Можно ли жениться кумовьям в православии, мнение церкви

Можно ли жениться крестным родителям?

Можно ли жениться кумовьям в православии, мнение церкви

Здравствуйте «Дышу Православием»! Мы молодая пара и хотим пожениться, но недавно стали крестными одного ребенка.

Можно ли жениться крестным родителям? Родители крестника (очень верующие люди), говорят, что по канонам нам венчаться нельзя, потому что мы крестные одного ребенка.

Они ссылаются на 211-й статью Номоканона. Скажите, что нам делать? Олег и Евгения, г. Воронеж.

Прежде всего, следует помнить, что иметь двух крестных, это традиция, а не церковное правило. В разных поместных церквах, эта традиция соблюдается по разному. Например, в Сербской Церкви, согласно традиции, допускается только один крестный (для девочки – женщина, для мальчика – мужчина).

В Грузии, к примеру, количество крестных может быть не ограничено, причем согласно некоторым традициям, крестным можно стать даже заочно. Русская Церковь приняла традицию иметь двух крестных от Греческой Церкви. Но подчеркиваю, это всего лишь традиция, а не обязательное церковное правило.

Но при таком рассуждении возникает вопрос – как быть с правилом, которое регламентирует запрет на вступлении в брак крестным родителям одного ребенка? Двести одиннадцатая статья Номоканона при Большом Требнике гласит — «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются». В 1730 году по вопросу происхождения этого правила (и вообще его авторитетности), был создан запрос для богословской комиссии и 30 мая этого же года, Святейший Синод, высказал серьезное каноническое сомнение по поводу этого правила: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно» (подробнее см. в делах от 30 мая 1730 года, в Полном собрании постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания, т. VII, №2308).

Чуть позднее, Синод сформулировал Указ, с издания которого 211-я статья Номоканона утратила свою силу:

«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола»

(Указ Святейшего Синода от 19 января 1810 г.).

Спустя несколько десятилетий, Святейший Синод закрепил это положение издав ещё один указ:

«Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным»

(Указ Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г.).

(цит. по С. Булгаков — Настольная книга священнослужителя, Т.4. Издание Московской Патриархии, М.: 1983 г., с. 234.)

По всей видимости, несмотря на предыдущие указы Синода, в народе ещё оставалось некоторое смущение и непонимание степеней духовного родства.  Поэтому, спустя несколько десятилетий, Священный Синод издает ещё один указ, согласно которому, брак между крестными родителями допускается только с благословения правящего архиерея:

«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея»

(Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).

Таким образом, до сегодняшнего дня, нет никаких оснований запрещать вступать в брак крестным родителям одного ребенка. Единственное, что вам нужно сделать, согласно правилам, написать прошение правящему архиерею вашей епархии, с просьбой благословить вас на церковный брак.

Анатолий Баданов администратор миссионерского

проекта «Дышу Православием»

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/mozhno-li-zhenitsya-krestnym-roditelyam/

Может ли кум жениться на куме? или О духовном родстве

Милые подруги, позвольте поделиться с вами, можно сказать, сокровенным… До недавнего времени мучил меня один вопрос. Сидел он в голове достаточно долго — более 15 лет! И вот, о, счастье! Одной заботой стало меньше! Но обо всем по порядку…Итак, более 15 лет назад родственники пригласили меня и моего супруга стать крестными их ребенка.

Дело было в  «лихие 90-е», когда, как поговаривали, было модно венчаться, креститься. Но для нас это было не данью моде, а чувствами и обязанностями православных людей.  Ребеночка мы окрестили. Я лично горда была носить звание Крестной матери, тем более что своих детей у меня еще не было.

Но как-то, уже после состоявшегося Таинства, периодически стали возникать разговоры о том, что супруги, тем более венчаные (а мы венчаные) не могут быть крестными родителями одного малыша, якобы грех это сильнейший. Вот с тех пор и засел этот вопрос у меня в голове: можно или нет? Тем более что батюшка в церкви ничего не сказал нам по этому поводу.

А тут еще в семье проблемы серьезные периодически возникали. Зато «червячок» в голове ел мозг: «Грешна ты, матушка! Нельзя  тебе с супругом-то быть!»  Так и жила я до недавнего времени. Но видимо, мысли мои были настолько сильны, что ответ все же пришел.  Пришел в виде статьи в православном женском журнале «Славянка».

Журнал попал ко мне случайно, но помог очень! Замечательная статья, где расписано все по полочкам. Рекомендую ознакомиться! Теперь я точно знаю, что с супругом у нас все в порядке! А вот и сама статья:

Может ли кум жениться на куме?

О духовном родствеНедавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные…  Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность Таинства Брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в загсе. Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками.  И вот что мне стало известно по этому вопросу.Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с VI-го и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юститиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691-692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номокано?н – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII веках и впоследствии дополненные).

«Правило 209. О духовнем сродстве.

Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.
О друзем сродстве духовнем.
Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения приемлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовныи святым крещением».Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почитать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменяются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяше изумлен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года – Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html).Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относительно духовного родства исходят не от апостольских постановлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более позднего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.

Теперь хочется указать на положение дел относительно духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и указам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви.

И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещенного.

Также следует заметить, что этот указ отрицает духовное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола – муж-восприемник; если женского – только восприемница».

Впоследствии Святейший Синод в 1937 году подтвердил указ от 1810 года и добавил: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весьма неизвестно».Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял.

Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен – идут против действующих постановлений Русской Православной Церкви.Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе.

Как совершалось Крещение в древней Церкви?В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.

«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым.

При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница – крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.

), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, еще не рассматривает возможность брака между восприемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он распространился уже в XIII веке. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.

), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).

«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство).

Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца.

Строго говоря, по той же причине между крестным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).

Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача – научить крестника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) – не имеет никакого значения.

Крестные даются крещаемым не для числа и не для духовного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.

Читайте также:  Как написать записку матроне московской, образец

А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.

И напоследок

Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники никого, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хороших православных семей.Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак.

Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов – «духовное родство».Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства.

Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи – дозволительны.

Иерей Тимофей Куропатов, православный женский журнал «Славянка», март-апрель 2012 года

Милые подруги, позвольте поделиться с вами, можно сказать, сокровенным…

До недавнего времени мучил меня один вопрос. Сидел он в голове достаточно долго — более 15 лет! И вот, о, счастье! Одной заботой стало меньше! Но, обо всем по порядку…

Итак, более 15 лет назад родственники пригласили меня и моего супруга стать крестными их ребенка. Дело было в  «лихие 90-е», когда, как поговаривали, было модно венчаться, креститься. Но для нас это было не данью моде, а чувствами и обязанностями православных людей.  Ребеночка мы окрестили.

Я лично горда была носить звание Крестной матери, тем более что своих детей у меня еще не было.

Но как-то, уже после состоявшегося Таинства, периодически стали возникать разговоры о том, что супруги, тем более венчаные (а мы венчаные) не могут быть крестными родителями одного малыша, якобы грех это сильнейший. Вот с тех пор и засел этот вопрос у меня в голове: можно или нет? Тем более что батюшка в церкви ничего не сказал нам по этому поводу. А тут еще в семье проблемы серьезные периодически возникали.

Зато «червячок» в голове ел мозг: «Грешна ты, Матушка! Нельзя  тебе с супругом-то быть!»  Так и жила я до недавнего времени. Но видимо, мысли мои были настолько сильны, что ответ все же пришел.  Пришел в виде статьи в православном женском журнале «Славянка».

Журнал попал ко мне случайно, но помог очень! Замечательная статья, где расписано все по полочкам. Рекомендую ознакомиться! Теперь я точно знаю, что с супругом у нас все в порядке!

Источник: http://www.murom-mama.ru/stati/moya-vera/mozhet-li-kum-zhenitsya-na-kume-ili-o-duhovnom-rodstve.html

Можно ли кумовьям жениться или нельзя

Поделиться с друзьями в социальных сетях.

Можно ли кумовьям жениться или нельзя?

Ответ! Да, можно!

Совсем недавно в епархии Русской Православной Церкви для рассмотрения был направлен проект документа «О церковном браке». Обсуждение данного документа также ведется на сайте и блоге Межсоборного Присутствия и на портале «Богослов.Ру». Это важное событие, поскольку документ, настолько подробно исследующий институт церковного брака, в нашей Церкви появляется впервые.

Если мы посмотрим на историю развития брачного права, то увидим, что многие его положения базируются на законодательной основе Римской империи, а позднее – Византии. Документ, который будет принят, рождается в недрах церковной мысли, и его появление неразрывно связано с возникновением такого института в нашей Церкви, как Межсоборное Присутствие.

Когда проект документа был опубликован, первое, что обрадовало, – это то, что в обсуждение включились не только представители духовенства, но и миряне.

Если посмотреть комментарии на сайтах, анализирующих проект документа, то хорошо видно, что комментариев активных мирян даже больше, чем комментариев священников.

Это значит, что этот документ востребован в нашей Церкви сегодня, и многие ее чада, независимо от чинов и званий, готовы размышлять над теми вопросами, которые предложены к осмыслению Межсоборным Присутствием.

А как же загс?

По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:

Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.

Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации.

Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день.

Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?

Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется – вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.

Крестный – один

Важный пункт, о котором говорится в проекте документа в одной из сносок – это то, что восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак.

Не секрет, что сегодня во многих храмах собирающиеся венчаться мужчина и женщина, если они были крестными одного и того же ребенка, могут услышать, что это – каноническое препятствие для заключения церковного брака. Особо ревностный духовник вообще может сказать людям, оказавшимся в такой ситуации, что их брак невозможен и, если он расписывались в ЗАГСе, должен быть расторгнут. Но он окажется глубоко неправ.

Из чинопоследования таинства святого крещения видно, что крестный у ребенка один. У мальчика – мужчина, у девочки – женщина. На этом настаивали многие отцы Церкви. В одном из своих декретов об этом с ясностью пишет папа Лев Великий. В XV веке об этом же пишет митрополит Киевский Фотий.

Из сноски данное положение обязательно должно перейти в основной текст, чтобы у нас не возникало тех вопросов, на которые Церковь давно и авторитетно дала свой ответ.

Православный брак – понять суть

Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания – еще одно из важных положений документа.

Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением – «чтобы ребеночек не болел».

) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.

Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.

Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе — Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

Источник: http://pravera.ru/index/mozhno_li_kumovjam_zhenitsja_ili_nelzja/0-3294

Можно ли жениться кумовьям — Справочник потребителя

4 Ноя 2016

Церковные каноны и гражданский кодекс расходятся во мнении, можно ли жениться кумовьям.

В нашей стране церковь и государство имеют разное влияние на общество, поэтому для многих будущих супругов такой вопрос может стать важным, если они верят в Бога и хотят соединить свои судьбы, венчаясь в церкви.

Многие крестят вместе детей, не будучи парой, а как друзья семьи, а потом влюбляются и хотят пожениться. Вот только тот факт, что между собой они уже не совсем чужие, заставляет задуматься, а можно ли жениться кумовьям.

Можно ли куму жениться на куме

Кумовство в наше время – это традиция, которая пришла из давних времен, но она не является гражданской. Если ребенок не крещен, то и кумовей у вас нет, и если среди общего круга друзей кто-то захочет пожениться, то никаких препятствий для этого нет.

Но если вы покрестили ребенка, взяли по две пары, и среди них вдруг начали вспыхивать чувства, да настолько сильные, что пара решила заключить брак? Что делать и может ли кум жениться на куме, можно ли вообще жениться кумовьям, если они крестили одного ребенка и полюбили друг друга?

С точки зрения гражданского общества не имеет значения, будет ли жениться кум на куме. Для ЗАГС-а такое понятие, как кумовство не является препятствием к свадьбе кумовья, запрета никакого нет.

Можно ли жениться куму и куме

С точки зрения церкви не все так однозначно. Люди, которые стояли вместе и крестили одного ребенка, являются его духовными родителями и между ними также возникает духовное родство.

Оно является препятствием для вступления в брак между теми, кто крестил одного ребенка. Также бывают ситуации, что после развода кума и кум, который крестил ее ребенка, становится ему отчимом или после усыновления/удочерения отцом.

Можно ли жениться кумовьям в таком ситуации?

Ответом будет только внутренний порыв, так как определение кума и кумы – это более современное понятие. В раннем христианстве, когда крещение принимали во взрослом возрасте, крестным становился человек того же пола и пары в кумовья не брали. Позже люди таким образом роднились, но их детям было запрещено с точки зрения церкви вступать в брак между собой.

Сегодня нет никаких препятствий, и если поговорить со священником, можно будет куму и куме пожениться. А потом, став счастливыми родителями, они будут заняты другими заботами, нужно будет выбирать коляску, кроватку, выбирать радионяню и искать кумовей для ребенка.

Источник: http://potrebitel.org.ua/2016/11/mozhno-li-zhenitsya-kumovyam/

Могут ли быть крестными муж и жена, кого можно брать восприемником: суеверия и традиции

Крестины – это второе рождение малыша, но уже перед богом. Родители тщательным образом готовятся к этому важному событию, скрупулезно подходят к выбору крестных отца с матерью.

Нередко правильный выбор дается с большим трудом, потому что не каждый соглашается брать на себя такую ответственность. Церковь говорит, что крестить ребеночка может любой человек, однако он должен стать поистине родителем от святого духа на протяжении всей жизни.

Кого же выбрать для такого ответственного звания, и могут ли стать крестными женщина и мужчина, которые являются мужем и женой?

Главное требование православной церкви к тем, кто крестит ребенка – они должны неуклонно веровать, жить церковной жизнью, знать хотя бы самые основные молитвы («Евангелие», «Отче наш», к примеру).

Это остро необходимо, чтобы в дальнейшем они смогли полноценно осуществлять роль учителей для своего крестника. Родители по церкви должны дать основные знания о православной вере, духовных принципах человеческого бытия.

Если восприемники будут людьми несведущими в таких вопросах, то возникают большие сомнения в их изначальном стремлении стать крестными родителями.

Церковь строго следит за выполнением каждого условия, касающегося таинства крещения, и негативно относится к случаям, когда люди осознанно не выполняют те или иные правила. Остро стоит вопрос с возможности стать крестными родителями мужчины и женщины, которые состоят в браке. На этот счет у православной религии свой взгляд, на котором стоит остановиться подробнее.

Согласно православным канонам, муж с женой не могут стать духовными родителями одного ребенка. Считается, что они уже являются единым целым, состоя в браке.

И если оба будут крестить малыша, это неправильно.

Такая позиция объясняется тем, что во время таинства крещения восприемники должны обрести целостность по отношению к ребенку, а если они уже духовно объединены, то обряд не будет признан действительным.

Некоторые батюшки относятся лояльно к такому вопросу и рассуждают так: если брак не был заключен в церкви, это дает право мужу с женой крестить одно чадо, поскольку их отношения не скрепили на небесах.

Чтобы убедиться точно, могут ли быть крестными родителями муж и жена, заручитесь веским мнением высших религиозных чинов и послушайте, что по этому поводу думает Московский Патриархат.

Просмотрите видеоматериал ниже, в котором подробно обсуждается затронутая тема.

Новорожденный младенец должен предстать перед богом сразу после рождения, очиститься от первородного греха, соединиться с церковью. Так рассуждает любая религия и призывает проводить крестины еще в раннем возрасте.

Процесс проведения обряда почти везде одинаков: младенца омывают водой из купели в храме, читают литургию, в конце надевают крестик. Отличаются лишь требования, которые позволяют или запрещают верующим совершать определенные шаги.

Читайте также:  Храм александра невского при мгимо - православные иконы и молитвы

Католическая церковь расходится с православной по многим вопросам, и обряд таинства крещения не стал исключением.

Все начинается с того, что родители приходят в костел за пару-тройку недель, чтобы обсудить с ксендзом (священник католической церкви) все вопросы по подготовке к обряду, назначить дату, договориться с тем, кто будет крестить ребенка.

Крестные родители в католическом вероисповедании наделяются важными полномочиями в жизни ребенка, в которые входит обязанность водить его в воскресную школу, подготавливать к религиозным обрядам (коммунии, конфирмации).

Подход к выбору крестных родителей здесь вдвойне сложный и является важной задачей для любого верующего.

Кроме осознанности и высокой ответственности крестных родителей, в католической вере существуют свои правила по выбору духовных отца с матерью. Согласно требованиям костела, восприемниками могут стать только люди, которые:

  • Веруют и практикуют католицизм.
  • Не имеют с малышом никаких родственных связей.
  • Достигли 16-летия. Если причины веские, то настоятель может сделать исключение.
  • Католики по вероисповеданию, прошедшие таинство первого Причастия и конфирмацию (бежмование). Это обряд миропомазания, который осуществляют, будучи в зрелом возрасте. Так католики подтверждают, что приняли веру осознанно.
  • Не являются родителями ребенку.
  • Являются мужем и женой.

Семейная пара – крестные одного ребенка: суеверия и традиции

По традициям православной церкви, мужчина и женщина, которые крестят малыша, вступают в духовное родство.

Оно ценится настолько высоко, что ни один другой союз не является важнее этого (брачный в том числе).

Существует несколько традиций в православной вере, которые ставят под сомнение возможность крещения чужих детей для семейной пары. Вот основные моменты, когда супругам воспрещается быть восприемниками:

  • В таинстве крещения младенца запрещается участвовать паре людей, если они являются супругами. Если такое произойдет, то их брак не сможет существовать на духовном уровне: он не будет иметь священных уз.
  • Аналогично состоявшимся супругам, не имеет права крестить и пара, которая намеревается заключить брачный союз. Поскольку во время крещения они обретут духовное единство (родство), превозносимое выше телесного, им придется отказаться от своих отношений в пользу обретения статуса крестных родителей.
  • Пара, которая живет в гражданском браке, тоже не имеет права стать крестными родителями ребенку, потому что изначально такие узы осуждаются церковью и считаются блудом.

Невзирая на эти запреты, есть варианты, когда муж с женой имеют право крестить детей одной семьи, если соответствуют другим требованиям православной церкви.

Делать это они должны по отдельности: мужчина крестит одного ребенка, а женщина – другого. То есть, супруги могут окрестить родных брата и сестру (или кровных братьев, сестер).

Если они выполняют это по отдельности, то не потеряют священности своего супружеского союза.

Если крещение с восприемниками-супругами все же происходит по причине неведения, то такую ситуацию может разрешить только высшая власть церкви (правящий архиерей). Супруги обращаются с прошением к правящему архиерею для выхода из сложившейся ситуации. Исход может быть в таких вариантах: признание брака недействительным или супругов призовут к покаянию за грех, совершенный по незнанию.

Кого еще нельзя делать крестными

Если вы решили окрестить своего ребенка, то обязательно должны знать все требования и обычаи церкви, которые запрещают брать восприемниками (кроме мужа и жены):

  • кровных родителей малыша;
  • того, кто не был крещен или не верует ни в одну из религий (атеист);
  • человека, отрицающего любую истину православной религии;
  • если тот, кто крестит, относится к таинству крещения, как к магическому обряду, и преследует свои цели (в языческом смысле);
  • людей, не желающих становиться крестными родителями для этого ребенка;
  • приемного отца или приемную мать;
  • людей, которые состоят в других конфессиях;
  • детей, которым не исполнилось 14 лет;
  • монахов и представителей церковного сана;
  • людей, чьи взгляды неподвластны нравственности;
  • лиц с умственными отклонениями;
  • женщин, которые переживают дни очищения месячными.

Кого можно брать восприемником

Когда родители думают над выбором восприемника для собственного чада, они должны руководствоваться не только собственными соображениями. Необходимо соблюсти все религиозные правила, согласно которым, крестным папой или мамой могут стать:

  • Его родственники – бабушка или дедушка, тетя или дядя. Возможно, это будет старшая сестра или брат, достигшие четырнадцатилетнего возраста.
  • Кумовья (те, у ребенка которых вы сами являетесь восприемником).
  • Крестная первого ребенка. Случается так, что человек уже крестил в одной семье малыша, но у них родился второй, и восприемниками взяли тех же крестных, которые крестили первенца.
  • Если восприемников нет, то им может стать священник, который совершает обряд.
  • Беременная женщина.
  • Незамужняя девушка, у которой нет детей.

Дорогие родители, вам необходимо понимать, что в крестные нужно выбирать такого человека, который не просто поучаствует в церковном обряде, а по-настоящему полюбит малыша, сможет стать для него духовным наставником на всю жизнь. Отвечая на вопрос, кого разрешается брать восприемником, церковь подразумевает человека верующего, ответственного, сознательного и любящего, чтобы обряд обрел правильный смысл и конечное предназначение.

Источник: https://sovets24.ru/131-mogut-li-byt-krestnymi-muzh-i-zhena.html

Можно ли жениться кумовьям

(1 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

Вопрос о том, можно ли крестным жениться, волнует многих – и самих крестных, и родителей ребенка, для которого они стали крестными родителями.

Если стать крестными не могут люди, уже состоящие в отношениях, то между новоиспеченными крестными родителями нередко возникают нежные чувства. Влюбленные уже мечтают о свадьбе, думают о том, какие бывают свадьбы по годам, и вдруг узнают, что вместе им быть нельзя.

Что же делать в такой ситуации? Можно ли жениться куму с кумой или лучше не искушать судьбу, ведь такие браки считаются запрещенными.

Можно ли жениться на куме

Во-первых, подобные ситуации все-таки предпочтительно рассматривать с точки зрения церковных законов, а не  чьих-то необоснованных суеверий. Да, стоит сказать, что церковь весьма неоднозначно относится к интимным отношениям и бракам между крестными.

Точно известно, что ранее такие браки были запрещены императором Юстинианом, который объяснял это тем, что во время восприятия своего крестника от купели Крещения кум и кума вступают в духовное родство между собой так же, как со своим крестником или крестницей.

Однако кардинально изменил ситуацию указ Святейшего Синода русской православной церкви.

Он был принят 19 января 1810 года, и в нем шла речь лишь о запрете брачных отношений между восприемниками (крестными родителями) и их воспринятыми, а также между воспринятыми одного и то же восприемника.

Такое разрешение женитьбы кума на куме объяснили тем, что кровного родства между ними нет, а это значит, что церковь не запрещает их отношения.

Можно ли выходить замуж за кума

Когда мужчина и женщина участвуют в обряде Крещения ребенка, они дают обещание перед Богом о том, что не вступят в интимные отношения друг с другом. И это происходит до сих пор, не смотря на указ Синода в 1810 году, о котором ранее шла речь.

Церковь до сих пор не может придти к единому мнению о том, можно ли кумовьям жениться друг на друге.

Поэтому перед тем, как выйти замуж за кума или жениться на куме, необходимо получить разрешение епископа епархии. Правда, делается это, скорее, для успокоения собственной совести.

Если брак между кумовьями – действительно грех, то просить разрешение перед тем, как согрешить, — весьма странно.

Если между кумовьями вспыхнули чувства, то выход один – либо следовать Божьим законам, либо собственному разуму и зову сердца. В любом случае, на судьбе крестника это никак не отразится. Если верить отзывам, то браки между крестными чреваты лишь для самих крестных непродолжительностью их союза.

Источник: http://godovshinasvadbi.ru/mozhno-li-zhenitsya-kumovyam/

Почему нельзя венчаться куму и куме друг с другом?

У таинства венчания существуют свои правила и традиции. В частности, установлены причины, по которым венчание невозможно.

Так, например, запрещено венчаться лицам, принявшим монашество, состоящими в другом браке (в том числе и нецерковном), исповедующими другую религию, не способным к браку по болезни, несовершеннолетним или напротив в значительном возрасте (больше 60-ти для женщин и 70-ти – для мужчин)… Перечень довольно обширен!

Среди запретов имеется и запрет на венчание родственников. Причём имеется в виду как кровное родство, так и свойство.

С первым – понятно. Речь идёт о близких родственниках в разной степени родства. Это родители и дети, бабушки, дедушки, тётки и племянники и тому подобное.

Свойство – это родство, возникшее через брак. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Свойство приравнивается к кровному родству, потому что

Помимо кровного родства и свойства в христианстве существует и понятие духовного родства. Оно связано с таинством Крещения. К таким духовным родственникам церковь относит крестников, крестных и их родителей.

Ну, а поскольку кум и кума – это крестные родители одного ребёнка, то и они становятся друг другу духовными родственниками. Именно из этих соображений мнение батюшек однозначно: кум и кума венчаться друг с другом не могут.

Однако не всё так просто. Ведь строго говоря, канонические тексты (основные, составляющие, так сказать, «фундамент» христианства) прямого запрета на такой брак не содержат.

Это неудивительно: традиция двух восприемников (и крестной матери, и крестного отца) – явление довольно-таки позднее. Это именно традиция, а не церковное установление (закон). Первоначально крестный был только один. Традиционно – одного пола с крещаемым, хотя и это не было обязательным.

Так что у древних христиан у крещённого ребенка был только один восприемник. И сама проблема не возникала, а, значит, и никак не рассматривалась. Такому обыкновению часто следуют, например, греки.

Потом возникла традиция приглашать двоих крестных и вместе с нею возникли и споры о возможности их вступления в брак.

Решают её разные священники по-разному. В основном, конечно, запрещают и точка. Но это неправильно.

Церковь живёт по постановлениям и указам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви.

И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещенного.

Наличие же духовного родства между крестником и крестной одного ребёнка, т.е. между кумом и кумой, в этом указе отрицается напрочь.

Точно это положение звучит так:

Таким образом, кума и кума могут венчаться. Просто для этого им нужно получить формальное разрешение архиерея местной епархии.

Те же, кто утверждает, что такой брак невозможен – идут против постановлений Русской Православной Церкви.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1081199-pochemu-nelzja-venchatsja-kumu-i-kume-drug-s-drugom.html

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Может ли кум жениться на куме?

Иерей Тимофей Куропатов

Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные…

Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка.

Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность таинства брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в ЗАГСе.

Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.

Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.

Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?

Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с Vl-ro и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юстиниане запре¬щалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691- 692 гг.

в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частнос¬ти, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.

) определил, что наличие духовно¬го родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номоканон — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI VII веках и впоследствии дополненные). «Правило 209. …О духовнем сродстве.

Читайте также:  Молебен ксении петербургской, молебен о замужестве, как заказать

Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелева¬ем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят. О друзем сродстве духовнем.

Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения при¬емлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовный святым крещением».

Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почи¬тать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменя¬ются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяще изум¬лен, сиречь, вне ума своего.

По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года — Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia. ru/db/text/1586949.html).

Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относи¬тельно духовного родства исходят не от апостольских поста¬новлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более поз¬днего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.

Теперь хочется указать на положение дел относитель¬но духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и ука¬зам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви.

И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещен¬ного.

Также следует заметить, что этот указ отрицает духов¬ное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола — муж-воспри¬емник; если женского — только восприемница».

Впоследствии Святейший Синод в 1937 году подтвердил указ от 1810 года и добавил : «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весь¬ма неизвестно». Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял.

Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен — идут против действу¬ющих постановлений Русской Православной Церкви.

Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?

В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители. «По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым.

При преобладавшем тогда крещении взрослых это выте¬кало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница — крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.

), запрещающий брак между восприемником и воспри¬нятой, еще не рассматривает возможность брака между вос¬приемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.

), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась. Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он рас¬пространился уже в XIII веке. Этой практике противодейство¬вали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.

), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемни¬ков, крестного отца и крестной матери — не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).

«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купе¬ли и восприемником того же пола, что и восприня¬тый (кумовство).

Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник явля¬ется данью традиции и, следовательно, нет кано¬нических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца.

Строго говоря, по той же причине между крес¬тным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обы¬чай запрещает такие браки, поэтому во избежа¬ние соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М.

1983 г.). Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача — научить крест¬ника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) — не имеет никакого значения. Крестные даются крещаемым не для числа и не для духов¬ного сродничества, а для научения и помощи во спасение души. А если мы согласно отцам Церкви, поста¬новлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный дол¬жен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.

И напоследок

Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники нико¬го, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хоро¬ших православных семей.

Также слышал совершенно достоверные исто¬рии от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов — «духовное родство».

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколь¬ко побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства.

Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов¬ления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи — дозволительны.

Иерей Тимофей Куропатов

Источник: http://www.newmartyros.ru/page/literaturaierey-timofey-kuropatov-kum-i-kuma.html

Могут ли муж и жена быть крестными одному ребенку?

Содержание:

Кто может стать крестным младенца? Могут ли муж и жена быть крестными ребенку? Можно ли брать восприемниками близких родственников — родных сестер и братьев, теть и дядей, дедушек и бабушек? Правда ли, что беременной или незамужней женщине нельзя крестить детей? В нашей статье вы найдете ответы на эти вопросы.

Взрослому не нужны восприемники

Если человек принимает крещение в сознательном возрасте, то никаких вопросов с выбором восприемников не возникает. Взрослый человек сам отвечает за свое решение. Он наверняка сознательно пришел к вере и захотел присоединиться к Церкви. Чаще всего желающий креститься перед принятием Таинства проходит курс огласительных бесед, на которых ему рассказывают об основах православной веры.

Он сам знает главные догматы Церкви — Символ веры — и может заявить об отречение от сатаны и желании присоединиться ко Христу.

Кто может стать крестным младенцу?

Крещение в младенческом возрасте происходит по вере родителей и восприемников ребенка.

Крестный — крещеный, верующий, воцерковленный

Крестным отцом или матерью может быть верующий, крещеный в православии, воцерковленный человек.

Он нужен не для того, чтобы подержать ребенка в церкви.

Восприемник перед Богом ручается за духовное воспитание этого человека, от имени младенца крестный заявляет о своей преданности Христу и отречении от сатаны. Согласитесь, это очень серьезное заявление.

И оно предполагает исполнение возложенных обязанностей: причащение младенца, духовные беседы в непринужденной форме, собственный пример жизни в добродетели.

Справиться с такими функциями вряд ли сможет хоть и крещеный, но невоцерковленный человек.

Кто не может стать крестным?

Атеист, иноверец или отлученный от Церкви не может быть крестным: если он пребывает вне Церкви, то как может помочь другим войти в нее? Как научит другого вере, если сам не верит в Бога?

Может ли беременная женщина крестить ребенка?

Читать также:

Может ли крестить не священник и не в церкви?

Существует суеверие, что будто незамужняя или беременная женщина не может быть восприемницей. Никаких подобных ограничений в Церкви нет.

Мало ли что вам может сказать бабка в храме?! Иногда даже приходится слушать, что незамужней девушке обязательно надо сначала стать крестной у мальчика. Если сделает это — будут ее парни любить.

Ну а вот если крестишь первой девочку, то что? Век в девках сидеть? Это еще одно нелепое суеверие.

Вообще-то в Требнике — богослужебной книге, по которой священники служат требы, — указывается, что для крещаемого нужен только один крестный, при этом для девочки — женщина, а для мальчика — мужчина.

Это уже потом появилась традиция брать пару восприемников. Если же вы возьмете только одного крестного, то ничего запрещенного в этом нет.

К сожалению, бабки в храме не всегда хорошо знают историю Церкви и часто попадаются на крючок суеверий.

В наше время также не могут стать крестными монахи и монахини. Раньше также не существовало такого запрета. Но с чем связана подобная практика? Делается так, чтобы не отвлекать инока от монашеской жизни, не соблазнять его мирским (семья, дети, семейные торжества и празднования).

Также крестными своему ребенку не становятся родные родители. На них и так лежит огромная ответственность за разностороннее воспитание сына или дочери.

Другие родственники спокойно могут стать восприемниками, будь то бабушки-дедушки, тети-дяди или даже старшие братья-сестры.

Могут ли муж и жена быть крестными ребенку?

В наше время не существует однозначного мнения по поводу того, могут ли муж и жена крестить одного и того же младенца.

Сторонники варианта «нет» считают, что крестные родители — это духовно близкие люди, а муж и жена — еще и телесно. Можно найти не одну историю о том, как священник запретил супругам быть восприемниками у ребенка. Но существуют ли такие запреты на каноническом уровне?

А как быть, если парень и девушка сначала окрестили одного младенца, а затем полюбили друг друга и захотели пожениться? Страдать и во всем винить родных родителей крестника за такую «подставу»?

Вместо страданий лучше обратимся к книге Сергея Григоровского «Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении», изданной еще по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. В ней уделяется внимание браку между крестными родителями:

Можно найти и более давние источники, положительно отвечающие на вопрос «Могут ли муж и жена быть крестными ребенку?».

В указе Святейшего Синода от 19 января 1810 года написано:

В указе от 31 декабря 1837 года Святейший Синод снова апеллирует к древним постановлениям об одном восприемнике для младенца:

Для тех, кто все-таки продолжал сомневаться, могут ли муж и жена быть крестными ребенку, появился еще один синодальный указ, уже от 19 апреля 1873 года:

Надо сказать, что запрет на брак между крестными родителями раньше существовал в Русской церкви, в других же православных церквях о такой практике не знали.

Единственный запрет, дошедший до нас со времен Вселенских соборов, — это 53 правило Шестого (Константинопольского) собора. Оно говорит о невозможности браков между крестным/крестной ребенка и его овдовевшей матерью/овдовевшим отцом.

Также невозможным считается брак между восприемником и его крестником. Но этот вопрос даже не может возникнуть, если у младенца будет один крестный, его же пола.

Предлагаем вам посмотреть, как на вопрос о том, могут ли муж и жена быть крестными ребенку, отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов:

Источник: http://megapoisk.com/mogut-li-muzh-i-zhena-byt-krestnymi-rebenku-kanony-i-traditsii

Ссылка на основную публикацию