Храм гроба господня в иерусалиме: благодатный огонь, камень миропомазания

Храм Гроба Господня и Голгофа: мое поломничество

Храм Гроба Господня в Иерусалиме: благодатный огонь, камень миропомазания

Приветствую вас, дорогие читатели блога! Недавно описала вам Крестный Путь, который я прошла в Иерусалиме, а сегодня хочу подробнее остановиться на главном месте всех верующих — Храм Гроба Господня и Голгофа — цель Крестного Пути.

Гроб Господень

Храм Гроба Господня (или храм Воскресения Христова) – конечная точка Крестного пути. Считается, что христианская святыня расположена на том самом месте, где был распят и погребен Иисус. Здесь же Он и воскрес. И в честь этого радостного для всех христиан события в храме каждый год проводится очень красивая церемония схождения Благодатного огня.

Могу себе представить, что там творится на Пасху, если даже в сентябре, когда мы были, людей было просто море! К каждой  святыне нужно было выстоять приличную очередь. Слава богу наш гид там «свой человек» и мы почти нигде не стояли более получасаСлышала, люди стоят там и целыми днями(!)

Немного истории о Храме Господа

В начале нашей эры римляне возвели на месте распятия Христа свой языческий храм. Только в 325 году император-христианин Константин I и его мать Елена снесли его, провели раскопки и построили на том же месте огромную церковь. Легенда гласит, что во время тех раскопок и были найдены три креста, гвозди с места казни и сам Гроб Господень.

К сожалению, да наших дней сохранилась лишь небольшая часть того потрясающего комплекса – с мраморной облицовкой, драгоценным литьем и мозаикой. Наверняка было очень красиво…

Естественно, после Константина I Храм много раз разрушался и восстанавливался заново. Говорят, что слухи об очередном разорении Храма стали основной причиной крестового похода!

А что сейчас?

Современная версия Храма представляет собой много часовен, пару монастырей, старую ротонду с часовней с Гробом Господним (это место называется Кувуклия), Голгофу с местом Распятия и подземный храм Обретения Животворящего Креста.

Кувуклия. храм Гроба Господня

С удивлением для себя я узнала, что Храм поделен между шестью (!) церквями: католической и греко-православной (что логично) плюс сирийская, армянская, коптская и даже эфиопская! У каждой из служб есть свой собственный «график» для молитв и служб. И никто никому не мешает…

Вообще этот Храм просто потрясает своим величием. Меня поразило, что электрического света там нет — только от свечей и лампад, поэтому там всегда полумрак. Православный зал очень большой и красивый.

Однажды, когда мы были на литургии в этом Храме ночью, я решила выйти на улицу погулять и …

заблудилась! Я вышла из православного зала и из главного, где Гроб Господень, и не поняла я на улице нахожусь или еще внутри — настолько он большой и темный, особенно ночью там не разгуляешься

О, а еще мне ужасно понравилась история про лестницу! К правому окну фасада Храма Гроба Господня приставлена обычная деревянная лестница.

Я была уверена, что наша группа просто попала на очередные реставрационные работы.

Но оказалось, что эта невзрачная строительная стремянка стоит на этом месте уже около 100 лет! И поставил ее туда какой-то каменщик (сейчас уже даже никто не помнит его имени).

В общем, эта лестница опирается на карниз одной церкви, а приставлена к окну другой. И таким «наглядным» способом символизирует «мир и дружбу» между шестью конфессиями. Оказывается, без согласия каждой из них в храме нельзя ничего ремонтировать, менять или переставлять!

А еще в Храме Гроба Господня хранится… пуп Земли! Прямо под куполом на специальной подставке висит мраморная полусфера. Сейчас «пуп» (раньше Иерусалим считался центром земли) прикован к потолку мощной цепью – боятся, что кто-то подвинет или унесет чашу с собой!

Ну, и моя любимая история про ключи от Храма. Еще в XII веке решили, что ключи от Храма Гроба Господня будут храниться в одной мусульманской (!) семье, а открывать и закрывать двери Храма имеет право другая (опять-таки мусульманская) семья!

Так вот, и ключи, и право на «открытие-закрытие» уже сотни лет передаются в этих семьях от отца к сыну. И каждый день глава семьи Нусейна торжественно отпирает двери Храма на рассвете и запирает их на закате.

Мне интересно, а  как сами представители этих семей относятся к своей почетной обязанности?

Голгофа

Сразу за центральным входом в Храм Гроба Господня видны две лестницы, которые ведут вверх – на Голгофу. Это страшное место представляет собой небольшой холм или скалу, на которой и был распят Иисус Христос. По легенде именно на Голгофе был похоронен Адам! Да-да, тот самый, что попробовал запретное яблочко из райского сада.

Алтарь Голгофы

Наверху находится Голгофа в Храме Гроба Господня. Все пространство Голгофы поделено между тремя алтарями.

Алтарь Распятия принадлежит греко-православной церкви. Он расположен над скалой  — прямо над тем местом, где распяли Христа. Под стеклом возле алтаря видна поверхность этой жуткой скалы.

А если опустить руку в отверстие – можно прикоснуться к Голгофе в том месте, где стоял крест с распятым на нем Иисусом. Я тоже просунула руку со своим нательным крестиком через это отверстие и дотронулась к Голгофе.

Кстати, возле Алтаря Распятия делается двенадцатая остановка Крестного пути.

Алтарь Гвоздей уже принадлежит францисканскому католическому ордену.  Считается, что здесь с Христа сорвали одежды, разыграли их в кости, а после – пригвоздили Иисуса к кресту. Здесь мы делали десятую и одиннадцатую остановку Крестного пути.

Алтарь «Стабат Матер» (Стояния Богородицы) отмечает место у основания Креста, где стояла мать Иисуса во время его распятия. Здесь мы останавливались в тринадцатый раз.

Над алтарем висит очень красивая (я бы даже сказала «живая») деревянная статуя Богоматери с мечом в сердце. Как нам объяснили, статуя иллюстрирует цитату:

А рядом со статуей — горы драгоценностей, которые пожертвовали Храму паломники со всего мира!

Камень Помазания (Камень Умащения, Доска Господня)

Напротив входа в Храм Гроба Господня лежит Камень Помазания – еще одна древнейшая христианская реликвия. Именно на этом камне тело Христа, снятое с креста, Никодим и Иосиф Аримафейский подготовили для погребения, помазали миром и завернули в плащаницу.

Все эти печальные события (снятие с креста, миропомазание и положение в гроб) изображены на гигантском мозаичном панно. Над самим камнем постоянно горит восемь лампад – по нескольку от разных конфессий.

Камень миропомазания в Храме Гроба Господня

Многие верят, что одно прикосновение к мраморной плите способно исцелить от всех болезней. Кстати, я дотронулась до камня голой ладошкой, и весь день моя рука источала тонкий аромат миры!

Еще на Камень Помазания можно класть вещи для благословения (чаще всего – это нательные крестики, свечи и иконки). Гид сказал, что некоторые паломники даже покрывают камень цельным белым полотном. В завещании они просят, чтобы после смерти их завернули именно в это полотно, и в таком виде похоронили…

Конечно, Храм Гроба Господня и Голгофы — это место, куда стремится попасть каждый верующий.

Израиль

Источник: https://prekrasny-mir.ru/golgofa-i-hram-groba-gospodnya/

Иерусалим. Храм Гроба Господня

Итак, продолжение зарисовок о Святой Земле. Здесь фотоэкскурсия по Старому Городу. Особое внимание главной христианской святыне – Храму Гроба Господня.

Возвращение в цивилизацию добавила нам ощущения защищенности, хотя оружия вокруг меньше не стало. Поменялся производитель – советские и китайские “калашниковы”, сменили американские автоматические винтовки. Проезд через блокпост новой достопримечательности Иерусалима – шестиметровой стены, отгородившей Израиль от Палестины, – впечатлил.

Громадина, уходящая вглубь пустыни, опутана сверху “егозой” крупной калибровки. Выглядит весьма неприступной. Израильтяне отдают ей должное: с момента возведения стены количество террактов значительно снизилось.

Правда, огромную роль здесь играет и национальная система безопасности, в основе которой отнюдь не техника и современные гаджеты, а отточенная до совершенства психология. Но об этом позже.

Сам Иерусалим остался за окном автобуса. Хотя посмотреть было что. Чего только стоит, например, одна Гиена Огненная.

Глубокое ущелье, рассекающее город и бывшее когда-то местом жертвоприношений (в том числе, и человеческих), сегодня превращено в ухоженный парк с великолепными прогулочными  зонами.

Вдали проплыли современные районы с очень дорогими квадратными метрами. Контраст с Вифлеемом был разительный.

Наше же внимание было приковано к месту площадью около одного квадратного километра – Старому Городу. Месту, окружающему Храмовую Гору, когда-то имевшую совсем другое название – Голгофа. Месту, которое является сегодня святым сразу для трех мировых религий.

В старый Город мы вошли через ворота, которые когда-то прикрывала крепость крестоносцев. Это действительно остановившееся время. Старые, узкие, мощенные улочки, иногда превращающиеся в откровенные трущобы. Полным анахронизмом на стенах домов выглядят петли электропроводки или выведенные наружу водопроводные трубы с водосчетчиками.

Вход в Старый город. Стена крепости – справа
Улочки Старого Города
Даже здесь – безопасность превыше всего

Через христианский квартал мы продвигались к Храму. Христианским он является благодаря расположению здесь Патриархата Иерусалимской Православной Церкви. Здесь же проходила часть Via Dolorosa – Крестного Пути. Этот отрезок преодолевает и патриарх, следуя на службы, в том числе и на самую известную – Пасхальную, – когда в Храм сходит Благодатный огонь.

К слову сказать, это место начисто лишено мирского блеска и великолепия. Если бы входная дверь (если так можно назвать то отверстие в стене намного меньшее, чем рост нормального человека, с зияющей чернотой за ней, что не справился даже фотоаппарат) не была бы указана специально гидом, то само место я бы оценил как исторический прообраз Гарлема.

Напротив был вход в какой-то внутренний жилой дворик с напрочь выбитыми дверями (остались только рамы). Копошащаяся там малолетняя братия так встретила мою попытку их запечатлеть, что я без перевода воспринял все местные диаматические словообразования и пожелания в мой адрес.

Сам остаток пути пролегает в нагромождениях лавочек и прилавков с церковной утварью, что пробираться иногда откровенно затруднительно. 

Это табличка над входом в Иерусалимский Патриархат. С Самим входом фотоаппарат не справился из-за недостатка освещения
Дорога к Храму
Если верить Библии, то еще Иисус с этим боролся

Площадь Храма открывается неожиданно и сначала не впечатляет. Первый вопрос: где тут в Пасху собирается почти семь тысяч человек? Наша группа (около 70 человек) сразу заняла значительную его часть. 

Площадь перед Храмом

Что касается истории Храма, то опять же отсылаю  к Интернету. Сведений масса. Вот краткий отрывок из Открытой православной энциклопедии “Древо”:

“Возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос. Вместе с Вифлеемским храмом Рождества Христова – главный центр христианского паломничества, образец церквей-мартириев и архитектуры Святых мест.

Первая церковь Воскресения Христова была заложена святой царицей Еленой и построена к 335 году. В дальнейшем храм несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и расширялся.

После очередного пожара1808 года он был вновь отстроен в 1810 году и приблизительно в этом виде существует в начале XXI века.

Современный Храм Воскресения Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия,ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон(соборный Храм) являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания представленные в Святой Земле – Православное, римо-католическое, антихалкидонское.

Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo, определяемый хатт-и-шерифом 1757 года, подтвержденным фирманами 1852 и 1858 годов.

Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждым религиозным обществом, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). Камень помазания находится в общем владении. «Стражами и хранителями дверей храма» является с 1246 года мусульманское семейство Нусейбе”.

Чувствую, что текста уже много. Дальше предлагаю смотреть .

Вход в часть храма, именуемую Голгофой. В центре зала – Камень Миропомазания, справа – ступени, ведущие к Распятию, слева – вход в ротонду с Кувуклией. 

Левые колонны входа. Средняя колонна знаменита тем, что на нее в 1634 году сошел Благодатный Огонь, когда верующие не были допущены в Храм в Великую Субботу османскими властями. Трещина – след от молнии.
Фрески над входом в католический Алтарь гвоздей – место, где Иисус взошел на Крест.
Вершина Голгофы – Святое Распятие. В алтаре – место, где стоял крест Спасителя, помеченное серебряным с позолотой кругом. Места крестов двух разбойников помечены черными кругами. Рядом под стеклом трещины в скале, оставленные молниями разразившейся после смерти Христа грозы. На Голгофе можно ставить свечи лишь за усопших.
За стеклом та часть скалы, напоминающая череп, благодаря которой Голгофа и получила свое название.
Вид на Камень Миропомазания с Голгофы
Камень Миропомазания, где снятое с креста тело Спасителя было умащено благовониями перед помещением в пещеру. Является местом особого поклонения православных христиан. На Камне можно освящать церковные символы без участия священника, как и на Вифлеемской звезде.
Читайте также:  Богоявленский собор в елохове, история, святыни, расписание
Ротонда с Кувуклией – часовней, воздвигнутой непосредственно над Пещерой с Гробом Господнем.  Часовня разрушается, не падает только благодаря стальным опорам. Вокруг огромная очередь желающих попасть внутрь. Стояли почти два часа. Очень старая кладка. Невероятные ощущения на ощупь – стены хочется гладить бесконечно. Все трещинки в кладке забиты записками.
Своды ротонды

Вход в Кувуклию. Сень свода украшена русскими мастерами. Портреты апостолов – ростовская эмаль. Внутри  Кувуклия разделена на две части – придел Ангела и собственно Пещеру. В приделе Ангела находится часть камня, которым был привален вход в Пещеру. Камень сейчас обтесан и помещен под стекло – получился небольшой столик, на который ставится лампада в ожидании Благодатного огня. Прямо над столиком отверстие в потолке, которое по вертикали совпадает с отверстием в куполе ротонды. В стенах предела слева и справа отверстия, через которые огонь передается верующим. Сама пещера содержит только смертное ложе, сегодня укрытое мраморной плитой (от особо ретивых паломников, которые буквально крошили старый камень на кусочки, чтобы унести с собой хотя бы песчинку). Помещения столь малы, что в них еле умещается 3-4 человека. Бдительные греки – священники не дают особо задерживаться. фотографировать не разрешают больше из экономии времени. При выходе справа – лампады с Благодатным Огнем.
Зал Кафоликона – православного Храма Воскресения
Купол Кафоликона
“Пуп Земли” – символический центр христианства. Находится ровно посередине между Камнем Миропомазания и Гробом Господнем, т.е. между Смертью и Вечной Жизнью.

Несколько слов в заключение.

Не могу обойти проблему “А правда ли…” Почитайте легенды и историю Храма. Найдете и критику, и доводы в пользу правдоподобности версии. Со своей стороны хочу заметить, что обычно места казней в старые времена не были случайны.

Во многих городах вам эти места покажут с большой долей достоверности. Для Иисуса ничего не делали специально, следовательно он должен был повторить путь всех казненных в Иерусалиме.

Следовательно, и Голгофа и Камень Миропомазания (обряд для всех умерших) вполне могли иметь к Спасителю самое прямое отношение. С Пещерой сложней. Но это ли главное?

О чем могу свидетельствовать лично – сильнейшее эмоциональное воздействие. Слезу бегут сами. Хочется гладить эти камни, как бы собирая их энергию, накапливаемую веками.

В Кафоликоне надел иерусалимский крест – знак паломника, посетившего Гроб Господень. Горжусь. Чувствую, что все сделал правильно. 

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Храмовая гора, Вифлеем, Мертвое море, Ватикан

Источник: http://velikov-av.blogspot.com/2011/10/blog-post_05.html

Иерусалим. Храм Гроба Господня

?Походя ближе к Храму уже нет такого шума, как на пути к нему: кто-то решает свои вопросы, у кого-то перекур… Обычный день в жизни города…1.2.                                                                                                         3.И вот мы дошли…

Церковь Гроба Господня на протяжении веков являлась сердцем христианского Иерусалима. Возведенная в память о событиях, которыми завершились Страсти Христовы: распятия, предания земле и воскресения из мертвых. Эта базиика стала местом 5 послених остоновок Крестного пути.

 Прежде всего Церковь удивляет своими размерами и сложностью. В сдвоенных люнетах портала находились сначала мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя». Сейчас переданные на хранение в музей Рокфеллера в Иерусалиме.4.

Во дворе перед Храмом многолюдно, каждый занят своим: думает, улыбается, общается, читает, в мыслях копается разбирается…а как иначе?!… место такое!

 5.                                                                                                        6.7.8.Портал входа в Храм и колонна, средняя из трех колонн на левой стороне, через которую сходил Благодатный Огонь в 16в. 9.Сама трещина чуть более метра в длину, идет вдоль колонны и расширяется книзу, примерно около 10 см в ширину и глубину. Существуют различные предания, объясняющие происхождение столь необычной трещины. Согласно православному преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу 1579 г. Оно рассказывает, что армяне подкупом добились позволения им одним быть в Храме Воскресения Христова в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую субботу. Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнем из колонны, бесстрашно и громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен, и тело его сожгли на площади перед храмом. 10.Многие паломники почитают эту колонну, молятся около неё, оставляют в трещине записки.11.Конечно, главные точки Храма— это место над бугром, где свершилось распятие Христа и гробница, куда его положили. Эти места включают продолжение Дороги скорби и последние остановки на Крестном пути. Ступени справа, сразу при входе в Церковь, ведут вверх к Голгофе. Их 15, но как они трудны.12.Девятая остановка– место третьего падения Христа. Здесь придется немного отклониться от маршрута, т.к. дорога застроена зданиями. У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу. На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. 10 остановка Виа Долороса.13.                                                                                                      14.Последующие три остановки находятся у латинского и греческого алтарей, на одном уровне и в нескольких шагах одна от другой. Они отмечают место, где Иисуса прибили гвоздями к Кресту, место, где установили Крест, и где его тело сняли с Креста. Голгофа.Престол на месте установки Распятого Христа. 15.Место, где стоял Крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы. С обеих сторон от алтаря Голгофа закрыта под стекло. 16.                                                                                                      17.Напротив входных дверей на мраморном полу лежит Камень Миропомазания, обозначающий место, где Иосиф и Никодим помазали миррой и алоэ тело Иисуса перед захоронением. 18. 19.                                                                                                           20.21.Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания.22.Над Камнем — 8 лампад: 4— греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская.23.

24.                                                                                                       25.

26.                                                                                                       27.Кувуклия- специальная часовня, с древних времен воздвигнута над погребальной пещерой Спасителя. 28.29.Кувуклия расположена под главной ротондой церкви. Лучики света как будто гуляют по храму…30.31.32.Желающие попасть ко Гробу едут со всего мира, разных возростов и национальностей.33.34. Вход в Кувуклию. За порядком следит греческий монах.35.                                                                                                          36.37.38.Кувуклия состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане, где находится Гроб Господень; и восточной, где расположен придел Ангела. В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом. 39.Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил, вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Вход в предел Гроба Господня очень низкий и узкий, высотой примерно около мерта.Сама пещера тоже мала, так что перед Гробом могут стоять одновременно не более трех человек.40. С западной части Кувуклии находится часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь «у главы» сидел второй ангел. Армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. 41.42.Храм Воскресения Господня. Кафаликон.43.44.45.Алтарь храма Воскресения Христова возвышен. Большой престол храма осенен величественным позолоченным балдахином. Из алтаря направо вверх по ступеням – вход на Голгофу, налево – в ризницу.46.У входа в центральную часть храма, со стороны Гроба Господня стоит мраморная ваза с крестом на изображении глобуса, которая обозначает духовный центр земли (или его еще называют “Пуп Земли”), соответственно словам Псалма Давида: “Спасение соделал еси посреди земли, Боже”.47.48.                                                                                                       49.50.Темница Христова. 51.Здесь находится камень, который называют “узы Спасителя”. Он стоит справа у входа в эту небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены  ноги Иисуса. У этой темницы стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту.52.53.Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампадки.54. Церковь обретения креста.  В углу под навесающей скалой лежит мраморная плита с изображением креста, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. 55.56.57.58.59.                                                                                                       60.61.Сейчас церковь делят между собой несколько христианских общин. У каждой в ней есть свои часовни и алтари, они справляют богослужения по личному распорядку. Каждая отвечает за поддержание святости и уход за зданием на своей, точно определенной территории. Раньше отцы церкви даже яростно ссорились из-за того, кому какие ступени подметать.   

Источник: https://pravoslav-ru.livejournal.com/4959429.html

Путеводитель по Иерусалиму: Храм Гроба Господня

Церковное предание повествует, что во времена римского правления на этом месте находился храм богини Венеры. Прибывшая в Иерусалим святая Елена, мать императора Константина, повелела разрушить языческое капище и обнаружила под ним древние захоронения, среди которых был найден и “Святой Гроб” – погребальная пещера, принадлежащая Иосифу Аримафейскому, тайному ученику Иисуса.

Погребальные пещеры того периода вырубались в мягких породах и служили семейными усыпальницами богатым жителям Иерусалима. Внутри пещеры находилось ложе, на которое укладывали тело умершего, обвитое пеленами, обильно пропитанными бальзамами и благовониями.

Читайте также:  Молитва на исполнение желания матроне московской - православные иконы и молитвы

Вход в пещеру закрывался круглым или прямоугольным камнем. Тело умершего должно было пролежать на таком ложе в течение года, пока душа его, по иудейскому поверию, находилась в Шеоле (в христианстве – “чистилище”).

Через год приходили родственники, истлевший скелет разбирали на части и укладывали в специальные каменные урны-оссуарии, которые устанавливали в нишах, вырубленных внутри пещеры. На территории Храма Гроба Господня сохранились остатки подобной пещеры.

Ее традиция связывет с могилой Никодима, еще одного тайного ученика Иисуса (см. п.7).

Тело Распятого пролежало в пещерном гробу с пятницы до исхода субботы, который начинался с наступлением темноты. По еврейской традиции начало первого дня недели отсчитывается именно с этого времени, а не с 0 часов, как это принято сегодня в мире. Поэтому и отсчет дней недели в Израиле ведется не с понедельника, как во всем мире, а с вокресенья, которое считается рабочим днем.

Ранние христиане прекрасно разбирались в иудейском исчислении времени, поэтому Великая Суббота, когда на Пасху в Храме Гроба Господня сходит Благодатный Огонь, считается одним из главных христианских праздников на Святой Земле.

Но пора уже нам поспешить к этой старинной часовне, внутри которой находится плита, символизирующая Святой Гроб.

Дело в том, что к ней обычно выстраивается очередь, в которой иногда можно простоять и целый час! Особенно, если в это время в Храме Гроба Господня проходит служба одной или даже более конфессий.

В Кувуклии и на Голгофе служат православные греки, армяне католики-францисканцы, иногда – копты. Остальные две конфессии: эфиопы и сирийцы – лишены этой привилегии. Остояв очередь, вы попадаете внутрь часовни, в помещение, именуемое “приделом Ангела”.

Названо оно так в соответствии с евангельским стихом от Матфея (28:2), где говорится, что “Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем…”. Камень этот, вернее то, что от него осталось, вы увидите под стеклом в свете горящей над ним свечи.

За приделом Ангела – пещера Святого Гроба с мраморной плитой, к которой прикладываются верующие. Она символизирует погребальное ложе, на котором лежало тело Иисуса. На эту плиту кладут различные ритуальные предметы (нательные кресты, иконы, флаконы с маслом и др.). Посмотрите. как это делают люди перед вами, и следуйте их примеру.

Служители Храма Гроба Господня просят не задерживаться с освящением ваших предметов, и не раскладывать их по отдельности. Совершив ритуал поклонения Святому Гробу, на выходе из Кувуклии справа от вас, вы увидите место обжигания свечей от Благодатного огня.

Подожгите одновременно все 33 свечи в пучке, дайте им немного погореть и затушите под колпачком.

В марте 2017 года были завершены работы по ремонту и реставрации Кувуклии, которая долгое время находилась в аварийном состоянии. Те из вас, кто бывал ранее в Храме Гроба Господня, будут приятно удивлены, увидев обновленную Кувуклию.

Теперь можно отправиться на экскурсию по Храму Гроба Господня и посетить еще несколько его святых мест.

Источник: http://jerusalem-guide.ru/hram-groba-gospodnya.php

Камень миропомазания, как важнейшая христианская реликвия

01.12.2015 Достопримечательности

Израиль является местом, где собраны все святейшие реликвии мира, именно здесь можно увидеть и потрогать те предметы, которые были прямыми свидетелями событий, связанных с Иисусом Христом.

Не секрет, что со всего мира собираются паломники, чтобы отдать свое почтение предметам древнейшей ценности. Именно в этой стране расположен храм, который несет важность для всех христиан, он называется Гробом Господним.

Одной из его важнейших составляющих является камень миропомазания, имеющий, как историческую, так и религиозную ценность.

Стоит сразу сказать, что каждый желающий может увидеть данный предмет при входе в святыню. Именно там лежит камень, а точнее плита, на которую было положено тело Христа, после распятия.

Согласно рассказам из Библии, тело Христа было снято его последователями Никодимом и Иосифом Аримафейским, они положили его сначала на камень, чтобы провести обряд Миропомазания, а уж потом тело Иисуса было перенесено в гробницу.

Особенности размещения

Храм Гроба Господня

При описании особенностей размещения следует начать с главного входа в храм Гроба Господня. Фасад входа изготовлен в стиле романской архитектуры XII века. Далее идет Колонна Святого Огня, которая слева выражена в мраморных колоннах.

Стоит сказать, что данная часть была расколота в 1634 году в Великую Субботу. В одном из углов двора находится часовня Богоматери Скорбящей. В Иерусалиме в храме Гроба Господня камень миропомазания находится при самом входе в святое место.

Особое внимание следует уделить двору достопримечательности, ведь там находится множество интереснейших помещений и зданий. Так, необходимо сразу сказать, что практически вся территория принадлежит Иерусалимской патриархии. По левую сторону двора находится колокольня, которая создавалась еще в 1160-1180 годах.

Под данной колокольней размещена церковь, являющаяся склепом для иерусалимских патриархов. Рядышком с ней находится другая, которая называется церковью жен-мироносиц. Кстати, данное сооружение не имеет крыши, лишь небольшое укрытие обустроено для находящихся здесь икон.

Посреди данной церкви находится мраморный киворий, который говорит о том, что здесь Воскресший Христос явился Святой Марии Магдалене. Также здесь можно увидеть Авраамиев монастырь, размещенный, как на первом, так и на втором этажах. Нижний этаж полностью принадлежит православной власти, и имеет три престола.

На самом деле, во дворе можно увидеть массу святых мест, которые каждый паломник старается посетить.

Чтобы было немного понятнее, следует уточнить, что камень Миропомазания в храме Гроба Господня покрыт мраморной плитой, которая имеет толщину в 30 см, она полностью отполирована и имеет на боковых панелях тексты, которые написаны на греческом языке.

Для полного соответствия религиозным традициям данный текст написан в евангельском формате и помещен на мраморную доску справа от самого экспоната. Также позади камня размещено мозаичное панно, на котором изображены действия снятия Христа и умащение его тела благовониями.

Эта работа была выполнена в 1990 году, и также показывает процедуру захоронения Иисуса Христа.

Важно! Ежегодно в Великую Субботу проводятся целые обряды, связанные с камнем помазания в храме Гроба Господня, они играют особую роль в праздновании.

Чудодейственные возможности камня

Наверное, самую большую важность играет тот факт, что этот экспонат имеет только положительную энергетику. Благодаря чудодейственным действиям, большинство паломников со всего мира считают своим долгом посетить данную местность.

Даже самый обычный верующий человек верит в то, что данная реликвия имеет святое происхождение и обладает эффективной силой. Замаливание грехов, благословение души и тела, это то, за чем идут многие путешественники сюда.

Считается, что освящение на камне миропомазания происходит вполне естественным путем, без воздействия священнослужителей, к тому же здесь можно благословить те вещи, которые были освящены заранее.

Камень Миропомазания

Верующие люди советуют при освящении вещей в обязательном порядке изымать их из упаковки, таким образом, эффект будет более заметен. Кстати, на святыню нельзя садиться, может по этой причине большинство женщин трут его своей косынкой, которая в последствии становится праздничной, ее также впредь не стирают.

Так как храм Гроба Господня делится между шестью церквями, то и камень не может принадлежать всем. О камне миропомазания в храме Гроба Господня можно прочитать в Википедии, там имеется полная информация о нем.

Что касается религиозных направлений, которым принадлежит святыня, то они становятся собственниками определенных помещений и предметов, о распределении которых все оговорено заранее и записано в древних статутах.

Данный камень относится сразу к владениям четырех церквей, которые имеют в своей собственности определенные предметы:

  • греческая церковь. Данному направлению вероисповедания принадлежит четыре лампады, которые находятся возле камня миропомазания;
  • армянская церковь. Ей принадлежит две лампады;
  • католическая церковь, которая имеет в своих владениях одну лампаду;
  • коптская церковь. Также в своем арсенале имеет одну лампаду.

Стоит сразу уточнить, что вся собственность, которая относится к той или иной церкви, является общественным имуществом. И никогда не будет такого, что добавление или удаление любой иконы, лампады или другого предмета, пройдет без уведомления членов религиозного общества.

Исторические моменты

В Иерусалиме камень миропомазания имеет большую ценность, поэтому история его прослеживается с давних времен. Интересным моментом является тот факт, что он в разные периоды относился к различным церквям. Так, в византийское время, святыня находилась на территории часовни Св.

Марии, в итоге часовня была снесена крестоносцами. Было время, когда этот экспонат был стопроцентной собственностью католического ордена Святого Франциска Ассизского, это длилось ровно до 1810 года. Сегодня, как уже говорилось, данная реликвия является собственностью четырех церквей.

Рекомендуем также:

Источник: https://sunnyisrael.ru/blog/kamen-miropomazaniya-kak-vazhnejshaya-hristianskaya-relikviya.html

Камень миропомазания: место живительной силы

В иерусалимском храме Гроба Господня, неподалеку от входа, находится единственное в мире место, где каждый христианин может самостоятельно, не прибегая к услугам священнослужителя освятить крестик, иконку или другой предмет религиозного или домашнего обихода. Место это  – Камень Помазания, который также называют Камнем Миропомазания, Камнем Умащения или даже совсем просто — Доской Господней.

Для паломников, прибывших в Иерусалим, чтобы пройти по Виа Долороса (Скорбному Пути), Камень Миропомазания  — одна из остановок, этого, возможно, самого главного для всех христианских пилигримов маршрута. И всё же лучше всего прийти к Камню особо — рано утром, когда в храме еще почти нет паломников — чтобы на всю жизнь сохранить в памяти ощущения, которые оставляет это удивительное место.

Строго говоря, сам Камень Помазания находится под спудом мраморной плиты, положенной сверху в целях сохранности. Но благодать, присущая ему, без труда проникает сквозь толщу мрамора, незримо распространяясь вокруг. Как и миро, микроскопическими каплями которого которым чудесным образом покрывается поверхность плиты.

Чтобы лучше понять, это за место, обратимся для начала к Священной истории Нового Завета. Согласно Евангелию, один из тайных учеников Христа, богатый и родовитый член Синедриона Иосиф Аримафейский попросил у Понтия Пилата позволения снять с креста тело Спасителя, подготовить его нужным образом к погребению и затем предать земле.

Пилат не мог отказать одному из иудейских старшин. Иосиф вместе с другим последователем Христа, также тайным, по имени Никодим, кладут тело Спасителя на камень, умащают его драгоценным миром и алоэ,  а затем оборачивают в саван — в полном соответствии с иудейской погребальной традицией.

При совершении ритуала рядом находятся Пресвятая Богородица и жены галилейские, которые оплакивают Христа.

Вот как о помазании и последовавшем затем погребении тела Иисуса Христа говорит любимый ученик Господа, евангелист Иоанн:  «После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.

Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.

Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19: 38–42).

Как известно, построенный несколько веков спустя по указанию матери императора Константина Великого, царицы Елены, иерусалимский храм Гроба Господня объединил  в единый архитектурный ансамбль места, связанные с крестной смертью, погребением и воскресением Спасителя. Камень Миропомазания также оказался в числе этих мест.

В византийский период над Камнем Миропомазания стояла часовня Святой Марии, входившая в комплекс храма. Во времена Иерусалимского королевства  крестоносцы кардинально реконструировали застройку: вместо архитектурного ансамбля, состоявшего из многих отдельных объектов, здесь появилось монументальное сооружение, объединившее под одной крышей все здешние святыни, включая и Камень.

Вплоть до начала позапрошлого века Камень Миропомазания был в собственности у католических монахов из ордена Францисканцев. Только в 1810 году католики, православные, а также древние апостольские церкви — Армянская и Коптская — пришли к соглашению о совместном владении Камнем.

За святыней была построена стена, которую затем украсила искусная мозаика. Она представляет собой величественный триптих, выполненный мастером Власисом Цоцонисом. Первая его сцена изображает снятие с креста, вторая — помазание миром, а третья — погребение.

  Иосиф Аримафейский на мозаике предстает седобородым старцем в одеяниях красного цвета.

Все прошлые века, в которые Иерусалим был доступен для паломников-христиан, к храму Гроба Господня тек нескончаемый поток пилигримов. Каждый из них стремился прикоснуться к Камню — а то и отколоть от него хоть самую малую часть, чтобы затем благоговейно увезти её с собой. Для защиты от такого разрушительного благочестия Камень покрыли черным мрамором.

Позже эту облицовку сняли — сегодня святыню покрывает плита бледно-розового цвета, также мраморная. Длина защитной плиты — 2,7 метра, ширина — 1,3 метра, толщина  —  30 сантиметров.

Читайте также:  Акафист избавительнице иконе богородицы, текст акафиста

На особой перекладине над камнем висят восемь лампад, пламя в которых поддерживают служители шести церквей, представленных в Храме Гроба Господня: греческой православной, католической, армянской, коптской, эфиопской и сирийско-маронитской.

Слева от Камня Помазания, на полу, отмечен — также мрамором — круг. Согласно Преданию, именно на этом месте стояла Пресвятая Дева Мария, когда тело Её Сына приготовляли к погребению.

Как уже было сказано, у Камня за исключением разве что самых ранних часов утра, всегда много верующих. Камень источает микроскопические частицы мира — и верующие спешат прикоснуться к покрытой им плите губами, лбом, руками и даже прикладывают к ней платки и края одежды. Крестики, нательные образки, свечи — чего только не освящают здесь.

Как верят христиане, живущие в разных концах земли, положенные на короткое время на Камень предметы с этого момента обладают особой, ни с чем не сравнимой благодатной силой, освящая не только сами объекты, но и того, кто ими владеет.

Именно поэтому иконка, нательный крестик, свеча или платок, освященные на Камне Миропомазания, для верующих, принадлежащих к преемственным христианским церквям — всегда долгожданный подарок.

Сомневаться в реальности действия здесь особой божественной силы не приходится: каждый, кто хоть однажды преклонил колена у Камня Миропомазания, подтвердит, что всё обстоит именно так.

А мы в заключение нашего короткого рассказа о Камне Миропомазания приведем короткий отзыв одного из многих и многих тысяч побывавших здесь паломников, опубликованный в «Живом журнале» пользователем под ником chugoj – даже не весь отзыв, а наиболее яркий его фрагмент.

«Приблизившись к камню, я склонился, коснулся лбом поверхности и явственно, чуть ли не резко ощутил источаемый камнем запах, в котором угадывались звуки розового масла, еще чего-то пряного и хвойного. Приложив и отняв руки, ощутил, что запах идет теперь и от них – явственно, чуть ли не резко чувствовалось, что и лоб мой горящий источает его.

Ощущение было почти шоковым – по необычному соединению простоты и незатейливости чуда и настоятельного голоса бытовой рациональности, услужливо подсовывающей “разоблачения” в духе примитивных атеистических агиток сталинских или хрущевских времен… Если плиту служители Храма умащивают благовониями – то когда? Ведь на ночь храм запирают и ключи у потомственных хранителей-мусульман. Если это делают в открытом Храме – то как это возможно? Недоверчиво всю дорогу назад в машине я то и дело подносил руки к лицу и ловил удивительное ощущение, когда невидимые поля этого запаха, исходящего от рук и ото лба будто объединялись, сливались в целое, щеки начинали гореть и мыли возвращались туда, к камню, на котором когда-то лежало тело Его.

Мне казалось, что жизнь послала мне внешне простую, но почти неразрешимую задачу, перед которой я просто робел.

Ночью я несколько раз просыпался, подносил ладони к лицу и ощущал их жар и этот запах — неразделимо — розы, пряной хвои, еще чего-то…
Сознание и память человека как-бы “культурного”, а посему – отличающего “Фаренгейт” от “Кензо”, а “Тед Лапидус” от “Красной Москвы” внятно, если не назойливо требовало дальнейшей идентификации запаха, его составляющих, а что-то иное – останавливало, заставляя сконцентрироваться, вслушаться в то внутреннее, что исподволь формировалось и потребностью прийти в храм, и всем прочувствованным в нем, и этим запахом, будто унесенным мной от камня на лбу и на ладонях.»

Две тысячи лет назад люди, жившие на Святой Земле, достигли огромных для своего времени успехов в создании оригинальных благовоний и ароматических веществ — об этом свидетельствуют многие исторические источники.

Но, конечно же, ни одной из созданных ими субстанций, даже самой стойкой, не под силу благоухать почти два тысячелетия подряд. Возможно подобное лишь под действием благодатной силы, которая незримо распространяется вокруг Камня, на котором готовили к погребению тело Спасителя мира.

Объяснить этого рационально нельзя — но, возможно, своего рода ключом к пониманию этого феномена могут стать слова любимого многими поэта: «Бог сохраняет всё…»

Источник: https://ru.santosepulcro.co.il/kamen-miropomazanija-mesto-zhivitelnoj-sily/

Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий  по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Внешнее убранство 

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу. 

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу.

Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам.

На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара.

 Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии.

Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме  работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле. 

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/

Ссылка на основную публикацию