Православие » Иконы » Как завязывать платок в церковь и почему женщины покрывают голову

Как завязывать платок в церковь и почему женщины покрывают голову

Простые вопросы – православный журнал “фома”

Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?

Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с  непокрытой головою, а женщине, напротив, с  покрытой.

В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях.

Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».

Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна.

Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.

Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь?

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей.

Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем.

Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей.

Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем.

Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Есть вопрос, ответ на который Вы хотели бы  увидеть в этой рубрике? Пишите: [email protected]

(3 votes, average: 3,67

Источник: https://foma.ru/prostyie-voprosyi-3.html

Должна ли женщина покрывать свою голову в храме или нет: это вопрос традиции, а не Веры в Иисуса

polit_khersonНет обязанности для женщины заходить в православный храм с покрытой головой.Это не обязанность, а историческая традиция и рекомендации апостола Павла. При чем, традиция может быть и противоположной.

Например, в Греции в православные храмы обязаны заходить женщины без головного убора (!) Такой подход к покрытой женской голове сложился у греков в ходе национально-освободительной борьбы с турками.

И более того, в Украине есть храм – в Ахтырке (Сумская область) – где по их традиции женщины входят в храм с непокрытой головой, так как в этом храме хранится образ Божьей матери с непокрытой головой.

– Обо всем этом поведал сегодня священник Георгий по радио “Эра”.
– А на вопрос почему же женщин в отдельные храмы не пускают бабки, если у нее нет платочка – отец Георгий ответил с некоторым раздражением
: мы знаем об этом проблеме, что некоторые служки пытаются навязывать свое видение веры в Бога,  и пытаемся с этим бороться. И, вообще, лучше прийти к Богу с непокрытой головой, чем пройти мимо – резюмировал он.
Вот так неожиданно рушится один из канонов внешнего обряда: оказывается, в ряде православных конфессий и даже в некоторых храмах женщины обязаны заходить с непокрытой головой. И вообще, придерживания таких строгостей может вредить Церкви. Вот развитие этого видения гендерной проблемы: 
Забавно слышать: оказывается, что покрытие головы женщины в храме это лишь “рекомендация апостола Павла”

Кстати, где присутствует традиция, обязательно есть волшебные или колдовские объяснения этой традиции: одно из “народных” пояснений необходимости женщинам прикрывать свою голову в храме:


“Издавна известно, что волосы обладают большой силой (что-то с родни магии). И, чем длиннее волосы, тем больше сила. Существует даже такое поверье, что если женщина загадает желание и в это время будет расчесывать волосы пятерней своих пальцев, то желание сбудется. Естественно, что у мужчин такого нет, они же коротко пострижены. Не даром в средние века женщину с длинными, густыми и красивыми волосами считали ведьмой и сжигали на костре. А по скольку сила и могущество Господа нашего гораздо больше женской силы, то входя в храм в платке, женщина показывает Богу, что она подчиняется Его воле и усмиряет перед Ним свои желания и страсти. Так как по церковным законам, страсть может познать только замужняя женщина, следовательно, именно она должна входить в храм в платке. Хотя, в настоящее время, в некоторых храмах требуют, что бы даже маленькие девочки входили в храм с покрытой головой.” (отсюда)

Ну, и некоторые советы женщинам (под катом) сайта сельского православного храма Святителя и Чудотворца Николая села Вавож, Удмуртия. – очень полезные для понимания равенства мужчин и женщин и видения места женщин в православном мире

Но сначала удивление священника, автора советов о том, что и почему жещине одевать, когда она идет в храм: “Сам был удивлен, когда смотрел в записи Пасху в Богоявленском соборе г. Москвы и увидел, что половина женщин в Патриаршем хоре пели с непокрытой головой. Это попускается. И не нам этих женщин судить. Но предупреждать о греховной природе данного поступка мы всегда будем”.

Извините за столь обильное цитирование, сам по себе текст очень интересный, поэтому не удержался

А я слышала, что для посещения храма надо как-то по-особому одеваться, или можно заходить в чем угодно?

Храм Божий – это не магазин, тем паче не коровник. Это место особого и постоянного присутствия Бога Всевышнего. Тот, кто не думает о том, в каком виде он зайдет, недостойный, в это Святое место, просто не имеет Страха Божиего, он абсолютный безбожник. Что делать безбожнику в православном храме?

Общие же рекомендации по одежде просты:

– мужчина должен пребывать в храме в мужской одежде, а женщина в женской;

– в знак смирения пред Богом мужчины при входе снимают свои головные уборы, а женщины покрывают свои головы, обычно платком.

Можно ли женщине быть в храме в шляпе или шапке?

В городских храмах Ижевска это достаточно распространено. Но платок… Это не только женский головной убор, это еще красивое женское украшение (…)

Кстати, вы когда-нибудь пробовали совершить поясной или земной поклон в шапке или шляпе? И у вас это получилось? Платки же при этом не слетают.

А я очень не люблю носить платки, хотя у меня и стрижка, но все равно платок, как узда, мешает…

Вот именно что стрижка!

Служа в свое время сторожем в Соборе Александра Невского в Ижевске, я столкнулся с интересной закономерностью: ни разу мне не пришлось посоветовать женщине с длинными волосами покрыть голову платком, только стриженным.

(…) Да будет вам известно, хорошие мои, что в большинстве случаев стрижку делают те женщины, у которых ярко выражены две страсти: Гордыня и Чревоугодие (украшательство себя есть разновидность чревоугодия, т.е.

ублажения своему телу). (…) Попробуйте не заметить у такой женщины новую прическу – наживете смертельного врага; похвалите – будете самым лучшим другом.

А в храме им надо закрыть свою красоту платком! Да вы что!?

Какое тут смирение? А Гордыня – это самый страшный грех!

Платок же, как раз, и предназначен для смирения Гордыни. Уж будьте любезны, смиряйтесь пред Богом.

А можно просто накинуть на голову прозрачный шарфик?

Это вроде бы как по поговорке: “И волки сыты, и овцы целы”, и голову покрыли, и красоту не спрятали? Ой, какое это лукавство! Разве так смиряют гордыню? А Бог все видит…

А как неудобно, когда капроновый платок постоянно скользит по волосам и все норовит слететь с головы, тем паче не завязанный. Не создавайте себе проблем. Вы в храм для чего пришли? К Богу или покрасоваться? Выбирайте одно из двух. Во втором случае вам не в храм надо были идти, а в другое место.

Мне как-то надо было срочно зайти в храм летом, а платка у меня с собой не было, и я не зашла. Не создаете ли вы лишние препятствия для людей, они и так не часто в храмы ходят?

А где написано, в каком таком документе, что женщинам категорически запрещено входить в храм с непокрытой головой?

Во всяком правиле есть свои исключения. Раз надо было зайти, так зашли бы. И если бы кто вас из-за этого в храм не пустил, то великий грех бы совершил. И на службах в городских храмах многие женщины стоят с непокрытой головой.

Сам был удивлен, когда смотрел в записи Пасху в Богоявленском соборе г. Москвы и увидел, что половина женщин в Патриаршем хоре пели с непокрытой головой. Это попускается. И не нам этих женщин судить.

Но предупреждать о греховной природе данного поступка мы всегда будем.

Кроме того, должен предупредить особо гордых и не желающих покрывать принципиально своих красивых головок, что любой православный священник не будет таких исповедовать, причащать, помазать, давать целовать крест или иные святыни и допускать до других таинств. Что и я, грешный, делаю.

Ну а для того, чтобы не создавать себе неудобств из-за отсутствия платка, не забывайте таковой, вместе со всякой косметикой, иметь всегда в своей сумочке. Много места не займет, сумку сильно не утяжелит. А вдруг, окажетесь рядом с храмом и захотите туда зайти? А платок у вас с собой. Очень практично.

Недавно я пришла в храм с косметикой на лице, и меня бабушки за это отругали. Почему вы запрещаете пользоваться косметикой?

Перед посещением храма пользоваться косметикой не рекомендуется, так как вам не разрешат целовать иконы, Евангелие, крест, принимать причастие и брать благословение у священника, потому что:

– на всех этих святынях обязательно останутся следы вашей помады, даже самой немарающейся;

– современные помады содержат активные химические вещества, которые разрушают тончайшие слои позолоты и серебрения на святынях и лака на иконах, причем безвозвратно;

– и священнику со своей десницы помаду смыть тоже бывает достаточно затруднительно, ну а от поручей отстирать практически невозможно.

(…)
О тех и для тех, кто делает замечания в храме. Очень часто ко мне подходят постоянные прихожане, и спрашивают, как им поступать, когда они видят кого-либо, зашедшего в храм в неподобающей одежде и/или с косметикой на лице. Сказать им об этом – в осуждение можно впасть, не сказать – вроде бы попустить, что кто-то в храме согрешает.

Ответ достаточно прост:

– во время службы постарайтесь не обращать на это внимания, ибо ваша молитва – вот то, ради чего вы сюда пришли, а все остальное суета сует и искушение;

Читайте также:  Сорок севастийских мучеников: икона, молитва, житие

– вне службы, уж если вам совсем невтерпеж, можете подойти и вежливо посоветовать незнайке в следующий раз так не поступать и сразу же отойти, не вступая в разговор, при этом вами должно руководить чувство сострадательной любви с согрешающему, но не гнева;

– если же человек попытается согрешить, например, с помадой на губах причаститься, вовремя вежливо его остановить и предупредить о возможном согрешении, а далее пусть поступает, как хочет;

– категорически запрещается говорить людям об их одежде и косметике в резком тоне, грубо, мешать пройти в храм, приложиться к святыням, ругаться и тем более скандалить;

– самый лучший способ увещевания – это шутка: и не обидите, и назидание дадите.

А я слышала, что вообще пользоваться косметикой это большой грех, это так?

Смотря для какой цели вы ею пользуетесь:

– если для лечебных или профилактических целей, например, гигиенической помадой, чтобы губы не трескались, то это не грех;

– если для украшательства, то это конечно грех:

– гордыни, точнее ее разновидности – лжи, так как вы стараетесь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле, а это обман;

– гордыни, так как вы очень гордитесь, когда благодаря косметике на вас обращают внимание;

– тщеславия, когда вам хвалят вашу внешность;

– чревоугодия, точнее собственно украшательства, так как вы угождаете своему телу;

– блуда, так как большинство женщин, где сознательно, а чаще подсознательно, используют это средство для того, чтобы нравится мужчинам (не для того же вы краситесь, чтобы нравиться вашим подругам? Хотя, в наше время я не удивлюсь и этому.) и тем самым обольстить их.

Последнему греху очень подвержены девочки-подростки, стремящиеся как можно скорее стать взрослыми, чтобы нравится мальчикам. Долг матери при этом очень тактично объяснить своей дочери, какую страсть она в себе развивает, и чем это все может кончиться, а не потрафлять ее капризам.

Я еще могу понять тех взрослых женщин, которые пытаются с помощью аккуратно сделанного макияжа скрыть следы своего увядания. Я не могу понять бабушек, пользующихся яркой косметикой, которая на фоне старой и дряблой кожи лица и шеи выглядит клоунской маской. Очень горько, и совсем не смешно.

Любой специалист по макияжу вам скажет: косметикой правильно пользуется тот, у которого следов ее использования не видно.

Кстати, у женщин, постоянно пользующихся косметикой, кожа дрябнет гораздо быстрее.

Мой же вам совет: лучшее косметическое средство – это умывание утром и вечером ледяной водой. Проверено – кожа будет нежной как у младенца.

И напоследок: самые красивые женские лица в Вавоже – у наших постоянных, истово верующих прихожанок – бабушек, так как они светятся немеркнущим светом благодати Божией, неотступно пребывающей в их сердцах. А такого эффекта никакая косметика не даст.

Я слышала, что женщинам нельзя приходить в храм в брюках, но ведь есть и очень популярны сейчас женские, очень красивые и элегантные брючные костюмчики…

Данный вопрос – наверно самый сложный в обсуждении одежды для посещения храма. Мир меняется, и то, что вчера считалось кощунственным, например, женщине надеть мужскую одежду, сегодня является нормой и самым распространенным делом.

Оглянувшись вокруг, замечаешь, что более половины молодых женщин и девушек на улице одеты в джинсы или брючки. Т.е. в настоящее время брюки – это обычный элемент женской одежды.

Это очень практично, особенно в слякость, когда женщины одевают массивные ботинки, ни как не сочетающиеся с юбкой, да и на брюках брызги грязи не так заметны, как на чулках. Зимой – брюки гораздо теплее, чем любые гамаши. Все это так. Но!

Существует традиция. Традиция посещения православных храмов женщинами. А она предусматривает запрет на посещение храмов женщинами в брюках. И этой традиции никто еще не отменял. И пока мы должны стараться, по мере возможности, этой традиции следовать, ибо не нам эти правила и законы изменять.

Великого греха нет в том, что женщина в брюках зашла в храм на 5 минут поставить свечку или что-то узнать.

Но, собираясь в храм на требу или службу, постарайтесь уж найти в своем гардеробе юбку, сарафан или платье достаточно целомудренной длины, т.е. не выше колен, без разрезов и запахов, не очень обтягивающую, т.е. практичную и удобную, и в ней идите.

Вас никто не выгонит из храма, даже если вы придете туда в джинсах, но будьте готовы к тому, что священник откажется вас исповедовать, причащать, давать для целования крест и т.п.

(…) 

 на фото: Ахтырская Божья Матерь (отсюда)

Вывод: столичные священники пытаются осовременить церковь, а в глубинке все коммуникации, как цементом сдерживаются традициями, которые очень сильно подкреплены в народном сознании языческими представлениями

Источник: https://polit-kherson.livejournal.com/99379.html

Почему во всех религиях женщинам запрещено ходить с непокрытой головой?

Почему во всех религиях женщинам запрещено ходить с непокрытой головой?

Каждая из существующих религий несет в себе свод определенных правил и устоев. Некоторые из них радикально отличаются. Но есть и общие каноны, которые соблюдаются во многих мировых религиях. Так, к примеру, христианство, иудаизм и Ислам запрещают женщине ходить с непокрытой головой. Естественно, есть определенные нюансы в соблюдении этих традиций.

Согласно библейским законам, покрывая голову, женщина признает главенство мужчины. Апостол Павел говорил, что подчиненность мужчине установлена Богом. И каждая христианка должна благодарно принимать мужское начало. Покрытая голова у женщины символизирует смирение и считается важным принципом христианской веры.

В священном писании говорится о том, что каждая женщина должна растить свои волосы и покрывать платком. Сейчас на улице редко встретишь женщину, обвязанную платком.

В основном современные женщины христианства надевают платок только в церкви, чего не скажешь о мусульманских женщинах, которые свято соблюдают законы Корана.

Принципы мусульманской религии более радикальны. В Исламе аурат (сокрытие наготы) соблюдается строго. Согласно Корану мусульманка должна свято чтить Божьи советы и быть чистой. В Исламе для женщины предписано сокрытие всего тела, включая стопы и кисти рук, при этом часть лица может оставаться открытой.

Конкретно пункта о покрытии головы в священном писании нет, но пункт «сокрытие всего тела» подразумевает и голову. Существует традиция, которая в мусульманстве пошла от пророка Мухаммеда. Все его дети были девочками. И он просил их вместе с женами одевать платки, чтобы все вокруг знали, что эти женщины из его семьи.

В современном Исламе эту традицию свято чтут.

В Иудаизме покрывать голову должна каждая замужняя женщина. Современные иудейки могут носить любой головной убор, включая платки, шляпы и даже парики. Для незамужней девушки это правило соблюдать необязательно.

Священный Талмуд строго выделяет женскую роль и учит, что женщина свои достоинства может показывать только супругу: до замужества она должна быть в полном подчинении отцу, после заключения брака главой в семье становится мужчина.

В принципе, эти устои прослеживаются в каждой из обсуждаемых религий – главой всегда выступает мужчина.

Что касается выполнения этих канонов, то их строгое соблюдение сейчас мы видим только в мусульманском вероисповедании. В иудаизме эти предписания приняли более современный вид. А в христианстве большинство женщин считают обычай устаревшим, женщину с покрытой головой в обычной жизни встретишь нечасто, если, конечно, не рассматривать погодные условия.

Источник: http://russian7.ru/post/pochemu-vo-vsekh-religiyakh-zhenshhinam-zapr/

Искусство носить платок

Я люблю носить платки.

Как приятно бывает перед выходом из дома вдумчиво подобрать подходящий к костюму платок, выбрать способ повязывания, повертеться перед зеркалом, тщательно драпируя складки головного убора… Конечно, все самое нарядное приберегается для воскресного дня: ведь каждая Литургия – это праздник Воскресения Христова, а поскольку мы, люди, состоим из духа и плоти, то радость праздника не может не выражаться у нас и в таких земных вещах, как красивая одежда. Впрочем, и деловой костюм будних дней может и должен быть красивым – а потому для завершения образа к нему подбирается и соответствующий случаю платок.

Я уже вижу скептические улыбки на ваших лицах, читательницы – взору многих из вас, вероятно, представляется неряшливая фигура в аляповатом нейлоновом платке, завязанным большим узлом под подбородком… «Что может здесь быть красивого и праздничного, зачем носить подобное каждый день, по доброй воле?» недоумеваете вы.

С подобным непониманием приходится сталкиваться часто. К сожалению, за последнее столетие, когда женский платок считался почти исключительно принадлежностью сельских жительниц либо «религиозных фанатичек», культура ношения этого головного убора оказалась практически утрачена на территории бывшего СССР.

Казалось бы, эта культура должна была бы возродиться в церковной среде, поскольку традиции Русской Православной Церкви до сих пор предполагают покрытие женщинами головы во время молитвы.

Но – опять же, к большому сожалению – многие недавно воцерковившиеся женщины в неофитском порыве стали придавать этой детали костюма почти сакральное значение (автору этих строк приходилось слышать утверждения вроде «голову можно покрывать только платком, никаких шляпок!») и тем создали у значительной части православного сообщества предубеждение против ношения платков.

Увы, платок сейчас нередко воспринимается не как головной убор, не как красивый и удобный аксессуар – каковым он, безусловно, является – а лишь как своего рода значок «я – православная» или же как «пропуск в храм». А разве значок или пропуск могут быть нарядными и стильными?

В настоящей статье мне хотелось бы развеять хотя бы некоторые из мифов, связанных с женским платком, а также поделиться с читательницами небольшими секретами его ношения.

Может быть, эти советы окажутся полезными, и кто-нибудь из вас, дорогие читательницы, даже выберет для себя этот головной убор, дающий женщине немало возможностей одеться красиво, стильно, удобно и вместе с тем оригинально.

Мифы и легенды

Миф №1: Пресвятая Богородица носила платок.

Думаю, многим православным любительницам шляпок приходилось слышать этот аргумент из уст тех, кто твердо убежден: в храме уместен только платок! Как ни странно, это, на первый взгляд, неоспоримое и благочестиво звучащее утверждение является мифом.

Пресвятая Богородица, живя во времена поздней античности, несомненно, одевалась согласно своей эпохе – а женщины греко-римского мира и Ближнего Востока в то время еще не знали платков. Выходя из дома, гречанки, римлянки и благочестивые иудейки закутывались в большое покрывало, напоминавшее чадру.

Эта накидка (греки называли ее гиматием) закрывала всю верхнюю часть тела или даже всю фигуру до пят. Особенно скромные – или же особенно заботившиеся о белизне своего лица – античные дамы закрывали краем гиматия и лицо.

Впрочем, сторонниц вышеназванного мифа можно понять: слишком мало существует православных икон, изображающих Пречистую Деву в Ее настоящем земном одеянии.

Византийские иконописцы – а вслед за ними и другие народы – обычно писали Богородицу в привычном их собственной эпохе и культуре женском головном уборе, на первый взгляд действительно напоминающем большой платок или палантин.

Однако это ни то, ни другое: такой головной убор назывался у ромеев «омофором» или «мафорием» и представлял из себя длинный и широкий прямоугольный или полукруглый плат. Мафорий накидывали на голову и перекрещивали его концы под подбородком, закрывая грудь.

Под мафорий надевали также чепец, под который убирали волосы: чепец не позволял волосам некрасиво выбиваться из-под накидки и помогал самой накидке более прочно держаться на голове.

Интересно, что и гиматий, и мафорий сохранились практически до наших дней в культуре православных народов Ближнего Востока, Малой Азии и Кавказа. Например, еще в начале ХХ века замужние понтийские гречанки и грузинки в некоторых областях, выходя из дома, полностью или наполовину закутывались в подобные покрывала.

От православных христиан Византии традицию ношения мафория переняли и мусульманские народы – так, у турок разновидность мафория известна под названием «чаршаф» (правда, мусульманки чаще носят мафории черного цвета, тогда как у христианок покрывала были белыми или цветными, черный же плат традиционно считался монашеским или вдовьим).

Миф №2: Существуют православные и неправославные, христианские и нехристианские способы повязывания платка.

Христианская одежда вообще и православная в частности – это одежда целомудренная.

Читайте также:  Двунадесятый богородичный праздник: когда отмечается, иконы, как расставить

Нам заповедано именно целомудрие, но никак не определенный покрой одежды или, тем более, способ ношения платка: никаких указаний на это нет ни в Священном Писании, ни в канонах, ни в поучениях святых.

Поэтому у христианских народов бытовали самые разные, зачастую совершенно не похожие друг на друга виды головных уборов.

Как мы только что видели, даже чадра изначально была частью иудейской и христианской одежды. То же можно сказать и о большинстве других способов повязывания платка, которые в наше время зачастую называют – и совершенно несправедливо – «мусульманскими». На самом деле подобные платки носили женщины самых разных вероисповеданий и задолго до, и после возникновения и распространения ислама.

Думаю, многие будут удивлены, узнав, что обернутый несколько раз вокруг головы, заколотый булавками и брошками и задрапированный у шеи большой палантин со свисающим сзади концом – не традиционно арабская, а исконно «западная» одежда. Именно такой плат носили православные жительницы Древней Руси домонгольского периода,

а также представительницы многих западноевропейских и балканских народов. У некоторых из этих народов – например, у литовцев и православных греков Эллады и Крыма – подобные головные уборы сохранились вплоть до начала ХХ века.

То же самое можно сказать и о квадратном платке, сложенном треугольником, надетом поверх шапочки или нижнего платка и заколотом под подбородком. Это традиционная одежда замужних женщин как в России (подобные платки и сейчас носят, например, старообрядки и единоверки), так и во многих православных странах Балкан и Кавказа.

Иногда приходится также слышать, что «неправославен» платок, завязанный назад, а не под подбородком. Однако, опять же, мы не находим никаких указаний на этот счет в Священном Предании, а «завязывание назад» также было популярно у многих православных народов.

Миф №3: Если часто носить платок, будут выпадать волосы.

Синтетические платки при частой носке действительно могут плохо повлиять на волосы, тогда как платки из натуральных тканей, наоборот, защищают волосы от воздействия внешней среды, которая в наше время, особенно в крупных городах, бывает весьма агрессивной.

Миф №4: В платке жарко, особенно летом.

Как жительница Юга, уверяю вас: это далеко не так! Тонкий платок из натуральной ткани предохраняет голову от солнца.

А если закрыть платком шею и грудь – то и защищает от солнечного ожога и создает приятную прохладу, так как кожа под ним, недоступная прямым солнечным лучам, не нагревается так сильно и не отдает избыток влаги.

Кстати, то же самое справедливо для просторной закрытой одежды: она хорошо защищает тело от перегрева и обезвоживания.

Миф №5: Мне не идет платок.

Действительно, треугольный платок-косынка, повязанный «капюшоном» («по-колхозному») или завязанный узлом у подбородка, идет далеко не всем.

Но вообще платки и способы их повязывания настолько разнообразны, что вряд ли можно найти женщину, которой не подойдет абсолютно ничего из этого огромного множества. Скорее всего, вы просто еще не нашли того, что подходит лично вам.

Пробуйте, экспериментируйте, фантазируйте – и рано или поздно вы обязательно найдете «свой» платок.

Миф №6: В платке женщина обязательно будет выглядеть, как деревенская старуха.

А этот миф мы постараемся развенчать в следующей части нашей статьи: правильно подобранный платок может только украсить свою хозяйку.

Платки: выбираем и носим

Материал

Не советую покупать нейлоновые платки: они заманчиво дешевы, но при этом вредны для волос, неприятны при соприкосновении с кожей, не дают коже дышать, плохо держатся на голове и быстро теряют вид.

Лучше потратить чуть больше денег – разница, в общем, невелика – и приобрести платок из натуральной ткани или вискозы, в котором вам будет удобно и комфортно, и который прослужит вам гораздо дольше.

При подборе платка к конкретному костюму обращайте внимание на фактуру: например, платок из гладкого атласа вряд ли будет хорошо смотреться с джинсовой тканью.

Цвет

Платок, как и любой другой головной убор, должен смотреться органично, как составная часть костюма, а не как нечто отдельное, самостоятельное. Поэтому он должен сочетаться с остальной одеждой, в том числе, и по цвету.

Например, синяя юбка, белая кофточка и синий с белыми разводами платок будут смотреться гармонично, а тот же костюм с зелено-желтым платком будет аляповатым, хаотичным. Если одежда на вас – темных тонов, можно освежить костюм, надев белый или кремовый платок, или же платок того же цвета, что и одежда, но более светлых тонов.

Пример: темно-коричневый костюм и платок теплого светло-коричневого цвета с темно-коричневыми узорами. Можно также надеть платок контрастного цвета: например, ярко-красный к черному платью.

Размер

Наиболее удобны большие платки: квадратные от 90Х90 и длинные широкие палантины, так как они дают больше возможностей для моделирования фасонов.

Под платок

Чтобы платок лучше держался на голове и из-под него не выбивались волосы, можно надеть под него небольшую матерчатую шапочку-чепчик или эластичную повязку-ленту. Такие шапочки и полоски можно купить в магазине женских аксессуаров или же сделать самим: например, отличные повязки получаются из кружева-стрейч, которое можно приобрести в любом магазине тканей или принадлежностей для шитья.

Вы можете сдвинуть повязку чуть назад, чтобы ее не было видно из-под платка, а можете, наоборот, слегка надвинуть ее на лоб, чтобы край повязки был виден и выполнял, в том числе, декоративную функцию.

В последнем случае цвет повязки или шапочки должен сочетаться с цветом платка и костюма в целом.

Для большего эффекта можно надеть повязку контрастного цвета: например, белую под синий платок или розовую под белый.

В качестве шапочки можно также использовать нижний платок: небольшую косыночку, повязанную назад, поверх которой и надевается верхний платок.

Фасоны

С костюмом должны сочетаться не только цвет и материал платка, но и способ повязывания. Так, степень закрытости платка должна соответствовать степени закрытости одежды.

Если на вас юбка чуть ниже колена или блузка с коротким или 3/4 рукавом, нелепо будет смотреться большой квадратный платок, подколотый «по-старообрядчески», или широкий палантин. К подобной одежде лучше надеть небольшой платок, повязанный назад, или же стильный тюрбан из тонкого шарфа или палантина.

Тюрбан вошел в моду в Европе в начале ХХ века, второй пик его популярности пришелся на 40-е – 50-е годы, следующий – на 70-е, и в наши дни этот головной убор по-прежнему остается модным и актуальным.

Существует несколько способов повязывания тюрбана. Опишу самый простой из них. Нужно взять тонкий шарф или палантин, завязать его вокруг головы сзади, так, чтобы получилась покрывающая голову «шапочка» (под нее при желании убираются волосы) и свисающие сзади два конца одинаковой длины.

Затем оба конца складываются в виде лент или слегка скручиваются и оборачиваются вокруг лба навстречу друг другу (можно просто обернуть концы, перекрестить их на лбу или же перекрестить два раза, сначала в одну, потом в другую сторону). Оставшиеся кончики связываются сзади в нижней части затылка и заправляются под «шапочку».

Как вариант, можно сделать один из концов длиннее другого и затем обернуть его вокруг шеи и подколоть на затылке булавкой.

Если на вашем платье или блузке имеется широкий вырез, платок должен либо полностью или почти полностью закрывать его, либо вообще не спускаться на шею. Очень неряшливо выглядит, когда женщина завязывает или оборачивает платок или палантин вокруг шеи, оставляя при этом широкую, бросающуюся в глаза полоску обнаженной кожи между платком и нижним краем выреза.

Обращайте также внимание на общий силуэт. Если на вас плотная, просторная зимняя одежда или же широкое платье в пол, не стоит надевать маленький тюрбан или платок: вы станете похожи на динозавра с большим телом и маленькой головой. К такому костюму больше подойдет крупный тюрбан, широкий платок или палантин, желательно закрывающий шею.

Платок должен соответствовать ситуации, то есть в нем должно быть комфортно. Например, если вы предполагаете только стоять на службе в храме, можно просто набросить на голову палантин или шарф, откинув на плечи его концы.

Но если вы собираетесь на работу или прогулку, если в храме будет крестный ход или вам придется долго добираться куда-либо на метро и автобусах – другими словами, если вы предполагаете провести время в движении – этот вариант окажется крайне неудобным, так как платок постоянно будет сползать с головы.

Для таких случаев больше подойдут тюрбаны, платки, плотно завязанные назад или сколотые под подбородком, а также палантины, обернутые вокруг головы и сколотые булавками и брошками. Если же вам все-таки очень хочется надеть шарф с откинутыми назад концами, лучше надеть под него шапочку или повязку и приколоть к ней шарф булавками.

Сам шарф в этом случае должен быть из нескользящей ткани.

Женщины нередко спрашивают, что можно надеть в храм зимой, в мороз – ведь в одном платке холодно идти по улице, а стоять в натопленном храме в зимней шапке жарко. Для подобных случаев есть несколько вариантов, ниже приводятся некоторые из них.

Вариант №1: большой плотный (например, шерстяной) платок, подколотый под подбородком. Поверх такого платка можно надеть шапку, а в храме снять ее. На улице такой платок будет также защищать горло от холодного ветра.

Вариант №2: большой плотный палантин накидывается на голову (поверх шапочки/повязки или же без нее) так, чтобы один его конец был максимально длинным, а другой – максимально коротким, и скалывается под подбородком.

Затем длинный конец оборачивается вокруг затылка, снова проводится под подбородком и скалывается на плече брошкой. На затылке или виске палантин можно дополнительно скрепить булавкой.

Поверх такого палантина также можно надеть шапку.

Вариант №3: тонкий палантин завязывается так же, как в варианте №2, а поверх него оборачивается вязаный палантин-паутинка из пуха или же пуховый платок. В храме верхний теплый платок можно снять.

Аксессуары

Существует немало аксессуаров, облегчающих повязывание платка, дающих больше возможностей создавать оригинальные фасоны, а также украшающие сам платок. Перечислим основные.

1. Булавки. Булавками можно приколоть платок к нижней шапочке или повязке, чтобы он плотнее держался на голове, а также скалывать между собой складки платка в сложных фасонах. Для этой цели удобнее всего так называемые портновские булавки с цветными шариками-головками.

Нежелательно, чтобы булавки бросались в глаза, поэтому лучше иметь булавки разных цветов, примерно под цвет ваших платков.

Впрочем, в продаже встречаются портновские булавки с декоративными головками (например, в виде листьев), такие булавки, наоборот, станут оригинальным украшением к платку.

Чтобы сколоть платок или палантин под подбородком, лучше использовать тонкие английские булавки. Они безопасны и практически незаметны.

2. Броши. Брошью можно сколоть платок или палантин на плече или под подбородком. Броши с цепочками хорошо смотрятся у виска (в фасонах, когда палантин оборачивается вокруг головы). Брошь можно также приколоть в центре тюрбана.

3. Кольца и зажимы. Сколов большой квадратный, сложенный треугольником платок под подбородком, можно продеть его концы сквозь кольцо или специальный декоративный зажим для платка. Подтяните кольцо или зажим примерно до середины свисающих концов платка, расправьте их. Этот фасон смотрится весьма оригинально и очень удобен для носки.

Конечно, в небольшой статье невозможно рассказать обо всем многообразии платков и их фасонов.

Но я надеюсь, что мои скромные советы помогут кому-нибудь открыть для себя мир платков, взглянуть на них не как на досадную необходимость, а как на красивые головные уборы, дающие неограниченный простор для творчества.

Разнообразие фасонов зависит здесь только от вашей фантазии. Поэтому не бойтесь экспериментировать – и не забудьте поделиться с нами новыми оригинальными фасонами, которые вы, несомненно, сочините!

Источник: http://www.matrony.ru/iskusstvo-nosit-platok/

О покрытии головы, или обязательно ли женщинам молиться в платке?

В наше время существует благочестивая традиция: в храме женщины покрывают голову, а мужчины снимают головной убор.

Как появилось это «предписание»? И значит ли, что и во время домашней молитвы женщинам стоит покрывать голову? Можно ли приходить в храм не в платке, а в шапке? Разрешается ли девочкам находиться в церкви с непокрытой головой? В этой статье мы рассмотрим, как появилась традиция покрывать голову, что она означала для христиан в первые века и насколько соотносится с нашим временем.

Читайте также:  Молитва о убиенных во чреве младенцах - православные иконы и молитвы

Что говорит апостол Павел о покрывании головы?

Среди христиан бытует мнение, что покрытие головы — одно с главных требований к внешнему виду женщины в храме.

Подкреплено оно словами с Первого послания апостола Павла к коринфянам:

Дальше апостол раскрывает смысл покрывания головы именно для женщин.

Во-первых, покрытие головы — это символ подчинения жены. Подчинения кому? Своему мужу и Богу. Только не стоит воспринимать слово «подчинение» в смысле семейной тирании.

Как в Церкви главенствует Христос, так в малой церкви — семье — главенствует муж. Главенство мужа проявляется в его заботе и ответственности за супругу и детей.

Во-вторых, покрытие головы указывает на смирение и целомудрие женщины. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, надо обратиться к тем историческим реалиям, в которые апостол Павел писал обращение к коринфянам.

Почему в древности женщины не распускали и не стригли волосы?

Представьте себе, что вы находитесь в Коринфе І века. Это богатый греческий город с двумя портами, 700 тысячами населения, представителями разных культур и вероисповеданий. В Коринфе выстроено много языческих храмов, один из самых известный посвящен богине любви и плодородия Афродите. В этом храме процветает культовая проституция. Служительниц Афродиты легко отличить по побритой голове.

Кроме того, в городе распространена не только храмовая проституция. На улицах можно легко встретить блудниц, они привлекали внимание мужчин распущенными и не спрятанными под платком волосами.

Вот почему апостол Павел обращает внимание на покрытие головы для женщины. Если не хотите напоминать блудницу — носите головной убор, чтобы не соблазнять постороннего мужчину. Если не желаете быть похожими на служительницу Афродиты — растите волосы, ведь они — это естественный покров женщины.

Чтобы никто не сомневался в чистоте и моральности коринфских христианок, апостол и советует покрывать голову для «молящихся или пророчествующих» женщин. Это правило во многих церквах сохранилось и до нашего времени.

Как должна выглядеть современная женщина в храме?

Покрытие головы — один из важных элементов «церковного дресс-кода». Причем не важно, какой головной убор вы носите — будь то платок, шарф, шапка, берет. Апостол Павел использует слово «покрывало», а не платок, а покрыть голову можно даже капюшоном.

Девочки и девушки (считается, что приблизительно до подросткового возраста) могут находиться в храме без головного убора. Даже на православных иконах святые женщины изображаются с покрытой головой, а девочки — без покрова. Наглядно это увидеть можно на иконе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Но сегодня верующие мамы часто завязывают платочки своим дочкам еще в младенчестве, чтобы те «привыкали».

Если с наличием платка на женщине в храме все более или менее ясно, то как быть христианкам во время домашней молитвы? Разве и здесь покрытие головы — важное условие?

Можно ли молиться дома без платка?

Даже среди священников мнения по этому вопросу не совпадают.

Самые консервативные считают, что замужним женщинам стоит покрывать голову не только в храме, ведь головной убор указывает на смирение супруги и послушание мужу. Прекрасную иллюстрацию этой точки зрения можно найти еще в книге Бытия. Ревекка, жена Исаака, только вдали увидев своего будущего супруга, взяла покрывало и покрылась (Быт. 24:65).

Другие священники полагают, что этот пример стоит рассматривать в историческом и культурном контексте. В нашем культурном коде не закрепилось правило обязательного покрывания головы для женщин.

Как трудно себе представить мусульманок без хиджаба, так нелегко вообразить всех современных женщин славянской внешности в платках и шарфах.

Платок на голове молодой девушки, особенно в теплое время года, может привлечь дополнительное внимание и соблазнить других к осуждению.

Поэтому возникло и третье мнение: покрывать голову стоит в храме, а по возможности и во время домашней молитвы. Апостол Павел вспоминал именно молящуюся женщину, без уточнения, находится она в церкви или нет.

Протоиерей Андрей Ефанов считает, что покрытие головы во время утреннего и вечернего правила дисциплинирует женщину, помогает ей сосредоточиться на молитве.

Существует и четвертое видение: в храме женщинам стоит молиться с покрытой головой, а во всех остальных ситуациях можно и так. Тем более что апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве, то есть к постоянному памятованию о Боге. А такая молитва не должна зависеть от внешних обстоятельств — наличия-отсутствия платков, внешнего вида, настроения, окружения, географического расположения.

Предлагаем вам также посмотреть краткий комментарий отца Макария Маркиша на эту тему:

Источник: https://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/13169478/

Почему женщины в церкви покрывают голову?

Традиция покрывать голову в церкви, это не закон, а настойчивая рекомендация святого апостола Павла.

В соответствии с его Посланием к коринфянам, мужчина должен молиться с непокрытой головою, а женщина — с  покрытой.

Издревле женские волосы считались одним из самых выразительных элементов женской привлекательности, и это было противовесом скромности, одним из знаков которой были прикрытые волосы.

Еще в дохристианскую эпоху гетеры в Греции ходили с непокрытыми волосами, а семейные женщины должны были высказывать принадлежность мужу, покрывая голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Откуда пошла традиция покрывать женщинам в церкви голову?

В соответствии с наставлениями апостола внешний вид верующего, вне зависимости от пола, должен быть сдержанным и скромным, и не может являться источником соблазна или смущения.

Верующий человек в храме должен быть настроен на молитву, выражать своим видом уважение и благоговение к святости храма и происходящей в нем Литургии.

Таким образом, христианской традицией является недопустимость находящихся в храме верующих мужчин в головном уборе, а верующих женщин — без платка.

Эта традиция основана на утверждении Апостола, что Христос является главой всякому мужу, жене же глава – муж, а Христу глава — Бог.

Ибо мужчина, молящийся с покрытою головою, свою голову постыжает, а жена, молящаяся с открытою головою, постыжает свою голову, приравнивая ее к обритой голове.

Мужчина является образом и славой Бога, а женщина- славой мужчины, поскольку «не муж от жены и для жены, но жена от мужа и для мужа». Платок — знак власти над ней, это для Ангелов.

Противное утверждение основано не неправильном понимании принципа равенства мужчин и женщин перед Богом.

Иисус никогда не отгонял женщин во время своих проповедей, это же, кстати, относится и к язычникам, которых Иисус никогда не подвергал дискриминации.

Практически, Мария Магдалина первая наблюдала Воскресшего, и здесь ее преимущество, например, перед апостолом Петром. Перед Христом в деле достижения спасения и освобождения, стяжании Святого Духа и вечной мужчины и женщины совершенно равны.

Однако ошибка некоторых самодеятельных теологов заключается в том, что равенство во Христе не тождественно равенству во плоти. Во Христе, на самом деле, отсутствуют гендерные и национальные признаки, однако, в естестве мы все будем различаться, до самого момента перехода в вечность.

Как раз на эти определенные признаки и пытается обратить внимание коринфян апостол Павел, рассуждая о покрытии головы.

У него речь не идет о покрытии или не покрытии голову «духовного человека», находящегося во Христе, здесь конкретно говорится о человеческой плоти, а она уж точно еще не во Христе.

Идея состоит в том, что у Бога в подчинении содержатся все элементы и материального, и духовного мира, и они (это главное) между собой упорядочены и находятся в стройной системе, с целым рядом уровней и соподчинений. Эта система и есть гармония, и претензии отдельных элементов этой системы на не свойственные им функции приводят к дисгармонии, возмущениям и дисбалансу, а в результате и к ее расстройству.

С Христом на землю пришла идея единства, а не идея равенства, именно она дает согласованность, единомыслие и отсутствие недовольства, и при сохранении индивидуальности каждого человека, должно существовать взаимное подчинение -субординация и определенная система иерархии.

Иллюстрацию этой взаимозависимости апостол Павел находит в человеческом теле, у которого каждый находится в состоянии подчинения у других членов, обладая равными правами, но и неравными возможностями. Тело действует успешно тогда, когда не уравниловка всех членов имеет место, но согласованное взаимодействие и единство каждого на своем месте и со своими функциями.

Следовательно, равноправие в определенном отношении не исключает, но предполагает иерархию, то есть, неравенство. Павел пишет: не все тело — глаз или ухо. Замужняя сестра, покрыв голову, показывает окружающему миру свое подчинение установленному Богом положению. И это свидетельство не только для окружающих, но и знак для Ангелов.

Наблюдая за людьми, сатана и павшие ангелы, обнаруживают, что Бог получил от людей повиновение, не полученное от них, и это их постыжает. Сатана постыжен не только Иисусом, покорившемся Отцу, но и обычными платками, то есть людьми, покорившимися Божьим установлениям добровольно. Это и повиновение жены мужу, а покрытие головы является знаком этого состояния.

Сатана же пытается убедить не стойких духом женщин в необязательности покрывать голову.

Но при этом, Павел указывает, что покрытие головы является добровольным актом. В этом и проявляется постыжение ангелов, в добровольности, когда женщины, равные мужчинам в части благодати, во плоти подчиняются им, подавая знак о своей покорности Божьим установлениям. Следовательно, принудительного церковного закона о покрытии головы для сестер не должно быть.

Источник: https://nmedicine.net/pochemu-zhenshhiny-v-cerkvi-pokryvayut-golovu/

Почему женщины покрывают голову при входе в церковь?

11.09.2014

Женщина издревле ходит в храм с покрытой головой – это древний обычай, который зародился на основе слов апостола Павла. Апостол говорил, что жена должна на голове иметь символ, который обозначает власть над ней. Это необходимо, прежде всего, для Ангелов.

Отсюда зародилась традиция покрывать голову при входе в церковь. Согласно апостолу, если женщины молится и при этом ее голова открыта, это является постыдным. Непокрытая голова приравнивается к обритой. Этими словами апостол подчеркивал постыдность одежды современных женщин, которые показывают свое тело.  Мужчина имеет право ходить в церковь с открытой головой.

Кстати, в античной культуре голова прикрывалось как знак скромности. Волосы в то время считались наиболее ярким атрибутом женской привлекательности и красоты.

Семейные женщины не имели возможности ходить с распущенными волосами, и обязаны были носить такой головной убор, как платок. Платок являлся показателем того, что женщина занята и принадлежит мужу.

Покрытие головы платком тесно связано с еще одним моментом. В древности, прорицательницы и жрицы, впадая в исступления, распускали свои волосы.

Таким образом, они показывали свой мистический экстаз, символизируя абсолютную отрешенность от общественного мнения. Однако, Апостол не связывает данный факт с требованием посещать церковь в платке. Он обуславливает такую необходимость тем, что общение с Богом должно быть чинным и чистым. Женская одежда должна находиться в определенном согласии с христианским учением.

Учение трактует, что женщина не должна подчеркивать свою фигуру и украшать одежду. Если вся остальная одежда выглядит неприлично, то платок на голове не имеет никакого значения.

Наоборот платок в таком случае подчеркивает еще большее бесстыдство женщины и вызывает соблазн у других людей.

 Апостол Павел подтверждает свое отношение к женщинам, как к подчиненным перед требованиями мужа и перед Богом.

В наше время одежда несет совсем другое смысловое значение. Женщины одеваются, отдавая дань моде, которая не основывается на христианских учениях.

Женщины равняются друг на друга, красуясь приобретенными новинками.

Согласно христианскому учению, не стоит стесняться скромных одеяний и обращать внимание на внешний облик других, беспокоясь о том, что люди не так поймут и буду иметь плохое мнение.

Апостол гласил, что одежда верующего человека не должна быть вызывающей, а выглядит скромно, сдержанной и не является предметом привлечения всеобщего внимания. Если сохранять все обычаи, предложенные церковью, то человеку гораздо легче настроится на молитву и остаться наедине с самим собой и Богом.

Если человек посещает церковь, значит, он верует и поэтому ему необходимо придерживаться определенных требований, несоблюдение которых считается постыдным. Следовательно, исходя из вышесказанного, верующие считают нецелесообразным ходить в церковь без использования платка.

Рейтинг статьи: 30089 просмотров

Источник: http://geo-storm.ru/vechnye-voprosy/pochemu/pochemu-zhenshhiny-dolzhny-odevat-platok-v-tserkvi/

ОТЗЫВЫ НА Как завязывать платок в церковь и почему женщины покрывают голову (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация