Ипатьевский монастырь

Фотоблог Александра Зайцева

Ипатьевский монастырь

Съездить в Кострому было моей давней мечтой, в последний раз я там был еще до армии, в гостях у родственников. Поскольку в то время я историей городов да и всевозможными достопримечательностями не интересовался, то о городе моя память почти ничего не сохранила, кроме костромской «сковородки».

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

И вот в новогодние праздники мы с отцом и братом, отправились в этот старинный русский город, который входит в состав «Золотого кольца России».

О самом городе я вам расскажу в другой раз, а сейчас мне хочется поведать о самой главной, наверное, достопримечательности города — о Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре.

Многие конечно же о нем слышали, этот монастырь неразрывно связан с историей нашего государства. Его по праву называют «колыбелью Дома Романовых».

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

У входа в монастырь организована стоянка для автотранспорта туристов, но добрую часть этой стоянки оккупировали продавцы старинных вещей и сувениров, поэтому нам пришлось оставить машину на обочине. Пройти на территорию монастыря и посетить храм можно бесплатно, но поскольку мы решили побывать в царских палатах, то нам пришлось за это заплатить. Заплатили мы и за фотосъемку.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Территория монастыря, открытая для посещения, оказалась не большой. Всюду видны либо группы паломников, либо паломники одиночки, слышны рассказы гидов и щелчки затворов фотоаппаратов. Монастырь – музей.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Давайте сначала зайдем в палаты Годуновых, т.к они первые начали спонсировать этот монастырь.

Из Вкладовой книги за 1728 год можно узнать, что Иван Васильевич Годунов в 1586 году пожертвовал 62 иконы; Дмитрий Иванович Годунов в 1588 году вложил 85 образов в золотых и серебряных окладах; в 1598 году Иван Васильевич подарил еще 9 икон в серебряных окладах, украшенных сканью и жемчугом. Не «отставали» от них и другие представители рода.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

При Годуновых монастырь стал отстраиваться. Возводились каменные стены с шестью башнями, заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского, построена зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы, над Святыми вратами построен храм, построена звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома.

Плащаница «Положение во Гроб». Ирина Федоровна Годунова в 1593 году

Почему же Годуновы считали этот монастырь своим и столько средств вложили на его поддержание? Давайте попробуем разобраться в запутанной история создания Ипатьевского монастыря. Нет, на сайте монастыря история конечно написана, и я попытаюсь вкратце ее пересказать.

Икона Ветхозаветной Троицы. XVI век. по заказу Д.И. Годунова

Некий татарский вельможа, мурза Чет (мурза – это дворянский титул вроде нашего князя), направился из Золотой Орды в Москву, на службу великому князю Ивану Калите. Подойдя к Костроме, Чет решил отдохнуть в красивой дубовой роще.

Во время отдыха ему во сне приходят Божия Матерь с апостолом Филипом и священномучеником Ипатием. Так вот, после этого видения Чет избавился от какого-то недуга. Благодарный мурза решил принять христианство, а на том месте, где ему пришло видение, построить монастырь.

Свое слово мурза сдержал, монастырь был заложен в 1330 году, а сам Чет крестился с именем Захария. После смерти Захария похоронили в том же монастыре, здесь же похоронили его сына и внука и других родственников.

Важно еще то, что Захария является родоначальником таких известных дворянских фамилий как Сабуровы, Пешковы, Шеины, Вельяминовы-Зерновы и ГОДУНОВЫ.

Западные врата, выполненные в технике «огневого золочения». Конец XVI века. Вклад Д.И. Годунова.

Вот такая история создания монастыря, описанная на его сайте. Да, еще на сайте есть небольшие оговорки, что дескать бытуют и другие мнения, но в основном это чистой воды правда.

Слева: Подвесная пелена с изображением святителя Ипатия. XVI век.Справа: Подвесная пелена Святая Троица. XVI век.

Подношения Д.И. Годунова

Странно, но прочитав эту историю у меня возникли некоторые сомнения. Представьте, прилег значит как-то мусульманин Чет отдохнуть в дубовой рощице и вдруг ему привиделся не родной Мухаммед, а христианская Божия Матерь да не одна, а с апостолом и священномучеником, причем Чет даже их узнал. Эта мысль мне не давала покоя, и я стал мучить Яндекс.

Как оказалось, не у меня одного были такие сомнения. Академик Степан Борисович Веселовский в статье «Исследования по истории класса служилых землевладельцев» так же задавался этим вопросом. Но поскольку он академик, то он стал эту историю рассматривать еще глубже, он сопоставил даты рождения потомков Чета и пришел к ряду интересных выводов.

Веселовский доказал, что род Захария был исконно костромским родом и если бы Захария все же был этот мурза Чет, то в 1330 году его не было бы уже в живых. Ипатьевский монастырь существовал уже в конце XIII века, а легенда о мурзе Чете возникла в конце XVI века, в то самое время, когда Годуновы заняли влиятельное положение при царском дворе.

Легенда эта понадобилась властям и братии Ипатьевского монастыря для того, чтобы рядовой монастырь превратился в элитный, что, впрочем, и произошло.  Вот и была придумана легенда, в которой мурзу Чета объявили родоначальником Годуновых.

Поскольку, сам Чет (Захария) и его родственники похоронены в этом монастыре, то благодаря вкладам, Годуновых, царицы Ирина и царя Бориса монастырь стал быстро богатеть (а это последняя четверть XVI века). Для тех, кто хочет ознакомиться с исследованиями академика Веселовского подробней, внизу я оставлю ссылку.

Евангелие 1605 года

Доктор искусствоведения В.Г. Брюсов так же интересовался историей создания монастыря и тоже пришел к очень интересным выводам.

Он выяснил, что святые Ипатий Гангрский и апостол Филипп на Руси малоизвестны и поэтому не особо почитаемы, за исключением Великого Новгорода.

В Новгороде Святой Ипатий почитался, как покровитель новгородских посадников и только в Новгороде был храм, посвященный апостолу Филиппу.

Потир, XVI в.Кадило, XVI-XVII вв.

Блюдо проскомидийное, XVI I в.

Поэтому Брюсов сделал вывод, что Ипатьевский монастырь был построен новгородцами. В подтверждении этой версии лингвисты отмечают следы древнего новгородского говора по всему нижнему течению р. Костромы и в частности в Заречье, где и находится Ипатьевский монастырь.

В своих завоевательных походах новгородцы не раз проходили, через Кострому в 1375 году она подверглась страшному разорению. В одном из таких походов и была построена крепость в которой новгородцы и построили два храма.

Один храм был посвящен священомученнику Ипатию и святому апостолу Филиппу, а второй — в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Владимирская Богоматерь.

По мнению историка Н.А Зонтикова Ипатьевский монастырь был построен в начале XIII века, еще до нашествия Золотой Орды, новгородцами.

Позднее, в XIV веке в стенах монастыря был погребен мурза Чет (Захария), видимо являвшийся очень крупным жертвователем или покровителем монастыря. В конце XVI века возникла легенда о том, что Чет является основателем монастыря.

 Прочитав все эти исследования становится ясно, что история с Четом всего лишь легенда, придуманная для привлечения внимания Годуновых к монастырю и придания ему особого статуса.

Теперь давайте пройдем в палаты Романовых, там тоже есть на что посмотреть.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Палаты Романовых.

По преданию южную половину дома занимал Михаил, а северную — его мать инокения Марфа.

Изразцовая печь в стиле XVIII века.

Изразцовая печь в стиле XVIII века

В смутное время, в октябре 1608 года, Ипатьевский монастырь перешел в руки сторонников Лжедмитрия II, но в феврале 1609 году костромичи восстали и осадили монастырь.

Вот только взять его сразу не удалось, обитель представляла собой хорошо укрепленную крепость.

На помощь повстанцам пришло войско Василия Шуйского во главе с воеводой Дмитрием Жеребцовым, к сентябрю того же года крепость была захвачена.

Икона Казанской Богоматери. Вклад Михаила Федоровича в Макарьевский Унженский монастырь

После того как польские интервенты были выбиты из Москвы, князь Пожарский созвал представителей от городов по 10 человек, для выбора царя.

В январе 1613 года Земский Собор был созван, число участников оценивалось от 700 до 1500 человек. После бурных споров выбор пал на несовершеннолетнего Михаила Федоровича Романова.

Избрание состоялось 7 февраля, однако официальное объявление было сделано лишь 21 февраля.

Неизвестный художник. Портрет Михаила Федоровича Романова

К тому времени Михаил Федорович со своей матерью, инокиней Марфой (Романовой), находились в Костроме в Ипатьевском монастыре.

Встреча Московского посольства с Михаилом Федоровичем Романовым у Святых ворот Костромского Ипатьевского монастыря 17 марта 1613 года. И. Шелковников. Середина XIX века.

Вот тут наверное самое время вспомнить про Ивана Сусанина, потому как подвиг свой он совершил приблизительно в этот самый период времени, или даже чуть раньше поздней осенью 1612 года. Однако вспоминать сейчас мы его не будем, по двум причинам: 1. Очень большая тема;  2. Хочется посетить сначала вотчину Романовых и Сусанинские места.

Картина из палат Романовых

Из Москвы в Кострому была отправлена представительная делегация. И вот 14 марта 1613 года на подходе к Ипатьевскому монастырю московское посольство встретилось с крестным ходом из Костромы.

Вся эта процессия объединилась и окружила монастырь, чтобы умолить Михаила взойти на трон. Умоления продолжались почти 6 часов.

 Мать с сыном долго не соглашались, они хорошо помнили, что стало с предыдущими царями.

Икона Федоровская Богоматерь

Только когда послы в отчаянии упомянули о Божьем гневе, который постигнет того, кто не хочет спасти государство от окончательной гибели, – тогда инокиня Марфа уступила.

Большой выносной фонарь. Нач. XVII века.

Она упала ниц перед иконой «Федоровской» Богоматери и произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!». В память об этом событии было установлено (14 марта ст.с.) ежегодное празднование в честь «Федоровской» иконы Пресвятой Богородицы.

Выносной запрестольный крест. Конец XVI — начало XVII века

После восхождении Романовых на престол, Ипатьевский монастырь не потерял своего привилегированного положения. Члены царской семьи стали почитать монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

Икона Корсунской Божьей Матери. Вклад царя Алексея Михайловича Романова в Ипатьевский монастырь

С 1621 года началось восстановление монастыря. Были отремонтированы стены и здания, поврежденные во время его осады. По велению царя Михаила Федоровича территория монастыря была расширена и ограждена каменной стеной. Новая территория стала называться — Новый город.

Экспонаты в палатах Романовых

В 1649 году произошел взрыв порохового погреба, который разрушил Троицкий собор. После взрыва мало, что уцелело из вкладных икон. Через три года на месте разрушенного собора был выстроен новый, который значительно превосходил размерами старую церковь. Была еще построена новая церковь Иоанна Златоуста, но в последствии за ветхостью она была разобрана.

Церковные книги

Во времена правления Петра I монастырь пережил не лучшие свои годы. Часть церковных колоколов снимали и вместе с медными котлами переправляли в Москву для переплавки на военные нужды.

Согласно царскому указу доход и пожертвования, превышающие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну. Монастырь стали использовать как место ссылки.

В 1745—1750 годах монастырь снова перестраивается, а в его стенах открылась Духовная семинария.

Киотный крест. XVII век. Вклад Патриарха Всея Руси — Филарета, отца Михаила Федоровича в Макарьевский Унженский монастырь

Во время визитов в Ипатьевский монастырь, на таких стульях сидели цари из рода Романовых. XVIII век.

В 1767 году к приезду в Кострому Екатерины II с северной стороны стены были сделаны ворота в стиле барокко, в последствии они и стали основным входом в монастырь. В свой приезд Екатерина пожаловала монастырю 3000 рублей. 7 октября 1834 г. Император Николай I так же посетил прославленную обитель и повелел ее восстановить.

В марте следующего года монастырь уже был возведен в степень первоклассного. Восстановительные работы проводились и при Александре II. Все Российские императоры начиная с Николая I посещали Ипатьевский монастырь. Традицию посещения монастыря подхватили и президенты России, сюда приезжали Ельцин Б.Н., Медведев Д.А и Путин В.В.

Иконы в палатах Романовых

А сейчас давайте зайдем в Троицкий собор, который был построен в 1652 году на месте разрушенного взрывом собора.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Троицкий собор.

Внутри собор очень интересный, на стенах роспись XVII века. В работе принимали участие талантливые костромские живописцы: Василий Ильин Запокровский и Гурий Никитин. Резной пятиярусный иконостас создан в середине XVIII века бригадой костромских резчиков. Декоративная золоченая резьба выполнена в виде виноградной лозы с изящными акантовыми листьями.

Интерьер в Троицком соборе.

Да, сейчас троицкий собор больше напоминает музей, чем храм. Толпы туристов, ведомые экскурсоводами, ходят по церкви, слушая громогласные рассказы, и втихаря все снимают на свои телефоны. Всюду снуют работники музея, их задача запрещать делать фотографии в храме.

Я тоже пытался незаметно сделать фотографии, получил несколько замечаний, но все же сделал один, не совсем четкий снимок.

Я не пойму, откуда эта дикая традиция запрещать фотографировать в церквях? Тем более, что это церковь-музей, службы в данный момент не шло и фотографы ни кому не мешали.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

В советские времена монастырь был закрыт. В его стенах размещались казармы, жилые кварталы, танцплощадки и только в 1958 году было принято решение о реставрации Ипатьевского монастыря. В 1993 году в обители возобновилась монашеская жизнь, а в 2004 году ее передали русской Православной Церкви.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Вот я и побывал в знаменитом Ипатьевском монастыре, которому было суждено стать колыбелью для царствующей династии Романовых.

Стоит вспомнить, что колесо истории, закрутившееся в 1613 году, провернулось в 1918 году.

Царствования династия Романовых началась обрядом призвания на престол в Ипатьевском монастыре (в Костроме) и завершилась расстрелом Императорской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге).

И в заключении расскажу небольшую историю про Евангелие старицы Марфы.

Евангелие. 1628 года. Вложено Михаилом Федоровичем

Старица Марфа Ивановна (мать Михаила Федоровича), в 1627 году пожертвовала Евангелие Кашинскому монастырю, сделав в книге на 14 листах следующую надпись: «Лета 7136 Году месяца октября в 18 день на память Святого апостола и евангелиста Луки пожаловала государыня благоверная и христолюбивая Великая Старица Инока Марфа Ивановна в дом пречистой Богородицы честного и славного ее Благовещения и великого святителя Василия Кесарии Каппадокийской в Кашинский уезд в Благовещенский монастырь книгу сию Евангелие тетр печатное напрестольное,  оболочено бархатом черным, Евангелисты серебряны позолочены. При игумене Михее с братиею.    А  кто сию книгу Евангелие из дому Пречистой Богородицы вынесет или родимцу отдаст или продаст или заложит или какую хитрость учинит и того Бог судит на  втором и страшном пришествии Господнем, да ответит перед Богом.  А подписал игумен Михей своею рукою лета 7136»  (7136 соответствует 1627 г. по новому летоисчислению).

Шли годы, 1764 году после Екатерининской церковной реформы Ширинский монастырь был упразднен, а имущество его, включая и вклады, бесследно исчезло. После реформ Никона, начатых еще в середине XVII века, старые книги были запрещены и обменивались на новые. Староверы развернули активную деятельность по выкупу «дониконовских» книг.

Читайте также:  Храм иконы тихвинской божией матери в алексеевском - православные иконы и молитвы

В марте 1916 года императрица Александра Федоровна, подбирая подарок для своего супруга (Николая II) к празднику Пасхи, дала задание начальнику Царскосельского дворцового управления князю М.

Путятину подыскать старинные предметы. Из списка подобранных предметов императрица выбрала старинное Евангелие 1627 г. с вкладной записью государыни Марфы Ивановны.

Евангелие было выкуплено в старообрядческой лавке за 500 рублей.

Эта книга для Николая II стала настольной, он расстался с ней только когда в августе 1917 года всю семью под охраной повезли в Сибирь. Евангелие осталось в Царском Селе.

Итак, круг замкнулся, как Ипатьевский дом замкнул виток русской истории, начавшейся 300 лет назад в Ипатьевском монастыре, так и это старинное Евангелие замкнуло круг истории династии Романовых.

Книга из первой царствующей семьи, почти через 300 лет, попадает в последнюю царствующую семью — последний монарх династии получает ее в подарок на последнюю Пасху, которую семья отмечает, в Царском Селе.

Для написания статьи использовал следующие источники:

http://marfo-ma-obitel.livejournal.com/134635.html

http://www.tzar.ru/science/research/gospel

http://ipatievsky-monastery.ru/

http://aquilaaquilonis.livejournal.com/313518.html

http://kostromka.ru/kostroma/land/06/zontikov/7.php

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Источник: http://alexfotoblog.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/kolybel-doma-romanovyx.html

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь — Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

По преданию, основателем Ипатьевского монастыря был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых.

В 1330 году на пути в Москву – для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите – Чет остановился  на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.

Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше – в середине или конце XIII века – новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге. Однако участие Захарии-Чета в судьбе Ипатьевской обители несомненно: оно подтверждается вниманием, которое оказывал этому монастырю род Годуновых.

Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменноестроительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость.

В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе — прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол.

Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев.

В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.

В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете.

Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина.

Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы.

До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом.

В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного.

В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы).

Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве).

В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей — древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года).

Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен.

В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники.

Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетнихусилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Святыни монастыря:— чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери;- частица Ризы Господней;

— частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.

Праздники:
День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Справочная информация:

Источник: http://www.kostromamitropolia.ru/p/monasteries/svyato-troickij-ipatevskij-muzhskoj-monastyr.html

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме в ряду крупнейших церковных российских обителей находится на одном из важнейших и особых мест. Он возведен в красочном месте соединения рек Волги и Костромы.

Величественный вид Ипатьевского монастыря, торжественное великолепие и звон церковных колоколов оставляет в душе русского человека самые незабываемые чувства и эмоции. В настоящее время в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре служат монахи мужчины. Вся территория обители подразделяется на две части. Это Старый и Новый города.

В центральной части территории святой обители застыла величественная духовная композиция — главный Троицкий собор со звонницей.

Есть все исторические основания полагать, что зарождением данного религиозного памятника можно считать начало ХIII века. Академик С.Б.

Веселовский, изучая историю зарождения и развития монастыря, небезосновательно полагал, что место для основания было выбрано новгородскими переселенцами, которые попали на Верхнюю Волгу по реке Костроме.

Место основания в те времена являлось стратегически важным участком, расположенном в устье двух рек, вблизи старого ярославского торгового пути.

Древние новгородцы особо почитали священномученника Ипатия, в честь которого, возможно, и был впоследствии назван монастырь.

Позднее, историки, занимающиеся исследованиями основания обители, стали связывать его с именем татарского мурзы (вельможи), выходца из Золотой Орды Чета. По преданию знатный мурза, путешествуя по Волге, тяжело захворал.

Именно на месте будущей закладки монастыря он сделал временную стоянку для отдыха, где ему случилось видение святой Богоматери.

Она пообещала исцелить его от смертельной болезни в обмен на обещание выстроить богатый храм в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия.

Исцелившись, Чет возвращается в столицу, и получает величайшее разрешение на постройку монастыря Ипатьевского (другие названия — Ипатьева, Ипатского). Также татарский мурза принял крещение и получил христианское имя Захарий. По прошествии некоторого времени Мурза-Захарий являлся очень крупным благотворителем и покровителем данной обители, где и был погребен после смерти.

Вторая половина XIV – начало XV века для монастыря ознаменовались вторым знаковым моментом — ему было подарено второе имя Святой Живоначальной Троицы или Троицкий Ипатьевский.

После смерти Четы-Захария святой обители покровительствовали его наследники — представители рода бояр Годуновых. Почти все они также нашли упокоение за стенами Ипатьевской обители.

Приблизительно до пятидесятых годов XVI века практически все сооружения и храмы, находящиеся на территории обители, были сделаны из дерева. Главным среди них был деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

Вместо деревянных строений на благотворительные пожертвования бояр Годуновых были выстроены сооружения из камня, включая Троицкий собор с приделом во имя Ипатия и Филиппа и каменный шатровый храм Рождества Богородицы.

Далее в течение более чем 20 лет территория Ипатьевской обители была защищена надежными стенами с башенками и бойницами, выполненными из камня. Именно с этих пор монастырь, обнесенный камнем, стал настоящей крепостью и опорным пунктом местной княжеской власти.

Эпоха «собирания» русских земель (XIV – XV века) для существования святой обители навсегда связана с историческими именами князя Василия Ярославича, князя Дмитрия Донского, ряда великих Московских и Владимирских князей, а также царей Ивана Грозного и Бориса Годунова.

Приблизительно с 1613 года Ипатьевский монастырь пребывал под непосредственным покровительством и меценатством династии Романовых. В данный судьбоносной год священнослужители монастыря скрывали от преследований молодого престолонаследника Михаила Романова.

14 марта 1613 года в обитель прибывает крестный ход из бояр, духовенства и представителей управления Земского собора. Они торжественно провозгласили об избрании юного Михаила на царствование. Перед святыми иконами монастыря Михаил Федорович соборовался на царский престол.

Именно со времени данного события и до 1917 года Ипатьевский монастырь функционировал под личным покровительством царского рода, а город Кострома стала именоваться колыбелью их рода.

С 1913 года Ипатьевский монастырь стал стремительно отстраиваться и развиваться.

Могущественные меценаты монастыря Романовы не скупились на пожертвование средств для ремонта и строительства новых построек, развитие художественного иконописания и каменной резьбы.

Монастырские мастера по написанию икон в те времена считались святыми людьми, а расписанные стены и купол Троицкого собора были названы шедеврами искусства и декора в XVII веке.

Через 2 года после событий 1917 года святая обитель была официально закрыта, монастырские реликвии подверглись национализации, а все священнослужители и монахи были выдворены за территорию монастыря. В последующие годы в храмах и сооружениях Ипатьевского монастыря размещались стадион, музей атеизма, филиал краеведческого музея и другие учреждения.

Днем нового возрождения Ипатьевского монастыря в наше время считается 25 ноября 1989 года. В этот день епископ Александр (Могилев) провел первую за многие десятилетия разрушения церковную службу.

В 1992 году предписанием Священного Синода Русской Православной Церкви святая обитель начала свое новое существование.

Также с этого времени ежегодно в день казни представителей царского рода Романовых в Ипатьевском монастыре совершается заупокойная служба.

Последние десятилетия знаменуются восстановлением и возрождением жизни как самого монастыря, так и его служителей. В святых храмах обители находятся такие великие русские святыни, как частица Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома и другие ценные памятники истории и искусства.

За его стенами с 2004 года открыт и функционирует Церковный Историко-археологический музей, продолжающий традиции старого музея и Древнехранилища. В основе коллекции музея находятся уникальные предметы богослужения, экспонаты древнего письма и печати, ценные произведения исторического и художественного наследия.

Важнейшее значение для современных историков имеют хранящиеся в монастырской библиотеке древние рукописи, в том числе легендарная Ипатьевская летопись. Сотрудники музея наряду со священнослужителями проводят исследования исторических и церковных раритетов, проводят большую экспозиционную и образовательную работу.

Источник: https://www.topkurortov.com/ipatevskij-monastyr/

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

На берегу великой русской реки Волги возвышается прекрасный архитектурный комплекс великолепного Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы. Отражаясь своими белокаменными стенами в спокойных водах реки, он поражает красотой и одухотворённостью своих возвышающихся к небу линий.

Какая историческая версия вам ближе?

Существует несколько версий возникновения этого истинного украшения города. По одной, Ипатьевский монастырь основал брат великого князя Александра Невского, князь Владимир Ярославич в 1275 году, живший тогда в Костроме.

По другой же, более распространённой легенде, обитель основал в 1330 году татарский мурза Чет. Вопреки бытующему мнению, с татарами нас связывали не всегда только негативные отношения, были среди них и те, кто любил и уважал Русь.

А дело было так. Знатный вельможа Золотой Орды мурза Чет направлялся в Москву, к месту своей службы у Ивана Калиты. Приболев и устав с дороги, остановился он в понравившейся ему костромской дубовой рощице отдохнуть.

Во сне увидел Чет Божью Матерь с апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским, которые и вылечили его от болезни. В память об этом чуде и в благодарность за исцеление он на свои деньги поставил храм в этом месте.

Чуть позже вельможа Чет принял православие и, крестившись, взял себе имя Захарий. Это был родоначальник позже ставших очень знаменитыми двух родов Годуновых и Сабуровых. Все потомки Чета потом очень часто приезжали в монастырь, жертвовали здесь много денег и земель. А некоторые даже стали монахами обители.

Почти все завещали похоронить себя на монастырской земле, на кладбище монастыря. И со временем образовалось здесь 3 усыпальницы с 52 захоронениями его знаменитых потомков. До наших дней неразрушенной сохранилась всего лишь одна.

Читайте также:  Основные догматы христианства и православия

Некрополь бояр Годуновых формировался на протяжении четырех столетий, начиная с конца 13 века. Первыми в усыпальнице были погребены основатель рода Захарий, который до принятия православия был известен как татарин мурза Чет, и его сын Александр.

 Династия Романовых. Как всё начиналось

После смерти Бориса Годунова Ипатьевская слобода стала принадлежать боярам Романовым. Здесь скрывался и будущий русский царь Михаил Романов со своей матерью. У него были причины опасаться за свою жизнь. Ведь после того, как Земский собор назначил его царём, поляки хотели убить юношу и поставить на царствование в России своего царевича Владислава.

Для этого был создан небольшой отряд поляков, который и отправился в Костромской монастырь. Но в пути они заблудились.

Здесь и совершил свой знаменитый подвиг Иван Сусанин, пообещав чужестранцам показать короткую дорогу, а сам завёл их в болотистый, непроходимый лес. Там он и погиб, но дорогу к монастырю так и не указал, спасая тем самым Россию и российский престол от иноземцев.

Долго отказывалась мать Михаила благословить сына на царствование. Да и сам шестнадцатилетний мальчик не хотел брать на себя такую ответственность. Но после долгих уговоров они согласились.

С благословения своей матери Феодоровской иконой Богородицы Михаил принял царствование.

С тех давних пор икона эта стала одной из главных святынь Романовых. Так, в 1613 году началось 300 летнее правление их династии. А костромской монастырь теперь называют «колыбелью дома Романовых».

Монастырь — оборонительная крепость

Начало

Первой постройкой в монастыре была небольшая деревянная церковь, освящённая во имя Живоначальной Троицы. Потом на этом же месте построили каменный пятиглавый Троицкий собор с одноимённым престолом и двумя приделами.

К монастырю вело 5 въездных ворот, среди них особо выделялись парадные Святые ворота с надвратной церковью. Считалось, что церковь над воротами призывает Небесные Силы для защиты монастыря или города.

Монастырь был укреплён. Кроме духовной, он выполнял ещё и функции оборонительной крепости — высокие, толстые стены, башни с бойницами, подземный ход к реке для снабжения водой — всё было предусмотрено для длительной защиты.

Время расцвета

Не жалели царственные особы богатых даров и пожертвований своей вотчине. Постоянно туда присылались новые иконы в богатых окладах, предметы церковной утвари.

Монастырская библиотека регулярно пополнялась редкими томами, украшенными драгоценностями. До 18 века там хранился древнейший список «Повести временных лет» — уникальная по своей исторической ценности летопись.

В 1835 году обитель посетил русский император Николай-1. Всё досконально осмотрев, он приказал отремонтировать и перестроить здания, чтобы возвратить им первоначальный вид. Глобальные изменения произошли тогда в архитектурном облике комплекса: практически все здания были восстановлены, а некоторые просто заново отстроены.

В 1913 году Кострома стала центром празднования 300-летия Дома Романовых. На праздник приезжали царские особы: Николай-2 со всем своим семейством, а также другие влиятельные люди того времени.

В городе состоялся грандиозный крестный ход, огромные толпы паломников прибыли в святую обитель. Этот год стал триумфальным для древнего монастыря.

и… запустения

После Октябрьской революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, как и многие другие, был попросту закрыт. К счастью, его не разрушили, а открыли в нём Костромской исторический музей.

Только в 1992 году было подписано соглашение о возрождении монастырской общины, и её совместной работе с находящимся там музеем. Это время стало новым периодом возрождения мужского монастыря.

Белоснежная достопримечательность России

Территория и музеи

В наши дни территория монастыря благоустроена. За монастырскими стенами очень уютно и спокойно.

Многочисленные экскурсии, гостей разных национальностей принимает у себя историко-археологический музей обители.

А отдельное здание, в котором жил когда-то будущий юный царь Михаил Романов сейчас называют Палатами бояр Романовых. Там открыта музейная экспозиция, посвящённая царской династии с их портретами и вещами, когда-то принадлежавшим царским особам.

Очарование Троицкого собора

Но центральным, главенствующим здесь храмом является Троицкий собор.

Необычайно красив он изнутри — свод, стены, столбы — всё расписано великолепными фресками. Расположены они в несколько ярусов, а всего на них изображено 80 композиционных рисунков. Каждая фреска посвящена определённому сюжету.

Фрески верхнего яруса красочно повествуют о явлении ангелов Лоту и Аврааму, дальше идёт история Иисуса Христа. Весь нижний ярус посвящён апостолам.

Люди, изображённые на картинах-фресках занимаются своими обычными делами — пекут хлеб, смеются, строят дома. Всё очень красиво и познавательно. На столбах, стоящих внутри собора, изображены некоторые русские князья.

Уникальные монастырские святыни

В 1758 году в Троицком соборе появился замечательный иконостас, состоящий из пяти ярусов. Изготовлен он по заказу русской императрицы Елизаветы Петровны Романовой и подарен ею Ипатьевскому монастырю. Великолепный иконостас полностью сделан из липы, все его части покрыты позолотой.

В центре иконостаса находится Тихвинская икона, копия того образа Тихвинской Божией Матери, которым был благословлён на царствование первый царь семьи Романовых. Оклад этой иконы украшен жемчугом и бриллиантами. Икона эта считается чудотворной, к ней приходят помолиться паломники из других, многочисленный городов и стран.

Источник: http://otpusk-zdorovo.ru/kostroma-ipatevskij-monastyr/

Ипатьевский монастырь

К Ипатьевскому монастырю приехали в пол-восьмого вечера. Монастырь уже закрылся, так что решили обойти монастырские стены снаружи, а также заглянуть в музей деревянного зодчества, которые еще работал.Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу.

Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария.

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века.

На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста.

Над Святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома.

Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси.

Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.

В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II.

С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек.

В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. Костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Утром продолжили осмотр внешних стен монастыря. Вот кадры сделанные почти с одного ракурса вечером и утром:

Так же с утра сфотографировали монастырь с другого берега реки.

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню.

При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады. По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними.

Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство. Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени.

Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. В 1837-1863 гг. под руководством архитектора К.

А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А.

Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году).

Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку».В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы.

Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка.

Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений. В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг.

музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса.

23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 1993 году, в пользование монашеской общины была передана территория Нового города.

В сентябре 2002 года полностью сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города — церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи. В 2004 году монастырь был передан в пользование Русской православной церкви, а музей-заповедник фактически оказался на улице.

Действительно, по сравнению с 1999-м годам, когда я был в монастыре последний раз, изменения не в лучшую сторону. Половина монастыря (так называемый Новый город) закрыта для посещения, также нет возможно зайти за «обруб», уж кому это-то мешает, не пойму. Вход, судя по всему в монастырь бесплатный, билет нужно покупать для посещения музеев (и не дешево, в районе 200-300 рублей), 100 рублей берут за фотографирование.

Закрытый проход в «Новый город».Собор Троицы Живоначальной.Троицкий собор, возвышающийся в центре Старого города Костромского Ипатьевского монастыря, построен в 1650-1652 гг. на месте более древнего одноименного собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклетах храма в 1649 году.

В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексея Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с приделом во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы.Впервые Рождество-Богородицкая церковь упоминается каменной (шатровой) в 1564 г. В 1760-1764 гг. из-за ветхости и тесноты построена новая трапезная церковь. В подклете устроен придел Смоленской (Шуйской) иконы Богоматери, упразднённый в 1879 г. В 1860-1864 гг.

возведён новый тёплый храм в русско-византийском стиле по проекту К. А. Тона — пятиглавый, с двумя крыльцами, соединённый переходом с Троицким собором. С южной стороны устроен Трёхсвятский придел. Закрыт в 1922 г., в здании устроен антирелигиозный музей. Взорван в 1930-х гг.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению церкви в формах 1860-х гг., приуроченные к 400-летию династии Романовых. Внешне здание окончено.Звонница.Палаты бояр Романовых.В завершении — общий вид монастыря с моста через реку.О музее деревянного зодчества — в следующий раз.

Снято: Canon EOS 5d markII, объективы Canon EF 17-40/4.0L и Canon EF 24-105/4.0L, поляризационный фильтр.

Больше фотографий на моей домашней страничке (в виде флеш-фотоальбома с возможностью слайдшоу).

Источник: https://paul-egorov.livejournal.com/83478.html

Когда и кем был основан Ипатьевский монастырь?

I. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Троицкий храм Ипатьевского монастыряЛеонид Васильев, Николай Зонтиков (Кострома)

Читайте также:  Именины в январе по церковному календарю, список женских и мужских имен

«Монастырь Ипатцкой общей на реке на Волге за рекою за Костромою усть реки Костромы, а в нем церковь Живоначалная Троица камена, а придел Филиппа и Упатия…» (1) Из сотной 1560 года.

Ипатьевский монастырь в Костроме относится к числу наиболее известных монастырей России.

Не отделимый от целого ряда важнейших событий русской истории, неразрывно связанный с царскими династиями Годуновых и Романовых, он издавна является одним из главных символов Костромы.

Существует огромная научная литература, посвящённая многовековой истории монастыря. Однако до сих пор наиболее «тёмным» является начальный период истории обители — в первую очередь, вопрос: когда и кем был основан Ипатьевский монастырь?

Впервые в летописях монастырь упоминается в 1435 году, когда в ходе междоусобной войны московских и галичских князей весной этого года «на мысе у святого Ипатия, межи Волгою и Костромы» (2) расположился со своими силами лагерем великий князь Московский Василий Васильевич Тёмный.

В актовых документах монастырь упоминается чуть раньше: 1410 — 1420 годами датируют данную Константина Дмитриевича (Шеи?) «в дом живоначалнои Троице и святому апостолу Филипу и святому священномученику Иеупатию» на сельцо Константиново с деревнями в Костромском уезде (3).

Но эти первые случайные упоминания в источниках, конечно, никак не помогают в разрешении вопроса о времени основания Ипатьевского монастыря: к началу XV века обитель на устье реки Костромы, безусловно, уже давно существовала.

Согласно традиционному преданию, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом (в крещении – Захария) на месте чудесного явления ему Богоматери со священномучеником Ипатием, епископом Гангрским, и святым апостолом Филиппом.

В монастыре мурза Чет воздвиг Троицкий храм с приделом во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа и храм во имя Рождества Богородицы (4). В дореволюционное время эта версия являлась общепринятой и никем не ставилась под сомнение.

Первым подверг её критическому анализу крупнейший знаток русского феодализма академик С.Б. Веселовский (1876 — 1952 гг.). В статье «Из истории древнерусского землевладения.

Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы)», опубликованной в 1946 году, он пришел к выводу, что легенда о мурзе Чете, как основателе Ипатьевского монастыря, возникла в конце XVI века.

В это время Годуновы заняли ведущее положение при царском дворе и для большего их престижа монастырю, где находилось их родовое кладбище, необходимо было найти основателя, которым легенда и объявила мурзу Чета (Захария), родоначальника Годуновых. С.Б. Веселовский писал: «Заняв в конце этого века (XVI-го. – Н.З.

) место среди старых крупнейших монастырей, Ипатьев монастырь в вопросе о своём прошлом оказался в очень неблагоприятном положении.

Он не мог указать, не мог гордиться, как большинство старых, прославленных монастырей, каким-нибудь известным русским князем или высокочтимым подвижником, причисленным к лику святых, как своим основателем. Более того – можно с уверенностью сказать, что власти и братия монастыря не помнили, не знали и не могли объяснить, почему патронами монастыря были такие малоизвестные на Руси святые, как Ипатий Гангрский и апостол Филипп. Начало и далёкое прошлое монастыря были

Далее С.Б. Веселовский писал: «Известно, что наиболее цветистые и фантастические легенды

Общий вывод историка был таков: «…представляется, что

Таким образом, С.Б. Веселовский отнёс возникновение Ипатьевского монастыря к концу XIII века. С тех пор мнение выдающегося историка прочно вошло в краеведческую литературу. В первой послереволюционной книжке об Ипатьевском монастыре, вышедшей в 1959 году, говорилось: «Советский историк академик С.Б. Веселовский доказал, что вся история монастыря свидетельствует о несостоятельности

В вышедшем в 1983 году путеводителе по Костроме говорилось, что «вероятно, монастырь был основан во второй половине XIII века» (14).

В очередном томе сводного каталога «Памятники архитектуры Костромской области» (1998 год) об основании монастыря сказано, что «учёные относят его основание ко второй половине XIII в. – времени правления владимиро-суздальского князя Василия Квашни» (15).

В новейшей книге об Ипатьевском монастыре (2003 год) её авторы И.В. Рогов и С.А. Уткин пишут: «На рубеже XIII и XIV веков

С.Б. Веселовский, безусловно, прав в том, что к концу XIII века обитель на устье реки Костромы уже существовала, но возникла она, судя по всему, ещё раньше. Возможность попытаться определить основателей Ипатьевского монастыря дают сами святые, которым посвящена обитель – святитель Ипатий и апостол Филипп.

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, христианский подвижник IV века, является одним из самых малоизвестных святых на Руси. При самом тщательном поиске мы почти нигде в России не найдём посвящённых ему храмов или монастырей. Не найдем нигде, за исключением одного города – Великого Новгорода (17).

Только в этом важнейшем центре древней Руси священномученик Ипатий пользовался особым почитанием.

Святой Ипатий в Новгороде почитался как покровитель новгородских посадников (18) – выборных руководителей Новгородской республики (как известно, посадниками в XII — XV веках избирались исключительно представители новгородского боярства).

В XII — XV веках в Новгороде существовало, по крайней мере, два храма, посвящённых священномученику Ипатию.

В 1183 году на Рогатой улице (или – Рогатице) в Славенском конце (этот конец традиционно считается одной из древнейших частей города) была построена деревянная церковь «святого Еупатия чюдотворца и епископа Ганьграньского» (19).

В 1369 году взамен её был заложен каменный храм «святого Еупатия на Рогатице» (20). Но эта церковь была не единственным Ипатьевским храмом в Новгороде. Под 1496 годом летопись упоминает ещё церковь святого Ипатия на Щеркове (Ширкове) улице (21) (эта улица также находилась на Славенском конце Новгорода).

Второй святой, которому издавна был посвящён Ипатьевский монастырь – святой апостол Филипп, – к счастью, точно так же легко привязывается к конкретной местности. Можно долго и тщетно искать в древней Руси храмы или монастыри, посвящённые этому святому. Так сложилось исторически, что апостол Филипп почти не почитался на Руси, опять-таки за исключением Великого Новгорода.

Известный храм, посвящённый святому апостолу Филиппу, возвели в 1194 году на Нутной улице Славенского конца города. Этот храм был деревянным, неоднократно обновлялся, а в 1383 — 1384 годах взамен его на Нутной улице воздвигли каменный храм во имя апостола Филиппа.

Его, в свою очередь, в 1527 — 1528 годах сменил новый каменный храм, который, к счастью, и ныне стоит на Торговой стороне Новгорода (24).

Но какое отношение к вопросу об основании Ипатьевского монастыря имеет констатация факта, что и священномученик Ипатий, и святой апостол Филипп были в древней Руси по преимуществу «новгородскими» святыми? Установленный факт даёт нам возможность предположить, что Ипатьевский монастырь на устье реки Костромы был основан именно новгородцами. В.Г. Брюсова первая во всей огромной литературе, посвящённой монастырю, заметила, что «культ» священномученика Ипатия и апостола Филиппа «принадлежит Новгороду» (25). Она же первая и выдвинула версию об основании монастыря новгородцами. «История Костромы и Ипатьевского монастыря как часть истории Владимиро-Суздальской и Московской земли не вызывает сомнения, – пишет В. Г. Брюсова, – но это не представляется бесспорным по отношению к древнейшему периоду.

Река Кострома издавна служила одним из путей продвижения новгородцев на Волгу. Как известно, первый поход ушкуйников на Волгу и Каму состоялся в 1360 году, когда новгородские «ушкуйници-разбойници» захватили и разграбили на Каме город Джукетау (Жукотин).

Из-за этого события, по требованию золотоордынского хана Хидыря, в том же году в Костроме состоялся съезд князей Северо-Восточной Руси, прошедший под руководством великого князя Владимирского Дмитрия Константиновича («и бысть съезд всем князем русьским о разбойницах на Костроме» (27)).

По поводу места проведения княжеского съезда историк В.Н. Бернадский заметил: «Место съезда (Кострома), вероятно, было выбрано не случайно (не у Костромы ли выходили на Волгу ушкуйники?). По крайней мере, в описаниях следующих походов Кострома упоминается чрезвычайно часто» (28).

От других ушкуйничьих походов на Волгу Кострома более всего пострадала в 1375 году, когда около двух тысяч новгородцев на 70 ушкуях (речных судах) во главе с воеводой Прокопом захватили Кострому и подвергли её ужасающему разгрому. Причём летопись отмечает, что перед захватом города ушкуйники «выидоша рекою Костромою на Волгу» (29).

Полагают, что и в предыдущее нападение новгородцев на Кострому – в 1371 году – они также подошли к городу по реке Костроме. В последний поход новгородских ушкуйников, состоявшийся под предводительством Анфала в 1409 году, новгородцы также вышли на Волгу по реке Костроме. В Тверской летописи говорится: «…

поидоша Новогородци из Заволочиа по Двине, в верх Сухоною, и вышли Костромою (в) Волгу, и взяша на Костроме корм, и поидоша к Новугороду Волгою, воюючи, и взяша Новгород Нижний; и потом поидоша на усть Ками» (30).

В.Н. Бернадский назвал реку Кострому (наряду с р. Вяткой) «основным путём» новгородцев на Волгу, особо отметив, что путь по реке Костроме был им ведом «до походов ушкуйников»

Лингвисты отмечают следы древнего новгородского говора по всему нижнему течению Костромы и, в частности, в Заречье, в бывшей Шунгенской волости (на территории которой находился в начале XX века Ипатьевский монастырь). С. Ерёмин в 20-е гг.

XX века отмечал, что «в Шунгенской волости довольно часто встречается особенность древнего новгородского говора – замена старого «ъ» звуком «и» в словах перед следующей мягкой согласной (мисец, недиля, виник)» (32), — и делал вывод, что «население, так говорящее, есть остаток древних новгородских колонистов» (33).

Такой темы, как новгородская колонизация Костромского края, касался в своих трудах целый ряд историков и археологов. Археолог Е.И. Горюнова, говоря о территории Костромской и Ивановской областей, писала: «1) Славянская колонизация охватила эту территорию не ранее XI в.

; 2) колонизация эта имела два чётко выраженных направления: со стороны Ростово-Суздальского центра с его смешанным русско-мерянским населением. Первый поток переселенцев со стороны Суздальской земли двигался через Ивановскую область и осел в южной части Костромского Поволжья.

Новгородская колонизация охватила первоначально северные районы области, постепенно распространяясь затем на юг.

Все это делает предположение об основании Ипатьевского монастыря на устье реки Костромы новгородцами достаточно обоснованным.

Именно древние новгородцы, по-видимому, возвели в нем два первых (теплый и холодный) храма: один – посвященный священномученику Ипатию и святому апостолу Филиппу (вероятно, главный престол храма был посвящен Ипатию, а придельный – апостолу Филиппу), и другой – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Заметим, что и второй храм монастыря, в честь Рождества Богородицы, также может иметь «новгородское» происхождение. Конечно, храмы в честь Рождества Богородицы распространены на Руси повсеместно, но есть смысл напомнить отмеченный Б.А.

Рыбаковым факт особого почитания в древнем Новгороде праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с чем в нем имелось «5 церквей Рождества Богородицы!» (36). В свете этого логично предположить, что и храм Рождества Богородицы был изначально построен – вместе с Ипатьевским храмом – новгородцами.

Когда же возник Ипатьевский монастырь? Думается, что есть все основания от конца XIII века, обозначенного С.Б. Веселовским, опуститься вглубь этого столетия. Судя по всему, монастырь был основан в зоне расселения новгородских переселенцев или в середине, или, вероятнее, – в 1-й половине XIII века, ещё до монголо-татарского нашествия.

Продвигаясь по реке Костроме в Волгу, новгородцы могли закрепить за собою стратегически важный участок устья реки основанием здесь небольшого мужского монастыря, посвящённого популярным в Новгороде святым. Монастырь, разумеется, был ктиторским, и, вероятнее всего, его основателем являлся какой-нибудь новгородский боярин.

Позднее монастырь на устье реки Костромы получил второе посвящение – в честь Святой Живоначальной Троицы. Известно, что широкое почитание Святой Троицы на Руси началось со 2-й половины XIV века и связано, в первую очередь, с именем преподобного Сергия Радонежского, основавшего в Подмосковье свой знаменитый Троицкий монастырь.

Вероятно, второе наименование Ипатьевский монастырь получил в конце XIV-го или в самом начале XV веков (впервые в дошедших до нас источниках он назван как «дом живоначалнои Троицы и святого апостола Филипа и святого священномученика Иупатия» около 1410 — 1420 гг.

в упоминавшейся выше данной монастырю), когда в нём, по-видимому, был построен Троицкий собор с приделом во имя Ипатия и Филиппа. Видимо, тогда же монастырь получил официальное двойное наименование – Троицкий Ипатьевский.

Однако второе наименование не вытеснило, как это бывало, первоначальное, и на протяжении столетий вплоть до настоящего времени монастырь известен, в первую очередь, именно как Ипатьевский (Ипатьев, Ипатский, Ипатьевский или Ипатий).

В середине XVI века в монастыре взамен деревянного был воздвигнут каменный Троицкий собор с приделом во имя Ипатия и Филиппа; точный год возведения собора неизвестен, впервые он упоминается в сотной 1560 года «с книг костромских письма князя Андрея Дмитриевича Дашкова да Ондрея Васильева сына Тимофеевича Безносова с товарищи», где сказано: «Монастырь Ипатцкой общей на реке на Волге за рекою за Костромою усть реки Костромы, а внем церковь Живоначалнои Троица камена, а придел Филиппа и Упатия» (37) (вероятно, каменный собор сменил деревянный в 50-е годы XVI века). Придельный храм во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа имелся в Троицком соборе на протяжении почти всей истории монастыря, однако, в связи с решением устроить в Архиерейском корпусе крестовую (домовую) церковь во имя этих двоих святых, 22 ноября 1862 года Ипатьевско-Филипповский придел в соборе был упразднён (38). Крестовую церковь во имя Ипатия и Филиппа при покоях правящего архиерея, в верхнем этаже Архиерейского корпуса, устроили в 1875 году (39) (она просуществовала до закрытия Ипатьевского монастыря в 1919 году).

Подведём итоги. Итак, по нашему мнению, Ипатиевский монастырь был основан новгородцами, проникавшими на Верхнюю Волгу по реке Костроме, и посвящен святому покровителю новгородских посадников – священномученику Ипатию, епископу Гангрскому.

Основан монастырь, скорее всего, ранее конца XIII века, предположительно в 1-й половине века, возможно, ещё до монголо-татарского нашествия.

Позднее в его стенах был погребён мурза Чет (Захария), видимо, являвшийся очень крупным жертвователем и покровителем монастыря, отчего в конце XVI века возникла легенда о том, что именно он являлся основателем обители.

Во 2-й половине XIV — начале XV веков монастырь получил второе посвящение – во имя Святой Живоначальной Троицы, в официальном наименовании оттеснившее первоначальное посвящение на второе место. Однако в русскую историю монастырь вошел и стал повсеместно известным именно под своим первым названием – Ипатиевский.

Источник: http://kostromka.ru/kostroma/land/06/zontikov/7.php

Ссылка на основную публикацию