Новодевичий монастырь в санкт петербурге — православные иконы и молитвы

Все чудодейственные иконы и мощи Петербурга

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге - Православные иконы и молитвы

Иконы и мощи наделила спецификой народная молва, к церковным канонам такое «распределение обязанностей» не имеет отношения.

Протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора:

— К какому святому зачем обращаться — это вопрос веры каждого конкретного человека. Принято, что к великомученику и целителю Пантелеймону, который был при жизни врачом, обращаются с молитвами, чтобы он помог исцелиться. Апостол Лука – тоже врач, ему молятся болящие.

А к Божьей Матери мы обращаемся со своими скорбями, потому что она – «всех скорбящих радосте», помогает людям своим предстательством. Больше я бы не хотел говорить, а то получится какой-то сборник рецептов: от зубов – один святой, от глаз – третий. Это неправильно.

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

•Казанская икона Божьей Матери (Петербургская) (1721 г)

Казанский кафедральный собор 191186, С.-Петербург, Казанская пл., 2; ст. метро «Невский проспект»

Молятся о прозрении слепых очей и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия иноплеменных, об заступлении в тяжелые времена, об исцелении всякой немощи телесной, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак.

 • Спаса Нерукотворного (в терновом венце) (1676 г) из часовни в домике Петра I Спасо-Преображенский собор 191028, С.-Петербург, Преображенская пл., 1.

Транспорт: ст. метро «Чернышевская»; мрш. Т136, Э72, Т215; авт. 46, 26, 134; трл. 15

Молятся об исцелении от смертельных болезней и о придании большей жизненной силы.

•Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) (1888 г) (Санкт-Петербургская) из Скорбященской церкви на Стеклянном заводе

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» 193012, С.-Петербург, пр. 0буxoвcкой обороны, 235.

Транспорт: ст. метро «Пролетарская»; мрш. Э97; авт. 268, 11, 53, 52, 440, 440а, 440г, 272, 272а, 97; трл. 16; трм. 24, 27, 39, 44

•Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» (1711 г) из Скорбященской церкви на Шпалерной ул.

Спасо-Преображенский собор, СПб, Преображенская пл., 1.

Транспорт: ст. метро «Чернышевская»; мрш. Т136, Э72, Т215; авт. 46, 26, 134; трл. 15 •

— Этим двум иконам молятся все обиженные, угнетенные, страждущие, страдающие припадками, раслабление рук, болезнию горла, туберкулезом.

• Божией Матери Милующей (XIX в) из церкви Милующей Божьей Матери Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

СПб, Kамская ул., 24.

Транспорт: ст. метро «Приморская»; мрш. Т62; авт. 41, 128

Молятся о прощении грехов, в том числе и смертных, при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.

• Божьей Матери «Скоропослушница» (XIX в) из Николо-Барградской церкви

Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры

СПб, пл. Александра Невскoгo, 1; ст. метро «Площадь Александра Невского»

Молятся при многих недугах — слепоте, хромоте, расслаблении, находящиеся в плену, попавшие во власть стихии 

• Божией Матери «Троеручица» (XVIII в) из Симеоновской церкви

Николо-Богоявленский собор, СПб, Никольская пл., 1/3.

Транспорт: ст. метро «Садовая»; мрш. Т1, Т7, Т124; авт. 50; трм. 14, 54

Молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре и при всяких нуждах и болезнях

• Божией Матери «Знамение» (Царскосельская) (1740 г) из Знаменской церкви Царского Села

Иоанно-Богословская церковь Духовных школ, СПб, Обводный канал, 17; ст. метро «Площадь Александра Невского»

Молятся об исцелении от слепоты, холеры и при всяких нуждах и болезнях

•Николая Чудотворца (с частицей мощей) (середина XVII века)

Николо-Богоявленский собор, СПб, Никольская пл., 1/3.

Транспорт: ст. метро «Садовая»; мрш. Т1, Т7, Т124; авт. 50; трм. 14, 54

Николая Чудотворца (Колпинская) (1713 г) из Никольской церкви в Колпино

Троицкая церковь «Кулич и Пасха», СПб, пр. 0буxoвcкой обороны, 235.

Транспорт: ст. метро «Пролетарская»; мрш. Э97; авт. 268, 11, 53, 52, 440, 440а, 440г, 272, 272а, 97; трл. 16; трм. 24, 27, 39, 44

Этим двум иконам молятся об исцелении от разных недугов, о покровительстве семейного очага, за детей, о помощи в бедности и нужде, о помощи в разных бедах, о благополучии в пути, от бури и потопления на море, от грусти и уныния, чтобы пристроить в замужество дочерей, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, в плену у врагов.

•Великомученицы Параскевы Пятницы (XVIII в) из Никольской церкви с. Ильеши

Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, СПб, пл. Александра Невскoгo, 1.

Транспорт: ст. метро «Площадь Александра Невского»

Великомученицы Параскевы Пятницы (начало XVIII в) из Пятницкой церкви на Пороховых

Никольская церковь на Большеохтинском кладбище, СПб, пр. Металлистов, 5.

Транспорт: ст. метро «Ладожская»; трм. 10

Молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, в случаях дьявольского наваждения. Ей же молятся девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее.

• Божией Матери Смоленская (XVIII в) из Свято-Духовской церкви на Большой Охте

Никольская церковь на Большеохтинском кладбище, СПб, пр. Металлистов, 5.

Транспорт: ст. метро «Ладожская»; трм. 10

Молятся об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях.

• Великомученика и целителя Пантелеймона (XVIII в) из Пантелеймоновской церкви

Спасо-Преображенский собор, СПб, Преображенская пл., 1.

Транспорт: ст. метро «Чернышевская»; мрш. Т136, Э72, Т215; авт. 46, 26, 134; трл. 15

Молятся об исцелении души и тела 

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1476 г) из Иоанна-Богословского собора Череменецкого монастыря

Казанский собор, г. Луга, ул.Гагарина, 27

Молятся о покровительстве супружеству, о хранении чистоты и целомудрия, а также об исцелении от разных недугов.

• Божией Матери «Печерская» (1789 г) из церкви урочища Малая Печерка Лужского р-на

Казанский собор г. Луга, ул.Гагарина, 27

Молятся об исцелении души и тела.

•Божией Матери Феодоровская (Царскосельская) (1991 г)

Феодоровский Государев собор в Царском Селе, Пушкин, Академический пр., 34.

Транспорт: электричка с Витебского вокзала до ст. «Детское Село» 

Молятся при трудных родах

МОЩИ СВЯТЫХ

•Благоверного великого князя Александра Невского (1263 г.)

Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, наб. Реки Монастырки, 1.

Транспорт: ст. метро «Площадь Александра Невского»; мрш. Т185, Т289, Т55, Т110, Т117, Э120, Э160, Т82, Э8; авт. 8; трл. 14, 33; трм. 7, 39, 65

Св. кн. Александру молятся об избавлении Отечества от иноземного нашествия, о добром нраве властей и правителей, об успехе в ратном деле, о твердом стоянии в вере.

•Преподобного Александра Свирского (1553 г.)

Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, Aнapeeвщинская волость, пос. Свирское.

Транспорт: Поезд или автобус из Петербурга в сторону Мурманска до г. Лодейное Поле и далее до д. Старая Слобода на рейсовом автобусе.

Прп. Александру молятся в желании принять монашество, о наставлении в иноческом делании, об утешении сердец родителей, которые чрезмерно скорбят об избрании чадом иноческого пути, о помощи в учении, а также о помощи в недуге расслабления

•Преподобного Антония Дымского (1224 г.)

Под спудом в бывшем Антониево-Дымском мужском монастыре Тихвинского р-на

•Преподобного Арсения Коневского (1447 г.)

Рождественский собор Коневского Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря, Ленингравдская обл., Приозеpcкий р-н, пoс. Bладимировка, о. Кoневец

Молятся о всяких нуждах

•Священомученика Иоанна (Кочурова), пресвитера Царскосельского (1917 г.)

Под спудом в левом приделе разрушенного Екатерининского собора Царского Села (г. Пушкин) на бывшей Соборной пл.

Молятся о всяких нуждах

•Праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.)

Под спудом в церкви святого пророка Илии и святой мученицы Феодоры Иоанновского ставропигиального женского монастыря, СПбг, наб. р. Карповки, 45.

Транспорт: ст. метро «Петроградская»; мрш. Т234; авт. 25.

Молятся об исцелении недугов и помощи в различных житейских нуждах, о трезвости и духовном просвещении

•Преподобного Киприана Стороженского (после 1598 г.)

Под спудом в Никольской церкви Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, с. Сторожно

Молятся о всяких нуждах

•Преподобного Корнилия Паданского (XVI в.)

Под спудом во Введенской церкви Ленинградская обл, Подпорожский р-н, пос. Падано

Молятся о всяких нуждах

•Блаженной Ксении Петербургской (около 1803 г.)

Под спудом в часовне блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, СПб, Kамская ул., 24.

Транспорт: ст. метро «Приморская»; мрш. Т62; авт. 41, 128

Молятся об устроении житейских дел и избавлении от различных бед, считается «женской» помощницей

•Преподобного Макария Римлянина (Новгородского) (XVI-XVII в.)

Под спудом на месте разрушенной Успенской церкви Макарьевской мужской пустыни Тосненского р-на

Молятся о всяких нуждах

•Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603 г.)

Под спудом в церкви святого Иоанна Богослова Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, ЛО., Boлxoвcкий р-н, Усадищенская вол., ст. Зеленец

Молятся о всяких нуждах

•Преподобного Серафима Вырицкого (1949 г.)

Под спудом у алтаря Казанской церкви пос. Вырица, ЛО., Гатчинский р-он, пос.Вырица, пр. Кирова, 49

Молятся о всяких нуждах

• Преподобных Сергий и Варвары, родителей преподобного Александра Свирского (XVI в.)

Под спудом в бывшей Преображенской (нижней) церкви Введено-Оятского женского монастыря, ЛО., Лодейнопольский р-н, ж/ст. Oять

Молятся в желании принять монашество, о наставлении в иноческом делании, об утешении сердец родителей, которые чрезмерно скорбят об избрании чадом иноческого пути, о помощи в учении, а также о помощи в недуге расслабления

•Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев

Под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря остров Валаам

Преподобным Сергию и Герману Валаамским молятся в желании вступить на путь монашества, о помощи в иноческом делании

•Преподобномученика Трифона Городецкого (1593 г.)

Под спудом в часовне преподобномученика Трифона при Успенской церкви, ЛО, Лужский р-он, с. Городец

Мученику Трифону молятся об избавлении от одержимости, о сохранении посевов и прочих результатов работы

Источники: spbreligion.ru, «Википедия»,Санкт-Петербургская митрополия, православные форумы

Источник: http://mr7.ru/articles/46622

Молебен о рождении детей

Текущее расписание молебнов

В течение многих лет, в каждое первое воскресенье месяца в 15 часов от нескольких десятков до нескольких сотен верующих собираются на молебны.

Скачать Приглашение на молебен
Здесь перед иконами святых мучеников Младенцев Вифлеемских и преподобного Давида Гареджийского молятся о дарования покаяния совершившим грех аборта и причастным к нему, о том,  чтобы все зачатые дети увидели свет, о том, чтобы бесплодные супруги обрели радость материнства и отцовства, а беременные благополучно доносили ребенка.

Скачать чин молебна Участие в соборной молитве и беседы после молебна, проводимые в помещении Центра «Жизнь», помогают женщинам в наше сложное время глубже осознать всю тяжесть греха детоубийства, искренне покаяться в нем и оградить от него близких.

Младенцы Вифлеемские вновь и вновь утешают страждущих, помогают спасти и сохранить дитя, избавляют от многих бед и болезней. Четырнадцать тысяч святых младенцев – мучеников убитых в Вифлееме, стали первыми страдальцами за Христа.

Они еще не осознали, за что страдают, а их уже убили за Него. Слышен Вифлеемский плач и поныне. И грехи наших соотечественников превзошел грех Иродов, ибо каждый из троих детей убивается во чреве матери. Из каждых семи женщин – шесть делают аборты.

Часто, даже не осознавая того, что уподобляясь Ироду, пытаются убить Христа в своей собственной душе!

Краткое житие свв. мчч. Младенцев Вифлеемских

Преподобный Давид Гареджийский – один из основателей грузинского монашества живший в VI веке. Пришел в Грузию вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе так называемых тринадцати сирийских отцов. Поселился в пещере близ нового города Тбилиси.

Как это часто бывает, преподобный был оклеветан – его обвинили в прелюбодеянии. При стечении множества народа святой Давид, коснувшись посохом той беременной женщины, спросил ребенка: «Чадо, скажи, кто твой отец». Все услышали имя одного огнепоклонника. На том месте затем была построена церковь Кашвети, в память об этом чуде.

С давних пор преподобный особо почитается  женщинами как усердный молитвенник о их чистоте и чадородии. Ему дана особая благодать – помогать в бесплодии, в женских проблемах и беременностях, поэтому Центр просил иконописцев написать для наших молебнов эту икону.

Наша икона Давида Гареджийского украшена пожертвованиями молившимися перед ней прежде бесплодными супругами после рождения детей..

Краткое житие прп. Давида Гареджийского

Читайте также:  Молитвы за верных друзей: здоровье, примирение, приобретение - православные иконы и молитвы

Соборная молитва свв.мчч. Младенцам Вифлеемским проводится  в нескольких храмах нашего города:

— Храм Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) каждое первое воскресенье месяца в 15 часов

— Храм святых мучеников Младенцев Вифлеемских каждое воскресенье после литургии по адресу:  Парголово, Торфяное, ул. Карьерная, участок №2 — Храм Святой Троицы («Кулич и Пасха») каждое первое воскресенье месяца после Литургии по адресу: Санкт-Петербург, пр.

Обуховской обороны, дом 235 — Храм прп. Серафима Вырицкого в Купчино каждое первое воскресенье месяца в 17 часов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Димитрова, дом 9 — Храм св. первоверх. ап.

Петра в Веселом Поселке вторая суббота месяца в 13 часов по адресу: Санкт-Петербург, Искровский пр., дом 11

— Храм свт. Николая Мир Ликийских  Чудотворца в пос. им. Свердлова, по адресу: Ленинградская  область, Всеволожский р-н, пос. им. Свердлова

— Собор Архангела Михаила города Ломоносова каждую среду в 10:30 (информация из соц. сети ВКонтакте)

Уже многие годы сложилась традиция после молебна собираться в помещении Центра,

за чашечкой чая желающие смогут обсудить волнующие их вопросы, побеседовать с духовником и психологом Центра, приобрести наши материалы и бесплатные листовки.

Источник: http://www.lifecenter.spb.ru/moleben-o-rozhdenii-detey

Чудотворные и чтимые иконы Санкт-Петербурга

Почитание священных изображений – неотъемлемая традиция Православной церкви. Утвержденный в 787 году на VII Вселенском соборе догмат иконопочитания четко определяет границы этого духовного явления. Икона рассматривается в православном богословии как свидетельство Боговоплощения, как Благая Весть, молитва, выраженная в зримых образах.

Древняя Русь, принявшая иконописную традицию от Византии, особенно почтительно относилась к иконам, как Образу Божию. Духовный рост России, становление национального менталитета неразрывно связано с почитанием прославленных святынь.

Владимирская, Смоленская, Донская, Казанская, Феодоровская, Тихвинская, Державная и многие другие чудотворные иконы Божией Матери составляют подлинную сокровищницу русской духовной культуры.

По значимости почитания иконы делятся на чудотворные и чтимые.

Чудотворные иконы – священные изображения, при посредничестве которых была явлена милость Божия: избавление от нашествия неприятеля, спасение от эпидемий и стихийных бедствий, исцеления от болезней и духовное преображение людей. Чтимые иконы – это иконы, которым верующие оказывают особое внимание.

Одной из главных святынь Санкт-Петербурга является чудотворный список (копия) с Казанской иконы Божией Матери.

В 1579 году к правящему архиерею города Казани обратилась девочка Матрона, которая рассказала, что во сне ей было указано местонахождение чудотворной иконы.

И действительно, на пепелище была обретена небольшая богородичная икона, которой вскоре было суждено стать одной из национальных святынь.

Списки с иконы распространились далеко за пределами Казани: в Москве, Петербурге, Ярославле, Вязниках, Тобольске, Тамбове и других городах России. Икона стала своеобразным символом заступничества Божией Матери за русское воинство.

Перед ней молились в 1613 году, когда список с Казанской иконы возил с собою князь Дмитрий Пожарский, она была с Петром I во время Полтавского сражения, а перед битвой при Бородино икону с молебном пронесли по всем войскам. Также сложилась традиция благословлять молодоженов именно Казанской иконой.

Подлинная Казанская икона хранилась в соборном храме Казанского Богородицкого монастыря до начала ХХ века. В 1904 году собор был ограблен, икона похищена и дальнейшая ее судьба неизвестна. (Впрочем, существует мнение, что подлинная икона по приказу царя Ивана Грозного, тайно, чтобы не смущать верующих, была перевезена в Москву, а в соборе Казанского монастыря оставлена точная копия.)

В Санкт-Петербурге список с иконы появился в царствование Петра I, а в 1737 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны для иконы была построена Церковь Рождества Богородицы.  В 1811 году чудотворный образ был помещен в Казанский собор, построенный по проекту архитектора Андрея Воронихина.

С 1932 года, после закрытия Казанского собора икона хранилась в Князь-Владимирском соборе. В 1944 году, по рассказам верующих ветеранов-блокадников, икону вывезли на фронт и пронесли по всем воинским частям, которые готовились к окончательному прорыву блокады. 21 июля 2002 года икона была возвращена на свое историческое место в главный иконостас Казанского собора.

Каждую среду в 18.00 перед иконой совершается молебен с чтением акафиста.

В храме Святой Троицы, который еще называют «Кулич и Пасха», находится чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).

В конце XIX века на рабочей окраине Петербурга, при Стекольном заводе была выстроена небольшая Тихвинская часовня. 5 августа 1888 года (по новому стилю) разразилась сильная гроза. Молния ударила в деревянную часовню, внутренние стены и иконы были опалены и только образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» не пострадал.

Кроме того, 12 мелких монеток, находившихся в кружке для пожертвований, непостижимым образом прикрепились к лицевой поверхности иконы. На следующий же день к иконе потянулся народ, стали совершать молебны, и вскоре произошло первое чудесное исцеление от эпилепсии 14-летнего подростка Николая Грачева.

Впоследствии чудотворный образ стал одной из самых почитаемых городских святынь. По иконографии эта икона представляет петербургский извод (вариант) московской скорбященской иконы. Отличие в том, что на московской иконе Богородица представлена в царских ризах, а на петербургской – в обыденных одеждах.

Перед Божией Матерью на обеих иконах предстоят ангелы и страждущие, скорбящие люди.

В Николо-Богоявленском Морском соборе находится чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, которого церковное предание считает покровителем мореплавателей и всех путешествующих. Здесь же находятся чтимые иконы Божией Матери «Троеручица», «Тихвинская», «Казанская» и «Неопалимая Купина».

В домовой церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Санкт-Петербургских духовных школах находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» (Царскосельской).

В Спасо-Преображенском соборе помещены три чтимых иконы: «Спас Нерукотворный», «Всех скорбящих Радость», великомученика и целителя Пантелеимона (с частицей мощей).

В Иоанновском монастыре на Карповке каждую пятницу в 19.30 читают акафист перед чтимой обновившейся иконой Покрова Божией Матери. Пожертвованная монастырю, потемневшая от времени икона обновилась (посветлела) после Пасхи 1992 года.

В Смоленской церкви на Смоленском кладбище находятся чтимые иконы Божией Матери «Смоленская», «Милующая» и образ евангелиста Иоанна Богослова.

Новодевичий монастырь также имеет свои чтимые иконы: «Державная», «Казанская», «Афонская», «Тихвинская», «Отрада и Утешение», «Знамение».

Чтимые иконы существуют во многих городских храмах, но и за пределами города, в области, на территории Санкт-Петербургской епархии есть немало святынь. В первую очередь, это одна из самых прославленных общероссийских икон – Тихвинская икона Божией Матери. Она находится в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре.

Чудотворная икона была явлена в 1383 году рыбакам на Ладожском озере. Она перемещалась в столбе света над водной поверхностью и вскоре скрылась из вида. Обретена она была недалеко от небольшого городка Тихвина, где для образа была возведена вначале деревянная часовня, а после того как икона прославилась многочисленными чудотворениями, на этом месте был основан Тихвинский монастырь.

В 1613 году монастырь был осажден шведами. После молебнов перед иконой хорошо обученное и многочисленное шведское войско потерпело поражение от небольшой группы защитников монастыря. Мир со шведами был заключен в 1617 году, и ручательством с российской стороны была присяга перед чудотворным образом.

В годы Великой Отечественной войны икона была тайно вывезена из оккупированного немцами Тихвина в США настоятелем монастырского храма. До недавнего времени икона находилась в Чикаго. Когда было принято решение о возрождении Тихвинской обители, святыню вернули в Россию. Это произошло в июле 2004 года. Тихвинская икона считается покровительницей северных областей России.

На Ладожском озере, на острове Коневец расположен Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Там находится чтимый список с Коневской чудотворной иконы Божией Матери (сама чудотворная икона находится в Финляндии).

Чтимый список с Валаамской иконы Божией Матери находится на Святом острове – Валааме, где расположен один из древнейших русских монастырей: Спасо-Преображенский мужской монастырь.

В Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре хранится чтимая явленная икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Текст подготовил Сергей Алексеев
 

Источник: http://religion.spb.agisinfo.ru/readhall/79

Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге пропитан духом истории. Посетив эту святыню, можно получить умиротворение, испросить Божественной помощи и благословения, созерцая знаменитые православные иконы.

В монастыре находится много святых мощей. Примечательно кладбище монастыря — многие уцелевшие памятники представляют собой шедевры, способные удовлетворить эстетические потребности человека. Не оставит равнодушным и архитектура корпусов и внутрицерковное убранство.

История монастыря

Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга — первая обитель, появившаяся в городе. Сегодня она находится рядом с Московскими воротами Санкт-Петербурга, но так было не всегда.

К строительству девичьего монастыря приступили в 1748 году согласно указу императрицы Елизаветы Петровны в месте расположения Смольного двора. Стройку заморозили из-за начавшейся Семилетней войны, и лишь в 1764 году у монастыря появились настоятельница с 5 монахинями. Монастырь упразднили в 1822 году.

Возобновил деятельность женского монастыря Николай I, вняв просьбе своей дочери — великой княгини Ольги — в 1845 году. Новое расположение на Васильевском острове стало неудобным, так как службы проводились в Благовещенской церкви, стоящей по соседству. Для монастыря выделили участок под строительство у Московской заставы.

Первый камень в 1849 году заложил лично государь Николай Павлович. Возводился монастырь на казенные деньги и средства состоятельных жертвователей. Уже в 1854 г. монахини заселились в Новодевичий монастырь. Монастырское кладбище основали еще до начала строительства обители — в 1845 году — в восточной части комплекса.

В обители до революции процветало большое хозяйство. Имелись собственные конюшня, свинарник, птичник, коровник, пасека, квасоварня. Славились мастерские монастыря: ковровая, золотошвейная, иконописная.

Большая часть вырученного капитала тратилась на содержание находящихся здесь же больницы, богадельного дома, приюта для детей, поддерживалась благотворительная деятельность. После революции Воскресенский Новодевичий монастырь официально упразднили, но деятельность продолжалась полулегально вплоть до 1930-х годов.

Начиная с этого периода, последовали массовые аресты священнослужителей, была взорвана Свято-Исидоровская колокольня, лишен куполов Воскресенский собор, стерты с лица земли 2 кладбищенские церкви, уничтожены часовни.

Одну из красивейших церквей — Казанскую, возведенную в византийском стиле незадолго до свержения царской власти, в 1950-х годах решили взорвать. Но технические трудности не позволили привести план в исполнение.

В годы советской власти на территории монастырского комплекса работал универмаг, затем после перестройки зданий обосновался НИИ электромашиностроения. Возрождаться монастырь начал с 1996 года. Советская эпоха оставила после себя разруху, все требовало основательного ремонта.

Первое чудо свершилось в день чествования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Потемневший образ Казанской иконы Божией Матери хотели реставрировать, но чудесным образом он обновился сам, сделавшись ярче и красочней в день празднования. Произошло это 6 ноября 1996 г.

На сегодня отремонтированы Казанский, Афонский храмы, церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы, реставрируется Воскресенский Собор. Построена новая часовня в честь святой равноапостольной Нины и преподобного Сергия Радонежского.

Функционируют приют для детей, богадельня, церковная школа, лавка, центр диагностики онкологии у женщин на благотворительной основе, дом паломника, трапезная, швейные мастерские.

Новодевичье кладбище

Неизгладимое впечатление производят уцелевшие памятники Новодевичьего кладбища XIX-начала XX веков. Здесь встречаются захоронения состоятельных и знаменитых особ Санкт-Петербурга: государственных деятелей, знатных представителей дворянства и именитого купечества, поэтов, общественных активистов.

Надгробные сооружения из редкого мрамора и гранита выполняли лучшие скульпторы, архитекторы и художники: Васнецов В.М., Рерих Н.К., Клодт П.К. Большинство из них представляют настоящие произведения искусства.

В те долгие годы, когда религия была под запретом и все храмы закрыты, верующие собирались помолиться на кладбище перед бронзовой скульптурой Христа на могиле Вершининой А.А. (из генеральского рода). Она была бездетной и, переживая, что ее могилу не будут посещать, перед смертью попросила мужа соорудить такой памятник.

Тот выполнил ее просьбу, и по сей день могила женщины не остается без внимания, притягивая к себе паломников и прихожан. Похоронена на кладбище блаженная старица Дарьюшка, завещавшая перед смертью подвижницам читать над ее бренными останками «Богородице Дево, радуйся!».

Всего, начиная с 1849 и по 1934 год, на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга упокоилось около 26 тысяч человек.

Что можно с собой взять из монастыря?

На территории Новодевичьего монастыря расположена церковная лавка с огромным выбором православной литературы, церковной утвари, икон, сувениров. Также здесь можно приобрести чай, продукцию пчеловодства.

Читайте также:  Акафист иконе божией матери неупиваемая чаша

В текстильной лавке можно выбрать прядильно-ткацкие товары для дома, мирскую, погребальную, церковную одежду, авторские изделия с ручной вышивкой.

Также на территории имеется пекарня, где производится хлеб, пироги, печенье. В трапезной для паломников и прихожан можно попить монастырский квас, горячий чай, сбитню, попробовать выпечку.

Расписание и контакты

Утренние богослужения начинаются в 7:00, в субботу — в 9:00, по воскресеньям и праздникам — в 9:40. Исповедь совершается во время вечерних богослужений (в 17:00) и перед литургией. Вопросы по крещению, соборованию, венчанию, отпеванию можно уточнить в свечной лавке.

Проехать до Воскресенского Новодевичьего монастыря можно на метро до ст. Фрунзенская или ст. Московские ворота. При выходе со ст. Фрунзенская необходимо повернуть направо, а со ст. Московские ворота — налево, пройдя около 850 м вдоль Московского проспекта.

Адрес монастыря: Санкт-Петербург, Московский проспект, 100.

Источник: http://GidPoLetu.ru/chto-posmotret/novodevichij-monastyr-v-sankt-peterburge.html

Икону Божией Матери «Отрада и Утешение» передадут из Успенского Вышенского монастыря в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга

Образ Божией Матери «Отрада и Утешение» связан с афонским Ватопедским монастырем. На этом месте в 395 году был обретен чудесно спасшийся после морской бури сын императора Феодосия Великого Аркадий.

Царевич, спавший в тени куста, рассказал, что его спасло заступничество Богоматери, к Которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма установили икону Пресвятой Богородицы и назвали образ «Отрада».

Спустя годы к названию иконы добавилось еще одно слово – «Утешение», что было связано с чудесным спасением обители от разбойников.

В 807 году Матерь Божия явилась игумену монастыря и повелела, чтобы в тот день не открывали монастырских ворот, а взошли на стены и разогнали разбойников. Настоятель заметил, что на иконе лики Богоматери и Младенца ожили. Младенец произнес: «Нет, Мати моя, путь они будут наказаны».

Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, склонила лик от Него направо и повторила свои слова. Братия монастыря заметили, что лики Богоматери и Христа изменили свое положение на иконе. С того времени «Ватопедская» икона получила название «Отрада и Утешение».

Положение ликов и рук осталось в том виде, каким оно стало после чудесного знамения. На левой руке Богоматери, как на престоле, восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа – величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери.

Царица Небесная склонилась к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами.

Этот образ представляет Христа как грозного Судию, «сменяющего праведный гнев на милость» благодаря заступничеству Царицы Небесной, как поется в акафисте: «Радуйся, Своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая; Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая».

Икона, именуемая «Отрада и Утешение», являлась главной святыней Новодевичьего Воскресенского монастыря, основанного в 1849 г. в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Николая I.

Первой настоятельницей обители была назначена игумения Феофания (Готовцева), ученица Новоезерского старца Феофана (Соколова), которая пользовалась советами многих духовных лиц, в том числе Игнатия Брянчанинова, Георгия Затворника и др.

Из истории монастыря известно, что в 1850 году возрождаемую обитель посетил иеромонах Серафим (Веснин), автор «Писем Святогорца».

Через два года, благословляя настоятельницу и сестер на труды по возрождению обители, он прислал в обитель список с чудотворной афонской иконы «Отрада и Утешение».

В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона. Празднование в честь иконы и по сей день торжественно отмечается в обители 3 февраля (21 января по ст. ст.).

После революции Новодевичий монастырь был закрыт, разграблен и разрушен, монахини разогнаны. Судьба почитаемой иконы прослеживалась вплоть до 80-х годов прошлого века. По свидетельству игумении Пюхтицкого Успенского монастыря Варвары (Трофимовой), икона хранилась в частном доме в Тамбовской области и погибла в пожаре, который там случился.

Милостью Божией почитаемый образ сохранился. В 90-е годы он был пожертвован Успенскому Вышенскому монастырю жительницей города Тамбова Надеждой Леонидовной Аксеновой. Она неоднократно обращалась к антиквару по имени Сергей с просьбой помочь ей приобрести старинную икону, чтобы она стала семейной реликвией и передавалась из рода в род.

Прошло немало времени, прежде чем Сергей предложил ей икону, сказав: «У меня дома на стене висит икона с изображением Матери Божией. И каждый раз, когда я захожу в комнату, видя Ее строгий взгляд, мне становится не по себе.

Я готов за небольшое вознаграждение отдать ее Вам, потому что Вы женщина благочестивая, и икона попадет в хорошие руки».

Когда Надежда Леонидовна увидела икону, ее охватила несказанная радость, душа ликовала. Благодать, исходящая от иконы, согревала сердце. Захотелось поделиться этой радостью со своим духовником, и Надежда Леонидовна направилась к отцу Николаю Засыпкину (ныне – духовник Тамбовской митрополии).

Батюшка, выслушав ее рассказ и узнав, что на обороте иконы есть благословение афонских старцев, велел передать икону игумении Нонне, настоятельнице Вышенской обители. Для Надежды Леонидовны эти слова прозвучали как гром среди ясного неба.

Ее мечта иметь родовую икону рассыпалась на глазах, и внутри звучало только одно: «Нет, я с ней никогда не расстанусь!»

Немало времени прошло с тех пор, около года женщина не могла расстаться со своим духовным сокровищем. Но все же она решила исполнить благословение духовника и отправилась на Вышу, где и состоялась передача иконы.

Долгое время икона хранилась в келье у матушки Нонны, а после освящения Казанского собора была помещена в храме для всеобщего поклонения. Однако никто не задумывался о том, что эта икона может иметь свою историю и является главной святыней возрожденного в 1996 году Новодевичьего монастыря.

Когда старший клирик Вышенского монастыря игумен Пимен решил привести в порядок старый киот, достав икону, с обратной стороны он прочитал надпись: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоея Пречистыя Матери, да будет благословение Святой Афонской Горы и Старцев Руской Понтелеймоновой обители на месте идеже волею Августейшаго монарха Николая I-го по благоволению свыше воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего Пресвятаго Лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи излиется милость и спасение Твое в роды и роды на Царствующий Град и всю Россию. Празднуется сей иконе Генваря 21-го».

Прочитав надпись, игумен Пимен понял, что эта икона – главная святыня Новодевичьего Воскресенского монастыря Санкт-Петербурга, о чем поставил в известность настоятельницу Вышенского монастыря игумению Веру. Было принято решение обратиться за благословением к правящему епискому Скопинскому и Шацкому Владимиру, чтобы сообщить о найденной святыне настоятельнице Новодевичьего монастыря игумении Софии.

27 апреля 2014 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет отмечаться в 2015 году на общецерковном уровне, начнется крестный ход с вышенскими святынями – чудотворным образом Божией Матери Казанской Вышенской и мощами святителя Феофана – в Санкт-Петербург. Вместе с вышенскими святынями для торжественной передачи в Воскресенский Новодевичий монастырь в северную столицу будет доставлен образ Божией Матери «Отрада и Утешение».

В нашей жизни происходит много событий, и мы даже не замечаем, что во всем действует Промысел Божий. Минуло не один десяток лет с тех пор, как безбожное правительство приступило к уничтожению храмов, монастырей и величайших христианских святынь.

Но по милости Божией времена изменились, вновь возродились обители, и в них стали возвращаться чудотворные образы.

Вышенская обитель, освященная молитвами и подвигами Феофана Затворника, стала местом пребывания и сохранения великой святыни северной столицы.

Основание Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге связано с именем игумении Феофании, которая была ученицей старца Феофана Новоезерского. Мы верим, что именно по их молитвам обитель святителя Феофана до времени стала местом хранения благословенного образа.

По благословению митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина перед возвращением чтимого образа Божией Матери в Санкт-Петербург ему смогут поклониться верующие Рязанской митрополии: с 9 по 16 марта – в городе Рязани, с 16 по 23 марта – в городе Касимове, с 23 марта по 13 апреля – в городе Скопине.

Хочется надеяться, что возвращенная святыня укрепит сестер Новодевичьего монастыря в несении нелегкого иноческого креста, придаст силы для дальнейших трудов и молитв, а всем нам эта история послужит для утверждения веры и благочестия.

Икона Богородицы «Отрада и Утешение»

Светлана Магницкая

  • Акафист иконе Божией Матери «Отрада и Утешение»

Источник: http://svtheofan.ru/item/1662-ikonu-bozhiey-matepi-otpada-i-uteshenie-pepedadut-iz-uspenskogo-vyshenskogo-monastypya-v-voskpesenskiy-novodevichiy-monastypy-sankt-petepbupga.html

Воскресенский Новодевичий монастырь Епархиальный женский монастырь

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

В 1895 году к школьному зданию был пристроен двухэтажный деревянный дом, где отвели помещения для домовой церкви. Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы — в присутствии обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Церемония освящения состоялась 19 декабря 1895 года. Стены храма были окрашены в голубой цвет, иконостас был выполнен по проекту академика архитектуры М.Т.

Преображенского. Он представлял собой тонкую художественную резьбу по клену и своим видом напоминал слоновую кость. Легкая люстра богемского хрусталя украшала храм, изящная простота отделки интерьера располагала к молитвенному настроению.

Вот что сообщили по поводу освящения новоустроенного храма «Церковные ведомости» за 1896 год: В Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе в Санкт-Петербурге 19 минувшего декабря совершено преосвященным Антонием, архиепископом Финляндским, освящение вновь устроенного храма.

Попечительницей школы состоит Е.А.Победоносцева. На торжестве присутствовали г-жа попечительница, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, товарищ его В.К. Саблер, а так же городской голова В.А. Ратьков-Рожнов, другие почетные лица и все учащие и учащиеся.

Очень красив и изящен иконостас в новом храме – белый, из заграничного клена, своим видом напоминающего слоновую кость”.

В 1898 году деревянная церковь была разобрана, и на ее месте отстроена каменная пристройка, в которой церковь была восстановлена в размерах бывшей деревянной.

Новый каменный храм школы стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. В N 11 «Церковных ведомостей» за 1902 год дается его подробное описание: «20 декабря истекшего года для Свято-Владимирской церковной учительской школы было днем великого торжества: совершено освящение церкви при школе.

Вновь освященная школьная церковь – уже вторая со времени основания школы… Новоустроенная церковь помещается во втором этаже.

Церковь и сама по себе поместительна для школьной собственно братии; но непосредственно к ней примыкает ряд свободных помещений, в которых во время торжественных богослужений может поместиться значительное число и посторонних богомольцев. По своему внутреннему устройству церковь может поистине назваться достопримечательностью столицы.

Живопись, исполненная Сафоновым под непосредственным руководством А.А.Новоскольцева, великолепна. При входе в церковь главное внимание привлекает большая запрестольная картина, работы самого Новоскольцева. «Мироносицы у гроба Спасителя и Ангел, сидящий на камне».

По боковым стенам, в небольших углублениях, обрамленных орнаментированных медальонах помещены иконные изображения святых детей рисунка художника А.В.Серебрякова, по правой стороне, начиная от алтаря к западным вратам, изображены: св. мученик Иоанн, св. мученицы — Любовь, Надежда, Вера. По левой стороне: св. мученик Кирилл, св. мученица Евдокия, св. мученица Феодотия, св. мученица Феоктиста.

Потолок лазурного цвета плоско-сводчатый, украшенный простым рельефным орнаментом (двойные диагонали, разделяющие все поле потолка на ромбы), усеян изображениями поющих ангелов (головки). Ангелы также изображены над карнизами стен (поясные изображения),на восточной – алтарной стене(с рипидами) и на западной – по сторонам изображения Доброго Пастыря.

Общее настроение всей живописи идиллическое, отличавшее, как известно, древнехристианскую живопись: цветы, деревья, обрисовывающиеся на голубом небе, плещущиеся о берег волны моря, дорога, пробегающая средь желтеющей нивы, зеленый луг, стадо овец, отдыхающее на чудной равнине, горы, синеющие на горизонте – вот основные фоны стенных картин школьной церкви.

Читайте также:  Молитва апостолу андрею первозванному - православные иконы и молитвы

Иконостас, сделанный по рисунку профессора архитектуры М.Т.Преображенского П.С. Абросимовым, кленового дерева, тонкой ажурной работы, кленового дерева, тонкой ажурной работы, отличается чрезвычайным изяществом.

Над царскими вратами, опираясь на арки местных икон, возвышается центральная часть иконостаса в виде легкой сени, под которой образует над царскими вратами просвет; через него видна вся запрестольная картина. Вся утварь церковная, начиная с одежды на престоле с ангельскими изображениями (девятью головками), писанными известной художницей Е.М.

Бем, и, кончая ковром, который тянется облачального до горнего места, гармонирует с прочей красотой храма, составляя одно художественное целое.

В храме устроена прекрасная вентиляция новой системы инженером Тимоховичем.

Освящение престола и антиминса и стен церковных торжественно совершено высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским Антонием в сослужении отцов В.А.Акимова, Г.С.Петрова, В.В.Белогостицкого и К.В.Ивановского – законоучителя.

Изящный орнамент обрамляет четыре картины работы художника Блазнова, Шарворока и Васильева, по две на каждой стороне, а именно: направо от входа – «Явление ангелов пастухам в ночь Рождества Христа Спасителя (Лук.2,9), 2) «Христос благословляет детей» (Мф.19,14), на левой – «Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском»(Иоанн, 21,4), «Христос с учениками Лукой и Клеопой на пути в Еммаус» (Лук.24,13).

Храм закрыт в апреле 1918, когда в здание въехал комиссариат здравоохранения, и 17 января 1923 ликвидирован. Вскоре здание заняла больница, а в 1932–1933 его надстроили тремя этажами и переделали, но помещение бывшей церкви сохранилось. В 1992 на могиле Победоносцева поставлен деревянный крест.

Летом 2001 здание возвращено Новодевичьему монастырю, и в церкви начат ремонт. 20 декабря 2001, спустя сто лет после освящения, в помещении церкви состоялся первый молебен.

Летом 2015 года, в год 1000-летия со дня преставления небесного покровителя школы святого князя Владимира, артелью иконописцев под руководством Якова Прокофьева в школьном храме были созданы четыре композиции, посвященные житию Божией Матери: на южной стене – «Обручение Иосифу», «Благовещение», на северной — «Рождество Божией Матери», «Введение во храм». Росписи выполнены в каноне, за основу взяты древнерусские образцы. 

По воскресным и праздничным дням в храме совершаются Богослужения, в которых непосредственное участие принимаю учителя и учащиеся Свято-Владимирской школы. Дети читают уставные молитвы, поют на к>лиросе и прислуживают в алтаре. Двери Введенского храма открыты для всех и помолиться на детском Богослужении может каждый.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/voskresenskiy-novodevichiy-monastyr/

Православный Воскресенский Новодевичий женский монастырь

История

Предшественники обители
Первоначально женский Воскресенский монастырь предполагалось устроить на месте Смольного двора на Неве.

30 октября (10 ноября) 1748 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны был заложен Смольный девичий монастырь. Однако строительство обители затянулось по причине продолжавшейся Семилетней войны.

Только в 1764 году сюда были назначены настоятельница и пять монахинь. Своё существование монастырь прекратил в 1822 году, когда в нём не осталось ни одной монахини.

Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 года по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви.

Место на Васильевском острове не устраивало монахинь. В связи с этим для монастыря была выделен казённый лесной участок у Московских ворот. Здесь митрополит Никанор (Клементьевский) 3 [15] ноября 1849 года совершил закладку обители. Первый кирпич заложил император Николай I. За 4 года до этого здесь было основано и кладбище.

Первой игуменьей монастыря была Феофания (Готовцова).

Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н.Е. Ефимова, при участии К.И. Реймерса, Л.Л. Бонштедта и Н.А. Сычёва. Среди жертвователей были графиня А.А. Орлова-Чесменская и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей.
В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс.

После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др.

При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа.
К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц.

Четырежды в год (в годовщину основания монастыря, день Всех святых, празднование Казанской иконы Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы) вокруг обители устраивался крестный ход.

В январе 1883 года Новодевичьему монастырю были подарены 6,5 десятин леса в деревне Вохоново Царскосельского уезда для устройства скита. Он был учреждён в 1884 году, но уже в 1889 году Мариинский скит был обращён в общежительный заштатный монастырь.

Советский период
В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню.

Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка).

В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Современное состояние
С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён.

К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля.

В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда-либо ему принадлежавших.

Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви.

На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён.

Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём.

На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.
С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне.

В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Архитектура монастыря Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект.

В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом.

Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны).

В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В.А. Косяковым.

До ликвидации в монастыре действовали следующие храмы: собор Воскресения Христова, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери, церковь Трёх святителей, церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (кладбищенская), церковь пророка Илии (кладбищенская) и церковь преподобного Исидора Пелусиота.

Действующие храмы Новодевичьего монастыря

  • Храм Казанской иконы Божией Матери.
  • Храм Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
  • Храм Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому.
  • Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого.
  • Домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Часовня преподобного Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины.

Новодевичье кладбище Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, врач С.П. Боткин и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н.Е. Ефимов.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Социальное служение
Работа с наркозависимыми
При монастыре с 2003 года действует Группа самопомощи для зависимых. Работает по программе «12 шагов». В группу анонимных алкозависимых входят около 20 человек. Группу анонимных наркозависимых посещают 50 человек. Помощь оказывается еженедельно. Духовник — иерей Евгений Горянчик.

Святыни

  • чудотворная икона Божией Матери «Ахтырская»
  • Казанская икона Божией Матери
  • икона Божией Матери «Отрада и Утешение»
  • афонская икона Божией Матери XV века с частицами мощей
  • ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей правв. Иоакима и Анны
  • частица Честного Животворящего Креста Господня
  • ковчег с мощами сщмч. Илариона (Троицкого)
  • облачение сщмч. Илариона (Троицкого)
  • крест с частицами мощей ап. Павла, мц. Цицилии, прав. Анны и частицей колонны Бичевания
  • шуйца (левая рука) прп. Иоанна Дамаскина
  • ковчег с мощами блж. Матроны Московской
  • ковчег с мощами прп. Марии Гатчинской
  • ковчег с мощами равноап. вел. кн. Ольги
  • чудотворный скульптурный образ Спасителя (Новодевичье кладбище)

Как добраться
Проезд: от ст. метро «Московские ворота» идти налево, от ст. метро «Фрунзенская» — направо.

Адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект, 100
Тел.

: 8 (812) 252-37-59 (Дом паломника, с 09:00 до 17:00); 8 (901) 305-58-04 (группа самопомощи для зависимых)
E-mail: vnmpalomnik@gmail.com

Богослужения в Новодевичьем монастыре
С понедельника по субботу с 07:00 совершаются утренние богослужения. В субботу Литургия с 09:00, в праздничные и воскресные дни — с 09:40. Начало всенощного бдения в 17:00.

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/monastiri-hrami/sankt_peterburg/sankt_peterburg/voskresenskij_novodevichij_zhenskij_monastyr/10567-1-0-42299

Ссылка на основную публикацию