Возраст отрока в православии

О церковных записках

Возраст отрока в православии

– Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10–15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв.

Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп.

Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

– К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося». Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится.

Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы». В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

За кого нельзя подавать записки?

– Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

– Во время проскомидии – приготовительной части Литургии («проскомидия» – по-гречески «приготовление»), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

Что такое «заказная обедня»?

– Обедней в народе называют Литургию. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки прочитываются на проскомидии, на ектении (поминовении во всеуслышание, которое обычно совершает диакон) и на молебне (или панихиде).

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

– В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет.

Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Что такое вечное поминовение?

– Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери – это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться.

Почему у церковных записок разная стоимость?

– Различие цены записок отражает лишь разницу в сумме пожертвования на храмовые нужды, а потребности храма значительно выше, когда он восстанавливается или нуждается в ремонте. Это же можно сказать и о стоимости свечей.

Источник: http://iconostas.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/voprosy_i_otvety/o_cerkovnykh_zapiskakh/115-1-0-2204

До какого возраста отрок в церкви:

Источник: https://www.baby.ru/popular/do-kakogo-vozrasta-otrok-v-cerkvi/

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

ПИШЕМ ЗАПИСКИ ПРАВИЛЬНО

Как правильно написать записку?

— Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее — «О здравии» или «О упокоении». В нашем храме есть уже готовые бланки красного цвета — «о здравии» и синего — «о упокоении».

Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 — 15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании.

Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Нужно четко писать окончания имен, которые носят и мужчины и женщины: Александра (мужчина) и Александры (женщина), Валентина и Валентины и т.д.

Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

— До 7 лет ребенок — младенец, с 7 до 14 лет — отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

— К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося».

Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится.

Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».

В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

За кого нельзя подавать записки?

— Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

— Во время проскомидии — приготовительной части Литургии («проскомидия» — по-гречески «приготовление»), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

— В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

— Сорокоуст — это сорокадневное поминовение во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. В нашем храме сорокоуст принимается только об упокоении новопреставленных и кроме литургии, также поминается на панихиде. Сорокоуст можно заказать там, где в храме продают свечи (свечной ящик) только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

— Кроме записок об однодневных поминовениях, в нашем храме принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год. Имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждой литургией молится об этих людях.

Что такое вечное поминовение?

— Это поминовение в течение всего времени, пока существует храм или монастырь. В нашем храме таким поминовением является «Именной кирпичик».

Что такое «именной кирпичик» и как его купить?

— «Именным кирпичиком» в нашем храме называется вечное поминовение о здравии или о упокоении, но только по воскресным и праздничным дням.

Если Вы приобретаете в нашем храме «именной кирпичик», то на одном из кирпичей будет написано имя человека для которого Вы приобретаете кирпич, Вам дадут свидетельство на «именной кирпич» и имя записывается в специальный синодик. Кирпичи с написанными на них именами идут на строительство храма.

Приобрести «именной кирпичик» можно в храме за свечным ящиком или в церковной лавке.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

— Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери — это будет полезно и для нее, и для ребенка.

Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться. В нашем храме каждый четверг в 17:00 служится молебен «для будущих мам».

Источник: http://www.newmartyros.ru/articles/kak-napisat-zapiskuo-zdraviio-upokoenii.html

3. О церковных записках — Православное образование

3.1. Зачем в храмах пишут записки?

– Записка о здравии или упокоении – это просьба верующего человека к священнослужителям вознести свою молитву о конкретном человеке во время богослужения. Фактически это стремление прихожан молиться о своих близких вместе со всей Церковью.

3.2. Как правильно написать в храме записку?

– Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «Об упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10–15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании.

К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). Имена детей следует писать в полной, соответствующей святцам (не сокращенной или уменьшительно-ласкательной) форме, например, «Михаила», а не «Миши» или «Мишеньки».

Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного».

3.3. За кого нельзя подавать записки?

– Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

3.4. Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

– Во время проскомидии (в переводе с греческого «принесение») – подготовительной части Литургии – за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и об упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

3.5. До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это можно указать сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

3.6. Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

– Так писать не принято. Ведь лишь один Бог в полной мере знает духовное состояние каждого человека.

3.7. Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

– В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгия; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.

В том случае, если не известно, с каким именем был крещен человек, следует написать имя, данное при рождении, с указанием, что этот человек был крещен (например, «о здравии Артура (крещ.)»).

3.8. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

– Нельзя. Неродившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.

В этом случае следует подавать записки о здравии беременной женщины (например: «о здравии непраздной Елены»).

3.9. Что такое «заказная обедня»?

– Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии.

Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне или об упокоении на панихиде.

Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.

3.10. Что такое сорокоуст и как его заказать?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или об упокоении во время Литургии. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

3.11. Что такое годовое, полугодовое поминовение?

– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение определенного периода времени: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет.

Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Источник: https://pravobraz.ru/3-o-cerkovnyx-zapiskax/

Отроковица — это… что такое отроковица?

  • отроковица — См. малолеток… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отроковица женщина, малолеток; отрочица, подросток, юница, девочка, девушка Словарь русских …   Словарь синонимов
  • отроковица — и устарелое отроковица …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
  • ОТРОКОВИЦА — ОТРОКОВИЦА, отроковицы, жен. (устар. и ритор.). женск. к отрок; девочка подросток, среднего возраста между младенцем и девицей. «Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • отроковица — ОТРОКОВИЦ|А (107), Ѣ (А) с. Девочка, молодая девушка: ѡтроковиц˫а же кѹпьно помазана съдрава вс˫а бы(с). (ἡ… παῖς) ЖФСт к. XII, 145 об.; заповѣдающе отъселѣ. свою братанѹ на бракъ обьщени˫а. съвъкѹплѧющю… или дъвѣма отроковицѧма сестрама оц҃а и… …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
  • Отроковица — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… …   Википедия
  • отроковица — отроков’ица девица в возрасте 16 18 лет …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  • Отроковица — ж. устар. Девочка подросток среднего между ребёнком и девицей возраста. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  • отроковица — отроковица, отроковицы, отроковицы, отроковиц, отроковице, отроковицам, отроковицу, отроковиц, отроковицей, отроковицею, отроковицами, отроковице, отроковицах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов
  • отроковица — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  девица, дева, молодая женщина (3 Макк. 4, 6) …   Словарь церковнославянского языка
  • Отроковица — девочка от 7 до 15 лет …   Краткий церковнославянский словарь

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/146906

Возраст

Возраст

«Ну, что ж… возраст», – порой кряхтим мы, удрученно глядя на себя в зеркало или ощущая сердцебиение, покалывание, подсасывание, похрустывание, подрагивание, простреливание… «Возраст», – высокомерно-снисходительно, с примесью сочувствия (если нас напрямую не касается) качаем головой, замечая в человеке преклонных лет признаки старческого слабоумия, доставляющего родным и близким немалые хлопоты. «Это возрастное», – мудро вздыхаем о «фокусах» подросткового самоутверждения и юношеского максимализма, о всплесках и конфузах сорока-пятидесятилетнего поколения, о скорбях климакса, о дряхлении организма…

Такое впечатление, что слово «возраст» несет на себе какую-то тень рокового подчинения времени, текущего от ломки к ломке навстречу полному распаду. «Возраст!» – разводим мы руками над гробом старика, наконец, освободившего жилплощадь, койку, носилки…

Что-то унылое и обреченное слышится в этом слове, независимо от того, идет ли речь о шалостях ребенка или старческом маразме. Как будто возраст – это лишь то, что проявляется как издержки развития, «болезни роста» или признаки деградации.

Совершенно искаженное понимание. Наверное, никакое другое слово не искажено в своем содержании как это, благодаря его обыденной применяемости.

А если вдуматься? Что такое возраст и почему это слово, как правило, употребляют в связи с патологическими проявлениями жизненных этапов? Не сказывается ли тут интуитивное понимание бренности земного и тленности преходящего? Не отсюда ли наше фиксирование возрастных этапов в связи с характерными для них проявлениями падшего начала в человеке?

Того начала, которое человеку иноприродно, паразитирует на нем и является причиной стаскивания жизни в смерть, а отсюда и отчаянное жизнелюбие, не желающее задумываться о жизнелюбии истинном, и, как закономерное следствие такого ложного жизнелюбия, не утруждающего себя задуматься о сущности и смысле бытия, но сознающего свою обреченность – столь же отчаянное уныние… Пожалуй, здесь много, что зарыто.

Между тем, слово «возраст» в своем изначальном смысле является жизнеутверждающим. Такие словосочетания, как «преклонный возраст» – по сути, оксюморон.

«Преклонность» – состояние или, лучше сказать, процесс торжества смерти над жизнью: постепенное пригибание, преклонение к земле: «земля еси, и в землю отидеши» (Быт. 3; 19), преклонение жизни к своему закату. А «возраст»? Это же отглагольная форма от «возрастать».

Возраст – процесс торжества жизни над смертью, процесс прорыва, преодоления инерции распада, коренящегося в грехопадении. В земной жизни это преодоление заметно, пока организм растет, укрепляется, но потом… «возраст берет свое», т.е.

под возрастом понимается что-то противоположное жизни… Но это какая-то чудовищная подмена! Корень этого слова – «рост». А рост не может «брать свое», отнимая от жизни.

Возраст

Возраст – понятие не календарное и не биологическое. Сущность этого процесса в возрастании соответственно естеству. В случае человека – это процесс всестороннего развития его трехсоставной природы.

Причем, если для телесного начала предел развитию есть (по всей вероятности), то для душевного и, тем более, духовного начала пределов развития нет.

Человек изначально призван возрастать в Боге, непрестанно, будучи образом Божиим, совершенствуясь в богоуподоблении.

И вот тут есть одно важное «но»: человек грешен.

Его природа пронизана ядом греха, образ Божий в нем помрачен, исковеркан, загроможден, застроен… Прежде, чем говорить о совершенствовании, следует подумать о покаянии, подобно тому, как прежде, чем идти, надо встать.

Впрочем… иногда, если не получается сразу встать, следует двигаться хоть на четвереньках, хоть ползком, только бы двигаться в нужном направлении, в надежде со временем постепенно подняться и идти «по-человечески».

Вот это движение, эти изменения в способе передвижения, в фигурах и позициях, если хотите, и есть возрастание человека. Возрастание в течение земной жизни – это поэтапное восстание падшего. Личность человека проходит разные периоды и ступени своего духовного становления аналогично становлению и созреванию физическому и психическому.

Только с одной существенной разницей: психосоматически человек состарится (если доживет до «преклонного возраста»), одряхлеет – это «естественно», если принять как естественное последствия грехопадения. А вот духовному развитию нет предела, и оно не знает деградации под воздействием времени.

Духовно можно повредиться, если впасть в прелесть, если пойти на поводу у греховных помыслов, но состариться духовно невозможно. Человек, живущий благодатью Духа Святого, не стареет, он… ветшает: его тело теряет былую силу, статность (впрочем, статность, порой, сохраняется каким-то непонятным образом и в скрюченном старце), но его внутреннее развитие продолжается, он «зреет от силы в силу».

И условие этого непрерывного и бесконечного созревания открыто Спасителем в первой, основополагающей заповеди блаженств: «Блаженны нищие духом…» (Мф. 5; 3).

Смиренный никогда не считает себя имеющим нечто, достигшим чего-то великого, он всегда мал и незрел в своих глазах, он тот, кто откликнулся на призыв Господа «обратиться и быть как дети», он «умалился» как дитя, а потому такие люди и больше всех в Царстве Небесном (Мф.

18; 1 – 4): ведь они находятся в непрестанном развитии как дети, мечтающие стать однажды взрослыми, как дети, подражающие взрослым… С той разницей, что в обычной жизни дети, стремясь поскорей вырасти, подражают взрослым в первую очередь в том, что только «большим» разрешено, а детям – нет.

Критерием «взрослости» им кажется обладание «запретным плодом». Это уже следствие действия в душе порочности, подпитываемой дурным примером.

Иное дело – возрастание чад Божиих: у них пример – Христос и Его друзья. Кто Его друзья? – те, кто доверился Ему. И не раз, не два, но доверился однажды и с того момента вся их жизнь – подвиг доверия Богу, Его Промыслу. Дитя во Христе взирает на их пример и, подражая, возрастает от силы в силу, незаметно для себя, по мере осознания своей малости, приобщаясь величию Божию.

Источник: https://www.pravmir.ru/vozrast/

Духовный возраст

«Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1Ин.2:12,13)

Ко всем ли детям Божьим Бог относится одинаково? Или Его мудрость настолько совершенна, что Господь знает возможности и силы каждого человека в отдельности, и, в зависимости от особенностей человека, Он меняет свои требования? Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Таким образом, Господь знает силы каждого человека и контролирует каждое искушение.

Пророк Исаия притчей о земледельце старался показать, насколько Господь аккуратен и внимателен к каждому. Люди отличаются друг от друга по своему характеру так же, как и разные сорта зерен отличаются по своей структуре.

И подход у Бога к каждой группе людей, как и у земледельца к каждому сорту зерен, неодинаковый.

Земледелец-Бог знает, к какой группе зерновых, образно, относится каждый человек, и в соответствии с этим Он обрабатывает человека-зернышко, стараясь, чтобы он принес как можно больше пользы: «Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин – палкою. Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис.28:27-29).

Итак, мы видим, что к каждому виду зерна у земледельца особый подход, и каждый вид нуждается в особой обработке. Но необработанное зерно в кладовку не заносится. В Божью сокровищницу вносится только обработанное и готовое.

И как каждый испытывается соответственно своей силе и обрабатывается в зависимости от того, к какому виду «зерновых» относится, так же получает свое предназначение и ставится на труд Божий, в зависимости от этих качеств.

Разными примерами и прообразами Господь учит нас, открывая пути в Царство Небесное. Апостол Иоанн описывает четыре духовных возраста: дети, юноши, отроки и отцы, соответствующе определяя каждый и подчеркивая духовное действие и уровень познания Бога, характерные данному возрасту.

Духовный возраст человека зависит от уровня познания им Бога: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального.

Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2:12-14).

Апостол Иоанн, обращаясь к духовным детям, подчеркивает, что детство, младенчество – это получение прощения: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его». Какой спрос с ребенка? Детство – это возраст, в котором человек требует постоянной опеки; ребенок только берет, а не дает.

Можно сказать, что тех, кто находится в детстве, младенчестве, заботливый Отец носит, в основном, на Своих руках, опекая и охраняя от искушений и испытаний. Бог учит духовных младенцев на языке, доступном для их понимания и восприятия: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал…

» (1Кор.13:11).

Господь считается с младенчеством так же, как Он считается с любым возрастом, относясь к человеку с пониманием и терпением. Только ни в детстве, ни в отрочестве, ни в юности нам нельзя задерживаться. Нам необходимо постоянно расти и правильно, гармонично развиваться.

Отношение Отца к духовным детям настолько снисходительное и терпеливое, что, взрослея, нам не хочется расставаться с теми милостями, к которым мы привыкли, будучи детьми.

Самое сложное для младенцев и детей – это расстаться с их капризами, но Отец, желая привить детям самостоятельность, начинает отвечать на крик малыша не сразу, а дает ему возможность самому попробовать выйти из затруднения.

Как научить ребенка ходить, как воспитать в детях терпение и самостоятельность, как убрать из их характера капризы, как привить добрые качества и выработать духовную смекалку, если все делать за ребенка, откликаясь на каждый его зов? Если ребенка не приучить к самостоятельности, он вырастет неприспособленным к жизни, останется младенцем, постоянно нуждающимся в полной опеке Небесного Отца.

Часто Бог предлагает нам самостоятельность, и поэтому, когда нам хочется услышать ответ от Господа, мы ощущаем тишину.

И если в детстве предложенная нам самостоятельность была лишь видимостью (в основном, за нас все равно все делал Отец, прививая умение творить добро, способность мыслить, говорить и поступать, как дети света), то в старшем возрасте от нас уже требуется принятие самостоятельных решений на базе практических знаний, вложенных в нас Господом.

Это будет абсолютно неправильно, если мы в юношеском возрасте будем ожидать от родителей, что они завяжут нам шнурки на ботинках, положат ложку с обедом в рот и будут за нас выяснять отношения на улице, если сосед отнимет мяч.

«Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого». Апостол Иоанн обращается к юношам уже совсем по-другому. Здесь уже подразумевается борьба, и видна победа, притом, самостоятельная.

Не за них победили лукавого, а они сами, самостоятельно сражаются с ним в искушениях и испытаниях и побеждают силой Иисуса Христа. Юношество – это возраст, достойный уважения; юноше Бог допускает искушения и борьбу с ними.

Но не надо забывать, что искушения всегда допущены человеку по силам.

Допущение человеку искушений и возможность сражаться с ними самостоятельно говорят о том, что ему уже даны сила и власть, знание и воспитание, которых должно хватить, чтобы победить лукавого. Но даже и в этой самостоятельной для человека борьбе (не стоит забывать, что она контролируется Богом), Он не позволит тяжести перевесить на наших весах и не допустит сатане сломить душу, «.

..не попустит вам быть искушаемыми сверх сил…» (1Кор.10:13). Эти слова еще раз подчеркивают, что, несмотря на то, что нам дана полная свобода в сражении с искушениями, мы все равно не оставлены Богом. Он не допускает нам быть искушаемыми сверх сил; но в искушениях мы обретаем опыт, навык борьбы и узнаем характер атакующего.

Все это нам допускается для того, чтобы мы могли стать соучастниками Христа.

Для того чтобы разделить с Ним славу, сначала необходимо разделить с Ним Его страдания, за которые мы и будем вознаграждены: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12,13).

В Книге Чисел Моисей описал очищение тех предметов, которые должны быть внесены в Израильский стан. Здесь мы видим, что огнем очищалось лишь то, что не горит, а то, что горит, лишь омывалось водой. Очищение этих сосудов является прообразом нашего очищения.

Каждого человека можно образно сравнить с каким-нибудь материалом; некоторые – металлы, а другие – материалы, горящие в огне. Но даже металлы подразделяются на благородные и неблагородные и употребление их зависит от сорта: «…

золото, серебро, медь, железо, олово и свинец, и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду; и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан» (Числ.31:22,23).

Металл любого сорта должен был быть очищен огнем и омыт очистительной водой. Здесь в прообразе говорится о том, что водное крещение обязательно для всех и его невозможно обойти; это – вода очистительная. Но только твердые духом, только те, которые образно относятся к металлу или камню, пройдут и огненные искушения, и крещение Духом Святым в силе.

В этом месте «огонь» несет двойной прообраз: и огненные искушения, и крещение Духом Святым в силе. Те же, которые слабые духом, которые образно относятся к материалам, сгорающим в огне, будут очищены лишь водой, то есть пройдут только через водное крещение.

Крещение Духом Святым и огненные искушения Бог не может допустить им, так как они – духовные младенцы, дети, получившие спасение.

Обращаясь к отрокам, Апостол Иоанн подчеркивает, что в этом духовном возрасте у человека появляется сознание того, что Бог является его Отцом, и что они – не просто спасенные, а дети Божьи: «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1Ин.2:13).

Отрок – это ребенок от семи до пятнадцати лет.

Духовное отрочество – это самое начало духовных познаний, в этом возрасте человек еще не имеет никакой особой самостоятельности: есть еще желание и потребность получать от Отца и искать Его охраны и защиты.

Далее Апостол обращается к отцам: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1Ин.2:13). Этими словами Апостол показывает, что возраст отца – это возраст духовной зрелости, глубоких познаний Бога, как высшего Разума и Сущего.

Более высокого познания Бога, чем это познание, на нашей земле достичь невозможно. Но и это познание достигается лишь человеком, любящим Бога; это – совокупность совершенства.

Человек, обретающий такое познание, достигает познаний духовного и небесного благ: «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального» (1Ин.2:14).

Апостол Иоанн показывает, что познание Бога отцами выше познания отроков, которые познали Бога, как Отца. Познавшие Бога как Безначального, познали сущность Бога, отчего они сами становятся отцами, то есть несут в себе Божий образ.

Это – возраст, когда человек пребывает в Отце, а Отец – в нем, и поэтому он совершает дела небесного Отца, имея Его силу и власть. О таких Иисус Христос говорил, что будут те, которые совершат дела, подобные Его делам и даже больше совершат, чем Он.

Все, сотворенное нами, совершается через Христа, вошедшего во Славу Отца.

Итак, мы видим, что с духовным ростом меняются наши отношения с Богом.

Только когда мы достигаем духовного юношества, Бог начинает доверять нам самостоятельную борьбу с противником, потому что только в юношеском возрасте у нас появляются силы и знания, достаточные для такой борьбы: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2:14). И, если кто-то из нас ощущает борьбу, но при этом не чувствует Божью охрану, ограждающую и опекающую со всех сторон, то мы должны понимать, что Господь уже доверил этому человеку самостоятельно переносить поношения Христа. Бог видит, что он уже имеет достаточно сил и знаний Божьего слова, чтобы устоять и победить в этой борьбе. Это значит, что Господь усмотрел и избрал этого человека, посчитав достаточно взрослым для самостоятельной борьбы против дьявола.

Может ли Бог опереться на того, кто является тонкой, да еще и надломленной тростью? Конечно же, нет. Такую трость нельзя использовать как посох, Господь ее бережно обвязывает, чтобы она не сломалась. Такая трость – не опора, она сама нуждается в опоре.

Посох избирается из крепкого дерева, так, чтобы на него можно было взвалить тяжесть тела и знать, что он не переломится, и ты не упадешь вместе с ним. Посохом Бог избирает Себе человека, который способен поддержать и в радостях, и в трудностях.

Наше служение Богу начинается с того момента, когда мы перестаем быть иждивенцами и начинаем брать часть груза поношений Христа на себя. Пока нас оберегают и носят на руках, мы – младенцы, а младенцы неспособны постичь мудрость, которую постигают отцы.

Поэтому необходимо, оставляя младенчество, возрастать; не пугаться огненных испытаний и искушений, помня, что как бы самостоятельно мы ни сражались, как бы ни ощущали себя оставленными, Господь все равно все контролирует и не допустит испытаниям быть сверх наших сил.

Источник: http://philadelphiachurch.co.uk/node/1019

Какими были святые в детстве? — Православный журнал «Фома»

Текст доступен в формате электронной книги. Скачать здесь

Игры, хулиганство, первые открытия, ободранные коленки и ссадины на лице — все эти символы сопровождают детство каждого человека.

Отличались ли в этом возрасте святые от своих сверстников? Каким был маленький подвижник веры? Чувствовал ли он в себе нечто особенное? «Фома» попробовал ответить на эти вопросы в рубрике «Как жили святые«.

Обычный подросток

Его детство было вполне обычным. Можно даже сказать, среднестатистическим. В нем не было особенных знаков или указаний от Бога. И чудесных примеров ранних аскетических и молитвенных подвигов тоже не было. Великий христианский святой и богослов Августин в детстве — ленивый ученик, любитель спортивных игр, иногда даже хулиган.

Свою жизнь, в том числе и ее ранний, детский этап, знаменитый святой неразделенной Церкви блаженный Августин (354–430) описал в книге «Исповедь». Родившись в Северной Африке (город Тагаст), он вырос в семье скромного римского чиновника. Отец был язычником, а мать, Моника, — христианкой. Детство будущего великого богослова, философа было вполне обычным, ничем не примечательным.

Школа мальчику приносила скорби и разочарования: знание здесь в прямом смысле слова «вбивали» в детей линейками и подзатыльниками. Сам юный Августин, судя по «Исповеди», особенного смысла в учебе не видел, а греческий язык (язык тогдашних интеллектуалов, язык научного мира) просто ненавидел.

Ему, как и любому обычному мальчику его возраста, нравились состязательные игры: активные, спортивные.

Удивительно пристальное внимание Августин в своей книге уделил одному достаточно безобидному, на первый взгляд, случаю. Как-то раз будущий святой прогуливался по родному городу в шумной компании своих сверстников. Подростки затеяли маленькое хулиганство — они решили забраться ночью в чужой сад, чтобы украсть груши.

Сказано — сделано, и шалость, что называется, удалась. А украденные плоды подростки даже есть не стали. Впоследствии, с болью оглядываясь на себя тогдашнего, Августин скрупулезно и всесторонне рассматривал случившееся через нравственную призму.

Святой епископ обнажает природу этого подросткового хулиганства, пытаясь определить сущность греха, который, как он резюмирует, «был тем приятен, что был запретен».

В 16-летнем возрасте юноша оставил мальчишеские забавы и начал осваивать важнейшую науку тогдашнего мира — риторику. Подросток уступил место вырастающему ученому.

Играя святого

С раннего возраста он жил мечтой о монашестве. С детской чистотой будущий святой вдохновлялся христианскими идеалами и заражал ими окружающих. И даже свои детские игры он наполнял духовным смыслом.

Святитель Иоанн Шанхайский (1896–1966), до монашеского пострига Михаил, родился в Харьковской губернии в благочестивой и глубоко религиозной семье.

У Миши было слабое здоровье — он часто болел. Тихий и кроткий мальчик всегда благодушно общался с окружающими людьми, но близких друзей у него никогда не было. Шумных игр он избегал.

Дома Миша любил играть «в монастырь». Он наряжал игрушечных солдат в бутафорские иноческие облачения и организовывал для них «обитель» из игрушечных крепостей, со своим уставом и порядками.

Задумчивый ребенок с раннего детства интересовался религиозными вопросами. Он много читал об этом и даже собрал у себя в комнате небольшую библиотеку из любимых книг. Из рассказов начитанного мальчика его старшие брат и сестра многое узнали о жизни святых и об истории России.

Серьезное и взрослое отношение юного Миши к вере произвело настолько глубокое впечатление на французскую гувернантку — католичку, которая работала в их доме, что она решила стать православной. И Миша, которому тогда уже было 15 лет, помог ей подготовиться к этому шагу.

Шумный ребенок

Он совершенно не соответствовал классическому образу святого отрока, избегающего детских развлечений и шалостей. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891) рос «веселым и резвым мальчиком», как пишет в жизнеописании святого схиархимандрит Иоанн (Маслов). Он был неусидчив, подвижен до крайности и думать не думал ни о каком монашестве.

Родившись в благочестивой и религиозной многодетной семье, пропитанной патриархальным духом русского православия, Саша (так звали святого в миру), фактически все детство был «белой вороной». Его озорство, шумный темперамент, неустанное желание веселиться и играть нарушало степенный уклад скромной семьи. Потому к мальчику отношение было сдержанное, иногда даже холодное.

Отец преподобного умер рано, и мальчик рос в доме своего деда-священника, который недолюбливал своего резвого внука. Даже мать святого относилась к нему отстраненно, уделяя больше внимания и заботы его более прилежным братьям. «Однажды, — вспоминал впоследствии старец Амвросий, — очень раздосадованный этим, я решил отомстить брату, которого особенно любили родители.

Зная, что дед мой не любит шума и что если мы, дети, бывало, расшумимся, то он всех нас без разбора — и правого, и виноватого — отдерет за чуб, я, чтобы подвести своего братишку под тяжелую руку деда, раздразнил его. Тот закричал, и выведенный из терпения дед отодрал и меня, и его. А последнее-то мне и нужно было.

Впрочем, мне и помимо деда доставалось за это порядком и от матери, и от бабки».

В 12 лет мальчик поступил в семинарию. Учеба давалась ему легко, а его открытость и всегда веселое настроение быстро сделали будущего святого душой компании. Тогда он и не подозревал о том, что предстоит ему в будущем — в Оптинской обители. «В монастырь я не думал никогда идти», — вспоминал впоследствии преподобный.

Маленький ученый

С раннего детства он готовился стать богословом. Крупнейший апологет и духовный писатель XX века, священномученик Иларион (Троицкий), уже в пятилетнем возрасте читал Псалтирь на клиросе и всеми силами стремился к научному знанию.

Владимир Троицкий (1886–1929) родился в семье сельского священника в Московской губернии. Он рано остался без матери и за его воспитание взялась ее незамужняя сестра. Она работала в приходской школе и часто брала с собой маленького мальчика. Уже к пяти годам будущий святой мог читать не только на русском, но и на церковнославянском языке.

Володя рос в тишине сельской местности, в мире и спокойствии благочестивой семьи.

Много лет спустя, уже будучи епископом, он с теплом и умилением будет вспоминать мгновения своего детства: «Оживает природа, и смиренный народ справляет праздник Воскресения.

Слышишь, бывало, как несется над рекой пасхальный звон, — будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный».

Более всего мальчик хотел учиться. Он жаждал новых знаний и с нетерпением ждал, когда же настанет великий день и он наконец станет школьником. Однажды терпение пятилетнего ребенка кончилось.

Он решил самостоятельно, пешком, отправиться в Москву — учиться, прихватив с собой букварь и младшего трехлетнего братика. Вскоре в доме обнаружили, что дети пропали. Бросились искать. Через несколько часов отец на телеге нагнал важных путников.

На гневные упреки родителя маленький ученый воскликнул: «Папа, не расстраивайся! А как же Ломоносов? Ведь он пешком пошел в Москву — и я тоже решил идти учиться!»

И, когда настало время, будущий святой с блеском закончил школу, семинарию, а затем и академию, став кандидатом богословия.

Избранные от рождения

Недетская серьезность, неотмирность, необычное поведение среди сверстников — все это указывало на их особенное будущее. Церковное предание хранит чудесные сюжеты из жизни святых людей, на чье предназначение Бог пожелал указать с самого их рождения.

Так святитель Николай, Мирликийский чудотворец (ок. 270–345), будучи еще младенцем, на протяжении всего таинства Крещения, простоял на ногах в купели — его никто не поддерживал.

Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392), находясь еще в утробе матери, троекратно воскликнул во время Божественной литургии: первый раз перед чтением Евангелия, затем во время Херувимской песни, и после возгласа священника «Святая святым». С самого младенчества в постные дни преподобный не принимал молока матери.

Иногда святым являлись ангелы. Такой встречи, например, сподобился шестилетний Иоанн Кронштадтский (1829–1909).

Прохора Мошнина, будущего преподобного Серафима Саровского (1754–1833), ангел спас, когда мальчик сорвался с высокой колокольни. Святой остался невредим.

Преподобный Сергий Радонежский после встречи и беседы с таинственным безымянным старцем быстро преодолел трудности в освоении грамоты.

Случалось, что такие маленькие дети предрекали родителям свое будущее. Так преподобный Иринарх Затворник (1547–1616) еще будучи шестилетним мальчиком со взрослой серьезностью говорил своей матери: «Вырасту – буду монахом, обложу себя железом, и люди станут ходить ко мне».

Текст доступен в формате электронной книги. Скачать здесь

Источник: https://foma.ru/kakimi-byili-svyatyie-v-detstve.html

Ссылка на основную публикацию