Чем католическая церковь отличается от православной, что общего и различия

Православие и католицизм

Чем католическая церковь отличается от православной, что общего и различия

Главная » Схемы и пособия » Православие и католицизм

Православие Католицизм

Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».

Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».

Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя.
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г.
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа. Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле.
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность. Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки.
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения. При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся.
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями.
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора). Месса совершается на пресном хлебе (Гостия).
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются. Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются.
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик. Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа.
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу. Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».
Учение об индульгенциях.
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии.
Православие Католицизм
Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование. Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя. Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.
Алтарь, как правило, ориентирован на восток. Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день. Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.
Детей начинают причащать с младенчества. К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево. Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.
Целибат обязателен только для монахов. Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции.Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых). Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов. Минимальный евхаристический пост составляет один час.
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются. В католическом богослужении чаще всего используется орган.
В храмах нередко отсутствуют скамейки для молящихся, верующие благоговейно молятся стоя. В храмах чаще всего присутствуют скамьи для молящихся, верующие молятся сидя.
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны. Брак принципиально нерасторжим.
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник. Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».
Принят термин «освящение воды». Принят термин «благословение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых. Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.
Монастыри различаются лишь уставом. Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме). В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари. Используется григорианский календарь.

Наиболее значимые сходства православия и католицизма

Православие Католицизм
Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.
Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.
Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.
Имеют апостольское преемство.
Имеют семь церковных Таинств.
Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.
Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.
Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.
Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.
Имеют общее представление о семье.
Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека.
Не признают гомосексуальные браки.
Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

Взаимное влияние православия и католицизма

Влияние православия на католицизм
1 При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции.
2 Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора.
3 В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах.
4 Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов.
5 Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви
Влияние католицизма на православие
1 Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе.
2 Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах.
3 Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру.
6 Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи.
7 Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.

Источник: https://azbyka.ru/shemy/pravoslavie-i-katolitsizm.shtml

В чем разница и сходство между католиками и православными

1001molitva.ru > Познавательные статьи > В чем разница и сходство между католиками и православными

Христиане во всём мире ведут споры о том, какие из верований правильнее и главнее. Относительно католиков и православных: в чем разница (и есть ли она) на сегодняшний день — наиболее интересующие вопросы.

Казалось бы, все настолько понятно и просто, что каждый однозначно может кратко ответить. Но существуют и те, кто попросту даже не знают, какие взаимоотношения между этими конфессиями.

История существования двух течений

Итак, для начала нужно разобраться с христианством в целом. Известно, что оно разделяется на три ветви: православных, католиков, протестантов. Протестантство насчитывает несколько тысяч церквей и они распространены во всех уголках планеты.

Ещё в XI веке христианство разделилось на православие и католицизм. Этому послужил ряд причин начиная от проведения церковных обрядов и заканчивая датами праздников. Отличий, чем отличается католическая церковь от православной, не так и много.

В первую очередь, способом управления. Православие состоит из многочисленных церквей, где управляют архиепископы, епископы, митрополиты. Папе Римскому подчинены католические церкви во всём мире. Они считаются Вселенской Церковью.

Во всех странах церкви у католиков находятся в тесной простой взаимосвязи.

Сходства православия и католицизма

У православия и католицизма сходства и различия находятся приблизительно в равной пропорции. Стоит отметить, что обе религии имеют не только ряд отличий. И православие, и католицизм очень похожие между собой. Вот основные пункты:

  • Символ веры. Стоит отметить главное сходство между конфессиями. Христиане во всех уголках планеты привыкли поклоняться вере в Иисуса Христа. Символ веры у католиков и православных — общий. Единственное и главное разногласие внутри молитвы. У греко-католиков Святой дух исходит ещё и от Сына.
  • Причастие. В обеих церквях существуют одинаковые обряды, которые отличаются лишь названием. Католики и православные причащаются хлебом и вином.
Читайте также:  Именины ксении по православному календарю

Кроме того, обе конфессии едины в почитании икон, Богоматери, Святой Троицы, святых, их мощей. Также церкви объединяет одни святые угодники первого тысячелетия, Святое Письмо, Церковные Таинства.

Различия между конфессиями

Отличительные особенности между данными конфессиями также существуют. Именно из-за этих факторов некогда произошел раскол церкви. Стоит отметить:

  • Крестное знамение. Сегодня, наверное, все в курсе, как крестятся католики и православные. Католики крестятся слева направо, мы же наоборот. Согласно символике, когда мы крестимся сперва слева, потом направо, то мы обращены к Богу, если наоборот — Бог направлен к своим служителям и благословляет их.
  • Единство Церкви. У католиков одна вера, таинства и глава — Папа Римский. В православии нет одного лидера Церкви, поэтому существует несколько патриархатов (Московский, Киевский, Сербский и т. д. ).
  • Особенности заключения церковного брака. В католичестве развод — это табу. Наша церковь, в отличие от католичества, допускает расторжение брака.
  • Рай и ад. Согласно католическому догмату, душа умершего проходит чистилище. В православии верят, что человеческая душа проходит так называемые мытарства.
  • Безгрешное Зачатие Богоматери. Согласно принятому католическому догмату, Богородица была непорочно зачата. Наше духовенство считает, что Богоматерь имела прародительский грех, хотя её святость прославляется в молитвах.
  • Принятие решений (число соборов). Православные церкви принимают решения 7 Вселенскими cоборами, католические — 21.
  • Разногласие в положениях. Наше духовенство не признаёт догматы католиков о том, что Святой дух исходит и от Отца и от Сына, считая, что только от Отца.
  • Суть любви. Святой Дух у католиков знаменуется как любовь между Отцом и Сыном, Богом, верующими. Православные же видят любовь триединой: Отец — Сын — Святой Дух.
  • Непогрешимость Папы Римского. Православие отрицает главенство Папы Римского над всем христианством и его непогрешимость.
  • Таинство Крещения. Мы в обязательном порядке должны перед процедурой исповедоваться. Ребёнка погружают в купель, а за латинским обрядом воду льют на голову. Иповедь считается добровольным деянием.
  • Священнослужители. Католические священники называются пасторами, ксендзами (у поляков) и батюшками (поп в обиходе) у православных. Пасторы не носят бороду, а батюшки и монахи ходят с бородой.
  • Пост. Католические каноны относительно поста менее строгие, чем у православных. Минимальное удержание от пищи — 1 час. В отличие от них, минимальное удержание от пищи у нас составляет 6 часов.
  • Молитвы перед иконами. Бытует мнение, что католики не молятся перед иконами. На самом деле это не так. У них есть иконы, однако они имеют ряд особенностей, которые отличаются от православных. Например, левая рука у святого лежит на правой (у православных наоборот), а все слова написаны латынью.
  • Литургия. Согласно традициям, церковные богослужения совершаются на Гостии (пресный хлеб) в западном обряде и Просфоре (квасной хлеб) у православных.
  • Целибат. Все католические служители церкви дают обет безбрачия, наши же священники женятся.
  • Свята вода. Церковные служители святят, а католики благословляют воду.
  • Поминальные дни. У данных конфессий отличаются и дни поминания усопших. У католиков — третий, седьмой и тридцатый день. У православных — третий, девятый, сороковой.

Церковная иерархия

Стоит отметить также разницу в иерархических разрядах. Согласно разрядной таблице, самую высокую ступень у православных занимает патриарх. Следующая ступень — митрополит, архиепископ, епископ. Далее следуют разряды священников и дьяконов.

Католическая церковь имеет такие ранги:

  • Папа Римский;
  • Архиепископы,
  • Кардиналы;
  • Епископы;
  • Священники;
  • Дьяконы.

У православных есть два мнения по поводу католиков. Первое: католики — еретики, которые исказили символ веры. Второе: католики — схизматики, потому как именно из-за них произошёл раскол от Единой Святой Апостольной Церкви. Католичество же считает раскольниками нас, не причисляя при этом к еретикам.

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/v-chem-raznitsa-i-shodstvo-mezhdu-katolikami-i-pravoslavnymi.html

В чем отличие православия от католицизма?

Вы здесь

Оглавление:

Христианство – самая распространенная религия мира, обладающая огромных количеством последователей. Между тем, не все приверженцы христианства находят между собой общий язык. На протяжении веков формировались определенные традиции христианства, которые разнились в зависимости от географии.

На сегодняшний день известно три основных направления христианства, которые, в свою очередь, имеют отдельные ответвления. В славянских государствах закрепилось православие, однако, крупнейшим направлением христианства является католицизм. Антикатолической ветвью можно назвать протестантизм.

Борьба католицизма и православия

По сути, католицизм – первоначальная и наиболее древняя форма христианства. Политизация церковной власти и возникновение еретических течений привели к расколу Церкви в начале XI в. Разногласия между католиками и православными появились задолго до официального раскола и не разрешены до сих пор, несмотря на официальное признание друг друга.

Противоречия западных и восточных традиций наложили отпечаток на догматические и обрядовые религиозные формы, что усугубило конфликт между течениями.

Одним из предвестников раскола можно назвать появление ислама в VIIв., который привел к уменьшению влияния католических священников и подрыву доверия к церковной власти.

Это привело к укреплению православия в Турции, откуда потом распространилось на Восточную Европу. Возмущение католического мира вызвало появление новых христиан среди славянских народов.

Когда на Руси приняли христианство, славяне навсегда отказались от возможности развиваться в «истинно верном», по мнению католиков, направлении духовного развития.

Если оба этих религиозных направления  проповедуют христианство, то в чем принципиальное отличие православия от католицизма? В контексте истории православными выдвигались следующие претензии к католикам:

  • участие в военных действиях, осквернение кровью поверженных;
  • несоблюдение Великого поста, в том числе употребление мяса, сала и плоти убитых животных вне поста;
  • попирание святынь, а именно: хождение ногами по плитам с изображением святых;
  • нежелание католических епископов отказываться от роскоши: богатых убранств, дорогих ювелирных украшений, в том числе перстней, являющихся символом власти.

Догматические различия православия от католицизма

Символом Веры в обоих течениях является Бог Отец, однако католическая Церковь не мыслит Бога Отца без Бога Сына и считает, что Святой Дух не может существовать без двух других божественных проявлений.

Видео об отличиях православия от католицизма

Отличие православия от католицизма заключается и в церковной организации. В католицизме главным и единственным институтом церковной власти является Вселенская Церковь. В православной среде существуют автономные церковные образования, которые нередко исключают или не признают друг друга.

По-разному воспринимается и образ Богородицы. У католиков – это священная Дева Мария, зачатая без первородного греха, у православных – Божья Матерь, жившая хоть и праведной, но смертной жизнью.

Католическая Церковь признает существование Чистилища, которое отвергают православные. Считается, что именно там обитают души умерших, ожидая Страшного Суда.

Также имеют место различия в крестном знамении, таинствах, обрядах, написании икон.

Одним из важнейших различий в вероучении является понимание Святого Духа. В католицизме Он олицетворяет Любовь и является связующим звеном между Отцом и Сыном. Православная Церковь отождествляет Любовь со всеми тремя богоформами. 

Канонические различия между католиками и православными

Обряд крещения у православных включает трехкратное погружение в воду. Католическая Церковь предлагает однократное погружение, в некоторых случаях достаточно и окропления святой водой. Кроме того, существуют различия в крестильной формуле.

  Восточный обряд предусматривает причащение детей сызмальства, латинская Церковь привлекает к первому причастию детей старше 7 лет.

То же относится и к миропомазанию, которое у православных осуществляется после таинства крещения, а у латинян – со вступлением ребенка в сознательный возраст.

Среди других отличий:

  • Христианское богослужение: у католиков – месса, во время которой принято сидеть, у православных – литургия, где важно стоять пред лицом Бога.
  • Отношение к браку – православные допускают расторжение брака, если одна из сторон ведет нечестивый образ жизни. Католическая Церковь не приемлет развод как таковой. Что касается супружества в священнической среде, то все католики дают обет безбрачия, у православных возможны два вариант: монахи не имеют права жениться, священники должны вступать в брак и иметь потомство.
  • Внешний вид – одежда священников значительно отличается, кроме того, латиняне не носят бороды, в то время как православные священники не могут быть безбородыми.
  • Поминание усопших – в восточной Церкви это третий, девятый и сороковой дни, в латинской – третий, седьмой и тридцатый.
  • Грех оскорбления – католики полагают, что оскорбление Бога – один из тяжких грехов, православные утверждают, что обидеть Бога невозможно, а его оскорбление наносит вред самому грешнику.
  • Использование скульптуры – в православии святые изображаются на иконах, в католицизме допустимо использование скульптурных композиций.

Взаимное влияние религий друг на друга

На протяжении практически целого тысячелетия православная и католическая Церкви находились в оппозиции. Взаимные претензии вылились в обоюдное предание анафеме, которая была снята только в 1965 г.

Однако взаимное прощение не дало практического результата. Церковные власти так и не смогли прийти к общему решению.

Главной претензией Православной Церкви остается «непогрешимость суждений Папы Римского» и иные вопросы догматического содержания.

Видео о том, в чем принципиальное отличие православия от католицизма

Между тем, невозможно отрицать взаимного влияния религиозных течений друг на друга.  Сами латиняне признают, что Восточная Церковь обладает великими богословскими традициями и духовными преданиями, из которых можно почерпнуть много полезного.

Не остаются незамеченными в латинской среде работы православных богословов, которые нередко получают одобрительные отзывы. В частности, особый интерес вызывают работы архиепископа Солунского Николая Кавасилы и протоирея Александра Меня. Правда, либерально-модернистские воззрения последнего были причиной его осуждения в православной среде.

Возрастает интерес к православной иконе, техника написания которой значительно отличается от западной. Католиками особо почитаются иконы Казанской Божьей Матери, «Восточная Богородица», Ченстоховская икона Божией Матери. Последней отводится особая роль в объединении Церквей – православной и католической. Данная икона находится в Польше и считается главной святыней страны.

Что касается влияния католической Церкви на православную, то здесь можно обнаружить следующие моменты:

  • Таинства – 7 основополагающих таинств, признанных обеими Церквами, изначально были сформулированы католиками. К ним относятся: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, венчание, соборование, рукоположение.
  • Символические книги – официально они отрицаются православной Церковью, однако, в дореволюционном богословии такими произведениями были «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» и «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере». Сегодня они не считаются обязательными к изучению именно из-за католического влияния.
  • Схоластика – долгое время имела место в православном богословии. По сути, это европейская категория, сосредоточенная на  философии Аристотеля и католическом богословии. На сегодняшний день Православная Церковь практически полностью отказалась от схоластики.
  • Западный обряд – появление западнообрядных православных общин стало серьёзным вызовом для Восточной Церкви. Широкое распространение подобные ответвления получили в Европе и Северной Америке, где сильно влияние католицизма. В составе РПЦ существует несколько десятков приходов, применяющих западные обряды.

А Вы знаете, чем отличаются православные от католиков? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-v-chem-otlichie-pravoslaviya-ot-katolicizma-8000.html

Чем всё-таки католики отличаются от православных?

Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Читайте также:  Как уйти в монастырь

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I.Н.Ц.I.

Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали «Царь славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.

Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.

Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.

У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.

Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

В православной традиции норма исполнения крестного знамения менялась в части двоеперстия и троеперстия, но о том, что креститься нужно справа налево писали церковные деятели до и после реформы Никона.

Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» – две на руках, две на ногах, одна от копья.

В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа – божественная и человеческая.

В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Кроме очевидных различий в обрядовой части, в системе монашества двух церквей, в традициях иконографии, есть у православных и католиков масса расхождений по части догматической.

Так, Православная церковь не признает католического учения о сверхдолжных заслугах святых по которому великие католические святые, Учителя церкви оставили неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», чтобы затем грешники могли воспользоваться богатствами из нее для своего спасения.

Распорядителем богатств из этой сокровищницы является Католическая церковь и лично Понтифик.

В зависимости от усердия грешника Понтифик может брать богатства из сокровищницы и предоставлять их грешному человеку, поскольку своих собственных добрых дел для спасения у человека не хватает.

С понятием «сверхдолжные заслуги» непосредственно связано понятие «индульгенция», когда человек за внесенную сумму освобождается от кары за свои грехи.

В конце XIX века Римско-католической церковью был провозглашен догмат о непогрешимости папы римского. Согласно ему, когда папа (как глава Церкви) определяет её учение, касающееся веры или нравственности, он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.

Эта вероучительная безошибочность является даром Святого Духа, данным папе римскому как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не основывается на его личной безгрешности.

Догмат был официально провозглашён в догматической конституции Pastor Aeternus 18 июля 1870 года наряду с утверждением «ординарной и непосредственной» власти юрисдикции понтифика во вселенской Церкви.

Папа римский только один раз воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra: в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии. Догмат о безошибочности был подтверждён на II Ватиканском соборе (1962—1965) в догматической конституции о Церкви Lumen Gentium.

Ни догмат о непогрешимости папы римского,  ни догмат о Вознесении девы Марии Православная церковь не приняла. Также Православная церковь не признает догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии.

Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище – особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.

В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.

По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Католическая церковь учения о мытарствах не признает.

Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.

Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.

Окончательно утвердилось оно на так называемых «объединительных» соборах – Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1431-1439).

В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).

В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.

Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.

Источник: http://russian7.ru/post/chem-vsyo-taki-katoliki-otlichayutsya-ot-pr/

Принципиальные и обрядовые отличия православия от католицизма

В 1054 году произошло одно из важнейших событий в истории Средневековья — Великая схизма, или раскол.

И несмотря на то что еще в середине XX века Константинопольским патриархатом и Святым престолом были сняты взаимные анафемы, мир не объединился, и причиной тому стали как догматические различия между обеими конфессиями, так и политические противоречия, тесно связанные с Церковью на всем протяжении ее существования.

Такое положение вещей сохраняется даже при том, что большинство государств, где население исповедует христианство, и где оно пустило свои корни еще в античности, являются светскими и в них велика доля атеистов. Церковь и ее роль в истории стали частью национальной самоидентификации многих народов, несмотря на то, что представители этих народов часто не читали даже Писание.

Источники конфликта

Единая христианская церковь (в дальнейшем — ЕЦ) возникла в Римской империи в первых веках нашей эры. Она не была чем-то монолитным в ранний период своего существования.

Проповеди апостолов, а затем апостольских мужей ложились на сознание человека античного Средиземноморья, а оно существенно отличалось от такового у людей Востока.

Окончательно единая догматика ЕЦ выработалась в период апологетов, и на ее формирование помимо, собственно, Писания, оказала сильнейшее влияние греческая философия, а именно: Платон, Аристотель, Зенон.

Первыми богословами, выработавшими основы христианского вероучения, стали люди из различных уголков империи, часто имевшие за плечами личный духовный и философский опыт.

И в их трудах при наличии общей основы мы можем увидеть некие акценты, которые в дальнейшем станут источниками противоречий.

За эти противоречия и будут цепляться за власть имущие в государственных интересах, мало заботясь о духовной стороне вопроса.

Единство общей христианской догматики поддерживалось Вселенскими соборами, формирование клира как отдельного класса общества шло по принципу преемственности рукоположений от апостола Петра. Но предвестники будущего раскола уже явно просматривались хотя бы в таком деле, как прозелитизм.

В период раннего Средневековья в орбиту Христианства стали входить новые народы, и тут куда большую роль играло то обстоятельство, от кого народ принимает Крещение, нежели сам факт такового.

А это, в свою очередь, сильно отражалось на том, как сложатся отношения Церкви и новой паствы, ведь сообщество новообращенных не столько принимало вероучение, сколько входило в орбиту более сильной политической структуры.

Различие роли Церкви на востоке и на западе бывшей Римской империи было обусловлено разной судьбой этих частей. Западная часть империи пала под напором внутренних конфликтов и варварских набегов, и Церковь там фактически формировала общество.

Государства образовывались, распадались, создавались вновь, а римский центр притяжения существовал. Фактически Церковь на западе встала над государством, что и обусловило ее дальнейшую роль в европейской политике вплоть до эпохи Реформации.

Византийская империя, напротив, имела свои корни в дохристианской эпохе, и Христианство стало частью культуры и самосознания населения этой территории, но не заменяло эту культуру целиком. Организация восточных церквей шла по другому принципу — поместности.

Церковь организовывалась как бы снизу, это была община верующих — в противовес властной вертикали в Риме. Константинопольский патриарх имел первенство чести, но не законодательную власть (Константинополь не тряс угрозой отлучения от церкви как палкой для оказания влияния на неугодных монархов).

Отношение с последней реализовывались по принципу симфонии.

Дальнейшее развитие христианского богословия на востоке и на западе так же шло различным путем.

На западе получила распространение схоластика, пытавшаяся соединить веру и логику, что в конечном итоге привело к конфликту между верой и разумом в эпоху Ренессанса.

На востоке эти понятия не смешивались никогда, что неплохо отражает русская пословица «на Бога надейся, да сам не плошай». С одной стороны, это давало большую свободу мысли, с другой — не давало практики научного спора.

Таким образом, политические и богословские противоречия и привели к расколу 1054 года. Как он проходил — большая тема, достойная отдельного изложения. А сейчас мы расскажем, чем же отличается современное православие и католичество друг от друга. Отличия будут рассмотрены в следующем порядке:

  1. Догматические;
  2. Обрядовые;
  3. Ментальные.

Принципиальные догматические отличия

Обычно о них мало говорят, что и неудивительно: простому верующему до этого, как правило, нет дела. Но такие отличия есть, и часть из них и стала поводом к расколу 1054 года. Перечислим их.

Воззрения на Святую Троицу

Камень преткновения между православными и католиками. Пресловутое filioque.

Католическая церковь считает, что Божественная благодать исходит не только от Отца, но и от Сына. Православие же исповедует исхождение Святого Духа только от Отца и бытие Трех Лиц в единой Божественной сущности.

Взгляды на непорочное зачатие Девы Марии

Католики полагают, что Богородица является плодом непорочного зачатия, то есть была свободна от первородного греха изначально (напомним, что первородным грехом считается неповиновение воле Бога, и последствия ослушания Адамом этой воли мы ощущаем на себе до сих пор (Быт. 3:19)).

Православные не признают этого догмата, так как в Писании нет указаний на подобное, а выводы католических богословов основаны лишь на гипотезе.

Взгляды на единство Церкви

Православные под единством понимают веру и таинства, католики же признают Папу наместником Бога на земле. Православие считает вполне самодостаточной каждую поместную церковь (ибо она есть модель Вселенской Церкви), католичество во главу угла ставит признание власти Папы над ней и всеми сторонами жизни человека. Папа в воззрениях католиков непогрешим.

Читайте также:  Молитва параскеве пятнице о замужестве

Постановления Вселенских соборов

Православные признают 7 Вселенских соборов, а католики — 21, последний из которых состоялся в середине прошлого века.

Догмат о Чистилище

Присутствует у католиков. Чистилище представляет собой место, куда отправляются души умерших в единстве с Богом, но не расплатившиеся при жизни за грехи. Считается, что молиться за них должны живые люди.

Православные не признают учения о чистилище, полагая, что судьба души человека находится в руках Божьих, но молиться за умерших можно и нужно.

Окончательно данный догмат был утвержден только на Ферраро-Флорентийском соборе.

Различие во взглядах на догматы

Католическая церковь приняла созданную кардиналом Джоном Ньюменом теорию догматического развития, согласно которой Церковь должна четко словесно формулировать свои догматы. Необходимость в этом возникла для противодействия влиянию протестантских деноминаций.

Проблема эта достаточно актуальна и широка: протестанты чтут букву Писания, причем часто — в ущерб его духу. Католические богословы поставили перед собой трудную задачу: сформулировать догматы с опорой на Писание так, чтобы исключить эти противоречия.

Православные же иерархи и богословы не считают нужным как-то четко излагать догматику вероучения и развивать ее. В представлении православных церквей буква не дает полного понимания веры и даже ограничивает это понимание. Церковное Предание является достаточно полным для христианина, а собственный духовный путь может быть у всякого верующего.

Внешние отличия

Это то, что бросается в глаза в первую очередь. Как ни странно, но именно они, несмотря на свою не принципиальность, становились источником не только малых конфликтов, но и больших потрясений. Характерно это было равно для православной и католической церквей, отличия внутри которых хотя бы касательно взглядов иерархов провоцировали возникновение ересей и новые расколы.

Обряд не являлся чем-то статичным никогда — ни в период раннего христианства, ни во время Великой схизмы, ни в период раздельного существования. Более того: иногда в обряде происходили кардинальные изменения, но к единству церкви они никак не приближали. Скорее, наоборот, каждое нововведение откалывала от той или иной церкви часть верующих.

Для иллюстрации можно взять церковный раскол в России XVII века — а ведь Никон стремился не расколоть русскую церковь, а, наоборот, объединить Вселенскую (честолюбие у него, конечно, зашкаливало).

Также неплохо вспомнить — при введении ordus novo (службы на национальных языках) в середине прошлого века часть католиков не приняла этого, считая, что мессу надо служить по Тридентскому обряду. В настоящее время католики пользуются следующими видами обрядов:

  • ordus novo, стандартная служба;

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/printsipialnye-i-obryadovye-otlichiya-pravoslaviya-ot-katolitsizma.html

Отличие католической церкви от православной

Чем католики отличаются от православных? Этот вопрос очень часто задают верующие как одной, так и другой конфессий. Продиктован он бывает разными причинами: и обычным любопытством, и желанием разобраться в истории христианства.

Но больше всего вопрос отличия католической церкви от православной волнует, как это ни странно, последователей этих двух религий ‑ ведь всегда интересно разобраться, из-за чего начались противоречия и произошел великий церковный раскол.

Для полноты картины следует прояснить, что, помимо католичества и православия, существует еще третья ветвь христианства ‑ протестантизм. Все они имеют догматические отличия, из-за которых и возникло отсутствие христианского единства.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что католическая церковь, как и православная, считает себя вселенской, то есть распространившейся по всему миру.

Католическая церковь ‑ единая: все ее части в разных странах исповедуют одно и то же вероучение, находятся в тесном общении и взаимодействии между собой и признают своим единственным главой Римского Папу. Теперь можно перейти к отличиям православной церкви от католической.

Чем католики отличаются от православных — догматические отличия

Самые главные отличия католической церкви от православной, которые стали причиной противоречий, приведших к расколу ‑ догматические.

Что такое догматы? В христианской практике догмат ‑ это некая истина, в той или иной мере открывающая сущность Бога, Богородицы, других вопросов веры и церковного устроения (например, догмат о трех лицах Святой Троицы).

Догмат отличается бескомпромиссностью подачи ‑ может быть только так и никак иначе, и должен восприниматься верующими во всей его полноте. Существует несколько догматов, вера в которые и составляет основное отличие православной церкви от католической.

Главное противоречие ‑ католическое учение филиокве, или догмат об исхождении Духа Святого и от Бога Отца, и от Бога Сына. Напомню, что православие исповедует исхождение Святого Духа только от Отца. Второй важный догмат ‑ Непорочное Зачатие Девы Марии, исповедуемое католиками.

Он утверждает, что Мария родилась без первородного греха, свойственного всем людям, православная же церковь опровергает это, считая, что подобное утверждение принижает подвиг Пречистой Девы, Которая была рождена обычным человеком, но Своей святости достигла исключительно благодаря Своему смирению. Третий догмат, определяющий отличие католиков от православных ‑ непогрешимость Папы Римского.

Внешние отличия православной церкви от католической веры

Еще одно существенное противоречие, исповеданием которого католики отличаются от православных ‑ догмат о чистилище.

Чистилищем называется такое состояние, при котором душа, недостойная Рая, но не заслужившая адских мучений, пребывает в некоем подвешенном состоянии.

Пока душа находится в чистилище, она может приносить Богу раскаяние и рассчитывать на помилование. Согласно католической вере, этому способствуют и усердные молитвы оставшихся на земле близких.

Внешние отличия католической церкви от православной тоже весомы, но не настолько принципиальны, как догматические.

Среди них ‑ причастие только Телом (в православии ‑ Телом и Кровью), допуск детей до причастия только с 10-12 лет (в православии ‑ с момента крещения), внешние отличия в проведении богослужений и устроении храмов.

Однако, следует отметить, что католическая вера разделена на два направления ‑ латинского и восточного обряда (греко-католики), и внешних отличий между православными и католиками восточного обряда намного меньше, чем с католиками латинского.

Источник: https://www.sudba.info/otlichie-katolicheskoj-cerkvi-ot-pravoslavnoj/

Православие и католицизм:в чём основные отличия

Официально разделение христианской церкви на Восточную (Православную) и Западную (Римско-Католическую) случилось в 1054 году, при участии папы Льва IX и патриарха Михаила Керулария. Оно стало финалом в противоречиях, давно назревших между двумя религиозными центрами распавшейся к V веку Римской империи – Рима и Константинополя.

Между ними наметились серьёзные разногласия как в области догматики, так и в части организации церковной жизни.

После перенесения столицы из Рима в Константинополь в 330 году на первый план в общественно-политической жизни Рима стало выдвигаться духовенство. В 395 году, когда империя фактически распалась, Рим стал официальной столицей западной ее части. Но политическая нестабильность вскоре привела к тому, что фактическое управление этими территориями оказалось в руках епископов и папы.

Во многом это стало поводом для притязаний папского престола на главенство над всею христианской Церковью. Притязания эти были отвергнуты Востоком, хотя с первых веков христианства авторитет римского папы на Западе и на Востоке был очень велик: без его одобрения не мог открываться и закрываться ни один вселенский собор.

Культурные предпосылки

Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.

Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.

Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».

Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.

Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.

Основные отличия

На сегодняшний день католицизм имеет много обрядовых и догматических отличий от православия, но мы рассмотрим самые важные.

Первое отличие состоит разном понимании принципа единства Церкви. В Православной церкви нет единого земного главы (главой её считается Христос). В ней есть «предстоятели» – патриархи поместных, независимых друг от друга Церквей – Русской, Греческой, и т.д.

Католическая же церковь (от греческого «кафоликос» – «всеобщий») одна, и основанием своего единства считает наличие видимого главы, коим является Папа. Этот догмат называется «примат (первенство) Папы Римского». Мнение Папы Римского по вопросам веры признаётся католиками «непогрешимым» – то есть, безошибочным.

Также католическая церковь добавила к тексту Символа Веры, принятому на Никейском Вселенском Соборе, фразу об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («филиокве»). Православная церковь признаёт исхождение только от Отца. Хотя отдельные святые отцы Востока признавали «филиокве» (например, Максим Исповедник).

Жизнь после смерти

Помимо этого в католицизме принят догмат о чистилище: временном состоянии, в котором пребывают после смерти души, не готовые к раю.

Дева Мария

Важным расхождением также является то, что в католической церкви есть догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, утверждающий изначальное отсутствие в Богородице первородного греха. Православные, прославляя святость Божьей Матери, считают, что он Ей был присущ, подобно всем людям. Также этот католический догмат вступает в противоречие с тем, что Христос был наполовину человеком.

Индульгенция

В средние века в католицизме оформилось учение о «сверхдолжных заслугах святых»: «запасе добрых дел», которые совершили святые. Церковь распоряжается этим «запасом», дабы восполнить недостаток «добрых дел» раскаявшихся грешников.

Отсюда выросло учение об индульгенциях – освобождении от временного наказания за грехи, в которых человек покаялся. В эпоху Возрождения бытовало неверное понимание индульгенции как возможности отпущения грехов за деньги и без исповеди.

Целибат

Католицизм запрещает брак священнослужителям (целибатное священство). В Православной церкви брак запрещен лишь для монашествующих священников и иерархов.

Внешняя часть

Что касается обрядов, то в католицизме признается как богослужение латинского обряда (месса), так и византийского (у грекокатоликов).

Литургия в Православной церкви служится на просфорах (квасном хлебе), католическое богослужение – на пресном хлебе (опресноках).

У католиков практикуется Причащение под двумя видами: только Телом Христовым (для мирян), и Телом и Кровью (для священнослужителей).

Крестное знамение католики полагают слева направо, православные – наоборот.

Постов в католицизме меньше, и они мягче, чем в православии.

В католическом богослужении используется орган.

Несмотря на эти и другие расхождения, которые накапливались веками, у православных и католиков очень много общего. Более того – что-то было заимствовано католиками с Востока (например, учение о вознесении Богородицы).

Почти все поместные православные церкви (кроме Русской) живут, как и католики, по григорианскому календарю. Обе конфессии признают Таинства друг друга.

Разделение Церкви – историческая и непреодоленная трагедия христианства. Ведь Христос молился о единении Своих учеников, коими являются все, кто стремится исполнять Его заповеди и исповедует Его Сыном Божиим: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино – да уверует мир, что Ты послал Меня».

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/62294-pravoslavie-i-katolicizmv-chyom-osnovn.html

Ссылка на основную публикацию