Собор петропавловский казань: история, расписание богослужений, адрес

Казанский петропавловский собор — древо

Собор Петропавловский Казань: история, расписание богослужений, адрес

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Казанский Петропавловский собор, 21 мая 2007 г. Фотография Василия Шелёмина, с сайта Соборы.ру

Казанский собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, кафедральный собор Казанской епархии

История строительства собора связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме купца и промышленника Ивана Афанасьевича Михляева.

В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки, существовавшей с 1565 года, построить новый каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году.

Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается.

Храм был построен в течении трех лет и 3 апреля 1726 года состоялось его освящение митрополитом Казанским Сильвестром (Холмским). В том же году была построена отдельно стоящая шестиярусная 49-метровая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич.

Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, теплый храм на первом этаже — в честь Сретения Господня.

Собор много пережил: он горел в 1742, 1749, 1815, 1842 годах, а в 1774 году был разграблен пугачевцами.

Особенно сильно он пострадал после пожара 1815 года, когда выгорел нижний храм и северные приделы на первом и втором этажах, но в верхнем храме уцелел главный двадцати пяти метровый иконостас собора в семь ярусов, богато убранный в духе русского барокко и покрытый сусальным золотом. Он был изготовлен в 1723 — 1726 годах казанскими мастерами во главе с резчиком Гусевым, после пожара 1815 года был обновлен художником Василием Туниным.

В 1824 — 1825 годах была произведена реконструкция храма, осуществленная за счет средств соборного старосты, казанского купца Саввы Степановича Зайцева, — деда выдающегося ученого-химика Александра Михайловича Зайцева. С 1841 года, почти целое столетие, старостами собора избирались представители другой знаменитой купеческой семьи – Унжениных.

Казанский Петропавловский собор, дореволюционная фотография

К середине 1870-х годов собор сильно обветшал, основной причиной этого было разрушение фундамента, а колокольня даже стала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора.

Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора, протоиерей Петр Малов, организовали в 1888 — 1890 годах масштабную реконструкцию храма. Проект реконструкции составил архитектор Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, бывший впоследствии смотрителем здания храма Христа Спасителя в Москве.

Он скрупулезно, по детальным рисункам и чертежам, восстановил первоначальный облик собора. В ходе реконструкции были разобраны и вновь выстроены придельные храмы, паперти, лестницы, под колокольню подведен новый фундамент, восстановлена уникальная лепнина фасадов. В это же время на колокольне были установлены часы известного мастера Петра Ионовича Климова.

Эти работы стали одним из первых в России примеров высокопрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Благодаря этой реконструкции собор сохранился до начала XXI века практически в первозданном виде.

С 1894 года при храме действовало приходское попечительство. В 1904 году приход включал 21 двор, 105 человек. Причт состоял из настоятеля в сане протоиерея, диакона и двух псаломщиков.

К началу XX века в соборе был устроен небольшой придельный храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», после 1904 года он был надстроен вторым этажом, престол в котором был освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На начало 2010-х годов эти придельные храмы не действовали.

В советское время собор продолжал действовать до 1939 года. В 1930 году были сняты с колокольни, разбиты и вывезены колокола, разобран и вывезен механизм башенных часов. Богослужебная и храмовая утварь, драгоценные оклады икон были изъяты властями и, в результате, бесследно исчезли.

Спасти собор от полного разрушения помогло лишь то, что внутреннее помещение храма использовались для размещения партийного архива. Но здание было лишено своего первоначального облика. Многие святыни священнослужителями и верующими были перенесены в действующий храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Среди них были и мощи казанского святителя Гурия.

В 1964 году в передней части нижнего храма Петропавловского собора был открыт планетарий, в средней части расположены различные выставки, в притворе — гардероб, а в алтаре — второй выход на улицу и туалет. В 1967 году в верхнем храме размещены реставрационные мастерские Государственного музея Татарской АССР.

Ризницу занял архив музея, а в алтаре был устроен конференц-зал. Перед иконостасом реставраторы поставили бильярд. Проигравшие на нем кием сбивали резные украшения с иконостаса, поэтому практически вся резьба в нижней части и на Царских вратах была утрачена.

Притвор разделили на множество мелких комнат, а в приделах разместились художественные мастерские.

В 1970-80-х годах было проведено два ремонта внешних стен собора с их окраской и восстановлением утраченных деталей. В 1976 году московскими художниками под руководством И.П. Ярославцева были отреставрированы иконы на внешних стенах собора.

13 июля 1989 года, благодаря трудам епископа Казанского и Марийского Анастасия и активности верующих, храм был возвращен Русской Православной Церкви. 25 июля этого же года собор был торжественно освящен.

Внешний вид храма был плачевным: со стен кусками обваливалась роспись, в некоторых местах не было крыши, а в задней части верхнего храма из потолка даже выпадала кладка. Много сил и средств пришлось отдать для того, чтобы привести храм в надлежащий вид.

Серьезной реставрации подвергся иконостас верхнего храма, восполнена утраченная золоченая резьба и воссозданы Царские врата. В притворе верхнего храма восстановлена живопись и лепнина свода. Иконостас и роспись в нижнем храме были сделаны заново.

Архитектура

Общая композиция собора построена по схеме восьмерик на четверике: на высоком подклете, являющемся тёплым храмом, поставлен двусветный четырёхгранник с восьмериком, завершённым барочным куполом с двумя главками. Храм и колокольня выполнены в стиле так называемого русского, или «нарышкинского», барокко, распространенного в России в конце XVII — первой половине XVIII века. С запада к храму примыкает трапезная.

Высота собора 52 метра. С западной и северной стороны подклета к зданию примыкает аркада галереи, крыша которой служит гульбищем, с двумя широкими лестницами. В восточном торце северной галереи расположены друг над другом приделы зимней и летней церквей, перестроенные в 1888 — 1890 годах.

Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками, пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками с фронтончиками в виде «петушьих гребешков», городковыми и сильно профилированными карнизами, растительным лепным орнаментом.

Основным декорационным мотивом служит обвивающая стволы колонок виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами.

Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани восьмерика, заполняя плоскости по обе стороны окон.

На восточном фасаде собора одно окно в восьмерике заложено; когда-то его нишу занимала большая икона «Богоматерь на троне в окружении святых».

Два ряда икон в узорных резных рамках расположены также в простенках между окнами верхнего света на южном и северном фасадах четверика. Такие же «писанные по жести» иконы служили украшением ниш над входами в храм и придел.

Шахматное покрытие крыш и куполов, полихромия всех элементов и декора фасадов завершают пышное оформление Петропавловского собора в стиле «украинского барокко».

Фасады колокольни в сравнении с собором решены скромнее.

Основными элементами служат раскрепованные профилированные карнизы, одинарные или наложенные на лопатки пилястры сложного ордера, арочные ниши звонов с архивольтами, полубалясины и лепной растительный декор.

Полихромия декора фасадов на фоне монохромных охристых стен, пропильные железные свесы карнизов составляют характерную особенность барочного оформления Петропавловского собора и колокольни.

Ограда территории собора с юга построена в 1850 году по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского.

Святыни

В синодальный период в храме пребывали местночтимые иконы:

В настоящее время:

Настоятели, ключари

  • Петр Малов (упом. 1880-е)
  • Иоанн Горизонтов (1896 — упом. 1904)
  • кон. XX — нач. XXI — митрополиты Казанские
    • Сергий Титов (упом. 2015)

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13672068.html

Собор Петра и Павла, Казань: сказочный храм в подарок императору

Старинный город Казань. Петропавловский собор является небывалым по высоте и роскоши вечным памятником, рассказывающим нам о знаменательном событии, которое произошло ещё в далёком 1722 году.

30 мая православная Казань торжественно встречала Императора Всея Руси Петра 1. Но начнём всё по-порядку.

С чего все началось

Ещё в 1565 году (вдумайтесь в эту дату!) в городе была построена деревянная церковь Петра и Павла, в которой проходили службы для верующих христиан.

Амбициозный царь Пётр 1, расширяя территорию Русского государства, трижды побывал в Казани: первый визит произошёл в 1695 году, когда Петром 1 совершался Азовский поход.

Позже был второй — в 1708 году — на открытии в Казани на Волге крупного адмиралтейства.

И в третий раз, осуществляя свой поход в Персию или, как его ещё называют историки, Каспийский поход, император Пётр 1 опять побывал в Казани.

В этот раз он гостил в доме известного в городе благотворителя, купца Ивана Михляева, знаменитого владельца суконной фабрики. Его двухэтажный дом располагался прямо около древней небольшой Петропавловской церкви.

Бывает и так!

В эти дни Петру 1 исполнялось 50 лет. И этот праздник он отметил в Казани. На память о таком знаменательном событии и выражая признательность царю за оказанное доверие, так как он отдал купцу в управление убыточные производства, фабрикант и задумал возвести роскошный каменный собор во имя святых Петра и Павла.

Используя все возможные местные силы, храм возводили четыре года. Но при строительстве неправильно были учтены пропорции высотного здания, и в итоге, однажды ночью купол церкви, которую строили несколько лет, попросту обрушился. Конечно, это ужасное событие стало для строителей полнейшей неожиданностью.

Но нет худа без добра. Прослышав о таких неприятностях, связанных со строительством храма в Казани, Пётр 1, долго не раздумывая, отдал свой царский приказ. И на помощь к Казанским строителям прибыли Московские умельцы, прихватив с собой, опять же, по царскому указу, и флорентийских зодчих.

И вот уже в 1726 году состоялась торжественная церемония освящения нового Петропавловского собора. Об этом значимом для всех событии была сделана памятная надпись на кресте, который до революции, сохранялся в обширной ризнице православного собора.

Возрождение святынь — дело народное

За годы своего существования храм пережил 4 страшнейших пожара, а в 1774 году он был почти полностью разграблен в дни восстания Пугачёва. Всё это наносило ему огромный урон, но каждый раз усилиями и пожертвованиями прихожан собор Петра и Павла в Казани восстанавливали.

Так, в 1815 году случился сильнейший пожар. Огонь уничтожил нижний храм весь и приделы на двух первых этажах, а огромный иконостас основного храма, сохранился только чудом.

Возрождение святынь происходило в основном на деньги богатых прихожан. После бедствия 1815 года большую денежную сумму на восстановление пожертвовал купец Зайцев, а в 1824 году после ещё одного такого же бедствия благодетелем стал купец Унженин.

На протяжении всего 19-го столетия потом его потомки заботились о благополучии значимого городского храма и, одновременно, исторического памятника.

Постоянно проходил сбор пожертвований на поддержание собора в приглядном виде, и к 1864 году для этого набралась приличная сумма.

На эти деньги был воссоздан в первоначальном виде иконостас: это стоило 11000 серебряных рублей. Алтарь тоже переродился: в нём были возрождены престол, жертвенник и прекрасная резная сень, покрытая золотом. Она возвышалась над стоящим в середине алтаря престолом и поддерживалась четырьмя колоннами.

Стенные изображения, украшенные лепниной, как сильно пострадавшие от времени и страшных пожаров, тоже были обновлены. Эти работы стоили 1225 рублей.

Но восстановление коснулось лишь внутреннего убранства собора. В то же время его стены так обветшали, что в любой час и миг могли просто рухнуть, и тогда на месте Казанского храма Петра и Павла остались бы только руины.

Настоятель Петропавловского собора по крупицам собирал деньги для внешних работ по восстановлению храма. Он лично отдал на это 18000 рублей собственных денег.

Читайте также:  Молитва, что бы бросить курить - православные иконы и молитвы

И в 1889 году началось грандиозное возрождение Казанской святыни по проекту, предложенному архитектором М.Литвиновым. Известно, что в дальнейшем он стал смотрителем Московского здания Храма Христа Спасителя.

Подарок, переживший столетия

В это же время полностью разобрали и снова сложили из кирпича двухэтажный придел с севера, перестроена открытая западная галерея. Самой главной задачей строителей было аккуратное подведение под ветхие стены обновляемой колокольни и самого храма совершенно нового основания — фундамента.

Попутно были устранены все трещинки в старых стенах, а ветхие, начавшие уже крошиться от времени камни, были заменены на новые. Благодаря этой ювелирной работе мастеров-строителей, Казанский собор Первоверховных апостолов Петра и Павла вот уже несколько веков является одной из главных достопримечательностей города.

В это же время мастера обновили всю внешнюю лепнину и все иконы, а их 87, на фасаде здания и ещё 4 украшало колокольню.

Также была обновлена позолота на крестах, а кровлю окрасили двумя цветами в шахматном порядке.

Под полом самого нижнего этажа поместили печь, которая давала по трубам тепло в верхний храм. В окнах появились цветные стёкла, они повторяли форму креста.

Под колокольней внизу находилась часовня, служившая фамильным склепом Михляева — создателя собора святых Петра и Павла. Там всё обновили, и выглядеть она стала, примерно так, как и раньше.

На колокольне с давних пор размещались часы. Со временем от них остался только неработающий циферблат. Поэтому на это место поместили новые, отсчитывающее время куранты.

Вход на колокольню был отдельный. Улицу перед собором выложили булыжником, а кованая ограда была красиво украшена иконами.

Что здесь было раньше

До революции 10 колоколов созывали верующих на Службы в храм. На некоторых были памятные надписи с указанием мастера и веса колокола. В ризнице церкви хранились многочисленные святыни из закрытых в те годы религиозных строений.

Это были, например, 3 напрестольных креста с вставками из жемчуга, богато украшенные многочисленными изумрудами и другими драгоценными камнями; Евангелие существующее с 1681 года с пятью дробницами. Так называются миниатюрные вставки, украшающие переплёт книги. Это Евангелие было украшено синим яхонтом и другими камнями-самоцветами.

Михляев тогда пожертвовал своему творению серебряное изящное кадило, по форме своей повторяющее собор и другую богато украшенную церковную утварь, великолепные произведения искусства.

Значимой ценностью Петропавловской церкви считается лжица Петра 1. Лжица — это специальная ложка из золота, серебра, олова или другого металла с крестом на конце. Чаще всего она использовалась при проведении причастия в наших храмах. Эту лжицу лично Пётр 1 подарил купцу Михляеву как хозяину, принимавшему его в своём доме.

Аналойная икона святых Петра и Павла, огромное паникадило, состоявшее из 5 ярусов и весившее 800 килограмм, оно освещало церковь своими 40 свечами — все эти вещи пожертвовал купец Михляев.

Конечно же, в храме торжественно сохранялись и почитались верующими многие древние иконы. В настоящее время судьба многих реликвий не известна.

Настал 1917 — год переворота

Начиная с Екатерины 2, в своё время в Петропавловский собор Казани нанесли визит почти все императоры государства Российского, кроме Николая 2. Там побывали многие известные люди прошлых лет независимо от того, к какой вере они привержены. Это и Александр Дюма, описавший Петропавловский храм в одном из своих романов, и Александр Пушкин, а в церковном хоре пел сам Фёдор Шаляпин!

Сразу после произошедшей в России революции храм оставался открытым для верующих. Но в 1930 году произошло событие, повлекшее за собой катастрофические последствия. За антисоветскую деятельность арестовали настоятеля собора. Эта «деятельность» состояла в том, что протоиерей попросил материальной помощи у бывшего гражданина Казани Унженина, который после революции перебрался жить в Китай.

Унженин прислал денег, община получила помощь, но священнослужителя отправили за это в исправительный лагерь. И тут началось! Вдруг решено было храм срочно закрыть, так как нужны были дополнительные жилплощади, а также помещения для организаций.

На первом этаже огромного здания планировалось устроить антирелигиозный музей, а на втором — установить астрономический маятник Фуко и проводить лекции и другие мероприятия. В это же время шло постепенное закрытие всех окрестных монастырей и храмов, поэтому все святыни, иконы, всю утварь приносили сюда, в ещё работающий Петропавловский собор.

В 1939 году храм прекратил свою работу. В здании разместился архив партии, позже — планетарий. Религиозную общину перевели в Кладбищенскую церковь, которая до этого пустовала. В верхнем храме установили бильярд, а там, где был алтарь, теперь находился зал для собраний.

Святыни собора

Так длилось примерно 50 лет. В конце 80-х годов 20 века собор вернули Епархии Казани. Его освящение состоялось в 1989 году.

Сразу же, в первую очередь была восстановлена резьба семиярусного иконостаса — главного 25 метрового украшения храма, обновлены царские врата и, насколько это было возможно, восстановлены кровля и фасад.

Источник: http://otpusk-zdorovo.ru/kazan-petropavlovskij-sobor/

Петропавловский собор Казани

Петропавловский собор в Казани является одним из красивейших памятников русского барокко первой половины XVIII века.

Храм входит в число православных центров Татарстана и является знаковой архитектурной культурно-исторической, архитектурной достопримечательностью Казани.

История

Собор построен в 1723–1726 годы на месте бывшей Петропавловской церкви. Возводился он как обычный приходской храм, однако быстро обрел широкую известность: его обликом восхищались российские императоры, деятели искусства и культуры. Между тем архитектор этого великолепия до сих пор неизвестен.

Благотворителем храма выступил купец Иван Михляев, он решил возвести роскошный собор вместо старой деревянной церкви в память о посещении его дома и города Петром I в 1722 году. Тот самый дом Михляева XVII века можно увидеть и сейчас: находится он у западной стороны храма, и ранее был соединен с ним прямым ходом.

Поскольку за основу высокого храма был взят стандартный план, на последнем этапе строительства свод все-таки не выдержал нагрузки и обрушился. Происшествие обошлось без жертв. Строительство завершили мастера, присланные самим царем.

Даже после революции собор удалось сохранить, хотя колокола были разбиты, а церковные драгоценности конфискованы. В храме разместился партийный архив, а позже — реставрационные мастерские, планетарий.

В 1989 году Петропавловский собор передали церкви, тогда же храм был освящен епископом Казанским и Марийским Анастасием, начались масштабные восстановительные работы — здание находилось в руинированном состоянии.

Сейчас здесь регулярно проходят богослужения.

Архитектура Петропавловского собора в Казани

Двухъярусный храм высотой 52 метра — один из самых высоких в Поволжье. Петропавловский собор стоит на горе, так что его хорошо видно даже издалека.

Уникальна и сама конструкция храма: его купольный свод имеет высоту 38 метра над полом бесстолпного зала. Это на 3 метра выше центрального нефа Собора Парижской Богоматери. Возможность такой конструкции практически невероятна.

Храм имеет два парадных крыльца (с юго-западной и с северной стороны). По всему периметру собор огибает открытая галерея, так называемое «гульбище». Подобные детали присутствовали в архитектуре некоторых храмов. Такая галерея давала возможность людям, в первую очередь паломникам, укрыться от непогоды, отдохнуть, поесть.

Колокольня собора Петра и Павла

Возле храма стоит колокольня, примыкающая к его алтарной части. Сама звонница своей легкостью и фигурностью напоминает сказочный терем. В ее предпоследнем ярусе в конце XIX века были установлены часы, которые работают и по сей день.

Высота Петропавловской колокольни — 49 метров.

Колокольня включает шесть ярусов. В нишах на втором ярусе изначально располагались изображения евангелистов. Часы на предпоследнем ярусе установлены к 1890 году, их создал мастер П. И. Климов.

В плане декора колокольня, также выполненная в барочном стиле, не уступает собору.

Недавно на колокольне был установлен новый колокол ярославского литья весом 3 тонны.

Убранство собора

Петропавловский собор украшен великолепной лепниной с преобладанием растительных мотивов (цветы и плоды). За эту особенность храм даже прозвали «каменными висячими садами Казани».

По линии галереи можно увидеть ещё одну архитектурную изюминку — крупные старинные изразцы. Это единственный храм в Казани, где сохранилась подобная деталь.

Уникален и великолепный семиярусный иконостас, современник собора. По богатству резьбы ему нет равных во всей России. 

Иконостас Петропавловского собора

Украшением храма по праву считается семиярусный иконостас: его общая высота — 25 метров. Создавался он специально для возрожденного храма. Золоченую резьбу выполнил мастер Гусев. В иконостас в основном входят поновленные иконы, единственная сохранившаяся без поновлений — святых Петра и Павла.

Святыни собора

Главные святыни храма — мощи святых и не менее чтимые древние иконы.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/kazan/temples/17765

Петропавловский собор в Казани: режим работы и стоимость билетов — лето 2018, история храма и главные святыни

еще фотографии →

Петропавловский собор является одним из самых ярких архитектурных памятников Казани, это образец храма петровской эпохи, того времени, когда по всей России строились церковные здания в стиле русского барокко. Петропавловский собор расположен на возвышенном месте на улице Мусы Джалиля, которая раньше называлась Петропавловской. Это самая высокая церковь Казани, ее высота составляет 52 метра.

В соборе побывали все русские императоры, начиная с Екатерины II, кроме Николая II. Храм посещал А.С. Пушкин, а в хоре пел Федор Шаляпин.

Режим работы Петропавловского собора в Казани — лето 2018

Открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Круглый год открыты зимний (нижний) и летний (верхний) храм. В летнем храме сохранились наиболее ценные подлинные росписи и иконостас 18 века.

Стоимость билетов в Петропавловский собор в Казани — лето 2018

Петропавловский собор является действующим храмом. Вход бесплатный.

Из истории

О Петропавловской церкви было известно еще в 1565 году, тогда на этом месте был деревянный храм. С 27 по 30 мая 1722 года в Казань перед Персидским походом приехал Петр Первый, остановившись в доме купца Ивана Афанасьевича Михляева, дом которого находилcя во дворе Петропавловской церкви.

30 мая в доме Ивана Михляева Петр Первый отпраздновал свой 50-й День рождения. В честь этого события и в знак благодарности за передачу ему убыточных Суконных мануфактур Михляев решил построить каменный Петропавловский собор на месте старой деревянной церкви.

В течение четырех лет храм возводился казанскими мастерами по традиционному плану посадских церквей. Но ими не была учтена высота храма и эта ошибка привела к тому, что ночью произошло обрушение свода.

Узнав об этом государь прислал в Казань московских мастеров, есть также предположение, что с ними прибыли и флорентийские зодчие.

Собор был построен быстро и уже в 1726 году он был освящен во имя Святых Петра и Павла.

За свою историю собор много раз страдал от пожаров, а в 1774 году он был разграблен войском Емельяна Пугачева. Во время пожара 1815 года выгорел нижний храм и северные пределы на 1-м и 2-м этажах. Иконостас уцелел, хотя и сильно пострадал. Реконструкция собора была выполнена в 1824-1825 годы на средства соборного старосты Саввы Зайцева.

К 1880 году стал разрушаться фундамент храма, сильно обветшали многие детали его декора, а колокольня даже начала крениться. Староста Петр Унженин и настоятель храма Петр Малов в 1888 – 1890 годах организовали реконструкцию, в ходе которой были разобраны старые и построены новые придельные храмы, лестницы и паперти.

Под колокольню подвели новый фундамент и были обновлена лепнина на фасадах. Тогда же установили часы на колокольне, выполненные известным часовым мастером Петром Ионовичем Климовым.

Это была высокопрофессиональная реконструкция памятника архитектуры, которая позволили сохранить его в почти неизменном виде до нынешних времен.

Собор был закрыт для богослужений в 1939 году и с этого времени он оставался памятником архитектуры, а в 50-80 годы в нем размещался планетарий. Благодаря активности верующих и епископа Казанского и Марийского Анастасия храм был возвращен верующим в 1989 году.

Архитектура

Храм построен в стиле русского барокко и выглядит особенно привлекательно благодаря наличию большого количества фасадных деталей и растительных орнаментов яркой окраски.

Читайте также:  Храм воскресения словущего на успенском вражке, адрес и расписание

Чтобы войти в собор, надо подняться по широкой высокой лестнице. С нее открывается прекрасный вид на город и реку Волгу.

Собор имеет нижний храм во имя Сретения Господня, в котором хранятся мощи святителя Ефрема, который будучи патриархом всея Руси благословил войско Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского на ратный подвиг, а также венчал на царство Михаила Федоровича Романова.

Иконостас Петропавловского собора

Петропавловский собор славится своим семи ярусным 25-ти метровым иконостасом, изготовленным в 1723-1726 годах и богато украшенным в стиле барокко.

Великолепная барочная золоченная резьба иконостаса изготовлена казанскими мастерами во главе с резчиком Гусевым. Все иконы выполнены на золотом фоне. После пожара 1815 года иконостас восстановлен художником Василием Туниным.

Из всех икон иконостаса только храмовая икона св. Первоверховных апостолов Петра и Павла сохранилась без поновлений.

Главные святыни Петропавловского собора

  • Чудотворная Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери, переданная в собор из церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище
  • Мироточивая Иверская икона Божией Матери в нижнем храме
  • Мощи преподобных Ионы и Нектария, отца и сына, бывших бояр Застолбских
  • Мощи митрополита Казанского Ефрема
  • Мощи епископа Иерусалимского Арсения

Официальный сайт Петропавловского собора в Казани

vk.com/petropavlovskysobor.

Петропавловский собор имеет статус кафедрального собора и является центром духовной жизни города Казани.

Источник: https://TripGuide.ru/page_16640.htm

О петропавловском соборе казань: официальный сайт, расписание богослужений

При слове «собор» сразу представляется некое величественное здание, известная достопримечательность города, с помпезными колоннами и красивыми куполами.

Что означает собор?

На старославянском языке это слово означало собрание, съезд людей, на котором обсуждались проблемы, связанные с церковной, а позже и светской жизнью.

Сегодня собором называют главный храм города или монастыря, в котором проводят богослужение высшие духовные лица. Если имеется «кафедра» (лат. Cathedra -трон, кресло), на которой восседает епископ, такой собор называется Кафедральным.

Еще одно отличие от церкви в том, что собор — это всегда масштабное строение, довольно вместительное, для проведения в нем значимых богослужений для широкого круга прихожан.

Понятие собора как собрания сегодня также имеет место быть в церковном понимании. Церковный собор — собрание представителей церквей для решения насущных проблем религиозной жизни и вопросов вероисповедания.

Петропавловский Собор Казань

Петропавловский собор в Казани: история

Исторически считается, что Казанский Собор Петра и Павла начал строиться после посещения города Казани императора Петром I, прибывшим на постой к купцу Михляеву. Чтобы увековечить это событие, купец задумал заложить из камня 2-х этажный храм на месте древней церквушки.

Спустя четыре года, после некоторых архитектурных фиаско и возобновления строительства, в 1726 г. в Казани был построен красивейший архитектурный экземпляр своего времени — Петропавловский собор.

На территории была возведена высокая колокольня, где впоследствии разместили фамильный склеп семьи Михляева.

В том, что этот памятник архитектуры не был разрушен до конца и сохранил свое историческое обличие, огромная заслуга служителей духовенства и настоятелей храма. Собор Петра и Павла Казань неоднократно подвергался пожарам и разрушениям, но всегда восстанавливался и был пригоден к службе.

Масштабная реставрация проводилась в 1825 и 1890 годах. При последней реставрации был полностью восстановлен первоначальный облик храма. Скурпулезная работа проводилась на протяжении двух лет, храм восстанавливали в мельчайших деталях по имеющимся рисункам.

Благодаря такой реконструкции на сегодня храм представлен по большей части в первозданном виде.

В 1939 г. храм закрыли, некоторое время в нем располагался городской планетарий. А в 1989 г. при давлении общественности и Казанского духовенства он был возвращен прихожанам.

Архитектура

Храм Петра и Павла в Казани построен в стиле русского барокко, отличается яркими орнаментами, лепниной и множеством интересных деталей фасада.

Орнаменты

Петропавловский собор находится на некотором возвышении, что еще добавляет стати и величия. Ансамбль состоит из 2 храмов: верхнего и нижнего, открытой галереи, колокольни. Перед входом в здание располагается масштабная лестница, с великолепным видом на город.

Высота колокольни Петропавловскаго собора 49 м.

Важно! Самая известная и значимая достопримечательность внутреннего убранства — 25 метровый семиярусный иконостас — настоящее произведение искусств в стиле барокко.

Все иконы изготовлены вручную казанскими мастерам. Золотой фон, виртуозная резьба — по своему величию и убранству иконостас не имеет себе равных в России.

Внутреннее убранство Храма Петра и Павла

Внутренне убранство поражает своим великолепием и красотой. Живописные иконы, многоцветные изразцы, картины по библейским мотивам, все-таки многие детали внутреннего убранства сохранились в первозданном виде и привнесли свое очарование в завораживающий образ собора XVII века.

Обратите внимание! В Казанском Кафедральном соборе располагаются святыни: икона Божией Матери, мироточивая икона Иверской Богородицы, икона Св. Петра и Павла, а также в нижнем храме захоронены мощи святителя Ефрема, значимой фигуры в Патриархате того времени. Именно св. Ефрем венчал на царство первого Романова.

Официальный сайт

Адрес: г. Казань, ул. М. Джалиля, 21.

Добраться можно, доехав до ст. метро «Кремлевская», что в нескольких минутах ходьбы. В непосредственной близости автобусная остановка «ул. Кремлевская», здесь останавливается автобус № 70.

Координаты: 55.79346, 49.1132.

Собор находится в шаговой доступности от других достопримечательностей: мечети Кул-Шариф, Казанского Кремля, улицы Баумана.

Время работы: ежедневно с 07-00 до 18-00.

Вход свободный.

Расположение главного православного Казанского собора

Расписание богослужений

С понедельника по пятницу в Казанском Петропавловском соборе проводятся службы: в 08-15 литургия и 17-00 вечернее богослужение, в воскресенье и праздничные дни литургии проводятся в 07-00 и 08-40, вечернее богослужение в 17-00.

Подробное расписание богослужений на каждую неделю с описанием церковных праздников и святых можно найти на официальном сайте или уточнить по телефону храма.

Расписание богослужений

Социальная служба

При Казанском Петропавловском соборе работает социальная служба, под руководством помощницы настоятеля храма М. А. Мудрой.

Служба работает с определенными социальными группами — это многодетные, неполные или неблагополучные семьи, одинокие инвалиды и пожилые, люди без места жительства. Помимо психологической помощи и моральной поддержки, обратившиеся получают и материальную помощь продуктами, вещами, всем тем, что жертвуют прихожане.

Кроме того, некоторые прихожане сами оказывают посильную помощь нуждающимся, как материальную, так и необходимую помощь по хозяйству, что очень важно и нужно незащищенным группам населения.

Ежемесячно проводятся встречи с общиной, где решаются насущные проблемы по оказанию помощи тем, кому она требуется.

Любой неравнодушный может внести посильный вклад и помочь людям. Реквизиты для пожертвований есть на официальном сайте Казанского Петропавловского собора и представлены ниже.

Реквизиты для пожертвований

Информация для туристов

Важно! Казанский кафедральный собор — это действующий храм и к нему применяется особый режим, характерный для посещения религиозных учреждений.

Длинная юбка и покрытая голова обязательны для всех девушек и женщин. Также как и закрытые плечи и колени. В храме следует соблюдать тишину, громкие разговоры не приветствуются.

Обратите внимание! Фотографировать внутри собора запрещено.

Лавка с церковной утварью и принадлежностями расположена на храмовой территории.

Сегодня Петропавловский собор в Казани заслуженно имеет статус Кафедрального. Это важнейший, весьма значимый для прихожан столицы республики Татарстан храм, где проводил службы патриарх всея Руси Алексий II. Сотни верующих ежедневно приходят в Храм принять участие в богослужениях, провести таинство крещения и другие обряды.

В туристических программах Казани этому интереснейшему объекту уделяется особое внимание, и все без исключения туристы, посетившие этот великолепный собор, остаются под впечатлением его завораживающей красоты и святости.

Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/petropavlovskij-sobor-kazan.html

Смотровые площадки Казани: колокольня Петропавловского собора

«Кошка» продолжает обзор самых необычных смотровых площадок Казани. Мы не могли обойти стороной одну из главных достопримечательностей города — Петропавловский собор.<\p>

— История создания Петропавловского собора — это история о начале приватизации в России, — шутливо начал свой рассказ местный староста Андрей Гибнер.

Когда Петр Первый в мае 1722 года приехал в Казань, то проинспектировал суконную фабрику, которую учредил за восемь лет до этого. Сукно здесь заметно уступало по качеству продукции частной фабрики купца Михляева, и император принял решение отдать ему казенное предприятие.

С условием, что в первую очередь сукно должна получать армия, а все, что производится свыше этого объема купец мог продавать по своему усмотрению.

Иван Михляев по этому случаю, который сулил ему немалые доходы, решил построить храм в честь небесных покровителей императора — апостолов Петра и Павла.

Место для строительства собора выбрано неслучайно. Во времена Ивана Грозного здесь уже стоял деревянный храм, посвященный этим святым. Но он сильно обветшал и его очень удачно заменили. К тому же, собор должен был подняться над самой высокой точкой в городе. Выше стоит только Благовещенский собор на территории казанского Кремля.

Храм построили очень быстро — заложили его предположительно в 1722 году, а освятили в апреле 1726. Колокольня была построена сразу же после собора.

Эта колокольня относится к категории падающих башен. На сегодняшний день ее отклонение от вертикали составляет 70 сантиметров (для сравнения: отклонение башни Сююмбике — 1,98 метра). Поднимаясь по винтовой лестнице — местами каменной, а в основном деревянной — можно увидеть трещины на стенах. Высотка колокольни 49 метров, чтобы подняться наверх предстоит преодолеть около сотни ступенек.

И вот вы попадаете на четвертый ярус, на котором находятся колокола. Они изготовлены уже в наши дни — оригинальные сняли с башни в 1930 году, разбили и сдали на металлолом. К счастью, в архивах сохранилось их подробное описание, поэтому восстановили звонницу близко к оригиналу, как по внешнему виду, так по весу и размеру.

Если вы решитесь подняться на смотровую площадку колокольни, то обуйтесь в удобную обувь на резиновой подошве.

Дело в том, что подниматься вам предстоит по шатающейся металлической лесенке, которая упирается в покатые кирпичики. Дальше наверх идет вполне нормальная каменная лестница.

Проход на смотровой площадке очень узкий — это одна из причин, по которой свободного доступа сюда нет. Разминуться двум людям здесь практически невозможно.

Как вы уже догадались, смотровая площадка колокольни Петропавловского собора расположена на уровне часов. Расскажем о них поподробнее. В 1890 году во время реставрации на колокольне установили часы работы Петра Ионовича Климова.

 К сожалению, в 30-х годах ХХ века их сняли и уничтожили. Долгое время колокольная стояла без часов — их восстановили лишь в начале 1990-х. Но так как механизм был не родной, то его хватило лишь на обслуживание трех циферблатов из четырех.

Именно по этой причине четвертый циферблат находится в запустении и лишен стрелок.

«Почему же часы на колокольне стоят?» — спросите вы. Дело в том, что часы на колокольне Петропавловского собора — механические (возможно, единственные оставшиеся в городе).

Чтобы они исправно показывали время их нужно вручную заводить каждый день. Для этого часовщику приходится подниматься сюда, несмотря на снег и ненастье.

А это сопряжено с определенным риском (вы помните про полуразрушенные ступеньки на смотровой?). Заболел часовщик — часы встали.

— Конечно, было бы здорово восстановить часы, — рассказал «Кошке» староста Петропавловского собора Андрей Гибнер. — Это было бы не хуже чем в Пертропавловском соборе в Петербурге, там целый карильон стоит, чтобы выбивать разные мелодии.

В Казани над часами тоже есть небольшая звонница, но она выбивает одну короткую мелодию каждый час. Конечно, если часы ходят.

Поднявшись на колокольню, обратите внимание на домовую церковь купца Михляева — церковь Космы и Дамиана. Она расположена во дворике Петропавловского собора.

— В 2005 году, при подготовке к тысячелетию Казани, здесь проводили реставрацию и в подвале обнаружили две авиационные бомбы, — раскрыл «Кошке» шокирующие подробности Андрей Гибнер. — Неизвестно, с каких времен они лежали там, не исключено, что их привезли, когда готовили к разрушению и Петропавловский собор.

Удивительно, но когда здание Козмодемьянской церкви в советские годы отдали под жилье, никто из жильцов так и не удосужился заглянуть в подвал.

Вид с колокольни Петропавловского собора на Казанский Кремль.

Вид на улицу Кремлевская с Александровским и Чернояровским пассажами, на заднем плане — здание кабмина РТ, жилые комплексы «Кристал» и «Лазурные небеса», гостиницу «Корстон»…

Обратите внимание на двухэтажное здание на переднем плане (фото внизу). Этот дом построили в 19 веке и перекрыли доступ к парадному входу дома купца Михляева со стороны улицы Профсоюзной, а раньше здесь был прямой выход к Волге (на заднем фоне). С колокольни можно увидеть и легендарную гостиницу «Казань» на улице Баумана.

Попасть на смотровую площадку колокольни нельзя — официально она закрыта. Но, в субботу вечером и воскресенье утром на колокольню поднимаются звонари.

Вы можете напроситься с ними, но вам придется использовать весь свой запас убедительности :). Если же подняться не удалось, можете полюбоваться видами Казани со смотровой площадки у входа в верхний храм.

Она доступна всем желающим, но только во время служб — вечером территорию собора закрывают.

Источник: http://kazancat.ru/smotrovye-ploshhadki-kazani-kolokolnya-petropavlovskogo-sobora.html

Богоявленский собор, Казань: история, фото, время работы и расписание богослужений, адрес и телефон. Колокольня Богоявленского собора, Казань

Древняя Казань, таившая для Руси постоянную угрозу татарских набегов и на протяжении нескольких веков являвшаяся для православных людей символом рабства, после победоносного похода Ивана Грозного в 1552 году вошла в состав русского государства. С тех пор на её улицах появились не только торговые лавки московских и новгородских купцов, но и православные храмы, оглушавшие звоном своих колоколов столицу поверженного ханства.

Читайте также:  Имена по святцам для девочек

Деревянный храм у Проломных ворот

Сегодня одной из наиболее известных православных святынь волжской земли является находящийся здесь Богоявленский собор (Казань, республика Татарстан).

Принято считать, что православные традиции начали складываться в городе со второй половины XVI века, но первый деревянный храм появился здесь столетием позже.

Он был воздвигнут на месте, где некогда находились так называемые Проломные ворота.

Такому названию они обязаны тем, что во время штурма, предпринятого войском Ивана Грозного в 1552 году, именно в этом месте взрывом порохового заряда был образован пролом в городской стене, через который стрельцы, осаждавшие Казань, проникли внутрь. Позже на этом месте были построены ворота, официально именовавшиеся Нагайскими, но в народе их называли по-своему – Проломными. Это же название получила и улица, берущая здесь начало, в наши дни называемая Бауманской.

Строительство храмового комплекса – гордости горожан

В первой половине XVIII века, когда уже не было ни городских стен, ни ворот, деревянную церковь, построенную на их месте и освящённую в честь Богоявления Господня, по-прежнему называли «церковью у Проломных ворот».

Так продолжалось вплоть до 1731 года, когда обветшавший к тому времени (а по другим источникам сгоревший) деревянный храм снесли и на его месте начали строительство нового каменного собора.

Собор воздвигался на пожертвования двух благочестивых казанских купцов — И. Михляева и С. Чернова.

Строительство храма длилось ровно четверть столетия и было завершено в 1756 году. Новое сооружение вплотную соседствовало с примыкавшей к его северной стене церковью Андрея Первозванного, построенной в 1701 году. Будучи отапливаемой, она использовалась для зимних богослужений.

На протяжении всего XVIII века формировался этот архитектурный комплекс, включавший в себя, кроме здания Богоявленского собора и Андреевской церкви, ещё и двухъярусную колокольню, имевшую шатровое завершение, и стоявший с западной стороны дом для церковнослужителей.

Собору также принадлежал в те годы и ещё один дом, не сохранившийся до наших дней, стоявший некогда на месте нынешнего памятника Шаляпину.

Известно, что в дореволюционный период Богоявленский собор (Казань) был одним из самых посещаемых в городе. Его прихожанами являлись представители всех социальных групп.

Во время богослужений под его сводами можно было увидеть и местных аристократов, и удачливых предпринимателей, поднявшихся на волне ещё недавно зародившегося русского капитализма, и простых граждан, во все времена составлявших основу общества.

В 1873 году здесь крестили будущего корифея русской и мировой сцены Фёдора Ивановича Шаляпина. Когда он подрос, то начинал свою музыкальную деятельность в качестве певчего в соборном хоре.

В годы, предшествовавшие революции, среди священников собора были многие деятели российской науки и культуры, оставившие заметный след в истории страны. Среди них известен Е.А.

Малов – выдающийся русский этнограф и языковед, автор двухтомного сочинения о становлении христианства в Казани, ставший одним из инициаторов издания Корана с параллельным русским переводом.

Здесь же служил и видный богослов протоиерей Михаил (Зефиров), получивший известность, как один из ведущих профессоров Казанского императорского университета, и многие другие.

Завещание благочестивого банкира

И в прошедшие времена, и сегодня достопримечательностью, прославившей Богоявленский собор (Казань), является его знаменитая колокольня. История её создания сохранилась в старых архивных документах. Известно, что в 1892 году скончался один из наиболее богатых и уважаемых жителей Казани, её почётный гражданин, купец первой гильдии Иван Семёнович Кривоносов.

Будучи заместителем директора городского общественного банка, он за свою жизнь сколотил немалое состояние и в завещании указал, что оставляет тридцать пять тысяч рублей в качестве пожертвования Богоявленскому собору, в котором долгие годы был старостой.

В документе также указывалось, что эта сумма (огромная по тем временам) должна быть потрачена на строительство соборной колокольни.

Благих начинаний в России всегда хватало, не доставало порой лишь денег на их реализацию. Но поскольку в данном случае вопрос финансирования был решён, незамедлительно объявили конкурс на лучший проект будущей колокольни.

Местная газета «Волжский вестник» предложила всем желающим принять в нём участие, сообщив, что на рассмотрение комиссии будут приниматься работы, выполненные в старорусском стиле, и указав минимальную заданную высоту колокольни – 32 сажени (примерно 69 метров).

Безымянный зодчий

Как бы нелепо это ни звучало, но имя архитектора, победившего в конкурсе и ставшего автором общепризнанного шедевра храмового зодчества, построенного всего лишь сто лет назад, до сих пор неизвестно.

Дело в том, что утерян чертёж колокольни, на котором была указана его фамилия. Считается, что наиболее вероятными победителями являются два архитектора – Генрих Руш и Михаил Михайлов.

Сторонники каждой из этих точек зрения располагают достаточным количеством убедительных аргументов.

Известно, например, что Г. Руш получил премию 150 рублей, как победитель конкурса, но руководителем работ был М. Михайлов, что противоречит традиции – кто победил, тот и строит.

Более того, в казанских архивах имеются документы о судебной тяжбе между этими зодчими, оспаривавшими авторство проекта.

Но так или иначе, победившая работа получила достойную оценку у современников и была представлена в качестве одного из экспонатов проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставки.

Строительство знаменитой колокольни

Торжественная закладка будущей колокольни была совершена в ноябре 1893 года, но после того как вырыли котлован под фундамент, работы по неизвестной причине приостановили и возобновили лишь через два года.

Возведение этого уникального сооружения заняло сравнительно немного времени.

В 1897 году были убраны последние строительные леса, и колокольня Богоявленского собора (Казань) предстала перед жителями города во всём своём великолепии.

Завершив строительство колокольни, приступили к подъёму на неё колоколов – сначала старых, самый тяжёлый из которых весил 217 пудов (3472 кг), а затем нового, специально отлитого для этого в Москве и доставленного в Казань по железной дороге. Его вес составлял 526 пудов (8416 кг). Тогда же на вершине колокольни установили двухметровый крест, выполненный из металла и покрытый позолотой.

Из дошедших до нас газет того времени известно, что на строительство колокольни пошло два миллиона кирпичей, общая стоимость работ превысила сумму, завещанную купцом И.С. Кривоносовым, составив пятьдесят тысяч рублей, десять тысяч из которых пошли на постройку фундамента. Сообщалось также, что недостающие средства на строительство предоставила Казанская епархия.

Начало нового века

Любопытно, что колокольня Богоявленского собора (Казань), получив самостоятельную архитектурную ценность и являясь одной из самых высоких православных колоколен, стала более известной, чем храм, для которого она была построена. В помещении, находившемся во втором её ярусе, был устроен храм в память купца Кривоносова. Его освятили в мае 1904 года.

Газета «Волжский вестник», о которой уже упоминалось в статье, описывала происшествие, случившееся в июне 1901 года. В тот день разразилась страшная гроза, и удар молнии пришёлся непосредственно в колокольню, сделав в её стене огромный провал.

Сразу же загорелся потолок третьего яруса и балки под главным колоколом. Как после сильного взрыва, кирпичи и обломки камней засыпали пол и лестницы второго яруса, были во множестве выброшены на улицу.

Лишь благодаря расторопности и самоотверженным действиям очевидцев, которые бесстрашно бросились тушить пожар, весь Богоявленский собор (Казань) не был охвачен огнём.

Предреволюционные годы

В 1909 году было принято решение ввиду ветхости разобрать старую, отслужившую свой век двухъярусную шатровую колокольню. С этого времени новая колокольня Богоявленского собора (Казань, республика Татарстан) осталась единственной в городе, и лишь она созывала звоном своих колоколов многочисленных прихожан.

Дальнейшее строительство соборного комплекса было прервано событиями 1917 года. Но и к этому рубежу он включал в себя немало построек.

Это прежде всего сам Богоявленский собор (Казань), также тёплая церковь во имя Андрея Первозванного и небольшой храм, устроенный на втором ярусе колокольни, ставший памятником жертвователю, на чьи средства она строилась.

Когда после прихода к власти большевиков началось массовое закрытие храмов, Богоявленский собор продолжал работать. В период с 1920 по 1935 год он являлся городским кафедральным собором, в котором совершал службы лично митрополит Казани.

Храм, отданный под склад

В тридцатые годы Богоявленский собор (Казань), история которого во многом схожа с судьбами большинства российских храмов, был закрыт. Примыкавшую к нему Андреевскую церковь снесли, а на её месте, как бы желая ещё больнее уязвить чувства верующих, соорудили зверинец городского зоопарка. Впоследствии его сменил многоэтажный жилой дом.

Само же здание собора вплоть до пятидесятых годов использовалось в качестве складского помещения, а в колокольне разместились торговые лавки и мастерские. Затем в нём был устроен спортивный зал, с кровли были снесены некогда увенчанные крестами главы, а внутри заштукатурен весь декор, представлявший немалую художественную ценность.

Начало возрождения святыни

Лишь в шестидесятые годы в результате длительных трудов представителей городской интеллигенции и музейных работников колокольня собора получила статус архитектурного памятника, подлежащего охране, и впервые за долгие годы была частично отреставрирована. Ей был возвращён тот вид, которым всегда так гордилась Казань.

Богоявленский собор, фото которого представлены в статье, был возвращён церкви в 1997 году. Это событие стало результатом коренного изменения политики правительства по отношению к религии, что вызывает отрадное чувство.

Но колокольня по-прежнему осталась в ведении министерства культуры.

В ней проходят художественные выставки и развёрнута экспозиция музея древнерусского искусства, а в 2001 году, учитывая незаурядную акустику внутреннего помещения, был открыт камерный зал имени Шаляпина.

Богоявленский собор (Казань): расписание богослужений, адрес и время работы

Время всё расставило на свои места. Сегодня, как и в прежние годы, одним из главных духовных центров этого древнего волжского города является Богоявленский собор (Казань).

Расписание богослужений, вывешенное при входе, едва ли отличается от графиков иных православных храмов. Оно свидетельствует о том, что службы в нём проводятся в полном объёме, предусмотренном церковным уставом. Совершаются они ежедневно.

В будние дни Божественная литургия начинается в 8:00, а в воскресные и праздничные дни в 9:00. Вечерние богослужения ведутся с 17:00.

Но этими часами не ограничивается доступ прихожан в Богоявленский собор (Казань). Время работы его охватывает весь день, начиная с раннего утра и заканчивая поздним вечером.

Так принято в большинстве православных храмов, куда люди приходят зачастую просто для того, чтобы побыть в окружении святых икон, вдохнуть благодатный запах ладана, помолиться о своих насущных делах и испросить Божьего благословения.

Всем, кто интересуется историей храмового зодчества в России и предполагает побывать на Волге, будет весьма полезно посетить Богоявленский собор (Казань), адрес которого: г. Казань, ул. Баумана, 78.

Здесь можно не только ознакомиться с этим выдающимся памятником архитектуры, но и помолиться, а по субботам в часовне при колокольне заказать молебен во здравие близких людей или панихиду по усопшим.

В воскресные же дни и постоянные прихожане, и те, кто в храме впервые, могут получить большое удовольствие от акафистного пения, совершаемого здесь в 17:00. Для тех, кто хотел бы получить более полную информацию, прежде чем посетить Богоявленский собор (Казань), телефон: (843) 292 17 58. Каждый позвонивший получит исчерпывающий ответ на любой из интересующих его вопросов.

Источник: http://buk-journal.ru/article/248001/bogoyavlenskiy-sobor-kazan-istoriya-foto-vremya-rabotyi-i-raspisanie-bogoslujeniy-adres-i-telefon-kolokolnya-bogoyavlenskogo-sobora-kazan

Ссылка на основную публикацию