Православие » Именины » Как поститься перед причастием, сколько дней, молитва, пост беременным

Как поститься перед причастием, сколько дней, молитва, пост беременным

Как правильно поститься? Почему надо поститься?

Зачем нужен пост? Как правильно поститься? Когда надо поститься и какие бывают посты? Рассказываем самое главное, что надо знать о православных постах и постных днях.

Зачем нужен пост?

Пост — это воздержание. У поста могут быть разные формы: многодневный пост (например, Великий или Рождественский, которые длятся дольше месяца); однодневный (среда и пятница большинства недель, когда православные также стараются поститься) или пост-подготовительный (например, три дня перед Причастием).

Все посты объединены одной целью и только ради нее существуют: ограничить человека в телесном, чтобы помочь ему в духовном. Иными словами, пост это не цель (поменьше есть, поменьше смотреть фильмов), а помощник человеку — сосредоточиться на внутренней жизни. Вот, зачем нужен пост.

Молитва, созерцание внутренней тишины, попытки обрести эту тишину: чем больше вокруг отвлекающих факторов, тем сложнее человеку соприкоснуться с этим духовным миром.

Можно же не поститься и быть при этом хорошим человеком?

Православие не говорит, что главная цель жизни — это быть хорошим человеком. Достойные человеческие качества — это само собой разумеющееся, и чтобы быть хорошим человеком можно и не быть христианином.

Истинная и самая глубокая цель человека — стяжать Благодать Духа Святого, обрести мир в Духе Святом, соединиться душой и духом со Христом, и утвердить в себе Любовь Христову, которая выше любой любви человеческой — даже материнской или супружеской.

Пост в христианстве — это помощник в достижении этой Благой цели. Пост — это дни (или недели), в течение которых человек осознанно принимает решение: по своим силам и возможностям отвлечься от жизни тела.

Отвлечься от жизни суетного мира и поместить свой ум в мысли о Боге — чтобы сосредоточиться на духовном.

Потому что земная природа человека, к сожалению, такова: без внешних ограничений мы сосредотачиваться на духовной жизни всецело не умеем. Даже святые не могли!

Вот, зачем нужен пост…

Как правильно поститься?

С одной стороны, все просто. Правильно поститься — это соблюдать все установленные Православной Церковью нормы. Например, если говорить о еде, то Великий Пост — это запрет на любую молочную, рыбную или мясную продукцию. А в Рождественский Пост рыбу можно.

Или если говорить о развлечениях, то подразумевается, что человек старается в пост — или хотя бы в самые строгие дни его (например, в Страстную Седмицу перед Пасхой), — не ходить на увеселительные мероприятия: кино, вечеринки, праздники.

С другой стороны, священники часто говорят о том, что помня и чтя внешние установки, нужно не забывать о сути поста: воспитании в себе человека Вечного, который живет Духом и Любовью. И с этой точки зрения, правильно поститься это означает не всегда соблюдать все нормы буквально, а ограничивать себя по силам — в тех привычках, в которых тело действительно берет власть над человеком.

(Есть известная притча про мытаря и фарисея. Фарисей был великий аскет и постник, соблюдал все правила, но гордился и восхвалялся этим, а потому цена его посту была «ноль»)

Пост — это воспитания в себе Любви.

Известное изречение в христианстве: «Лучше есть в пост мясо, чем есть близких». Это напоминание о том, что нет никакого смысла в посте внешнем, если при этом человек продолжает озлобляться на тех, с кем живет под одним кровом и не поступает с ними по Любви.

Поэтому иной раз батюшки благословляют семьи на «необычную» форму поста: когда видя сложности в отношения супругов — разрешают им есть мясо, а пост для них — ни разу не поругаться друг с другом, и в спорных ситуация всегда уступать. Потому что так поститься — правильнее, чем блюсти букву, не есть рыбу-мясо, забывая при этом о Духе.

Очень проникновенные слова про суть и дух поста есть в книге пророка Исаии:

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя […] Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет как полдень».

Нужно ли поститься больным или беременным?

Пост нужно соизмерять со своими силами и здоровьем. Больным, немощным или просто начинающим — священники разрешают смягчать пост. Например, перед Рождеством строго поститься не все 40 дней, а только в среды и пятницы его. Потому что нет никакого смысла в посте, если он не помогает человеку соединиться с Богом, а только раскачивает его по жизни и портит здоровье.

Известна история, когда один из самых строгих аскетов святой горы Афон — старец Иосиф Исихаст, — даже велел своему ученику Ефрему Филофейскому съедать в день по кусочку мяса — потому что тот был слаб здоровьем, а подвигов в их жизни и так было достаточно. И это в монастыре: где мясо не едят даже в «простые» дни!

Братия старца Иосифа Исихаста. Ефрем Филофейский, которому было благословено есть мясо — второй слева.

«Пост для человека, а не человек для поста». У каждого человека на земле — свои силы, свое разумение, свои этапы духовного пути. Поэтому, например, на вопрос: надо ли строго поститься беременным — почти всегда ответ «нет»: беременным, конечно же, можно и нужно делать поблажки. Мать сама знает, что нужно для ее здоровьея и здоровья ее плода.

В любом случае, строгость поста рекомендуется согласовывать со священником. Он будет помощником и советником в том, как лучше настроить себя на пост, и как лучше в вашей ситуации поститься. Как не взять подвиг, который не по силам, или наборот — не пойти на поводу собственных слабостей.

Пост — это значит быть грустным?

Пост — время строгости, сосредоточения, но никак не уныния.

В одной из своих проповедей Иисус Христос прямо сказал об этом: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» И продолжает: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое»

(обе цитаты — из 6 главы Евангелия от Матфея)

Источник: http://uznavay.pro/kak-pravilno-postitsya-pochemu-nado-postitsya/

Сколько дней соблюдать пост перед причастием?

На вопрос “Сколько дней соблюдать пост перед причастием – Евхаристией?” священнослужители Православной Церкви дают однозначный ответ. Для многих он покажется немного странным, не согласующимся с их привычной точкой зрения. Но, тем не менее, доведём его до читателя этих строк.

Согласно вероучению Православной Церкви это Таинство даёт возможность верующему соединиться с Богом во Христе. Регулярное участие в данном священнодействии ведёт человека к спасению и вечной жизни.

Протоиерей Свято – Авраамиевой Православной Церкви города Болгар Владимир Головин (его усилиями в этом храме возрождено чтение молитв для исцеления по соглашению) в одной из своих бесед с верующими прямо говорит об обязательном соблюдении поста перед участием в этом Святом Таинстве в среду и пятницу.

Если человек причащается регулярно, соблюдает Рождественский, Великий, Петров и Успенский посты, в другие дни от употребления скоромного он воздерживаться тоже может. Но для него это не является обязательным.

Для такой категории мирян существует ещё одно исключение: иногда духовник может благословить верующего на участие в Евхаристии без предварительного покаяния. Иногда же бывает так, что и воцерковлёному исповедь для очищения бывает просто необходима. Отец Владимир обращает внимание на то, что самочинно подобное решение приниматься не может – исключительно по благословению.

С другой стороны, для того, кто готовится впервые принять участие в данном Таинстве или не делал этого давно, соблюдение недельного поста является необходимым.

В принятии решения о необходимости соблюдать пост перед причастием и определения количества дней для этого большую роль играет и состояние здоровья человека. Поститься необходимо по мере сил своих. Страдающим определёнными заболеваниями воздержание от скоромной пищи может быть просто опасно для здоровья.

Подробнее об этом – в видеоролике (по материалам Ютуб, автор “Сокровище Духовное”).

Зачем нужен пост?

Большей пользы для себя человек достигает, если совершает свои дела осознанно. Это утверждение справедливо и в вопросе соблюдения поста, как одной из форм подготовки к причастию. А знаем ли мы зачем нужен пост?

Христианин должен в первую очередь думать не о своем теле, а о душе. В этом ему в помощь запрет на вкушение скоромного.

Но полновесным пост будет тогда, когда к некоторому изменению в составе пищи будет приложено покаяние, воздержание и очищение сердца через усиленную молитву.

Помимо отсутствия обязательного соблюдения поста перед причастием есть одно строгое правило, которое касается исповеди – в случае совершения тяжелого греха перед Евхаристией необходимо обязательно покаяться.

Источник: https://www.adamzdorovie.ru/prayers-to-you-in-the-help/postdays.html

Причащение

“Источника бессмертного примите…”

Какие молитвы читать перед Причастием?
Непосредственно накануне причащения верующий должен посетить вечернее богослужение, после которого дома прочитать все молитвы и каноны ко Святому Причащению, а именно:

 – канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;

– канон молебный Пресвятой Богородице;
– канон Ангелу Хранителю;
– канон ко Святому Причащению и молитвы ко Святому Причащению;
– молитвы вечерние.
Молитвы ко Святому Причащению можно  перенести на утро.

Все эти каноны и молитвы Вы найдете практически в каждом  молитвослове, продающемся в любом православном храме. Вполне возможно, что готовясь к Св. Причастию, Вы не сможете прочитать все эти молитвы. Тем не менее, постарайтесь сделать максимум из того, что окажется Вам по силам.

После полуночи уже не едят и не пьют, курить строго запрещается – к Св. Причастию приступают натощак.

Утром в день причащения необходимо прочитать утренние молитвы.

Как поститься?
Издревле подготовка к причастию называется говением. Готовясь соединиться с Христом в таинстве Евхаристии (Причастия), православный должен подготовить свою душу и тело к достойной встрече с Господом.

Готовя тело, человек в течение недели или трех дней (в зависимости от частоты причащения, возраста, здоровья) воздерживается от скоромной пищи (мяса, яиц, молочных продуктов), ест овощи, фрукты, каши, макаронные изделия.

Также воздерживаемся от супружеской (интимной) жизни, от различного рода развлечений и увеселений. Не принято приступать к Святым Таинствам женщинам во время очищения (месячных циклов).

Чтобы подготовить свою душу, христианин в эти дни часто посещает церковь, читает духовную литературу. Необходимо помириться, если находишься в ссоре, простить все обиды.

Есть ли послабления в посте?
Если по состоянию здоровья вы практически не можете поститься (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – мама с маленькими детьми), это не должно быть для вас препятствием к Св. Причастию. О послаблении в посте желательно посоветоваться со священником.

Как причащаться?

Причастники должны приступать к святой Чаше в глубоком смирении. По прочтении священником молитв: «Верую, Господи», «Вечери Твоея тайныя…» и «Да не в суд…», которые миряне про себя или негромко вслух повторяют, со всяким страхом и умилением делаем земной поклон. После этого, сложив крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой, подходим к святой Чаше.
 По причащении диакон обтирает уста причастника специальным платом, после чего причастник целует край святой Чаши как само ребро Христово, из которого истекли кровь и вода, и, отступив немного, делает поклон, но не до земли ради принятых Святых Тайн. Затем запивает Причастие теплотой с антидором.
Как причащать младенцев?
Из предосторожности, чтобы при Причащении младенца Святые Тайны не остались не проглоченными им, нужно подносить его к Чаше лицом вверх на правой руке и в таком положении причащать, затем дать запить теплотой с антидором. В течение нескольких минут после причащения нельзя давать пустышку.
По завершению богослужения для причастившихся читаются благодарственные молитвы по святому Причащению.

Как причащаться дома?

Дома могут причащаться тяжко больные, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом. Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последнего часа.
Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.
Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь только «страха ради смертного».
Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.
После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух.

Читайте также:  Чем католическая церковь отличается от православной, что общего и различия

Можно ли причащаться беременным?

К Исповеди и Причастию во время беременности следует готовиться так же, как и в любое другое время, принимая лишь во внимание физическую немощь женщины. Точно так же следует исследовать свою совесть и на Исповеди покаяться в своих согрешениях. Точно так же следует по возможности ограничить себя в пище – не в молочной или другой необходимой во время беременности белковой пище, но в сладостях или лакомствах; следует ограничить развлечения. Попросит прощения у тех, кто обижен на нас, и примириться с теми, на кого обижены мы.

 Составлено священником Виталием Симорой

Источник: http://www.sobor-tver.ru/v-nashem-sobore/prichaschenie

Можно ли беременным поститься

Многие будущие мамы являются истинными христианками. Они привыкли еще до наступления «интересного» положения ходить в церковь, соблюдать все посты. Но как им быть в новой ипостаси? Не навредят ли ограничения в пище нормальному развитию малыша в утробе? Разберемся в этом вопросе.

О духовной составляющей поста

В году существует 4 поста, которые должны соблюдать православные. Духовные отцы акцентируют на том, что основное в такие периоды — моральное очищение, совершенствование души. Это необходимо и будущей маме. Ведь она носит в себе чистую душу будущего ребенка. Поэтому так важно во время беременности и поста потрудиться над собой.

Духовное очищение и является той посильной жертвой, которую может принести каждый из нас Богу. Его суть — это не только ограничения в пище. Хотя именно они очищают тело, а оно является храмом нашей души. Духовное очищение представляет собой тщательное соблюдение молитвенных правил.

Сознаемся, что не всегда и ко сну мы отходим с молитвой, и просыпаемся в спешке, без обращения к Богу о милосердии в день грядущий. Зависть, осуждение, сквернословие, обман, грубость, нежелание понять родителей, коллег — это только часть ежедневных грехов, которые присущи и беременным женщинам.

Поэтому в дни постов надо стараться избегать этого. Каждый знает свои недостатки, вредные привычки, которые доставляют немало хлопот и огорчений ближним. Даже беременные порой осознают, что их капризность, обиды на мужа, свекровь, подруг — безосновательны. Поэтому в пост нужно быть строже к себе и своим поступкам.

Молчание — золото. И эта аксиома должна стать правилом духовного очищения.

Священники не раз повторяют, что в дни постов главное — не поедать своих близких. Это значит, что нужно быть добрее, милосерднее, мягче. Касается это и будущих мам, которым Господь даровал счастье носить дитя под сердцем.

Итак, гинекологи всегда рекомендуют женщинам в достаточном количестве употреблять молочные и кальцийсодержащие продукты для того, чтобы физическое развитие крохи в утробе было здоровым. Но как быть при строгих постах, когда употребление молочного и мясной пищи запрещается?

Напомним, что богатыми источниками белка являются горох, соя, фасоль, то есть бобовые. Низкий гемоглобин — известную проблему беременных женщин — можно решить, регулярно употребляя гречку и пшено. Каши из них на растительном масле не менее вкусны, чем мясо. Они придают сытость, энергию, налаживают работу системы пищеварения.

Ведь не секрет, что при вынашивании ребенка женщины часто страдают запорами. Дефицит железа в организме поможет устранить ежедневное употребление свекольно-морковного сока. Что касается гранатов, то экзотические фрукты могут вызывать аллергические реакции. Поэтому с ними будущим мамам надо быть осторожными.

Помощником организму в формировании гемоглобина и предотвращении пороков развития плода является фолиевая кислота. Ее беременным назначают в таблетках.

Если же женщина переживает за малыша, у нее часто кружится голова, то можно делать послабление в посте — беременным это разрешается. Можно есть рыбу, мясо в отварном и запеченном виде, творог. А вот кулинарные излишества — приготовление из вышеуказанных продуктов изысканных блюд — не нужны. Пища должна быть простой, не многокомпонентной.

Еда для беременной пусть будет лекарством, а не удовольствием. Ведь последнее — ни что иное, как чревоугодие. И это еще один существенный момент питания будущей мамы. Многие ей говорят, чтобы ела за двоих. А зачем же это делать, если на ранних сроках, к примеру, дитя весит несколько сот граммов.

Почему малыш должен есть столько же, как взрослая женщина? Усиленного откармливания надо избегать. Ведь это тоже чревоугодие. Развивающийся в утробе ребенок с катастрофической быстротой накапливает лишние питательные вещества.

Он уже там привыкает к чрезмерному потреблению пищи, которая для мамы оборачивается отеками, лишним весом, проблемами с пищеварением. А ведь этого можно было избежать, всего-навсего соблюдая пост.

Разумные компромиссы могут присутствовать в питании беременной женщины всегда. Например, строгим пост может быть в среду и пятницу. В другие же дни его разрешается послаблять.

Не забывайте и об огромной силе Причастия во время беременности. Благодать, которая сходит и на плод, бесценна.

Источник: http://beremennost.net/mozhno-li-beremennym-postitsya

О посте перед причастием

Святые отцы о посте перед Причастием

Св. Иоанн Златоуст.  «Возрадуемся и возвеселимся вонь, трапеза исполнена.

Агнец предлежит, никто же да изыдет алчай… Постившиеся и не постившиеся, придите, исполнитесь пищи… Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит, тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью». Против иудеев. Слово 3. Т.1. Кн.2

Св. Праведный Иоанн Кронштадтский. Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия.

Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн.

Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной. 

Свт. Феофан Затворник. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете.

Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. А тут еще целые дни проводить без пищи?! Можно бы и это, в ту неделю, когда готовились причащаться Св. Таин.

Весь-то пост так себя томить для чего? И положили бы каждый день кушать понемногу.

Из определения Архиерейского Собора  Русской Православной Церкви «Об участии верных в Евхаристии» 

    1. Практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет Причащение Святых Тайн.

Продолжительность и мера поста перед Святым Причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни.

В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен.

Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

    Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед Причащением, вполне соответствует преданию Церкви.

Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна Причащения.

Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко Святому Причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.

    Особый случай в отношении практики подготовки ко Святому Причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой.

Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные Литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора).

    Из этого правила ясно следует, что миряне призываются Причащаться на Литургиях Светлой седмицы.

Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко Причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

    2. От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше 41-е [50-е] правило Карфагенского Собора).

При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете),и к умирающим.

Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

   Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне Причастия. 

   Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун Причащения.

  Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта Литургия обычно совершается утром).

В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной Литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед Причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».

  На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к Причащению за Божественной Литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

Митрополит Иларион (Алфеев). «Как часто должно причащаться».

 «Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах.

Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяются менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника».

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Традиция трехдневного поста.

«Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня.

Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом.

Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.» 

Игумен Петр (Мещеринов). «Чашу Жизни вкусите». «Телесный пост перед Причастием — это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием.

Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян.

Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни».

Иеромонах Николай (Афонский). Проповедь «Святое Причащение», 1998. «Дорогие мои отцы-духовники, дорогие игуменьи. Просмотрите все церковные каноны, и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты, которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают.»

Читайте также:  Молитва перед судом чтобы выиграть дело и благополучный исход - православные иконы и молитвы

Прот. Владимир Воробьев. Подготовка ко святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса» 27 декабря 2006 года.

 Если человек живет церковной жизнью: соблюдает евангельские заповеди, если в его сердце утверждена христианская нравственность, если он соблюдает посты и постные дни, праздники, если молится Богу, стремится постоянно открывать душу духовнику, то мы не видим препятствий, чтобы часто допускать его к Святой Чаше.

Источник: https://ispowed-prichastie.ru/o-poste-pered-prichastiem/

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

 О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Литература для прочтения:

1) Вопросы о Таинстве Причащения.

2) “О постах, Исповеди и приобщении Святых Христовых Таин”. Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова.

3) “Служебник. Известие учительное”.

Вопросы о Таинстве Причащения

Что такое Причащение?

–           Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодаре­ние».

Как и для чего установлено Таинство Причащения?

–           Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26).

Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).

Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Почему надо причащаться?

–           Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.

6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни – Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

Как подготовиться к Причащению?

–           Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост – теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию – достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

Какими молитвами надо готовиться к Причащению?

—    Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах.

Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром – утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

Как подходить к Причащению?

—    Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми.

Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее.

Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа.

Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

Как часто надо причащаться?

—           Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги – в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно – не реже двух раз в месяц.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

–           Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

–           Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

–         Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

–           После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

–          После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

–         День Причащения – это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом.

В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние.

Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

–           Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литур­гия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.

В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено

Оплачивается ли Причащение?

–           Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

–           Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

–           Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

–           Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

–           Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

–           Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью.

Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак.

Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовке ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

–           Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

–           Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных ослабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

–           Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

–           В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней великих церковных праздников.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

–           На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина.

Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии.

И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н.

Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Читайте также:  Акафист жировицкой божьей матери, читать акафист

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митропо­лит Иларион (Алфеев)).

Источник: http://www.newmartyros.ru/articles/prichastie.html

Как причащаться в великий пост

Великий пост является периодом подготовки христианина к празднованию Пасхи, а также к встрече с воскресшим Христом. Пасха – это самый главный церковный праздник, поэтому предшествующий ей пост называется Великим. Но перед празднованием Пасхи, следует тщательно подготовиться и пройти через два Таинства: Исповедь и причастие.

Исповедь и причастие в Великий пост имеют большую значимость, но не стоит забывать о важности причастия в течение всего года. Зачастую люди причащаются непосредственно перед Пасхой, не осознавая своих грехов. Но на самом деле, не будет пользы в причащении, если не понять свои ошибки, дабы избежать их в будущем. Содеянные грехи нужно осознать и хотеть от них избавиться.

Исповедь и причастие в Великий пост по каким дням: Подготовка к Великому посту

Великий пост – это то время, когда мы начинаем задумываться о прожитой жизни. В Великий пост, чтобы очистить свою совесть, приходят в храм на исповедь даже те, кто редко это делает. Исповедь – это главное средство для очищения совести. Причастие дает возможность человеку попасть в рай после смерти.

Причащаться необходимо для того, чтобы избавиться от грехов. Человек каждый день сталкивается с разными негативными чувствами, а Вера и надежда на Бога, позволяет найти правильные пути и радоваться жизни.

Также, во время Великого поста нужно поменьше смотреть телевизор, избавиться от ненависти и злости, не быть любопытным и постараться не ссориться с близкими.

Исповедь и причастие в Великий пост по каким дням: Подготовка к Таинству исповеди в Великий пост

Сейчас люди читают очень мало, поэтому в силу своей неосведомленности, в большинстве случаев не понимают и не видят своих грехов. Поэтому, обязательно нужно исповедоваться перед причастием. Если человек исповедуется регулярно, то священник даст ему правильное понимание, что является грехом, а на что не стоит обращать внимания. Однако, большая часть людей исповедуется только раз в год.

На исповеди, человек несет перед Богом покаяние в содеянных грехах. Священник же выступает представителем Господа, имея право отпускать грехи, читая молитву.

 Но прежде, чем пойти на исповедь, к ней нужно подготовиться, ведь в первую очередь нужно признать свои ошибки не только перед священником и Господом, а перед самим собой.

После исповеди, священник приглашает исповедовавшегося к Таинству причастия.

Исповедь и причастие в Великий пост по каким дням: Подготовка к Таинству причастия в Великий пост

Православным людям причащаться нужно регулярно, хотя бы раз в месяц. Но прежде, необходимо исповедаться в храме у священника. Во время Великого поста, причащаться можно в понедельник, вторник и четверг.

Подготовку к исповеди и причастию нужно делать одновременно. Только подготовка к исповеди – это осознание и исправление своих ошибок, а подготовка к причастию – это строгий пост.

Нельзя употреблять: мясо, молочные продукты, рыбу, сладости, алкоголь. Важно отказаться от различных развлечений, просмотра телевизора и физической близости.

Перед причастием стоит прийти на вечернюю службу в церковь.

Источник:

Причастие в Великий пост и перед ним

Причастие в Великий пост — это освящение  и  вкушение хлеба и вина, которое есть Тело и Кровь Господа.

Наверняка каждый православный христианин помнит Тайную вечерю, на которой перед своим распятием Иисус Христос праздновал Пасху со своими учениками.

В тот день, преломляя хлеб, он сказал, что это тело его, а наливая вино, назвал его своею кровью. Затем Сын Божий призвал учеников принимать эти дары постоянно, чтобы всегда оставаться с Господом.

С того времени на каждом церковном богослужении в молитве освящается хлеб и вино.

Зачем необходимо причастие?

Причастие позволяет человеку наследовать Царствие Божие, а значит, даёт возможность попасть после смерти в рай.

Причастие в Великий пост, как и в другое время, необходимо для укрепления души. Оно помогает не озлобляться в житейских буднях, оставаться чувствительным к людям, поддерживает веру и помогает соблюдать равновесие даже в самых сложных ситуациях, надеясь на Бога.

Таинство причащения очищает грехи. Ежедневно человек сталкивается с осуждением, завистью, недовольством и другими негативными чувствами. Он ощущает, как этот негатив льётся из него самого, а также видит его в других людях. Находясь в такой атмосфере, постепенно душа черствеет, отдаляясь от Бога и всецело погружаясь в житейские заботы.

Постоянное недовольство отравляет жизнь, а невозможность добиться своих целей порой показывает ее просто бессмысленной. Но эти мысли не посещают людей, в сердце которых есть Бог. Вера и надежда на Бога позволяет найти правильные пути и радоваться жизни. Поэтому каждому человеку необходимо причастие, которое омывает душу и приобщает к Богу.

Причастие в Великий пост

Великий пост является временем, которое предшествует распятию и Воскресению Иисуса Христа.

Православные христиане в память о великой жертве, которую принес Спаситель, постятся в течение 48 дней (с 19 февраля по 7 апреля в 2018 году), а затем с радостью празднуют Пасху.

Очень часто люди причащаются перед Пасхой, отдавая дань традиции, не осознавая своей греховности на самом деле. Но причастие без понимания грехов не приносит пользы. Свои грехи необходимо осознать, желая от них избавиться, и постараться не повторять в будущем.

Как нужно поститься, чтобы причаститься в Великий пост?

В первую очередь нужно помнить, что пост заключается не в одном только воздержании от пищи. Главное – это смирить свое сердце, избавить его от ненависти, злости, наполнить добротой и любовью.

Постарайтесь не ссориться с близкими, не входить в конфликты, решая все вопросы смиренно и с любовью. В Великий пост следует воздержаться от просмотра телевидения, особенно фильмов с кровавыми эротическими сценами.

Важно понять, что во время поста не настолько грешно съесть кусочек мяса, как обидеть человека. Хотя воздержание в пище также является важным.

Как подготовиться к причастию?

Желая причаститься на Великом посту, подготовку нужно начать за 3-4 дня. В это время оградите тебя от всякой суеты, постарайтесь уделить время своему духовному развитию.

По церковному уставу есть четыре канона Ко причастию (Покаянный Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителя и Последование ко причащению), их можно найти в молитвословах или распечатать из Интернета.

Для того чтобы сильно не утомляться, можно осознанно прочитывать по одному канону в день. Также важно читать в это время Евангелие. Священники советуют каждому христианину в Великий пост полностью прочитывать Евангелие.

Но если это сложно, то одной главы в день также будет достаточно.

Источник:

Таинство Причастия: что нужно знать, как часто можно причащаться, что является препятствием

Как правильно провести день после совершения Таинства Причастия? Любой ли человек может причаститься и как нужно причащаться в Великий пост? Подробно рассказывает архимандрит Сильвестр (Стойчев).

– Батюшка, Причастие – это дар или лекарство?

– Причастие – одновременно величайший дар и, естественно, лекарство, ведь, как сказано в молитвах, «во исцеление души и тела». В творениях святых отцов нередко говорится о том, что Причастие – это лекарство, которое дается нам для того, чтобы мы имели благодатные силы для жизни во Христе.

Многие византийские авторы рассматривают Святое Причастие в рамках схемы: Крещение-Миропомазание-Причастие, где Крещение – усыновление во Христе, новое рождение в Нем; Миропомазание – получение даров Святого Духа, а Евхаристия – укрепление обновленного человека.

Так, например, мыслит святой Николай Кавасила, хотя, конечно, нужно понимать, что Евхаристия – это «образующее» Таинство Церкви. Один из известных религиозных русских философов, Алексей Хомяков, даже как-то сказал, что Церковь – это стены, воздвигнутые вокруг Евхаристической чаши.

Христиане собираются вместе на богослужении для совместной молитвы.

– Когда и для кого было установлено Таинство Причастия?

– Таинство Причастия установлено Самим Господом Иисусом Христом во время Тайной Вечери, участниками которой, согласно евангельскому тексту, были апостолы. Евхаристия предназначена для всех христиан на все времена: «Сие творите в Мое воспоминание».

На основании Посланий апостола Павла можно говорить о том, что уже в те времена были рекомендации к правильному приступанию к Сему Таинству: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11:30).

– Как часто можно причащаться?

– Сложный вопрос. Надо сказать, что долгое время бытовала такая практика, что надо причащаться 4 раза в год – каждый пост. Не будем вдаваться в подробности исторических факторов, приведших к возникновению такой практики, одно очевидно: церковная жизнь предполагает более частое участие в Таинствах.

В XX-XXI веке в нашей Церкви произошло определенное евхаристическое возрождение, и в большинстве приходов священнослужители говорят о том, что надо причащаться часто: каждое воскресенье или, как советует прп. Серафим Саровский, каждый двунадесятый праздник.

— Но не вызывает ли частое причастие опасность охлаждения к святыне?

— Это зависит от человека, духовника, прихода. Все очень индивидуально. Жизнь православного христианина невозможна без постоянного причастия. Радует, что большинство наших прихожан часто причащаются.

В некоторых Православных Церквях такого не наблюдается, например, в Болгарской Православной Церкви, где прихожане причащаются редко.

Моя знакомая из Болгарии рассказывала, что посещает храм, в котором батюшка рекомендует частое причащение, но он перенял эту практику от знакомых священников Русской Церкви. Но такой приход единственный в их епархии.

– Любой ли человек может причаститься?

– Никто не может сказать с дерзновением, что он достоин Таинства Причастия. Каждый должен понимать, что имеет препятствия. 

– Серьезные препятствия – это какие?

– Смертные грехи. Мы все грешные: повседневно раздражаемся, обижаемся, суетимся, но это не является радикальным препятствием к Причастию.

По традиции духовничества священник решает, благословить приступание к Причастию или нет. Наши духовники знают все тонкости нашей души. Надо их советов держаться.

– Как нужно и можно причащаться в Великий пост?

– Учитывая, что Великий пост – это сугубое время для покаяния, причащаться надо каждую неделю, если нет серьезных препятствий.

– Как нужно провести день после совершения Таинства Причастия? Говорят, что нельзя бить поклоны. Можно ли целовать руку священнику, иконы после Причастия?

– С этим связано много мифов. Я даже слышал, что нельзя принимать душ (улыбается). Логики в подобных утверждениях, безусловно, нет. Время после Причастия нужно провести в целомудрии, тишине, в чтении духовной литературы.

День Господень надо посвятить Ему. У каждого есть заботы ежедневные, но постарайтесь справиться с делами заранее или в день Причастия потратить на них минимум времени.

Причастие – это день радости, духовного торжества, и его не надо разменивать на суетливые повседневные дела.

Пока не принял запивку, принято не целовать ни крест, ни руку, ни икону, чтобы не было искушения. Других чисто практических рекомендаций нет. В воскресный день земные поклоны уставом не предполагаются.

– Что Вы посоветуете человеку перед первым Причастием?

– Многое зависит от первоначальной подготовки человека: один полгода посещает Церковь и только потом подходит к Чаше, другой не бывает в храме, но решает причаститься в Чистый четверг, потому что так принято. Нужно советоваться со священником, который вас исповедует.

Как правило, для новичков нужна подробная исповедь, во время которой устанавливается глубина его намерений и степень воцерковления. Также священник должен объяснить, как складывать руки, как подходить к Чаше.

Причастие необходимо принимать с благоговением. Если у человека на данный момент благоговения нет, то лучше объяснить ему, что Причастие следует отложить, чтобы не было греха ни на этом человеке, ни на священнике, который, видя такое состояние, тем не менее благословил подходить к Причастию.

Источник: http://novpedkolledg2.ru/lajfhak/kak-prichashhatsya-v-velikij-post.html

ОТЗЫВЫ НА Как поститься перед причастием, сколько дней, молитва, пост беременным (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация