Православие » Основы » Имя при крещении, церковные православные имена

Имя при крещении, церковные православные имена

Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности / Православие.Ru

Имя при крещении, церковные православные имена    

Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов.

Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности   — об этом поговорим ниже.

Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.

Святой пример

В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы.

Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее.

Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.

Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!

По святцам

На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая.

Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя.

Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он.

   Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.

Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Крестить как есть

Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.

Экзотическое имя

Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное.

Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку.

Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.

От порчи

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу.

Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей.

Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.

Подведем итоги

Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

Источник: http://www.pravoslavie.ru/106177.html

Выбор русских православных мужских и женских имён по святцам

1001molitva.ru > Именины > Выбор русских православных мужских и женских имён по святцам

Возможно, каждый у кого есть дети, в определённый момент вставал перед выбором, как назвать новорождённого или ещё не родившегося ребёнка. Родители начинают теряться в догадках при выборе имён: одни хотят дать малютке интересное и звучное, другие редкое и необычное, а третьи, наоборот, скромное или традиционное. Сейчас возвращается мода на исконно русские и православные имена.

Православные и русские обычаи

Стоит отметить, что русские и православные — это порой не одно и тот же представление, ведь до крещения Руси наши праотцы поклонялись языческим богам и идолам, это накладывало отпечаток на цивилизацию и имена, как следствие.

Тогда к выбору имён подходили иначе, вкладывая в них какие-либо качества, черты характера или внешности человека, а иногда даже заслуги родителей либо других предков. В этом прослеживается сходство с племенами коренных Американцев.

Но с появлением Христианства на Руси изменились и имена. Зачастую люди получали имена на Византийский манер, но помимо греческих, в христианстве осталось множество римских, еврейских, египетских и других имён. В основном это имена святых, мучеников или библейских персонажей.

Для верующих, исповедующих православие, выбор имени не является значительной проблемой. Чаду по дате его рождения выбирают имя святого, чью память церковь чтит в этот день.

Чтобы узнать, кто празднует именины сегодня, достаточно посмотреть любой православный календарь на нужную дату.

Выбор по святцам

Если вы вдруг не захотите нарекать ребёнка в честь святого, чья память отмечается в день его рождения, можно выбрать имя по святцам. Святцы — это православный словарь имён. На каждый месяц святцы предлагают на выбор множество прекрасных русских православных имён.

Женские имена

Выбрать православное имя для девочки не так сложно, достаточно обратиться к церковному календарю и найти нужный вам месяц.

  • Январь: Ульяна, Юлианна, Юлия, Анастасия, Евгения, Агата, Клавдия, Августина, Агриппина, Ирина, Феодора, Феодосия, Евфросинья, Матрона, Наталья, Татьяна, Нина, Елена, Неонилла, Ксения, Мария.
  • А рождённых в феврале предлагается окрестить следующими именами: Инна, Анна, Екатерина, Мария, Ольга, Александра, Василиса, Дорофея, Кристина, Зоя, Ирина, София.
  • Женские имена по святцам в марте будут такими: Марианна, Варвара, Елизавета, Дарья, Прасковья, Марфа, Алёна, Елена, Ксения, Матрона, Надежда, Оксана, Галина, Кристина, Наталья.
  • В апреле можно выбрать эти имена: София, Юлия, Полина, Дарья, Таисия, Алла, Лариса, Евдокия, Прасковья, Галина, Ника.
  • Рождённых в мае по святцам называют так: Тамара, Валерия, Анна, Тамара, Нина, Зоя, Лилия, Зоя, Сусанна, Яна, Арина, Клавдия, Фаина.
  • Для девочек, появившихся в первый месяц лета, придутся такие имена: Анастасия, Юлия, Мария, Валерия, Зинаида, Фёкла, Мелания, Вера, Кристина, Лилия, Марианна, Марта.
  • Святцы на июль предлагают такие имена для девочек: Инна, Римма, Мария, Жанна, Анжелика, Эльза, Ольга, Вероника, Маргарита, Марина, Юлия.
  • В святцах на август вы найдёте следующие женские имена: Евгения, Анна, Ираида, Олимпия, Анфиса, Серафима, София, Арина, Евдокия, Иоанна, Мария, Ева, Ульяна.
  • Первому месяцу осени характерны такие имена: Фёкла, Марфа, Регина, Эльза, Татьяна, Ксения, Руфина, Раиса, Анна, Людмила, Любовь, Надежда, София, Александра.
  • Октябрьские имена по святцам для девочек: Ирина, Прасковья, Мария, Вера, Устинья, Надежда, Таисия, Пелагея, Феодосия.
  • Имена на ноябрь: Гликерия, Матрона, Капитолина, Алёна, Клавдия, Серафима, Ольга, Феодора, Марфа, Анна.
  • А в первый месяц зимы в святцах мы находим такие имена: Августина, Екатерина, Антонина, Маргарита, Юлия, Феврония, Кира, Варвара, Зоя, София, Лилия, Ангелина, Анжела, Фёкла, Гликерия, Анфиса, Вера, Елизавета, Эльза.

Как назвать мальчика

Для мальчиков тоже можно выбрать имя по святцам.

  • Например, в январе предлагаются следующие имена: Илья, Тимофей, Григорий, Михаил, Прокопий, Сергей, Николай, Давид, Яков, Исаак, Игнат, Герасим, Платон, Иван, Александр, Иосиф, Михей, Филипп, Пётр, Макар, Савва, Виктор, Кирилл, Афанасий.
  • Мужские имена в феврале: Макар, Марк, Пётр, Антон, Василий, Борис, Филипп, Виталий, Ефрем, Феодосий, Игнат, Владимир, Роман, Дмитрий, Иван, Юлиан, Никифор, Порфирий, Всеволод, Семён.
  • В марте нам предлагаются такие мужские имена, как: Архип, Филимон, Варлама, Федот, Евгений, Дорофей, Лев, Денис, Игнат, Пахом, Константин, Георгий, Антон, Станислав, Юрий Нестор, Павел, Даниил.
  • На апрель и май святцами предлагаются эти имена для мальчиков: Антоний, Моисей, Вениамин, Нестор, Феофан, Феофил, Павел, Даниил, Клавдий, Иннокентий, Тихон, Илларион, Ефим, Сергей, Никита, Николай, Фёдор, Яков, Иван, Трофим, Леонид, Зосим, Василий, Степан, Кирилл, Иов, Исайя, Никодим, Сергей, Макар, Давид, Симон, Онисим.
  • Для мальчиков, родившихся в летние месяцы, возможно выбрать по святцам следующие имена: Константин, Касьян, Семён, Карп, Куприян, Фотий, Харитон, Мефодий, Паисий, Елисей, Ефрем, Гермоген, Михаил, Леонтий, Пётр, Иона, Терентий, Максим, Герман, Яков, Артемий, Степан, Нестор, Прокопий, Леонтий, Лазарь, Афиноген.
  • Православные святцы в осенние месяцы предоставляют большой выбор мужских имён. В сентябре мальчиков предлагают назвать так: Роман, Серафим, Илья, Корнилий, Глеб, Борис, Давид, Ермолай, Климент, Прохор, Анатолий, Лука, Валентин, Евдоким, Елизар, Вячеслав, Афанасий, Лаврентий, Мирон, Алексей, Фрол, Михаил.
  • В октябре: Андрей, Самуил, Агапий, Варфоломей, Владимир, Серафим, Степан, Георгий, Яков, Даниил, Пётр, Захар, Василий, Гавриил, Юлиан, Игнат, Алексей.
  • Святцы на ноябрь: Борис, Сергей, Вениамин, Спиридон, Аристарх, Савва, Куприян, Давид, Филипп, Матвей, Дионисий, Фома, Демьян, Леонтий, Лев, Ион, Ефим.
  • На первый зимний месяц в святцах для мальчиков есть такие имена, как: Артемий, Всеволод, Викентий, Зиновий, Леонид, Степан, Марк, Арсений, Гаврила, Родион, Самсон, Григорий, Ананий, Порфирий, Августин, Никандр.

Но если вы всё-таки решили остановиться на православных именах, стоит знать, что не все известные нам имена являются христианскими.

К примеру, если девочку назвали Светланой, то церковь покрестит её с именем Фотиния, в честь преподобной Фотинии Палестинской. И день ангела, именины в простонародье, у девочки будет совпадать с датой памяти святой.

Но, не стоит путать его с именем Фатиния, происходящим от старинного славяно-татарского имени.

Словарь русских имён

Если православные имена не вызвали интереса, то обращайтесь к справочнику имён, в котором вы найдёте не только полный список мужских и женских русских имён, перечисленных в алфавитном порядке, но и значение с толкованием каждого из них. В нём есть красивые и редкие русские имена для девочек и мальчиков как христианские, так и старинные славянские.

К выбору имени желательно подходить весьма ответственно и осознанно, ведь имена, которые мы носим, так или иначе влияют на нашу жизнь и имеют определённые значения. Выбирая православное имя, вы нарекаете ребёнка именем какого-либо христианского святого, поэтому волноваться о связанных с ними суевериях не придётся. Особенно это понимают верующие, посещающие церковные службы.

Некоторые из славянских имён, таких как Злата и Мирослав, вполне безобидны и достаточно распространены в наше время. Несложно определить и их значение: Злата — золото, золотая, Мирослав — прославляющий мир, прославленный миролюбием.

Конечно, если копнуть поглубже, мы найдём много режущих слух и непонятных имён, таких как греческие Анемподист, Евника, Арин и православные Яздундокта и Виветь. Для того и стоит обращаться к справочникам имён или к православным святцам, чтобы понимать, каким именем хотим мы наградим своего ребёнка.

Те времена, когда детей называли в честь политических вождей, коммунистических партий или заводов, прошли. Хоть и есть некоторые исключения из правил, всё же мы постепенно возвращаемся к традиционным русским именам для девочек и мальчиков, отдавая предпочтение скромным православным именам святых, вместо новомодных и гламурных.

Верующие и воцерковлённые люди предпочтут православные имена или имена христианских святых, чем поддадутся современным тенденциям.

Они руководствуются тем, что их детей будет оберегать не только ангел-хранитель, данный при крещении, но и святой заступник, имя которого носит ребёнок.

И после возвращения важной роли церкви в жизни общества россияне всё чаще начали использовать традиционные для нашего, христианского понимания, имена.

Источник: https://1001molitva.ru/imeniny/vybor-russkih-pravoslavnyh-muzhskih-i-zhenskih-imyon-po-svyattsam.html

Имена девочек по церковному календарю

Имя человека обладает магической силой, оно всегда было окутано завесой тайны и мистики. Имя ребенка порой определяет всю его будущую жизнь и очень сильно влияет на нее. Наши мудрые предки знали о кармической силе и могуществе, которое несет имя. Своих детей славяне старались защитить от напастей с помощью церковного имени.

Крещения

Существовал специальный православный календарь, где новорожденным выбирались имена по святцам. Имя при Крещении (церковное имя) хранилось в тайне, его не произносили лишний раз во избежание сглаза ребенка. Это, по мнению наших предков, давало дополнительную защиту человеку от нечистой силы.

Имена девочек по церковному календарю это богатство необыкновенно мелодичных и никогда не теряющих свою актуальность имен, отличающихся удивительной красотой звучания.

Люди, которые носят имена святых или великомучеников, являющихся покровителями их дня рождения, на всю жизнь получают мощную защиту Ангела-хранителя.

Так считалось в древние времена, но эта традиция соблюдается и в наши современные дни.

Как правильно выбирать церковное имя девочки по святцам

В церковном христианском годе каждый день отмечается и празднуется память нескольких святцев. Существуют определенные правила чтобы выбирать женские имена по церковному календарю.

  • Первый день рождения. По дате рождения выбирается одно из нескольких женских имен святцев, которое и будет носить ребенок. Эти церковные имена детей имеют могущественную силу и защищают их обладателей от жизненных невзгод.
  • Восьмой день от рождения. Число восемь – это символ вечности, святое число в христианстве. В глубокой древности по церковному уставу малышей крестили именно на восьмой день рождения. Православные женские имена, данные по святому на восьмой день рождения, приносят их обладательницам светлую дорогу в жизни.
  • Сороковой день от рождения. Именно в этот день кроху приносят по христианскому обычаю в храм для совершения таинства Крещения.

Если в эти дни нет рождения святых или их имена кажутся родителям неблагозвучными, для девочек допускается сдвиг на несколько дней от намеченной даты.

В наши дни традиция давать мужские и женские церковные имена тщательно соблюдается. В честь святого, во имя которого наречен человек, празднуют именины (день Ангела).

Когда малыш подрастет, он обязательно должен узнать жизнь святого, в честь которого носит свое имя.

Читайте также:  Иосифо-волоцкий мужской монастырь - православные иконы и молитвы

Ритуал присвоения имени или Крещение – это святой обряд, церковное таинство. Человек, получая имя своего святого, приобретает помощь Светлых сил, которые с момента Крещения берут его под свою опеку и заботу. Именины в старые времена праздновались даже с большим шиком, чем день рождение. В дату своих именин принято ходить в церковь, ставить свечку своему покровителю.

Вы можете самостоятельно выбрать женское имя по святцам для своего малыша. Вам поможет в этом православный календарь женских имен на 2016 год. Только учитывайте, что в церковном календаре все даты идут по старому стилю. Чтобы привести их в соответствие с нашим привычным календарем, следует прибавить число 13 к дате рождения.

Источник: http://missnames.ru/cerkovnye-imena-devochek.html

Вокруг церковного имени

Просмотров: 5545     Комментариев: 0

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин:

У нас имя сына в свидетельстве о рождении записано как Елиссей. При крещении нам сказали, что такого имени православного нет, и в свидетельстве о крещении записали как Елисей. В интернете есть оба варианта написания. Как нам все-таки быть с православным именем ребенка, хотелось бы, чтобы оно совпадало с именем, данным в миру?

У древних имен, пришедших к нам из других языков, может быть несколько вариантов написания. В небольшом расхождении нет абсолютно ничего страшного. Но, мне кажется, вы не совсем пока поняли для себя, что такое православное имя и зачем оно нужно.

1) Возможно ли узнать, какое имя мне дали при крещении? Инна

2) Я не знаю, под каким именем меня крестили в 1994 году. Можно ли это узнать, обратившись в церковь, в которой происходило крещение? Или вероятность того, что крестили под именем Виктория, есть? Просто кто-­то говорит, что это имя не православное. Виктория

Уважаемые Инна и Виктория! Думаю, что вас крестили с теми именами, которые вы носите, которые записаны в ваших документах. В этом нет совершенно никакой проблемы.

Считается, например, что имя Инна — мужское. Действительно, у нас в Святцах есть мученик Инна, но женщины с таким именем вполне могут считать его своим небесным покровителем. Ничего противоестественного в этом нет, ведь мы просим помощи и обращаемся в молитве ко многим святым.

У Бога, как известно, нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). В монашестве часто при пострижении женщинам даются имена святых-мужчин: Сергия, Николая, Амвросия.

То же самое — с так называемыми двойными именами: Валентин — Валентина, Александр — Александра.

В имени Виктория тоже нет ничего неправославного. Есть мнение, что некоторые имена обязательно нужно переводить по смыслу, к примеру, называть Светлану Фотинией, Викторию — Никой и так далее.

Но это мнение, на мой взгляд, ничем не обосновано и применяется почему-то выборочно.

Мы же не называем Любовь по-гречески Агапэ, а Веру — Пистис? Ведь это тоже греческие имена, переведенные на русский язык,— Вера, Любовь, Надежда… Поэтому я думаю, что вы можете спокойно писать в записках свои имена и участвовать с ними в церковных таинствах.

Ответьте, пожалуйста: действительно ли есть святая мученица по имени Аза? Дело в том, что моя мама крещена с этим именем в Минске, а у меня в России не принимают записки на поминовение. На сайте Православие.ру нашла святую мученицу Азу (память 3 ноября н.

ст.), но в церковной лавке работница храма, принимающая записки, смутилась, потому что такого имени нет в православном календаре 2011 года, изданном Московской Патриархией. Поминание на сорокоуст она, видя мою скорбь, все же приняла.

Но как быть дальше?

Дело в том, что ни один календарь не может содержать в себе полного списка святых, прославленных Церковью. В наших православных календарях, в основном, встречаются имена великих вселенских и русских святых. В календарях других Поместных Церквей указаны святые, прославленные этими Церквами.

Скажем, есть такие грузинские святые — Бидзин, Шалва и Элизбар, и на моей памяти был случай, когда человек пытался подать в храме записку за людей с такими именами, а ее не принимали. Здесь многое зависит от общекультурного уровня работников храмов.

Поэтому не смущайтесь, поминайте свою маму и, если кто-то из свечниц не будет брать у вас записку, объясните ситуацию и сошлитесь на мой ответ.

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:

Если никто не помнит имени, с которым меня крестили, можно ли перекреститься другим именем?

Таинство Крещения вводит человека в Церковь и освобождает его от первородного греха.

Изменение, которое происходит с человеком во время совершения этого таинства, настолько велико, что никакие события, включая всевозможные грехи, перемену веры и даже ее потерю, не возвращают человека в первоначальное состояние.

В любом случае он остается, пусть немощным, несовершенным, грешным, но, безусловно, членом Церкви. Поэтому Таинство Крещения может быть совершено только один раз в жизни.

Если вы твердо знаете, что были крещены в Православной Церкви, прибегать вторично к этому же таинству ни в коем случае не следует.

Молитва на наречение имени, которая обычно читается перед Таинством Крещения, может быть в исключительных случаях прочитана позже.

Вам нужно выбрать православное имя, которое вы хотели бы носить, и обратиться к любому православному священнику с просьбой совершить Чин наречения имени, предупредив его, что вы уже были крещены.

Как выбрать имя для ребенка?

Наречение имени, которое предшествует Таинству Крещения, устанавливает особую связь между крещеным, то есть присоединившимся к Церкви человеком, и святым, имя которого выбрано. Этот святой становится небесным покровителем крещеного. К нему, после Господа Иисуса Христа и Божией Матери, чаще всего обращается с молитвой верующий человек.

Православная Церковь не накладывает никаких ограничений на выбор имени для ребенка, лишь бы оно было именем святого, почитаемого Церковью.

Выбрать имя вам помогут списки святых, которые называются Святцами: они обычно печатаются в церковных календарях. Может случиться так, что выбранное вами имя носили несколько святых.

В этом случае полезно прочесть их жития и выбрать имя того святого, житие которого вас более всего тронуло.

В прошлом существовала традиция, согласно которой ребенка называли в честь святого, память которого совершается в день рождения ребенка или в один из ближайших к нему дней. Эта традиция хороша тем, что редкие, иногда почти забытые имена вновь становились живыми и любимыми.

Как правильно определить день своего Ангела? По какому принципу он выбирается, если ближайший ко дню рождения праздник святого с моим именем — за несколько дней перед ним, а после моего дня рождения — только через несколько месяцев?

В наше время взрослые люди, крещенные в детстве, часто не знают, в честь какого святого они получили имена. В этом случае лучше всего прочесть жития всех святых, которые имеют такое же, как у вас, имя.

Того святого, житие которого покажется вам наиболее близким, вы можете избрать в качестве своего небесного покровителя.

Если и при этом выбор окажется затруднительным, можно выбрать того, память которого совершается в день, наиболее близкий ко дню вашего рождения (безразлично, до или после).

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:

Говорят, не стоит называть ребенка в честь мученика. Почему? И вообще: это может как-­то сказаться на судьбе?

Вряд ли подобное мнение может высказывать человек церковный, скорее всего, такие взгляды вам приходится слышать от кого­-то, кто по-­настоящему не знает христианства.

Мученики — наши первые святые, на их исповедании Христа, запечатленном пролитием крови, словно на фундаменте, высится все здание Церкви. Мученическая кровь, по замечательному выражению Тертуллиана, — семя христианства.

И именно к ним в древности чаще всего обращались с молитвой христиане, в честь них, безусловно, называли и своих детей, выбирая, таким образом, небесными покровителями своих чад тех, кто в жизни земной был верен Христу даже до смерти и по кончине стяжал перед Ним величайшее дерзновение. Полагать, что ребенок, названный именем мученика, «всю жизнь будет мучиться», — суеверие, вряд ли достойное не только верующего, но и просто разумного человека.

Газета «Православная вера» № 17 (469)

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_61178

Сложно выбрать имя? Святцы в помощь!

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама – Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке.

А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша.

А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом – как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами.

На самом деле день рождения – это тот день в который родился человек, а именины – это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин – это день Ангела или день тезоименитства.

Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас – практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них – для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение – меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно – мирское, а второе – церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно – просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу – близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» – это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам – это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика – тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели.

Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка.

Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию – запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку.

Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком».

Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне

Имена в июле

Имена в августе

Именины в сентябре

Имена в октябре

Имена в ноябре

Имена в декабре

В НАЧАЛО СТАТЬИ=>

Источник: http://pregnant-club.ru/svyatci

Как выбрать имя при крещении ребенка

Главная » Детям » Как выбрать имя при крещении ребенка

Инструкция

Выбирайте православное имя себе или своему ребенку, руководствуясь определенными правилами. Если имя, которое было дано ребенку при рождении, есть в Святцах, то обычно именно оно дается ребенку и при крещении. В Святцах находятся имена, которые когда-то носили святые люди.

Более того, раньше было принято при рождении нарекать ребенка именем того святого, на день памяти которого пришлось его появление на свет. Для девочек небольшой «сдвиг» при выборе имени допускался. Это делалось потому, что дни памяти святых жен бывают несколько реже, чем святых мужей.

Но при крещении человек получал другое имя.

Некоторых имен, например, грузинских или сербских святых, нет в наших Святцах. Несмотря на это, их имена можно давать при крещении, потому что они являются адаптированными под другой язык вариантами имеющихся в Святцах имен.

Если ваше имя или имя вашего ребенка является таковым, возьмите его при крещении.

Помимо присутствия имени в Святцах, день памяти носившего его святого должен отмечаться в промежутке со дня рождения ребенка по восьмой день его жизни. Сегодня «правило семи дней» уже не является обязательным при выборе православного имени, поэтому соблюдайте его лишь при желании.

Человек получает новое имя, пройдя через обряд крещения, во время которого священник трижды читает молитву, трижды призывает Святой дух, освящает воду и окунает туда младенца. Взрослых просто обрызгивают освященной водой. На лоб принимающего крещение человека священник наносит капельку миррового масла.

Именно при погружении в воду человек как бы умирает, а затем рождается к новой духовной жизни, получая при этом и новое православное имя. Помазание же означает благословение Господа.

Читайте также:  Знаменский кафедральный собор в тюмени, расписание богослужений, история, адрес

Если человек забыл то имя, которым был наречен при крещении, ему нельзя креститься повторно, но нужно покаяться, причаститься и попросить священника взять себе другое православное имя. Его можно выбирать из имен, присутствующих в Святцах, так, чтобы оно было созвучно паспортному варианту.

Можно также попросить благословения, чтобы взять себе имя того святого, деяния и житие которого оставили след в вашей душе. Иногда, по обету, ребенку при крещении дают имя святого, которому молились до появления его на свет.

Обратите внимание

В течение года дни памяти многих святых повторяются. Именинами ребенка будет считаться ближайший день памяти святого после дня рождения.

Полезный совет

Сейчас у взрослых людей, принимающих крещение, существует возможность взять имя святого, которого он считает себя близким по духу.

Источники:

  • Имя при крещении в 2017
  • как давали имена в 2017

www.kakprosto.ru

Имя при крещении, церковные православные имена

Как известно, при крещении ребёнку в большинстве случаев даётся совсем другое имя, нежели то, каким его нарекли в миру.

Это делается для того, чтобы никто не смог причинить ему зла, а нечистые силы не смогли заполонить его душу, ведь он находится под защитой Бога, который знает именно его православное крещенское имя.

Также это имя при обряде крещения говорят крёстным родителям, которые являются духовными наставниками ребёнка.

Именно поэтому выбор имени для этого случая – процесс щепетильный и очень важный. И взрослым к нему нужно отнестись со всей серьёзностью. Как дают имя при крещении? Полный и детальный ответ на этот вопрос содержится в данной статье.

Имя при крещении

Имя даётся человеку на восьмой день от рождения. Но об этом факте знают далеко немногие, и часто молитва о наречении читается батюшкой перед самим обрядом крещения. Ребёнок нарекается, как правило, в честь определённого святого, в день (в период) празднования памяти которого родился.

Таким образом этот святой становится его покровителем и просит за него перед Всевышним. Поэтому к выбору имени при крещении нужно относится со всей ответственностью, ведь выбирается не просто наречение, а ангел-хранитель, который будет сопровождать человека всю его жизнь.

Церковные имена при крещении

Чудесным источником выбора имен при крещении является церковный православный календарь, который не утратил своей актуальности и сегодня. В современном списке имён святых более тысячи наречений различного происхождения.

Многие из них достаточно устаревшие и давно не используемые, но с последнее время среди молодых родителей замечена особенность – называть своего малыша очень редким именем. И если они желают сделать именно так, но Святцы им в этом помогут лучше, чем кто-либо другой.

 Какие имена дают при крещении

В христианской культуре существует группа имён, которая сложилась исторически. Имена этой группы называют церковными, православными, или каноническими. Многие из этих имён можно встретить в церковном календаре, где ещё также вписаны даты памяти православных святых.

При крещении каждому православному дают имя в честь определённого святого. Но также есть достаточно большой список имён, которому соответствуют святые с подобным по значению именем, например, Юрий – Георгий, Виктория – Ника. Если же имени, которым нарекли человека, нет в святцах, и подобного ему тоже не найти, тогда имя даётся совершенно другое, но близкое по звучанию и смыслу.

Православное имя дают в честь одного из святых. Он же на протяжении всей жизни является покровителем, ангелом-хранителем окрещённого. День празднования памяти святого становится именинами этого человека. Но святой не только даёт человеку своё имя и день именин, он наделяет его качествами, присущими конкретно ему, а они всегда благие и сильные.

Именем церковным нужно называть себя при причащении или исповеди. Его же необходимо называть в записках “О Здравии” и “Об Упокоении”.

Издавна имя перед крестинами выбирали сами родители, либо же со священником по Святцам – списку канонизированных святых, который составлен точно по датам.

В этом календаре каждая дата является днём памяти определённого святого, а иногда в один день имён может быть несколько.

Тогда при выборе имени для ребёнка есть разнообразие, и здесь уже нужно хорошо подумать, какому святому вручить его судьбу.

Также бывает и наоборот – одному имени соответствует несколько дат, например, Иоанн, Мария.

Особое внимание нужно обратить на день празднования именин. Часто его не помнят, не знают и просто не замечают, считая, что главным является только День рождения человека. Это далеко не так.

Именины очень важны, ведь это – день памяти вашего святого и, почитая его именно в этот период, вы показываете ему своё уважение и благодарность, а он в ответ – продолжает покровительствовать вам во всех жизненных делах.

Как выбирают имя при крещении

  1. по всем церковным канонам, имя ребёнку выбирают по Святцам на 8 день от даты рождения ребёнка. Имя день памяти святого в эту дату и есть днём именин;
  2. если же подходящего имени не нашлось совсем в этот период, то смотрят дни памяти святых на сороковой день от рождения малыша.

    Это допускается церковью, так как раньше ребёнка крестили обязательно на 40 день;

  3. также можно назвать дитя в честь святого, который особенно почитаем в его семье. Это своеобразная семейная традиция, и она достаточно сильна и вполне приемлема до сегодняшнего дня.

Стоит также уточнить, что в церковном календаре значительно больше мужских имён.

Поэтому при крещении девочкам часто даётся имя святого-мужчины, ведь производная его имени может быть и прекрасным женским вариантом.

Имя при крещении по дате рождения

Дата рождения ребёнка очень важна при выборе церковного имени. К ней нужно обращаться обязательно, ведь Месяцеслов (церковный календарь) был составлен, исходя из писаных православных канонов.

Дата, когда родился человек – это не случайное число, потому как Бог послал его на Землю именно в этот день, а значит, наделил определёнными качествами для выполнения своей миссии.

И в этот же день Всевышний даёт ему покровителя, который будет неустанно следить за ним, оберегать от всего греховного и помогать во всех житейских ситуациях.

И делать это он будет через его церковное имя, ибо для него наши земные имена не имеют никакой силы.

 Церковные имена при крещении, список

Существует огромное количество имён, которые можно давать при крещении. В основе своей каждое из них соответствует дате (периоду) рождения и дню памяти святого. Их список достаточно велик, поэтому следует обратиться к Святцам, но при этом обязательно учитывать:

  • день (дату, период) рождения;
  • определение святого (если имён несколько);
  • при выборе имени для девочки – женский вариант мужского имени.

Обязательно к прочтению:  Как исповедоваться в первый раз в церкви

Второе имя при крещении дают только при условии, если в календаре данного имени нет, например, Полина – Аполлинария. Днём именин тогда будет тот, который находится ближе всего к святцам. Об этом родителям, как правило, рассказывает священнослужитель.

Имена при крещении женские, в церковном календаре, находятся в намного меньшем количестве, поэтому имя девочки при крещении выбрать достаточно сложно.

Ведь родителям зачастую хочется, чтобы оно было и красивым, и значимым.

Тогда при выборе им нужно хорошо всё обдумать и обсудить, потому что выбранное имя станет символом для ребёнка и знаковым для его покровителя, а в его лике и для самого Господа.

Предлагаем церковные значения некоторых женских имён, которые сегодня встречаются достаточно часто и вызывают определённые вопросы у родителей во время обряда крещения:

  • Алиса – имя при крещении Александра и Елизавета. Такие аналоги предусмотрены в церковном календаре. Заметим, что снова встречаем производные вариации от мужских;
  • Мирослава – имя при крещении Миропия или традиционное Мария. Оба имени достаточно созвучны с основным;
  • Светлана – при крещении этому имени в православии соответствует имя Фотина или же Фотинья. Желательно девочке с именем Светлана дать именно такие имена. Имя Светлана по церковному при крещении – одно из немногих, которое имеет славянское происхождение. Походит от слова “светлая” и является вариантом мужского имени Светлан;
  • Ярослава – при крещении стоит выбирать некое созвучное с ним имя, так как такого нет в святцах. Часто выбор падает на имя, которое начитается на ту же самую букву. Таким именем является Яздундокта. Если данное имя родителям покажется слишком сложным, то можно выбрать другое, менее созвучное, обязательно перед этим посоветовавшись со священником;
  • Алина – имя при крещении Елена и Ангелина, вполне созвучные и часто используемые в миру;
  • Милана – имя при крещении Маланья и Мария. Оба достаточно просты, красивы и православно значимы;
  • Арина – имя при крещении Ирина и Ариадна. Прекрасные православные имена с давней историей;
  • Диана – имя при крещении Анна или Дария. Чудесные по созвучию и сочетанию;
  • имя Виктория – при крещении аналогом этому имени являются Ника и Вера. Первое имеет не просто схожее, а одинаковое значение с основным – “победа”. А второе говорит само за себя.

Какое имя дают при крещении? Это очень важный вопрос для родителей, которые хотят отдать ребёнка под защиту Господа. Церковное имя – это благодать, сила и характер, которые влияют на всю жизнь и формируют судьбу человека. И этот выбор, как никакой другой, зависит от нас самих.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео, в котором протоиерей рассказывает об именах, данных при крещении:

Отчеты о поездках и благотворительности: 

Поездка в школу-интернат для детей с нарушением речевого аппарата 01.10.2017

ikona-i-molitva.info

Как выбрать имя при крещении – инструкция

С испокон веков имя имеет огромное значение. Это не просто персонализация человека, оно рассказывает о своем владельце, дает небольшую, но емкую характеристику. Взять, к примеру, Адама – первый человек, чье имя означает «родоначальник человечества». Его жена, Ева – «дающая жизнь».

Традиция брать имя при крещении

С распространением христианства, имена, присущие израильтянам, получили большое распространение. Наглядно это можно проследить в Новом Завете: Бог нарекал людей новыми именами, давая точные обозначения каждому и определяя их места в этой жизни. Например, израильское имя Симон означает: «Он (Бог) услышал».

Как написано в Библии, Бог назвал Симона Кифом, что означает – камень (Петр). Так получил свое имя апостол Петр.

С тех пор повелось брать при крещении православное имя – после совершения таинства человек начинает новую жизнь с Богом.

Выбор имени в соответствии с православными традициями

Православные имена даются в честь святых. Это не просто красивое, благозвучное имя, это – небесный покровитель, который является ходатаем перед Богом. За неким образом стоит духовная личность и судьба, которая окажет влияние на жизнь ребенка.

Для того чтобы выбрать имя, достаточно свериться с церковным календарем – возможно день рождения или ближайшая дата являются днем памяти святого. Например, день памяти мученицы Ирины Египетской приходится на 18 сентября. Таким образом, девочке, рожденной в этот день или ближайший, дают имя в ее честь, в соответствии с месяцесловом.

Кстати, называть человека, празднующего свой день рождения именинником стали именно по этой причине – пока он отмечает свой день рождения, христиане празднуют именины в честь святого. Это прочно укоренилось в сознании и теперь именинниками называют людей, празднующих свой день рождения.

Хотя на самом деле именины (еще называют днем Ангела) – это день памяти святого.

В России не было строгих правил выбора имени младенцу. Обычно его выбирали в день рождения, а не на восьмой день, когда проводится крещение.

Также существовала традиция называть ребенка в честь святого, которому был дан обет – будущий покровитель выбирался заранее.

Как правило день рождения и день памяти не совпадали в таких случаях, поэтому именинами выбирался день (если их несколько в году), ближайший к рождению ребенка.

Однако не всегда в календаре есть желаемые имена. В этом случае можно подобрать созвучное или имеющее схожее обозначение. Например, Егор, Юрий и Георгий имеют одного покровителя – Георгия Победоносца. Святой особо почитается в православной и католической церквях и является покровителем воинов, земледельцев и скотоводов.

Исключения составляют имена Иисуса Христа и Богоматери – из глубоко уважения. Однако именем Мария можно назвать в честь одной из святых.

Выбор или смена имени во взрослом возрасте

В современном обществе мода на имена меняется также часто, как и остальные тенденции. Зачастую родители, стараясь выделиться, дают своему ребенку редкое имя, не задумываясь о том, как оно будет сочетаться с фамилией и отчеством, а также – какое влияние окажет на жизнь малыша.

Поэтому, даже если рождение приходится на день памяти святого с редким, для нашего времени, именем, не стоит давать его новорожденному. Лучше подобрать созвучное или не столь необычное. Так, имена Анемподист или Акакий хоть и являются напоминанием о святых, но все же вышли из повсеместного употребления.

Например, 20 мая в святцах сразу несколько святых: Авив, Зенон, Фаддей, Исидор, Стефан, Михаил, Иосиф. Из всех перечисленных привычными являются имена Иосиф и Михаил. Следовательно, они и являются предпочтительными для выбора. Также рекомендуется обратить внимание на имена апостолов – Петр, Павел, Иоанн.

Они были востребованы как на заре христианства, так остаются популярными и сейчас.

Бывают случаи, когда человек, будучи взрослым, хочет принять крещение и сменить имя. Здесь можно предложить два варианта: самостоятельный выбор по месяцеслову или помощь священника. Во втором случае служитель делает перевод имени в церковно-славянскую форму: Оксана – Ксения, Марта – Марфа, Леон – Лев.

Двойные имена

В православии не принято крестить двойным именем. Несмотря на западное поверие и современное увлечение давать такие имена, богослужитель не пойдет на встречу и не станет проводить таинство.

Единственный возможный вариант двойного использования: имя, указанное в официальных документах и используемое в повседневной жизни, и имя, которым человек пользуется в церкви. Второе, христианское, применяется во время совершения таинств, оно упоминается в записках, молитвах.

И именно с этим именем человек предстанет на Божьем суде. Вам может быть полезна статья о главных православных праздниках.

pravmama.ru

Источник: http://kakvybratvsjo.ru/detyam/kak-vybrat-imya-pri-krecshenii-rebenka.html

Выбор имени при крещении, церковный календарь

В ветхозаветные времена имя имело огромное значение для человека. Оно было не просто обозначением личности или предмета. Оно рассказывало о своем носителе, давало ему маленькую, но очень точную характеристику. Вот появился первый человек и Бог дал ему имя Адам – «родоначальник человечества». Свою жену Адам нарек Евой – «дающей жизнь».

Пошаговая инструкция выбора имени

Когда на земле начало распространяться Христианство, то имена, которые носили Израильтяне, стали достоянием всех народов. В Новом Завете появились новые имена, которые людям дал Бог.

Многих он переименовывал, давая им точные обозначения и определяя их место в жизни. Так апостол Петр носил Симон, что в переводе с израильского языка означает «Он услышал». «Он» – это Бог. Симон получил Петр.

«Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр) – говорится в Библии.

С тех пор христиане стали брать себе второе, православное, имя при крещении. Это связано с тем, что когда человек принимает крещение, он становится новым по духу . Он начинает жить новой жизнью с Богом.

Имя в честь святого

Все они даются в честь святых людей. Узнать его можно по церковному календарю.

Для этого надо после даты своего рождения нужно найти ближайший день памяти святого, которого зовут также как и вас. Например, вы – Александр и родились 28 апреля.

Ваши именины будут 30 апреля, а вашим святым покровителем будет преподобный Александр Свирский. День памяти святого покровителя и станет вашими именинами.

До сих пор в России самое любимое – это Александр, у него самое большое количество праздников. Поэтому можно выбрать святого в день вашего рождения, крещения или воцерковления.

Если среди святых нет вашего имени

Если их нет в святцах, то при крещении подбирается наиболее близкое по звучанию. Например: Жанна – Иоанна, Нэля – Неонилла, а Лилия – Лия. Отдельных нет в церковной традиции, поэтому используются  имеющие тоже самое значение. Например, Светлана – это Фотиния, а Виктория – Ника.

Любимыми христиан были: Апостолов Христовых. Как и в V веке, так и в наши дни, чаще всего называют Иоанном, Петром, Павлом. Имена в честь Иисуса Христа и Богородицы брать не рекомендуется. Причина этого объясняется глубоким к ним уважением и почтением. Хотя сами имена использовать можно, но в честь других святых.

В наше время выбрать имя стало очень просто. Ежегодно Московская Патриархия выпускает календарь. В нем подробным образом рассказывается о самых известных святых. Особенно внимательно нужно подбирать его для ребенка. Ведь ему придется носить его всю свою сознательную жизнь.

И оно не должно служить поводом для насмешек. Например, такие как: Акакий, Ангий, Анемоподист, Баланда (Балландина), Екзуперия сейчас вышли из употребления или встречаются редко. Однако, они тоже требуют к себе уважения , потому что их носили достойные люди.

Нужно помнить, что то, что было интересно когда-то, может забыться сейчас.  

Источник: http://LiveInOrthodoxy.com/vybor-imeni-pri-kreshhenii/

Православные традиции. Имя ребенка по христианским канонам

Когда, кто  и как должен придумать имя ребенку? В разных семьях происходит по-разному. Кто-то заранее подготавливает не только все необходимое для рождения и первых месяцев жизни ребенка, но и подбирает имя маленькому человечку.

А кто-то тянет до последнего, судорожно принимая решение только оттого, что все сроки ожидания вышли, и называть пятимесячного человека просто «ляля» уже не серьёзно. По-разному происходит и сам выбор имени.

Здесь мы расскажем о православной традиции выбора имени ребенку, и, соответственно о том, что связано с такими понятиями как именины и День Ангела.

Экскурс в историю: как это было

  В Библейской традиции культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом, и Православие в частности вопрос имени человека всегда был очень важен. Имена героев веры – Авраама, Исаака и Иакова – многократно повторялись в поколениях, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан.

Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его, ребенка, причастником той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога. Здесь основным мотивом наименования малыша было желание делегировать ему, пусть пока только по имени, части заслуг перед Богом их прототипами.

Эпоха раннего христианства, особенно ее ярко выраженный эллинский период не регламентировала особенного процесса выбора имени ребенку. Многие имена носили конкретно языческий характер, о чем свидетельствует их греческий перевод на русский язык.

Собственно люди, ставшие святыми и придали своим именам сакральный характер, сделали их христианскими именами. Надо понимать, что для любого верующего очень дорог эффект прецедента.

Если однажды в религиозной жизни что-то получилось именно так, то и в последующем стоит повторять тот же путь для достижения успеха в самом главном – спасении собственной души.

Отчасти, этот рецептивный подход напоминает Ветхозаветную традицию, но лишь отчасти, поскольку в Ветхом Завете нет понимания того, что умершие святые являются активно действующими персонажами, особенно в жизни людей носящих их имена. Там, как раз, это в большей мере, традиция, нежели мистика.

Этот патронаж выразился в понятии «небесный покровитель». Интересно, что зачастую у самих «небесных покровителей» в свое время, никаких небесных покровителей не было, следовательно, осуществить свою святость они смогли и без дополнительного мистического элемента в своей жизни, без дополнительной помощи.

«Богатыри – не мы!» – хочется воскликнуть вслед за поэтом, прославляющим силу и крепость предыдущих поколений. Однако помощь лишней не бывает, и традиция давать имена в честь святых – и получать в их лице молитвенников и покровителей – укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия как неотъемлемая его часть.

Креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – сам в крещении своем получил христианское имя Василий.

В России в Синодальный период в крестьянской среде сформировался странный обычай делегировать это право священнику, который совершает крещение. Понятно, что приходской священнослужитель, не очень утруждая себя вопросом выяснения жизни своих или не своих прихожан, предпочитал пользоваться святцами.

Святцы – это список святых с датами их кончины, распределенный по календарю. В христианской традиции дата земной кончины всегда считалась началом вечной жизни, а у святых тем более.

Следовательно, особые праздники в честь святых совершались, как правило, не тогда, когда вспоминали их рождение, а тогда, когда вспоминали день их отшествия к Богу. За время многовековой истории Церкви святцы постоянно пополнялись.

Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, можно выбрать имя по благозвучию и толерантности к вкусам родственников, наиболее подходящее, если уж руководствоваться этим синодальным пережитком.

Однако, в нормальной ситуации, как об этом говорят наиболее авторитетные книги по православной обрядности «Новая скрижаль» и «Истолкование православного богослужения» Блаженного Симеона Фессалоникийского, имя малышу дается, все-таки, родителями. Священник же во время чтения молитвы на имянаречение лишь фиксирует родительский выбор.

Выбираем имя новорожденному

Со стороны иногда кажется, что человеку верующему жить проще в том плане, что для всякой жизненной ситуации у него есть готовая инструкция: делай раз, делай два, делай три. На самом деле это не совсем так.

Более точно принцип церковной жизни был сформулирован блаженным Августином: Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых.

Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? В этом вопросе существует два разных подхода, у каждого есть свои сторонники, в пользу каждого можно привести достаточное количество аргументов.

Вариант первый:

Родители, если они не имеют четкого плана об имени ребенка, могут воспользоваться святцами. Принцип здесь простой: надо смотреть имена святых собственно в день  рождения малыша, или после него, или в день крещения. Вот что по этому поводу можно прочитать в православной литературе:

Вариант второй:

Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым. Если это так, то, обычно, в семье предшествующих поколений уже есть люди носящие имена почитаемого святого.

Отсюда наблюдается как бы традиция преемственности, которая у посторонних может создать иллюзию только родового уважения, например – наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее.

Да, для человека малорелигиозного, дело обстоит именно таким образом, более того, это стоящий мотив в нерелигиозных семьях, по крайней мере, он не предосудителен и очень человечен. Однако, первоначально, основная причина была именно в почитании конкретного святого целыми поколениями.

Иногда, бывает, что в обычное течение жизни врывается настоящее чудо, связанное с тем или иным святым, тогда, благодарные родители, могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери, увековечить свое отношение к небесному покровителю.

В пользу этого подхода – выбора особо почитаемого святого вне зависимости от даты рождения нарекаемого младенца – также можно привести высказывания известных церковных деятелей:

С каким именем крестить взрослого?

Случается, что родители приходят к вере позже рождения малышей, и когда собираются крестить подрастающих детей или креститься сами – оказывается, что имя, избранное первоначально, не имеет аналогов, например, в русских святцах.

В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни.

Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.

Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.

При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей.

И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами.

Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.

В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель.

По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так».

Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.

Если же святых тёзок несколько – выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же – именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение – выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария – в Православной Церкви нет.

Обряд имянаречения

Прежде Крещение совершалось не так спешно, как теперь. Крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца.

Но имя давали, и причисляли к разряду так называемых оглашенных, на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно. С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа.

Так повелось со времен Авраама.

Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день. Однако было и собственно Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного.

Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, за семь дней Бог создал этот мир, и о нем позаботился, и, теперь, верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Кстати, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, и это день воскресный, когда вспоминается Пасха.

Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после Дня Рождения – это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».

Но, это, конечно в идеале, на практике сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие.

В этой молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени.

И с этих пор и далее, это имя будет употребляться во всей жизни человека, как его церковное имя по которому, в конечном итоге, его и призовут на Суд будущего Царства.

Именины и небесный покровитель

Если ребенок крещен Александром – это не значит, что он празднует именины всякий раз, как видит в календаре день памяти святого Александра, поскольку святых с таким именем несколько.

Именинами является день памяти вполне конкретного человека – например, святого праведного князя Александра Невского Собственно название День Ангела – народное название дня памяти святого, имя которого человек носит.

Дело в том, что Ангел Хранитель, также дается человеку при крещении, как спутник и помощник в духовной жизни. Однако, святой, в честь которого назван человек, в переносном смысле, тоже именуется Ангелом, или вестником, передающим волю Божию человеку.

Более точно, конечно, говорить не День Ангела, а именины, или день такого-то святого. Мы уже отметили, что это – дата памяти, когда Церковь вспоминает достижение святым Небесного Царства.

Однако, если жизнь святого известна подробно, кроме того, после его смерти произошло какое-нибудь необычное чудо, например, нахождение его останков (обретение мощей), то дней памяти такого святого, в году, может быть несколько. Соответственно и именин тоже несколько – и как поводов для усиленной религиозной жизни, и как семейных праздников. Самое большое количество именин в году у людей носящих имя в честь Иоанна Крестителя.

Любой верующий стремится иметь у себя дома не только икону, то есть изображение святого, в честь которого он назван, но и его Житие, а также специальные молитвы к нему – акафист и канон.

Молитва небесному покровителю

Молитва Ангелу-Хранителю

В церковной традиции празднование Дня Рождения менее значимо, по сравнению с празднованием именин.

И хотя в настоящее время это еще не так ярко выражено, но в дореволюционные времена люди простого происхождения обычно помнили лишь год своего рождения, а не точную дату, и в метриках, часто записывался именно «Ангельский день», а не дата появления на свет. Разница в акцентах празднования того и другого события существенна.

В День Рождения чествуется сам человек, реже его родители, хотя, кстати, это несправедливо. В именины же внимание уделяется не столько живущему носителю имени святого, сколько самому святому и его призыванию на помощь.

Поэтому главным элементом правильного церковного празднования Дня Ангела является усиленная духовная жизнь в этот день. Выражается она вполне практично. Имениннику рекомендуется посетить храм, в идеале, исповедоваться и причаститься в этот день, или, хотя бы, поучаствовать в этот день в богослужении в честь своего святого.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/waiting/names/1105.html

ОТЗЫВЫ НА Имя при крещении, церковные православные имена (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация