Преподобный савва сторожевский: икона, о чем молятся, молитва, источник

Молитва преподобному савве сторожевскому

Религиозное чтение: молитва преподобному савве сторожевскому в помощь нашим читателям.

Преподобный Савва, игумен Сторожевский – один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Аскет, молитвенник, провидец, храмоздатель.

Мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления с верою и молитвой приходящим больным. Покровитель монахов, царей и государевых людей.

К святому игумену Савве обращаются за молитвенной помощью для укрепление веры, смирения, аскетического делания, благочестия, хранения девственности и, конечно, при болезнях для исцеления.

Преподобный Савва. Икона, XVII век. Из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырь

Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к Небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати. Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Кондак преподобному Савве Сторожевскому, глас 2

Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием оттряс, Божественнаго света незаходимое светило явился еси, чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Савво преподобне, отче наш.

Молитва преподобному Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо, небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих: не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя.

Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением Креста воинствующей; архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление; юным и младенцем благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным упокоение; заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим и всем, благодатныя помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадом, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно, и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Величание преподобному Савве Сторожевскому

Ублажаем тя, преподобне отче наш Савво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Акафист преподобному Савве Сторожевскому:

Канон преподобному Савве Сторожевскому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Савве Сторожевском:

  • Преподобный Савва Сторожевский – Православие.Ru

Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Источник: https://xn——6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-prepodobnomu-savve-storozhevskomu/

Контантин Ковалев-Случевский. Преподобный Савва Сторожевский / Православие.Ru

Преподобный Савва СторожевскийПреподобный Савва Сторожевский – один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского. Не так давно (16 декабря 2007 г.

по новому стилю) отмечалось 600-летие со дня его преставления. В 2008 году (23 августа по н. стилю) отмечалось 10-летие второго обретения мощей преподобного.

Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского.

Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия.

Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя). Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к. его настоятелем в то время был другой Савва – Стромынский.

По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича.

В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань.

Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на «и») можно отнести к периоду 1396–1398 годов.

Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев.

По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее).

Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича.

Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий.

Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли.

Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация – Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок.

Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими.

Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году.

Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта.

Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся.

Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка, приводится на одной из страниц данного сайта. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/43526.html

Православная молитва — Православная книга

О чем молятся преподобному Савве Сторожевскому

Преподобный Савва Сторожевский родился в 1327 г. Двадцатилетним юношей он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и участвовал в становлении Радонежской пустыни. Инок Савва стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения, и преподобный Сергий поставил его духовником обители, а позднее благословил быть игуменом в монастыре в честь Успения Божией Матери на р. Дубенке.

Когда игумен Никон, преемник Сергия Радонежского, в 1392 г. ушел в затвор, преподобный Савва в течение шести лет был настоятелем Радонежской пустыни. Звенигородский князь уговорил преподобного поселиться около Звенигорода на горе, называемой Сторожевской. Здесь святой Савва воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и построил для себя малую келью (1398–1399 гг.).

Постепенно на этом месте образовалась монашеская община и было положено основание Саввино-Сторожевскому монастырю. Скончался святой 3.12.1407 г. и после смерти прославился многими явлениями разным людям, предсказаниями и чудотворениями. Нетленные мощи преподобного были обретены в 1652 г.

Преподобного Савву Сторожевского просят исходатайствовать у Господа мир и единомыслие Православной Церкви, спокойствие городам и странам, избавление от голода и смертельных болезней, всем православным благодушие и терпение, старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам возрастание в вере, чистоте и целомудрии, вдовам и сиротам милость и заступничество, пленным утешение и возвращение из плена, больным исцеление, согрешающим сокрушение о грехах, бедствующим и всем, нуждающимся в помощи, своевременную помощь.

Молитва
преподобному Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих; не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя.

Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением Креста воинствующей; архиереом святительства благолепие; монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение, миру безмятежие и мир, от глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление; юным и младенцем благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременную помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадом, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Читайте также:  Акафист луке крымскому, читать акафист святому луке

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018 (книга готовится к печати).

▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru

Источник: https://elitsy.ru/communities/106593/1494409/

Молитва к святому савве

Официальный сайт Региональной общественной организации «Русское афонское общество»

  • 18 декабря – День памяти преподобного Саввы Освященного

    18 декабря – День памяти преподобного Саввы Освященного

    Преподобный Савва – великий христианский подвижник и проповедник – родился в 439 г. в городке Муталаска в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии.

    Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию, восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником.

    После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг.

    Проведя в этом монастыре 10 лет Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Евфимием Великим Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известным своим строгим общежительным уставом. В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Феоктиста, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.

    Проведя в затворе 5 лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях монастыря преподобного Герасима Иорданского.

    Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 году ими была построена пещерная церковь, ставшая основой лавры Саввы Освященного. Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей киновенного типа.

    При иерусалимском патриархе Салюстии (486—494 годы) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий).

    Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских споров относительно решений Халкидонского собора. Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов.

    После смерти Анастасия при императоре Юстиниане I споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь.

    Под конец жизни был послан Иерусалимским святителем Петром к императору Юстиниану, с тем чтобы царь воздвиг госпиталь и достроил Новую церковь в Иерусалиме. Император согласился и щедро одарил святого Савву средствами для благоустройства Лавры, получившей в последствии имя святого.

    Составил «Богослужебный устав» (Типик), известный также под именем Иерусалимского.

    Преподобный Савва скончался 5 декабря (ст.ст.) 532 г. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским. В 1256 г. мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церквь Сан Антонио. 12 ноября 1965 г. мощи были возвращены в основанную им Лавру Саввы Освященного.

    Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл Скифопольский: «Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион». Нетленными мощи Саввы в начале XII в.

    видел русский паломник игумен Даниил.

    Молитва Преподобному Савве Освященному

    Православный календарь

    Наши партнёры

    Навигация по сайту

    Контактная информация

    • Наш адрес: 115184, Москва, Средний Овчинниковский пер., 12
    • Эл.почта:[email protected]
    • Порядок пожертвования

    (c) 2005-2017 РУССКОЕ АФОНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    Молитвы святым

    Память: 19 января / 01 февраля (обретение мощей), 10 / 23 августа (второе обретение и перенесение мощей), 03 декабря / 16 декабря

    Преподобный Савва, игумен Сторожевский – один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Аскет, молитвенник, провидец, храмоздатель.

    Мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления с верою и молитвой приходящим больным. Покровитель монахов, царей и государевых людей.

    К святому игумену Савве обращаются за молитвенной помощью для укрепление веры, смирения, аскетического делания, благочестия, хранения девственности и, конечно, при болезнях для исцеления.

    Преподобный Савва. Икона, XVII век. Из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырь

    Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, глас 8

    Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к Небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати. Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

    Кондак преподобному Савве Сторожевскому, глас 2

    Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием оттряс, Божественнаго света незаходимое светило явился еси, чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Савво преподобне, отче наш.

    Молитва преподобному Савве Сторожевскому

    О пречестная и священная главо, небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих: не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя.

    Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением Креста воинствующей; архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление; юным и младенцем благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным упокоение; заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим и всем, благодатныя помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадом, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно, и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

    Величание преподобному Савве Сторожевскому

    Ублажаем тя, преподобне отче наш Савво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

    Акафист преподобному Савве Сторожевскому:

    Канон преподобному Савве Сторожевскому:

    Житийная и научно-историческая литература о преподобном Савве Сторожевском:

    • Преподобный Савва Сторожевский – Православие.Ru

    Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

    Источник: https://xn—-7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/molitva-k-svyatomu-savve/

    Преподобный Савва Сторожевский

    На фото: Икона преподобного Саввы Сторожевского.

    Множество чудес и исцелений случилось у мощей преподобного Саввы Сторожевского. Приходящим к нему с верою людям подаются они по молитвам этого величайшего подвижника

    Когда и где родился преподобный Савва Сторожевский, в точности не известно. Иногда в качестве даты рождения указывается 1327 год, однако эта датировка основывается лишь на более или менее вероятных допущениях. Скорее всего, происходил он из знатной семьи, ибо, по преданию, оставил имущество и сменил «мягкие одежды» на иноческое рубище.

    Сергиев ученик

    К преподобному Сергию Радонежскому святой Савва пришел в юном возрасте, явившись одним из первоначальников Радонежской обители. Впоследствии, когда он стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения (но говорил при этом крайне редко и мало), преподобный Сергий сделал его духовником братии.

    В 1380 году преподобный Савва стал первым игуменом основанного Радонежским чудотворцем Успенского Дубенского Шавыкина монастыря на реке Дубне и оставался в этом качестве больше десяти лет.

    Шавыкин монастырь — наименее изученный из всех, связанных с именем преподобного Сергия.

    Находился он на острове и со временем исчез (в середине XIX века в принадлежавшей тогда Петру Аксакову Шавыкиной пустоши сохранялись лишь две обветшалые часовни).

    Когда преемник преподобного Сергия, преподобный Никон, ушел в затвор, святой Савва в течение шести лет настоятельствовал в Троицком монастыре. К этому периоду предание относит чудо изведения по молитвам преподобного Саввы водного источника, который и поныне истекает за северной стеной Троице-Сергиевой Лавры.

    Сторожевский подвижник

    Так совпало, что вскоре после того, как преподобный Савва сам возжелал пустыннического жития, князь Юрий Дмитриевич Звенигородский уговорил его поселиться возле Звенигорода. Место, предложенное князем, полюбилось святому, и вскоре он выстроил здесь небольшую деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а неподалеку — келью.

    Перебравшись на звенигородскую землю, подвижник еще больше утруждал плоть свою постом и лишениями, подвизаясь в безмолвии. Скоро слух о его святой жизни привел в эти места многих искавших спасения. Преподобный Савва всех принимал с любовью и был образцом смирения и иноческих трудов. Когда собралось довольно братии, он устроил в новой обители общежитие.

    В своих отношениях с насельниками монастыря святой старался подражать своему учителю, заветы которого хранил в сердце и соблюдал в своей подвижнической жизни.

    Предание сохранило рассказ о том, как он на своих перетруженных подвигами и возрастом плечах носил воду на крутую гору, к обители, и все потребное для себя старался делать сам, чтобы научить братию не лениться и не губить дней в праздности.

    В версте от монастыря, в глубоком овраге, под сенью густого леса, преподобный ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и покаянии со слезами молился Господу. Молитву он чередовал с рукоделием. Это место теперь известно как скит преподобного Саввы Сторожевского.

    В 1399 году князь Юрий Дмитриевич должен был идти войной против волжских булгар. Перед походом он пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения на брань у своего духовника. Святой помолился, осенил князя крестом и предрек победу. Предреченное сбылось.

    Вернувшийся с победой князь поспешил к преподобному, сделал щедрые пожертвования и учредил трапезу братии. На княжьи пожертвования производилось благоустройство обители, был построен прекрасный белокаменный Богородице-Рождественский собор.

    Совершенствуясь в духовной жизни, преподобный Савва достиг глубокой старости. Почувствовав приближение кончины, старец призвал к своему смертному ложу братию и, сделав последние наставления и назначив преемника, скончался 3 декабря 1407 года.

    Тело преподобного Саввы было предано земле в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

    Чудесные знамения и явления

    Сохранилось немало рассказов о посмертных явлениях преподобного Саввы, о его помощи страждущим и вразумлении неразумных.

    Особенно любопытен один такой рассказ, относящийся ко второй половине XV века. Речь в нем идет о видении тогдашнего настоятеля Сторожевской обители игумена Дионисия. Однажды, решив отдохнуть после обычного своего правила, Дионисий узрел перед собой благообразного старца, который повелел написать свой образ на иконе (а игумен тот был даровитым иконописцем).

    Дионисий резонно вопросил, кого видит перед собой, на что получил ответ: «Я — Савва, начальник сего места». Воспрянув ото сна, настоятель призвал ветхого годами монаха Аввакума, видевшего в ранней юности преподобного Савву, и попросил его описать святого.

    Описание в деталях совпало с образом старца, виденного Дионисием, который после этого и исполнил Саввино повеление.

    Вскоре игумен на себе испытал милость основателя Сторожевского монастыря. Оклеветанный братией перед великим князем Московским Иоанном III Васильевичем и вызванный последним на суд, Дионисий просил заступления у преподобного Саввы.

    Святой явился в следующую ночь настоятелю и впавшим в соблазн монахам.

    Первого он ободрил, а иноков пристыдил, сурово вопросив: «Для того ли вы оставили мир, чтобы с ропотом проходить подвиг иночества?» На суде у князя отец Дионисий был оправдан.

    Русская Церковь канонизировала преподобного Савву Сторожевского в 1547 году. В 1652 году состоялось обретение мощей святого. Перед открытием мощей было замечено особенно много чудесных явлений при гробе великого сторожевского подвижника.

    Не иссякла его помощь страждущим и после 1652 года. Неудивительно, что слава о святом разошлась по всей Руси.

    Любопытный факт: Житие преподобного Саввы Сторожевского в начале 1830-х годов перевел на современный ему язык (коего, впрочем, и сам в некотором смысле являлся создателем) Александр Пушкин.

    Это был текст более поздний по отношению к Житию, созданному в середине XVI века игуменом Маркеллом Хутынским, и весьма отличный от Маркеллова.

    Чтобы читатель составил представление о пушкинском переводе, приводим небольшой отрывок из него:

    Святые Русские.

    Источник: http://posmotrim.by/article/prepodobnyj-savva-storozhevskij.html

    Преподобный Савва Сторожевский – и сегодня исцеления дающий

    16 декабря Православная Церковь отмечает память преподобного Саввы Сторожевского.

    Преподобный Савва Сторожевский

    Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностию боролся со страстями и упражнялся в добродетелях.

    Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростию превосходил многих мнящих быть мудрыми – прежде всех входил в церковь и после всех из нея исходил, такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога. За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

    Читайте также:  Молитва о выздоровлении ребенка

    Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей.

    Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель.

    Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители.

    Преподобный Савва Сторожевский

    Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни.

    Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.

    После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистыя Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.

    Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.

    И  сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения.

    В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего великого князя, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения.

    Святый старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: “Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество”.

    Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу.

    По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.

    Достигнув преклонных лет, святый Савва впал в болезнь, и созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах.

    После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руце Божии в 3-й день декабря месяца.

    Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовию собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честию похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

    Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Преподобный Савва Сторожевский

    Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 16 декабря. Первое обретение святых мощей состоялось 1 февраля 1652 года. Второе обретение – 23 августа 1998 года.

    30 июля отмечается перенесение мощей преп. Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1887 году.

    Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-savva-storozhevskij-i-segodnya-isceleniya-dayushhij/

    Житие преподобного Саввы Сторожевского

    Одним из самых почитаемых русских монахов был преподобный Савва Сторожевский, деяния которого по утверждению веры в душах монахов и мирян способствовали причислению его к лику святых. Он был одним из первых и любимых учеников преподобного Сергия Радонежского.

    Житие Саввы Сторожевского, написанное Маркеллом Хутынским в XVI веке долгое время являлось настольной книгой не только для тех, кто желал принять монашеский постриг, но и для всех богобоязненных и добропорядочных жителей Киевской Руси.

    Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

    Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского. Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

    Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским.

    Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель.

    По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

    На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь.

    Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

    Настоятель Троицкого монастыря

    Савва был уважаемым и кротким монахом, все свои дни проводящим в молитвах перед образом Святой Богородицы. Монашествующая братия безмерно обрадовалась назначению такого настоятеля. И впоследствии, после преставления Сергия Радонежского, предложили Савве возглавить Троице-Сергиеву Лавру.

    Это предложение это было принято Саввой с большой благодарностью, но с условием, что назначение его будет временным и закончится как только старец Никон, которому по праву наследования принадлежала должность настоятеля, вернется из безмолвного скитания по пустошам. Произошло это событие примерно между 1392 и 1393 годами (в летописных источниках указанными, как вероятное время кончины Сергия Радонежского).

    В должности настоятеля Савва Сторожевский пребывал на протяжении шести лет, после чего решил оставить мир и удалиться в уединенные скиты, передав полномочия вернувшемуся из странствий Никону.

      За время нахождения на посту настоятеля Савва Сторожевский прославился благочинным нравом и снискал любовь не только простых мирян, приходящих искать благословения от рук святого старца, но и уважения со стороны сильных мира сего.

    После смерти Сергия Радонежского Савва взял на себя опеку над всеми духовными сыновьями и дочерьми последнего, и на протяжении многих лет выступал в роли наставника вдовы Дмитрия Донского – Евдокии и его третьего сына Юрия.

    Дружба с Юрием Донским

    Юрий Дмитриевич Донской познакомился с Саввой еще при жизни своего великого родителя, глубоко чтившего насельников святой обители. После смерти Дмитрия Донского между его старшим сыном Василием и младшим сыном Юрием начался разлад, братья никак не могли поделить принадлежавшие им земли, никого не обидев.

    Юрий был наиболее умным и способным из всех сыновей Дмитрия Донского, потому именно в нем жители Владимирских, Звенигородских и Галичских земель видели спасителя Руси.

    Этой же позиции, по всей видимости, придерживался и Савва, благословив Юрия Дмитриевича в 1395 году на поход  в Волжскую Булгарию, завершившийся не только победой русского войска, но и предотвращением угрозы русским землям со стороны надвигающихся полчищ Тамерлана.

    После того, как предсказание старца Саввы, данное им накануне похода сбылось, князь Юрий еще больше преисполнился к нему уважением и любовью и потому не пожелал отпускать от себя надолго, выделив земли вблизи Звенигорода для постройки монастыря, где Савва мог бы стать настоятелем. Видя в строительстве еще одной Божьей обители благое дело, Савва Сторожевский согласился покинуть Троицкую Лавру и основать монастырь на горе Стороже.

    Строительство Звенигородского монастыря

    Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

    Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

    Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

    Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

    За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь.

    И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель.

    Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

    После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

    Чудеса, связанные с образом Саввы Сторжевского

    Житие Саввы Сторожевского, писанное Маркеллом Хутынским заканчивается историей о явлении святого Саввы игумену Звенигородского монастыря Дионисию, под впечатлением которого последний написал чудодейственный лик, славящийся своей способностью к исцелению страждущих.

    Долгое время Савву Сторожевского почитали как местного святого, в 1547 году старец был канонизирован, а 1652 году произошло первое обретение мощей святого игумена в Звенигородском монастыре, совершенное по повелению Алексея Михайловича Романова, чтившего Савву как своего личного заступника, спасшего его от лап разъяренного медведя.

    Другой удивительный случай помощи Саввы Сторожевского  был зафиксирован в 1812 году.

    Преподобный явился одному из военачальников  Наполеона – Эжену Богарне и попросил его не причинять бедствий жителям Звенигорода и монастырским стенам, предсказав, что выполнив эту просьбу, он останется цел и невредим в войне, ничего хорошего французам не сулящей. После того как предсказание Савы сбылось небольшой монастырь, им основанный, возвысился и стал также популярен, как и сама Троицкая Лавра.

    Но на этом чудеса Саввы Сторожевского не закончились. На сегодняшний день мощи Саввы Сторожевского находятся в Звенигородском мужском монастыре, куда они были перенесены в 1998 году, после окончания периода коммунистического запрета на церковную и монашескую деятельность. Рака с чудотворными останками преподобного хранится справа от алтаря в соборе Рождества Богородицы.

    А недалеко от обители, возле пещеры, где жил преподобный Савва расположен целебный источник. Многие годы люди передают друг другу весть о великих чудесах, которые открываются каждому чистому душой человеку, посетившему это место и окунувшегося в купель Саввы Сторожевского.

    Даже не зная в чем помогает Савва Сторожевский, к нему обращаются люди со всех уголков России, рассказывают о возникших у них трудностях, и им становится легче. Преподобный Савва незримой рукой помогает и направляет заблудшие души также, как делал это при жизни. Звенигородский святой слышит любую праведную молитву и обязательно помогает.

    Подробнее о Саввино-Сторожевском монастыре можно прочитать в этой статье.

    Источник: http://otpusk-zdorovo.ru/zhitie-prepodobnogo-savvy-storozhevskogo/

    Савва Сторожевский

    Савва Сторожевский

    Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — один из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского, преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище».

    Савва Сторожевский. Икона, XIX век

    Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392 г.), был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (на период когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор).

    Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского — Евдокии (в монашестве — Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.

    Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва — Стромынский.

    По новым сведениям первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича.

    Читайте также:  Я знаю, что 97% из вас не добавят эту запись к себе на страницу... - православные иконы и молитвы

    Также скорее всего (по летописям) в 1395 году (а не в 1399-м) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы.

    Основание монастыря на Сторожи можно отнести к периоду 1396—1398 гг. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

    В это же время полным ходом идёт строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где до сих пор находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском.

    Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть — «звенигородском») стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 гг.

    на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

    Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года.

    Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года.

    Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена.

    В эти же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

    Чудеса и почитание

    Н. С. Самокиш, «Явление св. Саввы Сторожевского» (иллюстрация к поэме Л. Мея «Избавитель» из первого тома «Охоты»)

    С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году.

    Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.

    Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

    Первое обретение святых мощей состоялось 16 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 года.

    Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года.

    После Октябрьской революции 17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты VIII-ым (ликвидационным) Отделом Народного Комиссариата Юстиции и изъяты. Сама обитель была закрыта.

    Прихожане Саввино-Сторожевского монастыря пытались защитить святые мощи от поругания и писали жалобы в наркоматы Внутренних дел и Юстиции, указывая на оскорбительные действия местных властей у раки преподобного Саввы.

    Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы увезли из монастыря на Лубянку. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке.

    Незадолго до своей кончины преподобный Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду.

    Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света».

    Это пророчество преподобного Саввы Сторожевского было даже напечатано в советских газетах тех лет, как доказательство контрреволюционности монашества.

    Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца утрачены навсегда. И лишь в начале 90-х гг. XX века стало известно, что честная глава преподобного Саввы более 50-ти лет тайно хранилась супругами Михаилом Михайловичем и Софьей Дмитриевной Успенскими.

    О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку.

    Сотрудник, вызвавший его, показал Михаилу Михайловичу серебряное блюдо, сверху накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтете нужным». М.М.

    Успенский хранил мощи у себя дома, а за три года до смерти, беспокоясь о судьбе святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обращался к о. Евлогию (Смирнову), тогда эконому Троице-Сергиевой Лавры, с вопросом: как быть с мощами? О.

    Евлогий посоветовал ему передать мощи в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником открывшегося Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М.М.

    Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, патриаршую и синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских соборов.

    22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь. По благословению и под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана Комиссия по проведению юбилейных торжеств, в состав которой вошли представители Церкви, государства, учреждений культуры, общественных организаций и деловых кругов России.Подготовка к юбилею монастыря и перенесению святых мощей объединила труды многих и многих людей. В рекордно короткие сроки был проведен огромный объем ремонтно-восстановительных работ, отлиты и подняты на звонницу первые 10 колоколов, воссоздана по старым образцам рака для мощей преподобного Саввы, восстановлен «малый скит», благоустроена территория монастыря и ближайших окрестностей.Празднование юбилея началось утром 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчег с мощами Преподобного под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, где Святейший Патриарх осенил святыми мощами всех присутствующих. После этого ковчег был внесен в автобус, и колонна из 15 автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в путь — в Саввино-Сторожевский монастырь. По дороге в Одинцове, в Перхушкове, в Захарове были сделаны остановки. И везде крестный ход встречали многие и многие сотни верующих, ожидающих встречи со Святыней.В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился пешком. Жители воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как чудо, как Божию милость, явленную Звенигородской земле.При огромном стечении народа состоялось торжественное освящение часовни, построенной на месте взорванного в 1930-е гг. главного храма города — собора Вознесения Господня. Затем крестный ход сделал остановку у источника на Городке, где был отслужен водосвятный молебен.И наконец, под неумолкающий колокольный звон, многотысячный крестный ход подошел к Святым воротам монастыря, из которых вышел Святейший Патриарх. Он принял ковчег со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в Рождественском соборе в возобновленную раку началось праздничное всенощное бдение патриаршим служением.Утром следующего дня богослужение в Рождественском соборе возглавил Святейший Патриарх в сослужении девяти архипастырей.По окончании праздничной службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к собравшимся обратился с приветственным словом: «…Этот день, вне всякого сомнения, войдет навеки в историю обители, ибо ныне в нее вернулась ее главная святыня — честные мощи преподобного Саввы, прославившиеся многими чудотворениями. Вывезенные из обители в 1919 году они Промыслом Божиим уцелели и вновь были переведены нами в свой исконный дом. Преподобный Савва вернулся в созданную им обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о ней перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя».Так в Сторожевской обители появился еще один престольный праздник — 23 августа, по благословению священноархимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вошедший в церковный календарь как день Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского.

    «Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошел и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, по-прежнему с верою ищущие помощи получают ее и прославляют Бога и Его Угодника, преподобного Савву».

    По материалам работы Инги Брандт.

    Второе обретение — 23 августа 1998 года.

    17 (30 — по новому стилю) июля отмечается перенесение мощей преподобного Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1847 году.

    Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря

    Сень с мощами Саввы Сторожевского

    Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое Житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

    Памятник преподобному Савве Сторожевскому

    Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

    Адрес монастыря: Московская обл., Одинцовский р-н, г. Звенигород, ул. Городок, 5.

    Памятник Савве Сторожевскому и Юрию Звенигородскому

    Молитва преподобному Савве

    О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя.

    Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа.

    Аминь.

    Тропарь, глас 8

    Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

    Скит преподобного Саввы Строжевского

    Литература:

    Ковалев К. П. Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2007. (Новые сведения и датировки. 2-е издание: М., 2008).Ковалев К. П.

    Звенигород и Звенигородская Русь. Сокровища подмосковной цивилизации. М.: Вече, 2009.

    Аверьянов К. А. Преподобный Савва Сторожевский: «белые пятна» биографии //Вестник церковной истории. 2006. № 4. С.

    212–220.

    Родник, святой источник Саввы Сторожевского

    В предании об этом источнике сказано что преподобный Савва извел источник из недр земных молитвою у Троице-Сергиевой Лавры в 150 м. от стен монастыря. Располагается на правом берегу ручья, и в 700 м. от центрального входа Лавры.

    Часовня у источника преподобного Саввы Сторожевского

    Выходим из Лавры, идем 270 м. влево вдоль стен до Уточьей башни, затем 160 м. также вдоль стен до Звонковой башни и 100 м. до Каличьей воротной башни. Переходим по пешеходному мостику ручей, от него 100 м.

    влево по грунтовой площадке до указателя источника.

    Спускаемся по металлическим ступенькам, переходящим в узкий пешеходный мостик-дорожку с поручнями, который проходит под бетонным автомобильным мостом и приводит к благоустроенному источнику с часовней и купальней.

    Купальня на источнике преп. Саввы Сторожевского

    Родник на источнике преп. Саввы Сторожевского

    Источник: http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/pravoslavnye_svjatye/savva_storozhevskij/67-1-0-1700

  • Ссылка на основную публикацию