Храм «всех скорбящих радость» на ордынке, адрес и расписание богослужений

Достопримечательности и святыни Храма Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке

Храм «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке, адрес и расписание богослужений

В Москве в храмы не всегда приходят за душевным спокойствием, сюда несут ноги и тех, кто зачитывался мыслями гениальных поэтов или заслушивался сочинениями именитых композиторов.

С храмом Иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке (по простому, храмом Радость Всех Скорбящих) навсегда сплелись истории Третьяковки, Анны Ахматовой, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова.

Это если не считать архитекторов, так и не сумевших закончить его оформление..

Контакты. Как добираться

  • Искать в Москве храм, посвященный знаменитой иконе, нужно по адресу: ул. Большая Ордынка, 20.
  • Телефон для справок: + 7 (495) 951-60-34.

Добираться от станции метро «Третьяковская» совсем недалеко.

Собираясь навестить это религиозное место, предстоит себе напомнить, что здесь находятся православные святыни.

  1. Поэтому тщательно подобранная скромная одежда очень кстати, как и отсутствие косметики у женщин.
  2. Разговоры, телефон, фотосъемка исключаются, желательно только молчаливое наблюдение за проводящимися службами.
  3. Так как храм действующий, чтобы не задевать чьи-то чувства, лучше приходить к началу богослужений или между ними, если хочется послушать рассказ экскурсовода.

Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

В любой день недели в церкви можно посетить какую-то службу или церемонию. Проводятся службы по такому графику:

  • утренняя литургия, 8:00 (понедельник – суббота);
  • вечерняя служба, 18:00 (понедельник – суббота);
  • ранняя литургия, 7:00, и поздняя литургия, 10:00 (воскресенье, праздники);
  • всенощная служба, 18:00 (воскресенье, праздники);
  • молитва за исцеление глаз у иконы сотника Лонгина, 11:30 (четверг);
  • заупокойная всенощная служба, 18:00 (пятница);
  • молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости у иконы «Всех Скорбящих Радость», 15:30 (суббота);
  • акафист у иконы «Всех скорбящих Радость», 18:00 (воскресенье).

Что касается прочих обрядов, их в храме совершают по просьбе прихожан, так что постоянно проводятся то крещения детей, то венчания, то панихиды и отпевания. Заказывают эти церемонии регулярно, поэтому в храме постоянно людно.

Святыни

Предметов особого почитания в храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке немало, и они разнообразные. К ним относятся:

  • икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». С 1688 г. носит имя чудотворной, так как в стенах Преображенской церкви случилось исцеление от смертельной болезни. На иконе кроме Богоматери и Младенца изображены ангелы, мучающиеся люди, святые вроде Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, а также Отечество. Перед этой иконой разрешено молиться и неправославным;
  • икона мученика Лонгина. Этот римский сотник, по мнению церкви, присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. Став христианином, Лонгин свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, где и был за это обезглавлен. Нашедшая его голову слепая обрела зрение, и с тех пор у образа сотника Лонгина просят о победе над болезнями глаз;
  • икона апостола Андрея Первозванного+частично его мощи. По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси;
  • ларец со множеством останков святых, среди которых Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел и Симон, мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия, проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский, Сергий Радонежский и прочие.икона мученика Вонифатия

Интересные факты

  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Фото храма иконы «Всех Скорбящих Радость»

Желтизна небольшой однокупольной церкви с лепниной выделяет ее из ряда новостроев.
Трёхъярусная звонница вновь зазвучала, дождавшись своих голосистых колоколов.

Интерьер Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.
Уникальный подсвечник в приделе Варлаама Хутынского церкви Скорбященской церкви на Большой Ордынке в Москве.

Завершение окна барабана церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке в Москве.

Храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке — видео

Самая уважаемая икона храма на Ордынке – «Всех Скорбящих Радость». Впрочем, по всей России ей посвящают храм за храмом.

Смотришь на непривычную для православных храмов форму ротонды, строгие классические черты постройки и как-то сразу понимаешь, почему здесь нравилось Ахматовой и почему здесь место музыке Рахманинова. Кому-то понравятся иконы для детей, кто-то стремится выхлопотать у небес исцеление для своих близких. А какая цель могла бы привести вас в храм Радости Всех Скорбящих?

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/vsex-skorbyashhix-radost-na-bolshoj-ordynke.html

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, г.Москва

На пути, который ведет в Золотую Орду, был основан деревянный храм в честь преподобного Варлаама Хутынского в «Ордынцах», приблизительная дата появления 1571 г. Для справки, «Ордынцами» назывались русские пленники, которые были со временем освобождены от монгольских завоевателей.

Наша история дает нам допущение, что именно эта территория на которой в данный момент стоит храм, якобы была выдана им для застройки жилищ. В следующем веке (1683-1685гг.), храм был опять отстроен и на той же территории деревянного храма был создан каменный храм Спаса Преображения.

Вскоре там (1688 г.) произошло восхваление чудесной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», которую особенно почитали личности царствующих домов.

Спустя время (1713г.) даже был издан антиминс на престол в честь этой иконы. Позже (1770 г.) в ордынском Преображенском храме реконструировали придел на благотворение Г. Любовниковой, так как огромное количество людей и прихожан жертвовали деньги на оборудование храма.

Через тринадцать лет один из богатых купцов, а именно Долгов, который имел дом, прямо напротив храма, решил сделать вклад, огромную сумму на его реконструкцию. Он предложил заняться этим своему родственнику, знаменитому и выдающемуся архитектору Василию Баженову.Но церковь переносила и тяжелые времена.

В 1812 году во время огромного московского пожара, храм выгорел и от него практически нечего не осталось. Архитектор О.И. Бове построил опять храм только в 1831-1836 гг., но постарался максимально сохранить фрагменты прошлого.Во времена коммунизма, в 1930 г. храм закрыли. Его пытались уничтожить, срывали все колокола.

Единственное что уцелело – это старинный интерьер, и за это благодарны мы сотрудников Третьяковской галереи. В то время размещалось там хранилище музея, и его работники всеми силами усердно старались сохранить бесценные памятки нашей истории и религии.

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке была открыта снова в 1948 году, вслед за тем как было восстановлено Патриаршество. Он был один первых открывшихся храмов на тот период. Празднование и прославление приходилось на 24 октября/ 6 ноября, и все воскресения читали акафист и совершали молебен в честь чудесной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Святыни храма: чудотворная икона Божией Матери “Всех скорбящих радость”, чтимая икона Андрея Первозванного, чтимая икона Лонгина сотника иже при Кресте Господни, чтимая икона прп. Алексия человека Божиего. 

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/138-khram-ikony-bozhiej-materi-vsekh-skorbyashchikh-radost-na-bolshoj-ordynke

Расписание богослужений

Вторник 17 седмицы. О бесплодной смоковнице.

Понедельник 17 Седмицы. Об исцелении иерихонского слепого.

Неделя 16 по Пятидесятнице. О талантах.

Суббота 16 седмицы по Пятидесятнице. О втором пришествии.

Четверг 16 седмицы. О женщине сирофиникиянке.

Page 2

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы слушали как Господь выходил из Иерихона, а у дороги сидел слепой, который когда, услышав, что идет Иисус Назорей, стал кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Читайте также:  Постные дни в году у православных

Люди заставляли его молчать, но он продолжал кричать. Тогда Господь подозвал его и спросил, что он хочет, тот ответил: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя.

И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня при чтении Евангелия мы слушали притчу о том, как один человек, отправляясь в дальнюю страну, призвал своих рабов и поручил им свое имение, одному дал пять талантов, другому два, третьему один.

Первые два раба употребили свои таланты в дело и получили прибыль, первый пять талантов, второй два, а третий раб закопал свой талант в землю и не получил никакой прибыли.

Господин же приехав, похвалил первых двух рабов, наградил их, а третьего наказал.

Мк., 7, 24-30

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы слушали как о Господе услышала женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем чтении Евангелия Господь сказал о том, что оскверняет человека не то что входит в него, а то, что исходит из человека оскверняет его. Это было сказано по поводу того, что фарисеи укорили учеников Спасителя в том, что они едят неумытыми руками, потому что по учению фарисеев, еда, вкушаемая неумытыми руками, оскверняет человека.

Дорогие, братья и сестры!

Сегодня мы празднуем великий Праздник Усекновения главы святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии говорилось о том, как фарисеи и книжники спрашивают у Спасителя: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушали как люди клали больных на открытых местах и просили Его (Спасителя), чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

И вот фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли… зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

Дорогие, братья и сестры!

В сегодняшнем чтении Евангелия мы слушали, как один из законников подошел ко Господу и спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Источник: http://hram-vsehskorb.ru/content/96

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москва) / Организации / Патриархия.ru

Москворецкое благочиние Московской городской епархии

История

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей.

Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г.

состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе.

Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

 Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году.

В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.

), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма.

Престолы

Главный — Спаса Преображения, приделы — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского.

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона преподобного Варлаама Хутынского чтимые иконы мч. Лонгина сотника, прп. Алексия, человека Божия; апостола Андрея Первозванного.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечернее богослужение в 18.00,в воскресные и праздничные дни — Литургия в 7 и 10 час., накануне — всенощное бдение в 18 час., по четвергам — в 11.

30 водосвятный молебен у чудотворной иконы мч. Лонгина сотника об исцелении от глазных болезней; по субботам — в 15.

30 молебен у чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» об исцелении людей, подверженных недугу алкоголизма и наркомании.

Внебогослужебная деятельность

Храм открыт в течение всего дня. При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. В настоящее время чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября — в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).

Прихожане храма оказывают посильную помощь в уходе за больными, слаборазвитыми детьми и престарелыми психоневрологического диспансера № 20 и пансионата № 6 для престарелых ветеранов труда в г. Москве.

***

Настоятель — митрополит Волоколамский Иларион.

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:109017, ул. Б. Ордынка, 20Телефон:(495) 951-60-34Web-сайт:http://ordynka.comE-mail:info@ordynka.comНастоятель:Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич)

Читайте также:  Псалмы от злых людей - православные иконы и молитвы

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/254743.html

Московский скорбященский храм на ордынке – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Московский храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, на Ордынке

Московский храм в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость” (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москворецкое благочиние Московской городской епархии)

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 1570-м годам. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни.

24 октября 1790 года Скорбященский придел был освящен митрополитом Платоном (Левшиным).

Московская церковь Всех Скорбящих радость (Преображенская) на Большой Ордынке. 1882 год, из альбома Найденова

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг.

был почти заново выстроен архитектором О. И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт.

Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе.

Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и перенесены внутрь храма.

Здесь же был создан знаменитый церковный хор регента Н. В. Матвеева. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. Чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября — в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).

Прихожане храма оказывают посильную помощь в уходе за больными, слаборазвитыми детьми и престарелыми психоневрологического диспансера №20 и пансионата №6 для престарелых ветеранов труда в г. Москве.

Святыни

Настоятели

Видео

Храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” на Ордынке. Передача “Святыни Москвы” телекомпании “Союз”. Выпуск от 8 апреля 2013

Использованные материалы

[1]  С апреля 2009 по 30 июня 2011 – почётный настоятель.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/26933.html

Москва. Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” на Большой Ордынке

Статью добавил(а): Юлия,  4 декабря 2005

Иначе называется по главному престолу – Преображенская церковь на Б.Ордынке (или “в Ордынцах”).

В летописи впервые упоминается в 1571 г., когда храм носил имя Варлаама Хутынского. Основан при митрополите Варлааме в 1523 г. Престол Преображения Господня известен с 1625 г.

Каменная церковь построена в 1683-1685 гг.

После прославления в 1688 г., находящейся в нем иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, за храмом закрепилось название этого чудотворного образа.

В конце XVIII в. западная половина храма с 3-х ярусной колокольней переделана архитектором В.И.Баженовым.

Во время пожара 1812 г. храм пострадал. Вновь перестроен в 1831-1836 гг. архитектором О.Бове на средства братьев Куманиных и А.А. Долгова.

Храм закрыт в 1930 г., колокола сорваны и уничтожены. Во время войны внутри помещался запасник Третьяковской галереи, благодаря чему внутреннее убранство осталось в целости и сохранности. Вновь храм был освящен в 1948 г.

Рядом сохранились чугунная ограда XIX в., дом притча, которые тоже стоят на государственной охране.

Статью добавил(а): Игорь Демин,  12 октября 2008

Классицистический облик храма сочетается с традиционной планировкой XVII века «кораблем», при которой храм, трапезная и колокольня расположены по оси восток-запад. Нынешний храм возник в результате постепенной перестройки церкви 1683-1685 гг. и в целом сохранил ее планировочное решение.

Вначале были перестроены колокольня и трапезная. Заказчиком переделки храма был купец Афанасий Долгов, чей дом находился на противоположной стороне Б. Ордынки (сохранился в перестроенном виде).

Упомянутый купец был родственником выдающегося архитектора Василия Ивановича Баженова; вполне объяснимо, что он заказал перестройку именно ему. Постройки Баженова относятся к 1791 году. Колокольня стала круглой в плане, трехъярусной, увенчанной куполом и золоченой главой.

Нижний ярус украшен колоннами ионического, средний – полуколоннами коринфского, верхний, на котором расположены колокола – пилястрами композитного ордера.

По обеим сторонам трапезной, получившей характерный для классицизма план прямоугольника с закругленными углами, возведены ионические четырехколонные портики. Эффектно выглядят круглые окошки, размещенные над входами и окнами трапезной, в тимпанах ее фронтонов, а также на нижнем ярусе колокольни.

Позднее, в 1828-1836 годах, основной объем церкви был перестроен О. И. Бове. Из квадратного в плане он стал ротондальным. В интерьере ротонды по окружности расположены 12 ионических колонн, поддерживающих массивный барабан с прямоугольными окнами.

Барабан увенчан сферическим куполом с четырьмя «термальными» полукруглыми окнами в основании. Такие же окна-люнеты, обрамленные мощными архивольтами, размещены над крупными окнами нижнего яруса ротонды. Мотив круга, начатый еще в «баженовской» части постройки, продолжает и практически сферическая глава.

Апсид у храма нет, алтарь размещается в особо выделенной восточной части ротонды.

По обеим сторонам ротонды О. И. Бове добавил двухколонные ионические портики, перекликающиеся с ионическими же баженовскими портиками трапезной, но не повторяющие их буквально. Украшающий их лепной фриз и карниз с модульонами продолжается по всей окружности ротонды.

В советское время (в начале 1930-х годов) храм был закрыт, но, по счастью, избежал разрушений – лишь колокола были сброшены и уничтожены. Во время войны здесь размещались запасники находившейся неподалеку Третьяковской галереи. Ее сотрудники, понимавшие художественную ценность церкви, в немалой мере позаботились о сохранении интерьеров.

А вскоре после войны храм был возвращен верующим и вновь освящен в 1948 году. Все это способствовало тому, что этот памятник архитектуры, созданный двумя знаменитыми московскими архитекторами, сохранил и внешний облик и интерьеры, включая иконостас, созданный по проекту О. И. Бове, и чугунные плитки пола, выполненные по его же рисунку.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  21 сентября 2014

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г.

Читайте также:  Через сколько лет можно хоронить в одну могилу по закону, сколько человек

Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И.

Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом.

Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году.

В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России.

В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В.

Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Книга всегда имеется в наличии в церковной и свечной лавке, а также библиотеке храма.

http://ordynka.com/history

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  6 февраля 2018

Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм ХVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О.И.

Бове, которому поручили переустройство церкви, обошёлся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан.

Говоря о “баженовских элементах”, следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объём со скруглёнными углами.

Этой “округлости” трапезной соответствует и колокольня – “совершенная по форме”, как аттестует её сабашниковский путеводитель. Она составлена из трёх последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довёл до логического завершения заданную Баженовым скруглённость очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу.

В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников “своего” – московского – ампира. Кстати, об ампире. Мы привыкли видеть Скорбященскую церковь в классическом ампирном – охристо-белом – одеянии. Между тем такая разновидность колера – не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями.

То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя “только красными” храмами – свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, – бледно-розовую окраску решено было не применять. Чрезвычайно изящна и сдержана лепнина Скорбященской церкви.

Систему лепных украшений составляют медальоны с головками херувимов и растительный орнамент. В сравнении с орнаментальным буйством барочных церквей декор ордынского храма выглядит даже “скудновато”. Купол покоится на низком световом барабане, прорезанном большими окнами. В верхней части барабана – фриз, украшенный тонкой лепниной с растительными мотивами.

Существенной особенностью купола являются четыре полукруглых окна в его основании. Большие окна самого храма, оформленные пилястрами и резными карнизами, открыты солнечному свету, благодаря чему пространство основного храма всегда, даже в не слишком яркий день, освещено очень хорошо. Кроме того, окна выполняют и декоративную функцию, задавая вертикальное членение фасадов ротонды, которая без этого выглядела бы чересчур приземистой. С южной и северной сторон ротонды мы видим портики, покоящиеся на колоннах ионического ордера. Дверной проём оформлен пилястрами.

“Круглый главный храм орнаментирован великолепно, – сообщал путеводитель “Прогулки по Москве”, вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, – двери его (со двора) совсем “светские” по характеру украшения… Внутри храма необычайное богатство…

Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева приделы прп. Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, по одному из которых ныне зовётся весь храм.

По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное.

Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину – изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица (Христос, например, в бороде, с выбритыми усами) взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение (эта картина находится сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца ХVIII – начала ХIХ веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок”.

Стоит добавить, что прежде холодный и тёплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застеклённой же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма “галерейным”. Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются.

Нетронутыми остались (после принятия в 1933 году облисполкомом решении о закрытия церкви и передаче здания Третьяковской галерее под архитектурный кабинет) восточная часть храма (собственно ротонда с великопным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери “Всех скорбящих Радость” и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947-1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств. Свой настоящий вид храм иконы Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радость” на Большой Ордынке приобретал в два этапа. В 1780-е годы В.И. Баженов выстроил существующую ныне трапезную с двумя приделами и колокольню. А в 1820-1830-е годы О.И. Бове возвёл восточную часть храма, ротонду. С 1948 года регентом храмового хора был Н.В. Матвеев (его называют “великим регентом ХХ столетия”). Он создал хор, получивший признание не только в церковных, но и в профессионально-музыкальных кругах. Ценители церковной музыки особенно старались попасть в Скорбященскую церковь 8 ноября, когда хор Матвеева исполнял “Литургию Иоанна Златоуста” П.И. Чайковского, не звучавшую в советскую эпоху более нигде – ни в других храмах, ни в светских концертных залах. Великолепный хор звучал внутри, но снаружи храм был безгласен. В 1961 году жильцы писательского дома в соседнем Лаврушинском переулке, потребовали “убрать колокольный звон”. Убрали. В 1974 году храмовое здание отреставрировали. В частности, лепной фриз ротонды получил недостающие детали.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №89, 2014 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02244

Ссылка на основную публикацию