Храм воскресения словущего на успенском вражке, адрес и расписание

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, г.Москва

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, адрес и расписание

В переулке Брюсова, который расположен между двумя улицами Никитской и Тверской, когда то, в XVI веке был очень глубокий и длинный овраг. Неподалеку от него стоял небольшой деревянный храм. Храм стоял уже очень давно и был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Впоследствии эта местность получило название «Успенского вражка», т.е. оврага. Это место стало одним из самых древних в «Белом городе» Москвы.
Храм был посвящен святому празднику Воскресения Словущего.

В Иерусалиме в 335 году был восстановлен храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), этому и был посвящен праздник.

Храм Гроба Господня, как гласит история, был построен на месте реальных событий, которые произошли с Иисусом и его воскрешением, поэтому в других городах и странах запрещалось давать такое же название. Допускалось только давать название храмам в честь самого праздника.

Первое свидетельство об этом храме появилось только в 1548 году. В большом московском пожаре этот небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы сгорел 10 апреля в 1629 году. Через 6 лет (1634 г.) был заново отстроен на том же месте уже каменный храм, который существует и по сей день.

Два века в храме не было никаких изменений и перестроек, но в 1816 — 1820 гг. были перестроены и оборудованы колокольня и трапезная.Русский царь Михаил Федорович встретился со своим отцом Патриархом Филаретом, который вернулся из польского плена.

В честь этого события в 1620 году был построен еще один деревянный храм, рядом с уже опоминавшимся, и назван был храмом пророка Елисея.Храм Елисея был заново перестроен в каменный в 1636 году, и в таком состоянии он простоял до XIX века. Есть несколько версий о том, как проходило освящение храма.

Одни источники говорят о том, что его престол был перенесен в Воскресенский храм, ведь Москва тогда только восстанавливалась после войны с Наполеоном в 1812 году. Другие говорят о перенесении престола в соседний храм Воскресения Словущего.

Вскоре храм решили сделать более современным. Для этого были сделаны килевидные обрамления для окон, все было выдержано в русском стиле. Приглашенный в 1897 году архитектор А.Ф. Мейснер, по проекту заменил верхние ярусы колокольни на новые. Они были псевдоклассических форм, и это придало храму совсем другой, новый вид.

На улице Неждановой в 1930 году проживало очень много артистов и известных людей. И только по их многочисленным просьбам и прошениям власти не закрыли храм, но колокола сняли.Несколько лет в храме были реставрационные работы(1963-1964гг., 1979г., 1982 — 1986гг.).

Главной реликвией и святыней в храме является чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших».Слава иконы разнесена на многие километры, каждый день люди приезжают к этой святыне, в надежде получить помощь. Чудотворная икона помогает пьющим, больным и запутавшимся людям. Многие приезжают с просьбами о счастливом браке, хорошей 

работе, исцелении детей и родственников. Царица Небесная помогает всем искренне просившим о помощи. Об этом рассказывают люди, которые несут ей дары в знак благодарности. Серебряная риза иконы полностью увешена крестиками, кольцами, цепочками и медальонами. С утра до вечера ее посещают верующие, которые уже получили помощь и которые в ней нуждаются.

Есть еще несколько немаловажных и редких святынь в этом храме. Образ княгини Анны Кашинской, которая хранит частичку ее мощей.

Так же почитают в храме образы Божией Матери «Утоли моя печали», Знаменской, Боголюбский, Коневский, Страстной, Иверский, Смоленский и Казанский акафистный. Еще существуют образы чудотворцев святых Дамиана и Космы, мученика Трифона и 

великомученика Никиты, великомученика Георгия Победоносца и преподобного Саввы Сторожевского.

Икона святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца с частицей его мощей, является редкой московской святыней. Самой древней иконой храма с конца XVI века — образ Николы Можайского.

Храм, существующий с XVII века, был открыт и проводил службы во все времена. Этот небольшой пункт очень примечательный для нашего времени.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/khramy/305-khrama-voskreseniya-slovushchego-na-uspenskom-vrazhke

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото: NVO

Адрес: Брюсов переулок, д. 15/2

Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то и не мог быть повторен в других местах. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет», то есть называется Воскресением.

В Москве существует несколько храмов, освященных в честь этого праздника. И один из них находится в Брюсовом переулке между Тверской и Большой Никитской улицами.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке построили в первой половине XVII века, однако предшественница ее упоминается еще в 1548 году, во времена Ивана Грозного.

Название на Успенском вражке происходит от слова «овраг», который, надо полагать, здесь существовал (и видимо – немалый), и от деревянной Успенская церкви, которая, сосбственно, и дала название и этой местности и самому оврагу.

А сам переулок назван в честь московского генерал-губернатора Якова Александровича Брюса, коего, говорят, весьма любила императрица Екатерина Вторая.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке – церковь со счастливой судьбой: ее никогда не закрывали. Именно поэтому в ней сохранился старинное внутреннее убранство, которое включает в себя и несколько старинных и весьма почитаемых икон.

Одна из них – икона Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”, где Божия Матерь изображена с непокрытой главой – это символ того, что она отдала свой покров для спасения грешников.

По старинному московскому обычаю перед этой иконой молятся о счастливом браке и благополучии в семейной жизни.

Не зря, скажем, перед этой иконой в 1912 году венчались Сергей Эфрон с поэтессой Мариной Цветаевой.

Другие особо почитаемые святыни храма – чтимый образ Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, образ Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, образ Пресвятой Богородицы «Страстная», образ преподобного Саввы Сторожевского.

Контакты: храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Адрес: Брюсов переулок, д. 15/2

Как проехать:
От ст. метро “Тверская”, “Пушкинская”, тролл. 12, 20.

Адрес сайта: http://vslov.ru/

Схема проезда:

(8

Источник: https://radiovera.ru/xram-voskreseniya-slovushhego-na-uspenskom-vrazhke.html

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Еще одна церковь в самом центре города, в шаге от Тверской улицы — храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Наверное, это один из самых знаменитых храмов Москвы, и вот по каким причинам.

Храм с частицей мощей Спиридона Тримифунтского

Для многих верующих храм в Брюсовом переулке — это прежде всего место, где можно поклониться образу и частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

Читайте также:  Что такое седмица по православному календарю

Народ полон суеверий, и одно из них гласит: святитель Спиридон помогает в квартирных вопросах.

Это такое немного обмирщенное знание о великом святом, который действительно считается заступником сирых и убогих, и помогает в действительно безвыходных ситуациях.

О том, какой необыкновенный это был подвижник, можно прочитать здесь: Спиридон Тримифунтский Чудотворец: жизнь и чудеса.

Отчасти, именно из-за мощей святителя Спиридона Тримифунтского эта церковь в Брюсовом переулке полна народу — и в будни, и в выходные, во время служб и без них. Храм даже иногда по незнанию называют храмом Спиридона Тримифунтского в Брюсовом. Представляете?

Храм, который не закрывался в советское время

Храм в Брюсовом переулке — один из немногих, который оставался открытым в советские времена. Википедия пишет, что за него «просили» актеры и музыканты, что жили неподалеку.

Поэтому для тех, кто ходил в советское время в Церковь, это место, — Брюсов переулок и небольшой храм в нем, — дороги, как память.

Храм рядом с Тверской улицей

Храм Воскресения Словущего расположен в удивительно тихом для центра города месте. Еще 100 метров — и будет Тверская улица с толпой туристов и легионом машин. Но по самому Брюсовому переулку, — мимо храма, — автомобили ездят редко, а на площади перед входом в церковь — еще реже.

Это вообще удивительное свойство городов, когда в шаге от центральных улиц оказываешься вдруг в противоположном мире — неспешном и тихом. В данном случае: видишь ту Москву, которой не только восхищаешься или гордишься, но которую любишь.

Храм Воскресения Словущего: как добраться

Ближе всего до этой церкви дойти будет от метро «Охотный Ряд»: это пять минут пешком.

(Чуть дольше, если идти от Пушкинской площади и станций «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».)

Если идти от метро «Охотный ряд», то — по левой стороне Тверской улицы из центра. Вскоре — после Телеграфа и «Макдональдса» — в сталинском доме будет гигантская арка. Нужно в нее: это и есть Брюсов переулок.

Источник: http://uznavay.pro/hram-voskreseniya-slovushego-v-bryusovom-pereulke/

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке: описание, история и расписание богослужений

В Брюсовом переулке – одном из уютных уголков Старой Москвы — находится церковь, носящая удивительное название, смысл которого понятен далеко не всем — Воскресение Словущего.

Тем не менее объясняется оно весьма просто: именно так на церковно-славянском языке звучит выражение «Славящаяся Воскресной».

Посвящена она великому событию в истории христианства – освящению равноапостольными Анной и Константином Иерусалимского храма Воскресения Христова, состоявшемуся в 325 году на месте крестных мук Спасителя. Обратимся мысленно к ее истории.

Первое упоминание об этом храме относится к середине XVI века.

В то время он представлял собой небольшую деревянную церковку, освященную в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова, и построенную на Успенском Вражке – так назывался овраг, вблизи которого еще с незапамятных времен стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Ее изображение можно увидеть на Петровом плане Москвы, датированном 1596-1598 гг.

Деревянная церковь — предшественница нынешнего храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, — простояла до 1629 года, после чего закончила свою жизнь в огне большого московского пожара – традиционного бедствия тех давних времен. Вместе с ней сгорели и все остальные находившиеся в этом районе постройки, включая дома горожан.

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Церковь, прославляющая великий праздник

По поводу названия церкви, построенной в Брюсовом переулке, о котором уже шла речь выше, добавим одну подробность.

Дело в том, что в связи с важностью освящения в 325 году храма, возведенного в Иерусалиме на месте Воскресения Христова, только он получил право именоваться этим событием.

Остальные же все (в том числе и наш московский), именуются лишь «Словущими», то есть «прославляющими». Кроме того, важно отметить, что все они посвящены не самому этому важнейшему событию, а лишь празднику, отмечаемому в его честь.

Московским старожилам известно, что в течение всех десятилетий тотального атеизма, ставшего за годы советской власти важным аспектом государственной политики, и связанной с ним антирелигиозной борьбы церковь Воскресения Словущего входила в число тех немногих храмов, что не прекращали свою деятельность. Не менялось в Брюсовом переулке и расписание богослужений, поскольку весь их годовой и суточный цикл совершался в соответствии с церковными канонами.

У многих вызывает удивление, что в столице коммунистического государства, буквально в двух шагах от Кремля, где заседало его правительство, все эти годы действовала церковь, которая, в соответствии с пропагандистскими клише того времени, являлась не чем иным, как «очагом мракобесия». Невольно возникает вопрос: что сберегло от разрушения храм в Брюсовом переулке, когда многие московские святыни были варварски взорваны или переоборудованы для хозяйственных нужд?

Чье заступничество спасло храм?

Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение.

Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии.

Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.

Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру – К. С.

Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов.

Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке.

Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы.

По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Как и большинство российских храмов, церковь Воскресения Словущего имеет свои уникальные святыни, слава которых разошлась по всему православному миру. Прежде всего, это чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского, во дни своей земной жизни (270-348) прославившегося благотворительной деятельностью.

Читайте также:  Как была крещена русь

После причисления к лику святых, состоявшегося через два века после его блаженной кончины, он традиционно считается покровителем всех бедных и обездоленных. Существует поверье, что адресованные к нему молитвы помогают снискать заступничество Божьей Матери и обрести душевные силы во всех жизненных испытаниях.

Еще одной храмовой святыней является богородичная икона «Взыскание погибших», написанная в XVIII веке и получившая известность многими явленными через нее чудесами.

В старинных церковных книгах имеется немало записей, свидетельствующих об исцелениях больных, совершившихся по вознесенным перед ней молитвам.

Благодаря этим чудесам храм в Брюсовом переулке на протяжении многих веков являлся местом массового паломничества не только москвичей, но и богомольцев, приезжавших из самых отдаленных районов страны.

Архитектурные особенности храма

Здание церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в основе конструкции которой лежит безстолпный одноглавый четверик, представляет собой постройку, весьма типичную для храмовой архитектуры XVII века. Характерной особенностью ее стен являются закомары – венчающие их полукруглые декоративные завершения. Общий стиль эпохи дополняют вертикальные выступы стен − угловые пилястры, украшенные полуколоннами.

О том, что возводил здание опытный и незаурядный мастер (имя которого осталось неизвестным), свидетельствуют многие детали архитектурного убранства. Невольно привлекают к себе взгляд скромные, но при этом, весьма искусно выполненные наличники окон, идущий по профилю здания карниз, барабанчик главы и многие другие элементы оформления храма в Брюсовом переулке.

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным.

Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя.

В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

Источник: https://www.nastroy.net/post/hram-voskreseniya-slovuschego-v-bryusovom-pereulke-opisanie-istoriya-i-raspisanie-bogoslujeniy

Икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Воскресенская церковь)

Храм Воскресения Словущего Интерьер храма Воскресения. Икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского из храма Воскресения Словущего Ковчег с мощами св. Спиридона Тримифунтского находится в центре большой иконы с левой и правой сторон которой расположены частицы мощей других святых. Икона чудотворная. С ней связано много удивительных историй. Вот одна из них. Как то раз одна работница храма пришла помолиться перед иконой св. Спиридона. Неожиданно во время молитвы плотно закрытый (и находящийся под стеклом) ковчег с мощами святого сам собою отворился. На чудо сбежались посмотреть все молящиеся. Позвали батюшку и спросили, что с этим делать? Батюшка сказал, пусть тот, кто открыл дверцу, её и закроет. Каково же было всеобщее удивление, когда та же самая работница храма помолилась ещё раз, и дверца закрылась. Красным кругом на иконе обозначен ковчег с мощами св. Спиридона Тримифунтского Видео История храма Воскресения Словущего на Успенском ВражкеПервое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в 1629 году. На ее месте в 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня. С 1620 года рядом с церковью находился храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 году и был возобновлен как придел к храму Воскресения Словущего в 1820 году. Во второй половине XIX века были растесаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году верхние ярусы колокольни заменили новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик. В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы. Происхождение названияВ XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.Посвящен же храм празднику Воскресения Словущего.Что означает «Воскресение словущее»? «Воскресение словущее» — простонародное название дня, посвященного воспоминанию обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, воздвигнутого на Голгофе равноапостольной царицей Еленой, которая очистила и обновила это святое, но оскверненное место (после разорения Иерусалима император Адриан устроил на Голгофе языческое капище, посвященное богине Венере). Храм был освящен 13 сентября 335 года (по юлианскому календарю). Этот праздник в народе называют «Воскресение словущее», так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) «воскресением». То есть этот праздник лишь слывет, называется Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи СвятыниИкона Божией Матери «Взыскание погибших» (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах Храма Рождества Христова в Палашах);образ святого Спиридона, епископа Тримифунтского. ПриделыВоскресения Словущего (главный), Пророка Елисея (южный),Николай Чудотворца (северный). Интересные фактыПеред иконой «Взыскание погибших» венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон.Икона «Взыскание погибших» попала в храм после революции, из церкви Рождества Христова, что в Палашах. Туда же, по легенде, ее принес прихожанин, который, будучи вдовцом, один воспитывал дочерей и постоянно молился об их благополучии. Когда его молитвы были услышаны и судьба детей была устроена, он передал икону в храм. Адрес храма:
Читайте также:  Волгоградский казанский собор, как добраться, иконы и мощи

Источник: http://www.xn—-gtblacaaihsiehkqfinnftv.xn--p1ai/2014/04/blog-post_2536.html

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм.

Почти два века храм простоял без изменений, в 1816–1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1882 год Николай Найденов (1834-1905), Public Domain

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века.

При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский.

По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году.

Вид со стороны Брюсова переулка Lightvortex, GNU 1.2

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле.

В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

В XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963–1964 годах, 1979 году и 1982–1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

Овраг

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Воскресение Словущего

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного во всём мире как Храм Гроба Господня) в 335 году.

Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли якобы иметь такое же название.

Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.

Но редкие случаи возведения Храмов Воскресения Христова всё же имеют место.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.

Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства.

Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке Elisa.rolle, CC BY-SA 3.0

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816–1820 гг.

Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой.

Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершенными фронтонами.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/43121-xram-voskreseniya-slovushhego-na-uspenskom-vrazhke/

Москва. Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Статью добавил(а): Юлия,  20 декабря 2005
Здание храма представляет собой типичную «уличанскую» церковь — небольшой бесстолпный посадский храм XVII в. Строительство храма на месте деревянной сгоревшей церкви завершено в 1634 г. Трапезная и колокольня были пристроены в 1818-1820 гг. В 1879 г.

на колокольне надстроили еще один ярус.

Так как в приходе храма на ул.Неждановой жило много известных артистов, благодаря их просьбам, храм в годы советской власти не был закрыт. В 30-е гг. сняли колокола с колокольни.

В настоящее время храм оперелен местом постоянного служения в Москве митрополита Волоколамского и Юрьевского.

Главный престол освящен в честь Воскресения Словущего, южный придел — во имя пророка Елисея, северный придел — святого Николая.
Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  31 января 2011

История храма восходит ко временам Иоанна IV Грозного и Бориса Годунова.

Некогда здесь, между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага).

Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы. Впервые упоминается в 1548 г.

Существующий каменный храм построен в 1634 г. на месте деревянного, сгоревшего в 1629 г. Трапезная и колокольня перестроены в 1816-1820 гг., еще раз колокольня перестраивалась в 1897 г.

Храм не закрывался, его прихожанами были многие выдающиеся русские артисты. С 1620 г. рядом находился храм прор.

Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

Храм сгорел в 1812 г. и был возобновлен как придел к храму Воскресения в 1820 г. Здание храма — типичной «уличанской» церкви — представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.

Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства.

Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же.

В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты.

В 1963-1964 гг., 1979 г., 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы.

Источник: http://resurrection-uspvr.narod.ru/history-church.html

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02258

Ссылка на основную публикацию