послушании духовному отцу: духовник решает даже, когда послушнику поменять сносившуюся обувь на новую. В отношениях с духовным отцом мирян другой принцип – жизнь по совету. То есть с духовным отцом решаются только те вопросы, с которыми пасомый сам приходит к своему духовному отцу. Но если духовный отец дает вам благословение, то, разумеется, его надо выполнять.

священник Дионисий Толстов14.06.2002

Источник: https://blagovest.cofe.ru/Otvechaet-svyashhennik/Kak-nayti-duhovnogo-ottsa

Кто такой духовный наставник в православной церкви и как его правильно выбрать | Духовная жизнь на 4-women.ru

Тревожные события в мире приводят к тому, что все больше людей начинают искать успокоения в Церкви, защиты у Бога, но многие не знают, как это сделать, порой стесняясь своей христианской безграмотности и маловерия. Самостоятельно влиться в духовную жизнь или воцерковиться, научиться читать Библию и понимать ее, знать правила поведения в храме практически невозможно.

Многие христиане, крещенные в младенчестве, стремятся приблизиться к Таинствам Церкви и, как правило, делают это, советуясь с людьми со своего окружения, даже не догадываясь, что помочь им может духовный наставник в православной церкви.

Христиане, часто посещающие храмовые служения, встречаются с одними и теми же священниками, а порой это один человек. Во время проповедей, Литургий у православных верующих возникают вопросы, ответы на которые не могут дать даже близкие друзья.

Порой жизненные ситуации складываются таким образом, что о них вообще никому рассказать нельзя, а проблема раздирает сердце, и тогда человек идет в храм к священнику.

Как найти духовного наставника

Огромный подарок приобрели те христиане, которые на протяжении долгого времени имеют возможность в любое время получить ободрение, наставление от духовного наставника.

Духовный наставник — человек, который хорошо разбирается в православии, постоянно пребывает в чтении духовной литературы, посте, молитве и исполняет все каноны. Не всегда духовным попечителем становится священник поместной церкви, это может быть учитель воскресной школы или воцерковленный, то есть живущий жизнью храма, человек.

Для христиан, редко бывающих в храме, духовным помощником может стать близкий человек, почитающий Бога всей своей жизнью и служащий примером, светом для окружающих. «По делам их узнаете» — писал апостол Матвей (Мат 7:16)

Духовный наставник — Богом посланный человек, который поможет ищущей Бога душе:

  • прийти к истинному покаянию;
  • познать смысл Жертвы Спасителя;
  • научиться бояться Бога на основе доверия Ему;
  • «одеться» в Христову веру, как в броню.

Важно! Хороший духовный наставник становится учителем, советчиком, другом, который всегда укажет выход в любой жизненной ситуации, действуя по слову Божьему и ведомый Духом Святым.

Какова роль духовного наставника

Для христианского развития, освобождения от грехов, видения целей жизни людям постоянно нужна помощь со стороны. В мирской жизни появились психологи, психоаналитики, целители и коучи, которые за очень большие деньги готовы помочь решить любую проблему, но нет денег, нет помощи.

В христианской жизни духовный наставник выполняет все функции вышеперечисленных помощников в решении всех проблем.

Роль духовного наставника

Как целитель духовный наставник готов выслушать любую проблему, не осудить, а помочь найти выход, поддержать христианина, наполнить его верой, что именно за него, его грехи пошел на крест Иисус.

Разбирающийся в Библии учитель покажет те места в Святом Писании, которые следует читать в тех или других случаях, чтобы найти выход из любого тупика, будь то:

  • болезнь;
  • бизнес;
  • долги;
  • семейные отношения;
  • непослушания детей.

Найти настоящего православного учителя, это, как выиграть в лотерею большой приз. Имея хорошего друга, готового всегда помочь не только через слово Божье, но и делом, надо очень ценить и уважать.

У духовного наставника может быть много подопечных, каждый из них нуждается во внимании, а около учителя еще и семья живет, ей также нужно время уделить, поэтому с особой теплотой и заботой относитесь к посланнику Божьему, уважая его время.

Важно! Ни один психолог или коуч не берет на себя ответственность за проведенную консультацию, в то время как православный душепопечитель за каждого христианина отвечает перед Богом, ибо ему доверено «пасти овец».

Для достижения цели и решения проблемы мирскими специалистами хороши разнообразные методы, включая гипноз и манипуляции. Божий слуга будет идти по дороге Света, ведя за собой доверенных ему людей, руководствуясь ведением Духа Святого, канонами православия, опытом Отцов Церкви.

Чтение Библии

Конечная цель духовного роста состоит в том, чтобы укрепить маловерующего христианина на пути к вечной жизни, помочь ему по-настоящему воцерковиться, возрасти в вере, чтобы он в скором времени мог стать, пусть маленьким, но наставником.

По каким критериям выбирать душепопечителя

При выборе христианского душепопечителя человеку лучше руководствоваться собственными чувствованиями, а не советами друзей.

Читайте также:  Валаамский монастырь в москве - православные иконы и молитвы

Чего греха таить, не все священники являются примером христианской жизни, не нам их судить, для этого есть суд Божий, но и довериться неверному в малом слуге Божьему трудно.

  1. Духовный наставник должен показывать пример христианской жизни не только в служении, но и повседневных делах, семейных отношениях. Трудно доверять человеку, у которого дети пошли не тем путем, нет лада в отношениях между супругами.
  2. Поведение во время поста характеризует священнослужителя. Как доверять тому, кто, проповедуя строгое воздержание, сам страдает от ожирения, ведь пост в православии длится более 200 дней.
  3. Одним из показателей выбора духовного поводыря является доверие. Некоторые священники страдают, мягко говоря, недержанием языка, когда сказанное на исповеди становится достоянием всего населенного пункта, особенно это касается деревень и маленьких городов.

Исповедь в грехах

Человек, пришедший за советом, раскрывший свою душу, потом сгорает от стыда и обиды. От помощи таких «советчиков» только один вред.

Лживые, бесчестные люди не могут претендовать на роль духовного наставника, так же как воры и прелюбодеи, даже очень скрывающие свои пороки.

Бог обязательно выведет на свет тяжкие грехи, особенно это касается священников. Ведь сказано, что кому Бог много доверил, с тех и много спросит (Луки 12:48).

  1. Попечитель от Бога проявляется в отношении к бедным, больным и старикам. Истинный служитель «не снимет с ближнего последнюю рубаху», если надо, послужит без платы, по благословению.
  2. Страшно попасть в руки фанатичного верующего, который своею «праведностью» унизит, наполнит доверившегося ему человека чувством самоунижения и несостоятельности, как христианина. Разумный учитель по буквам разложит Писание, научит, как Его понимать, принимать в разум и сердце, жить по Нему, идя светлой дорогой к Христу.
  3. Неправедная ярость, гнев при консультации недопустим для священника, к которому пришел маловерующий или заблудший в страстях человек.

Духовный наставник всегда найдет, за что благодарить Бога в любой ситуации и научит подопечного, как доверять Творцу и Спасителю по слову Божьему.

Совет! Не останавливайтесь, лучше два-три раза ошибиться, чем стоять на месте. Каждый раз перед походом на консультирование или беседу нужно усердно молиться и просить Творца направить именно к тому наставнику, который поведет по правильному пути.

Если после встречи наедине с выбранным наставником остается чувство облегчения, радости, наступает покой и умиротворение, когда хочется все глубже и глубже окунаться в слово Божье, появляется понимание Жертвы Христа и вера в усиленную молитву, тогда будьте уверены, перед вами именно вам посланный Богом духовный наставник.

Если это не священник вашей церкви, то попросите благословения в храме на принятие духовной благодати от другого человека.

Душепопечитель становится учителем, советчиком, другом, который укажет выход в трудной жизненной ситуации. При этом поймет и не осудит, будет действовать в любви, которой наполняет сердце наставника Святая Троица.

Как выбрать духовного отца? Протоиерей Владимир Головин

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/kto-takoi-dyhovnyi-nastavnik-v-prav.html

Как найти себе духовного отца?

Добрый день. Подскажите, как найти себе духовного отца? Много размышляю на эту тему, присматриваюсь, но пока ни к кому не лежит душа.

Из Псалтыри мы знаем слова святого пророка Давыда:

Выбор духовного отца — весьма ответственное дело, и к нему надо подходить с молитвой и рассуждением. Ведь, избирая себе духовника, мы вверяем ему попечение о нашей душе, о её спасении. Каким святым стоит молиться о помощи в обретении духовника? В первую очередь святым апостолам, и в частности апостолу Петру, которым Господь первым дал благодать разрешения грехов человеческих.

Начать стоит с беседы со священником, которого Вы видите своим духовным отцом. Неплохо спросить священника о совете в каком-либо относительно простом деле, чтобы на этом примере увидеть его отношение к людям, что и каким образом этот священник предлагает своим духовным чадам.

Но надо понимать, что не только разные священники могут вести людей к Богу разными путями, но и один и тот же духовник может людям в схожей ситуации дать весьма различные наставления и советы, в зависимости от разных факторов, на которые священник может обратить своё внимание.

Известно, что даже у святых были грехи и недостатки, и что безгрешен только Бог. Из этого следует, что даже если мы себе найдем святого духовного отца, у него тоже будут недостатки и грехи, которые мы должны быть готовы прощать. Значит, с самого начала надо быть готовым к сложностям, возможным непониманиям и разнообразным конфликтам. И в чине исповеди священник прямо об этом же говорит:

И святой Феодор Эдесский пишет: «У демонов в обычае показывать тебе недостатки духовного отца, дабы затыкать уши твои к тому, что он говорит тебе». Но есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание.

В Святом Евангелии от Иоанна Исус Христос дает важнейший признак христианской общины: «О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (46 зачало).

Следовательно, надо смотреть, как священник, которого вы хотите видеть своим духовником, относится к своим прихожанам. Посмотрите, какие результаты приносит духовное руководство священника, к которому Вы предполагаете идти на исповедь. Пообщайтесь с его духовными чадами.

И на их примере можно будет предположить, к каким результатам может привести духовное наставничество конкретного священника.

Также очень важно знать, что духовник — только помощник и наставник в деле воспитания христианина. Духовный отец может только советовать и подсказывать, к чему могут привести грехи, как и что может навредить душе прихожанина, как человек может привести свою душу ко спасению.

К сожалению, бывают проявления младостарчества, когда духовное наставничество сводится к руководству всеми, в том числе и бытовыми сторонами жизни прихожан. Священник благословляет, где и как духовные чада должны жить, определяет большинство особенностей их семейной жизни.

Конечно же, это не совсем правильно. Дело духовника — помочь христианину спасти свою душу, правильно выстроить отношения с Богом. Потому что всё равно свою духовную жизнь каждый христианин ведет сам, а духовник только наставляет и советует.

Не могут же родители ребенка своего всюду водить и указывать, что говорить и как поступать, — это было бы неправильно и неразумно.

  Христианин сам, молясь и исследуя Святое Писание, должен воспитывать себя, прибегая к помощи духовного отца в сложных случаях, и сверять свою душу в Таинстве Покаяния с наставлениями и исправлениями духовника.

Духовная жизнь ведь не только в исполнении обрядовой стороны христианской жизни — ежедневной молитве и посещении храма, а в духовном росте — постоянном самосовершенствовании и общении с Богом.

Ни один духовный наставник не может постоянно стоять над душой и направлять её, а верующему надо самого себя постоянно понуждать жить согласно Святому Евангелию. И в случае сложностей нужен совет и наставление священника — например, как уйти от распущенности мыслей или многоглаголания.

А что касается обыденных житейских вещей, то вряд ли стоит спрашивать духовника, во сколько ужинать или каким транспортом в храм ехать. 

Источник: http://ruvera.ru/vopros/naiyti_duhovnogo_otca

Нужен ли мне духовник?

Духовник или духовный отец — это священник, который помогает человеку в духовной жизни. Давать советы другому — сложная задача. Для этого надо обладать соответствующими знаниями и собственным опытом. Поэтому такой священник должен сам жить по евангельским заповедям, хорошо знать Священное Писание и Предание.

Но как его найти? Может ли он жить в другом городе? Это выбор на всю жизнь или можно его поменять? Предлагаем вам ответы на конкретные вопросы, которые волнуют многих верующих и сомневающихся.

1. Кто такой духовник?

Если кратко, так это наш учитель и советник в вопросах спасения. Человеку тяжело спасаться без руководства мудрого наставника. Представьте, что вы идете по незнакомой дороге, шаг-два — и вы уже в яме. Но мудрый священнослужитель может подсказать, что вас ждет преграда и ее надо обойти. Если вы уже упали, он подаст вам руку и поможет выбраться.

2. Духовник и духовный отец — это одно и то же?

Обычно эти понятия отождествляют. Но, например, святитель Феофан Затворник предлагает некоторые разграничения. Под первым он понимает священника, который регулярно принимает исповедь, а под вторым — пастыря, который дает советы. К его рекомендациям, конечно же, прислушиваются.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) уточняет: «

Но в современной практике человек как раз ищет такого священнослужителя, который, хорошо зная конкретного прихожанина, будет не только свидетелем его покаяния, но и повседневной жизни, поэтому сможет давать мудрые рекомендации. Таким образом, можно считать эти слова синонимами.

3. Зачем человеку духовный наставник?

Чтобы облегчить путь ко спасению. Можно идти и самому, но вместе с наставником проделать этот путь будет намного легче.

4. Как найти такого пастыря?

Самый верный способ — молиться Господу и Пресвятой Богородице, чтобы они послали опытного священнослужителя, близкого вам по духу. Но сначала — понять, что это вам действительно нужно.

Также следует определить, какими качествами должен обладать такой «батюшка», какой подход иметь. Есть духовники, которые очень осторожно относятся к своим чадам, чтобы невзначай кого не обидеть.

Но есть и такие священники, которые не признают «сюсюканье», держат строжайшую дисциплину, часто накладывают епитимьи.

Если одному человеку такой наставник пойдет на пользу, то другого он попросту может отдалить от веры.

Главных советов, пожалуй, два: молиться и присматриваться.

5. Правда ли, что священника надо испытать, чтобы узнать, подходит ли он мне в духовные отцы?

На такую практику указывает история Православной Церкви. Но это вовсе не значит, что претендента надо проэкзаменовать на предмет знания Священного Писания и Предания. Если ответит на пять — идти к нему в чада, если нет — искать другого. Вовсе нет.

Со священнослужителем необходимо общаться, задаваясь вопросом, могли бы вы доверить этому человеку большую ответственность — помогать вам двигаться ко спасению. И не сомневайтесь — человека, близкого по духу, вы почувствуете.

6. Что делать, когда видишь, как духовный наставник совершает грех?

Многие приходят в смятение, когда видят, что священники тоже не идеальны и иногда попадаются на крючок пороков. Такие мысли возникают из-за неправильного понимания сути священства. Безгрешным есть только Бог, а священнослужитель — такой же человек, как и каждый из нас, но с бОльшими обязательствами. За все с него спросит Бог.

Поэтому, если видите грехи другого человека (не обязательно в сане), внимательнее присмотритесь к собственной персоне. Когда вы в последний раз исповедовались? А зачем нагрубили родителям? Разве это хорошо — осуждать человека за его спиной? Сходить в храм не было сил, зато по магазинам — в самый раз? И почему же это мы своих пороков не видим, а чужие просто не можем не замечать?

7. Обязательно ли регулярно исповедоваться только у «своего» священника?

Если у вас есть наставник, то желательно приходить именно к нему. Почему? Он вас уже хорошо знает, может дать индивидуальные советы. Но ситуации бывают разными: нет возможности попасть к «родному батюшке», вы пребываете в паломнической поездке, чувствуете: столько всего накопилось, что требуется срочная исповедь…

Важно понимать, что исповедуемся мы не перед духовным отцом, а перед Небесным. Священник — только посредник. Но совсем другое, если вы сознательно идете к другому священнослужителю, потому что открыться своему стыдно. Такое действие подрывает доверие между вами.

8. Может ли духовник быть очень далеко от меня?

Конечно, лучше всего, когда ваш духовный отец служит в том храме, который вы регулярно посещаете. Но не всегда так получается. Бывает, что человек ходит в церковь в своем городе или селе, а его пастырь живет в монастыре за десятки-сотни километров. 

Письма выдающихся подвижников благочестия своим чадам свидетельствуют о распространенности такой практики в прошлые века. Главное — это не количество километров, а искренность и открытость в отношениях, желание прислушиваться к советам.

9. Можно ли менять наставников?

Все зависит от отношений между священником и его духовным чадом. В идеале, конечно, один и на всю жизнь. Но ситуации бывают разными:

  • из-за болезни или даже смерти духовного отца приходится искать нового наставника;
  • иногда сам священник советует обратиться к другому как к более опытному или подходящему под характер конкретного человека;
  • менять приходится из-за потери доверия.

Если отношения выглядят натянутыми, то зачем лицемерить?

10. Нужно ли беспрекословно слушать советы духовника и обязательно ли их исполнять?

Если кратко: нет. А сейчас попробуем аргументировать. Ваш наставник — это не истина в последней инстанции и не оракул. Не нужно делать из него культ и поклоняться перед фотографией «любимого батюшки».

Потрясающее открытие для тех, кто еще не понял: священник не может читать мысли и знать будущее наперед. Но советы священнослужителей основываются на собственном опыте, который точно интереснее и богаче нашего.

Если раньше были старцы, которые могли не просто советовать, а предостерегать человека от конкретных искушений (им открывалось будущее), то сегодня такого практически нет. Поэтому надо довольствоваться не только советами духовника, но и своей совестью.

Очень интересную мысль высказывает Антоний Сурожский: «Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять указания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание — от слова «слушание», и цель послушания – научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек».

Источник: http://megapoisk.com/nuzhen-li-mne-duhovnik

Ссылка на основную публикацию