Православие » Именины » Храм пророка илии в обыденском переулке, расписание богослужений и адрес

Храм пророка илии в обыденском переулке, расписание богослужений и адрес

Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке: точный адрес и расписание богослужений

Храм Пророка Илии в Обыденском переулке, расписание богослужений и адрес

Одно из самых почитаемых почитаемое святых мест в Москве, широко известных среди верующих людей — Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке.

Сегодня – это красивое архитектурное строение с белыми колоннами и внушительных размеров куполами.

А когда-то на его месте стояла небольшая деревянная церковь пророка Ильи, в которой находили духовное утешение жители близлежащего ремесленнического селения и его окрестностей. Обыденский переулок хранит богатую историю храма.

Время основания

Храмовая история насчитывает четыре столетия. За это время строение пережило множество событий, хоть изначально задумывалось как временное. 16 век был смутным временем для России.

За это время столица увидела немало пожаров и бунтов, в результате которых было разрушено много строений.

Место возведения храма — небольшой ремесленнический район, в котором проживали и работали мастера строители. В район, где находится церковь Ильи пророка,.

по воде переправлялась древесина и строительные материалы, из которых наскоро сколачивали срубы, после чего повторно перепродавали их.

Так как в смутное время многие люди за один день могли остаться без жилья, такое ремесло процветало. Срубы домов сколачивали на скорую руку. Переулок, в котором работали такие мастера, получил наименование Обыденный.

В числе прочих деревянных построек в переулке была отстроена небольшая деревянная церковь, названная в честь пророка Ильи. Точная дата строительства неизвестна, но есть предположение, что деревянная церковь была возведена в 1592 году.

Место довольно быстро стало популярным среди православных людей, его начали посещать массово практически сразу после завершения строительства.

По названию церкви стали Ильинскими, а за тем и Обыденскими называть три переулка, ведущих к святыне.

С тех пор святое место стало центром многих городских событий. Например, в 1612 году в смутное время у стен храма проводилась молитва духовенства и ополченцев, которые подверглись изгнанию еретиков-иноземцев, попавших в немилость к горожанам за осквернение местных святынь, хранившихся в Кремле.

Данный храм всегда пользовался большой популярностью как среди местных жителей, так и приезжих из прилегающих столичных окрестностей. Для того, чтобы совершить молитву в храме пророка Ильи в Москве, люди иногда преодолевали немалое расстояние.

Особенно много прихожан было во времена засухи, когда крестьяне терпели большие убытки из-за погоды. Большой приплыв прихожан отмечался в день памяти пророка Ильи. В дни двунадесятых праздников при совершении массовых молитв храм посещали даже члены царской семьи.

Перестройка храма

В 1702 году строение обрело новую жизнь, а точнее — деревянные шаткие стены церкви были снесены, а на их месте воздвигнуты новые, каменные. Алтарная часть новой постройки была заложена по распространенному в то время принципу — «восьмерик на четверике».

Строение именно в таком виде сохранилось до наших дней, пронеся сквозь столетия дух древности и первоначальной атмосферы. В этом здании богослужения ведутся на протяжении более трех сотен лет.

Надо отметить, что на протяжении более трех сотен лет была предпринята не одна попытка закрыть храм или вообще разрушить его.

В периоды, когда многие люди отрекались от бога, а представители власти выдавали указания о прекращении деятельности местного духовенства, всегда находились группы верующих людей, которым удавалось отстоять право святыни на существование.

Так, например, в 1930 году, когда по всей территории Советского Союза массово уничтожались и закрывались храмы, верующие активисты отстояли святыню и сохранили её в первоначальном виде.

Известно также, что власти собирались закрыть храм в 1941 году. Закрытие планировалось на великий для всех верующих людей день — 22 июня, когда православные христиане почитают память Всех святых. По роковому стечению обстоятельств как раз в этот день началась война, так что правительственным планам и на этот раз было не суждено осуществиться.

Ввиду трагических военных событий по всей территории России распадались и переставали существовать многие православные общины. Часто представители общин верующих, которые были в столице и ее окрестностях, приходили в храм Ильи пророка в Обыденском переулке.

Таким образом за период 20 столетия в данном храме появилось много новых, интересных традиций, так что сегодня эта святыня является настоящей исторической и культурной достопримечательностью. Каждый человек, посетивший данное место, почувствует не только прилив сил и энергии, а также и живой интерес к изучению и познанию чего-то нового.

Так некогда временная деревянная церковь, которая изначально возводилась лишь для небольшой ремесленнической общины, со временем превратилась в настоящий архитектурный шедевр, наполненный духовностью и христианскими традициями древнего русского православия.

Расписание богослужений

Планируя посетить храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке, необходимо сначала ознакомиться с расписанием богослужений. Как правило, утренняя служба начинается в 7.00 утра по воскресеньям. Во все остальные дни приходит на утреннюю службу можно на 9.00 утра.

Вечернее богослужение ежедневно начинается в 17.00, в разные дни его проводят поочередно разные священники (Роман, Андрей, Тимофей, Георгий или Алексий). К каждому из них после служения можно подойти с личным вопросом, служители храма обязательно проведут беседу со всеми желающими и будут находиться в зале до тех пор, пока каждый человек не получит ответы на интересующие вопросы.

В большие праздничные дни в церкви пророка проводится всенощное бдение. В такое время ночную службу ведут сразу несколько или все священники. Планируя приехать в храм на служение, следует распределять время так, чтобы успеть перед началом службы купить свечи, иконки, косынки и все нужные атрибуты.

Храмовые святыни

На территории находится множество икон, каждая из которых представляет собой большую ценность. Здесь собраны оригинальные иконы и списки, созданные в разное время. Наиболее популярные из них — Чудотворная икона «Нечаянная Радость», а также Казанская икона Божией Матери.

В числе прочих пользующихся популярностью святынь можно перечислить такие:

  • образ святого пророка Ильи;
  • лик великомученицы Варвары;
  • икона святого мученика римского Иоанна Воина;
  • усекновение главы Иоанна Предтечи;
  • образ Николая Чудотворца;
  • лик святой мученицы Екатерины;
  • икона Богородицы «Владимирская»;
  • Взыскание погибших;
  • образ серафима Саровского;
  • Благовещение пресвятой Девы.

Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/raspisanie-bogosluzhenij-v-hrame-2.html

Глава первая. Идущий к Илье Обыденному – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

В 1980–1990-е годы в утренний час пик среди людей, выходивших из метро «Кропоткинская» на Волхонку, можно было заметить человека среднего роста, с белыми волнистыми волосами, обрамлявшими просторный лоб, ровной линией бровей над светло-серыми прозрачными глазами, некрупным прямым носом и седеющей аккуратной бородкой.

В лице этом была, что называется, порода, которая выдавала в нем коренного москвича. Одет он был просто: в светлый льняной пиджак и льняные брюки, если был летний погожий день, и в драповое пальто с каракулевым воротником и шапку-ушанку, если была зима. Люди спешили на работу, обгоняя его. Он шел неторопливым, размеренным шагом.

Его взгляд был сосредоточен и обращен как бы внутрь себя. Губы иногда шевелились. От метро он шел вниз по Волхонке, пересекал Соймоновский проезд и дальше по Метростроевской улице, бывшей и теперешней Остоженке, следовал к 3-му Обыденскому переулку, туда, где сияла золоченая главка храма Святого пророка Божия Илии. Первый раз он прошел таким путем в 1951 году.

И ходил им почти полвека. Имя этого человека — Александр Николаевич Егоров. А православные москвичи звали его отец Александр.

Вообще-то в храм Ильи Обыденного ближе идти через другой выход из метро, на Пречистенку, — она раньше называлась Кропоткинской улицей. Но батюшка шел более длинным путем неслучайно. Слева начиналась зона отдыха, в которой располагался бассейн «Москва».

Плававшие в голубой от хлора воде москвичи зачастую не знали, что здесь несколько десятилетий назад возвышался величественный Храм Христа Спасителя. Маршрут отца Александра огибал против часовой стрелки часть внешнего контура этого святого места.

Так он начинал свой тайный крестный ход, во время которого молился Богу о том, чтобы этот, один из главных храмов православной Руси возродился.

А после службы, возвращаясь домой, батюшка пойдет мимо набережной Москвы-реки, свернет на Волхонку и только тогда, завершив свой тайный крестный ход, войдет в метро.

* * *

…Отец Александр побывал в Храме Христа Спасителя четырехлетним мальчиком. Его привели туда родители, Ольга Ивановна и Николай Никифорович. Всего две недели оставалось храму украшать Москву. 5 декабря 1931 года он был взорван: атеистическая власть безжалостно стирала память о былом величии православной державы.

Как цинично выразился перед взрывом главный организатор разрушения храма Лазарь Каганович: «Задерем подол матушке Руси». Богоборцам казалось, что церковь здесь уже никогда не будет стоять. Батюшка помнил надпись на заборе, ограждавшем руины взорванной церкви: «Вместо очага дурмана — Дворец съездов».

Господь, однако, окоротил гордыню атеистов…

Купол храма украшала иконописная композиция «Отечество», иконография которой восходит к образу Живоначальной Троицы. Родителям образ понравился, они заказали копию. Семья Егоровых его бережно хранила. И этим, надо сказать, оказала большую услугу тем, кто в 90-е годы восстанавливал храм: имелись цветные снимки всех его икон, кроме «Отечества».

Тайные крестные ходы отца Александра как бы устанавливали незримую связь между прошлым и будущим: между собором, который был разрушен и который, он верил, будет восстановлен. В этом прошлом была Россия, была христианская монархия, верность которой он сохранил до своих последних дней, были его родители, деды и прадеды.

Читайте также:  Молитва матроне московской о помощи в деньгах, любви, исцеление от болезней - православные иконы и молитвы

Егоровы традиционно — семья, крепкая своими православными устоями, устоявшимся бытом, где дети почитали родителей, а родители воспитывали у детей христианские добродетели, приучали к труду, учили любить Родину.

Его дедушка по линии отца, Никифор Егоров, работал на ткацкой фабрике «Семеновская мануфактура», затем, с 1890 года, закройщиком на заводе «Богатырь» в подмосковном селе Богородском — практически с момента основания завода. Сохранилась его рабочая книжка.

Она представляла собой договор, в котором четко прописаны обязательства хозяина и работника, в том числе штрафы, если последний опоздает на завод, компенсации во время болезни или при несчастном случае на работе. Пометок о штрафах в книжке не было, а вот о поощрениях за добросовестный труд упоминалось неоднократно. Кстати, хозяин платил работникам золотом.

Николаевских червонцев скопилось достаточно, и в конце концов глава семьи решил, что нечего хранить металл, удобнее перевести его в ассигнации. Сделано это было в 1914 году. Начавшаяся вскоре Мировая война, а затем революция превратила сбережения Егоровых в прах.

Хорошо, что дед Никифор успел потратить часть скопленных средств на покупку небольшого одноэтажного дома в том же селе Богородском и, как теперь говорят, решил жилищную проблему своей семьи. Молодость его, как считает дочь отца Александра Елена, была трудной. В детстве он не жил в доме, предназначенном для рабочих Семеновской мануфактуры, а был отдан «в люди» в другую семью.

Мама отца Александра, Ольга Ивановна, происходила из мещанского сословия. Ее отец — сапожник. Человек был удивительной доброты. Елена Александровна передает как семейное предание слова прадедушки Ивана своей жене, когда она решительно била докучавших ей назойливых мух:

— Марфень, а Марфень, что ты делаешь? Мушки-то, они ведь всего одно летечко живут.

Николай Никифорович, как и его отец, работал на «Богатыре», который советская власть переименовала в «Красный богатырь», токарем по металлу. Рядом, в том же селе Богородском, стояла деревянная церковь Преображения Господня. Егоровы были постоянными прихожанами этого храма.

Маленького Сашу в ней крестили. Николай Никифорович здесь алтарничал, нес клиросное послушание. Его усердие заметил священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и посвятил во чтеца.

Началось время воинствующего атеизма, понятно, что самоотверженное служение Церкви властями не поощрялось.

Надо сказать, что у заводского начальства Николай Егоров был на хорошем счету, за добросовестную работу имел грамоту за ударный труд — «Ударную грамоту»[1]. Руководство завода вынуждено было смириться с тем, что по соседству с предприятием находится церковь.

Ее было пытались закрыть — в то время закрывались тысячи храмов, — но рабочие заявили, что, если это случится, они не выйдут на работу. Интересно, что «Богатырь» не был при этом чужд революционных традиций.

Как свидетельствует Большая советская энциклопедия, в 1901 году здесь прошла рабочая стачка, в 1905 году его боевая дружина сражалась на баррикадах в районе Курского вокзала, а в июньские дни 1917 года на заводе создали большевистскую организацию. Видимо, уже первые годы новой власти остудили революционный пыл рабочих.

Настоятелем Спасо-Преображенского храма с 1917 по 1949 год был прото­иерей Алексий Добросердов, воспитавший заводчан в любви к своей церкви, и они дружно выступили на ее защиту.

Отец Алексий стал духовником Саши Егорова. Мальчик с ранних лет полюбил храм, молитву, богослужение. Закон Божий преподавал ему отец, уделявший немало времени воспитанию сына.

Время было, что называется, лихое: непослушание родителям, разрушение традиционной русской семьи всячески поощрялось богоборческой властью. Надо отдать должное Николаю Никифоровичу и Ольге Ивановне: они уберегли сына от вредных влияний.

Отец Александр вспоминал, как однажды отец отвел его в чуланчик и показал портрет царя Николая II.

— Шура, ты знаешь, кто это?

— Нет, папа, не знаю.

— Это хозяин земли Русской.

Родители собрали значительную библиотеку, основу которой составляли книги религиозного содержания. В семье с патриархальными и монархическими традициями не поощрялась лень и праздномыслие. Елена Александровна вспоминает:

— Дедушка Коля вставал каждый день в пять часов утра, читал утреннее правило — и на огород. Дом был с неплохим участком примерно в двадцать соток. Николай Никифорович разводил тюльпаны, вокруг нашего дома всегда были цветы. Еще он выращивал необыкновенно вкусные помидоры. Животных любил. Как сейчас его помню с кошечкой в руках. А еще у нас были собаки, куры, гуси.

Дед Коля добрый был. Но и строгий. У нас пчелки были, ульи, мед свой качали. И вот однажды пчелка укусила дедушку то ли в язык, то ли в губу. Есть ему трудно — пища изо рта вываливается. Бабушка смотрела, как он ест, не выдержала — расхохоталась за столом. А он ее за это ложкой по лбу… Любовь к земле дедушка папе передал.

Папа даже, при всей своей занятости, нашел время ходить на курсы садоводства и пчеловодства. Нас, своих внуков — меня, братьев Николая, Сережу и Серафима, — дедушка регулярно сажал за стол и читал изданный еще до революции учебник по истории России… А то, что дедушка сидел в Бутырской тюрьме в 1932 году, в 1935 году был сослан, мы долгое время и не подозревали.

Папа с мамой скрывали, а дедушка не рассказывал. Старшие считали, что до времени нам незачем это знать.

* * *

Егоровы были активными прихожанами своей церкви. Сегодня верующие, посещающие один и тот же храм, часто разобщены. Поэтому у нас из приходов редко получается община. Раньше чаще всего было не так. В царской России церковно-приходская жизнь была фактом.

После революции атеистические гонения сплачивали верных вокруг своего пастыря. Вместе они были клеточкой мистического Тела Христова и не отделяли своей жизни от жизни Церкви.

Когда под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья власти распорядились отнимать у Церкви все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, Егоровы хранили богослужебную утварь, переданную отцом Алексием, в своем доме.

Конечно, это был мужественный шаг: верующие всегда были у властей под подозрением, а изъятие церковных ценностей в 1922 году вызвало мощную волну репрессий. Оно, собственно, для того и предпринималось, чтобы нанести сокрушительный удар по Русской Православной Церкви.

Следующая волна гонений пришлась на начало тридцатых годов. Коллективизация, раскулачивание, объявление «безбожной пятилетки» стали зловещим фоном, на котором происходили массовые аресты клириков и мирян. 14 апреля 1932 года забрали в Бутырскую тюрьму Николая Никифоровича. Саше Егорову тогда еще не исполнилось пяти лет. Автор исследования об отце Александре К.В.

Хелемендик, ссылаясь на Центральный архив ФСБ (Д.Р.-39811. Л.Л. 118 об.–120), пишет, что Николай Никифорович проходил по одному групповому следственному делу с такими исповедниками Православия, как священномученики Серафим (Звездинский), Владимир Амбарцумов, Гавриил (Красновский), Арсений (Жадановский). По этому же делу проходила жена священномученика Сергия Мечёва Евфросинья Николаевна.

Николай Никифорович около трех недель находился в Бутырском изоляторе. На допросе он не скрывал своих религиозных убеждений: «На работе меня знают как человека верующего и иногда подшучивают надо мной о том, что я не знаю, во что верю. Мне приходится им доказывать свою правоту». Держался подследственный мужественно, никого не оговорил. Перед советской властью своей вины не видел.

7 мая его выпустили на свободу.

Но на заметке у «органов» он остался. Через два года при обыске в доме Егоровых нашли книгу Сергея Нилуса «Великое в малом», в которой были опубликованы «Протоколы сионских мудрецов». Как пишет К.В. Хелемендик, Николая Никифоровича обвинили в антисоветских настроениях и в том, «что он распространял среди населения контрреволюционную антисемитскую литературу».

Дело могло закончиться весьма печально: 58-я статья Уголовного кодекса, по которой он привлекался, была расстрельной. Высшую меру могли заменить десятью годами лагерей. Но приговор был вынесен сравнительно мягкий: «За участие в контрреволюционной группе лишить права проживания в режимных местах сроком на три года».

Сыграло, видимо, роль то, что обвиняемый распространение книги Сергея Нилуса категорически отрицал, подписать обвинительный документ решительно отказался. И еще — надо отдать должное руководству завода «Красный богатырь». Его директор не побоялся направить в НКВД ходатайство. В нем он охарактеризовал Николая Никифоровича как прекрасного работника.

Ходатайство, по мнению семьи Егоровых, помогло смягчить приговор.

Ссыльный был направлен за 101-й километр от Москвы, в Егорьевск. Где остановиться в этом городе, Николай Никифорович не знал. Он зашел в храм, стал молиться перед иконой преподобного Серафима Саровского. И святой услышал его молитву: к нему подошла женщина и предложила ночлег.

Нетрудно вообразить состояние Ольги Ивановны: семья не только лишилась кормильца, но чуть не лишилась и крыши над головой: власти много раз грозились выгнать ее с детьми из дома в Богородском. Старший сын отца Александра Николай рассказывает:

— Бабушку, как жену ссыльного, тоже выселяли из Москвы. Каждый день милиционер приходил. Тогда бабушка взяла своего престарелого свекра, взяла папу, он тогда был подростком, взяла на руки младшего сына Леню, и все они поехали на Дзержинку. Пришли и слезно просили, чтобы их не выгоняли.

Читайте также:  Акафист божией матери целительница, читать акафист

Просьба подействовала, но только отчасти: Егоровым разрешили жить в своем доме при условии, что Ольга Ивановна еженедельно будет ездить на улицу Дзержинского (так тогда называлась Большая Лубянка) и приносить в приемную НКВД справку о наличии у нее детей. Справку, разумеется, каждый раз следовало обновлять…

Ольга Ивановна с сыновьями ездила в Егорьевск навестить мужа. В 1937 году закончился срок его ссылки, и Николай Никифорович вернулся в Богородское. Можно себе представить, каким было бы положение семьи, не хвати у Ольги Ивановны терпения и слез, не будь у нее горячей молитвы, позволившей с Божьей помощью отстоять свой дом.

* * *

Ни Бутырская тюрьма, ни ссылка не могли заставить не только Николая Никифоровича Егорова, но и всю их семью скрывать свои убеждения, отказаться от православной веры. Николай Никифорович был в ссылке, когда будущий отец Александр поступил в первый класс.

Мальчик ходил в советскую школу с нательным крестиком. Нужно представить мужество ребенка, для которого и вопроса не было, чтобы прятать, скрывать свою веру в то жестокое время.

Лучше всего об этом рассказал сам отец Александр, продиктовавший свои воспоминания в последний год своей жизни. Процитируем:

Источник: http://zachatevmon.ru/?page_id=17333

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах –

Старинная чудотворная икона Богородицы «Нечаянная Радость» – одна из святынь Москвы находится в храме Пророка Илии Обыденном. Время и место происхождения первообраза неизвестны.

В настоящее время икона Божией Матери «Нечаянная Радость» пользуется большим почитанием среди верующих, списки с образа пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение святой иконы в Москве началось с середины XIX века.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы. 

История этой иконы рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении “Руно орошенное”. По легенде, один разбойник, проводя жизнь в грехах, имел однако обыкновение подолгу молиться перед образом Божией Матери, прося оказать ему помощь в его делах.

Каждый раз он начинал свою молитву архангельским приветствием: “Радуйся, Благодатная!” Однажды, собираясь идти на грешное дело, во время молитвы на него напал внезапный сильный страх, и он увидел, что Богородица и Младенец предстали перед ним живыми. У Христа открылись раны на руках, ногах и на боку, и из них начала струиться кровь, как и во время Распятия.

Разбойник пришел в ужас и воскликнул: “О, Госпоже! Кто сделал это?” Богоматерь ответила ему: “Ты и прочие грешники; вы своими грехами снова распинаете, как древние иудеи, Сына Моего”. Изумленный разбойник начал молить Божию Матерь помиловать его. Тогда на его глазах Она стала просить Христа простить ему грехи, но Он отказывал.

Тогда Пресвятая Богородица сошла со своего трона и хотела пасть к ногам Младенца. “Что Ты хочешь делать, о Матерь Моя!” – воскликнул Сын. “Пребуду у ног Твоих вместе с этим грешником, – отвечала Она, – пока Ты не простишь ему грехов”.

Христос промолвил: “Закон повелевает всякому сыну почитать свою мать; а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона. Я – Твой Сын, а Ты – Моя Мать. Я должен почитать Тебя, исполняя то, о чем ты умоляешь Меня. Будь же по Твоему желанию. Ныне прощаются ему грехи Тебе ради. А в знак прощения пусть он облобызает Мои раны”.

Тогда потрясенный грешник встал и прикоснулся губами к язвам Христа, открытым на иконе. С этим видение кончилось, и оно не прошло даром для человека: с того времени он исправился и стал жить богоугодно.

Потрясенный до глубины души, с сокрушенными сердцем, молил человек Пресвятую Богородицу быть ему Заступницей пред Богом и Ходатаицей о прощении его грехов.

Человек тот осознал глубину своего падения и с помощью Божией оставил грешную жизнь. До конца дней своих со слезами и благодарностью он молился Божией Матери, по ходатайству Которой получил нечаянную радость покаяния и прощения грехов от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Этот очень чтимый в православной Москве образ есть почти в каждом храме города.

По типу икона «Нечаянная радость» относится к Одигитрии – путеводительнице ко Христу. На ней изображен стоящий на коленях грешник перед иконой Пресвятой Богородицы и протягивает к ней руки с мольбой о помиловании.

Иногда из его уст, в виде лент, иконописцы изображали текст обращенных к Ней молитв. Получается икона в иконе: Матерь Божия держит на левой руке Своего Сына, и Младенец Христос поднял вверх Свои маленькие ручки. Лик Богородицы обращен к грешнику.

Под образом надпись, излагающая историю спасения грешника…

Одигитрия «Нечаянная радость» еще раз свидетельствует, что все желающие быть прощенными искренне – будут прощены.

Причем в повествовании об иконе сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, и это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь.

Любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг по слабости людской и свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.

Этот образ имеет множество списков, разошедшихся по всей России. Он прославлен чудотворениями, везде почитаем и любим, ведь Нечаянная Радость – это Сама Богородица, безмерно любящая, неотступно пребывающая в молитве перед Своим Божественным Сыном о всем роде человеческом, не оставляющая людей без надежды на прощение самых тяжелых грехов, дарующая нечаянную радость встречи, веры, любви.

Чудотворные иконы Божией Матери «Нечаянная радость» находятся в Храме Иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще (ул.Шереметьевская, 33)и в Храме Илии Пророка в Обыденском переулке (м.”Кропоткинская”, 2-й Обыденский пер., 6).

Храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке

Наиболее известные чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная радость» находятся в Храме Спаса Преображения на Песках (м.”Смоленская”, Спасопесковский пер, 4а) и в Храме Воскресения Словущего в Даниловской Слободе (м.”Тульская”, Даниловский Вал,2 2).

Многие, с верой и любовью прибегающие к помощи Пресвятой Богородицы, получают через эту икону нечаянную радость прощения грехов и благодатного утешения. Эта икона будит в каждом верующем утешительную веру в помощь Царицы Небесной и чрез Нее в милосердие Господа во всех наших делах, а также в молитве за детей.

Дни празднования иконы Божией Матери «Нечаяная Радость» – 14 мая и 22 декабря.

Тропарь, глас 4-й:
Днесь вернии людие духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к Пречистому Ея образу, взываем сице: о, Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6-й:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Нечаянная Радость»:
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Какими должны быть венчальные кольца, как выбрать, на какой руке носить

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1115765

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке

На Остоженке есть храм, который существует уже более 300 лет — храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Сам переулок назван по имени храма. Обыденский – означает созданный «об один день», именно за это время был построен здесь в XVI в.

деревянный обетный (по обету, данному Богу) храм во имя Ильи-пророка.

Множество легенд связывают с его строительством. Одна из них утверждает, что произошло это в 1592 г.

в связи не то с засухой, не то с голодом на Московской земле, ведь именно святому Илье возносят молитвы о даровании дождя или вёдра (сухой ясной погоды). Другое предание называет еще более раннюю дату постройки – начало XVI в.

, время правления великого князя Василия III (1505 — 1533), намекая, что князь самолично участвовал в устроении церкви.

Одна из версий говорит, что князь попал в страшную грозу и обещал возвести храм во избавление от смерти, поскольку пророк Илия на Руси всегда почитался повелителем огня и молний, как и древне-языческий бог Перун, на месте чьих разоренных жертвенников часто возводили Ильинские церкви. А «Сказание» Авраамия Палицына утверждает, что на месте храма (видимо, уничтоженного поляками в 1611 г.) князь Дмитрий Пожарский в августе 1612 г. творил молебен накануне сражения с войсками польских интервентов.

1940-е

Как бы там ни было, но в 1702 г. на пожертвования братьев Деревниных по проекту архитектора И. Зарудного на месте деревянной церкви XVI в. был выстроен каменный храм Илии Пророка в стиле петровского барокко по стандартной схеме – восьмерик на четверике.

И поскольку храм никогда с тех пор не закрывался, то его основание дошло и до наших дней. Впрочем, это не означает, что храм совсем не перестраивался. Так, в 1706 г.

был освящен придел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а в 1819-м – Петропавловский придел.

К 1867 г. здание храма пришло в аварийное состояние и грозило обрушением, в связи с чем церковный староста купец В. Коншин, посоветовавшись с настоятелем, решился на капитальный ремонт. К проекту он привлек свояка, архитектора А.С. Каминского, автора первого здания Третьяковской галереи.

Коншины, Третьяковы и другие доброхоты пожертвовали средства на строительство. Таким образом, была перестроена трапезная и возведена трехъярусная шатровая колокольня. 9 июня 1868 г.

их освятил недавно поставленный Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, отслуживший в этом храме свою первую в Москве божественную литургию.

Богоборцы-большевики хотели закрыть храм Илии Пророка в Обыденском переулке в 1930 г. Но прихожане, которых к тому времени собралось немало из других закрытых церквей, не позволили это сделать, дружно встав на защиту последней твердыни православия на Остоженке. Власти были вынуждены смириться и оставить верующим храм.

Множество святынь из закрытых и разрушенных церквей стекалось сюда, их приносили люди из ликвидированных приходов. Перед Великой Отечественной, в 1941 г., храм снова хотели закрыть, но помешала война, а в 1944 г. сюда привезли чудотворную икону Богородицы «Нечаянная радость» из Воскресенской церкви в Сокольниках.

Она бережно хранится здесь и по сей день.

В храме Илии Пророка в Обыденском переулке множество уникальных икон как старинных, XVI – XVII вв.( в том числе – письма Симона Ушакова), так и более поздних, руки свщмч. Серафима (Чичагова), расстрелянного в Бутово в 1937 г.

Современные прихожане вносят свою лепту в прославление любимого храма, проводя историко-краеведческие изыскания и публикуя их результаты.

Здесь организована одна из самых больших в столице церковно-приходских библиотек, а также бесплатный лекторий о московских святынях.

1 августа 2009 г. состоялось освящение приставного придела во имя прп. Серафима Саровского.

Источник: http://mos-churches.ru/blog/2012/11/28/hram-ilii-proroka-v-obyidenskom-pereulke/

Москва. Церковь Илии Пророка (Илии Обыденного) в Обыденском переулке

В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом».

Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день – «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения – 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем – Обыденскими.

С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.

Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки, при входе в построенную ими центральную часть храма, установлены памятные мраморные доски.

В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.

По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло – началась война.

Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.

Чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская».

В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия.

1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

http://www.hram-ostozhenka.ru/about/

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02251

ОТЗЫВЫ НА Храм пророка илии в обыденском переулке, расписание богослужений и адрес (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация