Спасо-андроников монастырь — православные иконы и молитвы

Достопримечательности и святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

Спасо-Андроников монастырь - Православные иконы и молитвы

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского; монастырь, хор которого приходил слушать Рахманинов, место, где держали под стражей протопопа Аввакума – все это о Андрониковом монастыре. Примечателен он не только этими фактами, но и красивой архитектурой.

Считается, что когда-то здесь во дворе был колодец, который выкопал Сергий Радонежский. А Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим московским храмом, уцелевшим полностью. Сегодня на территории монастыря открыт и музей имени Андрея Рублева.

Чем еще примечательна эта обитель?

Где находится Спасо-Андроников монастырь

Обитель размещена в Москве, на Андроньевской площади, 10. Узнать расписание богослужений можно по телефону: 671-03-72, +74959114502.

Поскольку на территории монастыря расположен и музей, записаться на экскурсии в него можно по телефону 678-14-67; номер для справок – 678-50-55. Код Москвы – 495.

Спасо-Андроников монастырь – как добраться

Если для паломников и туристов в составе тур групп, желающих побывать в Спасо-Андрониковом монастыре, адрес обители не настолько важен, то для индивидуальных путешественников стоит дать совет, как же сюда проще попасть.

Для этого сначала нужно доехать на метро до Площади Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.

Посещение монастыря, режим работы

Поскольку монастырь на текущий момент не действует, посещать его можно в любое время. Желающим ознакомиться с архитектурой лучше приехать во время, когда в храмах монастыря нет богослужений, а вот паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

Если вы хотите открыть для себя не только Спасо-Андроников монастырь, но и побывать в музее Андрея Рублева, обратите внимание:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • В остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.Важно! Касса закрывается на 45 минут раньше.

Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений

При самом монастыре, как и при музее, нет гостиницы для паломников, однако можно остановиться при Покровском монастыре (женском) или Донском (мужском). Обе обители, как и Андроников монастырь, расположены в Центральном административном округе.Где остановиться паломникам

  • Гостиница при Донском монастыре предлагает от двух- до шестиместных номеров. На этаже есть горячая вода, туалеты, умывальники, душ. Заселение возможно до 21.00.
  • Гостиница при Покровском монастыре оборудована по современным стандартам и располагает разными по вместимости номерами.

История Спасо-Андроникова монастыря

  • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
  • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя.Знаете ли вы? Дмитрий Донской, возвращаясь после победы в битве на Куликовом поле, причащался именно в этом монастыре.
  • На территории обители похоронена часть воинов, павших в этом бою. В 1795 году начались работы по возведению колокольни, деньги на которую выделил московский купец-миллионер. Закончилось ее строительство в 1803.
  • В период войны с Наполеоном этот монастырь был разграблен, а после серьезно пострадал от пожара.В советские времена монастырь был закрыт с 1918 года, и здесь был концлагерь ВЧК для политических преступников, колония для беспризорников, комнаты для рабочих одного из местных заводов, располагался Наркомат обороны.
  • В период с 1927 по 1932 год был уничтожен некрополь Спасо-Андроникова монастыря (здесь среди прочих был похоронен и Андрей Рублев), разрушена колокольня. Считается, что Андрей Рублев был иноком этого монастыря, однако документальных подтверждений тому нет.
  • В 1947 году приняли решение об открытии музея, утвердили которое лишь через два года, а воплощать в жизнь начали еще через десятилетие. Первых посетителей музей принял в 1960.
  • В 1989 году монастырь вернули церкви, однако пока он не функционирует.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
  • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
  • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
  • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
  • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
  • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

Святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

  • Образ Спаса Нерукотворного – это икона основания, которая является самой чтимой. Она долгое время считалась утерянной, но в 1999 году нашлась в Новодевичьем монастыре, в запасниках Исторического музея. В Спасском соборе есть список этой иконы.
  • Икона Андроника и Саввы, первых игуменов обители – эта святыня тоже считалась утерянной.
  • Мощи шести святых, которые обнаружили при раскопках у Спасского собора. Сохранились не только мощи, но и монашеские принадлежности.

Спасо-Андроников монастырь – фото

  • В прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем.
  • Спасский храм называют древнейшим московским строением.
  • Памятник Андрею Рублеву, который, предположительно, был похоронен в этом монастыре.
  • В музее древнерусского искусства можно не только увидеть множество древних книг и церковной утвари, но и узнать, как зарождался Спасо-Андроников монастырь.
  • Обитель – украшение этой части Москвы.

Спасо-Андроников монастырь — видео

Обитель, в истории которой было немало трагических страниц и которая вновь и вновь возрождалась, сегодня все еще является музейной территорией. Хотя в Спасском соборе снова идут богослужения, однако здесь пока не слышно монашеского хора. И все же попасть сюда, приложиться к святыням, побывать на этом намоленном месте стремятся многие верующие.Приятного просмотра!!!

Бывали ли вы в этом монастыре? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/spaso-andronikov.html

Протоиерей Леонид Калинин: Модно ругать Россию, а Спасо-Андроников монастырь видели?

22 января в Московском Финансово-Юридическом университете МФЮА состоялась встреча молодёжного клуба «Донской». Протоиерей Леонид Калинин выступил перед собравшимися с размышлением на тему «Храм – земный образ Царствия Небесного».

Есть вещи, которые имеют очень большое значение в нашей жизни, но на которые мы обращаем очень немного внимания. К сожалению, мы не всегда осваиваем все сокровища нашей веры, полученные от предков, и они открываются нам постепенно в течение жизни – полнотой Небесного Царства в нашем земном мире.

Собственно, Церковь – это и есть частица Небесного Царства. Господь создал Церковь, она – Тело Христово, она причастна к этой высшей жизни и являет собой обручение будущего Царства. Как, собственно, и говорится в чине крещения: «Обручаем будущему Царствию Небесному».

Я хотел бы сегодня затронуть тему храма как земного Неба. Мы все ходим в храмы, молимся, причащаемся и воспринимаем их как одно из мест для нашего общения. Конечно, и как место для молитвы, но, тем не менее, мы не всегда вполне понимаем, где же находимся.

А находимся мы в необычном сакральном пространстве – пространстве Духа, пространстве Божественного присутствия, и печать этого лежит на всех деталях храма, которые мы видим, иногда, может быть, не отдавая себе отчёт, что в храме нет ничего случайного.

Так случилось, что мне довелось много лет служить в Спасском соборе Андроникова монастыря. Это один из древнейших храмов Москвы, он был построен в начале XV века, а, может быть, даже начат в конце XIV.

Это – такое рубежное время. Вы помните, что в 1380 году была Куликовская битва. Мы помним подвиги преподобного Сергия Радонежского и ту духовную дружину, которая его окружала. Вот одна из искорок этого духовного наследия как раз находится в Андрониковом монастыре.

Там подвизался преподобный Андрей Рублёв – там он принял монашеский постриг и там же погребён. И это тоже очень важное место для истории России и для нашего национального самосознания.

Сейчас очень модно ругать Россию. Особенно усердствует в этом Европа и Америка. Конечно, это связано с политическими реалиями сегодняшнего дня, но ещё и с каким-то духовным подтекстом.

Ругают Россию не только за рубежом, но и у нас, и как-то это даже входит в привычку. Иногда мы даже стесняемся называть себя русскими, говорить о наследии своих предков. А недавно один молодой человек сказал мне: «А что вообще такое русская культура? Да её вообще не было!» Человек учится в вузе, и, видимо, ему это внушают уже с кафедр учебных заведений.

Так вот, в качестве примера не просто русской культуры, а русской цивилизации можно привести Спасо-Андроников монастырь и его Спасский собор, построенный преподобным Андреем Рублёвым, по крайней мере, под его руководством.

Это храм являет собой удивительный пример культуры и духовности Древней Руси. Он так ориентирован в пространстве, что нет ни одного места, куда в течение года не попадал бы солнечный свет. Лучи солнца, которое зимой восходит больше на юге, чем на востоке, а летом – больше на севере, чем на востоке попадают во все уголки этого храма.

А росписи преподобного Андрея Рублёва были, по-видимому, так величественны, что человек, входя в храм не мог не чувствовать себя среди этих святых совершенно в другом пространстве, времени и состоянии.

Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублёв, расписывая этот храм, вдохнул в него такую чистоту и святость собственной жизни, что даже малые остатки этой росписи несут на себе эту печать.

В частности, в сохранившихся окнах алтаря по всей плоскости откосов расположены солярные знаки. Это орнамент, который имеет в центре точку, и вокруг этой точки можно представить его вращение. Так вот, когда совершаешь там литургию, до Херувимской песни и после, когда смотришь вперёд, на центральное окно, то боковым зрением видишь, как эти элементы начинают вращаться.

Я отслужил там, наверное, много сотен литургий, и всегда наблюдал одно и то же: поставишь взгляд ровно – элементы приходят в движение, повернёшь в бок – всё остановилось, вернёшься глазами на центральное окно – опять вращаются.

Также во время литургии практически весь храм оживал, и те изображении святых, которые есть на стенах, как бы становились на молитву вместе с прихожанами. Точнее, они сподобляли нас молиться вместе с ними, и каждый человек в храме чувствовал, что он молится не просто с народом Божиим, но и с теми святыми, которые изображены на стенах и на иконах.

В этом храме был, наверное, самый величественный иконостас преподобного Андрея Рублёва, который был варварски уничтожен во времена наполеоновского нашествия, поскольку «просвещённая» Европа, вступив в пределы русской земли, занималась похабным уничтожением святынь.

Это была орда, это были люди, у которых не было ничего святого. Я, конечно, не могу причесать всех под одну гребёнку, но в целом, это была настоящая варварская орда.

И когда противопоставляешь русскую цивилизацию, с её удивительным пониманием природы, гармонии, соработничества с Богом, её теоцентричностью, с французами, англичанами, немцами, то видишь, как же далеко они от этого ушли.

Их цивилизация антропоцентрична, то есть, в центре этой цивилизации – только человек – его потребности, его похоти, его желания, которые надо удовлетворять любой ценой – даже ценой собственной души и жизни вечной.

Читайте также:  Молитва на исполнение желания матроне московской - православные иконы и молитвы

Вообще, это отдельная большая тема. Я думаю, мы как-нибудь ещё встретимся и поговорим о том, как Европа пришла к своему нынешнему глубочайшему кризису – почему он чёрное называют белым, а белое – чёрным, почему они постоянно лгут. Но я хочу ещё раз сказать, что мы с вами имеем большое счастье быть русскими.

Разумеется, речь не о том, что есть люди разных национальностей, никто их не принижает и не обижает. Быть русским означает – чувствовать себя верным своему Отечеству, великой России.

И вот эта цивилизация отразилась и в храмостроительстве, в росписи, и в различных предметах прикладного искусства и других материальных свидетельствах того высокого Духа, под действием которых эти произведения создавались.

Всё, что касается древнерусского искусства, для меня является практически святым, потому что люди относились к своему деланию не просто как к произведению искусства, но как к служению Богу.

Отсюда – и потрясающей красоты храмы, и прекрасные иконы, замечательные росписи, и совершенно потрясающий и очень мало известный нам знаменный распев церковного пения, икона в музыке, который сейчас практически утрачен. Всё это вместе создавало удивительный образ – Царства Божьего, которое касается нашей земли только краешком – в храмах, там, где ему и надлежит быть.

Богословы XX века с большим интересом относились к теме русского храма в силу разных исторических причин. Например, отец Павел Флоренский написал статью «Храмовое действо как синтез искусств» и прекрасную работу «Иконостас».

Или Николай Константинович Гаврюшин, нынешний преподаватель Московской Духовной Академии, Владимир Георгиевич Вагнер – исследователь русской скульптуры, которую, к сожалению, во времена царствования Петра I постигла трагическая судьба.

В то время по повелению митрополита Феофана Прокоповича на Сенатскую площадь свезли скульптуру со всей России и всю её сожгли. Это повлекло за собой утрату произведений русского духа, русского мастерства, которые мы, к сожалению, никогда уже не увидим.

Но, тем не менее, даже то, что до нас дошло, говорит о том, что в соработничестве с Богом русский народ достигал очень больших высот. Недаром так легко приживалась у нас монашеская аскетическая практика, умное делание. И любой храм, который вы возьмёте из монастырских построек, и городские храмы древнего архитектурного стиля, которые являют собой образцы гармонии.

Например, интересно, что храмы, да и гражданские постройки на Руси строились не по метрической системе – тогда не было метров, дециметров, сантиметров – были совсем другие меры. Например, была прямая и косая сажень. Косая сажень – это ноги на ширине плеч, и меряем от пальцев поднятой руки до пятки противоположной ноги. Прямая сажень – это размах рук. А ещё были локоть, вершок.

И эти русские меры делали постройки соразмерными тому человеку, который их возводил.

Потому что, если ты, например, хочешь построить себе дом и возьмёшь за основу метрическую систему, то тебе может быть в нём неуютно – потому что дом будет не вполне соответствовать твоим параметрам.

Но если ты возьмёшь за основу косую или прямую сажень своего собственного тела, то постройка твоя будет твоей внешней оболочкой, поскольку она будет полностью соответствовать тебе, будет внешней защитой тебя.

В этом смысле есть удивительная постройка в Пскове. Тамошний художественный музей занимает палаты одного из бояр. Называются они почему-то «Поганкины палаты» – наверное, боярин носил такую фамилию, но это не помешало ему построить очень интересный дом.

Мужская половина там построена по мерке мужа, а женская – соответственно, жены, и они – очень разные. Между ними очень красивые переходы, и можно понять, насколько далеко зашли наши предки относительно понимания природы человека, его отношения к окружающему миру, его желания жить в гармонии с Богом и с творением Божиим.

Точно так же, конечно, строились и храмы. Если вы побываете в том же Пскове, Новгороде, да и кое-какие московские древние, мало, к сожалению, сохранившиеся… Конечно, вы увидите их удивительную соразмерность человеку, их уютность.

Есть такое понимание: тебе уютно или неуютно, чувствуешь ты себя защищённым или напротив. И вот как раз древнерусское сознание, которое и само было связано с гармонией бытия, выражалось во всех постройках.

Храмы строились по модулю человеческого тела. Потом они выстаивались двадцать или тридцать лет, чтобы прошли все тектонические процессы, выявились трещины, которые можно было заделать. Потом здание покрывалось специальным подготовительным слоем, и уже на него наносилась роспись. Расписывались храмы, как правило, «в одно лето» – то есть за период после недели Фоминой и до Покрова.

В среднерусских землях после Покрова никто ничего не строил. Только заготавливали лес, потому что в холодный период заготавливать лес лучше, чем летом. Таким образом, если в летописях пишут: «В такое-то лето по Рождестве Христовом была расписана церковь сия», – то имеют в виду именно такой промежуток времени.

Такую надпись мы с вами можем видеть в Ферапонтовом монастыре в Вологодской области. И там совершенно потрясающая роспись Дионисия – ученика Андрея Рублёва – с сыновьями. Кто не был в Ферапонтовом, тот может посмотреть эти росписи в Интернете. В Храме Христа Спасителя тоже действует постоянная выставка фотохудожника Юрия Холдина, который эти росписи уникально сфотографировал.

И вот, рассматривая их, мы можем убедиться, что храм – это действительно «земное Небо», образ Царствия Небесного. Вот такое отношение к храму и к пониманию гармонии и позволило нашей стране получить определение Святая Русь.

«Святой» Русь назвали неслучайно, святой она стала потому, что наши благочестивые предки славили Бога, и смогли выразить это всеми средствами – и архитектурой, и скульптурой, и живописью, и иконописью, и всеми ремёслами, включая, кстати, русский национальный костюм.

Я сейчас с радостью вижу национальные костюмы на участниках ансамбля, которые будут выступать вслед за мной, и мне радостно видеть, что они все разные. И вас я тоже призываю задуматься о том, что на Руси не было двух одинаковых сарафанов. Также, как не было двух одинаковых орнаментов, не было двух одинаковых резных наличников в двух соседних сёлах – свой мотив был в каждом месте.

И вот это колоссальное многообразие говорит нам о том, что наша Русь – самая красивая страна в мире, которую надо любить, которой надо служить и дело наших предков продолжать. Аминь.

Фото и видео: Виктор Аромштам

Источник: https://www.pravmir.ru/o-zhivyih-hramah/

Спасо-Андроников монастырь хотят передать РПЦ — МК

В Москве может начаться своя «битва за Исаакий»

16.02.2017 в 21:17, просмотров: 8642

В четверг вечером в некоторых СМИ появилась информация о том, что Русская православная церковь рассмотрит возможность передачи ей Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Эта новость уже нашла отклик в соцсетях: жители столицы прогнозируют такую же волну гражданского недовольства, как в случае с Исаакиевском Соборе в Петербурге.

Напомним, в последнее время Андроников монастырь находится под пристальным вниманием общественности. Скандал со строительством тира на месте кладбища, где покоились именитые москвичи, завершился победой: останки перезахоронили.

Теперь православные активисты бьют тревогу по поводу предстоящего ремонта и реставрации храма Михаила Архангела, который затеял музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Музей находится на территории монастыря. По некоторым данным, планируется, что в старинном храме появится туалеты, гардероб и лифт.

К слову, богослужения в этой церкви давно не проводятся, зато здесь проходят лекции, выставки и прочие общественные мероприятия.

Директор музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин даже опубликовал на сайте открытое письмо, где пояснил, что лифты или другие подъемные устройства необходимы «установленными требованиями для обеспечения возможности маломобильным гражданам доступа к произведениям искусства (постоянной экспозиции и выставкам Музея им. А. Рублева)».

Так же директор подчеркивает, что «разработка проекта реставрации, ремонта и приспособления к современному использованию здания церкви Архангела Михаила как объекта культурного наследия и музея будет осуществляться только специализированной организацией, победившей в открытом конкурсе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

А еще в соцсетях обсуждают слух, что внутри храма оборудуют кафетерий. Руководство опровергло слухи и объяснило, что кафетерий будет располагаться во временной постройке на территории музея. Именно там на протяжении ряда лет размещалось другое кафе, которое посещал даже Патриарх Кирилл.

Тем не менее, эти доводы остались без внимания — православные активисты изъявили намерение добиться передачи Спасо-Андроникова монастыря Русской Православной церкви. Видимо, чтобы положить конец любым планам ремонта. Судя по всему, их желание было услышано.

«Я пока не готов комментировать эту новость, — сказал «МК» директор музея Михаил Миндлин. — Я не видел протоколов, не слышал официального заявления про передачу монастыря РПЦ. Пока это все на уровне разговоров. Как только получу подтвержденную информацию, тогда смогу говорить более конкретно».

Сложно предположить, что ожидает монастырь в случае официального подтверждения данной информации. Опыт Исаакиевского собора показывает, что общественность очень бурно реагирует на подобные процессы. Тем более, когда на территории религиозного объекта находятся объекты культурные, которые имеют к церкви косвенное отношение.

Источник: https://www.mk.ru/moscow/2017/02/16/spasoandronikov-monastyr-khotyat-peredat-rpc.html

Православный Спасо-Андроников мужской монастырь

История

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году.

После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы[1], фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году.

Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами.

Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей.

В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П.

Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания. В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации.

Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

Читайте также:  Икона невеста неневестная

С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря.

Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов.

Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.

Святые

  • Преподобный Андрей (Рублев)

Святыни
Главной святыней монастыря является икона основания — Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители.

Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре.

В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни.

Образ Спаса Нерукотворного С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев.

Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал «Андрониковский сборник» конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой «Церковь Иерусалимского подворья».

Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья». Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме. В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.

Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений.

Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды — ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: «Какое масло вы там пролили?»

Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой.

Престольные праздники
Спаса Нерукотворного Образа — 29 августа

Местонахождение
Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10
Телефон: +74959114502
Проезд: до ст.м.»Площадь Ильича», далее 1 авт. остановка по ул. Сергия Радонежского в сторону центра до Андроньевской площади и направо

Паломнику На территории монастыря находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен.

Адрес: 105120, Москва, Андроньевская площадь, 10

Телефоны: (495) 678-14-67, 678-14-89
Режим работы: Понедельник-вторник, пятница-воскресенье — с 11.00 до 18.00, касса — до 17.15. Четверг — с 14.00 до 21.00, касса — до 20.15. В среду и последнюю пятницу месяца

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/monastiri-hrami/moskva/moskva/spaso_andronikov_muzhskoj_monastyr/10566-1-0-31990

Татьяна Игнатова. Старообрядческая память московского Спасо-Андроникова монастыря

07 октября 2013 4273 просмотров <\p>

История Спасо-Андроникова монастыря связана с именами великих русских святых, чтимых как новообрядческой, так и старообрядческой Церквями, — это святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Андрей Рублев.

Митрополит Алексий основал наш монастырь в середине XIV века. Чтобы проиллюстрировать почитание святителя Алексия, я выбрала изображения нескольких икон, связанных с Московскими старообрядческими центрами разных согласий.

Икона трех святителей, Петра, Алексия и Ионы, со сценами житий в 72 клеймах, написанная в XVII веке. 82х72х3,2 см. Происходит из моленных московского Преображенского федосеевского кладбища. Позднее эта икона оказалась в Никольском единоверческом монастыре, а сейчас хранится в Государственном Русском музее.

Икона митрополита Алексия, написанная около 1908 года в мастерской московского иконописца-федосеевца Афанасия Трифилловича Михайлова. 92,7х35,2 см. Икона из иконостаса московской поморской моленной во имя Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы, что в Токмаковом переулке.

Икона трех святителей, Петра, Алексия и Ионы, написанная московским старовером-поморцем Захаром Федоровичем Брониным в 1823 году.

Икона трех святителей, Петра, Алексия и Ионы, XVII века, из собрания Покровского собора при Рогожском кладбище.

По преданию, выбор этого места для нового Спасского монастыря благословил преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий принимал самое искреннее участие в становлении Спасской обители, неоднократно посещал ее. А ученик преподобного Сергия — монах Андроник — стал первым настоятелем нашего монастыря.

Просматривая альбом собрания икон Покровского старообрядческого собора, что на Рогожском, я отметила, что только из числа опубликованных и широко введенных в научный оборот икон собора как минимум 6 посвящено персонально преподобному Сергию Радонежскому.

Преп. Сергий Радонежский. Икона I половины или середины XVII века, написанная в Москве.

Преп. Сергий Радонежский. Икона написана в 1890 году известным иконописцем Михаилом Ивановичем Дикаревым, владевшим иконописной мастерской в Москве.

Преп. Сергий Радонежский с житием в 22 клеймах. Икона написана в I половине или середине XVII века.

Чудо преп. Сергия прежде его рождения (Преп. Сергий трижды возгласил в утробе матери во время литургии). Икона написана в конце XVIII века в Поволжье.

Чудо преп. Сергия о воскрешении умершего отрока. Икона написана в конце XVIII века в Поволжье.

Иконописный образ Троице-Сергиевой обители, созданный в конце XIX века.

Особенно хочется выделить святого Андрея Рублева, чье имя носит наш Музей. Почитание его началось, вероятнее всего, еще в древности. Но официально Андрей Рублёв — гениальный, боговдохновенный иконописец — был причислен к лику святых в чине преподобного не так давно.

Рублев был канонизирован Поместным Собором Русской Православной новообрядческой Церкви в 1988 году — в год 1000-летия Крещения Руси.

Он был канонизирован на основании святости жизни, подвига иконописания и свидетельства о его святости, оставленного преподобным Иосифом Волоцким.

В новообрядческой Церкви день памяти преподобного иконописца Андрея Рублева Московского и Радонежского определен 4 июля по ст. ст. (17 июля по новому стилю).

Старообрядческая Церковь канонизировала Андрея Рублева немного позже — в год 650-летия с момента рождения иконописца. Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшийся в октябре 2009 года, принял решение: «1.

Установить почитание в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви преподобных отцов Андрея (Рублева) и Даниила (Черного) Радонежских, иконописцев. 2. Установить празднование им (…) 29 января по ст.ст. (11 февраля н.ст.)».

Известно, например, что Даниил (Черный) был представлен на старообрядческой иконе «Собор московских святых» (не ранее II половины XVIII века), до 1917 года находившейся в Крестовоздвиженской церкви Никольского единоверческого монастыря на Преображенском кладбище в Москве. В настоящее время ее местонахождение неизвестно.

Преподобный Даниил был изображен коленоприклоненным, третьим справа в первом ряду, видна только голова с нимбом, по которому шла надпись «Преподобный Даниил постник». Воспроизведение этой иконы в виде прориси имеется в книге А. И. Успенского «Переводы с древних икон, собранные и исполненные иконописцем и реставратором В. П.

Гурьяновым», изданной в Москве в 1902 году.

Однако не эти святые имена вписали Спасо-Андроников монастырь в историю старообрядчества. Благодаря имени священномученика и исповедника протопопа Аввакума Петрова Спасо-Андроников монастырь не просто связан с историей первых лет церковного раскола, он сам стал памятным местом для тех, кто почитает страдальцев, претерпевших гонения за верность «древлему благочестию».

Священномученик Аввакум. Икона XIX века. Собрание Государственного Музея Истории Религии. Фото автора.

Источник: http://ruvera.ru/articles/staroobryadcheskaya_pamyat_moskovskogo_spaso_andronikova_monastyrya

Спасо-Андроников монастырь

0 14798

Фото Спасо-Андроникова монастыря

Одной из наиболее древних дошедших до наших дней московских обителей является возвышающийся на берегу р. Яузы Спасо-Андроников монастырь. Просуществовав более шести с половиной столетий, он видел многие исторические события и хранит немало тайн.

Сегодня в монастырских стенах расположен музей, а в Спасском соборе идут церковные службы. Если говорить о тайне, то до сих пор неизвестно доподлинное место захоронения иконописца Андрея Рублева. Ученым еще предстоит это выяснить. Предположительно, она находилась либо у стен Спасского собора, либо на месте уничтоженной колокольни или некрополя.

Основание обители и страницы ее истории

Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители.

На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник.

Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь.

Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел.

Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  • Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
  • Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
  • Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
  • Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
  • Церковь, освещенная во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освещена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  • Здание братского корпуса 1763 года постройки.
  • В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.

В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.

Читайте также:  Молитва гурию, самону и авиву о семье - православные иконы и молитвы

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spaso-andronikov-monastyr/

Коммерсанты разворотили древний некрополь — ОдигитриЯ

Спасо-Андроников монастырь, расположенный на левом берегу реки Яузы, основан в 1357 году митрополитом Алексием и назван именем первого игумена – Андроника, ученика преподобного Сергия Радонежского.

За свою многовековую историю этот храмовый комплекс пережил немало: его сжигали, сносили колокольню, закрывали, а в период 1918-1922 годов на его территории и вовсе располагался один из первых концлагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, где проводились массовые расстрелы.

Буквально рядом проходит электричка: сто лет назад на этой станции останавливались поезда, откуда выгоняли неугодных, которых расстреливали здесь, возле этой стены.

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что Спасский собор — древнейший из сохранившихся московских храмов (1430 год).

С 1989 года здесь были возобновлены богослужения, а в 1993 году под его престолом обнаружены неизвестные захоронения, среди которых – мощи инока этого монастыря преподобного Андрея Рублева, автора иконы Святой Троицы, написанной им в XV веке, и монаха-иконописца Даниила Черного.

На монастырской территории расположен некрополь – погост, где похоронены ратники Куликова поля (их останки довез сюда Дмитрий Донской со своей дружиной), Северной и Семилетней войн, Отечественной войны 1812 года.

, а также — монахи и представители старинных аристократических родов (Головиных, Салтыковых, Трубецких, Нарышкиных, Строгановых, Волконских, Баратынских, Демидовых, Третьяковых…).

Свое последнее пристанище здесь нашли и умершие от чумы, и репрессированные. Тысячи захоронений в восьми слоях…

Сейчас монастыря как такового в этих древних стенах нет: в двух храмах обители проводят церковные богослужения, а всю остальную территорию «крышует» Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. При этом ни одной иконы мастера в музее не выставлено. А зачем? У учреждения культуры ведь другие приоритеты…

Итак, в сентябре 2016 года ситуация, сложившаяся вокруг Андроникова монастыря, попадает в скандальную хронику: на территории, «отжатой» музеем, (и непосредственно — на погосте) вовсю бушует самострой: предприниматели, отхватившие «лакомый кладбищенский кусочек», построили там …тир! При этом могилы безжалостно разрыли экскаваторами, перемешав человеческие кости, фрагменты гробов, крестов, надгробных плит и камней от фамильных склепов. В департаменте культурного наследия Москвы заверяют, что действия застройщиков законны и согласованы. Историки, археологи и активисты-общественники обратились в СК РФ… Тем не менее, огромное и уродливое здание тира, несмотря на протесты прихожан и общественности, выросло за считанные месяцы.

«Им изначально было предоставлено существовавшее историческое здание под реставрацию, они же построили себе новое, несколько этажей вверх, и не меньше подземных, где можно не только стрелять, но париться в сауне, выпивать.

Когда они проводили работы, то выкопали огромное количество человеческих останков, и вывозили их КаМАЗами, чтобы выкинуть где-то за территорией.

Так, вот, мы гнались за этими машинами, и все вернули, потому что прах должен быть предан земле… Сейчас у нас идет война за подъездные пути и парковочные территории, которые они намереваются разбить у своего комплекса, но ездить по костям мы им не дадим», — рассказал ТВ «Царьград» доцент Российской академии народного хозяйства, глава московского общественного движения «Восстановление Андроникова монастыря» Сергей Карнаухов.

Возле тира, на погосте, располагается «замороженное» на данный период времени помещение бывшей шашлычной: были времена, когда здесь, на костях, функционировала «наливайка».

Сейчас она заколочена, но имеется информация, что именно на ее базе «коммерсы» собираются обустроить ресторан. Выпил, пострелял, снова выпил, пострелял… К тому же, в помещении тира вполне достаточно места, чтобы открыть бордель.

Также на погосте планируют возвести центр китайской медицины. Интересно, сами-то китайцы в курсе этой кощунственной затеи? Доходное место, ничего не скажешь…

…Одну кость мы нашли прямо под ногами, возле шашлычной. Прихожане говорят, что, приводя некрополь в порядок после вандализма, они находили массу человеческих останков, которые сразу же хоронили в братских могилах, обозначая места захоронения деревянными крестами.

А это — надпись на фасаде «кладбищенской рюмочной». Можно, конечно, убедить себя, что авторы этой «зарисовки» упомянули 1488 год — високосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю.

Но вряд ли: набор цифр — 1488 (14/88) — это кодовый лозунг, употребляющийся как подпись или приветствие в среде «белых националистов».

Напоминаем: это – центр Москвы, где в далеком 1380 году после блестящей победы над Мамаем москвичи встречали войско Дмитрия Донского, возвращающееся с Куликовской битвы…

Стоит отметить, что администрация музея в лице его директора Михаила Миндлина решила не останавливаться на достигнутом, и соорудить в здании храма Михаила Архангела лифты, общественные туалеты и кафе, ссылаясь на то, что концепция «туристической Мекки» одобрена в Министерстве культуры…

…В 1357 году преподобный Андроник выкопал на территории монастыря чудотворный колодец, вода в котором, говорят, была целебной.

Разумеется, сейчас колодца нет, а на его месте поставили 4-метровый поклонный крест, который в ночь на 28 мая 2017 года сожгли неизвестные: сначала изрубили топором, а потом, облив горючим веществом, подожгли… Прихожане более чем уверены: это дело рук «коммерсов», которым очень мешают реставрационные работы, развернувшиеся в монастыре и его окрестностях, а перспектива быть изгнанными из святого места, которое они выкупили то ли у музея, то ли у Минкульта, то ли у столичных властей для ведения частного бизнеса (стало быть, за немалые деньги), не прельщает.

… Почему-то вспомнилось, как в августе 2012 года полуголые проститутки из движения «Femen» спилили бензопилой деревянный поклонный крест со скульптурой распятия Христа в центре Киева.

Ровно через полтора года там, на улице Институтской, предводителями Майдана была расстреляна так называемая «небесная сотня»… О дальнейших потрясениях страны победившего маразма — Украины — говорить не будем, но стоит ли допускать подобный идиотизм в столице России?

…В праздник Святой Троицы в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря состоялось богослужение, затем — Крестный ход и — знаковое событие в новейшей истории обители: открытие закладного камня будущего памятника всем москвичам, воинам, монахам и представителям старинных аристократических родов, похороненных на этом месте за 660 лет существования древнейшего московского монастырского некрополя. Камень освятил настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных.

У выступивших на церемонии общественных деятелей, историков, археологов и прихожан — единое мнение: дальнейшее надругательство над обителью в целом и некрополем в частности допустить нельзя! К слову, установке камня, по словам активистов, несколько дней назад предшествовал очередной конфликт: «коммерсы», которые категорически против этого, приехали высказать свои претензии, ведь в планы развития их развлекательного бизнеса этот «объект» не входит. Остается надеяться, что установленный памятный знак все-таки станет камнем преткновения в реализации кощунственных планов современных антихристов, предающихся светским забавам на костях своих предков.

Оксана Шкода

Источник: http://www.odigitria.by/2017/06/07/kommersanty-razvorotili-drevnij-nekropol-spaso-andronikova-monastyrya/

Московский спасо-андроников монастырь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Спасо-Андроников монастырь в 1947 году, рисунок

Московский Спасо-Андроников мужской монастырь (недейств.)

По преданию, в 1354 году митрополит Московский Алексий ездил в Константинополь для рукоположения в сан митрополита московского. На обратном пути на Черном море его корабль попал в сильный шторм. На корабле была икона Нерукотворного образа Спасителя, перед которой он молился.

Митрополит дал клятву, что при благополучном возвращении на родину, он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм постепенно затих и корабль благополучно причалил к берегу.

И случилось это именно в тот день, когда праздновали церковный праздник – Спаса Нерукотворного.

Спасо-Андроников монастырь.

Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013

В Москве Алексий обратился с просьбой к прп. Сергию Радонежскому отдать ему его ученика Андроника для создания нового монастыря с церковью Нерукотворного образа Спасителя. Место выбрали на дороге из Москвы в Орду, на берегу реки Яузы.

По свидетельству жития свт. Алексия, прп. Андроник стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 г., когда великий князь скончался; т. о., основание монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 года. В 1360 году была построена церковь Нерукотворного образа Спаса.

Стены монастыря первоначально были деревянными и выполняли оборонительную роль.

При митрополите Фотии в 1420-1428 гг. собор был перестроен, стал белокаменным. Роспись собора выполняли Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески, выполненные ими, были уничтожены в XVIII веке при реставрации собора, есть лишь небольшие фрагменты на откосах окон.

В 1504 году рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея митрополита.

В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году, затем на его месте освятили придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского.

На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П.Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.

Спасо-Андроников монастырь.

Церковь Михаила Архангела, 22 марта 2013

В середине XVII века рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей.

У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га.

Монастырь использовался и как место заточения: в 1509 году здесь был заключен осужденный архиеп. Серапион I Новгородский, в 1666 году в монастырь в кандалах был привезен протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах.

В 1812 году монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. Во время пожара купол собора обрушился, в 1813-1814 гг. он был восстановлен, а в 1840-х гг. интерьер собора был перестроен.

Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной – Успения Божией Матери. В 1950-60 гг.

реставраторы вернули собору прежний вид.

При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты.

В 1918 году монастырь был закрыт. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.

В марте 1922 года в связи с изъятием серебряной раки в монастыре были вскрыты мощи преподобных Андроника и прп. Саввы.

Затем на территории монастыря располагалось общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 года было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х годах взорвали. С 1959 года в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

В 1989 году собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

Настоятели

Архитектура

Храмы и часовни монастыря:

  • Собор Спаса Нерукотворного образа (1410 и 1425 и 1427)
  • Церковь Михаила Архангела (1691 и 1694)(1688-1690)
  • Часовня Димитрия Донского на бывшем монастырском кладбище (2005)
  • Часовня Троицы Живоначальной (2011)
  • Деревянная звонница

Использованные материалы

  • Москва. Спасо-Андроников монастырь // Сайт «Народный каталог православной архитектуры»
    • http://sobory.ru/article/?object=03109
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 169 -172.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13673820.html

Ссылка на основную публикацию