Канон покаянный ко господу нашему иисусу христу, текст

В каких случаях читается покаянный канон ко господу иисусу христу? — философия

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, текст

Канон покаянный ко Господу Иисусу входит в состав любого молитвослова. Это – один из трех канонов, читаемых православным христианином при подготовке к таинству Святого Причащения. Название канона говорит само за себя: он должен размягчать душу верующего, настраивать ее на покаянную волну, открывать для общения с Богом и принятия Его Святого Тела и Крови.

Покаянный канон Иисусу Христу перед причастием читается еще и потому, что в православной традиции таинству Причащения всегда предшествует другое таинство – Покаяние.

Что это за таинство и почему без него нельзя приступить к причастию? Многие путают покаяние и исповедь, потому что для верующего человека два эти понятия неразделимы, но все же не стоит забывать, что покаяние – это внутренне состояние души, а исповедь – следствие этого состояния, его внешнее проявление.

Покаянный канон ко Господу Иисусу как часть подготовки к Причастию

Человека, который только начинает ходить в церковь, часто огорчает необходимость такой длительной подготовки к Таинству Причащения – прежде, чем приступить к чаше с Телом и Кровью Христовыми, нужно в среднем три дня поститься, по возможности посещать богослужения, усерднее молиться.

Непосредственная молитвенная подготовка к Таинству начинается накануне вечером или утром в день причастия – именно в это время православный христианин должен прочитать три канона, среди которых важное место занимает Покаянный канон Господу Иисусу Христу.

После них читается Последование ко Святому Причащению, последние молитвы которого мысленно произносятся верующим непосредственно перед причастием. Все перечисленное – не просто ритуал, это правило, которого придерживается каждый православный.

Но нельзя забывать и о том, что Покаянный канон Иисусу Христу – не только часть правила, но и самостоятельная молитва, которую можно читать в любое время при соответствующем душевном расположении.

Как Покаянный канон ко Господу Иисусу способствует покаянию?

Автор христианского канона покаянного ко Господу Иисусу достоверно неизвестен, но в православных кругах можно услышать мнение, что его составил граф А. С. Суворов, вдохновившись Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского.

Он состоит из девяти песней, каждая из которых выражает множество чувств – сожаление о грехах, надежду на прощение, благодарность за великое милосердие и долготерпение Божие. Ирмосы канона повествуют о значимых ветхозаветных событиях, а также содержат догматические пояснения, касающиеся Спасителя и Его Пречистой Матери.

Таким образом, чтение Покаянного канона Иисусу Христу имеет не только душеполезную, но и просветительскую функцию.

Слушать на видео Покаянный канон Иисусу Христу

Текст Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу

Глас 6. Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и, видя гонителя фараона утопающим, взывал: «Богу победную песнь воспоем!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Ныне приступил я, грешный и обременённый, к Тебе, Владыке и Богу моему; но не смею взирать на небо, только молю, взывая: «Дай мне, Господи, разум, чтобы горько оплакивал я грехи мои!

О горе мне, грешному! Более всех людей несчастен я: покаяния нет во мне. Дай мне, Господи, слезы, чтобы горько оплакивал я грехи мои!»

Слава: Безумный, несчастный человек, в лености ты тратишь время! Подумай о жизни своей и обратись ко Господу Богу, и горько плачь о грехах своих!

И ныне: Матерь Божия Пречистая! Воззри на меня, грешного, и от сетей диавола избавь меня, и на путь покаяния направь меня, чтобы горько оплакивал я грехи мои!

Песнь 3

Ирмос: Превыше всех Свят Ты, Господи Боже мой, вознесший в славе верных Твоих, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Когда поставлены будут престолы на Страшном Суде, тогда дела всех людей откроются; горе там будет грешным, в муку отсылаемым! И зная это, душа моя, покайся в грехах твоих!

Праведники возрадуются, а грешники возрыдают: тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас. Потому прежде кончины покайся в грехах твоих!

Слава: Увы мне, многогрешному! Делами и мыслями осквернившись, ни капли слез не пролил от жестокосердия! Ныне воспрянь от земного, душа моя, и покайся в грехах твоих!

И ныне: Вот, взывает, Госпожа, Сын Твой и учит нас творить добро; я же, грешный, всегда бегу от добра! Но Ты, Милостивая, помилуй меня, да покаюсь я в грехах своих!

Господи, помилуй (трижды)

Седален, глас 6-й

Помышляю о Дне Страшном и оплакиваю злые мои деяния. Какой я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию? Милосердный Отче, Сын Единородный и Дух Святой, помилуй меня!

Слава, и ныне, Богородичен:

Связанный узами множества грехов и угнетаемый тяжелыми страданиями и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и взываю: «Помоги мне, Дева, Матерь Божия!»

Песнь 4

Ирмос: «Христос – моя сила, Бог и Господь», – святая Церковь благоговейно поет, возглашая от чистого разума, о Господе торжествуя.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Широк путь здесь и легко поддаться наслаждениям, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет! Храни себя от этого, человек, ради Царствия Божия!

Зачем бедного обижаешь, плату работника присваиваешь, ближнего твоего не любишь, блудом и гордыней согрешаешь? Оставь же все это, душа моя, и покайся ради Царствия Божия!

Слава: О безумный человек! Сколько еще будешь, тонуть и вязнуть, словно пчела, собирая богатство своё? Ведь вскоре погибнет оно, как прах и пепел; но ты более стремись получить Царствие Божие.

И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи, и сохрани меня, чтобы не умер я скоропостижно, будучи неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божия!

Песнь 5

Ирмос: Божественным светом Твоим, Благой, озари души с утра призывающих Тебя, – молюсь я, – чтобы познать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, из тьмы греховной всех призывающего.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Вспомни, несчастный человек, насколько лжи, клевете, разбою, немощам, злому зверю, порабощён ты по грехам своим! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

Трепещут члены тела моего, ибо я всеми ими провинился: глазами взирал, ушами слушал, языком говорил злое, всего себя геенне предал! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

Слава: Блудника и разбойника кающегося принял Ты к Себе, Спаситель; но лишь я один так греховной ленью отягчён и злыми делами порабощён! Душа моя грешная, этого ли желала ты?

И ныне: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная возжелала того!

Песнь 6

Ирмос: Видя житейское море, волнуемое бурей бед и искушений, я к тихой пристани Твоей пристал и взываю Тебе: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Жизнь земную я блудно прожил и душу во тьму предал; ныне же молю Тебя, милостивый Владыка: освободи меня от этого рабства врагу и дай мне разум исполнять волю Твою!

Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу. Но Ты, Господи, исторгни меня из гнусности этой и дай мне сердце, чтобы исполнять заповеди Твои!

Слава: Воспрянь к Богу, несчастный человек, вспомнив свои согрешения, припадая ко Творцу, проливая слезы и стеная! Он же, как милосердный, даст тебе ум познать волю Его!

И ныне: Богородица Дева! От видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая, и прими молитвы мои, и принеси их Сыну Твоему, да даст мне ум исполнять волю Его!

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Кондак

Душа моя! Зачем грехами богатеешь? Зачем волю диавола исполняешь? На что надежду возлагаешь? Перестань так поступать и обратись к Богу, с плачем взывая: «Милосердный Господи, помилуй меня, грешного!»

Икос

Подумай, душа моя, о горьком часе смерти и о Страшном Суде Творца твоего и Бога. Ведь тогда Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Так покайся же прежде смерти, взывая: «Господи, помилуй меня, грешного!»

Песнь 7

Ирмос: Ты соделал так, что печь окроплял росою Ангел святым отрокам, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило воскликнуть: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Не полагайся, душа моя, на тленное богатство и на неправедное стяжание; ведь не знаешь ты, кому всё это оставишь, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и на кратковременную красоту; ведь ты видишь, как сильные и молодые умирают, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

Слава: Вспомни, душа моя, о вечной жизни и о Царстве Небесном, уготованном святым, и о тьме внешней и гневе Божием – злым, и воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»

И ныне: Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо Она, скорая Помощница кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного.

Песнь 8

Ирмос: Из пламени Ты для святых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо Ты все совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Как мне не плакать, когда думаю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние! (Дважды)

Слава: Верую, что Ты придёшь судить живых и мёртвых, и все по чину своему станут: старые и молодые, владыки и князья, девы и священники. Но где окажусь я? Потому взываю: «Дай мне, Господи, прежде конца покаяние!»

И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойную молитву мою, и сохрани меня от внезапной смерти и даруй мне прежде конца покаяние!

Песнь 9

Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют даже чины Ангельские взглянуть; но через Тебя, Всечистая, явился людям Слово Воплощенное. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Ныне к вам обращаюсь, Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, у престола Божия стоящие: молитесь Творцу своему, да избавит Он душу мою от вечных мук!

Ныне плачу пред вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на Суде, да спасет Господь душу мою от силы вражией!

Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся ко Господу за весь мир, да помилует Он меня в час смерти моей!

И ныне: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит Он меня, недостойного, справа от Себя когда сядет судить живых и мёртвых! Аминь.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Сораствори в моем теле благодать от Животворящего Тела Твоего, и услади душу мою Твоей Честной Кровью после горечи, которой напоил меня враг.

Возвысь к Тебе мой ум, от суеты мирской, и возведи из пропасти погибельной. Ибо не имею покаяния, не имею умиления, не имею слез утешительных, возводящих чада к своему наследию на небесах.

Помрачился я умом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе!

Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Источник всех благ, даруй мне покаяние полное и трудолюбивое сердце, чтобы найти Тебя, даруй мне благодать Твою и верни меня к образу Твоему.

Если я оставлю Тебя — Ты не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, возрасти меня, напитав хлебом Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих.

Источник: http://filosofia.ru/v-kakix-sluchayax-chitaetsya-pokayannyj-kanon-ko-gospodu-iisusu-xristu/

Канон Покаянный Господу

Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8:

С вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля, / посети́ нас, озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве, / моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Канон, глас 6.

Песнь1.

Ирмос: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, / по бе́здне стопа́ми, / гони́теля фарао́на / ви́дя потопля́ема, / Бо́гу побе́дную песнь / пои́м, вопия́ше.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ны́не приступи́х аз гре́шный и обремене́нный / к Тебе́, Влады́це и Бо́гу моему́; / не сме́ю же взира́ти на не́бо, / то́кмо молю́ся, глаго́ля: / даждь ми, Го́споди, ум, / да пла́чуся дел мои́х го́рько.

О, го́ре мне гре́шному! / Па́че всех челове́к окая́нен есмь, / покая́ния несть во мне; / даждь ми, Го́споди, сле́зы, / да пла́чуся дел мои́х го́рько.

Слава:  Безу́мне, окая́нне челове́че, / в ле́ности вре́мя губи́ши; / помы́сли житие́ твое́, / и обрати́ся ко Го́споду Бо́гу, / и пла́чися о де́лех твои́х го́рько.

И ныне:  Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, / воззри́ на мя гре́шного, / и от се́ти диа́воли изба́ви мя, / и на путь покая́ния наста́ви мя, / да пла́чуся дел мои́х го́рько.

Читайте также:  Как избавиться от сглаза и порчи самостоятельно

Песнь3.

Ирмос: Несть свят, / я́коже Ты, Го́споди Бо́же мой, / вознесы́й рог ве́рных Твои́х, Бла́же, / и утверди́вый нас на ка́мени / испове́дания Твоего́.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Внегда́ поста́влени бу́дут престо́ли на Суди́щи Стра́шнем, / тогда́ всех челове́к дела́ облича́тся; /го́ре та́мо бу́дет гре́шным, в му́ку отсыла́емым; / и то ве́дущи, душе́ моя́, / пока́йся от злых дел твои́х.

Пра́ведницы возра́дуются, а гре́шнии воспла́чутся, / тогда́ никто́же возмо́жет помощи́ нам, / но дела́ на́ша осу́дят нас, / те́мже пре́жде конца́ / пока́йся от злых дел твои́х.

Слава:  Увы́ мне великогре́шному, / и́же де́лы и мы́сльми оскверни́вся, / ни ка́пли слез име́ю от жестосе́рдия; / ны́не возни́кни от земли́, душе́ моя́, / и пока́йся от злых дел твои́х.

И ныне:  Се, взыва́ет, Госпоже́, Сын Твой, / и поуча́ет нас на до́брое, / аз же гре́шный добра́ всегда́ бе́гаю; / но Ты, Ми́лостивая, поми́луй мя, / да пока́юся от злых мои́х дел.

Го́споди, поми́луй, трижды.

Седален, глас 6:

Помышля́ю день стра́шный / и пла́чуся дея́ний мои́х лука́вых: / ка́ко отвеща́ю Безсме́ртному Царю́, / или́ ко́им дерзнове́нием воззрю́ на Судию́, блу́дный аз? / Благоутро́бный О́тче, Сы́не Единоро́дный / и Ду́ше Святы́й, поми́луй мя.

Слава, и ныне, Богородичен:  Свя́зан мно́гими ны́не плени́цами грехо́в / и содержи́мь лю́тыми страстьми́ и беда́ми, / к Тебе́ прибега́ю, моему́ спасе́нию, и вопию́: / помози́ ми, Де́во, Ма́ти Бо́жия.

Песнь4.

Ирмос: Христо́с моя́ си́ла, / Бог и Госпо́дь, честна́я Це́рковь / боголе́пно пое́т, взыва́ющи / от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Широ́к путь зде и уго́дный сла́сти твори́ти, / но го́рько бу́дет в после́дний день, / егда́ душа́ от те́ла разлуча́тися бу́дет: / блюди́ся от сих, челове́че, / Ца́рствия ра́ди Бо́жия.

Почто́ убо́гаго оби́диши, / мзду нае́мничу уде́ржуеши, / бра́та твоего́ не лю́биши, / блуд и го́рдость го́ниши? / Оста́ви у́бо сия́, душе́ моя́, / и пока́йся Ца́рствия ра́ди Бо́жия.

Слава:  О, безу́мный челове́че, / доко́ле углеба́еши, я́ко пчела́, собира́ющи бога́тство твое́? / Вско́ре бо поги́бнет, я́ко прах и пе́пел: / но бо́лее взыщи́ Ца́рствия Бо́жия.

И ныне:  Госпоже́ Богоро́дице, поми́луй мя гре́шного, / и в доброде́тели укрепи́, и соблюди́ мя, / да на́глая смерть не похи́тит мя негото́ваго, / и доведи́ мя, Де́во, Ца́рствия Бо́жия.

Песнь5.

Ирмос: Бо́жиим / све́том Твои́м, Бла́же, / у́тренюющих Ти ду́ши / любо́вию озари́, молю́ся, / Тя ве́дети, Сло́ве Бо́жий, / и́стиннаго Бо́га, / от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Воспомяни́, окая́нный челове́че, / ка́ко лжам, клевета́м, разбо́ю, не́мощем, лю́тым звере́м, / грехо́в ра́ди порабоще́н еси́; / душе́ моя́ гре́шная, того́ ли восхоте́ла еси́?

Трепе́щут ми у́ди, все́ми бо сотвори́х вину́: / очи́ма взира́яй, уши́ма слы́шай, язы́ком зла́я глаго́ляй, / всего́ себе́ гее́не предая́й; / душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?

Слава:  Блудника́ и разбо́йника ка́ющася прия́л еси́, Спа́се, / аз же еди́н ле́ностию грехо́вною отягчи́хся / и злым дело́м порабо́тихся, / душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?

И ныне:  Ди́вная и ско́рая помо́щнице всем челове́ком, Ма́ти Бо́жия, / помози́ мне недосто́йному, / душа́ бо моя́ гре́шная того́ восхоте́.

Песнь6.

Ирмос: Жите́йское мо́ре, / воздвиза́емое зря напа́стей бу́рею, / к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: / возведи́ от тли живо́т мой, / Многоми́лостиве.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Житие́ на земли́ блу́дно пожи́х / и ду́шу во тьму преда́х, / ны́не у́бо молю́ Тя, Ми́лостивый Влады́ко: / свободи́ мя от рабо́ты сея́ вра́жия, / и даждь ми ра́зум твори́ти во́лю Твою́.

Кто твори́т такова́я, я́коже аз? / Я́коже бо свиния́ лежи́т в калу́, / та́ко и аз греху́ слу́жу. / Но Ты, Го́споди, исто́ргни мя от гну́са сего́ / и даждь ми се́рдце твори́ти за́поведи Твоя́.

Слава:  Воспряни́, окая́нный челове́че, к Бо́гу, / воспомяну́в своя́ согреше́ния, / припа́дая ко Творцу́, слезя́ и стеня́; / Той же, я́ко милосе́рд, / даст ти ум зна́ти во́лю Свою́.

И ныне:  Богоро́дице Де́во, / от ви́димаго и неви́димаго зла сохрани́ мя, Пречи́стая, / и приими́ моли́твы моя́, / и донеси́ я́ Сы́ну Твоему́, / да даст ми ум твори́ти во́лю Его́.

Го́споди, поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:

Кондак, глас 6:

Душе́ моя́, / почто́ греха́ми богате́еши, / почто́ во́лю диа́волю твори́ши, / в чесо́м наде́жду полага́еши? / Преста́ни от сих / и обрати́ся к Бо́гу с пла́чем, зову́щи: / милосе́рде Го́споди, поми́луй мя гре́шнаго.

Икос: Помы́сли, душе́ моя́, го́рький час сме́рти / и стра́шный суд Творца́ твоего́ и Бо́га: / А́нгели бо гро́знии по́ймут тя, душе́, / и в ве́чный огнь введу́т: / у́бо пре́жде сме́рти пока́йся, вопию́щи: / Го́споди, поми́луй мя гре́шнаго.

Песнь7.

Ирмос: Росода́тельну у́бо пещь / соде́ла А́нгел / преподо́бным отроко́м, / халде́и же опаля́ющее / веле́ние Бо́жие, / мучи́теля увеща́ вопи́ти: / благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Не наде́йся, душе́ моя́, / на тле́нное бога́тство и на непра́ведное собра́ние, / вся бо сия́ не ве́си кому́ оста́виши, но возопи́й: / поми́луй мя, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.

Не упова́й, душе́ моя́, на теле́сное здра́вие / и на скоромимоходя́щую красоту́, / ви́диши бо, я́ко си́льнии и млади́и умира́ют; но возопи́й: / поми́луй мя, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.

Слава:  Воспомяни́, душе́ моя́, ве́чное житие́, / Ца́рство Небе́сное, угото́ванное святы́м, / и тьму кроме́шную и гнев Бо́жий злым, и возопи́й: / поми́луй мя, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.

И ныне:  Припади́, душе́ моя́, к Бо́жией Ма́тери и помоли́ся Той, / есть бо ско́рая помо́щница ка́ющимся, / умо́лит Сы́на Христа́ Бо́га, / и поми́лует мя недосто́йнаго.

Песнь8.

Ирмос: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ / и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: / вся бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. / Тя превозно́сим во вся ве́ки.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ка́ко не и́мам пла́катися, егда́ помышля́ю смерть, / ви́дех бо во гро́бе лежа́ща бра́та моего́, безсла́вна и безобра́зна? / Что у́бо ча́ю, и на что наде́юся? / То́кмо даждь ми, Го́споди, / пре́жде конца́ покая́ние. [Дважды]

Слава:  Ве́рую, я́ко прии́деши суди́ти живы́х и ме́ртвых, / и вси во свое́м чи́ну ста́нут, / ста́рии и млади́и, влады́ки и кня́зи, де́вы и свяще́нницы; где обря́щуся аз? / Сего́ ра́ди вопию́: / да́ждь ми, Го́споди, пре́жде конца́ покая́ние.

И ныне:  Пречи́стая Богоро́дице, / приими́ недосто́йную моли́тву мою́ / и сохрани́ мя от на́глыя сме́рти, / и да́руй ми пре́жде конца́ покая́ние.

Песнь9.

Ирмос: Бо́га / челове́ком невозмо́жно ви́дети, / на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; / Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком / Сло́во Воплоще́нно, / Его́же велича́юще, / с небе́сными во́и Тя ублажа́ем.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ны́не к вам прибега́ю, / А́нгели, Арха́нгели и вся небе́сныя си́лы, / у Престо́ла Бо́жия стоя́щии, / моли́теся ко Творцу́ Своему́, / да изба́вит ду́шу мою́ от му́ки ве́чныя.

Ны́не пла́чуся к вам, / святи́и патриа́рси, ца́рие и проро́цы, / апо́столи и святи́телие и вси избра́ннии Христо́вы: / помози́те ми на суде́, / да спасе́т ду́шу мою́ от си́лы вра́жия.

Слава:  Ны́не к вам воздежу́ ру́це, / святи́и му́ченицы, пусты́нницы, де́вственницы, пра́ведницы / и вси святи́и, моля́щиися ко Го́споду за весь мир, / да поми́лует мя в час сме́рти моея́.

И ныне:  Ма́ти Бо́жия, помози́ ми, / на Тя си́льне наде́ющемуся, / умоли́ Сы́на Своего́, / да поста́вит мя недосто́йнаго одесну́ю Себе́, / егда́ ся́дет судя́й живы́х и ме́ртвых. Ами́нь.

Молитва:

Влады́ко Христе́ Бо́же, И́же страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния; сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния Животворя́щего Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя сопроти́вник напои́; возвы́си мой ум к Тебе́, до́лу пони́кший, и возведи́ от про́пасти поги́бели: я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам слезы́ уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию. Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, сокро́вище благи́х, да́руй мне покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне благода́ть Твою́ и обнови́ во мне зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя, не оста́ви мене́; изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й и сопричти́ мя овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/molitvi/pravilo/004_1.html

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

В основании главного православного богослужения положено пресуществление Святых Даров и равным образом причащение верующими Крови и Тела Господа нашего Иисуса Христа, представляющие собой источник вечной жизни для каждой человеческой души и после Второго Пришествия еще и тела, которое будет воскрешено для каждого. Православный христианин, желающий причаститься, обязан правильно подготовить себя к этому церковному таинству.

История создания правила

В Священном Писании, в своем послании к коринфянам, святой апостол Павел предупреждает христиан от неподобающего принятия Тела и Крови Христовой, поскольку последствия могут быть весьма неприятными: множество болезней и даже кончина человека (1-е послание к коринфянам св. ап. Павла, 11:29,30).

На протяжении столетий правило подготовки к Причастию постепенно менялось в зависимости от условий жизни христиан. В V—VI вв. данные каноны вычитывались в течение богослужения. Бесспорно, со временем объем последования (канона) возрастал и стал занимать слишком много времени, что стало не под силу верующим.

На этом основании молитвенная подготовка ко Святому Причастию с XI века уже не читается за богослужением. Христианин, подготавливаясь для того, чтобы как подобает причаститься Святых Христовых Тайн, должен дома (келейно) прочитать все молитвы, причем с сердечным вниманием, искренне.

В правило входят такие молитвословия, как:

  • канон покаянный ко Господу Иисусу Христу;
  • канон Ангелу Хранителю перед Причастием;
  • Богородичный канон (молебный канон ко Пресвятой Богородице).

Состав покаянного канона

Слово «канон» в переводе на русский означает общепринятое правило, имеющее четкую структуру, по которой он может быть построен.

Канон по своей сути является духовным гимнографическим сочинением поэтического характера, посвященное или Всесвятой Троице, или одной из ипостаси Божией, Пресвятой Владычице Богородице, Ангелам, святым людям, а также каким-либо знаменательным событиям, в честь которых и были сформированы существующие на сегодняшний момент христианские празднования и торжества.

Канон включает в себя:

  • ирмосы;
  • запевы;
  • тропари;
  • седален;
  • кондак;
  • икос;
  • молитвы.

В отличие от акафиста, к примеру, Иисусу Сладчайшему и многим другим, канон можно читать сидя. Канон подразделяется всего на девять песней (впрочем, по факту их обычно восемь, поскольку вторая пропускается). Каждая песнь предваряется ирмосом.

Ирмос — это первый, предварительный установленный текст, который не меняется. Ирмосы могут быть определенного гласа (голоса), всего их восемь. Поэтому обычно подписывается «ирмос, глас такой-то». Поскольку канон — это, как упоминалось, гимнографическое произведение, в него включены певческие вставки. Пометка гласа важна в основном для церковного хора, который знает напевы каждого.

Вторая песнь в обычных современных канонах упускается, но поется во время Великого поста и связана обычно с событиями в жизни Господа и Церкви, которые происходили в преддверии страданий Спасителя.

Структура канона:

  • Каждый ирмос, открывающий каждый раздел (песнь), выполняет связующую функцию между разделами.
  • Далее следует определенное число тропарей. Оно может быть разным. Перед каждым возглашаются запевы, которые являют собой короткие тематические молитвенные прошения или величание Господа. Канон содержит один запев: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Заключительный тропарь каждой из песни посвящается Пресвятой Деве Богородице. Перед предпоследним тропарем читают стандартное прославление «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», перед самым последним стандартное завершение «и ныне и присно и во веки веков» и добавляют «Аминь».
  • Тропарь в каноне представляет собой небольшое поэтическое произведение, следующее после ирмоса. В этом тропаре прославляется тот, кому адресовано молитвословие.
  • По окончании третьей песни прочитывается седален.
  • Из самого названия следует, что во время его прочтения можно сидеть, чтобы отдохнуть и более глубоко осознать прочитанное.
  • По завершении шестой песни читают кондак и икос.
  • Кондак в переводе с греческого языка обозначает как «домик» и представляет собой небольшой текст, который может быть прочитан или спет, посвящен Богу, Пресвятой Богородице, а также ангелам и святым.
  • Икос в переводе звучит как «дом». Это песнопение аналогично по смыслу и по структуре кондаку. Различие состоит в масштабе раскрытия события. То есть, если кондак обрисовывает событие целом и схематично, просто называя факт его происшествия, то икос раскрывает его более широко, потому и объем икоса больше.
  • По завершении девятой песни прочитывается покаянная молитва.

Краткое содержание молитвословий

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаянного чувства в содеянном.

Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви к ближнему, а недостойным Божьей милости.

В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах для оплакивания своих злодеяний.

Читайте также:  Имена для девочек по месяцам по церковному календарю 2017

Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. А также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу, ее предстательства перед Богом за падших в грехе человеке.

Вторая песнь, как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты, и только в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук. Призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук. Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь.

Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного.

Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу.

Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление.

И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности покаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст — ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому спрашивает у Господа прощения и исцеления своим ранам.

Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а, наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Подготовка к Таинствам

Чаще всего канон покаяния ко Господу вычитывается как составная часть молитвы ко святому Причащению. Он настраивает внутренний мир на волну раскаяния.

Чтобы грешник был способен осмыслить свои поступки, остепениться и получить спасение своей души для вечной жизни с Богом в Царствии Его. В правиле полготовки ко Причастию — три канона ко причастию совмещенные, читать их следует как один, но припевы даны поочерёдно от каждого конкретного.

Он включает в себя три других канона: покаянный ко Господу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Туда включены лишь некоторые их части.

Подходя к Святому Причащению, необходимо достойным образом подготовиться и освободить свою душу от греховных повреждений. Достигается это посредством покаяния. Каноны перед исповедью и

Причастием помогают понять, с каким состоянием подобает подходить к Таинствам и дает возможность уже дома правильно настроить себя.

Важно, чтобы обращение к покаянному канону не превращалось в механическую вычитку, а являлось истинным душевным раскаянием. Если все выполнено верно, то можно получить большую пользу и очищение. Возможно, поэтому после Причастия читают благодарственные молитвы.

Покаянный канон в повседневной жизни

Читая о покаянной молитве Господу Богу, только с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди), нельзя узнать все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами из-за наших же грехов, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

Реальная история

В практике одного довольно известного современного священника существует много реальных случаев, когда чтение Покаянного канона на протяжении даже полугода повернуло жизнь молящегося и его близких в самую благоприятную сторону.

Однажды к священнику для наставления и совета, как жить дальше, привезли женщину, которая умирала от рака. Ее под руки ввели в святой храм Господень и подвели к батюшке. Та рассказала ему, что умирает и что никто из врачей не в силах ей помочь.

В течение беседы выяснилось, что в свое время женщина эта совершила в молодости очень много абортов, и это не было осознанно ею как смертный грех убийства, причем собственных детей.

Батюшка объяснил ей масштабы содеянного ею, и назвал все своими именами.

Женщина спросила, что же ей делать, ведь убитых не вернуть. Священник благословил ей каждый день читать Покаянный канон за свои дела, стараться расположить свою душу к искреннему покаянию и изменению, чаще приглашать священника для исповеди и причастия, если она сама не в силах прийти в храм. На этом разговор был окончен.

Через год, по рассказу священника, в тот храм, где произошел судьбоносный разговор, ко времени богослужения вошла свежего вида немолодая, но миловидная улыбающаяся женщина в шляпке. Она выискивала в толпе кого-то.

Когда она увидела священника, радостно подошла к нему, взяла благословение и начала благодарить. Тот не сразу узнал в ней женщину, которую год назад, умирающую, привели под руки для, скорее всего, последней беседы.

Оказалось, что по приезде домой, куда врачи выписали ее умирать, она стала в точности выполнять благословение: каждый день читала канон, старалась вызвать в себе раскаяние, прилежно исповедовалась и причащалась.

Через полгода она уже перестала нуждаться в поддержке со стороны родственников, стала сама выбираться в храм, наладился аппетит, а рак отступил. Но это еще не все.

За этот год обе ее дочери встретили свою любовь, поправили дела, и в их жизни произошло столько благоприятных событий, сколько в течение всей жизни не происходило. Господь с радостью принял кающуюся и поспешил одарить и ее, и близких Своими богатыми милостями.

Сила молитвы

Покаяние, как говорят, второе Крещение. А Крещение, как известно, смывает с человека все грехи (равно как и монашество или пострижение в инока). Если быть честным перед собой и Создателем, то искреннее чтение канона покаяния отмоет всю грязь с души человека и подарит ей свободу для жизни в любви, добре и для вечного Царства Божия.

Источник: https://1001molitva.ru/molitvy/kanon-pokayannyj-ko-gospodu-nashemu-iisusu-hristu.html

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

В этой статье Вы найдёте канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу: полный текст с толкованием слов.

Глас 6

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

[перевод: Морскую бездну точно сушу стопами Израиль попирал, гонителя фараона видел потопляемого и восклицал: “Богу победную песнь воспеваем”.]

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

[Ныне приступил я, грешный и обремененный, к Тебе, Владыке и Богу моему; не смею же взирать на небо, только молюсь, говоря: “Дай мне, Господи, ум, да плачу о делах моих горько”.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

[О, горе мне, грешному! Более всех людей окаянен я, покаяния нет во мне; дай мне, Господи, слезы, да плачу о делах моих горько]

Слава: Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

[Безумный, окаянный человек, в лености время губишь; подумай о жизни твоей, и обратись ко Господу Богу, и плачь о делах твоих горько]

И ныне: Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

[Мати Божия Пречистая, взгляни на меня, грешного, и от сети диавола избавь меня, и на путь покаяния наставь меня, да плачу о делах моих горько]

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

[Никто не свят, как Ты, Господи Боже мой, вознесший мощь верных Твоих, Благий, и утвердивший нас на камне веры Твоей]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на Судищи Страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

[Когда поставлены будут престолы на Суде страшном, тогда всех людей дела обнажатся; горе там будет грешным, в муку отсылаемым; и то зная, душа моя, покайся в злых делах твоих]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас, темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

[Праведники возрадуются, а грешные восплачут, и тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас; того ради прежде кончины покайся, в злых делах твоих]

Слава: Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

[Увы мне, великому грешнику, делами и мыслями осквернившемуся, ни одной слезы не имею из-за жестокосердия моего, ныне воспрянь от земли, душа моя, и покайся в злых делах твоих]

И ныне: Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

[Вот взывает, Госпожа, Сын Твой и поучает нас добру, я же, грешный, от добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй меня, да раскаюсь в злых моих делах]

Седален, глас 6-й

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

[Помышляю о дне страшном и плачу о деяниях моих лукавых: как отвечаю бессмертному Царю, или как дерзну воззреть на Судию я блудный? Благосердный Отец, Единственный Сын и Дух Святой, помилуй меня]

Слава, и ныне:

Богородичен:

Связан многими ныне пленицами грехов и содержимь лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.

[Связан я ныне многими цепями грехов и одержим лютыми страданиями и бедами, к Тебе припадаю, моему спасению, и взываю: “Помоги мне, Дева, Мати Божия”]

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи

[“Христос моя сила, Бог и Господь”, – досточтимая Церковь достойно Бога поет, взывая в чистоте разума и торжествуя в Господе]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.

[Широкий путь здесь и удобный для удовольствий, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет: хранись от них, человек, ради Царства Божия]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.

Читайте также:  Молитва матроне от порчи, сглаза, приворота - православные иконы и молитвы

[Зачем убогого обижаешь, удерживаешь плату работника, брата твоего не любишь, ревностно стремишься к блуду и гордости? Оставь все это, душа моя, и покайся ради Царства Божия]

Слава: О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия.

[О, безумный человек, долго ли будешь увязать, собирая, как пчела, богатство твое? Вскоре ведь оно погибнет все, словно прах и пепел; старайся же более искать Царства Божия]

И ныне: Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.

[Госпожа Богородица, помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи, и сохрани меня, да внезапная смерть не похитит меня неготового, и доведи меня, Дева, до Царства Божия]

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

[Божиим светом Твоим, Благой, души с утра взыскающих Тебя любовию озари, молюсь Тебе, да Тебя ведаем, Слове Божий, истинного Бога, от мрака греховного взывая]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?

[Вспомни, несчастный человек, что лжи, клевете, разбою, немощам и лютым зверям ты из-за грехов порабощен; душа моя грешная, этого ли возжелала ты?]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геене предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

[Трепещут все члены тела моего, ибо всеми я согрешил: очами взирал, ушами слышал, языком злое говорил, всего себя предавая геенне огненной; душа моя грешная, этого ли возжелала ты?]

Слава: Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся, душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

[Блудника и разбойника кающихся принял Ты, Спаситель, лишь я леностью греховной отягчен и злым делам порабощен; душа моя грешная, этого ли возжелала ты?]

И ныне: Дивная и скорая помощнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душе бо моя грешная того восхоте.

[Дивная и быстрая помощница всем людям, Мати Божия, помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная сего возжелала сейчас]

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

[Житейское море вижу, возмущаемое напастей бурею, к тихому берегу Твоему пристаю, взывая к Тебе: “От гибели спаси жизнь мою, Многомилостивый]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Житие на земле блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою.

[Жизнь земную блудно прожил и душу во тьму предал, ныне же молю Тебя, Милостивый Владыка, освободи меня от порабощения врагу и дай мне разум, да творю волю Твою]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.

[Кто творит подобное мне? Ибо как свинья лежит в грязи, так и я в грехе валяюсь. Но ты, Господи, извлеки меня из этой гнусности и дай мне расположение сердечное, да творю заповеди Твои]

Слава: Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою.

[Воспрянь, несчастный человек, к Богу, вспомнив свои согрешения, припади ко Творцу со слезами и стоном; Он же по милосердию даст тебе ум, дабы ты знал волю Его]

И ныне: Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.

[Богородица Дева, от видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая, и прими молитвы мои, и донеси их Сыну Твоему, да даст мне ум творить волю Его]

Кондак

Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.

[Душа моя, что грехами обогащаешься, что волю диавола творишь, на что надежду возлагаешь? Оставь это все и обратись к Богу с плачем, взывая: “Милосердый Господи, помилуй меня, грешного”.]

Икос

Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.

[Помысли, душа моя, о горьком часе смерти и Страшном суде Творца твоего и Бога: Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Итак, покайся прежде смерти, взывая: “Милосердный Господи, помилуй меня, грешного”.]

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

[Раскаленную печь отрокам сделал Ангел как бы источающею росу, опаляющее же халдеев повеление Божие вынудило мучителя возопить: “Благословен Ты, Боже отцов наших”.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

[Не надейся, душа моя, на тленное богатство и на неправедно собранное имущество, ибо не знаешь, кому все это оставишь, но воззови: “Помилуй меня, Христе Боже, недостойного”.]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

[Не уповай, душа моя, на телесное здоровье и на скопреходящую красоту, ибо видишь, как сильные и молодые умирают; но воззови: “Помилуй меня, Христе Боже, недостойного”.]

Слава: Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

[Вспомни, душа моя, вечную жизнь, Царство Небесное, ожидающее святых, и тьму вне Царства и гнев Божий, ожидающий злых, и воззови: “Помилуй меня, Христе Боже, недостойного”.]

И ныне: Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.

[Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо не медля помогает она кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и помилует Он меня, недостойного]

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

[Из пламени святым Своим росу источил Господь и праведного жертву зажег водою, ибо все творишь, Христе, что только захочешь, Тебя превозносим мы вовеки]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. (Дважды)

[Как не заплакать мне, когда вспоминаю смерть, ибо видел я во гробе лежащего брата моего, славы и образа Божия лишенного? Чего я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде кончины покаяние]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Слава: Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.

[Верую, что придешь Ты судить живых и мертвых, и тогда каждому будет определено место, старым и молодым, владыкам и князьям, девам и священникам. Где окажусь я? Поэтому взываю: “Дай мне, Господи, прежде кончины покаяние”.]

И ныне: Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

[Пречистая Богородица, прими недостойную молитву мою, и сохрани меня от внезапной смерти, и даруй мне прежде кончины покаяние]

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

[Бога людям невозможно видеть, на Него не смеют и чины ангельские взирать; через Тебя же, Всечистая, явился людям Господь, Слово воплотилось, и, Того величая, с небесными силами мы и Тебя восхваляем]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя силы, у Престола Божия стоящие, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.

[Ныне к вам обращаюсь, Ангелы, Архангелы и все небесные силы, у Престола Божиего стоящие: молитесь ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечно]

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от силы вражия.

[Ныне с плачем обращаюсь к вам, святые патриархи, цари и пророки, апостолы и святители и все избранные Христом, помогите мне на суде, да спасет Он душу мою от власти врага]

Слава: Ныне к вам воздежу руце, святии мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моея.

[Ныне к вам простираю руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся ко Господу за весь мир, да помилует меня в час смерти моей]

И ныне: Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых. Аминь.

[Мати Божия, помоги мне, на Тебя крепко надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит меня, недостойного, с праведниками справа от Себя, когда воссядет судить живых и мертвых, аминь]

Молитва

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящего Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

[Владыко Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими раны мои залечивший, даруй мне, много пред Тобою прегрешившему, слезы умиления; да проникнет во все мое тело благоухание животворящего Тела Твоего, душе же моей, подай сладость драгоценной Крови Твоей вместо горечи, которой меня напоил враг; поникший мой ум возвыси к Тебе, и возведи из пропасти погибели, потому что я не имею ни покаяния, ни сокрушения, ни слезы утешительной, возводящих детей Божиих к их наследию. Помрачился умом в житейских страстях, не могу воззреть к Тебе в болезни, не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровищница благ, даруй мне покаяние полное и сердце, трудолюбиво ищущее Тебя, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего Образа. Я оставил Тебя – не оставь меня; выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и причти меня к овцам избранного Твоего стада, напитай меня с ними злаками Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь]

В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” и “И ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Источник: https://www.pravmir.ru/kanon-pokayannyj-ko-gospodu-nashemu-iisusu-xristu/

Ссылка на основную публикацию