Правила хранения икон, написанных на деревянной основе. — православные иконы и молитвы

Памятка как хранить рукописные иконы и как за ними ухаживать

Правила хранения икон, написанных на деревянной основе. - Православные иконы и молитвы

    Допустимые условия для хранения икон: температура +17-22 С; влажность 50%-65%. Суточные перепады не более 10% по каждому показателю. Красочный слой и грунт на иконах растрескиваются и осыпаются от резких перемен температуры, влажности и сквозняка.

Поэтому рукописные иконы, как старые, так и новые, ни в коем случае нельзя помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто приходится проветривать, открывая форточку; кроме того в многоэтажных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху.

Раньше на Руси для икон в доме всегда было отведено особое место – так называемый «красный угол», где они были расположены все вместе, и всегда горела лампадка или свеча. В настоящее время с утратой этой традиции место каждый определяет на свое усмотрение.

На первый взгляд, изменения в иконе, вызванные нестабильным климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками). Так образуются трещины и осыпается красочный слой.

Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, противоположном печному.

  В доску нельзя вкручивать саморезы или вбивать гвозди (в виде крепления для того чтобы повесить икону на стену). Рукописную икону следует хранить в киоте.

Важно знать, что киот не должен быть идеально герметичным, в нем должны быть необходимые для циркуляции воздуха мелкие щелки, которые не следует чем-либо замазывать.

Важно, чтобы все деревянные поверхности внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Расстояние от иконы до стекла не менее 3см. Шпонки не должны упираться в стенки киота.

   Не храните иконы в помещении, где в стенах или мебели имеются отверстия от жучка-точильщика. Жучок за 2-3года может превратить доску иконы в труху, избавится от такого заражения очень сложно.

Доски, на которых пишутся иконы в мастерской проходят предварительную обработку от насекомых!
   Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, возле настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, что вызывает коробление досок и их растрескивание, вздутия и осыпи грунта и краски.

   Недопустимо попадание на икону прямых солнечных лучей (резкий нагрев).
   Не ставьте икону на окно и не вешайте рядом с форточкой. Сквозняки и холод приведут к разрушению краски и грунта иконы.
   Не допускайте резких перемен температуры и влажности при проветривании помещения, т.е.

не открывать все окна или форточки. Не открывайте окно, если с этой стороны сильный ветер или дождь. При возможности приобретите электронный измеритель температуры и влажности. В помещении с иконами нельзя мыть полы «по-морскому», поливая пол водой – резко возрастает влажность.

   Не протирайте икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Постепенно вы уничтожите изображение. Снимать (стряхивать) пыль можно по необходимости (не часто, примерно один раз в месяц, но регулярно) только сухой очень мягкой толстой кистью (беличьей) или бархоткой (что хуже), и только если красочный слой не разрушается.

Ничем не мойте икону. Не пытайтесь «обновить» икону лаками, красками, маслами и прочим. Не протирайте икону никакими веществами (и освященными в том числе), они проникают в грунт и краску, разрушая икону.

Чем больше свечей на подсвечнике — тем дальше он должен стоять от иконы, и не ближе длины самых больших свечей. Старайтесь не использовать подвесные подсвечники.

 И самое главное,  просим помнить, что иконы были созданы по Божьей милости. И если у Вас возникнут вопросы по хранению рукописных икон, всегда с готовностью отвечу на них!

          Да, хранит вас Бог! И пусть в Ваш дом снизойдет Божья Благодать!

Источник: http://icona-na-zakaz.umi.ru/pamyatka_kak_hranit_rukopisnye_ikony_i_kak_za_nimi_uhazhivat/

Техника иконописи. Как мы пишем иконы. Основание, слой клея, паволока, левкас, позолота, красочный и защитные слои иконы. Иконописная артель «Божией матери». Иконописная мастерская. Иконы на заказ

Строгая последовательность техники исполнения иконы – начиная с выбора материалов и до последних штрихов на живописной поверхности – до мелочей продумана и осмыслена в глубокой древности и со временем приобрела характер неукоснительного для выполнения свода правил. Она почти всецело применяется и мастерами нашей артели и изменению не подлежит.

Благодаря вековой практике известных и безвестных древних иконописцев, был выработан иконописный канон, представляющий собой ряд правил и требований, предъявляемых как к основным этапам работы (изготовление доски, применяемые краски, технологии и техника иконописи), так и требования которым должна соответствовать каждая конкретная икона (использование иконописных подлинников и образцов).

Традиционная икона пишется на специально обработанной и загрунтованной левкасом доске, в соответствии с каноническими требованиями и после написания покрывается защитным слоем из олифы или бесцветного лака.

Основой для икон в подавляющем большинстве случаев является дерево. И если бы родоначальником иконописной традиции был русский народ, этому было просто найти объяснение – дерево на Руси всегда было самым дешевым и распространенным материалом. Но иконопись зародилась в Святой Земле, в Палестине, где древесина всегда ценилась на вес золота.

В то же время дерево – это сакральный, освященный в христианстве материал, поскольку на нем был распят Христос. Именно к дереву, последнему земному веществу, прикасалось Его еще живое Тело, именно оно хранило память о вочеловечившемся Боге.

Поэтому деревянная основа любой иконы, напоминая о важнейшей реликвии христианства — Истинном Древе Спасителя, — сама становилась воспоминанием, прообразом священной реликвии.

Создание иконы происходит поэтапно. Каждый этап заключает в себе создание очередного элемента, или слоя иконы. Все этапы расположены в строгой последовательности.

Икона имеет следующие слои (рис.1):

1. Основание. Основанием служит доска,или несколько склеенных досок, соответствующим образом обработанные и подготовленные для нанесения последующих слоев.

2. Слой клея. Подготовленная доска проклеивается горячим и жидким столярным клеем. Предпочтение обычно отдается мездровому клею, в настоящее время, зачастую используют пищевой или технический желатин, также существуют технологии позволяющие обойтись без проклейки.

3. Паволока. После проклейки на доску наклеивается паволока из редкой ткани. Обычно используется марля, или ей подобная ткань.4. Грунт. Грунт — левкас представляет смесь столярного клея с мелом. Для грунта используется клей более крепкий, чем для проклейки доски. В нынешнее время часто используются и иные по составу грунты, в частности акриловые, качество которых превосходит качество мелового грунта.5. Позолота. Если икона должна иметь позолоченный фон, или другие элементы, то позолота выполняется перед нанесением красочного слоя. Обычно слой позолоты не покрывается лаком, но в отдельных случаях, обычно когда имеется позолоченный фон, часть позолоты может быть под слоем лака.7. Защитный слой. После того как икона написана ее необходимо предохранить от неблагоприятных воздействий внешней среды, для чегоживописный слой покрывается тонким слоем олифы или специального лака.

Кроме расположения слоев иконе присуща традиционная форма доски и ее особенности.

Иконная доска (Рис. 2) обычно укреплена шпонками (1), для защиты ее от коробления при изменениях температуры и влажности. На лицевой поверхности изображение обрамлено «полями» (2). Само изображение располагается в «ковчеге» (4), который углублен на 2-4 мм относительно полей. Переход между полями и ковчегом получил название «лузги». Ширина перехода обычно около 5-10 мм.

Ковчег является неотъемлемой конструкцией древних икон, сознательно исполняемой мастероми.

Не случайно получив свое название, он напоминает молящимся как о ветхозаветном Ноевом ковчеге — месте спасения человечества во время всемирного Потопа, — так и о Ковчеге Завета, хранившем Скрижали завета Бога с людьми. Икона становится напоминанием христианину о его будущем Спасении, установлении на Земле Нового Завета Бога с людьми.

Иконопись — есть часть жизни Церкви, поэтому иконописец должен обладать церковным пониманием вещей, что совершенно невозможно, если он не посещает богослужения и не участвует в жизни Церкви.

Иконы, написанные таким иконописцем, будут обычными копиями, — пусть даже хорошими, но часто лишенными духовного содержания, присущего иконам, написанным иконописцами не только называющими себя таковыми, но и исполняющими требования указанные в 43 главе Стоглава, где пишется, что иконописцу необходимо быть: «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением». Мало кто из нынешних, считающих себя иконописцами людей, хоть немного соответствует этим требованиям. Поэтому, избрав ремесло иконописца, необходимо всеми силами стремиться быть достойным этого, подражать древним мастерам, достигшим совершенства не только в написании икон, но и духовного совершенства.

Работая над иконой, необходимо не забывать о молитве, так как основное назначение иконы — способствовать молитве, молитва во время работы над иконой поможет преодолеть многие трудности. Кроме того, следует помнить и слова пророка Иеремии «проклят человек, творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10).

Источник: http://ivepar.ru/tehnika.htm

Как правильно хранить иконы. Старинные иконы

Икона в аварийном состоянии

Если вы хотите сохранить старинную икону, необходимо соблюдать несколько несложных правил.

В музеях иконы хранятся при температуре воздуха 18-20 градусов Цельсия и влажности 58-60%, кроме того, в помещениях специальная система вентиляции, не допускающая сквозняков.

В домашних условиях соблюдать эти параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться.

В помещении, где размещаются иконы, не должно быть резких перепадов температуры и влажности.

Поэтому рукописные иконы, как старые, так и новые, ни в коем случае нельзя помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто приходится проветривать, открывая форточку; кроме того в многоэтажных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху.

На первый взгляд, изменения, вызванные нестабильным климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками).

Так образуются трещины и осыпается красочный слой. Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, противоположном печному. На кухне же можно разместить иконы, выполненные печатным способом.

Итак, лучшее место для иконы в доме — комната. Где же поместить икону в комнате? Необходимо выбрать место, где перепады температуры и влажности минимальны, следовательно, стены, на которых расположены отопительные системы (трубы и батареи), не подходят.

Также не годятся углы, расположенные рядом с окнами: сквозняки разрушают иконы. Не страшно, если подходящая для икон стена не будет восточной: лучше сохранить святыню на северной стене, чем дать ей рассыпаться за пару лет в восточном углу рядом с батареей.

К тому же, традиция ориентировать алтарь храма на Восток возникла не сразу, например, во многих раннехристианских храмах алтарь располагался в западной части. Возможно, чтобы освободить наилучшее место, придется передвинуть комод, перевесить полки.

Главное — определить, что важнее: сохранение иконы для будущих поколений или сохранение уютного интерьера, на создание которого, возможно, было потрачено немало сил и средств.

Рукописную икону следует хранить в киоте. В крупных городах есть мастерские, специализирующиеся на изготовлении такой церковной утвари, но киот можно заказать в любой столярной мастерской или даже сделать самостоятельно. Важно знать, что киот не должен быть идеально герметичным, в нем должны быть необходимые для циркуляции воздуха мелкие щелки, которые не следует чем-либо замазывать.

Важно, чтобы все деревянные поверхности внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Поверхность живописи не должна прикасаться к стеклу. Если икона находится в старом киоте, не спешите его менять. Крепкий, добротный киот можно сохранить, достаточно будет просто, аккуратно вынув икону, удалить пыль и мелкий мусор, который мог скопиться внутри, и протереть стекло.

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Поэтому следует показать их специалисту-реставратору. Только он может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Ни в коем случае не следует пытаться «восстановить» или «почистить» икону самостоятельно — это, скорее всего, приведет к ее уничтожению.

Не надо доверять никаким советам из журналов, где между рецептом салата и рекламой шампуня вполне могут разместить заметку о «быстром и безопасном способе поновить икону». Ни один специалист никогда не станет давать подобные советы.

Ведь чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные) и так далее. Выяснить все это может только специалист, проведя ряд исследований, в том числе и лабораторных.

Метод, который спасет одну икону, может погубить другую. Разумеется, нет никаких «общих» способов, позволяющих дилетанту как-либо «подклеить» и «почистить» икону.

Конечно, поиск реставратора — задача не из легких даже в крупном городе. Не следует доверять первому же объявлению в газете. Можно для начала спросить в приходском храме: кто-либо из прихожан или духовенства, возможно, подскажет дальнейшее направление поиска.

Если вы нашли специалиста, вполне допустимо поинтересоваться его образованием, опытом работы, посмотреть фотографии (серьезный реставратор проводит фотофиксацию работ).

По окончании реставрации надо получить хотя бы краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим  поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой.

Если в вашем городе или поселке специалиста-реставратора нет, не отчаивайтесь: возможно, со временем удастся его найти через знакомых в других городах. Иконы писались на века, и, при условии грамотного хранения, как правило, могут «дождаться» своего реставратора.

Читайте также:  Икона всех скорбящих радость: в чем помогает и значение - православные иконы и молитвы

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями.

Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор.

Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой — при реставрации их приклеят на место.

 Окислившийся оклад

Часто иконы имеют оклад — металлическую рельефную пластину, закрывающую всю поверхность, кроме ликов и кистей рук. Не стоит снимать оклад — под ним может не оказаться изображения. Многие иконы в XIX веке изначально писались так: красками изображались только лики и кисти рук, а остальное изображение делалось на окладе.

Не надо также самостоятельно чистить оклад, для этого его должен снять с иконы специалист. Оклады крепились гвоздиками, которые, заржавев, так «срастаются» с доской, что их нельзя вытащить без ущерба для иконы. По этой же причине не надо вынимать крепежных элементов с тыльной стороны иконы.

Часто у икон, хранившихся при повышенной влажности, оклады покрываются зелеными окислами — так окисляется медь и другие металлы. Важно знать, что такой оклад обязательно должен очистить специалист, так как соли меди, входящей в сплавы, ядовиты. Икону с таким окладом лучше поместить в киот или упаковать в коробку до реставрации.

Иногда оклад приходит в такое ветхое состояние, что не подлежит восстановлению.

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы — шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку.

Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет.

Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

 Тыльная сторона иконы с выпавшей шпонкой

Часто доски старых икон имеют маленькие отверстия — это ходы, проделанные жучком-древоточцем. Как правило, это старые летные отверстия: жуки проели их, выбираясь из доски, и улетели задолго до того, как икона оказалась в городской квартире.

Если икона попала к вам недавно или вы живете за городом, то следует понаблюдать, не появляется ли новых отверстий. Их можно отличить по свежему цвету дерева по краям отверстия.

В случае обнаружения новых ходов икону следует «изолировать»: завернув в кальку, упаковать в коробку и срочно искать реставратора, который знает как бороться с этой напастью.

 Оставленные жуком-древоточцем ходы и отверстия

Жуки, из года в год поедающие древесину, делают ее хрупкой, ломкой, похожей по структуре на пористый шоколад, что очень быстро ведет к полному разрушению иконы. Во избежание заражения жучком-древоточцем не следует вносить в дом старую деревянную мебель и утварь, предварительно тщательно не осмотрев ее.

Не нужно хранить на иконной полке или, тем более, внутри киотов просфоры, сосуды с маслом, вербные веточки и тому подобное. Для этого следует выделить отдельную полочку.

Не надо проветривать комнату, где хранятся иконы, в дождливую или туманную погоду — это вызывает в помещении резкий перепад влажности.

И уж конечно, не стоит гладить белье или устанавливать обогреватель в той части комнаты, где размещены иконы.

И наконец, если вы хотите сами преподнести в дар кому-либо старинную икону, то лучше предварительно изготовить киот и, если это возможно, провести реставрацию.

Соблюдая нехитрые условия хранения, вы сможете передать икону детям и внукам. Многие поколения смогут молиться перед святыней, сохраненной в том числе и вашими трудами.

Источник: http://icon.cerkov.ru/2013/03/12/kak-pravilno-xranit-ikony-starinnye-ikony/

Советы по сохранности икон

10.10.2016

Как сохранять иконы, причины и признаки порчи икон, как правильно транспортировать иконы.

У каждого православного человека есть в доме икона, а чаще всего их даже несколько.

Иконы в доме могут находиться в разных местах – над входными дверьми, на кухне, в гостиной, спальне и т.д.

В древности, у людей высокого сословия была традиции иметь в доме отдельную комнату для моления, где были расставлены иконы и куда домочадцы приходил обращаться к Богу.

В наших современных условиях, когда в доме так много места, люди часто устраивают «красный угол» — специально украшенный угол в доме, где размещаются все или большинство икон.

Иконы оберегают дом и его домочадцев от бед, горя и дурных влияний других людей, а также от разного рода нечистой силы. Ежедневно живущие в доме люди обращаются к иконам, находящимся в доме, будь то с молитвой или благословением на новое дело, просьбой в помощи в делах житейских и трудных, за душевное спокойствие и здравие своих родных и близких, а также мир и достаток в доме.

Исторически сложилось так, что в России православные верующие более трепетно относятся к своим духовным реликвиям. Для многих икона является настоящей семейной реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Доводилось видеть иконы, дошедшие по семейной линии до нашего времени с 17-18 веков. И у них было разное состояние. Те, что были в киотах – сохранялись однозначно лучше.

Серьезным испытанием для старинных икон было советское время. Кто-то продолжал тайно заботится о своих реликвиях, но часто иконы хранились с другим пожитками на чердаке либо в сенях. Тогда много икон «погибло» как от рук разрушавших святыни безбожников, так и от того, что просто забывали о существовании семейной реликвии или неправильно ее хранили.

В настоящее время существует большая проблема сохранения икон, не только старинных, но и вновь сделанных. Незнание простых правил может сказаться на то, что даже икона, сделанная по всем канонам и по лучшим старинным традициям, может разрушиться и стать неприглядной всего за десяток лет.

Основные виды порчи иконы и их причины

Прошу заметить, что здесь мы не затрагивает соблюдение технологии изготовления самой иконы. Эта информация дает понять то, как могут повлиять разные факторы среды на вид иконы в долгосрочной перспективе. Сюда же не включены такие экстремальные случаи как: пожары, потопы, соседи сверху залили, упала зажжённая свеча, опрокинулась ладанка и обрызгала маслом икону.

Изогнутость доски.

Со временем, на любой иконе появляются поперечные искривления.

Иконная доска делается из нескольких вертикальных дощечек соединенных между собой в торцах. Соединительным элементом являются шпонки – поперечные перемычки из твердых пород дерева, которые «стягивают» дощечки иконы. Иконы из цельной доски бывают только маленьких размеров.

Основная причина этому – волокна дерева должны правильно располагаться. Так если взять цельную доску большого размера, то в любом случае на доске буду проходить годовые кольца образую овальную сердцевину – самую ненадежную часть доски.

Со временем «сердцевина», образованная этими кольцами, может выпасть.

Однако и правильно сделанная иконная доска может искривиться (выпуклая или вогнутая). При этом, если шпонки в иконе стоят до сих пор плотно, то, скорей всего икона подвергалась сильному и продолжительному воздействию влажности. В данном случае икона искривляется сгибая сами шпонки.

Если шпонки ходят ходуном или совсем отошли, то скорей всего было воздействие на заднюю часть иконы сильными солнечными лучами или икона подвергалась воздействию повышенной температуры.

Расслоение доски.

Вертикальные дощечки иконной доски разошлись или разъехались. Икона скорей всего подвергалась постоянным колебаниям влажности с изменениями температуры воздуха. Также могло быть механическое воздействие – например, икона упала или стукнулась, в результате чего произошло отслоение (отклейка) соединений.

Глубокая трещина на иконе.

«Глубокая» – означает, что она затрагивает левкас (грунтовку). Скорей всего были сквозняк или неравномерное продолжительное воздействие солнечных лучей. Не исключено механическое воздействие (упала, например, на торцевую часть).

Отслоение левкаса.

Происходит в результате быстрых перепадов влажности (или сильной влажности), а так же сквозняков.

Отслоение изображения.

Слой красок (темперы) отслаивается от левкаса. Часто это происходи из-за сильных солнечных лучей, а также частых протираний иконы тряпкой. Возможно, что по лицевой стороне иконы был удар или давление.

Грязь на поверхности, жирный сажный слой.

Эта грязь со временем въедается в поверхность иконы, что мешает лицезреть всю ее красоту. Это особенно актуально для жителей мегаполисов, где воздух сам по себе оставляет на подоконнике дома очень много жирной сажной пыли. Так бывает когда икона стоит возле отопительных приборов, возле окон (форточек) либо на сквозняке.

Блеклая поверхность, матовость.

Поверхность иконы подвергалась сильным солнечным лучам. Либо икону часто вытирали тряпкой (в том числе влажной). В комплекте с остающейся на иконе пылью может еще больше ухудшать состояние поверхности.

Вдавленные линии имеющие геометрически правильную форму или повторяющие контуры сюжета иконы.

Икона ранее была в окладе (ризе), в результате изгиба или по другой причине, оклад очень близко стал прилегать к иконе, оставив со временем различные «вдавленности» от своего контура или рельефного рисунка.

Как лучше всего переносить икону?

Климат в России тяжелый. Зимой, перепады температуры между помещением и улицей может достигать 40-50 градусов Цельсия. Поэтому если вы собираетесь купить рукописную икону зимой, то обязательно продумайте то, как вы ее будете переносить.

Ведь не смотря на то, что тело иконы чаще всего делается из липовой доски, которая из всех пород деревьев, наименее подвержена колебаниям при изменении температуры, сильные перепады температур все равно могут негативно повлиять на икону. Рекомендуется для переноски икон заворачивать икону в ткань или полистерол.

Причем полистерол, как показывает опыт наиболее практичен, он обеспечивает и мягкость для иконы, и не прилипает к ее поверхности. Так если икону завернуть в ткань и держать ее в жаре, то ткань моет оставить на лицевой стороне иконы, покрытой олифой или лаком, следы «сетки» (текстуры ткани).

Коробки для икон также достаточно практическая вещь, однако, при сильном морозе нужно обеспечить неподвижную фиксацию иконы в коробке, поскольку при тряске она может повредиться об такую упаковку (получить притёртости).

В любом случае старайтесь, что бы лицевая поверхность иконы продолжительно не взаимодействовала (не соприкасалась) с другими материалам.

Как лучше всего хранить икону?

Вот несколько советов:

  • Не размещайте иконы вблизи отопительных и нагревательных приборов, форточек, окон, и там где есть вентиляция, а также напротив и близко к кондиционерам.
  • Не располагайте иконы вблизи форточек, дверных и оконных проемов, поскольку сквозняки и сильные воздушные потоки также оказывают негативное воздействие. Кстати угол в доме – это место, избавленное от сквозняков изначально, если конечно в углу не стоят у вас вентиляционные выходы.
  • На икону не должны падать прямые сильные солнечные лучи. Сильные солнечные лучи бывают днем, кода солнце на юге. Поэтому лучше, что бы икона «не смотрела» на окно с южной стороны дома.
  • Не размещайте икону на кухне. Кухня – это место, где постоянно меняется температура и влажность. Причем, в процессе готовки еды, может идти копоть и гарь.
  • Иконы лучше вообще не протирать, особенно старинные. Если же все же есть необходимость в чистке от пыли, то лучше смахнуть ее мягкой кисточкой.
  • Не ставьте иконы на комоды и тумбочки, которыми постоянно пользуйтесь, или на поверхности которых лежат другие вещи. Как не редко бывает в повседневной спешке можно случайно задеть и скинуть (или опрокинуть) икону или поцарапать ее другими предметами.
  • Старинные иконы с трещинами нужно переносить аккуратно, любые микровибрации (такие как в машине или в поезде) приводят к тому, что из трещин может высыпаться левкас (грунтовка).
  • Старинные иконы очень боятся ударов, поскольку со временем дерево становиться пористым и в тоже время более хрупким. Даже небольшой случайный удар рукой может вызвать расслоение доски либо отслоение изображения иконы.
  • Киот или рамка, куда помещается икона, не должны сильно плотно заживать икону с торцов. В любом случае должен быть небольшой зазор. Если для оформления такой рамки или киота используется басма или другие жесткие материалы, то нужно следить за тем, что бы они не поцарапали икону в месте их прилегания.
  • Вставлять старинную икону в киот нужно спокойно, без резких движений и трясок. Нужно следить, что бы зажимы, держащие икону, сильно на нее не давили.
  • Не делайте никаких отверстий в иконной доске. В том числе, не забивайте в нее гвоздей и не вкручивайте в нее шурупы. Поверхность иконы чаще всего покрыта со всех сторон защитным слоем (олифа, лак), поэтому делая дырки в иконе, вы тем самым повреждаете этот защитный слой. Со временем, эта дырка может рассохнутся и дать трещину на всю доску. Кроме того, при забивании гвоздя, происходит сильные локальные вибрации и напряжения структуры доски. Это может привести к тому, что слой левкаса с изображением возле или напротив дырки (с другой стороны) может в дальнейшем отойти или осыпаться.
Читайте также:  Икона святой троицы в чем помогает - православные иконы и молитвы

И два главных совета:

  • Относитесь к иконе с должным уважением и заботой. Образ, который на нем изображен, следует почитать.
  • Какой бы икона не была, лучше всего помещать ее в киот, поскольку эта самый надежный способ ее защиты. Киот – это специальная коробка, куда помещается рукописная икона. Эта коробка полностью закрывается, а с лицевой стороны киота стоит стекло. Киот предполагает «воздушную» прослойку между лицевой поверхностью иконы и стеклом, а также защищает икону полностью от всех негативных факторов внешней среды. Кроме обеспечения сохранности иконы от внешних воздействий, такой киот несет в себе еще декоративные функции – украшая икону. Икона в киоте будет долго радовать ваш глаз, а также ваших детей и внуков.У нас всегда можно приобрести готовые киоты для икон из дерева с различным оформлением сделанные из натурального дерева. А если ваша икона нестандартных размеров, мы готовы сделать для нее киот на заказ.

Источник: http://www.glavikona.ru/articles/kak-sokhranit-ikony

Деревянная основа иконы

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины.

В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) .

Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу.

Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями.

Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений.

Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.

Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом.

Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках).

При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды.

При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью.

Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности.

На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы: 1 — поле, 2 — лузга, 3 — ковчег, 4 — паволока,

5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки.

Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей.

Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого.

Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см.

Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски.

В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками.

Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет.

Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами.

Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках.

Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).

Поперечный разрез иконы: 1 — доска, 2 — проклейка, 3 — паволока, 4 — левкас, 5 — красочный слой,

6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов.

С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом.

Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты.

В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.

Первоисточник: 

Икона. Кравченко А.С. М., 1993

BBCode-ссылка: HTML-ссылка:

Источник: http://art-con.ru/node/250

Как хранить иконы, особенно старинные

Вы стали обладателем старинной иконы – живописной или печатной, поэтому теперь Вам надо узнать, как правильно обращаться с этим предметом, чтобы сохранить его на долгие десятилетия и даже на века, чтобы не только Вы, но и Ваши внуки и правнуки получили возможность радоваться произведениям древних мастеров иконописцев./p>

Наши простые советы помогут Вам сохранить старинные иконы в неизменно хорошем состоянии!/p>

Мы настоятельно советуем Вам внимательно ознакомиться с нашими рекомендациями и следовать им в наиболее полной мере!/p>

Категорически запрещается:

— Мыть старинные живописные и печатные иконы.

Никогда не мойте старинные иконы водой или иными моющими средствами, не протирайте икону влажной тряпкой, щеткой и так далее. Влажность и механическое воздействие на живопись и деревянную основу могут привести к частичному или полному разрушению красочного слоя или деревянной основы иконы!

— Осуществлять протирку иконы маслом.

Запрещается протирать живопись иконы маслом (подсолнечным, льняным, синтетическим и так далее). Входящие в состав масел вещества могут нанести непоправимый ущерб живописи как в ближайшей, так и (главное!) в долгосрочной перспективе!

— Стирать с иконы пыль сухой тканью.

При таком способе уборки живописный слой подвергается истираню, кроме того мельчайшие волокна ткани зацепляются за неровности и трещины живописного слоя, вырывая частицы краски и левкаса из поверхности иконы. Особенно вредны для иконы ткани типа микрофибра и другие синтетические салфетки, применяющиеся для уборки помещений.

— Пылесосить икону.

Некоторые иконы могут иметь незаметные глазу отслоения левкаса и живописи. Вакуум, создаваемый при работе пылесоса, может привести к вырыванию частей живописной основы.

— Хранить икону в помещениях с повышенной влажностью воздуха.

Избыточная влажность способствует набуханию доски и растрескиванию (отслоению) левкаса и живописи, кроме этого во влажной среде активно развиваются грибковые микроорганизмы, способствующие биологическому разрушению иконы.

— Хранить икону в помещениях, где существуют сквозняки, или наблюдаются часто меняющиеся температурные показатели.

Даже кратковременные сквозняки, ведущие к резкому перепаду температуры могут повредить старинной иконе: они ведут к изменению параметров деревянной основы (сжатию или растяжению), что влечет за собой возможное разрушение красочного слоя.

— Подвергать старинные иконы воздействию прямого солнечного света.

Солнечные лучи ведут к выцветанию красок, перегреву красочного слоя, короблению, растрескиванию живописного слоя.

— Подвергать старинные иконы механическим нагрузкам.

Старинные иконы хрупки и требовательны к обеспечению защиты от любых механических воздействий.

Разместите икону таким образом, чтобы она не могла упасть, чтобы она не была зажата другими иконами или предметами, никогда не нагружайте горизонтально лежащую старинную икону другими предметами!

— Пытаться выпрямить иконную доску.

Изгиб иконной доски является естественным следствием, вызванным неравномерным усыханием деревянной основы и левкасно-живописного слоя. Попытки выпрямить икону в большинстве случаев приведут к поломке доски!

— Самостоятельно реставрировать икону.

Реставрация старинной живописи может осуществляться только профессиональным реставратором, самостоятельные попытки отреставрировать икону могут привести к гибели памятника, его порче, потере исторической, религиозной и материальной ценности предмета!

— Пытаться очистить икону от потемневшей олифы и вековых загрязнений.

Каждая старинная икона требует индивидуального подхода в решении этой задачи, поэтому только специалист может определить, какой именно способ очистки применить в том, или другом случае.

Попытки очистить икону самостоятельно очень часто приводят к безвозвратной утрате живописи!

— Приклеивать шпонки, фиксировать их в пазах при помощи гвоздей или шурупов, клиньев.

Фиксация шпонок в пазах старинных икон ведет к поломке деревянной основы, никогда не пытайтесь их зафиксировать!

— Самостоятельно покрывать икону олифой, лаками и другими защитными составами.

Такое покрытие приведет не к защите, а к гибели иконы, а также к невозможности в дальнейшем ее реставрировать.

— Закреплять на иконе подвесы, прикреплять икону к стене или другой основе гвоздями, саморезами.

Любая из попыток «дырявить» деревянную основу старинной иконы может привести к растрескиванию доски и полной утрате ценности иконы.

— Трогать живопись (печатный слой) на иконе руками.

Трогая икону руками Вы способствуете истиранию живописного (печатного) слоя. Пальцы рук несут на себе вещества, которые разрушают краски.

Чтобы наилучшим образом сохранить старинные иконы на века, по возможности выполняйте следующие условия:

— Разместите и храните старинные иконы в застекленном киоте.

Деревянный застекленный ящик-киот – наилучшее хранилище для любой старинной иконы! В киоте икона защищена не только от резких перепадов температуры и влажности, но и не боится воздействия ультрафиолетовых лучей, противостоит механическим нагрузкам, предохраняется от копоти свечей, не пылится. Киот создает микроклимат для хранения иконы, столь необходимый для обеспечения идеальных условий.

— Для уборки пыли пользуйтесь мягкой широкой кистью с натуральной щетиной.

Читайте также:  О сайте - православные иконы и молитвы

Легкими движениями без нажима отряхивайте пыль с поверхности иконы, располагая кисть под углом сорок пять градусов к плоскости иконной доски.

— При хранении иконы в открытом виде выберите такое место в комнате, где минимизируется воздействие на икону сквозняков и перепадов влажности.

— Внимательно осматривайте икону два раза в год.

Осмотр проводится для выявления изменений в состоянии живописного слоя, грунта и в состоянии иконной доски, шпонок.

На самом деле хранить иконы не так сложно, поэтому прочитайте наши инструкции и следуйте им, Ваши старинные иконы сохранятся прекрасно и Вы сможете их передать своим детям, внукам. Мы уверены в том, что Вы сумеете наилучшим образом сберечь в своем доме бесценные и уникальные памятники истории, религии и культуры для будущих поколений!

Источник: https://elitsy.ru/communities/90833/321612/

В гостях у художника-иконописца екатерины веселовой

Интервью подготовила Наталья Топоркова

Икона – это изображение определенного религиозного сюжета, либо cвятого, выполненное, как правило, на деревянной доске при использовании специальных красок. В православной вере иконы всегда занимают особое место, так они служат для верующих не только предметом почитания и особого благоговения, но и представляют собой целый пласт православной культуры.

О том, как создается икона, рассказала художник-иконописец Екатерина Веселова.

— Екатерина, скажите, пожалуйста, какую роль играет икона в жизни православного христианина?

— «Зашёл в хату: нет образов. Дурной знак…», — записал однажды Лермонтов в своём дневнике, когда путешествовал по Руси. Икона в жизни православного христианина играет очень важную роль, можно сказать, одну из главных ролей! Во все времена дом без икон считался «плохим домом».

Без образов невозможно было представить себе ни одного семейного дела, события. Образами благословляли родители детей своих вступать в семейную жизнь; перед ними каждый вечер становились на молитву все члены семьи.

Русские иконы продолжают жить и охранять тех, кто относиться к ним с любовью и благоговением.

— Как иконописец должен готовиться к работе над иконой?

— Каждый иконописец готовится по-разному к работе над иконой. Необходимо получить благословение у батюшки. Настроить себя на долгую и кропотливую работу т.к. икону за два дня не написать, запастись терпением и вдохновиться. Иначе без вдохновения ни одна работа хорошо не получится, это касается не только иконописи! Очень важно прочитать житие святого, чей образ будет изображён на иконе.

— С какими искушениями лично Вам приходилось сталкиваться при написании икон?

— При написании иконы очень важно сохранять спокойствие, не садиться за работу в плохом настроении. Очень хорошо во время работы слушать церковные песнопения или аудиозаписи о жизни святых.

Это очень помогает настроиться на работу и отогнать ненужные мысли о делах насущных. Проблем в жизни хватает у всех и очень важно мысли об этих проблемах не переносить на свою работу, иначе качество выполненной работы нас не порадует.

В основном, это единственное моё искушение во время работы.

— Что представляет собой иконопись как искусство?

— Иконопись – это строго канонированное искусство! В нём больше ограничений, нежели свободы для творчества! Здесь нельзя придумывать что-то своё! Есть чёткие правила, которых должен придерживаться иконописец. Художник не вправе придумывать икону, он может её перерисовать, т.е. сделать список с первообраза.

В отличие от любого другого вида искусства, иконописец не имеет права поставить на иконе, даже с обратной стороны свою фамилию, т.е. чьей кисти принадлежит данная работа. Единственное, что свободно позволяется художнику, это оформление. Это могут быть нимб, рамка и фон.

Их можно сделать и сусальным золотом, и тиснение по золоту или просто краской.

— Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. Скажите, насколько трудна работа иконописца? И можно ли иконопись назвать работой?

— Работу иконописца нельзя назвать лёгкой. Людям, не посвящённым в это, кажется, что художник просто «сидит и машет кисточкой», и чего же здесь такого сложного? Возьмите сами и попробуйте хотя бы в карандаше хоть что-то стоящее изобразить с первого раза.

Вряд ли что получится. Иконопись не только сложный вид искусства, но и очень ответственный! Икона пишется в несколько слоёв с промежуточной сушкой. Каждый слой наносится очень тоненько и прозрачно, так, чтобы был виден предыдущий слой.

Важно знать в какой последовательности наносить красочные слои. С какой скоростью это надо делать. Быстро, если краска быстросохнущая или можно помедлить, если пишете маслом. Большую роль играет и сама деревянная основа, доска.

Как правильно её приготовить, загрунтовать, чтобы она впоследствии не лопнула.

Я считаю, что иконопись вполне можно назвать работой! Это достаточно трудоёмкий и ответственный процесс! Важно не просто «хорошо перерисовать», сделать список с первообраза, но и «сделать её живой», вложить частичку своей души в эту икону! Чтобы человек, пришедший в храм и видящий эту икону, почувствовал, что святой, изображённый на ней, его слышит и видит!

— Просили Вы тех святых, иконы которых пишете, о помощи при работе?

— Прежде чем писать образ святого, я читаю его житие, чтобы у меня создалось впечатление об этом святом. Если можно так выразиться, я его стараюсь прочувствовать. Затем я ищу молитву этому святому и читаю её каждый раз перед началом работы над этой иконой. Если у меня что-то не получается, я прошу этого святого мне помочь сделать всё правильно.

— Где можно научиться иконописи?

— Писать иконы может не каждый, хотя многим хочется. Желание возникает из-за того, что работу можно дорого продать. Вот и вся причина.

И это очень горько и обидно! Иконописи учат в специальных учреждениях, куда поступить очень трудно человеку, если он не ходил в воскресную школу, не ходил на церковные службы и вообще далёк от церкви.

В наше время в крупных городах ведут кружки по иконописи, что делать нежелательно, но, всё же, они ведутся.

— В какой технике выполнены Ваши работы?

— Я работаю в академическом стиле, его ещё называют «живописный». Пишу масляными красками. Почему называется живописный? Этот стиль ближе к реализму, т.е.

к реальному изображению складок на одежде, природы, правильная перспектива на иконе в архитектуре… И, как показывает моя практика, люди менее воцерковлённые, которые заказывают у меня икону, предпочитают именно академический стиль в иконе, нежели «канонический», более декоративный.

— Расскажите, как начинается работа над образом.

— Работа над образом начинается с чтения жития святого, которого необходимо изобразить на иконе и чтения молитвы этому святому.

— Что является самым сложным в работе над иконой? Как проходит работа при выполнении лика?

— В работе над иконой сложным является всё, но самые ответственные места — это лик и руки святого. Работа над ликом проходит в несколько этапов. В каждой технике разное количество слоёв и разные цвета красок. Но самое главное — это результат. Лик не должен выражать никаких эмоций. Спокойное выражение и глаза, которые смотрят прямо в душу человека, который будет молиться перед этим образом.

— Какие материалы используете Вы в своих работах?

— В своих работах я использую следующие материалы: деревянная основа-доска, склеенная из продольных брусочков с клиньями с обратной стороны, ткань, грунтовка, калька, простой карандаш, масляные краски, беличьи кисти, лак.

— Расскажите пожалуйста об этапах пути иконы от доски или холста до стены храма.

— Начну с того, что икона пишется в дар, либо её заказывает частное лицо, либо служители Храма. Мы обговариваем размер иконы, кто будет на ней изображён и сроки выполнения заказа. Затем, резчик по дереву изготавливает деревянную основу. Потом начинается моя работа. Доска грунтуется несколько раз, просушивается, шлифуется.

На готовую поверхность наносится заранее нарисованный эскиз на кальке. После этого Образ пишется краской в несколько слоёв с промежуточной сушкой. Лакировка со всех сторон. По желанию заказчика икону можно вставить в киот – специальный деревянный ящик со стеклом. Он может быть простым, либо с резьбой и колоннами.

Готовая работа отдаётся заказчику в руки, либо отправляется по почте, если человек живёт в другом городе.

— Нашли Вы свою технику письма? Ведь каждый автор имеет свой почерк и невольно он просматривается в картине.

— Я нашла свою технику письма. Мне больше по душе масляные краски, и соответственно я пишу в живописном стиле! Мои работы легко узнаваемы. Я не копирую ни чьи иконописные школы. Пишу в своём «самобытном» стиле, соблюдая все каноны письма. У меня есть постоянные заказчики, которым мой стиль письма нравится больше,  нежели классический «канонический» стиль.

— Какие техники иконописи существуют?

— В основном существует две наиболее распространённые техники иконописи, это «академический» стиль, когда икона пишется масляной краской в реалистичной манере, и «канонический» стиль, когда икона пишется темперой в более декоративной манере.

— Какова ответственность иконописца за правильность, точность изображения? И были ли такие случаи, когда рукой мастера управлял Ангел, по-своему изображая конкретного святого?

— Ответственность иконописца за правильность, точность изображения очень велика! Желательно делать список с первообраза, т.е. с самой первой иконы, на которой был изображён данный Святой.

Необходимо знать, кем он является, святителем, мучеником, апостолом,…чтобы правильно написать одеяние и цвет этого одеяния. Иногда в руках Святого изображается орудие его мученической смерти, это немало важно.

Нельзя писать Образ с первой попавшейся картинки в интернете этого Святого. Необходимо пересмотреть много изображений и сравнить с описанием жития Святого и выбрать наиболее соответствующее изображение, если нет первообраза.

Святой и тем более почитаемый Святой должен быть «узнаваем в лицо», если можно так выразиться. Чтоб верующий мог сразу узнать, кто изображён на иконе, даже не читая названия.

Рукой мастера, который хочет выполнить свою работу хорошо, с полной ответственностью и верой, всегда управляет Господь Бог! Иначе без Него ничто в мире не происходит!

— Какие тенденции сейчас существуют в мире иконописи? Например, как часто просят написать «мерную» икону для родившегося малыша?

— Особых тенденций в мире иконописи я не замечаю. Единственное, что появляется очень много печатной продукции, иконы на календарях, на оргалите…

Мерные иконы для малышей заказывают очень редко. Я связываю это с тем, что родители мало информированы и больше заняты благосостоянием семьи, нежели духовным развитием.

Им гораздо проще купить маленькую именную иконку 10х15 см, напечатанную на бумаге, нежели найти иконописца и заказать настоящую икону для своего чада, первую его икону со святым, чьим именем он назван! Этот святой будет оберегать его всю жизнь с начала его крещения до последних дней жизни. Каждый выбирает по себе.

— Не только иконы, но и другие произведения выходят из Вашей мастерской. Изменились ли картины на мирские темы, после того, как Вы начали создавать иконы?

— Кроме икон я пишу картины и портреты. Работаю исключительно на заказ, а не на продажу! Настроение в картинах конечно же изменилось, после того как я стала заниматься иконописью. В них появилась душевная теплота, радость, гармония. Они ожили!

— В безбожное время много икон было уничтожено, люди боялись ставить иконы дома. Но сейчас, слава Богу, вера православная возрождается. Подскажите новоначальным христианам, как нужно относиться к иконам, как создать иконостас дома.

— Испокон веков «красный угол» в русском доме размещался в дальнем углу жилища, между фасадом и боковой стеной, причём обе его стены должны были иметь окна.

Кроме икон и лампад в нём хранились все освящённые в церкви предметы: Евангелие, святая вода, веточки пасхальной вербы, пасхальное яйцо, которое должно оставаться в доме весь год до следующей Пасхи. Красный угол всегда содержался в идеальном порядке и чистоте. Несказанным позором для любых хозяев была пыль на образах.

По праздникам «красный угол» украшали нарядными рушниками, цветами, зелёными ветками. И иконы, разумеется, расставлялись в нём не абы как, а в определённом, строго заведённом порядке.

Домашний иконостас из века в век строится по образу иконостаса церковного. Как правильно расположить иконы в иконостасе? Безусловно, главное место в нём должна занимать икона Спасителя. Слева от образа Спасителя располагается икона Богородицы.

Над иконами Спасителя и Богородицы хорошо поместить Распятие или икону Троицы – так заведено в церковных иконостасах. Обычно ниже двух главных икон ставятся именные иконы – иконы святых, которые покровительствуют членам семьи. Справа от главных икон очень часто ставится образ Николая Чудотворца.

Дальнейшее расположение икон зависит от вашего личного выбора места для них. Обязательны в домашнем иконостасе лишь образа Спасителя и Божией Матери, остальные иконы вы должны подбирать сами согласно велению своей души, любви и надеждам.

Кроме иконостаса в «красном углу» главной комнаты иконы должны быть и во всех остальных комнатах вашей квартиры и на кухне. Какие именно? Выбор, опять же, зависит от вас.

Помните главное: икона — не обычное изображение, она окно в горний мир, окно, которое вас с этим миром связывает. Перед вашими образами вы будете молиться, а значит, выбор их должен быть таков, чтобы молитве вашей было легко и свободно.

Если кто-то хочет со мной пообщаться или сделать заказ, вот мои контакты: ekaterina.izograf@yandex.ru, 8-921-236-98-57, http://vkontakte.ru/id121088649

— Спасибо за интересный рассказ! Екатерина, желаем Вам дальнейших творческих успехов в этом богоугодном деле!

Материал подготовила Наталья Топоркова

Источник: https://rusbereza.ru/nid/3883

Ссылка на основную публикацию