Митрополит ростовский, житие святого, молитва дмитрию ростовскому

святитель Димитрий Ростовский

Митрополит Ростовский, житие святого, молитва Дмитрию Ростовскому

Димитрий (Тупта́ло), митрополит Ростовский и Ярославский, святитель (1651–1709)

Ранний период жизни

Святитель Димитрий Ростовский (имя в Крещении — Даниил) прославлен Церковью как выдающийся проповедник, христианский писатель, искоренитель расколов, миссионер, просветитель.

Родился он в местечке Макарьеве (располагавшемся близ города Киева), в семье ратного сотника Тупталы Саввы Григорьевича, в декабре 1651 года.

Родители Даниила отличались твёрдостью веры и благочестием. С ранних лет они прививали сыну уважение к Божьему закону, преданность Церкви и Отечеству.

Ввиду частых отлучек отца, связанных с исполнением воинского долга, главную роль в воспитании Даниила играла мать. Впоследствии он неоднократно вспоминал о ней как о добродетельной дочери Церкви.

Желая дать сыну достойное образование, родители определили его в Киевское Братское училище (основанное стараниями митрополита Петра Могилы, это училище славилось по всей округе; впоследствии на его базе была сформирована Духовная академия).

В процессе обучения Даниил проявлял неординарные способности.

Благодаря прирождённым способностям, прилежанию, целеустремленности он не раз становился объектом восхищения со стороны преподавателей и администрации.

В процессе прохождения образовательного курса он овладел несколькими языками (греческим, латинским, польским, еврейским), усвоил правила риторики и поэтики, проникся учением богоносных отцов.

Наряду с теоретическими дисциплинами Даниил стремился впитать и усвоить практические навыки жизни во Христе. Шумным компаниям и увеселительным прогулкам в кругу сверстников он предпочитал тихое и безмолвное пребывание в храме, чтение назидательной литературы, умную молитву.

Когда в 1665 году польские завоеватели, овладев Киевом, подвергли пожару Братскую обитель и училище, Даниил вынужден был возвратиться в родительский дом. Вернувшись, он не забросил занятия, но с ещё большим душевным порывом предался самообразованию.

В этот период он регулярно участвовал в храмовом богослужении, изучал Книги Писания, внимал наставлениям пастырей. Постепенно, при содействии Божьем, он расположил своё сердце к монашеству.

Монашеская жизнь

На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил испросил родительского благословения и отправился в Киевскую Кирилловскую обитель. Поступив в монастырь и пройдя искус послушанием, в 1668 году он принял постриг и получил новое имя: Димитрий.

Пламенная ревность в сочетании со смирением и уместною скромностью не осталась незамеченной: на следующий год Димитрий был возведен в иеродиакона.

Священническое служение

Уподобляясь ангельскому служению и как монах, и как диакон, Димитрий стяжал среди братий ещё большую любовь.

В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха. Разумея личные достоинства и духовные дарования отца Димитрия, архиепископ призвал его к себе и определил проповедовать при своей кафедре.

Пламенность проповедей молодого священника, ясность и доступность увещеваний обнаруживали в нём весьма ревностного и образованного пастыря, чуткого, близкого к людям. Вскоре о нём заговорили и на Украине, и в Литве.

Наставляя ближних в вопросах нравственного совершенствования, отец Димитрий был не менее внимателен и к себе.

В 1667 году он удостоился необычного сновидения, посредством которого Бог напомнил ему о необходимости более строгого исполнения монашеского и священнического долга. Этот сон он запомнил на всю жизнь.

Когда отец Димитрий, желая поклониться чудотворному образу Божьей Матери, посетил, с благословения начальства, Новодворскую обитель (располагавшуюся в Литовских пределах), Белорусский епископ Феодосий предложил ему отправиться в Слуцк и попросил его проповедовать в Братской Преображенской обители.

Отец Димитрий ответил согласием. В Братском монастыре он провёл более года. После кончины епископа Феодосия был вынужден вернуться на Украину.

При вмешательстве гетмана Самойловича поселился в Крутицкой Николаевской обители. Некоторые окрестные монастыри предлагали ему место игумена, но он всячески отстранялся от этого поста: во-первых, по смирению, а во-вторых, его удерживал гетман.

Игуменское служение

В 1681 году иеромонах Димитрий отправился с посланием от гетмана к архиепископу Лазарю Барановичу. Последний, встретив посланца, оказал ему радушный приём. Принимая в соображение личное ходатайство гетмана и учитывая желание братий Максаковского монастыря (Черниговская губерния), архиепископ возвёл иеромонаха Димирия в звание игумена этой обители.

На следующий год, по настоянию гетмана, с благословения владыки Лазаря отец Димитрий оставил Максаковский монастырь и возглавил Батуринскую Крутицкую обитель. Этой обителью он управлял один год и восемь месяцев, но затем, ища молитвенного уединения, отказался от руководства и ушёл на покой.

Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил отца Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых.

В 1684 году отец Димитрий, приняв приглашение, взялся за этот труд.

В 1685 году он удостоился двух Откровений, в рамках которых ему было указано, что святые благоволят к его деланию. Это подкрепило и вдохновило его на дальнейшую работу.

В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, отец Димитрий возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения.

Через какое-то время, дабы не отвлекаться от писательства, он перешёл из настоятельских покоев в скромную келью, а затем, отказавшись от руководства братией, перебрался в Киев.

Здесь его нашёл Черниговский архиепископ Феодосий и ввиду личных соображений воздвиг его в сан архимандрита, поставил руководить Петропавловской обителью (находившейся недалеко от города Глухова).

Вскоре, по распоряжению митрополита Варлаама, отец Димитрий был переведён в Киевскую Троице-Кириллову обитель, но и здесь оставался недолго.

По истечении пяти месяцев его посвятили в архимандрита и назначили настоятелем Елецкого Черниговского монастыря. Кроме того, под его руководство перешёл Глуховский монастырь.

Через два с лишним года последовало новое назначение: в Новгород, в Северскую обитель Всемилостивого Спаса.

Святительское служение

В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.

В 1701-м году, через полтора месяца по приезде, святой Димитрий был посвящен в митрополита Тобольского и Иркутского.

Тут же отправиться на свою кафедру святитель не смог. В результате бесконечных скитаний его здоровье было подорвано.

Кроме того, сознавая, что в далёкой Сибири ему едва ли удастся закончить составление Житий, он впал в глубокую скорбь, а затем слёг.

Узнав о случившемся, самодержец почтил святого Димитрия посещением и распорядился не отъезжать из Москвы, но ожидать места в одной из более близких епархий.

Пребывание в Москве длилось около года. За это время святитель приобрел уважение ряда влиятельных персон, ознакомился с сутью государственных реформ.

К этому сроку почил Ростовский митрополит Иоасаф, и владыка Димитрий был поставлен на осиротевшую кафедру. Сибирскую же кафедру возглавил владыка Филофей Лещинский.

В марте 1702 года святитель Димитрий прибыл в Ростов и расположился в Яковлевской обители. В монастырском храме он обозначил место для своего будущего погребения.

Знакомясь с положением дел, вскоре он обнаружил, что среди местного духовенства встречается немало безответственных, невежественных священнослужителей. Нормализации этой ситуации святитель посвятил немало времени и сил.

В целях улучшения подготовки будущих иереев, он организовал на собственные средства училище. Это училище располагалось при его покоях. Оно включало в себя три образовательных класса.

Владыка зорко следил за тем, как осуществляется учебный процесс.

Вместе с тем он следил за нравственным воспитанием учеников: требовал от них регулярного посещения храмовых служб, сам совершал торжественные богослужения, сам наставлял их словом и примером.

Наряду с этим святитель Димитрий трудился над преодолением расколов, боролся с мракобесием и народными суевериями.

Несмотря на загруженность работой по управлению кафедрой, в этот период он закончил писать Жития святых.

В 1705-м году Димитрий Ростовский отбыл по вызову в Москву. В этот период основным видом его деятельности было просветительство, проповедь, борьба с сектантскими движениями.

В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей и продолжал заниматься на поприще литературного творчества.

За три дня до преставления Димитрий Ростовский отслужил службу, посвященную памяти святого Димитрия Солунского, но на проповедь сил уже не хватило. Последующее время он пребывал в состоянии сильного физического измождения.

Пред самой кончиной его посетили певчие и исполнили составленные им духовные песнопения. Затем он их отпустил и закрылся. Наутро, 28 октября 1709 года, его обнаружили стоящим на коленях в молельном положении, но уже бездыханным.

Тропарь святителю Димитрию Ростовскому, глас 8

Православия ревнителю и раскола искоренителю, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / писаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Димитрию Ростовскому, глас 4

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, / и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, / всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, / ублажим златословеснаго учителя Димитрия: / той бо всем вся написа, яже к наставлению, / да всех приобрящет, якоже Павел, Христу // и спасет правоверием души наша.

Тропарь святителям Ростовским, глас 4

Святителие премудрии, / паствы вашея учителие богопросвещеннии, / веру евангельскую в людех преумножившия, / любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, / люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению, / служителие воистинну Божий / и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте, / Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре / и златословесниче Российский Димитрие, / Христа Бога молите / о архиереех, на престоле вашем преемницех, / о людех, благочестно вас почитающих, / о стране нашей православной // и о всей Христовой Церкви.

Кондак святителям Ростовским, глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие, / евангельских заповедей исполнителие, / в добрых делех совершеннии, / святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии, / землю Ростовскую и Ярославскую / облагоухавшии молитвами, / именуемии вси и неименуемии, / явленнии и сокровеннии, / предстояще Живоначальней Троице, / не отступайте от нас духом / и Божественное милосердие преклоните к нам, / да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим, / да пребудет на земли мир нерушимый, / любовь же и благоволение // посреде всех человек.

Акафист святителю Димитрию Ростовскому

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/

Молитва митрополита димитрия ростовского

Религиозное чтение: молитва митрополита димитрия ростовского в помощь нашим читателям.

Жил в конце XVI – начале XVII вв. Составил знаменитые «Четьи-Минеи», содержащие жития святых на каждый день года. Был известен как ревнитель чистоты Православной веры перед лицом раскольничьих сект.

Прославился скромной, подвижнической жизнью, был любим народом за простоту, доступность и дела милосердия. До самой кончины подавал пример терпеливого и смиренного перенесения тяжелой грудной болезни.

Святителю Димитрию молятся об успехе в христианской проповеди и просвещении, об избавлении от расколов и ересей, о помощи е бедности, о заступлении вдов и сирот, об исцелении от грудных болезней.

Святитель Димитрий Ростовский. Икона, последняя треть XVIII века

Тропарь святителю Димитрию Ростовскому, глас 8

Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Читайте также:  Молитва архангелу рафаилу об исцелении - православные иконы и молитвы

Кондак святителю Димитрию Ростовскому, глас 4

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия: той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу и спасет правоверием души наша.

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, раб твой (имя): буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея, и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое, и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою: ты святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие: ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о православней церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклоняющияся на путь истины наставлял еси: споспешествуй и мне кратковременный путь жизни моя исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему: к сим же припадая молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бреннаго сего телесе, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему, не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею: избави ю от геенны, идеже плачь и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Труды святителя Димитрия Ростовского

  • Жития Святых. Полное собрание (репринтное издание 1904 года) – святитель Димитрий Ростовский
  • Слово в день праздника Обрезания Господня – святитель Димитрий Ростовский

Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Источник: https://xn——6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-mitropolita-dimitriya-rostovskogo/

Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям

Было время, когда в России самым дорогим приданым для новобрачных считались не драгоценная утварь, платья и украшения, а духовные книги.

Люди знали: будет вера – будет и благословение Господне над семьей, а остальное приложится. Евангелие, «Добротолюбие» – поучения святых отцов Церкви передавали из поколения в поколение.

И среди самых известных источников мудрости и добра особое место принадлежало Четьим Минеям.

Сегодня даже не все знают, что это такое. Это целый свод житий (жизнеописаний) святых, охватывающий весь годовой круг памятных дат. Минеи читали дома в кругу близких, они были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту.

Не все знают и о том, кто сделал жития святых в России основой домашних книжных собраний – о замечательном пастыре и о выдающемся духовном писателе – святителе Димитрии Ростовском, память которого Церковь совершает 10 ноября.

Не стяжав «имения, кроме книг святых»

…Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя – Св. Вмч. Димитрия Солунского.

И, хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил Литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз.

Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был «не как возлежащий, а как служащий».

В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.

Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения.

Всех благословил, как-то особо тепло, участливо.

Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).

А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.

Провожало Владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.

Много лет Владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей.

Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.

Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.

Во всем этом просто не было место для «частного», «своего». Не скопил Владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного – все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: «Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет».

А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»:

«С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету…не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений…верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».

При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.

Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.

В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.

Дар ученика

К главному труду своему митрополит Димитрий готовился с юных лет. Не каждому дано то, что было стрежнем его характера – постоянная потребность в учении.

Родился он на киевщине в незнатной, но благочестивой семье казацкого сотника. Обучившись грамоте, юношей он твердо решил поступать в духовное училище при Богоявленской церкви в Киеве.

Способности его и желание учиться были таковы, что при скромных средствах, он стал первым учеником на курсе. Тогда-то заронилась в сердце и искра той горячей любви к Богу, когда душа желает только одного – служить Ему всецело.

В 21 год принял он монашеский постриг, а в 25 лет был уже рукоположен в иеромонаха, т.е. монаха, имеющего сан священника.

В ту пору он не переставал, как и прежде читать, вникать во все вопросы, связанные с историей Церкви, особенно же – относительно спорных мнений, чтобы как пастырь уметь дать единственно верный ответ людям непросвещенным.

Время было непростое: Православию в южнорусских землях приходилось отстаивать истинное исповедание перед наступлением западных проповедников.

За усердие и пастырскую ответственность молодого священника ценили. Не прошло и десяти лет с момента его учебы, а Киев и Чернигов, Слуцк и Вильно уже оспаривали друг у друга право иметь у себя молодого пастыря, обращающего свое непрестанное учение на благо Церкви.

Рано было возложено на него и игуменство – обязанности настоятеля монастыря. Кто-то удивлялся, а архиерей, возводивший его в игуменский сан, провидя его еще более высокое призвание, сказал, что желает ему «по имени – Димитрий – и митры», т.е.

служения на архиерейском поприще.

Не почет означало для него принятие игуменского сана. Это был призыв к еще более усердному служению. Вскоре игумен Димитрий переселился в Киево-Печерскую Лавру для продолжения ученых занятий. С 1684 года начался для него двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий – Миней.

Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре.

Многие годы работы, для того, чтобы и сегодня в России люди могли просто протянуть руку, взять с полки нужный том и прочесть главу о том или ином из святых начиная от первых веков христианской истории.

Сделать святых близкими людям

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.

Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).

Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого.

Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!

Читайте также:  Старославянские имена для мальчиков

Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

Что мы выбираем?

К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках».

Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского.

То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.

С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? – Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое – легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие «всходы»? Второе несравненно труднее, но это – первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.

Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода.

Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatitel-dimitrij-rostovskij-tot-kto-sdelal-svyatyx-blizkimi-lyudyam-2/

Святой Дмитрий Ростовский: биография, молитва и книги. Житие святого Дмитрия Ростовского | Христианство на 4-women.ru

Одним из самых почитаемых православных святых является Дмитрий Ростовский. Прославился он в основном тем, что составил широко известные «Четьи-Минеи». Жил этот священник во времена реформ Петра Первого и в целом их поддерживал. Однако при этом святой всячески сопротивлялся вмешательству государства в дела Церкви и в конце жизни сблизился со сторонниками царевича Алексея.

Православный святой Дмитрий Ростовский родился зимой 1651 года в расположенном неподалеку от Киева селе Макарово. Назвали его Даниилом. Семья его была очень благочестивой, мальчик вырос глубоко верующим христианином. В 1662 г.

его родители переехали в Киев, и он поступил на обучение в Киево-Могилянскую коллегию. Здесь он успешно изучил латинский и греческий языки, а также ряд классических наук. В 1668 г. тихий, слабый здоровьем Даниил принял монашество в Кирилловом монастыре и получил имя Дмитрия.

Иноческое послушание он проходил до 1675 года.

Проповедник слова Божьего

В 1669 г. Дмитрий Ростовский, биография которого насыщена самыми разными событиями, был посвящен в иеродьякона. В 1975 г. епископ Лазар Баранович вызвал его в Чернигов и, посвятив в иеромонахи, назначил проповедником при кафедральном Успенском соборе.

Отсюда отец Дмитрий ездил в Слуцк и Вильно, где много трудился во славу Божью. В скором времени за ним закрепилась слава очень талантливого проповедника, его начали часто приглашать к себе мирские и духовные власти.

После смерти своего друга, создателя Слуцкого монастыря, монаха Скачкевича он вернулся на родину — в Малороссию в Батурино.

Игуменство и начало труда всей жизни

В Малороссии святитель Дмитрий Ростовский поселился в монастыре в Батурино. Однако вскоре на него обратил внимание епископ Черниговский. В 1681 г. 30-летний проповедник стал игуменом Максановского монастыря, а через некоторое время — Батуринского.

В этой должности отец Дмитрий пробыл совсем недолго. В 1683 г. он переселился в Киево-Печерскую лавру. Здесь в 1684 г. святой начал главный труд своей жизни — составление «Четьих-Миней». Через некоторое время его вторично назначили настоятелем Батуринского монастыря.

Но в 1692 году он вновь переселился в Киев. Далее его последовательно назначали игуменом Глуховского, Кирилловского и Елецкого (Чернигов) монастырей. В 1700 г. он был вызван в Москву, где впервые встретился с Петром Первым, и назначен митрополитом Ростовским.

Посвящение было совершено 23 марта 1701 года.

Митрополит Ростовский

В 1703 году Дмитрий Ростовский, биография которого до самой смерти была тесно связана именно с эти приходом, прибыл на новое место службы. Здесь он столкнулся со многими трудностями, главной из которых было вмешательство светской власти в дела прихода.

Незадолго до назначения отца Дмитрия в городе был воссоздан Монастырский приказ, управляющий церковным имуществом, осуществляющий надзор за монахами и богадельнями.

Очень неприятно святого в Ростове поразили также грубость и невежество не только простого народа, но и служителей Церкви. Священники совершенно не почитали святых, презрительно относились к бедным, разглашали тайну исповеди и пр.

Видя такой беспорядок, отец Дмитрий ревностно принялся за исправление положения дел. Он давал наставления, разъяснял, что означает долг священника, выступал с проповедями перед народом.

Одной из главных его забот стала школа для детей служителей Церкви и бедняков. Обучение здесь было совершенно бесплатным. В открытой митрополитом Дмитрием школе, как и в Киеве, преподавались греческий и латинский, показывались театральные постановки. Первые выпускники покинули ее стены в 1706 году. К сожалению, той же весной школа была закрыта.

28 октября 1709 года отец Дмитрий Ростовский скончался. Похоронили его в соборном храме Ростова, рядом с его предшественником — святителем Иоасафом. По завещанию митрополита в гроб были положены черновики его неоконченных книг. На похороны святого прибыла сама царица Параскева Федоровна — вдовствующая супруга царя Ивана, брата Петра Первого.

Мощи святого

В 1752 году в соборном храме решили сделать ремонт. В ходе его выполнения 21 сентября при починке пола было обнаружено нетленное тело отца Дмитрия. Это было настоящим чудом. Стены в погребении отсырели. Дубовый гроб святителя и находившиеся внутри рукописи полностью истлели. Тело же самого святого, а также его четки, митра и саккос оказались нетленными.

Через некоторое время у мощей святого начали происходить чудесные исцеления от многих болезней, о чем было доложено Синоду. По предписанию последнего в Ростов прибыли архимандрит Симоновский Гавриил и митрополит Суздальский Сильвестр. Они освидетельствовали мощи и совершаемые ими исцеления. 29 апреля 1757 г. митрополит Ростовский Дмитрий был причислен к лику святых.

25 мая 1763 года мощи святого переложили в серебряную раку, где они находятся и по сей день. Изготовлена рака была по приказу императрицы Екатерины Второй, которая несла ее к месту установки самолично, вместе со святыми отцами.

«Жития святых» Дмитрия Ростовского

Эту книгу святой писал в течение 20 лет. В результате получился труд в 12 томов. В нем описаны жизнь, чудотворения и подвиг многих великих святых христиан. «Четьи-Минеи» св. Дмитрия стали назиданием для всех православных, желающих идти путем благочестия.

Повествования в этой книге излагаются по порядку месяцев и дней в них. Отсюда и их название «минеи» (греч. месяц). «Четьи» на церковнославянском означают «читать», «предназначенные для чтения». Составлены «Жития святых» отцом Дмитрием были отчасти по труду Макария.

На настоящий момент в православной церкви признано несколько Миней (иеромонаха Германа Тулумова, Чудовские, Ионна Милютина и т.д). Однако «Жития святых» Дмитрия Ростовского являются самыми почитаемыми и распространенными.

Написана эта книга на очень грамотном церковнославянском языке.

Другие книги святого

Еще одним известным трудом митрополита Ростовского является «Розыск о брынской вере». Книга эта была направлена против старообрядчества. Труд этот, в отличие от «Миней», оказался не слишком удачным. Старообрядцев он, конечно же, не переубедил, а вот всплеск ненависти с их стороны вызвал.

Помимо всего прочего, святой Дмитрий Ростовский активно собирал исторические сведения о своей епархии и стране в целом. К примеру, он трудился над составлением хронологии славянского народа.

Также он написал такие книги, как «Руно орошенное», «Рассуждение об образе Божии и подобие в человеке», «Диарии», «Краткий мартиролог», «Каталог российских митрополитов».

Принадлежат его перу и разного рода молитвы и наставления.

Церковь св. Дмитрия Ростовского в Очаково

В России почитаются многие святые. Дмитрий Ростовский, конечно же, входит в их число. Посвящены ему и многие храмы. К примеру, такое сооружение есть в Очаково. В 1717 году здесь построили деревянную церквушку и освятили ее в честь Пресвятой Богородицы. В 1757 г.

деревня перешла к другому владельцу. Он и возвел рядом с деревянным новый каменный храм во имя митрополита Дмитрия. Эта церковь дошла до нас практически в неизменном виде. Построена она в красивом стиле русского барокко.

С помощью трапезной с храмом соединена высокая колокольня.

История церкви св. Дмитрия очень богатая. В 1812 году в Очаково случился пожар. При этом старая деревянная церквушка Пресвятой Богородицы сгорела в огне. Купившая в этом же году село Екатерина Нарышкина по традиции решила открыть взамен ее новый храм, под который и перестроила одну из своих усадеб. Церковь освятили в честь Пресвятой Троицы и предположительно приписали к храму св. Дмитрия.

В 1926 году это культовое сооружение по решению властей закрыли. Известно, что в 1933 г. храм Дмитрия Ростовского был приспособлен под зерновой склад и имел совершенно плачевный вид. Крест с него снесли, а на одном из фронтонов нарисовали пятиконечную звезду, стереть которую впоследствии было очень сложно.

В 1972 году церковь решили отреставрировать. Работы длились около 6 лет. В 1992 году храм Дмитрия Ростовского вновь вернули верующим. Тем православным, которые хотят посетить эту старинную церковь, следует ехать в Москве на улицу генерала Дорохова, д 17.

Храм Дмитрия Ростовского в с. Правая Хава

Эта церковь, также освященная в честь Дмитрия Ростовского, была построена в 1824 г. в стиле классицизма. Купол ее увенчан цилиндрической главкой. Построенная рядом с ней колокольня увенчана красивым фигурным шпилем.

В 1882 году в этой церкви просветителем Лютицким была открыта школа. Официально считается, что с 1930 по 1990 год этот храм также использовался в качестве зернового склада.

Читайте также:  Святой праведный симеон верхотурский: житие, икона, мощи

Однако имеются сведения и о том, что зерно в этом историческом здании никогда не хранили.

Верующие люди вспоминают, что в 1954-1962 годах церковь даже функционировала с небольшими перерывами (поскольку не хватало священников).

В 1990 году церковь Дмитрия Ростовского в Правой Хаве передали епархии, после чего она была реставрирована самими прихожанами.

Внутри храма чудом сохранились остатки росписи стен, а также рама иконостаса. С сентября 2010 года священником здесь служит В.В. Колядин.

На настоящий момент эта древнейшая церковь, ко всему прочему, является объектом культурного и исторического наследия Воронежской области.

Молитва Дмитрию Ростовскому

Дмитрий Ростовский, житие которого было праведным, и после смерти продолжает защищать верующих от разного рода напастей. Исцелиться от болезни, к примеру, можно, не только поклонившись мощам этого святого. Чудотворной считается и молитва, посвященная ему. Оригинальный ее текст можно найти в церковной литературе. Звучит она примерно так:

«Святой великомученик христов Дмитрий. Представ пред Царем Небесным, попроси у него прощения о грехах наших и об избавлении нашем от всегубительной язвы, огня и вечной казни.

Испроси милости его о нашем храме и приходе, а также об укреплении нас на благие дела, угодные Иисусу Христу.

Будем крепки молитвами твоими и унаследуем Царствие Небесное, где будем прославлять его с Отцом и Святым Духом».

Заключение

Дмитрий Ростовский, молитва которому может исцелить от болезней, прошел долгий благочестивый путь и может служить примером для всех православных христиан. На сегодняшний день это один из самых почитаемых святых. Чаще всего к нему обращаются при легочных заболеваниях. Также считается, что молитва этому святому может помочь избавиться от разного рода проблем с глазами.

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/hristianstvo/sviatoi-dmitrii-rostovskii-biografiia-molitva-i-knigi-jitie-sviatogo-dmitriia-rostovskogo.html

Святитель Дмитрий Ростовский

Память святителя Дмитрия Ростовского совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году: 5 июня, 1 августа, 4 октября и 10 ноября по новому стилю.

Жизнеописание святого Дмитрия Ростовского

Митрополит Ростовский Дмитрий родился в 1651 в небольшом селении под Киевом. Его родители отличались большим благочестием и сумели передать глубокую веру своему сыну, поэтому будущий святитель с юных лет решил посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви.

Он закончил Киевскую Духовную Академию, после чего принял монашеский сан в Кирилловском монастыре Киева, где провел несколько лет. Там же он был рукоположен в диакона, а потом в иерея. Отец Дмитрий имел дар слова и потому был послан в Чернигов, где трудился проповедником, а после много путешествовал по другим украинским городам.

После возвращения из миссионерской поездки он был назначен игуменом одного из монастырей. Дальнейшая деятельность святителя протекала в Киево-Печерской Лавре, в которой он занимался составлением житийной литературы.

До 1697 года Киевская митрополия входила в состав Константинопольского патриархата, однако после воссоединения Украины с Россией, происшедшей по инициативе Богдана Хмельницкого, эта митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В связи с этим в жизни святителя Дмитрия произошли перемены.

Из Киево-Печерской лавры он переезжает в Москву, где совершается его хиротония в митрополита Тобольского, а в 1702 году переводится из Сибири в Ростовскую митрополию из-за ухудшения здоровья. В 1709 году святитель Дмитрий скончался и был погребен в Яковлевском монастыре.

Деятельность митрополита Дмитрия на Ростовской кафедре

Хотя святитель Дмитрий управлял Ростовской митрополией весьма непродолжительное время, он успел сделать многое для просвещения народа: им было основано славяно-греческое училище, в котором также преподавался латинский язык.

Большой заботой митрополита было тяжелое нравственное состояние народа, и он много усилий потратил на борьбу с пьянством и суевериями, обличая эти пороки в своих проповедях. Кроме того, святитель Дмитрий боролся с расколом старообрядцев и католическим влиянием.

Обретение мощей святого Дмитрия

Спустя почти полвека после кончины святого Дмитрия Ростовского его мощи были обретены. Поводом для этого стал ремонт Троицкого собора, в котором был погребен святитель.

Когда гробница была открыта, то обнаружилось, что мощи святого остались нетленными.

Вскоре по молитвам к святителю стали совершаться различные чудеса и исцеления, и спустя четыре года было принято решение о его канонизации.

Литературные труды

Святитель Дмитрий Ростовский оставил после себя богатое литературное наследие. Он начал писать еще во время своих миссионерских поездок по Украине. В своих записях он размышлял о состоянии народа, о будущем страны, а также о современных ему событиях.

Однако главным трудом, который по праву можно назвать делом жизни святителя, было составление житий святых. Сборник агиографической литературы, Четьи-Минеи, над которым он работал около 20 лет, состоял из четырех книг.

Этот труд имел огромное значение для русской Церкви, поскольку на Руси жития святых пользовались большой любовью и служили основным чтением для народа, после Евангелия. На книгах святителя Дмитрия выросло не одно поколение русских людей.

Помимо житийной литературы Дмитрий Ростовский писал книги на различные темы церковной и нравственной жизни, а также пьесы духовного содержания.В настоящее время книги святителя Дмитрия Ростовского продолжают переиздаваться и служить делу духовного просвещения людей.

Тропарь, глас 8:

Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.

Величание:

Величаем тя, / святителю отче Димитрие, / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Молитва:

О всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангелы предстоиши! Умоли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедрого Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия лица неизреченную доброту. Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и славе Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружие Крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/993-svyatitel-dmitrij-rostovskij

Святитель Димитрий ростовский жития святых

В мае 1763 года Екатерина Вторая взошла на российский престол и первым делом отправилась в Ростов, в Спасо-Яковлевский монастырь. Будущая великая императрица поклонилась чудотворным мощам Дмитрия, митрополита Ростовского.

Екатерина не случайно решила обратиться с молитвами именно к Святителю Дмитрию. Еще при жизни он прославился своей мудростью, талантом проповедника, считался продолжателем традиций Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

А написанные им Четьи-Минеи, или жития святых, до сих пор остаются настольной книгой каждого православного христианина.

Будущий святитель Дмитрий, в отрочестве Даниил, родился в украинском местечке Макаров в декабре 1651 года, в семье казачьего сотника Саввы Тунталы. Однако от воинского поприща Даниил отказался – выбрал Братское училище при Богоявленской церкви в Киеве. Вскоре после училища он ушел в Кирилловскую обитель, где и принял постриг, получив в иночестве имя Дмитрий.

Жизнь приготовила ему множество переездов из одной обители в другую. С юных лет его ждали везде как искусного проповедника, борца с римским влиянием, которое на украинской земле в те годы было очень сильным.

Любовь к проповедям Дмитрия была так велика, что однажды его с большим гостеприимством задержали в Слуцке, в Виленской обители и даже не хотели отпускать. Однако по призыву гетмана Самойловича проповедник перебрался в Батурин, в Николаевский монастырь, где стал игуменом.

Но скоро он отказался от управления обителью, словно предвидя, что его ждет дело более великое и ответственное.

В 1684 году архимандрит Киево-Печерской лавры Варлаам Ясинский призвал к себе отца Дмитрия. Варлаам высоко ценил его литературный дар и склонность к кропотливому научному труду. Именно эти качества были необходимы для написания на новорусском языке полных Четий Миней: жизнеописаний святых, изложенных по порядку месяцев, – для ежедневного чтения всем православным.

В июне того же 1684 года отец Дмитрий приступил к первой части Четий Миней. Всего же написанию Житий святых – а это в современном издании 13 томов в среднем по семьсот страниц – он посвятил 20 лет своей жизни. Трудные переезды с одного места на другое не раз прерывали работу отца Дмитрия. И если первую часть Житий он писал на Батурине близ Киева, то последнюю закончил уже в Ростове.

В 1701 году отец Дмитрий был вызван в Москву. Царь Петр желал распространять свет христианства в языческой Сибири, и старец был избран для этой миссии – его рукоположили в митрополита Сибирского. Однако здоровье так и не позволило ему отправиться в далекий Тобольск.

Кроме того, святитель Дмитрий боялся, что новое назначение помешает ему закончить Четьи-Минеи. Государь Петр благосклонно отнесся к тревогам отца Дмитрия, и ему была поручена кафедра Ростовская.

Ростов и Спасо-Яковлевский монастырь стали последним пристанищем для святителя.

В 1705 году была закончена последняя часть Четий-Миней. Здоровье отца Дмитрия было уже серьезно подорвано – святитель, не смотря на зрелые годы, много ездил по епархии, борясь с расколом. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий.

— Святая церковь сильно стеснена с одной стороны от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников.

С трудом можно найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».

В ночь на 28 октября 1709 года митрополит Дмитрий отослал всех служителей и уединился в своей келье. Утром его нашли уже усопшим. В последние минуты своей жизни Святитель Дмитрий молился.

(26

Источник: https://radiovera.ru/svyatitel-dimitriy-rostovskiy-zhitiya-svyatyih.html

Ссылка на основную публикацию