Епитимья – это что? за какие грехи могут наложить епитимью?

Епитимья – это что такое в православии? За какие грехи полагается епитимья?

Епитимья – это что такое? Многие думают, что это наказание, положенное за грехи, назначаемое служителями церкви. Такой ответ является правильным только отчасти. Потому что это не просто наказание, а, как говорят святые отцы, еще и врачевание души. О том, что такое епитимья в православии, будет рассказано в статье.

Общее понятие

Епитимья – это значит (в переводе с древнегреческого) «наказание, кара». Термин произошел от слова «эпитимион» – наказание по закону. Раньше по-русски он произносился, как «епитимия» – с ударением на предпоследнем слоге. Сейчас ударение ставится на последнем.

Несмотря на перевод этого слова, оно означало наказание, взыскание, которое налагали на провинившегося человека, только в древние времена. На сегодняшний день такая трактовка лишь частично является верной. С точки зрения современного православия, это в духовном смысле лекарство, которого ищет согрешивший человек, испытывающий муки совести.

Епитимья – это исполнение кающимся в добровольном порядке каких-либо благочестивых дел, например, продолжительной молитвы, милости, паломничества, усиленного поста. Эти действия совершаются как меры, служащие для нравственного исправления.

Сущность епитимьи

Наложить епитимью может духовник, не имея в виду карательной меры и не лишая человека каких-либо прав как члена Церкви. Священники называют ее «врачевством духовным», призванным избавить от греховных навыков. Они рассматривают епитимью в качестве урока, упражнения, приучающего к духовному подвигу и рождающего стремление к нему.

Согласно современным церковным канонам, епитимья предполагает помощь христианину, который впал в грех, в трех таких вещах как:

  1. Оценка степени совершенного им греха, осознание его серьезности.
  2. Передача ему силы для того, чтобы снова подняться, вселить надежду на Божие милосердие.
  3. Предоставление ему возможности проявления решимости в деле покаяния.

Однако подобные взгляды на православную епитимью вырабатывались в продолжение многих веков. Рассмотрим подробнее, как развивались правила покаяния.

Епитимья в IV веке

Начиная со второй половины IV века, после прекращения гонений на христиан, в Церковь пришли вчерашние язычники. Тогда святые отцы начали вырабатывать нормы и правила поведения внутри общин. Среди них и Василий Великий, который вывел несколько дисциплинарных канонов, объясняющих, какие требования нужно предъявлять к человеку, если он хочет исправиться.

В отличие от сегодняшнего дня в то время исповедь представляла собой публичный процесс и затрагивала только самые важные проступки. Именно такому виду исповеди и посвящены каноны. Ими предусматривается в основном лишь один вид воздействия, выражающийся в отлучении от причастия. Это очень длительные сроки епитимьи – 10, 15, 20, 25 лет.

Они назначались за грехи, которые считались очень тяжкими. Это епитимьи за прелюбодеяние, кражу, убийство, кровосмешение, а также за волшебство, клятвопреступление, мужеложство, скотоложство. Еретики и раскольники наказывались до тех пор, пока не отрекались от заблуждений.

Смягчение «санкций»

Институт тайной исповеди возникает уже к концу IV века. Сначала и там применялись «санкции», установленные канонами, но постепенно поход к тем, кто раскаивался, смягчался. Так, например, Иоанн Златоуст, дает совет, не подходить формально к назначению епитимьи. Он призывает ориентироваться не столько на тяжесть прегрешений человека, сколько на его духовное состояние.

В 691 году на Трулльском соборе был принят канон, предполагавший возможность наложить епитимью с ее последующим ужесточением или же смягчением, в соответствии с индивидуальным подходом. На рубеже VI–VII веков складывается сборник, который описывает регламент тайной исповеди. В нем вводятся два новшества.

Первое – это дифференциация греховных деяний в зависимости от степени их тяжести. То есть регламентируется, за какие грехи епитимья какой строгости должна назначаться.

Второе – это различие самих согрешивших по их индивидуальным особенностям. Так, например, епитимья за блуд, предписываемая женатому юноше, будет более мягкой, чем та, что назначается зрелому мужчине, живущему в браке много лет.

Вместе с тем в сборнике наблюдается заметное сокращение сроков отстранения от причастия и возникновение новых форм епитимьи. Так, новые правила диктуют, что вместо 10 лет отлучение от причастия предусматривает двухлетний срок, однако в этот период кающийся грешник обязан соблюдать более строгий пост, читать больше молитв и делать большее число поклонов.

Распространение канонов

Постепенно сборник распространился в Византийской церкви, а затем появился ряд его обработок или же независимых сборников, носящих похожий характер. Их называли «покаянные номоканоны». Приблизительно в тот же период такие сборники появляются в славянских странах, где они переводятся и начинают действовать в церковной практике.

Во времена СССР наука церковного права практически прекратила свое существование, и вместо диктуемых ею законов священники стали следовать традициям. Поэтому на сегодняшний день не существует конкретных предписаний, которые бы устанавливали меру ответственности за грехи, определяемую Церковью.

Как и многие другие вопросы, данная область в полной мере регулируется обычаями, которые могут отличаться в разных приходах. Но в любом случае на сегодняшний день в православной церкви епитимья – это санкции, носящие аскетический характер (такие, как соблюдение дополнительного поста, добавочные молитвы и поклоны), а также отлучение от евхаристии на непродолжительное время.

В православной церкви

В православии епитимья – это осуществление особых трудов, подвигов, а также совершение доброго дела, которое угодно Богу. Она нужна для того, чтобы внести исправления в течение неправедной жизни и загладить грех.

В епитимью назначаются:

  • Пост. Но не только пост как таковой, в смысле воздержания от скоромной пищи, но и другие подвиги самоотвержения и сдерживания плоти.
  • Молитва. Кроме собственно молитвы подразумеваются все дела, направленные на соблюдение богопочитания и благочестия.
  • Милостыня. А также все милосердные дела, касающиеся как тела, так и духа.

В одном из рукописных требников XIV века из Синодальной библиотеки указан ряд деяний, которые подобает совершать кающемуся. К ним относятся:

  • Воздержание от совершения греха.
  • Пролитие слез.
  • Подача милостыни.
  • Прощение долгов.
  • Всеобщая любовь.
  • Полное смирение.
  • Отказ от осуждения других людей.

Патриарх Иеремия о причинах епитимьи

Константинопольский патриарх Иеремия в своем ответе лютеранам называет пять причин, по которым отпущение грехов сопровождается епитимьей. В соответствии с ними ограничения налагаются для того, чтобы:

  1. Через страдание, принятое добровольно, освободиться от тяжкого наказания, которое может последовать в другой жизни. Так же как через добровольные страдания Иисуса были прощены грехи человечества.
  2. Истребить в человеке, впавшем в грех, страстные плотские вожделения, порождающие грех. Так как противное лечится противным.
  3. Епитимья служит «уздою» для души, не давая ей по новой браться за те порочные дела, от которых она пытается очиститься.
  4. Приучать к терпению и трудам, так как добродетель есть результат трудных усилий.
  5. Знать и понимать, до конца ли кающийся человек возненавидел грех.

Необходима ли епитимья?

Отцы церкви отмечают, что сколь ни слаба природа человеческая, сколь ни трудно совершать ей добрые дела, милосердный Бог, который не пожалел своего сына для нашего избавления, замечает и ставит в заслугу любое совершенное нами добро, любую понесенную скорбь. И принимает их в качестве очищения от греха.

Церковь не считает епитимью безусловно необходимой для того, чтобы были отпущены грехи. Однако для того, чтобы не назначать ее кающемуся, священник должен иметь особые причины.

Так, митрополит Московский Петр в поучении, адресованном иереям, призывает их не оставлять своих духовных детей без епитимьи за грехи, но назначать ее каждому, в соответствии с его силами – как телесными, так и духовными.

Осознание необходимости

По мнению святых отцов, епитимья имеет тесную связь с раскаянием и решимостью грешника отдаляться от греха. И она – их естественное следствие, является важной принадлежностью таинства покаяния. Священник не должен предписывать епитимью тому, кто не хочет понести ее в соответствии со своим грехом.

Таким образом, епитимья является средством, которое согрешивший человек, имеющий глубокую веру во Всевышнего и понимающий свою вину перед ним, принимает на себя в виде ряда ограничений.

При этом он хочет показать, что его раскаяние не является поверхностным.

А также то, что он благодарен Богу за его милость, но готов понести дополнительное праведное воздаяние в соответствии со своими неблаговидными делами.

Евангельская притча о епитимьи

Здесь будет уместным вспомнить эпизод из Евангелия, связанный с мытарем Закхеем (сборщиком налогов). Он в глазах правоверных людей слыл презренной личностью, потерявшей совесть и отверженной Господом Богом. Иисус сказал Закхею о том, что придет к тому в дом. Мытарь же был очень удивлен, понимая, что он облагодетельствован Сыном Божиим.

Внезапно в благодарность он принял решение отдать половину своего имения нищим, а также воздать вчетверо всем, кого обидел. Он сообщил об этом Иисусу.

Хотя Спаситель ничего не советовал мытарю и не приказывал, а просто пришел к нему в гости, в том зародилось ответное чувство. Закхей, оценив свое прошлое, пришел к выводу, что жил он во грехе и достоин осуждения.

Раскаявшись, он решил, что нужно восстановить справедливость, назначив себе епитимью.

Качества епитимьи

Налагая епитимью, духовник должен различать и грехи, за которые она назначается, и кающегося человека, которому она полагается. То есть необходимо соответствие между свойством греха, важностью наказания за него и состоянием согрешившего. Епитимьи тогда будут спасительными, когда они сообразны:

  • со свойством грехов;
  • с их качеством;
  • с состоянием души кающегося;
  • с его отношениями с окружающими;
  • с их мнением о нем;
  • с положением кающегося в обществе.

Рассмотрим подробнее указанную сообразность.

Соразмерность со свойством грехов

Епитимья должна включать в себя действия, противоположные свойству грехов. Так, например, святой Василий пишет, что нужно поступать следующим образом, если:

  • злословил – благослови;
  • лихоимствовал – отдай;
  • упивался – постись;
  • гордился – смиряйся;
  • завидовал – утешай.

Иоанн Златоуст называет покаянием не только то, чтобы отойти от прежних дурных дел, но еще больше то, чтобы делать дела добрые.

Иоанн Предтеча предлагает сотворить плоды, достойные покаяния, следующим образом. Он говорит: «Если ты похищал чужое, теперь отдавай свое.

Прелюбодействовал длительное время? Воздерживайся от близкого общения с женой в известные дни, привыкая к воздержанию. Ты оскорблял или даже бил кого-то? Значит, благословляй тех, кто обижает тебя, и делай благодеяния для бьющих.

Предавался сластолюбию и пьянству? Постись и пей только воду. Смотрел на чужую красоту страстными очами? Теперь вообще не смотри на женщин».

Качество грехов

Обращать внимание на качество грехов, значит назначать епитимью относительно тяжести греха. Чем глубже язва, тем в большем врачевании она нуждается. Легкость и послабление приносят много вреда.

Впавший в грех человек начинает думать, что грех не так уж и тяжек, что требования к таинству раскаяния не являются такими уж строгими, что для получения прощения довольно лишь немного помолиться.

Поэтому священник должен учитывать тяжесть грехов, их количество и то время, в течение которого они совершались. Но при этом не следует налагать на согрешивших бремя, которое им не по силам.

То ли из-за их трудности для человека, то ли из-за обстоятельств, в которых он находится. Из-за излишней строгости человек может впасть в отчаяние и будет избегать частой исповеди.

Лучше, чтобы епитимья была менее строгой, чем положено, чем более строгой.

Читайте также:  Молитва задержания от всякого зла, как правильно читать - православные иконы и молитвы

Душевное состояние кающегося

Необходимо учитывать душевное состояние человека, его качество ума, сердца и воли. А также то, сколько слабости и твердости в нем содержится, каким темпераментом он обладает.

Если в кающемся будут замечены признаки перемены духа, он будет избегать греха, ранее ставшего для него привычкой, предпримет меры для восстановления чести оскорбленного им лица, возвратит похищенное, будет сокрушаться – нужно облегчить ему епитимью.

Она должна отличаться от той, что назначена человеку, который ничего не делает для очищения от греха.

Добрая слава

Епитимья не должна идти во вред доброму имени и обязанностям человека, наносить ему бесчестье, а также мешать выполнению лежащих на нем обязанностей. Духовник должен узнать у кающегося, может ли тот выполнить налагаемую епитимью без ущерба для его деятельности или нет. Если не может, то нужно или ее уменьшить, или изменить.

За тайные грехи, даже если они являются тяжкими, не положено назначать явной епитимьи. Но в некоторых обстоятельствах духовник может посчитать, что необходимо публичное воздаяние. В таком случае он должен обратиться за разрешением к вышестоящему архиерею.

Епитимья за блуд

Почти в каждом пособии по исповеди перечисляются грехи, связанные с блудом. Среди них находятся: собственно, сам блуд, прелюбодеяние и рукоблудие (малакия).

Блуд отличается от прелюбодеяния тем, что в первом случае мужчина и женщина вступают в интимную связь, не будучи официальными мужем и женой. А во втором случается супружеская измена.

Согласно правилам Василия Великого наказываются эти грехи довольно строго – покаянием до семи лет. Однако сегодня таких жестких правил не существует. Это может быть отлучение от евхаристии на несколько месяцев плюс указанные ранее ограничения.

Духовник налагает епитимью с учетом всех тех правил, которые описаны выше.

Что касается епитимьи за рукоблудие, то за него предусматривалось отлучение от причастия на 40 дней вместе с сухоядением (строгим постом, исключающим употребление вареной пищи). Теперь же назначается епитимья, продолжающаяся две-три недели, без строгих ограничений.

Источник: https://www.nastroy.net/post/epitimya—eto-chto-takoe-v-pravoslavii-za-kakie-grehi-polagaetsya-epitimya

Епитимья – что это такое в православии: за какие грехи накладывают и как ее снять

Каждому православному человеку хорошо известно, что значит епитимья. Что это такое, не знают, пожалуй, те, кто редко обращаются к Господу и не привыкли отмаливать свои грехи. Мы с вами сегодня ознакомимся с этим сакральным термином и узнаем его значение.

Суть понятия

Определение тому, что такое епитимья, найти сегодня совсем несложно.

Это вид церковного наказания, который заключается в приписании мирянам выполнения какого-либо действия в течение определенного времени в качестве «платы» за совершенные прегрешения.

Наложить на человека епитимию может исключительно духовник, а не любой первый встречный батюшка.

Также отметим, что преимущественно во всех случаях только тот служитель Господа, который выбрал конкретную меру «наказания» для мирянина, может ее снять.

О том, что это такое епитимья, часто говорят современные священники, и они определяют этот термин даже не как наказание, а как путь искупления своей вины перед Господом и путь исцеления души. В зависимости от степени тяжести проступков человека будет наложена та или иная епитимия, которой ему придется придерживаться указанное священником время.

Епитимья в разные времена

О том, что такое епитимья в православии, знали духовники как сотни лет назад, так и сейчас, но их трактовки немного отличаются друг от друга.

В былые времена под данным словом действительно понималось наказание, причем нередко оно могло быть очень жестким и даже непосильным для мирянина.

Все дело было в том, что люди прошлого были больше обращены к Господу и со вниманием относились к своим словам, действиям и к последствиям, которые те могли иметь.

Что касается современности, понять, что это такое епитимья, становится сложнее. Все зависит от тяжести проступка, совершенного мирянином. Если он небольшой или же был осуществлен не нарочно, случайно или в состоянии аффекта, «взыскание» будет совсем небольшим.

Более того, если духовник увидит, что человек истинно раскаивается и сожалеет о содеянном, епитимья будет крайне короткой и простой.

Совсем иное дело – епитимия за грехи, совершенные в порядке рецидива.

Тут важно, чтобы мирянин понял, что раз за разом он творит зло.

Поэтому наказание ему будет определено с той надеждой, что в скором будущем он поймет, что был не прав.

Но как в первом, так и во втором случае, современное определение данному термину не имеет былого «жестокого» и строгого подтекста.

В чем заключается епитимья?

Конечно же, наказание будет определяться в зависимости от особенностей содеянного. Узнать, что нагрешил, можно исходя из Десяти Заповедей, в которых четко все прописано.

Давайте перечислим возможные меры исправления, а точнее сказать – духовного исцеления, которые могут приписать при содеянном грехе того или иного рода:

  • Произношение молитвенных текстов на протяжении долгого отрезка времени (как правило, читать весьма длинную молитву придется ежедневно).
  • Выдерживание весьма длительного поста (чаще всего придется отказаться от мяса).
  • Оказание милостыни, причем именно тем людям, которые истинно в ней нуждаются.
  • Обязательное совершение поклонов в период богослужения.
  • Длительное воздержание (даже при наличии законного брака).

Тип и срок наказания будет зависеть от того, за что, собственно, оно определяется. При небольших прегрешениях людей чаще всего обязуют выполнять один из обетов в течение 40 дней.

Если же злодеяния крайне тяжелые, духовник может назначить и весьма длительный исправительный срок с обязательными явками в храм.

В каких случаях мирян обрекают на епитимию?

Пришло время узнать, за что же накладывают епитимью и чего стоит опасаться, живя своей жизнью. Грешны многие, но о прощении просят единицы. Если вы обратились к Господу и решили исповедаться, будьте готовы к тому, что придется пройти ряд «исправительных работ», прежде чем вы продолжите свой мирской путь.

Детоубийство

В большинстве случаев под этим страшным словом подразумевается епитимья за всех абортированных детей. Нет единой меры наказания за совершение столь греховного поступка, так как миряне – люди, которые живут не только в рамках православных канонов, но и в светском обществе, которое также накладывает значимый отпечаток на их деяния.

Однозначно у женщины, которая хоты бы однажды избавилась от своего неродившегося ребенка, начнутся не только проблемы со здоровьем, но и с психикой, мироощущением, а также с делами, которые, казалось бы, не имеют отношения к данному вопросу.

Наказание за абортированных детей накладывается исходя из их количества, а также из тяжести обстоятельств, в которых данный проступок был совершен.

Ведь во внимание стоит принимать не только сам грех, но законы социума. Ведь нередко бывает так, что женщину вынуждают сделать аборт обстоятельства (отсутствие денег) или же ее мужчина.

Прелюбодеяние

Этот грех особенен тем, что совершить его могут только те люди, которые находятся в законном браке.

Соглашаясь прожить со своим супругом или супругой всю жизнь, человек также обязуется быть верным.

Нарушение данного обещания приравнивается к весьма тяжкому согрешению.

Епитимья за прелюбодеяние будет назначаться исходя из количества измен, а также основываясь на мотивах предательства.

Если это была ошибка, совершенная единожды, мера искупления греха будет простой и краткой. А вот епитимья за прелюбодеяние, совершенное по причине блуда, станет основной для назначения весьма жесткого и долгого наказания.

Блуд

Отличается от предыдущего проступка тем, что совершить его могут абсолютно все. Более того, под данным словом подразумеваются различные сексуальные утехи, которые не укладываются в рамки супружеского долга.

В качестве блуда можно представить такие явления, как:

  • гомосексуализм,
  • нарушение супружеской верности,
  • разврат.

Исходя из индивидуального случая, духовник назначит наказание. Как правило, за подобные грехи срок наказания недолог, но само причастие потребует от виновного немало усилий.

Более того, отметим, что при грехе блуда епитимья может назначаться не единожды.

Если человек набожный, но имеет обыкновение возвращаться к своему греху, ему придется постоянно искупать его, проводя дни и ночи в молитвах.

Злоупотребление спиртным

Для России эта проблема стоит наиболее остро. За пьянство наказание накладывается в соответствии с частотой употребления алкогольных напитков, а также тяжести грехов, которые совершаются под их влиянием.

В Ветхом Завете прописаны нормы, которые позволяют людям пить вино, не пьянея от него. Превышение указанной дозы ведет к совершению греха, за который придется долго расплачиваться.

Епитимья сегодня

Духовники современного мира вправе назначать особо тяжким грешникам куда более жестокие и тяжелые епитимьи, нежели те, которые были описаны выше. Если мирянин раз за разом совершает весьма тяжкий грех, который даже приравнивается к нарушению закона страны, в которой он проживает, его наказание будет не менее легким.

Однако все зависит от особенностей человека, который приходит на исповедь, а также от его жизненного окружения. Его личный духовник, который определяет меру душевного исцеления, должен не просто выдвинуть ультиматум, а разумно и мудро предоставит возможность искупить грех и стать лучше пред своими глазами и пред глазами Бога.

Источник: https://religiya.guru/osnovy-religii/za-chto-nakladyvayut-epitimyu-i-chto-eto-takoe.html

Что это такое епитимья на кого она накладывается за какой грех епитимья в православии и других религиях

У ранних христиан грехи, согласно евангелиям, можно было простить через апостольское посредничество. Были перечислены двенадцать возможных основных грехов, упомянутых в Новом Завете. Все они являлись различными нарушениями Десяти Библейских Заповедей.

  • идолопоклонство;
  • колдовство, магия;
  • алчность;
  • кража;
  • зависть: ревность, жадность, любовь к тщетной славе, ненависть;
  • ложь: ложные показания, лжесвидетельство, лицемерие, клевета;
  • нечестивость: гнев, мятеж, споры, извращённость, плохое настроение; сплетни, оскорбления, несправедливость;
  • гордость: тщеславие, высокомерие;
  • волнение;
  • гнев;
  • пьянство;
  • прелюбодеяние, практика гомосексуализма, блуд, похоть, нечистый язык, использование порнографии.

Христиане в ранних общинах получали прощение за эти грехи, при этом практикуя молитву, добрые дела, пост и милостыню. Эта покаянная дисциплина в наше время получила имя публичного покаяния или епитимьи, которую иногда ошибочно путают с публичным заявлением об отлучении из-за серьёзного и общественного греха.

Что такое епитимья

Епитимья — это покаяние в грехах, а также название римско-католического, восточного православного и лютеранского таинства покаяния и примирения, исповеди. Она также играет большую роль в исповеди среди англиканцев, методистов и других протестантов. Слово происходит от латинского слова paenitentia, что означает покаяние, желание быть прощённым.

С таинством епитимьи верующий, если искренне раскаялся, получает от бога прощение грехов. Это таинство, которое обязательно проводит епископ или священник также называется именем примирения или исповеди. Это одно из двух таинств, называемых «исцеление» вместе с помазанием больных, поскольку они предназначены для облегчения страданий верующего.

Епитимия как религиозное отношение в христианстве

Аугсбургское исповедание делит покаяние на две части: «Одно — это раскаяние, то есть страх, поражающий совесть посредством познания греха, а другое — это вера, рождённая от Евангелия или отпущение грехов. Вера, что, ради Христа, грехи прощаются, успокаивает совесть и избавляет её от страха».

Отношение епитимии может быть как экстернализация в действиях, которые верующий накладывает на себя. Эти действия, сами по себе называются покаяниями. Покаянная деятельность особенно распространена в период Великого поста и Страстной недели. В некоторых культурных традициях эта неделя, посвящённая Страсти Христовой, может быть отмечена покаяниями и даже добровольным псевдо-распятием.

Читайте также:  Таинство евхаристии: суть, обряд, как происходит

При более лёгких актах епитимии время отводится молитве, чтению библии или других духовных книг. Примерами более сложных актов являются:

  • пост;
  • воздержание;
  • воздержание от алкоголя или табака или другие лишения.

В древние века часто использовали самобичевание. Такие действия иногда назывались умерщвлением плоти и были также связаны с епитимией.

В раннем христианстве общественная епитимия налагалась на кающихся, тяжесть которых варьировалась в зависимости от серьёзности их проступков.

Сегодня акт покаяния, налагаемый в связи с таинством для одной и той же терапевтической цели, может быть установлен молитвами, определённым количеством поклонов или поступком или бездействием. Наложенный акт сам по себе называется покаянием или Епитимией.

Покаяние как причастие или обряд в Восточной Православной Церкви

В Восточной Православной Церкви покаяние обычно называют Священной Тайной Исповеди. В Православии намерение сакраментальной тайны Священного исповедания состоит в том, чтобы обеспечить примирение с Богом посредством покаяния.

Традиционно кающийся человек стоит на коленях перед иконой Христа. Это потому, что в православном сакраментальном богословии исповедь не совершается священнику, а Христу; священник присутствует там как свидетель, друг и советник.

По аналогии перед кающимся помещается книга евангелия и распятие. Кающийся почитает Евангелие, крест и преклоняет колени.

Как только они готовы начать, священник говорит: «Блажен наш Бог, всегда, сейчас и всегда и во веки веков», читает Три святые молитвы и Псалом 50.

Затем священник советует кающемуся, что Христос невидимо присутствует и кающийся не должен смущаться или бояться, но должен открыть своё сердце и раскрыть свои грехи, чтобы Христос мог их простить.

Кающийся затем обвиняет себя в грехах. Священник слушает, задавая вопросы, чтобы побудить кающегося не скрывать никаких грехов из страха или стыда.

После того, как исповедник раскрывает все свои грехи, священник предлагает советы.

Епитимья не является ни наказанием, ни просто благочестивым действием, но специально нацелена на исцеление исповеданного духовного недуга.

Например, если кающийся нарушил Восьмую Заповедь, украв что-то, священник мог бы прописать, возвращение украденного, и милостыни бедным на более регулярной основе. Противоположности обрабатываются противоположностями.

Если кающийся страдает от чревоугодия, правило пересматривается и, возможно, увеличивается. Намерение исповеди никогда не наказывать, а исцелять и очищать. Исповедь также рассматривается как «второе крещение» и иногда упоминается как «крещение слёз».

В Православии исповедь и епитимья рассматривается как средство обеспечения лучшего душевного здоровья и чистоты. Исповедь не включает в себя просто указание на греховные вещи, которые делает человек; также обсуждаются добрые поступки, сделанные этим человеком. Этот подход является целостным, исследуя всю жизнь исповедника.

Хорошие труды не получают спасения, но являются частью психотерапевтического лечения, чтобы сохранить спасение и чистоту. Грех рассматривается как духовная болезнь или рана, только излечивается через Иисуса Христа.

Православная вера заключается в том, что в исповедании греховные раны души должны подвергаться воздействию и лечить на «открытом воздухе» (в этом случае, в Духе Божьем).

Как только кающийся принял терапевтический совет, священник говорит молитву прощения над кающимся. В молитве прощения священники просят Бога простить совершённые грехи.

Ребёнок и исповедь

Считается что ребёнок должен исповедоваться в возрасте семи лет, но нужно понимать, ребёнок и в шесть лет может обладать ясным сознанием ответственным за поступки.

А бывает что ребёнок и в восемь лет остаётся ничего не смыслящим ребёнком. Поэтому при определённых условиях можно допускать детей к исповеди несколько раньше.

Нужно помнить что формализм в духовной жизни нельзя допускать, тем более по отношению к ребёнку.

Англиканство

Частное исповедание грехов священнику, сопровождаемое отпущением грехов, всегда было предусмотрено в Книге общей молитвы.

Статус признаний как таинства изложен в англиканских формулярах, таких как Тридцать девять статей. Статья XXV включает её среди «Те пять обычно называемых таинств», которые «не должны учитываться в Таинствах евангелия, за то, что у них нет никакого видимого знака или церемонии, посвящённой Богу».

Несмотря на предоставление частной исповеди в каждом издании Книги общей молитвы, практика епитимьи часто оспаривалась во время ритуалистических споров в конце девятнадцатого века.

Методизм

В Методистской Церкви, как и в случае с англиканским причастием, покаяние определяется статьями религии как таковыми которые обычно называются таинствами, но не считаются таинствами евангелия.

Многие методисты, как и другие протестанты, регулярно практикуют исповедание своего греха самому Богу, утверждая, что «когда мы исповедуемся, наше общение с Отцом восстанавливается, он простирает своё родительское прощение. Он очищает нас от всей не праведности, тем самым устраняя последствия из ранее невидимого греха. Мы снова на пути к реализации лучшего плана, который Бог имеет для нашей жизни».

Лютеранство

Лютеранская церковь учит двум ключевым частям покаяния (раскаяние и вера). Лютеране отвергают учение о том, что прощение достигается через епитимью.

Римский католицизм

Римско-католическая церковь использует термин «епитимья» в нескольких отдельных, случаях:

  • как таинство;
  • как акты удовлетворения веры.

как те конкретные действия, назначенные кающимся исповедником в контексте таинства.

Они имеют общее понятие о том, что грешник должен покаяться и, насколько это, возможно, возместить божественную справедливость.

Моральная добродетель

Покаяние — это нравственная добродетель, согласно которой грешник настроен на ненависть к своему греху как преступлению против Бога.

Главное действие в осуществлении этой добродетели — ненависть к собственному греху. Мотивом этой ненависти является то, что грех оскорбляет Бога.

Богословы, следуя Фоме Аквинскому, считают покаяние действительно добродетелью, хотя они несогласны относительно своего места среди добродетелей.

В покаянии провозглашается недостойность человечества перед лицом снисхождения Бога. Ибо, хотя освящающая благодать только прощает и очищает грехи от души, необходимо, чтобы индивидуум согласился на это действие благодати благодаря работе покаяния. Покаяние помогает уничтожить греховные привычки и приобрести такие как:

  • щедрость;
  • смирение;
  • терпение.

Таинство епитимьи

Процесс покаяния и обращения был описан Иисусом в притче о блудном сыне.

В католической церкви таинство покаяния (также называемое примирением, прощением, исповеданием и обращением) является одним из двух таинств исцеления.

Иисус Христос пожелал, чтобы таким образом, Церковь продолжала, силой Святого Духа, его работу исцеления и спасения. Примирение с Богом — это и цель, и действие этого таинства.

Через священника, который является служителем таинства, действующим от имени Бога, исповедание грехов сделано для Бога, и от Бога получено отпущение грехов. В этом таинстве грешник, ставя себя перед милостивым судом Бога, предрекает определённым образом, суд, которому он подвергнется в конце земной жизни.

Существенным для таинства являются действия грешника:

  • рассмотрение совести;
  • раскаяние с решимостью не грешить снова;
  • исповедание священнику;
  • исполнение какого-либо действия для исправления ущерба, причинённого грехом.

И священника (определение акта возмещения, подлежащее исполнению и отпущение грехов). Серьёзные грехи, смертные грехи должны признаваться в течение не более года и всегда до получения Священного Причастия.

Обряд таинства требует, чтобы вид и степень удовлетворения соответствовали личному состоянию каждого кающегося. Любой может восстановить порядок, им нарушенный, и через соответствующее средство исцелить болезнь, от которой он страдал.

Епитимья за грехи

В апостольской конституции 1966 года Папа Павел VI сказал: «Покаяние — это религиозный, личный поступок, который имеет своей целью любовь к Богу: пост, для Бога, а не для себя». Церковь подтверждает первенство религиозных и сверхъестественных ценностей покаяния. Это может быть молитва, милосердие, служение ближнему, добровольное самоотречение и жертвы.

Преобразование сердца может быть выражено многими способами. «Писание и отцы настаивают, прежде всего, на трёх формах: пост, молитва и милостыня, которые выражают обращение по отношению к самому себе, Богу и другим». А также упоминаются усилия по примирению со своим ближним и практика благотворительности, которая охватывает множество грехов.

Например, епитимья за прелюбодеяние предполагает отлучение от таинства причащения на многие годы или месяцы, с чтением канонов, с поклонами.

Соответствующая епитимья за абортированных детей назначается священником, но нужно помнить, что никакой «молитвы от аборта», снимающей грех, не существует.

Имеет значение возраст, состояние здоровья, степень веры и другое, включая внешние обстоятельства. Молитва может быть назначена если аборт случился в связи с болезнью или случайностью.

Епитимия также накладывается за такой грех, как пьянство. Пьянство приводит к стремительной деградации человека, превращая его в сотообразное существо. Пьянство, как правило, приводит к совершению других более тяжких грехов, например, такого как блуд, при котором люди, не состоящие в браке, допускают физическую близость.

Блуд является второй из восьми человеческих страстей и отличается от прелюбодеяния тем что при блуде не совершается супружеская измена. Так же, как и в случае других грехов, епитимья за блуд накладывается по усмотрению священника.

В Литургический год во времена Пришествия и Великого поста особенно подходят такие покаянные упражнения, как добровольное самоотречение.

В соответствии с каноном 1250 «Покаянные дни и времена в универсальной Церкви — каждая пятница года и сезона Великого поста».

Канон 1253 заявил: «Конференция епископов, может, более точно определить соблюдение воздержания, а также заменить другие формы покаяния, особенно благотворительные и упражнения благочестия, полностью или частично, за воздержание и пост».

Источник: https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/chto-eto-takoe-epitimya-za-kakoj-greh-eyo-nakladyvayut-i-kak-eyo-snyat.html

Епитимья – это что? За какие грехи могут наложить епитимью? | Христианство на 4-women.ru

Епитимья – это способ врачевания, попытка исправления человека или Божественное наказание? В чем состоит цель епитимьи, и кто вправе ее наложить? Попробуем разобраться в этом.

Епитимья (в переводе с греческого «епитимион» – «наказание по закону») – это добровольное исполнение верующим человеком тех или иных исправительных действий. Это может быть длительный пост, продолжительная молитва, милостыня нуждающимся и т.д.

Наложить епитимью может духовник, она не несет за собой какого-либо усечения прав верующего. Она является духовным врачеванием, иными словами, это урок, назначаемый с целью избавления от греха, который зарождает стремление к подвигу во имя Бога.

Молитвы и добрые дела, которые назначаются в виде епитимьи, должны быть полностью противоположны совершенному греху. Невоздержанному человеку может быть назначен более длительный пост, тому, кто увлекается мирскими делами – частое хождение в храм, усиленные молитвы, подверженному страсти сребролюбия назначаются милосердные дела.

Епитимья – не наказание

По словам священнослужителей, епитимья – это особое послушание, способное излечить душу грешника, но не наказание. К сожалению, на сегодняшний день у нас не проводится единой епитимийной практики.

Многие священники либо не дают епитимью вообще, либо назначают слишком тяжелую, подчас непосильную для человека, что вместо созидания приводит к подавлению и разрушению человека как христианина. Не существует единого правила определения «размера» епитимьи.

Порой в церковь приходят люди, которые очень далеки от духовной жизни, однако они искренне каются в совершенных грехах и утверждают, что им жизненно необходима епитимья за прелюбодеяние либо за какое-то другое греховное деяние.

Игумен Нектарий утверждает, что неправильно было бы назначить такому человеку ежедневно читать Покаянный канон, ведь он не поймет в нем ни слова. Гораздо действеннее будет предложить ему самую простую епитимью, например ежедневные молитвы с поклонами дадут куда больший результат.

Виды епитимьи

Так как епитимья – это переданная через священника воля Божья, то относиться к ней надо серьезно. В установленные временные рамки (обычно 40 дней) нужно выполнить все назначенное, по возможности придерживаясь твердого распорядка. Возможны такие виды епитимьи:

  • милостыня;
  • длительный пост;
  • чтение домашних молитв;
  • воздержание от исполнения супружеского долга;
  • поклоны во время богослужения и др.
Читайте также:  Материнская молитва о детях, сыне, дочери и своем чаде - православные иконы и молитвы

Если кающийся по каким-либо причинам не может выполнить епитимью, он должен обратиться к наложившему ее священнику за советом, как лучше поступить в этом случае, получить его благословение. Если грех кающегося очень серьезный (убийство, измена супругу), то помимо основных правил дополнительно может назначаться запрет на причащение на определенный промежуток времени.

Епитимья за детоубийство

Аборт – это тяжелый грех, ответственность за который ложится на обоих супругов, особенно если они считают себя верующими и осознают всю тяжесть этого поступка. Епитимья за абортированных детей, как правило, посылается самим Господом.

Этот грех может быть прощен, если человек готов через всю жизнь смиренно понести наказание за свершенное действие. За это могут быть посланы проблемы с детьми, болезни или сложности в семейной жизни.

Человеку, понесшему епитимью, важно понимать, что все происходящее с ним послано за сделанные ранее аборты, все это нужно беспрекословно принимать, каяться, просить прощения у Бога и, конечно же, больше никогда в жизни не повторять подобного.

Сказать к слову, епитимья – это то, что может быть наложено лишь духовным наставником.

Ни один посторонний священник не сможет полностью вникнуть в ситуацию человека, как тот, который на протяжении длительного времени наблюдает за верующим, знает все тонкости его жизни.

Поэтому на исповедях в паломнических поездках не стоит просить у монаха назначения епитимьи, ведь при всем его духовном опыте и адекватности он не сможет полноценно вникнуть в сложившуюся ситуацию.

Грех блудодеяния

Седьмая заповедь слова Божьего гласит о запрете всякого прелюбодеяния, то есть любого нарушения супружеской верности и других незаконных, блудливых связей. Нельзя заранее с точностью сказать, какого вида епитимья может быть наложена, все зависит от конкретного случая, воли человека к искуплению греха и решения самого наставника.

Так какие же действия являются грехами против седьмой заповеди? Это интимные отношения между мужчинами и женщинами, не состоящими в законном союзе, одобренном церковью.

Епитимья за блуд может быть наложена с отлучением от причастия сроком на 7 лет.

Прелюбодеяние (измена законному мужу или супруге), разврат, гомосексуализм и лесбиянство, искушение во сне – все это большие грехи, но это далеко не полный их перечень.

Стоит прислушаться к словам священников, которые говорят, что если епитимью не дает духовный наставник – ее назначает сам Господь. Если человек понимает это и принимает – результат, безусловно, будет действенным. Однако это куда более трудный путь, чем чтение канона в течение определенного времени, назначенного священником.

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/hristianstvo/epitimia-eto-chto-za-kakie-grehi-mogyt-nalojit-epitimu.html

Епитимия

Епитимия́ (эпитимия, епитимья́ от греч. ἐπιτιμία, «наказание») – духовное лекарство, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником.

Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом.

Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.

Епитимья обычно сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на определённый срок. Такая серьёзная мера, как анафематствование, налагается только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола.

При назначении епитимии духовнику рекмендуется руководствоваться более духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений. Также обычно принимаются во внимание обстоятельства жизни согрешившего. Например, принято мягче относиться к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. 

Св. Василий Великий говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85) и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять» (Василия Великого Правило 29). Срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а всецело определяется духовной пользой кающегося.

Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния (Правило 2). Св.

Григорий Нисский говорит: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина – возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание». Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет определенного значения. «Во всяком роде преступления прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитать достаточным не время (ибо какое врачевание может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием «(Григория Нисского Правило 8). Кто исцелился от греховной болезни, тот не нуждается в епитимии. Св. Иоанн Златоуст учит, что духовник есть отец, но не судья, исповедь есть врачебница, а не судилище, для заглаждения греха нужно исповедать его. Он советует врачевать страсть упражнением в противоположных ей добродетелях.

***

протоиерей Дмитрий Дашевский:
Образ епитимии может быть разный, например, делание добродетели противоположной греху. Вот, человек украл что–то, грех воровства, почему бы ему не предложить, предложить именно, раздать милостыню нуждающимся.

У женщин очень часто специфический грех – искусственное прерывание беременности, но если она в своей жизни хоть кого-то сможет отговорить от этого греха, вот рядом будет человек, который будет колебаться: сделать или нет, в данном случае – поделиться тем, что она испытала потом – своими угрызениями совести…

епископ Каллист (Уэр):
Епитимью не следует рассматривать как наказание; еще менее – как способ искупить преступление. Спасение – свободный дар благодати. Своими собственными усилиями мы никогда не сможем загладить свою вину: Христос, единый посредник, – наше единственное искупление; или Он свободно прощает нас, или мы вообще не прощены.

В исполнении епитимьи нет «заслуги», потому что по отношению к Богу человек никогда не может иметь никаких собственных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыслить прежде всего в терапевтических, а не в юридических терминах. Епитимья – это не наказание и даже не способ искупления, но средство исцеления. Это pharmaсоn, или лекарство.

Если сама исповедь подобна операции, епитимья – укрепляющее средство, которое помогает восстановлению организма в период выздоровления. Поэтому епитимья, как и вся исповедь в целом, существенным образом позитивна по своему предназначению: она не создает преграды между грешником и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь благость и строгость Божию» (Рим.

11:22): епитимья есть не только выражение Божественной строгости, но равным образом и выражение Божественной любви.

архимандрит Нектарий (Антонопулос):
Как учит Шестой Вселенский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.

Кроме того, епитимий не являются некой данью, которую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпустительную грамоту» или для того, чтобы освободиться от угрызений совести.

Они ни в коем случае не «выкупают» нас и не оправдывают перед Господом, Который не является беспощадным диктатором, требующим искупительных жертв. По большому счету, епитимий не являются наказаниями.

Это – духовные лекарства и духовное закаливание, которые нам чрезвычайно полезны. Потому следует принимать их с благодарностью и соблюдать со тщанием.

Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский:
Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления.

священник Михаил Воробьев: Епитимья – это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы.

В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов.

Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему. В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни.

Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда: плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа; вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия. Канонические правила, утвержденные церковными Соборами, определяли длительность епитимьи для каждой разновидности греха, причем за некоторые грехи предусматривалось пожизненное отлучение от Причастия, за исключением случая приближающейся смерти.

Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель Амвросий Медиоланский подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.

Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.

Напротив, в Православной Церкви епитимья является не наказанием, а упражнением в добродетели, предназначенным для укрепления духовных сил, нужных для покаяния. Необходимость такого упражнения вытекает из необходимости длительного и упорного изживания греховных привычек.

Покаяние – это не простое перечисление греховных поступков и желаний. Истинное покаяние состоит в реальном изменении человека. Приходящий к исповеди грешник просит Господа укрепить его духовные силы для праведной жизни. Епитимья, как составная часть Таинства Покаяния, помогает эти силы обрести.

Таинство Покаяния реально освобождает человека от греха, открытого на исповеди. Это означает, что исповеданный грех никогда более не будет поставлен в вину раскаявшемуся грешнику. Однако действительность Таинства зависит от искренности покаяния, причем сам кающийся грешник не всегда способен определить степень своей искренности.

Склонность к самооправданию мешает грешнику определить истинные причины своих поступков, не позволяет изжить скрытые страсти, которые заставляют его повторно совершать те же самые грехи.

Епитимья помогает кающемуся увидеть истинное свое лицо, почувствовать отвращение к тому, что еще недавно казалось привлекательным.

Упражнение в молитве, нелицемерный пост, чтение Священного Писания и святоотеческих книг дают почувствовать радость правды, добра, укрепляют стремление жить по евангельским заповедям.

Источник: https://azbyka.ru/epitimiya

Ссылка на основную публикацию