Собор князя владимира в санкт петербурге, расписание богослужений, адрес

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге. Часы работы 2018

Собор князя Владимира в Санкт Петербурге, расписание богослужений, адрес

Кратко об одном из красивейших храмов Санкт-Петербурга:  Князь-Владимирском соборе. Основная информация: режим работы, адрес, телефоны.

Режим, адрес, телефоны

Время работы собора 2018:

Понедельник, Вторник, Четверг, Суббота:   с 10:00 до 20:00

В периоды постов храм открывается с 09:00

Среда, Пятница:   с 09:00 до 20:00

Воскресенье:   с 07:00 до 20:00

В мирские праздничные дни:   с 07:00 до 20:00

Во время Православных праздников расписание богослужений рекомендуем узнавать по телефонам указанным ниже.

Адрес:

Санкт-Петербург, улица Блохина, дом 26

Телефоны:

+7 (812) 498-03-04; 233-68-56; 233-54-04

Метро:   «Спортивная», «Петроградская»

Соборы Петербурга, список

История и фотографии

Краткая история:

Этот храм относится к числу первых соборов Петербурга и был четвёртым по счёту, уступив пальму первенства Петропавловскому, Исаакиевскому и Троице-Петровскому. По информации которую авторам сайта удалось найти первая маленькая деревянная церковь св. Николы появилась условно на этом месте в 1708 г..

Первый деревянный храм  был возведён к 1717 г., а главный предел освящён 5 апреля 1719 г. в честь Успения Богоматери ( Успенский). В этот же день Петр I присутствовавший при этом событии повелел присвоить храму степень соборного.

Годы постройки: 1 этап    1740 — 1742 гг.
Архитекторы:    М. Г. Земцов  и  П. А. Трезини
По указанию:    Анна I Иоанновна
Годы постройки: 2 этап    1776 — 1773 гг.
 Архитектор:    Антонио Ринальди
 Годы постройки: 3 этап    1783 — 1789 гг.
 Архитектор:     Иван Егорович Старов
 Время правления:    Екатерина II Алексеевна
 Архитектурный стиль:    Русское барокко

1 октября 1789 г. собор был освящён в честь князя Владимира.

Фотографии:

Князь-Владимирский собор в ПетербургеКнязь-Владимирский собор,интерьерКнязь-Владимирский собор, служба

Источник: https://1703piter.ru/knyaz_vladimirskii-sobor-v-peterburge_-rejim-raboti_-adres/

Князь-Владимирский собор

Я очень люблю величественный Князь-Владимирский собор, который находится на ул. Блохина (Петроградская сторона) северной столицы и надеюсь, что знакомство с ним будет интересно для всех гостей нашего города.

Именно с этим храмом связана цепь исторических событий, происходящих в Северной столице, соединяющая своими звеньями период от времени царствования Петра I до наших дней.

Кроме того, Князь-Владимирский собор соединил духовной связью Санкт-Петербург, первопрестольную Москву и древний град Киев.

Предлагаю мой рассказ об этом удивительном храме, воплотившем в себе красоту русского церковного зодчества и полноправном участнике всех перипетий истории Петербурга.

История собора

В начале XVIII века один из первых участков, предназначенных для жилых кварталов в строящемся Санкт-Петербурге, располагался западнее Петропавловской крепости. В народе он получил название «Мокруша» в силу того, что частенько подвергался наводнениям. В России было принято на территориях, которые только начинают осваиваться для жительства, сразу возводить храмы.

И вот уже в 1708 году здесь появляется маленькая Никольская церковь. В 1719 её сменяет мазанковый Успенский храм, имевший три придела: Никольский, Иоанна Предтечи и Успения Богородицы.

По волеизъявлению Петра I он получает статус соборного, так как духовно напоминал о Большом Успенском соборе, расположенном в Московском Кремле, подчёркивая «столичный статус» зарождающегося города на Неве, так сказать, преемника златоглавой Москвы.

В престольные праздники сам царь непременно бывал здесь на службах. Хочу отметить, что традиция строительства соборов в честь иконы «Успение Богородицы» восходит к Киевской Руси (1073 г.

— Великая церковь в Киево-Печорском монастыре), откуда переходит во Владимир и Москву.

В 1740 году Анна Иоановна повелевает заложить близ Успенского собора на Мокруше каменный храм (архитектор Трезини), но строительство прервал дворцовый переворот, поднявший на престол России Елизавету Петровну.

О соборе «дщерь Петра» вспомнила семью годами позже, повелев создать его не одноглавым подобно Петропавловскому, как было задумано, а пятикупольным, подобно как в Москве.

Правда, новый проект увидел свет уже лишь при Екатерине II, в 1765 году (мастре Ринальди). А сам собор возводят к 1772 году, и теперь он занимает парадное место в панораме, открывающейся из окон Зимнего дворца.

Его колокольня служила в то время ориентиром для проходящих из залива в Неву судов.

1772 году сгорает старый Успенский собор. А его каменный последователь пока так и не имеет внутренней отделки… Шло время. Россия вышла к берегам Чёрного моря, что вновь оживило память о великом князе Владимире, введшем Киевскую Русь в состав христианских государств.

31 мая 1783 г. Екатерина II возжелала, чтобы давно уже начатая на Петербургской стороне каменная церковь всё же была закончена. Строительство возобновляется под началом зодчего И. Е. Старова.

1 октября в 1789 году собор, исполненный в стиле, соединявшем барокко и классицизм, освятили теперь не в честь Успения Богородицы, как задумывалось ранее, а во имя доблестного Св. князя Владимира, напоминая России о её крещении. Так исторические события повлияли на полученное им название.

До 1917 года собор продолжает преображаться. Два придела были освещены как Никольский и Успенский, в соответствии с названиями храмов-предшественников.

С 1806 года здесь открывается духовное училище.

В 1845 году собор становится капитульным (то есть учреждением, ведавшим вручением некоторых высоких наград) ордена Святого Владимира, и орденский праздник стал отмечаться 22 сентября. Именно в этом храме теперь вручали столь высокую награду.

Также здесь было создано благотворительное общество и находился приют для сирот.

С 1870 года начинается облагораживание территории вокруг храма. Соборную площадь украсили две часовни (не сохранились).

В 1886 году ближе к Тучкову мосту появляется ещё одна часовня в честь Александра Невского (архитектор Ковригин).

А между ней и собором разбили сквер.

Собор в советское время

Для нас с вами не будет секретом то, что советское время было не просто сложным, а, прямо скажем, трагичным периодом для верующих людей всех конфессий. C особой яростью репрессии коснулись православия, и храмы разделили участь своих прихожан.

Судьба петербургского Князь-Владимирского собора тесно переплетена со всеми историческими событиями XX века. Интересно то, что он, в отличие от других церквей, практически не закрывался (был лишь краткий момент в 1926–1927 гг.).

Этот величественный собор напоминает мне воина, отстаивающего право людей на духовную жизнь и поддерживающего их в самых сложных обстоятельствах, особенно в военное лихолетье во время блокады.

Начну рассказ по порядку. Несмотря на начало репрессий против церкви, 22 июня 1918 г. в Князь-Владимирском храме впервые празднуется День всех святых в земле Российской просиявших.

Службу возглавляли митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), ныне причисленный к лику священномучеников, и епископ Нарвский Геннадий (Туберозов). 6 декабря 1920 г. в соборе освящен одноименный придел. (В 2005 г. он, после своего упразднения, вновь восстановлен и освящен в качестве крестильного храма).

В 1926 г. из-за причин, связанных с расколом, храм закрыли, но в 1927 году он вновь возвращается к истинной Патриаршей церкви. Кстати, тогда же его смогли ещё и отремонтировать силами прихожан.

В 1934 году собор стал единственным на Петроградской стороне, в силу того, что другие храмы оказались к тому времени закрытыми или полностью уничтоженными.

В 1933 г. произошло разорение колокольни. Колокола были сброшены и сданы на переплавку.

В 1937 году было расстреляно несколько священнослужителей собора. Для меня петербургский Князь-Владимирский собор олицетворяет собой спасителя чудотворных Образов Богородицы в период советской борьбы с религией и вот почему:

  • в 1935 году сюда переносят чудом уцелевший Образ Успения Пресвятой Богородицы из Киево-Печёрского подворья, которое позже, в 1961 году, превратят в крытый каток, где станут тренироваться Белоусова и Протопопов;
  • накануне Великой Отечественной войны в собор была также помещена Казанская икона Божией Матери, перенесённая сюда из Казанского собора;
  • а незадолго до этого, в 1938 году, из закрывшегося Троице-Измайловского собора в Князь-Владимирский удается передать и чудотворный образ, привезённый в Россию с греческого Афона, Скоропослушницу, которая сегодня является одной из основных святынь Александро-Невской лавры и называется «Невская Скоропослушница».
Читайте также:  Икона нечаянная радость в чем помогает - православные иконы и молитвы

Именно к этим Образам в дни жестоких военных годин ленинградцы несли свои надежды и прошения. И все 900 блокадных дней Князь-Владимирский собор становится мощной духовной опорой для города-фронта.

Как бы ни было тяжело, голодно и опасно из-за бомбёжек, молитва здесь не угасала никогда.

Вычитывались кипы записок о здравии и упокоении, служились молебны за воюющих на фронтах и панихиды по погибшим. Собор был таким же бойцом, как сами люди.

Каждый день здесь произносилась молитва о даровании нашей стране Победы. В первую Пасхальную ночь блокады фашисты особо жестоко бомбардировали город.

Впоследствии протоиерей именно Князь-Владимирского собора Николай Ломакин будет свидетельствовать на Нюрнбергском процессе об ужасающем уроне, причинённом гитлеровцами церквям Ленинграда.

В военное лихолетье и служители, и паства Князь-Владимирского собора много сил отдавали для помощи фронту. На военные нужды для Красного Креста было передано более 3,5 млн рублей.

Недаром в 1943 году священники этого храма были удостоены почётных медалей «За оборону Ленинграда».

После войны гонения на церковь ослабевают. Священники Князь-Владимирского собора включаются в активную миротворческую работу и также занимаются укреплением межцерковных связей РПЦ. В 1946 г. над городом на Неве вновь зазвучали его колокола.

Летом в 1989 году собор торжественно отпраздновал 200-летие своего освещения именем князя Владимира. Торжества возглавлял митрополит Ленинградский и Новгородский, будущий патриарх Алексий II. В честь этого события была выпущена юбилейная медаль.

Собор сегодня

В Санкт-Петербурге нет подобного храма, в коем за все годы его существования (за исключением периода 1926–27 гг.) не прерывались бы службы.

Когда входишь внутрь храма, то явно ощущаешь атмосферу намоленности. Сегодня собор представляет собой живой организм, в основание которого положена идея чтения молитвы. Но и сама внешняя деятельность храма очень разнообразна и богата.

Так, священство Князь-Владимирского собора содействует духовному окормлению Военно-воздушной Академий им. А. Ф.

Можайского, Вагановского балетного училища, Горного университета и Дома ветеранов сцены, в котором создан храм Николая Чудотворца.

Ведётся тесное сотрудничество с гамбургской общиной церкви апостола Петра, просветительская и миссионерская деятельность.

На территории храма действуют народный (взрослый) хор, участвующий в церковных службах. Также создан детский песенный коллектив «Горчичное зёрнышко», постоянный участник и победитель различных музыкальных конкурсов и фестивалей.

Здесь существует воскресная школа, библиотека, кинолекторий, центр для паломников «Княже Владимире», ведётся большая работа с учителями, преподающими в общеобразовательных школах инновационный факультатив «Основы православной культуры». Я сама с интересом узнала о замечательных начинаниях Князь-Владимирского собора, проводимых для молодёжи.

Сегодня здесь действуют отряды витязей. Девочки и мальчики изучают историю своего Отечества, принимают участие в походах, в паломнических и трудовых поездках, в которых сами помогают восстанавливать разрушенные храмы.

Летом для ребят действует палаточный лагерь «Кутузовский», который уютно расположился близ деревни Теребени, места родовой усадьбы М. И. Кутузова. Девушки могут заниматься вышивкой бисером, жемчугом и лентами. Их работы украшают храм, служат подарками венчающимся в соборе, а также продаются на благотворительных выставках.

Кроме дружины витязей при Князь-Владимирском храме, начиная с 2009 года, существует и футбольная команда «Княжичи». Среди игроков есть и студенты Академии им. Можайского.

Также при храме создан свой молодёжный клуб. В соборе составляется архив данных о жертвах гонений за веру, в 1999 г. опубликован синодик с их именами. Здесь готовится к изданию книга, повествующая об истории самого собора. Настоятелем храма с 1997 года является профессор, заслуженный протоиерей Владимир Сорокин.

В 2001 году знаменитая Казанская икона возвращена Казанскому Кафедральному собору Петербурга, а в Князь-Владимирском храме сегодня находится её копия.

В 2015 году впервые проведена реставрация крестов, которые изготовлены были ещё в 1766 году.

«Всероссийский помянник»

Мне хочется отметить особый проект Князь-Владимирского храма — «Всероссийский помянник». Он создаётся с целью сохранения памяти о гражданах России, которые способствовали умножению её боевой и духовной славы.

Сегодня в него внесено более 600 000 имён ленинградцев, умерших в блокаду, 11,5 млн солдат и офицеров, оставшихся на полях Великой Отечественной войны и более 2,5 млн мучеников, погибших в годы репрессий.

В списки входят имена героев-подводников, участников великой битвы под Сталинградом, жертв Чернобыля, воинов, не вернувшихся из Афганистана, которые выполняли там свой интернациональный долг.

Помянник постоянно пополняется.

Храм на Левашовском кладбище

Я отношу этот проект также к числу особо значимых в обширной общественной деятельности Князь-Владимирского собора. В период с 1937 по 1954 гг. на Левашовском кладбище было похоронено более 50 000 людей (только по официальным данным): священников, монахов, мирян…

Попечительский совет возглавляет настоятель Князь-Владимирского собора священник Владимир Сорокин.
При желании о проекте подробнее можно прочитать здесь.

Книжная лавка и издания собора

В храме с целью культурно-просветительской и миссионерской деятельности есть своя книжная лавка. Среди прочей литературной продукции здесь имеются и непосредственно издания Князь-Владимирского собора.

Я хочу отметить синодик «В узах невинно пострадавших» церковнослужителей и мирян XX века, «У нас, на Руси» (сборник православных рассказов одного из моих любимых писателей Лескова).

Также в лавке можно приобрести аудиозаписи детской хоровой студии «Горчичное зёрнышко».

Мне особенно хочется вам рассказать об одной удивительной, на мой взгляд, книге, изданной в 2013 г. ко Дню Победы. Она так и называется «Ключ к победе. Уроки жизни — воспоминания победителей». Это сборник воспоминаний детей блокадного Ленинграда, составленный моей знакомой, филологом Светланой Ференцевной Щукиной.

В качестве редактора в проекте участвовал настоятель собора, отец Владимир. 12 мая 2013 г. в храме прошла торжественная, широко освещаемая СМИ встреча авторов, среди которых была и моя свекровь, пережившая ребёнком блокаду Ленинграда.

После праздничного молебна беседу с настоятелем собора за чаепитием украсило выступление детей из семейного дома «Васильки».

Второе издание книги, также выпущенное Князь-Владимирским собором и дополненное отзывами современных школьников, называлось «Дети — детям. Ключ к Победе».

Оно получило Патриаршую грамоту на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве в 2015 г. в конкурсе «Лучший издательский проект года».

И очень символично то, что чтения в тот год проводились в русле темы «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».

Я думаю, что трогающие до слёз детские воспоминания о блокадном городе, семейные черно-белые фотоснимки тех лет и отклики на эти рассказы наших современных школьников будет полезно почитать как детям, так и родителям. Первое издание этой удивительной книги также можно приобрести в книжной лавке собора.

Как добраться

Князь-Владимирский собора находится по адресу: ул. Блохина, 26. Добраться сюда очень просто. Воспользуйтесь самым удобным общественным транспортом Северной столицы – метро. Вам нужна будет станция «Спортивная» (1).

При выходе из метрополитена вы сразу увидите храмовые купола (2).
Расписание богослужений можно посмотреть здесь.

Часы работы

Пара слов о посещении:

  • собор встречает всех желающих ежедневно, начиная с момента утренней службы, с 8:00 до 20:00. Вход внутрь — свободный. Телефон для справок: 498-03-04.
  • библиотека, в которой представлено более 3 500 книг и имеется читальный зал, работает ежедневно (10:30–17:00).
  • лавка собора открыта ежедневно — с 10:30 до 19:00.
  • в понедельник и среду в 15:00 все желающие приглашаются в кинолекторий.
Читайте также:  Молитва в день рождения, которая читается раз в год

Резюмируя

Я буду очень рада, если вас заинтересует мой рассказ об этом уникальном соборе-воине на Петроградской стороне Санкт-Петербурга, который сегодня является памятником архитектуры и охраняется государством.

Храм располагается в центре города, потому, если во время своей прогулки вы захотите внести его посещение в личную карту путешественника, это будет верным решением.

Ведь именно здесь было произнесено множество молитв за времена второй мировой войны и продолжает возноситься в наши дни.

Именно здесь свято чтут память павших героев России и воспитывают новое поколение достойным своих героев-отцов. И я уверена, что благодатную атмосферу этого храма просто невозможно не почувствовать!

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/knyaz-vladimirskiy-sobor

Санкт-Петербург. Собор Владимира равноапостольного

Статью добавил(а): Вадим Павлов,  7 ноября 2004

Каменный пятиглавый Владимирский собор – характерный пример монументального культового сооружения XVIII века.

Собор, первоначально называвшийся Успенской церковью, построен близ того места, где в 1712 году была заложена мазанковая церковь “Успения на Мокруше”. Строительство каменного здания началось в 1741 году по проекту М. Г. Земцова.

Работами с 1742 года руководил архитектор П. Трезини. В 1742 году основной массив здания был возведен вчерне.

Собор предполагался одноглавым. Однако в 1747 году последовало распоряжение о достройке церкви “о пяти главах по древнему российскому обычаю”. В разработке проектов достройки собора приняли участие почти все крупнейшие архитекторы Петербурга 1750-1760 годов.

В 1766 году был утвержден проект, исполненный архитектором А. Рипальди. Строительными работами с 1766 по 1772 годы руководил инженер А. А. Дьяков. 12 июня 1772 года произошел пожар, причинивший зданию значительный ущерб.

С 1783 года работы возобновились под наблюдением архитектора И. Е. Старова.

1 октября 1789 года собор был открыт. Есть основания предполагать, что Старов несколько видоизменил обработку верхнего яруса колокольни и разработал проект соборного иконостаса, переделанного в 1823 году.

настоятель Князь-Владимирского собора отец Владимир (Сорокин). Сайт: http://www.kvsobor.orthodoxy.ru

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  14 июня 2018

Царь Пётр I закладывал новую столицу с расчётом поскорее превратить Россию в полноправную морскую державу. В Невской дельте, как грибы после дождя, вырастали новые районы.

Одним из первых стали заселять берег Малой Невы, западнее Петропавловской крепости, – даже несмотря на то, что эту местность часто заливало во время наводнений, вследствие чего район получил название “Мокруши”. Где селились люди – неизменно тут же ставили храм.

В 1708 году уже появилась первая небольшая церковка во имя святителя Николая на Мокрушах. А через два года началось строительство предшественницы Князь-Владимирского храма – мазанковой церкви о трёх престолах. Первыми были достроены и освящены приделы – Никольский и Предтеченский.

В 1717 году в них уже совершались богослужения. Двумя годами позже распахнул свои двери и главный храм. Его посвятили Успению Пресвятой Богородицы. Освятил новую церковь Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).

Царь лично присутствовал на церемонии и даровал храму статус собора, ведь по размеру и количеству престолов он превосходил другие петербургские соборы – Петропавловский и Исаакиевский. Между прочим, храм получил своё посвящение не случайно. Это была своего рода отсылка к Успенскому собору Московского Кремля. Петербург таким образом обозначал своё “преемничество” по отношению к древней столице.

Там же, на Мокрушах, рядом с собором, устроили подворье Местоблюстителя, после чего Петербург стал центром не только государственного, но и церковного управления. Пётр любил бывать здесь. В храм он приезжал, по крайней мере, несколько раз в год, в дни престольных праздников – с 1719 по 1724 год.

В 1740 году уже новая царица – Анна Иоановна – распорядилась поставить рядом с деревянным каменным храм на три тысячи молящихся. Проект поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини. Он предполагал построить одноглавую церковь, похожую на собор Петропавловской крепости. Стройка началась, здание возвели под своды и…

законсервировали: дворцовый переворот, Елизавета Петровна на престоле, конец финансирования. Небогатый приход взять на себя оставшиеся расходы попросту не мог. Лишь через семь лет императрица повелела всё-таки достроить собор; правда, она пожелала увидеть на нём пять глав – “как в Москве на Успенском соборе”. Окончательный план утвердили только при Екатерине II.

Тогда победил проект Антонио Ринальди – мастера из плеяды замечательных итальянских зодчих, работавших в России, он является автором многих запоминающихся построек в Петербурге, Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме.

Новый собор отстроили вчерне за шесть лет. К 1772 году он дополнил городскую панораму, открывавшуюся из окон Зимнего дворца, а его колокольня, превратилась в ориентир для судов, заплывавших в Малую Неву. Оставалось выполнить внутреннюю отделку храма, но произошёл пожар – сгорела стоявшая рядом изрядно обветшавшая старая Успенская церковь.

Поэтому для богослужений наскоро приспособили притвор новой постройки – 8 сентября в нём освятили Успенский придел. А потом на десять лет опять забросили строительство – на первое место вышли внешнеполитические задачи: такие, как, например, борьба за выход России к Чёрному морю.

В начале апреля 1783 года Крымское ханство было включено в состав Российского государства, превратившись в Таврическую губернию. В качестве её герба утвердили византийского орла со щитом и крестом на нём. Этот крест служил напоминанием о князе Владимире, который, как известно, именно в древнем городе Корсуни (Херсонесе) принял крещение.

А в мае матушка Екатерина вспомнила о долгострое Успенского храма (ведь с момента его закладки прошло уже более сорока лет).

Императрица захотела, чтобы “начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию”, и повелела передать строительство в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова).

Достраивал церковь архитектор Иван Егорович Старов (параллельно он занимался разработкой городских планов Причерноморского края). Помощник Старова М. Е. Мелентьев взял на себя всё руководство отделочными работами внутри храма. Строительство ожило в 1783 году.

Через три года освятили Никольский придел, а в 1789 году и главный престол – во имя святого равноапостольного князя Владимира. “Днём рождения” ордена святого князя Владимира можно считать 22 сентября 1782 года. Награду эту учредила Екатерина Великая по инициативе князя Г. А. Потёмкина “в поощрение службы военной и гражданской”. Он имел четыре степени и девиз: “Польза, честь и слава”. По степени престижности орден святого Владимира считался вторым после ордена святого Андрея Первозванного.

Собор “на Мокрушах” посвящённый святому Владимиру, через полвека получил статус капитульного собора ордена святого князя Владимира. Это значило, что отныне он ведал изготовлением и вручением данной награды.

Вместе с тем зародилась традиция отмечать орденский праздник архирейской службой, сопровождавшейся молебном в честь равноапостольного князя Владимира.

К столетнему юбилею учреждения награды собор отреставрировали, и осенью 1882 года на орденский праздник в его стенах собрались духовные и светские владимирские кавалеры. С ещё большим размахом спустя несколько лет отмечали 900-летие Крещения Руси.

Основные торжественные церемонии проходили, разумеется, в Князь-Владимирском соборе. В него свезли особо почитаемые иконы со всей столицы. После литургии устроили общегородской крестный ход. Процессия тогда растянулась на две версты. В Князь-Владимирском соборе хранятся орденское знамя, списки орденоносцев и орденские регалии.

Первая богадельня при Владимирском соборе (тогда Успенском) открылась в 1721 году. Позже, в царствование Екатерины Великой, традиции церковной благотворительности как-то сошли на нет.

Возродились они в 1875 году, когда при соборе появилось благотворительное общество, упразднённое в 1918 году. На Поместном соборе 1917-1918 годов одним из решений учредили новый праздник: Всех святых, в земле Российской просиявших.

Читайте также:  Молитвы иоанну сочавскому на успешную торговлю, на помощь в продаже дома и квартиры - православные иконы и молитвы

Отмечать этот день стали с лета 1919 года, причём первый молебен очевидцы описывали как “торжественное благолепное служение в соборе святого князя Владимира”.

Совершили его митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), очень любивший Князь-Владимирский собор, и епископ Нарвский Геннадий (Туберозов). На следующий год у собора появился новый придел – его освятили в притворе храма в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В начале 1920-х годов большевики “изъяли” у собора огоромное количество церковных ценностей, а препятствующего изъятию батюшку – протоиерея Михаила Союзова вместе с паствой, старавшихся отстоять святыню, привлекли к суду, после которого батюшка был приговорён к трём годам тюремного заключения.

В 1922 году Князь-Владимирский собор передали обновленцам. Однако уже через год, благодаря усилиям митрополита Сергия (Страгородского), Московскую Патриархию удалось “легализовать”, вновь был сформирован Синод. После легализации Князь-Владимирский собор “отошёл” к общине верующих канонической Церкви.

Его переосвятили, сделали капитальный ремонт, на который деньги собирали всем приходом.

Так получилось, что к середине 1930-х годов, когда гонения на Церковь возобновились с новой силой, храм во имя князя Владимира остался единственным действующим на всей Петроградской стороне. Во время Великой Отечественной войны утренние и вечерние богослужения ни разу не отменялись. За каждой литургией читалась особая молитва – о даровании победы.

Во всём Санкт-Петербурге вряд ли удастся найти ещё один собор, службы в котором почти никогда не прерывались (храм не функционировал лишь несколько месяцев в 1926-1927 годах). Более того, в лихие тридцатые на всей Петроградской стороне не действовал ни один храм, только Князь-Владимирский выстоял. В послевоенное время в жизни Князь-Владимирского собора происходили важные события.

Собор активно участвовал в установлении межцерковных связей. В 1946 году над окрестностями снова поплыл колокольный звон – главный колокол Владимирского собора привезли из Финляндии. Стоит отметить, что Князь-Владимирский собор, что на Петроградской стороне, всегда был особенным храмом среди всех петербургских церквей.

Он – словно зеркало русской истории и архитектуры, а заодно – символ преемственности двух столиц: Москвы и Петербурга.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам” Выпуск №141, 2015 г.

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  15 июня 2018

Князь-Владимирский храм менее известен, чем, например, петербургский Исаакиевский собор или московский собор Василия Блаженного.

Но для русского зодчества он представляет собой, безусловно, знаковое явление, обозначая целый явленный в камне архитектурный период, который называют либо “ранним екатерининским классицизмом”, либо – условно – “переходом от барокко к классицизму”.

Интересно отметить применение барочных элементов (ещё не архаизирующих, а, скажем так, “преемствообразующих”) в этом здании, в целом уже принадлежащем следующей эпохе.

Итак, при всей строгости и сдержанности декора – можно сказать, утрированной строгости и сдержанности! – намётанный глаз сразу отмечает барочный лучковый фронтон на плоскости фасада вместо обязательного в классицизме треугольного фронтона над портиком, и такие же сандрики, которые уже через десять-двадцать лет будут казаться немыслимо фривольными.

Вытянутая по горизонтали овальная люкарна над входом – тоже типичное барокко. Но фасады Князь-Владимирского собора уже строго членены, барабаны увенчаны полусферами куполов, всё это типично для классицизма.

Таким образом, на примере всего одного здания хорошо видно, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице (а что говорить о провинции, где эта трансформация затянулась на десятилетия и породила порой весьма архитектурные шедевры!).

Можно с какими-то допущениями считать это временем “междустилья”, хотя вернее будет охарактеризовать период шестидесятых – семидесятых годов ХVIII века как стилистический поиск русского классицизма на фоне изживания барокко.

Дело в том, что классицизм появился на нашей почве не столько в результате долгого её “возделывания”, сколько в результате разового социально-политического “заказа”.

Новая эпоха – отечественное Просвещение, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нём, нарастающее могущество империи – плюс, разумеется, обращение к опыту прогрессивного западного искусства, “припавшего” к идеалам античности. Вот что породило новый для России архитектурный стиль.

Ротонда и купола – это ещё заря классицизма, законодатели стиля – в “творческом поиске”. В массивных ротондах можно усмотреть веяние барокко (центральный барабан с его пилястрами и фронтончиками вообще кажется будто “снятым” с барочного храма), но купола развеивают сомнения.

Барабаны все – световые, но лишь главная раскрывается в основной объём собора, в нём восемь окон. Боковые барабаны, заметно завышенные, “довольствуются” четырьмя окнами по сторонам света. Оригинальной формы кресты Князь-Владимирского собора – “фирменный почерк” Ринальди.

Не совсем привычные для православного храма, они, меж тем, весьма характерны для творчества этого архитектора, так что можно говорить о своего рода “автографе”, им оставленном. Наследие барокко: фронтон, изогнутый в виде натянутого лука, отсюда и название. В классицизме будут использовать более “правильную” форму равнобедренного треугольника. Интересно, кстати, решены окна второго света: их маленькие фронтончики как бы вписаны в большие луковичные фронтоны, венчающие плоскости фасадов. Люкарна, как бы “положенное набок” овальное окошко на фасаде храма – характерная черта барокко. Карниз-сандрик над ним вторит формам лучковых фронтонов. Этот распространённый в первой половине ХVIII века элегантный приём смотрится необычно на скупо декорированных классических фасадах.

Как известно, в ХХ веке Князь-Владимирский собор на некоторое время попал “под обновленцев”, а потом, в 1926-1927 годах, стоял закрытым. Но то был лишь краткий период безвременья, вскоре храм вновь распахнул двери для православных. Соответственно, удалось избежать тотального дикого расхищения, сохранить уникальные интерьеры.

Окончательная отделка храма относится к 1780-м годам и принадлежит блистательному И. Е. Старову, достраивавшему здание после пожара. Решение интерьера Князь-Владимирского собора весьма оригинально и в полной мере соответствует выдающемуся таланту этого зодчего.

Первое, что бросается в глаза, – это отсутствие стенописи, только в парусах под барабаном главного купола – традиционные изображения евангелистов, предположительно принадлежащие кисти Карла Брюллова.

Стены изнутри покрашены в тёмно-голубой цвет, оживляемый белыми пилястрами дорического ордера, этими пилястрами зрительно усилены могучие пилоны, делящие прямоугольное в плане здание на три нефа.

Благодаря такому решению собор изнутри выглядит ещё строже, чем снаружи! На этом “скупом” фоне неожиданно ярким и красочным мазком смотрится деревянный иконостас – настоящее украшение храма, замечательное произведение художественной резьбы. Иконостас моложе самого храма (1823 год), а по стилистике – это чистый ампир.

Его авторы, согласно господствовавшим в ХVIII – конце ХIХ века вкусам, демонстративно дистанцировались от русской традиции ХVII столетия – так называемого “высокого икностаса” – и обратились к теме относительно низкой “алтарной преграды”, характерной более для Западной Европы: с двумя колоннами, антаблементом и развитым фронтоном над царскими вратами. Иконостасы приделов отделены от центрального пилонами, на которых покоится главный купол. Интересно, что помимо традиционных икон интерьер храма украшают картины. Так, в алтаре находится реплика росписи В. Васнецова “Святая Евхаристия” из Князь-Владимирского собора Киева, а на стенах – копии “Преображения” Рафаэля и “Оплакивания Христа” Паоло Веронезе.

Владимирский собор входит в число самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга. Колокольня возвышается на 57 метров. Парящее на 30-метровой высоте мощное пятиглавие хорошо видно со стороны Зимнего дворца. Два придела собора, Успенский и Никольский, – это своего рода напоминание о двух предшествовавших нынешнему храму церквях.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по святым местам”. Выпуск №141, 2015 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01401

Ссылка на основную публикацию