Православие » Молитвы » Софийский собор в константинополе, история и архитектура

Софийский собор в константинополе, история и архитектура

Храм Святой Софии в Константинополе

Софийский собор в Константинополе, история и архитектура

Храм Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова.

Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески.

Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции – четырехугольное строение, образующее три нефа.

Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише.

Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из храма Артемиды в Эфесе, и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах.

Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье.

Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

Источник: https://womanadvice.ru/hram-svyatoy-sofii-v-konstantinopole

Описание храма Святой Софии в Константинополе. История шедевра византийской архитектуры

Путешествия 23 декабря 2015

Это грандиозное архитектурное сооружение на берегу Босфора каждый год привлекает множество туристов и паломников из многих стран и с разных континентов.

Движет ими осознание того факта, что простое описание Храма Святой Софии в Константинополе из школьного учебника истории не даёт полного представления об этом выдающемся памятнике культуры античного мира.

Его необходимо увидеть своими глазами хотя бы один раз в жизни.

Из истории древнего мира

Даже самое подробное описание Храма Святой Софии в Константинополе не обеспечит всей полноты представления об этом архитектурном феномене.

Без последовательного рассмотрения той череды исторических эпох, сквозь которую ему довелось пройти, вряд ли получится осознать всю важность этого места.

Прежде чем он предстал перед нашим взором в том состоянии, в каком его могут видеть современные туристы, утекло много воды.

Собор этот изначально возводился как высший духовный символ Византии, новой христианской державы, возникшей на обломках античного Рима в четвёртом веке нашей эры. Но история Храма Святой Софии в Константинополе началась ещё до распада Римской империи на западную и восточную части.

Самому этому городу, расположенному на стратегически важном рубеже между Европой и Азией, необходим был яркий символ духовного и цивилизационного величия. Император Константин I Великий понимал это как никто другой. И только во власти монарха было начать возведение этого грандиозного сооружения, не имевшего аналогов в древнем мире.

Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Даже несмотря на то что фактическими авторами собора были другие люди, жившие гораздо позже, в эпоху правления императора Юстиниана. Из исторических источников нам известно два имени этих крупнейших архитекторов своей эпохи. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский.

Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта.

Как строился храм

Описание Храма Святой Софии в Константинополе, изучение его архитектурных особенностей и этапов строительства неизбежным образом приводит к мысли о том, что изначальный план его возведения существенно менялся под воздействием различных политических и экономических обстоятельств. Подобного масштаба сооружений в Римской империи до этого не было.

Исторические источники утверждают, что дата основания собора – 324 год от рождества Христова. Но то, что мы видим сегодня, начало возводиться примерно через два столетия после этой даты. От сооружений четвёртого века, основателем которых был Константин I Великий, в настоящее время сохранились лишь фундаменты и отдельные архитектурные фрагменты.

То, что стояло на месте современного Собора Святой Софии, носило название Базилики Константина и Базилики Феодосия. Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное.По-настоящему поражает воображение тот факт, что грандиозное сооружение собора продолжалось всего лишь пять лет, с 532 по 537 годы.

На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих, мобилизованных со всех концов империи. На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа.

Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения.

Видео по теме

Из исторических источников

Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев. Из них явствует, что на современников производили неизгладимое впечатление грандиозность и величие этого сооружения.

Многие считали, что совершенно невозможно построить такой собор без непосредственного вмешательства божественных сил.

Главный купол величайшего христианского храма древнего мира был издалека виден всем морякам в Мраморном море, приближавшимся к Босфорскому проливу. Он служил своеобразным маяком, и в этом было ещё и духовно-символическое значение.

Так было задумано изначально: византийские храмы должны были затмить своим величием всё то, что строилось до них.

Интерьер собора

Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него.

Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Его волей из многих городов империи на отделку храма были доставлены готовые колонны и другие архитектурные элементы, взятые из ранее существовавших античных сооружений. Особую сложность представляло купольное завершение.

Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости.

По свидетельству византийских историографов и оценкам современных экспертов, император Юстиниан только на интерьер собора потратил несколько годовых бюджетов своей страны. В своих амбициях он хотел превзойти ветхозаветного царя Соломона, воздвигнувшего Храм в Иерусалиме.

Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. И есть все основания полагать, что императору Юстиниану удалось осуществить своё намерение.

Византийский стиль

Софийский собор, фото которого в настоящее время украшают рекламную продукцию множества туристических агентств, является классическим воплощением имперского византийского стиля в архитектуре.

Стиль этот легко узнаваем.

Своим монументальным величием он, безусловно, восходит к лучшим традициям имперского Рима и греческой античности, но перепутать эту архитектуру с чем-то другим просто невозможно.

Византийские храмы без труда можно обнаружить на значительном удалении от исторической Византии. Это направление храмового зодчества и сегодня являются преобладающей архитектурной стилистикой на всей территории, где исторически доминировала православная ветвь мирового христианства.

Для этих сооружений характерны массивные купольные завершения над центральной частью здания и арочные колоннады под ними. Архитектурные особенности этого стиля вырабатывались веками и стали неотъемлемой частью русской храмовой архитектуры.

Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива.

Уникальные мозаики

Всемирно признанной классикой изобразительного искусства стали иконы и мозаичные фрески со стен Собора Святой Софии. В их композиционных построениях легко просматриваются римские и греческие каноны монументальной живописи.

Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Сама техника мозаики имеет значительно более сложную технологию по сравнению с традиционно темперной росписью по сырой штукатурке.

Все элементы мозаичных фресок создавались мастерами по только им одним известным правилам, в которые не допускались непосвящённые. Это было и медленно, и очень затратно, но средств на интерьер Храма Святой Софии византийские императоры не жалели. Торопиться мастерам было некуда, ведь то, что они создавали, должно было пережить многие века.

Особую сложность в создании мозаичных фресок создавала высота стен и кровельных элементов собора.Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Византийские иконописцы были первыми в истории мирового изобразительного искусства, кому приходилось учитывать этот фактор. До них такого опыта ни у кого не было.

И с поставленной задачей они справились достойно, это могут сегодня засвидетельствовать многие тысячи туристов и паломников, ежегодно посещающих Софийский собор в Стамбуле.

В длительный период османского правления византийские мозаики на стенах храма были залеплены слоем штукатурки.

Но после проведённых в тридцатые годы двадцатого века реставрационных работ они предстали взору в практически первозданном виде.

И сегодня посетители Храма Святой Софии могут наблюдать византийские фрески с изображениями Христа и Девы Марии вперемежку с каллиграфически выведенными цитатами сур из Корана.

К наследию исламского периода в истории собора реставраторы тоже отнеслись с уважением.

Интересно отметить и тот факт, что некоторым православным святым на мозаичных фресках иконописцы придали портретное сходство с правящими монархами и другими влиятельными людьми своей эпохи.

В последующие столетия такая практика станет обычной при возведении кафедральных католических соборов в крупнейших городах средневековой Европы.

Своды собора

Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре.

Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента – 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого Собора святого Петра в Риме.

Читайте также:  Как правильно рисовать крест на записках

Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора.

Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. В Российской империи византийский купол Собора Святой Софии нашёл очень яркое отражение в архитектурном облике Морского Никольского собора в Кронштадте.

Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи.

Конец Византии

Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката. Не минула эта участь и Византию. Восточная Римская империя обрушилась в середине пятнадцатого века под тяжестью собственных внутренних противоречий и под нарастающим натиском внешних врагов.

Последнее христианское богослужение в Храме Святой Софии в Константинополе состоялось 29 мая 1453 года. Этот день был последним и для самой столицы Византии. Просуществовавшая почти тысячу лет империя была в этот день повержена под натиском турок-османов. Прекратил своё существование и Константинополь.

Теперь это город Стамбул, на протяжении нескольких веков он был столицей Османской империи. Завоеватели города ворвались в храм в момент богослужения, жестоко расправились с находящимися там, и безжалостно разграбили сокровища собора. Но само здание турки-османы разрушать не собирались – христианскому храму суждено было стать мечетью.

И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.

Купол и минареты

В период Османской империи внешний облик Храма Святой Софии претерпел существенные изменения. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Существовавшее в пятнадцатом веке здание храма этой цели соответствовало отнюдь не идеально.

Молебны в мечети должны совершаться в направлении Мекки, в то время как православный храм ориентирован алтарём на восток.

Турки-османы провели реконструкцию доставшегося им храма – пристроили грубые контрфорсы к историческому зданию для укрепления несущих стен и соорудили четыре больших минарета в соответствии с канонами ислама. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София.

В юго-восточной части интерьера был сооружён михраб, таким образом, молящиеся мусульмане должны были располагаться под углом к оси здания, оставляя слева алтарную часть храма.Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами.

Но именно это позволило реставрировать в девятнадцатом веке аутентичные росписи стен храма. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Софийский собор в Стамбуле уникален ещё и тем, что в его внешнем облике и во внутреннем содержании причудливым образом переплелось наследие двух великих культур и двух мировых религий – православного христианства и ислама.

Музей Айя-Софья

В 1935 году здание мечети Айя-София было выведено из разряда культовых. Для этого понадобился специальный декрет президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Этот прогрессивный шаг позволил поставить точку в притязаниях на историческое здание представителей разных религий и конфессий. Лидер Турции смог к тому же обозначить свою удалённость от разного рода клерикальных кругов.

Из государственного бюджета были профинансированы и проведены работы по реставрации исторического здания и территории вокруг него. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран.

В настоящее время Софийский собор в Стамбуле является одной из важнейших культурно-исторических достопримечательностей Турции. В 1985 году храм внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых материальных объектов в истории развития человеческой цивилизации.

Добраться до этой достопримечательности в городе Стамбуле очень просто – находится она в престижном районе Султанахмет и заметна издалека.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Путешествия
Храм Святой Софии, расположенный в Константинополе

Храм Святой Софии, который многие именуют пиком византийской архитектуры, на многие столетия задал направление развития зодчества во многих государствах Восточной и Западной Европы, а также Ближнего Востока. В христиа…

Духовное развитие
История храма Святой Троицы в Хохлах

С давних времён на Руси почиталась Святая Троица. Когда свет православия воссиял над просторами земли Русской, то первые появившиеся храмы были освящены в Её честь. Этот образ вдохновлял на создание шедевров выдающихс…

Духовное развитие
Храм Георгия Победоносца в Сургуте. История создания шедевра

Храм Георгия Победоносца в Сургуте – это современное сооружение. Создание этого произведения архитектурного искусства стало ярким примером заботы российского бизнеса о духовности населения страны.Идея строител…

Новости и общество
Замок Святого Ангела в Риме: история, описание, фото

Древняя и прекрасная Италия уже много веков поражает гостей красотой своей природы и уникальными памятниками истории и архитектуры. Если вы хотите посетить эту солнечную и гостеприимную страну, чтобы увидеть достоприм…

Путешествия
Храм Святого Семейства в Барселоне – шедевр великого Гауди

Ах, Барселона… Город романтики и любви. Посетив Испанию однажды, хочется возвращаться сюда снова и снова. Благостная атмосфера, красивые строения, великолепные пейзажи – все это сделает отдых там незабываемым. Ну и …

Духовное развитие
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. История и архитектурные особенности

Величественный храм Воскресения Христова в Сокольниках был возведен не так давно – в начале прошлого века, а точнее, в 1913 году. Разработал проект этой церкви архитектор П. Толстых. Средства собрали верующие. П…

Образование
Древние храмы Греции – застывшая в камне история. Основные типы храмов Древней Греции

Без сомнения, серьезное влияние на следующие поколения оказали искусство и архитектура древних греков. Их величественная красота и гармоничность стали образцом, а также источником вдохновения для поздних исторических …

Духовное развитие
Храм Всех Святых в Минске: история, святыни и описание

На нашей планете существует множество церквей. Их внешний вид напрямую зависит от вероисповедания народа, его культурных и исторических традиций. Храм Всех Святых в Минске – как раз такое строение. Оно тесно связано с…

Духовное развитие
Владимир, храм Святого Розария: история, описание

Владимир является одним из самых уникальных городов Золотого кольца, однозначно рекомендованных для посещения. Местность невероятно живописная, расположенная у самого берега реки Клязьмы. Территория представляет собой…

Духовное развитие
Храм бога Амона в Карнаке: описание, история и интересные факты

Во времена Древнего Египта на месте нынешней деревни Карнак, расположенной на восточном берегу Нила невдалеке от крупного административного центра Луксора, находился крупнейший город той эпохи Фивы. На протяжении неск…

Источник: http://monateka.com/article/204381/

Софийский собор в Константинополе – история, интерсные факты, мифы, святыни

Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм – значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) – матерью всех православных христианских храмов в мире.

Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году.

По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем.

Оно и неудивительно – величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии.

В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.

Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года.

В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София – церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя – Айя-София – храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София – Святая Мудрость, Ая-Ирена – Святое Благодушие, Ая Динамис – Святая Сила.

Интересные факты

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии – воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии – из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны – из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита – от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны – из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии – из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе.

Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни – рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия – примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества – 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: “Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку.

Я превзошел тебя, Соломон! ” Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира.

Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть.

Только в 1935 году декретом Ататюрка – первого турецкого Президента – Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному – великолепные слова о Святой Софии: “Купол на цепи подвязан к небесам…”

Читайте также:  Молитвы после причастия, благодарственные

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы.

По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей.

В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма – четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах – изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк – первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть – в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша – михраб. Рядом с михрабом – ложа султана, напротив – место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век).

Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть – четыре минарета и полумесяц над куполом.

Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались “инородными телами”, “чужеродными включениями” на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся…

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно – отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а – вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью – в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой…

Источник: http://fellowtraveler.ru/cvjatye-mesta/1099-sofijskij-sobor-v-konstantinopole

Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также  «разум», «талант», «знание». В христианстве принято отождествление Христа с Софией в смысле знания и разума, то есть представление Иисуса как образа Божественной Премудрости.

Поэтому Софийскими были названы многие христианские церкви, в частности первые православные храмы Руси в Киеве и Новгороде также были посвящены Премудрости Божией. Но главным, самым древним и крупным Софийским храмом, является, конечно, София Константинопольская.

Ее история началась еще при императоре Константине Великом, основавшем в 324 г. новую столицу Римской империи – город Константинополь. Этот выдающийся римский император, будучи мистически одаренным человеком, всячески покровительствовал христианству, сделав его государственной религией. А в 336 г.

Константин построил в своей столице огромную — по тем временам — христианскую церковь, посвятив ее святой Софии. Данный храм, немного расширенный при сыне Константина Великого, императоре Констанции, сгорел в 404 г. во время народного восстания.

Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто», император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина.

В 527 г.

на императорский трон взошел новый византийский император Юстиниан I, в период правления которого Византия достигла своего наибольшего могущества, военным путем значительно расширив свою территорию. Но для ведения войн нужны большие средства, которые император получал, в частности, и за счет увеличения налогов с населения.

Тяжкое налоговое бремя вызывало народные волнения и многочисленные восстания, потрясавшие Империю. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. Подавив восстание, Юстиниан I решил построить новый Софийский храм, который своим величием и роскошью превзошел бы все здания, когда-либо построенные в мире.

По замыслу императора, этот собор должен был стать украшением Константинополя и зримым символом величия Византии. Возведение новой Софии Юстиниан поручил лучшим зодчим того времени – Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому, под руководство которых было созвано 10000 работников.

Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет, и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. По специальному императорскому циркуляру в Константинополь, помимо лучшего строительного материала, свозились и архитектурные элементы античных языческих построек.

Так, из Рима были привезены 8 порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – колонны зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений в отделке Софии использовалось огромное количество золота, серебра, драгоценных камней и слоновой кости.

Гигантские силы и средства, вложенные в строительство храма, не были потрачены напрасно, ибо возведенная церковь поражала воображение современников до такой степени, что в народе сложилась легенда об участии в строительстве Софии небесных Сил.

Византийский историк Прокопий Кессарийский так описывал Софийский собор: «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным.

В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его …». Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Софийский храм более 900 лет был кафедральным собором столицы, главной церковью не только Византии, но и всего православного мира.

Много раз повреждалась София из-за пожаров и землетрясений, но всякий раз византийцы восстанавливали ее заново. Огромный урон нанесли храму крестоносцы, захватившие Константинополь в 1204 г.

Они разграбили богатейшее убранство и святыни Софийского собора, нанеся храму невосполнимый ущерб – именно тогда из Софии исчезла плащаница Господа Иисуса Христа, позже обнаруженная в Западной Европе и получившая там название Туринской плащаницы. Но самое большое испытание ждало Константинополь в 1453 г.

, когда турецкий султан Мехмет II во главе своего 200-тысячного войска осадил столицу Византии. Ослабленная к тому времени и материально, и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии. Силы были явно неравны, 29 мая 1453 г. император пал в бою, и турецкие воины ворвались в Константинополь.

Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне, и вначале намеревался разрушить главный христианский храм. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть.

Почти сразу крест на куполе Софии заменили полумесяцем, позже к храму пристроили 4 минарета, а мозаики и фрески внутри собора практически все были замазаны штукатуркой.

На несколько веков Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья, в которой проводились мусульманские религиозные обряды. Лишь в 1935 г.

по декрету президента Турции Ататюрка София стала музеем, и приглашенные реставраторы постепенно освободили ее великолепные мозаики и фрески от скрывавших их слоев штукатурки. До сих пор храм используется как музейный комплекс, хотя множество людей и даже международных движений добиваются превращения его в христианский собор Святой Софии.

Ни в одном другом памятнике архитектурный и художественный гений Византии не нашел такого идеального воплощения, как в константинопольской Софии. В этом соборе богословские идеи о христианском храме, как «небе на земле» выражены наиболее полно и зримо.

Человеку, вошедшему в собор, видится, что огромный купол над ним не имеет земной опоры, он как бы парит в воздухе. Действительно, купол как образ небесного свода, не должен опираться на землю – в этом и состояла главная архтектурно-инженерная задача, поставленная перед зодчими Софии.

Исидор и Анфимий великолепно справились с ней, создав купол, зримо отражающий идею божественной легкости. Их современник, уже упомянутый нами историк Прокопий Кессарийский по этому поводу писал: «Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба».

Чтобы создать у прихожан собора такое впечатление, зодчие, в частности, сделали в подкупольном барабане множество окон. Свет, проникающий через эти окна, образует своеобразное световое кольцо, которое зрительно как бы лишает купол его массы и веса, создавая впечатление небосвода над головой.

Постройка гигантского кирпичного купола (диаметром более 30 м.), весящего несколько сотен тонн, и при этом вознесенного над зданием храма, стала шедевром инженерной мысли Византии.

Многие исследователи христианского зодчества, пытаясь отнести архитектуру Святой Софии к тому или иному типу, сталкивались с определенными сложностями.

Они заключались в том, что византийские зодчие, стоявшие у истоков христианской архитектуры, сами устанавливали те каноны, которые в дальнейшем становились основой для классификации церквей. Так, константинопольская София стала родоначальником тех храмов, которые позже стали относить к центрально-купольным базиликам.

В данном определении подчеркивалась не только базиликальность внутреннего пространства собора, но и – самое главное – центральное место купольной системы в зримом облике Софии. Помимо этой главной архитектурной задачи, зодчие храма успешно справились и с другими инженерно-архитектурными проблемами.

Так, решая задачу перехода от прямоугольного в плане здания собора к круглому куполу, они применили усовершенствованную ими систему сферических треугольных парусов, ставшую в дальнейшем классикой мировой христианской архитектуры. Качественный ремонт турбокомпрессоров не дорого.

Итогом всех грандиозных усилий византийских зодчих стало возведение совершенного по архитектурной форме и красивейшего христианского собора, на многие века ставшего религиозно-идеологическим центром великой Византийской империи.

Византийское мозаичное искусство к середине I тыс. н.э. достигло высочайшего уровня, поэтому уже к моменту открытия Софии как действующего храма, ее стены почти полностью были покрыты прекрасной мозаикой. Внутренняя отделка собора, отличавшаяся особой роскошью, продолжалась и после окончания правления Юстиниана I.

Но землетрясения, пожары, народные восстания не способствовали хорошей сохранности мозаик святой Софии. Особенно большой урон был нанесен им в период так называемого «иконоборчества», начавшийся в VIII в. по инициативе императора Льва III Исавра, и продолжавшийся почти до середины IX в.

В этот период почти все мозаичные изображения на библейские сюжеты и иконы были или уничтожены, или заменены на более примитивные изображения крестов, а также растительные орнаменты. С воцарением на императорский трон Византии правителей македонской династии в искусстве Империи начался новый подъем (позже он будет назван «македонским ренессансом»).

Большинство известных нам мозаик собора было создано именно в этот период (от середины IX до конца X вв.). Наиболее полное представление о первоначальных мозаиках Софии (доиконоборческого периода) дает первый мозаичный цикл, созданный в храме к 867 г. примерно в той же технике и манере исполнения, что и ранние изображения.

Читайте также:  Как написать записку матроне московской, образец

К этому циклу относятся мозаики центральной апсиды, главным из которых является тронное изображение Богоматери, держащей перед собой на коленях своего Сына. Искусствоведы-византологи  высоко оценивают данную икону, отмечая, что «… этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения».

По обе стороны от фигуры Богоматери изображены 2 архангела (сохранилось только изображение архангела Гавриила). Выше этих икон, на конхе апсиды, была сделана надпись: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».

Характер мозаичных икон периода «македонского ренессанса» пожалуй, наиболее полно передает красивейшая мозаика на хорах собора, так называемый Деисус («моление»). На этой иконе Богородица и Иоанн Креститель  молят Христа о спасении рода человеческого. Нижняя часть этой великолепной мозаики разрушена в начале XIII в., во время захвата Константинополя крестоносцами.

Интересные факты и события, связанные с храмом

Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Император Юстиниан I не жалел никаких сил и средств на возведение этого собора, ставшего символом величия Империи.

Общие затраты на строительство Софии, как утверждают византийские историки, составили сумму, эквивалентную 320 тыс. фунтов (около 130 т.) золота. По преданию, в декабре 537 г., когда постройка была завершена, Юстиниан первым вошел в собор и, воздев руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку.

Я превзошел тебя, Соломон!» (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном).

Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в.  князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их».

В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: «… и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой … и служба их лучше, чем во всех других странах».

Вероятно, это мнение, наряду с другими обстоятельствами, и предопределило выбор Владимира Крестителя в пользу христианства. Вместе со своим крещением Русь была приобщена и к великой православно-византийской культуре.

16 июля 1054 г. во время богослужения в Софийском храме в его алтаре легат римского папы кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию отлучительную грамоту. В истории христианства именно эту дату принято считать временем окончательного разделения христианских церквей на римскую католическую и византийскую православную церкви.

Мы вКонтакте:
новые православные фильмы каждый деньПодписка на рассылку:
1 раз в месяц все самое важное

Источник: http://pravoslavie24.com/sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-stambule/

Собор Софии в Константинополе. Архитектура Византии (стр. 1 из 2)

Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Реферат

по дисциплине: “История архитектуры”

для специальности 2902

“Промышленное и гражданское строительство”

тема: “Собор Софии в Константинополе. Архитектура Византии”

Выполнил:

студент гр. ПГС -01

Кудояров Н. А.

Проверил:

преподаватель

Истомин Г. Н.

Липецк 2004

Византия. В этом пронизанном императорским пурпуром, священным золотом и христианским богословием имени сокрыто тысячелетие жизни великого государства.

Его географические границы вполне восстановимы, но в жизни человечества оно исчезло более пяти веков назад, уйдя в небытие подобно Атлантиде.

Греков сменили турки, христиан – мусульмане, Византия превратилась в Турцию, а ее столица – знаменитый Константинополь скрылась под обличием и названием Стамбула.

Произведения византийского искусства вошли в живую ткань культурного наследия современности, заполнили музеи, однако окружавшая их атмосфера, среда исчезли.

И все же существует изумительный пейзаж, красота которого до сих пор полна отзвуков исторической миссии Византии как места встречи культур Востока и Запада, античности и средневековья.

Это вид Стамбула с Босфора, в котором доминирует громада Софийского собора.

В наибольшей мере погружение в глубь истории происходит в интерьере собора – фантастическом по богатству духовного наполнения, уникальном по художественному совершенству и новаторству произведения мировой архитектуры. София Константинопольская – это синтез художественного опыта античности и воззрений христианства, самое полное, оставшееся в веках непревзойденным воплощение византизма.

Здесь совершилось то, что казалось недостижимым и даже ненужным христианам I – III столетий: родилась художественная концепция христианской церкви.

Ранние христиане, жившие в атмосфере замечательного, но враждебного, чуждого им искусства языческой античности, стремились охранить свои идеалы, спрятать их от поругания в глубине сердец, считали невозможным их воплощение в архитектуре, живописи, скульптуре.

Вот характерное высказывание одного из ранних христианских апологетов: “Какое изображение бога я сделаю, когда сам человек, правильно рассматриваемый, есть образ божий? Какой храм ему построю, когда весь этот мир, созданный его могуществом, не может вместить его? Не лучше содержать его в нашем уме, святить его в глубине нашего сердца?”

Потребовалось интенсивное переосмысление выразительности архитектурных форм, чтобы они приобрели способность воспроизвести то, что казалось невоплотимым средствами искусства.

Основой послужила одна из главных идей христианства – о создании мира волей бога.

В трудах богословов этот акт творения постоянно приравнивался к творческому действию архитектора, а созданный мир уподоблялся храму, построенному богом для человека.

Крупнейший богослов IV века Василий Великий в своем “Шестодневе”, рассказе о сотворении мира, прямо называет его “художнической храминой божия создания” и дает подробное описание последовательности ее возведения.

Творение начинается сверху устройством неба – “сотворил бог небо как свод и распростер его как шатер для житья”.

Этот свод, купол ни на что не опирается, он держится богом – “в руке божией концы земли”, оболочка свода, неба есть вещество “тонкое, не твердое, не грубое… яко дым”.

В этих словах уже заложена суть концепции византийского храма – как обнимающего и осеняющего пространство купольного балдахина. Во времена Василия Великого такой композиционный тип еще не был выработан.

После легализации христианства знаменитым Миланским эдиктом 313 года императора Константина для миллионов новых верующих возводятся базиликальные здания с плоскими перекрытиями.

Их прямоугольные пространства продольными рядами колонн разделялись на отдельные зоны, нефы, средний из которых был шире и выше остальных. Основному зданию предшествовали галереи-нартексы и дворы-атриумы.

Таким был первый Софийский собор в Константинополе 362 года. После пожара 404 года его сменила новая “Великая базилика” императора Феодосия, уже претендовавшая на значение главного храма не только города, превращенного императором Константином из античного Византия в столицу империи Константинополь, но и всего государства.

Необходимость возведения очередного собора предопределил пожар, уничтоживший базилику начала V века. 23 февраля 532 года, через 39 дней после пожара, начались работы по сооружению нового здания. Этот столь короткий срок вызывает изумление, ибо именно он и был временем разработки проекта колоссального, сложного и новаторского по своей структуре храма.

Возведение собора стало делом жизни императора Юстиниана: для этого были использованы силы и средства великого государства, почти восстановившего в это время границы былой Римской империи. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы. Собор построили всего за пять лет.

С точки зрения нашего времени, сумма, вложенная в его создание, равнялась бы финансированию крупной военной или промышленной программы, и общество почти наверняка сочло бы эти расходы неразумными.

Однако исторически даже с этой позиции строительство собора окупилось с лихвой, ибо его красота принесла Византии больше доходов и союзников, нежели военные кампании.

Центром собора стал охвативший его внутреннее пространство гигантский купол. Четыре мощные арки высоко держат его над молящимися. Гибкое движение криволинейных очертаний передается большим полукуполам с востока и запада, поддерживающим их меньшим полукуполам и растворяется в ажурных рядах колоннад.

Благодаря уменьшению и дроблению архитектурных элементов книзу вся структура кажется лишенной тяжести, как бы висячей. Поверхности при взгляде из центра кажутся вогнутыми, вмещающими пространство, уступающими ему.

Купольный балдахин образован идеальным, как бы бестелесным ритмом поверхностей и линий, оболочка здания дематериализуется, становится тонкой и гибкой.

Рис. 2 Поперечный разрез

Рис. 3 План первого яруса

Легко заметить сходство облика Софийского собора и того божественного храмоподобного мироустройства, которое с такой тщательностью описано Василием Великим. Мир как храм – такова была концепция IV века, храм как мир – таков замечательный ответ искусства VI столетия.

В эту новую художественную концепцию вовлечены мраморные колонны – любимая форма античного мира, но пластическая сила ордера исчезла, растворившись в созерцании ажурных, парящих круговращаемых форм.

Намеренное отрицание низа, опоры сказывается и в почти обязательной прорезанности оснований куполов и полу куполов рядами окон.

Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров).

Однако собор кажется еще больше, ибо к центральному пространству присоединяются зоны полу куполов, легко открывающиеся за боковыми колоннадами пространства обоих этажей боковых нефов. По размерам купола собор превосходят Пантеон и собор св.

Петра в Риме, но зрительное ощущение огромности пространства, над которым парит купол, несравненно ярче и сильнее воплощено в великом храме Царьграда.

Рис. 4 Купол

Византийцы считали, что купол Софии подвешен к небесам золотой цепью. Этот эффект неожиданности византийские архитекторы несомненно учитывали, но вовсе не ради него они оставили фасады Великой церкви без всякой декоративной обработки.

Софийский собор посвящен Премудрости Божией, которая связывается с Логосом, Богом-Словом, Христом. Это как бы самое общее и сущностное посвящение превосходно сочетается с космичностью архитектурной структуры.

Религиозное есть, конечно, главное в содержании художественного образа здания, но сильны и отголоски императорской дворцовой культуры, многие его перспективы, особенно в боковых нефах, напоминают дворцовые залы. Зодчими Софии Константинопольской были два гениальных человека – лучших представителя традиций позднеантичной научной интеллигенции.

Один из авторов – Исидор из Милета – великий математик. Другой – Анфимий из Тралл – не только профессиональный архитектор, но и математик, инженер, естествоиспытатель, много занимавшийся расчетом криволинейных поверхностей для зажигательных зеркал.

Сплав высочайшей научной и художественной культуры с удивительной по смелости творческой и конструктивной задачей и дал рождение тому явлению в истории мировой культуры, каким стала “Великая церковь”, как называли ее современники.

С запада перед Софийским собором находился обширный атриум с фонтаном для омовений: он не сохранился, но уцелели два нартекса, внешний и внутренний, через которые из атриума проходили в церковь.

Существовал еще один – торжественный вход, ведший во внутренний нартекс с юга, со стороны Августейона – центральной площади Константинополя, на которой против собора начинался огромный ансамбль Большого императорского дворца, где стояли здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху.

Над императорским входом в нартекс в Х столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – преподносящие ей модели выстроенных ими города и церкви Константин и Юстиниан.

Видимое за входом длинное пространство нартекса производит ошеломляющее впечатление специально осуществленным “предвосхищением” огромности основного объема храма.

Внешняя западная его стена состоит как бы из массивных пилонов и вся затенена, свет падает на плоскую, легкую, покрытую сияющим мрамором стену, в которой прорезаны девять порталов, сгруппированные по три, делающие стену будто сквозной, прозрачной.

Источник: http://MirZnanii.com/a/216818/sobor-sofii-v-konstantinopole-arkhitektura-vizantii

ОТЗЫВЫ НА Софийский собор в константинополе, история и архитектура (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация