Христианские православные символы, их значение

Христианские символы и обереги

Религия всегда объединяла людей. Сегодня, да и раньше, ее невозможно представить без символов и обрядов, которые символизируют каждую культуру.

Первые, как правило, должны были носиться человеком при себе и скрываться от посторонних глаз. Этого не скажешь об оберегах.

Их не нужно всегда иметь под рукой, их прятали в доме или другом укромном месте от посторонних глаз. А существуют ли христианские символы и обереги?

Христианство и обереги – разрешена ли их связь?

Христианская религия всегда с большой опаской относилась к всевозможным защитам (талисман тоже был неприемлем), поэтому возникает естественный вопрос: насколько действенны и есть ли вообще обереги, символизирующие веру? Как бы плохо не относились многие ортодоксальные священнослужители к оберегам и людской вере в их действенность, правда остается правдой: если вы будете длительное время носить какой-то предмет, освященный крестик или красную нитку при себе, вы подзарядите ее силой и энергией.

Даже если вы не совсем верите в их силу, со временем христианские обереги станут частью привычной жизни, и вы будете ощущать себя в полной безопасности. Христианство, в этом вопросе, много позаимствовано у языческой культуры, без ее символов новая вера в одного всевышнего, скорее бы не прижилась.

Конечно, верующий никогда не одел бы на тело крестик или икону с изображением любого из святых, без веры, что они будут его защищать и оберегать в непредвиденных ситуациях.

Многие относятся к символу веры не только как к рекомендациям, у какой иконы в церкви поставить свечу и кому посвятить молитвы, но и как к действенным оберегам.

Многие христиане предполагают, что эти предметы: во-первых, непременные атрибуты веры, а во-вторых, сильная защита от темных сил и энергетических вампиров.

Христианский оберег обладает особенным духовным значением, и он не должен восприниматься так же, как амулеты язычников. Но именно благодаря его материализации, церковные атрибуты стали весьма популярными.

Ведь каждый человек живет в материальном мире, где характерно овеществлять свои потребности.

Именно поэтому церковные символы: иконки, крестики и другие атрибуты веры – превратились в наши обереги — главное, чтобы мысли человека при этом были положительными и возвышенными.

Несколько десятков лет тому считалось, что христианский символ неспособен должным образом защитить человека без должного его освящения согласно всем установленным канонами.

Без этого крестик, или любой другой атрибут, не будет нести в себе Божественной защиты — и это на самом деле так. Ведь при обряде освящения, прочтения специальных молитв, все предметы, заряжаются особенной энергетикой, которая и называется Божья благодать.

Непосредственно она способна защитить верующего от недоброжелателей и злых сил, без этого «атрибуты веры» остаются простыми атрибутами.

Крестная сила

Церковный крест – самый популярный символ христианской веры. Он также является мощным оберегом. Главное поверье, что можно с ним связать: на груди запрещено носить крестик, не принадлежащий тебе (вы его нашли или это подарок) – в противном случае вы оденете на себя «чужой крест» и пройдете не свои уроки.

Естественно из каждого правила есть исключения, к примеру: братерство, когда близкие люди специально на войне менялись крестами чтобы защитить друг друга. Раньше ребенок мог носить нательный крестик матери, с целью дополнительной его защиты. Однако согласно церковным канонам такие вещи не одобряются, и сегодня практически не встречаются в современном мире.

Но правильно ли предполагать, что крестик своего рода церковный атрибут? Ответ однозначный – нет.

Амулеты не заговариваться для каждого верующего, чтобы сберечь его от ненавистников или «притянуть» успех в определенном деле. К тому же амулет запрещено показывать другим людям, иначе он утратит свою силу.

Но вы, же не видели, ни одного христианина, который стесняется показать крестик или специально скрывает его от посторонних глаз.

В стране, где люди следуют православной религии, кресты встречаются практически на каждом углу.

Их могут нарисовать на часовне нового собора, нательный крестик всегда должен быть на груди у прихожанина, крест можно приобрести в любом ювелирном или церковном магазине.

Значение атрибута христианства известно всем – на кресте распяли Христа, когда он забрал с собой все человечески грехи. Но нельзя сказать, что символ казни сразу, же стал главным атрибутом христианской нации.

Нельзя предполагать, что нагрудный крестик сразу станет действенным оберегом и будет защищать своего владельца от черного взгляда. Порча и сглаз никогда не тронет вас, если вы не только его оденете, но и пробудите в своем сердце истинную веру в Бога, и начнете жить по его канонам.

Лики святых

Православие трудно представить без этого оберега, который не стоит постоянно носить с собой, но желательно держать в квартире. Многие верующие берут с собой лики в автомобиль, с целью предотвратить возможное ДТП.

Священники утверждают, что лики святых нельзя считать ни амулетами, ни оберегами. Это своеобразное напоминание о том, что стоит помолиться Богу и поблагодарить его за новый день.

Это важно делать дома, стоя у иконы и держа в руке церковную свечу.

Некоторые, относятся к иконам, только как к мыслям о благодарении Бога. Однако есть верующие, убежденные, что иконы способны стать защитой от разных недоброжелателей, что могут принести в дом сглаз и порчу. И, может быть, именно эти убеждения верующих делают лики святых такими действенными оберегами, наделяя их определенной защитой – ведь существует же такой термин как «намоленность».

На сегодняшний день только 50 процентов людей покупают иконы в специализированных лавках, другие предпочитают сделать действенный оберег собственноручно.

В наши дни все большей популярностью пользуется вышивание крестиком или бисером, ведь не так давно, в лихие девяностые, оно было незаслуженно позабыто.

Девушки, во время вышивания наделяют иконы позитивными мыслями и доброй энергетикой. Не зря говорят, что иконы можно вышивать только в хорошем настроении.

Перед тем, как создать оберег обязательно:

• Прочитайте утренние или вечерние молитвы и еще молитву тому святому, чей лик вы собираетесь вышить.

• Приступать к работе желательно в день получения одобрения в церкви на вышивку иконы.

• Люди, что рисуют иконы, обязательно соблюдают пост, идут на исповедь и причащаются. Это же стоит сделать и вышивающим.

• Молитва должна быть прочтена не только перед началом или по завершению работы, но и во время ее.

• На любом из этапов работы важно носить крестик.

• Несколько десятков лет тому считалось, что в особенные дни, или в период ожидания ребенка, женщина не должна притрагиваться к полотну, ведь «она нечистая». Сегодня ее физическое состояние не ставится на первый план, главное – состояние души и вера в Бога.

• Чтобы икона обрела свое настоящее предназначение, по завершению работы, она должна быть освящена молитвой и священной водой.

Православные святыни

Православные святыни считаются очень действенными церковными оберегами. К ним можно отнести святую воду, крестик, кольцо или перстень, специальный пояс с 90-ым Псалмом, икону и ладанку.

Эти церковные атрибуты наделены одним из главных духовных значений: их освятила Божья благодать, кроме того, они защищают человека, только если их применять с верой и святым словом.

Если человек надевает пояс, но не осознает его значения, о какой защите может идти речь?

Церковь использует серебро и золото для изготовления специальных оберегов и амулетов. Здесь, подразумевается не магия этого материала, а количество особенностей, что положительно повлияет на здоровье.

На сегодняшний день, часто основой для нательного крестика или иконки становятся именно эти материалы. Благодаря их свойствам, они обеспечивают идеальное качество изделий и продолжительный срок службы.

В некоторые церковные, праздничные дни, принято освящать воду, мак, яблоки, свечи. Считается, что они помогут от злых сил и избавят от многих болезней.

Вера и символика

К единству стремятся не только христиане и верующие. У каждого человека должна быть определенная цель, смысл жизни, он должен быть дисциплинированным. Это все описано в Символе веры. В писании собраны емкие и главные жизненные истины. Символы веры выразить то, без чего она станет невозможной или чуждой всем людям.

Символ веры ограничивает те рамки и очертания, где каждый человек способен увидеть отображение своего жизненного опыта и общения со Всевышним. Символ веры должен выражать то, что каждый верующий должен быть солидарным с другими людьми. Каждый христиан должен знать и понимать святое писание. Без этого вести сознательную и ответственную жизнь просто невозможно.

Самый мощный православный оберег

Сила самого действенного и сильного оберега состоит в прочтении святого слова, который важно выучить на память. Молитву составляли, учитывая традиции двух религий: язычества, что сменилось христианством. Она сочетается в себе несколько культур, что сосуществуют в мире.

Слова молитвы уважительно относятся ко всем людям и святым, при этом важно не нарушить гармонию. Но все же, произнести святое слово, позволено только крещеному человеку с верой в сердце. В противном случае святое писание не будет работать.

Текст, считается действенным оберегом, что выделяется исключительными защитными свойствами.

Если вы думаете, что недоброжелатели хотят вам навредить, пришло время сделать церковный оберег. Перед началом ритуала стоит неделю попоститься, начинать и заканчивать каждый день со священной молитвы. Минимум несколько раз в неделю посетите церковь, поставьте свечи, почувствуйте увеличение внутренней силы и энергии.

Как использовать оберег?

Женщинам обязательно молиться и поститься в ср. и пт. Мужчинам делать то же самое во вт. и чт.

В субботу и воскресение произносить молитву-оберег нежелательно. Лучше эти дни посвятить:

• Важному этапу очистки и подготовки тела и души. В этом вам, конечно, поможет пост и ежедневная молитва.

• Не просите Бога защитить только вас, задумайтесь о близких людях. Не просите строго наказать тех, кто мог подумать о вас плохо или пожелать зла, высшие силы и небеса должны сами определить кару.

• Во время прочтения молитвы не стоит называть имена людей, которые могут негативно к вам относиться. «Не судите и не судимы будете» — не забывайте эту заповедь.

• Во время прочтения святого писания обязательно зажгите церковную свечку.

• Никогда не хвастайтесь и не говорите, что вы используете молитву как оберег, свои убеждения держите в сердце, они не должны идти напоказ.

Молитвы, заговоры

Естественно, если христианин будет постоянно читать молитву и обвешивать себя и свой дом ликами и крестами, это не придаст ему ни веры, силы или защиты.

Иконы,Молитвы и заговоры никогда не будут работать без внутренней души и веры христианина: важно, чтобы он следовал посту, ходил к причастию, читал святое слово.

Ежедневная молитва будет питать жизненной энергией и Божьим благословением нательный крестик или иконку, которые и станут сильным священным оберегом.

Источник: http://taubin.ru/oberegi/hristianskie-simvoly-i-oberegi.html

Cимволы христианства

Хи Ро – один из самых ранних крестообразных символов христиан. Он образован наложением двух первых букв греческого варианта слова Христос: Хи=Х и Ро=Р. Хотя технически Хи Ро не является крестом, он ассоциируется с распятием Христа и символизирует его статус Господа.

Считается, что первым использовал Хи Ро в начале IV в. н.э. император Константин, украсив им лабарум, военный штандарт. Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э. Константину явился Господь и приказал нанести изображение Хи Ро на щиты воинов.

После победы Константина в битве у Мильвийского моста Хи Ро стал официальной эмблемой империи. Археологи нашли доказательство того, что Хи Ро был изображен на шлеме и щите Константина, равно как и его солдат. На монетах и медальонах, которые чеканили в эпоху правления Константина, также был высечен Хи Ро. К 350 г. н.э.

изображения стали появляться на христианских саркофагах и фресках. [A.E.M.]

Символ чаши

Философ А.Н. Уайтхед говорил, что настоящие символы способны менять ход истории. Символ чаши является очень значимым. В XV веке произошло событие, после которого чаша стала олицетворением мужества чешского священника Яна Гуса.

Он принял мученическую смерть за то, что поделился своим питьем с прихожанами в обход правил римской церкви, разрешающих делить вино только со священниками. За свой поступок он был сожжен на костре.

Другая подобная история произошла со сторонниками унитарианства, которые тоже подвергались преследованиям за попытку демократизации религиозных институтов.

Ихтус (их-тус)

Ихтус (их-тус) или ихтис по-гречески значит «рыба».
Греческие буквы, которыми писалось слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма. В английском переводе это IXOYE. Пять названных греческих букв – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что значит «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».

Этот символ использовался преимущественно среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ был завезен из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Товары шли из этого порта по всей Европе. Вот почему символ ихтис первыми стали использовать моряки для обозначения близкого им бога.

  

Тау-крест

После видения у распятия Сан-Дамиано Святой Франциск выбрал в качестве своей эмблемы более древний символ искупления: Тау-крест.

 
В комментариях к писаниям Израиля ранние христианские авторы использовали греческий перевод этого символа – Септуагинта, в котором последняя буква еврейского алфавита, тау, читалась по-гречески как «т».

Стилизованное воплощение последней буквы еврейского алфавита крест Тау стал символизировать отмену непослушания старого Адама и превращение Христа в нашего Спасителя, нового Адама.

Латинский крест

Латинский крест, также известный как протестантский крест и западный крест.Латинский крест (crux ordinaria) служит символом христианства, несмотря на то, что он задолго до основания христианской церкви он являлся символов язычников.

Он был создан в Китае и Африке. Его изображения встречаются на скандинавских изваяниях Бронзового века, воплощающих образ бога войны и грома Тора. Крест считается магическим символом.

Читайте также:  Храм воскресения словущего на успенском вражке, адрес и расписание

Он приносит удачу и отгоняет зло. Одни ученые интерпретируют наскальные изображения креста как символ солнца или символ Земли, лучи которого обозначают север, юг, восток и запад.

Другие указывают на его схожесть с человеческой фигурой.

Агнец

Агнец: символ Христа как пасхального жертвенного агнца, а также символ для христиан, напоминавший им о том, что Христос – наш пастырь, и Петр велел кормить его овцу. Агнец также служит знаком Святой Агнессы (ее день отмечается 21 января), мученицы раннего христианства.

Голубь

Голубь: символ Святого Духа, часть культа Крещения Господня и Пятидесятницы. Он также символизирует освобождение души после смерти, используется для вызова голубя Ноя, предвестник надежды.

Роза

Роза: Святая Дева, Матерь божья, символ мученичества, тайны исповеди. Пять роз, объединенных вместе, обозначают пять ран Христа.

Якорь

Изображения этого символа на кладбище Святой Домитиллы относят к I веку, они также встречаются в катакомбах в эпитафиях II и III веков, но особенно много их на кладбище Святой Присциллы (только здесь около 70 образцов), Святого Каликста, Coemetarium majus.Смотрите Послание к Евреям 6:19.

Иерусалимский крест

Иерусалимский крест также известен как Крест крестоносцев, он состоит из пяти греческих крестов, которые символизируют: a) пять ран Христа; б) 4 Евангелие и 4 стороны света (4 креста поменьше) и самого Христа (большой крест). Крест был общим символом во время войн с исламскими агрессорами.

Крестильный крест

Крестильный крестсостоит из греческого креста с греческой буквой «Х» – начальной буквой слова Христос, символизирующего возрождение, и поэтому он ассоциируется с обрядом Крещения.

Крест Петра

Крест Петра когда Петр был приговорен к мученической смерти, он попросил распять его вниз головой из уважения к Христу. Так, перевернутый латинский крест стал его символом. Кроме того, он служит символом папства. К сожалению, этот крест используется также сатанистами, цель которых – «переворот» христианства (см., например, их «Черную мессу»), в том числе латинского креста.

Источник: https://ukrezo.com.ua/religiya/hpistianstvo/cimvoly-khristianskie.html

Христианская символика в искусстве

Церковное искусство глубоко символично. Но что такое символ? И для чего он нужен?

Агнец с крестом — символическое первохристианское изображение Спасителя

В первые века гонимые христиане стремились скрыть от непосвященных свои святыни, оберегая их от осквернения, и рисовали вместо Христа пастыря, спасающего овец, вместо креста – якорь

Символ (греч. σύμβολον— знак, опознавательная примета) — условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.

“символ” — по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен.

Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это “то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.

» ( Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.).

Свт. Николай Сербский говорит:

«явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: “Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть.

Весь чувственный мир заключен в мире мысленном”…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский.

Символы и сигналы)

Хризма

Хризмон из катакомб св. мц. Домициллы

Хризма или хризмон— монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума .

Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука.

В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «'Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего”). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа.

Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества.

Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим)

Ίχθύς

Рыба

Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19);Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).

Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).

Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста — евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.

Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:

«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»

Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб

Мраморная стела, III век

Пастырь Добрый

Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в.

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс.

22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П.

Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.».

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С.

Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения».

В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного.

В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим.

Голубь

Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в.

Голубь — один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой.

В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф.

, 10, 16). Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16).

Крещение Господне. Москва, 1690 г.

Но вот в чем парадокс: сакральный (священный) символ не только скрывает, он раскрывает, делает понятнее и ближе то, что нельзя передать профанным (то есть бытовым) языком. Задача духовного символа – как можно точнее передать суть явления, присущего Горнему миру.

Агнец Божий с символами евангелистов. Крест-мощевик. Англия, XI в.

Религиозный символ являет присутствие предмета, который он обозначает. Именно поэтому крест – это не только знак нашей веры, но и святыня, отгоняющая бесов и привлекающая Божественную благодать.

Может ли бытовой предмет стать религиозным символом? Очевидцы вспоминают, как сосланные в лагеря монахини, лишенные нательных крестов, делали себе крестики, срезая кусочки крестообразной деревянной опоры прялки. То, что было простой деревяшкой, становилось святыней…

Тот, кто понимает символику церковного искусства, всматриваясь в произведение древнего ювелира или иконописца, читает в нем смыслы, непонятные остальным. И та же символика делает произведение близким и интересным для простецов: детей, людей, впервые соприкоснувшихся с православной культурой.

«Христос в образе Орфея, играющего на лире». Роспись из катакомб св. Каллиста

Вырезанные на иконной раме цветы привлекают взор и радуют глаз, а сведущий вспомнит, что они символизируют неувядающую красоту Божественного рая. Он найдет в узоре белоснежную лилию, по церковно-славянски именуемую крином, и мысль его обратится к Пресвятой Богородице, на нетленную чистоту Которой указывает этот цветок…

Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз.

Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева.

Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога.

Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчегТертуллиан «О крещении».

Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция

Маслина, оливковая ветвь

Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 – 4 в.в.

Свт. Николай Сербский пишет:

«Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16).

Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.)

Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления.

Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло.

В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания.

Лилия

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29).

Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии).

Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет».

Крест “криновидный” (Белые полевые лилии называются по-славянски “крины сельные“).

Пшеница, Колос

Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»

В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12). Свт.

Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).

В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение:

Земле благая,Благословенная Богоневесто,Класс прозябшая неоранныйИ спасительный миру,Сподоби мя Сей ядуща спастися. Благословенная Богоневеста,Земля плодородная,произрастившая невозделанныйи спасительный для мира Колос,удостой меня спастись, вкусив от Него

Церковная символика – кладезь ярких и глубоких образов, затрагивающих душу. Эти образы укоренены в самих текстах православного богослужения: «Своего Агнца Агница зрящи, к заколению влекома»… – говорится в службе Великой Пятницы о Божией Матери, со скорбью взирающей на ведомого к Голгофе Сына. И вот – первохристианский рисунок: Агнец с крестом – символ распятого Спасителя.

Подобные образы редко используются в благоукрашении храмов: Церковь не советует часто использовать символическое изображение Спасителя на иконах, дабы малосведущие не дали им ложного истолкования. Но эти образы еще найдут свое место в церковном ювелирном искусстве – при должном истолковании и разъяснении.

Символы Евангелистов

«Вседержитель» – Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова:

« и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8)

Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля:

“И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.” (Иез., 4 – 6, 10)

Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя “животными” Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах.

Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: “поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др.

Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.

Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Евангелист Матфей

Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор.

Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк

Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор.

Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в.

Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа.

Евангелист Лука

Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор.

Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

Евангелист Иоанн Богослов

Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор.

Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Источник: http://hrizm.ru/xristianskaya-simvolika-v-iskusstve/ и http://www.vladimirskysobor.ru/novosti/hristianskaja-simvolika-chast-1?&offset=600&forum_ext=1

Источник: http://www.mmenu.com/blogi/550697_khristianskaya_simvolika_v_iskusstve.html

Значение раннехристианских символов

Обращали внимание на машины с наклейкой в виде рыбки? Думаете, это заядлые рыбаки? Ничего подобного! Рыба – один из самых древних христианских символов. В наше время, к сожалению, рыбку почти полностью «монополизировали» протестанты самых разных мастей. Но на одной лишь рыбе не заканчиваются христианские символы, многие из которых сейчас незаслуженно забыты.

Для чего первым христианам нужны были эти символы? Первые века истории Церкви – это века гонений, ночных собраний в катакомбах и определенной конспирации. Первым христианам нужно было обозначить своих и чужих, и первые изображения носили символический характер и были понятны только посвященным.

Рыба

Начнем как раз с уже упомянутой рыбки. «Рыба» по-гречески звучит как «Ίχθύς». Христиане стали использовать это слово как монограмму имени Спасителя.

Ἰησοὺς – Иисус

Χριστὸς – Христос

Θεoὺ – Божий

῾Υιὸς – Сын

Σωτήρ – Спаситель

То есть получается целое небольшое исповедание веры! «Веруем в то, что Иисус Христос является Сыном Божиим и Спасителем» – так можно расшифовать этот древний символ.

Зачастую рыбу изображали и с хлебом, что напоминало о самом главном таинстве Церкви – Евхаристии – и о «хлебе жизни»: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48).

Хризма

Еще одним символом, который известен несколько больше и даже встречается на облачениях, – это хризма. Хризма – это монограмма с буквами Х и Р (то есть Христос), а также греческими буквами альфа и омега. С этими буквами все несколько сложнее.

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

«Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий всё, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела», – так толкует этот отрывок из Писания святитель Андрей Кесарийский.

Хризма использовалась в военном штандарте императора Константина Великого и в целом более широко известна христианскому миру.

Агнец

Еще одним символом Христа является агнец. Тут вряд ли нужно много пояснять. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) – сказано в Евангелии от Иоанна об Иисусе Христе. Вообще раннехристианское искусство очень любило изображения Христа как агнца, и оно было весьма и весьма распространено.

Корабль и якорь

Корабль символизирует Церковь, а якорь – это символическое изображение креста. Тут все понятно: Церковь в бушующем море жизни, а якорь удерживает ее.

Пеликан и петух

А вот это уже гораздо менее известные символы.

Древние легенды утверждали, что пеликан – птица, питающая детей своей плотью. Поэтому ее изображения использовались первыми христианами как символ Христа, который пролил Свою Кровь ради спасения человечества.

Вспомните: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26).

Образ петуха – это явная аллегория. С одной стороны, это напоминание об отречении Петра: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26, 34). С другой, подобно тому как крик петуха пробуждает от сна, так и христиане должны помнить о грядущем восстании, о воскресении мертвых.

Конечно же, этим не исчерпываются раннехристианские символы, равно как и варианты их толкования. Наклеивать или не наклеивать рыбку на машину – личное дело каждого, но знать эти символы необходимо также каждому православному христианину.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/znachenie-rannehristianskih-simvolov

Главные православные символы

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.

1. Крест восьмиконечный

Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста – путь в Небесное царство, который показал Христос.

Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.

Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди – символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также – символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто – символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

AR_208

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.

Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес – символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) – символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/39974-glavnye-pravoslavnye-simvoly.html

Христианские символы и знаки

Духовное развитие 24 октября 2016

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно.

Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад.

Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения.

Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов.

Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви.

Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы.

Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением притчей Иисуса Христа, произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов».

Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл.

Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе – “рыба”). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение.

Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии.

Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений.

Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода.

Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Видео по теме

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма».

Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий.

Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл.

Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест – символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. Терновый венец, гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца.

В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских.

Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик.

В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям».

В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение Божьего обетования безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным.

Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование.

В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала.

В данном контексте голубь сделался символом мира и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна – самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них – евангелисту Матфею – соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк.

Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды – такой же, как на государственном флаге Израиля.

Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему – шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и восьмиконечную звезду, также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту вифлеемскую звезду, которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб.

Они были обнаружены на стенах римских катакомб.

Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом.

Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только триединство Бога, но и Его бесконечность.

Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды.

Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов.

Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов – как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Клан Намикадзе: история создания, сюжет, герои, символы и знаки отличия клана

Основание клана Намикадзе приписывают одному из самых сильных воинов мира шиноби, который когда-либо существовал в стране Чистого Листа – Намикадзе Минато.Он приходился отцом главному герою и в настоящий момент…

Духовное развитие
Магические знаки и символы и их значение. Всевидящее око, китайская монета счастья, магический пентакль Соломона

В старину люди уделяли особое внимание оккультным наукам, частью которых являлись древние магические символы. Эти графические изображения сохранили свое могущество до нашего времени. Сегодня их можно встретить на защи…

Духовное развитие
Икона «Семистрельная Божья Мать» – символ христианского покоя и мира

Мироточивая икона «Семистрельная Божья Мать» в наше время находится в храме Архангела Михаила, расположенного на Девичьем поле в Москве. На святом образе отображено пророчество святого старца Симеона.

Искусство и развлечения
Музыкальные знаки, символы и инструменты. Музыкальное произведение, исполняемое в знак приветствия

Испокон веков через искусство люди воплощали свои чувства, мысли и переживания. Одни рисовали шедевры живописи, изображая предметы вдохновения, повседневную жизнь, а также запавшие в память эпизоды из собственной биог…

Искусство и развлечения
Сериал “Сверхъестественное”: знаки и символы и их значение

«Сверхъестественное» – американский телесериал, который был выпущен на телеэкраны в 2005 году. Это история о двух братьях, которые занимаются тем, что спасают мир от демонов и другой нечисти. Так как в сер…

Мода
Маркировка на одежде для стирки: значки, символы, расшифровка знаков и советы производителя по уходу за вещью

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему у одних людей вещи выглядят как новенькие даже через нескольких лет носки, а у других они потрепанные и вылинявшие уже через месяц после покупки? Конечно, всегда существует веро…

Дом и семья
Этикетка – это… Информация и знаки на этикетках

В нашей статье мы расскажем о том, что такое этикетка, откуда она появилась, также мы укажем ее виды. В материале рассмотрена также информация, которая указывается на бирках.Этикетка – это что?Слово &l…

Дом и семья
Уход за одеждой: символы и их расшифровка. Стирка, сушка, глажка, профессиональная чистка

Какой должен быть уход за одеждой? Символы на вещах помогут каждой хозяйке привести наряды в порядок. Казалось бы, что может быть проще, чем ухаживать за своей одеждой, тем более в век технологий. Отправил в стиральну…

Дом и семья
Рождественские сценки христианские. История и практика

Традиция праздновать Рождество Спасителя в европейских странах неразрывно связано с понятием и действом вертепа. А рождественские сценки христианские, короткие пьесы, повествующие о данных событиях, выступают в какой-…

Духовное развитие
Петух: символ и значение по Фэншуй

Часто при оформлении интерьера мы используем символы и талисманы, заимствованные из Фэншуй. Каждая статуэтка животного, рыбы или птицы является своего рода активатором, привлекающим определенный вид энергии. Талисманы…

Источник: http://monateka.com/article/47182/

Ссылка на основную публикацию