Православие » Молебны » Пафнутьев-боровский монастырь

Пафнутьев-боровский монастырь

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь

Пафнутьев-Боровский монастырь

Боровский монастырь в центральной России считается одним из самых посещаемых. Приезжают сюда как любители истории и церковной архитектуры, так и желающие получить духовный совет от отца Власия.

Слава об этом чудотворце давно вышла за пределы Калужской области, поэтому ежедневно сотни людей со всей страны приезжают в Пафнутьевский монастырь в Боровске, чтобы пообщаться с этим удивительным человеком, получить его совет и благословение.

 Сразу скажем, что мы об отце Власии узнали только тогда, когда приехали в Боровский монастырь, поэтому на прием к нему не попали, да и не планировали. Вы не найдете здесь отзыва о посещении старца и инструкции, во сколько нужно приехать, чтобы попасть на прием.

Скажем лишь пару слов о нем: говорят, что он видит людей насквозь, подскажет советом в трудной ситуации и поможет обрести веру. Согласно информации из интернета, отец Власий принимает ежедневно с 5 утра до 5 вечера, когда нет Церковных праздников. Как такового расписания приемов нет, а существует запись в «живую» очередь и говорят, что в ней можно провести несколько дней.

Стоит учесть, что отец Власий – довольно пожилой человек, поэтому далеко не всегда может вести прием всех желающих в течение 12 часов. Как мы уже говорили, к старцу мы не наведывались, на этом закончим рассказ о нем, и перейдем к истории Боровской обители и ее архитектурных памятниках.

Как доехать до Боровского монастыря

Пафнутьевский монастырь расположен в пригороде Боровска и добраться до него на автомобиле довольно просто: по Киевскому шоссе до города Балабаново, его нужно проехать насквозь до развилки трассы А108 и региональной трассы на Боровск. На этом перекрестке необходимо повернуть налево по указателю «Боровский монастырь», а затем спустя несколько километров снова налево.

Через полтора километра вы окажитесь в населенном пункте «Роща», а уж в нем найти Боровский монастырь не составит труда – его видно издалека.

Рядом с монастырем есть небольшая парковка, и в будний день мы нашли на ней место без особых проблем, но по церковным праздникам и выходным здесь, скорее всего, яблоку негде упасть.

В большинстве случаев вход на территорию действующих монастырей бесплатный, в этом плане Боровский монастырь ничем не отличается от остальных.

Все как везде: отключить мобильные телефоны, для женщин одеть платок и юбку, если вы забыли взять их с собой, то с правой стороны от входа все можно взять в аренду.

Боровский Пафнутьев монастырь

Боровский монастырь был основан в середине XV века на левом берегу реки Протвы в том месте, где в нее впадает небольшая река Истерма. Основателем монастыря стал бывший игумен Покровского Высокого монастыря – Пафнутий. Согласно древним преданиям его дед был татарином, который приехал покорять Русь, но, видимо, ему так у нас понравилось, что он решил остаться и даже принял православие.

Одним из первых строений Боровского монастыря стала Рождественская церковь, построенная из дерева и освященная в 1448 году. Сейчас на месте первого храма Боровского монастыря находится главный храм обители – Собор Рождества Богородицы.

Первый каменный храм сменил деревянную церковь всего через несколько десятков лет, и по своей красоте не уступал московским. Но простоял он недолго – чуть больше ста лет.

В конце XVI века по приказу царя Федора был построен новый собор, который освятили в 1589 году.

Деньги на строительство были выделены из царской казны, и может быть поэтому Федор Иоаннович дважды приезжал в монастырь и присутствовал на богослужениях (в 1592 и в 1595 годах).

За следующие 400 лет своего существования Рождественский собор перестраивался и менял свой облик, в 1837 году с западной стороны храма пристроили каменную трапезную, которая, кстати, сохранилась и до наших дней.

Существует легенда, согласно которой из Рождественского собора Боровского монастыря по подземным ходам можно было попасть в Калугу и Москву. Представляете какой длины должны быть эти туннели? Прямо «Метро-2» какое-то.

Но легенда эта возникла не на пустом месте: дело в том, что монахам из монастыря было разрешено торговать своими товарами в Москве и Калуге, чтобы не встречаться с соблазнами по дороге, они и добирались до городов под землей.

Говорят, что в то время полы в соборе были сделаны из металлических плит, которые и закрывали вход в подземелье. Верится в это с большим трудом, но в жизни бывает всякое. Так, например, вокруг Брестской крепости подземные ходы тянутся на десятки километров, и почему бы и монастырским подземельям не быть такими длинными.

В 20-е годы XX века Боровский монастырь, как и многие другие, был закрыт. На его территории разместились строительные мастерские, а в соборе организовали ангар хозяйственного назначения.

Позднее в Рождественском храме разместили сельскохозяйственное учебное заведение, и для удобства учеников было принято решение прорубить второй ряд окон, что привело к непоправимым последствиям: стены собора треснули, и в мае 1954 года произошло обрушение крыши.

Реставрационные работы начались в 1962 году и велись с особой осторожностью: деревянный фундамент постепенно удаляли, а на его место заливали бетон. Только после того, как был полностью укреплен фундамент храма, начались работы по восстановлению стен. Колоссальный труд реставраторов и строителей позволил современникам любоваться красотой Рождественского собора и в наши дни.

Рядом с Рождественским собором находится колокольня, построенная в конце XVII века и возвышающаяся над Боровским монастырем на 55 метров. Согласно описи, в середине XIX века в звоннице было девять колоколов, но в 1932 году все они были сброшены. До наших дней сохранился лишь один из них, и его можно увидеть в музее-заповеднике Коломенское.

Новые колокола появились в звоннице лишь в 1992 году – шестнадцать новых колоколов были подарены Боровскому монастырю русско-американской компанией. Сейчас внутри колокольни находится музей русской иконы.

Колокольня Боровского монастыря пристроена к северной стороне трапезной, которая считается одним из древнейших строений обители – считается, что она была построена в самом начале XVI века.

Много веков назад на нижнем ярусе трапезной располагалась монастырская пекарня, которую восстановили после реставрации, закупили новое оборудование и теперь выпекают хлеб по древним рецептам.

Видимо в этих рецептах есть какой-то секрет, потому что таких вкусных пирогов мы очень давно не пробовали.

Мы как-то сразу перешли к рассказу о главном соборе Боровского монастыря, и совсем забыли показать главный вход в обитель – Святые ворота.

Первоначально монастырские стены были построены из дерева, но со временем их заменили кирпичными.

Точная дата их строительства неизвестна, но историки предполагают, что они были возведены в XVI-XVII веках, и по своему возрасту немногим уступают трапезной и Рождественскому собору.

Общая длина монастырской стены невелика, всего 673 метра. В старину въезд в Боровский монастырь осуществлялся через Георгиевскую башню, причем въезд был сделан под углом 90 градусов, чтобы в случае нападения или обстрела максимально сократить количество жертв и разрушений.

В XIX веке Пафнутьевский монастырь перестал быть крепостью и между Георгиевской и Поваренной башнями прорубили новый вход для хозяйственных нужд. Сейчас здесь находятся Святые ворота, через которые и осуществляется вход в монастырь.

Слева от входа (прямо напротив главного собора) находится двухэтажный особняк – это братские кельи, построенные еще в начале XVII века. Интересен тот факт, что до конца XVIII века здание было трехэтажным, но из-за ветхости было принято решение разобрать верхний этаж.

Во время реставрации западного братского корпуса в подвале был обнаружен деревянный сруб, назначение которого ученые не смогли определить, но существует предположение, что здесь начинался еще один подземный ход, который вел в Высокий монастырь, расположенный недалеко от Боровска, но проверить эту теорию не удалось. Дело в том, что для окончания восстановительных работ требовалась как можно быстрее засыпать сруб землей, что и было сделано. Так что теория с подземельями снова переходит в статус легенд. Сейчас в этом здании располагается паломническая служба и гостевые покои.

Чуть дальше от западных келий находится Погребной корпус, состоящий из двух частей, отличающихся друг от друга.

Северная половина здания была построена, вероятнее всего, в XVI веке, а вот южная появилась лишь в середине XIX века на месте разобранной из-за ветхости части здания.

Как и много веков назад, сейчас здесь располагаются складские помещения (погреба), а также паломническая трапезная.

Как мы уже писали чуть выше, третий этаж братского корпуса был разобран в 1794 году из-за ветхости, и та же история приключилась и с Погребным корпусом, лишь одно монастырское здание остается трехэтажным до наших дней – палаты Архимандрита.

Этот корпус был построен в середине XVII века, но так как многократно перестраивался, внешне очень сильно отличается от других зданий монастыря.

Несмотря на свое название (Архимандритчьи палаты), покои настоятеля занимали лишь небольшую часть второго этажа, на первом этаже размещались мастерские, а в остальных жили послушники.

Вплотную к палатам Архимандрита примыкает здание церкви во имя святителя Митрофна. Кстати, из палат настоятеля можно было попасть в храм, не выходя на улицу. Митрофановский храм был построен в 1760 году и является одним из самых «молодых» строений обители. Во время войны с французами в 1812 году церковь была почти полностью разрушена, его восстановили и освятили в 1819 году.

Пострадал храм и во время Великой Отечественной войны: во время отступления немецкие войска производили обстрел местности и один из снарядов угодил прямо в крышу Митрофановской церкви и каким-то чудом не разорвался. Пролежал он там без малого почти 30 лет, его обнаружили лишь в 1972 году, когда стали ремонтировать купол.

Сразу за церковью начинается монастырское кладбище, на территории которого располагается церковь Илии Пророка, построенная в конце XVII века. Позднее к храму были пристроены больничные палаты и небольшая трапезная.

На территории кладбища захоронены герои, погибшие в боях в 1610 году. Тогда поляки не только полностью разорили монастырь, но и перебили всех его защитников. В память о тех страшных днях здесь установлен каменный крест.

Есть на территории монастыря здание, которое разительно контрастирует с видами красивых храмов и братских келий. Это здание было построено в 30х годах XX века на месте братского кладбища и двух церквей: Храма Успения Пресвятой Богородицы и церкви Всех Святых.

Еще один несохранившийся храм располагался рядом с юго-восточным братским корпусом и носил название Надвратной церкви преподобного Пафнутия. Справедливости ради стоит отметить, что уничтожила ее не советская власть – храм XVII века разобрали в 1837 году из-за ветхости.

Территория Боровского монастыря кажется очень небольшой, и сложно представить, как на такой маленькой площади смогло уместиться столько памятников архитектуры.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Мы посетили уже довольно много православных обителей и нам есть с чем сравнивать – пожалуй это один из тех монастырей, куда хочется вернуться, так здесь хорошо и спокойно, что забываешь об окружающих проблемах и суете. После прогулки по Боровскому монастырю можно отправиться осматривать современные достопримечательности и посетить ЭТНОМИР.

Боровский монастырь на карте

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь 2015-03-09T00:09:22+00:00 2015-12-28T20:55:40+00:00 Natalya 'Poznamka'

Источник: https://poznamka.ru/russia/borovskij-monastyr-v-kaluzhskoy-oblasti

Пафнутьев-Боровский монастырь

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь – мужской монастырь на окраине города Боровска Калужской области. Основан преподобным Пафнутием и его учениками в 1444 году.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь на протяжении всей своей истории пользовался особой милостью царствующих особ, сановных и состоятельных людей, на чьи вклады и пожертвования он строился и пополнялся богатствами.

Среди дарителей и вкладчиков были Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор I Иванович, Борис Годунов, Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович Романов, патриарх Филарет, архиепископ Макарий, архимандрит Митрофан (Шеинков), князья и бояре Щербатовы, Волконские, Репнины, Лыковы-Оболенские.

Здания и сооружения монастыря

  • Святые ворота (проломные, «водяные» ворота), XVIII–XIX вв.
  • Георгиевская башня, XVI век
  • Круглая башня, XVI век
  • Оружейная башня, XVI век
  • Сторожевая башня, XVII век
  • Тайницкая башня, XVII век
  • Поваренная башня XVI век
  • Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 1586 г.
  • Трапезная, пристроенная к Рождественскому собору, 1837 г.
  • Трапезная, келарские палаты и храм во имя Рождества Христова, 1511 г.
  • Колокольня, 1690 г.
  • Храм во имя пророка Илии с больничными палатами, 1670 г.
  • Настоятельские (Архимандричьи) палаты, XVII век
  • Храм во имя святителя Митрофана Константинопольского, 1760 г.
  • Погребной корпус, XVI век
  • Западные братские кельи (Гостиничный корпус), XVII век
  • Поваренная палата, XVII век
  • Юго-восточные братские кельи, XVII век
  • Сохранившийся фрагмент храма во имя преподобного Пафнутия и пристройки к нему, XVI век
  • Прясла крепостных стен, XVI–XVII вв.
  • Святой источник
  • Учебный корпус, 1930-е гг.
Читайте также:  Молитва от рожи на ноге - православные иконы и молитвы

История Пафнутьев-Боровского монастыряМонастырь основан в 1444 году преподобным Пафнутием и его учениками. 23 апреля 1444 года Пафнутий, выздоровев после тяжелой болезни, покинул Высоко-Покровский монастырь и поселился в 3-х верстах от него в боровском лесу на левом берегу реки Протвы при впадении в нее речки Истерьмы. Постепенно рядом стали обосновываться иноки, страждущие его духовного наставничества, сооружая с его благословения кельи. Они и явились первыми членами братства.

В 1448 году в новом монастыре построена и освящена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Боргородицы. В 1460 году Пафнутием был совершен постриг Иоанна Санина под именем Иосиф, который впоследствии станет основателем Иосифо-Волоколамского монастыря – преподобным Иосифом Волоцким.

В 1467 году на месте деревянной церкви возведен новый белокаменный собор, освещенный также во имя Рождества Пресвятой Боргородицы. В 1476 году собор был расписан фресками лучшим иконописцем, иноком Симонова монастыря Митрофаном и молодым Дионисием. Обитель при Пафнутии была небогата, несколько раз страдала от пожаров.

В 1477 году скончался настоятель монастыря игумен Пафнутий, проведший в иночестве 63 года, и был похоронен в Рождественском соборе, у южной стены. После его смерти игуменом был избран Иосиф, но вскоре он покинул стены обители и удалился на Волоколамские земли.

В 1480 году, одержав победу над ханом Золотой орды Ахматом, Великий князь Иван III посетил Пафнутьев монастырь, где был восхищен росписью собора и пригласил Дионисия в Москву для росписи кремлевских церквей.

В XVI веке Пафнутьев-Боровский монастырь формируется как крепость. Под руководством известного градодельца Федора Коня сооружаются крепостные стены и башни. Первой была построена Круглая башня, за ней – Поваренная, Оружейная, Георгиевская (проездная).

Строится надвратная церковь преподобного Пафнутия, а также погребной корпус. В 1511 году построены и объединены в один объем теплая церковь Рождества Христова, царская трапезная и келарская палата.

В 1531 году Пофнутиев монастырь посетил Великий князь Василий III с женой Еленой Глинской, где молился о рождении наследника. Вскоре у них рождается сын – будущий царь Иван Грозный.

На монастырь, занимавший выгодное стратегическое положение к юго-западу от Москвы, обращают внимание великие московские князья и крупнейшие бояре. При Иване IV Грозном обитель владела многими селами и угодьями, а к середине XVIII века уже 11 тыс. крепостных.

В 1547 году на Московском Соборе, который возглавлял митрополит Московский Макарий, постриженик Пафнутьев-Боровского монастыря, преподобный Пафнутий причислен к лику святых как великий Чудотворец, а 1 (14) мая становится днем его памяти и общецерковного почитания.

После канонизации Пафнутия монастырь приобрел еще большую известность своими редкими иконами, фресками богатой ризницей, библиотекой.В 1584–1586 гг. собор Рождества Богородицы был разобран («из-за малости»), по указанию Федора I Ивановича на его месте на средства из царской казны построен новый кирпичный соборный храм (холодный).

В храме были устроены два придела: во имя великомученика Федора Стратилата и во имя великомученицы Ирины. В 1592 и 1596 гг. Федор Иванович с царицей Ириной пребывали в монастыре на богомолье.

В 1599 году скончался Андрей Клешнин, приближенный Бориса Годунова, замешанный в истории смерти царевича Дмитрия, незадолго до смерти принявший постриг и схиму в монастыре с именем Левкий. А. Клешнин был похоронен на территории Пафнутьева монастыря, на что указывает надпись на плите слева от входа в церковь великомученицы Ирины.

В XVII веке продолжается строительство крепостной стены, а также жилых зданий. В этот период зодчим Трофимом Шарутиным возводятся Сторожевая и Тайницкая башни. Строятся Западные и Юго-Восточные братские корпуса, Настоятельские (Архимандричьи) палаты.

Летом 1610 года войско Лжедмитрия II после сражения у Боровска осаждало Пафнутьев-Боровский монастырь, а после предательства воевод Челищева и Змиева завладело обителью. Во время защиты монастыря войском во главе с князем Михаилом Волконским погибли около двенадцати тысяч человек, в том числе монахи и укрывшиеся в монастыре местные жители.

Обитель была разграблена, постройки сожжены, ценности расхищены, огнем уничтожены документы, грамоты, древние книги.

С 1618 года царем Михаилом Федоровичем делаются крупные денежные пожертвования на восстановление обители. В 1630 году посетивший монастырь патриарх Московский и всея Руси Филарет также вносит значительные денежные средства.

Кроме этого, продолжают поступать пожертвования и от других благотворителей. Монастырь вновь обретает первозданный облик.

В 1651 году к южной стороне собора пристроена церковь во имя Архангела Михаила, с западной южной и северной сторон построены паперти.

В 1666 году в Пафнутьев-Боровском монастыре дважды отбывал ссылку (с 9 по 19 марта и с 5 сентября по 3 апреля 1667 г.

) протопоп города Юрьевца-Повольского Аввакум, духовный писатель, лидер раскольнического движения и противник церковно-обрядовой реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Сподвижница и духовная последовательница Аввакума боярыня Ф. П.

Морозова с сестрой княгиней Е. П. Урусовой были заточены в Боровский острог, где в 1675 году они погибли от пыток и голода в земляной яме.

В 1670 году на месте захоронения погибших защитников монастыря в сражениях 1610 г. построена церковь во имя пророка Илии с больничными  палатами.

В 1691 году на месте шатровой звонницы с северной стороны трапезной палаты возведена примыкающая к ней 55-метровая каменная пятиярусная колокольня с 9 колоколами, часами с боем, украшенная рельефными изразцами работы Степана Иванова по прозвищу «Полубес».

В 1760 году на средства архимандрита Митрофана Шеинкова возведена церковь во имя святителя Митрофана, патриарха Цареградского, в подклети которой устроена усыпальница. В 1776 году вместо келарской палаты устроен престол во имя преподобного Онуфрия.

В конце XVIII века главы Рождественского собора увеличиваются в высоту и венчаются восьмериками.

В 1812 году Пофнутиев-Боровский монастырь подвергается новому разорению. Войска Наполеона, покинувшие Москву, проходя через Боровск 10 октября, разграбили и сожгли обитель. Но уже к 1822 году монастырь восстановлен.

В 1828 году была разобрана обветшавшая церковь архангела Михаила, в 1836 – надвратная церковь преподобного Пафнутия. В 1837 году возведена теплая церковь во имя Всех Святых, где покоится прах около 30 представителей рода Волконских, в т.ч.

Михаила Константиновича Волконского – героя сражений 1610 года. В том же году разобрана обветшавшая паперть у западной стены Рождественского собора, а вместо нее пристроена трапезная.

В 1864 году между Георгиевской и Поваренной башнями открыты Святые врата (ранее они располагались в Георгиевской башне).

Монастырь в советский период

В 1918 году монастырь был национализирован, а в 1919 на базе его подсобного хозяйства создана Пафнутьевская сельхозкоммуна, в которой трудились 42 монаха и служащих обители.

В 1920 году в связи с большим историческим и художественным значением монастырь взят под охрану государства и превращен в музей. В 1923 году сельскохозяйственная коммуна прекратила свою деятельность, а монастырь закрыт как духовная обитель.

В последующие годы он существовал как историко-художественный музей, в его стенах также располагался детский дом.

В 1930-х гг. в монастырских стенах располагалась детская колония – Индустриально-ремесленная школа.

На месте обветшавшей церкви во имя Всех Святых и усыпальницы Волконских строится учебный корпус. Впоследствии здесь располагался техникум аэрофотосъемки и картографии имени Калинина, позднее – школа механизации сельского хозяйства.

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Боровского района немцами с 15 октября 1941 года по 4 января 1942 года, в Пафнутьевом монастыре размещались части немецкой армии, а также был устроен концентрационный лагерь.

В послевоенное время в зданиях монастыря работали школа инструкторов, институт переподготовки сельскохозяйственных кадров, училище механизации, а с 1962 года – сельхозтехникум.

В 1955 году после обрушения центральной главы собора Рождества Богородицы (1954) принято решение о проведении реставрационных работ зданий и сооружений монастыря. В 1960 году начата реставрация архитектурного комплекса обители, продлившаяся 30 лет.

В 1968 году создается историко-архитектурный и краеведческий музей.

Современный период в истории обители

В 1990 году Калужским облисполкомом принято решение о передаче Пафнутьев-Боровского монастыря Русской Православной Церкви, и уже в 1991 году обитель становится действующей, возрождается монашеская жизнь.В 1995–1996 гг.

монастырские церкви пополнены святынями и убранством, построена главка с крестом над церковью Рождества Христова. В 1997–1998 гг. освящен придел преподобного Пафнутия в трапезной собора Рождества Богородицы. В 2000 году открыта детская Воскресная школа.

В 2007 году закончена реставрация колокольни, в 2008 – ансамбля фресковой живописи в соборе Рождества Богородицы, деревянного шатрового верха Поваренной башни, кровли на царской трапезной. В 2009 году обновлена кровля куполов Рождественского собора, а центральный купол украшен позолотой.

В 2010 году освещена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, воссозданная на месте Высоко-Покровского монастыря, и Миссионерско-просветительский центр, построенный около монастыря.

Как добраться

Из Москвы с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (около 10 минут).

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/pafnytev-borovskii-monastir

Юрий Крестников. Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 3 / Православие.Ru

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, город Боровск, Боровский Высоко-Покровский монастырь, город Верея, Сергиево – Дубровский женский монастырь, город Можайск, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Царево-Борисовом городке, Ферапонтов Лужецкий Можайский мужской монастырь.

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ мужской МОНАСТЫРЬ

Расположен на левом низком берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской обл. и в 83 км к юго-западу от Москвы. Основан в 1444 г. прп. Пафнутием Боровским (1395 – 1 мая 1477 гг.).

Прп. Пафнутий родился в с. Кудиново, в 4,5 км от Боровска в семье благочестивых родителей и при крещении наречен Парфением. Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник-баскак, принявший Православие. Достигнув 20 лет, Парфений поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь[1], где и принял постриг с именем Пафнутий.

Видя сердечное желание Пафнутия, настоятель отдал его в послушание старцу Никите[2], который был учеником прп. Сергия Радонежского и 19 лет управлял Серпуховским Высоцким монастырем (см. Вып. №1, с. 28-31), став в 1396 г. преемником прп. Афанасия Младшего.

Когда через 20 лет прп. Пафнутий возрос « до меры учительного мужа» высокой духовной жизни, св. митрополит Фотий рукоположил его во игумена обители.

В 1444 г. прп. по внушению Божьему оставил Покровский монастырь и поселился в 3 км от него, в пустынном месте при впадении р. Истерьмы в Протву. Вскоре здесь также возникла обитель и повелением св. митр. Ионы выстроена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы.

Аскеза прп. Пафнутия не отличалась чрезвычайной суровостью, но он был строг в соблюдении устава, церковного правила и благочиния. Блюститель канонов, он не желал признавать митр. Иону, избранного без утверждения Константинопольского Патриарха, за что подвергался строгому наказанию.

Прп. суров к мирянам, перед смертью отказывается принимать и письма и дары князей и бояр. Но он внушает им такое уважение, что дары щедро текут в его обитель.

Брат Ивана III, Серпуховской князь Юрий Васильевич, живший безбрачной и чистой жизнью, говорил: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются». Почитание его в великокняжеском доме сделало прп. как бы фамильным святым московских князей.

Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. и сам называл его имя в ряду величайших московских святых – Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

Восемнадцать лет проходил у прп. Пафнутия школу иноческого воспитания будущий великий деятель Русской Православной Церкви – прп. Иосиф Волоцкий, который возглавил обитель после преставления святого в 1477 г. Пострижениками прп. Пафнутия были: брат прп.

Иосифа Вассиан Санин, позднее автор жития прп. Пафнутия и архиепископ Ростовский; прп. Давид – основатель Вознесенской Давидовой пустыни (см. Вып.1, с.23-27); прп. Даниил – основатель Троицкого монастыря в Переславле-Залесском и крестный отец Ивана Грозного.

Прп. Пафнутий был сторонником объединения удельных княжеств под властью Москвы. Поэтому он пользовался поддержкой Великого князя; уже в 1467 г. в обители возвели каменный собор во имя Рождества Богородицы, расписать который пригласили крупнейших иконописцев того времени – Митрофания и его ученика Дионисия.

Именно Дионисию было адресовано знаменитое «Послание иконописцу» прп. Иосифа Волоцкого. Великий художник и мыслитель оказал сильное влияние на процесс формирования в монастыре особой художественно – ремесленной традиции. Среди тех, кто глубоко воспринял ее, был свт.

Макарий, также постриженик Пафнутьева монастыря, позднее глава Русской Православной Церкви (в 1542-1563 гг.).

В XVI веке Пафнутьев монастырь становится одним из славнейших и богатейших в России. Именно здесь летом 1513 г. останавливались основные силы русского войска во главе с Василием III перед походом на Смоленск. Уже во 2-ой половине XVI в.

монастырь, занимавший стратегически выгодное положение на юго–западных подступах к Москве, получил каменные стены и башни. Сильно пострадавшие в годы Смуты, они будут восстановлены в XVII в.

Трофимом Шарутиным, потомственным каменщиком из Кашина.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу о замужестве, чтобы выйти замуж - православные иконы и молитвы

В 1511 г. была сооружена величественная Трапезная палата с теплым храмом во имя Рождества Христова, а в конце столетия перестроили Соборный храм – один из самых совершенных на то время.

В архитектуре этого четырехстолпного, пятиглавого храма заметно влияние Архангельского собора Московского Кремля. В 1644 г. он был расписан фресками. В 1651 г. на средства царицы Ирины Михайловны был построен северный придел во имя св. вмц. Ирины.

Архитектурная композиция самого собора нарушена в XIX в. пристройкой притвора и переделкой куполов.

Подошедший к Боровску в июле 1610 г. «тушинский вор» (Лжедмитрий II) не смог взять монастырь–крепость до тех пор, пока двое изменников–воевод не открыли ворота. Неравная битва продолжалась в обители. Многотысячное войско, вся братия и укрывшиеся в монастыре окрестные жители погибли. Возглавлявший оборону кн.

Михаил Волконский был убит в бою в соборном храме. Погибли настоятель монастыря архим. Никон и находившийся здесь на покое защитник Троице–Сергиева монастыря архим. Иоасаф. Все богатства были расхищены, а документы и жалованные грамоты сгорели в пожаре. В память об этой обороне и подвиге кн. Волконского в 1777 г.

город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке.

В XVII в. монастырь был не только восстановлен после разорения, но и пережил период расцвета. К этому времени сформировался его архитектурный ансамбль, почти полностью дошедший до нашего времени. В 1666-67 гг. в монастырской тюрьме содержался печально знаменитый протопоп Аввакум.

Отсюда он был сослан в Пустозерский острог. Осенью 1674 г. сюда же по Указу Государя были привезены упорствующие в расколе «духовные чада» неистового протопопа боярыня Ф. Морозова, ее сестра Е. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Данилова.

Несчастные жертвы раскольничьей пропаганды скончались здесь голодной смертью осенью 1675 г.

В XVII-XIX вв. монастырь славился редкими иконами, фресками, богатыми ризницей и библиотекой. В 1744 г. к обители были приписаны 11 тыс. крестьян. Посетители монастыря в XIX в. отмечают его ухоженность, тишину, особенное спокойствие и умиротворенность.

Нам не известны имена выдающихся подвижников тех времен, но, судя по духу монастыря, его налаженному и спокойному быту, жизнь братии протекала тихо и размеренно, в неспешных монастырских службах и трудах на послушаниях. Процветанию монастыря не помешало даже троекратное посещение его наполеоновской армией в 1812 г. Тогда, как и в 1610 г.

монастырь был полностью разграблен, а библиотека сгорела. Но главное разорение было еще впереди.

В 1923 г. обитель была закрыта. На ее территории разместили музей, а затем вселили исправительно–трудовую колонию, которую сменила школа механизации сельского хозяйства. Учебный корпус школы был возведен в 1933-35 гг.

на месте снесенного монастырского некрополя. В ночь на 14 мая 1954 г. (день памяти прп. Пафнутия) центральный купол Рождественского собора рухнул, раздавив стоявшую в храме училищную технику. Так прп. Пафнутий положил начало возрождению обители. В 1960 г.

здесь начались реставрационные работы.

В начале 1991 г. с территории монастыря был выведен сельскохозяйственный техникум, а летом сюда пришли первые насельники.

Символично, что первым наместником монастыря стал игумен Никон (Худяков) – ученик и духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова)[3] – последнего из братии Боровской обители до ее закрытия. Таким образом, сохранилось духовное преемство. 13 апреля 1991 г. состоялось освящение церкви св. прор.

Илии, в которую была перенесена часть мощей прп. Пафнутия, – она сохранялась в Псково–Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом.

С лета 1994 г. начались торжественные и праздничные (с1995 г. – утренние и вечерние) богослужения в соборе Рождества Богородицы. В нем построен трехъярусный иконостас, устроен придел в честь прп. Пафнутия, 14 сентября 1996 г. подняты колокола на колокольню. В октябре 1996 г. отслужен водосвятный молебен в храме св. вмц. Ирины.

Управляет монастырем игумен Серафим (Савостьянов). В 2000 г. в обители подвизались 23 насельника.

Храмы:

  1. Соборный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1467, 80 гг. XVI в.), сев. придел – св. вмц. Ирины (1651 г.); притвор – XIX в. с приделом во имя прп. Пафнутия Боровского (90-ые гг. XX в.)
  2. во имя Рождества Христова, при Трапезной палате (XVI в.)
  3. во имя св. пророка Илии, больничный (1670 г.)
  4. во имя св. Митрофана, Патриарха Цареградского, в верхнем этаже при настоятельских кельях (возобновлен в 1760 г.; освящен после нашествия Наполеона в 1819 г.; после возвращения монастыря Русской Православной Церкви освящен 27 июля 1992 г., приэтом устроен новый четырехъярусный иконостас)
  5. во имя Всех Святых (1837 г.; в 30-х гг. XX в. на его месте выстроили школьное здание)

Святыни:

  1. часть св. мощей прп. Пафнутия Боровского
  2. древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы в храме св. Митрофана

Источник: Прп. Пафнутия – рядом с монастырем. Купальня.

Подворья:

  1. в Калуге – ц. Преображения Спасителя, т.н. Спас за Верхом
  2. в Москве – Ипатьевский пер.,12 (не действует)

Адрес: 249002, Калужская обл. Боровский р-н, с. Роща.

Телефон

Источник: http://www.pravoslavie.ru/1905.html

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Основанный в XV веке Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь находится в ста километрах от Москвы, на краю тихого провинциального города Боровска (Калужская область). Обитель носит имя своего создателя — преподобного Пафнутия Боровского.

Архитектурный облик пу́стыни формировался преимущественно в XVI — XVII веках. В этот период возведены храмы, колокольня, трапезная, каменные стены и башни. Одновременно с этим монастырь превращался в хорошо защищенное оборонительное сооружение.

Сегодня Боровский монастырь — это не только монашеская обитель, но и архитектурный музей, регулярно привлекающий многочисленные группы туристов, паломников и прихожан. Здесь проводятся экскурсии, организуются лагеря для детей, также есть вечерняя школа, библиотека, книжная лавка, музей «Русской Иконы».

Святые врата, Поваренная башня и часть стен монастыря, © Сергей Кузнецов

История

Годом основания монашеской обители принято считать 1444 год. Именно в этом году преподобный Пафнутий с группой последователей обосновались на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. Со временем молва о монастыре ширилась, люди из ближайших поселений стали приходить сюда на службы и молитвы.

Через некоторое время отшельническая пустынь стала полноценным монастырем. В 1467 году на месте старой деревянной церкви возведено первое каменное строение — Рождественский собор. Спустя более чем сто лет (в 1586 году) храм снесли, а на его месте построили новый, пятиглавый.

При строительстве использовали расписные элементы от прежней постройки. С XVI века монастырь обрастал стенами и укреплениями, что не всегда спасало от разорения и сожжения во время набегов иноземцев.

По окончанию смутного времени территорию стали восстанавливать, в том числе башни и прясла стен.

С приходом большевиков все имущество было передано Главмузею. На территории разместилась исправительная колония, а позднее сельхозтехникум. В течение долгого времени монастырь принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Возрождение монастыря и передача его русской православной церкви состоялось только 1991 году.

С тех пор монастырский комплекс полностью возобновил свою привычную жизнь — его двери открылись для прихожан, в храмах начали проводиться службы.

В 1990-е произошло немало других положительных событий — возрождена церковь пророка Илии, открыт храм святой великомученицы Ирины, на колокольню вновь подняты колокола.

Купола Рождественского собора и колокольня, © Маргарита Кушниренко

Архитектура монастыря

В настоящее время архитектурный ансамбль Пафнутьев-Боровского монастыря восстановлен. Реставрация началась еще в советские годы, благодаря чему удалось сохранить ряд строений XVI века постройки и уникальные фрески XVI–XVII веков.

Любительская панорама внутреннего двора Свято-Пафнутьевского монастыря

Рождественский собор

На просторной площадке в центре монастыря, не скрывая своего великолепия, стоит одно из самых старых строений — освященный в 1589 году пятикупольный Собор Рождества Пресвятой Богородицы. К южной и северной стороне храма примыкают два придела — в честь покровителей Федора Стратилата и Великомученицы Ирины. Купола собора увенчаны крестами с царскими коронами.

За 400 лет к собору неоднократно пристраивали новые помещения, так например в 1837 году была пристроена трапезная, в которой сегодня устроен придел в честь преподобного Пафнутия.

В ходе реставрации проводимой в 1960-е были найдены блоки самого первого каменного собора, построенного еще при Пафнутии. Ценность находки заключается в частично сохранившейся уникальной росписи XV века, за авторством иконописцев Дионисия и Митрофана. Некоторые рукописные фрагменты были переданы в музей Андрея Рублева.

Стараниями реставраторов восстановлены фрески, изразцы и богатая иконная роспись на стенах храма, выполненная в византийском стиле.

Внутри храма хранятся мощи православных святых, чудотворные иконы Божьей Матери, драгоценности и конечно же главная святыня — мощи Святого Пафнутия Боровского.

Рождественский собор, © Сергей Василец

Ильинская церковь

Храм Пророка Илии построен из кирпича в XVI веке и внешне скромен — один этаж, один купол, простые очертания и небольшие размеры.

Храм имеет две пристройки, использовавшиеся в качестве трапезной и для размещения больных. Каждое из строений строилось в разные промежутки времени, о чем можно понять по стыкам на стенах.

Рядом с церковью находится старинное кладбище, где по преданию захоронены погибшие в 1610 году защитник крепости.

Храм пророка Илии, © Сергей Кузнецов

Митрофановский храм

Одно из самых молодых сооружений Свято-Пафнутьевского монастыря считается Митрофановский храм, 1760 года постройки. Храм однокупольный и одноэтажный, его высота достигает 30,5 метров, преимущественно за счет высокого цоколя (подклети). Вплотную к церкви прилегает настоятельский корпус, через который можно попасть в храм не выходя на улицу.

В одной из палат подклети покоятся останки прежних настоятелей обители. С 1992 года в престоле лежат мощи мучеников Хозевитских.

Здание дважды сильно пострадало: во время войны 1812 года и Второй мировой войны. В 1972 году под кровлей нашли неразорвавшийся снаряд, который, как оказалось, пролежал здесь со времен ВОВ, чтобы продолжить ремонт пришлось вызывать саперов.

Митрофановский храм, © Nikolay Tuzhilin

Крепостная стена

Изначально Свято-Пафнутьев Боровский монастырь окружал деревянный забор, который в XVI–XVII веках заменили более серьезным защитным сооружением — кирпичной стеной с башнями и бойницами. Протяженность стен 673 метра, охватываемая площадь 1,62 гектара. Башни имеют собственные имена, назначение и историю. Всего их шесть:

  • Поваренная — стоит на западе крепости, высота 26 метров, толщина стен у основания — более трех метров. По своей форме башня схожа с Георгиевской. Один из углов опирается на огромный валун.
  • Оружейная — расположена с юго-восточной стороны, высота порядка 26 метров. По конструкции трёхъярусная. На каждый из ярусов можно попасть через отдельный вход: со двора, с крепостной стены либо по внутренней лестнице.
  • Георгиевская — она же Знаменская, расположена с юго-восточной стороны. Общая высота 33 метра. В стародавние времена в ней стояли ворота для въезда в монастырь. По форме башня почти квадратная, с шатрообразной крышей увенчанной крестом.
  • Тайницкая — еще одна прямоугольная башня, но уже на северо-западной стороне, у большого оврага. Высота 29 метров. Считается, что именно здесь в 1610 году вражеские войска вошли в крепость. В народе ей дали еще одно название — башня Измены.
  • Круглая — одна из самых старых (1523 год) и низких башен, высота всего 8,5 метров, а толщина стен 85 сантиметров. Название исходит из формы башни.
  • Сторожевая — огромная и внушительная башня в восточной части крепости. Большая часть основания выходит за пределы монастыря, лишь одним углом упираясь в стену. В древности с её вершины открывался вид на всю территорию крепости.

Монастырские стены, © Маргарита Кушниренко

Колокольня

Одним из выдающихся примеров русского зодчества с уверенностью можно назвать колокольню XVII века. Постройка высотой 55 метров примыкает к одной из стен трапезной.

Белокаменные стены декорированы живописными барельефами, полуколоннами на углах, высокими закругленными окнами.

В звоннице пять ярусов, на одном из которых установлены действующие башенные часы, правда, уже с современным механизмом.

В 1859 году в башне было девять колоколов. Из старых колоколов остался только один, ныне он находится в музее Коломны. В 1992 году на звонницу Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря подвесили 16 новых колоколов, полученных в дар и отлитых в Москве.

Внутри колокольни можно увидеть средневековые фрески, включая работы руки Спаса Нерукотворного. Здесь также расположился музей русской иконы и иконно-книжная лавка.

Монастырская звонница, © Маргарита Кушниренко

Как попасть в Боровский монастырь в Калужской области

В настоящее время главным духовником Свято-Пафнутьевского монастыря является схиархимандрит отец Власий, именно к нему стремятся большинство паломников с разных уголков России, специально для духовного окормления. О том, как и когда можно попасть на прием к батюшке уточняйте по телефону монастырской привратной: +7 48438 4-37-39.

Читайте также:  Икона “стефанида дамасская” в чём помогает

Из Москвы можно доехать на поезде, до станции Балабаново (Калужская область). Состав в сторону Калуги, Малоярославца отправляется с Киевского ж/д вокзала (см. Яндекс. Расписания).

Добравшись до города можно сесть на автобус/маршрутку № 101, 101т до Боровска. Прямые автобусные рейсы в Боровск также есть из Обнинска, Абрамовского, Ворсино, Ермолино, Семичево.

Ближайшие к монастырю остановки рейсовых автобусов и маршруток — «Роща», «Рябушки» — находятся в пешей доступности (расстояние — около километра).

Детальный маршрут представлен на сайте Пафнутьев-Боровского монастыря.

Самым удобным вариантом будет поездка на машине. От Москвы и Калуги до монастыря приблизительно одинаковое расстояние — около 100 километров. Если своей машины нет, то можно воспользоваться услугами такси, при помощи одного из приложений: Яндекс.Такси, Gett, taximaxim, Uber и прочих.

Паломники и просто желающие лучше ознакомиться с этим уникальным историческим местом могут остановиться в гостинице при монастыре.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/borovsk/temples/24942

Монастыри Калужской епархии – Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Монастыри Калужской епархии – Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Адрес: Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1

Телефон: 8 (48438) 4-37-39

Наместник: иеромонах Пафнутий (Архипов)

Официальный сайт: www.pafnuty-abbey.ru

Пафнутьев Боровский монастырь расположен на левом берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской области и в 83 км к юго-западу от Москвы. Он был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием Боровским (1395–1477).

Перенеся тяжелую болезнь, святой подвижник оставил Боровский Покровский Высокий монастырь, где был игуменом, и поселился в пустынном месте. Вскоре к нему собрались искатели иноческого жития, и возникла обитель.

При кончине Преподобного в монастыре было 95 человек братии.

Преподобный Пафнутий Боровский хранил и продолжал традиции русского монашества, распространенного в Московской Руси преподобным Сергием Радонежским –– по принятии пострига преподобный Пафнутий в течение семи лет обучался монашеской жизни у преподобного Никиты, ученика преподобного Сергия.

Великие князья Московские, а потом цари и знатные люди делали богатые вклады в обитель, что позволяло вести в монастыре каменное строительство и приглашать наиболее известных мастеров для росписи храмов: монастырский собор расписывали иконописцы Митрофан и Дионисий. Великие князья часто приезжали в монастырь к преподобному Пафнутию для духовного совета, позже монастырь неоднократно посещали венценосные особы. До самой Смуты XVII в. семейное предание русских царей считало преподобного Пафнутия покровителем царской семьи.

В XVI в. Свято-Пафнутьев монастырь занимал стратегически выгодное положение на подступах к Москве и был одним из известнейших в России. Для его укрепления во второй половине XVI в. были выстроены каменные стены и башни. В 1610 г.

в стенах монастыря держали оборону войска во главе с князем Михаилом Константиновичем Волконским, когда Лжедмитрий II шел на Москву с поляками и литовцами. Лжедмитрий вошел в обитель только с помощью изменников.

Сам князь Волконский, двенадцатитысячное войско и вся монастырская братия, а также укрывшиеся в монастыре окрестные жители были убиты, а монастырь разграблен.

В конце XVII в. обитель достигла своего наибольшего расцвета. Монастырские здания и постройки были восстановлены на средства от пожалованных ему владений и благодаря богатым вкладам благотворителей. Тогда же завершено строительство всех ныне существующих зданий, кроме храма в честь Всех Святых и трапезной пристройки собора Рождества Богородицы.

В Синодальный период, когда многие монастыри были закрыты или пришли в упадок, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, как древняя и богатая обитель, уцелел, но по штату 1764 г. в нем было положено только 33 человека монашествующих. Со временем он снова стал процветать. В период церковного раскола здесь содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум.

В 1812 г. войска Наполеона разорили г. Боровск, а в Свято-Пафнутьевом монастыре устроили конюшню. Особенно от неприятеля пострадали верхние этажи монастырских построек, где французские солдаты жгли костры. Тогда же сгорела богатая монастырская библиотека.

К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм Пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех Святых.

Монастырский деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен преподобным Пафнутием в 1444 г. В 1466 г. вместо него был возведен пятиглавый белокаменный собор, который перестроили в 80-х гг. XVI в. В 1837 г. к соборному храму с западной стороны была пристроена трапеза.

Храм одноэтажный, с пятью главами и трехапсидным алтарем с полуколонками между частями. Северная, южная и восточная стены сохранились в первоначальном виде. Нижние окна все увеличены для лучшего освещения внутри храма. Четырехскатная кровля собора покрыта листовым железом.

Барабаны сквозные, высокие, выведены из кружал, обставленных мысообразными теремками. Главы круглые, крытые, как и все крыши, железом.

Собор однопрестольный, выстроен в виде квадратной палаты, состоит из алтаря, настоящего храма и западного притвора-трапезы, отделенного в основной части глухой стеной с открытой аркой посередине. Своды храма поддерживаются четырьмя четырехгранными столбами. Стены гладкие, с голосниками вверху. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия.

В 1651 г. с северной стороны к собору на средства Великой княжны Ирины Михайловны был пристроен храм в честь великомученицы Ирины. Он одноэтажный, одинаковой архитектуры с собором. Алтарь в виде полукружия соединяется с полукружиями алтаря соборной церкви; главу храма венчает восьмиконечный деревянный крест, обитый медью. В стенах имеются голосники.

Рядом с соборным храмом в 1511 г. была построена двухэтажная трапезная палата с теплым храмом в честь Рождества Христова. Ее второй этаж сооружен одностолпным по образцу Грановитой палаты в Кремле. Храм, трапезная палата и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В нижнем этаже в прежние времена размещались кухня, пекарня и кладовые. В верхнем этаже –– храм и братская трапезная, которая впоследствии была упразднена и соединена с храмом открытой аркой. Восточная стена трапезной сохранилась в своем первоначальном виде, к южной пристроены жилые покои.

Наружные стены гладкие; посредине храм обведен тройным поясом из кирпича. Окна в верхнем этаже храма и трапезного здания «в один свет», позднее все они были переделаны и расширены, а в нижнем этаже –– заложены кирпичом. Внутри трапезная устроена в виде квадратной палаты и соединена с храмом открытой аркой.

Свод над храмом и алтарем круглый, опирающийся пятами на стены; в трапезе своды стрельчатые.

С северной стороны к Христорождественскому храму в 1690 г. была пристроена пятиярусная монастырская колокольня. 3 нижние яруса четырехгранные, а 2 верхние –– восьмигранные. На третьем ярусе колокольни были установлены башенные часы, колокола находились на четвертом.

Во втором ярусе располагались монастырская ризница и библиотека, где хранились старинные иконы, духовные грамоты и летописи, а также золотая панагия с резным изображением Спаса, рукописное Евангелие в серебряном окладе тканой работы, украшенное драгоценными камнями и резные кресты XVII в.

Наружные стены колокольни декорированы многосложными карнизами и валиками из кирпича. На углах нижних четырехгранных ярусов установлено по четыре гладкие полуколонки, опоясанные валиками; в верхних восьмигранных ярусах на углах по одной большой полуколонне с карнизами.

Глава колокольни оканчивается шпилем, увенчанным четырехконечным крестом с полумесяцем в подножии.

Одноэтажный больничный храм в честь Пророка Илии был построен в 1670 г. Его стены сохранились в своем первоначальном виде, кроме окон, которые для большего освещения были расширены. В 1763 г. к храму были пристроены одноэтажные больничные кельи. В 1768 г. архимандритом Адрианом в нем были размещены больница и братская трапеза.

Храм в честь святителя Митрофана, Патриарха Цареградского пристроен к Настоятельским палатам в 1759––1760 гг.

стараниями настоятеля Свято-Пафнутьева монастыря архимандрита Митрофания (Шеинкова) и освящен после освобождения от французов в 1819 г. Он двухэтажный, нижний этаж разделен на две части.

В одной из них погребены некоторые настоятели монастыря. Храм имеет 2 входа, один с южной стороны, другой –– из настоятельских келий.

Храм в честь Всех Святых был построен в 1837 г. на месте захоронения защитников монастыря, павших в 1610 г., на деньги князя Н.А.Волконского. Сейчас на месте храма стоит здание училища механизации, построенное в 1930 г. Храм являлся семейной усыпальницей Волконских.

Также в комплекс зданий монастыря входили каменные Настоятельские палаты, 2 корпуса братских келий и погребной корпус. Первоначально все здания были трехэтажными. После Отечественной войны 1812 г. третий этаж сохранился только у Настоятельских палат.

На первом этаже Настоятельских палат размещались подсобные помещения и мастерские. Вторые и третьи этажи были жилыми, в них были келии. Погребной корпус с двумя погребами-ледниками представляет собой редкий памятник жилого и хозяйственного строительства.

Все монастырские постройки окружены крепостной стеной с шестью башнями, выстроенными по индивидуальным планам. В общей сложности длина стены составляет 673 м. Толщина стен более четырех метров, а высота 7,5 м.

В 1918 г. монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 г., при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения.

На следующий день из Калуги и Боровска сюда прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 г. Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI в.

иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 г. был снесен храм в честь Всех Святых, а в 1932 г. с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 г.

Но вплоть до 30-х гг. в монастырь к мощам преподобного Пафнутия продолжали стекаться верующие с разных концов России. Как видно из отчета комиссии губотдела ОГПУ, проверявшей 23 августа 1928 г.

«на предмет чистки» всех проживающих на территории монастыря, святые мощи Преподобного привлекали огромное число паломников, а также собирали здесь множество священно- и церковнослужителей. В связи с этим даже поднимался вопрос об изъятии мощей.

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 г. была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня.

В ночь на 14 мая 1954 г., в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии.

В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90-х гг., когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 г. монастырь был возвращен Церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление.

В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 г.

придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского.

С 2000 г. при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе с. Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 г.

еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии.

В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня.

12 июня 1994 г. проходили празднования, посвященные 550-летию основания обители.

Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в сослужении архиереев и духовенства совершил торжественное богослужение и Крестный ход на источник преподобного Пафнутия.

Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход.

В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского, преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы.

Фотографии: Дмитрий Иванов, Олег Гусаров, Василий Шелёмин, Юрий Менделеев

Источник: http://eparhia-kaluga.ru/kaluzhskaja-eparhija/monastyri/borovskij-monastyr.html

ОТЗЫВЫ НА Пафнутьев-боровский монастырь (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация