Иверский монастырь на валдае – православные иконы и молитвы

Иверский монастырь на Валдае: как добраться, достопримечательности

Иверский монастырь на Валдае - Православные иконы и молитвы

На нашей планете существует огромное количество удивительных замечательных сооружений и мест. Посещая их, вы сможете расслабиться и отдохнуть телом, а заходя в другие – ваша душа воспрянет и очиститься. Однако имеется на территории Российской Федерации и такое местечко в котором на физическом и душевном уровне человек подносится к небу.

Таким является монастырь Иверской иконы Богоматери, что находится на территории Валдая. Он является мужским монастырем православного вероисповедания.

Возведен священное место на территории острова Салинская, что располагается в Новгородской области около городка Валдай. Монастырь является одним из трёх, что были возведены по приказу патриарха Никона.

Ведь городок с давних времён прославляется как центр колоколитейной деятельности. Красоту этого края связывают как с матушкой природой, так и с архитектурными обителями.

Исторические сведения о возведении и выборе участка нахождения данного монастыря несут в себе огромное количество нюансов, основанных на фактах. Необходимо сказать о том, что данное святая святых было выстроена по аналогу Иверского собора, расположенного в горах Афон.

После того как Патриарх Никон впервые увидел сооружение, он предложил создать подобный монастырь на территории теперешней Российской Федерации. На такое предложение царь Алексей Михайлович дал средства из государственной казны.

А что касается выбранного участка, то здесь основную роль сыграла ведение, что явилось Никону при пространстви за мощью Митрополита Филиппа на территорию Соловков. Уже в июне 1653 года стали возводить святыню.

Осенью окончилась строительство двух деревянных церквей: Тёплой и Соборной. Первый настоятель которых – Дионисий.

После того как патриарх впервые прибыл в городок Валдай, дал поселку новое название и стала это село Богородицкое, а само озеро именовал пресвятым. До этого он выпустил ко дну крест и Евангелие. Летописи указывается, что патриарх в своих письмах к царю описывал введение огненного столба над озером и выдавал его как знамение. А сам монастырь патриарх именовал, как Святоозерский.

Буквально через полгода началось возведение каменного сооружения здания. В середине 17 века на данную территорию были перемещены мощи Иакова Боровичского. После этого был издан царский указ, в котором говорилось, что во овладения святыни приходилось не только озеро Валдай и острова, но и все около располагающиеся вотчины.

В летописи зафиксированные факты о том, что после прибытия в монастырь братья Оршанского Кутеинского собора, началось становление и прогрессирование таких видов деятельности как, книгопечатание и переплетное мастерство.

В середине XVII века уже окончательно было окончено возведение Успенского храма, что в двадцать первом веке был переименован в честь Пречистого образа Богоматери Иверской.

Среди множества святын Иверского мужского монастыря на Валдае, необходимо отметить наличие:

• Иверского (Успенского) собора.

• Церкви архистратига при Святого Михаила.

• Трапезной с церковью явления Господнего.

• Иверский Образ Пресвятой Девы, что был создан в горах Афон.

• Части священных мощей.

О том в какое время осуществляется богослужение и другую более детальную информацию для странствующих, вы можете увидеть при посещении официального сайта монастыря.

Монастырь располагается в Новгородской области около 10 километров от Городка Валдай.

Для того чтобы посетить святыню вы можете выбрать один из двух способов проезда:

• на поезде.

• на машине.

Если же добираться до монастыря поездом, необходимо купить билет на поезд Псков-Москва и выйти на станции Валдай. После этого путникам необходимо будет на теплоходе или на такси добираться до Святого места.

В случае если ехать из Санкт-Петербурга, то необходимо приобрести билет на поезд Санкт-Петербург-Москва и выйти на станции Угловка. После чего также при помощи услуг такси доехать до мужской обители.

Если же ехать дорогой от Москвы по трассе Москва – Санкт-Петербург, то необходимо повернуть и доехать до Боровичей. А если же вы направляетесь из Питера, то необходимо проехать Валдай и свернуть на дорогу до Боровичей. Двигаться необходимо вдоль дороги примерно 2 км и после этого повернуть налево. Это и будет дорога, что приведет вас к Иверскому монастырю.

При посещении мужской обители в зимний период здешние жители рекомендуют добираться к острову через реку по льду. Наличие прохладного ветерка, мороза, красивых видов и умиротворения, окажут помощь вам в том, чтобы настроиться на необходимую ауру для произнесения молитвословия и отвлечь собственный разум от всего людского.

Достаточно большое количество людей, которые уже посещали святыню рассказывают о невероятных красотах и перезвонах валдайского колокола, который слышно намного километров.

Если задуматься и вправду, что может принести больше умиротворение? В связи с этим многие православные верующие люди, рекомендуют посетить монастырь и увидеть все эти чудесные места собственными глазами.

Да пребудет с вами Всевышний!

Исправьте следующие ошибки:

Войдите на сайт, чтобы комментировать

Источник: https://www.o-vere.ru/iverskij-monastir-na-valdae-kak-dobratsja-dostoprimechatelnosti.html

Елена Максимова. Иверский Валдайский монастырь / Православие.Ru

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Фото: Борис Немой / Иверон.RuКорабль, на котором плыла Богородица, ветер пригнал к горе Афонской. Надо сказать, что гора вся была наполнена идолами, здесь было святилище бога Аполлона и множество язычников приходило сюда на поклонение.

Когда Матерь Божия ступила на землю, все идолы возопили, чтобы люди шли встречать Мать Истинного Бога Иисуса, так что все бывшие там пали пред Богородицею ниц, уверовали в Господа и крестились. А Божья Матерь, сотворив множество чудес, благословила это место. Обещая свое заступничество до скончания века.

Царь Константин воздвиг на Афонской горе три великих обители (теперь их намного больше) поселил в них монахов, а гору повелел называть Святою.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий.

А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой.

Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны.

Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне.

Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее.

Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями).

Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь.

Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение.

И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе.

И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве.

Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож.

Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон.

Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители.

Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви.

Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная.

Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа.

В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли.

Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище.

Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших.

Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем.

Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой.

Читайте также:  Икона святой елены в чём помогает

Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются.

Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски.

Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай.

И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/24565.html

Валдайский Иверский монастырь

Основание Валдайского Иверского монастыря связано с чудесным явлением патриарху Никону.

В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел перенести в кремлевский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычева), убитого по приказу Ивана Грозного и погребенного в Соловецком монастыре.

Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия «туда и обратно» митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере.

Летом 1653 года на Валдае начались работы, и осенью здесь уже стояли две новые, свежим деревом пахнувшие церкви. Одну из них, теплую, освятили во имя свт. Филиппа, митрополита Московского, другую — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот.

Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией.

В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал озеро. Теперь оно должно было называться Святым.

Название это не прижилось, но дурная слава озера померкла. Больше того, теперь здесь стали наблюдать явления совсем другого рода.

Нет ему подобного в мире

Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежецы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Ивер-скую икону Божией Матери.

К этому моменту на острове уже достраивался великолепный каменный собор, посвященный Иверско-му образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине «Никоновыми» темпами.

В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили.

Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознесся пятиглавый храм, какой впору было бы видеть в стольном граде.

Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображен сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило «желтой меди», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Первоклассный монастырь

Именно к этому периоду относится второй этап благоустроительных работ в монастыре. При Никоне все здания обители, кроме Иверского собора и теплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670—1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь.

Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным селам, находилась в Успенском соборе.

Ко вторнику Светлой седмицы, в день чествования Иверской иконы, в обители иногда собиралось до пятнадцати тысяч человек.

В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры.

К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест.

Валдайский монастырь после революции

Поле революции коммунисты вывозили из монастыря все, что им попадалось на глаза. У монахов отобрали ключи от всех кладовых и амбаров.

Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать каких бы то ни было действий без ведома пролетарского начальства.

С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они трудились на водокачке и в кухне.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего ее закрыли.

После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже — дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом.

В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и — почти полностью — росписей.

От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата.

Монастыри Новгородской области.

Источник: http://posmotrim.by/article/valdayskiy-iverskiy-monastyr.html

Иверский мужской монастырь на Валдае: 10 августа престольный праздник

Новгородская область богата памятниками архитектуры и святыми реликвиями, природными богатствами и красивейшими видами, но есть в Валдайском крае место, которое объединяет в себе всё вышеперечисленное, и это — Иверский мужской монастырь. Он расположен на Сельвицком острове озера Валдайского и окружён нетронутым хвойным лесом, глядя на который, можно вспомнить картины Шишкина и Васнецова.

Сюда едут паломники и богомольцы, туристы и просто желающие увидеть красивейшую природу и проникнуться духом старины, глядя на древние стены монастыря.

История возникновения

В 1652 году, едва взойдя на престол, Патриарх Никон сообщил царю о своём желании заложить на озере Валдайском монашескую обитель. Алексей Михайлович не был против, и при поддержке монаршей особы из казны были выделены средства на строительство.

Так Иверский монастырский комплекс стал первым заложенным на Руси после окончания Смутного времени.

В 1654 году там уже находилось свыше 50 человек, 26 из них были трудниками, озеро было переименовано в Святое после освящения, Валдайский посад тоже подвергся переименованию и был наречён селом Богородицким. Тогда же в святую обитель были перевезены мощи Иакова Боровичского.

Далее монастырскую братию пополнили литовские, украинские и белорусские монахи, которые были притесняемы в своих краях. В том числе присоединились к валдайским трудникам и монахи из Белоруссии, привезшие с собой оборудование для книгопечатания и переплётного дела.

Так в Иверской обители появилась типография — вторая после печатного двора в столице.

Годы советской власти для Иверской обители

Как и многие другие монастыри и церкви, Иверская или иначе — Святоозёрская обитель, после Революции подверглась нападкам и гонениям. В 1918 году многие предметы внутреннего убранства монастыря были изъяты Советской властью. Вскоре золотая риза с иконы и драгоценные вещи, используемые в процессе богослужения, вернули руководству обители, но этом беды монахов не кончились.

Через несколько лет всё ценное имущество монастыря реквизировали, иконы и убранство увезли в неизвестном направлении, а в обители организовали трудовую артель, в ведомстве которой было 5 га монастырских земель и ещё 200 — под садово-огородные работы. Но и это не спасло Иверское монашество: в 1927 году советское руководство решило, что община занимается религиозной пропагандой.

В результате обитель закрыли, а проживающих там выселили.

В военные и послевоенные времена на территории обители был и музей, и мастерские, и госпиталь, и дом инвалидов. В 70-х годах там открыли базу отдыха, которой с удовольствием пользовалось партийное руководство.

Восстановление Иверской обители

Только в начале 90-х годов началось восстановление Святоозёрского монастыря. Патриарх Алексий II посетил обитель в 1991 году и отслужил первый молебен перед занявшей своё место святой иконой Божией Матери. Новгородская епархия получила обитель обратно в состоянии, далёком от совершенства. Не все верили, что восстановить постройки, былую красоту и порядок будет возможно.

Но первый же наместник после передачи строений и земли в собственность епархии вложил немало сил в эту работу. За время его наместничества была полностью убрана вся территория, возобновлены каждодневные богослужения. Также был произведён частичный ремонт построек обители. Ближе к концу 90-х были совершены первые постриги после долгого перерыва.

На сегодняшний день Иверская обитель является действующей, восстанавливается её богатая библиотека, среди документов которой есть множество важных исторических трудов.

Икона-реликвия

Каждый год 10 августа проводится Престольный праздник в честь Иверской Валдайской иконы Божией Матери. В этот день проводится крестный ход, многие богомольцы стараются попасть в монастырь именно к этому времени.

Икона имеет богатую историю и является точной копией пропавшей в давние времена. Образ украшен богатой ризой, а иконописец, трудившийся над его созданием, непрестанно молился и постился 5 дней в неделю, что по легенде и придаёт иконе особую чудотворную силу, наряду с явлением Иамвлиху Романову Божией Матери.

Иверский мужской монастырь на Валдае привлекает паломников в том числе и чудотворной иконой, многие приходят со своими просьбами и чаяниями принести молитву у известного образа.

Валдайские красоты и отличный отдых

Тот, кто хочет посетить Иверский монастырь. может не только изучать древние постройки обители и молиться чудотворной иконе, также у него есть возможность увидеть красоты Валдайской природы. Каждый турист может остановиться в доме отдыха «Валдай», где созданы все комфортные условия: от спа-процедур до активного семейного отдыха на лодках и велосипедах.

Любители природы порадуются неистощимым богатствам и красивейшим местам настоящего русского леса, рыбаки — обильному клёву, а знатоки «тихой охоты» — сокровенным грибным местам.

Желающие посетить Иверский монастырь на Валдае, часто интересуются: как добраться туда на машине или автобусе, и где потом остановиться? Путь сюда несложен — всего 10 километров от города по трассе на Боровичи, сейчас, с установкой понтонного моста, попасть на территорию монастыря не составит проблем. А дом отдыха «Валдай» примет всех желающих, предоставив максимально комфортные условия со всеми удобствами.

Источник: http://valdaydom.ru/page/iverskij-muzhskoj-monastyr-na-valdae-10-avgusta-prestolnyj-prazdnik/

Валдайский Иверский монастырь

(рус. Валдайский Иверский монастырь; англ. Valday Iversky Monastery)

             Часы работы: 07-00 до 20-00

             Как добраться: добраться можно автобусом из Санкт-Петербурга (с автовокзала на Набережной Обводного канала), до города Валдая, время в пути 6 – 7 часов.

Можно, также, добраться на поезде с Московского вокзала до станции Бологое (Тверская область) время в пути – около 2-ух часов, а оттуда на такси или на автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час).

С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

             Из Великого Новгорода до Валдая примерно 150 км. Сюда ходят прямые автобусы (несколько раз в день) Великий Новгород – Валдай ( в пути 3 часа). Можно, также, добраться на поезде до станции Бологое (Тверская область), а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай. С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

Читайте также:  Икона оптинских старцев

            Из Москвы до Валдая можно доехать на автобусе Москва – Санкт-Петербург от автовокзала на Щёлковской (ходят ежедневно), либо на автобусе Москва – Великий Новгород (с Аэровокзала на Ленинградском проспекте), автобус заходит прямо на валдайскую автостанцию, оттуда до Валдайского Иверского монастыря можно доехать на такси, либо дойти пешком. Можно, также, добраться на поезде с Ленинградского вокзала до станции Бологое (Тверская область), время в пути – 2 часа, а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час), затем, также, до монастыря на такси, либо пешком.

           На машине до Валдая можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода по трассе Е105 или М10 (Москва – Санкт-Петербург).

На трассе будет поворот на Валдай (не поворачивать), и рядом другой поворот (трасса до города Боровичи), с указателем на Святоозе́рский Иверский мужской монастырь, повернуть нужно туда, и проехав по ней 2 км свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским, а далее по прямой до монастыря.

Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь

           Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь – православный мужской монастырь, расположенный на Сельвицком острове озера Валдай в Валдайском районе Новгородской области. Этот монастырь стал первым монастырём, построенным на Руси после Смутного времени.

           25 июля 1652 года взойдя на патриарший престол, патриарх Никон выразил желание основать в России монастырь по подобию Иверского монастыря на горе Афон в Греции.

Карта Валдайского Иверского монастыря

           Летом 1653 года были построены две деревянные церкви: Соборный храм, в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, и тёплый храм, в честь святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий.

           Несравненную красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский писал: «Патриарх Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь, среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров…».

           Главной ценностью и украшением Святоозерской обители, без сомнения, была Иверская икона, которая прославилась многими чудесами.

Иверская икона, поражала взор и ум прихожан, не было подобной ей, даже в сокровищнице царя, ни в его церквях. Ценность украшений этой иконы достигала, в то время, более 44 000 рублей серебром.

Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с неё списки и копии.

Схема Валдайского Иверского монастыря

       Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь

         К началу 1654 года в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. В феврале этого же года патриарх Никон посетил строящуюся обитель и переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а озеро Валдай нарёк Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест.

Сохранилось письмо патриарха Никона царю, где тот сообщает о своём видении, над островом, знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В мае того же года, по распоряжению царя, за Святоозерским монастырём закрепились озеро Валдай с островами, а также, города: Боровичи, Яжелбицы и Вышний Волочёк.

           Монастырь строился и укреплялся, а в 1655 году, к дополнению всем монахам, сюда переселилась и братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. А в 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря – Успенский собор.

          После смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей, в то время монастырь получил статус первоклассного, а число братии составляло 200 человек.

          Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осуждён и низложен с Патриаршей кафедры. С этого момента, монастырь стал медленно, но верно приходить в упадок, а с 1712 по 1730 годы обитель со всем имуществом и землёй и вовсе была приписана к строившемуся тогда Александро-Невскому монастырю.

          Но, даже в такое тяжёлое время, в монастыре было много прихожан. Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. Проводились торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

          После революции 1917 года Иверский монастырь ожидала печальная судьба. Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты.

Помимо этого, у монастыря отобрали золотую ризу с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования.

А в 1919 году монастырь и вовсе был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой и пастбищами.

          Чего только не пережил Иверский монастырь. На его территории были и историко-архивный музей, и музей краеведения, и мастерские, и дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом.

          Но, в 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии.

С этого момента, И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь начали возвращать к жизни.

Были устранены общая захламлённость территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.

          Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х – 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района – Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдай. Её новая драгоценная риза, была изготовлена мастерами из города Златоуста, и освящена 25 декабря 2006 года.

          В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. И ныне, пред нами он предстаёт в неповторимом обличие. Неповторимая красота и изящность Иверского монастыря известна далеко за пределами России.

          Главным сооружением Иверской обители является Успенский собор, который за долгие года не утратил своего величия, он отличается большими размерами и монументальностью.

Шестистолпный, приподнятый на подклете храм с галереями и крупным пятиглавием – своеобразный манифест архаизирующего направления русского храмового зодчества середины XVII века. Восточная сторона выдаётся тремя апсидами.

Вокруг всего храма галерея с четырёх сторон, с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.

          Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет сюда доходит с боков сквозь широкие окна (по три окна на каждой из трёх сторон), и сверху – через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей – 6,8 метров, а ширина 21,7 метров.

          По стенам алтаря и храма имеются фрески XIX века, написанные масляными красками. К сожалению, 60 % фресок были утрачены в советское время.

При входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божией Матери, а по левую – чудесное явление мощей Святого Иакова, во время ледохода на реке Мста, а также, чудесное явление Святого Иакова одному больному священнику и другое.

         С передней стороны к престолу примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребрённая одежда и над ним резная вызолоченная сень. Напротив престола, на восточной стороне, под резным вызолоченным балдахином находится изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.

         Живопись собора, в целом, сохранилась плохо: некоторые композиции совсем отсутствуют, многие представлены лишь отдельными красочными фрагментами, и лишь на немногих красочный рисунок читается достаточно хорошо. Все сохранившиеся участки старой живописи были укреплены специальным составом и расчищены. В целом, за все время работы художниками было отреставрировано, поновлено и вновь написано 2 956 метров живописи.

         Против северо-западного угла соборного храма, находится тёплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657 – 1658 годов.

         Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов находится над церковью Богоявления Господня. Она была построена в 1747 году.

         Надвратная церковь святителя Филиппа расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря. Она была построена в 1873 – 1874 годах и представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой. С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны – Конюшенные кельи.

         Церковь во имя Святого Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась, как жилое помещение.

         Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь – шедевральное произведение архитектуры, к счастью, дошедшее до наших дней. Настоящая жемчужина Валдайского озера, этот монастырь охраняет тишину и покой здешних мест. Здесь чувствуется спокойствие и умиротворение, а в наш бурный век технологий и прогресса, иногда, такие чувства просто необходимы людям…

        Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь

            Официальный сайт Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря: http://www.iveron.ru/

Источник: http://best-trip4you.ru/valdajskij-iverskij-monastyr

Валдайский Иверский монастырь (Валдай)

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – православный мужской монастырь, основанный в живописном месте – на одном из островов Валдайского озера в середине XVII столетия патриархом Никоном, в настоящее время является действующей обителью Новгородской епархии и находится под государственной охраной как объект культурного наследия народов России. 

Предыстория основания монастыря

История основания Иверского монастыря на Валдае уходит своими корнями в далёкий XVII век и неразрывно связана с его устроителем – Патриархом Московским Никоном – верным другом и советником царя Алексея Михайловича Романова. 

Царь Алексей Михайлович, приблизивший к себе в 1646 году умного и образованного игумена Кожеозёрского монастыря Никона, вскоре уже не мог обходиться без его советов и благословений.

Назначенный вначале архимандритом Московского Новоспасского монастыря, а чуть позднее – митрополитом Новгородским и Великолуцким, Никон всецело погрузился в церковную жизнь, воплощая мечту об удержании русского общества в безоговорочном послушании Церкви в лице её пастыря – Патриарха во всех делах церковной и духовной жизни.

 

Именно патриарх Никон стал инициатором перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского – обличителя злодеяний опричников Иоанна IV Грозного, зверски убитого Малютой Скуратовым в 1569 году в Отроч Успенском монастыре Твери.

В 1591 году святые мощи митрополита Филиппа по просьбе братии Соловецкого монастыря были перенесены в Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители и захоронены под папертью придела святых Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 

В начале зимы 1652 года митрополит Никон лично отправился на Соловки за святыми мощами святителя Филиппа. На обратном пути, пролегавшем мимо живописных и безмолвных мест чистейшего Валдайского озера и окружающих его вековых лесов он задумал основать в этих местах православную обитель.

В сонном видении предстал перед ним святитель Филипп и благословил Никона на устройство на Валдае монастыря.

 Уже спустя месяц по возвращении в первопрестольную в начале лета 1652 года митрополит Никон был возведён в сан Патриарха Московского и Всея Руси, а его влияние на молодого царя, и ранее бывшее немалым, с тех пор стало исключительным.

С возведением в патриаршество главной заботой Никона стало проведение церковных реформ, в настоящее время известных как Великий церковный раскол XVII века, и основание православных монастырей. 

Строительство монастыря и его дальнейшая судьба

Вскоре после принятия сана Патриарха Никон испросил разрешения у царя Алексея Михайловича об устройстве на одном из островов Валдайского озера мужской обители по подобию Иверского Афонского монастыря.

Читайте также:  Чем отличается храм от церкви

Царь не только разрешил строительство новой обители, но и выделил для этого из царской казны огромные средства.

Получив одобрение государя, Патриарх заказал афонским изографам точный список с чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, с XI века украшавшей врата Иверского монастыря на Афоне.

 

Летом 1653 года начались строительные работы, для которых из Москвы были специально присланы самые искусные зодчие и плотники, а также большое количество строительных материалов. Уже к осени были выстроены и освящены два деревянных храма – соборный (холодный) в честь чудотворной иконы Иверской Божьей Матери и тёплый во имя святителя Филиппа Московского. 

Осенью того же года обитель посетил сам патриарх Никон, переименовав село Валдайское в Богородицкое и озеро Валдайское – в Святое, совершив чин освящения, при котором в воды озера были торжественно опущены Евангелие и крест.

Саму же обитель патриарх назвал Иверским Богородицким Святоозерским монастырём, назначив настоятелем добродетельного и кроткого игумена Дионисия. 

Для царя его «собинный друг» Никон был непререкаемым авторитетом как в делах церковных, так и в делах государственных, поэтому все просьбы его выполнялись, а начинания одобрялись.

Ещё одним подтверждением этого стало возведение Иверского монастыря на уровень, поставивший его в один ряд с древними и самыми почитаемыми русскими монастырями – Новгородским Юрьевым, Псково-Печерским, Новоторжским Борисоглебским, Троице-Сергиевой Лаврой.

Для этого в 1653 году по жалованной грамоте монастырю отошли село Валдай вместе с озером, близлежащими сёлами, крестьянами, земельными угодьями и пастбищами, а в 1654 году из Свято-Духова Боровичского монастыря в Иверскую обитель были торжественно перенесены мощи святого праведника Иакова Боровичского (причём для мощей на личные средства патриарха была изготовлена новая сребропозлащенная рака), сам же Свято-Духов монастырь приписан к новой обители. Также в монастырских храмах были поставлены ковчеги с частичками мощей многих святых, а сам монастырь Никон возвёл в статус архимандрии, возложив управление им на архимандритов. 

К 1655 году в ведении Иверского монастыря находились многочисленные села с крестьянами (Боровичи, Вышний Волочёк, Выдропужск, Яжелбицы, Едрово), земельные угодья, солеварни, к нему были приписаны некоторые небольшие монастыри Новгородской земли, а также дворы и амбары в Старой Руссе и монастырское подворье в Москве. 

Следующим этапом благоустройства монастыря стало каменное строительство, начатое с возведения в обители Успенского собора. Новый собор был выстроен всего за один год (1655–1656) и стал ярким образцом самобытного церковного зодчества XVII столетия.

После освящения храма в него торжественно был перенесён чудотворный список Иверской иконы, написанный афонскими изографами специально для Иверской обители и до освящения находившийся в Москве.

Помимо собора в монастыре появились хозяйственные постройки, а весь комплекс окружили деревянные стены с десятью башнями и четырьмя проездными воротами. 

Отрадой патриарха Никона, мечтавшего не только о благоустройстве обители, но и о распространении грамотности и устройстве обширной библиотеки, стало развитие в монастыре книгопечатания, связанное с переселением в 1655 году из Оршинского Кутеинского Свято-Богоявленского мужского монастыря насельников (около 70 человек).

Монахи привезли с собой на новое место типографию, которая стала первой в истории Руси провинциальной типографией – до тех пор книги печатали только в московский Государевом печатном дворе. Кроме мастеров-книгопечатников, среди переселившихся из Кутеинского монастыря монахов были резчики по дереву, переплётчики, иконописцы и переводчики, передавшие свои навыки и умения иверской братии.

 Возведение каменных зданий в монастыре продолжалось до конца XVII столетия. Правда, в 1666 году монастырь был предан забвению в связи с опалой патриарха Никона. Тогда все насельники (около 200 человек) были переведены в другие монастыри, а у обители отобраны угодья и вотчины.

Но уже в 1668 году царь Алексей Михайлович сменил гнев на милость, и хотя опального патриарха к себе уже не приблизил, но Иверскому монастырю вернул отобранные земли и сёла, а братия монастыря смогла вернуться к привычному укладу жизни.

 К началу XVIII столетия комплекс монастырских зданий состоял из соборного Успенского храма с ризницей и библиотекой, каменного (тёплого) Богоявленского собора с трапезной и находящимся в паперти приделом Нила Столобенского (1671 год), надвратной церкви св.

Филиппа Московского (1656 год), выстроенной вместо первого обветшавшего деревянного Филипповского храма, трёхъярусной колокольни (1679–1689 год), церви Михаила Архангела над внутренними воротами (1685 год), казначейского корпуса (1680-е годы), трёхэтажного корпуса настоятельских келий с расположенными в цокольном этаже погребами и кладовыми и двухэтажного флигеля братских келий (1679–1689 год), двухэтажного корпуса гостиных келий (1683–1689 год), двухэтажного корпуса больничных келий с церковью св. Иакова Боровичского (1702–1708 год), хозяйственных построек. Вокруг монастыря возвели каменную ограду с башнями – Квасоваренной, Северовосточной, Скитской, башней «на кузнечных воротах» и самой большой Никоновской (Патриаршей) башней. Некогда богатый и благоустроенный монастырь постепенно пришёл в упадок, поэтому в 1712 году его вместе с угодьями и вотчинами приписали к строившемуся тогда в северной столице Александро-Невскому мужскому монастырю и в статусе приписного он находился около 20 лет. Из Иверской обители в те годы в новый монастырь были переданы сокровища из ризницы (украшенные алмазами и жемчугом настоятельские митры, золотые напрестольные кресты, облачение священников, два больших колокола и церковная утварь) и многочисленное церковное имущество.

И хотя в 1730 году Иверскому монастырю вернули самостоятельность, а в 1764 году по новым церковным штатам даже сделали первоклассным, былого великолепия он лишился навсегда. Лишь спустя почти столетие, когда в 1854 году настоятелем обители был назначен архиепископ Лаврентий, начался новый подъём в благоустройстве монастыря. За двадцатилетнее управление монастырём благодаря усилиям настоятеля храмы украсились новой церковной утварью, был позолочен иконостас Успенского собора, облачена в новый золотой оклад чудотворная Иверская икона, сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Также были отремонтированы все монастырские здания, выстроены странноприимный, северный и южный гостиничные корпуса, корпус конюшенных келий и келий «коровьего двора», прачечная и баня, а над монастырской оградой появились Странноприимная и Водовзводная (Конная) башни. В 1870 году в северо-восточной части обители на средства инженера-путейца В. А. Панаева (строителя Николаевской железной дороги), чьё имение Байнево находилось недалеко от монастыря, была выстроена семейная часовня-усыпальница, в которой нашли упокоение несколько представителей рода Панаевых. 

При настоятельстве архиепископа Лаврентия был установлен ежегодный крестный ход из монастыря вокруг города Валдая, совершаемый в дни престольных монастырских праздников – Успения Пресвятой Богородицы, Богоявления Господня, дня памяти святого Иакова Боровичского.

Стоит отметить, что крестные ходы совершались при большом количестве верующих, а вместе с многочисленными паломниками, устремлявшимися в обитель в те дни, общее число молящихся составляло до 15 тысяч человек.

 В XX столетие монастырь вошёл достаточно благоустроенным и жил по заведенному ещё первыми насельниками порядку – братия совершала богослужения и несла послушания. Но всё изменилось после октября 1917 года, когда к власти в стране в результате вооружённого переворота пришли большевики.

Уже с января 1918 года по указу властей у обители систематически отбирался хлеб, рыба, овощи, фрукты, а самая масштабная кампания большевиков по реквизиции продуктов питания, начатая ими летом того же года, закончилась позором для властей и триумфом для насельников и жителей Валдая.

На звуки набата, прозвучавшие из монастыря, на помощь инокам вышли все взрослые жители города, не позволив реквизиционной команде войти в обитель. Но осенью 1918 года года в обители уже вовсю орудовали «новые хозяева», изъявшие из ризницы драгоценную церковную утварь и богослужебные книги.

И хотя почти всё имущество монастырю вскоре вернули, саму обитель в её первоначальном виде запретили. В 1919 году на базе монастыря открыли трудовую артель, насчитывавшую до 70 человек и имевшую в своём распоряжении более 200 гектаров пахотной, огородной, садовой и пастбищной земли и 5 гектаров монастырских угодий.

В те голодные годы трудовая артель много занималась благотворительностью, бесплатно раздавая хлеб, овощи и фрукты жителям Валдая и окрестных деревень и сёл.Так насельники бывшего Иверского монастыря и жили до 1927 года, пока обследовавшая трудовую артель комиссия Наркомзема не указала в отчёте, что члены артели очень ревностно относятся к чудотворной Иверской иконе.

Это недопустимое по понятиям новой власти нарушение стало законным поводом закрыть «разоблачённую» монашескую общину, что и было сделано. Чудотворный Иверский образ в золотом окладе был вывезен в неизвестном направлении и его местопребывание не известно до сих пор.

 С тех пор и до конца минувшего столетия монастырский комплекс власти использовали как историко-архивный и краеведческий музеи, долгое время в зданиях обители располагались мастерские, в годы Великой Отечественной войны – госпиталь, после войны – Дом инвалидов и лесная школа для больных туберкулёзом детей. В 1970-х годах, когда на острове появился посёлок, в зданиях монастыря была устроена база отдыха. К концу 1980-х годов комплекс строений Иверской обители представлял собой плачевное зрелище – его строения находились в аварийном состоянии, а территория была захламлена мусором и бытовыми отходами. 

Возрождение монастыря и его судьба в наши дни

По многочисленным ходатайствам жителей Валдая о возвращении монастырского комплекса Русской Православной Церкви, нашедшим поддержку представителей духовенства, после долгих переговоров с городскими властями в июне 1991 года Иверский монастырь был передан Новгородской епархии.

 Судьбоносным для обители стало событие перенесения в её соборный храм копии чудотворной Иверской иконы Божьей Матери – единственной святыни, уцелевшей в годы советской власти и хранившейся в кладбищенском Петропавловском храме Валдая, и возрождение монашеской жизни.

Так, сразу после возвращения монастыря в лоно Церкви был назначен настоятель и вскоре в обители появились шесть иноков, чередующих ежедневные богослужения с послушаниями (работой на огородах, очисткой от мусора территории, ремонтом строений).

С возрождением монастыря его братия начала пополняться новыми послушниками, с 1995 года возобновились постриги, с 1998 года – хиротонии. Масштабные ремонтно-восстановительные работы по воссозданию в первоначальном виде монастырских строений и благоустройству территории начались практически сразу после передачи монастыря Новгородской епархии.

Огромную помощь в воссоздании комплекса оказывали как местные жители, так и предприятия города, благодаря чему в 1998 году был освящён Богоявленский храм и возобновились богослужения в Успенском соборе. 

В 2004 году к Иверскому монастырю проложили новую дорогу, здания обители газифицировали, провели новую линию электропередач, пробурили артезианскую скважину.

В декабре 2006 года для святыни монастыря – Иверской иконы – мастерами города Златоуст была изготовлена новая серебряная, украшенная драгоценными камнями риза, в 2008 году – позолочены купола Успенского собора, в 2011 году – завершена реставрация его фресковой живописи в алтаре и нижнем ярусе, а в 2014 году состоялось торжественное освящение всех храмов и престолов обители. 

На территории монастыря появились библиотека, иконописная школа, ризница, мастерские, древлехранилище, открыта трапезная на 250 человек. В Никоновской (Патриаршей) башне заработал музей истории монастыря, отдельный раздел в котором посвящён патриарху Никону.

Иверский монастырь стал и Паломническим центром, для которого выстроили три паломнических и один детский корпуса, а также открыли воскресную школу для детей.Комплексные работы, направленные на восстановление всего монастырского ансамбля, продолжаются и в наши дни.

Информация для посетителей

Иверский монастырь расположен на Сельвицком острове Валдайского района Новгородской области на 386-м километре автомобильной трассы Москва – Санкт-Петербург.

Чтобы попасть в монастырь, нужно доехать на железнодорожном или автомобильном транспорте до города Валдая, от пристани которого до обители курсирует теплоход, либо воспользоваться услугами такси.

Если ехать на частном автотранспорте из Москвы, то не доезжая Валдая, свернуть на повороте до города Боровичи, а если ехать из Санкт-Петербурга, то проехав Валдай, также свернуть на дорогу до Боровичей. Через два километра нужно свернуть налево и выехать на дорогу к монастырю. 

Ворота Иверского монастыря открыты ежедневно с 7.00 до 21.00 часов, богослужения совершаются с 7.00 до 9.00 часов и с 18.00 до 20.00 часов по будням, с 9.00 до 12.00 часов и с 18.00 до 21.00 часов в воскресные и праздничные дни.

В храмах обители совершаются таинства крещения (ежедневно в 13.00 часов) и венчания (в разрешённые дни в 14.00 часов), а также молебны и освящение транспорта (по предварительному заказу в церковной лавке).

 

Индивидуальные и групповые экскурсии по монастырю, а также питание и ночлег для паломников в обители предусмотрены, но обязательно нужно сделать предварительную запись (желательно за месяц) по контактному телефону Паломнического центра (см. официальный сайт монастыря).

Заявки на экскурсии принимаются с 10.00 до 17.00 часов в будние дни и с 13.00 до 17.00 часов в субботу и воскресенье также в Паломническом центре обители.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/valdaiskiy-iverskiy-monastir

Ссылка на основную публикацию