Корсунская икона божией матери

Корсунская икона Богородицы

Корсунская икона Божией Матери

Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

Корсунская икона Божией Матери

Корсунская икона Божией Матери

Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе.

В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы.

Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне.

Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.

По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону.

Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери.

Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года.

В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы.

Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др.

Празднование Окт. 9

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

Чтомая в Петроградском Исаакиевском кафедральном соборе

Корсунская икона Богородицы

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему.

Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша.

Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

Источник: https://www.pravmir.ru/korsunskaya-ikona-bogorodicy/

Матвей Славко. Чудотворная Богородичная икона из Корсуни / Православие.Ru

Икона Божей Матери Корсунской«Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», – так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше».

Икона Божей Матери Корсунской, одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.).

В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»).

Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870–1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже – в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время Наполеоновского нашествия).

Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого.

Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой.

Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

Икона Божей Матери Корсунской, список XVIII векаУкрасив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце.

Княжна забрала с собой из Полоцка Ефесскую Богородичную икону и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помещалась она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. Длина иконы составляла 1 аршин и 2 вершка, а ширина – 14 вершков (1 аршин равен 71, 12 см.,1 вершок равен 4, 445 см. – Прим.ред.).

Хотя живопись от времени потемнела, но цвета красок различались легко. Верхняя одежда Богоматери была написана красным, а нижняя – темно-синим цветом. У Младенца Христа одежда была темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение святителя Николая Чудотворца.

Еще один список иконы Корсунской Богоматери находился в Николаевском соборе пригорода Изборска под Псковом и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону от царских врат.

Евгений Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде она названа «пядничной», поскольку изображение ее по ширине было равно старинной русской мере – «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси.

«Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу.

Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов.

Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения».

Далее очеркист приводит историю 1657 года о «великом и преславном чуде Богоматери» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша».

Тогда некая посадская вдовица Евдокия, в доме которой и находилась пядничная икона Пресвятой Богородицы, принесла чудотворный образ в Изборск.

«Того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий)», молясь пред этой иконой, вдовица вместе с дочерью Фотинией «абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, – показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща».

Эти «слезные потоки от обою очию» видели потом прихожане в соборной церкви Святителя Николая Мирликийского, где была поставлена икона.

Тогда же молитвами Богородицы «град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых», а образ был перенесен на две недели во Псков.

Известно также о списке с Корсунской иконы, находившемся в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Этот образ был написан в начале царствования императора Николая I и принесен в дар собору Александрой Алексеевной Алексеевой. Предыстория этого дара такова.

Сановный вельможа Дмитрий Львович Нарышкин увидел образ во сне и в течение долгого времени пытался отыскать такую икону. 30 августа 1828 года ему довелось побывать в Александро-Невской лавре в келье митрополита Серафима, где он и увидел приснившийся ему образ Богородицы.

Это была Корсунская икона Богоматери, написанная в 1784 году. С нее и был сделан петербургский список иконы. Список этот хранился у графини Эртцен, потом у ее воспитанницы графини Алексеевой. Именно тогда икона стала причиной изобильного притечения в дом графини множества молитвенников.

Примечательно, что к судьбе и этой святыни оказался причастным святой праведный Иоанн Кронштадтский (широко известно его участие в судьбе Богородичной иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», которая теперь хранится на Черниговщине).

Посетив однажды дом Алексеевой, святой был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни.

Торопец. У истока реки Торопа из озера Соломено    

18 февраля 1894 года святыня была торжественно перенесена в Исаакиевский собор.

В этот день от нее произошло чудесное исцеление жены певчего Исаакиевского собора Анны Ераксиной, в детстве травмированной ударом лошадиного копыта в правое плечо и уже в замужестве перенесшей в этой связи операцию.

«Когда привезли Корсунскую икону в собор, Анна встретила ее вместе с прочими верующими и склонилась перед ней с горячей мольбой о своем исцелении. Каково же было ее удивление, когда, придя из собора домой, она в состоянии была поднять руку на лоб, на плечо и перекреститься на святые иконы.

На другой день болящая отправилась к врачам для обычной перевязки раны. Когда бинт был снят, врачи удивились столь быстрому заживлению раны и отослали Анну домой, сказав при этом, что ей незачем больше обращаться к их помощи. Свое исцеление Анна отнесла исключительно предстательству Небесной Владычицы».

Называют и иные списки Корсунской Чудотворной – в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Нижегородском Благовещенском монастыре (принесен в монастырь святителем Алексием, митрополитом Московским). Список, пребывавший в Благовещенской обители, сохранил ее при трех опустошительных пожарах в Нижнем Новгороде (в 1715, 1722 и 1767 годах).

Отметим и списки Корсунской иконы, находившиеся в Малороссии. Два из них связаны с Черниговской губернией. Один список пребывал в Благовещенском монастыре городка Нежин.

Написан он был Киевским митрополитом Михаилом (Зборовским) в первой половине XVIII века, когда святитель был еще псковским епископом.

И кто знает, не благословение ли именно этого святого образа сопровождало в жизни юного нежинского гимназиста, будущего великого писателя Николая Гоголя…

Там же, в Черниговской губернии, недалеко от города Стародуб, в селе Печеники находился еще один, весьма древний список чудотворной иконы Корсунской Богоматери.

Упоминали исследователи (тот же Е. Поселянин) и о Корсунском образе в селе Горбаневка под Полтавой.

Торопец    

Широко известен и Корсунский образ из Покровской церкви села Шпилевка (по-украински Шпыливка) Сумского уезда, именуемый также «Прозренная». От этой иконы произошло исцеление слепорожденной девочки, дочери человека, в чьем доме находилась икона.

После этого образ был передан для общенародного поклонения в Шпилевский Покровский храм. Ежегодно 9 октября икону торжественно переносили в Преображенский собор города Сумы, где она находилась всю зиму.

В восьмом кондаке акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунская Прозренная» (Шпилевская), поется: «Егда услыша свободитель царь Александр, како прославися в земле Слободской образ Богоматери Корсунския, тогда повеле из града Петрова: Да творят вси людие перенесение ежелетно Честнаго Образа из церкви Шпилевской в Соборный храм града Сумы до третиего дне восстания Сына Божия, от Девы плотию Возсиявшаго, и да поют Ему, яко Победителю Смерти, песнь сугубую о Тебе, Богородице: Аллилуиа».

Именно этот список Корсунской иконы, датированный концом XVIII века и входивший в число 50-ти икон Украины, канонизованных и признанных чудотворными, в марте 2009 года был похищен из кафедрального собора города Сумы. До похищения осенью ежегодно проходил крестный ход с этой иконой по центру города.  

На месте уничтоженного храма Богоявления в бывшем селе Пилатики    

Вспоминают и икону, находившуюся в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии. Этот образ прославился чудотворениями с 1642 года.

В 1771 году в городе Романове (сейчас Тутаев) разразилась эпидемия чумы, которую удалось остановить лишь крестным ходом с принесенной из Пилатиков Корсунской иконой.

А в Угличе существует даже церковь в честь Корсунской иконы Богородицы (построена в 1730 году), в которой и находился благодатный образ.

В Усмани Тамбовской губернии, в городском Богоявленском Усманском соборе, Корсунская икона Богоматери прославилась своими чудесами с 1854 года, когда у одной женщины, прежде рождавшей мертвых детей, стали рождаться младенцы живые.

О Корсунском образе было известно и на далеких Соловках в Белом море. Там до безбожных времен почитали икону Корсунскую Сосновскую, обретенную на сосне, у морской Сосновой губы, в 15 верстах от обители. Потом эта икона находилась в Преображенском соборе Соловецкого монастыря.

Известны были образы Корсунской иконы Божией Матери также в Симбирской, Витебской губерниях, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии, а также в селе Глинкове Владимирской епархии и в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов – Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева.

Кондак одиннадцатый акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской), гласит: «Огнь Божества прияла еси Дева, пребыв нетленна. Ныне же тернии души моея попали, Пречистая, огнем Благодати Твоея. Да стану и аз, якоже Моисей, в Земле Святей ногама моима, вопия чистым сердцем песнь Богу: Аллилуиа».

Молитва пред Корсунской иконой Божией Матери

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое!

Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя.

Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли.

Читайте также:  Молитва богородице «царица моя преблагая»

Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим.

Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/74500.html

Корсунская икона Божией Матери – о чем молятся?

Святая Корсунская икона Божьей Матери считается чудотворной и перед этим образом молится огромное количество людей, прося о помощи в сложных ситуациях. Есть еще одно название – Эффеская икона, а связано это с тем, что этот лик хранится в Эфесе.

Многих интересует, в чем помогает Корсунская икона Божией Матери, и как она выглядит. Согласно приданию этот образ был написан Апостолом Лукой, и сама Богородица оценила его великолепие. Уже не одно столетие образ помогает верующим бороться с разными проблемами.

Икону можно приобрести в церковной лавке или же вышить своими руками, а затем, освятить в храме.

О чем молятся перед Корсунской иконой Божьей Матери?

Смотря на этот образ нельзя не заметить, с какой любовью склонилась Богородица над Иисусом и с какой благодатью она смотрит на всех людей, которые обращаются к образу за помощью. Икона как бы символизирует силу любви Божьей Матери к собственному сыну и всем людям.

Посмотрим, что изображено на этом образе, так Богородица представлена в красных и темно-синих одеждах, а на Иисусе надеты одежды темно-зеленого цвета. На обратной стороне святыни представлен Николай Чудотворец.

Стоит отметить важную отличительную черту иконы – плечное представление Матери и Младенца. Основной акцент автор сделал на жестах и взгляде Богородицы, что олицетворяет ее любовь.

Стоит отметить, что большой силой для верующих обладает не только оригинал иконы, но и ее списки.

Говоря о значении Корсунской иконы Божьей Матери, стоит заметить, что многие верующие утверждают, что смотря на нее можно забыть про всех существующих проблемах и делах. Богородица помогает всем людям, которые обращаются к ней с искренними молитвами.

Избавляет она от физиологических и душевных заболеваний. Искренняя молитва перед Корсунской иконой Божьей Матери помогает избавиться от скорби, печали и различных проблем. Богородица дает надежду увидеть выход даже в сложных ситуациях.

Просить помощи у иконы можно и при наличии материальных проблем. Фермеры читают молитвы, прося у Божьей Матери улучшить погодные условия, чтобы собрать хороший урожай.

Подводя итог, можно сказать о том, что основное назначение Корсунской иконы Божьей Матери – оказание помощи нуждающимся людям в сложных ситуациях. Помните, что главное, молиться с открытым сердцем и с добрыми помыслами.

Молитва Корсунской иконе Богородице

«О Пресвятая Дево, Владычице Богородице, единороднаго Бога Слова, всякия вйдимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека паче естества и слова, рождшая; Вместилище Божественное, всякия святыни и благодати Приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари; Славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков Венче, чудное и всехвальное мучеников Мужество и страдальцев Венчание, присносущных и нетленных воздаяний Ходатаице непреложная, преподобных Честь и Славо, незаблуднаго пути Учительнице, Источниче света, милости неистощимая Реко, всяких чудес и дарований духовных Море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам смиренным и недостойным рабом Твоим. Призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разорй, и всяко Столп крепости, Оружие во бранех, Воевода и Поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших, покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующым цельбу, в мори плавающым тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скорбящыя утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временный сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Православный же народ, на Твое предстательство уповающый и Тебе яко Ходатаицу и Помощницу на обстоящыя враги призывающый, невидимо укрепи: отимй болезни душ и сердец наших, Державу нашу мирну и непоколебиму сохрани, и от бед избави, Владычице, молитвами Твоими. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасный смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию единороднаго Сына Твоего, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Источник: https://womanadvice.ru/korsunskaya-ikona-bozhiey-materi-o-chem-molyatsya

икона Божией Матери «КОРСУНСКАЯ»

икона БогоМатери «КОРСУНСКАЯ» 

22 октября (9 октября по старому стилю)
 

_________________________________________________

Описание Корсунской иконы Богородицы:
Считается одной из икон Божьей Матери, написанных святым евангелистом Лукой. Существуют два различных предания о появлении Корсунской иконы Пресвятой Богородицы на Руси.

По одному – икону привёз в Киев из Корсуни святой равноапостольный князь Владимир.

Другое предание гласит, что в Россию она была принесена в конце XII века полоцкой княжной Предиславой, в иночестве Евфросинею, которая получила её в подарок от греческого императора.

Образ Корсунской иконы Божией Матери схож с КАСПЕРОВСКОЙ иконой Богородицы. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы. Возможно, Касперовская икона Пресвятой Богородицы – это поздний список с Корсунской. Существуют множество списков Корсунской иконы в зеркальном изображении.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»,чтомая в Петроградском Исаакиевском кафедральном соборе
О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.ВеличаниеВеличаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте: 

Земная жизнь Богородицы – Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы – О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице – Основные молитвы.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи – Сборник небольших притч (историй)

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики. 

Суеверия – Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ – Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня

Источник: http://www.deva-maria.ru/index.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D273:icona-bogomateri-korsunskaya%26catid%3D33:ikona-bogomateri%26Itemid%3D3

Чудотворная Корсунская икона Божией Матери

Ещё одна из чудотворных икон, которая почитаема народом уже на протяжении многих веков – Корсунская икона Божией Матери. Эту икону, также, называют Ефесская, поскольку образ изначально находился в Ефесе.

В 988 году с этой иконы был сделан список, который был перенесен в Корсунь князем Владимиром. За иконой закрепилось, в связи с этим, название Корсунская. На иконе изображена Пресвятая Богородица, с любовью склонившаяся над младенцем Иисусом и нежно прижавшаяся к нему щекой.

Оба они с любовью смотрят на каждого, наполняя их души благодатью.

Хронология иконы Корсунской Богородицы

В 1162 году образ Ефесской Богородицы перевезла в Россию из Греции Ефросинья Полоцкая. Затем, в 1239 году, выдавая замуж за Ярослава Невского свою племянницу, Ефросинья благословила её этою иконою и передала в дар городу Торопцу.

До 1921 года икона Божьей Матери Корсунская находилась в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе, построенном в честь святой иконы. В связи с этим, историки называют четыре названия этой иконы: Эфесская, Корсунская, Полоцкая и Торопецкая.

В 1917 году, когда храмы подвергались уничтожению, духовники собора передали икону в музей при церкви. Но работники музея, опасаясь за судьбу иконы, передали её в Русский музей г. Санкт-Петербурга.

Как ни старалось духовенство вернуть Корсунскую икону Божьей Матери, государство посчитало, что икона является национальным достоянием и не может быть возвращена. Икона до теперешнего часа остаётся в фонде Санкт-Петербургского Русского Музея.

О чем молятся перед  иконой Божией Матери Корсунской

Почти семь веков Корсунская икона Божией Матери помогала верующим справляться со своими недугами, бедами и горем. Чудотворения, которые произошли за этот период с её помощью, не перечесть.

У Корсунской  Божией Матери просят об избавлении от печали и скорби, нищеты, об исцелении болезней душевных и телесных, а также, просят помощи в житейских нуждах и семейных делах.

Жители деревень молятся перед иконой Корсунской Божьей Матери об улучшении погодных условий – от засухи или затяжных дождей. Днём празднования иконы установлен день 9 октября.

Где купить Корсунскую икону Божьей Матери

Многие христиане, стараются иметь в доме не только иконы святых, имена которых они носят, но и те, которые прославились особыми чудесами. Купить Корсунскую икону Божией Матери в свой дом как оберег от бед, стараются многие верующие.

В церковной лавке можно купить иконы, изготовленные в самых разных художественных стилях и вариациях. Кроме того, одним из направлений воссоздания икон стала вышивка бисером. Иконы, вышитые бисером, пользуются огромной популярностью.

Примечательно то, что большинство этих работ, сделаны руками молодых мастериц.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Текст православной молитвы перед Корсунской иконой Божией Матери

О, Всемилостивая Госпоже, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града нашего всемощная Заступнице. С верою и любовию припадаем и поклоняемся Тебе пред Святою и пречистою Твоею чудотворною иконою, Ею же дивные и преславные чудеса содеваеши.

О, Всемилостивая наша Заступнице и непостыдное наше упование, благодарим Тя о всех благодеяниих от Тебе, бывших на нас от древних времен и до ныне.

И ныне мы грешнии, воспоминающе, дивное знамение Твоего заступления града нашего Изборска, явленное, во дни ратнаго на сей град нашествия, смиренно молим Тя: яко же древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси и люди изборския от бед спасла еси и многие знамения и чудеса являла еси, так и ныне, Преблагословенная Владычице призри на нас немощных и грешных раб Своих. Сподоби Твоего Матернего заступления и благопопечения, о еже избавитися нам от всякого зла. Но, о, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадаем пред Честною иконою Твоею и умиленною душею и сокрушенным сердцем со слезами молим Тя: отврати от нас, Всемилостивая наша Помощнице и Заступнице, праведный гнев Божий на ны движимый и избави, нас, от глада, града, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани. Храм и град сей добре сохрани и верою живущих зде в мире соблюди. Буди нам Заступнице и Ходатаице пред Престолом Всевышнего, идеже предртоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Пресвятая Мати Дево! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Царице и Владычице! Под Твой Покров притекаем. Молитвами Твоими ниспосли Отечеству нашему мир, людем здравие и земли плодоносие, воздуху благорастворение. Избави нас от падений греховных, от навета злых человек, скорбей, бед и внезапный смерти. Вразуми нас, о Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития. Ты бо веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру зриши и упование видиши. Даруй же нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховной жизни и оставление прегрешений. Укрепи в нас Православную веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости и смирения, дух любви и терпения, в добрых делах преуспеяние. В Страшный же день суда Божия, Твоим молитвенным ходатайством и заступлением о, Пречистая Владычице, сподоби нас стать одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.

Читайте также:  Имена по святцам для мальчиков

Слушать на видео православную молитву перед Корсунской иконой Божией Матери

Источник: https://www.sudba.info/chudotvornaya-korsunskaya-ikona-bozhej-materi/

Корсунская икона Божией Матери, во граде Усмани явленная

22 октября совершается празднование в честь Корсунской иконы Божией Матери, один из чудотворных списков которой пребывает в Богоявленском храме Усмани. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, явленный в богоспасаемом граде Усмани, прославился благодатной помощью в благополучном рождении детей.

Каждую субботу до начала всенощного бдения перед святыней совершается акафистное пение с елеопомазанием от лампады у чудотворного образа.

Краткая информация об иконе впервые появилась в печати в 1861 г. Со ссылкой на местное предание, сообщалось, что икона была извлечена из «Соборной кладовой» после того, как Пресвятая Богородица явилась в видении некоей женщине и сообщила ей местонахождение образа. Икону возложили на особый аналой в церкви, чудотворения стали привлекать множество богомольцев.

В 1863 г. настоятель Богоявленского собора прот. Василий Никольский сообщил сведения об иконе, зафиксированные со слов обретшей ее Воронежской мещанки Мавры Саввиной Бурлаковой. Дочь Бурлаковых Анисья неблагополучно рождала детей (6 мертворожденных). Иного средства помочь горю, кроме как слезно молиться,  семья не знала.

В 1853 г.

на 3-й неделе Великого поста Мавре в сонном видении явилась «будто известная ей женщина» со словами «идти в город Усмань к Корсунской иконе Божией Матери, Которая многих там исцеляет»; саму икону женщина держала в руках. Побывавший в Усмани посланец, иконы с таким названием в соборе не обнаружил. В мае 1854 г. Мавра (в сонном видении ей был глас, который укорял за задержку) с дочерью отправились в Усмань.

Икону они смогли отыскать стоящей среди многих образов на окне, близ которого служили панихиды. Мавра узнала в ней икону, показанную в видении, «Корсунской» она называлась по подписи. Пред иконой был отслужен первый молебен. Женщины рассказали свою историю протоирею Алексию Ласточкину, умолив отдать им икону в Воронеж, чтобы в благодарность обложить ее ризой.

За время пребывания Корсунской иконы в Воронеже, Анисья смогла благополучно разрешиться от бремени. Свидетелем чудесного события был настоятель воронежской Смоленской церкви протоиерей Павел Эсманский.

В Воронеже началось прославление иконы, в доме Бурлаковых перед ней совершались молебны; до Усмани доходили слухи об исцеления от образа. С иконы был сделан список, украшенный окладом. 29 сентября 1855 г.

чудотворную икону вернули в Усмань.

Корсунская икона  в городе Усмани «простой греческой работы» была написана на доске.

По свидетельству сторожа Богоявленского собора Степана Аверьяновича, икона принадлежала жителю Усмани майору Алексею Феодоровичу Вишневскому, который получил ее в благословение от митрополита Платона Левшина; после кончины майора в 1826 г. она оказалась в храме.  (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14).

Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике  стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе.

В 1862 г. о Корсунской иконе стало известно духовному начальству, и свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, благословил ее прославление. В 1863 г. во время работ по обновлению Трапезной церкви, правый, Тихвинский, придел, освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери (5 окт.). Было установлено акафистное пение по четвергам после вечерни. 

C чудотворной иконы было сделано несколько списков. Первый – написали в Воронеже в 1855 г. перед ее возвращением в Усмань. В 1869 г. для Богоявленского собора на кипарисовой доске была сделана еще одна копия, которую поместили в первый киот чудотворного образа. Этот список в 1878 г.

духовенство Богоявленского собора и горожане поднесли в дар 11-му Фанагорийкому Грендерскому полку генералиссимуса князя Суворова, в честь победы в русско-турецкой кампании (на обороте была сделана соответствующая дарственная надпись). В 1874 г. в Богоявленский собор жительницей Москвы А. В.

Ворониной была пожертвована копия Корсунской иконы в серебряной с позолотой ризе в благодарность за рождение ребенка после многократных неблагополучных родов (икона отпускалась на молебны к жителям).

В 1884 г. вместе с новой ризой в Москве заказали еще один список Корсунской иконы. На него перешло убранство, изготовленное для иконы в 1869 г.: серебряный оклад (был заново вызолочен и украшен камнями) и киот “розового дерева”, список поместили на огражденном решеткой аналое Трапезного храма.

Эта икона стала заместительницей чудотворного образа, отпускавшейся в дома на молебны. В 1885 г.

жители  Демшинска Усманского уезда, заказали в Москве копию иконы на кипарисовой доске, украшенную серебряной, позолоченной ризой, изготовленной на фирме Хлебникова; на ризе была отчеканена благодарственная надпись, упоминающая об избавлении Демшинска от холеры  в 1871 г.

Убор иконы несколько раз обновлялся. В 1855 г. икону вернули из Воронежа, украшенную по обещанию Мавры Бурлаковой серебряной позолоченной ризой с такими же венцами, заключенная в деревянный полированный киот. В 1869 г.

был сделан новый киот, куда переложили Корсунскую икону: из красного дерева, «оклеенного розовым деревом, с серебряными угольниками, в отливах под стеклом, с серебряной резьбой» (Никольский. 2007. С. 59-60). В 1884 г.

на  московской фирме Хлебникова были сделаны, заказанные на пожертвования прихожан золотая риза с эмалями и серебряный киот под бронзовым позолоченным балдахином; мафорий Богоматери украшала «бриллиантовая звездочка», над киотом помещались звезда и крест из камней. 

Первоначально икона находилась на аналое между алтарями Трапезного храма; в 1884 г. ее в киоте под балдахином поместили с правой стороны от алтаря. 

У Корсунской иконы имелась ризница с пожертвованными богослужебными облачениями для для служения перед чудотворной иконой.

С 1869 г. носили во время крестного хода (учрежден по просьбе городских торговцев) под специально  сооруженной сенью из собора в торговые ряды на 3-й день после Пятидесятницы. 

В 1871 г. Корсунскую икону носили по Усмани и селениям Усманского и Задонского уездов в связи с эпидемией холеры.

Клириками Богоявленского собора велась запись «действительных фактов знамений Богоматери от чтимой Ее иконы Корсунской». Всего до 1886 г. было подробно зафиксировано 17 случаев исцелений; подчеркнута массовость случаев облегчения  во время болезни, например, только в лето 1886 г. таковых отмечалось не менее 100.

«Подробное рукописное описание явлений и чудес» от Корсунской иконы, принадлежащее прот. В. Никольскому упоминает и архиепископ Димитрий (Самбикин) (Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. (окт.). С. 62). В 1892 г.

производилось следствие по случаям исцелений; после вторичного исследования, в 1901 заявления со свидетельствами о чудесах были переданы в Духовную консисторию епархиального управления (Никольский. 2007. С. 54).

В 30-е гг. XX в. храм был разрушен, Корсунская икон исчезла. В 2000 г. было принято решение о восстановлении Богоявленского храма (заложен в 2002). 16 июля 2001 г.

, в канун празднования святым царственным страстотерпцем имп. Николая II, имп. Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, Корсунская икона была чудесно обретена.

С 2001 года Крестный ход проходит с чудотворной иконой.

Первый Крестный ход в честь Царственных мучеников состоялся 17 июля 2000 года. Он проходил вокруг г. Усмани по окраинным улицам и объездным дорогам имел протяженность около 23 км. Продолжался более 5 часов.

Последующие ежегодные Крестные ходы проходили (и проходят сегодня) вокруг исторического центра Усмани, протяженность около 8-9 км.  продолжаются 2,5 часа.

В 2009 году во время Крестного хода было засвидетельствовано чудо явления Креста (из облаков) на небе.

С 1998 года 22 октября проходит традиционный Крестный ход в память Корсунской иконы Божией Матери. Он начинается одновременно из двух храмов г. Усмани (Успенского и Богоявленского), проходит по центральным улицам до площади, где после встречи Крестных ходов служится торжественный молебен.

С 2003 года возобновлена традиция чтения акафиста Корсунской Божией Матери по субботам перед началом вечернего богослужения.

Икона установлена в верхнем храме справа от алтаря. Она находится в деревянном резном киоте с балдахином, изготовленном в 2004 г. по сохранившейся фотографии начала XX века.  Украшена икона позолоченной ризой с жемчугом, изготовленной в ХПП Софрино в 2009 г.

Литература: Хитров Г. Ист.-стат. описание Тамбовской еп. Тамбов, 1861. С. 315; Никольский В., прот. // Тамбовские ЕВ. 1863. № 21 (ноябрь). С. 637; он же. Корсунская икона Божией Матери в соборном храме Богоявления Господня в г.

Усмани Тамбовской губ. К., 1907 (то же  в кн: Корсунская икона Божией Матери в соборном храме Богоявления Господня в г. Усмани Тамбовской губ. Поучения и речи прот. В. Никольского. Задонск, 2007); Указатель местных Тамбовских празднеств. Тамбов, 1876. С.

34; Месяцеслов святых, РЦ чтимых // Прибавл. к Тамбовским ЕВ. 1878. Вып. 1; Тамбовские ЕВ. № 43. 1881; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. С. 339; Бенедиктов П. И. О чудотворных и местночтимых святых иконах Тамбовского края. Тамбов, 1902.

; Поселянин. Богоматерь. С. 642.

Источник: http://mitropolia-lip.ru/journal/svyatyni-lipeckoy-zemli/korsunskaya-ikona-bozhiey-materi-vo-grade-usmani-yavlennaya

Корсунская икона Божией Матери Изборск

Есть, например, такой рассказ. Один изборянин томился в плену, и однажды ему явился образ Богородицы на простой доске стола; Пресвятая велела взять его с собой и бежать. Побег удался. Вернувшись на родину, бывший пленник отдал образ знакомой вдовице Евдокии. Ей-то и было открыто, что не простую икону принес он, а чудотворную.

Подтверждения не заставили себя долго ждать. Осаждаемый все время врагами, приграничный Изборск только успевал отражать нападения. В середине XVII века, во время одной из осад, изборяне сорок дней молились в Никольском соборе перед Корсунской иконой. Сорок дней мироточил образ, а потом неприятель отступил.

С тех пор иконе стали воздавать «честь и невозбранное поклонение».

Чудодейственная сила Корсунской иконы Божией Матери

Позже, уже в XX столетии, икона снова неоднократно доказывала свою чудодейственную силу. Так, один местный купец, бывший морской офицер Л.

Костенко-Радзиевский, был столь потрясен внезапным исцелением своей супруги от неизлечимой болезни (та неустанно перед тем молилась чудотворной), что на собственные средства возвел часовню в честь этой иконы.

На восточной и западной стенах часовни и сейчас можно обнаружить фрагменты древнего креста из одного из местных могильников, а также закладной крест. И еще — купец постарался сделать так, чтобы постройка не выбивалась из архитектурного ансамбля всей крепости, а дополняла бы его.

И ему это прекрасно удалось — едва ли неосведомленный человек примет миниатюрную, традиционно-русскую Корсунскую часовенку за памятник прошлого столетия. Выглядит она, словно испокон веков стояла у подножия Талавской башни.

Утрата Корсунской иконы Божией Матери

В лихие 80-е годы прошлого века случилась беда — великая изборская святыня пропала. Ее украли, причем, как рассказывал один из местных священников, вынесли, разобрав трубу. Позже безбожные злоумышленники похитили из Никольского собора все серебряные ризы с образов, унесли даже икону святителя Николая из алтаря.

«Мира нет среди прихожан, — объяснял знаменитый старец Псково-Печерского монастыря отец Иоанн (Крестьянкин), отвечая на вопрос, почему нечестивцы дерзают прикасаться к святыням. — Чтобы в общем горе всех примирить, иногда Господь дает такие испытания».

И точно — горе словно объединило всех изборян: сообща молились они об обретении драгоценных реликвий, и через две недели икону святителя Николая обнаружили под Новгородом.

Корсунский образ, правда, до сих пор не обретен, но его копию подарил храму отец Иоанн (Крестьянкин) — он любил приезжать сюда помолиться. И теперь, как и прежде, каждый снова может поклониться Корсунской иконе Божией Матери.

Источник: http://posmotrim.by/article/korsunskaya-ikona-bozhiej-materi.html

Корсунская икона Божией Матери — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Корсунская икона Божией Матери
Ефесская икона Божией Матери

Название

Относительно названия иконы существует две версии:

  • в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый» 
  • икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Память

9 (22) октября

Гимнография

Молитвы

Молитва первая

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь

Глас 4-й 

Яко Венцем Богосветлым украшается Сумский град пречестною и чудотворною иконою Твоею, Владычице, иже сияюще лучи благодати Божественныя, слепоты душевныя и телесныя верныя свобождает, темже, Дево Чистая Пренепорочная, осияй и нас Светом Сына Твоего и Бога нашего, во еже спасти души наша.

Кондак

глас 4-й

Пречистый Твой образ Корсунский, Владычице, видяще, духовно зрим Тя, якоже яве, сердцем и усты исповедуем Тя Богородицу воистину, и любовию поклонение Ти приносим, спасай нас присно молитвами Твоими, яко Предстательница и Покров еси рода христианскаго.

Читайте также:  Касперовская икона божией матери

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой Святый, имже слепоты духовныя избавляеши и души наша к Богу приводиши.

 

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/31351-korsunskaya-ikona-bozhiej-materi/

Икона божией матери одигитрия корсунская-ефесская в судьбах россии

КОРСУНСКАЯ (ТОРОПЕЦКАЯ) ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

22 октября Церковь празднует память иконы Божией Матери Одигитрия Корсунская-Ефесская. В 2010 году вышла в свет книга, посвященная иконе с акафистом, благословленным к печати Издательским Советом РПЦ № ОБК-Р/98-03 от 07 марта 2008 г. Текст акафиста размещен на нашем сайте.

В настоящее время автором сайта А. Трофимовым подготовлен к изданию новый, значительно дополненный и исправленный текст книги с названием «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская-Ефесская в судьбах России». Предлагаем вниманию читателей краткий отрывок из вступительной статьи к новому изданию.

Просим тех, кто имеет такую возможность, оказать материальную помощь для издания книги.

ВСТУПЛЕНИЕ

«Отныне будут ублажать Меня все роды»
(Песнь Богородицы. Лк. 1, 48)

«Человек! Прейди умом твоим все творения и смотри: может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях?.. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла в чертог Свой». Святой Прокл, Патриарх Константинопольский (V век).

Похвальное слово Пресвятой Богородице.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ) АКАФИСТ. ОБЛОЖКА

Уже в течение двух тысячелетий непрерывно восходит от земли к Небу молитвенный вопль души человеческой к Матери Божией.

Заботясь о детях Своих, Пресвятая Богородица избрала иконы средством постоянного и близкого общения с людьми.

«Живопись так же истинна, как писание в книгах, и Божественная благодать почиет на ней, потому что свято то, что она изображает»,– писал св. Симеон Солунский об иконах.

По неизреченной любви к людям Божия Матерь явила миру много ликов Своих, но к некоторым из них Она благоволила особо. Так дарованы были человечеству чудотворные иконы Божией Матери, которые имеют особое значение в судьбах мира. Одному из этих ликов – Корсунской иконе Пресвятой Богородицы посвящена книга.

Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать несколько Ее изображений еще в дни земной Своей жизни. Прп.

Иоанн Дамаскин в послании к Феофилу пишет: «Святой апостол и евангелист Лука, тогда как Пресвятая Матерь Божия жила еще в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Ее Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали Ее и в последующие роды.

Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: “Отныне ублажат Меня все роды. Благодать и сила Рождшегося от Меня с сим образом да будет”». Великое творческое слово «да будет» воистину низвело благодать через образы Пречистой Матери – благодать, которая во всей силе ощущается в мире и по сей день.

Предание о том, что апостол и евангелист Лука написал первые изображения Божией Матери, передается в богослужебных текстах, посвященных празднованию некоторых икон Богоматери. В одной из стихир на вечерне службы Владимирской иконе повторяются слова, переданные прп.

Иоанном: Божия Матерь, увидев написанный апостолом Лукой образ, «песнь воспела еси: “се отныне ублажат Мя вси роди”. И на ту зрящи глаголала еси со властию: “с сим образом благодать Моя и сила”».

На утрени, в первой песне канона мы слышим: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих».

Этими текстами Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих спискам икон, как воспроизводяшим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.

Это обетование, естественно, распространяется с тех пор и на все верно исполненные образы Девы Марии, поскольку своим прототипом они имеют иконы, созданные святым апостолом Лукой. Образ становится особой реальностью, которая не тождественна ни небесному, ни земному бытию, но является таинственным средоточием небесного в земном и земного в небесном.

Предание приписывает кисти святого апостола Луки от 3 до 40 икон Божией Матери. Среди них Владимирская, Влахернская, Милостивая, Киккская, Ченстоховская, Тихвинская, Смоленская, Филермская, Корсунская.

Конечно, все эти иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой.

Авторство святого Евангелиста Луки здесь следует понимать в том смысле, что иконы эти являются списками с икон, писанных когда-то самим Евангелистом и сохранившими дух первообраза.

***

ЧУДОТВОРНАЯ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ХРАМЕ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО

Пресвятая Богородица, благодаря Своей исключительной близости к Богу, имеет особое дерзновение Матери ходатайствовать перед Ним.

«Ты не можешь быть не услышанной,– обращается к Ней святой Герман, Патриарх Константинопольский,– так как слушает Тебя “Иже над всеми и чрез всех и во всех Бог”, слушает как истинную и непорочную Матерь Свою… и с Сыновней любовью Он подает то, что Ты ищешь у Него, и исполняет Божественной силой то, что Ты просишь у Него».

Матерь Божия почитается, подобно Христу, как объемлющая Собою, содержащая в Себе таинственно весь род человеческий во Христе, всех, входящих в Тело Христово – Церковь через веру, участие в Таинствах. Становится понятным, почему Она разделяет с Сыном Своим и Богом, Господом нашим Иисусом Христом, власть спасения людей.

Только к Ней одной Православная Церковь обращается, как и ко Христу, прошением «спаси нас!», тогда как к ангелам или святым взывают – «молите Бога о нас!».

Она – Царица небес и земли, честнейшая Херувим и славнейшая, без сравнения, Серафим не только в силу Своих личных качеств, но и как Матерь воплотившегося Бога – Спасителя и Царя мира, Творца всех, в том числе и ангельских сущностей. Возрастает Ее непосредственное участие в судьбах Церкви и мира.

Это происходит не за счет умаления почитания Господа Иисуса Христа, а в связи с особенной Ее любовью к Сыну Своему! Матерь Божия чтится потому, что Она – Путеводительница ко Христу, Заступница усердная рода христианского.

Образ Богородицы таинственно отождествлялся с образом Церкви.

Течение церковного года связано с богородичными праздниками таким образом, что события жизни Пресвятой Девы – это и ступени развития церковного организма в его мистической целостности, и ступени развития каждого члена Церкви, живущего в ее ритмах.

Начало церковного года освящается празднованием Рождества Пресвятой Богородицы и заканчивается празднованием Ее Успения, которое приводит Церковь к переживанию иного, Божественного бытия; смерть переживается как рождение в этом бытии.

Издревле в православном иконостасе (образ торжествующей Небесной Церкви святых) по обеим сторонам царских врат, ведущих в алтарь и означающих вход в Царство Небесное, помещаются иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Смысл такого расположения ясен: Христос немыслим без Церкви Своей, Матерью и олицетворением Которой является Его Пречистая Матерь. Она – «Исток Церкви» (о. Павел Флоренский), ибо Сама была одушевленным храмом Божества.

В духовном смысле они и обусловливают единство Церкви, ее святость и неповрежденность никакими событиями земной истории, ибо ее не одолеют врата ада (Мф. 16, 18).

Поэтому всё в Церкви, прежде всего спасение людей, совершается при посредстве Богородицы. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8, 16). Богоматерь – олицетворение этой любви, вместилище Божественной Премудрости.

В свою очередь, канонический образ (икона) Самой Богоматери есть совокупный образ Церкви, Божественной любви и Премудрости, образ Царства Божия и грядущих вечных благ.

Образ (икона) – основополагающее начало Церкви, явление и главное свидетельство истины.

Чудотворных икон Богородицы в Православной Церкви очень много. Они отличаются друг от друга композиционным построением изображений Девы Марии и Богомладенца и отдельными символическими деталями.

Эти особенности выявляют разные свойства, стороны или грани Матери Божией как образа Церкви.

Можно выделить несколько основных типов иконографического канона прославленных образов Богоматери, составляющих основу дальнейших вариаций в других иконах.

Большинство известных икон Божией Матери с Младенцем Христом относятся к трем типам изображения: Одигитрия (Путеводительница), Оранта (Предстоящая) и Елеуса (Милующая)…

***

Почитание икон божией матери

Всенародное почитание икон Богоматери имеет многовековой духовный опыт реального общения с Царицей Небесной через Ее святые иконы. Подобно тому, как малые ручейки рождают великие реки, личный опыт каждого русского православного человека питает это общенациональное чувство.

Домом Богородицы издревле называлась Русь-Россия, воздававшая Богоматери славу устами своих лучших проповедников и песнопевцев.

Участие Божией Матери в истории Русской Церкви и Русского государства, Ее благодеяния православному народу всегда были связаны большей частью с Ее чудотворными иконами.

ПРОТОКОЛ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ С РАЗРЕШЕНИЕМ НА ИЗДАНИЕ АКАФИСТА

Любовь и благоговение к иконам стали отличительной чертой духовной жизни русского народа со времен утверждения христианства на Руси.

Живое ощущение иконы как святыни выразилось в том, что они стали первейшей необходимостью не только жизни церковной, но и повседневной. Иконы вошли во все дома, освятили их. Общественная и личная, семейная жизнь были неразрывно связаны с храмом, с иконой, поручались их защите.

Нередко важнейшие события в жизни страны, отдельных княжеств, городов отмечались, строительством храмов, установлением праздников в честь чудотворных икон. Летописи наряду с событиями общенационального значения говорят о постройке и украшении храмов, о написании, поновлении и перенесении икон.

Весь народный быт, в частности земледельческий календарь, был связан с днями церковных праздников. Икона сопровождала русского человека в течение всей его жизни, от рождения и до самой кончины.

Невозможно перечислить чудеса и знамения, которыми прославлена Русская земля через святые иконы Богородицы.

Посредством Ее чудотворных икон отдельные города, края и все русские земли в целом многократно получали избавления от вражеских нашествий, стихийных бедствий, губительных эпидемий.

Списки чтимых Русской Православной Церковью икон Богородицы насчитывают более шестисот чудотворных образов.

Все это красноречиво свидетельствует о незыблемой вере русских православных людей в обилие благодати, щедро изливаемой на Русскую землю Царицей Небесной посредством Ее святых икон. Причиной такого обилия, с одной стороны, несомненно, является особое произволение Самой Богородицы о судьбах нашего Отечества. С другой стороны, оно есть результат той всенародной благоговейной любви, которой окружены в России иконы Богоматери.

Русский народ во все времена реально ощущал близость Божией Матери, любовь Ее к детям Своим.

С особой убежденностью эта вера в участие Пресвятой Богородицы в земной жизни звучит в словах тропаря празднику Успения: «во Успении мира не оставила еси Богородице!» В житии блаженного Андрея, удостоившегося видения Покрова Божией Матери во Влахернском храме, говорится, что когда Ангел водил блаженного по райским обителям, святой Андрей спросил его, почему не видно Той, Которую более всех ему хочется увидеть, И сказал Ангел: «Ты хочешь видеть Царицу Небесных Сил? Ее здесь нет. Она сошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных». И в акафисте Успению воспевается: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая».

***

Наш рассказ – о милостях Божией Матери, явленных через великую святыню Православия – икону Одигитрию Корсунскую (Ефесскую).

РЕЦЕНЗИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ НА АКАФИСТ КОРСУНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Эта икона принесла на Русь благодать великого и славного града Ефеса, освященного молитвами Пречистой Матери Господа, святых апостолов Иоанна Богослова, Павла, Луки, Тимофея, святой равноапостольной Марии Магдалины, святых отцов и учителей Церкви Христовой. Это образ, в котором с необычайной полнотой раскрывается идея Божественного величия. Царица Небесная шествует, Она несет в мир бесценное Сокровище – Господа Эммануила. Все изображение Богоматери с Младенцем покрыто золотым ассистом. Лики Богоматери и Спасителя кротки и ясны; они озарены согласным стремлением излить милость, помочь, наставить и вывести на светлую стезю. Это выражение было подмечено еще в древности и тонко схвачено удивительно верным наименованием – «Одигитрия», то есть Путеводительница.

Путь, по которому Одигитрия – Путеводительница ведет все народы – единение во Христе. Этим путем Божия Матерь вела и ведет народы Руси-России к выполнению того, что возложено на них Божественным Промыслом.

Одной из главных задач на этом пути является утверждение Православия, понимание народами Земли, что без Христа-Спасителя, без Божией Матери невозможно спасение каждого отдельного человека и восстановление того состояния человечества, которое было до грехопадения.

Через чудотворные образы Свои Матерь Божия по молитвам верующих православных христиан многократно даровала защиту от вражеских нашествий, защиту от духов злобы, даровала ограждение домов, людей, стран и народов от действия сил темноты. Явлением силы от икон Своих Матерь Божия часто вразумляла иноверцев. Это не значит, что Она любит их меньше, но через знамения Божия Матерь указывала на благодатность Православной веры, на истинность ее.

Икона Божией Матери «Одигитрия Ефесская», получившая по месту своего последнего местонахождения название «Торопецкой», остается и до наших дней одним из самых загадочных творений древних мастеров. Образ Одигитрии из Торопца отличается своей неповторимой судьбой.

Ни одна из многочисленных прославленных икон Божией Матери не имела столько наименований, возникших в разные периоды почитания и в разных местах пребывания этой святыни. Она известна православным людям под именами: «Ефесская», «Корсунская», «Полоцкая», «Царьградская», «Торопецкая», и датируется в пределах четырнадцати столетий – от I-го до XIV-го.

Древнерусская традиция закрепила за иконой наименование «Корсунская»,– так мы и будем называть ее в дальнейшем.

Икона имеет особое значение для духовной истории нашей отчизны, поскольку речь идет об одном из первых чудотворных образов Пресвятой Богородицы, принесенных из Византии на Русь вслед за иконами Одигитрией Смоленской (1046 г.

) «Богоматери Владимирской» и «Пирогощей» (начало XII в.). Множество столетий верующие русские люди, осеняя себя крестным знамением, обращали молитвы к ней свои молитвы.

Корсунская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к числу первых изображений Божией Матери, написанных святым апостолом и евангелистом Лукою.

Одигитрия Ефесская прошла через всю христианскую историю свой особый путь, и этот путь совершенно не случаен.

Сама Божия Матерь направляла Свой чудотворный лик через города и земли, которые стали великими центрами распространения и утверждения истинной веры, и, наконец, определила для него место в небольшом русском городе Торопце.

Письменные источники не сохранили свидетельств о чудесах и знамениях от Ефесской иконы во времена до появления ее в Торопце. Поэтому повествование о судьбе чудотворного образа будет не совсем обычным.

Вместе с читателями мы попытаемся понять, почему Божия Матерь благословила Своим образом именно эти города, откроем для себя пока неведомые страницы их истории,– и тогда, быть может, увидим, что́ означает возвращение в лоно Русской Православной Церкви ее великой святыни.

Итак, пройдем вслед за иконой пройденный ею путь: Ефес – Царьград (Константинополь) – Херсонес (Корсунь) – Полоцк (прп. Евфросиния Полоцкая) – Торо́пец (св. князь Александр Невский, свт.

Тихон, Патриарх Московский и всея России) – Санкт-Петербург (ГРМ) – Княжье Озеро (храм св. благоверного князя Александра Невского).

И надеемся, что конечным пунктом этого ряда снова станет древний и чудный русский град Торо́пец.

Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=6553

Ссылка на основную публикацию